Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 13 мая 1972 г., № 111 (13 279) „ТОЛ ЬКО ВТРУДЕ ВМЕСТЕ МОЖНОСТАТЬ НАСТОЯЩИМИ С РАБОЧИМИИКРЕСТЬЯНАМИ КОММУНИСТАМИ1' в. и. ле нин от Многие из вы- этих п « г ^ ! !!ПИЖаиевТ„СпПКОНеЧ учебного года в школах, и все чаще в редакцию поступают письма пускников с вопросами, куда поити учиться или как получить ту или иную профессию вопросов касаются училищ системы профтехобразова ния. вв,„«ии«НДа|1е 1973 Г° Да намечается проведение очередного IV областного съезда общественности, пос вященного коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, на котором будут обсуждаться проблемы профориентации учащейся молодежи. 1 В связи с этим очередную «Страницу педагога и родителя» мы посвящаем деятельности училищ " ^ ФЛССИОНаЛЬНОГ^ техничесяого образования, а, отвечая на запросы читателей, попутно расскажем, ка кие ведущие профессии требуются сейчас и где их можно получить. и » • • • * * кадроа Н А Ш И Р О К У Ю Ж И З Н Е Н Н УЮ Д О Р О Г У Г ЛАВНОЙ КУЗНИ ЦЕЙ кв алифицированных для всех отраслей народного хозяйства являются училища системы профтехобразования, двери которых гостеприимно открыты для всех желающих стать в ряды рабочего класса нашей страны. Они гото вят специалистов 1100 профессий, и только с 1941 по 1970 год дали народному хозяйству более 23 миллио нов рабочих. XXIV съезд КПСС наметил дальнейшее развитие профессионально-технического образования. В новой пятилетке предстоит увеличить подготовку квалифици рованных рабочих в профтехучилищах в таком объ еме, чтобы молодежь, как правило, получала специ альность до поступления на работу. На Всесоюзном слете студентов Л. И. Брежнев гово рил, что характер труда советских людей меняется буквально на глазах. То, что сегодня делает рядовой рабочий, колхоз- _____ ный механизатор, ■“■ ■ ■ ■ — —-■——ш » — еще в недавнем, прошлом, счита лось доступным только инженеру или технику. Так шагнули вперед наши наука и тех ника, возросло профессиональное мастерство лю- чп— ■■■ и.. .......... дей. Каковы основные черты и качества современного квалифицированного советского рабочего? Он должен иметь отличную профессиональную подготовку, быть мастером своего дела. Это грамотный, политически развитый, культурный человек, активный обществен ник, умеющий по-государственному мыслить. Для него превыше всего общественное благо. Быть по-настоящему квалифицированным рабочим на заводе или механизатором в колхозе и совхозе — по четно и ответственно. И к этому надо готовиться серь езно и вдумчиво, а сделать это помогут профессио нально-технические училища. Пройдет немного времени, и выпускники школ по лучат аттестаты об образовании, открывающие дорогу к труду и дальнейшей учебе. Их много, этих дорог, и все они ведут к делам полезным, нужным нашему об ществу. Сейчас очень важно правильно выбрать наи более верную. И мы, ваши старшие товарищи, готовы помочь молодежи в этом. Страна наша идет к осуществлению всеобщего сред него образования, но получить его можно • теперь не только в средней школе. Открылся еще один интерес ный и эффективный ПУть: через профтехучилища с трехлетним сроком обучения, в которых юноши и д е вушки будут получать и профессиональную подготовку по избранной специальности, и аттестат о среднем об разовании. Число таких училищ быстро растет. В области их сейчас девять. В них занимаются около четырех тысяч учащихся. Первые выпуски показали, что такие учебные заведения дают основательные и прочные знания в объеме средней школы. Мы будем ежегодно открывать новые средние проф техучилища и к концу пятилетки их станет не менее двадцати с общим числом учащихся более 10 тысяч человек. ; Восьмикласснику, подкупающему в такое училище, важно понять, что профессиональная подготовка и об щее среднее образование, а в дальнейшем — трудо вой опыт и рабочая закалка, полученные в одном из производственных коллективов, откроют дорогу к ус пешному получению высшего образования. Непрерывно растущие потребности в квалифициро ванных рабочих кадрах призваны удовлетворить техни ческие училища с 1—2-годичным сроком обучения. Та ких училищ у нас в области шесть. Они готовят рабо чих для металлургии, машиностроения, строительства Восьмиклассник в профтехучилищах с двухгодичным сроком обучения может получить не только специаль ность, но и общеобразовательную подготовку за девя тый класс. А потом, работая, можно продолжать обра зование в вечерней средней школе. В технические училища для обучения наиболее сложным профессиям, таким, как машинисты электро кранов, операторы установок непрерывной разливки стали, электрослесари по КИП и автоматике и другим принимается молодежь со средним образованием. Зна ния, полученные юношами и девушками в школе, до полняются в училище теорией таких предметов, как спецтехнология, материаловедение, технология метал лов, техническая механика, электротехника, политэконо мия. В тесном сочетании с производственным обуче нием на одном из предприятий эти знания явятся хо рошей основой для высокого мастерства и продолже ния образования, особенно в технических вузах. Кто хочет стать рабочим металлургического завода, может пойти в училище № 27 и N° 10 г. Липецка. Ре шил посвятить себя почетному делу строителя? Почти полтора десятка училищ готовят рабочих по самым разным строительным специальностям. Механизаторами широкого профиля, умелыми земледельцами помогут стать сельские профтехучилища. Хочешь быть связи стом, иди в техническое училище № 11 , которое выпус кает контролеров связи по эксплуатационно-техническо му обслуживанию и ремонту станционного оборудова ния междугородных телефонных станций, операторов почтово-телеграфно-телефонной связи, монтеров связи по эксплуатационно-техническому и ремонтно-станцион ному оборудованию и т. д. В ряде училищ готовят швей, а в училище № 3 г. Липецка—работников торговли и об щественного питания. С 1 сентября открывается новое училище, в котором будут получать подготовку работ ники сферы бытового обслуживания по специально стям: наладчик швейных машин, закройщик женского и детского легкого платья, закройщик мужской и жен ской верхней одежды, слесарь по ремонту электропри боров хозяйственно-бытового назначения, парикмахер, слесарь-авторемонтник, радиомеханик по установке и ремонту телевизоров и радиоприемников. Словом, как у Маяковского: «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Я, видимо, не ошибусь, если скажу, что очень многие юноши и девушки не знают, что представляют собой наши училища, какие условия созданы в них для полу чения молодежью профессиональной подготовки, а те перь — и общего среднего образования. В связи с этим не мешает еще раз напомнить, что государство забот ливо и щедро дает огромные средства на строитель- шЯшшшш^т^ш^ ш^т1тш^тяяяя^ шшшшяяштятшгтятт ство и оборудова- ние училищ. Мы строим теперь це лые комплексы, в которые входят учебные корпуса учебно - п р о и з водственные ма стерские, актовые и спортивные за лы, столовые ' и общежития. Шесть таких комплексов а до конца пятилетки будет со- уже введены в строй оружено еще десять. Давайте посетим, к примеру, техническое училище № 20 и городское профтехучилище № 21 в Липецке. Вы входите в просторный, со вкусом оформленный вестибюль. На первом этаже расположена часть каби нетов, служебные помещения, столовая. Пройдя по ко ридору, попадаете в учебную мастерскую. Это, по су ществу, небольшой заводской цех, с новыми станками и другим оборудованием. Светло, просторно, чисто, уютно. Поднимитесь на второй и третий этажи, и вы увидите просторные, полные света и воздуха классы учебные кабинеты. В них типовая учебная мебель, мно го наглядных пособий, тематических стендов. В учебных кабинетах — макеты и действующие модели, тренажеры и другие обучающие устройства, киноаппараты, проек- торы, магнитофоны, телевизоры, схемы, таблицы, пла каты — все необходимое для активного и содержа тельного обучения. В актовом зале, двухсветном и вместительном, — удобные кресла, большие сцены, радиоузлы, киноаппа раты. В нем проводятся собрания, тематические вече ра, читательские конференции, демонстрируются филь мы, даются концерты самодеятельности. В высоких, просторных, хорошо оборудованных спорт залах проходят уроки физкультуры, занятия гимнасти ческих секций, спортивные игры. В спортивных коллек тивах идут занятия и соревнования по футболу, волей болу, баскетболу, велоспорту, самбо. Есть у нас и свои мастера спорта и чемпионы. Мы упомянули о технических средствах обучения. Их много. Одних только проекторов различных марок бо лее шестисот. Для производственного обучения в мастерских учи лищ есть сотни различных станков — токарных, Фре зерных, шлифовальных. Сельские профтехучилища имеют тракторы, комбайны, автомашины и много дру гого оборудования. Обучение по предметам учебной программы сочета-' ется не только с занятиями в учебно-производствен ных мастерских, но и с практикой в цехах базовых пред приятий, таких, как Новолипецкий металлургический за вод, тракторный и другие, на строительных площадках, на полях колхозов и совхозов. Все училища имеют библиотеки с общим фондом бо лее 300 тысяч книг. Среди них учебная, политическая, научно-популярная, художественная литература. Книго люб, охотник до чтения найдет для себя много инте ресного. В кружках технического творчества, в группах рацио нализаторов и изобретателей учащиеся создают маке ты и действующие модели, схемы, тренажеры, изготов ляют наглядные пособия для учебных кабинетов. При желании каждый может заниматься в кружках фото, радио и кинолюбителей. Учащиеся принимают участие в областных фестивалях, в смотрах технического творче ства, художественной самодеятельности. У нас работают хоровые и танцевальные коллективы. Многие ребята занимаются в духовых оркестрах, имею щихся почти во всех училищах. Есть у нас и сводный духовой оркестр, в котором более трехсот музыкантов. Четырнадцать лет назад был создан ансамбль «Тру довые резервы», завоевавший' широкую известность не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. Ансамбль ежегодно выступает на сценах Москвы,* 601 - вал в зарубежных поездках, неоднократно получал звания лауреата смотров и конкурсов—всесоюзных и всероссийских. Ежегодно ансамбль пополняется наибо лее способными певцами и танцорами из числа ребят и девчат, поступающих в училища. Многие учащиеся училищ области находятся на го сударственном обеспечении, на что расходуется бо лее двух миллионов рублей. Более пяти с половиной тысяч учащихся живут в общежитиях, почти два мил Лиона шестьсот тысяч рублей ежегодно идет на выда чу стипендии. Велики и радостны успехи нашего народа, строяще го коммунизм. Быть участником этих трудовых сверше ний —■почетное и славное дело. В. СУХАНОВ, начальник облуправления профтехобразования. АМ НУЖНЫ люди, со четаюгцйе высокую поли тическую с о з н а т е л ь ность с хорошей профессиональной подготовкой, способные со знанием дела решать вопросы развития эко номики и культуры, владеющие сов ременными методами управления». Так сказал на XXIV съезде партии Генеральный секретарь ЦК, КПСС Л. И. Брежнев. И эти слова точно отражают требования времени. Пред приятия сегодня ждут такие кадры, которые вооружены знаниями по следних достижений науки и техни ки, основ экономики, словом, всем тем, что отвечает современным тре бованиям производства. Такую под готовку должны давать будущим ра бочим профессионально-технические училища. Липецк недаром называют горо дом металлургов. Эта отрасль — ве дущая в промышленности областного центра. А ведущим предприятием в ней является Новолипецкий ордена Ленина металлургический завод. На нем металл проходит весь путь от руды до стального высококачествен ного листа. Из железной руды, ка менного угля и других минералов ра бочие завода производят агломерат и кокс, чугун, сталь и прокат, азот ные удобрения и строительные мате риалы. Продукция Новолипецкого металлургического завода идет во многие города нашей Родины и в за рубежные страны. За последние годы зазод очень сильно вырос. Построены новые кок сохимические батареи, агломерацион ные ленты, доменные печи, конвер торный цех, листопрокатные станы с автоматизированными процессами, кислородный цех и многие другие. Впервые в практике металлургии на заводе освоены печи непрерывного отжига, установки непрерывной раз ливки стали, приемы разливки ме талла методом «плавки на плавку». Завод стал настоящей исследова тельской лабораторией металлургии. В коллективе плечом к плечу тру дятся ученые и исследователи, инже неры и техники, квалифицированные рабочие. Развитие завода — процесс непре рывный. Сейчас, например, строятся МЕТАЛЛУРГИ Ю Н Ы Е Д ЖДУТ Р У 3 ВАС, Ь Я! мощная доменная печь, второй кон верторный цех, серия прокатных це хов. Вместе с предприятием растут и его люди. Многие рабочие прошли у нас славный путь от ученика до ко мандира производства. Так, бывший выпускник технического училища слесарь Е. Гамов, работая на заводе, окончил без отрыва от производства институт стали, а затем аспирантуру, защитил диссертацию, получил зва ние кандидата технических наук и сейчас продолжает упорно работать. Подобных примеров можно привести много. ! Современное оборудование метал лургических цехов нельзя доверять необученному человеку. Непрерыв ный процесс развития завода требует постоянной подготовки специалистов новых профессий. Чтобы эта подго товка шла планомерно, на базе пред приятия работают три училища: го родское профессионально-техническое училище № 10, техническое № 27 и вечерне-сменное городское профес сионально-техническое № 16. В ГПТУ-10 срок обучения три го да. Принимают в него молодежь с образованием 8 классов и, готовя квалифицированных рабочих, одно временно дают им и среднее образо вание. В техническом училище № 27 срок обучения один — два года. В нем получает рабочую профессию моло дежь, уже имеющая среднее образО' вание. В вечерне-сменном ГПТУ-16 учат ся без отрыва от производства рабо чие завода, желающие повысить свою квалификацию или изучить вторую профессию. Ежегодно три училища выпускают 500—700 квалифицированных специа листов. Но становление рабочего в них только начинается. Наиболее полное развитие необходимых ка честв, профессиональная и граждан ская зрелость приходит к юношам и девушкам в производственном кол лективе. Именно в нем шлифуются и закаляются характеры, воспиты вается у рабочего чувство причаст ности ко всему тому, чем живет бригада, участок. Каждый год во Дворце культуры у нас в праздничной обстановке про водится торжественное «Посвящение в рабочие». Учреждено высокое зва ние «Почетный работник завода». В числе удостоившихся этого звания есть и бывшие воспитанники проф техучилищ — Н. Шлокин, В. Коче- гарова. В этом году исполняется 25 лет с того дня, как в ферросплавный цех пришла группа плавильщиков — вы пускников училища. Все они до сих пор работают в цехе. Некоторые из них окончили институты и стали на чальниками смен, мастерами. В. Тка ченко, А. Ситников, Д. Петров воз главляют бригады коммунистического труда. В доменном цехе мастером работает выпускник училища Ю. Со рокин. Примеров творческого роста выпускников училищ в производст венном коллективе очень много. Нередко дорога через училище на завод становится семейной тради цией. В свое время окончил техниче ское училище старший мастер газо вого цеха Николай Федорович Собо лев, там же обучались и его два сы на Виталий и Юрий. Многие воспитанники училищ ны не отмечены правительственными на градами. Упомянутый выше Николай Федорович Соболев награжден орде ном Октябрьской революции, слесарь Л. Гилевский — орденом Ленина, слесарь А. Кузин — орденом Трудо вого Красного Знамени. Этот список можно продолжить. Училища, обслужизающие завод, стали подлинной трудовой школой, воспитывающей организованных, вы сокоразвитых, образованных специа листов. Коллектив предприятия в своих планах на будущее предусматривает построить новые учебно-производст венные мастерские для ГПТУ-10 и ТУ-27, комплекс зданий для нового училища. Нам требуются агломератчики, до менщики, сталевары, электрики, сле сари, кузнецы, маляры, огнеупорщи- ки и специалисты других профессий. И любую из них можно получить в липецких профессионально-техниче ских училищах. Выбирайте, юноши и девушки, любое и получайте ту про фессию, которая вам по душе. Ме таллурги ждут вас, молодые люди, в свои ряды. С. КОЛПАКОВ, директор Новолипецкого ордена Ленина металлургического завода. Г >/\ЛЛЛЛЛ/\ЛЛ/\/\/^\Л/\/'>/'|/\Л/\/\/\/\/,\/>/\ЛЛЛ/'>Л/\ЛчЛЛ/\/\/\ЛЛЛЛЛЛ/Ч/\/\Л/\/\ЛЛЛЛЛ/\/\/\ЛЛ/\/1 ЧТОБЫ САДЫ ЦВЕ ЛИ МЫ БУДЕМ МЕХАНИЗАТОРАМИ Окончив 8 классов Хлевенскон средней школы, мы решили стать трактористами. Поступили учиться в Хлевенское профтехучилище № 3. Оно готовит трак- тористов-машинистоз широкого профиля. Теоретический к\рс мы проходили под руководст вом преподавателей В. П. Овцинова, М. Ф. Ворони на, М. П. Числова, Е. И. Пожидаева и других. Само стоятельной работе на колесных и гусеничных трак торах и на комбайнах обучил нас мастер производст венного обучения В. С. Черкасов. Учебную практику проходили в учебном хозяйстве, которое располагает 600 гектарами земли. Все работы по возделыванию сельскохозяйственных культур вы полняют учащиеся под руководством мастера и пре подавателей. Занимаясь в профтехучилище, мы продолжали уче бу в школе. Весной, после окончания 10 класса и прохождения теоретического курса в профтехучили ще, группа отправилась в хозяйства района на про изводственную практику. Н. Тишков работает в мех- отряде районного отделения «Сельхозтехники». В. Карасиков трудится в Хлевенском СМУ на трак торе Т-40. Все учащиеся нашей группы получили тракторы и самостоятельно управляют ими в колхо зах и совхозах. При этом неплохо зараоатывают. Сейчас мы стремимся закрепить полученные зна ния на практике и хорошо подготовиться к сдаче государственных экзаменов. Надеемся получить пра ва не только трактористов-машинистов, но и шоферов II 1-го класса. н. тишков, И. ЕФАНОВ, учащиеся Хлевенского профтехучилища № 3. л а Вот уже год, как я окончил училище № 21 г. Липецка и получил специальность налад чика деревообраба- И б о У чг я ; тывающих станков. Хо- стью вспоминаю учи- чу сказать, что своей лище, где получил специальностью и ра ботой доволен. Все знания и первые тру- время с благодарно- довые навыки, где и щ у мне привили любовь к профессии. Ю. БАТУРОВ, * наладчик станков ДОЗ треста «Железобетон». Наш совхоз «Агроном» известен как передовое садоводческое хозяй ство, в котором трудится много опытных мастеров своего дела. Ква лифицированные кадры рабочих ему дает сельское профтехучилище № 1 , которое было организовано в 1952 году. За это время оно подготовило более двух тысяч садоводов, работа ющих ныне в совхозах и колхозах области и других местах нашей стра ны. Производственное обучение уча щиеся проходят непосредственно в промышленных садах совхоза «Аг роном». На практике они оказывают большую помощь нашему хозяйству в выполнении производственных пла нов. С другой стороны, работая вме сте с постоянными рабочими, они ов ладевают передовыми методами тру да, новейшими достижениями науки и техники. Мастера производственного обуче ния тт. Т. С. Андреева, И. Р. Слобо- денюк, В. А. Кацай, Е. Г. Панченко и А. Н. Гревцева, воспитанники это го же училища. Окончили его и тепе решние руководители садоводческих бригад коммунистического труда 3. Т. Петрова, 3. В. Пронина, Е. Н. Косякина и В. И. Решетнеза. Многие выпускники училища еже годно остаются в совхозе. На каж дом отделении для них имеются бла гоустроенные общежития. В совхозе есть прекрасный Дом культуры и столовая. Пока училище находится в двух приспособленных зданиях, но уже заложен и скоро будет построен типовой комплекс на 300 мест. Мы твердо убеждены, что в вы полнение новых задач, поставленных XXIV съездом КПСС по дальней шему развитию народного хозяйства, большой вклад внесут учебные за ведения профессионально - техниче ского образования. Г. КОПАЛИИ, директор совхоза «Агроном», Герой Социалистического Труда. Идут занятия в лабо ратории контрольно-из мерительных приборов и автоматики ТУ № 27. На верхнем снимке слева вы видите, как в этой лабо ратории дают задание роботу. Новую програм му для него устанавли вают учащиеся А. Воло китин, В. Козявин и ма стер производственного обучения В. И. Двуре- ченская. На снимке рядом — занятия ведет заслужен ный учитель профтехоб разования РСФСР Н. М. Герович. На нижнем снимке — мастер произ водственного обучения М. И. Бирюков с учащи мися В. Плотниковым и В. Копыловым настраи вают электронные потен циометры. " Фото Ю. Ардашева. ☆ ВСЕМОГУЩИЕ РУКИ СТРОИТЕЛЯ Страница подготовлена нештатным ского знамени* отделом школ яЛенин- Строитель — это человек, который создает будущее. Его руки прокла дывают новые дороги, возводят кор пуса заводов, дарят людям прекрас ные города. Строитель — профессия вечная. Потому что людям всегда будут нужны красивые здания: новые шко лы, дворцы культуры, кварталы жи лых домов и целые города. Когда-то, приезжая из деревни в Липецк, я часто останавливалась на улицах в изумленНй^ передо мной вдруг вставали во всей красе то ог ромный магазин, то сверкающая большими окнами школа. Нет, я не завидовала тем, кто живет в таких домах, учится в такой школе. Мне хотелось быть с теми, кто дарит лю дям новые квартиры, кто отделыва ет стены домов, распахивает двери дворцов и кинотеатров. Вот поэтому меня не мучил вопрос «Кем быть?», когда два года назад я заканчивала восьмой класс. Знала —- буду строителем. И вот я в городском среднем про фессионально-техническом училище Ха 26. Выбрала специальность обли- цовщика-нлиточника-мозаичника. Но вое, современное здание училища мне понравилось. Светлые, хорошо обо рудованные кабинеты, большой спортивный зал, актовый зал, обще житие. На первый взгляд, уроки в училище похожи на занятая в сред ней школе: нам преподают алгебру, физику, литературу, химию — ведь мы должны получить, кроме профес сии, и среднее образование. Спецтехнология и материаловеде ние — эти два слова несведущему человеку, пожалуй, ничего не ска жут, но мы, изучая эти дисциплины, постигаем тайны мастерства, овла деваем теорией облицовочного дела, чтобы потом применить ее на прак тике. В училище все предназначено для того, чтобы мы стали не только хо рошими специалистами, но и образо ванными и культурными людьми. После уроков мастера и воспитатели стараются интересно организовать наш досуг. Особенно хорошо в учи лище поставлена спортивная работа. Я с удовольствием занимаюсь в ба скетбольной секции. Наша команда участвовала в городских соревнова ниях, ездили мы в Елец и в Воро неж, принимали спортсменов этих городов у себя. Успеваю я участвовать и в худо жественной самодеятельности. А, кроме того, для любой девушки вов се не лишне уметь танцевать совре менные бальные танцы. А сколько фильмов я уже посмот рела! Не только в кинотеатрах горо да, но и в самом училище мы два раза в неделю смотрим кино. Ходим коллективно в театр, обсуж даем сообща его постановки. Почти два года я в училище. По полнился не только багаж моих зна ний по общеобразовательным и спе циальным предметам. Я очень мно го узнала на тематических вечерах, интересных лекциях и беседах. Чув ствую, что духовно стала богаче. А главное — освоила свою профессию, научилась многому. Время производственной практики. Мы вышли на строительный объект. Вы никогда и нигде не увидите та кого утреннего солнца, какое встре чает нас на лесах новостройки. Дом рождается вместе с ясной зарей, он пропитывается свежестью утреннего ветерка, наполняется ранним шумом. А на стенах так и хочется оставить те нежные, розовые блики, в которые окрасили их лучи восходящего солн ца, чтобы люди, пришедшие в этот дом, ощутили красоту жизни, ра дость труда, счастье наших дней. Я вижу свой город, вбираю в себя простор и синеву неба, а перед гла зами—мои будущие новостройки, вся земля, где так много дел строителям. Очень много хочется сделать, потому что все, что дает мне Родина, невоз можно оценить. Н. БАННИКОВА, учащаяся ГПТУ № 26.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz