Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
2 Л е н и н с к ОЕ 3‘НАМ*Я 25 мая 1972 г., №121 (13 289) О ДН А ВЕЧЕРНЯЯ СМ ЕН А . . . -Ж Ж Коллек тивы промышленных предприятий области накопили богатый опыт использования резервов производства. Но, как подчеркивалось на XXIV съезде КПСС, усиление режима экономии, борьба с бесхозяйственностью должна стать одним из важ ных направлений повседневной деятельности пар тийных, советских, хозяйственных организаций, и работу на этом направлении надо всемерно усили вать. Наиболее эффективной формой вскрытия резер вов и борьбы с бесхозяйственностью стали у нас массовые рейды. Умело организованные, они помо гают выявить причины неритмичности в работе предприятий, простоев оборудования. В этом смыс ле целесообразность проведения рейда по исполь зованию рабочего времени на Липецком трактор ном заводе, казалось бы, не подлежит сомнению. Однако руководители завода на сей счет имеют собственное мнение. Секретарь парткома т. Григо ров намерение рейдовой бригады «Ленинского зна мени» посетить завод посчитал «явно нежелатель ным мероприятием». Еще более категоричен ока зался заместитель директора завода т. Ерошенко, который заявил: «Санкцию на проведение рейда я -------------------------------------------- * не дам». Отыскался и повод, соответствующий об становке, — директор завода в Москве, «без него никакую комиссию за порог проходной мы не пу стим», у нас, мол, завод особый. Рейд все же состоялся. Результаты его, пожалуй, и впрямь могут убедить, что Липецкий тракторный— предприятие «особое». Если иметь в виду уровень организации труда. А наблюдения членов рейдовой бригады заодно помогают выяснить и другое — почему некоторые заводские руководители не прочь вообще отказаться от каких-либо проверок деятель ности предприятия. ... * Тема нашего рейда —'использование рабочего времени во второй смене 18 мая. Под наблюдение были взяты наиболее стабильные цехи: сталелитей ный — этот коллектив по итогам работы за четыре месяца стал победителем заводского социалистиче ского соревнования, третий тракторный, который недавно подтвердил звание коллектива коммунисти ческого труда, и главный конвейер сборки тракто ров, без знакомства с которым наши наблюдения, разумеется, оказались бы неполными. Итак, вторая смена 18 мая... Ж-------------------------------- ------------------- В ЗАПАСЕ — ДНИ ОТДЫХА Начальник планово-экономическо го бюро сталелитейного цеха т. Ко- лыхалоза, говоря о достижениях ста лелитейщиков, сообщила, что кол лективу вручено переходящее Крас ное знамя предприятия, что успех достигнут благодаря «настойчивому использованию внутренних резервов производства». А между тем к 18 мая цех отставал от программы бо лее чем на сутки. Сталелитейщики задолжали 312 тонн литья. Из чего, откуда набежали эти сут ки? В чем причины отставания цеха от программы? Кое-что помогли выяснить «мол нии», развешанные в цехе. Оказы вается, 16 мая на плавильном отде лении 20 часов (!) простояла весо вая тележка № 3. В тот же день 2 часа не работала формовочная ма шина № 32, термические печи на участке траков простояли во второй смене 3 часа, в третьей — 6 часов. Во всех случаях причина одна и та же — несвоевременный, а то и нека чественный ремонт оборудования. А что же происходило во второй смене 18 мая? Еще утром вышла из строя зака лочная печь на участке траков. Про стой — четыре часа. Дневная смена поэтому недодала около 3500 траков, тем самым была нарушена ритмич ность сдачи траков во второй смене. Около часа не работал красиль ный участок обрубного отделения. На формовочных конвейерах оста новки следовали одна за другой и чаще всего из-за отсутствия подо- почных досок. Деревообделочный цех должен поставить за месяц ста лелитейщикам 550 подопочных до сок, но к 18 мая подал всего 130 штук. Простаивают не только формов щики. До 17.00 не работали залив щики конвейера № 3. Оказывается, еще в первой смене лопнул рогач разливочного ковша. Поломка пу стячная. Лопнул — замени другим. «А чем заменять? — сокрушается старший мастер плавильного отде ления т. Побежимов.—Я Устал про сить механика цеха Ермакова, что бы он сделал для нас несколько за пасных рогачей». Дважды в первой половине смены останавливался и формовочный кон вейер № 2. В результате подача литья в об рубное отделение осуществлялась неритмично, с большими перебоями. К 19.00 обрубщики участка крупно го литья вместо 19,7 тонны по плану сдали только 2,5 тонны продукции. Участок среднего литья сдал всего 3 тонны литья (план—14,3 тонны). Вполне естественно, что у нас, членов рейдовой бригады, появились сомнения относительно того, что сталелитейщики добиваются успехов благодаря «настойчивому использо ванию внутренних резервов произ водства». В цехе ведь только мечта ют о том дне, когда каждая рабочая минута будет использована с поль зой для дела. А пока — как бы ча сы сберечь, какие уж тут минуты... К тому же, время, как известно, «внутренних» резервов не имеет; одному хочется, чтобы оно быстрее мчалось, другому — потише, а оно движется себе, не считаясь ни с чьими желаниями. — Вот и нет! — заспорили с нами формовщики третьего конвейера. — И скоротечное время имеет кое-что про запас... Думаете, отставание на сутки наши руководители бедой счи тают? Ничего подобного! Впереди — четыре выходных дня. Это и есть «резерв». Сейчас простаиваем, зато в дни отдыха придется работать, догонять план. Догоним! Первый раз, что ли!». Так обстояли дела в передовом цехе завода. ФОРМУЛЕ ВОПРЕКИ В этот вечер на смену вышло 111 рабочих тракторного цеха № 3. Мы провели так называемое групповое наблюдение, взяв под контроль ра боту 73 человек. В итоге оказалось, что в течение смены без длительных простоев работало только 37 человек. Осталь ные 36 в общей сложности простоя мягко говоря, не отвечающие исти не, т. е. те, которые учитывали про стои свыше 5 часов. Но даже они оказались огромными. С начала го да в цехе из-за нескончаемых про стоев уже потеряно 1237 часов! (Повторяем, это только «учтенных»!) Вначале нам подумалось, что сво еобразное понимание существа по добных подсчетов исходит от т. Ки реева. Позже выяснилось, что и в других цехах завода не принято афишировать действительные дан ные, характеризующие неудовлетво рительное использование рабочего времени. Не потому ли секретарь парткома завода т. Григоров посчитал наш рейд «явно нежелательным меропри ятием»?. Р Е Й Д Г А З Е Т Ы « Л Е Н И Н С К О Е 3 Н А М Я». К А К И С П О Л Ь З У Е Т С Я Р А Б О Ч Е Е В Р Е М Я Н А Л И П Е Ц К О М Т Р А К Т О Р Н О М З А В О Д Е ! ли без дела... 88 часов 39 минут. Или, говоря языком экономистов, потери составили 10 процентов но минального фонда рабочего времени второй смены. В одной только контролируемой группе недодано продукции на сумму 220 рублей. Это при суточном объеме производства цеха — на три смены — в 12.400 рублей! По заверениям начальника смены П. П. Шепилова, вечер 18 мая ничем не отличался от всех прочих рабо чих дней. А если и отличался, то... в лучшую сторону. Стало быть, по тери времени, зафиксированные рей довой бригадой, — обычное явление для цеха. Однако, почему начальник смены был удовлетворен работой цеха? Объяснение пришло утром следую щего дня. Оказалось, что производ ственное задание на 18 мая вторая смена выполнила... иа 100 процен тов. Невероятно? Но объяснимо. Те, кому повезло, кто не стоял в ожидании заготовок, инструмента, отлично потрудились. И перекрыли высокой выработкой не менее высо кие потери своих товарищей. В дан ном случае, вопреки известной мате матической формуле, «плюс на ми нус» дало плюс. Но какова цена положительного результата? Можно ли считать вы полнение производственного зада ния полноценным успехом? Наконец, как руководство цеха относится к тому, что возможности коллектива используются едва ли наполовину? Наши вопросы застали руководи телей третьего тракторного врас плох. Данные, собранные рейдовой бригадой, оказались «чересчур вели ки». В цехе, оказывается, руковод ствуются другими, которые не могут вызвать особого беспокойства. — Мы учитываем только простои свыше 5 часов, — объяснил нам на чальник БТЗ цеха т. Киреев. — Ес ли рабочий простоял час, другой и даже 4 часа, про то мы в простой ных листах не указываем. Кстати сказать, недавно в цехе прошло партийное собрание, где об суждался тот же вопрос — о поте рях рабочего времени. Думаете, коммунистам объяснили действи тельное положение дел? Привели результаты проверок? Вовсе нет! На собрании фигурировали данные, «ДВИЖЕТСЯ И НЕ ДВИЖЕТСЯ»... Ровно В 17.00 начальник произ водственно - диспетчерского отдела завода т. Климов по селектору про вел с заместителями начальников цехов даже не совещание, а скорее опрос — какой цех, когда и сколько может подать на сборку недостаю щих детадей? Опуская техническую терминоло гию, мы записали цочтн все докла ды, которые, кстати, ничем не отли чались друг от друга. То и дело слышалось: «Простаиваем! Нет заго товок! Аварийная позиция! Сверх аварийная! Помогите, поторопите!». На заводе не было такого цеха, который бы сполна удовлетворял потребности соседей и главное— сборку. И каждый цех все силы бросал «На дефицит». Прессовый цех, например, из 400 наименований изделий 215 умудрился «перевести» в дефицитные. 68 наименований дета лей кузнечного цеха, как воздух, требовались остальным цехам. Теперь суммируем причины, иэ*за которых простаивали рабочие вто рой смены: несвоевременный ремонт и наладка оборудования, отсутствие деталей, заготовок, нехватка режу щего инструмента. Думается, наиболее существенной причиной является неудовлетвори тельная работа ремонтных служб завода. Службы эти малочисленны, а квалификация многих ремонтников низкая, поэтому проделать огромный объем работы они просто не в со стоянии И не только сталелитей щики обижаются на службу меха ника. Профилактический, заблаго временный ремонт оборудования по-настоящему не проводится ни в одном из основных цехов. Ремонт ники едва успевают устранять по ломки станков и машин. Никаких запасных «рогачей», шестерен, ника кой дублирующей оснастки они не имеют. «Правильно, — соглашается с на ми заместитель директора по про изводству т. Бу гаков. — В ре монтных службах у нас не хватает людей». Значит, для завода главным яв: ляется кадровый вопрос? Что ж, для каждого предприятия он главный. Но разве на каждом заво де, стараясь сократить количество вспомогательного персонала, пошли на сокращение ремонтных служб? А на тракторном именно таос и по ступили Теперь в том же третьем тракторном цехе в смене работают по три слесаря службы механика. Что они могут, если, к примеру, 18 мая вышло из строя сразу более десяти станков? Работа «по дефициту» — это всег да сиещка, и тогда уходят на зад ний план вопросы качества изделий. Кузнечный цех подал в третий трак торный (с большим запозданием) деталь А® 1002371. Подал с явными отклонениями от нормы. Но рас сматривать деталь некогда, надо наверстывать упущенное. И в треть ем тракторном люди встали к стан кам. Но при циновке режущий инст румент вышел из строя: кузнецы из готовили деталь с наплывами. Сколь ко было инструмента — весь был загублен к концу смены. А что де лать? Тут уж выбор малый — или ломай циновки, но выручай сборщи ков, или береги инструмент, но тог да возникнут осложнения на главном конвейере. Обычно останавливаются на первом варианте. На сборку де сяток деталей отправят, зато в сле дующей смене вновь случаются простои: не будет режущего инст румента. Естественно, при такой организа ции труда вопрос о планомерности в работе возникает сам собой. И мы задали его начальнику тракторного корпуса т. Шкатову. — Какая тут планомерность! — воскликнул он. — Живем одним ча сом! Что случится через два часа, из-за каких деталей будет простаи вать конвейер — никому неизвестно. И он оказался прав. Простояв полтора часа с начала смены потому, что не было рулевых тяг, главный конвейер двигался 25 минут, затем вновь остановился. Привезли рулевые тяги. Сборщики поработали 15 минут. И вновь оста новка. Нет кабин. Привезли кабины, но нет капотов. Появились капоты, кончились растяжки для навесной системы. Так всю смену. И был главный конвейер в работе всего-то 4 часа. 30 минут. А в итоге —- вместо 51 трактора по плану было сдано лишь 38. В мае не было еще такого дня, когда бы сборщики приступили к ра боте ровно в 16.00 (а перзая смена в 7.30). Ежедневно конвейер проста ивает не минуты, а по несколько часов. ...В полночь, покидая заводскую территорию, никто из членов рейдо вой бригады не мог взять в толк, какие «внутренние резервы произ водства» изыскивают трактороза водцы, если не научились еще беречь часы и сутки рабочего времени? Не ужто и впрямь очевидные промахи в организации заводского труда здесь намерены покрывать за счет работы в выходные дни? Ведь «кадровый вопрос» в том виде, в каком он су ществует для тракторного завода, вынуждает его руководителей пересмотреть принципы своей хозяй ственной политики. Администрации завода, парткому не мешает деталь но изучить причины, из-за которых только в последнее время с завода рассчиталось около 100 рабочих, а принято по вольному найму всего-то несколько человек. Одну из этих причин мы назовем. Это большие внутрисменные про стои, о чем свидетельствуют резуль таты рейда. Люди приходят на за вод работать, а не просиживать ча сы в ожидании незнамо чего... Рейдовая бригада: 3. ПЕНЬКОВА, оператор глав ного конвейера ЛТЗ, Н. БОРО ДИНА, нормировщица завода специиструмента и технологиче ской оснастки, В. ЮДИН, нешт. корр. «Ленинского знамени», В. САВЕЛЬЕВ, спец. корр. «Ле нинского знамени». Почти четверть века трудится машинистом на питьевой насосной станции Новолипецкого металлурги ческого завода Анна Григорьевна Фролова. Ей одной из первых присвоено высокое звание ударника комму нистического труда. Анна Григорьевна с честью оправдывает это почетное звание. На снимке: А. Г. Фролова. Фото А. Гирева. 9 Давняя дружба связывает коллек тив треста «Промстрой» и лев-тол стовских хлеборобов, животноводов и механизаторов. Хозяйственные связи с каждым годом становятся прочнее. Бывая в хозяйствах района, ви дишь, как велика рабочая помощь. В совхозе «Гагаринский» до минув шего года ощущались серьезные трудности с обработкой и хранением зерна. Шефы из второго управления «Металлурппрокатмоитаж» обсудили с работниками совхоза эту проблему и решили общими силами построить зерносущильный комплекс. Горячо взялись за дело начальники участ ков О. А. Жаронкин, В. М. Летчи ков, А. М. Витебский и другие спе циалисты и рабочие. Трудились мон тажники по-ударному. Директор совхоза В. В. Фролин, главный ин женер И. П. Моргачев и другие сов хозные товарищи всячески помогали им. В короткий срок на центральной усадьбе вырос комплекс, где полно стью механизирована обработка зерна, просушка сырого хлеба и по дача его транспортером на крытый ток емкостью девять тысяч тонн. А в этом году комплекс дополнит ся мельничной установкой КЗС-4. Можно будет на месте готовить до 45 тонн комбикорма в сутки. В ре шении этой задачи самое деятель ное участие принимает начальник управления «Металлургпрокатмон- таж-2» В. А. Упит и другие работ ники управления. Траншея для комбинированного силоса, большие емкости для аммиачной воды и мно гое другое — также дело рук липец ких монтажников. Они дали слово соорудить коровник с применением облегченных железобетонных кон струкций. Многое сделано и еще больше на мечается сделать совместными уси лиями строителей и тружеников села. Над совхозом «Знаменский» несколь ко лет шефствует второе управление того же треста. Отделочники тоже близко к сердцу принимают заботы селян. Один большой крытый ток они сдали хлеборобам к прошлогод ней жатве, еще два обещают соору дить к предстоящей уборке урожая. Г О Р О Д — * ♦ — И как замечательно строят, — говорит директор совхоза И. Е. Ро дионов. — Заготовки делают у себя в мастерских, а здесь буквально за день-два монтируют каркас тока. Вот уж поистине — дело мастера боится. В совхозе «Знаменский» продол жается сооружение силосных тран шей. Шефы постоянно помогают в строительстве и ремонте производст венных, жилых и культурно-бытовых помещений, в приобретении различ ных материалов. Подобных примеров много. Почти во всех лев-толстовских колхозах и совхозах промсгроевцы оставили о себе добрую память. Еще более ши рокие планы намечены на этот и последующие годы девятой пятилет ки. Недавно бюро Лев-Толстовского райкома партии и партком треста «Промстрой» провели очередное сов местное совещание. На нем были руководители подшефных хозяйств, ответственные работники треста. Мероприятия намечены большие. Наиболее весомые — строительство животноводческих помещений, силос ных траншей, крытых токов и бето нированных площадок, летних лаге рей для скота. Многие из этих объ ектов уже находятся в стадии стро ительства. Шефы решили помочь в строитель стве четырех коровников. В совхо зе имени Льва Толстого такое поме щение будет строить коллектив СУ-3, в «Домачевском» — пятое, в совхозе «Пламя» — девятое строи тельные управления, а гагаринцам помогут их друзья — монтажники. В мае строители начали нулевой цикл. Одновременно завозятся ко лонны, плиты и другие материалы. Намечено применить облегченные конструкции. -г- Плиты ПНС, например, потре буют вдвое меньше транспортных средств для доставки, — сказал на чальник СУ-5 Г. С. Гуркин. — К то му же они имеют утеплитель и стяж ку. В совхозе имени Максима Горько го будет достроен свинарник. По просьбе директора Н. И. Литвиненко коллектив СУ-4, где начальником А. А. Белоус, взялся за сооружение Дома культуры на триста мест. Сов хоз имеет для этого кирпич, известь, некоторые другие материалы. Шефы обеспечат нужными техническими средствами и проведут монтаж. Дом культуры решено открыть в буду щем году. Но, когда подводились итоги за истекший год и намечались планы на ближайшее время, выявились и не дочеты в организации шефской ра боты. Подверглись серьезной и обос нованной критике руководители уп равления гидромеханизации, где на чальником Е. Д. Колосов и секрета рем парторганизации Д. В. Черноу сое. Это управление около пяти лет строит мост в колхозе имени Ленина и никак не доведет дело до конца. Не лучше выглядит и второе управ ление «Юговостокэнерго м о н т а ж » (начальник М. И. Лизунав, секре тарь парторганизации В. С. Курох- тян). В колхозе «Красный путиловец» электрики в прошлом году начали было сооружать крытый ток, но так и не справились с этой задачей. На до полагать, что гидромеханизаторы и электрики учтут замечания и вы полнят свои обязательства по шеф ской помощи. Управляющий трестом В. В. Арте мов сказал на совещании, что стро ители могут сделать значительно больше того, что осуществлено и на мечено, если на своих строительных площадках будут экономить матери алы — кирпич, столярные изделия, бетон. Чтобы лучше контролировать ход работ перед жатвой, шефы и под шефные вновь встретятся, наметят меры разрешения возникающих сложых вопросов. Шефские связи крепнут. Можно не сомневаться, что они принесут много ценного, полезного для даль нейшего развития всех отраслей сельскохозяйственного производст ва в районе. И. БЛАНДОВЦЕВ, соб. корр.. «Ленинского знамени». Рыболовецкие артели Балыкшинского района Гурьевской области взяли обязательство выловить в нынешнем году более 50 тысяч центнеров рыбы. Хорошо начало весеннюю путину на реке Урал звено Ш. Айшабазова из колхоза Амангельды. На Гурьевский рыбо консервный комбинат уже отгружено 500 центнеров «живого сереб ра». На снимке: идет выборка невода. Фото Г. Кошкинцева (Фотохроника ТАСС). >ЛЛАААЛ/ЧА/>ЛААА/ЧААААЛАЛЛЛ^ААЛАЛ^А^>А^ААЛААААА/УЧЛААААЛЛ; Если вы, читатель, посмотрите на карту Советского Союза, там, к югу от Москвы, увидите несколько крупных городов. Орел, Курск, Воронеж, Тамбов, Липецк... Вокруг этих городов раскинулись широ чайшие земли. Это и есть Центрально-Черноземный район России. Черноземье, как коротко его называют. Земли здесь, действительно, черные: настолько могучие и жирные, что, как говорят крестьяне, воткни кол —дерево вырастет. Но прежде даже на этих землях простой люд бедствовал. Исслед уя на рубеже XIXи XX веков эко номику этих «...внутренних чисто русских губерний» — в основном Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской, — Владимир Ильич Ленин пришел к выводу, что здесь, как и всюду в дореволюционной России, ничтожная кучка помещиков узаконила рабскую эксплуата цию миллионов крестьян, превратила житницу «всея Руси» в оску девающий край, где безраздельно господствовала полукрепостниче- ская система. «Необходимым спутником ее, — писал Ленин, — была забитость н одичалость земледельца». И только Октябрьская рево люция 1917 года дала крестьянам землю м свободу, сделала рабо чих подлинными хозяевами фабрик и заводов. Сегодня мы предла гаем взглянуть на современную карту Черноземья. даст первый металл. Пойдут «в де ло» все шлаки. Завод станет первым в мире металлургическим предприя тием, на котором не будет никаких отходов. В индустриальном ожерелье Чер ноземья одна жемчужина дороже другой. Трактора Липецкого завода бороздят поля во всех уголках СССР и в других странах социали стического содружества, они завое вали на международных выставках три золотые медали. Многочислен ные промышленные предприятия есть в Орде, Курске, Белгороде, Моршан- ске, Ельце, Мичуринске, Ливнах, Се- милуках, Щигрзх — городах, мно- ка, тканей, одежды, обуви, продо вольственных товаров... О высоком качестве и значимости промышлен ной продукции ЦЧР говорит и тот факт, что она экспортируется в 65 стран мира. Как и во всей стране, в любом уголке Черноземья сейчас можно увидеть лееа новостроек. Только в Орловской области к концу девятой пятилетки (1971—1975 гг.) будут введены в действие 20 новых пред приятий, в том числе завод научных приборов в Орле, комбинат по про изводству минеральных удобрений близ города Ливны, закончится со оружение крупнейшего в Европе Ор- Б ОЛЬШЕ всего окажется на этой карте «молний» — таким значком традиционно поме чаются электрические станции. Пол века назад энергетическая база в крае отсутствовала. Сегодня — взгляните на карту — по всей тер ритории Воронежской, Орловской, Курской, Белгородской, Тамбовской, Липецкой областей расположены крупные тепловые электростанции. Производство электроэнергии по сравнению с 1940 годом увеличилось здесь более чем в десять раз. Кро ме того, Центрально-Черноземный район подключен к единой энерго системе европейской части СССР. А на берегу древнего Дона возводится крупнейшая в ССС° Нововоронеж ская атомная станция (АЭС). Два первых ее блока уже выработали для народного хозяйства более 10 миллиардов киловатт-часов электро энергии. Недавно на АЭС вступил в строй третий блок мощностью 440 тысяч киловатт, строится четвертый... Электричество — живая кровь со временного промышленного произ водства. Оно питает многочисленные здешние предприятия, среди которых больше всего, пожалуй, машиностро ительных. Если посмотреть на карту с севера на юг и с востока на за пад — то всюду можно увидеть «ше стеренку», которой, тоже по тради ц и и , обозначаются предприятия этой ВО ГЛУБИНЕ РОССИИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТА СССР — КРУПНЫМ ПЛАНОМ отрасли. Экскаваторы и химическая аппаратура, монтажные краны и прессы, разнообразные станки, буро вое и горно-обогатительное оборудо вание с маркой предприятий ЦЧР хорошо известны в СССР и далеко за рубежом. Но, для того, чтобы делать маши ны и приборы, нужен металл. И если электричество можно за считанные дали секунды подать в этот район из других областей страны, то ме талл возить далеко и дорого. Ли пецк — этот уездный городок рань ше отмечался не на всех картах ста рой России. Рост и славу городу дал Новолипецкий металлургический за вод. С пуском прокатного стана «2000», равного которому еще нет в стране, на заводе завершен полный металлургический цикл: чугун—кон верторная сталь — прокат. Скоро в строй вступят новые, более мощные конверторы, агломерационная фаб рика, коксовая батарея. Сооружает ся крупнейшая в СССР доменная печь объемом 3200 кубических мет ров. Уже в нынешнем году она вы- гих из которых тоже не было на ста рых картах России... Ныне индустрия Черноземного Центра — большая опора в эконо мическом развитии других районов страны. Назовем лишь некоторые ви ды промышленной продукции, имею щие большое значение для хозяйства других республик СССР. Со стапе лей Воронежского авиазавода схо дит серийный ТУ-144 — сверхзвуко вой пассажирский самолет. Все зер ноочистительные машины, работаю щие в стране, выпущены на заводе «Воронежсельмаш». Около 60 про центов сахара, вырабатываемого в Российской Федерации, производится з Черноземье. Лавсан Курского ком бината химического волокна получа ют более 60 предприятий страны. Воронежский шинный завод выпу скает 25 типов различных шин. Этот район — один из ..-крупней ших в СССР по производству теле визоров, радиоприемников, часов, холодильников, электроаппаратуры, счетных машин, радиодеталей, каучу- ловского сталепрокатного завода. Но самые крупные новостройки расположены на территории КМА — Курской магнитной аномалии. Наказ В. И. Ленина о КМА: «Дело это надо вести сугубо энергично» — се годня стал девизом для каждого горняка и строителя. В 1975 году металлурги страны получат отсюда до 40 миллионов тонн железной ру ды. Колоссальные недра бассейна разрабатываются здесь прогрессив ным и экономичным открытым спо собом. Вместе с советскими людьми в этом рудном крае работают 3500 строителей из Болгарской Народной Республики. Из Чехословакии и ГДР на КМА поступают машины и обо рудование. Это примеры социалисти ческой взаимопомощи. Впоследствии рудные богатства КМЛ в немалой степени послужат дальнейшему раз витию экономики братских стран. Коренные изменения произошли за годы Советской власти и в сельском хозяйстве Черноземья. Оскудевав ший когда-то край «серых хлебов»— ржи и овса — сегодня наряду с Ук раиной, Поволжьем, Северным Кав казом является одним из основных поставщиков пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей, фруктов, мяса, молока... В распоряжении крестьян Черно земного Центра более 150 тысяч тракторов, десятки тысяч различных комбайнов, автомобилей и других машин. Потребление электроэнергии сельским хозяйством превышает здесь 650 миллионов киловатт-часов в год. Все полевые работы, а также посев и уборка зерновых, подсолнеч ника, кукурузы полностью механизи рованы. Исчезли в степи хутора, насаж давшиеся когда-то царским режи мом. Теперь колхозники и рабочие совхозов живут в благоустроенных поселках. В Черноземье работают около 40 тысяч библиотек, более Б тысяч клубов, дворцов и домов культуры. В Воронежской области, например, жители ежедневно полу чают более 3 миллионов экземпляров газет и журналов. Вспомним картину, описанную В. И. Лениным в его труде «Разви тие капитализма в России»: сотни тысяч обездоленных, нищих крестьян Черноземья бредут по России в по исках заработка, куска хлеба... Статистика говорит: неграмот ность населения достигала по райо ну 80 процентов, здесь не было ни одного вуза. Сегодня здесь, как и по всей стране, завершается введение обязательного среднего образования. В 23 вузах и Воронежском универси тете обучаются более 100 тысяч сту дентов — детей рабочих, колхозни ков, служащих. Столько же учащих ся проходит подготовку в 120 сред них специальных учебных заведени ях. Вузы Черноземья ежегодно окан чивают около 10 тысяч человек по 150 специальностям. В числе выпу скников студенты из стран Европы, Африки, Азии. Такова современная экономическая география края, расположенного во глубине России. Николай ГАМОВ, корреспондент АПН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz