Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
2 ЛЕНИНСКОЕ 3 НАМ>» ’ «-ав гу ст а : 1 Г Л Т 4 7 8 т а г ш э з у тттвтшвтттаявшяшаттяттшшштшятт Е С Л И Т Ы К О М М У Н И С Т В совхозе «Конь-Колодезский» Хлевенского района — боевая пар тийная организация, насчитывающая в своих рядах 86 коммунистов, из которых девяносто процентов заня то непосредственно в произ водстве. Важные, актуальные воп росы об*уждают коммунисты на сво их собраниях. Но к этому они готовились с особой тщатель ностью. Партийный комитет заранее известил каждого коммуниста о по вестке дня, проанализировал состоя ние партийной работы на всех про изводственных участках. Если говорить кратко, то на соб рании речь' шла о дальнейшем по вышении авангардной роли комму нистов в жизни трудового коллек тива, о совершенствовании форм и методов партийной работы. В док ладе секретаря парткома И. К. Кре- тинина, в выступлениях участников собрания подчеркивалось, что в по становлении майокого Пленума ЦК КПСС об ращено внимание на то, что обмен партийных документов необ ходимо использовать для дальней шей активизации всей внутрипартий ной жизни. Он должен способство вать улучшению деятельности пар тийных организаций, усилению рабо ты по успешному выполнению задач хозяйственного и культурного стро ительства. Коммунисты совхоза — влиятель ная сила в коллективе, они возглав ляют соревнование за досрочное выполнение планов, ведут за собой беспартийных. А это способствует общему успеху. Животноводы до срочно справились с выполнением полугодового плана заготовок моло ка и мяса. Молока, например, сдано государству на 1295 центнеров боль ше, чем за тот же период прошлого года. Это хороший задел для ус пешного выполнения повышенных юбилейных обязательств. Немало славных дел и на счету полеводов. Несмотря на неблаго приятные погодные условия, земле дельцы вырастили неплохой урожай зерновых и других культур. Они в предельно сжатые сроки справились с уборкой колосовых и сейчас высо кими темпами ведут подготовку поч вы под посев озимых, закладку ку курузного силоса. В практику работы парторганиза ции широко вошло перспективное планирование. По инициативе парт кома в совхозе разработан и осуще ствляется перспективный комплекс ный план социально-экономического развития коллектива. Разделы этого плана стали конкретной программой действия совхозных коммунистов в борьбе за дальнейшее повышение эффективности производства, воспи тание нового человека. Но докладчик и выступающие откровенно говорили и о тех недо статках, которые мешают в работе. Резкой критике подверглись комму нисты, которые нарушают Устав КПСС. Часто меняет место работы член КПСС А. В. Кузнецов, злоупотребляет спиртным. Этим же пороком страдает и коммунист И. С. Саунин. Но говоря об этих из ряда вон выходящих фактах. участники собрания обратили внимание й на то, что необходимо сделать для по вышения дисциплины в организации, чтобы меньше было так называемых «пассивных» коммунистов, которые сторонятся общественной работы. В своем выступлении бригадир тракторной бригады Ц ентрального отделения Н. А. Мерлев подчеркнул, что из 28 человех, работающих в бригаде, 9 — члены партии. Г О Т О В Я С Ь К О Б М Е Н У П А Р Т И И Н Ы Х Д О К У М Е Н Т О В Все они показывают пример в труде. Но, к сожалению, в бригаде есть коммунисты, которые считают так: работаю хорошо, замечаний нет — значит оправдываю высокое звание члена партии. Но ведь этого недо статочно. Взять таких коммунистов, как механизаторы И. А. Мерлев, И. В. Артамонов. Их голоса не ус лышишь на партийных собраниях, редко они посещают политзанятия. — Успехи нашей бригады извест ны всем, — сказал в заключение бригадир. —- Но они были бы еще лучше, если бы каждый коммунист проявлял творческую инициативу, активно участвовал в общественной жизни, повышал свой политиче ский и общеобразовательный уро вень. Слово предоставляется тракто ристу А. С. Лопатину. — Безусловно, обмен партийных документов повысит ответственность каждого коммуниста за порученную работу, — подчеркнул он. — Это заставит подтянуться тех, кто нару шает трудовую и партийную дисцип лину. В своем выступлении механизатор сделал упрек в адрес администра ции, которая задерживает вы плату премиальных за экономию го рюче-смазочных материалов и запас ных частей. А ведь известно, что своевременное моральное и матери альное поощрение — это верный путь к повышению производительно сти труда. Что нужно сделать для дальней шего повышения роли коммунистов в осуществлении решений XXIV съезда партии? Этому вопросу по святил свое выступление управляю щий Конь-Колодезским отделени ем И. В. Бодрых. Труженики этого отделения успешно справляются с. обязательствами юбилейного года. Это результат усиливавшегося влия ния партийной организации на про изводственные дела. Более действен ными стали организация соревнова ния и применение моральных и мате риальных стимулов. — Но наша партийная организа ция, — сказал оратор, — еще не до билась того, чтобы каждый комму нист болел душой не только за свои личные показатели, но и за плоды труда рядом работающего товари ща, А это очень важно. Только при этом условии любая задача будет выполнена. Выступавшие указали на необхо димость, чтобы каждый коммунист имел партийное поручение, а парт кому надо строже контролировать их выполнение. Это. будет способ ствовать повышению чувства ответ ственности каждого, улучшению всей внутрипартийной работы. Как в докладе, так и во многих выступлениях красной нитью прохо дила мысль о том, что не только на производстве, но и в общественной жизни, учебе, в быту коммунист дол жен быть активным бойцом партии. — Плохо, если, призывая других соблюдать нормы коммунистической морали, член партии сам хотя бы на шаг отступает от них, — сказал сек ретарь партийной организации Це нт рального отделения А. П. Корнеев. Этим же вопросам посвятил свое выступление директор совхоза В. А. Кузовлев. Он также говорил о тех задачах, которые нужно решать сей час коммунистам совхоза: к 10 ав густа завершить подготовку почвы под урожай будущего года, а до I сентября — уборку кукурузы. Собрание приняло постановление, направленное на дальнейшее усиле ние влияния партийных организаций на производство, на повышение де ловой активности, дисциплины каж дого коммуниста. Собрание прошло под девизом: «Если ты коммунист, то должен всегда быть впереди, 'пода вать пример, вести за собой беспар тийных». Е. СНИТКО, сотрудник хлевенской районной газеты «Строитель коммунизма». Продукция Чаплыгинского агрегатного завода пользуется доброй славой на многих предприятиях страны. Зеленую улицу изделиям чаплыгинцев обеспечивает их высокое качество. Постоянно совершенст вуется производство, вводятся в строй новые технологические участки. «Пятилетку — за четыре года!»— под таким девизом трудятся в эти дни агрегатчики. Успешно вы полнен план шести месяцев, на 1.8 процента выросла производительность труда, свыше 30000 рублей по лучено сверхплановой прибыли. В авангарде социалистического соревнования — цех бумажных фильтров. Отличных трудовых успехов добиваются работники этого цеха Н. Н. Рыжкова, Н. А. Отрубенникова, Т. В. Жабина. Они ежедневно перевыполняют сменные задания. Сдают продукцию только отличного качества. Фото Л. Антошкина. Ж ИЗНЬ не стоит на месте. Она выдвигает новые за дачи, для решения кото рых требуются глубокие знания. И коммунисты, беспартийные специ алисты птицефабрики уже не первый год занимаются в теоретическом се минаре, изучают экономическую тео рию, ее актуальные проблемы. В ми нувшем году предметам изучения была проблема: «Повышение эффек тивности общественного производст ва — коренная задача коммунисти ческого строительства». Каковы итога минувших занятий? Мне, как рукбводителй) семинара, нравится, что слушатели тщательно готовились к каждому занятию, ши роко использовали материалы XXIV съезда КПСС, конкретные данные об экономике своего хозяйства. Ну, а моя забота о том, чтобы заинтересо вать людей, вовлечь их в дискуссию, чтобы у каждого появилась потреб ность высказаться, обменяться мне ниями о прочитанном. Плохо, если на занятия люди идут вроде бы по обязанности, а не по духовной потребности. И самое худ шее, по-моему, когда человек обду манно выбрал форму учебы, а потом заявляет о желании бросить ее. Выходит, занятия «не окупают за траченных часов». У нас отсева не было. Да его и не должно быть, когда слушатель ви дит, что учеба обогащает его, помо гает в работе. Мой личный опыт подсказывает: готовясь к лекции, к занятию, про водя его, непременно спрашивай се бя: а что получит сегодня слуша тель, какую пользу извлечет для се бя. для производства, на котором трудится? Когда так подходишь к делу, то и учебу строишь ближе к жизни, к требованиям пятилетки, к конкретным задачам коллектива. Скажем, на занятии семинара рас сматривается вопрос о производст венных фондах. Можно дать опреде ление, что такое производственные фонды, привести соответствующие положения из материалов XXIV съезда КПСС, а потом призвать слу шателей активнее бороться за улучшение использования произ водственных фондов. Тут, кажется, все: и теория, и связь с жизнью, и даже «мобилизация масс». Мы поступаем по-иному. Правда, от пропагандиста и от каждого уча стника семинара требуется гораздо больше труда, но зато наши заня тия, как говорится, затрагивают ду шу людей, приносят моральное удов летворение. Да и польза куда боль шая. Возьмем, к примеру, названную выше тему. Ее полное название: «Улучшение использования произ водственных фондов и капитальных вложений — важный фактор повы шения эффективности социалистиче ской экономики». Слушатели зара нее получили задания: каждому на своем производственном участке ра зобраться, как используются произ- 1 водственные фонды, а потом высту пить на семинаре с рефератами. Лю ди брали цифры, вдумывались в по казатели, сопоставляли их, делали соответствующие выводы. И что очень важно: находили неиспользо ванные резервы. То была, без пре увеличения скажу, настоящая твор ческая работа. Она продолжилась деловым и полезным обсуждением рефератов. Главный бухгалтер С. П. Подзоров, например, «а занятии при вел такие данные: в 1971 году птице фабрика производила продукции на 1 рубль производственных фондов 73 копейки, тогда как в 1968 году — 37 копеек. Рывок хороший? Да! Но ведь к концу пятилетки коллективу предстоит довести «отдачу» до I рубля 06 копеек. И слушатель назы вает резервы: пустить в дело обо рудование, которое явно залежалось на складе. Обоснованно, с цифровы ми выкладками он доказал, что это дает предприятию. Главный же экономист М. А. Чунихина выступи ла с обоснованным расчетом эффек тивности перевода кур с напольного на батарейное содержание. Большую пользу производству принесли эти и другие предложе ния слушателей. На другом занятии—по теме «На учно-технический прогресс — основа роста производительности труда» на примере работы птичницы А. И. Шацких было выяснено: замена ус таревшего оборудования на. новое, более усовершенствованное лишь в одном птичнике позволила ла той же производственной площади размес тить в три раза больше цыплят. Причем за счет механизации и ав томатизации трудоемких процессов производительность птичниц увели чилась в полтора раза. Итоговые занятия в нашем семи наре, в других формах партийного просвещения и массовых форм про паганды показали, что слушатели глубже овладевают умением соизме рять затраты на производство с ре зультатами труда, умением из мно жества вариантов решения производ ственных задач выбрать тот, осуще ствление которого обойдется дешев ле. Экономические знания коллекти ва превращаются в реальную произ водительную силу, самым непосред ственным образом влияющую на улучшение всех показателей работы фабрики. Если в 1970 году, когда она была сдана в эксплуатацию на полную проектную мощность с про изводством 20 миллионов штук яиц, было фактически получено 25 мил лионов, то в нынешнем году произ ведет 45 миллионов. По предвари тельным подсчетам, прибыль превы сит 2 миллиона рублей. Экономическая учеба у нас заре комендовала себя не только е про» иззодетвенной, но и с воспитатель ной точки зрения. Встречаясь с людьми не только на занятиях, но и в цехе, на партийных собраниях и т. д„ видишь, как они заметно растут, и все больше у них заинтересованно сти в улучшении работы ^всех под разделений фабрики. В процессе творческой учебы у коммунистов и беспартийных форми руется творческий подход к делу. И человек считает своим долгом рабо тать так, чтобы служить примером для всех. Это очень радует. Кто не знает, не уважает на фаб рике птичницу Нину Николаевну Серкову? Где бы она у нас ни рабо тала, везде показывала пример, ком мунистического отношения к труду. На обслуживании 5000 кур из маточ ного стада. Потом — в механизиро ванном птичнике, где 20000 кур. Трудно, очень трудно было здесь справиться с новым технологическим оборудованием. Но все трудности преодолела. Сейчас ежедневно сдает на склад 14 тысяч штук яиц. Ком мунистка Нина» Николаевна награж дена орденом Трудового Красного Знамени, медалью ВДНХ. А вот Владимир Ильич Демин —• заведующий мастерскими. Заботли вый хозяин, неистощимая энергия к творчеству. На занятиях он не мно гословен. Но говорит веско, убеди тельно. И главное чувствует, глубо ко верит в то, что говорит. Он луч ший рационализатор. Как не гордиться этими и други ми замечательными людьми! Прият но созна.вать, что в их успехах, их росте есть частичка и нашего про пагандистского труда. Да и ты сам растешь духовно, становишься идей но богаче. А. ХОЛИН, руководитель теоретического семинара, директор птицефабрики «Липецкая». О п ы т о УСМАНЬ. (Соб. корр. «Ленин ского знамени»). Отдел пропаган ды и агитации Усманского райко ма партии выпустил серию плака тов, в которых обобщается опыт экономического образования на предприятиях, в совхозах и кол хозах района. Плакаты рассказывают о дея тельности методического совета б о б щ е по руководству школами коммуни стического труда на заводе литей ного оборудования, экономиче ских школ в колхозах «Комсомо-, лец» и «Советская Россия», теоре тического семинара по экономиче скому образованию кадров в сов хозе «Ударник» и т. д. Плакаты красочно оформлены, хорошо иллюстрированы. Э К О Н О М И Ч Е С К И Е З Н А Н И Я - К А Ж Д О М У ! САМ СТАНОВИШЬСЯ Б О Г А Ч Е Помнится, когда государственная комиссия принимала Тербунскии сы родельный завод, а это было в на чале 1971 года, главный инженер областного управления мясной и мо лочной промышленности Н. Б. Сере бряков заявил: — Мы уверены, что новое пред приятие через год заработает в пол ную силу. Здесь современная техни ка, хорошие условия труда. Все бу дет зависеть от поступления сырья. А чтобы не было перебоев из-за мо лока за заводом закрепляются хо зяйства трех районов — Воловского, Долго^ужевского и Тербунского. К сожалению, не все получилось так, как планировалось. Уже в самом начале освоения производства воз никли трудности, на преодоление ко торых ушло и уходит много сил и энергии руководителей, рабочих и специалистов. Не все ладилось с техникой. Пришлось заново .менять отдельные линии, налаживать агре гаты. С пуском завода возникли новые проблемы. Одна из острых — обес печение предприятия квалифициро ванными кадрами. Для приготовле ния сыра и другой продукции, обслу живания сложных механизмов пона добились специалисты, хорошо зна ющие технику, основы микробиоло гии, химии, физики. Часть\ таких специалистов пришла со старого маслозавода. Они составили основу коллектива. Те же, кто приезжал на завод из других мест, долго в Тер- бунах не задерживались. В 1971 го ду, например, сколько было принято, столько же уволилось. Сейчас на заводе нет главного инженера, заве дующего лабораторией, главного экономиста, заведующего производ. ством, начальника компрессорного цеха, теплотехника. Кроме того, не хватает шести сыроделов и 40 рабо чих разных квалификаций. Пример но треть людей уволилась по собст венному желанию. Это работники, не ЗАБОТА О КАДРАХ — НЕ СЕЗОННОЕ ДЕЛО . ф ЗА> БЫЛИ О СО ЦИА ЛЬНОМ РАЗВИТИИ, ф ЧТО МЕШАЕТ ПРОИЗВОДИТЬ ПРОДУК ЦИЮ ОТ ЛИЧНОГО КАЧЕСТВА! ф ТРЕСТ «СОВХО ЗСТРОИ » В ДОЛГУ ПЕРЕД ПРЕДПРИЯ ТИЕМ. имеющие никакой квалификации. На заводе делали попытку повышать квалификацию рабочих непосредст венно в цехе. Но это не дало ощу тимого эффекта потому, что занятия велись бессистемно, от случая к случаю, опытные специалисты к ним не привлекались. Плохо решают на заводе вопросы социального раззития. — К нам приезжали специалисты из Краснодара, Липецка, Ельца и других городов. Первый вопрос, ко торый задали они, — рассказывал секретарь партийной организации Е. Н. Астафьев, — как обстоит дело с жильем, есть ли детский сад. Жилья у нас нет. Правда, есть не-' большое общежитие, но оно пере полнено и в нем пока что не созданы условия для нормального быта и культурного отдыха. А каковы перспективы на буду щее? Из беседы с директором заво да И. П. Крюковым и секретарем партийной организации я узнал, что на заводе принимаются меры для удовлетворения жильем рабочих и специалистов. Заложено два 16- квартирных дома. Намечается стро ительство еще нескольких домов. Вся беда в том, что подрядчик — перед вижная механизированная колонна 419—не спешит сдавать дома в экс плуатацию. Мешает прежде всего плохая организация работ. Весной руководство ПМК потребовало от завода стройматериалы. Завод из своих скромных запасов выделил 50 кубометров леса. Однако на строи тельство попал не весь лес. Потом, чтобы ускорить форужение домов, понадобились плотники. Направил завод и плотников. Они делали по лы, а спустя некоторое время полы почему-то стали ломать: что-то не учли. Больше месяца на стройке во обще, никакие работы не ветись. И лишь в последние дни на объекты вышло несколько специалистов. -Знают ли об этих недостатках в тресте «Совхозстрой»? Знают. О за тягивании строительства домов для сыродельного завода уже писала об ластная газета «Ленинское знамя», сообщалось в докладных руководи телей предприятия. Но мер к тому, чтобы покончить с волокитой, не при нято. > Лихорадит завод еще по одной причине. Чтобы приготовить «россий ский» сыр, нужно хорошее молоко. Кислотность его, например, не долж на превышать 17—18 градусов Тер нера. Хозяйства района зачастую по ставляют молоко пониженного каче ства. За полугодие завод прийял для переработки 12.592 тонны, в том числе с кислотностью 17—18 градусов Тер нера поступило только 6.739 тонн. Остальное молоко имело кислотность 19—20 и более. Это вызывает спра ведливое нарекание заготовителей. Сыроделы вынуждены значитель ную часть молока, предназначенного для изготовления сыра «российского», расходовать на выработку другой продукции, что сильно бьет по эко номике завода. В доказательство И. П. Крюков привел такой пример. На изготовление тонны сливочного масла идет 23 тонны молока. Столь ко же его расходуется на две тонны сыра «российского». За тонну масла предприятию начисляют три тысячи рублей, а за две тонны сыра — 5.200 рублей. В первом полугодии план производства сыра выполнен немно гим больше, чем наполовину, а за дание по изготовлению масла наобо рот перекрыто. В итоге же большие убытки. Предприятие снято с кре дитования. Вопрос о качестве заготовляемого молока не сходит с повестки дня. Каждый год в хозяйствах, обслужи вающих завод, намечают хорошие мероприятия, а воз на месте. На пе реработку, особенно летом, очень часто поступает молоко загрязнен ное, с повышенной кислотностью. Чтобы, поправить дело, директор за вода предлагает в каждом хозяйст ве организовать охлаждение молока. Это позволит резко сократить его потери при хранении и перевозках. Но этого недостаточно. Надо повы шать культуру труда животноводов, более настойчиво внедрять на фер мах новую прогрессивную техноло гию. В этом направлении и в Тер- бунском и Воловском районах сде лано пока что очень мало. Обстановка на сыродельном заводе сложилась тревожная. Июльский план основного вида продукции и в частности сыра «российского» выпол нен только наполовину. Не ожи дается на заводе перемен и в авгу*. сте. Главные задачи — быстрей осво ить и полностью использовать про изводственные мощности—выполня ются коллективом неудовлетвори тельно. Надо полагать, что област ное управление мясной и молочной промышленности, Тербунскии райком партии и райисполком "окажут сыро дельному заводу конкретную помощь в устранении недостатков, которые тормозят дело. С. БЕЗЛ соб. корр. «Ленинского знамени». ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА И ПРОФСОЮЗЫ В ОТЧЕТНОМ докладе ЦК КПСС XXIV съезду п ар тии тов. Л. И. Брежнев говорил, что современное про изводство предъявляет быстрора стущие требования не к одним лишь машинам, но и прежде всего к са мим работникам, к тем, кто эти ма шины создает и кто этой техникой управляет. Специальные знания, вы сокая профессиональная подготовка, общая культура человека превраща ются в обязательное условие успеш ного труда все более широких слоев работников. Без получения работниками обще го среднего образования трудно рас считывать на серьезные успехи в тех ническом и культурном росте людей. Поэтому важнейшей заботой коми тетов профсоюзов области является широкое вовлечение рабочих и слу жащих, прежде всего молодых, в школы рабочей и сельской молоде жи. В нынешнем году повышению ак-. тизности профсоюзных организаций во многом способствовал проведен ный облсовпрофзм, обкомом ВЛКСМ и облоно смотр под девизом: «Каж дому молодому труженику—среднее образование». Были почти повсеме стно созданы оргкомитеты и комис сии по проведению смотра. На заседаниях областного оргко митета рассматривались вопросы ра боты профсоюзных и комсомольских организаций Задонского и Грязин- ского районов, ряда предприятий и строек по оказанию помощи школам рабочей и сельской молодежи. Чле ны комитета выезжали в районы, изучали положение дел в шко лах рабочей молодежи, в орга нах народного образования, в ор ганизациях и на предприятиях. Это дало некоторые положительные ре зультаты. По сравнению с 1970—■ 1971 учебным годом в прошлом году несколько сократился отсев учащих ся из школ, улучшилась посещае мость. Многие комитеты профсоюзов на правили молодых рабочих на учебу, создали для них необходимые усло вия в общежитиях, постоянно конт ролировали, как юноши и девушки учатся. Липецкий тракторный, например, в прошлом учебном году направил в школу 435 молодых рабочих. В каж дом цех^ вели учет посещаемости и успеваемости учащихся. Заводской комитет профсоюза не раз рассмат ривал ход учебы молодежи на своих заседаниях. Об учебе молодежи си стематически пишет многотиражная газета «Кировец». Администрация за вода помогла школам укрепить учебно-материальную базу. Подлинным «цехом знаний» стала вечерняя школа в Чаплыгине. Обще ственные организации и хозяйствен ные руководители местных предпри ятий помогают ей в оборудовании и оснащения учебными пособиями, ме белью, активно вмешиваются в учебу рабочих. За 20 лет школа рабочей молодежи повлияла на уровень гра мотности и образованности ряда трудовых коллективов. Приведем не которые данные: более 20 процентов рабочих агрегатного завода получи ли среднее образование в вечерней школе, почти все мастера завода — выпускники школы. Энергично вовлекают молодых ра бочих в вечернюю школу профсоюз ные организации и хозяйственные ру ководители совхозов «Агроном», име ни Мичурина, Краснянского отделе ния «Сельхозтехники», Рождествен ского карьера. Организованно прохо дит смотр «Каждому молодому тру женику — среднее образование» в Хлевенском, Добровском, Измалков- ском и Липецком районах. И все же анализ показывает, что еще далеко не все профсоюзные организации беспокоятся об учебе молодёжи. Возьмем, например, трест «Спец строй». Более четырехсот рабочих в возрасте до 30 лет не имеют сред него образования. В тресте разрабо тан план социального развития кол лектива, но раздел, касающийся уче бы трудящихся, выполняется плохо. В управлениях «Сантехстрой-1», «Сантехстрой- 2 », «Мехземстрой» по существу никто не занимается во влечением молодых рабочих в шко лы, перотектавные планы учебы не составлены. Профсоюзная организа ция треста в смотре «Каждому мо лодому труженику — среднее обра зование» фактически не участвует. В марте хозяйственные и профсо юзные руководители этого треста отчитывались на заседании област ного оргкомитета смотра, обещали улучшить работу с молодежью. Прошло четыре месяца. Что измени лось? Ничего. Ни один работник треста не подал заявления о направ лении в школу! Спрашивается, для чего же в тресте «Спецстрой» план социального развития коллектива? Не лучше обстоит дело и в неко торых строительных управлениях треста «Липецкстрой». Из строитель ного управления № 2 поступило в школу № 7 дзадцать три человека, а выбыло в конце года 19; из СУ-4 поступило 34 человека, выбыло 25, из СУ-3 поступило 32 человека, за кончили учебный год только четверо. Профсоюзные организации управле ний не приняли никаких мер, чтобы возвратить молодых рабочих в шко лы. Плохо идет смотр в Задонском районе. Район ежегодно не выпол няет народнохозяйственный план обучения взрослых, но комитеты профсоюзов словно не видят этого— ни вовлечения трудящихся в школы, ни борьбы за сохранение контингента тех, кто уже учится. В промкомбина те, на консервно-сушильном заводе и в отделении «Сельхозтехники» не имеют восьмилетнего и среднего об разования 156 молодых рабочих, но большинство их в школу не поступи ло. В организациях Задонска ослаб лен контроль за посещаемостью за нятий, что привело к отсеву почти трети учащихся в прошлом учебном году. Недавно областной совет профсо юзов организовал массовый рейд, чтобы проверить, как идет комплек тование школ рабочей молодежи к новому учебному году. Своевремен но эта работа началась в Ельце. Го родской совет профсоюзов вместе с гороно, горкомом комсомола доби лись, что на каждом предприятии уже точно известно, кто поступит в школу. К сожалению, на большинст ве проверенных предприятий Липец ка направлять тоношей и девушек з школы рабочей молодежи еще не на чинали. Так, на Липецком радиатор ном заводе только четыре человека из 123, не имеющих среднего образо вания, подали заявления в школу. И это вполне объяснимо: профсоюзная организация и созданная для этих целей комиссия вопросами учебы ра ботающей молодежи не занимаются. В коллективном договоре Липецко го цементного завода много говорит ся об этой проблеме, о создании ус ловий учащимся, о борьбе с отсевом, о повышении разрядов тем, кто ус пешно учится в школе. На деле же только 10 рабочих завода учились в школе в 1971—1972 году, столько же планируется послать в новом учеб ном году. Если подобными темпами будут решать эту государственную задачу, то и за десять лет ее не осу ществить. Ничего не предпринимают для учебы молодежи в школах на труб ном заводе, фабрике «Бумиз», в тре сте «Жилстрой» и на других пред приятиях. Еще не изжиты такие фахты: уча щихся вечерних школ посылают в командировки, они вынуждены про пускать уроки. По этой причине ос тавили в прошлом роду школы .мно гие рабочие-монтажники, шоферы. Не везде учащиеся окружены забо той и вниманием общественности. Это касается и бытового устройст ва, и предоставления законных льгот для подготовки к занятиям, и сро ков предоставления отпусков. На многих предприятиях не становится важным событием успешное оконча ние рабочими школы, вуза, технику ма. В лучшем случае выпускнику вручают небольшую денежную пре мию. Все это требует пристального и повседневного внимания профсою зов. И еще один вопрос. В некоторых коллективах в планах социального развития по непонятным причинам в текущей пятилетке не предусматри вается вовлечение в школу всех мо лодых рабочих, не имеющих средне го образования. В тресте «Пром- строй», например, планируется обу чить в течение пятилетки примерно... 50 процентов. Явно заниженные пла ны повышения общеобразовательного уровня рабочих составлены на мно гих других предприятиях. Это расхо дится с задачами дня и требует не медленного исправления. Центральный Комитет КПСС и Со вет Министров СССР в постановле нии «О завершении перехода ко все общему среднему образованию мо лодежи и дальнейшем развитии об щеобразовательной школы» опреде лил четкую программу деятельно сти профсоюзов по решению этого важнейшего вопроса. Необходимо принять меры и к улучшению учебно-материальной ба зы школ, созданию условий для сов мещения производственной работы с учебой, к изучению и устранению причин отсева учащихся. А до начала нового учебного года осталось мало времени. Успех рабо ты по повышению общеобразователь ного уровня трудящихся зависит от совместной целеустремленной работы профсоюзных и комсомольских орга низаций, органов народного образо вания, хозяйственных руководителей. Н. ПРИВАЛОВ, заведующий культурно-массовым отделом облсовпрофа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz