Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ 22 сентября 1972 г., Л? 224 (13 292) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е В Е Р Х О В Н О Г О С О В Е Т А С С С Р О М Е Р А Х ПО Д А Л Ь Н Е Й Ш Е М У У Л У Ч Ш Е Н ИЮ О Х Р А Н Ы П Р И Р О Д Ы И Р А Ц И О Н А Л Ь Н О М У И С П О Л Ь З О В А Н И Ю П Р И Р О Д Н Ы Х Р Е С У Р С О В Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов в условиях быстрого развития про мышленности, транспорта и сельско го хозяйства, развертывания науч но-технической революции, роста разносторонних материальных и культурных потребностей советского народа становятся одной из важ нейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успеш ное выполнений народнохозяйствен ных планов, благосостояние нынеш них и будущих поколений. Решение этой задачи в социалистическом об ществе неразрывно связано с охра ной здоровья населения, с обеспече нием советским людям необходимых условий для плодотворного труда и отдыха. Незыблемую основу организации наиболее правильного использова ния природных богатств, эффектив ной охраны природы составляют в Советском Союзе социалистическая государственная собственность на землю, ее недра, воды, леса. Имен но в этих условиях обеспечивается плановое ведение народного хозяй ства, высокие темпы его развития. Рациональное использование, со хранение и воспроизводство природ ных ресурсов, бережное отношение к природе — составная часть про граммы строительства коммунизма в СССР. Коммунистическая партия и Советское государство проявляют неустанную заботу об охране приро ды и рациональном использовании ее богатств. XXIV съезд КПСС наметил боль* шие задачи по усилению охраны природы в стране, повышению от ветственности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и органи заций за рациональное использова ние природных ресурсов. Эго нашло отражение в Государственном пяти летием плане развития народного хозяйства СССР на 1971-—1975 годы. Важное значение в решении задач улучшения охраны природы и ра ционального использования естест венных богатств нашей Родины име ют принятые за последние годы Ос новы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здраво охранении, а также соответствую щие законы и кодексы союзных рес публик. Осуществляя намеченные меры в области охраны окружающей при родной среды, Советский Союз йо- стоянно расширяет свое сотрудниче- ство в этом деле с зарубежными го сударствами и международными ор ганизациями, обеспечивает выполне ние принятых на себя обязательств. Верховный Совет СССР отмечает, что в Советском Союзе последова тельно осуществляются мероприя тия,'"направленные на улучшение охраны природы и обеспечение ра ционального использования природ ных ресурсов. В больших масштабах ведутся ра боты по мелиорации земель, по пре дупреждению ветровой и водной эрозии почв; улучшается использова ние водных ресурсов, лесных бо гатств и Полезных ископаемых. Под защиту государства взяты ценные и 'редкие виды животных, улучшается ведение рыбного хозяйства. Серьез ное внимание уделяется мерам по предупреждению загрязнения атмо сферного воздуха и водоемов, улуч шению дела теплофикации и газифи кации городов и других населенных пунктов, а также борьбе с шумом Значительно увеличились объемы ка питальных вложений на проведение мероприятий по охране природы, на строительство сооружении для очи стки сточных вод, газоочистных и пылеулавливающих установок. Дальнейшее развитие народного хозяйства и вовлечение в производ ство природных ресурсов во все бо лее возрастающих масштабах требу ют от всех государственных и об щественных организаций усиления внимания делу охраны природы, улучшения использования природ ных ресурсов, устранения имеющих ся в этой области серьезных недо статков. Некоторые министерства, ведомст ва, местные Советы депутатов тру дящихся, предприятия и организа ции все еще недостаточно учитыва ют эти требования, не занимаются должным образом вопросами обес печения рационального использова ния природных ресурсов и охраны природы. Министерствами, ведомст вами, предприятиями и организация ми не в полной мере соблюдается законодательство о комплексном ис пользовании недр земли, допускают ся большие потери полезных иско паемых при их добыче и переработ ке. Нередко из руд извлекаются только основные металлы, а значи тельная часть ценных попутных ком понентов сбрасывается в отвалы, чем наносится серьезный ущерб го сударству. В промышленности медленно раз рабатываются и внедряются техно логические процессы, которые позво лили бы значительно сократить рас ходы воды на производственные нужды и вредные отходы, отрица тельно влияющие на состояние окру жающей природной среды. На мно гих предприятиях и в ряде городов отсутствуют необходимые сооруже ния по очистке сточных вод, медлен но ведется их строительство, а средства, выделяемые на эти цели, используются не полностью. Не обеспечивается также должная очи стка промышленных выбросов в ат мосферу, недостаточно производится газоочистных и пылеулавливающих устройств и установок. При решении градостроительных проблем и застройке сельской мест ности не всегда уделяется должное внимание созданию оптимальных ус ловий для труда, быта и отдыха населения. Имеются случаи бесхозяйственного отношения к основному богатству страны — земле, факты нерацио нального использования сельскохо зяйственных и лесных угодий, не правильной эксплуатации водохра нилищ. Вследствие эрозии почвы, повторного засоления, а также при добыче полезных ископаемых и в процессе строительства из хозяйст венного оборота нередко выбывают большие участки плодородных зе мель. Советы Министров союзных рес публик, а также министерства и ве домства СССР, на которые возло жен государственный надзор и конт роль за соблюдением законодатель ства об охране природы и использо ванием природных ресурсов, не уде ляют необходимого внимания вы полнению поставленных перед ними задач в этой области. Местные Советы депутатов трудя щихся еще не проявляют должной заботы о рациональном использова нии земель, сельскохозяйственных и лесных угодий и вод, недостаточно осуществляют контроль за проведе нием мероприятий по повышению плодородия почв, охране животного и растительного мира. Не выполняют в должной мере своих задач и научно-исследователь ские организации, призванные зани маться назревшими проблемами комплексного использования природ ных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Верховный Совет СССР подчер кивает, ^что достижения научно-тех нической революции и мощная база нашей индустрии позволяют в усло виях социалистического хозяйство вания разумно пользоваться всеми природными богатствами, успешно решать исторически важную задачу — нейтрализовать вредные для при роды и человека побочные явления хозяйственной деятельности. Комплексное использование при родных ресурсов, внедрение техно логических процессов, исключающих вредные отходы, более широкое применение биологических средств очищения водоемов и борьбы с сель скохозяйственными вредителями, ле сонасаждение и мелиоративные ра боты — эти и другие мероприятия могут обеспечить эффективную за щиту окружающей среды. Поэтому дальнейшая программа развития экономики Советского Союза в це лом и отраслей хозяйства в отдель ности должна осуществляться на ос нове глубоких комплексных исследо ваний, сопровождаться научными прогнозами возможных последствий и обязательной системой мероприя тий, исключающих вредное воздей ствие на окружающую природную среду. Наш долг — сохранить и ум ножить для поколений, которые бу дут жить в коммунистическом об ществе, все богатства и красоту природы. Верховный Совет Союза Совет ских Социалистических Республик постановляет: 1. Считать одной из важнейших государственных задач неустанную заботу об охране природы и луч шем использовании природных ре сурсов, строгое соблюдение законо дательства об охране земли и ее недр, лесов и вод, животного и ра стительного мира, атмосферного воздуха, имея й виду, что научно- технический прогресс должен соче таться с бережным отношением к природе и ее ресурсам, способство вать созданию наиболее благопри ятных условий для жизни и здоро вья, для работы и отдыха трудя щихся. 2. Поручить Совету Министров СССР разработать мероприятия по дальнейшему усилению охраны при роды и улучшению использования природных ресурсов с учетом пред ложений, высказанных депутатами Верховного Совета СССР на сессии, а также предложений комиссий по охране природы и других постоян ных комиссий Совета Союза и Со вета Национальностей Верховного Совета СССР. Предусмотреть в этих мероприя тиях: совершенствование планирования, направленного на рациональное ис пользование природных ресурсов и охрану природы, учитывая- при этом, что намеченные природоохранитель ные меры должны являться состав ной частью перспективных и годовых планов развития народного хозяй ства; повышение ответственности мини стерств, ведомств, предприятий и организаций за полное, комплексное использование полезных ископаемых и минерального сырья при их добы че и переработке, строгое соблюде ние законодательства, направленно го на подлинно хозяйское отношение к земельным и лесным угодьям, вод ным ресурсам, к их охране, повы шение личной ответственности граж дан за сохранение окружающей при родной среды; усиление ответственности мини стерств, ведомств, предприятий и организаций за осуществление ме роприятий по предотвращению за грязнения почвы промышленными отходами и ядохимикатами, водоис точников промышленными и комму нально-бытовыми сточными водами, атмосферного воздуха промышлен ными выбросами и выхлопными газами автотранспорта, а также за безусловное соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил;' осуществление необходимых мер по предотвращению вредных выбро сов в атмосферу и сбросов загряз ненных сточных вод, своевременное строительство очистных сооружений, повышение его качества, разработку и освоение производства новых ви дов оборудования и приборов для газоочистки и пылеулавливания, обеспечение биологической о чистки водоемов, создание новых и совер шенствование существующих техно логических процессов производства, экономное расходование воды; увеличение выпуска машин, обо рудования, контрольно-измеритель ных приборов и средств автоматиза ции, позволяющих улучшить дело охраны природы, эффективнее поль зоваться ее ресурсами, всеми ее бо гатствами; разработку градостроительных нормативов, обеспечивающих макси мальное оздоровление внешней сре ды в промышленных и администра тивных центрах; расширение научно-исследователь ских работ по наиболее важным проблемам охраны природы и ра циональному использованию природ ных ресурсов; улучшение подготовки учащихся школ, средних специальных и выс ших учебных заведений в области природоведения и защиты природ ной среды, подготовку и выпуск в более широких масштабах высоко квалифицированных специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огром ные природные ресурсы; активное участие СССР в разра ботке и осуществлении программ международного сотрудничества в области изучения природной среды и в защите ее от неблагоприятных воздействий. 3. Советам Министров союзных республик, соответствующим мини стерствам и ведомствам обеспечить строгий надзор и контроль за пра вильным использованием природных ресурсов н охраной природы. Местным Советам депутатов тру дящихся усилить контроль за прове дением мероприятий, направленных на рациональное использование сель скохозяйственных и лесных угодий, а также вод, на охрану животного и растительного мира, улучшение са нитарного состояния городов и дру гих населенных пунктов, на борьбу с производственным и бытовым шу мом. 4. Постоянным комиссиям Совета Союза и Совета Национальностей при завершении подготовки проек тов Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах учесть предложения и замечания, высказанные на сессии. ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ;,!Ж Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ПОДГОРНЫЙ. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. Москва, Кремль. 20 сентября 1972 г. (Начало на 1-й стр.). огромной политической и государст венной важности Председатель Пре зидиума Верховного Совета Узбек ской ССР депутат Н. М. Матчанов. Он подчеркнул, что это весьма акту альные н ответственные меры в осу ществлении ленинского курса пар тии, направленного на дальнейшее развитие советской социалистической демократии, повышение роли Советов и всех народных избранников в го сударственном, экономи ческом и со циально-культурном строительстве. Закон о статусе депутатов, ска зал Н. М. Матчанов, принимается в знаменательное время — в дни все народной подготовки к 50-летию об разования Союза ССР. Мы можем доложить Верховному Совету СССР, что труженики Узбекистана ознаме нуют юбилейный год большими до стижениями в развитии экономики и культуры. Приезд в Ташкент Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева, его яркая речь на сове щании партийно-хозяйственного ак тива хлопкосеющих республик, в ко торой поставлены важные народно хозяйственные задачи, вызвали но вую волну трудового энтузиазма, за явил депутат. Трудящиеся республи ки преисполнены решимости с че стью сдержать свое слово — дать Родине в этом году 4.550 тысяч тонн узбекистанского «белого золота». Успешное выполнение этого обяза тельства трудящиеся, партийные, советские и хозяйственные органи зации Узбекистана рассматривают как свой важнейший интернацио нальный долг перед всеми братскими народами Союза Советских Социа листических Республик. Бригадир комплексной бригады строительного управления треста «Нефтестрой» Витебской области де путат Ф. С. Кураленок сказал: Мне выпало большое счастье участ вовать в работе XXIV съезда КПСС. Слушая доклад Леонида Ильича Брежнева, мы всей душой радова лись высокой оценке, которую дал Генеральный секретарь ЦК КПСС народным избранникам. Все делега ты съезда с единодушным одобре нием восприняли предложение Л. И. Брежнева о необходимости приня тия Закона о статусе депутатов. И вот сегодня мы еще раз убеждаемся в последовательности и настойчиво сти, с которой проводятся в жизнь предначертания XXIV съезда. Про ект нового закона — документ боль шой правды нашей жизни, еще одно проявление социалистической демо кратии, подлинного народовластия. Лично я вижу в новом законе при зыв работать еще лу ппе, С'еще боль шей энергией служить людям. В проекте Закона о статусе депу татов, сказал в своем выступлении Генеральный прокурор СССР депу тат Р. А. Руденко, последовательно проявляется ленинская политика по вышения роли Советов и их депута тов, укрепления их авторитета среди населения, усиления деловой актив ности депутата и их ответственности перед избирателями. В нем выраже ны те общие принципы демократиче ского народного представительства, которые вытекают из коммунистиче ского мировоззрения и всегда после довательно проводились нашей пар тией в жизнь. Законопроект создает прочные правовые основы для широкой и многогранной деятельности депутата, четко определяет его права и обя занности, его взаимоотношения с различными государственными уч реждениями и общественными орга низациями. Весьма положительным представ ляется тот факт, отметил оратор, что законопроект является общесоюзным законодательным актом. В этом мы видим последовательное выражение ленинского принципа единства со циалистической законности на всей территории страны. Проект Закона о статусе депутатов ставится на голосование. Голосуют депутаты раздельно по палатам. Верховный Совет СССР едино гласно принимает закон «О статусе депутатов Советов депутатов трудя щихся в СССР». Затем депутаты переходят к рас смотрению следующего вопроса по вестки дня. Об избрании Верховного суда СССР с речью выступил Председа тель Президиума Верховного Сове та СССР Н. В. Подгорный. Товарищи депутаты! Верховный суд СССР —• высший судебный ор ган нашей страны — в соответствии с Конституцией СССР избирается Верховным Советом СССР сроком на пять лет. В своем нынешнем составе Верховный суд работает с 1967 года и, следовательно, срок его полномо- .чий истекает. В связи с этим Пре зидиум Верховного Совета СССР внес на рассмотрение настоящей сессии вопрос об избрании нового состава Верховного суда СССР. Постоянно уделяя внимание зада чам укрепления законности, борьбы с правонарушениями, Президиум Верховного Совета неоднократно об ращался к вопросам работы органов юстиции, Верховного суда СССР. И это понятно, товарищи. Именно от надлежащей деятельности этих ор ганов в значительной мере зависит успешное выполнение одной из важнейших задач, определенных партией, ее XXIV съездом, — зада чи последовательного осуществления принципа социалистической законно сти во всей деятельности государст венного аппарата, защиты прав гру дящихся, эффективной борьбы с пре ступностью. Президиум Верховного Совета СССР 15 сентября заслушал доклад Председателя Верховного суда СССР тов. Горкина А. Ф. о деятельности Верховного суда за период с 1967 по 1972 год. Обстоятельно рассмотрев пред ставленный отчет, Президиум отме тил, что Верховный суд, выполняя возложенные на него законом функ ции высшего судебного органа Сою за ССР, содействует правильному применению судами законодательст ва, защите прав и охраняемых зако ном интересов граждан, а также предприятий, учреждений и органи заций, дальнейшему укреплению со ветского правопорядка. Одновременно Президиум высказал ряд конкретных рекомендаций, на правленных на дальнейшее улучше ние работы Верховного суда СССР. Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел также второе о новом составе Верховного суда СССР. Разрешите мне, товарищи де путаты, доложить предложения по этому вопросу. В соответствии с требованием За кона нам предстоит определить чис ленный состав Верховного суда. Пре зидиум Верховного Совета предла гает иметь в составе высшего судеб ного органа страны, наряду с пред седателем, двух его заместителей, 16 членов Верховного суда й 45 народ ных заседателей. Кроме того, в со став Верховного суда Союза ССР, согласно статье 105 Конституции СССР, по должности входят пред седатели верховных судов союзных республик, что является одним из проявлений социалистического феде рализма. Теперь позвольте перейти к пред ложениям Президиума Верховного Совета СССР по персональному со ставу Верховного суда. Прежде всего — о Председателе Верховного суда СССР. В течение пятнадцати лет высший судебный орган страны возглавлял товарищ Горкин Александр Федорович. Надо сказать, что успешная деятельность Верховного суда, решение ряда сложных вопросов в его работе во многом связаны с большими органи заторскими способностями 'Алек сандра Федоровича, его огромным опытом, принципиальностью и пар тийностью. Незадолго перед сессией Верховного Совета товарищ Гор кин обратился в Центральный Коми тет нашей партии и Президиум Вер ховного Совета СССР с просьбой не предлагать вновь его кандидату ру на пост Председателя Верховного суда СССР. Учитывая это и удовлетворив его просьбу, Президиум Верховного Со вета СССР вносит предложение из брать Председателем Верховного су да СССР товарища Смирнова Льва Николаевича, являющегося в на стоящее время Председателем Вер ховного суда Российской Федера ции. Тов. Смирнов Л. Н. около сорока лет работает в органах суда и про куратуры, пользуется заслуженным авторитетом у работников юстиции. В течение длительного времени он находился на ответственных долж ностях в Прокуратуре Союза ССР. Тов. Смирнов Л. Н. участвовал в Нюрнбергском процессе над главны ми фашистскими военными преступ никами. В 1957 году он был избран заместителем Председателя Верхов ного суда СССР, а в 1962 году — Председателем Верховного суда РСФСР. На рассмотрение Верховного Со вета СССР вносится также предло жение избрать заместителями Пред седателя Верховного суда товарищей Банникова С. Г. и Куликова В. В. Эти товарищи занимают данные должности и в настоящее время. Товарищ Подгорный Н. В. пред лагает далее кандидатуры членов Верховного суда СССР и народных заседателей, сообщает, что все не обходимые данные о членах и на родных заседателях Верховного суда у депутатов имеются. Внося предложения по новому со-* ставу Верховного суда Союза ССР, говорит товарищ Н. В. Подгорный, Президиум Верховного Совета выра жает твердую уверенность, что вновь избранный Верховный суд будет ус пешно осуществлять возложенные на него Законом высокие функции, по следовательно проводить линию партии в вопросах укрепления за конности, способствовать решению зада! коммунистического строитель ства в нашей стране. (Аплодисмен ты). Депутаты утверждают количест венный состав и единогласно изби рают предложенный Н. В. Подгор ным персональный состав Верховно го суда СССР, Председателем Вер ховного суда СССР избирается Л. Н. Смирнов. Затем с докладом об утверждении Указов Президиума Верховного Со вета СССР выступил секретарь Пре зидиума Верховного Совета СССР депутат М. П. Георгадзе. Он сообщил, что Президиум Вер ховного Совета СССР за период, прошедший после третьей сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва, принял Указы, которые в со ответствии с Конституцией СССР выносятся на утверждение Верхов ного Совета. М. П. Георгадзе доложил об этих Указах депутатам. Верховный Совет СССР утвердил Указы Президиума Верховного Со вета СССР и принял соответствую щие законы и постановления. Верховный Совет СССР принял Закон об образовании общесоюзного Министерства строительства пред приятий нефтяной и газовой про мышленности СССР. Министром строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР назначен А. К. Кортунов с осво бождением его от обязанностей ми нистра газовой промышленности СССР. Министром газовой промыш ленности СССР назначен С А. Оруджев. В связи с переходом депутата П. Е. Шелеста на работу заместите лем Председателя Совета Министров СССР Верховный Совет СССР осво бодил его от обязанностей члена Президиума Верховного Совета СССР. Членом Президиума Верховного Совета СССР избран депутат В. В. Щербицкий. На этом IV сессия Верховного Со вета СССР восьмого созыва завер шила работу. (ТАСС), ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О в Конституция СССР закрепляет пол новластие трудящихся нашей страны в лице Советов депутатов трудя щихся, составляющих политическую основу СССР. Депутаты уполномоче ны народом участвовать в осуществ лении Советами государственной вла сти, выражать его волю и интересы. Быть депутатом —* высокая честь и большая ответственность. Народ возлагает на депутатов важные го сударственные и общественные обя занности., Долг депутатов отдавать рее силы и знания делу строительст ва коммунизма, всемерно способство вать дальнейшему укреплению союза рабочего класса и колхозного кресть янства, дружбы и братства народов СССР, упрочению социально-полити ческого единства советского общест ва, неуклонному повышению благо состояния и культуры трудящихся, усилению могущества социалистиче ской Родины. Депутаты призваны претворять в жизнь избирательную платформу нерушимого блока ком- мунистой й беспартийных, воплощаю щую политику Коммунистической партии, интересы народа. Всей своей деятельностью депутат должен оправдывать доверие избира телей, всегда быть на уровне требо ваний, предъявляемых к нему Наро дом. I. О Б Щ И Е П О Л О Ж Е Н И Я С т а т ь я 1. ДЕПУТАТЫ — ПОЛ НОМОЧНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НА РОДА В СОВЕТАХ Депутаты являются полномочными представителями народа в органах государственной власти — Советах депутатов трудящихся. В соответствии с Конституцией СССР депутат Верховного Созета СССР, Верховного Совета союзной республики. Верховного Совета авто номной республики, краевого, област ного Совета депутатов трудящихся, Совета депутатов трудящихся авто номной области, национального окру га, районного, городского, районного в городе, поселкового и сельского Совета депутатов трудящихся получа ет свои полномочия в результате из брания его в Совет на основе всеоб щего, равного и прямого избиратель ного права при тайном голосовании. Ст а т ь я 2. УЧАСТИЕ ДЕПУТАТОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОВЕТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Осуществление Советами государ ственной власти основывается на активном участии каждого депутата во всей работе Сонета: депутаты ре шают вопросы государственного, хо зяйственного и социально-культурно го строительства, организуют прозе' дение решений Советов в жизнь, уча ствуют в контроле за работой госу дарственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в осуще ствлении иных полномочий Советов. В своей деятельности депутат ру ководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы насе ления избирательного округа, а так же экономические, культурные, наци ональные и иные особенности союз ной, автономной республики, авто номной области, национального ок руга, от которых депутат избран или на территории которых находится его избирательный округ. Депутат строит свою работу наос- нове законодательства Союза ССР, союзной, автономной республики, а также решений соответствующих Со ветов депутатов трудящихся. Ст а т ь я 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТ ВО О ПОЛНОМОЧИЯХ ДЕПУТАТОВ Полномочия депутатов Советов де путатов трудящихся в СССР опреде ляются настоящим Законом, а также: законодательством Союза ССР — для депутатов Совета Союза и Сове та Национальностей Верховного Со вета СССР; законодательством Союза ССР и союзных республик — для депутатов Верховных Советов союзных респуб лик; законодательством Союза ССР, со юзных и автономных республик — для депутатов Верховных Советов автономных республик; законодательством Союза ССР и союзных республик, а в автономных республиках — также законодатель ством автономных республик — для депутатов краевых, областных ‘Сове тов депутатов трудящихся, Советов депутатов трудящихся автономных областей, национальных округов, районных, городских, районных в го роде, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся. С т а т ь я 4. СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ДЕПУТАТА Полномочия депутата начинаются со дня его избрания в Совет депуга тов трудящихся. Избранная Советом Мандатная комиссия проверяет пол номочия депутатов. Совет по пред ставлению Мандатной комиссии ре шает либо признать полномочия, ли бо кассировать выборы отдельных депутатов. Полномочия депутата заканчива ются в день выборов в Совет нового созыва. Ст а т ь я 5. СОЧЕТАНИЕ ДЕПУ ТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВЫ ПОЛНЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ Депутат осуществляет свои полно мочия, не порывая с производствен ной или служебной деятельностью. Депутатские полномочия осуществ ляются безвозмездно. Депутат активно участвует в про изводственной и общественно-поли тической жизни, подает пример ис полнения советских законов, соблю дения трудовой дисциплины, правил социалистического общежития. Ст а т ь я 6. СВЯЗЬ ДЕПУТАТА С ИЗБИРАТЕЛЯМИ, ЕГО ПОДОТЧЕТ НОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД НИМИ Депутат поддерживает связь с из бирателями, с коллективами трудя щихся и общественными организаци ями, выставившими его кандидатом в депутаты, а также с предприятиями, учреждениями, организациями и го сударственными органами, располО' женными на территории его избира тельного округа. Депутат ответствен перед избира телями и им подотчетен. Депутат, не оправдавший доверия избирателей или совершивший дейст вия, не достойные высокого звания Депутата, может быть в любое время отозван' по решению большинства из бирателей в установленном законом порядке. Ст а т ь я 7. ВЫПОЛНЕНИЕ НА КАЗОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Депутат участвует в организации населения на выполнение наказов из бирателей и в контроле за их реали зацией предприятиями, учреждения ми и организациями, добивается пре творения наказов в жизнь. Соответствующий Совет рассмат ривает наказы, одобренные собрани ями избирателей, утверждает план мероприятий по выполнению наказов, учитывает их при разработке планов хозяйственного и социально-культур ного строительства и при составлении бюджета, организует выполнение на казов избирателей, осуществляет контроль за их реализацией. Ст а т ь я 8. ВЗАИМООТНОШЕ НИЯ ДЕПУТАТА С СОВЕТОМ И ЕГО ОРГАНАМИ Депутат как член коллегиального представительного органа государст венной власти обязан принимать ак тивное участие в деятельности Сове та, постоянных комиссий й других органов Совета, в состав которых он избран, выполнять поручения Совета и его органов. Совет может заслушизать сообще ния депутатов о выполнении ими депутатских обязанностей, решений и поручений Созета и его органов. Президиумы Верховных Советов, исполнительные комитеты Советов оказывают депутатам соответству ющих Советов необходимую помощь в их работе, информируют депута тов о деятельности Совета и его ор ганов, о ходе выполнения планов хо зяйственного и социально-культурно го строительства, реализации наказов избирателей, о мерах, принятых . по критическим замечаниям и предложе ниям депутатов, содействуют изуче нию депутатами советского законо дательства, опыта работы Советов. Ст а т ь я 9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГО СУДАРСТВОМ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСУ ЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕПУТАТСКИХ ПОЛ- НОМОЧИЙ Советское государство гарантиру ет каждому депутату необходимые условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Лица, препятствующие депутату в осуществлении его полномочий или посягающие на честь и достоинство депутата как представителя государ ственной власти, несут ответствен ность в соответствии с законом. II. Д Е Я Т Е Д Е П У Т А Т А Ст а т ь я 11. УЧАСТИЕ ДЕПУТАТА В СЕССИЯХ СОВЕТА На сессиях Совета депутаты кол лективно обсуждают н решают все основные вопросы, отнесенные к ком петенции Совета. Депутат обязан присутствовать на каждой сессии Совета и активно уча ствовать в ее работе. Президиум Верховного Совета СССР, Президиум Верховного Сове та союзной республики, Президиум Верховного Совета автономной рес публики, исполнительный комитет Со вета заблаговременно сообщает де путату о времени созыва и месте проведения сессии Совета, о вопро сах, вносимых на рассмотрение Со вета, и предоставляет ему необходи мые материалы по этим вопросам. В случае невозможности прибыть на сессию депутат сообщает об этом Ст а т ь я 10. ДОСРОЧНОЕ ПРЕ КРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ДЕПУ ТАТА Полномочия депутата прекраща ются в случае отзыва депутата изби рателями. Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по решению Совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата о сло жении им депутатских полномочии в виду обстоятельств, препятствующих их выполнению, либо в связи с всту пившим в законную силу обвини тельным судебным приговором в от ношении лица, являющегося депута т ом . Л Ь Н О С т ь В С ОВ Е Т Е соответственно в Президиум Верхов ного Совета или в исполнительный комитет Совета. Ст а т ь я 12. ПРАВА ДЕПУТАТА НА СЕССИИ СОВЕТА Депутат пользуется решающим го лосом по всем вопросам, рассматри ваемым Советом на сессии, имеет право избирать и быть избранным в органы Совета. Депутат вправе предлагать вопро сы для рассмотрения Советом, вно сить предложения по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и су ществу обсуждаемых вопросов, по .персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, на значаемых или утверждаемых Сове том, обращаться с запросами, учас** (Окончание на 3-& стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz