Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
г 1РЕ~Н И Н С К О Е 3<Н'А'МЯ I сентября 1972 г , М 206 (13 374) СЕ ГО Д НЯ — НА ЧА ЛО НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА В ПОХОД ЗА ЗНАНИЯМИ И МАСТЕРСТВОМ ШКОЛЬНЫЕ ГОРИЗОНТЫ Го степриимно раскроются сегодня школьные двери для двухсот тысяч учащихся области. Педагогическим коллективам, органам народного об разования в новом учебном году предстоит большая и напряженная работа. Центральный Комитет КПСС и Со сет Министров СССР приняли ряд важнейших постанов лений, направленных на дальнейшее совершенствование системы народного образования в стране. Для работни ков просвещения особо важное значение имеет поста новление о завершении перехода ко всеобщему средне му образованию молодежи и дальнейшем развитии об щеобразовательной школы, <в котором, наряду с глубо ким анализом состояния дел в народном образовании, определены пути решения стоящих перед школой задач. В последние годы на работу школы глубокое влияние оказал переход на новые учебные программы. Измене ние содержания образования й методов работы учите лей, более йолное приведение их в соответствие с требо ваниями научно-технического прогресса, дало, как это и ожидалось, положительные результаты. Школы добиваются непрерывного повышения успева емости учащихся. За истекшие 5 лет число второгодни ков уменьшилось более чем на три тысячи. Успевае мость возросла с 97,3 до 93,6 процента. Лучшие резуль таты достигнуты педагогическими коллективами Лебе дянского, Липецкого, Долгоруковского, Елецкого рай онов, городов Данкова и Усмани. Большинство коллек тивов, используя новейшие достижения педагогической науки и практики, выработали стройную систему мер по предупреждению отсева учащихся. Из 550 средних и восьмилетних школ — в 384 второгодников или совсем нет, или есть лишь единичные случаи оставления уча щихся на повторное обучение по болезни. Растет число учителей, справляющихся с обучением (всех учащихся. В 2,3 раза за последние 4 года стало больше выпускников, оканчивающих школу с золотой медалью. Улучшение качества организационно-педагогической и учебно-воспитательной работы школ, укрепление нх учебно-материальной базы, усиление работы с общест венностью позволило педагогическим коллективам не сколько лучше решать вопросы осуществления восьми- летнего всеобуча как непременного условия для завер шения перехода по всеобщему среднему образованию молодежи. Однако и в решении проблемы восьмилетне го всеобуча предстоит сделать еще многое. В текущем году только 93 процента учащихся из чи сла тех, кто в 1964 году поступил в первый класс, свое временно окончили восемь классов. Итоги истекшего учебного года свидетельствуют о неравномерности отсе ва по районам и городам, что является следствием от сутствия должной борьбы за сохранность контингентов учащихся в некоторых школах. Особенно это относится к школам Краснинокого, Грязинского, Данковсхогб, Добринского районов. Выполнить восьмилетний всеобуч -— это не значит от читаться на начало учебного года о том, что все дети, подлежащие обучению, посажены за парты. Должна быть постоянная борьба с отсевом учащихся—и адми нистративная, и педагогическая. Она не должна прекра щаться на протяжении всех восьми лет обучения ребят в школе. Завершить переход ко всеобщему среднему образо ванию — это значит к концу пятилетки дать среднее образование всем, кто 10 лет назад был принят в пер вый класс. Осуществление среднего образования будет идти тремя путями: его должны давать общеобразова тельная школа, средние специальные учебные заведе ния, профессиональные технические училища. Однако ведущая роль в осуществлении этой важной государст венной задачи принадлежит общеобразовательной шко ле, причем прием в 9-е классы ежегодно будет увеличи ваться. Поэтому вся организаторская и педагогическая деятельность школ и органов народного образования должна быть направлена на безусловное выполнение всех показателей народнохозяйственного плана и в пер вую очередь заданий по приему в девятые классы. Од нако отдельные школы и районы в целом из года в год не обеспечивают выполнение плановых заданий по при ему в девятые классы. Одна из главных причин этого состоит в недостаточ но эффективной работе школы по воспитанию у учащих ся потребности к продолжению образования, ’ что, в свою очередь, свидетельствует о наличии известных не достатков в системе учебно-воспитательной работы. От дельным педагогическим коллективам следовало бы подумать о повышении авторитета своей школы среди учащихся и родителей. В школах продолжается работа по освоению новых программ. Работа по новым программам ставит учите ля перед необходимостью творческого отношения к сво ему педагогическому труду, так как новые программы не совместимы с ориентацией на формальное усвоение знаний. Они направлены на всемерное развитие интел лекта, познавательных функций ученика. А это требует от учителя и большой эрудиции в области преподава ния наук, и высокого педагогического мастерства, и со вершенствования самого учебного процесса, форм и ме тодов обучения. В области проводится большая работа в помощь учи телю. Действует широкая сеть курсов и семинаров, проводятся педагогические чтения, работают школы пе редового опыта. Все эти формы учебы оправдывают себя, надо и дальше улучшать их работу. Органам на родного образования, "руководителям школ надо по мочь каждому учителю определить формы совершенст вования своего мастерства в новом учебном году, даль нейшего роста идейно-теоретического уровня. Только при этом условии можно ожидать хорошей работы пе дагогических коллективов, заметного повышения каче ства знаний учащихся. 1972 год — эго год 50-летия образования СССР. В истекшем учебном году педагогические коллективы об ласти, готовясь к достойной встрече этой даты, замет но укрепили воспитательную работу с учащимися. По лучили дальнейшее развитие и распространение формы воспитания, связанные с общественно-полезным и про изводственным ТРУДОМ ШКОЛЬНИКОВ. К ЧИСЛУ ИХ ‘ОТНО СЯТСЯ ученические производственные бригады, строитель ные и ремонтные отряды старшеклассников. Однако мы еще далеко не полностью используем накопленное в школах страны многообразие форм и содержания дея тельности школьных трудовых коллективов. Особенно много работы в этом направлении предстоит проделать педагогическим коллективам городских школ. Перед ни ми большое поле деятельности, надо творчески осмыс лить собственный опыт и внести педагогически обосно ванные рекомендации по расширению форм участия го родских школьников в общестзенно-полезном производ ственном труде. В совершенствовании воспитательной работы с уча щимися особое внимание надо обратить на исчерпываю щее использование воспитательного потенциала, зало женного в новых учебных программах, особенно по ис тории и обществоведению, несущих огромную идейную информацию. Серьезного улучшения требует работа по воспитанию у школьников общественной активности, сознательной дисциплины, коммунистического отноше ния к труду. В последние годы в школах заметно улуч шилась работа по интернациональному и военно-патри отическому воспитанию. Следует использовать накоп ленный в этом отношении опыт. В основу идеологиче ской работы с учащимися надо положить постановление ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию Союза Советских Социалистических Республик». Повышая требования к школе и педагогам, партия и правительство постоянно проявляют заботу о создании учителю условий, необходимых для напряженного, вы сокоэффективного, творческого труда. Проявлением этой заботы явилось недавно опубликованное постановление правительства, в котором предусмотрено повышение должностных окладов и ставок учителям и воспитате лям детских садов. Нет сомнения в том, что учительство области в ответ на эту заботу в наступившем учебном году добьется но вых успехов в обучении и коммунистическом воспитании подрастающего поколения. у Н. УВАРОВ, инструктор отдела науки и учебных заведений обкома КПСС. з д е т Я — дедушка -первоклассника. Сегодня малыши, наши дети и внуки, впервые пойдут в школу. Из детского сада № 23 города Грязи 21 воспитанник сядет за парту. Они придут в первый класс хорошо подготовленными. Воспи татели В. К. Аполосова и В. М. о & д а - з а Колесова познакомили их с бук-1 варями, дали первые навыки чте ния и счета. Посещая детский сад, которым заведует А. И. Ско робогатова, дети получили и пер вые зачатки художественного вос питания: их уИили декламиро вать, петь, танцевать. Приучались л а р т ы дети также к соблюдению внут реннего распорядка, дисциплине, трудолюбию. Все это поможет ма лышам успешно приступить к уче бе в школе. Родители благодарны работникам детсада № 23. М. БОГДАНОВ. Вчера ходили в детский сад, В песок играли, пели. А нынче не узнать ребят — Вдруг сразу повзрослели. Шагают парами в свой класс Просторный и веселый. Они сегодня в первый раз Пришли учиться в школу. Подкрался к окнам ветерок, Видавший все на свете. Затих и слушает урок, I Который учат дети. Вчера они ходили в сад, \ В песок играли, пели. А нынче не узнать ребят — Вдруг сразу повзрослели. А. ТУМАРОВСКАЯ. — .— ---- ------------------------------ Тридцать четвеэтый учебный год начинает Е. С. Тихомирова, преподаватель математики сред ней школы № 4 Липецка. Уроки математики, которые ведет Евге ния Степановна, всегда проходят интересно. Большим профессио нальным опытом и глубокими знаниями предмета Е. С. Тихоми рова щедро делится с коллегами. Родина высоко оценила плодо творный труд Е. С. Тихомировой. Она награждена орденом Ленина, ей присвоено звание «Заслужен ный учитель школы РСФСР», Фото Л. Антошкина. У ЧЕБА в школе должна да вать не только теоретические знания, но и непременно со держать элементы грудозого воспи тания. Важное значение имеет про фессиональная ориентация молоде жи в соответствии с ее интересами н потребностью народного хозяйства в кадрах специалистов. В этом году в хозяйствах Грязин- ского района не хватает 52 тракто ристов и комбайнеров. На животно водческих фермах количество рабо тающих возрастет на 33 человека, в полеводстве и садоводстве тре буется 93 специалиста. 11 новых автомобилей ждут водителей и т. д. Велика потребность в кадрах строителей. Быстро развивающаяся промышленность города также тре бует молодых рабочих рук. Эти потребности в квалифициро ванных рабочих растут, и обеспечить пополнение рядов специалистов на родного хозяйства можно только за- счет сегодняшних и завтрашних вы пускников школ и других учебных заведений. Созданию необходимых условий для производственного обучения школьников в районе уделяется большое внимание. В прошлом учебном году были созданы 32 фа культативные группы, в которых обучались 856 человек: 412 осваива ли профессию водителя, 208 учи лись работать на тракторах, сель скохозяйственных машинах, овла девали основами агротехники, 49 изучали специальность жизотнозода. Все больше крепнут с е я з и хо зяйств и предприятий со школами. С помощью шефов созданы 25 ка бинетов машиноведения и биологии. Для них' выделено 4 трактора, ком-' байн, 10 автомашин и другой ин вентарь и оборудование. В обучении школьников участвуют специалисты предприятий, хозяйств и строитель ных организаций. Приобщение к общественно полез ному труду начинается с начальных классов. Организация экскурсий на предприятия, фермы, в мастерские, знакомство с машинами, инструмен тами, работа на учебно-опытных участках, шефство над животновод ческими комплексами — первые ша ги школьников на этом пути. Во время летних каникул работа с ре бятами продолжалась в шеста город ских и двух загородных пионерских лагерях, 11 отрядах по месту жи тельства. Ребята поддерживали чис тоту на закрепленных участках го рода, ухаживали за деревьями и пришкольными участками. Т Р У Д Ч Е Т В По итогам летней работы дружи ны средних школ № 53 и № 4 на граждены грамотами горкома ВЛКСМ. Перед школьным комсомо лом была поставлена задача по мочь вырастить и убрать овощные и кормовые культуры на площади 1500 гектаров. Во всех школах про шло обсуждение обращения комсо мольцев Правдинской средней шко лы «V® 4 по'оказанию помощи, под шефным хозяйствам. На своих соб раниях комсомольцы и школьники приняли обязательства по выращи ванию кормовой свеклы, картофеля и овощей. Была создана 51 учени ческая производственная бригада, заключены договоры с хозяйствами. Во время уборки многие комсо мольцы стали за штурвалы комбай нов, оказывали помощь в разгрузке, сушке и очистке зерна на токах. Одной из интересных форм прив лечения подростков к общественно полезному труду явилось сознание школьных строительных отрядов. Их в районе два. Отряд школы № 4 состоит из 60 бойцов. Его рожде нию предшествовала большая ра бота. Еще в начале учебного года комитет комсомола школы, опираясь на помощь и поддержку админист рации и коллектива, приступил к его формированию. Желающих было больше, чем требовалось. Разверну лось соревнование за право быть принятым в отряд. Выросла успева емость в школе, улучшилась дис циплина. Не только в труде представлялась возможность молодым познать се бя. Они занимались спортом, участву* ют в самодеятельности и т. д. Традиционными стали в районе О В А Я Е Р Т Ь лагеря труда и отдыха для под ростков. Ребята в них разные, в том числе и так называемые «труд ные». Для многих пребывание в них послужило хорошей школой, помогло правильно выбрать дорогу в жизни. Пятая четверть — трудовая — время напряженной учебы ком мунистическому отношению к труду. Не все те, кто ,работал в строй отряде, обязательно станут строите лями, так же, как не' все те, кто ра ботал в ученических бригадах, ла герях отдыха будут полеводами, комбайнерами, шоферами, садовода ми. Однако всем труд дал хорошую закалку, а многим пятая четверть поможет правильно выбрать свою будущую специальность. Существуют у нас и другие инте ресные формы работы со школьной молодежью. Например, совместные комсомольские собрания. Приглаша ются школьники на собрания зазод- ских комсомольцев, на которых они рассказывают о работе и успехах в учебе. В свою очередь рабочие предприятий докладывают ребятам о своих производственных достижени ях. На комсомольские собрания вы пускников приходят шефы из совхо за, с предприятия. Ребят знакомят с особенностями той или иной профес сии, приглашают выпускников на работу. И не случайно, ежегодно остаются работать в сельском хозяйстве около 40 выпускников, столько же поступа ют учиться в сельскохозяйственные учебные заведения. В настоящее вре мя в совхозах трудятся 190 молодых механизаторов. Следует отметить, что в вопросах профессиональной ориентации моло дежи остается еще немало нерешен ных проблем. Не везде и не всегда проводимая работа дает желае мый эффект. Причины в том, что кое-где не полностью учитывают индивидуальные наклонности уча щихся, не в полной мере используют средства пропаганды и популяриза ции массовых профессий, особенно сельских. Имеют место случаи, когда моло дые механизаторы не работают по специальности из-за того, что не по лучили поддержки от старших. В некоторых совхозах комитеты ком сомола недостаточно уделяют вни мания закреплению молодых кадров, созданию необходимых условий для их работы. Так, из 44 девушек, окон чивших курсы трактористов, в хозяй ствах работают механизаторами только 6. В совхозах «Дружба», «Плехановский» и ряде других хо зяйств им не была предоставлена возможность работать по своей спе циальности. Комитеты комсомола школ в пла не трудового воспитания и про фессиональной ориентации учащихся должны настойчиво воспитывать у молодежи коммунистическое отно шение к труду, высокую сознатель ность и ответственность за поручен ное дело и вместе с сельским ком сомолом, руководителями предприя тий и хозяйств заботиться о трудо устройстве выпускников школ, о, создании им необходимых условий для труда и дальнейшей учебы, о закреплении молодежи на местах. Г. ЛОШАКОВ, первый секретарь Грязинского горкома комсомола. Рис. Н. Сбитнева. В ЧЕРАШНИЙ десятиклассник переступает порог технического училища... Это проис ходит каждый год. И, хотя, казалось бы, все сделано к приему пополнения, каждый из нас вновь спрашивает себя: готов ли он принять эста фету школьного педагога в благородном и слож ном деле обучения и воспитания подрастающего поколения? В предстоящем учебном году для нас, работни ков и учащихся училищ профессионально-техни ческого образования, открываются новые значи тельные перспективы. ЦК КПСС и Совет Мини стров СССР приняли постановление о дальней шем совершенствовании системы профессиональ но-технического образования. В нем, в частности, указывается на необходимость «развивать тех нические училища, дающие рабочую квалифика цию молодежи, окончившей среднюю общеобра зовательную школу, повышать их роль в системе профессионально-технического образования, в подготовке достойного пополнения рабочего класса». Шесть лет действует техническое училище № 20. За это время в нем подготовлено около 2,5 тысячи квалифицированных рабочих. Выпускники учили ща успешно трудятся на монтажных площадках Новолипецкого металлургического завода, з це хах тракторного и других предприятий, в проект ных организациях и конструкторских бюро. Из года в год растет контингент учащихся, укреп ляется материально-техническая база обучения. Высокий научно-технический уровень совре менного производства ставит перед техническими училищами все более сложные задачи—за срав нительно небольшой срок—1—1,5 года дать вы пускникам средних школ большой объем спе циальных знаний, добиться приобретения ими прочных профессиональных умений и навыкоз, воспитать у будущих рабочих творческое отноше- В ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ ние к труду, стремление к новаторству, постоян ный интерес к рационализаторской и изобрета тельской работе. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР указывает практические пути к решению этих задач. Они заключаются в создании наибо лее благоприятных условий обучения и воспита ния учащихся посредством внедрения эффектив ных форм й методов обучения, широкого приме нения современных технических средств. Коллектив училища настойчиво работает в этом направлении. Выпускники школ и их на ставники, побывавшие у нас на экскурсиях в дни «открытых дверей», часто называют наше учи лище «домом чудес». Учебные кабинеты и мастерские, их современ ное оснащение вызывают у наших гостей боль шей интерес. В самом деле, непосвященному мо жет показаться необычным, и, если хотите, свое образным «чудом» то, что классная доска или учебная карта нажимом кнопки бесшумно и плавно отодвигается в сторону. Еще один нажим кнопки заставляет вспыхнуть экран дневного кино. Так же легко кадры учебного кинофильма сменяются диафильмом. В учебном кабинете можно просмотреть теле визионную передачу, прослушать учебные фоно записи. Все необходимое для этого оборудование рационально размещено и смонтировано непо средственно на рабочем месте преподавателя. Стационарное и комплексное размещение тех нических средств обучения с дистанционным уп равлением позволяет в значительной степени об легчить решение одной из важнейших задач уро ка: максимального и наиболее эффективного ис пользования учебного времени. Внедрение в учебный процесс научной органи зации педагогического труда требует комплексно го подхода. Эффективное применение всего арсе нала технических средств обучения возможно лишь при условии, когда преподаватель на учится з совершенстве владеть методикой их использования, сумеет продуманно и четко орга низовать свой труд. Решению этих вопросов будет посвящена дея тельность методических органов, коллектива ма стеров и преподавателей в предстоящем учебном году. Этому будет способствовать опыт, накоп ленный педагогами-новаторами В. Т. Корнеевым, A. Е. Вальской, Н. И. Пастуховым, И. И. Коло миец, мастерами производственного обучения B. Д. Ситниковым, М. И. Вадиковым и другими инженерно-педагогическими работниками. Важ нейшую роль сыграют семинарские занятия, об мен опытом работы. Производственное обучение—важнейшая со ставная часть учебного труда учащихся. Само по себе оно является процессом активным, по скольку приобретение профессиональных умений и навыков идет через непосредственное участие подростков в выполнении производственных зада ний. Однако, это не исключает, а предполагает ин тересные возможности внедрения методических приемов активизации учебно-производственной деятельности учащихся на уроках производствен ного обучения с применением технических средств, которые ранее использовались только на теоретических занятиях. Например, слесарные мастерские училища си лами творческих бригад работников и учащихся оборудованы методическими шкафами, конструк ция которых позволяет рационально разместить необходимые учебные инструменты и материалы. Кинопроектор с установкой дневного кино, диа проектор, магнитофоны и другие' технические средства вмонтированы в шкаф и управляются дистанционно. Продумана и возможность размещения уча щихся во время инструктажа. Площадка с удоб ными сиденьями в нужный момент механически выдвигается из-под пола, а потом убирается, не создавая помех при работе у слесарных верста ков. Словом, мы стремимся к созданию таких ус ловий, которые бы способствовали успешному . решению главной задачи: улучшению'’ качества подготовки квалифицированных рабочих. Творческий поиск коллектива направлен на дальнейшее совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся. В перспективе —большая и интересная работа по созданию учебных кабинетов с машинным программирова нием, кабинетов-лабораторий, внедрение учебного телевидения. Новый учебный год начался. Училище встреча ет своих питомцев. Их наставники будут делать все, чтобы дать почувствовать будущим мастерам радость творческого труда, привить любовь и уважение к гордой профессии рабочего. В. ХОРО*ГС, директор технического училища № 20, заслуженный учитель профессионально- технического образования РСФСР. АЛЫ — К ОММУ Н И С Т Ы К ОММУНИСТЫ средней школы № 3 считают одной из своих глазных задач за боту об идейном росте педагоги ческого коллектива. Большое зна чение школьная парторганизация уделяет изучению материалов XXIV съезда КПСС учителями и пропаганде их среди учащихся и родителей. Лекторская группа, в состав которой входят учителя О. В. Ти това, М. Н. Черкасс, С. Ф. Быков и другие, часто организует лекции и доклады для школьников и ро дителей, рабочих завода «Свобод ный сокол». Все учителя занима ются в системе партийной учебы, посещают лекции и семинары в Доме политпросвещения. Вопрос «Совершенствование идейно-поли тического уровня и педагогическо го мастерства учителя в свете З А П Е В требований XXIV съезда КПСС» обсуждался на партийном собра нии. Педагогический коллектив и учащиеся работают под девизом: «Пятилетке—высокие знания». В связи с этим наиболее злободнев ные вопросы учебно-воспитатель ного процесса коммунисты берут под свое влияние. Известно, что сейчас задача 'активизации мы слительной деятельности ученика з процессе учебы—одна из наибо лее актуальных. II мы, Обсудив пу ти ее решения на партсобрании, приняли меры к тому, чтобы моби лизовать на ее решение не только силы педагогов, но и родителей. Члены партбюро, месткома и клас сные руководители посетили квар тиры отстающих учеников, помог ли родителям., повлиять на них с тем, чтобы ребята занимались ак тивнее, энергичнее. В результате работы учительско го коллектива истекший учебный год школа закончила с успеваемо стью 99,7 процента. Около 70 про центов ребят учатся на 4 и 5. Славятся своими мастерскими уроками учителя 3. И. Иноземце ва, О. В. Титова, Н. И. Кобзеза, И. И. Беспяткчн и многие другие. Важное значение придает пар тийная организация трудовому воспитанию. Из года з год наши строительные отряды работают на различных стройках области, тру дятся и з школе. Традицией стали ■вечера, посвященные различным профессиям, на которых ученики встречаются с передовиками про изводства заводу «Свободный со кол», работниками службы быта и сферы обслуживания, учителями, воинами местного гарнизона. Уча щиеся посещают цеха зазода и соревнуются с рабочими бригада ми. Большую работу проводят пар тийная организация и весь учи тельский коллектив в воспитании комсомольпез и пионерии. Комсо мольская организация сейчас вы росла до 268 человек, активно ра ботают комсомольский комитет и советы дружин, выросли инициа тивные комсомольские и пионер ски вожаки.. В их числе Наташа Прудникова, Света Петрухина, Игорь Корвяков. Уделяем мы внимание военно- патриотической и спортивной ра боте. Надолго з памяти учащихся школы останутся вечера-встречи с воинами-шефами. Они вручили комсомольцам и пионерам Крас ное знамя, которое для нашей школы стало символом советской воинской славы и чести. Растет, учится и воспитывается школьная молодежь в духе ком мунистической морали и нравст венности, следует славным тради циям нашей партии, примеру сво их учителей, старших товарищей. Советский народ готовится тор жественно встретить 50-летие об разования СССР. В честь празд ника учительский коллектив шко лы принял социалистические обя зательства, выполнению которых посвящены наши стремления. В школе созданы хорошо обо рудованные кабинеты физики и химии, природы, военного дела, русского и иностранного языков. Они оборудованы техническими средствами и наглядными пособия- ми. В пятилетнем плане развития школы ставится цель перевести всю школу на кабинетную систему с программированным обучением и применением современных тех нических средстз. Г. ЧОВГУН, секретарь партбюро средней школы № 3 г. Липецка. У Л Ы Б К А ХУДОЖНИКА — Наш нападающий перешел в высшую лигу — стал первокласс ником. I Рис. Ю. Воронцова. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz