Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
& Многон род идет праздник) Союза С Республик (§ 5 , как и все готовятся бытию, П( вать его всех учг строитель Возник] многонащ ского гос значение циализма, непосредс ла, начат социалист рая разб^ ного и н; народы б путь иод. К творчес В созд; вается в «О подго ния Союз ских Ресг принадле; цу стройн му вопро нистическ пипами Обосновы чению вес V в единое во, В. И. «Необход более тес зу, имея . ~ можность советских несравнен в военно.\ ческими I теснейшег публик; тесного э ветских р ществимо ных импе ных сил НИЯ труд: цию к со:- плану рег (ПСС, т. «В обр; V , витии это правных социализм нации и в прежде вс Его револ верженнос. интернаци на XXIV Л. И. Брс ли ему ис родов наг дины». Объеди на основе .. равноправ У*". , , , -. А Могучие самосвалы Белорусского автомобильного завода можно встретить на рудниках Заполярья, в песках Средней Азии и на стройках гидроэлектростанций. БЕЛАЗы популярны не только в нашей стране. Эти машины отмечались золотыми медалями на меж дународных ярмарках, их покупают 30 государств. На снимке: могучие самосвалы. Слева направо — 40-тонный БЕЛАЗ-548, 75-тонный БЕЛАЗ-549. Фото В. Савостьянова. (Фотохроник; Ш Концерты Речинского народного ансамбля танца Гомелы производственного деревообрабатывающего объединения в< проходят с неизменным успехом. Самодеятельный коллектив ^ выезжает на гастроли. В его репертуаре и зажигательная рус плясовая, и белорусские «Лявониха» и «Крыжачок», и разли хореографические картинки... На снимке: одно Из выступлений ансамбля. Фото Ч. Мезина а ТАСС) (Фотохроника ТАСС) й ШШШ * ЦИФРЫ И ФАКТЫ БЕЛОРУССКАЯ Советская Со циалистическая Республика зани мает территорию в 207,6 тысячи квадратных километров. Ее насе- — 9 миллионов человек. До Великого Октября Белорус сия — экономически отсталый край. Полукустарная промышлен ность, примитивные предприятия. В 1913 году в металлообрабатыва ющей промышленности было за нято только 2,5 тысячи рабочих. ЗА ГОДЫ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК Белоруссия стала республикой вы* сокоразвитой промышленности и механизированного сельского хо зяйства. Только за десять предво енных лет тут было построено 1.700 фабрик и заводов. Уже в 1937 году объем промышленной продукции превысил уровень 1913 года в восемь раз. %7 4- (Фотохроника ТАСС). 1 Ю Г 1 Г Ш У эгущество первого в тичеекого государ- говия для быстрого го хозяйства стра гроительства нового ( дружба советских х единством рево,- , жизненных инте- стических идеалов, эй могучую преоб- способную творить красноречиво гово- тдиозные свершения в целом и каждой ельности, в частно- ССР. До Великого \ представлял собой ю окраину царской ) существу не было >го завода. Преоб- элукустарные пр'ед- гчной переработке ного и лесного населения произво- ть раз меньше про- кции, чем в целом эоцентов населения звляли крестьяне, щю е существова- е нуждой, многие родные края в по- и. За 50 дореволю- елоруссии выехало 1 а человек. ь, что в результа- •ской и граждан и н а Белоруссии [ьший упадок. В тмер, . продукция >а уменьшилась по годом более чем •мышленности — в видно, что в оди- шь на собственные ге смогла бы быст- зрецное хозяйство, абе развернуть со- роительство. Это ть лишь в тесном другими советски- > рамках единого благотворные свя- общественной ь между нациэ- шками с первых власти. Эти евя- зыблемых принпи- > интернациона- ддержке и беско- Так, в декабре Совет Народного предоставил Бе- аванс для б о с о г о хозяйства и направлять рес- атериалы в пер- аедующем году гил около 6 мил- снабжения пред- сырьем и обо рудованием, а к весне выделил се мена зерновых и овощных культур. С ооразованием СССР всесторон нее сотрудничество советских рес публик стало еще более тесным и глубоким. Благодаря последователь ному проведению в жизнь ленинской национальной политики узы братской дружбы становились из года в год прочнее. Они ширились и крепли в кипучих буднях первых пятилеток, в самоотверженной борьбе за социали стическое переустройство деревни за осуществление культурной рево люции. В дружной социалистической семье огромных успехов добился и белорусский народ. Своим вдохно венным трудом при всесторонней помощи братских народов он пре вратил Белоруссию в высокоразви тую индустриально-колхозную рес публику. Объединенными усилиями народы нашей страны под руководством партии успешно претворили в жизнь ленинский план построения социа лизма, создали могучую социалисти ческую экономику, развивающуюся по единому плану в интересах всего Союза ССР и каждой входящей в него республики. т-г Чу'ЛУ. 1 додлинно революционный скачок обеспечен в социально-политическом и культурном развитии страны. В ходе Социалистического строительст ва были ликвидированы эксплуата торские классы, еще больше окреп союз рабочего класса и колхозного крестьянства, в каждой республике сформировалась социалистическая интеллигенция, сложились нацио нальные кадры. Решающие преимущества социали стического общественного и государ ственного строя, непреоборимая си ла утвердившихся с победой социа лизма морально-политического един ства советского общества и неру шимой дружбы народов особенно яр ко проявились в годы Великой Оте чественной войны. Готовясь к напа дению на СССР, гитлеровцы рассчи тывали, что им удастся внести раз дор между советскими народами. Но враг жестоко просчитался. На его пути монолитной стеной встали все социалистические нации, подняв шиеся по зову Коммунистической партии на защиту великого Совет ского Союза, своего социалистиче ского Отечества. В каждой воинской части и каждом партизанском отря де рука об руку мужественно сра жались с захватчиками бойцы и командиры — сыны и дочери всех народов СССР. Их сплоченность под знаменем пролетарского интернацио нализма стала одним из главных источников победы Советского Сою за над фашизмом. Уже в 1950 году промышленность БССР достигла уровня довоенного 1940 года, а в 1970 году превзошла его более чем в 12 раз. Характерно, что восстановление и развитие хо зяйства осуществлялось на совер шенно иной качественной основе, на более высоком техническом уровне. В соответствии с общесоюзным раз делением труда и требованиями наи более рационального размещения производительных сил, в республике в послевоенные го ды были созданы новые отрасли промышленности— автомобильного и тракторного маши ностроения, точно го приборостроения, радиоэлектрони ки, нефтедобывающая и нефтеперера батывающая, производства мине ральных удобрений. Создание их —• дело рук не только трудящихся Бе лоруссии. Взять, к примеру, химиче скую промышленность. Более 2,5 ты сячи специалистов, занятых в этой отрасли, прибыли к нам из других республик. Крупный шаг вперед сделало со циалистическое сельское хозяйство. Вспомним, что в первые годы Со ветской власти В. И. Ленин мечтал о 100 тысячах тракторов на полях страны. А в нынешнем году только Минскин тракторный завод выпустит свой миллионный трактор. Неузна ваемо изменился облик деревни. По условиям труда и быта жизнь сель ских тружеников* все больше приблй жается к условиям жизни и труда горожан. Замечательные плоды приносит также тесное сотрудничество между работниками науки, культуры. В Бе лоруссии, где до революции восемь человек из десяти были неграмот ными, еще до войны покончено с не грамотностью, а ныне каждые трое из пяти человек занятого населения имеют среднее и высшее образова ние. Новым подтверждением торжества ленинской национальной политики являются решения XXIV съезда КПСС, разработанный на основе его Директив девятый пятилетний плащ который обеспечивает гармониче ское развитие всех союзных респуб лик. Выполнение пятилетки будет способствовать дальнейшему расцве ту сближению социалистических наций, еще более упрочит нерастор жимую дружбу и братское сотруд ничество советских народов. В Постановлении «О подготовке к 50-летию образования Союза Совет ских Социалистических Республик» ЦК КПСС призвал рабочий класс, колхозное крестьянство, народную интеллигенцию ознаменовать слав ный юбилей новыми достижениями в осуществлении решений XXIV съезда партии, укреплении могущества на шего многонационального социали стического Отечества, в развитии экономики, культурном строительст ве, повышении благосостояния тру дящихся. В ответ на этот призыв труженики республики, как и вся дружная социалистическая семья, объединяющая свыше ста наций и народностей нашей страны, еще ши ре развертывают социалистическое соревнование. Свои усилия они па правляют на успешное осуществле ние предначертаний партии, досроч ное выполнение заданий девятой пя тилетки. Т. КИСЕЛЕВ, председатель Совета Министров БССР. МАРШ РУТЫ ТВОРЧЕСТВА — Здравствуйте! Я из Кременчуга... С такими словами в кабинет главного конструктора ЛТЗ зашел новый посетитель. Этот визит имеет свою предысторию. Начинается она с того недавнего дня, когда на свет появился Т-40Н. Буква «Н» в данном случае — сокращение от малопопулярного термина «низ- коклиренсный» и обозначает, что трактор приспособлен для работы не на степной равнине, а на крутых склонах. Необычным первенцем тотчас заинтересовались в Кир гизии. В республике с богато развитым животноводством не теряет своей остроты проблема кормов. Собственно, они есть, да только высоко — на горных альпийских лугах, покрытых буйным разнотравьем. Как заготавли вают здесь сено? Где можно, потихоньку пускают кон ную косилку, а то и по старинке, вручную. Прибывший ^из далекого Липецка Т-40Н скоро заре комендовал сеоя незаменимым трудягой. Впятеро против прежнего поднялась при его участии производитель ность труда. И сегодня внедрением в хозяйство новой машины столь же основательно занялись еще в двух республиках — на Грузинской и Львовской машиноис пытательных станциях. Однако дальше возникло серьезное препятствие. Ока залось, что колесо такого образца, как требуется для Т-40Н, в массовом масштабе не изготовляется пока ни где. Тут-то и пришел на выручку автомобильный завод в украинском городе Кременчуге.- И уже знакомый нам товарищ приехал оттуда с тем, чтобы оформить с липча нами соответствующий договор. В общем-то совершенно обычный для нашей действи тельности факт. И все же давайте вдумаемся в его глу бинный смысл. В лесостепном центре России тракторо строители задумываются над тем, как облегчить труд людей, живущих где-то в предгорьях Тянь-Шаня, Кав каза, Восточных Карпат, в Киргизии, Грузии, на Ук раине. Те, в свою очередь, не остаются в долгу, и вот уже возникшая задача решается общими, поистине мно гонациональными усилиями. Не из подобных ли тысячекратно умноженных фактов складывается то явление всемирно-исторической значи мости, о котором говорится в Постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик». кГероические усилия советского народа достойно вен чает построение в СССР развитого социалистического общества, в котором: достигла высокого уровня развития общесоюзная эко номика взаимосвязанный народнохозяйственный комп лекс, включающий в себя народное хозяйство республик и развивающийся по единому государственному плану в интересах всей страны и каждой республики в отдель ности...». ^Межреспуоликанские контакты ЛТЗ широки и много образны. Но наиболее постоянно и полно осуществляют ся они по маршруту Липецк — Белоруссия. Там, на ба зе Минского тракторного завода, создано отдельное конструкторское бюро. Помимо Липецкого тракторного, оно охватывает ряд родственных предприятий в разных республиках, разных, городах — Владимире и Харькове ,1 Ташкенте и Кишиневе. Система эта молодая, не во всем еще отработанная и, естественно, пока не свободна от кое-каких минусов. Но в главном — в объединении и координации творческих усилий — ее преимущества очевидны. Есть в тракторостроении проблема — конструкция сидения. Непосвященный, пожалуй, усомнится: чего тут, дескать, особенного? Ответить ему лучше всего через сравнение. В мо мент, когда стартует ракета, для космонавта самая ощутимая труд ность — преодолеть возникающие пе регрузки. Нечто подобное в миниа тюре приходится испытывать и трак тористу. Против покорителя межпла нетных пространств и против скром ного сельского механизатора работа ют одни и те же силы, связанные с земным притяжением, с действием закона Ньютона, И чтобы устранить нежелательные последствия, .необхо димо, в частности, рассчитать и изго товить сиденье не как-нибудь, а со гласно требованиям науки. Так что и впрямь проблема. И насколько же спод ручнее оказалось решать ее не в одиночку, а сообща. Во-первых, каждый участник поиска привнес свою кру пицу накопленного опыта. Во-вторых, разрабатывался вариант, предназначенный сразу для нескольких марок машин, выпускаемых на разных заводах. В результате — более совершенная и одновременно унифицированная конструкция сиденья, которая сейчас внедряется в про изводство. В таком же духе ведутся работы и по другим направ лениям. Сегодня, например, на Минском тракторном за нят один из конструкторов с ЛТЗ. Его задача — уточ нить последние изменения в конструкции кабины, выяс нить, что намечается в ней нового, чтобы затем приме нить все это у себя. Отношения между двумя предприятиями носят дву сторонний характер. Гак, в связи с заводскими испыта ниями нового детища ЛТЗ — лесохозяйственного трак тора Т-80Л — уже минчане приезжали в Липецк. Большой школой явился состоявшийся недавно в столице Белоруссии Всесоюзный семинар по дальней шему повышению качества продукции, поставляемой сельскому хозяйству предприятиями Министерства трак торного и сельскохозяйственного машиностроения. Поход за качество осуществляется широким фронтом, в нем участвуют все без исключения службы. Тут и технологические мероприятия, и укрепление деловых связей с научно-исследовательскими институтами. И чет кая организация складского и тарного хозяйства. И мно гое другое. Вот как снижалось в результате количество реклама ций на трактор МТЗ-50: в 1965 году — 408 штук, в 1968—151, в 1971—67. Одновременно с повышением ка чества продукции улучшалось общее «самочувствие» за вода. В течение последних двух лет, несмотря на не хватку рабочей силы, он работает ритмично. «На Минском тракторном сложилась своя система уп равления качеством», — отмечалось на семинаре. Имен но это в первую очередь привлекло самое пристальное внимание липчан, способствовало активизации их твор ческого поиска в этом направлении. Минским машинам МТЭ-50 и МТЗ-52 присвоен госу дарственный Знак качества. На Липецком тракторном претендентами на эту высокую оценку выдвинуты Т-40 н Т-40А. В борьбе за нее используется опыт белорусских товарищей, в частности, в организации заводской атте стации деталей. «Каждая деталь, каждый узел имеют свою тару. На полу мы не видели ни одной детали, ни одного узла »...1 Многие липчане, участники семинара, сделали в своих блокнотах записи, подобные этой. Что ощущается в них —• хорошая зависть, готовность взять на вооружение все лучшее в своей отрасли? Есть и то, и другое. Есть и третье — конкретные дела, что уже сегодня соверша ются на Липецком ордена Ленина тракторном заводе имени XXIII съезда КПСС. Новую силу в-этот животворный процесс всесторон него взаимообогащения вдохнуло принятое недавно По становление ЦК КПСС «О работе партийной организа ции Минского тракторного завода по повышению произ водственной к общественно-политической активности трудового коллектива». На ЛТЗ его Восприняли близко к сердцу и по-деловому — как боевую программу дей ствий. А. МОЛЧАНОВ. В СЕМЬЕ ЕДИНОЙ ЦИФРЫ » ФАКТЫ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ рес публика с помощью всей страны поднялась из развалин, преобрази лась, стала намного сильнее, кра ше. НЫНЕ БЕЛОРУССКАЯ ССР зани мает первое место в стране по производству мощных грузовиков, силосоуборочных комбайнов. Из всей продукции, изготовленной в нашей стране в последнем году восьмой пятилетки, Белоруссия да ла 49 процентов калийных удобре ний, 19 процентов полиэтилена, 10 —• химических волокон, 18—трак торов, 13—металлорежущих стан ков и автоматических линий. Се годня только один Заводской район Минска выпускает промыш ленной продукции в пять раз больше, чем вся Белоруссия в 1913 году. ПЕРВЫЙ МИЛЛИОН НЕФТИ был извлечен из белорусских недр менее чем четыре года назад. А в начале прошлого года добыта уже 10-миллионная тонка нефти. Получилось так, что в начале вой ны я оказался за линией фронта, на территории Брестской области. В ав густе сорок первого из тридцати «окруженцев» организовался парти занский отряд. Командиром его из брали меня. Очень трудной для нас была пер вая партизанская зима. Из-за посто янного преследования фашистов при ходилось курсировать из одного рай она в другой. И лишь благодаря местному населению, его поддержке мы были неуловимы. И что харак терно: чем больше отряд проводил боевых операций, тем теплее встреча ли нас белорусы. Вспоминаются такие эпизоды. Мы узнали, что гитлеровцы ездят по де ревням в поисках местных советских активистов. Устроили засаду у де ревни Безводные. И вот к нам поч ти вплотную подъехали на десяти подводах 35 карателей. Внезапный удар — и, оставив 12 убитых, гитле ровцы разбежались. Когда отряд во шел в деревню, жители ликовали, предлагали пищу и одежду, а трое из них сразу же попросились в пар тизаны. Мы им предложили оста ваться^ деревне — быть связными. В другой раз, глубокой осенью, бойцы отряда подорвали вражеский эшелон между станциями Семеновка и Наревка. 22 вагона с боевой техни кой исковерканными свалились в ближайшее болото. Прошло с тех пор более трех десятков лет, а я не могу забыть встречи, устроенной от ряду жителями деревни Болтрикн, узнавшими о нашей удаче. Они дали нам сухую и чистую одежду, про дукты и еще угостили горилкой. Но больше всего нас согревало тепло их сердец, их радость за наш успех. В сорок третьем партизаны Брест ского соединения освободили не сколько районов. И, естественно, каждый из нас чувствовал себя куда более сильным, нежели в очень тя желые 1941—1942 годы. Как-то в бе седе украинец Денис Майстренко сказал: «Мы не только выжили, но и смогли наносить врагу ощутимые удары. Почему? Думаю, что у всех нас будет только один ответ: по мощь, сердечная забота белорусов. И мы вправе считать Белоруссию своей второй родиной». Разумеется, мы разделяли такое мнение. И не только русские, а и литовцы, эстон цы, представители других братских народов нашей многонациональной страны. ...Окончилась война. Те, кто сра жался на белорусской земле, разъ ехались по своим родным местам. Но народ Советской Белоруссии не за был никого из своих защитников и соратников по оружию. Повсюду в школах открыты музеи и уголки бо евой славы. Красные следопыты ра зыскали адреса бывших партизан и ведут с щши переписку. Я, к приме ру, поддерживаю связь с учащимися Здитовской средней школы Березов ского района Брестской области, с пионерами школы-интерната № 8 го рода Пинска. Трудящиеся Советской Белорус сии, опираясь на бескорыстную брат скую помощь всех советских респуб лик, за короткий срок не только лик видировали тяжелые последствия войны, но и. добились больших успе хов в развитии экономики и ры. И. КРИВОБОР1 старший агроном Лип объединения «Сельхозтех I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz