Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ 22 сентября 1972 г., Л? 224 (13 292) П О С Т А Н О В Л Е Н И Е В Е Р Х О В Н О Г О С О В Е Т А С С С Р О М Е Р А Х ПО Д А Л Ь Н Е Й Ш Е М У У Л У Ч Ш Е Н ИЮ О Х Р А Н Ы П Р И Р О Д Ы И Р А Ц И О Н А Л Ь Н О М У И С П О Л Ь З О В А Н И Ю П Р И Р О Д Н Ы Х Р Е С У Р С О В Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов в условиях быстрого развития про­ мышленности, транспорта и сельско­ го хозяйства, развертывания науч­ но-технической революции, роста разносторонних материальных и культурных потребностей советского народа становятся одной из важ­ нейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успеш­ ное выполнений народнохозяйствен­ ных планов, благосостояние нынеш­ них и будущих поколений. Решение этой задачи в социалистическом об­ ществе неразрывно связано с охра­ ной здоровья населения, с обеспече­ нием советским людям необходимых условий для плодотворного труда и отдыха. Незыблемую основу организации наиболее правильного использова­ ния природных богатств, эффектив­ ной охраны природы составляют в Советском Союзе социалистическая государственная собственность на землю, ее недра, воды, леса. Имен­ но в этих условиях обеспечивается плановое ведение народного хозяй­ ства, высокие темпы его развития. Рациональное использование, со­ хранение и воспроизводство природ­ ных ресурсов, бережное отношение к природе — составная часть про­ граммы строительства коммунизма в СССР. Коммунистическая партия и Советское государство проявляют неустанную заботу об охране приро­ ды и рациональном использовании ее богатств. XXIV съезд КПСС наметил боль* шие задачи по усилению охраны природы в стране, повышению от­ ветственности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и органи­ заций за рациональное использова­ ние природных ресурсов. Эго нашло отражение в Государственном пяти­ летием плане развития народного хозяйства СССР на 1971-—1975 годы. Важное значение в решении задач улучшения охраны природы и ра­ ционального использования естест­ венных богатств нашей Родины име­ ют принятые за последние годы Ос­ новы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здраво­ охранении, а также соответствую­ щие законы и кодексы союзных рес­ публик. Осуществляя намеченные меры в области охраны окружающей при­ родной среды, Советский Союз йо- стоянно расширяет свое сотрудниче- ство в этом деле с зарубежными го­ сударствами и международными ор­ ганизациями, обеспечивает выполне­ ние принятых на себя обязательств. Верховный Совет СССР отмечает, что в Советском Союзе последова­ тельно осуществляются мероприя­ тия,'"направленные на улучшение охраны природы и обеспечение ра­ ционального использования природ­ ных ресурсов. В больших масштабах ведутся ра­ боты по мелиорации земель, по пре­ дупреждению ветровой и водной эрозии почв; улучшается использова­ ние водных ресурсов, лесных бо гатств и Полезных ископаемых. Под защиту государства взяты ценные и 'редкие виды животных, улучшается ведение рыбного хозяйства. Серьез­ ное внимание уделяется мерам по предупреждению загрязнения атмо­ сферного воздуха и водоемов, улуч­ шению дела теплофикации и газифи­ кации городов и других населенных пунктов, а также борьбе с шумом Значительно увеличились объемы ка­ питальных вложений на проведение мероприятий по охране природы, на строительство сооружении для очи­ стки сточных вод, газоочистных и пылеулавливающих установок. Дальнейшее развитие народного хозяйства и вовлечение в производ­ ство природных ресурсов во все бо­ лее возрастающих масштабах требу­ ют от всех государственных и об­ щественных организаций усиления внимания делу охраны природы, улучшения использования природ­ ных ресурсов, устранения имеющих­ ся в этой области серьезных недо­ статков. Некоторые министерства, ведомст­ ва, местные Советы депутатов тру­ дящихся, предприятия и организа­ ции все еще недостаточно учитыва­ ют эти требования, не занимаются должным образом вопросами обес­ печения рационального использова­ ния природных ресурсов и охраны природы. Министерствами, ведомст­ вами, предприятиями и организация­ ми не в полной мере соблюдается законодательство о комплексном ис­ пользовании недр земли, допускают­ ся большие потери полезных иско­ паемых при их добыче и переработ­ ке. Нередко из руд извлекаются только основные металлы, а значи­ тельная часть ценных попутных ком­ понентов сбрасывается в отвалы, чем наносится серьезный ущерб го­ сударству. В промышленности медленно раз­ рабатываются и внедряются техно­ логические процессы, которые позво­ лили бы значительно сократить рас­ ходы воды на производственные нужды и вредные отходы, отрица­ тельно влияющие на состояние окру­ жающей природной среды. На мно­ гих предприятиях и в ряде городов отсутствуют необходимые сооруже­ ния по очистке сточных вод, медлен­ но ведется их строительство, а средства, выделяемые на эти цели, используются не полностью. Не обеспечивается также должная очи­ стка промышленных выбросов в ат­ мосферу, недостаточно производится газоочистных и пылеулавливающих устройств и установок. При решении градостроительных проблем и застройке сельской мест­ ности не всегда уделяется должное внимание созданию оптимальных ус­ ловий для труда, быта и отдыха населения. Имеются случаи бесхозяйственного отношения к основному богатству страны — земле, факты нерацио­ нального использования сельскохо­ зяйственных и лесных угодий, не­ правильной эксплуатации водохра­ нилищ. Вследствие эрозии почвы, повторного засоления, а также при добыче полезных ископаемых и в процессе строительства из хозяйст­ венного оборота нередко выбывают большие участки плодородных зе­ мель. Советы Министров союзных рес­ публик, а также министерства и ве­ домства СССР, на которые возло­ жен государственный надзор и конт­ роль за соблюдением законодатель­ ства об охране природы и использо­ ванием природных ресурсов, не уде­ ляют необходимого внимания вы­ полнению поставленных перед ними задач в этой области. Местные Советы депутатов трудя­ щихся еще не проявляют должной заботы о рациональном использова­ нии земель, сельскохозяйственных и лесных угодий и вод, недостаточно осуществляют контроль за проведе­ нием мероприятий по повышению плодородия почв, охране животного и растительного мира. Не выполняют в должной мере своих задач и научно-исследователь­ ские организации, призванные зани маться назревшими проблемами комплексного использования природ­ ных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Верховный Совет СССР подчер­ кивает, ^что достижения научно-тех­ нической революции и мощная база нашей индустрии позволяют в усло­ виях социалистического хозяйство­ вания разумно пользоваться всеми природными богатствами, успешно решать исторически важную задачу — нейтрализовать вредные для при­ роды и человека побочные явления хозяйственной деятельности. Комплексное использование при­ родных ресурсов, внедрение техно­ логических процессов, исключающих вредные отходы, более широкое применение биологических средств очищения водоемов и борьбы с сель­ скохозяйственными вредителями, ле­ сонасаждение и мелиоративные ра­ боты — эти и другие мероприятия могут обеспечить эффективную за­ щиту окружающей среды. Поэтому дальнейшая программа развития экономики Советского Союза в це­ лом и отраслей хозяйства в отдель­ ности должна осуществляться на ос­ нове глубоких комплексных исследо­ ваний, сопровождаться научными прогнозами возможных последствий и обязательной системой мероприя­ тий, исключающих вредное воздей­ ствие на окружающую природную среду. Наш долг — сохранить и ум­ ножить для поколений, которые бу­ дут жить в коммунистическом об­ ществе, все богатства и красоту природы. Верховный Совет Союза Совет­ ских Социалистических Республик постановляет: 1. Считать одной из важнейших государственных задач неустанную заботу об охране природы и луч­ шем использовании природных ре­ сурсов, строгое соблюдение законо­ дательства об охране земли и ее недр, лесов и вод, животного и ра­ стительного мира, атмосферного воздуха, имея й виду, что научно- технический прогресс должен соче­ таться с бережным отношением к природе и ее ресурсам, способство­ вать созданию наиболее благопри­ ятных условий для жизни и здоро­ вья, для работы и отдыха трудя­ щихся. 2. Поручить Совету Министров СССР разработать мероприятия по дальнейшему усилению охраны при­ роды и улучшению использования природных ресурсов с учетом пред­ ложений, высказанных депутатами Верховного Совета СССР на сессии, а также предложений комиссий по охране природы и других постоян­ ных комиссий Совета Союза и Со­ вета Национальностей Верховного Совета СССР. Предусмотреть в этих мероприя­ тиях: совершенствование планирования, направленного на рациональное ис­ пользование природных ресурсов и охрану природы, учитывая- при этом, что намеченные природоохранитель­ ные меры должны являться состав­ ной частью перспективных и годовых планов развития народного хозяй­ ства; повышение ответственности мини­ стерств, ведомств, предприятий и организаций за полное, комплексное использование полезных ископаемых и минерального сырья при их добы­ че и переработке, строгое соблюде­ ние законодательства, направленно­ го на подлинно хозяйское отношение к земельным и лесным угодьям, вод­ ным ресурсам, к их охране, повы­ шение личной ответственности граж­ дан за сохранение окружающей при­ родной среды; усиление ответственности мини­ стерств, ведомств, предприятий и организаций за осуществление ме­ роприятий по предотвращению за­ грязнения почвы промышленными отходами и ядохимикатами, водоис­ точников промышленными и комму­ нально-бытовыми сточными водами, атмосферного воздуха промышлен­ ными выбросами и выхлопными газами автотранспорта, а также за безусловное соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил;' осуществление необходимых мер по предотвращению вредных выбро­ сов в атмосферу и сбросов загряз­ ненных сточных вод, своевременное строительство очистных сооружений, повышение его качества, разработку и освоение производства новых ви­ дов оборудования и приборов для газоочистки и пылеулавливания, обеспечение биологической о чистки водоемов, создание новых и совер­ шенствование существующих техно­ логических процессов производства, экономное расходование воды; увеличение выпуска машин, обо­ рудования, контрольно-измеритель­ ных приборов и средств автоматиза­ ции, позволяющих улучшить дело охраны природы, эффективнее поль­ зоваться ее ресурсами, всеми ее бо­ гатствами; разработку градостроительных нормативов, обеспечивающих макси­ мальное оздоровление внешней сре­ ды в промышленных и администра­ тивных центрах; расширение научно-исследователь­ ских работ по наиболее важным проблемам охраны природы и ра­ циональному использованию природ­ ных ресурсов; улучшение подготовки учащихся школ, средних специальных и выс­ ших учебных заведений в области природоведения и защиты природ­ ной среды, подготовку и выпуск в более широких масштабах высоко­ квалифицированных специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огром­ ные природные ресурсы; активное участие СССР в разра­ ботке и осуществлении программ международного сотрудничества в области изучения природной среды и в защите ее от неблагоприятных воздействий. 3. Советам Министров союзных республик, соответствующим мини­ стерствам и ведомствам обеспечить строгий надзор и контроль за пра­ вильным использованием природных ресурсов н охраной природы. Местным Советам депутатов тру­ дящихся усилить контроль за прове­ дением мероприятий, направленных на рациональное использование сель­ скохозяйственных и лесных угодий, а также вод, на охрану животного и растительного мира, улучшение са­ нитарного состояния городов и дру­ гих населенных пунктов, на борьбу с производственным и бытовым шу­ мом. 4. Постоянным комиссиям Совета Союза и Совета Национальностей при завершении подготовки проек­ тов Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах учесть предложения и замечания, высказанные на сессии. ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ;,!Ж Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ПОДГОРНЫЙ. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. Москва, Кремль. 20 сентября 1972 г. (Начало на 1-й стр.). огромной политической и государст­ венной важности Председатель Пре­ зидиума Верховного Совета Узбек­ ской ССР депутат Н. М. Матчанов. Он подчеркнул, что это весьма акту­ альные н ответственные меры в осу­ ществлении ленинского курса пар­ тии, направленного на дальнейшее развитие советской социалистической демократии, повышение роли Советов и всех народных избранников в го­ сударственном, экономи ческом и со­ циально-культурном строительстве. Закон о статусе депутатов, ска­ зал Н. М. Матчанов, принимается в знаменательное время — в дни все­ народной подготовки к 50-летию об­ разования Союза ССР. Мы можем доложить Верховному Совету СССР, что труженики Узбекистана ознаме­ нуют юбилейный год большими до­ стижениями в развитии экономики и культуры. Приезд в Ташкент Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева, его яркая речь на сове­ щании партийно-хозяйственного ак­ тива хлопкосеющих республик, в ко­ торой поставлены важные народно­ хозяйственные задачи, вызвали но­ вую волну трудового энтузиазма, за­ явил депутат. Трудящиеся республи­ ки преисполнены решимости с че­ стью сдержать свое слово — дать Родине в этом году 4.550 тысяч тонн узбекистанского «белого золота». Успешное выполнение этого обяза­ тельства трудящиеся, партийные, советские и хозяйственные органи­ зации Узбекистана рассматривают как свой важнейший интернацио­ нальный долг перед всеми братскими народами Союза Советских Социа­ листических Республик. Бригадир комплексной бригады строительного управления треста «Нефтестрой» Витебской области де­ путат Ф. С. Кураленок сказал: Мне выпало большое счастье участ­ вовать в работе XXIV съезда КПСС. Слушая доклад Леонида Ильича Брежнева, мы всей душой радова­ лись высокой оценке, которую дал Генеральный секретарь ЦК КПСС народным избранникам. Все делега­ ты съезда с единодушным одобре­ нием восприняли предложение Л. И. Брежнева о необходимости приня­ тия Закона о статусе депутатов. И вот сегодня мы еще раз убеждаемся в последовательности и настойчиво­ сти, с которой проводятся в жизнь предначертания XXIV съезда. Про­ ект нового закона — документ боль­ шой правды нашей жизни, еще одно проявление социалистической демо­ кратии, подлинного народовластия. Лично я вижу в новом законе при­ зыв работать еще лу ппе, С'еще боль­ шей энергией служить людям. В проекте Закона о статусе депу­ татов, сказал в своем выступлении Генеральный прокурор СССР депу­ тат Р. А. Руденко, последовательно проявляется ленинская политика по­ вышения роли Советов и их депута­ тов, укрепления их авторитета среди населения, усиления деловой актив­ ности депутата и их ответственности перед избирателями. В нем выраже­ ны те общие принципы демократиче­ ского народного представительства, которые вытекают из коммунистиче­ ского мировоззрения и всегда после­ довательно проводились нашей пар­ тией в жизнь. Законопроект создает прочные правовые основы для широкой и многогранной деятельности депутата, четко определяет его права и обя­ занности, его взаимоотношения с различными государственными уч­ реждениями и общественными орга­ низациями. Весьма положительным представ­ ляется тот факт, отметил оратор, что законопроект является общесоюзным законодательным актом. В этом мы видим последовательное выражение ленинского принципа единства со­ циалистической законности на всей территории страны. Проект Закона о статусе депутатов ставится на голосование. Голосуют депутаты раздельно по палатам. Верховный Совет СССР едино­ гласно принимает закон «О статусе депутатов Советов депутатов трудя­ щихся в СССР». Затем депутаты переходят к рас­ смотрению следующего вопроса по­ вестки дня. Об избрании Верховного суда СССР с речью выступил Председа­ тель Президиума Верховного Сове­ та СССР Н. В. Подгорный. Товарищи депутаты! Верховный суд СССР —• высший судебный ор­ ган нашей страны — в соответствии с Конституцией СССР избирается Верховным Советом СССР сроком на пять лет. В своем нынешнем составе Верховный суд работает с 1967 года и, следовательно, срок его полномо- .чий истекает. В связи с этим Пре­ зидиум Верховного Совета СССР внес на рассмотрение настоящей сессии вопрос об избрании нового состава Верховного суда СССР. Постоянно уделяя внимание зада­ чам укрепления законности, борьбы с правонарушениями, Президиум Верховного Совета неоднократно об­ ращался к вопросам работы органов юстиции, Верховного суда СССР. И это понятно, товарищи. Именно от надлежащей деятельности этих ор­ ганов в значительной мере зависит успешное выполнение одной из важнейших задач, определенных партией, ее XXIV съездом, — зада­ чи последовательного осуществления принципа социалистической законно­ сти во всей деятельности государст­ венного аппарата, защиты прав гру­ дящихся, эффективной борьбы с пре­ ступностью. Президиум Верховного Совета СССР 15 сентября заслушал доклад Председателя Верховного суда СССР тов. Горкина А. Ф. о деятельности Верховного суда за период с 1967 по 1972 год. Обстоятельно рассмотрев пред­ ставленный отчет, Президиум отме­ тил, что Верховный суд, выполняя возложенные на него законом функ­ ции высшего судебного органа Сою­ за ССР, содействует правильному применению судами законодательст­ ва, защите прав и охраняемых зако­ ном интересов граждан, а также предприятий, учреждений и органи­ заций, дальнейшему укреплению со­ ветского правопорядка. Одновременно Президиум высказал ряд конкретных рекомендаций, на­ правленных на дальнейшее улучше­ ние работы Верховного суда СССР. Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел также второе о новом составе Верховного суда СССР. Разрешите мне, товарищи де­ путаты, доложить предложения по этому вопросу. В соответствии с требованием За­ кона нам предстоит определить чис­ ленный состав Верховного суда. Пре­ зидиум Верховного Совета предла­ гает иметь в составе высшего судеб­ ного органа страны, наряду с пред­ седателем, двух его заместителей, 16 членов Верховного суда й 45 народ­ ных заседателей. Кроме того, в со­ став Верховного суда Союза ССР, согласно статье 105 Конституции СССР, по должности входят пред­ седатели верховных судов союзных республик, что является одним из проявлений социалистического феде­ рализма. Теперь позвольте перейти к пред­ ложениям Президиума Верховного Совета СССР по персональному со­ ставу Верховного суда. Прежде всего — о Председателе Верховного суда СССР. В течение пятнадцати лет высший судебный орган страны возглавлял товарищ Горкин Александр Федорович. Надо сказать, что успешная деятельность Верховного суда, решение ряда сложных вопросов в его работе во многом связаны с большими органи­ заторскими способностями 'Алек­ сандра Федоровича, его огромным опытом, принципиальностью и пар­ тийностью. Незадолго перед сессией Верховного Совета товарищ Гор­ кин обратился в Центральный Коми­ тет нашей партии и Президиум Вер­ ховного Совета СССР с просьбой не предлагать вновь его кандидату­ ру на пост Председателя Верховного суда СССР. Учитывая это и удовлетворив его просьбу, Президиум Верховного Со­ вета СССР вносит предложение из­ брать Председателем Верховного су­ да СССР товарища Смирнова Льва Николаевича, являющегося в на­ стоящее время Председателем Вер­ ховного суда Российской Федера­ ции. Тов. Смирнов Л. Н. около сорока лет работает в органах суда и про­ куратуры, пользуется заслуженным авторитетом у работников юстиции. В течение длительного времени он находился на ответственных долж­ ностях в Прокуратуре Союза ССР. Тов. Смирнов Л. Н. участвовал в Нюрнбергском процессе над главны­ ми фашистскими военными преступ­ никами. В 1957 году он был избран заместителем Председателя Верхов­ ного суда СССР, а в 1962 году — Председателем Верховного суда РСФСР. На рассмотрение Верховного Со­ вета СССР вносится также предло­ жение избрать заместителями Пред­ седателя Верховного суда товарищей Банникова С. Г. и Куликова В. В. Эти товарищи занимают данные должности и в настоящее время. Товарищ Подгорный Н. В. пред­ лагает далее кандидатуры членов Верховного суда СССР и народных заседателей, сообщает, что все не­ обходимые данные о членах и на­ родных заседателях Верховного суда у депутатов имеются. Внося предложения по новому со-* ставу Верховного суда Союза ССР, говорит товарищ Н. В. Подгорный, Президиум Верховного Совета выра­ жает твердую уверенность, что вновь избранный Верховный суд будет ус­ пешно осуществлять возложенные на него Законом высокие функции, по­ следовательно проводить линию партии в вопросах укрепления за­ конности, способствовать решению зада! коммунистического строитель­ ства в нашей стране. (Аплодисмен­ ты). Депутаты утверждают количест­ венный состав и единогласно изби­ рают предложенный Н. В. Подгор­ ным персональный состав Верховно­ го суда СССР, Председателем Вер­ ховного суда СССР избирается Л. Н. Смирнов. Затем с докладом об утверждении Указов Президиума Верховного Со­ вета СССР выступил секретарь Пре­ зидиума Верховного Совета СССР депутат М. П. Георгадзе. Он сообщил, что Президиум Вер­ ховного Совета СССР за период, прошедший после третьей сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва, принял Указы, которые в со­ ответствии с Конституцией СССР выносятся на утверждение Верхов­ ного Совета. М. П. Георгадзе доложил об этих Указах депутатам. Верховный Совет СССР утвердил Указы Президиума Верховного Со­ вета СССР и принял соответствую­ щие законы и постановления. Верховный Совет СССР принял Закон об образовании общесоюзного Министерства строительства пред­ приятий нефтяной и газовой про­ мышленности СССР. Министром строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР назначен А. К. Кортунов с осво­ бождением его от обязанностей ми­ нистра газовой промышленности СССР. Министром газовой промыш­ ленности СССР назначен С А. Оруджев. В связи с переходом депутата П. Е. Шелеста на работу заместите­ лем Председателя Совета Министров СССР Верховный Совет СССР осво­ бодил его от обязанностей члена Президиума Верховного Совета СССР. Членом Президиума Верховного Совета СССР избран депутат В. В. Щербицкий. На этом IV сессия Верховного Со­ вета СССР восьмого созыва завер­ шила работу. (ТАСС), ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О в Конституция СССР закрепляет пол­ новластие трудящихся нашей страны в лице Советов депутатов трудя­ щихся, составляющих политическую основу СССР. Депутаты уполномоче­ ны народом участвовать в осуществ­ лении Советами государственной вла­ сти, выражать его волю и интересы. Быть депутатом —* высокая честь и большая ответственность. Народ возлагает на депутатов важные го­ сударственные и общественные обя­ занности., Долг депутатов отдавать рее силы и знания делу строительст­ ва коммунизма, всемерно способство­ вать дальнейшему укреплению союза рабочего класса и колхозного кресть­ янства, дружбы и братства народов СССР, упрочению социально-полити­ ческого единства советского общест­ ва, неуклонному повышению благо­ состояния и культуры трудящихся, усилению могущества социалистиче­ ской Родины. Депутаты призваны претворять в жизнь избирательную платформу нерушимого блока ком- мунистой й беспартийных, воплощаю­ щую политику Коммунистической партии, интересы народа. Всей своей деятельностью депутат должен оправдывать доверие избира­ телей, всегда быть на уровне требо­ ваний, предъявляемых к нему Наро­ дом. I. О Б Щ И Е П О Л О Ж Е Н И Я С т а т ь я 1. ДЕПУТАТЫ — ПОЛ­ НОМОЧНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НА­ РОДА В СОВЕТАХ Депутаты являются полномочными представителями народа в органах государственной власти — Советах депутатов трудящихся. В соответствии с Конституцией СССР депутат Верховного Созета СССР, Верховного Совета союзной республики. Верховного Совета авто­ номной республики, краевого, област­ ного Совета депутатов трудящихся, Совета депутатов трудящихся авто­ номной области, национального окру­ га, районного, городского, районного в городе, поселкового и сельского Совета депутатов трудящихся получа­ ет свои полномочия в результате из­ брания его в Совет на основе всеоб­ щего, равного и прямого избиратель­ ного права при тайном голосовании. Ст а т ь я 2. УЧАСТИЕ ДЕПУТАТОВ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОВЕТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Осуществление Советами государ­ ственной власти основывается на активном участии каждого депутата во всей работе Сонета: депутаты ре­ шают вопросы государственного, хо зяйственного и социально-культурно го строительства, организуют прозе' дение решений Советов в жизнь, уча­ ствуют в контроле за работой госу­ дарственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в осуще­ ствлении иных полномочий Советов. В своей деятельности депутат ру­ ководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы насе­ ления избирательного округа, а так­ же экономические, культурные, наци ональные и иные особенности союз­ ной, автономной республики, авто­ номной области, национального ок­ руга, от которых депутат избран или на территории которых находится его избирательный округ. Депутат строит свою работу наос- нове законодательства Союза ССР, союзной, автономной республики, а также решений соответствующих Со­ ветов депутатов трудящихся. Ст а т ь я 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТ­ ВО О ПОЛНОМОЧИЯХ ДЕПУТАТОВ Полномочия депутатов Советов де­ путатов трудящихся в СССР опреде­ ляются настоящим Законом, а также: законодательством Союза ССР — для депутатов Совета Союза и Сове­ та Национальностей Верховного Со­ вета СССР; законодательством Союза ССР и союзных республик — для депутатов Верховных Советов союзных респуб­ лик; законодательством Союза ССР, со юзных и автономных республик — для депутатов Верховных Советов автономных республик; законодательством Союза ССР и союзных республик, а в автономных республиках — также законодатель­ ством автономных республик — для депутатов краевых, областных ‘Сове­ тов депутатов трудящихся, Советов депутатов трудящихся автономных областей, национальных округов, районных, городских, районных в го­ роде, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся. С т а т ь я 4. СРОК ПОЛНОМОЧИЙ ДЕПУТАТА Полномочия депутата начинаются со дня его избрания в Совет депуга тов трудящихся. Избранная Советом Мандатная комиссия проверяет пол номочия депутатов. Совет по пред­ ставлению Мандатной комиссии ре­ шает либо признать полномочия, ли­ бо кассировать выборы отдельных депутатов. Полномочия депутата заканчива­ ются в день выборов в Совет нового созыва. Ст а т ь я 5. СОЧЕТАНИЕ ДЕПУ­ ТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВЫ­ ПОЛНЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ Депутат осуществляет свои полно­ мочия, не порывая с производствен­ ной или служебной деятельностью. Депутатские полномочия осуществ­ ляются безвозмездно. Депутат активно участвует в про­ изводственной и общественно-поли­ тической жизни, подает пример ис­ полнения советских законов, соблю­ дения трудовой дисциплины, правил социалистического общежития. Ст а т ь я 6. СВЯЗЬ ДЕПУТАТА С ИЗБИРАТЕЛЯМИ, ЕГО ПОДОТЧЕТ НОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД НИМИ Депутат поддерживает связь с из­ бирателями, с коллективами трудя щихся и общественными организаци­ ями, выставившими его кандидатом в депутаты, а также с предприятиями, учреждениями, организациями и го сударственными органами, располО' женными на территории его избира тельного округа. Депутат ответствен перед избира­ телями и им подотчетен. Депутат, не оправдавший доверия избирателей или совершивший дейст­ вия, не достойные высокого звания Депутата, может быть в любое время отозван' по решению большинства из бирателей в установленном законом порядке. Ст а т ь я 7. ВЫПОЛНЕНИЕ НА­ КАЗОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Депутат участвует в организации населения на выполнение наказов из­ бирателей и в контроле за их реали­ зацией предприятиями, учреждения­ ми и организациями, добивается пре­ творения наказов в жизнь. Соответствующий Совет рассмат­ ривает наказы, одобренные собрани­ ями избирателей, утверждает план мероприятий по выполнению наказов, учитывает их при разработке планов хозяйственного и социально-культур­ ного строительства и при составлении бюджета, организует выполнение на­ казов избирателей, осуществляет контроль за их реализацией. Ст а т ь я 8. ВЗАИМООТНОШЕ­ НИЯ ДЕПУТАТА С СОВЕТОМ И ЕГО ОРГАНАМИ Депутат как член коллегиального представительного органа государст­ венной власти обязан принимать ак­ тивное участие в деятельности Сове­ та, постоянных комиссий й других органов Совета, в состав которых он избран, выполнять поручения Совета и его органов. Совет может заслушизать сообще­ ния депутатов о выполнении ими депутатских обязанностей, решений и поручений Созета и его органов. Президиумы Верховных Советов, исполнительные комитеты Советов оказывают депутатам соответству­ ющих Советов необходимую помощь в их работе, информируют депута­ тов о деятельности Совета и его ор­ ганов, о ходе выполнения планов хо­ зяйственного и социально-культурно­ го строительства, реализации наказов избирателей, о мерах, принятых . по критическим замечаниям и предложе­ ниям депутатов, содействуют изуче­ нию депутатами советского законо­ дательства, опыта работы Советов. Ст а т ь я 9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГО­ СУДАРСТВОМ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСУ­ ЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕПУТАТСКИХ ПОЛ- НОМОЧИЙ Советское государство гарантиру­ ет каждому депутату необходимые условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Лица, препятствующие депутату в осуществлении его полномочий или посягающие на честь и достоинство депутата как представителя государ­ ственной власти, несут ответствен­ ность в соответствии с законом. II. Д Е Я Т Е Д Е П У Т А Т А Ст а т ь я 11. УЧАСТИЕ ДЕПУТАТА В СЕССИЯХ СОВЕТА На сессиях Совета депутаты кол­ лективно обсуждают н решают все основные вопросы, отнесенные к ком­ петенции Совета. Депутат обязан присутствовать на каждой сессии Совета и активно уча­ ствовать в ее работе. Президиум Верховного Совета СССР, Президиум Верховного Сове­ та союзной республики, Президиум Верховного Совета автономной рес­ публики, исполнительный комитет Со­ вета заблаговременно сообщает де­ путату о времени созыва и месте проведения сессии Совета, о вопро­ сах, вносимых на рассмотрение Со­ вета, и предоставляет ему необходи­ мые материалы по этим вопросам. В случае невозможности прибыть на сессию депутат сообщает об этом Ст а т ь я 10. ДОСРОЧНОЕ ПРЕ­ КРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ДЕПУ­ ТАТА Полномочия депутата прекраща­ ются в случае отзыва депутата изби­ рателями. Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по решению Совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата о сло­ жении им депутатских полномочии в виду обстоятельств, препятствующих их выполнению, либо в связи с всту­ пившим в законную силу обвини­ тельным судебным приговором в от­ ношении лица, являющегося депута­ т ом . Л Ь Н О С т ь В С ОВ Е Т Е соответственно в Президиум Верхов­ ного Совета или в исполнительный комитет Совета. Ст а т ь я 12. ПРАВА ДЕПУТАТА НА СЕССИИ СОВЕТА Депутат пользуется решающим го­ лосом по всем вопросам, рассматри­ ваемым Советом на сессии, имеет право избирать и быть избранным в органы Совета. Депутат вправе предлагать вопро­ сы для рассмотрения Советом, вно­ сить предложения по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и су­ ществу обсуждаемых вопросов, по .персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, на­ значаемых или утверждаемых Сове­ том, обращаться с запросами, учас** (Окончание на 3-& стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz