Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

У У * V Ц Е Х О С О Б О Г О Н А З Н А Ч Е Н И Я О б о п ы т е р а б о ты Ч а п лы ги н ск о й в е ч е р н е й ш к олы р а с с к а зы в а е т д и р е к т о р в е ч е р н е й ш колы № 8 г. Л и п е ц к а Р . К у зьм и н З АВЕРШЕН^^^С^111РГ^ ти ^1 е ^1 ыс 5 ° ° ТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ XXIV СЪЕЗДА КПСС ДОЛЖНО БЫТЬ ВАрВЕШЕНИИ ЙпиЩ^л1.ВА^ЕыИ!4гвС^ БЩЕГО СРЕДНеГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ. ВАЖНУЮ РОЛЬ ЛОЛ ЕЖ кИп Р сЭппрмат АиИ V ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ, В КОТОРЫХ УЧИТСЯ РАБОТАЮЩАЯ МО­ ЛОДЕЖЬ ПРЕДПРИЯТИИ И ХОЗЯЙСТВ, о ТОМ, КАКИХ ВЕСОМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МОГУТ ОНИ ЛОЕИТЬ- ОБЩЕСТВЕННОСТИ, ГОВОРИТ ОПЫТ ЧАПЛЫГИНСКОЙ ВЕЧЕР­ НЕЙ ШКОЛЫ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНО у ро в н я р а б ° ™ х У « ЦЕХОМ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ .» АГРЕГАТНО- тГпиии*Н ° [ , ° ~ ДРУГИХ ПРЕДПРИЯТИИ, ЦЕХОВ, КОТОРЫЕ, ПОВЫШАЯ ОБЩЕОБРАЗОВА - КЫрЬ рьГ^^ а п и тмиивлплии ., I Т ТЕМ САМЬ,М НАИБОЛЕЕ ГРАМОТНЫЕ И СОЗНАТЕЛЬ- НЫЕЛК»^Р^! КВАЛИФИ ЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И КОМАНДИРОВ ПРОИЗВОДСТВА . иетк а уАБпИситлп *,ГИНСКОЙ- ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ И РАССКАЗЫВАЕТСЯ В ПУБЛИКУЕМЫХ НИЖЕ ЗА­ МЕТКАХ ДИРЕКТОРА ОДНОЙ ИЗ ВЕЧЕРНИХ ШКОЛ ГОРОДА ЛИПЕ ЦКА . М"т е ЗА К ОГДА мы, наконец, уселись в переполненном зале столовой (был «пик» обеденного пере­ рыва), я поинтересовался, купил он «Волгу», в которой так лихо меня подвез, или у них в городе директо­ ра школ получили персональные ма­ шины. Неожиданно появившаяся официантка прервала меня: — С приездом Вас, Дмитрий Ива­ нович,— улыбнулась она, подойдя к нашему столу. — Моя ученица,— пояснил собе­ седник,— А «Волга» • принадлежит одному из липецких автохозяйств. Его начальник, тоже мой ученик, всегда присылает машину, когда я приезжаю в ваш город. Дел — мас­ са, времени — в обрез, и без маши­ ны я не успел бы сделать и полови­ ны. — С Вами хорошо в Москву ез­ дить,— не удержался я.— Там что — тоже в каждой организации есть Ва­ ши ученики? — Есть и в Москве. А ездить луч­ ше в Подмосковье: народу меньше и природа хорошая,— отшутился он.— Кстати, и там работают мои ученики. Например, одна выпускница — науч­ ный сотрудник в Институте ядерных исследований. С директором средней общеобра­ зовательной вечерней школы г. Чап­ лыгина Дмитрием Ивановичем Ша­ таловым — так звали моего собе­ седника — я познакомился на обла­ стном семинаре руководителей ве­ черних школ, который проводился по инициативе облоно и института усовершенствования учителей в кон­ це октября. Еще тогда меня заинте­ ресовала одна особенность его рас­ сказа о дальнейшей судьбе выпуск­ ников вечерней школы. Называя «своими учениками» людей, которые закончили школу уже сравнительно давно, Дмитрий Иванович пи разу не добавил слова «бывшие». Каза­ лось, он и сейчас, много лет спустя, не может отделить их от себя, от школы, где они учились, что эти лю­ ди навсегда остались ему близкими и дорогими. Когда входишь в Чаплыгинскую вечернюю школу, то, прежде • всего, видишь оформленные с редким стара­ нием и вкусом портреты выпускни­ ков—отличников учебы, а также уча­ щихся — передовиков производства, награжденных орденами и медалями СССР. Эти люди — гордость и лю­ бовь школы. И эти фотографии, быть может, самый убедительный и наглядный агитационный материал в этом здании. Позже мне стало ясно, что именно эта гордость, эта преданность свое­ му делу, своим ученикам, это нераз? рывное сердечное единство с ними, этот, если хотите, «местный»—в луч­ шем смысле этого слова — патрио­ тизм лучше всего помогут понять, почему поток писем идет в школу от бывших учащихся, почему так бе­ режно хранят они в памяти образы своих наставников и, если случается возможность, спешат вернуть им хо­ тя бы частицу того душевного тепла, которое когда-то от них получили. Помогут понять и то, почему вечер­ няя школа пользуется таким боль­ шим и искренним уважением в горо­ де. З ТИ заметки, собственно, не о Д. И. Шаталове. Мне хочется рассказать о Чаплыгинской вечерней школе, которой он руково­ дит уже почти 20 лет, о месте, кото­ рое она заняла в ряду культурно- просветительных учреждений города, о роли, которую школа играет в деле повышения общеобразовательного, культурного и профессионального уровня работающей молодежи, о по­ ложительном опыте организации учебно-воспитательной работы и свя­ зи с общественностью города и пред­ приятий. Однако прежде пусть читатель по­ знакомится с результатами одного любопытного исследования, опубли­ кованного недавно в педагогической печати. Установлено, что низкий уро­ вень образования рабочих отрица­ тельно сказывается на результатах производственной деятельности пред­ приятий и на закреплении кадров. Молодые рабочие с образованием 6—7 классов выполняют нормы вы­ работки на 9— 11 процентов ниже, чем рабочие, имеющие образование в объеме 9—10 классов, а на повыше­ ние одного квалификационного раз­ ряда затрачивают в 2—5 раз больше врем ени. Общественная активность и уча­ стие в рационализаторстве и изобре­ тательстве рабочих, имеющих сред­ нее образование, значительно выше, ударников коммунистического труда среди них в два раза больше, чем среди рабочих, не имеющих восьми­ летнего образования. Характерно, что и текучесть кадров больше среди молодежи, которая нигде не учится. Нарушителями трудовой дисципли­ ны, как правило, являются рабочие с недостаточным образованием. Интересно проследить, какую роль играет вечерняя школа в деле по­ вышения культурно-образователь­ ного и профессионально-производст­ венного уровня рабочих ведущих чаплыгинских предприятий — агре­ гатного и чугунолитейного заводов, так как именно эти предприятия по­ ставляют ей почти половину всех учащихся. Более 20 процентов рабочих Чап- лытинекого агрегатного завода полу­ чили среднее образование в вечер­ ней школе. Почти все мастера цехов и служб завода—37 из 39 человек— ------• ® - вылускники школы. Сейчас большин­ ство из них приобрело среднетехни­ ческое образование, остальные учат­ ся заочно. «Доска почета» Чаплыганекого агрегатного, да и многих других предприятий города, вполне может служить своего рода «семейным альбомом» вечерней школы: как пра­ вило, бывшие или настоящие ее учащиеся — не только квалифици­ рованные специалисты, но и передо­ вики производства, рационализато­ ры, активные общественники. С име­ нами многих из них можно познако­ миться, перелистав подшивки район* ной и областной газет. Из 50 выпускников школы, на­ гражденных орденами и медалями СССР, около половины — рабочие агрегатного завода. Например, то­ карь М. И. Че,решнев, выпускник 1970 года, награжден орденом Тру­ дового Красного Знамени. Токарь С. В. Клейменов, выпускник 1961 го­ да, и кочегар А. В. Седых, выпуск­ ник 1966 года, награждены орденом «Знак Почета». А в 1970 году сразу 15 учащихся школы были награждены юбилейной Ленинской медалью, из них 13 человек—рабочие Чаплыгин - ского агрегатного завода. Многие выпускники, закончив без отрыва от производства высшие учебные заведения—опыт такой фор­ мы обучения уже был приобретен в вечерней школе,— сейчас занимают командные должности на предприя­ тии. Это—главный энергетик завода Ю. А. Новиков, начальник сборочно­ го цеха М. М. Коротков, начальник механического цеха А. Б. Юмашев. Бывшими выпускниками являются и секретарь партийного комитета заво­ да С. К. Моисеев, который недавно закончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, и председатель за­ водского комитета В. Д. Дементьев. Этот перечень можно было бы про­ должить. Да, действительно, такие люди — гордость не только своих предприя­ тий, но и школы, они — активные созидатели ее духовного облика и авторитета. И не случайно директора двух крупнейших предприятий заявили, что считают Чаплыгинскую вечер­ нюю школу своеобразной кузницей кадров для своих заводов. Лестная и справедливая оценка. У СПЕВАЕМОСТЬ в школе за последние десять лет приобре­ ла стабильно высокий уровень — в среднем 95 процентов, а в про­ шлом учебном году составила 96,2 процента. Несмотря на острую не­ хватку помещений, школа давно пе­ решла на кабинетную систему препо­ давания. С большим вкусом обору­ дованы кабинеты математики, физи­ ки, химии, литературы, истории, ко­ торые полностью оснащены техниче­ скими средствами, наглядными по­ собиями, раздаточным Материалом. В школе сложился сплоченный, трудо­ любивый коллектив учителей, многие из которых — настоящие мастера педагогического труда. Все это по­ зволило на протяжении последних лет успешно решать задачи учебно- воспитательного процесса. Чаплыгинокая вечерняя школа ус­ пешно решает одну из самых слож­ ных и ответственных задач вечерне­ го обучения — задачу выполнения народнохозяйственного плана по контингенту учащихся. Более того, за последние 10 лет этот план был перевыполнен а пять раз. От 3 клас­ сов 42 учащимися в 1952 году (год образования школы) до 16 классов с 420 учащимися в 1970 — вот путь, пройденный школой. За время своего существования школа торжественно вручила аттестаты зрелости около 1500 молодым рабочим. Выполнение вечерними и заочны­ ми школами народнохозяйственного плана по контингенту учащихся — большая и сложная государственная задача, которая в настоящее время приобрела еще более актуальное зна­ чение в связи с решением XXIV съезда КПСС завершить в девятой пятилетке переход ко всеобщему среднему образованию. В связи с этим практика Чаллы- гинской вечерней школы, где за пос­ ледние десять лет почти каждый год происходил прирост учащихся на один класс-комплект, убедительно подтверждает, что возможности ве­ черней школы велики и резервы ее еще далеко не исчерпаны. Однако выполнить план — только полдела. Куда важнее —* сохранить контингент учащихся до конца учеб­ ного года. Отсев учащихся в течение года — до сих пор пока «бич» ве­ черней школы. За предыдущую пятилетку по стране в целом отсев учащихся ве­ черних и заочных школ составил около 28 процентов. В нашей обла­ сти эта цифра несколько меньше — 25.5 процента, но до благополучия, как видим, еще далеко. На общем фоне опыт Чаплыгин­ ской вечерней школы по сохранению контингента учащихся заслуживает всяческой похвалы. Снижение отсева с 22 процентов в 1960—1961 году до 4.5 процента в 1970—71 учебном го­ ду — несомненное достижение педа­ гогического коллектива школы. И показателен в данном случае не столько сам результат, сколько целе­ направленная работа по сохранению контингента, неуклонное, из года в год, снижение процента отсева. И это достигнуто при условиях работы далеко не идеальных. Кон­ тингент школы составляют рабочие и служащие более 50 предприятий, уч­ реждений и организаций, а также трех прилегающих к городу совхозов — «Юсовского», «Раненбургского», «Кривополя,некого» — и учащиеся сельского профессионально-техниче - ского училища. Работники вечерних школ знают, насколько труднее работать, когда учащиеся распылены по многочис­ ленным мелким организациям и уч­ реждениям, на которых очень часто практически не осуществляется дей­ ственный и систематический контроль за повышением общеобразовательно­ го уровня работников. Много объективных трудностей возникает и в связи с повышенной занятостью учащихся — рабочих совхозов в период весенних и осен­ них полевых работ: самые ответствен­ ные месяцы работы школы являются и наиболее напряженными в сельско­ хозяйственном производстве. И это не может не отразиться на посеща­ емости и успеваемости учащихся. К тому же администрация совхозов До сих пор не может организовать до­ ставку учащихся в школу, а про­ гулка в пять и более километров по­ сле рабочего дня, тем более в дождь или метель, согласитесь, удовольст­ вие мало приятное и, главное, отни­ мает много времени. Одним из сложных является и во­ прос, связанный с обучением в ве­ черней школе учащихся сельского профтехучилища, число которых, кстати, составляет около 20 процен­ тов всего контингента. Практика по­ казала, что часто для определенной части таких учащихся двойная на­ грузка, сопряженная к тому же и с нередкими «накладками» в учебном времени школы и училища, стано­ вится если не непосильной, то край­ не утомительной. Это постепенно снижает интерес к обучению в шко­ ле и ведет к массовому отсеву в се­ редине учебного года. И только ор­ ганизация конкретной помощи и по­ стоянного контроля со стороны как школы, так и училища, оперативный деловой контакт между ними и,, что особенно важно, единство позиций по этому вопросу помогают сохра­ нить в школе эту категорию учащих­ ся. В Чаплыгинской вечерней школе среди учащихся ОПТУ отсева прак­ тически нет. ЧЕМ ЖЕ СЕКРЕТ УСПЕХА Чаплыгинской школы как в постановке учебно-воспита­ тельного процесса, так и рабо­ ты по сохранению контингента уча­ щихся? Какие новые формы и прие­ мы используют учителя и админист­ рация? Думается, что особого секре­ та каких-либо необычных форм и приемов в работе школы, учителей и классных руководителей нет, да и, наверно, не в них и суть дела. г : В Многим массовым школам есть чему поучиться в Чаплыгинской школе рабочей молодежи как в по­ становке учебно-воспитательной ра­ боты, так и в создании микрокли­ мата доброжелательности, взаимно­ го уважения, деловой принципиаль­ ности в общении учителей и учащих­ ся, атмосферы искренней заинтересо­ ванности педагогов в результатах своего труда, е добром имени своей школы, внимательной требовательно­ сти к себе и окружающим — всему тому, что объединяет в единое целое коллектив — от директора до техни­ ческого персонала. В школе настойчиво культивирует­ ся атмосфера творчества, поиска, педагогического эксперимента. Уро­ ки большинства учителей — Э. А. Лобачевой, Н. В. Петровой, Н. И. Гальчинекой, М. П. Шаталовой мо­ гут служить примером педагогиче­ ского мастерства. Неуспокоенность, неудовлетворенность достигнутым, постоянный поиск новых форм и приемов, как в учебной, так и в вос­ питательной работе — вот что ха­ рактерно для всего педагогического коллектива. Большинство учителей работают в школе с первого дня ее основания, за их плечами большой стаж, трое награждены значком «Отличник про­ свещения». Да и молодое пополне­ ние достойно своих старших коллег — двое из четырех окончили инсти­ туты с отличием. На протяжении ря­ да лет многие классные руководи­ тели — Н. В. Петрова, М. А. Илю­ шина, Н. В. Казанцева, Н. И. Галь- чинская, М. П. Шаталова сохраняют полностью контингент учащихся. Эн­ тузиастом в борьбе за сохранение контингента учащихся зарекомендо­ вал себя молодой классный руково­ дитель Г. Ф. Ермолов. Все это и оп­ ределяет то высокое качество знаний, которое характерно для учащихся этой школы. Гостям школы не преминут сооб­ щить, что 45 учащихся закончили школу с золотой или серебряной ме­ далью, более 200 — получили выс­ шее и среднее специальное образо­ вание, что 19 бывших выпускников работают научными сотрудниками в различных институтах и научно-ис­ следовательских лабораториях стра­ ны,, и среди них есть кандидаты на­ ук. И собеседник не сможет не по­ чувствовать в голосе учителей огонь­ ка нескрываемой, радостной гордо­ сти, того же самого огонька, который согревал и слови директора школы, когда он говорил о своих учениках, о школе и ее педагогическом коллек­ тиве. Вот уже много лет педагогический коллектив Чаплыгинской школы ра­ бочей молодежи наряду с дальней­ шим совершенствованием всего учеб­ но-воспитательного процесса упорно работает над проблемой вовлечения в школу молодежи, не имеющей восьмилетнего и среднего образова­ ния, сохранения контингента уча­ щихся. Росла школа, росли ее пе­ дагогические кадры, накапливался опыт работы и руководства, в том числе связанной со спецификой обу­ чения без отрыва от производства. Аджнистрация и педагоги школы стараются так построить учебно-вос­ питательный процесс, чтобы он имел характер целостной системы, обес­ печивал целенаправленность, после­ довательность, единство и согласо­ ванность действий всех учителей, классных руководителей, партийной и профсоюзной организаций школы, объединял усилия семьи, школы, производства, партийных и советских органов в деле воспитания и обуче­ ния молодежи. СЯ МНОГОГРАННАЯ дея­ тельность школы по повыше­ нию уровня учебно-воспита­ тельной работы осуществляется в че­ тырех направлениях, неразрывно взаимосвязанных, более того, часто дополняющих и продолжающих друг друга. Во-первых, обращают на себя внимание внутришкольные произвол- венно-методические мероприятия: оперативные' совещания учителей у директора, заседания методических объединений, семинары классных ру­ ководителей, педагогические советы и производственные совещания, представляющие собой своеобразный постоянно действующий коллектив­ ный орган, который направляет и оперативно корректирует всю учеб­ но-воспягательную деятельность школы. Во-вторых, важную роль играет непосредственная связь школы с производством, систематическая ин­ формация администрации и общест­ венности предприятий об учебных делах рабочих, обучающихся в. шко­ ле, а также тесное сотрудничество с В комиссиями содействия семье и шко­ ле, которые имеются сейчас на большинстве предприятий Чаплыги­ на. В-третьих, системой стала регу­ лярная организация культурно-мас­ совых и обществечно-политичееких мероприятий на предприятиях: те­ матических вечеров, диспутов, кон­ ференций, собраний — с обязатель­ ным участием представителей обще­ ственности предприятия и города. В-четвертых, налицо тесный кон­ такт с городскими партийными, со­ ветскими, культурными и обществен­ ными организациями, работниками райвоенкомата, суда и прокуратуры. Опыт работы вечерних школ по­ казывает, что успех как в постанов­ ке обучения и воспитания, так и в выполнении народнохозяйственного плана и сохранении контингента уча­ щихся зависит от того, как налаже­ на и осуществляется связь школы с общественностью, предприятиями, родителями, насколько эта связь ши­ рока, действенна, оперативна и гиб­ ка. И важнейшее условие этого ус­ пеха — направляющая роль партий­ ных органов в координации усилий всей общественности и работников Школы. — Руководителям учреждений и предприятий надо понять,, что вечер­ няя школа — это тоже цех, причем цех особо важного назначения Его производственная задача—вос­ питание и обучение людей. Поэтому цели у нас должны быть едиными, ответственность — общей. Только в таком единстве усилий школы и об­ щественности лежит основа успеха,— говорит Д. И. Шаталов. Партийная и советская обществен­ ность как города, так и большинства чаплыгинских предприятий ясно от­ дает себе отчет в том, что проблемы вечернего образования — это не только педагогические проблемы, но и в большей мере проблемы общест­ венные. Вот почему в Чаплыгине сложился подход к задачам вечерней школы как и задачам общественно- педагогическим, в решении которых заинтересованы и принимают самое непосредственное и активное уча­ стие, тесно сотрудничают не только школа и органы народного образо­ вания, но и райком партии, райис­ полком, партийные, профсоюзные и комсомольские организации на пред­ приятиях, которые уделяют вечерней школе неослабное вниманне, дер­ жат ее деятельность под постоянным контролем. И в этом отношении опыт чаплытнцев заслуживает са­ мого пристального внимания. П ОДГОТОВКА к новому учеб­ ному году в школе начинает­ ся с работы по предваритель­ ному комплектованию. Школа еже­ годно совместно с предприятиями и организациями составляет, исходя из перспективного пятилетнего, а также очередного годового задания, пер­ спективный план обучения работаю­ щей молодежи. Он рассматривается и утверждается на заседании рай­ кома партии и сразу же доводится до сведения руководителей предпри­ ятий и организаций. В марте ^составляются пофамиль­ ные спиши рабочих, не имеющих восьмилетиего и среднего образова­ ния, а в мае учителя и классные руководители, закрепленные за оп­ ределенными предприятиями и орга­ низациями, вместе с представителя­ ми администрации, начальниками отделов кадров и начальниками це­ хов уточняют и обсуждают эти ори­ ентировочные списки. В июле работа по уточнению и привлечению кон­ тингента учащихся заканчивается. Причем каждый отказ от обучения рассматривается, и причины его ана­ лизируются самым тщательным обра­ зом в индивидуальном порядке. На местах работы проводится встреча учителей и администрации школы с будущими учащимися, где нм пред­ ставителями администрации пред­ приятия вручаются официальные бланки-направления в вечернюю шко­ лу. Четкость, продуманность и свое­ временность всей этой предваритель­ ной работы во многом предопределя­ ет успех комплектования. Многолетняя практика вечерней школы показывает, что начало учеб­ ного года, когда вся предваритель­ ная работа по комплектованию на­ чинает реализовываться, представ­ ляет собой один из самых ответст­ венных моментов. И с самого перво­ го дня занятий контакт школы с це­ ховой и заводской администрациями становится повседневным, что позво­ ляет не упустить из поля зрения ни одного из вновь поступивших уча­ щихся, как, впрочем, и продолжаю­ щих обучение в школе. Сразу же вы­ ясняются причины неявки или про­ пусков уроков и принимаются соот­ ветствующие меры. В школе сложилась хорошая тра­ диция, суть которой в том, что на многих мероприятиях, проводимых ею как внутришкольного, так и вне­ школьного порядка, присутствуют представители райкома партии, рай исполкома, райкома комсомола, пар­ тийных, профсоюзных и комсомоле ских организаций предприятий. Так, в августе 1971 года в школе прово дилось открытое партийное собра ние, посвященное итогам минувшего учебного года и подготовке к ново­ му. На нем присутствовали секрета­ ри партийных организаций чугуноли­ тейного и агрегатного заводов, на чальники отделов кадров этих пред приятий, работники аппарата райко ма партии и райисполкома. Состоял­ ся большой, откровенный разговор о положении дел в школе, подведены некоторые итоги, вскрыты и про­ анализировать!' имеющиеся недочеты и недоработки, намечены конкрет­ ные меры по их устранению. Соот­ ветствующее постановление было до ведено до сведения руководства всех заинтересованных предприятий и учреждений. Вся последующая ра­ бота по реализации •предложений, принятых на собрании, была взята под контроль заведующим отделом пропаганды и агитации райкома КПСС. ’Одной из оправдавших себя форм непосредственной связи школы администрацией и общественностью производства язляются выездные педагогические советы. Они прово дятся на ведущих предприятиях го­ рода, а также в ОПТУ, не менее 4— 5 раз в учебном году. Одной из действенных форм сти­ мулирования стремления у работаю­ щей молодежи к повышению своего образовательного уровня является активное использование на ряде чаплыгинских предприятий мер мо­ рального и материального поощре­ ния рабочих-учащихся. Например, на агрегатном и чугунолитейном заво­ дах тем, кто успешно сочетает ра­ боту с обучением в вечерней школе, создаются необходимые производст­ венные и бытовые условия, выдают­ ся денежные премии, путевки в дома отдыха, повышаются производст­ венные разряды. На агрегатном заводе была прове­ дена конференция на тему «Задачи семьи, школы, общественности в ра­ боте по коммунистическому воспита­ нию молодого поколения». Вопросы, связанные с работой ве­ черней школы, регулярно заслуши­ ваются на пленумах и заседаниях бюро райкома партии, на сессиях местных Советов, в партийных, профсоюзных и комсомольских орга­ низациях предприятий, организаций, совхозов. Большое внимание постановке ве­ чернего образования уделяет испол­ ком городского Совета депутатов трудящихся. Два раза в год на его заседаниях заслушиваются сообще­ ния о работе вечерней школы, рас­ сматриваются неотложные вопросы, связанные с ее нормальным функци­ онированием, и принимаются ' соот­ ветствующие решения, выполнение которых неукоснительно контроли­ руется. Нельзя не упомянуть я о той свя­ зи, которая сложилась у школы с райвоенкоматом, постоянно оказыва­ ющим большую помощь в ее работе с учащимися допризывного и при­ зывного возраста. Школа ежегодно совместно с работниками райвоенко­ мата проводит в сентябре вечер до­ призывников и призывников. М НОГО можно было бы еще рас­ сказать о Чаплыгинской ве­ черней школе, о ее буднях и праздниках, о ее радостях и забо­ тах, о ее умении организовывать не только учебу, но и отдых своих уча­ щихся, о гой поистине огромной об­ щественно-просветительной деятель­ ности, которую педагоги, помимо своей основной работы, осуществля­ ют в городе. Чаплыгинская вечерняя школа, на мой взгляд, служит примером дело­ вого, конструктивного подхода к ре­ шению целого ряда задач, стоящих в настоящий момент перед школами рабочей молодежи. Р. КУЗЬМИН, директор вечерней средней школы № 8 г. Липецка. На снимках: (слева) директор Чаплыгинской вечерней школы Д. И. Шаталов беседует с учащимися; (справа) урок в кабинете литерату­ ры ведет учительница Е. Ф. Башае- ва. Фото Л. Антошкина.. У НАШИХ ДРУЗ ЕЙ ПО СТРАНИ ЦАМ ГАЗЕТЫ « ЛАУЗИТ ЦЕР РУНДШАУ» КОТБУССКОГО ОКРУГА ГДР «Мир — это не дар природы, как поется в известной песне. Его прочность все больше зависит от того, насколько всесторонне ук­ репляется социализм, от того, что все большее число людей отдают все свои силы и знания упроче­ нию мира. Мир — это реальность нашей эпохи, которая наполняет нас си­ лой и оптимизмом». Эти строки мы читаем на пер­ вой полосе одного из номеров «Лаузитцер рундшау» — газеты нашего побратима — округа Кот­ бус Германской Демократической Республики. Трудящиеся ГДР едины в сво­ ем стремлении выполнить реше­ ния VIII съезда СЕПГ. В первых рядах строителей социали­ стического общества идет мо­ лодежь. Юноши и девушки окру­ га Котбус принимают активное участие в одном из последних на­ чинаний Союза Свободной Немец­ кой Молодежи. Молодые специалисты покида­ ют на длительное время свои ра­ бочие места и идут туда, где осо­ бенно нужны их руки. Своей ра­ ботой на одном из предприятий- поставщиков они способствуют своевременному выполнению плана всей отраслью. Так, моло­ дые представители технической интеллигенции машиностроитель­ ного завода в Лауххамере смени­ ли в эти дни чертежную дбеку на молоток я сварочный аппарат. Они готовят оборудование для монтажа нового транспортно-от­ вального моста буроугольного карьера Вельцов-Юг, снабжающе­ го топливом электростанцию Боксберг. Инициатива подхваче­ на и рабочими завода в Лаухха­ мере. Женщины социалистической Германии — активные участники общественной жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Вот один из них: «Жен­ щины составляют больше полови­ ны всех членов «Домовины» — культурного союза сорбского на­ ционального меньшинства, живу­ щего на территории округа Кот­ бус (район Баутцен)». Сейчас в местных организаци­ ях Демократического Женского Союза Германии (ДЖСГ) прово­ дятся отчетные собрания. По ок­ ругу Котбус эта кампания завер­ шится в мае окружной конферен­ цией. Основная задача Союза — соз­ дание женщинам условий, необхо­ димых для успешного выполнения ими обязанностей на работе, в семье и в общественной жизни. Котбусская организация выявила возможности, которыми распола­ гает Союз, клубы и другие куль­ турные учреждения окружного центра для организации досуга детей, чьи матери работают. Начинание жительниц Котбуса нашло живой отклик во всех рай­ онах округа, На * ф * предприятии неродном Шпрееверк-Любоен создан поли­ технический учебный центр для учащихся 7—10 классов. Поли­ технический центр гарантирует высокое качество теоретической и практической подготовки учени­ ков. Большой размах в округе по­ лучило соревнование «Сделаем наши города и села красивее — принимай участие!». Больших ус­ пехов в кем добились жители района Хойерсверда. Они строи­ ли и ремонтировали сооружения, квартиры. По предварительным данным, произведено работ на общую сумму 2.437.000 марок. * ф * Многие жители округа — чле­ ны Общества германо-советской дружбы. Недавно ими стали сту­ денты сельскохозяйственной ин­ женерной школы Котбус. В рабо­ те общества принимают участие также я студенты-заочники. Н А Г Р А Ж Д Е Н И Е М Н О Г О Д Е Т Н Ы Х М А Т Е Р Ё Й Указом Президиума Верховно­ го Совета РСФСР от 22 ноября 1971 года большая группа много­ детных матерей Липецкой обла­ сти награждена орденами «Мате­ ринская слава» и медалями «Ме­ даль материнства». Орденом «Материнская слава» I степени награждены: Болдырева Екатерина Владимировна — кол­ хозница колхоза «Родина» Тер- бунского района; Васильева Зи­ наида Максимовна — колхозница колхоза шени Калинина Усман- ского района; Рукияа Мария Гурьяновна — домашняя хозяйка, село Синдякнно Хлевенского рай­ она; Смольянинова Татьяна Сте­ пановна — домашняя хозяйка, се­ ло Двуречки Грязянского района; Фирсаева Анна Константиновна— работница совхоза «Тульский» Тербунокого района; Щиголева Анна Ивановна — домашняя хо­ зяйка, село Дубовое Чаялыган- ского района; Якимова Анна Егоровна^ — колхозница колхоза «Красный Октябрь» Добрщюкого района. Орденом «Материнская слава» II степени награждены 23 много­ детные матери. ' Орденом «Материнская слава» III степени — 22. 111 многодетных матерей на­ граждены медалями «Мед аль ма­ теринства» I степени и «Медаль материнства» II степени. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz