Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
2 П 1 1ш и 1 1 1 а п а ||||1 ||тт1 1 п т п нш 1В 1И н п 1 1 1 ан 1 а2 и п и 9 1 т п 1 1 1 и 1 п п п ан п 1 п и » н 1 п « 1 п тп 1 1 1 1 тт тп тт т»& » ^ «Коммунисты и комсомольцы, каждый советский § | человек обязаны активно участвовать в воспитании I | пионеров и школьников, рассматривать эту работу I В — ----- ------- ------------ —......................... ............ -I ------------------ - ........— .... т | как свой гражданский долг и почетную обязанность» | Е (Из П остановления ЦК КПСС , 0 50-летии Всесоюзной, пионерской организации им . В. И. Ле нина*) гавв 1 вввааававвввпаввввваавв 1 ввваватвааав 1 авпв 1 аввавваввааввввав 1 ваап 1 вв 1 ввавваавввв 1 ваввв 1 авввввв 1 ввв 1 ваввваввввааввав 1 ввза 1 в т а в п 1 Школьная жизнь течет, как река, и становится все полноводнее, вбирая силу родников и притоков педагоги ческой мысли. Сложившиеся формы работы удовлетворяют нас не пото му, что мы привыкли к ним — они объективно ценны. Цо вот перед школой поставлены новые задачи и обнаруживается, что средств для их решения не хватает. Тогда начинают ся поиски. Это было весной 1969 года. На очередном партийном собрании мы вели разговор о недостатках в орга низации внеклассной работы. В свя зи с переходом ко всеобщему сред нему образованию ответственность школы за воспитание молодежи ста ла намного выше, чем прежде. Неда ром введена должность организатора внеклассной и внешкольной воспита тельной работы с детьми. Все есть: опытные учителя, руководители, же лание работать. А результаты неве лики. Слишком разноголосо действу ют классные руководители, стихийно готовятся общешкольные мероприя тия. Коммунист т. Пивоваров внес пред ложение: создать совет для коорди нации всей воспитательной работы с учащимися. С ним согласились. В со вет вошли представители партбюро, администрации, профсоюзной и ком сомольской организаций, наиболее инициативные учителя. Задача его — анализировать план воспитательной работы школы, определять формы и содержание основных мероприятий, опираясь на реальные возможности, распределять поручения, оказывать конкретную помощь организатору воспитательной работы, классным ру ководителям, комсоргу, вионерским вожатым. Совет не подменяет руко водителей школы. Он явился формой проявления инициативы всего . кол лектива и усилил партийное влияние в школе. Работает совет под руководством партийного бюро и дирекции. 1969—70 учебный год показал пра вильность нашего решения. В совете созданы небольшие группы или сек ции — дело не в названии, — отве чающие за определенный .участок ра боты. За комсомольскую работу, на пример, в совете отвечает член парт бюро учитель П. Я. Колесников, за работу с так называемыми трудными подростками — завуч школы М. Ф. Никитина и председатель родитель ского комитета Л. П. Киреева. Есть творческая группа по оформлению школы. А во время подготовки к праздникам формируется оператив ная группа по оформлению празд ничной колонны. Памятный год ленинского юбилея. Совет и его активисты на первом этаже школы развернули выставку, посвященную боевой, трудовой славе народа, на втором—пионерии, треть ем — комсомолу, верному помощни ку партии, четвертом — выставку, посвященную В. И. Ленину и Ком мунистической партии. Совет помог комитету ВЛКСМ хорошо подгото виться к проведению Ленинского зачета: десятки радиопередач, регу. лярные выступления членов лектор ской группы, встречи с интересными людьми, пионерские сборы, собра ния, конференции, соревнования и ве чера. Сколько времени и сил отдали этому председатель совета, член партбюро заслуженный учитель школы РСФСР А. Н. Пивоваров, члены совета М. Ф. Никитина, Н. Я- Конишевская, М. Г. Степченко, Н. Я. Колесникова, А. А. Чеченева, Т. И. Татарникова, Г. И. Чеховских, П. Ф. Полозов и другие. Единство замыс лов и четкое выполнение их обеспе чил совет пб воспитательной работе. В 1970—71 учебном году Фкола не только закрепляла позиции, но и развивала новые формы работы. Строите л ь н ы й отряд. Не в пер вый раз создавали мы его. Была уже традиция. Бойцы стройотряда—пол номочные представители школы на селе. Подготовка стройотряда многооб разна и сложна. За эту работу отве чают 5 человек — завуч М. Ф. Ники тина, учитель иностранного языка Е. В. Смирнов, учителя труда П. Ф. Полозов и И. П. Козловский, секре тарь комсомольской организации школы С. А. Шишкина. Каждый из них, в свою очередь, отвечает за профессиональную строительную под готовку отряда, за подготовку груп пы быта отряда, лекторской группы, концертной и т. д. Стройотряд оп равдал наше доверие и принес шко ле, кроме признания его заслуг, еще более важное: тягу учащихся к тру ду. Боец стройотряда — это звучит в школе гордо. Не забудут учащиеся торжествен ный вечер, посвященный XXIV съез ду КПСС. Его готовила группа исто риков под руководством председате ля совета А. Н. Пивоварова. Компо зиция вечера раскрыла деятельность КПСС на главных исторических эта пах и состояла из пяти частей: «На чало», «Октябрьский штурм», «Стро им социализм», «Великая Отечест венная», «Вперед, к победе комму низма». Девиз композиции: «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». ...Идет очередное заседание совета. Как всегда, он собрался по инициа тиве партбюро и директора. На по вестке дня вопрос: «XXIV съезд КПСС и задачи воспитания школь ников». Многое сделано, проверены на практике новые формы учебно- воспитательной работы. А впереди — совместные поиски интересных дел. В этих творческих поисках мужает наш коллектив, мы вместе думаем, спо рим, решаем. С. БАРАБАНЩИКОВА, секретарь партбюро средней школы № 10 г. Липецка. ЭКЗАМЕНЫ В ПРОФТЕХУЧИЛИЩЕ В Липецком городском профессионально-техническом училище № 10 25 марта в 8 часов 15 минут прозвенел последний звонок для учащихся третьего класса. Не удивляйтесь «третьему классу». В этом училище занимаются три года и получают не только специальность, но и среднее образо вание. Третий класс—выпускной. Он соответствует десятому классу средней школы. Впереди экзамены и самостоятельная работа в це хах Новолипецкого ордена Ленина металлургического завода. Радо стно светятся взоры юношей и девушек. Скоро, очень скоро они будут самостоятельно управлять сложнейшей техникой. 27 марта начались экзамены. Их предстоит сдавать по тем же предметам, что и в 10 классе. Преподаватель истории и обществове дения, отличник народного просвещения, кавалер ордена Ленина На дежда Сергеевна Наумова экзаменует Зинаиду Кичмарь. В другом кабинете инженеры Г. Н. Стукалов, Г. Т. Нечаев и Ю. И, Фабрикант принимают экзамен у группы электромонтеров по'специальным дис циплинам. А. КАРОЧЕНКО. На классных занятиях в школе № 46 Липецка широко применя ются эпидиаскопы, кинопроекторы, фильмоскопы, проигрыватели, маг нитофоны, фильмовые ленты по физике, биологии, географии, маг нитофонные записи и пластинки с текстами на иностранных языках. Все это помогает учащимся лучше усвоить преподаваемый материал, рациональнее использовать время урока. В школе создается школь ная фильмотека учебных фильмов по различным предметам. На снимке: урок русского языка в 7 классе «б» ведет И. Ф. Ореш кова. Фото Л. Антошкина. Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 29 марта 1972 г., № 71 (13 242) БОЛЬШОЕ ПРАВО ОБЯЗЫВАЕТ \ Г \ Г Т \ / СЪЕЗД партии, у внесший измене- ния в Устав КПСС, партийным организациям ря да учреждений, в том числе и учеб ных заведений, предоставил право контроля деятельности администра ции. Это значительно усиливает вли яние первичной парторганизации на дела и жизнь коллектива. Но боль шое право накладывает и большие обязанности. Смысл нововведения — повышение ответственности и актив ности первичных партийных органи заций в осуществлении политики партии. В нашей школе в процессе проведения ряда мероприятий идет глубокая проверка состояния дел на том или ином участке работы. Партийное собрание с повесткой «Роль школы, семьи и общественно сти в воспитании подрастающего по коления» готовилось тщательно и долго. Была создана группа провер ки. Коммунисты анализировали, ка кова связь администрации школы с общественностью, ее влияние на ра боту советов содействия семье и школе. Их у нас 7 — на всех пред приятиях, в хозяйствах, учреждениях, расположенных на территории села. За это же время, по нашей просьбе, в отдельных организациях были про ведены заседания партийных бюро и профсоюзных комитетов по школь ному вопросу, депутаты сельского Совета проверяли работу клубов с подростками. Партийная организация после это го хорошо изучила и точку зрения общественности на роль школы. < На открытое партийное собрание в школе были приглашены все учи теля, секретари партийных организа ций села, председатели советов со действия семье и школе, члены ро дительского комитета, представители сельсовета. Безучастных не было, выступления были деловыми, и в них звучало одоб рение: «Правильно, что собрались вместе: воспитание юных — дело об щее». Было принято конкретное по становление. Партийное бюро следи ло за его выполнением, информиро вало коммунистов о том, что кон кретно сделано. Совместные усилия школы, семьи и общественности дали свой положительный результат: улуч шились успеваемость, поведение ре бят, уменьшилось число правонару шений со стороны учащихся. «Идейно-политическое воспитание учащихся» — такова повестка дру гого собрания, в подготовке которого принимали участие почти все комму нисты парторганизации. О нем объ- язили за месяц. На стенде «Готовь тесь к партийному собранию» прежде всего был помещен список комму нистов, проверяющих идейно-полити ческое воспитание на уроках и во внеурочное время, памятка для про веряющих. Таким образом были ус тановлены единые критерии требова ний к контролю. ’ Каждому проверяющему рекомен довалось побывать на политинформа циях, пионерских сборах, комсомоль ских собраниях, больше беседовать с учащимися о том, какое участие пионеры принимают в марше «Всег да готов!», как комсомольцы готовят ся к Ленинскому зачету, какое уча стие принимают в общественной жизни. На собрании приняли решение об усилении идейно-политической рабо ты. А затем, после собрания, была организована проверка выполнения его решений. Партийная организация дважды изучала, как проводятся политинформации в классах. На засе дании бюро заслушивали вопрос «Об идейно-политическом воспитании в комсомольских группах 8 «б», 9 «а», 10 «в». Во время проведения Ленин ского зачета во всех классах присут ствовали коммунисты. Попутно доби лись того, что школьная библиотека и личные библиотечки учащихся по полнились политической литерату рой, лучше стала работать лектор ская группа школьников. Право контроля — это прежде всего повышение ответственности каждого коммуниста за деятельность школы и за свою собственную, а по этому в ближайшее время проведем партийное собрание, на котором коммунисты будут отчитываться о том, как они выполняют уставные требования. Партийный контроль — это и по вышение требований к руководителю, его ответственности перед своей ор ганизацией. В перспективном плане предусмотрены отчеты-сообщения ру ководителей4школы о подготовке к новому учебному году, о том, как администрация проводит в жизнь Устав школы, как обобщает новые формы и методы в работе учителей. Руководители школы, учителя-ком мунисты, имея постоянные партийные поручения, отвечают за определенный участок работы, и каждый ' из них понимает, что партийная организа ция должна подходить к контролю не как ревизор, а как организатор, воспитатель, глубоко заинтересован ный в улучшении работы школы н стиля руководства коллективом. М. ЧЕРКАСОВА, секретарь парторганизации Боринской средней школы Липецкого района. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ В нашей школе ведется широкая подготовка к двум юбилейным датам—50-летию со дня образования СССР и 50-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Открыт пионерский зал, на стенах кото рого вывешены обязательства юных ленинцев, «Торже ственное обещание пионера», обращение XVI съезда ВЛКСМ к пионерам, установлен стенд «Текущие дела в дружине» и др. В зале проводятся отрядные пионерские сборы, экскурсии октябрят. Партийная организация школы поставила перед со бой задачу сделать так, чтобы комсомольцы возглави ли борьбу пионеров за выполнение принятых обяза тельств. Разговор об этом состоялся на совместном заседании партбюро и комитета комсомола школы. Провели и совместное партийно-комсомольское соб рание. А на очередном заседании партбюро секретарь комсомольской организации рассказала, как выполня ются решения совместного собрания, проинформиро вали нас и старшие пионервожатые. XVI съезд ВЛКСМ дал нам очень важный документ «Обращение ко всем пионерам Советского Союза». Оно было обсуждено во всех пионерских отрядах с учетом возрастных особенностей, транслировалось г записи по школьному радио на дружинном слете. Вообще надо сказать, что роль радио и стенной пе чати в жизни комсомольской и пионерской организа ций очень велика. Партбюро проанализировало работу школьного радиоузла и редколлегии школьной газеты «Смена», Мы посоветовали, как улучшить планирова ние номеров газеты с тем, чтобы полнее отражать жизнь пионерской и комсомольской организаций. Парт бюро поручило коммунистке т. Хабловой направлять ра боту стенной печати. Долгое время коллектив школы волновал вопрос о работе отрядных вожатых. Каждый год комитет комсо мола назначает их. Но, глядишь, через месяц-два работают единицы, энтузиасты. Другие же, столкнув шись с трудностями, отступают, не найдя поддержки и помощи. Партбюро порекомендовало наладить учебу пионер ского актива. Сейчас действует школа актива с учетом возрастных особенностей. В ней учат, как провести сбор, рассказывают о пионерской атрибутике, о том, как составить план и т, д. Коммунисты помогли оживить работу пионерского сектора комитета комсо мола. Его руководство работой отрядных вожатых ста ло конкретнее. Он готовит пионеров к вступлению в комсомол. Сектор хорошо организовал шефство пио неров над октябрятами, комсомольцев над пионерами. Разумеется, деятельность школьного партийного бю ро не ограничивается только воспитанием обществен ной самодеятельности пионеров и комсомольцев. По литическое и военно-патриотическое воспитание, орга низация каникулярного отдыха, деятельность клуба ин тернациональной дружбы — аот далеко не полный пе речень вопросов, которыми занималось партбюро, что бы повысить активность ребят. Но воспитание общест венной самодеятельности, активности пионерской и комсомольской организаций школы, думается,.—одна из кардинальнейших задач не только наших дней, но и будущего, раз мы говорим о формировании гармони ческой личности. А духовный облик не только человека будущего, но и нашего современника трудно предста вить без активного общественного начала. Н. АНТОНОВА, секретарь парторганизации Липецкой школы № 44. Т А ОГДА заходит разговор о де- Г \ лах учителей-коммунистов, се- ^ кретарь Усманского райкома партии И. Т. Третьяков прежде всего приводит в пример партийную орга низацию Октябрьской средней школы, которая прилагает много усилий для успешного выполнения задач, постав ленных XXIV съездом КПСС. Хотя коммунистов в ней немного, всего тринадцать, или третья часть педаго гического коллектива, их влияние за метно во всей школьной жизни. Во просы учебно-воспитательной работы решаются вместе с беспартийными, в тесном контакте с администрацией. И секретарь парторганизации учи тельница математики Л. Г. Сахарова, которую коммунисты уже много лет подряд избирают своим вожаком, и директор школы И. Г. Бондаренко, и его заместитель по учебно-воспита тельной работе А. С. Душкина созда- К У П И М КОММУНИСТОВ ш к о л ы ют в коллективе атмосферу товари щества, дружелюбия, взаимного ува. жени я и чувства ответственности за порученное дело. В этом учебном году педагогиче ский коллектив сосредоточил свое внимание на дальнейшем совершен ствовании учебно-воспитательного процесса, на поисках более рацио нальных методов и приемов обуче ния, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Как лучше учить детей? Что нужно сделать для того, чтобы все школьники получали прочные и глубокие знания? Эти во просы постоянно волнуют каждого учителя—как коммуниста, так и бес партийного. В школе есть немало за мечательных мастеров педагогиче ского труда. Это учительница рус ского языка и литературы О. В. Мя- зина, учительница химии Р. Ф. Попо ва, учителя математики К. Н. Лес ных, Ф. Ф. Костерев, учительница биологии В. Е. Душкина, истории —* С. А. Бирюкова и другое. В связи с переходом на новые учебные программы возрастает роль самообразования учителей, повыше ния их теоретической и методической подготовки. Это вполне понятно. Ведь дать школьнику прочные и глубокие знания может только тот, кто по стоянно, серьезно работает над по вышением своего идейно-политиче ского и теоретического уровня. За последнее время на секциях об суждались доклады учителей О. В. Некрасовой на тему: «Активизация познавательной деятельности учащих ся второго класса», О. В. Мязиной — МЫСЛЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ И ДУМАЮЩИЙ УЧЕНИК Каждый учитель прекрасно пони мает, что завтрашние успехи в нау ке, технике, искусстве, во всем на родном хозяйстзе зависят от того, как мы будем учить сегодня. Учитель должен в первую очередь научить школьников мыслить, пра вильно добывать знания, он обязан руководить умственным воспитанием школьников. Современный урок не может считаться эффективным, если ученики занимаются на уроке ре продуктивной (воспроизводящей), а не творческой деятельностью. Группа учителей области присут ствовала в одной из городских школ на уроке физике в 6 классе у моло дого учителя. Если подходить к уроку с прежней меркой, меркой де сятилетней давности — урок безуко ризненный. Во время проверки зна ний учащиеся решали эксперимен тальные задачи. И все работали творчески, активно мыслили, активно участвовали в познавательном про цессе. Но при переходе к изучению ново го материала ученики оставались уже пассивными созерцателями, по требителями готовых знаний. Учи тель по своей неопытности все сде лал за них сам. Ои сам объяснил устройство гид равлической машины, используя чер теж-схему, затем повторил это же, демонстрируя фрагменты озвученно го фильма, и в заключение сам продемонстрировал работу гидрав лического пресса на действующей модели. На этом уроке отсутствовало педа гогическое руководство со,стороны учителя умственным развитием уче ника. Едва возникшая у учащихся познавательная активность тут же ; и угасла. Учитель сразу все «раз-‘ жевал», а ученикам надо было толь ко «проглотить» готовую порцию знаний. Знания им достались лег ко. А что легко дается, легко и забы вается. Необходимо добиться, чтобы каж дый учитель, начиная с первого класса, прививал ребятам навык учения, вкус к самостоятельной ра боте с пособиями, формировал логи ческое мышление. С таких позиций хочется показать урок биологии в 7 классе школы № 1, проведенный Р. К. Мелиховой. Тема: внутреннее строение рыб. Уже во время проверки знаний учитель быстро и необычно включает всех учеников в активную деятельность: по одному и тому же содержанию, изложенному в соответствующем па раграфе учебника, устно ставится во прос в двух вариантах. В одном случае требуется пересказать содер жание учебника, а в другом—-опреде лить место рыб в современной клас сификации, т. е. сделать самостоя тельное обобщение, вывод, приме нить имеющиеся знания в новой си туации, и таким образом заставить знания действовать. Учащимся самим предоставляется право выбора вопроса для ответа. С первой минуты на уроке Раисы Константиновны царит творческая обстановка. Ничего не получишь в готовом виде. Все надо добыть са мому. Без конца слышится: «поче му?», «зачем?», «для чего?», «как луч ше сделать?», и советы учителя: «до кажи», «объясни», «исправь». За вопросом по домашней работе следует новая познавательная зада ча: «Почему ученые выделили рыб в отдельный класс и отнесли их к под типу черепных типа хордовых жи вотных?». К решению этой главной дидакти ческой задачи урока учительница ведет при помощи тех же средств, т. е. используя принцип наглядности, опыт. Можно, например (а чаще всего и так бывает, к сожалению), спро сить: «Какое значение имеет скелет рыб?». Но учитель меняет ситуацию и ставит следующую задачу: «С чего мы должны начать разговор о ры бах?». И снова ученик соображает, догадывается, обосновывает, почему надо начинать изучать рыб именно со скелета. И рассказ ведет не учитель, а уче ник, используя при этом наглядные пособия — скелеты рыб. Другой ученик в это же время составляет план рассказа. Весь класс слушает, делает краткие записи самого глав ного, основного. Перед демонстрацией кинофраг ментов (обеззвученных) учитель ставит еще одну задачу, уже более сложную: определить значение пла вательного пузыря и, зная законы физики, объяснить принципы его действия, принцип передвижения рыб в вертикальном и горизонталь ном положениях и т. д. Учащиеся, самостоятельно решив познавательную задачу, сразу же и проверяют правильность своих вы водов. Для этого повторно демонст рируются уже виденные учениками фрагменты фильма, но озвученные. Лица семиклассников сияют: они самостоятельно нашли правильный вывод. Два урока, но технология получе ния знаний учениками разная. На одном учитель всемерно активизиро вал, весь процесс обучения, и в осо бенности познавательную деятель ность учащихся. На другом — учи тель работал, что называется, «до по та», и ученики все хорошо усвоили, но остались умственно пассивны. Высокая результативность урока биологии объясняется тем, что Р. К- Мелихова исподволь, с 5 класса го товила учащихся к такой работе. Раиса Константиновна научила учеников учиться, научила мыслить, пробудила интерес к знаниям вооб ще и к биологии в частности. Она привила ребятам любовь к журна лам «Техника—молодежи», «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Пионер», детской энциклопедии и специальным книгам. Стимулирует повышение познава тельной активности и само содержа ние обучения, увязанное с жизнью страны, родного города, деревни, школы, вызывающее глубокий инте рес у учащихся. Учительница географии Т. Г. Ма лахова (школа № 8), определяя со держание уроков по теме «Сельское хозяйство Липецкой области», вклю чает самих учеников в активный поиск содержания. В учебнике нет этой темы, нет и специальной лите ратуры по ней. Таисия Георгиевна знакомит ребят с планом изучения, распределяет учащихся по группам в зависимости от интересов, и ученики добывают это содержание из разных источников: в управлении сельского хозяйства и в музее, в библиотеке и со страниц областной газеты, из сво их наблюдений во время работы в подшефном хозяйстве. И эта ра бота заранее планируется и ведется под контролем учителя. О передови ках сельского хозяйства, Героях Со циалистического Труда ученики со ставили красочный альбом. Во время этого поиска узнали о том, какая огромная работа ведется в нашей, области по специализации и интенсификации сельскохозяйствен ного производства, и о той высокой награде, которой удостоена Липец кая область. Несомненно, что эта уроки оставят след в памяти и в жизни ученика. Активизации познавательной дея тельности учащихся способствует, как показала практика, усовершен ствованная технология урока, при которой создается необходимая си туация ожидания любопытства, удивления — мобилизующее начало, отчетливая для учащихся целена правленность. Учительница 3. В. Шиянова (шко ла № 44), чтобы привлечь внимание учеников 4-го класса, во врем^ изу чения темы «Нападение фашистских захватчиков на СССР» в одном классе заранее закрыла на карте ми ра коричневыми аппликациями те государства, которые оккупировала фашистская Германия до 1941 года, а в параллельном—предложила вы полнить эту же работу более силь ным ученикам. Ново, интересно! Главное, надо думать, вспоминать прочитанные книги о войне, теле- и радиопереда чи, кинофильмы, рассказы родителей. Задача учителя не только дать ре бятам определенные знания, научить мыслить, выработать культуру пове дения, но и культуру чувств. Учи тель призван, образно говоря, стоять у колыбели умственного и эмоцио нального созревания ученика. Заслуженный учитель школы РСФСР А. Н. Пивоваров, составляя перспективный план изучения темы, в курсе обществоведения в десятом классе определяет к каждому уроку эмоциональный настрой. Он считает, что эмоциональная насыщенность изучаемого материала должна иметь строй такой же определенный, как и научная логика урока. Уроки Алек сандра Николаевича всегда отлича ются высоким педагогическим ма стерством. Эффективное использование на глядности, применение технических средств — кино, телевидения — то же имеет огромное значение, если они способствуют углублению мыс лительной деятельности учеников. Бесспорно одно: учитель — за главная фигура в совершенствовании учебно - воспитательного процесса. От него зависит, чтобы у ребят го рели глаза и светились лица радо стью открытий, жаждой познания нового, ибо нельзя воспитывать ак тивность у ученика, если ты сам пас сивен. Г. ГОРСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР, кандидат педагогических наук. «Работа с учащимися, отстающими по русскому языку», М. С. Скрипчен- ко — «Приемы активизации учащих ся при объяснении нового материа ла», А. А. Душкина — «Трудовые практикумы в 9-х г! 10-х классах и выбор профессий», В. П. Корневой — «Орфографические ошибки и способы их предупреждения». На секциях информируют о новин ках педагогической литературы, изу чают статьи ученых-педагогов, важ ные официальные материалы руково дящих органов. Помогает учителям в подготовке к урокам созданный в школе методиче ский кабинет. В нем собраны много численные методические пособия, до клады из опыта работы передовых учителей, разработки урокоз, планов, новйнки педагогической литературы, обзоры статей, опубликованных в ме тодических журналах, много дидак тического материала, таблиц. В школе есть все необходимое для проведения лабораторных и практи ческих работ в кабинетах физики, химии. Гордостью школы считается кабинет биологии. Это настоящая живая лаборатория для изучения программного материала. Большая работа проводится по трудовому обучению и профориента ции учащихся. Старшеклассники изу чают трактор, автомобиль. Многие выпускники остаются на селе. Важное место в работе партийной организации занимает политическая учеба .коммунистов и беспартийных. Все учителя занимаются в теорети ческом семинаре, .активно участвуют в проводимых собеседованиях по ак туальным вопросам современности. * В. СТЕ ЦЮК . С т р а н и ц а п о д г о т о в л е н а н е ш т а т н ы м о т д е л о м ш к о л „ Л е н и н с к о г о з н аме ни* *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz