Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 24 июня 1972 г., № 147 (13 315) --------— -— — — — ■ • • --------------------- — --------------— ------------- „Усилить работу по профессиональной ориентации учащихся с учетом склонности молодежи и потребности народного хозяйства в квалифици рованных кадрах"» ( И з Д и р е к т и в X X I V с ъ е з д а К П С С п о п я т и л е т н е м у п л а н у р а з в и т и я н а р о д н о г о х о з я й с т в а С С С Р н а 1 9 7 1 — 1 9 7 5 г о д ы ) . • • х . ' •-—— — ■— ------------------— — — — - — .— ------------------------ $ Заканчивается учебный г о д в школах. Вы пускники выбирают св ою ж и зн енн ую д о р о гу, г о р о д ск и е старшеклассники отправляют ся с о школьными строительными отрядами в с е л о , сельски е р ебя та , сочетая труд с от ды хом , работаю т в ученических бригадах, на пришкольных участках, на полях колхо зо в и со в х о зо в . В понедельник в Липецке начинает свою р або ту В сесою зны й слет школьных отрядов . ------— --------— ---------------------- Тр удов о е воспитание школьников тесно свя зано с их проф есси он альн ой ориентаци ей , с сознательным вы бор ом п р оф ессии . Все эти пробл емы б у д у т об суж да ть ся на IV обл а стн ом с ъ е з д е по коммунистическо м у воспитанию, подготовка к к о тор ом у в е д ет ся уж е сейчас. С егодня мы публикуем материалы о б опыте работы по проф ори ентации школьни ков. СТО Д О Р О Г , О Д Н А Казинскую школу Вера Ляпина окончила два года назд. Получи лось так, что ей не пришлось долго колебаться •в выборе профессии: в год окончания школы Вера стала птичницей совхоза «Россия». И Ве ра, как она сейчас сама говорит, не ошиблась. Безусловно, помогла ей найти свое место в жизни родная школа. Вера в совхозе—на хорошем счету. Работу совмещает с учебой в сельско хозяйственном техникуме: сейчас за очница 3-го курса. Довольна она и заработком: 150—170 рублей в ме сяц, согласитесь, хорошая зарплата. Что касается условий труда, то и здесь жаловаться не на что; Примеру Веры Ляпиной следуют другие девушки. Нина Долгова в этом году заканчивает 10-й класс. Она тоже решила стать птичницей. Директор совхоза «Россия» Герой Социалистического Труда Николай Терентьевич Владимиров рассказы вает: — Многие просто не представляют себе труда современной птичницы. А между тем нашему хозяйству нужны не птичницы в прямом смыс ле этого слова, а операторы, способ ные управлять сложнейшей аппара турой. И десятилетнее образование тут как раз кстати. Правда, необхо димо еще основательно поучиться. Как удалось совхозу, в основном, решить проблему кадров? Сказались прежде всего постоянная забота о людях, об облегчении их труда. Вы сокий уровень механизации произ водственных процессов обеспечивает рабочим хорошие и устойчивые за работки. Немаловажное значение имеет постоянный приток в совхоз Молодежи, оканчивающей средние общеобразовательные ШКОЛЫ. Вот Последние данные, . собранные ин спектором по кадрам совхоза А И. Тормышовой. Из средней школы № 37 поступило на работу в совхоз за последние два года 20 выпускни ков, из Казанской средней школы- 18. Среди них молодые птичницы, такие, как Л. Лосева, В. Ляпина, В. Авилова, Е. Долгова, В. Свири дова, доярка Г. Денисова, слесари В. Попов, А. Мордовкин н другие. Все они получили в своей школе первые трудовые навыки, которые пригодились им на производстве. В Казанской средней школе сло жилась определенная система про фессиональной ориентации учащих ся. Работа эта рассматривается как часть учебного процесса. На уроках и во внеурочное время школьники с начальных классов знакомятся с ос новами промышленного и сельскохо зяйственного производства. В «угол ке» профориентации можно прочи тать рассказы о труде шофера, птич ницы, комбайнера, животновода, причем пишут об этом сами учащие ся. Здесь же помещены сведения о развитии совхоза «Россия» в девятой пятилетке. Стенд «Хлебороб — главная про фессия на земле» знакомит нас с передовиками совхозного производ ства. Материалы «уголка» по проф ориентации постоянно обнов ляются, оформлены они красиво, привлекают внимание учащихся. Учительский коллектив Казинской школы не ограничивается, однако, только лишь профориентационной работой. Свою главную задачу он видит в том, чтобы подготовить старшеклассников к труду, чтобы каждый из них еще в школе овла дел той или иной профессией. Усло вия для этого есть. Совхоз в учеб ных целях передал школе комбайн, трактор, автомашину и другую тех нику, оказал серьезную помощь в оборудовании кабинета машинове дения. Теперь здесь идут регуляр ные занятия, 120 учащихся, из них 68 девушек, изучают трактор. Препо давание ведут квалифицированные специалисты, совхозный инструктор обучает ребят технике вождения трактора. Трудовое воспитание учащихся этой школы осуществляется и по другой линии — через ученическую производственную бригаду, в кото рой насчитывается 280 человек. За бригадой закреплено 70 гектаров зем ли, выделена необходимая техника. В этом году ученики, в частности, выращивают 40 гектаров моркови. Думают получить по 200 цент неров с гектара. Для совхо за, где так сильно развито птицевод ство, это большая прибавка в кормо вом балансе. Есть при школе и свой комплексный участок, где учащиеся по заданию совхоза проводят опыт- «ичеокую работу. Профессиональная ориентация уча щихся, приобщение их к труду — это дело не только школы. Хозяйствен ные руководители должны быть заин тересованы в этом не меньше, чем учителя. И хорошо, что появляется; все больше и больше примеров, ког-^ да эта проблема решается совмест ными усилиями. Когда в Грязинском районе прохо дило выездное заседание областного межведомственного совета по проф ориентации учащихся, члены этого совета побывали в ряде хозяйств и школ, Посмотрели, как гам организо вано трудовое воспитание школьни ков. Совет отметил значительное, по сравнению с прошлым годом, улуч шение этой работы как в школах, так и в совхозах района. С интере сом было выслушано выступление директора совхоза «Правда» Викто ра Яковлевича Зубкова. Нет, он не ругал нынешнюю моло дежь за то, что оиа стремится в го род. На собственном опыте он убе дился, что для закрепления кадров на селе нужны не резкие слова, а конкретные дела, забота о молоде жи, создание для нее надлежащих бытовых условий. А условия труда? Виктор Яковлевич вспоминает: — Не так давно у нас плохо было с кадрами животноводов в отделе нии «Роза». Люди не шли — тяжело было. Бывало, к ферме не подой дешь: грязь непролазная. Сейчас по ложение изменилось. Улучшены до роги. И ферму не узнать: чисто, су^ хо, светло, удаление навоза полно стью механизировано. Просто ни какого сравнения с тем, что было раньше. И люди прижились, хорошо работают. 40 человек, в основном мо лодежь* обслуживают 10 тысяч сви ней. Сам бывший выпускник Княже- Байгорской средней школы, которая тоже находится на территории сов хоза «Правда», Виктор Яковлевич хорошо понимает нужды школы. Ни в чем не отказывает ей. Совхоз по мог перекрыть школьное здание, смонтировать водяное отопление. Затраты составили около 44 тысяч рублей. На очереди—большие стро ительные дела. Совхоз нашел необ ходимым иметь новый учебный корпус вместе с интернатом. Уже подготовлена техническая документа ция. Вскоре должны начаться зем ляные работы. В. Я. Зубков часто бывает в Прав- динской школе, встречается с учите лями и учащимися, рассказывает о перспективах развития своего хозяй ства, о тех рабочих профессиях, ко торые нужны совхозу. Цел енаправ ленная профориентационная работа в сочетании с заботой о выпускниках дает свои результаты: все больше учащихся остается после окончания школы в родном совхозе. Хорошо поставлена работа по профориентации в Плехановской средней и других школах района. Усилено внимание к этому вопросу со стороны Грязинского горкома партии и исполкома райсовета. Вопрос о трудовом воспитании учащихся, ор ганизации при школах кабинетов машиноведения обсуждался на бюро горкома КПСС. Создан районный межведомственный совет по проф ориентации. В начале весны состоял ся актив, на котором руководители совхозов и школ договорились меж ду собой, кто и что должен сделать, чтобы улучшить систему профессио нальной ориентации. Предстоит много сделать по обо рудованию кабинетов машиноведе ния, они имеются не во всех средних школах района. Очень важно, чтобы преподавание в этих кабинетах ве ли квалифицированные специалисты сельского хозяйства. Нуждается в серьезных коррективах планирование подготовки механизаторских кадров. Как показала проверка, в районном управлении сельского хозяйства учи тывают только тех механизаторов, которые прошли обучение на крат косрочных курсах, организованных при совхозах. О том, что в школах тоже готовят трактористов, словно забыли. Во всяком случае, этот ре зерв молодых специалистов со сред ним образованием в планах не нахо дит отражения. Думается, это попра вить нетрудно. Следует бронировать места для выпускников средних школ, которые изъявили желание работать в качестве механизаторов, обеспечивать их работой по специ альности в течение всего года. Это один из путей закрепления кадров Ф. РОМАННИКОВ, инспектор школ облоно. В июне 1968 года Воловский рай ком КПСС на своем пленуме обсу дил вопрос «О работе партийных организаций по повышению роли и ответственности специалистов сель ского хозяйства з подъеме культуры земледелия и животноводства». По становка такого вопроса была вы звана серьезной озабоченностью тем, что культура земледелия и живот новодства в хозяйствах района была сравнительно низкой. Одной из ос новных причин этого был недостаток в хозяйствах кадров специалистов. Выполняя постановление упомяну того пленума, бюро райкома партии, райисполком, первичные партийные организаций проделали значитель ную работу по укреплению колхозов и совхозов кадрами специалистов сельского хозяйства. Если в 1968 году в хозяйствах не хватало 10 агрономов, 13 зоотехни ков, 12 экономистов и т. д., то сей час проблема обеспечения хозяйства кадрами этой категории по существу решена. За 1968—1971 годы 25 кол хозных специалистов окончили сель скохозяйственные учебные заведения, из них 3 получили высшее образова ние. За эта же годы 32 заочника из колхозов и совхозов окончили сель скохозяйственные техникумы и 5 — вузы. В настоящее время 126 чело век учатся в сельскохозяйственных учебных заведениях: 74—очно на средства хозяйств и 52 — заочно. Однако у нас еще слабо решается вопрос укомплектования колхозов и совхозов инженерно-техническими и руководящими работниками среднего звена за счет специалистов высшей и средней квалификации. Над решени ем этой проблемы сейчас настойчиво работает районная партийная орга низация. г Известно, что с ростом техниче ской оснащенности главной и решаю щей силой сельскохозяйственного производства становятся механиза торы. Колхозы и совхозы ныне осо бенно нуждаются в механизаторах широкого профиля, вооруженных знанием экономики сельскохозяйст венного производства, основ агро- и зоотехнии, в электриках, строите лях, одним словом, в квалифициро ванных работниках. В связи с этим в нашем районе большое внимание уделяется подго товке механизаторских кадров из числа сельской молодежи. Ежегодно действуют курсы по подготовке ме- хани^торов при районном объедине нии «Сельхозтехника» (филиал Елец кого СГГГУ-2), совхозе «Набережан- скнй», в колхозах «Заря коммуниз ма», «Свобода», имени Куйбышева. Большие надежды мы возлагаем и на профессиональную ориентацию учащихся. В большинстве школ при витие профессиональных интересов учителя начинают с младшн/ клас сов. Они организуют экскурсии в колхозы, совхозы и на предприятия района, показывая на простых при мерах значение труда механизатора, доярки и других специалистов. Более углубленно эта работа проводится в старших классах. В Гатищенской средней школе классные руководители в свои планы включили графу «Профессиональная ориентация». На отдельные уроки приглашают руководителей и специа листов колхоза имени Куйбышева. В 1969—1970 учебном году уча щиеся школы обратились с призывом «Молодежь — на трактор». 38 юно шей и девушек на уроках основ про изводства и в факультативных груп пах изучали устройство трактора, учились его водить. С получением аттестата о среднем образовании им были вручены удостоверения тракто- ристов-машинистов. Более 20 из них сразу же влились в семью хлеборо бов. Посвящение их в хлеборобы вы лилось в общеколхозный праздник.. В торжественной обстановке молодым колхозникам были вручены «хлеб- соль», трудовые книжки, девушкам- механизаторам дали новые тракторы. В минувшем учебном году 19 уча щихся выпускных классов также по лучили удостоверения трактористов- машинистов. Семь из них работали на тракторах и комбайнах. Выпуск ник школы комбайнер Евгений Бачу рин со своим напарником Николаем Кладовым заняли первое место в колхозе на уборке урожая 1971 года. Впервые в этом году сели за руль трактора бывшие ученики В. Бели ков, С. Кошелев, Л. Матчия, но они уже зарекомендовали себя хороши ми производственниками в коллекти ве механизаторов гатищенского кол хоза имени Крупской. Кроме, того, в Гатищенской школе было разверну то социалистическое соревнование за право называться колхозными сти пендиатами. Такое право получили 11 человек. 4 из них учатся в Воро- нежскем СХИ, 7 — в сельхозтехни кумах. Постоянная целенаправленная ра бота по профориентации учащихся ведется в Спасской средней школе, где также создан совет по проф ориентации. Теоретические заня тия с учащимися по изучению Трактора и комбайна, вопросов агро номии, экономики и тракторных ра бот проводят руководители и специ алисты колхоза. Практические рабо ты по ремонту техники и уходу за ней организуются в колхозной ма стерской под руководством специа листов и опытных механизаторов. Не случайно из 170 учащихся, окон чивших школу за последние годы, 63 работают в колхозе, 20 из них — механизаторы. Неплохо ведут работу по проф ориентации учащихся педагогические коллективы Васильевской, Захаров ной, Набережанской, средних школ. Выпускницы Васильевской средней^. школы А. Е. Серова и М. Н. Левки на являются лучшими механизато рами совхоза «Васильевский». Большую заботу о подготовке ме- < ханизаторских кадров и закреплению их в хозяйстве проявляют партий ная, профсоюзная и комсомольская организации и правление колхоза «Свобода». В этом хозяйстве имеет ся 80 тракторов, 40 автомобилей, 28 зерновых комбайнов, много другой сельскохозяйственной техники. Для бесперебойной ее работы и обслужи вания свиноводческого комплекса требуется большое количество меха низаторов. Сейчас их в колхозе ра ботает более трехсот. Заботясь о по полнении их рядов, руководители хо зяйства держат тесную связь с За харовной средней школой, которая ежегодно выпускает до 20 человек обученных технике учащихся. С каждым годом на селе все больше и больше становится про фессиональных династий. Мастер ство одного поколения, как эстафе та, передается другому. На свиноводческом комплексе кол- хоза «Свобода» с душой работают брат и сестра Леонид Емельянович Азенков и Валентина Емельяновна Потургаева и недавно возвратившие ся из рядов Советной Армии их сы новья Геннадий и Анатолий, кото рые ухаживают за двумя откормоч ными группами свиней по 900 голов в каждой. Бороздят поля колхоза имени Куйбышева три агрегата братьев Дворядкиных — Николая, Александра и Виктора. Как о «ди настии механизаторов» говорят в колхозе «Заря коммунизма» о семье Дворниковых, где работают механи заторами братья Иван и Андрей и сестра Валентина. Воловский райком партии, совер шенствуя формы и методы работы с молодежью по овладению ею сель скохозяйственными профессиями и закреплению молодежи на селе, тем самым стремится обеспечить перспек тиву дальнейшего развития сельско хозяйственного производства. И. БОЛГОВ, первый секретарь Воловского райкома КПСС. Много молодежи работает в елецком совхозе «Ключ жизни». В многоотраслевом хозяйстве на ходят себе дело но душе и вы пускники средних школ. Еще на школьно/! сдамье они знакомятся с сельскохозяйственным произ водством. Вот и сейчас в летний лагерь молочнотоварной фермы пришли восьмиклассники Люба Матвиенко, Татьяна Алексеева, Лариса Панарина и Люба Лож кина. Председатель рабочкома совхоза Федор Семенович Левин рассказывает Девчатам о работе доярок. Фото Ю. Ардашева. У старшеклассников — горячая пора. В составе школьных строи тельных отрядов в колхозах и сов хозах области они ведут строи тельство животноводческих комп лексов и других объектов. «Солнечный» — так назвали свой отряд ребята из Липецкой средней школы № 5. В совхозе «Петровский» Добринского рай она стройотрядовцы сооружают овощехранилище, склад. Из за планированных 10000 рублей они освоили уже около половины средств. На снимке: сестры-близнецы Таня и Вера Поповы—каменщики стройотряда «Солнечный». Фото Л. Антошкина. О ДНОЙ из главных задач сель ской школы является привитие учащимся любви к сельско хозяйственным профессиям. Система профориентации в Братовщинской средней школе строится на основе принципа единства обучения и воспи тания, с учетом потребностей колхо за в кадрах и индивидуальных на клонностей и профессиональных ин тересов каждого школьника. Трудовое воспитание осущест вляется с младших классов. Сложи лась действенная система профессио нальной ориентации школьников. Пе дагогический коллектив и работники колхоза планомерно и целенаправ ленно подготавливают их к труду, сообразуясь с задачами и нуждами сельскохозяйственного производства в условиях своего района. Школа имеет хорошо оформлен ный кабинет профессиональной ориентации, который знакомит уча щихся с различными профессиями. У входа в кабинет вывешивается стен газета «Кем быть?», издаваемая секцией профориентации комитета ВЛКСМ школы. Подобрана справоч ная литература о рабочих профес сиях, справочники для поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, рекламные объявления о приеме на работу и учебу в профтехучилища. В наиболее наглядной и доходчи вой форме информация о возможно стях выбора профессии дается на стендах: «Чтобы не ошибиться в вы боре профессии», «Они любят свою профессию!», «Что читать о профес сиях». Фотомонтаж «Куда пойти рабо тать?» показывает предприятия, их достижения, лучших производствен- ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ников, изготовляемую продукцию, культурно-бытовые условия и т. д. Стенд «Куда пойти учиться?» со держит сведения об условиях прие ма в профессионально-технические училища области, о профессиях, ко торые можно в них получить. Есть в кабинете и стенд «Проф ориентация в нашей школе». Он рас сказывает о том, какие интересы и склонности развиваются у учащихся Братовщинской школы. Фотоснимки и пояснительные тексты к ним пока зывают работу школьников на уроке, в технических кружках, на факуль тативных занятиях и экскурсиях, на производственной практике, вечера, посвященные встречам с представи телями различных профессий, чита тельские конференции и комсомоль ские собрания, посвященные профес сиональной ориентации. Очень важное значение имеют беседы с учащимися руководителей и специалистов колхоза. В ходе их, кстати, изучаются и интересы школь ников. Им, например, ставились та кие вопросы: Какие профессии Вам известны? Как Вы с ними познакомились? Какую профессию Вы избрали бы после окончания школы? Почему Вы избрали именно эту профессию? Что Вам советуют родители? В результате анализа ответов вы яснилось, что источниками представ лений учащихся о разных видах тру довой деятельности являются сель скохозяйственное окружение, вне классная работа в школе, кино, ра дио, телевидение. Именно они и фор- Из выпускников средних школ области в 1970 и 1971 годах бо лее 8 тысяч нашли свое призва ние в сельском хозяйстве. Одни пошли работать в сельскохозяйст венное производство, другие по ступили в сельскохозяйственные вузы, техникумы, профтехучили ща. * * * В этом году подготовка меха низаторских кадров для сельско го хозяйства ведется в 192 шко лах: создано 506 групп, в кото рых обучается около 10 тысяч старшеклассников. Вместе с атте статом о среднем образовании около тысячи выпускников полу чат удостоверения шофера, более двух тысяч выйдут из школы трактористами и комбайнерами, 1700—механизаторами животно водческих ферм. Одной из форм организации об щественно полезного труда стар ших школьников являются строительные отряды. Первый отряд из учащихся 10 средней школы г. Липецка был создан в 1966 году. Летом 1968 года на стройках области трудилось 60 школьных отрядов общей числен ностью 2800 человек. Строитель ные отряды были созданы, кроме Липецка, во многих других горо дах. В нюне 1971 года на стройках области трудилось 39 школьных строительных отрядов, охватыва ющих 1200 девятиклассников го родских школ. Ими в течение ию ня освоено 456 тысяч рублей. Летом "1972 года будут работать 3200 девятиклассников городских школ, объединенных в 111 отря дов. Они должны освоить около 1 млн. 200 тысяч рублей капитало вложений. * * * В прошлом году 58 тысяч сель ских школьников трудились в уме. нических производственных бри гадах. Ими выращен картофель на площади 8210 гектаров и соб- рано 71308 тонн клубней, выра щено 3900 га Других культур. * * В 1971 году школьниками вы ращено и сдано заготовительным организациям 45000 кроликов. В этом году будет выращено более 100 тысяч кроликов. мируют у школьников мотивы, кото рыми они руководствуются при вы боре профессии. Чтобы проинформировать ребят, какие специалисты нужны родному колхозу, школа организует встречи с передовиками сельскохозяйственного производства, проводит экскурсии на фермы, в мастерские, на станы и т. д. О характере и цели экскурсии за ранее договариваются с работника ми участков, где оиа будет прово диться. Соответствующие задания даются перед экскурсиями и учени кам. Так, перед экскурсией на ферму им было поручено узнать об основ ных животноводческих профессиях, их перспективах, о трудностях каж дой из них. Заранее продумывается весь ход экскурсии, учитывается воз раст учеников, их интересы. Во вре мя экскурсии работа строится так, чтобы у школьников не складыва лись впечатления, что они знакомят ся с трудом только передовых рабо чих. Они должны убедиться, что та ких на ферме большинство, что это типично. В результате экскурсии у ребят складываются реальные жиз ненные впечатления о том, как живут и работают люди села. Массовые профессии (механиза тор, мастер машинного доения, скотник, ветфельдшер и др.) стано вятся школьникам ближе и понят ней, интерес к ним устойчивее и шире. Средняя школа имеет положитель ный опыт производственного сель скохозяйственного обучения. За три года 38 выпускников школы посвя тили себя труду в сельском хозяйст ве, 5 человек поступили в сельскохо зяйственные вузы, 15 учатся в сель скохозяйственных техникумах (из них получают колхозные стипендии 6), 12 — в школах механизации. Кроме того, из числа работающих учатся заочно в сельхозтехникумах 18 быв ших выпускников школы. Большую помощь колхозу оказы вает ученическая производственная бригада, насчитывающая 89 учащих ся. Она существует с 1965 года. Про изводственный труд здесь тесно свя зан с опытнической работой, квали фицированное руководство которой осуществляет агроном колхоза В. М. Панов. Производственное обучение в школе ведут механик колхоза В. В. Ходыкин и опытный механизатор В. А. Башкатов. Много интересных и важных опы тов провели учащиеся в процессе производительного труда на полях колхоза и пришкольном участке. На пример, они изучали влияние под кормки на урожай сахарной свеклы, улучшение хозяйственных качеств картофеля путем многократного по- кустового отбора, влияние числа и глубины рыхлений междурядий на урожай картофеля и т. д. На протяжении двух лет школьни ки ведут наблюдение за выращива нием, кормовой свеклы, выращивают «рамонскую-065» и «рамонскую-06». Лучший результат дала «рамон- екаяЧ)65». По заданию Краснодарского науч но-исследовательского института зер нового хозяйства школа выращивает 12 сортов карликовой пшеницы. По заданию Минского НИИ ребя та выращивают картофель. Цел ь опыта — выявить, влияние местных климатических условий на урожай. Одна из сельскохозяйственных академий дала задание уча щимся провести опыт «Влияние местного внесенйя органическо- минеральной смеси на урожай картофеля». Воронежский сельско-. хозяйственный институт поручил вы явить влияние климатических' усло вий на созревание семян кукурузы. Большую шефскую помощь оказы вает производственная бригада кол хозу «Советская Россия». В 1971 го ду она вырастила и убрала 25 гек таров картофеля, 15 — сахарной свеклы, кроме того, очищено и от правлено государству 8000 центне ров зерна, посажено 3000 деревьев. Доход бригады в 1971 году составил 5 тысяч рублей. Много опытов проводят учащиеся на учебно-опытном участке под ру ководством преподавателя биологии К. И. Аксенкшюй. В школе с 1960 года работает кру жок юных натуралистов. Он насчи тывает 42 человека. Его члены зани маются опытничеством по садоводст ву, цветоводству, кролиководству. Двое учащихся, самых, активных кружковцев, являются участниками ВДНХ СССР. Таким образом, разносторонняя си стема приобщения школьников к сельскохозяйственному производству позволяет осуществлять их проф ориентацию в нужном направлении. В. РОСТО ВЦЕВ, сек ретарь парткома колхоза «Советская Россия». И. ЖУРАВЛЕВ, директор Братовщинской средней школы. Долгоруковский район. Страница подготовлена «Ленинского знам ени». нештатным о т д ел ом школ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz