Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 23 января 191% гм № 19 (13 187) ТРУДОВА Я ПОСТУПЬ СТРАНЫ (Окончание. Начало на 1-й стр.). чи тонн, конеерзоз — на 587 милли­ онов банок, фарфоро-фаянсовой по­ суды — на 66 миллионов штук, ра­ диоприемников и радиол — на 979 тысяч штук, холодильников — на 417 тысяч штук, мебели — на 257 миллионов рублей. Улучшились технико-экономиче­ ские показатели работы предприя­ тий. Планом предусматривалось уве­ личить производительность труда в промышленности на 5,9 процента, фактически она возросла на 6,3 про­ цента. Выполнен план прибыли. В результате снижения себестоимости продукции и роста прибыли увели­ чились внутри-промышленные на­ копления. Возросли разведанные запасы важнейших полезных ископаемых. При выполнении годового плана промышленностью в целом часть предприятий не выполнила произ­ водственных планов. В прошедшем году сконструирова­ но и изготовлено более 4 тысяч об­ разцов новых машин, оборудования, аппаратов и приборов, Освоен и на­ чат серийный выпуск около 3 тысяч новых видов изделий,, отвечающих современным техническим требова­ ниям, снято с производства более ты­ сячи Наименований устаревшей про­ дукции. ' На промышленных предприятиях за год установлено около 9 тысяч механизированных поточных и бо­ лее 1,5 тысячи автоматических ли­ ний, переведено около 4 тысяч уча­ стков, цехов, производств на комп­ лексную механизацию и автоматиза­ цию. В народное хозяйство внедрено около 3,6 миллиона изобретений и рационализаторских предложений, что дает более 3 миллиардов рублей экономии в расчете на год. В сообщении ЦСУ СССР говорит­ ся далее, что общий объем продук­ ции сельского хозяйства в 197Г году составил около 87 миллиардов руб­ лей, что на 8 процентов выше сред­ негодового уровня производства в предшествующем пятилетии .и соот­ ветствует уровню урожайного 1970 года. При этом продукция животно­ водства выросла почти на 3 процен­ та, а продукция земледелия, в связи с неблагоприятными погодными ус­ ловиями в ряде районов страны, не­ сколько уменьшилась по сравнению с 1970 годом. Валовой сбор зерна в истекшем году составил 181 миллион тонн. Производство риса составило 1,4 миллиона тонн, что на 11 процентов больше, чем в 1970 году, и на 41 процент больше, чем в среднем за предыдущую пятилетку. Больших успехов добились хлоп­ коробы страны, собрав свыше 7 мил­ лионов тонн хлопка-сырца. Валовой сбор сахарной свеклы со­ ставил 72,1 миллиона тонн, подсол­ нечника — 5,7 миллиона тонн, кар­ тофеля — 92,3 миллиона тонн, ово­ щей — 20 миллионов тонн. Дальнейшее развитие получило животноводство. Народнохозяйственный план за­ купок скота и птицы выполнен с превышением. Повысился средний вес закупаемого в колхозах и сов­ хозах крупного рогатого скота. Пе­ ревыполнен также план закупок яиц. Недовыполнено задание по сверхплановым закупкам молока. Капитальные вложения государст­ ва и ' колхозов на развитие сельско­ го хозяйства по всему комплексу ра­ бот составили более 21 миллиарда рублей и увеличились по сравнению с 1970 годом на 10 процентов. Продолжалось дальнейшее укреп­ ление материально-технической ба­ зы сельского хозяйства. В сообщении ЦСУ говорится, что грузооборот всех видов транспорта составил 4,1 триллиона тонно-кило­ метров и увеличился по сравнению с 1970 годом на 6,5 процента. В минувшем году в народном хо­ зяйстве введены в действие основ­ ные фонды общей стоимостью око­ ло 82 миллиардов рублей, или на 5 процентов больше, чем в 1970 году. Установленный на 1971 год план государственных капитальных вло­ жений выполнен. В 1971 году вступило в строй око­ ло 400 новых крупных государствен­ ных промышленных предприятий, а также большое количество новых це­ хов и производств на действующих предприятиях. В сельском хозяйстве за счет средств государства и колхозов вве­ дены в эксплуатацию животновод­ ческие помещения для содержания крупного рогатого скота на 4 мил­ лиона мест, свиней — более чем на 5 миллионов мест, овец — более чем на 6 миллионов мест и для со­ держания птицы — на 31 миллион мест. В 1971 году начато строительство крупных государственных, колхоз­ ных и межколхозных животновод­ ческих комплексов по производству свинины, говядины и молока на про­ мышленной основе. Сдана в эксплу­ атацию первая очередь крупнейшего комплекса «Вороново» в Москов­ ской области. Введено более 400 тысяч гектаров новых орошаемых земель, осушено свыше 800 тысяч гектаров переув­ лажненных и заболоченных земель и обводнено 6,8 миллиона гектаров пастбищ, а также улучшено мелио­ ративное состояние 300 тысяч гекта­ ров земель существующего орошения. Осуществлялся дальнейший перевод строительно-монтажных организа­ ций на новую систему планирования и экономического стимулирования. По новой системе работало 230 строительно-монтажных трестов, домостроительных комбинатов и других организаций, которые вы­ полнили более 12 процентов общего объема подрядных работ. План подрядных работ по народ­ ному хозяйству в целом выполнен на 102 процента, объем работ уве­ личился на 9 процентов. Среднегодовая численность рабо­ чих и служащих в народном хозяй­ стве составила 92,7 миллиона чело­ век и увеличилась по сравнению с 1970 годом на 2,5 миллиона чело­ век^ В истекшем году, как и в преды­ дущие годы, в стране была обеспе­ чена полная занятость; в отдельных отраслях и районах ощущался недо­ статок рабочей силы. В сообщения ЦСУ отмечается, что. е 1971 году началось проведение ме­ роприятий, предусмотренных Ди­ рективами XXIV съезда КПСС на девятую пятилетку по повышению заработной платы рабочих н служа­ щих и улучшению пенсионного обес­ печения рабочих, служащих и кол­ хозников. Осуществлено повышение до 70 рублей в месяц минимального раз­ мера заработной Платы рабочих и служащих железнодорожного транс­ порта и метрополитенов с одновре­ менным увеличением ставок и окла­ дов среднеоплачиваемых категорий работников. Повышены минимальные размеры пенсий по старости рабочим И слу­ жащим. Колхозникам, помимо пен­ сий по старости, повышен также ми­ нимум пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца. На кол­ хозников распространены условия исчисления пенсий, установленные для рабочих, служащих и их семей. В результате новых мероприятий, проведенных в 1971 году, повышены Заработная плата и пенсии 19 мил­ лионам человек. Рост среднемесячной заработной платы рабочих и служащих преду­ сматривался годовым планом на 2,8 процента, фактически среднеме­ сячная денежная заработная плата рабочих и служащих увеличилась на 3,3 процента и составила 126 рублей. Заработная плата с добавлением вы­ плат и льгот из общественных фон­ дов потребления составила 170 руб­ лей, против 164 рублей в 1970 году. Оплата труда колхозников повыси­ лась на 3 процента. Выплаты и льготы, полученные на­ селением из общественных фондов потребления, составили 68,6 милли­ арда рублей, или на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году. За счет этих фондов было обеспечено бесплатное образование, медицин­ ская помощь, выплаты пенсий, посо­ бий и другие виды социального обеспечения и социального страхо­ вания, оплата отпусков, выдача сти­ пендий, предоставление бесплатных и на льготных условиях путевок в санатории и дома отдыха, содержа­ ние детских садов и яслей и другие формы социально-культурного обслу­ живания. Реальные доходы в расчете на душу населения возросли за год на 4,5 процента. Розничный товарооборот госу­ дарственной и кооперативной тор­ говли составил 164 миллиарда руб­ лей и увеличился, в сопоставимых ценах, «а 7 процентов. Годовой план розничного товарооборота выполнен. Несмотря - на значительный рост товарооборота, спрос населения на некоторые товары, в частности, на рыбу, сельди, овощи, на отдельные виды шерстяных ткаией, одежды, обуви и посуды, удовлетворялся не полностью. Успешное развитие экономики страны, рост розничного товарообо­ рота, и услуг, оказываемых населе­ нию, обеспечили устойчивость де­ нежного обращенйя. За счет средств государства, кол­ хозов и населения введено в эксплу­ атацию, по предварительным дан­ ным, около 2 миллионов 300 тысяч новых благоустроенных квартир и индивидуальных жилых домов об­ щей площадью более 108 миллионов квадратных метров, или на два с лишним миллиона квадратных мет­ ров больше, чем было введено в 1970 году. В минувшем году улуч­ шены жилищные условия 3 миллио­ нам семей, или 11,4 миллиона со­ ветских граждан. В городах и селах страны введены в эксплуатацию но­ вые общеобразовательные школы на 1,6 миллиона ученических мест, детские дошкольные учреждения на 470 тысяч мест и большое количест­ во больниц и поликлиник и других объектов культурно-бытового назна­ чения. Вместе с тем планы жилищ­ ного и культурно-бытового строи­ тельства недовыполнены многими союзными республиками, министер­ ствами и ведомствами. Объем бытовых услуг по сравне­ нию с 1970 годом возрос на 12 про­ центов, а в сельской местности — на 17 процентов, однако годовой план несколько недовыполнен. Несмотря на увеличение числа предприятий службы быта, их все еще недоста­ точно, особенно в сельской местно­ сти, и они пока не полностью удов­ летворяют растущие запросы насе­ ления. В то же время план ввода в действие новых предприятий быто­ вого обслуживания недовыполнен во многих союзных республиках, горо­ дах и районах. Проводились работы по дальней­ шему повышению благоустройства городов и сел. За год газифицирова­ но более 3 миллионов квартир. Дальнейшее развитие получили народное^образование, наука и куль­ тура, улучшилась медицинская по­ мощь населению. Общая численность населения Со­ ветского Союза на 1 января 1972 года составила 246,3 миллиона чело­ век. (ТАСС). На Новэлипецком металлургическом за­ воде процессы выплавки металл?, про­ катки стальных листов, производство кок­ са контролируют тысячи приборов и авто­ матических устройств. Эксплуатацию и ремонт сложного электронного хозяйства ведет цех контрольно-измерительных при­ боров. Сейчас его коллектив включился в соревнование за досрочное выголнение программы второго года девятой пяти­ летки, обеспечивает бесперебойную рабо­ ту приборов в цехах завода. На снимке: работники цеха КИП и ав­ томатики А. Ф. Пырков и В. М. Ушков за наладкой прибора. Фото Л. Антошкина. АТОМНАЯ ПРОГРАММА „ЭЛЕКТРОСИЛЫ" Первый в новом году турбоге­ нератор изготовлен на головном заводе ленинградского объедине­ ния «Электросила». Началась отгрузка этой машины в 220 ты­ сяч киловатт на Кольскую атом­ ную станцию. За пятилетку мощ­ ность Заполярной АЭС с помощью ленинградцев будет доведена до 880 тысяч киловатт. В этом году ленинградская электромашиностроительная фир­ ма в 2,5 раза увеличивает выпуск оборудования для атомных стан­ ций. Значительно возрастет еди­ ничная мощность таких генерато­ ров. Осуществляется переход от «двухсоток» к «пятисоткам». Аг­ регат в полмиллиона киловатт из­ готавливается, например, для Ле­ нинградской атомной станции. (ТАСС). О сгпрЬш с и г н а л ЧТО ПОКАЖУТ ТЕРМОМЕТРЫ? Это не прогноз погоды. Речь не об уличных термометрах, а о комнат­ ных, которые показывают уличную температуру. В частности, в классах сорок первой школы Липецка. И про­ исходит это уже седьмую зиму под­ ряд. С того самого дня, когда в ко­ тельной этой дальней новой типовой школы пустили котлы, которые, как утверждают специалисты, в тот же год были сняты с производства. По свидетельству тех же специа­ листов, плохо смонтированная систе­ ма отопления теряла воду. Котлы «подпитывают» холодной водой. По­ являются трещины — и они текут. Ремонт. Но новых секций не купишь — причина указана выше. Берут бывшие в употреблении: хозяин, скажем ЖКО завода «Свободный со­ кол», выбросил, или перешел на дру­ гой тип котлов, а сорок первая шко­ ла подобрала. Кстати, это единствен­ ная из крупных школ города, кото­ рая отапливается углем. За зиму ремонты съедают такое количество денег, что летом школа не в состоянии заготовить себе топ­ ливо на весь отопительный сезон. Возят его и в течение зимы. Запас иногда не достигает и суточной по­ требности. Нелегкая, хлопотливая жизнь у директора школы А. М. Кузнецова, да и у всего коллектива. В классах сидят в пальто. Первыми потеряли терпение люди, сидящие в тепле: городская сани­ тарно-эпидемическая станция закры­ ла школу. Правобережный райисполком по­ мог привлечь к ремонту котлов спе­ циалистов предприятия объединен­ ных котельных и тепловых сетей. Они сделали, что могли. Семнад­ цатого января, во второй половине дня в полном оптимизма голосе зам. председателя райисполкома Ф. С. Решетникова, отвечавшего на звонок из редакции, прозвучали даже нотки удивления: — Сегодня отремонтировали, зато­ пили, завтра школа начнет занятия! О чем, мол, собственно, может ид­ ти разговор? Через полчаса после этой беседы т. Решетников побывал в школе и увидел, что котел тек понемногу и после ремонта. А вечером при мне директору школы А. М. Кузнецову Ф. С. Решетников позвонил по теле­ фону. Звучная мембрана аппарата разносила недовольный голос с того конца провода. -— Все, все, Федор Савельевич, — торопливо заверил директор. — Хоть санэпидстанция не разрешила, даем команду: завтра возобновляем Занятия. Абы тихо, как говорится. Дотянуть бы до лета, а там пойдет тепло, травка, «благорастворение возду- хов», дальше — видно будет. Алексей Михайлович — человек скромный, начальство беспокоить не любит. Другой бы на ег-о месте уже в 1966 году, после первой же зимы дошел бы до самых высоких инстан­ ций и добился решительной рекон­ струкции системы теплоснабжения школы. А Алексей Михайлович только в 1970 году начал хлопотать о составлении технической докумен­ таций для перевода котельной на газ. Ее все еще завершают. В горисполкоме в этом году обе­ щали школе солидную сумму на реконструкцию. В последний момент отказали. И что же теперь? Ждать, что бу­ дет дальше? В Правобережном районо прекрас­ но знают всю эту историю. Если бы термометры умели измерять в граду­ сах отношение его руководителей к предмету, о котором идет речь, вы­ ше 35 градусов ртуть бы не подня­ лась — вялость, «упадок сил». Глав­ ный бухгалтер централизованной бухгалтерии Н. А. Мединская рас­ сказала, что школе в прошлом году выделяли 10 тысяч на земляные ра­ боты по газификации, но их так и не использовали. И что же предприняло районо? -—Мы, может, и из своего бюдже­ та найдем тысяч десять-двенад­ цать, — говорит Надежда Афанась­ евна, — может быть, завод «Свобод­ ный сокол» поможет и газифициру­ ет. Почему же об этом не сказали раньше директору, партийной, проф­ союзной организациям школы? Если руководство школы проявляет мало инициативы или идет по невер­ ному пути* надо тоже не ограничи­ ваться кулуарными, ни к чему не обя­ зывающими разговорами, а настой­ чиво направить усилия в нужном направлении. Школа, в своем роде, знаменитая: тут работает клуб «Парус», приез­ жают из различных городов гости, бывают руководители городских ор­ ганизаций, областных органов народ­ ного образования. Выше я назвал соседом завод «Свободный сокол». Это не совсем так: завод—шеф школы. Другие школы этого района не жалуются на шефа. Правда, заводские руководители, хотя и достаточно занятые люди, не смогли не заметить, какая бывает температура в школе зимой: когда здесь организуют избирательный участок, завод обеспечивает его по­ мещения электропечами, типа «ко­ зел». Конечно, прежде всего должен «кричать» тот, у кого болит. Но по­ зиция даже участливого наблюдате­ ля не к лицу коллективу завода, ко­ торый борется за звание предприя­ тия коммунистического труда.. Чтобы газифицировать котельную школы, где учатся и дети металлургов, надо проложить газопровод по улице, где также живут металлурги. Отличный момент для завода «убить» разом «двух зайцев»!. Возможно, техническое решение будет и другим. Важно, чтобы тер­ мометры деловых отношений Право- бережного райисполкома, его отдела народного образования, школы и за­ вода показывали достаточно высокую температуру. А. ВОЛНИН. Больше продуктов животноводства Родине! НАРАЩИВАТЬ ТЕМПЫ З А Г О Т О В О К Неплохо поработали в начале января животноводы Грязинско- го района. За полмесяца совхозы района заготовили молока на 58 тонн больше, чем за тот же пе­ риод прошлого года, они успеш­ нее других справляются с январ­ ским заданием. Значительно больше прошло­ годнего продали молока также хозяйства Измалковского, Лее- Толстовского, Тербунского, Ста- новлянского, Липецкого и других районов. И все же темпы загото­ вок молока пока еще неудовле­ творительные. Даже Измалковский район, который заготовил молока на 28 процентов больше прошло­ годнего, недостаточно успешно справляется с январским задани­ ем. Из 600 тонн за полмесяца продано только 256 тонн. Чтобы не выбиться из плана с первого же месяца нового года, хозяйства и заготовители района во второй половине января должны загото­ вить почти на сто тонн молока больше, чем было в первой по­ ловине. Однако на ряде ферм надои по-прежнему очень низки. В колхозах «Первое Мая», «40 лет Октября» от коровы не нада­ ивают и двух килограммов моло­ ка в день, в колхозах «Россия», имени Маяковского — по два ки­ лограмма. Хозяйства Становлянского, Тер­ бунского районов хотя и увеличи­ ли заготовки по сравнению с прошлогодним, все еще крайне медленно справляются с задани­ ем. Шесть районов, в том числе Добринский, Усманский, Чаплы- гинский, Хлевенский, Задонский и Елецкий, не достигли уровня прошлого года. В Задонском рай­ оне, например, только совхоз «Донской» и колхоз «Советская Армия» добились увеличения продуктивности коров. Все остальные хозяйства получают от коровы меньше молока, чем 8 начале прошлого года. В совхозе «Ульяновский» за полмесяца на­ доено от каждой коровы по 28 килограммов молока—это мень­ ше двух килограммов в сутки. Ес­ тественно, что при такой низкой продуктивности в хозяйстве нечем выпаивать молодняк. Почти поло­ вина надоенного молока расхо­ дуется на фермах. Низкую продуктивность коров руководители и специалисты хо­ зяйств склонны оправдывать не­ хваткой кормов. Но далеко не все принимают меры, чтобы повы­ сить питательность рациона. Лишь в отдельных хозяйствах использу­ ется такой резерв улучшения кормления дойных коров, как дрожжевание концентратов. Не­ мало ферм, где не занимаются даже приготовлением к скармли­ ванию соломы. Между тем, в зимнее время, когда корма посту­ пают на фермы замороженными^ очень важно давать их скоту из­ мельченными и пропаренными Совершенно недопустимо, когда из-за несвоевременной доставки кормов, скот по нескольку дней не кормят. Такое случалось а совхозе «Долговский» Дан- ковского района и в других хо­ зяйствах. Известно, что недобор молока после отела коровы не удастся восполнить в дальнейшем. Поэто­ му необходимо улучшить кормле­ ние отелившихся коров с тем, чтобы получить от них больше молока в первые месяцы лакта­ ции. В колхозах и совхозах прохо­ дят собрания тружеников сель­ ского хозяйства, на которых под­ водят итоги первого года пяти­ летки, принимают социалистиче­ ские обязательства на второй год. Руководителям хозяйств, партийным и профсоюзным орга­ низациям следует- позаботиться о том, чтобы создать животноводам необходимые условия для успеш­ ной работы, для выполнения при­ нятых обязательств. Все силы тру­ жеников села должны быть на­ правлены на образцовое прове­ дение зимовки, увеличение про­ дуктивности скота и усиление темпов заготовок продуктов жи­ вотноводства. Первые цифры — процент выполнения учетом сверхплановых закупок, вторые — квартального плана заготовок молока с мяса, третьи—яиц, на 16 января 1972 года. Грязинский 15 59 31 Данковский 11 24 55 Измалковский 13 15 13 Добринский 11 17 30 Л ев-Толстовекий 13 33 — Добровский И 19 — Елецкий 12 25 17 Долгоруковский 11 57 — Задонский 12 23 12 Тербунский 11 37 — , Краонинский 12 60 — Белевский 10 18 — Лебедянский 12 23 25 Становлямский 9 19 _ Липецкий 12 29 11 Усманский 9 15 •—! Хлевенский 12 38 — Чаплыганский 9 32 С П Р А В О Ч Н И К П А Р Т И Й Н О Г О А К Т И В И С Т А Издательство политической литературы выпустило «Запис­ ную книжку партийного активи­ ста» на 1972 год. Один из ее разделов посвящен 50-летию образования СССР. Здесь помещены выдержки из письма В. И. Ленина «Об об­ разовании СССР», из его записок 0 борьбе с великодержавным шо­ винизмом, «К вопросу о нацио­ нальностях или об «автономиза- ции». Напечатаны Декларация 1 Всесоюзного съезда Советов, речь М. И. Калинина при закры­ тии съезда и другие материалы. Много важных сведений най­ дет читатель в этой книжке кар­ манного формата. Цифры расска­ зывают о развитии промышленно­ сти, сельского хозяйства, транс­ порта, связи, капитального стро­ ительства, культуры. В раздел «Коммунистическая партия Советского Союза» во­ шли Устав партии, данные о численном составе КПСС, о ее руководящих органах. Большое место отведено консультации по вопросам партийной работы. В справочнике есть также раз­ делы: «Мировое коммунистиче­ ское движение». «За мир и меж­ дународное сотрудничество, за свободу и независимость наро­ дов», «Империализм — враг на­ родов, общественного прогресса», «В тисках кризиса и безработи­ цы». * (Корр. ТАСС). ф «СВЕРХЗВУКОВИКИ» В ЛУЧАХ СЛАВЫ ф «МАЛЫШИ» АЭРО­ ФЛОТА ф НОВЫЙ «ТУ» ПРИНИМАЕТ ПАССАЖИРОВ, ф ВОЗДУШ­ НЫЙ «ГРУЗОВИК» И ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ТРАДИ ЦИЙ . Н И ОБ ОДНОМ ТИПЕ граж­ данских самолетов не говори­ ли так много, как о сверхзву­ ковых. Еще до своего рождения «сверхзвуковики» стали предметом небывалых в истории авиации спо­ ров. И даже сейчас, когда советский Ту-144 и англо-французский «Кон­ корд» налетали не одну сотню часов испытательных полетов, когда речь идет уже о конкретных сроках ввода этих «супер-самолетов» в эксплуа­ тацию, ажиотаж вокруг них не сти­ хает. Слов нет, сверхзвуковые пасса­ жирские самолеты, с момента перво­ го старта которых прошло всего три года, находятся, если можно так вы­ разиться, в самом фокусе научно- технического прогресса. Сконцентри­ ровав в себе последние достижения аэродинамики, электроники, материа­ ловедения, технологии, эти самолеты по праву призваны стать головными в гражданской авиации, уже сегодня покрывшей земной шар густой сетью воздушных трасс. Но возникает вопрос: не окажется ли дозвуковая авиация в тени широ­ ких крыльев сверхзвуковых гигантов? Если СЗТ (сверхзвуковой транспорт) — «принц» гражданской авиации, то у него должна быть соответ­ ствующая свита, конечно, менее ос­ лепительная, но зато отличающаяся большей универсальностью. И для советской гражданской авиации ха­ рактерно развитие всех направлений самолето- и вертолет^строения. ...«Самолет отличается высокой гармоничностью и хорошим обзором. Нет заметных изменений баланси­ ровки по скорости. Хорошая акро­ батическая машина с большой мощ­ ностью двигателя». Нейл Вильямс, английский летчик-испытатель, ска­ зал это однажды о спортивном са­ молете Як-18ПМ, разработанном в конструкторском бюро Александра Яковлева. На IV чемпионате мира по высшему пилотажу, проходившем в 1966 году в Москве, советские лет­ чики продемонстрировали отличные проходящей сейчас летно-техннче- ские испытания. Это Бе-30, разра­ ботанный под руководством Георгия Бериева. Два турбовинтовых двига­ теля позволяют перевозить 14 пас­ сажиров, груз и почту со скоростью 460 километров в час. Разбег при взлете—всего 250 метров, а пробег при посадке — 130. Пилотажно-на­ вигационное и радиотехническое обо­ рудование обеспечивает уверенный полет в сложных метеорологических условиях. Пассажир, устроившийся в кресле этого воздушного автобуса, с дуцщх поколений. Обычные аэродро­ мы с полосой в два километра впол­ не пригодны для нового «Ту». * Самолет изящен и легок. Вытяну­ тая сигара фюзеляжа, стреловидное «чистое» крыло и «упряжка» двига­ телей в хвостовой части. Три турбо­ реактивных двухконтурных двигате­ ля конструкции Николая Кузнецова -с тягой по 9500 килограммов каж­ дый. Два расположены в гондолах на горизонтальных пилонах по бор­ там, а третий спрятан в фюзеляж. Конструкторы разработали и ва- эксплуатации и имеющий возмож­ ность взлетать и садиться на грунт— была задача коллектива Ильюшина. Вес Ил-76—'более 150 тонн. Четы­ ре турбовентиляторных двигателя конструкции Павла Соловьева, уста­ новленные на пилонах под крылья­ ми, обеспечивают воздушному «гру­ зовику» скорость до 900 километров в час. 40 тонн груза на Ил-76 мож­ но перебросить за считанные часы на пять тысяч километров. Обращают на себя внимание многоколесные те­ лежки шасси, оснашенные пневмати- АЭРОФЛОТ ПРИНИМАЕТ ПОПОЛНЕНИЕ характеристики этой одноместной машины с двигателем в 300 лошади­ ных сил и развивающей скорость до 320 километров в час, завоевав прак­ тически все награды чемпионата. К VI чемпионату, состоявшемуся в 1970 году в Англии, «яковлевцы» подготовили новую модификацию Як-18. Весящий 980 килограммов (на 120 килограммов легче своего предшественника). Як-18ПС значи­ тельно превзошел его собратьев в вертикальном маневре. И вот еше одна модификация, че­ тырехместный Як-18Т. Эту многоце­ левую машину можно использовать ч в санитарном варианте, и в связ­ ном, и в туристском. Полетный вес— 1600 килограммов, скорость поле­ та—300 километров в час, даль­ ность—1000 километров. Легкие пассажирские самолеты не­ заменимы на местных авиатрассах. И скоро семейство «малышей» Аэро­ флота пополнится новой машиной, удовлетворением отметит, что удоб­ ства и комфорт «малыша» Бе-30 ни­ чуть не уступают аналогичным ха­ рактеристикам гигантских лайнеров. Пополнился и парк «великанов» Аэрофлота. В июле 1971 года впер­ вые пассажиры поднялись на борт 164-местного Ту-154. Новый самолет, спроектированный под руководством Андрея Туполева, является предста­ вителем «третьего поколения» реак­ тивных машин советской граждан­ ской авиации. Сначала — Ту-104, за­ тем—Ил-18 и Ан-10. И вот следующий этап — Ту-154, воплотивший в себе лучшие качества предшественников. Со скоростью 950 километров в час этот самолет будет совершать рейсы на трассах протяженностью до 5500 километров. Мощная механизация крыла, трехщелевые закрылки, пред­ крылки, реверс тяги дзйгателей поз­ волили сохранить взлетно-посадоч­ ные характеристики современного лайнера.на уровне самолетов преды- риант Ту-154 на 250 пассажиров. Этот самолет будет летать на наиболее напряженных трассах. Если «туполевцам» семьдесят пер­ вый год запомнится первыми поле­ тами пассажиров'нз Ту-154, то ин­ женеры из конструкторского бюро Сергея Ильюшина выпустили в небо самолет иного класса. 25 марта лет­ чик-испытатель Эдуард Кузнецов впервые поднял з воздух транспорт­ ный Ил-76. Быстрыми темпами растут сейчас в Советском Союзе перевозки грузов воздушным транспортом. Осваива­ ются новые районы страны. Все больше возрастает их роль в народном хозяйстве. Особенно это касается Сибири и Дальнего Во­ стока — зачастую там нет ни же­ лезных дорог, ни бетонированных полос аэродромов. Создать массовый грузовой самолет, способный перево­ зить и людей, и крупногабаритный багаж, самолет, неприхотливый в кой низкого давления. Это важно для работы на грунтовых аэродромах. Причем, чтобы отсеки шасси не за­ бивались грязью, створки этих отсе­ ков все время закрыты. Лишь при выпуске и уборке шасси створки на короткое время открываются. Подобного самолета еще не было в советской гражданской авиации. В этом показатель постоянного поиска наивыгоднейших решений. Еще один пример' такого рода— Ил-62М-200. С виду это все тот >$е, известный всему миру, Ил-62. А максимальное число пассажиров до­ стигло 200, дальность полета увели­ чена на полторы тысячи километров и составляет теперь 10 300 километ­ ров. Конструкторы установили на ма­ шине множество новых систем и аг­ регатов. Причем сделали это, порой поступаясь многолетними сложив­ шимися в конструкторском бюро тра­ дициями. Возьмем устройство для реверса тяги двигателей, установленное на модифицированном Ил-62М. Рань­ ше оно представляло собой решетки, стоящие в реактивном канале двига­ теля. Конструкция проста и мини­ мальна по весу. Но решетка создава­ ла дополнительное сопротивление га­ зовому потоку. При дальних полетах это приводило к «потере» около по­ лутора тонн топлива. По весу—15 пассажиров с багажом. На Ил-62М реверс тяги осуществляют специаль­ ные створки, являющиеся частью гондол двигателей. Но самый яркий пример благот­ ворного нарушения конструкторских традиций — создание вертолета- гиганта В-12. Коллектив Михаила Миля разработал много хорошо за­ рекомендовавших себя вертолетов: от Ми-1 до Ми-10. Все они с одним несущим винтом. Неожиданно кон­ структоры Миля отказываются от традиционной компоновки и разра­ батывают двухвинтовой вертолет поперечной схемы. Результат нару­ шения традиций превзошел все ожи­ дания. Тридцатисемиметровый ги­ гант-вертолет летает со скоро­ стью 240 километров в час, подни­ мает 40 тонн груза на двухкиломет­ ровую высоту. Энергетическое серд­ це машины — четыре двигателя кон­ струкции Павла Соловьева мощно­ стью по 6 500 лошадиных сил каж­ дый. ...Аэрофлот принимаем пополнение. Машины всевозможна классов и назначений, поскольку, по словам генерального конструктора Генриха Новожилова, именно гармоничное применение летательных аппаратов самого различного типа обеспечивает человечеству максимум удобств « комфорта. Алексей ГОРОХОВ. (АПН). %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz