Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

2 Л е н и н с к ОЕ 3‘НАМ*Я 25 мая 1972 г., №121 (13 289) О ДН А ВЕЧЕРНЯЯ СМ ЕН А . . . -Ж Ж Коллек тивы промышленных предприятий области накопили богатый опыт использования резервов производства. Но, как подчеркивалось на XXIV съезде КПСС, усиление режима экономии, борьба с бесхозяйственностью должна стать одним из важ­ ных направлений повседневной деятельности пар­ тийных, советских, хозяйственных организаций, и работу на этом направлении надо всемерно усили­ вать. Наиболее эффективной формой вскрытия резер­ вов и борьбы с бесхозяйственностью стали у нас массовые рейды. Умело организованные, они помо­ гают выявить причины неритмичности в работе предприятий, простоев оборудования. В этом смыс­ ле целесообразность проведения рейда по исполь­ зованию рабочего времени на Липецком трактор­ ном заводе, казалось бы, не подлежит сомнению. Однако руководители завода на сей счет имеют собственное мнение. Секретарь парткома т. Григо­ ров намерение рейдовой бригады «Ленинского зна­ мени» посетить завод посчитал «явно нежелатель­ ным мероприятием». Еще более категоричен ока­ зался заместитель директора завода т. Ерошенко, который заявил: «Санкцию на проведение рейда я -------------------------------------------- * не дам». Отыскался и повод, соответствующий об­ становке, — директор завода в Москве, «без него никакую комиссию за порог проходной мы не пу­ стим», у нас, мол, завод особый. Рейд все же состоялся. Результаты его, пожалуй, и впрямь могут убедить, что Липецкий тракторный— предприятие «особое». Если иметь в виду уровень организации труда. А наблюдения членов рейдовой бригады заодно помогают выяснить и другое — почему некоторые заводские руководители не прочь вообще отказаться от каких-либо проверок деятель­ ности предприятия. ... * Тема нашего рейда —'использование рабочего времени во второй смене 18 мая. Под наблюдение были взяты наиболее стабильные цехи: сталелитей­ ный — этот коллектив по итогам работы за четыре месяца стал победителем заводского социалистиче­ ского соревнования, третий тракторный, который недавно подтвердил звание коллектива коммунисти­ ческого труда, и главный конвейер сборки тракто­ ров, без знакомства с которым наши наблюдения, разумеется, оказались бы неполными. Итак, вторая смена 18 мая... Ж-------------------------------- ------------------- В ЗАПАСЕ — ДНИ ОТДЫХА Начальник планово-экономическо­ го бюро сталелитейного цеха т. Ко- лыхалоза, говоря о достижениях ста­ лелитейщиков, сообщила, что кол­ лективу вручено переходящее Крас­ ное знамя предприятия, что успех достигнут благодаря «настойчивому использованию внутренних резервов производства». А между тем к 18 мая цех отставал от программы бо­ лее чем на сутки. Сталелитейщики задолжали 312 тонн литья. Из чего, откуда набежали эти сут­ ки? В чем причины отставания цеха от программы? Кое-что помогли выяснить «мол­ нии», развешанные в цехе. Оказы­ вается, 16 мая на плавильном отде­ лении 20 часов (!) простояла весо­ вая тележка № 3. В тот же день 2 часа не работала формовочная ма­ шина № 32, термические печи на участке траков простояли во второй смене 3 часа, в третьей — 6 часов. Во всех случаях причина одна и та же — несвоевременный, а то и нека­ чественный ремонт оборудования. А что же происходило во второй смене 18 мая? Еще утром вышла из строя зака­ лочная печь на участке траков. Про­ стой — четыре часа. Дневная смена поэтому недодала около 3500 траков, тем самым была нарушена ритмич­ ность сдачи траков во второй смене. Около часа не работал красиль­ ный участок обрубного отделения. На формовочных конвейерах оста­ новки следовали одна за другой и чаще всего из-за отсутствия подо- почных досок. Деревообделочный цех должен поставить за месяц ста­ лелитейщикам 550 подопочных до­ сок, но к 18 мая подал всего 130 штук. Простаивают не только формов­ щики. До 17.00 не работали залив­ щики конвейера № 3. Оказывается, еще в первой смене лопнул рогач разливочного ковша. Поломка пу­ стячная. Лопнул — замени другим. «А чем заменять? — сокрушается старший мастер плавильного отде­ ления т. Побежимов.—Я Устал про­ сить механика цеха Ермакова, что­ бы он сделал для нас несколько за­ пасных рогачей». Дважды в первой половине смены останавливался и формовочный кон­ вейер № 2. В результате подача литья в об­ рубное отделение осуществлялась неритмично, с большими перебоями. К 19.00 обрубщики участка крупно­ го литья вместо 19,7 тонны по плану сдали только 2,5 тонны продукции. Участок среднего литья сдал всего 3 тонны литья (план—14,3 тонны). Вполне естественно, что у нас, членов рейдовой бригады, появились сомнения относительно того, что сталелитейщики добиваются успехов благодаря «настойчивому использо­ ванию внутренних резервов произ­ водства». В цехе ведь только мечта­ ют о том дне, когда каждая рабочая минута будет использована с поль­ зой для дела. А пока — как бы ча­ сы сберечь, какие уж тут минуты... К тому же, время, как известно, «внутренних» резервов не имеет; одному хочется, чтобы оно быстрее мчалось, другому — потише, а оно движется себе, не считаясь ни с чьими желаниями. — Вот и нет! — заспорили с нами формовщики третьего конвейера. — И скоротечное время имеет кое-что про запас... Думаете, отставание на сутки наши руководители бедой счи­ тают? Ничего подобного! Впереди — четыре выходных дня. Это и есть «резерв». Сейчас простаиваем, зато в дни отдыха придется работать, догонять план. Догоним! Первый раз, что ли!». Так обстояли дела в передовом цехе завода. ФОРМУЛЕ ВОПРЕКИ В этот вечер на смену вышло 111 рабочих тракторного цеха № 3. Мы провели так называемое групповое наблюдение, взяв под контроль ра­ боту 73 человек. В итоге оказалось, что в течение смены без длительных простоев работало только 37 человек. Осталь­ ные 36 в общей сложности простоя­ мягко говоря, не отвечающие исти­ не, т. е. те, которые учитывали про­ стои свыше 5 часов. Но даже они оказались огромными. С начала го­ да в цехе из-за нескончаемых про­ стоев уже потеряно 1237 часов! (Повторяем, это только «учтенных»!) Вначале нам подумалось, что сво­ еобразное понимание существа по­ добных подсчетов исходит от т. Ки­ реева. Позже выяснилось, что и в других цехах завода не принято афишировать действительные дан­ ные, характеризующие неудовлетво­ рительное использование рабочего времени. Не потому ли секретарь парткома завода т. Григоров посчитал наш рейд «явно нежелательным меропри­ ятием»?. Р Е Й Д Г А З Е Т Ы « Л Е Н И Н С К О Е 3 Н А М Я». К А К И С П О Л Ь З У Е Т С Я Р А Б О Ч Е Е В Р Е М Я Н А Л И П Е Ц К О М Т Р А К Т О Р Н О М З А В О Д Е ! ли без дела... 88 часов 39 минут. Или, говоря языком экономистов, потери составили 10 процентов но­ минального фонда рабочего времени второй смены. В одной только контролируемой группе недодано продукции на сумму 220 рублей. Это при суточном объеме производства цеха — на три смены — в 12.400 рублей! По заверениям начальника смены П. П. Шепилова, вечер 18 мая ничем не отличался от всех прочих рабо­ чих дней. А если и отличался, то... в лучшую сторону. Стало быть, по­ тери времени, зафиксированные рей­ довой бригадой, — обычное явление для цеха. Однако, почему начальник смены был удовлетворен работой цеха? Объяснение пришло утром следую­ щего дня. Оказалось, что производ­ ственное задание на 18 мая вторая смена выполнила... иа 100 процен­ тов. Невероятно? Но объяснимо. Те, кому повезло, кто не стоял в ожидании заготовок, инструмента, отлично потрудились. И перекрыли высокой выработкой не менее высо­ кие потери своих товарищей. В дан­ ном случае, вопреки известной мате­ матической формуле, «плюс на ми­ нус» дало плюс. Но какова цена положительного результата? Можно ли считать вы­ полнение производственного зада­ ния полноценным успехом? Наконец, как руководство цеха относится к тому, что возможности коллектива используются едва ли наполовину? Наши вопросы застали руководи­ телей третьего тракторного врас­ плох. Данные, собранные рейдовой бригадой, оказались «чересчур вели­ ки». В цехе, оказывается, руковод­ ствуются другими, которые не могут вызвать особого беспокойства. — Мы учитываем только простои свыше 5 часов, — объяснил нам на­ чальник БТЗ цеха т. Киреев. — Ес­ ли рабочий простоял час, другой и даже 4 часа, про то мы в простой­ ных листах не указываем. Кстати сказать, недавно в цехе прошло партийное собрание, где об­ суждался тот же вопрос — о поте­ рях рабочего времени. Думаете, коммунистам объяснили действи­ тельное положение дел? Привели результаты проверок? Вовсе нет! На собрании фигурировали данные, «ДВИЖЕТСЯ И НЕ ДВИЖЕТСЯ»... Ровно В 17.00 начальник произ­ водственно - диспетчерского отдела завода т. Климов по селектору про­ вел с заместителями начальников цехов даже не совещание, а скорее опрос — какой цех, когда и сколько может подать на сборку недостаю­ щих детадей? Опуская техническую терминоло­ гию, мы записали цочтн все докла­ ды, которые, кстати, ничем не отли­ чались друг от друга. То и дело слышалось: «Простаиваем! Нет заго­ товок! Аварийная позиция! Сверх­ аварийная! Помогите, поторопите!». На заводе не было такого цеха, который бы сполна удовлетворял потребности соседей и главное— сборку. И каждый цех все силы бросал «На дефицит». Прессовый цех, например, из 400 наименований изделий 215 умудрился «перевести» в дефицитные. 68 наименований дета­ лей кузнечного цеха, как воздух, требовались остальным цехам. Теперь суммируем причины, иэ*за которых простаивали рабочие вто­ рой смены: несвоевременный ремонт и наладка оборудования, отсутствие деталей, заготовок, нехватка режу­ щего инструмента. Думается, наиболее существенной причиной является неудовлетвори­ тельная работа ремонтных служб завода. Службы эти малочисленны, а квалификация многих ремонтников низкая, поэтому проделать огромный объем работы они просто не в со­ стоянии И не только сталелитей­ щики обижаются на службу меха­ ника. Профилактический, заблаго­ временный ремонт оборудования по-настоящему не проводится ни в одном из основных цехов. Ремонт­ ники едва успевают устранять по­ ломки станков и машин. Никаких запасных «рогачей», шестерен, ника­ кой дублирующей оснастки они не имеют. «Правильно, — соглашается с на­ ми заместитель директора по про­ изводству т. Бу­ гаков. — В ре­ монтных службах у нас не хватает людей». Значит, для завода главным яв: ляется кадровый вопрос? Что ж, для каждого предприятия он главный. Но разве на каждом заво­ де, стараясь сократить количество вспомогательного персонала, пошли на сокращение ремонтных служб? А на тракторном именно таос и по ступили Теперь в том же третьем тракторном цехе в смене работают по три слесаря службы механика. Что они могут, если, к примеру, 18 мая вышло из строя сразу более десяти станков? Работа «по дефициту» — это всег да сиещка, и тогда уходят на зад­ ний план вопросы качества изделий. Кузнечный цех подал в третий трак­ торный (с большим запозданием) деталь А® 1002371. Подал с явными отклонениями от нормы. Но рас сматривать деталь некогда, надо наверстывать упущенное. И в треть­ ем тракторном люди встали к стан­ кам. Но при циновке режущий инст­ румент вышел из строя: кузнецы из­ готовили деталь с наплывами. Сколь­ ко было инструмента — весь был загублен к концу смены. А что де­ лать? Тут уж выбор малый — или ломай циновки, но выручай сборщи­ ков, или береги инструмент, но тог­ да возникнут осложнения на главном конвейере. Обычно останавливаются на первом варианте. На сборку де­ сяток деталей отправят, зато в сле­ дующей смене вновь случаются простои: не будет режущего инст­ румента. Естественно, при такой организа­ ции труда вопрос о планомерности в работе возникает сам собой. И мы задали его начальнику тракторного корпуса т. Шкатову. — Какая тут планомерность! — воскликнул он. — Живем одним ча­ сом! Что случится через два часа, из-за каких деталей будет простаи­ вать конвейер — никому неизвестно. И он оказался прав. Простояв полтора часа с начала смены потому, что не было рулевых тяг, главный конвейер двигался 25 минут, затем вновь остановился. Привезли рулевые тяги. Сборщики поработали 15 минут. И вновь оста­ новка. Нет кабин. Привезли кабины, но нет капотов. Появились капоты, кончились растяжки для навесной системы. Так всю смену. И был главный конвейер в работе всего-то 4 часа. 30 минут. А в итоге —- вместо 51 трактора по плану было сдано лишь 38. В мае не было еще такого дня, когда бы сборщики приступили к ра­ боте ровно в 16.00 (а перзая смена в 7.30). Ежедневно конвейер проста­ ивает не минуты, а по несколько часов. ...В полночь, покидая заводскую территорию, никто из членов рейдо­ вой бригады не мог взять в толк, какие «внутренние резервы произ­ водства» изыскивают трактороза­ водцы, если не научились еще беречь часы и сутки рабочего времени? Не­ ужто и впрямь очевидные промахи в организации заводского труда здесь намерены покрывать за счет работы в выходные дни? Ведь «кадровый вопрос» в том виде, в каком он су­ ществует для тракторного завода, вынуждает его руководителей пересмотреть принципы своей хозяй­ ственной политики. Администрации завода, парткому не мешает деталь­ но изучить причины, из-за которых только в последнее время с завода рассчиталось около 100 рабочих, а принято по вольному найму всего-то несколько человек. Одну из этих причин мы назовем. Это большие внутрисменные про­ стои, о чем свидетельствуют резуль­ таты рейда. Люди приходят на за­ вод работать, а не просиживать ча­ сы в ожидании незнамо чего... Рейдовая бригада: 3. ПЕНЬКОВА, оператор глав­ ного конвейера ЛТЗ, Н. БОРО­ ДИНА, нормировщица завода специиструмента и технологиче­ ской оснастки, В. ЮДИН, нешт. корр. «Ленинского знамени», В. САВЕЛЬЕВ, спец. корр. «Ле­ нинского знамени». Почти четверть века трудится машинистом на питьевой насосной станции Новолипецкого металлурги­ ческого завода Анна Григорьевна Фролова. Ей одной из первых присвоено высокое звание ударника комму­ нистического труда. Анна Григорьевна с честью оправдывает это почетное звание. На снимке: А. Г. Фролова. Фото А. Гирева. 9 Давняя дружба связывает коллек­ тив треста «Промстрой» и лев-тол­ стовских хлеборобов, животноводов и механизаторов. Хозяйственные связи с каждым годом становятся прочнее. Бывая в хозяйствах района, ви­ дишь, как велика рабочая помощь. В совхозе «Гагаринский» до минув­ шего года ощущались серьезные трудности с обработкой и хранением зерна. Шефы из второго управления «Металлурппрокатмоитаж» обсудили с работниками совхоза эту проблему и решили общими силами построить зерносущильный комплекс. Горячо взялись за дело начальники участ­ ков О. А. Жаронкин, В. М. Летчи­ ков, А. М. Витебский и другие спе­ циалисты и рабочие. Трудились мон­ тажники по-ударному. Директор совхоза В. В. Фролин, главный ин­ женер И. П. Моргачев и другие сов­ хозные товарищи всячески помогали им. В короткий срок на центральной усадьбе вырос комплекс, где полно­ стью механизирована обработка зерна, просушка сырого хлеба и по­ дача его транспортером на крытый ток емкостью девять тысяч тонн. А в этом году комплекс дополнит­ ся мельничной установкой КЗС-4. Можно будет на месте готовить до 45 тонн комбикорма в сутки. В ре­ шении этой задачи самое деятель­ ное участие принимает начальник управления «Металлургпрокатмон- таж-2» В. А. Упит и другие работ­ ники управления. Траншея для комбинированного силоса, большие емкости для аммиачной воды и мно­ гое другое — также дело рук липец­ ких монтажников. Они дали слово соорудить коровник с применением облегченных железобетонных кон­ струкций. Многое сделано и еще больше на­ мечается сделать совместными уси­ лиями строителей и тружеников села. Над совхозом «Знаменский» несколь­ ко лет шефствует второе управление того же треста. Отделочники тоже близко к сердцу принимают заботы селян. Один большой крытый ток они сдали хлеборобам к прошлогод­ ней жатве, еще два обещают соору­ дить к предстоящей уборке урожая. Г О Р О Д — * ♦ — И как замечательно строят, — говорит директор совхоза И. Е. Ро­ дионов. — Заготовки делают у себя в мастерских, а здесь буквально за день-два монтируют каркас тока. Вот уж поистине — дело мастера боится. В совхозе «Знаменский» продол­ жается сооружение силосных тран­ шей. Шефы постоянно помогают в строительстве и ремонте производст­ венных, жилых и культурно-бытовых помещений, в приобретении различ­ ных материалов. Подобных примеров много. Почти во всех лев-толстовских колхозах и совхозах промсгроевцы оставили о себе добрую память. Еще более ши­ рокие планы намечены на этот и последующие годы девятой пятилет­ ки. Недавно бюро Лев-Толстовского райкома партии и партком треста «Промстрой» провели очередное сов­ местное совещание. На нем были руководители подшефных хозяйств, ответственные работники треста. Мероприятия намечены большие. Наиболее весомые — строительство животноводческих помещений, силос­ ных траншей, крытых токов и бето­ нированных площадок, летних лаге­ рей для скота. Многие из этих объ­ ектов уже находятся в стадии стро­ ительства. Шефы решили помочь в строитель­ стве четырех коровников. В совхо­ зе имени Льва Толстого такое поме­ щение будет строить коллектив СУ-3, в «Домачевском» — пятое, в совхозе «Пламя» — девятое строи­ тельные управления, а гагаринцам помогут их друзья — монтажники. В мае строители начали нулевой цикл. Одновременно завозятся ко­ лонны, плиты и другие материалы. Намечено применить облегченные конструкции. -г- Плиты ПНС, например, потре­ буют вдвое меньше транспортных средств для доставки, — сказал на­ чальник СУ-5 Г. С. Гуркин. — К то­ му же они имеют утеплитель и стяж­ ку. В совхозе имени Максима Горько­ го будет достроен свинарник. По просьбе директора Н. И. Литвиненко коллектив СУ-4, где начальником А. А. Белоус, взялся за сооружение Дома культуры на триста мест. Сов­ хоз имеет для этого кирпич, известь, некоторые другие материалы. Шефы обеспечат нужными техническими средствами и проведут монтаж. Дом культуры решено открыть в буду­ щем году. Но, когда подводились итоги за истекший год и намечались планы на ближайшее время, выявились и не­ дочеты в организации шефской ра­ боты. Подверглись серьезной и обос­ нованной критике руководители уп­ равления гидромеханизации, где на­ чальником Е. Д. Колосов и секрета­ рем парторганизации Д. В. Черноу­ сое. Это управление около пяти лет строит мост в колхозе имени Ленина и никак не доведет дело до конца. Не лучше выглядит и второе управ­ ление «Юговостокэнерго м о н т а ж » (начальник М. И. Лизунав, секре­ тарь парторганизации В. С. Курох- тян). В колхозе «Красный путиловец» электрики в прошлом году начали было сооружать крытый ток, но так и не справились с этой задачей. На­ до полагать, что гидромеханизаторы и электрики учтут замечания и вы­ полнят свои обязательства по шеф­ ской помощи. Управляющий трестом В. В. Арте­ мов сказал на совещании, что стро­ ители могут сделать значительно больше того, что осуществлено и на­ мечено, если на своих строительных площадках будут экономить матери­ алы — кирпич, столярные изделия, бетон. Чтобы лучше контролировать ход работ перед жатвой, шефы и под­ шефные вновь встретятся, наметят меры разрешения возникающих сложых вопросов. Шефские связи крепнут. Можно не сомневаться, что они принесут много ценного, полезного для даль­ нейшего развития всех отраслей сельскохозяйственного производст­ ва в районе. И. БЛАНДОВЦЕВ, соб. корр.. «Ленинского знамени». Рыболовецкие артели Балыкшинского района Гурьевской области взяли обязательство выловить в нынешнем году более 50 тысяч центнеров рыбы. Хорошо начало весеннюю путину на реке Урал звено Ш. Айшабазова из колхоза Амангельды. На Гурьевский рыбо­ консервный комбинат уже отгружено 500 центнеров «живого сереб­ ра». На снимке: идет выборка невода. Фото Г. Кошкинцева (Фотохроника ТАСС). >ЛЛАААЛ/ЧА/>ЛААА/ЧААААЛАЛЛЛ^ААЛАЛ^А^>А^ААЛААААА/УЧЛААААЛЛ; Если вы, читатель, посмотрите на карту Советского Союза, там, к югу от Москвы, увидите несколько крупных городов. Орел, Курск, Воронеж, Тамбов, Липецк... Вокруг этих городов раскинулись широ­ чайшие земли. Это и есть Центрально-Черноземный район России. Черноземье, как коротко его называют. Земли здесь, действительно, черные: настолько могучие и жирные, что, как говорят крестьяне, воткни кол —дерево вырастет. Но прежде даже на этих землях простой люд бедствовал. Исслед уя на рубеже XIXи XX веков эко­ номику этих «...внутренних чисто русских губерний» — в основном Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской, — Владимир Ильич Ленин пришел к выводу, что здесь, как и всюду в дореволюционной России, ничтожная кучка помещиков узаконила рабскую эксплуата­ цию миллионов крестьян, превратила житницу «всея Руси» в оску­ девающий край, где безраздельно господствовала полукрепостниче- ская система. «Необходимым спутником ее, — писал Ленин, — была забитость н одичалость земледельца». И только Октябрьская рево­ люция 1917 года дала крестьянам землю м свободу, сделала рабо­ чих подлинными хозяевами фабрик и заводов. Сегодня мы предла­ гаем взглянуть на современную карту Черноземья. даст первый металл. Пойдут «в де­ ло» все шлаки. Завод станет первым в мире металлургическим предприя­ тием, на котором не будет никаких отходов. В индустриальном ожерелье Чер­ ноземья одна жемчужина дороже другой. Трактора Липецкого завода бороздят поля во всех уголках СССР и в других странах социали­ стического содружества, они завое­ вали на международных выставках три золотые медали. Многочислен­ ные промышленные предприятия есть в Орде, Курске, Белгороде, Моршан- ске, Ельце, Мичуринске, Ливнах, Се- милуках, Щигрзх — городах, мно- ка, тканей, одежды, обуви, продо­ вольственных товаров... О высоком качестве и значимости промышлен­ ной продукции ЦЧР говорит и тот факт, что она экспортируется в 65 стран мира. Как и во всей стране, в любом уголке Черноземья сейчас можно увидеть лееа новостроек. Только в Орловской области к концу девятой пятилетки (1971—1975 гг.) будут введены в действие 20 новых пред­ приятий, в том числе завод научных приборов в Орле, комбинат по про­ изводству минеральных удобрений близ города Ливны, закончится со­ оружение крупнейшего в Европе Ор- Б ОЛЬШЕ всего окажется на этой карте «молний» — таким значком традиционно поме­ чаются электрические станции. Пол­ века назад энергетическая база в крае отсутствовала. Сегодня — взгляните на карту — по всей тер­ ритории Воронежской, Орловской, Курской, Белгородской, Тамбовской, Липецкой областей расположены крупные тепловые электростанции. Производство электроэнергии по сравнению с 1940 годом увеличилось здесь более чем в десять раз. Кро­ ме того, Центрально-Черноземный район подключен к единой энерго­ системе европейской части СССР. А на берегу древнего Дона возводится крупнейшая в ССС° Нововоронеж­ ская атомная станция (АЭС). Два первых ее блока уже выработали для народного хозяйства более 10 миллиардов киловатт-часов электро­ энергии. Недавно на АЭС вступил в строй третий блок мощностью 440 тысяч киловатт, строится четвертый... Электричество — живая кровь со­ временного промышленного произ­ водства. Оно питает многочисленные здешние предприятия, среди которых больше всего, пожалуй, машиностро­ ительных. Если посмотреть на карту с севера на юг и с востока на за­ пад — то всюду можно увидеть «ше­ стеренку», которой, тоже по тради­ ц и и , обозначаются предприятия этой ВО ГЛУБИНЕ РОССИИ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТА СССР — КРУПНЫМ ПЛАНОМ отрасли. Экскаваторы и химическая аппаратура, монтажные краны и прессы, разнообразные станки, буро­ вое и горно-обогатительное оборудо­ вание с маркой предприятий ЦЧР хорошо известны в СССР и далеко за рубежом. Но, для того, чтобы делать маши­ ны и приборы, нужен металл. И если электричество можно за считанные дали секунды подать в этот район из других областей страны, то ме­ талл возить далеко и дорого. Ли­ пецк — этот уездный городок рань­ ше отмечался не на всех картах ста­ рой России. Рост и славу городу дал Новолипецкий металлургический за­ вод. С пуском прокатного стана «2000», равного которому еще нет в стране, на заводе завершен полный металлургический цикл: чугун—кон­ верторная сталь — прокат. Скоро в строй вступят новые, более мощные конверторы, агломерационная фаб­ рика, коксовая батарея. Сооружает­ ся крупнейшая в СССР доменная печь объемом 3200 кубических мет­ ров. Уже в нынешнем году она вы- гих из которых тоже не было на ста­ рых картах России... Ныне индустрия Черноземного Центра — большая опора в эконо­ мическом развитии других районов страны. Назовем лишь некоторые ви­ ды промышленной продукции, имею­ щие большое значение для хозяйства других республик СССР. Со стапе­ лей Воронежского авиазавода схо­ дит серийный ТУ-144 — сверхзвуко­ вой пассажирский самолет. Все зер­ ноочистительные машины, работаю­ щие в стране, выпущены на заводе «Воронежсельмаш». Около 60 про­ центов сахара, вырабатываемого в Российской Федерации, производится з Черноземье. Лавсан Курского ком­ бината химического волокна получа­ ют более 60 предприятий страны. Воронежский шинный завод выпу­ скает 25 типов различных шин. Этот район — один из ..-крупней­ ших в СССР по производству теле­ визоров, радиоприемников, часов, холодильников, электроаппаратуры, счетных машин, радиодеталей, каучу- ловского сталепрокатного завода. Но самые крупные новостройки расположены на территории КМА — Курской магнитной аномалии. Наказ В. И. Ленина о КМА: «Дело это надо вести сугубо энергично» — се­ годня стал девизом для каждого горняка и строителя. В 1975 году металлурги страны получат отсюда до 40 миллионов тонн железной ру­ ды. Колоссальные недра бассейна разрабатываются здесь прогрессив­ ным и экономичным открытым спо­ собом. Вместе с советскими людьми в этом рудном крае работают 3500 строителей из Болгарской Народной Республики. Из Чехословакии и ГДР на КМА поступают машины и обо­ рудование. Это примеры социалисти­ ческой взаимопомощи. Впоследствии рудные богатства КМЛ в немалой степени послужат дальнейшему раз­ витию экономики братских стран. Коренные изменения произошли за годы Советской власти и в сельском хозяйстве Черноземья. Оскудевав­ ший когда-то край «серых хлебов»— ржи и овса — сегодня наряду с Ук­ раиной, Поволжьем, Северным Кав­ казом является одним из основных поставщиков пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей, фруктов, мяса, молока... В распоряжении крестьян Черно­ земного Центра более 150 тысяч тракторов, десятки тысяч различных комбайнов, автомобилей и других машин. Потребление электроэнергии сельским хозяйством превышает здесь 650 миллионов киловатт-часов в год. Все полевые работы, а также посев и уборка зерновых, подсолнеч­ ника, кукурузы полностью механизи­ рованы. Исчезли в степи хутора, насаж­ давшиеся когда-то царским режи­ мом. Теперь колхозники и рабочие совхозов живут в благоустроенных поселках. В Черноземье работают около 40 тысяч библиотек, более Б тысяч клубов, дворцов и домов культуры. В Воронежской области, например, жители ежедневно полу­ чают более 3 миллионов экземпляров газет и журналов. Вспомним картину, описанную В. И. Лениным в его труде «Разви­ тие капитализма в России»: сотни тысяч обездоленных, нищих крестьян Черноземья бредут по России в по­ исках заработка, куска хлеба... Статистика говорит: неграмот­ ность населения достигала по райо­ ну 80 процентов, здесь не было ни одного вуза. Сегодня здесь, как и по всей стране, завершается введение обязательного среднего образования. В 23 вузах и Воронежском универси­ тете обучаются более 100 тысяч сту­ дентов — детей рабочих, колхозни­ ков, служащих. Столько же учащих­ ся проходит подготовку в 120 сред­ них специальных учебных заведени­ ях. Вузы Черноземья ежегодно окан­ чивают около 10 тысяч человек по 150 специальностям. В числе выпу­ скников студенты из стран Европы, Африки, Азии. Такова современная экономическая география края, расположенного во глубине России. Николай ГАМОВ, корреспондент АПН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz