Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
У У * V Ц Е Х О С О Б О Г О Н А З Н А Ч Е Н И Я О б о п ы т е р а б о ты Ч а п лы ги н ск о й в е ч е р н е й ш к олы р а с с к а зы в а е т д и р е к т о р в е ч е р н е й ш колы № 8 г. Л и п е ц к а Р . К у зьм и н З АВЕРШЕН^^^С^111РГ^ ти ^1 е ^1 ыс 5 ° ° ТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ XXIV СЪЕЗДА КПСС ДОЛЖНО БЫТЬ ВАрВЕШЕНИИ ЙпиЩ^л1.ВА^ЕыИ!4гвС^ БЩЕГО СРЕДНеГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ. ВАЖНУЮ РОЛЬ ЛОЛ ЕЖ кИп Р сЭппрмат АиИ V ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ, В КОТОРЫХ УЧИТСЯ РАБОТАЮЩАЯ МО ЛОДЕЖЬ ПРЕДПРИЯТИИ И ХОЗЯЙСТВ, о ТОМ, КАКИХ ВЕСОМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МОГУТ ОНИ ЛОЕИТЬ- ОБЩЕСТВЕННОСТИ, ГОВОРИТ ОПЫТ ЧАПЛЫГИНСКОЙ ВЕЧЕР НЕЙ ШКОЛЫ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНО у ро в н я р а б ° ™ х У « ЦЕХОМ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ .» АГРЕГАТНО- тГпиии*Н ° [ , ° ~ ДРУГИХ ПРЕДПРИЯТИИ, ЦЕХОВ, КОТОРЫЕ, ПОВЫШАЯ ОБЩЕОБРАЗОВА - КЫрЬ рьГ^^ а п и тмиивлплии ., I Т ТЕМ САМЬ,М НАИБОЛЕЕ ГРАМОТНЫЕ И СОЗНАТЕЛЬ- НЫЕЛК»^Р^! КВАЛИФИ ЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И КОМАНДИРОВ ПРОИЗВОДСТВА . иетк а уАБпИситлп *,ГИНСКОЙ- ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ И РАССКАЗЫВАЕТСЯ В ПУБЛИКУЕМЫХ НИЖЕ ЗА МЕТКАХ ДИРЕКТОРА ОДНОЙ ИЗ ВЕЧЕРНИХ ШКОЛ ГОРОДА ЛИПЕ ЦКА . М"т е ЗА К ОГДА мы, наконец, уселись в переполненном зале столовой (был «пик» обеденного пере рыва), я поинтересовался, купил он «Волгу», в которой так лихо меня подвез, или у них в городе директо ра школ получили персональные ма шины. Неожиданно появившаяся официантка прервала меня: — С приездом Вас, Дмитрий Ива нович,— улыбнулась она, подойдя к нашему столу. — Моя ученица,— пояснил собе седник,— А «Волга» • принадлежит одному из липецких автохозяйств. Его начальник, тоже мой ученик, всегда присылает машину, когда я приезжаю в ваш город. Дел — мас са, времени — в обрез, и без маши ны я не успел бы сделать и полови ны. — С Вами хорошо в Москву ез дить,— не удержался я.— Там что — тоже в каждой организации есть Ва ши ученики? — Есть и в Москве. А ездить луч ше в Подмосковье: народу меньше и природа хорошая,— отшутился он.— Кстати, и там работают мои ученики. Например, одна выпускница — науч ный сотрудник в Институте ядерных исследований. С директором средней общеобра зовательной вечерней школы г. Чап лыгина Дмитрием Ивановичем Ша таловым — так звали моего собе седника — я познакомился на обла стном семинаре руководителей ве черних школ, который проводился по инициативе облоно и института усовершенствования учителей в кон це октября. Еще тогда меня заинте ресовала одна особенность его рас сказа о дальнейшей судьбе выпуск ников вечерней школы. Называя «своими учениками» людей, которые закончили школу уже сравнительно давно, Дмитрий Иванович пи разу не добавил слова «бывшие». Каза лось, он и сейчас, много лет спустя, не может отделить их от себя, от школы, где они учились, что эти лю ди навсегда остались ему близкими и дорогими. Когда входишь в Чаплыгинскую вечернюю школу, то, прежде • всего, видишь оформленные с редким стара нием и вкусом портреты выпускни ков—отличников учебы, а также уча щихся — передовиков производства, награжденных орденами и медалями СССР. Эти люди — гордость и лю бовь школы. И эти фотографии, быть может, самый убедительный и наглядный агитационный материал в этом здании. Позже мне стало ясно, что именно эта гордость, эта преданность свое му делу, своим ученикам, это нераз? рывное сердечное единство с ними, этот, если хотите, «местный»—в луч шем смысле этого слова — патрио тизм лучше всего помогут понять, почему поток писем идет в школу от бывших учащихся, почему так бе режно хранят они в памяти образы своих наставников и, если случается возможность, спешат вернуть им хо тя бы частицу того душевного тепла, которое когда-то от них получили. Помогут понять и то, почему вечер няя школа пользуется таким боль шим и искренним уважением в горо де. З ТИ заметки, собственно, не о Д. И. Шаталове. Мне хочется рассказать о Чаплыгинской вечерней школе, которой он руково дит уже почти 20 лет, о месте, кото рое она заняла в ряду культурно- просветительных учреждений города, о роли, которую школа играет в деле повышения общеобразовательного, культурного и профессионального уровня работающей молодежи, о по ложительном опыте организации учебно-воспитательной работы и свя зи с общественностью города и пред приятий. Однако прежде пусть читатель по знакомится с результатами одного любопытного исследования, опубли кованного недавно в педагогической печати. Установлено, что низкий уро вень образования рабочих отрица тельно сказывается на результатах производственной деятельности пред приятий и на закреплении кадров. Молодые рабочие с образованием 6—7 классов выполняют нормы вы работки на 9— 11 процентов ниже, чем рабочие, имеющие образование в объеме 9—10 классов, а на повыше ние одного квалификационного раз ряда затрачивают в 2—5 раз больше врем ени. Общественная активность и уча стие в рационализаторстве и изобре тательстве рабочих, имеющих сред нее образование, значительно выше, ударников коммунистического труда среди них в два раза больше, чем среди рабочих, не имеющих восьми летнего образования. Характерно, что и текучесть кадров больше среди молодежи, которая нигде не учится. Нарушителями трудовой дисципли ны, как правило, являются рабочие с недостаточным образованием. Интересно проследить, какую роль играет вечерняя школа в деле по вышения культурно-образователь ного и профессионально-производст венного уровня рабочих ведущих чаплыгинских предприятий — агре гатного и чугунолитейного заводов, так как именно эти предприятия по ставляют ей почти половину всех учащихся. Более 20 процентов рабочих Чап- лытинекого агрегатного завода полу чили среднее образование в вечер ней школе. Почти все мастера цехов и служб завода—37 из 39 человек— ------• ® - вылускники школы. Сейчас большин ство из них приобрело среднетехни ческое образование, остальные учат ся заочно. «Доска почета» Чаплыганекого агрегатного, да и многих других предприятий города, вполне может служить своего рода «семейным альбомом» вечерней школы: как пра вило, бывшие или настоящие ее учащиеся — не только квалифици рованные специалисты, но и передо вики производства, рационализато ры, активные общественники. С име нами многих из них можно познако миться, перелистав подшивки район* ной и областной газет. Из 50 выпускников школы, на гражденных орденами и медалями СССР, около половины — рабочие агрегатного завода. Например, то карь М. И. Че,решнев, выпускник 1970 года, награжден орденом Тру дового Красного Знамени. Токарь С. В. Клейменов, выпускник 1961 го да, и кочегар А. В. Седых, выпуск ник 1966 года, награждены орденом «Знак Почета». А в 1970 году сразу 15 учащихся школы были награждены юбилейной Ленинской медалью, из них 13 человек—рабочие Чаплыгин - ского агрегатного завода. Многие выпускники, закончив без отрыва от производства высшие учебные заведения—опыт такой фор мы обучения уже был приобретен в вечерней школе,— сейчас занимают командные должности на предприя тии. Это—главный энергетик завода Ю. А. Новиков, начальник сборочно го цеха М. М. Коротков, начальник механического цеха А. Б. Юмашев. Бывшими выпускниками являются и секретарь партийного комитета заво да С. К. Моисеев, который недавно закончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, и председатель за водского комитета В. Д. Дементьев. Этот перечень можно было бы про должить. Да, действительно, такие люди — гордость не только своих предприя тий, но и школы, они — активные созидатели ее духовного облика и авторитета. И не случайно директора двух крупнейших предприятий заявили, что считают Чаплыгинскую вечер нюю школу своеобразной кузницей кадров для своих заводов. Лестная и справедливая оценка. У СПЕВАЕМОСТЬ в школе за последние десять лет приобре ла стабильно высокий уровень — в среднем 95 процентов, а в про шлом учебном году составила 96,2 процента. Несмотря на острую не хватку помещений, школа давно пе решла на кабинетную систему препо давания. С большим вкусом обору дованы кабинеты математики, физи ки, химии, литературы, истории, ко торые полностью оснащены техниче скими средствами, наглядными по собиями, раздаточным Материалом. В школе сложился сплоченный, трудо любивый коллектив учителей, многие из которых — настоящие мастера педагогического труда. Все это по зволило на протяжении последних лет успешно решать задачи учебно- воспитательного процесса. Чаплыгинокая вечерняя школа ус пешно решает одну из самых слож ных и ответственных задач вечерне го обучения — задачу выполнения народнохозяйственного плана по контингенту учащихся. Более того, за последние 10 лет этот план был перевыполнен а пять раз. От 3 клас сов 42 учащимися в 1952 году (год образования школы) до 16 классов с 420 учащимися в 1970 — вот путь, пройденный школой. За время своего существования школа торжественно вручила аттестаты зрелости около 1500 молодым рабочим. Выполнение вечерними и заочны ми школами народнохозяйственного плана по контингенту учащихся — большая и сложная государственная задача, которая в настоящее время приобрела еще более актуальное зна чение в связи с решением XXIV съезда КПСС завершить в девятой пятилетке переход ко всеобщему среднему образованию. В связи с этим практика Чаллы- гинской вечерней школы, где за пос ледние десять лет почти каждый год происходил прирост учащихся на один класс-комплект, убедительно подтверждает, что возможности ве черней школы велики и резервы ее еще далеко не исчерпаны. Однако выполнить план — только полдела. Куда важнее —* сохранить контингент учащихся до конца учеб ного года. Отсев учащихся в течение года — до сих пор пока «бич» ве черней школы. За предыдущую пятилетку по стране в целом отсев учащихся ве черних и заочных школ составил около 28 процентов. В нашей обла сти эта цифра несколько меньше — 25.5 процента, но до благополучия, как видим, еще далеко. На общем фоне опыт Чаплыгин ской вечерней школы по сохранению контингента учащихся заслуживает всяческой похвалы. Снижение отсева с 22 процентов в 1960—1961 году до 4.5 процента в 1970—71 учебном го ду — несомненное достижение педа гогического коллектива школы. И показателен в данном случае не столько сам результат, сколько целе направленная работа по сохранению контингента, неуклонное, из года в год, снижение процента отсева. И это достигнуто при условиях работы далеко не идеальных. Кон тингент школы составляют рабочие и служащие более 50 предприятий, уч реждений и организаций, а также трех прилегающих к городу совхозов — «Юсовского», «Раненбургского», «Кривополя,некого» — и учащиеся сельского профессионально-техниче - ского училища. Работники вечерних школ знают, насколько труднее работать, когда учащиеся распылены по многочис ленным мелким организациям и уч реждениям, на которых очень часто практически не осуществляется дей ственный и систематический контроль за повышением общеобразовательно го уровня работников. Много объективных трудностей возникает и в связи с повышенной занятостью учащихся — рабочих совхозов в период весенних и осен них полевых работ: самые ответствен ные месяцы работы школы являются и наиболее напряженными в сельско хозяйственном производстве. И это не может не отразиться на посеща емости и успеваемости учащихся. К тому же администрация совхозов До сих пор не может организовать до ставку учащихся в школу, а про гулка в пять и более километров по сле рабочего дня, тем более в дождь или метель, согласитесь, удовольст вие мало приятное и, главное, отни мает много времени. Одним из сложных является и во прос, связанный с обучением в ве черней школе учащихся сельского профтехучилища, число которых, кстати, составляет около 20 процен тов всего контингента. Практика по казала, что часто для определенной части таких учащихся двойная на грузка, сопряженная к тому же и с нередкими «накладками» в учебном времени школы и училища, стано вится если не непосильной, то край не утомительной. Это постепенно снижает интерес к обучению в шко ле и ведет к массовому отсеву в се редине учебного года. И только ор ганизация конкретной помощи и по стоянного контроля со стороны как школы, так и училища, оперативный деловой контакт между ними и,, что особенно важно, единство позиций по этому вопросу помогают сохра нить в школе эту категорию учащих ся. В Чаплыгинской вечерней школе среди учащихся ОПТУ отсева прак тически нет. ЧЕМ ЖЕ СЕКРЕТ УСПЕХА Чаплыгинской школы как в постановке учебно-воспита тельного процесса, так и рабо ты по сохранению контингента уча щихся? Какие новые формы и прие мы используют учителя и админист рация? Думается, что особого секре та каких-либо необычных форм и приемов в работе школы, учителей и классных руководителей нет, да и, наверно, не в них и суть дела. г : В Многим массовым школам есть чему поучиться в Чаплыгинской школе рабочей молодежи как в по становке учебно-воспитательной ра боты, так и в создании микрокли мата доброжелательности, взаимно го уважения, деловой принципиаль ности в общении учителей и учащих ся, атмосферы искренней заинтересо ванности педагогов в результатах своего труда, е добром имени своей школы, внимательной требовательно сти к себе и окружающим — всему тому, что объединяет в единое целое коллектив — от директора до техни ческого персонала. В школе настойчиво культивирует ся атмосфера творчества, поиска, педагогического эксперимента. Уро ки большинства учителей — Э. А. Лобачевой, Н. В. Петровой, Н. И. Гальчинекой, М. П. Шаталовой мо гут служить примером педагогиче ского мастерства. Неуспокоенность, неудовлетворенность достигнутым, постоянный поиск новых форм и приемов, как в учебной, так и в вос питательной работе — вот что ха рактерно для всего педагогического коллектива. Большинство учителей работают в школе с первого дня ее основания, за их плечами большой стаж, трое награждены значком «Отличник про свещения». Да и молодое пополне ние достойно своих старших коллег — двое из четырех окончили инсти туты с отличием. На протяжении ря да лет многие классные руководи тели — Н. В. Петрова, М. А. Илю шина, Н. В. Казанцева, Н. И. Галь- чинская, М. П. Шаталова сохраняют полностью контингент учащихся. Эн тузиастом в борьбе за сохранение контингента учащихся зарекомендо вал себя молодой классный руково дитель Г. Ф. Ермолов. Все это и оп ределяет то высокое качество знаний, которое характерно для учащихся этой школы. Гостям школы не преминут сооб щить, что 45 учащихся закончили школу с золотой или серебряной ме далью, более 200 — получили выс шее и среднее специальное образо вание, что 19 бывших выпускников работают научными сотрудниками в различных институтах и научно-ис следовательских лабораториях стра ны,, и среди них есть кандидаты на ук. И собеседник не сможет не по чувствовать в голосе учителей огонь ка нескрываемой, радостной гордо сти, того же самого огонька, который согревал и слови директора школы, когда он говорил о своих учениках, о школе и ее педагогическом коллек тиве. Вот уже много лет педагогический коллектив Чаплыгинской школы ра бочей молодежи наряду с дальней шим совершенствованием всего учеб но-воспитательного процесса упорно работает над проблемой вовлечения в школу молодежи, не имеющей восьмилетнего и среднего образова ния, сохранения контингента уча щихся. Росла школа, росли ее пе дагогические кадры, накапливался опыт работы и руководства, в том числе связанной со спецификой обу чения без отрыва от производства. Аджнистрация и педагоги школы стараются так построить учебно-вос питательный процесс, чтобы он имел характер целостной системы, обес печивал целенаправленность, после довательность, единство и согласо ванность действий всех учителей, классных руководителей, партийной и профсоюзной организаций школы, объединял усилия семьи, школы, производства, партийных и советских органов в деле воспитания и обуче ния молодежи. СЯ МНОГОГРАННАЯ дея тельность школы по повыше нию уровня учебно-воспита тельной работы осуществляется в че тырех направлениях, неразрывно взаимосвязанных, более того, часто дополняющих и продолжающих друг друга. Во-первых, обращают на себя внимание внутришкольные произвол- венно-методические мероприятия: оперативные' совещания учителей у директора, заседания методических объединений, семинары классных ру ководителей, педагогические советы и производственные совещания, представляющие собой своеобразный постоянно действующий коллектив ный орган, который направляет и оперативно корректирует всю учеб но-воспягательную деятельность школы. Во-вторых, важную роль играет непосредственная связь школы с производством, систематическая ин формация администрации и общест венности предприятий об учебных делах рабочих, обучающихся в. шко ле, а также тесное сотрудничество с В комиссиями содействия семье и шко ле, которые имеются сейчас на большинстве предприятий Чаплыги на. В-третьих, системой стала регу лярная организация культурно-мас совых и обществечно-политичееких мероприятий на предприятиях: те матических вечеров, диспутов, кон ференций, собраний — с обязатель ным участием представителей обще ственности предприятия и города. В-четвертых, налицо тесный кон такт с городскими партийными, со ветскими, культурными и обществен ными организациями, работниками райвоенкомата, суда и прокуратуры. Опыт работы вечерних школ по казывает, что успех как в постанов ке обучения и воспитания, так и в выполнении народнохозяйственного плана и сохранении контингента уча щихся зависит от того, как налаже на и осуществляется связь школы с общественностью, предприятиями, родителями, насколько эта связь ши рока, действенна, оперативна и гиб ка. И важнейшее условие этого ус пеха — направляющая роль партий ных органов в координации усилий всей общественности и работников Школы. — Руководителям учреждений и предприятий надо понять,, что вечер няя школа — это тоже цех, причем цех особо важного назначения Его производственная задача—вос питание и обучение людей. Поэтому цели у нас должны быть едиными, ответственность — общей. Только в таком единстве усилий школы и об щественности лежит основа успеха,— говорит Д. И. Шаталов. Партийная и советская обществен ность как города, так и большинства чаплыгинских предприятий ясно от дает себе отчет в том, что проблемы вечернего образования — это не только педагогические проблемы, но и в большей мере проблемы общест венные. Вот почему в Чаплыгине сложился подход к задачам вечерней школы как и задачам общественно- педагогическим, в решении которых заинтересованы и принимают самое непосредственное и активное уча стие, тесно сотрудничают не только школа и органы народного образо вания, но и райком партии, райис полком, партийные, профсоюзные и комсомольские организации на пред приятиях, которые уделяют вечерней школе неослабное вниманне, дер жат ее деятельность под постоянным контролем. И в этом отношении опыт чаплытнцев заслуживает са мого пристального внимания. П ОДГОТОВКА к новому учеб ному году в школе начинает ся с работы по предваритель ному комплектованию. Школа еже годно совместно с предприятиями и организациями составляет, исходя из перспективного пятилетнего, а также очередного годового задания, пер спективный план обучения работаю щей молодежи. Он рассматривается и утверждается на заседании рай кома партии и сразу же доводится до сведения руководителей предпри ятий и организаций. В марте ^составляются пофамиль ные спиши рабочих, не имеющих восьмилетиего и среднего образова ния, а в мае учителя и классные руководители, закрепленные за оп ределенными предприятиями и орга низациями, вместе с представителя ми администрации, начальниками отделов кадров и начальниками це хов уточняют и обсуждают эти ори ентировочные списки. В июле работа по уточнению и привлечению кон тингента учащихся заканчивается. Причем каждый отказ от обучения рассматривается, и причины его ана лизируются самым тщательным обра зом в индивидуальном порядке. На местах работы проводится встреча учителей и администрации школы с будущими учащимися, где нм пред ставителями администрации пред приятия вручаются официальные бланки-направления в вечернюю шко лу. Четкость, продуманность и свое временность всей этой предваритель ной работы во многом предопределя ет успех комплектования. Многолетняя практика вечерней школы показывает, что начало учеб ного года, когда вся предваритель ная работа по комплектованию на чинает реализовываться, представ ляет собой один из самых ответст венных моментов. И с самого перво го дня занятий контакт школы с це ховой и заводской администрациями становится повседневным, что позво ляет не упустить из поля зрения ни одного из вновь поступивших уча щихся, как, впрочем, и продолжаю щих обучение в школе. Сразу же вы ясняются причины неявки или про пусков уроков и принимаются соот ветствующие меры. В школе сложилась хорошая тра диция, суть которой в том, что на многих мероприятиях, проводимых ею как внутришкольного, так и вне школьного порядка, присутствуют представители райкома партии, рай исполкома, райкома комсомола, пар тийных, профсоюзных и комсомоле ских организаций предприятий. Так, в августе 1971 года в школе прово дилось открытое партийное собра ние, посвященное итогам минувшего учебного года и подготовке к ново му. На нем присутствовали секрета ри партийных организаций чугуноли тейного и агрегатного заводов, на чальники отделов кадров этих пред приятий, работники аппарата райко ма партии и райисполкома. Состоял ся большой, откровенный разговор о положении дел в школе, подведены некоторые итоги, вскрыты и про анализировать!' имеющиеся недочеты и недоработки, намечены конкрет ные меры по их устранению. Соот ветствующее постановление было до ведено до сведения руководства всех заинтересованных предприятий и учреждений. Вся последующая ра бота по реализации •предложений, принятых на собрании, была взята под контроль заведующим отделом пропаганды и агитации райкома КПСС. ’Одной из оправдавших себя форм непосредственной связи школы администрацией и общественностью производства язляются выездные педагогические советы. Они прово дятся на ведущих предприятиях го рода, а также в ОПТУ, не менее 4— 5 раз в учебном году. Одной из действенных форм сти мулирования стремления у работаю щей молодежи к повышению своего образовательного уровня является активное использование на ряде чаплыгинских предприятий мер мо рального и материального поощре ния рабочих-учащихся. Например, на агрегатном и чугунолитейном заво дах тем, кто успешно сочетает ра боту с обучением в вечерней школе, создаются необходимые производст венные и бытовые условия, выдают ся денежные премии, путевки в дома отдыха, повышаются производст венные разряды. На агрегатном заводе была прове дена конференция на тему «Задачи семьи, школы, общественности в ра боте по коммунистическому воспита нию молодого поколения». Вопросы, связанные с работой ве черней школы, регулярно заслуши ваются на пленумах и заседаниях бюро райкома партии, на сессиях местных Советов, в партийных, профсоюзных и комсомольских орга низациях предприятий, организаций, совхозов. Большое внимание постановке ве чернего образования уделяет испол ком городского Совета депутатов трудящихся. Два раза в год на его заседаниях заслушиваются сообще ния о работе вечерней школы, рас сматриваются неотложные вопросы, связанные с ее нормальным функци онированием, и принимаются ' соот ветствующие решения, выполнение которых неукоснительно контроли руется. Нельзя не упомянуть я о той свя зи, которая сложилась у школы с райвоенкоматом, постоянно оказыва ющим большую помощь в ее работе с учащимися допризывного и при зывного возраста. Школа ежегодно совместно с работниками райвоенко мата проводит в сентябре вечер до призывников и призывников. М НОГО можно было бы еще рас сказать о Чаплыгинской ве черней школе, о ее буднях и праздниках, о ее радостях и забо тах, о ее умении организовывать не только учебу, но и отдых своих уча щихся, о гой поистине огромной об щественно-просветительной деятель ности, которую педагоги, помимо своей основной работы, осуществля ют в городе. Чаплыгинская вечерняя школа, на мой взгляд, служит примером дело вого, конструктивного подхода к ре шению целого ряда задач, стоящих в настоящий момент перед школами рабочей молодежи. Р. КУЗЬМИН, директор вечерней средней школы № 8 г. Липецка. На снимках: (слева) директор Чаплыгинской вечерней школы Д. И. Шаталов беседует с учащимися; (справа) урок в кабинете литерату ры ведет учительница Е. Ф. Башае- ва. Фото Л. Антошкина.. У НАШИХ ДРУЗ ЕЙ ПО СТРАНИ ЦАМ ГАЗЕТЫ « ЛАУЗИТ ЦЕР РУНДШАУ» КОТБУССКОГО ОКРУГА ГДР «Мир — это не дар природы, как поется в известной песне. Его прочность все больше зависит от того, насколько всесторонне ук репляется социализм, от того, что все большее число людей отдают все свои силы и знания упроче нию мира. Мир — это реальность нашей эпохи, которая наполняет нас си лой и оптимизмом». Эти строки мы читаем на пер вой полосе одного из номеров «Лаузитцер рундшау» — газеты нашего побратима — округа Кот бус Германской Демократической Республики. Трудящиеся ГДР едины в сво ем стремлении выполнить реше ния VIII съезда СЕПГ. В первых рядах строителей социали стического общества идет мо лодежь. Юноши и девушки окру га Котбус принимают активное участие в одном из последних на чинаний Союза Свободной Немец кой Молодежи. Молодые специалисты покида ют на длительное время свои ра бочие места и идут туда, где осо бенно нужны их руки. Своей ра ботой на одном из предприятий- поставщиков они способствуют своевременному выполнению плана всей отраслью. Так, моло дые представители технической интеллигенции машиностроитель ного завода в Лауххамере смени ли в эти дни чертежную дбеку на молоток я сварочный аппарат. Они готовят оборудование для монтажа нового транспортно-от вального моста буроугольного карьера Вельцов-Юг, снабжающе го топливом электростанцию Боксберг. Инициатива подхваче на и рабочими завода в Лаухха мере. Женщины социалистической Германии — активные участники общественной жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Вот один из них: «Жен щины составляют больше полови ны всех членов «Домовины» — культурного союза сорбского на ционального меньшинства, живу щего на территории округа Кот бус (район Баутцен)». Сейчас в местных организаци ях Демократического Женского Союза Германии (ДЖСГ) прово дятся отчетные собрания. По ок ругу Котбус эта кампания завер шится в мае окружной конферен цией. Основная задача Союза — соз дание женщинам условий, необхо димых для успешного выполнения ими обязанностей на работе, в семье и в общественной жизни. Котбусская организация выявила возможности, которыми распола гает Союз, клубы и другие куль турные учреждения окружного центра для организации досуга детей, чьи матери работают. Начинание жительниц Котбуса нашло живой отклик во всех рай онах округа, На * ф * предприятии неродном Шпрееверк-Любоен создан поли технический учебный центр для учащихся 7—10 классов. Поли технический центр гарантирует высокое качество теоретической и практической подготовки учени ков. Большой размах в округе по лучило соревнование «Сделаем наши города и села красивее — принимай участие!». Больших ус пехов в кем добились жители района Хойерсверда. Они строи ли и ремонтировали сооружения, квартиры. По предварительным данным, произведено работ на общую сумму 2.437.000 марок. * ф * Многие жители округа — чле ны Общества германо-советской дружбы. Недавно ими стали сту денты сельскохозяйственной ин женерной школы Котбус. В рабо те общества принимают участие также я студенты-заочники. Н А Г Р А Ж Д Е Н И Е М Н О Г О Д Е Т Н Ы Х М А Т Е Р Ё Й Указом Президиума Верховно го Совета РСФСР от 22 ноября 1971 года большая группа много детных матерей Липецкой обла сти награждена орденами «Мате ринская слава» и медалями «Ме даль материнства». Орденом «Материнская слава» I степени награждены: Болдырева Екатерина Владимировна — кол хозница колхоза «Родина» Тер- бунского района; Васильева Зи наида Максимовна — колхозница колхоза шени Калинина Усман- ского района; Рукияа Мария Гурьяновна — домашняя хозяйка, село Синдякнно Хлевенского рай она; Смольянинова Татьяна Сте пановна — домашняя хозяйка, се ло Двуречки Грязянского района; Фирсаева Анна Константиновна— работница совхоза «Тульский» Тербунокого района; Щиголева Анна Ивановна — домашняя хо зяйка, село Дубовое Чаялыган- ского района; Якимова Анна Егоровна^ — колхозница колхоза «Красный Октябрь» Добрщюкого района. Орденом «Материнская слава» II степени награждены 23 много детные матери. ' Орденом «Материнская слава» III степени — 22. 111 многодетных матерей на граждены медалями «Мед аль ма теринства» I степени и «Медаль материнства» II степени. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz