Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

* ЛЕНИ НС К ОЕ ЗНА МЯ % оггября 1972 ъ, >6 232(13 400) С е г о д н я — Д е н ь у ч и т е л я ^Я/У>АЛЛЛ» 1<ЦАДЛ1УУУУУ\ЙЙЛ^Д<УУУММММЦ ^ ГЛАВНАЯ АРМИЯ СО ЦИА ЛИСТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Т Р У Д Н Е Л Е Г К И Й , Н О Б Л А Г О Д А Р Н Ы Й Сегодня советский народ отмечает День учителя. Это государственный праздник, день общенародного чествования самого многочисленного отряда совет­ ской интеллигенции. На Всесоюзном съезде учителей тов. Л. И. Бреж­ нев говорил: «Мы высоко ценим, товарищи, подвиг героев., которые отстояли завоевания Октября на поле брани, поднимали из руин разрушенное вой­ ной хозяйство, создавали наше экономическое могу­ щество, штурмовали твердыни науки и ' покоряли космос. В ряду этих замечательных подвигов стоит и ТРУД учителя — скромный, но требующий посто­ янного напряжения всех духовных сил, мудрого тер­ пения и великой любви — любви к детям, любви к народу, любви к своему делу». Всенародное признание заслуг нашего учительст­ ва нашло свое выражение в установлении ежегодно­ го праздника — Дня учителя. Общественная значимость труда учителя подчер­ кивается и теми наградами, какие ему по праву вру­ чаются. В нашей области награжден каждый чет­ вертый учитель. 293 педагога носят почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», около полу­ тора тысяч человек награждены орденами и меда­ лями- Родины. Учительство области, учащиеся, родители гордят­ ся кавалёрами ордена Ленина Марией Дмитриевной Кочериной, Зоей Васильевной Тониной, Зинаидой Алексеевной Меркуловой, Ниной Алексеевной Не- роновой, Евгенией Степановной Тихомировой и дру­ гими самоотверженными тружениками школы. Их педагогическое искусство и энтузиазм служат вдох- новляющйм примером, побуждают с большой от­ ветственностью трудиться над претворением в жизнь выдвинутых партией задач в области народного об­ разования. Коммунистическая партия и Советское правитель­ ство, наш народ проявляют постоянную заботу о школе, об учителе, его авторитете, о дальнейшем улучшении материального положения учителей. В этом легко убедиться на примере нашей области. От года к году улучшаются условия труда учителей. Тысячи из них работают теперь в новых, светлых, просторных школьных зданиях, в хорошо оборудо­ ванных кабинетах. Достаточно сказать, что только в нынешнем году к началу учебных занятий гостепри­ имно распахнули двери 16 новых прекрасных школ, в которых справили новоселье более 600 учителей и более 11 тысяч их питомцев. С 1 сентября осуществ­ лено новое повышение заработной платы учителям. Только в нашей области надбавка к зарплате учи­ тельства составляет более 3 миллионов 200 тысяч рублей в год. Постоянно улучшаются жилищно-бытовые условия учителей области. За восьмую пятилетку и два го­ да девятой они получили около полутора тысяч бла­ гоустроенных новых квартир. Юбилейный год йашей Родины учителя области ознаменовали напряженным творческим трудом ц добились повышения уровня работы. Улучшилась ус­ певаемость учащихся. Прошедший учебный год поч­ ти 60 процентов учителей закончили без второгод­ ников. Среди них Иван Афанасьевич Шипулин (Тро­ ицкая восьмилетняя школа Липецкого района), Раи­ са Яковлевна Путилина (В.-Матренская школа Доб- ринского района), Мария Петровна Левушкина (Ва­ сильевская средняя школа Воловского района), Вера Михайловна Меркулова (Н.-Ломовецкая восьмилет­ няя школа Долгоруковского района), Александр Матвеевич Лохов (Борковская средняя школа Тер- бунского района), Елена Ивановна Круглова (сред­ няя школа № 36 г. Липецка) и многие, многие дру­ гие. В школах организованно начался новый учебный год. В этом большая заслуга партийных организаций и педагогических коллективов школ. Особенно хо­ рошо в юбилейном году потрудились работники просвещения Тербу^ского, Усманского, Добринско- го районов и городов Липецка и Ельца. Школы области приняли в этом году более 600 молодых педагогов, выпускников педагогических ин­ ститутов и училищ. Для них юбилейный год особен­ но примечателен. Они в 1972-м юбилейном начина­ ют свой благородный и нелегкий путь наставников молодежи. В эти дни в педагогических коллективах школ идет большой разговор о том, как лучше осуществить директивы партии и правительства о завершении пе­ рехода ко всеобщему среднему образованию. Учи­ тельство области анализирует прожитый год и вгля­ дывается в перспективу своих дел, размышляет, как в максимальной степени проявить свои способности, вдохновение, чтобы внести еще больший вклад в созидание духовных ценностей социалистического общества. Наше время требует от учителя высокой интеллектуальности, непрерывного пополнения зна­ ний, расширения кругозора. Стремление безостано­ вочно двигаться вперед вместе с ускоряющимся прогрессом составляет, пожалуй, одну из самых ха­ рактерных черт советского учителя. Наш педагог не ограничивает свою деятельность рамками школы. Учителя ведут большую общест­ венно-политическую работу среди трудящихся, яв­ ляясь агитаторами, пропагандистами, лекторами, политинформаторами, редакторами стенных газет. Они разъясняют рабочим, колхозникам, служащим внутреннюю и внешнюю политику Коммунистиче­ ской партии и Советского правительства, мобилизу­ ют тружеников города и деревни на успешное вы­ полнение планов и обязательств во имя процветания нашей Родины. В области политйческую работу среди населения ведут более восьми тысяч учителей. Учитель — друг и наставник не только детей, но и их родителей. Это хорошо понимает учительство области. Педа­ гоги полны решимости выполнить наказ партии и правительства. Владимир Ильич Ленин указывал, что учительская армия должна быть главной армией социалистиче­ ского просвещения. Великий ленинский завет стал одной из основ культурной политики Коммунистиче­ ской партии и Советского государства. Наш народ одним из важных своих завоеваний считает создан­ ную партией армию советских учителей — идейно зрелых, политически закаленных, образованных, глу­ боко преданных делу строительства коммунизма. А. КЛЮЕВА, зав. отделом науки и учебных заведений обкома КПСС. М' Ы , СОВЕТСКИЕ УЧИТЕ­ ЛЯ, живем и трудимся в такой стране, где каж­ дый год жизни наполнен собы­ тиями большой важности. Но поистине удивителен год нынеш­ ний: столько нового он принес нам, труженикам народного обра­ зования! Какие важные, знамена­ тельные события совершились пе­ ред наступлением 1972—73 учеб­ ного года! Центральный Комитет партии и Советское правительство приняли постановление «О завершении пе­ рехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и даль­ нейшем развитии общеобразова­ тельной школы», а в августе бы­ ло опубликовано постановление о повышении зарплаты многомилли­ онному отряду работников народ­ ного образования. Эти постановления партии и правительства взволновали нас, советских учителей, наполнили на­ ши сердца гордостью. Нынешний свой учительский праздник мы встречаем особенно радостно. Но мы понимаем, какая боль­ шая ответственность ложится на нас в связи с завершением пере­ хода ко всеобщему среднему об­ разованию. Ведь одним из важ­ нейших условий его является по­ вышение качества знаний учащих­ ся, а, следовательно,— улучшение ------------ --------------------------------------- преподавания. Нужен самоотвер­ женный труд всех советских учи­ телей, чтобы успешно решить эту важную государственную пробле­ му. Советские учителя, безусловно, выполнят поставленные перед ни­ ми задачи; готовы к их выполне- Труд наш — нелегкий труд, это знают все. Он требует от учителя огромного физического, умствен­ ного и нервного напряжения. Мы измеряем жизнь не астрономиче­ скими, а учебными годами, а ра­ бочий день — уроками, где ста­ раемся использо’вать каждую ми- РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА нию и мы, педагоги 38-й школы г. Липецка. Коллектив учителей нашей шко­ лы — трудолюбивый, дружный, творческий. Вот уже три года мы работаем над проблемой активи­ зации познавательной деятельно­ сти учащихся. Творческие поиски учителей уже дают свои плоды: уменьшилось количество второ­ годников, повысился качественный показатель успеваемости. Боль­ шую работу по активизации по­ знавательной деятельности школь­ ников, по учету пробелов в знаниях и предупреждению неус­ певаемости ведут, в частности, учителя русского языка и литера­ туры, мри коллеги и друзья. нуту, которых, увы, нам почти всегда не хватает: ведь измени­ лись программы, и так много на­ до сообщить учащимся, так мно­ гому их научить! Но сколько ра­ дости в этом нелегком нашем труде! Интерес ушщихся к пред­ мету, напряженное внимание на уроке, хорошие ответы их, успеш­ ная сдача экзаменов, поступление выпускников в институты, чест­ ный труд их на производстве пос­ ле окончания школы — вот то, что приносит нам удовлетворение и подлинную радость, что полностью компенсирует затрату сил учите­ ля. Многие выпускники нашей шко­ лы честно трудятся на предприя­ тиях Липецка, учатся в средних специальных и высших учебных заведениях Москвы и Риги, Аст­ рахани и Воронежа, Волгограда и Липецка. И в этом году много учащихся поступило в вузы стра­ ны, среди них выпускница нашей школы Фомина Таня, ставшая студенткой МГУ — старейшего н самого прославленного высшего учебного заведения нашей Роди­ ны. Радует нас, учителей, н то, что четверо выпускников этого года избрали педагогическое поп­ рище: поступили в Липецкий пед­ институт. Это наши лучшие уче­ ники: Банникова Галя, Грачева Оля, Меламут Алла, Ершова На­ таша. Они через несколько лет придут в школы, чтобы пополнить славную армию советских учите­ лей. И во всех этих успехах — труд всего нашего педагогического коллектива, который, пользуясь возможностью, я поздравляю е Днем учителя — нашим празд­ ником, праздником миллионов со­ ветских тружеников — работни­ ков просвещения. Т. ШУКЛИНА, учительница средней школы ' № 38 г. Липецка, отличник народного просвещения РСФСР, Д И Р Е К Т О Р В О С Ь М И Л Е Т К И и с т о ч н и к с и л ы Богато село Троицкое. За послед­ ние годы похорошело, помолодело до неузнаваемости. А ШКола все та же, • старушка, не по-современному скромная. * ;• Идут уроки. Тишина. Лишь за дверями классов слышится негром­ кий, неторопливый разговор. На перемене знакомлюсь с Ива­ ном Афанасьевичем Шипулиным, учителем географии. Ему за пятьде­ сят, он—участник Великой Отечест­ венной войны, трижды ранен, но строен, подтянут и бодр по-юноше­ ски. Лицо, правда, усталое. Так бы­ вает с учителями, которые «горят» на уроках. Мне хотелось побеседо­ вать с ним, но он спешил на урок и пригласил: — Хотите со мной? И вот’мы в восьмом «Б». Дети оп­ рятны, жизнерадостны. Урок начи­ нается с первого же мгновения. Все ученики сразу втянулись а интерес­ ную беседу о народонаселении Зем­ ли. Без пауз, как в хорошем орке­ стре с хорошим дирижером. Череду­ ются то детские голоса, то краткие, очень емкие вопросы или замечания учителя. Его каждое слово будит мысли. Работа идет плотно. Разго­ ряченные детские лица говорят об умственном напряжении. Ответы ре­ бят чеканны, грамотны, обстоятель­ ны. Налицо следы определенной, установившейся системы работы учи. теля. Касаясь населения городов, Иван Андреевич просит учеников опреде­ лить лицо Липецка и 1рйзей, Ель­ ца, Одессы, Ленинграда. В клас­ се оживление, тянутся вверх руки. А когда перешли к трудовым ресурсам, коснулись человека, главного богат­ ства Земли, и учитель назвал имя Семена Максимовича Загорского — з прошлом металлурга, ныне пенсио­ нера', и... колхозного кузнеца, с мест посыпались реплики: — И ее папа на пенсии, а рабо­ тает... — И его бабушка... — И наши учительницы Лидия Алексеевна Дмитриева, Ирина Пав- лозна Черноусова... Легкий жест учителя, и снова ти­ шина. Иван Афанасьевич ведет сво­ их питомцев из родного села на ши­ рокие просторы Родины. Я совершенно забыл, что нахожусь на уроке. Передо мной был большой мастер своего дела, истинный ху­ дожник в педагогике. Иван Афанасьевич рисовал одну за другой картины сельской жизни. Он любит проселки, у которых всег­ да можно найти то валун фантасти­ ческих размеров, то необыкновенно причудливое дерево, то земные об­ нажения, рассказывающие о гигант­ ских катаклизмах истории нашей планеты. И вот он, любя землю, преподает науку о ней, приучает учеников знать, любить природу. В школе, сколько работает Изан Афанасьевич, существует туристско-краеведческий кружок. Туристы Троицкой восьми­ летней школы неоднократно выходят победителями в районных соревно­ ваниях. Они—обладатели трех при­ зовых кубков, два из которых пере­ даны им навечно. В этом году круж­ ковцы совершили 175-километровый поход по области, 15 человек вы­ полнили нормы на значок «Турист СССР». Иван Афанасьевич в порядке по­ мощи коллегам составил карту од­ нодневных маршрутов для учащихся первых—седьмых классов. Марш­ рут первоклассников—от школы до Казачьего лога, второклассников — до бобровых хаток и т. д. К момен­ ту окончания школы ученики с. Тро­ ицкое пройдут все маршруты, озна­ комятся со всеми достопримечатель­ ностями окрестностей Липецкого района. Дети, соприкоснувшиеся с природой, становятся душевно бога­ че, им интереснее будет жить, они полезнее будут для общества. Богатый краеведческий материал, собираемый во время походов и экс­ курсий, оформляется в виде альбо­ мов («Знакомьтесь: Троицкое», «Знатные люди района»...), в виде диафильмов («Боринский сахарный»; «По границам родного района»...), в виде стендов, схематических планов, карт, вещественных экспонатов. — Жалко, теснота у нас, — со­ крушается Иван Афанасьевич. Негде все это развернуть. Обещают по­ строить новую школу... и деньги будто бы есть... за подрядчиком остановка... Своими руками добытый и оформ­ ленный краеведческий материал ши­ роко используется на уроках геогра­ фии и других предметов, в выступ­ лениях представителей общественно­ сти на встречах с учащимися, посвя­ щенных профориентации и т. д. Интересную форму работы прово­ дит Иван Афанасьевич и в плане военно-патриотического воспитания. В красиво оформленный альбом «Как тебе служится?» собираются фото­ графии и письма воиноз Советской Армии, бывших выпускников школы. Письма воинов, между прочим, со­ держат богатый материал о разных уголках нашей Родины, о культуре, обычаях ее народов. Питомцы Тро­ ицкой школы уже знают, что писать Ивану Афанасьевичу. И вот он медленно листает альбом и задумчиво, тепло говорит о ребя­ тах. Каждый из них прошел через его сердце, оставив свой, особенный след, одни—приятный, другие—боль, ной. И тем, и другим он, безуслов­ но, подарил частицу своей любви к земле, к людям. — Иван Афанасьевич, — спраши­ ваю, — а что это у вас за подшивки газет лежат в шкафу? — Это, — улыбается он, — сокро­ вище. Праздничные газеты всех об­ ластей РСФСР, всех автономных и союзных республик, всех автоном­ ных округов н областей. Пишем еже- Кабинет химии и биологам на­ поминает настоящий цветник. На подоконниках и полочках — комнат­ ные растения. На стенах — табли­ цы, гербарии, плакаты, стенды. За столами — по два ученика. Перед каждым — учебнйк, тетрадь; Педагогический коллектив 16-и и гербарий. I восьмилетки, который вот уже 20 лет Урок биологии посвящен семейст- бессменно возглавляет П. П. Харин, о иотглтоиил тпл/пи'пло иот» тви птлЛи полняется закон о всеобуче? Стоит сказать и о том, что на второй год здесь остается не больше двух-трех учащихся. А хорошо и отлично учится более трети учеников. ву розоцветных растений. Обращаясь к классу, Нина Сергеевна Некрасо­ ва, заслуженная учительница шко­ лы РСФСР, сказала: неустанно трудится над тем, чтобы воспитывать у всех учащихся от­ ветственное отношение к учебе, к получению знаний. Большое внима­ ние обращено на повышение педаго- Будете работать самостоятель- гического мастерства преподавате- и 'лей. Для молодых учителей прово- гербарий и дайте в тетрадях отве- ■ дятся' открытые уроки опытных пе­ ты на контрольные вопросы. Нами- Iдагогов. Распространению опыта найте с текста. Кому непонятно, под- -служат также семинары, проиэвод- нимите руку. | ственные совещания, педагогические Все углубились в учебник. Чувст- !созеты- На совещаниях обсужда- вуется напряженный ритм. Никто н е |лись также вопросы, напршлер, как годно в редакции по триста писем, и нам присылают. — Вот к 'ЮО-ле-- тию со дня рожде­ ния В. И. Ленина, вот к Октябрю, к Первомаю и т. д. Помимо всего, они хорошо выручают меня на уроках, помогают воспитать у детей чувство интернационализма, показать им дружбу народов нашей Родины. — Вот, например, в этой газете,— продолжает свой рассказ Иван Афа­ насьевич, — портрет чукчи, а в этой — якута, а в этой — нашего председателя колхоза А. Н. Бабуш­ кина. Чукча, якут, русский — у всех на груди ордена Ленина, всем оди­ наков у нас почет за труд. — У всех народов есть свои газе­ ты (вот они!), свои писатели, поэты, ученые. Вывод: всем в равной степе­ ни доступно образование... Всяк волен говорить и писать на родном языке. Все большие и малые нацио­ нальности равноправны в великом Содружестве, имя которому Союз Советских Социалистических Респуб­ лик... Слушал я Ивана Афанасьевича и вспоминал, что мне еще говорили нем. Он много работает над собой, фактически возглавляет туристско- краеведческую и военно-патриотиче­ скую работу з школе, активный член правления "общественно-политическо­ го клуба при сельском Доме культу­ ры. бессменный руководитель район­ ной секции учителей-географов, про­ водит практикумы на областных курсах повышения квалификации учителей, заботится о географической площадке (кстати, в городской шко­ ле такую редко встретишь). — Не много ли на одного челове­ ка? — спрашиваю Ивана Афанасье­ вича.— Где брать силы на все? — Трудно, коне шо, — соглашает­ ся он, — но, понимаете, люблю я все это. Вот у меня мечта давняя: по Воронежу и Дону проплыть на вес­ лах с остановками от верховья до устья или, в крайнем случае, до юж­ ных границ нашей области и опи­ сать берега, сделать диафильмы, а лучше — кинофильм... Представляе­ те, какой великолепный материал получился бы... Опять мечты! Таков уж Иван Афа­ насьевич Шипулин, заслуженный учитель школы РСФСР. А силы у него — от любви к земле, к людям. И. ДАНИЛОВ. отвлекается. Учительница следит за ответами в тетрадях, дает наводя­ щие вопросы. После выполнения за­ дания дета смотрят диафильм по теме. Главным в этом уроке было то, что все ученики старательно труди­ лись, самостоятельно добывали зна­ ния. Это способствовало развитию мышления ученика. Когда были объявлены оценки тем, кто отвечал, результаты не могли не радовать — почти все по­ лучили «четверки» и «пятерки». Урок был интересным, увлекатель­ ным. В этом проявилось мастерство Нины Сергеевны Некрасовой, кото­ рая начала свой 29-й год работы в школе. Высоким педагогическим ма­ стерством в восьмилетней школе № 16 г. Липецка также отличаются уроки учителей С. С. Щедриной, Л. А. Федоровой, К. А. Мешалкиной, В. В. Тимофеевой, М. Т. Анискиной, М. Г. Гуляевой и других. Говорят, каковы учителя — такова и школа. И разве не отличной ра­ ботой всего педагогического кол­ лектива можно объяснить то, что вот уже десять лет в этой школе не бывает отсева учащихся, строго вы- единые требования к учащимся, ме­ тодика обобщения учителем своего педагогического опыта, проблемы развитая творческих способностей ученика и другие. Самостоятельная работа учителей над повышением своих знаний и методического мастерства дополня­ ется учебой на курсах при институ­ те усовершенствования учителей. в бедной крестьянской семье. Две его сестры работали в начальной школе и этой профессии отдали всю жизнь. От них Павел Павлович пе­ ренял'любовь к детям. Работа в шко. ле захватила его с юных лет на всю жизнь. Он был учителем начальной школы, Потом заведующим. Окончил исторический факультет Воронеж­ ского пединститута. В годы Великой Отечественной войны был на фрон­ те, а когда вернулся, ему предло­ жили руководящую работу. Он решительно отказался, твердо ска­ зал: «Я — учитель, и мое место — в школе». Павел Павлович — постоянный и активный участник всех учитель­ ских семинаров. Чтобы быть в курсе методики, он следит за литературой и журналами. Посещает уроки, ана­ лизирует итоги таких посещений на совещаниях учителей, рассказывает о новинках педагогической литерату­ ры, советует, что надо прочитать в журналах. Запомнился всем его доклад на педсовете «Самовоспита­ ние учителя ках средство повышения качества урока». Павел Павлович умеет работать с людьми, расположить и,~ к себе, вызвать интересГТс порученному де­ лу. Не отвлекает подчиненных попу­ сту, прислушивается к их мнению, критически оценивает достижения школы. Как коммунист не терпит Требовательность у директора со­ четается с большой заботой о педа­ гогах. Об этом говорит и такой при- ВСЕ Л У Ч Ш Е Е — Л Ю Д Я М Сельскую учительницу Аниу Степановну Кудинову я узнала в первые годы коллективизации, когда она по комсомольской ре­ комендации приехала ликвидиро­ вать неграмотность в мое родное село Яблоново Задонского рай­ она. Бурное тогда было время. Сем­ надцатилетняя девушка сумела организовать молодежь села. В сельском клубе проводились ин­ тересные вечера, ставились спек­ такли, выпускалась стенная газе­ та. Анна Степановна организо­ вала комсомольскую ячейку. Спустя много лет я стала учить­ ся в Задонском педучилище, и Анна Степановна, помню, очень помогала мне полезными совета­ ми. От имени всех ее воспитанников я благодарю Анну Степановну за все хорошее, что она сделала для народа за свой 37-летний педаго­ гический труд. В военное время она стала ра­ ботать воспитательницей в За­ донском спецдетдоме. Там она заменяла сиротам мать. Недаром один из ее воспитанников, став взрослым, прислал ей свою фото­ карточку с надписью «Человеку, который живет для других». П. ВАСИЛЬЕВА, учительница-пенсионерка. Большую помощь учителям ока­ зывает методический кабинет шко­ лы, которым руководит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Валентина Васильевна Тимо- | фальши, неискренности, показухи, феева. Здесь можно найти методи­ ческую литературу по всем предме­ там. Особо ценной является картоте­ ка с указанием статей, опубликован­ ных в периодических изданиях, ко­ торую аккуратно ведет вот уже 12 лет В. В. Тимофеева. У каждого учителя в кабинете есть папка со своими методическими разработка- , ми, планами, докладами. Такие раз- работки — это, по существу, науч­ ные исследования. Директор Школы Павел Павлович Харин — настоящий учитель по призванию. Сорок лет своей жизни он отдал школе, детям, из них — более тридцати руководящей школь­ ной работе. Его распоряжения всег­ да деловые, четкие, продуманные. В чертах его характера выделяются такие качества, как собранность, де­ ловитость, сердечность и высокая требовательность к себе и другим. Родился я вырос Павел Павлович П. П. Харин — умелый организа­ тор, хозяйственник, дальнозоркий руководитель. Все хозяйство школы — в отличном состоянии. Благодаря его стараниям школа оснащена в достатке всеми необходимыми учеб­ ными пособиями. Достаточно ска­ зать, что здесь имеется пять киноап­ паратов. Старое одноэтажное здание школы превратилось в двух­ этажное. Можно представить, каких трудов это стойто директору.- При школе есть полгектара сада, где руками учеников выращиваются чудесные цветы. Только за них школа получает дохода тысячу руб­ лей в год. Семь тысяч было получе­ но за собранный металлолом. На эти средства были пристроены спорт­ зал, два кабинета, гараж для школь­ ной грузовой машины. 60 учеников совершили туристскую поездку в Ленинград и Москву. Когда переступаешь порог школы, обращаешь внимание на образцовую чистоту. Коридоры, классы — все блестит и радует глаз. На стенах — множество репродукций русских ху­ дожников — настоящая «Малая Третьяковка». Все под стеклом. На стенде — на фотоснимках с подпи­ сями — правила поведения учеников. Все дети приучены к поддержа­ нию образцовой чистоты, опрятны, в чистых костюмах. Примечательно, что в школе проводится ремонт не ежегодно, а через два года. Это — наглядный результат образцового содержания всех помещений. Недав­ но на областном смотре 16-й школе присвоено звание школы образцово- мер: за последние десять лет все учителя получили квартиры, причем директор получил жилье последним, хотя нуждался в нем не меньше дру­ гих. го состояния. и. с к р и п к и н , нештатный корр. «Ленинского знамени». ЖС л ж наг а ял а Мама, наша учительница Снежные звезды зимой. Так же, как ты, добра, Гордо звучат о Родине Сразу с ней подружилась В классе ее слова: В классе вся детвора. — Родина — это Россия, Сколько она знает Сердце ее — Москва. Всяких загадок, чудес: Мама, наша учительница И почему роняет Так же, как ты, добра. Осенью листья лес, - Сразу с ней подружилась И почему сменяется В классе вся детвора. День прохладой ночной, Как из дождя получаются А. ТУМАРОВСКАЯ. Страница подготовлена нештатным отделом «Ленинского знамени» школ Н и з к и й п о к л о н Вам, А н ф и с а Н и к и т и ч н а ! Наших детей учит и воспитывает учительница математики Ли­ пецкой школы № 18 Анфиса Никитична Меринова. В каких бы ни работала она классах, у ребят отличная дисциплина, и нет среди них неуспевающих. Дети, воспитанные Анфисой Никитичной, общи­ тельны, вежливы, обладают хорошими знаниями по математике. Анфиса Никитична отдает всю себя детям. Еще не было тако­ го выходного дня у нее, чтобы ома не была с ребятами вместе. Многие питомцы Анфисы Ники-гичны теперь работают, закончив институты, техникумы или технические училища. Мы, родители, часто обращаемся к Анфисе Никитичне за сове­ тами по воспитанию детей, зная, что она умно, действительно по- педагогически, подскажет, поможет и, если надо, сама придет в семью и исправит ошибку в воспитании. Она — частый гость во всех наших семьях. Анфиса Никитична — всеми уважаемая учительница. За свою ра­ боту она награждена значком «Отличник народного просвещения» и Ленинской юбилейной медалью. Дорогая редакция, разрешите всем нам тепло поздравить с Днем учителя нашу Анфису Никитичну, пожелать ей всего самого доброго, успехов в педагогическом труде. Низкий ей поклон от всех нас! Родители: ВОРЖЕВА, ГРИГОРЬЕВА, ГОРБУНОВА, ПОПОВ и другие; выпускники школы: КОБЛЯКОВА, БЕЛЯЕВ и другие. (Всего $2 подписи). В эти дни большая группа педа­ гогов — организаторов внеклас­ сной ■ внешкольной воспитатель­ ной работы с детьми проходит курсы повышения квалификации в областном институте усовершен­ ствования учителей. Они знако­ мятся с постановкой внеклассной работы в школах Липецка. На снимке: о своих поисках слушателям курсов рассказывают члены юнгвардейского экспедици­ онного клуба «Воздушный иска­ тель» Липецкой средней школы № 19. Фото Ю. Ардашева. "!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz