Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

п апреля 1972 г., >6 8$ (13 25-0 Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ 3 С Е Г О Д Н Я — Д Е Н Ь К О С М О Н А В Т И К И Ч Е Л О В Е К О С В А И В А Е Т К О С М О С Ч е л о в е к н а б о р т у к о с м и ч е с к о г о к о р а б л я ф А в т о м а ­ т и ч е с к и е с т а н ц и и и с с л е д у ю т В с е л е н н у ю ф К о с м о с — п р о и з в о д с т в е н н о - с ы р ь е в а я б а з а ч е л о в е ч е с т в а ! 12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток», пи­ лотируемый летчиком-космонавтом Юрием Гагариным, был выведен на орбиту спутника Земли. Облетев вокруг планеты, он совершил благо­ получную посадку в заданном райо­ не через 108 минут. Всего через три с половиной года после запуска первого советского искусственного спутника Земли, ознаменовавшего начало космической эры, в космос шагнул человек. С 1969 года по решению М ежду­ народной авиационной федерации 12 апреля отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики. Это решение — одно из свидетельств признания исторического значения полета Юрия Гагарина, признания грандиозных достижений советского народа в покорении космоса. На первый взгляд, может пока­ заться странным, что в век высоко­ развитой техники, автоматики и те­ лемеханики на борту космического аппарата должен ещ е находиться и человек. Тем более, что автоматы убедительно продемонстрировали свои достоинства, а часто и преиму­ щества. Изучение космического простран­ ства связано с большой затратой средств. И в этом отношении авто­ матические аппараты значительно выгоднее пилотируемых, особенно для проникновения в удаленные и труднодоступные районы Вселенной —на планеты Солнечной системы. Насыщенные разнообразной науч­ ной аппаратурой, они позволяют получить и затем передать на Зем ­ лю по радиотелеметрическим и те­ левизионным каналам большой объ­ ем информации об этих районах и протекающих там физических про­ цессах. Созданы также автоматиче­ ские аппараты возвращаемого типа, которые обеспечивают доставку р е­ зультатов измерений на Землю для последующей их обработки. Когда же в полезную нагрузку космических объектов включается вес не только самого человека, но и всех систем жизнеобеспечения, ко­ личество собственно исследователь­ ских приборов ограничивается. К этим рассуждениям всегда примеши­ ваются и соображения случайной опасности, подстерегающей челове­ ка в космосе. И все ж е мы думаем именно о полетах человека. Что же касается автоматических исследований Все­ ленной, то предпринимаемые в этой области советскими учеными экспе­ рименты необходимы и закономер­ ны. Они помогают прокладывать все бол ее надежные пути проникновения человека в космос. С каждым годом научно-исследо­ вательские возможности космиче­ ских полетов человека расширяются. Если на начальном этапе реализации программы этих полетов основное внимание обращалось на изучение того, как человек переносит условия полета, то сейчас космонавты не только живут, но и работают в кос­ мосе. Необходимо подчеркнуть, что непосредственное участие человека в проведении тех или иных экспери­ ментов в космосе представляет со­ бой одно из важных условий под­ линно научного исследования. Чело­ век обладает уникальными способ­ ностями наблюдать, накапливать и анализировать полученную инфор­ мацию, хранить е е в памяти и ис­ пользовать для немедленного при­ нятия правильного решения в не­ предвиденных обстоятельствах. При этом не следует забывать и о под­ сознательной деятельности челове­ ческого мозга, об интуиции, которая Р а с с к а з Ы в а е ш а к а д е м и к А н а т о ­ л и й Б л а г о н р а в о в лежит за пределами возможностей кибернетических машин. Следует отметить особую роль человека при исследовании кратко­ временных нерегулярных процессов в космосе. В экспериментах на авто­ матических станциях они могут быть не замечены, потеряны среди дол­ говременной информации. Космо­ навт-специалист не только обратит на них внимание, но и сможет вы­ полнить комплексные исследования, наблюдая сопутствующие явления, выявить объекты и процессы, пред­ ставляющие наибольший интерес для исследований, обобщить пока­ зания приборов, а если потребуется —изменить программу измерений и продолжить эксперимент в нужном направлении. Трудно даж е перечислить все возможные области исследований, которые выполняются или будут вы­ полняться в космосе человеком. С помощью космических лабораторий могут изучаться природные ресурсы нашей планеты, исследоваться око­ лоземной космос и меж звездное пространство. Даже обычные визу­ альные наблюдения человека из космоса обладают огромными д о ­ стоинствами. Работников сельского хозяйства, скажем, интересуют со­ стояние почвы в предпосевной пе­ риод, ее влажность, температура— и все это для гигантских территорий. Мореходов — состояние поверхно­ сти океана, его волнение. Рыбаков— наличие рыбы в том или ином райо­ не моря. Причем информация должна быть оперативной, особенно если это касается, например, штор­ мовых предупреждений и данных о различных стихийных явлениях. И в этом случае 'присутствие на борту корабля специалиста неоценимо. Он не только мгновенно оценит ситуа­ цию, но и сделает квалифицирован­ ные выводы о развитии того или иного метеорологического процесса. Успользуя разнообразную и доста­ точно сложную аппаратуру, даст значительно более полную картину оптического наблюдения, чем это доступно автоматам, снабженным, скажем, телевизионной системой. Наблюдения геолого-географиче­ ских и других объектов земной по­ верхности вели, например, экипажи кораблей «Союз». Полученные при этом материалы сравнивали с дан­ ными обычных аэрофотосъемок. Ученые убедились в преимуществах космической фотографии для реше­ ния многих сложных проблем. Уже сейчас можно утверждать, что одними лишь научно-исследователь­ скими работами космическая дея­ тельность человека не ограничится. Космическое пространство может стать производственно-сырьевой ба­ зой человечества. В специфических условиях космоса и небесных тел могут быть с высокой эффективно­ стью организованы многие произ­ водственные процессы, небесные те­ ла станут источником ценного сы­ рья. Не исключено также, что мы вынуждены будем выносить за пре­ делы Земли различные энергетиче­ ские установки. Это может оказаться необходимым, так как их работа не­ избежно связана с выделением в окружающую среду тепла, что в конце концов может привести к не­ предвиденному изменению природ­ ных условий. Разумеется, все это пока отдален­ ное будущ ее станет реальностью только при соответствующем уров­ не техники космических полетов. По м ере увеличения продолжительно­ сти полетов все большее значение приобретает, например, задача соз­ дания условий нормальной жизне­ деятельности и работоспособности экипажей космических кораблей. В частности, о невесомости мы знаем еще далеко не все. Не исключено, что человек, развивавшийся миллио­ ны лет в условиях гравитационного поля Земли, вообще не приспособлен к продолжительному пребыванию в невесомости. В таком случае мы вы­ нуждены будем создавать на борту кораблей искусственную силу тяже­ сти. Не м енее важным фактором, оп­ ределяющим возможность и про­ должительность космических поле­ тов человека, является воздействие проникающей радиации, прежде все­ го солнечных космических лучей. Словом, проблем еще очень и очень много. Однако уже сейчас созданы хорошие предпосылки для успешного решения некоторых за­ дач. Можно не сомневаться, что в самое ближайшее время мы станем свидетелями новых космических д о­ стижений, которые будут оказывать все большее влияние на жизнь лю­ дей. (АПН). Шы с л и о Г а г а р ы я г е Дмитрий Налбандян, народный художник СССР.—Это был откры­ тый, обаятельнейший человек. Он смеялся как-то по-своему, по-га­ гарински. Юрий Антипов, Герой Советского Союза, заслуженный летчик- испытатель СССР. — Слава не обременяла его. Он никогда не ду­ мал о том, какое производит впечатление. С ним было легко и просто. Виктор Клюев, депутат Верховного Совета СССР, сталевар ме­ таллургического завода «Серп и Молот». — Юрий любил свою про­ фессию, не мог не летать. И никто на свете его бы не удержал. Из многих городов и сел нашей страны приезжают люди в Калугу, чтобы побывать в Государственном музее истории космо­ навтики имени К. Э. Циолковского . Со дня открытия — 3-го октября 1967 года—музей посетили 1 миллион 225 тысяч человек. Музей регулярно пополняется новыми экспонатами. На снимке: спускаемый аппарат корйбля- спутника «Восток-о». Корабль пилотировал летчик-космонавт СССР В. Ф. Быковский 14—19 июня 1963 года. Фото П. Маслова. (Фотохроника ТАСС). С Ы Н З Е М Л И Ш Т Ь Л ЕТ И ОЛИН г о л Наше время настолько переполне­ но выдающимися событиями в обла­ сти космонавтики, что «докосмиче- ская эра» кажется далеки м-дале- ким прошлым. А ведь с запуска пер­ вого искусственного спутника Земли прошло неполных пятнадцать лет. 12 апреля нынешнего года мы отмечаем всего, лишь одиннадцатую годовщи­ ну со дня полета в космос Юрия Га­ гарина. Год, истекший после юбилейной десятой годовщины этого полета, был годом этапного события в исто­ рии пилотируемых полетов — созда­ ния первой обитаемой научной орби­ тальной станции. Каждый полет со­ ветских пилотируемых кораблей за десять лет внес определенный вклад в создание орбитальной станции, а полеты автоматических спутников «Космос-185», «Космос-188», «Кос­ мос-212» и «Космос-213» в 1967— 1958 годах и пилотируемых кораб­ лей «Союз» в 1969— 1970 годах име­ ли своей главной задачей именно подготовку к созданию такой стан­ ции. Спутниками «Космос» были отра­ ботаны автоматические операции по поиску, сближению, причаливанию и стыковке на орбите. Полеты кораб­ лей «Союз-4» и «Союз-5» дали воз можность сочетать автоматические операции с ручным управлением по­ сле того, как расстояние между ко­ раблями сократилось до 100 метров. Так была создана первая экспери ментальная орбитальная станция из кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Они находились в состыкованном состоя­ нии около пяти часов. За это время был произведен групповой переход двух космонавтов из одного корабля в другой, что имеет непосредствен­ ное отношение к полетам орбиталь­ ных станций: подобный переход че­ рез открытый космос может потре боваться в аварийной ситуации. Одновременный полет «Союза-6» «Союза-7» и «Союза-8» в октябре 1969 года позволил отработать со гласованные операции нескольких кораблей на орбите, проверить их маневренность в различных режи мах, испытать наземные средства сложных условиях, требующих од­ новременной связи с тремя пилоти­ руемыми объектами. Проблемы, связанные с длитель­ ным пребыванием человека в состоя­ нии невесомости, изучались во вре­ мя 18-суточного полета корабля «Со- юз-9» с космонавтами Андрияном Николаевым и Виталием Севастья­ новым в июне 1970 года. * В июне 1971 года на станцию «Салют» в корабле «Союз-11* был доставлен экипаж, который с чрез­ вычайно высокой продуктивностью работал на борту станции более двадцати суток. Переданная на Зем ­ лю информация настолько обильна и разнообразна, что изучение ее еще до сих пор полностью не заверше­ но. Трагическая гибель космонавтов Георгия Добровольского, Виктора Пацаева и Владислава Волкова на участке возвращения вследствие случайно возникшей неисправности отозвалась острой болью в сердцах людей всего мира. Не является ли противоречивой основная линия развития советской космической программы, делающая упор на создание пилотируемых объ­ ектов для работ в ближнем космосе автоматических объектов для ис­ следований Луны и планет? Сейчас уже совершенно ясно, что только пилотируемые или только автомати­ ческие объекты не могут решить всех задач в области исследования и использования космоса. Важно най­ ти оптимальное сочетание пилотиру­ емых и беспилотных средств. Совет­ ские ученые считают, что на данном этапе научные и народнохозяйствен­ ные задачи в ближнем космосе смо­ гут решать универсальные по свое­ му назначению долговременные оби­ таемые орбитальные станции в соче­ тании со специализированными авто­ матическими спутниками. А иссле дования Луны и планет целесооб­ разно «поручить» автоматическим станциям. Тремя основными аргументами пользу такого «разделения труда» являются: громадные затраты, кото­ рые потребовались бы для создания лунных, а тем более межпланетных пилотируемых кораблей; большой риск для космонавтов в столь даль­ них рейсах; а также ограничения которые накладывает присутствие человека на возможности использо вания объекта (недопустимость вы соких перегрузок, длительного отсут ствия связи и прочее). Если автоматы так хороши для Луны и планет, то чем они плохи для околоземного космоса? Зачем создавать обитаемые орбитальные станции, ведь все аргументы остают ся в силе: обитаемые станции доро же, и их полеты связаны с риском для человека. Прежде всего следует оговориться, что затраты на такие станции существенно меньше, чем на лунные корабли, да и риск не та кой большой. Но главное не в этом Пилотируемые объекты на околозем ной орбите имеют такие существен ные преимущества по сравнению автоматическими, что большие зат раты и большой риск вполне компен сируются. О Луне и планетах нам известно так немного, что любые сведения представляют огромную ценность. О Земле мы знаем немало, и выбрать из массы наблюдаемых явлений но­ вые, важные, интересные, гораздо более эффективно сможет подготов­ ленный специалист, находящийся на борту орбитальной станции, чем ав­ томатический спутник, пусть даж е управляемый с Земли. Луна и пла­ неты, если и ' подвержены изменени ям, то очень медленным. Автоматы вполне способны за этими изменени­ ями уследить. Другое дело — про цессы на Земле, особенно атмосфер­ ные, ледовая обстановка, состояние океанов, водный режим рек. Здесь они весьма быстры, и новые чрезвы­ чайно важные и интересные явления возникают часто очень неожиданно Своевременно обнаружить их спосо­ бен только человек с орбитальной станции. Автоматы, даж е самые со­ вершенные, могут оказаться бессиль­ ны. ИМЕНИ ВИКТОРА ПА ЦАЕВА Нов ая улица занесена в почтовые реестры под­ московного города Долгопрудный. Собственно, улицы еще нет — начато лишь строительство ну-, вого цикла первого дома. Но в канун Дня кос­ монавтики городской Совет назвал будущую ма­ гистраль — по замыслу архитекторов и строите­ лей — самую красивую в городе — проспектом космонавта Пацаева. Долгопрудный. С этим городом многие годы была связана судьба космонавта. Сюда, в Це нт­ ральную аэрологическую обсерваторию ( ЦАО) в 1955 году п ришел молодой инженер Виктор Паца­ ев. Здесь он жил до 1967 года, до момента зачис­ ления его в отряд космонавтов. — Он любил Долгопрудный, его улицы, скверы, любил бродить по лесу, который находился совсем близко от нашего дома,—рассказывает жена,(Кос­ монавта Вера Александровна Пацаева.—Здесь в Це нтральной аэрологической обсерватории он за­ нялся изучением верхних слоев атмосферы. Жители Долгопрудного бережно хранят память о космонавте. На доме № 21 по Первомайской улице установлена мемориальная доска. На ней высечены слова: «В этом доме с 1958 по 1967 год жил Герой Советского СоЕоза летчик-космонавт СССР Пацаев Виктор Иванович». Выступая на открытии мемориальной доски, космонавт В. И. Севастьянов от имени отряда первопроходцев космоса, от имени всех, кто знал и работал с В. И. Пацаевым, поблагодарил жителей города за заботу о памяти замечательного ученого, отдав­ шего свою жизнь во имя прогресса советской науки. Комсомольцы города намерены в день комму­ нистического субботника 15 апреля заложить здесь сквер имени героя-космонавта. (Корр. ТАСС). Это касается наблюдений с орби­ ты. А ведь обитаемые станции будут служить и как орбитальные лабора­ тории для научных исследований испытаний различного оборудования и как диспетчерские пункты для морского и воздушного транспорта и как цехи для проведения уникаль ных технологических операций в не весомости. Здесь присутствие челове ка на борту качественно расширит возможности по сравнению с авто матическими спутниками. Интересно, что ряд американских специалистов, особенно после запу ска станции «Салют», стали задумы ваться над правильностью концеп ции, заставившей сосредоточить уси лия на программе «Аполлон» в ущерб другим программам, в первую очередь программе создания орби тальных станций. Вот что сказал по этому поводу Вальтер Дорнбергер известный американский ракетчик: «Под влиянием политиков была не­ правильно выбрана первая крупная задача в космосе. Цел ь лежит не на расстоянии 400.000 километров, а на расстоянии 300—30.000 километров от Земли».’ Таким образом, не только теоре­ тические рассуждения, но н повсе­ дневная практика развития космо­ навтики доказали правильность ге­ неральной линии советской космиче­ ской программы, направленной на создание долговременных пилотиру­ емых орбитальных станций. Ю. МАРИНИН, в&учный комментатор АПН. Наша командировка в Запо­ лярье, в один из авиационных полков, подходила к концу, когда офицер Анатолий Кома­ ров будто невзначай спросил: — А вы не встречались с Ни­ колаем Вильямским? Нет? Ну и напрасно . О н первый инст­ руктор космонавта Юрия Гага­ рина в авиационной части . Ник о .га й Вильямский — уча­ стник Великой Отечественной войны . В от уже семнадцать лет он, будто один день, по долгу и по совести служит в су­ ровом Заполярье . Ник олай Вильямский — военный летчик первого класса: он сам летает и воспитывает молодых пило­ тов . Уже в мир ное время за Заполярье, осенью пятьдесят седьмого года, когда выпуск­ ник Оренбургского училища летчиков лейтенант Юрий Гага­ рин вместе с другими молоды­ ми пилотами прибыл в авиа­ ционный истребительный полк . Нев ысокого роста, ладно сложенный офицер, — вспоми­ нает подполковник Вильям­ ский, — удивительно быстро расположил к себе сослужив­ цев, покорив их своим трудо­ любием, спокойствием, добрым и отзывчивым характеро м. И летчикрм Юри й Гагарин был незаурядным . Не раз ле­ тали мы с ним в паре ночью, в здешних сложных условиях, на больших и малых высотах, успешное овладение новой ходили на перехват воздушно­ авиационной тетптгк&й'~подп<тт-;"~го « противника» . Гагари н быст- ковник^ награжден орденами Р° схватывал и усваивал са- Красного Знамени и ГКраснбй' мые трудные элементы воздуш- Звезды . Ему НбЗГЖ& Шдесят, -а - ного боя, действовал бесстраш­ ен по-прежнему бодр, неуто- но’ инициати вно. А на досуге Ю ри й буквально преображался: веселый, жизне­ радостный, он заражал всех своим оптимизмо м. М ы часто ходили с ним на охоту, на ры­ балку, и тогда перед нами раскрывалась его широкая рус­ ская душа, любовь к людям . мим и д ня не мыслит себя без полет а... И в от мы сидим в уютной квартире Николая Вильямско­ го — человека, самозабвенно влюбленного в свою профес­ сию . Г остеприимный хозяин ра­ душно угощает крепким чаем, расспрашивает о Москве . А нам, признаться, не терпится узнать о его встречах с Гага­ риным . О перв ом космонавте Земли, как известно, написано множе­ ство книг, очерков, воспомина­ ни й. И все же немуд ре ный рассказ Николая Вильямского в какой-то мере дополнил на­ ши представления об этом за­ мечательном человеке, раскрыл еще одну страничку его слав­ ной биографии . Они встретились здесь, в В пятьдесят девятом году Гагарин уехал в Подмосковье, в отряд космонавтов . А 12 ап­ реля шестьдесят первого года мы, его боевые друзья, радова­ лись вдвойне: первооткрыва­ тель космоса — воспитанник нашего полка !.~ — Говорят, что человек поз­ нается в беде, — тихо говорит Николай Вильямский, с лю­ бовью вглядываясь в знакомые черты портрета Гагарина . — М ожет быть, это и так, не спо­ рю . Н о мне почему-то кажется, что человек не меньше познает­ ся и в славе . Да, да, в славе ... Огр омная слава первопроходца космоса не вскружила Юрию голову . О н остался таким же простым, скромным, добрым и душевным человеком, каким был и много лет назад, когда служил у нас, в Заполярье . Гагари н переписывался со сво­ ими однополчанами, выполнял их просьбы, приглашал в гости . Как се йчас помню, в ноябре шестьдесят второго года мне довелось быть в Москве . Я п озвонил Юрию, и он очень обрадовался моему звонку, не­ смотря на большую занятосто, пригласил к себе домой . М ы просидели с ним почти до утра, вспоминая полк, боевых друзей, первырТЯртые шаги Юрия . А м октябре шестьдесят пятого го­ да Юрий Гагарин приезжал в Заполярье, чтобы встретиться с однополчанами . У м еня сохра­ нилась пленка с записью его выступлени я. Х отите послу, шать? ■* Слушаем .„ Гагарин проник­ новенно говорит о том, что ему очень и очень приятно снова побывать в родном полку, где начиналась его боевая моло­ дость, оказаться в кругу дру­ зей, которые вместе с ним тру­ дились в небе, оказали ему огромное доверие, приняв в кандидаты партии, а потом проводили в космический путь . З накбмый, родной голос пер­ вооткрывателя космоса, кажет­ ся, вновь несется над Землей, над просторами Вселенной . \ Подполковник Н. ЧЕРНОГОРОВ. (АПН ). ПОКО Р Е НИЕ в ы с о т и о Р Б И т * В канун Дня космонавтики кор­ респондент ТАСС Л. Маркелова встретилась с 'Героем Советского Со. юза летчиком-космонавтом СССР Борисом Валентиновичем Большо­ вым. Вот, что он рассказал: — День космонавтики — праздник людей земли и всего советского на­ рода, первым проложившего дорогу в неизведанные края Вселенной. Этот день стал символом мирового прогресса, направленного на благо людей, и потому он отмечается, как международное событие, как знаме­ ние растущей власти человечества над силами природы. Юрий Гагарин, замечательный сын | видим, подчеркнул Б. В. Волынов, своей страны, навсегда вошел в именно в этом состоит главная цель историю, как первый космонавт, как рыцарь пространства, куда до него не дерзнул ступить ни один человек. Прекрасный образ его продолжает всегда вдохновлять нас — его дру­ зей. Напутствуя тех, кто принимал из рук его эстафету освоения космо­ са, Юрий говорил всегда, что космо­ навтика не самоцель. Она может и должна сослужить большую пользу человечеству — открыть для него новые миры, даровать власть над погодой, осуществить более быструю связь между континентами. Как мы многогранной советской программы исследования и использования кос­ мического пространства, четко сфор­ мулированная в Директивах XXIV съезда КПСС. 1972 год — пятнадцатый год кос­ мической эры и пятидесятый со вре­ мени образования Союза Совет­ ских Социалистических Республик. День космонавтики в этом знамена­ тельном году мы, жители «Звезд­ ного», вместе со всеми советскими людьми встречаем полные творче­ ских сил, новых замыслов. Ч е л о в е ч е с т в о не оста. нется вечно на земле, оно гг в погоне за светом и пространством сначала робко про­ никнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околоземное про­ странство». Эти пророческие слова К. Циол­ ковского — с тали явью. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени в Советском Союзе был запущен космический ко­ рабль «Восток», пилотируемый пер­ вым в мире космонавтом Ю. Гага­ риным. Совершив один оборот вокруг Земли, космический корабль опус­ тился около деревни Смеловка Са­ ратовской области. То, о чем люди мечтали на протяжении веков, осу­ ществил советский человек. С тех пор имя Ю. Гагарина звучит как пример героизма и мужества, оно вписано в историю цивилизации,как имя первого космопроходца. Филателия оперативно отозвалась на замечательную победу советской науки и техники. Уже на следую­ щий день после полета Ю. Гагари­ на в обращение поступила первая «гагаринская» марка. На ней- -сим ­ волическое изображение ракеты-но­ сителя, выводящей на орбиту кос­ мический корабль «Восток». На фо­ не зПездного неба изображен кос­ монавт и надпись: «Человек Стоа- ПЕРВОМУ И САМОМУ ОТВАЖНОМУ ны Советов в космосе. 12.4.1961 г.». 14 апреля 1961 года появилась «космическая» марка с купоном, на которой показаны основные вехи космической программы СССР: пер­ вый искусственный спутник Земли, космическая ракета, антенна Це нтра космической связи. На марке над­ пись: «Человек Страны Советов в космосе. 12.4.61 года. Слава совет­ ской науке и технике!». На купоне, отделенном от марки перфорацией, на фоне эмблемы Советского госу­ дарства — Серпа и Молота — текст: «Наш народ первым прело­ жил путь к социализму. Он первым проник в космос, открыл новую эру в развитии науки». И, наконец, 17 апреля 1961 года была выпущена третья марка с портретом Ю. Гагарина, ставшая са­ мой популярной среди филатели­ стов всего мира. Эта серия марок была выпущена и в беззубцовом ва­ рианте. В апреле 1962 года, в годовщину полета человека в космос, поступи­ ла в обращение новая серия марок с купонами. Они имеют одинаковый рисуно*.. и®*пиля '** отличаются только цветом купона. На марке надпись: «Годовщина первого по­ лета человека в космос», а на ку­ поне даты: «12.4.61 — 12.4.62», силу­ эт земного шара и факсимиле Ю. Га­ гарина. В ноябре 1962 года был выпущен в обращение первый совётскйй кос­ мический блок в двух вариантах — беззубцовом и зубцовом — с порт­ ретами летчиков-космонавтов: Га­ гарина, Титова, Николаева, Попо­ вича. Почтовые миниатюры и цельные вещи, посвященные Ю. Гагарину, выпускались у нас и в последую­ щие годы. Марки, посвященные Ю. Гагари­ ну и его полету на космическом ко­ рабле «Восток», появились и в дру­ гих странах. Почтовое ведомство Румынии уже в день полета сумело выпустить в обращение серию из трех миниатюр, рассказывающих о подвиге в космосе. В почтовых ок­ нах Чехословакии уже на следую­ щий день после полета появились две марки с текстами; «Советский человек первый в космосе» и «СССР — победитель в космосе». Затем гагаринскую филателистическую эс­ тафету подхватили ГДР и Польша, почта которых еще в апреле 1962 года выпустила замечательные мар­ ки об этом достижении советской науки. «Гагаринские» марки появ­ ляются в Болгарии, Венгрии, ДРВ , КНДР, Кубе, Гвинее, Того, Иорда­ нии, Мавритании и других странах. Почтовые ведомства 'более 20 стран мира посвятили Ю. Гагарину более 120 почтовых марок и памятных блоков^ К). Гагарин был страстным кол­ лекционером. Свое отношение к фи­ лателии он выразил следующими словами: «Космос и марки... Сосед­ ство этих понятий еше недавно не­ возможно было представить. Тем не менее оно продолжается вот уже целое десятилетие и, даж е не буду­ чи филателистом, каждый принима­ ет макромир в микрокартинах как должное». Марки, посвященные Ю. Гагари­ ну и освоению космоса, составляют блестящую страницу филателисти­ ческой летописи космической эры. Д . СМИРНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz