Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
ШКОЛА: ПОИСКИ НОВЫХ ПУТЕЙ К о б л а с т ной к о нфе р е н ц и и по ра з витию познава т ельной активности учащихся Завтра в Липецке открывается областная научно-практическая конференция по развитию познавательной активности учащихся. В ней примут участие учителя, руководители школ, работники органов народного образования, партийные работники. В работе конферен ции участвуют научные сотрудники Академии педагогических наук СССР. Тема конференции исключительно злободневна. В то же время она продолжает традиции липецких учителей по совершенствованию структуры урока. Недавно в «Ленинском знаменй» и в «Учительской газете» был опубликован ответ учителей Липецка'на обращение сво. их московских коллег о дальнейшем сов #ршенствовании урока, о борьбе за глубокие, прочные знания учащихся. Творческий характер нашего современника, человека будущего закладывается в школе. Публикуемые ниже материалы рассказыва ют об опыте работы лучших учителей, приобщающих ребят к эле ментам творчества, к исследованию, к поиску на уроке. тодами обучения. Усовершенствова лась структура урока, повысилась его результативность, получили развитие его дидактические основы. Инициа тива и творческие замыслы учителя вырвались из жесткой схемы комби нированного урока и получили ши рокий простор. Массовое распространение опыта работы лучших липецких учителей впоследствии оказало положительное Влияние на освоение новых про грамм. Министерство просвещения РСФСР, изучая в нашей области ра боту 2 и 4 классов по новым про граммам, отметило, что накопленный в прошлые годы положительный опыт сти, учитель должен находить новые, которые способствовали бы выработ ке у учащихся творческого мышле ния, умения самостоятельно добы вать знания и применять их на прак тике. Передовая часть учителей, в том числе и нашей области, включилась в поиск путей развития познаватель ной деятельности учащихся, в рабо ту по дальнейшему совершенствова нию учебного процесса, форм и мето дов обучения. В практику работы многих- учите лей все больше входит постановка проблемных ситуаций на уроке, во влечение учащихся в поисковую дей- Д АЛЬНЕЙШЕЕ совершенство вание системы народного об разования, по определению XXIV съезда КПСС, должно соот ветствовать потребностям развития экономики, культуры, научно-техни ческого, прогресса. Непременным тре бованием современного уровня про изводства и научно-технического прогресса является повышение об щей культуры и образовательного уровня трудящихся.' В связи с этим Директивами съезда предусмотрено завершение перехода ко всеобщему среднему образованию, которое не обходимо как для общего разви тия личности, так и для подготовки высококвалифицированных кадров. Одновременно меняется и содержа ние среднего образования. Оно при водится в соответствие с новейшими достижениями науки и техники. Об щеобразовательные школы перево дятся на работу по новым програм мам и учебникам. Освоение новых программ ставит учителя перед необходимостью высо- котворческого отношения к своему педагогическому труду. Новые про граммы несовместимы с ориентацией ТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА на формальное усвоение знаний уча щимися. Они направлены на всемер ное развитие детского интеллекта, на развитие познавательных функций ученика. А это требует от учителя глубоких теоретических знаний и большой эрудиции в области препо даваемой науки, высокого педагоги ческого мастерства, дальнейшего со вершенствования самого учебного процесса и методики обучения. Е свое время передовые учителя г. Липецка и области внесли извест ный вклад в дальнейшее развитие учебно-воспитательного ароцесса. На шли признание и используются в практике работы учителей перспек тивно-тематическое планирование, по урочный балл, различные виды ком ментированных упражнений, разно образие самостоятельных работ. Ар сенал учителя пополнился новыми, более эффективными приемами и меу борьбы за прочные знания и навыки учащихся помог педагогическим кол лективам школ Липецкой области при переходе на новое содержание образования предупредить ряд весь ма распространенных ошибок, в том числе недооценку формирования на выков учащихся. Однако заложенные в новых про граммах воспитательные возможно сти и принципы развивающего обу чения используются еще далеко не полностью. Развитие познавательных интере сов и способностей школьников в современных условиях приобретает важное значение. Это является ак тивным средством формирования личности, ее научного мировоззрения, коммунистического отношения к тру ду. Поэтому, творчески используя существующие приемы и методы ак тивизации познавательной деятельно- тельность. Тренировочные работы все больше сочетаются с заданиями творческого характера. В различные виды практических и самостоятель ных работ включаются элементы ис следования и эксперимента. Сущест венным образом оказывает влияние на методику обучения внедрение тех нических средств. В условиях, когда опыту, поиску, элементам исследова ния в учебном процессе придается огромное внимание, опытническая ра бота на пришкольном участке, фа культативные занятия, кабинетная система, лабораторные работы, тех ническое творчество учащихся ста новятся важнейшими элементами в деятельности школы. В институте усовершенствования учителей развернута выставка к от крывающейся завтра областной на учно-практической конференции по проблеме развития познавательной активности учащихся. На ней пред ставлены также приборы и нагляд ные пособия, изготовленные шкадь- никами. И отрадно отметить, что многие из них отражают не только мастерство ребят, но и носят твор ческий, исследовательский характер. Задача областной научно-практи ческой конференции будет состоять з том, чтобы обобщить лучший опыт отдельных учителей и педагогических коллективов, успешно работающих над проблемой развития познава тельной деятельности учащихся, над совершенствованием учебно-воспи тательного процесса. Большую работу в этом направ лении проводят педагогические кол лективы школ №№ I и 3 г. Липецка, 15-й г. Ельца, Тербунской № 1, Дан- ковской № 4, Ново-Дубовской и Верхне-Колыбельской Хлевенского района, Вязовицкой Долгоруковского района и многие другие. В один ряд с опытными, хорошо известными педагогами встали Но вые, творчески работающие учителя. В их числе учительница начальных классов Липецкой средней школы № 19 А. Б. Сушкова, математик средней школы № 15 г. Ельца А. В. Агибалов, словесник Задонской восьмилетней школы Л. А. Морева, биолог Паленской средней школы Становляиского района М. Н. Коз лова. Работа областной научно-практ&; ческой конференции и принятые на ней рекомендации должны послу жить широкому распространению , и внедрению передового педагогиче ского опыта, способствовать разви тию творчества в работе педагогиче ских коллективов. В. ЩЕГЛОВ, заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений обкома КПСС. ВОСПИТАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ З О Р К О С Т И с В новой программе и новом учеб нике русского языка заключены большие возможности повышения качества знаний, умений и навыков учащихся. Они позволяют изучать язык в целом, развивать мышление, «дар слова», развивать орфографиче скую и пуюиуационную зоркость. Мне хочется поделиться опытом работы по развитию у учащихся ор фографической зоркости. Провожу разнообразные упражнения, при вы полнении которых школьники прояв ляют максимум самостоятельности. Так, при изучении темы «Состав слова» это — упражнения на образо вание слов с помощью суффиксов' и приставок, на образование сложных слов, на анализ слов. При этом ис пользую толковый словарь, который расширяет кругозор учащихся, обо гащает их словарный запас. Изучая в классе другие програм мные темы, также прибегаю к слова рям. При работе над непроизноси мыми согласными отобрала 'ЧРакие слова, в которых дети допускали больше всего ошибок. Большую пользу оказывает сло варь при подготовке к изложениям и сочинениям. К сочинению по теме: «Севастополь—город-герой» дети по словарю подобрали такие синонимы: бой—битва, баталия, сражение, опе рация, побоище, сеча; боец—воин, солдат, вояка, воитель; гнев—ярость, бешенство и т. д. Все это делает уроки живыми, ин тересными и помогает детям избегать в сочинениях и изложениях упот ребления одних и тех же слов. Большую роль в развитии орфо графической зоркости играют обуча ющие диктанты. Одни, как правило, провожу перед контрольно-прове рочными работами, так как они по могают рассеять сомнения в напи сании некоторых слов; другие, сво бодные—перед изложением; творче ские по картинам — перед сочинени ем по картине; творческие на опреде ленную тему — перед сочинениями на литературную и свободную темы. Проблема грамотности — одна из важнейших. Чтобы выработать у учащихся умение безошибочно ори ентироваться в орфограммах и пра вилах, я обращаю серьезное внима ние на следующее: разбор по частям речи, анализ слова по составу и вы яснение смысла слова, строй предло жения с учетом связей слов и слово сочетаний, разграничение написания и произношения. С этой целью я показываю ребятам несоответствие между буквами и звуками. Особое значение придаю граммати ческим играм на уроках, при этом придерживаюсь строгой системы, помня совет известного русского пе дагога к. Д. Ушинского, который пи сал, что голова, наполненная отры вочными, бессвязными знаниями, по хожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет. Периодически использую на уроках такие игры, как «Грамматическое ло то», «Мотогонки», «Полет на Луну», «Кто быстрей» и т, д. Вся эта работа позволяет доби ваться высокой активности школьни ков на уроках, вызывает у них стремление к познанию неизведанно го в языке, подготавливает их к ус воению рациональных приемов при менения правил письма. Е. ТЕМНИКОВА, учительница русского языка и литературы Добровской восьмилетней школы. САМОГО первого дня пребы вания детей в школе я воспи тываю у них желание учиться. Первый день учёбы первоклассников начинаю с Ленинского урока, кото рый провожу в Ленинской комнате нашей школы. На следующем уроке они совершают экскурсию по школе. Перед ними открывается новый мир, полный чудес. Вот класс, где учился Герой Советского Союза, наш зем ляк П. С. Зачиняев. Еот физический, химический, математический, воен ный, биологический кабинеты. Не знакомые приборы, таблицы, карти ны, карты — все это новое, и дети скорее хотят узнать обо всем, что ви дят. Объясняю: во всех этих кабине тах, где занимаются сейчас старше классники, будут учиться и они, уз нают эти приборы, научатся прово дить опыты, читать таблицы. А пока нужно уметь читать, писать, считать, наблюдать, находить сходство и раз личие, делать выводы. Известно, что интерес возникает тогда, когда материал урока раскры вается в конкретных деталях. Так, при изучении второклассниками пере местительного свойства произведе ния очень много внимания уделяла усвоению конкретного смысла умно жения и сознательного применения соответствующей терминологии. В результате выполнения заданий дети сами устанавливали эти свойства. Много времени и внимания уде ляю осмысленному восприятию детьми материала урока. Живая, ищущая мысль ребенка, рассужде ния, доказательства, сопоставления помогают усвоению понятий, овладе нию навыками, одновременно про буждают интерес к занятиям в шко ле. Основную часть урока отвожу ра боте с задача ми, при решении кото рых учащиеся практически применя ют полученные знания. Большое внимание уделяю выработке у них умения устанавливать логические связи. Систематически предлагаю детям задачи с недостающими чис ловыми данными. Осмысленному решению задач, нА мой взгляд, способствовала работа по составлению обратных (провероч ных) задач. Дети их составляют .|а- ми. К каждому уроку подбирала та кие задачи, чтобы их решение со действовало развитию множествен ных связей. Все это помогает разви тию у учащихся математической ло- нужно использовать правило при вы полнении задания. После того, как задание по карточке выполнено, обя зательно беседую с учеником, чтобы установить, осмыслил ли он идею за дачи и путь ее раскрытия. Применение в учебном процессе диафильмов также вызывает у де тей интерес к учебному материалу. Уже в 1 классе многие уроки прово дила с показом их. Просмотр диа- ‘^Ш П Т О Ц .П —11В«ИМ1ВИИПИ11ЦИ11ДЦУКЦ1«1ШЦ ц т т н т в | п ю в » 1 —1Г»»1»»тг»^^ув1 " т а к р а з в и в а е т с я ! и н т е р е с ! гики, речи, расширению их кругозо ра. Дети очень увлекаются таким ви дом работы н многие из них умеют составлять по нескольку задач раз ного содержания по первой формуле или схеме. Особенно важно развивать само стоятельный поиск истины при изу чении геометрического материала. ...У каждого ученика класса —- конверт. В нем хранятся необходи мые геометрические фигуры, с ис пользованием которых мы проводили самостоятельные работы: измерение, сравнение данных углов, треугольни ков и т. д. После этого дети без осо бых затруднений выполняли практи ческие работы по черчению и измере нию отрезков (начертить отрезок, измерить длину и т. д). Класс мой по составу большой — 45 учащихся. И, естественно, есть ученики с замедленным восприятием нового материала. Для того, чтобы приучить их самостоятельно разби ваться при выполнении заданий, я пользуюсь «обучающими» карточка ми, в которых определен порядок умственных операций и указано, как фильмов всегда приносит детям мно го радости, активизирует их дея тельность, способствует более полно му и глубокому усвоению знаний. Уроки математики не были бы пол ноценными без использования техни ческих средств обучения. В первом классе, знакомя детей с геометриче скими фигурами — треугольниками, многоугольниками и т. д., показыёа- Ла им на экране цветные Изображе ния треугольников различной конст рукции, а дети находили среди них прямоугольный треугольник и дока зывали, почему он является прямо угольным. Изображение на экране помогает учащимся определить, правильно ли ими выполнено то или другое зада ние. Это помогает мне поддерживать у учащихся постоянный интерес к учебному предмету и добиваться ос мысленных и прочных 'знаний, уме ний и навыков. Н. БЕЛОКОПЫТОВА, учительница начальных классов средней школы № 2 г. Задонска. МНР. Алтай-Булак. Здание му зея революции, построенное Совет ским Союзом и переданное в дар монгольскому народу в ознамено вание 50-летия монгольской на родной революции. (Фотохроника ТАСС) I Ф О Р Ш Ш М Я Ш Р ’ СКОЛЬКО АМЕРИКАНСКИХ ШПИОНОВ! ВАШИНГТОН, 22 января. (ТАСС). Как сообщает газета Вашингтон пост», директор ФБР Гувер заручился согласием Бело го дома на «расширение между народных разведывательных опе раций» своей организации. Сетью отделений ФБР будут охвачены десятки столиц иностранных го сударств. КТО ОТВЕТИТ З А УБИЙСТВА? НЬЮ-ЙОРК, 22 января. (ТАСС). Новые разоблачения зверств военщины США в Южном Вьетнаме взволновали американ скую общественность. Журналист Сеймур Херш, пишет газета «Нью- Йорк тайме», подробно рассказы вает дам о том, что в действи тельности происходит во время нашей варварской авантюры в Азии... Вопли умирающих все еще звучат в наших ушах. Старики- азиаты прячутся в бункерах, пар ни из штата Айова стреляют в них из пулеметов. Дети ползают в клубах пыли, где их настигает американская сталь. (Женщин на силуют и убивают. «Эти картины, —- указывает газета, — рассказы вают нам о том времени, когда Америка отказалась от своих при тязаний на человеческое достоин ство и послала свою молодежь убивать». Касаясь причин, почему офици альный Вашингтон так и не опуб ликовал доклад комиссии Пирса, проводившей расследование кро вавой расправы американских аг рессоров в общине Сонг ми 16 марта 1968 г., «Нью-Йорк тайме» подчеркивает: этот доклад пока зывает, что дивизия «Америкал», находящаяся в Южном Вьетнаме, совершала систематические убий ства и что события в деревне Милан не были, как заявляли президент Никсон, генералы и апологеты армии, каким-то исклю чительным умопомрачительным случаем. Командование дивизии «Амери кал» пыталось скрыть учиненную ее солдатами кровавую бойню. Председатель комиссии генерал Пирс располагает достаточными фактами, чтобы предъявить обви нения в укрывательстве 15 офице рам. Однако, пишет газета, коман дование армии отклонило обвине ния против всех этих офицеров, кроме полковника Хендерсона, который позднее был оправдан военным трибуналом армии. Таким образом, заключает «Нью-Йорк тайме», за убийство многих вьетнамцев никто не был осужден. -■ ' 4 • . .> ' " , % , у ; Ы Л у С 4 ' ' ' ш ................. 111111111 1 | | 1 | 11 | Ш' ' ' Щ 11 ', Ш 11 Ш! 11 Ш 1111111 \ 1 1 Ш 11 ,•: :* 4 - , ■ !||§ Ё § 111111111 к *V&ШЭ С О Р А Т Н И К ИЛ Ь ИНА 2 4 я н в а р я — 1 р о ж д е н и я Г. М. Заканчивая свой доклад о плане электрификации России на VIII Все российском съезде Советов, Глеб Максимилианович Кржижанов ский произнес слова о людях— созидателях будущего, чьи «дела остаются как скалы». И твердой уверенностью выполнимости на меченного прозвучали эти слова в холодном, слабо освещенном зале. Шел декабрь 1920 года. План ГОЭЛРО существовал еще только на бумаге... Кржижановскому не случайно выпала судьба стать «первым ин женером» советской России, ру ководить, по заданию Владимира Ильича, проектированием ее бли жайшего электрического будуще го. Один из старейших членов в Коммунистической партии, начав ший путь профессионального ре волюционера младшим соратни ком Ленина по петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса», он прошел су ровую школу подпольщика, «уни верситеты» царских тюрем й ссы лок. Смелый боец партии, та лантливый инженер, он был еще и поэтом. И сегодня, в дни рево люционных праздников, мы слы шим слова нестареющих песен, написанных молодым Глебом Кржижановским, — «Варшавянки», «Красного знамени»... Полвека назад, в год самой тя желой разрухи, парализовавшей республику, наметки ГОЭЛРО дей ствительно были, как писал сам Кржижановский, «дерзостно смелыми». То была смелость партии, твердо решившей в крат чайшие сроки победить отста лость страны. - Кажется (по нынешним масшта бам) не так уж много: за 10 лет построить около 30 электростан ций общей мощностью немногим более полутора миллионов кило- 0 0 л е т с о д н я К р Ж и Ж а н о в с к о г о ватт. Но это было стремительным обгоном— в 10—15 раз — уров ня энергетики дореволюционной России, и в сотни раз выше уров ня производства электричества в годы гражданской войны. Со всей возможной тогда детализацией в плане ГОЭЛРО четко определя лись основные направления влия ния электроэнергетики на подъ ем производительности труда, развитие промышленности и сель ского хозяйства, транспорта, топ ливную проблему.!. Много позднее, уже на склоне лет, Кржижановский с гордостью писал о том, что в 1954 году в СССР выработано 150 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Именно ему, как немногим, был особенно наглядно виден этот фантастически быстрый взлет. Три последующие пятилетки ч дали ве сомую «прибавку» — до 800 мил лиардов в 1971 году. А к концу нынешней, девятой, страна выйдет за рубеж 1000 миллиардов кило ватт-часов! Вновь и вновь обращается Глеб Максимилианович к самому доро гому в своем сердце и памяти —■ к воспоминаниям об Ильиче. Его книги «Великий Ленин», «Мысли тель и революционер» — это страстная проповедь ленинского идейного наследия, рассказ оче видца о вожде, Человеке с боль шой буквы, старшем друге, веч ном образце для подражания. «Нельзя дать лучшего совета людям, — писал Кржижановский, — чем совет почаще заглядывать в творения Ленина, изучать то не измеримое богатство, которое он оставил людя^л в своих трудах, в примере свое,й жизни». Следуя высокому примеру, всю свою Жизнь старый революционер отдал партии, народу. (Корр. ТАСС). СИОНИСТСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ В И Е Р У С А Л И М Е В Иерусалиме в эти дни разы грывается антисоветский спек такль, поставленный сионистами. 18 января в этом оккупираванном Израилем городе собрался так на зываемый 28-й всемирный сиони стский конгресс. О том, какие цели преследуют организаторы этого сборища, не приходится га дать. Первый пункт повестки дня конгресса гласит: «Проблема со ветских евреев» — так заявил, выступая на первом же заседании, президент Израиля Залман Ша- зар. Раздувая эту несуществующую проблему, сионисты пытаются та кого рода дымовой завесой при крыть агрессивные планы израиль ских захватчиков и их преступле ния на оккупированных арабских территориях. Эта сфабрикованная западной пропагандой «проблема»' усиленно •перепевается сионистами и по другой причине. Тель-Авив, тратящий почти половину своего бюджета на военные дели, остро нуждается в притоке новой рабо чей силы, а также «пушечного мяса» для израильской армии. Сионистский спектакль в Иеру салиме разыгрывается по сцена рию, написанному в Тель-Авиве и Вашингтоне. Всем, кто не согла сен с антисоветской, империали стической линией хозяев конгресса, затыкают рот. Сборище проходит буквально за частоколом ролицей^ ских дубинок. Только с помощью сотен полицейских израильским властям удалось разогнать вну шительную демонстрацию проте ста в день открытия конгресса. «Полицейские напали на нас и арестовали,— рассказывал потом Мандел — руководитель группы нью-йоркских евреев, не допущен ных на конгресс.— Мы приехали, чтобы потребовать ухода Израи ля с захваченных арабских терри торий и признания прав палестин ских беженцев». Мандела и его единомышленни ков, как и многих других, не до пустили на конгресс по вполне понятным причинам. У его орга низаторов прямо противополож ная цель—поощрить Израиль на новые военные авантюры. Неда ром незадолго до открытия кон гресса в Вашингтоне' было объяв лено о решении возобновить по ставки оружия Израилю, в том числе реактивных бомбардировщи ков «Фантом». Кроме того, в ре зультате только что закончивших ся секретных американо-израиль ских переговоров достигнуто со глашение о помощи США в мо дернизации израильской военной промытленности. (ТАСС). Н О Р М А Л Ь Н А Я Ж И З Н Ь Н А Л А Ж И В А Е Т С Я ДАККА, 22 января. (ТАСС). В первые же дни после капиту ляции пакистанской армии в ин дустриальный пригород Дакки Нарсингди стали возвращаться жители. Более 25.000 беженцев уже вернулись к своим очагам. В городе открыты магазины, рын ки, функционируют государствен ные учреждения. Местные власти оказывают возвращающимся все- * мерную помощь, выдают им про довольственные пайки, обеспечива ют жильем. Здесь создан центр по оказанию помощи беженцам. «На всей территории Бангладеш организовано около 250 подобных центров», — сообщил в беседе с корреспондентом ТАСС министр по делам помощи пострадавшим А. X. Камаруззаман. Репрессии пакистанской армии вызвали массовую эмиграцию населения н е . только в Индию, но и внутри Бангладеш, продолжал министр. Общее количество остро нуждаю щихся в помощи составляет 30 млн. человек, которых необходимо обеспечить не только питанием и кровом, но и средствами к даль нейшему существованию. «На сегодняшний день в Банг ладеш вернулось около 4 млн. бе женцев, — отметил А. X. Ка...з- руззаман. Решение всех вопросов, связанных с оказанием помощи миллионам обездоленных сограж дан — одна из главных проблем, стоящих сейчас перед Бангла деш». Пользуясь случаем, говорит А. X. Камаруззаман, мне хотелось бы выразить глубокую благодар- ность народу и правительству Со ветского Союза за поддержку. Подлинным национальным бедствием для Нидерландов стало загрязнение рек промышленными отходами. В крупнейшем городе страны Роттердаме санитарная инспекция закрыла водопровод и за претила населению употреблять из него воду в пищу. Торговые компании решили заработать на этом. Они стали импортировать воду из Норвегии и по повышенной цене продают ее в продоволь ственных магазинах. А какую воду будут пить голландцы, когда загрязнятся реки в Норвегии? Наснимке: поступила партия свежей воды из Норвегии. Фото АНЕФО—ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz