Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

ШКОЛА: ПОИСКИ НОВЫХ ПУТЕЙ К о б л а с т ной к о нфе р е н ц и и по ра з витию познава т ельной активности учащихся Завтра в Липецке открывается областная научно-практическая конференция по развитию познавательной активности учащихся. В ней примут участие учителя, руководители школ, работники органов народного образования, партийные работники. В работе конферен­ ции участвуют научные сотрудники Академии педагогических наук СССР. Тема конференции исключительно злободневна. В то же время она продолжает традиции липецких учителей по совершенствованию структуры урока. Недавно в «Ленинском знаменй» и в «Учительской газете» был опубликован ответ учителей Липецка'на обращение сво. их московских коллег о дальнейшем сов #ршенствовании урока, о борьбе за глубокие, прочные знания учащихся. Творческий характер нашего современника, человека будущего закладывается в школе. Публикуемые ниже материалы рассказыва­ ют об опыте работы лучших учителей, приобщающих ребят к эле­ ментам творчества, к исследованию, к поиску на уроке. тодами обучения. Усовершенствова­ лась структура урока, повысилась его результативность, получили развитие его дидактические основы. Инициа­ тива и творческие замыслы учителя вырвались из жесткой схемы комби­ нированного урока и получили ши­ рокий простор. Массовое распространение опыта работы лучших липецких учителей впоследствии оказало положительное Влияние на освоение новых про­ грамм. Министерство просвещения РСФСР, изучая в нашей области ра­ боту 2 и 4 классов по новым про­ граммам, отметило, что накопленный в прошлые годы положительный опыт сти, учитель должен находить новые, которые способствовали бы выработ­ ке у учащихся творческого мышле­ ния, умения самостоятельно добы­ вать знания и применять их на прак­ тике. Передовая часть учителей, в том числе и нашей области, включилась в поиск путей развития познаватель­ ной деятельности учащихся, в рабо­ ту по дальнейшему совершенствова­ нию учебного процесса, форм и мето­ дов обучения. В практику работы многих- учите­ лей все больше входит постановка проблемных ситуаций на уроке, во­ влечение учащихся в поисковую дей- Д АЛЬНЕЙШЕЕ совершенство­ вание системы народного об­ разования, по определению XXIV съезда КПСС, должно соот­ ветствовать потребностям развития экономики, культуры, научно-техни­ ческого, прогресса. Непременным тре­ бованием современного уровня про­ изводства и научно-технического прогресса является повышение об­ щей культуры и образовательного уровня трудящихся.' В связи с этим Директивами съезда предусмотрено завершение перехода ко всеобщему среднему образованию, которое не­ обходимо как для общего разви­ тия личности, так и для подготовки высококвалифицированных кадров. Одновременно меняется и содержа­ ние среднего образования. Оно при­ водится в соответствие с новейшими достижениями науки и техники. Об­ щеобразовательные школы перево­ дятся на работу по новым програм­ мам и учебникам. Освоение новых программ ставит учителя перед необходимостью высо- котворческого отношения к своему педагогическому труду. Новые про­ граммы несовместимы с ориентацией ТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА на формальное усвоение знаний уча­ щимися. Они направлены на всемер­ ное развитие детского интеллекта, на развитие познавательных функций ученика. А это требует от учителя глубоких теоретических знаний и большой эрудиции в области препо­ даваемой науки, высокого педагоги­ ческого мастерства, дальнейшего со­ вершенствования самого учебного процесса и методики обучения. Е свое время передовые учителя г. Липецка и области внесли извест­ ный вклад в дальнейшее развитие учебно-воспитательного ароцесса. На­ шли признание и используются в практике работы учителей перспек­ тивно-тематическое планирование, по­ урочный балл, различные виды ком­ ментированных упражнений, разно­ образие самостоятельных работ. Ар­ сенал учителя пополнился новыми, более эффективными приемами и меу борьбы за прочные знания и навыки учащихся помог педагогическим кол­ лективам школ Липецкой области при переходе на новое содержание образования предупредить ряд весь­ ма распространенных ошибок, в том числе недооценку формирования на­ выков учащихся. Однако заложенные в новых про­ граммах воспитательные возможно­ сти и принципы развивающего обу­ чения используются еще далеко не полностью. Развитие познавательных интере­ сов и способностей школьников в современных условиях приобретает важное значение. Это является ак­ тивным средством формирования личности, ее научного мировоззрения, коммунистического отношения к тру­ ду. Поэтому, творчески используя существующие приемы и методы ак­ тивизации познавательной деятельно- тельность. Тренировочные работы все больше сочетаются с заданиями творческого характера. В различные виды практических и самостоятель­ ных работ включаются элементы ис­ следования и эксперимента. Сущест­ венным образом оказывает влияние на методику обучения внедрение тех­ нических средств. В условиях, когда опыту, поиску, элементам исследова­ ния в учебном процессе придается огромное внимание, опытническая ра­ бота на пришкольном участке, фа­ культативные занятия, кабинетная система, лабораторные работы, тех­ ническое творчество учащихся ста­ новятся важнейшими элементами в деятельности школы. В институте усовершенствования учителей развернута выставка к от­ крывающейся завтра областной на­ учно-практической конференции по проблеме развития познавательной активности учащихся. На ней пред­ ставлены также приборы и нагляд­ ные пособия, изготовленные шкадь- никами. И отрадно отметить, что многие из них отражают не только мастерство ребят, но и носят твор­ ческий, исследовательский характер. Задача областной научно-практи­ ческой конференции будет состоять з том, чтобы обобщить лучший опыт отдельных учителей и педагогических коллективов, успешно работающих над проблемой развития познава­ тельной деятельности учащихся, над совершенствованием учебно-воспи­ тательного процесса. Большую работу в этом направ­ лении проводят педагогические кол­ лективы школ №№ I и 3 г. Липецка, 15-й г. Ельца, Тербунской № 1, Дан- ковской № 4, Ново-Дубовской и Верхне-Колыбельской Хлевенского района, Вязовицкой Долгоруковского района и многие другие. В один ряд с опытными, хорошо известными педагогами встали Но­ вые, творчески работающие учителя. В их числе учительница начальных классов Липецкой средней школы № 19 А. Б. Сушкова, математик средней школы № 15 г. Ельца А. В. Агибалов, словесник Задонской восьмилетней школы Л. А. Морева, биолог Паленской средней школы Становляиского района М. Н. Коз­ лова. Работа областной научно-практ&; ческой конференции и принятые на ней рекомендации должны послу­ жить широкому распространению , и внедрению передового педагогиче­ ского опыта, способствовать разви­ тию творчества в работе педагогиче­ ских коллективов. В. ЩЕГЛОВ, заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений обкома КПСС. ВОСПИТАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ З О Р К О С Т И с В новой программе и новом учеб­ нике русского языка заключены большие возможности повышения качества знаний, умений и навыков учащихся. Они позволяют изучать язык в целом, развивать мышление, «дар слова», развивать орфографиче­ скую и пуюиуационную зоркость. Мне хочется поделиться опытом работы по развитию у учащихся ор­ фографической зоркости. Провожу разнообразные упражнения, при вы­ полнении которых школьники прояв­ ляют максимум самостоятельности. Так, при изучении темы «Состав слова» это — упражнения на образо­ вание слов с помощью суффиксов' и приставок, на образование сложных слов, на анализ слов. При этом ис­ пользую толковый словарь, который расширяет кругозор учащихся, обо­ гащает их словарный запас. Изучая в классе другие програм­ мные темы, также прибегаю к слова­ рям. При работе над непроизноси­ мыми согласными отобрала 'ЧРакие слова, в которых дети допускали больше всего ошибок. Большую пользу оказывает сло­ варь при подготовке к изложениям и сочинениям. К сочинению по теме: «Севастополь—город-герой» дети по словарю подобрали такие синонимы: бой—битва, баталия, сражение, опе­ рация, побоище, сеча; боец—воин, солдат, вояка, воитель; гнев—ярость, бешенство и т. д. Все это делает уроки живыми, ин­ тересными и помогает детям избегать в сочинениях и изложениях упот­ ребления одних и тех же слов. Большую роль в развитии орфо­ графической зоркости играют обуча­ ющие диктанты. Одни, как правило, провожу перед контрольно-прове­ рочными работами, так как они по­ могают рассеять сомнения в напи­ сании некоторых слов; другие, сво­ бодные—перед изложением; творче­ ские по картинам — перед сочинени­ ем по картине; творческие на опреде­ ленную тему — перед сочинениями на литературную и свободную темы. Проблема грамотности — одна из важнейших. Чтобы выработать у учащихся умение безошибочно ори­ ентироваться в орфограммах и пра­ вилах, я обращаю серьезное внима­ ние на следующее: разбор по частям речи, анализ слова по составу и вы­ яснение смысла слова, строй предло­ жения с учетом связей слов и слово­ сочетаний, разграничение написания и произношения. С этой целью я показываю ребятам несоответствие между буквами и звуками. Особое значение придаю граммати­ ческим играм на уроках, при этом придерживаюсь строгой системы, помня совет известного русского пе­ дагога к. Д. Ушинского, который пи­ сал, что голова, наполненная отры­ вочными, бессвязными знаниями, по­ хожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет. Периодически использую на уроках такие игры, как «Грамматическое ло­ то», «Мотогонки», «Полет на Луну», «Кто быстрей» и т, д. Вся эта работа позволяет доби­ ваться высокой активности школьни­ ков на уроках, вызывает у них стремление к познанию неизведанно­ го в языке, подготавливает их к ус­ воению рациональных приемов при­ менения правил письма. Е. ТЕМНИКОВА, учительница русского языка и литературы Добровской восьмилетней школы. САМОГО первого дня пребы­ вания детей в школе я воспи­ тываю у них желание учиться. Первый день учёбы первоклассников начинаю с Ленинского урока, кото­ рый провожу в Ленинской комнате нашей школы. На следующем уроке они совершают экскурсию по школе. Перед ними открывается новый мир, полный чудес. Вот класс, где учился Герой Советского Союза, наш зем­ ляк П. С. Зачиняев. Еот физический, химический, математический, воен­ ный, биологический кабинеты. Не­ знакомые приборы, таблицы, карти­ ны, карты — все это новое, и дети скорее хотят узнать обо всем, что ви­ дят. Объясняю: во всех этих кабине­ тах, где занимаются сейчас старше­ классники, будут учиться и они, уз­ нают эти приборы, научатся прово­ дить опыты, читать таблицы. А пока нужно уметь читать, писать, считать, наблюдать, находить сходство и раз­ личие, делать выводы. Известно, что интерес возникает тогда, когда материал урока раскры­ вается в конкретных деталях. Так, при изучении второклассниками пере­ местительного свойства произведе­ ния очень много внимания уделяла усвоению конкретного смысла умно­ жения и сознательного применения соответствующей терминологии. В результате выполнения заданий дети сами устанавливали эти свойства. Много времени и внимания уде­ ляю осмысленному восприятию детьми материала урока. Живая, ищущая мысль ребенка, рассужде­ ния, доказательства, сопоставления помогают усвоению понятий, овладе­ нию навыками, одновременно про­ буждают интерес к занятиям в шко­ ле. Основную часть урока отвожу ра­ боте с задача ми, при решении кото­ рых учащиеся практически применя­ ют полученные знания. Большое внимание уделяю выработке у них умения устанавливать логические связи. Систематически предлагаю детям задачи с недостающими чис­ ловыми данными. Осмысленному решению задач, нА мой взгляд, способствовала работа по составлению обратных (провероч­ ных) задач. Дети их составляют .|а- ми. К каждому уроку подбирала та­ кие задачи, чтобы их решение со­ действовало развитию множествен­ ных связей. Все это помогает разви­ тию у учащихся математической ло- нужно использовать правило при вы­ полнении задания. После того, как задание по карточке выполнено, обя­ зательно беседую с учеником, чтобы установить, осмыслил ли он идею за­ дачи и путь ее раскрытия. Применение в учебном процессе диафильмов также вызывает у де­ тей интерес к учебному материалу. Уже в 1 классе многие уроки прово­ дила с показом их. Просмотр диа- ‘^Ш П Т О Ц .П —11В«ИМ1ВИИПИ11ЦИ11ДЦУКЦ1«1ШЦ ц т т н т в | п ю в » 1 —1Г»»1»»тг»^^ув1 " т а к р а з в и в а е т с я ! и н т е р е с ! гики, речи, расширению их кругозо­ ра. Дети очень увлекаются таким ви­ дом работы н многие из них умеют составлять по нескольку задач раз­ ного содержания по первой формуле или схеме. Особенно важно развивать само­ стоятельный поиск истины при изу­ чении геометрического материала. ...У каждого ученика класса —- конверт. В нем хранятся необходи­ мые геометрические фигуры, с ис­ пользованием которых мы проводили самостоятельные работы: измерение, сравнение данных углов, треугольни­ ков и т. д. После этого дети без осо­ бых затруднений выполняли практи­ ческие работы по черчению и измере­ нию отрезков (начертить отрезок, измерить длину и т. д). Класс мой по составу большой — 45 учащихся. И, естественно, есть ученики с замедленным восприятием нового материала. Для того, чтобы приучить их самостоятельно разби­ ваться при выполнении заданий, я пользуюсь «обучающими» карточка­ ми, в которых определен порядок умственных операций и указано, как фильмов всегда приносит детям мно­ го радости, активизирует их дея­ тельность, способствует более полно­ му и глубокому усвоению знаний. Уроки математики не были бы пол­ ноценными без использования техни­ ческих средств обучения. В первом классе, знакомя детей с геометриче­ скими фигурами — треугольниками, многоугольниками и т. д., показыёа- Ла им на экране цветные Изображе­ ния треугольников различной конст­ рукции, а дети находили среди них прямоугольный треугольник и дока­ зывали, почему он является прямо­ угольным. Изображение на экране помогает учащимся определить, правильно ли ими выполнено то или другое зада­ ние. Это помогает мне поддерживать у учащихся постоянный интерес к учебному предмету и добиваться ос­ мысленных и прочных 'знаний, уме­ ний и навыков. Н. БЕЛОКОПЫТОВА, учительница начальных классов средней школы № 2 г. Задонска. МНР. Алтай-Булак. Здание му­ зея революции, построенное Совет­ ским Союзом и переданное в дар монгольскому народу в ознамено­ вание 50-летия монгольской на­ родной революции. (Фотохроника ТАСС) I Ф О Р Ш Ш М Я Ш Р ’ СКОЛЬКО АМЕРИКАНСКИХ ШПИОНОВ! ВАШИНГТОН, 22 января. (ТАСС). Как сообщает газета Вашингтон пост», директор ФБР Гувер заручился согласием Бело­ го дома на «расширение между­ народных разведывательных опе­ раций» своей организации. Сетью отделений ФБР будут охвачены десятки столиц иностранных го­ сударств. КТО ОТВЕТИТ З А УБИЙСТВА? НЬЮ-ЙОРК, 22 января. (ТАСС). Новые разоблачения зверств военщины США в Южном Вьетнаме взволновали американ­ скую общественность. Журналист Сеймур Херш, пишет газета «Нью- Йорк тайме», подробно рассказы­ вает дам о том, что в действи­ тельности происходит во время нашей варварской авантюры в Азии... Вопли умирающих все еще звучат в наших ушах. Старики- азиаты прячутся в бункерах, пар­ ни из штата Айова стреляют в них из пулеметов. Дети ползают в клубах пыли, где их настигает американская сталь. (Женщин на­ силуют и убивают. «Эти картины, —- указывает газета, — рассказы­ вают нам о том времени, когда Америка отказалась от своих при­ тязаний на человеческое достоин­ ство и послала свою молодежь убивать». Касаясь причин, почему офици­ альный Вашингтон так и не опуб­ ликовал доклад комиссии Пирса, проводившей расследование кро­ вавой расправы американских аг­ рессоров в общине Сонг ми 16 марта 1968 г., «Нью-Йорк тайме» подчеркивает: этот доклад пока­ зывает, что дивизия «Америкал», находящаяся в Южном Вьетнаме, совершала систематические убий­ ства и что события в деревне Милан не были, как заявляли президент Никсон, генералы и апологеты армии, каким-то исклю­ чительным умопомрачительным случаем. Командование дивизии «Амери­ кал» пыталось скрыть учиненную ее солдатами кровавую бойню. Председатель комиссии генерал Пирс располагает достаточными фактами, чтобы предъявить обви­ нения в укрывательстве 15 офице­ рам. Однако, пишет газета, коман­ дование армии отклонило обвине­ ния против всех этих офицеров, кроме полковника Хендерсона, который позднее был оправдан военным трибуналом армии. Таким образом, заключает «Нью-Йорк тайме», за убийство многих вьетнамцев никто не был осужден. -■ ' 4 • . .> ' " , % , у ; Ы Л у С 4 ' ' ' ш ................. 111111111 1 | | 1 | 11 | Ш' ' ' Щ 11 ', Ш 11 Ш! 11 Ш 1111111 \ 1 1 Ш 11 ,•: :* 4 - , ■ !||§ Ё § 111111111 к *V&ШЭ С О Р А Т Н И К ИЛ Ь ИНА 2 4 я н в а р я — 1 р о ж д е н и я Г. М. Заканчивая свой доклад о плане электрификации России на VIII Все­ российском съезде Советов, Глеб Максимилианович Кржижанов­ ский произнес слова о людях— созидателях будущего, чьи «дела остаются как скалы». И твердой уверенностью выполнимости на­ меченного прозвучали эти слова в холодном, слабо освещенном зале. Шел декабрь 1920 года. План ГОЭЛРО существовал еще только на бумаге... Кржижановскому не случайно выпала судьба стать «первым ин­ женером» советской России, ру­ ководить, по заданию Владимира Ильича, проектированием ее бли­ жайшего электрического будуще­ го. Один из старейших членов в Коммунистической партии, начав­ ший путь профессионального ре­ волюционера младшим соратни­ ком Ленина по петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса», он прошел су­ ровую школу подпольщика, «уни­ верситеты» царских тюрем й ссы­ лок. Смелый боец партии, та­ лантливый инженер, он был еще и поэтом. И сегодня, в дни рево­ люционных праздников, мы слы­ шим слова нестареющих песен, написанных молодым Глебом Кржижановским, — «Варшавянки», «Красного знамени»... Полвека назад, в год самой тя­ желой разрухи, парализовавшей республику, наметки ГОЭЛРО дей­ ствительно были, как писал сам Кржижановский, «дерзостно­ смелыми». То была смелость партии, твердо решившей в крат­ чайшие сроки победить отста­ лость страны. - Кажется (по нынешним масшта­ бам) не так уж много: за 10 лет построить около 30 электростан­ ций общей мощностью немногим более полутора миллионов кило- 0 0 л е т с о д н я К р Ж и Ж а н о в с к о г о ватт. Но это было стремительным обгоном— в 10—15 раз — уров­ ня энергетики дореволюционной России, и в сотни раз выше уров­ ня производства электричества в годы гражданской войны. Со всей возможной тогда детализацией в плане ГОЭЛРО четко определя­ лись основные направления влия­ ния электроэнергетики на подъ­ ем производительности труда, развитие промышленности и сель­ ского хозяйства, транспорта, топ­ ливную проблему.!. Много позднее, уже на склоне лет, Кржижановский с гордостью писал о том, что в 1954 году в СССР выработано 150 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Именно ему, как немногим, был особенно наглядно виден этот фантастически быстрый взлет. Три последующие пятилетки ч дали ве­ сомую «прибавку» — до 800 мил­ лиардов в 1971 году. А к концу нынешней, девятой, страна выйдет за рубеж 1000 миллиардов кило­ ватт-часов! Вновь и вновь обращается Глеб Максимилианович к самому доро­ гому в своем сердце и памяти —■ к воспоминаниям об Ильиче. Его книги «Великий Ленин», «Мысли­ тель и революционер» — это страстная проповедь ленинского идейного наследия, рассказ оче­ видца о вожде, Человеке с боль­ шой буквы, старшем друге, веч­ ном образце для подражания. «Нельзя дать лучшего совета людям, — писал Кржижановский, — чем совет почаще заглядывать в творения Ленина, изучать то не­ измеримое богатство, которое он оставил людя^л в своих трудах, в примере свое,й жизни». Следуя высокому примеру, всю свою Жизнь старый революционер отдал партии, народу. (Корр. ТАСС). СИОНИСТСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ В И Е Р У С А Л И М Е В Иерусалиме в эти дни разы­ грывается антисоветский спек­ такль, поставленный сионистами. 18 января в этом оккупираванном Израилем городе собрался так на­ зываемый 28-й всемирный сиони­ стский конгресс. О том, какие цели преследуют организаторы этого сборища, не приходится га­ дать. Первый пункт повестки дня конгресса гласит: «Проблема со­ ветских евреев» — так заявил, выступая на первом же заседании, президент Израиля Залман Ша- зар. Раздувая эту несуществующую проблему, сионисты пытаются та­ кого рода дымовой завесой при­ крыть агрессивные планы израиль­ ских захватчиков и их преступле­ ния на оккупированных арабских территориях. Эта сфабрикованная западной пропагандой «проблема»' усиленно •перепевается сионистами и по другой причине. Тель-Авив, тратящий почти половину своего бюджета на военные дели, остро нуждается в притоке новой рабо­ чей силы, а также «пушечного мяса» для израильской армии. Сионистский спектакль в Иеру­ салиме разыгрывается по сцена­ рию, написанному в Тель-Авиве и Вашингтоне. Всем, кто не согла­ сен с антисоветской, империали­ стической линией хозяев конгресса, затыкают рот. Сборище проходит буквально за частоколом ролицей^ ских дубинок. Только с помощью сотен полицейских израильским властям удалось разогнать вну­ шительную демонстрацию проте­ ста в день открытия конгресса. «Полицейские напали на нас и арестовали,— рассказывал потом Мандел — руководитель группы нью-йоркских евреев, не допущен­ ных на конгресс.— Мы приехали, чтобы потребовать ухода Израи­ ля с захваченных арабских терри­ торий и признания прав палестин­ ских беженцев». Мандела и его единомышленни­ ков, как и многих других, не до­ пустили на конгресс по вполне понятным причинам. У его орга­ низаторов прямо противополож­ ная цель—поощрить Израиль на новые военные авантюры. Неда­ ром незадолго до открытия кон­ гресса в Вашингтоне' было объяв­ лено о решении возобновить по­ ставки оружия Израилю, в том числе реактивных бомбардировщи­ ков «Фантом». Кроме того, в ре­ зультате только что закончивших­ ся секретных американо-израиль­ ских переговоров достигнуто со­ глашение о помощи США в мо­ дернизации израильской военной промытленности. (ТАСС). Н О Р М А Л Ь Н А Я Ж И З Н Ь Н А Л А Ж И В А Е Т С Я ДАККА, 22 января. (ТАСС). В первые же дни после капиту­ ляции пакистанской армии в ин­ дустриальный пригород Дакки Нарсингди стали возвращаться жители. Более 25.000 беженцев уже вернулись к своим очагам. В городе открыты магазины, рын­ ки, функционируют государствен­ ные учреждения. Местные власти оказывают возвращающимся все- * мерную помощь, выдают им про­ довольственные пайки, обеспечива­ ют жильем. Здесь создан центр по оказанию помощи беженцам. «На всей территории Бангладеш организовано около 250 подобных центров», — сообщил в беседе с корреспондентом ТАСС министр по делам помощи пострадавшим А. X. Камаруззаман. Репрессии пакистанской армии вызвали массовую эмиграцию населения н е . только в Индию, но и внутри Бангладеш, продолжал министр. Общее количество остро нуждаю­ щихся в помощи составляет 30 млн. человек, которых необходимо обеспечить не только питанием и кровом, но и средствами к даль­ нейшему существованию. «На сегодняшний день в Банг­ ладеш вернулось около 4 млн. бе­ женцев, — отметил А. X. Ка...з- руззаман. Решение всех вопросов, связанных с оказанием помощи миллионам обездоленных сограж­ дан — одна из главных проблем, стоящих сейчас перед Бангла­ деш». Пользуясь случаем, говорит А. X. Камаруззаман, мне хотелось бы выразить глубокую благодар- ность народу и правительству Со­ ветского Союза за поддержку. Подлинным национальным бедствием для Нидерландов стало загрязнение рек промышленными отходами. В крупнейшем городе страны Роттердаме санитарная инспекция закрыла водопровод и за­ претила населению употреблять из него воду в пищу. Торговые компании решили заработать на этом. Они стали импортировать воду из Норвегии и по повышенной цене продают ее в продоволь­ ственных магазинах. А какую воду будут пить голландцы, когда загрязнятся реки в Норвегии? Наснимке: поступила партия свежей воды из Норвегии. Фото АНЕФО—ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz