Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
п апреля 1972 г., >6 8$ (13 25-0 Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ 3 С Е Г О Д Н Я — Д Е Н Ь К О С М О Н А В Т И К И Ч Е Л О В Е К О С В А И В А Е Т К О С М О С Ч е л о в е к н а б о р т у к о с м и ч е с к о г о к о р а б л я ф А в т о м а т и ч е с к и е с т а н ц и и и с с л е д у ю т В с е л е н н у ю ф К о с м о с — п р о и з в о д с т в е н н о - с ы р ь е в а я б а з а ч е л о в е ч е с т в а ! 12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток», пи лотируемый летчиком-космонавтом Юрием Гагариным, был выведен на орбиту спутника Земли. Облетев вокруг планеты, он совершил благо получную посадку в заданном райо не через 108 минут. Всего через три с половиной года после запуска первого советского искусственного спутника Земли, ознаменовавшего начало космической эры, в космос шагнул человек. С 1969 года по решению М ежду народной авиационной федерации 12 апреля отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики. Это решение — одно из свидетельств признания исторического значения полета Юрия Гагарина, признания грандиозных достижений советского народа в покорении космоса. На первый взгляд, может пока заться странным, что в век высоко развитой техники, автоматики и те лемеханики на борту космического аппарата должен ещ е находиться и человек. Тем более, что автоматы убедительно продемонстрировали свои достоинства, а часто и преиму щества. Изучение космического простран ства связано с большой затратой средств. И в этом отношении авто матические аппараты значительно выгоднее пилотируемых, особенно для проникновения в удаленные и труднодоступные районы Вселенной —на планеты Солнечной системы. Насыщенные разнообразной науч ной аппаратурой, они позволяют получить и затем передать на Зем лю по радиотелеметрическим и те левизионным каналам большой объ ем информации об этих районах и протекающих там физических про цессах. Созданы также автоматиче ские аппараты возвращаемого типа, которые обеспечивают доставку р е зультатов измерений на Землю для последующей их обработки. Когда же в полезную нагрузку космических объектов включается вес не только самого человека, но и всех систем жизнеобеспечения, ко личество собственно исследователь ских приборов ограничивается. К этим рассуждениям всегда примеши ваются и соображения случайной опасности, подстерегающей челове ка в космосе. И все ж е мы думаем именно о полетах человека. Что же касается автоматических исследований Все ленной, то предпринимаемые в этой области советскими учеными экспе рименты необходимы и закономер ны. Они помогают прокладывать все бол ее надежные пути проникновения человека в космос. С каждым годом научно-исследо вательские возможности космиче ских полетов человека расширяются. Если на начальном этапе реализации программы этих полетов основное внимание обращалось на изучение того, как человек переносит условия полета, то сейчас космонавты не только живут, но и работают в кос мосе. Необходимо подчеркнуть, что непосредственное участие человека в проведении тех или иных экспери ментов в космосе представляет со бой одно из важных условий под линно научного исследования. Чело век обладает уникальными способ ностями наблюдать, накапливать и анализировать полученную инфор мацию, хранить е е в памяти и ис пользовать для немедленного при нятия правильного решения в не предвиденных обстоятельствах. При этом не следует забывать и о под сознательной деятельности челове ческого мозга, об интуиции, которая Р а с с к а з Ы в а е ш а к а д е м и к А н а т о л и й Б л а г о н р а в о в лежит за пределами возможностей кибернетических машин. Следует отметить особую роль человека при исследовании кратко временных нерегулярных процессов в космосе. В экспериментах на авто матических станциях они могут быть не замечены, потеряны среди дол говременной информации. Космо навт-специалист не только обратит на них внимание, но и сможет вы полнить комплексные исследования, наблюдая сопутствующие явления, выявить объекты и процессы, пред ставляющие наибольший интерес для исследований, обобщить пока зания приборов, а если потребуется —изменить программу измерений и продолжить эксперимент в нужном направлении. Трудно даж е перечислить все возможные области исследований, которые выполняются или будут вы полняться в космосе человеком. С помощью космических лабораторий могут изучаться природные ресурсы нашей планеты, исследоваться око лоземной космос и меж звездное пространство. Даже обычные визу альные наблюдения человека из космоса обладают огромными д о стоинствами. Работников сельского хозяйства, скажем, интересуют со стояние почвы в предпосевной пе риод, ее влажность, температура— и все это для гигантских территорий. Мореходов — состояние поверхно сти океана, его волнение. Рыбаков— наличие рыбы в том или ином райо не моря. Причем информация должна быть оперативной, особенно если это касается, например, штор мовых предупреждений и данных о различных стихийных явлениях. И в этом случае 'присутствие на борту корабля специалиста неоценимо. Он не только мгновенно оценит ситуа цию, но и сделает квалифицирован ные выводы о развитии того или иного метеорологического процесса. Успользуя разнообразную и доста точно сложную аппаратуру, даст значительно более полную картину оптического наблюдения, чем это доступно автоматам, снабженным, скажем, телевизионной системой. Наблюдения геолого-географиче ских и других объектов земной по верхности вели, например, экипажи кораблей «Союз». Полученные при этом материалы сравнивали с дан ными обычных аэрофотосъемок. Ученые убедились в преимуществах космической фотографии для реше ния многих сложных проблем. Уже сейчас можно утверждать, что одними лишь научно-исследователь скими работами космическая дея тельность человека не ограничится. Космическое пространство может стать производственно-сырьевой ба зой человечества. В специфических условиях космоса и небесных тел могут быть с высокой эффективно стью организованы многие произ водственные процессы, небесные те ла станут источником ценного сы рья. Не исключено также, что мы вынуждены будем выносить за пре делы Земли различные энергетиче ские установки. Это может оказаться необходимым, так как их работа не избежно связана с выделением в окружающую среду тепла, что в конце концов может привести к не предвиденному изменению природ ных условий. Разумеется, все это пока отдален ное будущ ее станет реальностью только при соответствующем уров не техники космических полетов. По м ере увеличения продолжительно сти полетов все большее значение приобретает, например, задача соз дания условий нормальной жизне деятельности и работоспособности экипажей космических кораблей. В частности, о невесомости мы знаем еще далеко не все. Не исключено, что человек, развивавшийся миллио ны лет в условиях гравитационного поля Земли, вообще не приспособлен к продолжительному пребыванию в невесомости. В таком случае мы вы нуждены будем создавать на борту кораблей искусственную силу тяже сти. Не м енее важным фактором, оп ределяющим возможность и про должительность космических поле тов человека, является воздействие проникающей радиации, прежде все го солнечных космических лучей. Словом, проблем еще очень и очень много. Однако уже сейчас созданы хорошие предпосылки для успешного решения некоторых за дач. Можно не сомневаться, что в самое ближайшее время мы станем свидетелями новых космических д о стижений, которые будут оказывать все большее влияние на жизнь лю дей. (АПН). Шы с л и о Г а г а р ы я г е Дмитрий Налбандян, народный художник СССР.—Это был откры тый, обаятельнейший человек. Он смеялся как-то по-своему, по-га гарински. Юрий Антипов, Герой Советского Союза, заслуженный летчик- испытатель СССР. — Слава не обременяла его. Он никогда не ду мал о том, какое производит впечатление. С ним было легко и просто. Виктор Клюев, депутат Верховного Совета СССР, сталевар ме таллургического завода «Серп и Молот». — Юрий любил свою про фессию, не мог не летать. И никто на свете его бы не удержал. Из многих городов и сел нашей страны приезжают люди в Калугу, чтобы побывать в Государственном музее истории космо навтики имени К. Э. Циолковского . Со дня открытия — 3-го октября 1967 года—музей посетили 1 миллион 225 тысяч человек. Музей регулярно пополняется новыми экспонатами. На снимке: спускаемый аппарат корйбля- спутника «Восток-о». Корабль пилотировал летчик-космонавт СССР В. Ф. Быковский 14—19 июня 1963 года. Фото П. Маслова. (Фотохроника ТАСС). С Ы Н З Е М Л И Ш Т Ь Л ЕТ И ОЛИН г о л Наше время настолько переполне но выдающимися событиями в обла сти космонавтики, что «докосмиче- ская эра» кажется далеки м-дале- ким прошлым. А ведь с запуска пер вого искусственного спутника Земли прошло неполных пятнадцать лет. 12 апреля нынешнего года мы отмечаем всего, лишь одиннадцатую годовщи ну со дня полета в космос Юрия Га гарина. Год, истекший после юбилейной десятой годовщины этого полета, был годом этапного события в исто рии пилотируемых полетов — созда ния первой обитаемой научной орби тальной станции. Каждый полет со ветских пилотируемых кораблей за десять лет внес определенный вклад в создание орбитальной станции, а полеты автоматических спутников «Космос-185», «Космос-188», «Кос мос-212» и «Космос-213» в 1967— 1958 годах и пилотируемых кораб лей «Союз» в 1969— 1970 годах име ли своей главной задачей именно подготовку к созданию такой стан ции. Спутниками «Космос» были отра ботаны автоматические операции по поиску, сближению, причаливанию и стыковке на орбите. Полеты кораб лей «Союз-4» и «Союз-5» дали воз можность сочетать автоматические операции с ручным управлением по сле того, как расстояние между ко раблями сократилось до 100 метров. Так была создана первая экспери ментальная орбитальная станция из кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Они находились в состыкованном состоя нии около пяти часов. За это время был произведен групповой переход двух космонавтов из одного корабля в другой, что имеет непосредствен ное отношение к полетам орбиталь ных станций: подобный переход че рез открытый космос может потре боваться в аварийной ситуации. Одновременный полет «Союза-6» «Союза-7» и «Союза-8» в октябре 1969 года позволил отработать со гласованные операции нескольких кораблей на орбите, проверить их маневренность в различных режи мах, испытать наземные средства сложных условиях, требующих од новременной связи с тремя пилоти руемыми объектами. Проблемы, связанные с длитель ным пребыванием человека в состоя нии невесомости, изучались во вре мя 18-суточного полета корабля «Со- юз-9» с космонавтами Андрияном Николаевым и Виталием Севастья новым в июне 1970 года. * В июне 1971 года на станцию «Салют» в корабле «Союз-11* был доставлен экипаж, который с чрез вычайно высокой продуктивностью работал на борту станции более двадцати суток. Переданная на Зем лю информация настолько обильна и разнообразна, что изучение ее еще до сих пор полностью не заверше но. Трагическая гибель космонавтов Георгия Добровольского, Виктора Пацаева и Владислава Волкова на участке возвращения вследствие случайно возникшей неисправности отозвалась острой болью в сердцах людей всего мира. Не является ли противоречивой основная линия развития советской космической программы, делающая упор на создание пилотируемых объ ектов для работ в ближнем космосе автоматических объектов для ис следований Луны и планет? Сейчас уже совершенно ясно, что только пилотируемые или только автомати ческие объекты не могут решить всех задач в области исследования и использования космоса. Важно най ти оптимальное сочетание пилотиру емых и беспилотных средств. Совет ские ученые считают, что на данном этапе научные и народнохозяйствен ные задачи в ближнем космосе смо гут решать универсальные по свое му назначению долговременные оби таемые орбитальные станции в соче тании со специализированными авто матическими спутниками. А иссле дования Луны и планет целесооб разно «поручить» автоматическим станциям. Тремя основными аргументами пользу такого «разделения труда» являются: громадные затраты, кото рые потребовались бы для создания лунных, а тем более межпланетных пилотируемых кораблей; большой риск для космонавтов в столь даль них рейсах; а также ограничения которые накладывает присутствие человека на возможности использо вания объекта (недопустимость вы соких перегрузок, длительного отсут ствия связи и прочее). Если автоматы так хороши для Луны и планет, то чем они плохи для околоземного космоса? Зачем создавать обитаемые орбитальные станции, ведь все аргументы остают ся в силе: обитаемые станции доро же, и их полеты связаны с риском для человека. Прежде всего следует оговориться, что затраты на такие станции существенно меньше, чем на лунные корабли, да и риск не та кой большой. Но главное не в этом Пилотируемые объекты на околозем ной орбите имеют такие существен ные преимущества по сравнению автоматическими, что большие зат раты и большой риск вполне компен сируются. О Луне и планетах нам известно так немного, что любые сведения представляют огромную ценность. О Земле мы знаем немало, и выбрать из массы наблюдаемых явлений но вые, важные, интересные, гораздо более эффективно сможет подготов ленный специалист, находящийся на борту орбитальной станции, чем ав томатический спутник, пусть даж е управляемый с Земли. Луна и пла неты, если и ' подвержены изменени ям, то очень медленным. Автоматы вполне способны за этими изменени ями уследить. Другое дело — про цессы на Земле, особенно атмосфер ные, ледовая обстановка, состояние океанов, водный режим рек. Здесь они весьма быстры, и новые чрезвы чайно важные и интересные явления возникают часто очень неожиданно Своевременно обнаружить их спосо бен только человек с орбитальной станции. Автоматы, даж е самые со вершенные, могут оказаться бессиль ны. ИМЕНИ ВИКТОРА ПА ЦАЕВА Нов ая улица занесена в почтовые реестры под московного города Долгопрудный. Собственно, улицы еще нет — начато лишь строительство ну-, вого цикла первого дома. Но в канун Дня кос монавтики городской Совет назвал будущую ма гистраль — по замыслу архитекторов и строите лей — самую красивую в городе — проспектом космонавта Пацаева. Долгопрудный. С этим городом многие годы была связана судьба космонавта. Сюда, в Це нт ральную аэрологическую обсерваторию ( ЦАО) в 1955 году п ришел молодой инженер Виктор Паца ев. Здесь он жил до 1967 года, до момента зачис ления его в отряд космонавтов. — Он любил Долгопрудный, его улицы, скверы, любил бродить по лесу, который находился совсем близко от нашего дома,—рассказывает жена,(Кос монавта Вера Александровна Пацаева.—Здесь в Це нтральной аэрологической обсерватории он за нялся изучением верхних слоев атмосферы. Жители Долгопрудного бережно хранят память о космонавте. На доме № 21 по Первомайской улице установлена мемориальная доска. На ней высечены слова: «В этом доме с 1958 по 1967 год жил Герой Советского СоЕоза летчик-космонавт СССР Пацаев Виктор Иванович». Выступая на открытии мемориальной доски, космонавт В. И. Севастьянов от имени отряда первопроходцев космоса, от имени всех, кто знал и работал с В. И. Пацаевым, поблагодарил жителей города за заботу о памяти замечательного ученого, отдав шего свою жизнь во имя прогресса советской науки. Комсомольцы города намерены в день комму нистического субботника 15 апреля заложить здесь сквер имени героя-космонавта. (Корр. ТАСС). Это касается наблюдений с орби ты. А ведь обитаемые станции будут служить и как орбитальные лабора тории для научных исследований испытаний различного оборудования и как диспетчерские пункты для морского и воздушного транспорта и как цехи для проведения уникаль ных технологических операций в не весомости. Здесь присутствие челове ка на борту качественно расширит возможности по сравнению с авто матическими спутниками. Интересно, что ряд американских специалистов, особенно после запу ска станции «Салют», стали задумы ваться над правильностью концеп ции, заставившей сосредоточить уси лия на программе «Аполлон» в ущерб другим программам, в первую очередь программе создания орби тальных станций. Вот что сказал по этому поводу Вальтер Дорнбергер известный американский ракетчик: «Под влиянием политиков была не правильно выбрана первая крупная задача в космосе. Цел ь лежит не на расстоянии 400.000 километров, а на расстоянии 300—30.000 километров от Земли».’ Таким образом, не только теоре тические рассуждения, но н повсе дневная практика развития космо навтики доказали правильность ге неральной линии советской космиче ской программы, направленной на создание долговременных пилотиру емых орбитальных станций. Ю. МАРИНИН, в&учный комментатор АПН. Наша командировка в Запо лярье, в один из авиационных полков, подходила к концу, когда офицер Анатолий Кома ров будто невзначай спросил: — А вы не встречались с Ни колаем Вильямским? Нет? Ну и напрасно . О н первый инст руктор космонавта Юрия Гага рина в авиационной части . Ник о .га й Вильямский — уча стник Великой Отечественной войны . В от уже семнадцать лет он, будто один день, по долгу и по совести служит в су ровом Заполярье . Ник олай Вильямский — военный летчик первого класса: он сам летает и воспитывает молодых пило тов . Уже в мир ное время за Заполярье, осенью пятьдесят седьмого года, когда выпуск ник Оренбургского училища летчиков лейтенант Юрий Гага рин вместе с другими молоды ми пилотами прибыл в авиа ционный истребительный полк . Нев ысокого роста, ладно сложенный офицер, — вспоми нает подполковник Вильям ский, — удивительно быстро расположил к себе сослужив цев, покорив их своим трудо любием, спокойствием, добрым и отзывчивым характеро м. И летчикрм Юри й Гагарин был незаурядным . Не раз ле тали мы с ним в паре ночью, в здешних сложных условиях, на больших и малых высотах, успешное овладение новой ходили на перехват воздушно авиационной тетптгк&й'~подп<тт-;"~го « противника» . Гагари н быст- ковник^ награжден орденами Р° схватывал и усваивал са- Красного Знамени и ГКраснбй' мые трудные элементы воздуш- Звезды . Ему НбЗГЖ& Шдесят, -а - ного боя, действовал бесстраш ен по-прежнему бодр, неуто- но’ инициати вно. А на досуге Ю ри й буквально преображался: веселый, жизне радостный, он заражал всех своим оптимизмо м. М ы часто ходили с ним на охоту, на ры балку, и тогда перед нами раскрывалась его широкая рус ская душа, любовь к людям . мим и д ня не мыслит себя без полет а... И в от мы сидим в уютной квартире Николая Вильямско го — человека, самозабвенно влюбленного в свою профес сию . Г остеприимный хозяин ра душно угощает крепким чаем, расспрашивает о Москве . А нам, признаться, не терпится узнать о его встречах с Гага риным . О перв ом космонавте Земли, как известно, написано множе ство книг, очерков, воспомина ни й. И все же немуд ре ный рассказ Николая Вильямского в какой-то мере дополнил на ши представления об этом за мечательном человеке, раскрыл еще одну страничку его слав ной биографии . Они встретились здесь, в В пятьдесят девятом году Гагарин уехал в Подмосковье, в отряд космонавтов . А 12 ап реля шестьдесят первого года мы, его боевые друзья, радова лись вдвойне: первооткрыва тель космоса — воспитанник нашего полка !.~ — Говорят, что человек поз нается в беде, — тихо говорит Николай Вильямский, с лю бовью вглядываясь в знакомые черты портрета Гагарина . — М ожет быть, это и так, не спо рю . Н о мне почему-то кажется, что человек не меньше познает ся и в славе . Да, да, в славе ... Огр омная слава первопроходца космоса не вскружила Юрию голову . О н остался таким же простым, скромным, добрым и душевным человеком, каким был и много лет назад, когда служил у нас, в Заполярье . Гагари н переписывался со сво ими однополчанами, выполнял их просьбы, приглашал в гости . Как се йчас помню, в ноябре шестьдесят второго года мне довелось быть в Москве . Я п озвонил Юрию, и он очень обрадовался моему звонку, не смотря на большую занятосто, пригласил к себе домой . М ы просидели с ним почти до утра, вспоминая полк, боевых друзей, первырТЯртые шаги Юрия . А м октябре шестьдесят пятого го да Юрий Гагарин приезжал в Заполярье, чтобы встретиться с однополчанами . У м еня сохра нилась пленка с записью его выступлени я. Х отите послу, шать? ■* Слушаем .„ Гагарин проник новенно говорит о том, что ему очень и очень приятно снова побывать в родном полку, где начиналась его боевая моло дость, оказаться в кругу дру зей, которые вместе с ним тру дились в небе, оказали ему огромное доверие, приняв в кандидаты партии, а потом проводили в космический путь . З накбмый, родной голос пер вооткрывателя космоса, кажет ся, вновь несется над Землей, над просторами Вселенной . \ Подполковник Н. ЧЕРНОГОРОВ. (АПН ). ПОКО Р Е НИЕ в ы с о т и о Р Б И т * В канун Дня космонавтики кор респондент ТАСС Л. Маркелова встретилась с 'Героем Советского Со. юза летчиком-космонавтом СССР Борисом Валентиновичем Большо вым. Вот, что он рассказал: — День космонавтики — праздник людей земли и всего советского на рода, первым проложившего дорогу в неизведанные края Вселенной. Этот день стал символом мирового прогресса, направленного на благо людей, и потому он отмечается, как международное событие, как знаме ние растущей власти человечества над силами природы. Юрий Гагарин, замечательный сын | видим, подчеркнул Б. В. Волынов, своей страны, навсегда вошел в именно в этом состоит главная цель историю, как первый космонавт, как рыцарь пространства, куда до него не дерзнул ступить ни один человек. Прекрасный образ его продолжает всегда вдохновлять нас — его дру зей. Напутствуя тех, кто принимал из рук его эстафету освоения космо са, Юрий говорил всегда, что космо навтика не самоцель. Она может и должна сослужить большую пользу человечеству — открыть для него новые миры, даровать власть над погодой, осуществить более быструю связь между континентами. Как мы многогранной советской программы исследования и использования кос мического пространства, четко сфор мулированная в Директивах XXIV съезда КПСС. 1972 год — пятнадцатый год кос мической эры и пятидесятый со вре мени образования Союза Совет ских Социалистических Республик. День космонавтики в этом знамена тельном году мы, жители «Звезд ного», вместе со всеми советскими людьми встречаем полные творче ских сил, новых замыслов. Ч е л о в е ч е с т в о не оста. нется вечно на земле, оно гг в погоне за светом и пространством сначала робко про никнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околоземное про странство». Эти пророческие слова К. Циол ковского — с тали явью. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени в Советском Союзе был запущен космический ко рабль «Восток», пилотируемый пер вым в мире космонавтом Ю. Гага риным. Совершив один оборот вокруг Земли, космический корабль опус тился около деревни Смеловка Са ратовской области. То, о чем люди мечтали на протяжении веков, осу ществил советский человек. С тех пор имя Ю. Гагарина звучит как пример героизма и мужества, оно вписано в историю цивилизации,как имя первого космопроходца. Филателия оперативно отозвалась на замечательную победу советской науки и техники. Уже на следую щий день после полета Ю. Гагари на в обращение поступила первая «гагаринская» марка. На ней- -сим волическое изображение ракеты-но сителя, выводящей на орбиту кос мический корабль «Восток». На фо не зПездного неба изображен кос монавт и надпись: «Человек Стоа- ПЕРВОМУ И САМОМУ ОТВАЖНОМУ ны Советов в космосе. 12.4.1961 г.». 14 апреля 1961 года появилась «космическая» марка с купоном, на которой показаны основные вехи космической программы СССР: пер вый искусственный спутник Земли, космическая ракета, антенна Це нтра космической связи. На марке над пись: «Человек Страны Советов в космосе. 12.4.61 года. Слава совет ской науке и технике!». На купоне, отделенном от марки перфорацией, на фоне эмблемы Советского госу дарства — Серпа и Молота — текст: «Наш народ первым прело жил путь к социализму. Он первым проник в космос, открыл новую эру в развитии науки». И, наконец, 17 апреля 1961 года была выпущена третья марка с портретом Ю. Гагарина, ставшая са мой популярной среди филатели стов всего мира. Эта серия марок была выпущена и в беззубцовом ва рианте. В апреле 1962 года, в годовщину полета человека в космос, поступи ла в обращение новая серия марок с купонами. Они имеют одинаковый рисуно*.. и®*пиля '** отличаются только цветом купона. На марке надпись: «Годовщина первого по лета человека в космос», а на ку поне даты: «12.4.61 — 12.4.62», силу эт земного шара и факсимиле Ю. Га гарина. В ноябре 1962 года был выпущен в обращение первый совётскйй кос мический блок в двух вариантах — беззубцовом и зубцовом — с порт ретами летчиков-космонавтов: Га гарина, Титова, Николаева, Попо вича. Почтовые миниатюры и цельные вещи, посвященные Ю. Гагарину, выпускались у нас и в последую щие годы. Марки, посвященные Ю. Гагари ну и его полету на космическом ко рабле «Восток», появились и в дру гих странах. Почтовое ведомство Румынии уже в день полета сумело выпустить в обращение серию из трех миниатюр, рассказывающих о подвиге в космосе. В почтовых ок нах Чехословакии уже на следую щий день после полета появились две марки с текстами; «Советский человек первый в космосе» и «СССР — победитель в космосе». Затем гагаринскую филателистическую эс тафету подхватили ГДР и Польша, почта которых еще в апреле 1962 года выпустила замечательные мар ки об этом достижении советской науки. «Гагаринские» марки появ ляются в Болгарии, Венгрии, ДРВ , КНДР, Кубе, Гвинее, Того, Иорда нии, Мавритании и других странах. Почтовые ведомства 'более 20 стран мира посвятили Ю. Гагарину более 120 почтовых марок и памятных блоков^ К). Гагарин был страстным кол лекционером. Свое отношение к фи лателии он выразил следующими словами: «Космос и марки... Сосед ство этих понятий еше недавно не возможно было представить. Тем не менее оно продолжается вот уже целое десятилетие и, даж е не буду чи филателистом, каждый принима ет макромир в микрокартинах как должное». Марки, посвященные Ю. Гагари ну и освоению космоса, составляют блестящую страницу филателисти ческой летописи космической эры. Д . СМИРНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz