Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 23 января 191% гм № 19 (13 187) ТРУДОВА Я ПОСТУПЬ СТРАНЫ (Окончание. Начало на 1-й стр.). чи тонн, конеерзоз — на 587 милли онов банок, фарфоро-фаянсовой по суды — на 66 миллионов штук, ра диоприемников и радиол — на 979 тысяч штук, холодильников — на 417 тысяч штук, мебели — на 257 миллионов рублей. Улучшились технико-экономиче ские показатели работы предприя тий. Планом предусматривалось уве личить производительность труда в промышленности на 5,9 процента, фактически она возросла на 6,3 про цента. Выполнен план прибыли. В результате снижения себестоимости продукции и роста прибыли увели чились внутри-промышленные на копления. Возросли разведанные запасы важнейших полезных ископаемых. При выполнении годового плана промышленностью в целом часть предприятий не выполнила произ водственных планов. В прошедшем году сконструирова но и изготовлено более 4 тысяч об разцов новых машин, оборудования, аппаратов и приборов, Освоен и на чат серийный выпуск около 3 тысяч новых видов изделий,, отвечающих современным техническим требова ниям, снято с производства более ты сячи Наименований устаревшей про дукции. ' На промышленных предприятиях за год установлено около 9 тысяч механизированных поточных и бо лее 1,5 тысячи автоматических ли ний, переведено около 4 тысяч уча стков, цехов, производств на комп лексную механизацию и автоматиза цию. В народное хозяйство внедрено около 3,6 миллиона изобретений и рационализаторских предложений, что дает более 3 миллиардов рублей экономии в расчете на год. В сообщении ЦСУ СССР говорит ся далее, что общий объем продук ции сельского хозяйства в 197Г году составил около 87 миллиардов руб лей, что на 8 процентов выше сред негодового уровня производства в предшествующем пятилетии .и соот ветствует уровню урожайного 1970 года. При этом продукция животно водства выросла почти на 3 процен та, а продукция земледелия, в связи с неблагоприятными погодными ус ловиями в ряде районов страны, не сколько уменьшилась по сравнению с 1970 годом. Валовой сбор зерна в истекшем году составил 181 миллион тонн. Производство риса составило 1,4 миллиона тонн, что на 11 процентов больше, чем в 1970 году, и на 41 процент больше, чем в среднем за предыдущую пятилетку. Больших успехов добились хлоп коробы страны, собрав свыше 7 мил лионов тонн хлопка-сырца. Валовой сбор сахарной свеклы со ставил 72,1 миллиона тонн, подсол нечника — 5,7 миллиона тонн, кар тофеля — 92,3 миллиона тонн, ово щей — 20 миллионов тонн. Дальнейшее развитие получило животноводство. Народнохозяйственный план за купок скота и птицы выполнен с превышением. Повысился средний вес закупаемого в колхозах и сов хозах крупного рогатого скота. Пе ревыполнен также план закупок яиц. Недовыполнено задание по сверхплановым закупкам молока. Капитальные вложения государст ва и ' колхозов на развитие сельско го хозяйства по всему комплексу ра бот составили более 21 миллиарда рублей и увеличились по сравнению с 1970 годом на 10 процентов. Продолжалось дальнейшее укреп ление материально-технической ба зы сельского хозяйства. В сообщении ЦСУ говорится, что грузооборот всех видов транспорта составил 4,1 триллиона тонно-кило метров и увеличился по сравнению с 1970 годом на 6,5 процента. В минувшем году в народном хо зяйстве введены в действие основ ные фонды общей стоимостью око ло 82 миллиардов рублей, или на 5 процентов больше, чем в 1970 году. Установленный на 1971 год план государственных капитальных вло жений выполнен. В 1971 году вступило в строй око ло 400 новых крупных государствен ных промышленных предприятий, а также большое количество новых це хов и производств на действующих предприятиях. В сельском хозяйстве за счет средств государства и колхозов вве дены в эксплуатацию животновод ческие помещения для содержания крупного рогатого скота на 4 мил лиона мест, свиней — более чем на 5 миллионов мест, овец — более чем на 6 миллионов мест и для со держания птицы — на 31 миллион мест. В 1971 году начато строительство крупных государственных, колхоз ных и межколхозных животновод ческих комплексов по производству свинины, говядины и молока на про мышленной основе. Сдана в эксплу атацию первая очередь крупнейшего комплекса «Вороново» в Москов ской области. Введено более 400 тысяч гектаров новых орошаемых земель, осушено свыше 800 тысяч гектаров переув лажненных и заболоченных земель и обводнено 6,8 миллиона гектаров пастбищ, а также улучшено мелио ративное состояние 300 тысяч гекта ров земель существующего орошения. Осуществлялся дальнейший перевод строительно-монтажных организа ций на новую систему планирования и экономического стимулирования. По новой системе работало 230 строительно-монтажных трестов, домостроительных комбинатов и других организаций, которые вы полнили более 12 процентов общего объема подрядных работ. План подрядных работ по народ ному хозяйству в целом выполнен на 102 процента, объем работ уве личился на 9 процентов. Среднегодовая численность рабо чих и служащих в народном хозяй стве составила 92,7 миллиона чело век и увеличилась по сравнению с 1970 годом на 2,5 миллиона чело век^ В истекшем году, как и в преды дущие годы, в стране была обеспе чена полная занятость; в отдельных отраслях и районах ощущался недо статок рабочей силы. В сообщения ЦСУ отмечается, что. е 1971 году началось проведение ме роприятий, предусмотренных Ди рективами XXIV съезда КПСС на девятую пятилетку по повышению заработной платы рабочих н служа щих и улучшению пенсионного обес печения рабочих, служащих и кол хозников. Осуществлено повышение до 70 рублей в месяц минимального раз мера заработной Платы рабочих и служащих железнодорожного транс порта и метрополитенов с одновре менным увеличением ставок и окла дов среднеоплачиваемых категорий работников. Повышены минимальные размеры пенсий по старости рабочим И слу жащим. Колхозникам, помимо пен сий по старости, повышен также ми нимум пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца. На кол хозников распространены условия исчисления пенсий, установленные для рабочих, служащих и их семей. В результате новых мероприятий, проведенных в 1971 году, повышены Заработная плата и пенсии 19 мил лионам человек. Рост среднемесячной заработной платы рабочих и служащих преду сматривался годовым планом на 2,8 процента, фактически среднеме сячная денежная заработная плата рабочих и служащих увеличилась на 3,3 процента и составила 126 рублей. Заработная плата с добавлением вы плат и льгот из общественных фон дов потребления составила 170 руб лей, против 164 рублей в 1970 году. Оплата труда колхозников повыси лась на 3 процента. Выплаты и льготы, полученные на селением из общественных фондов потребления, составили 68,6 милли арда рублей, или на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году. За счет этих фондов было обеспечено бесплатное образование, медицин ская помощь, выплаты пенсий, посо бий и другие виды социального обеспечения и социального страхо вания, оплата отпусков, выдача сти пендий, предоставление бесплатных и на льготных условиях путевок в санатории и дома отдыха, содержа ние детских садов и яслей и другие формы социально-культурного обслу живания. Реальные доходы в расчете на душу населения возросли за год на 4,5 процента. Розничный товарооборот госу дарственной и кооперативной тор говли составил 164 миллиарда руб лей и увеличился, в сопоставимых ценах, «а 7 процентов. Годовой план розничного товарооборота выполнен. Несмотря - на значительный рост товарооборота, спрос населения на некоторые товары, в частности, на рыбу, сельди, овощи, на отдельные виды шерстяных ткаией, одежды, обуви и посуды, удовлетворялся не полностью. Успешное развитие экономики страны, рост розничного товарообо рота, и услуг, оказываемых населе нию, обеспечили устойчивость де нежного обращенйя. За счет средств государства, кол хозов и населения введено в эксплу атацию, по предварительным дан ным, около 2 миллионов 300 тысяч новых благоустроенных квартир и индивидуальных жилых домов об щей площадью более 108 миллионов квадратных метров, или на два с лишним миллиона квадратных мет ров больше, чем было введено в 1970 году. В минувшем году улуч шены жилищные условия 3 миллио нам семей, или 11,4 миллиона со ветских граждан. В городах и селах страны введены в эксплуатацию но вые общеобразовательные школы на 1,6 миллиона ученических мест, детские дошкольные учреждения на 470 тысяч мест и большое количест во больниц и поликлиник и других объектов культурно-бытового назна чения. Вместе с тем планы жилищ ного и культурно-бытового строи тельства недовыполнены многими союзными республиками, министер ствами и ведомствами. Объем бытовых услуг по сравне нию с 1970 годом возрос на 12 про центов, а в сельской местности — на 17 процентов, однако годовой план несколько недовыполнен. Несмотря на увеличение числа предприятий службы быта, их все еще недоста точно, особенно в сельской местно сти, и они пока не полностью удов летворяют растущие запросы насе ления. В то же время план ввода в действие новых предприятий быто вого обслуживания недовыполнен во многих союзных республиках, горо дах и районах. Проводились работы по дальней шему повышению благоустройства городов и сел. За год газифицирова но более 3 миллионов квартир. Дальнейшее развитие получили народное^образование, наука и куль тура, улучшилась медицинская по мощь населению. Общая численность населения Со ветского Союза на 1 января 1972 года составила 246,3 миллиона чело век. (ТАСС). На Новэлипецком металлургическом за воде процессы выплавки металл?, про катки стальных листов, производство кок са контролируют тысячи приборов и авто матических устройств. Эксплуатацию и ремонт сложного электронного хозяйства ведет цех контрольно-измерительных при боров. Сейчас его коллектив включился в соревнование за досрочное выголнение программы второго года девятой пяти летки, обеспечивает бесперебойную рабо ту приборов в цехах завода. На снимке: работники цеха КИП и ав томатики А. Ф. Пырков и В. М. Ушков за наладкой прибора. Фото Л. Антошкина. АТОМНАЯ ПРОГРАММА „ЭЛЕКТРОСИЛЫ" Первый в новом году турбоге нератор изготовлен на головном заводе ленинградского объедине ния «Электросила». Началась отгрузка этой машины в 220 ты сяч киловатт на Кольскую атом ную станцию. За пятилетку мощ ность Заполярной АЭС с помощью ленинградцев будет доведена до 880 тысяч киловатт. В этом году ленинградская электромашиностроительная фир ма в 2,5 раза увеличивает выпуск оборудования для атомных стан ций. Значительно возрастет еди ничная мощность таких генерато ров. Осуществляется переход от «двухсоток» к «пятисоткам». Аг регат в полмиллиона киловатт из готавливается, например, для Ле нинградской атомной станции. (ТАСС). О сгпрЬш с и г н а л ЧТО ПОКАЖУТ ТЕРМОМЕТРЫ? Это не прогноз погоды. Речь не об уличных термометрах, а о комнат ных, которые показывают уличную температуру. В частности, в классах сорок первой школы Липецка. И про исходит это уже седьмую зиму под ряд. С того самого дня, когда в ко тельной этой дальней новой типовой школы пустили котлы, которые, как утверждают специалисты, в тот же год были сняты с производства. По свидетельству тех же специа листов, плохо смонтированная систе ма отопления теряла воду. Котлы «подпитывают» холодной водой. По являются трещины — и они текут. Ремонт. Но новых секций не купишь — причина указана выше. Берут бывшие в употреблении: хозяин, скажем ЖКО завода «Свободный со кол», выбросил, или перешел на дру гой тип котлов, а сорок первая шко ла подобрала. Кстати, это единствен ная из крупных школ города, кото рая отапливается углем. За зиму ремонты съедают такое количество денег, что летом школа не в состоянии заготовить себе топ ливо на весь отопительный сезон. Возят его и в течение зимы. Запас иногда не достигает и суточной по требности. Нелегкая, хлопотливая жизнь у директора школы А. М. Кузнецова, да и у всего коллектива. В классах сидят в пальто. Первыми потеряли терпение люди, сидящие в тепле: городская сани тарно-эпидемическая станция закры ла школу. Правобережный райисполком по мог привлечь к ремонту котлов спе циалистов предприятия объединен ных котельных и тепловых сетей. Они сделали, что могли. Семнад цатого января, во второй половине дня в полном оптимизма голосе зам. председателя райисполкома Ф. С. Решетникова, отвечавшего на звонок из редакции, прозвучали даже нотки удивления: — Сегодня отремонтировали, зато пили, завтра школа начнет занятия! О чем, мол, собственно, может ид ти разговор? Через полчаса после этой беседы т. Решетников побывал в школе и увидел, что котел тек понемногу и после ремонта. А вечером при мне директору школы А. М. Кузнецову Ф. С. Решетников позвонил по теле фону. Звучная мембрана аппарата разносила недовольный голос с того конца провода. -— Все, все, Федор Савельевич, — торопливо заверил директор. — Хоть санэпидстанция не разрешила, даем команду: завтра возобновляем Занятия. Абы тихо, как говорится. Дотянуть бы до лета, а там пойдет тепло, травка, «благорастворение возду- хов», дальше — видно будет. Алексей Михайлович — человек скромный, начальство беспокоить не любит. Другой бы на ег-о месте уже в 1966 году, после первой же зимы дошел бы до самых высоких инстан ций и добился решительной рекон струкции системы теплоснабжения школы. А Алексей Михайлович только в 1970 году начал хлопотать о составлении технической докумен таций для перевода котельной на газ. Ее все еще завершают. В горисполкоме в этом году обе щали школе солидную сумму на реконструкцию. В последний момент отказали. И что же теперь? Ждать, что бу дет дальше? В Правобережном районо прекрас но знают всю эту историю. Если бы термометры умели измерять в граду сах отношение его руководителей к предмету, о котором идет речь, вы ше 35 градусов ртуть бы не подня лась — вялость, «упадок сил». Глав ный бухгалтер централизованной бухгалтерии Н. А. Мединская рас сказала, что школе в прошлом году выделяли 10 тысяч на земляные ра боты по газификации, но их так и не использовали. И что же предприняло районо? -—Мы, может, и из своего бюдже та найдем тысяч десять-двенад цать, — говорит Надежда Афанась евна, — может быть, завод «Свобод ный сокол» поможет и газифициру ет. Почему же об этом не сказали раньше директору, партийной, проф союзной организациям школы? Если руководство школы проявляет мало инициативы или идет по невер ному пути* надо тоже не ограничи ваться кулуарными, ни к чему не обя зывающими разговорами, а настой чиво направить усилия в нужном направлении. Школа, в своем роде, знаменитая: тут работает клуб «Парус», приез жают из различных городов гости, бывают руководители городских ор ганизаций, областных органов народ ного образования. Выше я назвал соседом завод «Свободный сокол». Это не совсем так: завод—шеф школы. Другие школы этого района не жалуются на шефа. Правда, заводские руководители, хотя и достаточно занятые люди, не смогли не заметить, какая бывает температура в школе зимой: когда здесь организуют избирательный участок, завод обеспечивает его по мещения электропечами, типа «ко зел». Конечно, прежде всего должен «кричать» тот, у кого болит. Но по зиция даже участливого наблюдате ля не к лицу коллективу завода, ко торый борется за звание предприя тия коммунистического труда.. Чтобы газифицировать котельную школы, где учатся и дети металлургов, надо проложить газопровод по улице, где также живут металлурги. Отличный момент для завода «убить» разом «двух зайцев»!. Возможно, техническое решение будет и другим. Важно, чтобы тер мометры деловых отношений Право- бережного райисполкома, его отдела народного образования, школы и за вода показывали достаточно высокую температуру. А. ВОЛНИН. Больше продуктов животноводства Родине! НАРАЩИВАТЬ ТЕМПЫ З А Г О Т О В О К Неплохо поработали в начале января животноводы Грязинско- го района. За полмесяца совхозы района заготовили молока на 58 тонн больше, чем за тот же пе риод прошлого года, они успеш нее других справляются с январ ским заданием. Значительно больше прошло годнего продали молока также хозяйства Измалковского, Лее- Толстовского, Тербунского, Ста- новлянского, Липецкого и других районов. И все же темпы загото вок молока пока еще неудовле творительные. Даже Измалковский район, который заготовил молока на 28 процентов больше прошло годнего, недостаточно успешно справляется с январским задани ем. Из 600 тонн за полмесяца продано только 256 тонн. Чтобы не выбиться из плана с первого же месяца нового года, хозяйства и заготовители района во второй половине января должны загото вить почти на сто тонн молока больше, чем было в первой по ловине. Однако на ряде ферм надои по-прежнему очень низки. В колхозах «Первое Мая», «40 лет Октября» от коровы не нада ивают и двух килограммов моло ка в день, в колхозах «Россия», имени Маяковского — по два ки лограмма. Хозяйства Становлянского, Тер бунского районов хотя и увеличи ли заготовки по сравнению с прошлогодним, все еще крайне медленно справляются с задани ем. Шесть районов, в том числе Добринский, Усманский, Чаплы- гинский, Хлевенский, Задонский и Елецкий, не достигли уровня прошлого года. В Задонском рай оне, например, только совхоз «Донской» и колхоз «Советская Армия» добились увеличения продуктивности коров. Все остальные хозяйства получают от коровы меньше молока, чем 8 начале прошлого года. В совхозе «Ульяновский» за полмесяца на доено от каждой коровы по 28 килограммов молока—это мень ше двух килограммов в сутки. Ес тественно, что при такой низкой продуктивности в хозяйстве нечем выпаивать молодняк. Почти поло вина надоенного молока расхо дуется на фермах. Низкую продуктивность коров руководители и специалисты хо зяйств склонны оправдывать не хваткой кормов. Но далеко не все принимают меры, чтобы повы сить питательность рациона. Лишь в отдельных хозяйствах использу ется такой резерв улучшения кормления дойных коров, как дрожжевание концентратов. Не мало ферм, где не занимаются даже приготовлением к скармли ванию соломы. Между тем, в зимнее время, когда корма посту пают на фермы замороженными^ очень важно давать их скоту из мельченными и пропаренными Совершенно недопустимо, когда из-за несвоевременной доставки кормов, скот по нескольку дней не кормят. Такое случалось а совхозе «Долговский» Дан- ковского района и в других хо зяйствах. Известно, что недобор молока после отела коровы не удастся восполнить в дальнейшем. Поэто му необходимо улучшить кормле ние отелившихся коров с тем, чтобы получить от них больше молока в первые месяцы лакта ции. В колхозах и совхозах прохо дят собрания тружеников сель ского хозяйства, на которых под водят итоги первого года пяти летки, принимают социалистиче ские обязательства на второй год. Руководителям хозяйств, партийным и профсоюзным орга низациям следует- позаботиться о том, чтобы создать животноводам необходимые условия для успеш ной работы, для выполнения при нятых обязательств. Все силы тру жеников села должны быть на правлены на образцовое прове дение зимовки, увеличение про дуктивности скота и усиление темпов заготовок продуктов жи вотноводства. Первые цифры — процент выполнения учетом сверхплановых закупок, вторые — квартального плана заготовок молока с мяса, третьи—яиц, на 16 января 1972 года. Грязинский 15 59 31 Данковский 11 24 55 Измалковский 13 15 13 Добринский 11 17 30 Л ев-Толстовекий 13 33 — Добровский И 19 — Елецкий 12 25 17 Долгоруковский 11 57 — Задонский 12 23 12 Тербунский 11 37 — , Краонинский 12 60 — Белевский 10 18 — Лебедянский 12 23 25 Становлямский 9 19 _ Липецкий 12 29 11 Усманский 9 15 •—! Хлевенский 12 38 — Чаплыганский 9 32 С П Р А В О Ч Н И К П А Р Т И Й Н О Г О А К Т И В И С Т А Издательство политической литературы выпустило «Запис ную книжку партийного активи ста» на 1972 год. Один из ее разделов посвящен 50-летию образования СССР. Здесь помещены выдержки из письма В. И. Ленина «Об об разовании СССР», из его записок 0 борьбе с великодержавным шо винизмом, «К вопросу о нацио нальностях или об «автономиза- ции». Напечатаны Декларация 1 Всесоюзного съезда Советов, речь М. И. Калинина при закры тии съезда и другие материалы. Много важных сведений най дет читатель в этой книжке кар манного формата. Цифры расска зывают о развитии промышленно сти, сельского хозяйства, транс порта, связи, капитального стро ительства, культуры. В раздел «Коммунистическая партия Советского Союза» во шли Устав партии, данные о численном составе КПСС, о ее руководящих органах. Большое место отведено консультации по вопросам партийной работы. В справочнике есть также раз делы: «Мировое коммунистиче ское движение». «За мир и меж дународное сотрудничество, за свободу и независимость наро дов», «Империализм — враг на родов, общественного прогресса», «В тисках кризиса и безработи цы». * (Корр. ТАСС). ф «СВЕРХЗВУКОВИКИ» В ЛУЧАХ СЛАВЫ ф «МАЛЫШИ» АЭРО ФЛОТА ф НОВЫЙ «ТУ» ПРИНИМАЕТ ПАССАЖИРОВ, ф ВОЗДУШ НЫЙ «ГРУЗОВИК» И ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ТРАДИ ЦИЙ . Н И ОБ ОДНОМ ТИПЕ граж данских самолетов не говори ли так много, как о сверхзву ковых. Еще до своего рождения «сверхзвуковики» стали предметом небывалых в истории авиации спо ров. И даже сейчас, когда советский Ту-144 и англо-французский «Кон корд» налетали не одну сотню часов испытательных полетов, когда речь идет уже о конкретных сроках ввода этих «супер-самолетов» в эксплуа тацию, ажиотаж вокруг них не сти хает. Слов нет, сверхзвуковые пасса жирские самолеты, с момента перво го старта которых прошло всего три года, находятся, если можно так вы разиться, в самом фокусе научно- технического прогресса. Сконцентри ровав в себе последние достижения аэродинамики, электроники, материа ловедения, технологии, эти самолеты по праву призваны стать головными в гражданской авиации, уже сегодня покрывшей земной шар густой сетью воздушных трасс. Но возникает вопрос: не окажется ли дозвуковая авиация в тени широ ких крыльев сверхзвуковых гигантов? Если СЗТ (сверхзвуковой транспорт) — «принц» гражданской авиации, то у него должна быть соответ ствующая свита, конечно, менее ос лепительная, но зато отличающаяся большей универсальностью. И для советской гражданской авиации ха рактерно развитие всех направлений самолето- и вертолет^строения. ...«Самолет отличается высокой гармоничностью и хорошим обзором. Нет заметных изменений баланси ровки по скорости. Хорошая акро батическая машина с большой мощ ностью двигателя». Нейл Вильямс, английский летчик-испытатель, ска зал это однажды о спортивном са молете Як-18ПМ, разработанном в конструкторском бюро Александра Яковлева. На IV чемпионате мира по высшему пилотажу, проходившем в 1966 году в Москве, советские лет чики продемонстрировали отличные проходящей сейчас летно-техннче- ские испытания. Это Бе-30, разра ботанный под руководством Георгия Бериева. Два турбовинтовых двига теля позволяют перевозить 14 пас сажиров, груз и почту со скоростью 460 километров в час. Разбег при взлете—всего 250 метров, а пробег при посадке — 130. Пилотажно-на вигационное и радиотехническое обо рудование обеспечивает уверенный полет в сложных метеорологических условиях. Пассажир, устроившийся в кресле этого воздушного автобуса, с дуцщх поколений. Обычные аэродро мы с полосой в два километра впол не пригодны для нового «Ту». * Самолет изящен и легок. Вытяну тая сигара фюзеляжа, стреловидное «чистое» крыло и «упряжка» двига телей в хвостовой части. Три турбо реактивных двухконтурных двигате ля конструкции Николая Кузнецова -с тягой по 9500 килограммов каж дый. Два расположены в гондолах на горизонтальных пилонах по бор там, а третий спрятан в фюзеляж. Конструкторы разработали и ва- эксплуатации и имеющий возмож ность взлетать и садиться на грунт— была задача коллектива Ильюшина. Вес Ил-76—'более 150 тонн. Четы ре турбовентиляторных двигателя конструкции Павла Соловьева, уста новленные на пилонах под крылья ми, обеспечивают воздушному «гру зовику» скорость до 900 километров в час. 40 тонн груза на Ил-76 мож но перебросить за считанные часы на пять тысяч километров. Обращают на себя внимание многоколесные те лежки шасси, оснашенные пневмати- АЭРОФЛОТ ПРИНИМАЕТ ПОПОЛНЕНИЕ характеристики этой одноместной машины с двигателем в 300 лошади ных сил и развивающей скорость до 320 километров в час, завоевав прак тически все награды чемпионата. К VI чемпионату, состоявшемуся в 1970 году в Англии, «яковлевцы» подготовили новую модификацию Як-18. Весящий 980 килограммов (на 120 килограммов легче своего предшественника). Як-18ПС значи тельно превзошел его собратьев в вертикальном маневре. И вот еше одна модификация, че тырехместный Як-18Т. Эту многоце левую машину можно использовать ч в санитарном варианте, и в связ ном, и в туристском. Полетный вес— 1600 килограммов, скорость поле та—300 километров в час, даль ность—1000 километров. Легкие пассажирские самолеты не заменимы на местных авиатрассах. И скоро семейство «малышей» Аэро флота пополнится новой машиной, удовлетворением отметит, что удоб ства и комфорт «малыша» Бе-30 ни чуть не уступают аналогичным ха рактеристикам гигантских лайнеров. Пополнился и парк «великанов» Аэрофлота. В июле 1971 года впер вые пассажиры поднялись на борт 164-местного Ту-154. Новый самолет, спроектированный под руководством Андрея Туполева, является предста вителем «третьего поколения» реак тивных машин советской граждан ской авиации. Сначала — Ту-104, за тем—Ил-18 и Ан-10. И вот следующий этап — Ту-154, воплотивший в себе лучшие качества предшественников. Со скоростью 950 километров в час этот самолет будет совершать рейсы на трассах протяженностью до 5500 километров. Мощная механизация крыла, трехщелевые закрылки, пред крылки, реверс тяги дзйгателей поз волили сохранить взлетно-посадоч ные характеристики современного лайнера.на уровне самолетов преды- риант Ту-154 на 250 пассажиров. Этот самолет будет летать на наиболее напряженных трассах. Если «туполевцам» семьдесят пер вый год запомнится первыми поле тами пассажиров'нз Ту-154, то ин женеры из конструкторского бюро Сергея Ильюшина выпустили в небо самолет иного класса. 25 марта лет чик-испытатель Эдуард Кузнецов впервые поднял з воздух транспорт ный Ил-76. Быстрыми темпами растут сейчас в Советском Союзе перевозки грузов воздушным транспортом. Осваива ются новые районы страны. Все больше возрастает их роль в народном хозяйстве. Особенно это касается Сибири и Дальнего Во стока — зачастую там нет ни же лезных дорог, ни бетонированных полос аэродромов. Создать массовый грузовой самолет, способный перево зить и людей, и крупногабаритный багаж, самолет, неприхотливый в кой низкого давления. Это важно для работы на грунтовых аэродромах. Причем, чтобы отсеки шасси не за бивались грязью, створки этих отсе ков все время закрыты. Лишь при выпуске и уборке шасси створки на короткое время открываются. Подобного самолета еще не было в советской гражданской авиации. В этом показатель постоянного поиска наивыгоднейших решений. Еще один пример' такого рода— Ил-62М-200. С виду это все тот >$е, известный всему миру, Ил-62. А максимальное число пассажиров до стигло 200, дальность полета увели чена на полторы тысячи километров и составляет теперь 10 300 километ ров. Конструкторы установили на ма шине множество новых систем и аг регатов. Причем сделали это, порой поступаясь многолетними сложив шимися в конструкторском бюро тра дициями. Возьмем устройство для реверса тяги двигателей, установленное на модифицированном Ил-62М. Рань ше оно представляло собой решетки, стоящие в реактивном канале двига теля. Конструкция проста и мини мальна по весу. Но решетка создава ла дополнительное сопротивление га зовому потоку. При дальних полетах это приводило к «потере» около по лутора тонн топлива. По весу—15 пассажиров с багажом. На Ил-62М реверс тяги осуществляют специаль ные створки, являющиеся частью гондол двигателей. Но самый яркий пример благот ворного нарушения конструкторских традиций — создание вертолета- гиганта В-12. Коллектив Михаила Миля разработал много хорошо за рекомендовавших себя вертолетов: от Ми-1 до Ми-10. Все они с одним несущим винтом. Неожиданно кон структоры Миля отказываются от традиционной компоновки и разра батывают двухвинтовой вертолет поперечной схемы. Результат нару шения традиций превзошел все ожи дания. Тридцатисемиметровый ги гант-вертолет летает со скоро стью 240 километров в час, подни мает 40 тонн груза на двухкиломет ровую высоту. Энергетическое серд це машины — четыре двигателя кон струкции Павла Соловьева мощно стью по 6 500 лошадиных сил каж дый. ...Аэрофлот принимаем пополнение. Машины всевозможна классов и назначений, поскольку, по словам генерального конструктора Генриха Новожилова, именно гармоничное применение летательных аппаратов самого различного типа обеспечивает человечеству максимум удобств « комфорта. Алексей ГОРОХОВ. (АПН). %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz