Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 24 июня 1972 г., № 147 (13 315) --------— -— — — — ■ • • --------------------- — --------------— ------------- „Усилить работу по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонности молодежи и потребности народного хозяйства в квалифици­ рованных кадрах"» ( И з Д и р е к т и в X X I V с ъ е з д а К П С С п о п я т и л е т н е м у п л а н у р а з в и т и я н а р о д н о г о х о з я й с т в а С С С Р н а 1 9 7 1 — 1 9 7 5 г о д ы ) . • • х . ' •-—— — ■— ------------------— — — — - — .— ------------------------ $ Заканчивается учебный г о д в школах. Вы­ пускники выбирают св ою ж и зн енн ую д о р о ­ гу, г о р о д ск и е старшеклассники отправляют­ ся с о школьными строительными отрядами в с е л о , сельски е р ебя та , сочетая труд с от­ ды хом , работаю т в ученических бригадах, на пришкольных участках, на полях колхо­ зо в и со в х о зо в . В понедельник в Липецке начинает свою р або ту В сесою зны й слет школьных отрядов . ------— --------— ---------------------- Тр удов о е воспитание школьников тесно свя зано с их проф есси он альн ой ориентаци ­ ей , с сознательным вы бор ом п р оф ессии . Все эти пробл емы б у д у т об суж да ть ся на IV обл а стн ом с ъ е з д е по коммунистическо­ м у воспитанию, подготовка к к о тор ом у в е­ д ет ся уж е сейчас. С егодня мы публикуем материалы о б опыте работы по проф ори ентации школьни­ ков. СТО Д О Р О Г , О Д Н А Казинскую школу Вера Ляпина окончила два года назд. Получи­ лось так, что ей не пришлось долго колебаться •в выборе профессии: в год окончания школы Вера стала птичницей совхоза «Россия». И Ве­ ра, как она сейчас сама говорит, не ошиблась. Безусловно, помогла ей найти свое место в жизни родная школа. Вера в совхозе—на хорошем счету. Работу совмещает с учебой в сельско­ хозяйственном техникуме: сейчас за­ очница 3-го курса. Довольна она и заработком: 150—170 рублей в ме­ сяц, согласитесь, хорошая зарплата. Что касается условий труда, то и здесь жаловаться не на что; Примеру Веры Ляпиной следуют другие девушки. Нина Долгова в этом году заканчивает 10-й класс. Она тоже решила стать птичницей. Директор совхоза «Россия» Герой Социалистического Труда Николай Терентьевич Владимиров рассказы­ вает: — Многие просто не представляют себе труда современной птичницы. А между тем нашему хозяйству нужны не птичницы в прямом смыс­ ле этого слова, а операторы, способ­ ные управлять сложнейшей аппара­ турой. И десятилетнее образование тут как раз кстати. Правда, необхо­ димо еще основательно поучиться. Как удалось совхозу, в основном, решить проблему кадров? Сказались прежде всего постоянная забота о людях, об облегчении их труда. Вы­ сокий уровень механизации произ­ водственных процессов обеспечивает рабочим хорошие и устойчивые за­ работки. Немаловажное значение имеет постоянный приток в совхоз Молодежи, оканчивающей средние общеобразовательные ШКОЛЫ. Вот Последние данные, . собранные ин­ спектором по кадрам совхоза А И. Тормышовой. Из средней школы № 37 поступило на работу в совхоз за последние два года 20 выпускни­ ков, из Казанской средней школы- 18. Среди них молодые птичницы, такие, как Л. Лосева, В. Ляпина, В. Авилова, Е. Долгова, В. Свири­ дова, доярка Г. Денисова, слесари В. Попов, А. Мордовкин н другие. Все они получили в своей школе первые трудовые навыки, которые пригодились им на производстве. В Казанской средней школе сло­ жилась определенная система про­ фессиональной ориентации учащих­ ся. Работа эта рассматривается как часть учебного процесса. На уроках и во внеурочное время школьники с начальных классов знакомятся с ос­ новами промышленного и сельскохо­ зяйственного производства. В «угол­ ке» профориентации можно прочи­ тать рассказы о труде шофера, птич­ ницы, комбайнера, животновода, причем пишут об этом сами учащие­ ся. Здесь же помещены сведения о развитии совхоза «Россия» в девятой пятилетке. Стенд «Хлебороб — главная про­ фессия на земле» знакомит нас с передовиками совхозного производ­ ства. Материалы «уголка» по проф­ ориентации постоянно обнов­ ляются, оформлены они красиво, привлекают внимание учащихся. Учительский коллектив Казинской школы не ограничивается, однако, только лишь профориентационной работой. Свою главную задачу он видит в том, чтобы подготовить старшеклассников к труду, чтобы каждый из них еще в школе овла­ дел той или иной профессией. Усло­ вия для этого есть. Совхоз в учеб­ ных целях передал школе комбайн, трактор, автомашину и другую тех­ нику, оказал серьезную помощь в оборудовании кабинета машинове­ дения. Теперь здесь идут регуляр­ ные занятия, 120 учащихся, из них 68 девушек, изучают трактор. Препо­ давание ведут квалифицированные специалисты, совхозный инструктор обучает ребят технике вождения трактора. Трудовое воспитание учащихся этой школы осуществляется и по другой линии — через ученическую производственную бригаду, в кото­ рой насчитывается 280 человек. За бригадой закреплено 70 гектаров зем­ ли, выделена необходимая техника. В этом году ученики, в частности, выращивают 40 гектаров моркови. Думают получить по 200 цент­ неров с гектара. Для совхо­ за, где так сильно развито птицевод­ ство, это большая прибавка в кормо­ вом балансе. Есть при школе и свой комплексный участок, где учащиеся по заданию совхоза проводят опыт- «ичеокую работу. Профессиональная ориентация уча­ щихся, приобщение их к труду — это дело не только школы. Хозяйствен­ ные руководители должны быть заин­ тересованы в этом не меньше, чем учителя. И хорошо, что появляется; все больше и больше примеров, ког-^ да эта проблема решается совмест­ ными усилиями. Когда в Грязинском районе прохо­ дило выездное заседание областного межведомственного совета по проф­ ориентации учащихся, члены этого совета побывали в ряде хозяйств и школ, Посмотрели, как гам организо­ вано трудовое воспитание школьни­ ков. Совет отметил значительное, по сравнению с прошлым годом, улуч­ шение этой работы как в школах, так и в совхозах района. С интере­ сом было выслушано выступление директора совхоза «Правда» Викто­ ра Яковлевича Зубкова. Нет, он не ругал нынешнюю моло­ дежь за то, что оиа стремится в го­ род. На собственном опыте он убе­ дился, что для закрепления кадров на селе нужны не резкие слова, а конкретные дела, забота о молоде­ жи, создание для нее надлежащих бытовых условий. А условия труда? Виктор Яковлевич вспоминает: — Не так давно у нас плохо было с кадрами животноводов в отделе­ нии «Роза». Люди не шли — тяжело было. Бывало, к ферме не подой­ дешь: грязь непролазная. Сейчас по­ ложение изменилось. Улучшены до­ роги. И ферму не узнать: чисто, су^ хо, светло, удаление навоза полно стью механизировано. Просто ни­ какого сравнения с тем, что было раньше. И люди прижились, хорошо работают. 40 человек, в основном мо­ лодежь* обслуживают 10 тысяч сви ней. Сам бывший выпускник Княже- Байгорской средней школы, которая тоже находится на территории сов­ хоза «Правда», Виктор Яковлевич хорошо понимает нужды школы. Ни в чем не отказывает ей. Совхоз по­ мог перекрыть школьное здание, смонтировать водяное отопление. Затраты составили около 44 тысяч рублей. На очереди—большие стро­ ительные дела. Совхоз нашел необ­ ходимым иметь новый учебный корпус вместе с интернатом. Уже подготовлена техническая документа­ ция. Вскоре должны начаться зем­ ляные работы. В. Я. Зубков часто бывает в Прав- динской школе, встречается с учите­ лями и учащимися, рассказывает о перспективах развития своего хозяй­ ства, о тех рабочих профессиях, ко­ торые нужны совхозу. Цел енаправ­ ленная профориентационная работа в сочетании с заботой о выпускниках дает свои результаты: все больше учащихся остается после окончания школы в родном совхозе. Хорошо поставлена работа по профориентации в Плехановской средней и других школах района. Усилено внимание к этому вопросу со стороны Грязинского горкома партии и исполкома райсовета. Вопрос о трудовом воспитании учащихся, ор­ ганизации при школах кабинетов машиноведения обсуждался на бюро горкома КПСС. Создан районный межведомственный совет по проф­ ориентации. В начале весны состоял­ ся актив, на котором руководители совхозов и школ договорились меж­ ду собой, кто и что должен сделать, чтобы улучшить систему профессио­ нальной ориентации. Предстоит много сделать по обо­ рудованию кабинетов машиноведе­ ния, они имеются не во всех средних школах района. Очень важно, чтобы преподавание в этих кабинетах ве­ ли квалифицированные специалисты сельского хозяйства. Нуждается в серьезных коррективах планирование подготовки механизаторских кадров. Как показала проверка, в районном управлении сельского хозяйства учи­ тывают только тех механизаторов, которые прошли обучение на крат­ косрочных курсах, организованных при совхозах. О том, что в школах тоже готовят трактористов, словно забыли. Во всяком случае, этот ре­ зерв молодых специалистов со сред­ ним образованием в планах не нахо­ дит отражения. Думается, это попра­ вить нетрудно. Следует бронировать места для выпускников средних школ, которые изъявили желание работать в качестве механизаторов, обеспечивать их работой по специ­ альности в течение всего года. Это один из путей закрепления кадров Ф. РОМАННИКОВ, инспектор школ облоно. В июне 1968 года Воловский рай­ ком КПСС на своем пленуме обсу­ дил вопрос «О работе партийных организаций по повышению роли и ответственности специалистов сель­ ского хозяйства з подъеме культуры земледелия и животноводства». По­ становка такого вопроса была вы­ звана серьезной озабоченностью тем, что культура земледелия и живот­ новодства в хозяйствах района была сравнительно низкой. Одной из ос­ новных причин этого был недостаток в хозяйствах кадров специалистов. Выполняя постановление упомяну­ того пленума, бюро райкома партии, райисполком, первичные партийные организаций проделали значитель­ ную работу по укреплению колхозов и совхозов кадрами специалистов сельского хозяйства. Если в 1968 году в хозяйствах не хватало 10 агрономов, 13 зоотехни­ ков, 12 экономистов и т. д., то сей­ час проблема обеспечения хозяйства кадрами этой категории по существу решена. За 1968—1971 годы 25 кол­ хозных специалистов окончили сель­ скохозяйственные учебные заведения, из них 3 получили высшее образова­ ние. За эта же годы 32 заочника из колхозов и совхозов окончили сель­ скохозяйственные техникумы и 5 — вузы. В настоящее время 126 чело­ век учатся в сельскохозяйственных учебных заведениях: 74—очно на средства хозяйств и 52 — заочно. Однако у нас еще слабо решается вопрос укомплектования колхозов и совхозов инженерно-техническими и руководящими работниками среднего звена за счет специалистов высшей и средней квалификации. Над решени­ ем этой проблемы сейчас настойчиво работает районная партийная орга­ низация. г Известно, что с ростом техниче­ ской оснащенности главной и решаю­ щей силой сельскохозяйственного производства становятся механиза­ торы. Колхозы и совхозы ныне осо­ бенно нуждаются в механизаторах широкого профиля, вооруженных знанием экономики сельскохозяйст­ венного производства, основ агро- и зоотехнии, в электриках, строите­ лях, одним словом, в квалифициро­ ванных работниках. В связи с этим в нашем районе большое внимание уделяется подго­ товке механизаторских кадров из числа сельской молодежи. Ежегодно действуют курсы по подготовке ме- хани^торов при районном объедине­ нии «Сельхозтехника» (филиал Елец­ кого СГГГУ-2), совхозе «Набережан- скнй», в колхозах «Заря коммуниз­ ма», «Свобода», имени Куйбышева. Большие надежды мы возлагаем и на профессиональную ориентацию учащихся. В большинстве школ при­ витие профессиональных интересов учителя начинают с младшн/ клас­ сов. Они организуют экскурсии в колхозы, совхозы и на предприятия района, показывая на простых при­ мерах значение труда механизатора, доярки и других специалистов. Более углубленно эта работа проводится в старших классах. В Гатищенской средней школе классные руководители в свои планы включили графу «Профессиональная ориентация». На отдельные уроки приглашают руководителей и специа­ листов колхоза имени Куйбышева. В 1969—1970 учебном году уча­ щиеся школы обратились с призывом «Молодежь — на трактор». 38 юно­ шей и девушек на уроках основ про­ изводства и в факультативных груп­ пах изучали устройство трактора, учились его водить. С получением аттестата о среднем образовании им были вручены удостоверения тракто- ристов-машинистов. Более 20 из них сразу же влились в семью хлеборо­ бов. Посвящение их в хлеборобы вы­ лилось в общеколхозный праздник.. В торжественной обстановке молодым колхозникам были вручены «хлеб- соль», трудовые книжки, девушкам- механизаторам дали новые тракторы. В минувшем учебном году 19 уча­ щихся выпускных классов также по­ лучили удостоверения трактористов- машинистов. Семь из них работали на тракторах и комбайнах. Выпуск­ ник школы комбайнер Евгений Бачу­ рин со своим напарником Николаем Кладовым заняли первое место в колхозе на уборке урожая 1971 года. Впервые в этом году сели за руль трактора бывшие ученики В. Бели­ ков, С. Кошелев, Л. Матчия, но они уже зарекомендовали себя хороши­ ми производственниками в коллекти­ ве механизаторов гатищенского кол­ хоза имени Крупской. Кроме, того, в Гатищенской школе было разверну­ то социалистическое соревнование за право называться колхозными сти­ пендиатами. Такое право получили 11 человек. 4 из них учатся в Воро- нежскем СХИ, 7 — в сельхозтехни­ кумах. Постоянная целенаправленная ра­ бота по профориентации учащихся ведется в Спасской средней школе, где также создан совет по проф­ ориентации. Теоретические заня­ тия с учащимися по изучению Трактора и комбайна, вопросов агро­ номии, экономики и тракторных ра­ бот проводят руководители и специ­ алисты колхоза. Практические рабо­ ты по ремонту техники и уходу за ней организуются в колхозной ма­ стерской под руководством специа­ листов и опытных механизаторов. Не случайно из 170 учащихся, окон­ чивших школу за последние годы, 63 работают в колхозе, 20 из них — механизаторы. Неплохо ведут работу по проф­ ориентации учащихся педагогические коллективы Васильевской, Захаров­ ной, Набережанской, средних школ. Выпускницы Васильевской средней^. школы А. Е. Серова и М. Н. Левки на являются лучшими механизато­ рами совхоза «Васильевский». Большую заботу о подготовке ме- < ханизаторских кадров и закреплению их в хозяйстве проявляют партий­ ная, профсоюзная и комсомольская организации и правление колхоза «Свобода». В этом хозяйстве имеет­ ся 80 тракторов, 40 автомобилей, 28 зерновых комбайнов, много другой сельскохозяйственной техники. Для бесперебойной ее работы и обслужи­ вания свиноводческого комплекса требуется большое количество меха­ низаторов. Сейчас их в колхозе ра­ ботает более трехсот. Заботясь о по­ полнении их рядов, руководители хо­ зяйства держат тесную связь с За­ харовной средней школой, которая ежегодно выпускает до 20 человек обученных технике учащихся. С каждым годом на селе все больше и больше становится про­ фессиональных династий. Мастер­ ство одного поколения, как эстафе­ та, передается другому. На свиноводческом комплексе кол- хоза «Свобода» с душой работают брат и сестра Леонид Емельянович Азенков и Валентина Емельяновна Потургаева и недавно возвратившие­ ся из рядов Советной Армии их сы­ новья Геннадий и Анатолий, кото­ рые ухаживают за двумя откормоч­ ными группами свиней по 900 голов в каждой. Бороздят поля колхоза имени Куйбышева три агрегата братьев Дворядкиных — Николая, Александра и Виктора. Как о «ди­ настии механизаторов» говорят в колхозе «Заря коммунизма» о семье Дворниковых, где работают механи­ заторами братья Иван и Андрей и сестра Валентина. Воловский райком партии, совер­ шенствуя формы и методы работы с молодежью по овладению ею сель­ скохозяйственными профессиями и закреплению молодежи на селе, тем самым стремится обеспечить перспек­ тиву дальнейшего развития сельско­ хозяйственного производства. И. БОЛГОВ, первый секретарь Воловского райкома КПСС. Много молодежи работает в елецком совхозе «Ключ жизни». В многоотраслевом хозяйстве на­ ходят себе дело но душе и вы­ пускники средних школ. Еще на школьно/! сдамье они знакомятся с сельскохозяйственным произ­ водством. Вот и сейчас в летний лагерь молочнотоварной фермы пришли восьмиклассники Люба Матвиенко, Татьяна Алексеева, Лариса Панарина и Люба Лож­ кина. Председатель рабочкома совхоза Федор Семенович Левин рассказывает Девчатам о работе доярок. Фото Ю. Ардашева. У старшеклассников — горячая пора. В составе школьных строи­ тельных отрядов в колхозах и сов­ хозах области они ведут строи­ тельство животноводческих комп­ лексов и других объектов. «Солнечный» — так назвали свой отряд ребята из Липецкой средней школы № 5. В совхозе «Петровский» Добринского рай­ она стройотрядовцы сооружают овощехранилище, склад. Из за­ планированных 10000 рублей они освоили уже около половины средств. На снимке: сестры-близнецы Таня и Вера Поповы—каменщики стройотряда «Солнечный». Фото Л. Антошкина. О ДНОЙ из главных задач сель­ ской школы является привитие учащимся любви к сельско­ хозяйственным профессиям. Система профориентации в Братовщинской средней школе строится на основе принципа единства обучения и воспи­ тания, с учетом потребностей колхо­ за в кадрах и индивидуальных на­ клонностей и профессиональных ин­ тересов каждого школьника. Трудовое воспитание осущест­ вляется с младших классов. Сложи­ лась действенная система профессио­ нальной ориентации школьников. Пе­ дагогический коллектив и работники колхоза планомерно и целенаправ­ ленно подготавливают их к труду, сообразуясь с задачами и нуждами сельскохозяйственного производства в условиях своего района. Школа имеет хорошо оформлен­ ный кабинет профессиональной ориентации, который знакомит уча­ щихся с различными профессиями. У входа в кабинет вывешивается стен­ газета «Кем быть?», издаваемая секцией профориентации комитета ВЛКСМ школы. Подобрана справоч­ ная литература о рабочих профес­ сиях, справочники для поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, рекламные объявления о приеме на работу и учебу в профтехучилища. В наиболее наглядной и доходчи­ вой форме информация о возможно­ стях выбора профессии дается на стендах: «Чтобы не ошибиться в вы­ боре профессии», «Они любят свою профессию!», «Что читать о профес­ сиях». Фотомонтаж «Куда пойти рабо­ тать?» показывает предприятия, их достижения, лучших производствен- ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ников, изготовляемую продукцию, культурно-бытовые условия и т. д. Стенд «Куда пойти учиться?» со­ держит сведения об условиях прие­ ма в профессионально-технические училища области, о профессиях, ко­ торые можно в них получить. Есть в кабинете и стенд «Проф­ ориентация в нашей школе». Он рас­ сказывает о том, какие интересы и склонности развиваются у учащихся Братовщинской школы. Фотоснимки и пояснительные тексты к ним пока­ зывают работу школьников на уроке, в технических кружках, на факуль­ тативных занятиях и экскурсиях, на производственной практике, вечера, посвященные встречам с представи­ телями различных профессий, чита­ тельские конференции и комсомоль­ ские собрания, посвященные профес­ сиональной ориентации. Очень важное значение имеют беседы с учащимися руководителей и специалистов колхоза. В ходе их, кстати, изучаются и интересы школь­ ников. Им, например, ставились та­ кие вопросы: Какие профессии Вам известны? Как Вы с ними познакомились? Какую профессию Вы избрали бы после окончания школы? Почему Вы избрали именно эту профессию? Что Вам советуют родители? В результате анализа ответов вы­ яснилось, что источниками представ­ лений учащихся о разных видах тру­ довой деятельности являются сель­ скохозяйственное окружение, вне­ классная работа в школе, кино, ра­ дио, телевидение. Именно они и фор- Из выпускников средних школ области в 1970 и 1971 годах бо­ лее 8 тысяч нашли свое призва­ ние в сельском хозяйстве. Одни пошли работать в сельскохозяйст­ венное производство, другие по­ ступили в сельскохозяйственные вузы, техникумы, профтехучили­ ща. * * * В этом году подготовка меха­ низаторских кадров для сельско­ го хозяйства ведется в 192 шко­ лах: создано 506 групп, в кото­ рых обучается около 10 тысяч старшеклассников. Вместе с атте­ статом о среднем образовании около тысячи выпускников полу­ чат удостоверения шофера, более двух тысяч выйдут из школы трактористами и комбайнерами, 1700—механизаторами животно­ водческих ферм. Одной из форм организации об­ щественно полезного труда стар­ ших школьников являются строительные отряды. Первый отряд из учащихся 10 средней школы г. Липецка был создан в 1966 году. Летом 1968 года на стройках области трудилось 60 школьных отрядов общей числен­ ностью 2800 человек. Строитель­ ные отряды были созданы, кроме Липецка, во многих других горо­ дах. В нюне 1971 года на стройках области трудилось 39 школьных строительных отрядов, охватыва­ ющих 1200 девятиклассников го­ родских школ. Ими в течение ию­ ня освоено 456 тысяч рублей. Летом "1972 года будут работать 3200 девятиклассников городских школ, объединенных в 111 отря­ дов. Они должны освоить около 1 млн. 200 тысяч рублей капитало­ вложений. * * * В прошлом году 58 тысяч сель­ ских школьников трудились в уме. нических производственных бри­ гадах. Ими выращен картофель на площади 8210 гектаров и соб- рано 71308 тонн клубней, выра­ щено 3900 га Других культур. * * В 1971 году школьниками вы­ ращено и сдано заготовительным организациям 45000 кроликов. В этом году будет выращено более 100 тысяч кроликов. мируют у школьников мотивы, кото­ рыми они руководствуются при вы­ боре профессии. Чтобы проинформировать ребят, какие специалисты нужны родному колхозу, школа организует встречи с передовиками сельскохозяйственного производства, проводит экскурсии на фермы, в мастерские, на станы и т. д. О характере и цели экскурсии за­ ранее договариваются с работника­ ми участков, где оиа будет прово­ диться. Соответствующие задания даются перед экскурсиями и учени­ кам. Так, перед экскурсией на ферму им было поручено узнать об основ­ ных животноводческих профессиях, их перспективах, о трудностях каж­ дой из них. Заранее продумывается весь ход экскурсии, учитывается воз­ раст учеников, их интересы. Во вре­ мя экскурсии работа строится так, чтобы у школьников не складыва­ лись впечатления, что они знакомят­ ся с трудом только передовых рабо­ чих. Они должны убедиться, что та­ ких на ферме большинство, что это типично. В результате экскурсии у ребят складываются реальные жиз­ ненные впечатления о том, как живут и работают люди села. Массовые профессии (механиза­ тор, мастер машинного доения, скотник, ветфельдшер и др.) стано­ вятся школьникам ближе и понят­ ней, интерес к ним устойчивее и шире. Средняя школа имеет положитель­ ный опыт производственного сель­ скохозяйственного обучения. За три года 38 выпускников школы посвя­ тили себя труду в сельском хозяйст­ ве, 5 человек поступили в сельскохо­ зяйственные вузы, 15 учатся в сель­ скохозяйственных техникумах (из них получают колхозные стипендии 6), 12 — в школах механизации. Кроме того, из числа работающих учатся заочно в сельхозтехникумах 18 быв­ ших выпускников школы. Большую помощь колхозу оказы­ вает ученическая производственная бригада, насчитывающая 89 учащих­ ся. Она существует с 1965 года. Про­ изводственный труд здесь тесно свя­ зан с опытнической работой, квали­ фицированное руководство которой осуществляет агроном колхоза В. М. Панов. Производственное обучение в школе ведут механик колхоза В. В. Ходыкин и опытный механизатор В. А. Башкатов. Много интересных и важных опы­ тов провели учащиеся в процессе производительного труда на полях колхоза и пришкольном участке. На­ пример, они изучали влияние под­ кормки на урожай сахарной свеклы, улучшение хозяйственных качеств картофеля путем многократного по- кустового отбора, влияние числа и глубины рыхлений междурядий на урожай картофеля и т. д. На протяжении двух лет школьни­ ки ведут наблюдение за выращива­ нием, кормовой свеклы, выращивают «рамонскую-065» и «рамонскую-06». Лучший результат дала «рамон- екаяЧ)65». По заданию Краснодарского науч­ но-исследовательского института зер­ нового хозяйства школа выращивает 12 сортов карликовой пшеницы. По заданию Минского НИИ ребя­ та выращивают картофель. Цел ь опыта — выявить, влияние местных климатических условий на урожай. Одна из сельскохозяйственных академий дала задание уча­ щимся провести опыт «Влияние местного внесенйя органическо- минеральной смеси на урожай картофеля». Воронежский сельско-. хозяйственный институт поручил вы­ явить влияние климатических' усло­ вий на созревание семян кукурузы. Большую шефскую помощь оказы­ вает производственная бригада кол­ хозу «Советская Россия». В 1971 го­ ду она вырастила и убрала 25 гек­ таров картофеля, 15 — сахарной свеклы, кроме того, очищено и от­ правлено государству 8000 центне­ ров зерна, посажено 3000 деревьев. Доход бригады в 1971 году составил 5 тысяч рублей. Много опытов проводят учащиеся на учебно-опытном участке под ру­ ководством преподавателя биологии К. И. Аксенкшюй. В школе с 1960 года работает кру­ жок юных натуралистов. Он насчи­ тывает 42 человека. Его члены зани­ маются опытничеством по садоводст­ ву, цветоводству, кролиководству. Двое учащихся, самых, активных кружковцев, являются участниками ВДНХ СССР. Таким образом, разносторонняя си­ стема приобщения школьников к сельскохозяйственному производству позволяет осуществлять их проф­ ориентацию в нужном направлении. В. РОСТО ВЦЕВ, сек ретарь парткома колхоза «Советская Россия». И. ЖУРАВЛЕВ, директор Братовщинской средней школы. Долгоруковский район. Страница подготовлена «Ленинского знам ени». нештатным о т д ел ом школ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz