Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 29 сентября 1972 г., М 230 (13 398) В п о м о щ ь э к о н о м и ч е с к о м у с а м о о б р а з о в а н и ю т р у д я щ и х с я ЗНАНИЯ , НУЖНЫЕ ВСЕМ В августе 1971 года Це нтральный Комитет КПСС принял поста­ новление «Об улучшении экономического образования трудящих­ ся»». В нем поставлена задача коренного улучшения экономической подготовки руководящих кадров, специалистов всех отраслей на­ родного хозяйства, широких масс рабочих и колхозников. 1 октября начинается учебный год в системе экономического образования, созданной в соответствии с постановлением ЦК пар­ тии. В помощь руководителям и слушателям экономических школ «Ленинское знамя» будет публиковать материалы, главным образом, по курсу «Основы экономических знаний». Статья заведующего До­ мом политического просвещения обкома КПСС Д. И. Онищенко знакомит с формами и методами работы экономических школ. Н ЕОБХОДИ МОСТЬ ческого образования экономя- теперь, пожалуй, очеЁндна для всех. Знать экономику нужно каждому, потому что сегодня слишком боль­ шими потерями оборачивается не- продуманность, потому -1то только научный уровень организации про­ изводства и управления им обеспе­ чивает успешное претворение в жизнь программы коммунистического стро­ ительства, определенной XXIV съез­ дом КПСС. Важнейшей формой Экономйческо. го образования и коммунистического воспитания трудящихся стали эконо­ мические школы. В нашей области организовано 1593 таких школы. В ни* будет обучаться около 40 тысяч рабочих, колхозников, кадров сред­ него звена управления и специали­ стов народного хозяйства. Кроме того, экономической учебой заняты 44 тысячи слушателей системы пар­ тийного н комсомольского политиче­ ского просвещения, а всего экономи­ ческим образованием в новом учеб­ ном году охватывается около 115 тысяч человек, т. е. каждый чет- вертый работник. Экономические школы организу­ ются дифференцированно, с постоян­ ным однородным составом слушате­ лей. Для рабочих и колхозников созданы двухгодичные школы по курсу «Основы экономических зна­ ний», на изучение которого отводит­ ся 64 часа, а для работников средне­ го звена управления и специалистов народного хозяйства — двухгодич­ ные школы по курсу «Основы эконо. мики и управления производством». Учебный план последних рассчитан на 90 часов. Изучение предметов ве­ дется по типовым учебным планам, тематика которых скорректирована с учетом особенностей отрасли. Опыт работы экономических школ, которые действовали в прошлые го­ ды на заводах, в колхозах и совхо­ зах, показал, что формы и методы занятий должны избираться с уче­ том уровня подготовки слушателей, характера их производственной дея­ тельности, интересов, содержания изучаемых предметов, целей и задач учебы. Лучшие результаты достигнуты там, где на занятиях прививают слушателям живой инте­ рес к участию в решении проблем хозяйствования, пробуждают у них стремление самостоятельно вести экономический анализ, быть на стра. же общественного производства, бо­ роться с потерями, где учат умению экономить, вскрывать и использо­ вать резервы на рабочих местах. Изучение марксистско-ленинской экономической теории, экономиче­ ской политики партии, материалов XXIV съезда КПСС позволяет слу­ шателям полнее видеть величие задач коммунистического строитель ства и пути их решения в своем производственном коллективе, на рабочем месте. В новом учебном году в связи с 50-летием образова­ ния СССР должное место в учебном плане занимают вопросы экономи­ ческого содружества народов СССР, развития социалистической интегра ции стран — членов СЭВ. Уже пер­ вое занятие посвящается информа­ ции о ходе юбилейного социалисти­ ческого соревнования ка предприя­ тии, в колхозе, совхозе. А О РСЕНАЛ методических прие­ мов руководителей экономи­ ческих школ широк и разно­ образен. Начиная занятие, опытные пропагандисты обычно стараются переключить внимание слушателей на изучаемую тему от событий тру­ дового дня, дают изложение нового материала. Опыт показывает: новый материал усваивается тем глубже, чем убеди­ тельнее его изложение. Достигается это использованием абсолютно до­ стоверных, типичных для нашей действительности фактов и данных. Убедительность, ясность позволяют выработать у слушателей правиль­ ное понимание содержания темы, переубедить тех, кто иногда придер­ живается ошибочных мнений, сло­ жившихся на основе поверхностных наблюдений, случайных фактов. Ис­ пользование примеров из практики, обстоятельный разбор работы цеха, служб, участков, бригады, фермы вызывает у слушателей стремление лучше усвоить программный матери­ ал, развивает у них потребность по­ делиться своими мыслями, высказать свои Предложения. СНОВНОИ формой препода­ вания экономических знаний рабочим и колхозникам слу­ жит непринужденная, живая и зани­ мательная беседа, насыщенная фак­ тами и яркими примерами. По ходу беседы слушателям задаются вопро­ сы, предлагается высказать свое суждение. Так обеспечивается взаим­ ный обмен мнениями, выявляются сложные вопросы и даются на них ответы. В школах для работников среднего звена управления преобладает лек­ ционный метод изложения. Успешно­ му чтению лекций содействует четкое уяснение пропагандистом системы И объема знаний по теме, глубокое знание ее, как и курса в целом, на основе первоисточников, новейших достижений научной мысли, передо­ вого опыта, владение методикой вы­ ступлений, дифференцированный под­ ход к аудитории. Для проведения занятий по отдельным темам руко­ водители экономических школ неред­ ко привлекают других специалистов Успех собеседования или семинар­ ского занятия обеспечивается четко определенной целью их, детальным планированием, подбором необходи мых данных для иллюстрации на занятии обобщений и выводов. Со­ беседования и семинары достигают цели, если проходят не в форме от­ ветов слушателей на поставленные зопросы, а в обстановке творческого, активного обсуждения проблемы. Для руководителей школ, особен­ но тех, где преобладает малоподго­ товленный состав слушателей, особое значение приобретает овладение ме­ тодикой их обучения навыкам само­ стоятельной работы над экономиче­ ской литературой, конспектирования первоисточников. Организация вы­ ставок учебно-методических пособий, обзоры литературы, изданий периоди­ ческой печати для слушателей по­ зволяют им найти необходимые ма­ териалы для занятий. Большое значение имеет и широ­ кое применение различного рода ак тлвных форм и методов обучения. Таких, как диокуссии, практические занятия по анализу тех или иных эко­ номических данных, индивидуальные и групповые задания для само­ стоятельной работы, подготовка и обсуждение рефератов. Именно на практических занятиях слушателю представляется возможность в более полной мере приобрести навыки эко­ номического анализа хозяйственной деятельности предприятия и его про­ изводственных подразделений, глуб­ же понять, во что обходится единица продукции, что дает применение того или иного новшества, как оборачи­ вается рубль. Пропагандист Т. Н. Деберснева (Липецкий завод резино­ пластмассовых изделий) одно из практических занятий посвятила на­ учной организации и дисциплине труда. На основе анализа, предмет­ но она показала каналы потерь ра­ бочего времени, сделала расчет, что дает его Экономия. Это вызвало по­ лезный обмен мнениями, конкретны­ ми предложениями слушателей по предотвращению нарушений дисцип. лины. Работники среднего звена управ­ ления и специалисты на практиче­ ских занятиях обучаются искусству объективной оценки конкретной про­ изводственной ситуации, выработке и принятию оптимального решения, его экономического обоснования. Ис­ пользуемые при этом материалы об­ щественных бюро экономического анализа обеспечивают единство Э ко. иомической пропаганды и экономиче­ ской работы. Опыт изучения основ экономиче­ ских знаний в Школе, которую вел И. П. Журавлев в колхозе «Совет­ ская Россия» Долгоруковского рай­ она, показал, что целеустремленная экономическая информация воспри­ нимается слушателями с большим интересом, находит у них живой отклик. Опираясь на местные факты, Примеры из жизни своего села, про­ пагандист приводит слушателей к выводам, что главный источник за­ житочной жизни колхозников—рост общественного производства. Он об­ стоятельно раскрыл пути его разви­ тия за счет более эффективного ис­ пользования каждого гектара земля, рабочей силы, техники. Слушатели этой школы не только охотно повы­ шают свои экономические знания, но й умело применяют их на деле. ЕОБХОДИМЫМ элементом занятий экономических школ стало повсеместное использо. ванне материалов о ходе и результа­ тах социалистического соревнования в условиях которого в настоящее время все большее место находит борьба трудящихся за улучшение экономических показателей произ­ водственной деятельности. Пропаган­ дист Н. П. Квасова в совхозе «Ли­ пецкий» широко применяет экономи­ ческие показатели из эстафет сорев­ нования, издаваемых в хозяйстве И районе, где отражены данные о се­ бестоимости продукции, величине за­ трат труда на ее производство, о за работной плате. Органическая связь изучаемого материала с жизнью учит людей на положительном примере, морально поощряет лучших одобрением их по­ чина, инициативы. В экономических школах, особен­ но для среднего звена управления и специалистов, определенное место занимает обучение слушателей ма­ стерству публичного выступления Пропагандист совхоза «Красный ко­ лос» Липецкого района Т. В. Ники­ шина делает это так. Наметила она скажем, провести практические заня­ тия по определению себестоимости продукции. Перед занятием она по­ ручает слушателям подготовить ре­ фераты, помогает Им в этом. Когда же рефераты обсуждены на заняти­ ях, с ними слушатели выступают на производственных участках перед рабочими. К Проводить занятия значительно содержательней, интересней, доход­ чивей позволяет хорошо продуман­ ное использование наглядных посо­ бий, технических средств пропаган­ ды. Это в свою очередь требует ук­ репления учебно-материальной базы, создания экономических кабинетов и уголков. Так как экономическая учеба со­ пряжена с использованием большо­ го количества статистических дан­ ных, требуется весьма тщательный отбор тех из них, которые в обоб­ щающем виде подтверждают теоре­ тическое положение И выводы. Наи­ более выразителен их показ с ис­ пользованием метода сравнений. Подлинные знания даются только упорным трудом. Многое здесь за­ висит от самого слушателя, его учебной дисциплины, старания, ак­ тивности, наконец, ответственности за уровень своей экономической под­ готовки, которая рассматривается как важная сторона квалификации каждого работника. Опытные пропагандисты уже с пер­ вых занятий четко определяют тре­ бования К слушателям, чтобы систе­ матически изучали рекомендованную литературу, особенно произведения классиков марксизма-ленинизма, ре­ шения партии и правительства, тща­ тельно готовились к каждому заня­ тию. Систематическая самостоятельная работа слушателей предполагает ве­ дение ими записей бесед и лекций, конспектов первоисточников и вы­ полнение практических заданий, ак­ тивное участие в собеседованиях. Целесообразно придать собеседо­ ваниям И семинарским занятиям за­ четный характер. Если слушатель по каким-либо причинам не выступал Х ОТЯ совхоз «Пролетарий» спе­ циализируется на выращива­ нии фруктов (имеется около Тысячи гектаров садов), стадо круп­ ного рогатого скота у нас немалень­ кое: 1365 голов. Дойная группа на­ считывает 432 коровы. Плотность одна из самых высоких » районе — двенадцать короз на сто гектаров угодий. Площадь же посева кормо­ вых культур в пределах 25—30 про­ центов пашни. Понятно, что кормо­ вая проблема у нас стоит достаточ­ но остро. В нынешний неблагоприятный год забота о кормах тем более выдви­ нулась на передний план. В убороч­ ную особое внимание обращали на ют по нескольку килограммов со­ ломы и концентратов. Средние надои сейчас 9,2 килограмма, на 0,4 кило­ грамма выше, чем за тот же период Прошлого года. К слову, годовое задание по сда­ че молока государству выполняется успешно. За восемь месяцев с сов­ хозных ферм отправлено на масло­ завод 7240 центнеров молока из 10.000. Судя по всему, рубеж в 2750 килограммов от коровы, намеченный в обязательствах, будет перевыпол­ нен. Держат слово и скотники, занятые на откорме крупного рогатого ско­ та. При годовом плане з 1030 цент- Т Р У Д Н О С Т И П РЕОДОЛЕЕМ предотвращение потерь, применение прогрессивной технологии и передо­ вых методов труда. Косовицу трав и зерновых культур вели только на низком срезе, зерновые комбайны оборудовали измельчителями соломы и приспособлениями для сбора по­ ловы пожнйвяых остатков. Все грубые корма сразу же свозили К фермам и скирдовали. Запасено 1485 тонн, из них — 708 тонн сена (большую часть его сушили методом активной вентиляции) и 100---сена- жа. Это составляет примерно 115 процентов потребности в грубых кормах. Хуже обстоит дело с сочными. Си­ лоса заложено лишь 2300 тонн вме­ сто 5300 по плану. Отчасти это про­ изошло по нашей вине: запоздали с уборкой кукурузы, и она перестояла, потеряв в весе, да и питательности. Не оправдались и надежды на кор­ неплоды. Их заготовлено всего 102 _________ _г________ _ ___ ____ тонны. или отсутствовал на собеседовании В Каков же выход из создавшегося Или семинаре, то он должен сдать зачет по теме данного семинара. Эффективно обсуждение докладов и рефератов, подготовленных слуша­ телями по проблемам курса. В КОНЦЕ учебного года по пройденному материалу про­ водится итоговое занятие. Слушатели, изучавшие основы эко­ номических знаний, сдают зачеты или экзамены. Слушатели мических школ среднего звена уп­ равления пишут и защищают ре­ фераты по «Основам экономики и управления производством». Следует помнить: работники, успешно повы­ шающие свою экономическую подго­ товку, имеют определенные преиму­ щества при присвоении разрядов, повышении окладов, выдвижении на новые должности. Названные И другие формы и ме­ тоды экономической учебы делают близкими и более осмысленными та­ кие понятия, как производительность труда, себестоимость продукции, рен­ табельность, помогают организовать труд на научной основе. Вместе с тем, в организации и со­ держании работы экономических школ, как свидетельствует практика, допускаются и серьезные промахи, недочеты. Неоправданна попытка отдельных хозяйственных руководи­ телей форсировать прохождение кур­ са в более короткие сроки, что мо­ жет лишь ухудшить качество учебы. Долг партийных комитетов, хозяй­ ственных руководителей, советов по экономическому образованию — по­ мочь пропагандистским кадрам в совершенстве овладеть формами и методами экономического образова­ ния, воспитать каждого трудящегося сознательным, экономически грамот­ ным строителем коммунизма. Д. ОНИЩЕНКО, заведующий Домом политического просвещения обкома КПСС, кандидат экономических наук. положения? Прежде всего в повы­ шении качества приготовления кор­ мов к скармливанию. Приобретены два кормозапарника и дрожжеваль- ная установка, построено помещение для кормоцеха. Сейчас бригада по механизации производственных про­ цессов ведет в нем монтаж обору­ дования. В ближайшее время пла­ нируется ввести кормоцех в строй, эконо- По расчетам запаривание и сдабри­ вание соломы, а Также внесение ми­ неральных добавок и микроэлемен­ тов почти в полтора раза повысит ее питательность. А для того, чтобы кормов хватило на всю зимовку, распределили их по месяцам. При составлении таблицы расходования кормов учитывали сроки отела, особенности возрастных групп животных, другие зоотехниче­ ские факторы. Сено в основном пред­ назначается для телят, а сенаж бу­ дем давать коровам за два-три месяца до отела. Пастьба, естественно, не дает уже большого эффекта, и в ежедневный рацион животных входит 40—50 ки­ лограммов зеленой подкормки, для которой используется свекольная ботва. Коровы, кроме того, получа- неров государству уже сдано 840 центнеров мяса. По предваритель­ ным подсчетам, план по мясу значи­ тельно перевыполним. Достигнутое, конечно, далеко не предел. В следующем году нам предстоит значительно увеличить производство животноводческой про­ дукции. Хороший задел для этого уже имеется. К первому января дой­ ное стадо должно увеличиться на 70 коров. А это значит — еще около двухсот тонн молока. В выполнении поставленной зада­ чи большую роль играет наличие в хозяйстве прекрасных высокомеха­ низированных животноводческих по­ мещений. Во всех трех коровниках установлены аппараты Механическо­ го доения и автопоилки, механизи­ рованы удаление навоза и раздача кормов. Еще два коровника на 100 голов каждый строятся хозяйствен­ ным способом. Ввод их в эксплуа­ тацию намечен на конец нынешне­ го года. Да и недостатка в те­ лятниках и помещениях для от­ корма крупного рогатого скота тоже не испытываем. В восьми животноводческих поме­ щениях из десяти скот уже постав­ лен на стойло. Бригада, состоящая из плотников Н. П. Огнева, И. Я. Полякова, каменщика В. И. Панина, механизаторов А. И. Салькова, Е. П. Четвергова и других рабочих, про­ извела в них побелку и дезинфек­ цию, вставила стекла и отремонти­ ровала ворота, отладила оборудо­ вание. На несколько дней осталось работы в остальных помещениях. Зимовка скота нынче не обещает быть легкой. Однако оправиться с трудностями — в наших силах. Ду­ мается, что усилия коллектива по повышению эффективности общест­ венного животноводства принесут свои плоды. А. ЧИЖИКОВ, главный зоотехник совхоза «Пролетарий» Измалковского района. «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМА ЦИЯ» № 18 Вышел из печати и рассылается подпис­ чикам 18-й номер жур­ нала отдела пропаган­ ды и агитации обкома КПСС «Политическая информация». 8 октября трудящие­ ся области вместе со всей страной будут от­ мечать Всесоюзный день работников сель­ ского хозяйства. Праз­ днику земледельцев посвящено интервью заместителя начальни. ка обдасуного управле­ ния „сельского хозяйст­ ва П, Г. Григорьева. В октябре отмечается еще. одна праздничная дата — День работни­ ков пищевой промыш­ ленности. О том, с чем идут пищевики к пра­ зднику, рассказывает на страницах журнала инструктор отдела лег­ кой, пищевой промыш­ ленности и торговли обкома КПСС А. Т. Потокина. Новым в организации социали­ стического соревнова­ ния на предприятиях города делится зав. промышленно * транс­ портным отделом Елецкого горкома пар­ тии В. А. Меркулов. Парторганизации об­ ласти готовятся к об­ мену партийных доку­ ментов. В помощь им журнал представил примерные планы на­ учно-практических кон­ ференций. ПРО ВЕР Я ЕМ ВЫПО ЛНЕН ИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ УРОКИ РЕКОНСТРУК ЦИИ «Повыси ть производительность труда против 1971 года на 2,6 процента. Выпустить сверх плана товарной продукции на 432 ты­ сячи рублей, в том числе 400 тонн труб и фасонных частей... Достигнуть проектной мощности фасоннолитейного цеха на 7 конвейерах к 1 мая 1972 года». (Из социалистических обязательств коллектива Липецкого трубного завода на 1972 год). Коллектив Грязинского культив аторного завода, как и все тру­ дящиеся области, соревнуется за достойную встречу 50-летия обра­ зования СССР. День ото дня растут ряды передовиков производст­ ва. Многие рабочие уже выполнили свои годовые обязательства и сейчас трудятся в счет 1973 года. На 150—160 процентов системати­ чески выполняет сменные нормы электросварщик Владимир Соко­ лов (на снимке). Фото И. Воронова. В понимании руководителей труб­ ного завода эта история выглядит так... Решили реконструировать старый фасоннолитейный цех. Получили про­ ект — стали строить. Так, как того пожелали проектировщики. И что же? В 1971 году новый фасоннолитей­ ный принес заводу более миллиона рублей убытка. В первом полугодии текущего года убытки уже составля­ ют 634,2 тысячи рублей. За это вре­ мя потери от брака возросли вдвое, производительность труда упала на 24 процента. (Если на стационарных установках выработка одного литей­ щика поднималась до 1 тонны за смену, то теперь, На конвейерах, она едва достигает 400 килограммов). Конечно, считают на заводе, новый способ изготовления фасонного литья принес много отрадных изменений. Значительно улучшены условия тру­ да рабочих. Механизированы транс­ портировка изделий, заготовка и за­ валка шихты. Стабилизировался про­ цесс плавки. Установка миксеров поз­ волила постоянно иметь жидкий ме­ талл заданной температуры. И все- таки... «Реконструкция фасоннолитей­ ного вышла боком». Был завод пере­ довым предприятием, а скатился до ' отстающих. А кто знал, что так все •обернется? * * * Для того, чтобы правильнее оце­ нить печальную историю фасонноли­ тейного цеха, обратимся к истории недавней — о том, как на заводе го­ товятся к строительству цеха уни­ кальной оснастки. Когда составлялось проектное за­ дание, с постройкой цеха справедли­ во связывали будущее завода. Про­ ект разработал ленинградский инсти­ тут «Гипросантехпром». Главк проект утвердил. На заводе уже есть на- |чальник будущего цеха — Н. И. Гу­ ров. И вот. теперь, когда со дня на день ожидают строителей, Н. И. Гу­ ров неожиданно обнаружил, что про­ ект того... несостоятельный. Станки, которые появятся в цехе, морально устарели, производственные площади не соответствуют нормам, бытов­ ки, проезды расположены неправиль­ но... Так что у руководителей трубного завода сохраняется возможность го­ да через два дословно пересказать историю фасоннолитей'ного цеха. С той только разницей, что речь при­ дется вести’не о литейных конвейе­ рах, а о станках чхеха уникальной оснастки/ Возможно, опять, демонст­ рируя святую наивность, здесь будут сокрушенно вздыхать: «А кто знал, что так все обернется?» Кто же должен знать? Если каж­ дый проект для заводских специали­ стов не более чем кот в мешке, мо­ жет, тогда не стоит и огород горо­ дить? Может, есть смысл — и так будет честнее не кивать на чужо­ го дядю, а признать, что в истории с реконструкцией фасоннолитейного цеха и с постройкой цеха уникаль­ ной оснастки руководители завода проявили себя плохими хозяевами? * * * Есть такая поговорка: «Когда не знаешь, к какому берегу пристать, ни один ветер не будет для тебя по. путным». Опасность потерять вер­ ные ориентиры подстерегает и руко­ водителей трубного завода. Цех фасонного литья построен и уже выдает продукцию. Какие бы громы-молнии ни метали теперь фа- соннолитейщики з адрес проектиров щиков, а факт остается фактом — цех должен выйти на проектную мощность. Но когда — это будет за­ висеть не только от реконструкции действующего оборудования, но и от решимости коллектива перебороть трудности, от стремления настойчиво и последовательно идти к намеченной цели. А вот этого боевого настроения как раз и не ощущается... Не ново, но верно: проигрывать на­ до с достоинством. В споре с про­ ектировщиками труболитейщики проиграли. Казалось бы, сделай вы­ воды и забудь о мелких и теперь уже бесполезных препирательствах. Но иначе думают на заводе. В ка­ кой цех ни "зайди — повсюду услы­ шишь упреки в адрес Главка, специ­ алистов «Гипросантехпрома». А на­ чальник фасоннолитейного цеха А. Ф. Белолипский все еще лелеет мечту «проучить проектантов». — Вот создадим стендовый учас­ ток и мы на старых стационарных установках такую производитель­ ность покажем, что никакой конвей­ ер не угонится! Таким образом, под сомнение ста­ вится сам принцип конвейерного производства. Неудивительно, что в беседе со мной многие рабочие фа­ соннолитейного цеха прямо заявили: — Литейные конвейеры — беспер­ спективное дело! Вот раньше — это да! А теперь только и знаем, что дырки латаем! К чему приводят такие настрое­ ния — известно. Только за первое полугодие текущего года с завода уволилось около 400 рабочих. Еще более красноречивые данные по фа­ соннолитейному цеху. До реконструк­ ции, в 1970 году, текучесть кадров составила 8 процентов от общего ко­ личества рабочих, причем «летуна­ ми» оказались в основном нарушите­ ли трудовой дисциплины. Иная кар­ тина теперь. В первом полугодии 1972 года текучесть кадров возросла до 15,8 процента. Характерно, что за нарушение трудовой дисциплины бы­ ло уволено лишь несколько человек, остальные — 14,9 процента — ушли «по собственному желанию». И такое, заметьте, происходит именно тогда, когда от коллектива фасоннолитейного требуется особая сплоченность! Странная метаморфоза! Чем луч­ ше были производственные показате­ ли трубного завода, тем чаще здесь возникали добрые начинания, тем активнее был творческий поиск, рож­ денный стремлением достичь новых высот, новых побед. Но стоило кол­ лективу оказаться в трудном поло­ жении, как добрые традиции забы­ лись, былая активность угасла, ус­ тупив место унынию и обидчивой смиренности: «Разве мы предполага­ ли, что так все обернется?» Отсюда растерянность, которая в свою очередь порождает неверные пред­ ставления даже о задачах чисто технического порядка. Брак фасонного литья не снижает­ ся, сейчас он возрос до 18 процент тов. Выясняя причины брака, в цехе (теперь уже по инерции) валят все на проектировщиков, и никто не удо­ сужится посмотреть на организацию труда «свежим» взглядом. Непонят­ но, к примеру, почему, собрав формы под заливку, стерженщицы, формов­ щики, заливщики — все разом — уходят на обеденный перерыв? Го­ товые формы мирно покоятся на конвейере, стержни осыпаются, и брака в этом случае не избежать. Передвинуть график обеденного пе­ рерыва, привести его в соответствие с требованиями конвейерного произ­ водства — это ведь не от проекти­ ровщиков зависит. Действительно, фасоинолитейщики внесли около 300 усовершенствова­ ний в работу конвейеров. А вот на выбивке готовые детали до сего дня бросают друг на друга. И здесь брак неизбежен! Неужели же изготовить простейшие склизы можно лишь при условии, если их установка будет за­ регистрирована как «трехсот первое усовершенствование»?! * * * Настроение, которое царит сейчас среди специалистов трубного завода, исключает критическое осмысление допущенных промахов. Заводским инженерам, организуя работу по со­ вершенствованию труда фасонноли- тейщиков, необходимо в первую оче­ редь уяснить давно известную исти­ ну: технические задачи решают лю­ ди, но успешно решают при усло­ вии, если в коллективе заботятся о создании приподнятой, деловой об­ становки, о росте творческой иници­ ативы и активности. Пока же заяв­ ления, вроде «конвейерное производ­ ство — дело бесперспективное», только расхолаживают людей. ^ - В. САВЕЛЬЕВ. В п р о ф с о ю з н ы х О Р Г А Н И З А Ц И Я Х ЮБИ ЛЕЮ — УДАРНЫЙ ТРУД На ряде предприятий Ельца профсоюзные комитеты совмест­ но с партийными и комсомоль­ скими организациями творчески занимаются вопросами социали­ стического соревнования. В ре­ зультате более 2500 ельчан уже работают в счет 1973 и 1974 годов. «Пятилетку — за четыре года!»—■ под таким девизом трудятся се­ годня пять тысяч рабочих. Движе­ ние за досрочное выполнение ин­ дивидуальных обязательств ши. рится с каждым днем. На заводе «Гидропривод» мно­ гие работают под лозунгом: «Вы. полнять задания с меньшим чис­ лом людей». На элементном кол­ лектив смены, руководимой Л. Поздняковой, попросил повы­ сить норму выработки на три процента и ежедневно перевы­ полняет ее, сдавая свои изделия только с первого предъявления. Свои успехи труженики индуст­ риального Ельца посвящают слав, ному юбилею — 50-летию обра­ зования СССР. ТЕМА — «СОЮЗ РАВНОПРАВНЫХ В связи с подготовкой к 50-Ле- тию образования СССР в профсо­ юзных клубах, домах и дворцах культуры проводится тематичес­ кий кинопоказ «Союз равно­ правных». В ходе его демонстри­ руются лучшие фильмы совет­ ских социалистических республик, читаются лекции об их киноис­ кусстве. Интересный вечер, посвящен­ ный киноискусству Советской Бе­ лоруссии, состоялся в липецком кинотеатре «Маяк». После лекции были показаны документальные фильмы «Заблуждение», «Полве­ ка в кино» и художественный — «Мировой парень». В клубах совхозов «Правда», «Прибытковский», «Красная дуб­ рава» Грязинского района проде­ монстрированы фильмы, создан, ные таджикскими кинематографи­ стами. ПРИ в ы с о к о й АКТИВНОСТИ На Новолипецком металлурги­ ческом заводе проведен смотр состояния техники безопасности. На эту тему в цехах состоялось более 700 собраний, в которых приняло участие около 25 тысяч человек, прочитано 56 лекций, показано 18 киножурналов, выпу­ щено 50 сатирических листков. Оборудовано 12 кабинетов, 54 уголка и 64 стенда по технике бе­ зопасности. От рабочих и ИТР по­ ступило свыше четырех тысяч предложений, из которых почти половина уже внедрена. По итогам смотра решением ад. министрации, комитетов профсо­ юза и ВЛКСМ классные места и денежные премии присуждены коллективам цехов — кислород, но-конверторного № 1, листопро­ катного № 3 и фасоннолитейного. ЧТОБЫ ЛУЧШЕ РАБОТАЛОСЬ При активном участии местко­ ма профсоюза в коллективе Тер- бунского районного объединения «Сельхозтехника» проводится большая работа по улучшению производственно-бытовых усло­ вий. В помещениях имеется паро­ вое отопление, в токарном отде­ лении , живые цветы. Террито­ рия предприятия озеленена^ на ней оборудованы места отдыха. К услугам работников — гарде­ робные и душевые, хороший красный уголок. Оформлены три уголка по технике безопасности. Ежемесячно проводится «День охраны труда». ЗАВОДСКАЯ ЗДРАВНИ ЦА По инициативе комитета проф­ союза на Лебедянском машино­ строительном заводе за счет средств предприятия введена в строй новая водогрязелечебница. Оборудованное под нее помеще­ ние располагает необходимым количеством комнат, набором современной медицинской аппа­ ратуры. Заводская здравница укомплектована специально под­ готовленными медицинскими кад­ рами. В течение месяца здесь прошли курс лечения 50 работни­ ков завода. Д ЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОИНЫ За последние полтора года профсоюзные организации обла­ сти выдали работающим инвали­ дам Великой Отечественной вой­ ны более 700 санаторных путе­ вок, причем почти треть из них — бесплатные, остальные — с доплатой 30 процентов стоимос­ ти. Хорошо поставлена эта работе в комитетах профсоюза рабочи:: машиностроения, металлурги­ ческой промышленности, работни­ ков просвещения, высшей школ:.!' и научных учреждений. В то ж е время существенные недостатки допускаются в этом деле в ко­ митетах профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок Елецкого, Задонского, Краснинского, Липецкого, Лебе­ дянского, Чаплыгинского и Хле- венского районов. Здесь значи­ тельное количество путевок, вы­ деленных для работающих инва­ лидов, использовано не по наз­ начению. Центральные, районные и участковые больницы слабо по­ могают профсоюзам в отборе и направлении в санатории инвали­ дов войны. Профсоюзным орга­ низациям необходимо устр«инт* выявленные упущения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz