Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
[пип1тт1111Ш ПП 1Ш 11И 1Ш 111Ш птпттпт11111 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 9 толя 1 9 7 2 г , К 160 (1 3 3 28 ) Ш К О Л Ш К О Л А У Т А РАЗВЕРНУТАЯ ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИА ЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАШЕГО ОБЩЕСТВА, ПРИНЯТАЯ XXIV СЪЕЗДОМ КПСС, ТРЕБУЕТ ДАЛЬНЕЙШЕГО УЛУЧШЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ. ВСЕ ГО ДЕЛА ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДРОВ, ПОВЫШЕНИЯ ТРУДОВОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ МАСС. И ЗДЕСЬ НЕМАЛАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ШКОЛАМ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА. НЫНЕ ИХ ДЕЙСТВУЕТ В ОБЛАСТИ 988. СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ РАБОЧИХ, КОЛХОЗНИКОВ, СЛУЖАЩИХ ПОВЫШАЮТ В ШКОЛАХ СВОИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, УСПЕШНО ОВЛАДЕВАЮТ ПЕРЕДОВЫМ ОПЫТОМ, ПРИОБРЕТАЮТ ПРАК ТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА, УЧАТСЯ УПРАВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВОМ, ВОСПИТЫВАЮТ В СЕБЕ ДРАГО ЦЕННЫЕ ЧЕРТЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ . ХОРОШО ЗАРЕКОМЕНДОВАЛИ СЕБЯ ШКОЛЫ КОММУНИСТИ ЧЕСКОГО ТРУДА В ЛИПЕ ЦКЕ, Е ЛЬ ЦЕ, В ЧАП ЛЫГИНСКОМ, ХЛЕВЕНСКОМ И ДРУГИХ РАЙОНАХ ОБЛАСТИ. ОПРЕДЕЛЕН НЫЙ ОПЫТ НАКОПЛЕН НА ОРДЕНА ЛЕНИНА НОВОЛИПЕ ЦКОМ МЕТА ЛЛУРГИЧЕСКОМ ЗАВОДЕ, О ЧЕМ И РАССКАЗЫ- ВАЕТСЯ НА ЭТОЙ СТРАНИ ЦЕ . Ч У Д Е С Н Ы Й С П Л А В Е СЛИ мы коротко обратимся к истории возникновения школ коммунистического труда, то вспомним, что за родились они в самой гуще народной, по инициативе передовых рабочих Ленинграда. В начале шестидесятых годов первые школы опыта комму нистического труда (так они первоначально назывались) поя вились и на Новолипецком. Со временем они набирали силу, росла их популярность. Прежде всего потому, что школы весьма удачно, органически соединили в себе труд, учебу и общественную деятельность. — Школы коммунистического труда, — рассказывает заме ститель председателя заводского комитета профсоюза М. А. Серохуров, — работают в тесной связи с другими формами массовой пропаганды. Такими, к примеру, как народный университет экономических знаний и технического прогресса, школы передового опыта, школы и кружки основ экономи ческих знаний. В 1971—1972 учебном году в 300 школах коммунистическо го труда занималось более восьми тысяч металлургов, глав ным образом рабочих. Работа их строилась по производст венному принципу; в рамках бригады, смены, участка, то есть трудового коллектива, объединенного общими интере сами и задачами. Находясь вместе на занятиях, люди лучше узнают друг друга. Это сближает их, сплачивает коллектив, повышает его роль в создании атмосферы товарищества, но в то же время и строгой взыскательности, организованности, дисциплины. Непосредственно организуют школы, комплектуют состав слушателей, контролируют качество занятий, в меру сил сво их помогают пропагандистам цеховые комитеты. Важное условие успешной работы школ коммунистического труда — уровень подготовки их руководителей. Чем он вы ше, тем плодотворнее результаты учебы, воспитания. Парт ком и завком при подборе пропагандистов исходили из того, что вожаку школы мало быть грамотным специалистом, мало знать в совершенстве производство. Нужны хорошая поли венных достижениях: уже в текущей пятилетке коксохимики дали доменщикам 5780 тонн сверхпланового кокса. Причем коксу, который поступает с пятой и шестой коксовых батарей, присвоен Знак качества. — Учеба в школах коммунистического труда,—говорит за меститель начальника цеха углеподготовки И. А, Зубковский, — как нельзя лучше активизирует соревнование. Наш цех не один год с достоинством носит высокое звание коллектива коммунистического труда. Деловитостью, активностью слушателей, их личной заинте ресованностью в успехе всего заводского коллектива отлича ются занятия в школах, которые ведут мастера В. С. Хныкин, В. Ф. Поляков и А. А. Марчуков (кислородный цех), А. Д. Го ряйнов (ЛП Ц -1), Б. П. Сычев и Э. М. Жуков (ЛП Ц -3), И. Ф. Затонских (ЦЗЛ), Б. М. Тюрин, В. А. Истомин, Н. Е. Попов и А. Т. Бессонов (ЛПЦ-2), Ю. А. Мазалое, В. П. Чуркин, И. А. Выставким (доменный цех), В. С. Погодин (агломерационное производство), Ю. А. Павлов (железнодорожный цех), И. Я. Кузнецов и В. М. Черных (ОРМЦ). Среди 300 руководителей школ—221 коммунист, 140 — с высшим, а остальные—со среднетехническим и средним образованием, 298 — инженерно-технические работники: ма стера, начальники смен и участков, начальники цехов и отделов, их заместители. Люди в общем-то очень разные — и по возрасту, и по характеру. Но всех их роднят разно сторонние знания, жизненный опыт и, конечно же, теснейшая связь со своими коллективами. Б О Л Ь Ш Е З Н А Н И Й - У С П Е Ш Н Е Е Т Р У Д Ж Я З Ы К О М Ц И Ф Р В 1963 ГОДУ на заводе насчитывалось 25 школ ком мунистического труда, в которых занималось 495 че ловек, а в 1965 году — 86 . За годы восьмой пятилетки число школ возросло в 3,6 раза. В истекшем 1971—72 учебном году в цехах и отделах действовали 300 школ, в которых занималось 8098 слушателей. ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ коммунистического труда появились на коксохиме. Сейчас здесь 46 школ, 37 — в железно дорожном и 36 — в листопрокатном цехах. СРЕДИ СЛУШАТЕЛЕЙ школ — 7100 ударников ком мунистического труда, остальные борются за это высо кое звание. 4500 РАБОЧИХ, занимающихся в школах,—рационали заторы. СМЕЖНЫМ ПРОФЕССИЯМ обучились в школах коммунистического труда в прошлом году 244 рабо чих. тическая подготовка, образование. Требуется, чтобы он был человеком высокого гражданского долга, способным воспи тывать не только лекциями и беседами, но и своим личным примером, всем образом своей жизни. Ведь перед ним, кого ни возьми—человек с определенным характером, человече скими качествами. И тут нужно еще и умение хорошо разо-'* браться в людях. В коксохимическом производстве — 46 школ коммунисти ческого труда. В них—более 1200 человек. В четвертой бригаде углеподготовительного цеха школой руководит на чальник смены коммунист Петр Тимофеевич Жинжило. Дав но, с тех пор, как на заводе появились первые такие школы. На его занятиях машинисты вагоноопрокидывателя и кранов, дозировщики и мотористы основательно изучают вопросы экономической политики партии в промышленности и кон кретные проблемы повышения производительности труда, лучшего использования техники и передовой практики. Часто заходит откровенный разговор об отношении человека к труду, обществу, о Моральном кодексе строителей комму низма, нормах поведения на производстве и в быту. В этой школе стремятся воспитывать молодых рабочих на примере лучших из лучших. Кадровые производственники—бригадир шихтолодачи Николай Васильевич Антонов, Валентина Иванов на Сушкова, другие заботливо воспитывают новичков. И при ходит время, когда ученики, воспитанники стараются ни в чем не уступать своим учителям. Сегодня в школе — все ударни ки коммунистического труда. Успешно работают на коксохиме и школы коммунистиче ского труда, возглавляемые Е. И. Фарафоновым, В. Ф. Рае- вым, А. И. Осиповым, Н. Г. Ореховым. Воспитание у слуша телей дисциплинированности, честности, общественной и тру довой активности положительно сказывается на производст- .Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л А Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л А Л Л Л Л Л Л Л / ИЗНЬЮ проверено: для достижения высоких показате лей в труде недостаточно порыва, упорства, прилежа ния, хотя и это очень важные условия. Нужны еще умение, знания, высокая культура производства. Недаром в народе говорится: «От знаний уйдешь, в хвосте пойдешь». А школа коммунистического труда — вполне подходящая для рабочего и служащего форма повышения продуктивно сти своего труда. В истекшем учебном году они изучали вопросы внешней и внутренней политики партии и Советско го правительства в свете решений XXIV съезда КПСС, мате риалы XV съезда профсоюзов СССР, основы экономических знаний, передовой производственный опыт, а также некото рые морально-этические проблемы. Анализ итогов учебы позволяет сделать вывод: в тех школах, где занятия с первых дней велись продуманно, где вопросы теории и практики тесно сочетались, увязывались с насущными задачами метал лургов с конкретными проблемами повышения эффективности производства, технического прогресса — там активность слу шателей была высокой. Там, как правило, весомее их личный вклад в дело повышения производительности труда, улучше ния технико-экономических показателей предприятия. Творческим огоньком, инициативой характерны занятия в школе, которой руководит старший электрик электростале плавильного цеха инженер Владимир Александрович Хвесь- ко. Известно, что программа школ на истекший и будущий учебные годы значительно отличается от программ преды дущих лет. В ней то и дело встречаются экономические тер мины: основные фонды, оборотные средства, себестоимость, прибыль, рентабельность, хозрасчет. И пропагандист с по хвальным старанием стремился помочь рабочим не только постичь «экономическую стратегию» — те основные показа тели работы цеха, предприятия, которые ее определяют, но и истоки самой «стратегии» — рабочее место слушателя. И, надо сказать, добился многого. Рабочие, занимающиеся в школе, стали отчетливее представлять свою роль в трудовых успехах коллектива, не только разбираться в том, что на виду у всех, но и проверять итоги экономикой, определять эконо мическую выгоду того или иного начинания. Обслуживая мощные электропечи, установки непрерывной разливки стали и другие агрегаты, они стараются сделать все необходимое, чтобы сталевары использовали их как можно эффективнее, давали все больше металла. Проникновение в «секреты» экономики характерно для за нятий в школах коммунистического труда второго листопро катного и основного ремонтно-механического, доменного и кислородного цехов. Темы второго раздела учебной про граммы: «Основные вопросы экономической политики партии на современном этапе», «Повышение эффективности обще ственного производства — всенародная задача», «Совершен ствование системы планирования и экономического стимули рования», «Технический прогресс и использование техники», «Экономия материальных ресурсов», «Производительность труда и пути ее повышения», «Качество продукции и культу ра производства» изучались во многих из названных школ так, что зачастую они получали на занятиях практическое пре ломление, ставили слушателей перед необходимостью начать поиск дополнительных резервов производства. И вот что особенно важно: обогащение знаниями, изучение основ эко номики тесно связаны с пропагандой опыта передовиков, ов ладением рациональными приемами труда новаторов. И еще — хозяйским использованием рабочего времени, улучшением качества продукции. Вот лишь несколько строк из сообщений руководителей Л в школ и председателей цехкомов и завкомов профсоюза по итогам учебного года. Огнеупорный цех. Передовой опыт бригады № 2 по качественному обжигу известняка внедрили 30 человек. Копровый цех. Наиболее рациональные приемы стар шего резчика металлолома Зиновьева освоили 23 рез чика. Второй листопрокатный. Опыт экономии рабочего времени на операциях прокатного стана и других агре гатов, бережного отношения к оборудованию и мате риалам в бригадах старшего плавильщика Сазоненко, старшего отжигальщика Рыбальченко, старших вальцов щиков реверсивного стана Ляпина и Гостева изучался в соответствии с учебным планом школ. 70 процентов слушателей применяют его на своих рабочих местах. Передовой опыт, приемы новаторов, внесенные ими усовер шенствования слушателями школ коммунистического труда изучались на рабочих местах и раньше. И конечно же, это приносило большую пользу. Но завершившийся учебный год отличителен вот чем: раздвинулись масштабы изучаемого. В поле зрения школ доменного, второго листопрокатного, кис лородного цехов, ЦЗЛ, коксохимпроиэводства, теперь уже оказывается в целом вся отрасль черной металлургии. Разумеется, с учетом особенностей различных производств. Доменщики, например, сосредоточили внимание на методах интенсификации выплавки чугуна и сокращении простоев до менных печей, выпуске чугуна строго по графику, на обеспе чении постоянного химического состава его, сокращении рас хода рудных материалов, энергии и труда на каждую тонну выплавленного металла. В сталеплавильном же производстве — упор на выпуск стали в строгом соответствии с заданными заказами, на освоение ее новых марок, интенсификацию про изводства, сокращение простоев агрегатов и брака, методы экономии материалов, топлива, энергии. Актуальность тем, разработанных в цехах, проведение за нятий непосредственно на рабочих местах, показ приемов и методов труда самими новаторами — все это находит жи вой отклик у слушателей, делает занятия интересными, ре зультативными, помогает им повышать профессиональное мастерство, быстрее выполнять обязательства в социалисти ческом соревновании. РАСТЕТ КУЛЬТУРА КАЖДОГО К ОГДА проходили первые занятия в школе коммунисти ческого труда на участке мехслужбы кислородного це ха, у слесаря Мирона Владимировича Калинкина возник ло сомнение: а что они могут дать ему, многоопытному ра бочему. Послушал одну, вторую беседу пропагандиста, стар шего мастера Александра Андреевича Марчуков*. Интересно. «Червь сомнения» исчез и больше никогда не появлялся. Сегодня у бригадира слесарей М. В. Калинкина помимо ос новной еще четыре профессии—токаря, сварщика, машини ста, шофера. Он—активный рационализатор. В последний раз, например, предложил изготовить управляющие аппараты турбодетандера из нержавеющей стали. У таких аппаратов, как оказалось, гораздо дольше срок службы, намного эф фективнее используются блоки разделения воздуха. Щедро делится Мирон Владимирович своим мастерством с новичка ми, которые приходят на участок. Алексея Швецова и Вла димира Стрелова обучил слесарному делу, да так, что их ра ботой теперь залюбуется каждый. — Школа коммунистического труда, — как не раз проду манное говорит Мирон Владимирович,— вроде бы шлифует, совершенствует тебя со всех сторон. Умом и сердцем чув ствуешь пользу. Зорче видишь. Жизнь становится многооб разнее, краше. Характерно высказывание и заместителя начальника этого цеха Ю А. Шестопалова: — У нас в цехе пять школ. Плодотворная работа их как нельзя лучше сказывается на социалистическом соревнова нии за коммунистический труд, рабочем изобретательстве, способствует широкому распространению положительного примера. Каждый рабочий имеет личный план на девятую пятилетку. Коллектив добился звания цеха высокой культуры производства. * — На нашем участке компрессии просто неузнаваемо вы росла культура рабочего места, — продолжает его мысль руководитель школы, где занимаются двадцать машинистов компрессоров, старший мастер В. С. Хныкин. — И не только рабочего места. Того, кто на нем, этом го сударственном посту, трудится, — добавляет пропагандист школы на электроучастке старший мастер В. Ф. Поляков.— Весьма заметны идейный и культурный рост рабочих. Броса ются в глаза коллективизм, взаимопомощь, требовательность к себе и товарищам. В школах в личном шефстве кадровых рабочих над моло дыми отчетливо обозначено стремление не только обучить лучшим приемам труда, а еще добиться, чтобы молодые ра бочие стали хорошими гражданами. Такая форма передачи передового опыта несет двойной воспитательный заряд: но вички стараются тянуться за кадровыми рабочими, подра жать им, а воспитатели, в свою очередь, чувствуя возложен ную на них ответственность, становятся еще более требова тельными к себе. Я З Ы К О М Ц И Ф Р ХОРОШАЯ ТРАДИЦИЯ на заводе — поощрение про пагандистов. По итогам минувшего учебного года 28 руководителей школ коммунистического труда награж дены Почетными грамотами парткома, завкома и ад министрации, 13 — приказом директора объявлена благодарность с занесением в трудовые книжки. Кроме того, 22 руководителя школ награждены библиоте ками, 3 — путевками в дом отдыха «Сухоборье». Партийная организация, завком, администрация цеха в своем руководстве школами исходят из того, что четвертая часть раздела учебной программы — нравственное воспита ние, повышение культурного уровня слушателей — неотде лимая часть курса. Организуются лекции и беседы по во просам коммунистической морали, коллективные посещения кино, драмтеатра, выезды на базу отдыха. Ежемесячно на рабочих собраниях идет суровый разговор с теми, кто нару шил трудовую дисциплину, совершил аморальный проступок. О благотворном влиянии школ на укрепление дисциплины труда, повышение творческой, общественно-политической ак тивности металлургов красноречиво говорят и следующие цифры. Среди слушателей—7100 ударников коммунистиче ского труда, 4500 — рационализаторов, то есть каждый вто рой. Тысячам рабочих завода повышены тарифные разряды, редко кто из них не вовлечен в общественную работу кол лектива. Факты свидетельствуют: от занятий в школах рабочие не только глубже понимают экономическую и общественную силу социалистического соревнования. У них воспитывается стремление углублять его, разнообразить формы. Сегодня на всей Липецкой Магнитке известен почин воспитанника школы коммунистического труда на коксохиме машиниста Отто Ми хайловича Беллаша. Он решил в текущей пятилетке освоить три смежных профессии, подать и внедрить пятьдесят рацио нализаторских предложений. Почин нацелен вот на что: рас ширить зону обслуживания производства, обходиться своими силами без механо- и электрослужбы, .повышать эффектив ность труда за счет непроизводительных простоев и сокра щения численности рабочих вспомогательной службы. Начи нание и опыт коммуниста О. М. Беллаша обсуждались и изу чались во всех школах коксохимического производства и во многих других цехах. Теперь у него сотни последователей на заводе. Широкое распространение получили инициатива конвер торщиков «Проектная мощность — не предел», соревнование коллективов цехов-смежников. Полезная, ценная мысль, поданная кем-то одним, зачастую становится в школах ком мунистического труда достоянием всех. Объясняется это тем, что она обсуждается на занятии всем коллективом, конкре тизируется, получает дальнейшее развитие, А это — залог ее успеха. В основном ремонтно-механическом цехе — 21 шко ла коммунистического труда. Слушателям их и пропа гандистам существенную помощь в учебе оказывает ка бинет политического просвещения, действующий здесь на общественных началах. На снимке вы видите руководителя школы коммуни стического труда термического отделения Василия Пав ловича Андреева. Фото Л. Антошкина. Многочисленные примеры говорят еще и вот о чем. Сотни рабочих, прошедших школы коммунистического труда, стали после дальнейшей учебы бригадирами, мастерами, техника ми и инженерами, руководителями этих школ, общественны ми деятелями. Нина Григорьевна Чанышева, например, ранее вела одну из школ на коксохиме. А вот уже несколько лет она — первый секретарь Левобережного райкома партии. Многие бывшие пропагандисты успешно работают на высо ких должностях своего н других предприятий. У Ч И Т Ь И У Ч И Т Ь С Я ■ 'л 3 СКАЗАННОГО о руководителях квкол не следует; у \ однако, делать вывод, что сами они не нуждаются в Г 1 помощи. К тому же, среди них к пропагандистской ра боте многие привлечены недавно, и они еще слабо владеют методикой ведения занятий. Повседневную, непосредственную помощь руководителям школ призваны оказывать методические советы при завко ме, обкоме союза работников металлургической промышлен ности и облсовпрофе. В составе заводского методического совета, созданного в ходе подготовки к минувшему учебному году, 12 человек. Это представители общественных организаций и администра ции, ведущие специалисты. Возглавляет методсовет замести тель председателя завкома М. А. Серокуров. Что же конкретно сделано советом? Примерная учеб ная программа «привязана» к заводским условиям. Разра ботан план семинаров пропагандистов. На семинарах лекто рами специально для этого созданной группы при методсо- вете прочитаны лекции: «Международное положение СССР, Внешнеполитическая деятельность КПСС», «Коммунизм — наша цель». «Учиться коммунистическому труду», «Основные вопросы экономической политики партии на современном этапе», «Социально-политическое развитие советского обще ства. Возрастание партии на современном этапе». Содержа тельные собеседования на семинарах проходили по пробле мам режима экономии и бережливости, повышения качества продукции и культуры производства, воспитательной роли трудового коллектива. На секционных занятиях пропаганди сты обменивались мнениями по вопросам изучения передо вого производственного опыта. Завком, цеховые комитеты с помощью совета анализирова ли состояние учебного процесса в школах коммунистическо го труда прокатных цехов, железнодорожного, кислородного, ферросплавного цехов, азотнотукового производства. И все же, как свидетельствуют факты, объем и направлен ность деятельности совета при лучшем руководстве им со стороны завкома могли быть куда большими, результатив ными. Взять хотя бы такой вопрос, как привлечение к отдельным занятиям инженерно-технических работников. В школах ос новного ремонтно-механического цеха на лекциях и практи ческих занятиях активно участвовали начальник смены Н. И. Валяев, начальник бюро организации труда А. С. Медников и пом. начальника И. С. Чаусов; в школе при заводоуправ лении — зам. директора по капитальному строительству А. Н. Кошка, начальник УКСа В. И. Хорошавин, главный инже нер УКСа по планированию Г. Н. Губенко, в ЛПЦ-1—экономист цеха Е. В. Ищенко. Во многих же других школах пропаганди стам приходилось быть «мастерами на все руки» — прово дить занятия самим по всем разделам программы. Они жалу ются, что им недостает для занятий местного материала. Первейший долг совета—обобщение опыта лучших школ, рас пространение его. По существу же этим он почти не зани мался. Плохо используется для пропаганды школ коммуни стического труда заводская многотиражка, стенная печать, радио. Мало кто из пропагандистов взял на вооружение ме тод практических заданий. А ведь он всегда содействовал прочному усвоению программного материала, обучению слу шателей умению анализировать состояние дел на производ стве, выявлять и вводить в действие дополнительные резервы повышения производительности труда. Лишь эпизодически применяются, в школах наглядные по собия, технические средства пропаганды. Есть факты, свиде тельствующие о поспешности при организации школ: более 20 из них распались, не везде созданы условия для эффек тивной учебы. Устранить эти недочеты, широко использовать в будущем году все лучшее из практики школ, сделать его достоянием всех, искать и находить действенные пути ока зания разносторонней помощи в совершенствовании учебно го процесса в школах коммунистического труда вот над чем предстоит основательно поработать завкому, методиче ским советам — от облсовпрофовского до цеховых, кабинету политического просвещения парткома, цеховым партийным и профсоюзным организациям. Связывая воедино труд и учение в многотысячном кол лективе металлургов—школы несут почетную и добрую слу жбу. Они оказывают влияние на все стороны жизни и дея тельности рабочего человека, являются базами движения за коммунистический труд. ||»1111Ш1Н1Н11ИМ»«"1>»>Ч1>11111^1,1"1,,И1,МММ1МН,,м,11,,,,11,м ,,|11|1 ,|1 |1 1 |1 1 1 |1 ||1 Ц т ||т |||||Ц ||||||Ц ||1 |||Ц ||М |< |1 ||||||||а ||||В ||||||||||||< ||||Ш |||||Ш 1 И 1 ^ |цтШ1|И|ШЦИ|КШП1|К||||||Н|Ц||И|Ц||||||1М|||,!;|и1||||1Ш|||||ЖЦ11,,|Ц||В1,аЦ11111Ш1111Ш1,11111ШШ111ВШ11111 Страницу подготовил Г. ЛЕБЕДИНСКИЙ. В1ШШГ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz