Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

2 П 1 1ш и 1 1 1 а п а ||||1 ||тт1 1 п т п нш 1В 1И н п 1 1 1 ан 1 а2 и п и 9 1 т п 1 1 1 и 1 п п п ан п 1 п и » н 1 п « 1 п тп 1 1 1 1 тт тп тт т»& » ^ «Коммунисты и комсомольцы, каждый советский § | человек обязаны активно участвовать в воспитании I | пионеров и школьников, рассматривать эту работу I В — ----- ------- ------------ —......................... ............ -I ------------------ - ........— .... т | как свой гражданский долг и почетную обязанность» | Е (Из П остановления ЦК КПСС , 0 50-летии Всесоюзной, пионерской организации им . В. И. Ле нина*) гавв 1 вввааававвввпаввввваавв 1 ввваватвааав 1 авпв 1 аввавваввааввввав 1 ваап 1 вв 1 ввавваавввв 1 ваввв 1 авввввв 1 ввв 1 ваввваввввааввав 1 ввза 1 в т а в п 1 Школьная жизнь течет, как река, и становится все полноводнее, вбирая силу родников и притоков педагоги­ ческой мысли. Сложившиеся формы работы удовлетворяют нас не пото­ му, что мы привыкли к ним — они объективно ценны. Цо вот перед школой поставлены новые задачи и обнаруживается, что средств для их решения не хватает. Тогда начинают­ ся поиски. Это было весной 1969 года. На очередном партийном собрании мы вели разговор о недостатках в орга­ низации внеклассной работы. В свя­ зи с переходом ко всеобщему сред­ нему образованию ответственность школы за воспитание молодежи ста­ ла намного выше, чем прежде. Неда­ ром введена должность организатора внеклассной и внешкольной воспита­ тельной работы с детьми. Все есть: опытные учителя, руководители, же­ лание работать. А результаты неве­ лики. Слишком разноголосо действу­ ют классные руководители, стихийно готовятся общешкольные мероприя­ тия. Коммунист т. Пивоваров внес пред­ ложение: создать совет для коорди­ нации всей воспитательной работы с учащимися. С ним согласились. В со­ вет вошли представители партбюро, администрации, профсоюзной и ком­ сомольской организаций, наиболее инициативные учителя. Задача его — анализировать план воспитательной работы школы, определять формы и содержание основных мероприятий, опираясь на реальные возможности, распределять поручения, оказывать конкретную помощь организатору воспитательной работы, классным ру­ ководителям, комсоргу, вионерским вожатым. Совет не подменяет руко­ водителей школы. Он явился формой проявления инициативы всего . кол­ лектива и усилил партийное влияние в школе. Работает совет под руководством партийного бюро и дирекции. 1969—70 учебный год показал пра­ вильность нашего решения. В совете созданы небольшие группы или сек­ ции — дело не в названии, — отве­ чающие за определенный .участок ра­ боты. За комсомольскую работу, на­ пример, в совете отвечает член парт­ бюро учитель П. Я. Колесников, за работу с так называемыми трудными подростками — завуч школы М. Ф. Никитина и председатель родитель­ ского комитета Л. П. Киреева. Есть творческая группа по оформлению школы. А во время подготовки к праздникам формируется оператив­ ная группа по оформлению празд­ ничной колонны. Памятный год ленинского юбилея. Совет и его активисты на первом этаже школы развернули выставку, посвященную боевой, трудовой славе народа, на втором—пионерии, треть­ ем — комсомолу, верному помощни­ ку партии, четвертом — выставку, посвященную В. И. Ленину и Ком­ мунистической партии. Совет помог комитету ВЛКСМ хорошо подгото­ виться к проведению Ленинского зачета: десятки радиопередач, регу. лярные выступления членов лектор­ ской группы, встречи с интересными людьми, пионерские сборы, собра­ ния, конференции, соревнования и ве­ чера. Сколько времени и сил отдали этому председатель совета, член партбюро заслуженный учитель школы РСФСР А. Н. Пивоваров, члены совета М. Ф. Никитина, Н. Я- Конишевская, М. Г. Степченко, Н. Я. Колесникова, А. А. Чеченева, Т. И. Татарникова, Г. И. Чеховских, П. Ф. Полозов и другие. Единство замыс­ лов и четкое выполнение их обеспе­ чил совет пб воспитательной работе. В 1970—71 учебном году Фкола не только закрепляла позиции, но и развивала новые формы работы. Строите л ь н ы й отряд. Не в пер­ вый раз создавали мы его. Была уже традиция. Бойцы стройотряда—пол­ номочные представители школы на селе. Подготовка стройотряда многооб­ разна и сложна. За эту работу отве­ чают 5 человек — завуч М. Ф. Ники­ тина, учитель иностранного языка Е. В. Смирнов, учителя труда П. Ф. Полозов и И. П. Козловский, секре­ тарь комсомольской организации школы С. А. Шишкина. Каждый из них, в свою очередь, отвечает за профессиональную строительную под­ готовку отряда, за подготовку груп­ пы быта отряда, лекторской группы, концертной и т. д. Стройотряд оп­ равдал наше доверие и принес шко­ ле, кроме признания его заслуг, еще более важное: тягу учащихся к тру­ ду. Боец стройотряда — это звучит в школе гордо. Не забудут учащиеся торжествен­ ный вечер, посвященный XXIV съез­ ду КПСС. Его готовила группа исто­ риков под руководством председате­ ля совета А. Н. Пивоварова. Компо­ зиция вечера раскрыла деятельность КПСС на главных исторических эта­ пах и состояла из пяти частей: «На­ чало», «Октябрьский штурм», «Стро­ им социализм», «Великая Отечест­ венная», «Вперед, к победе комму­ низма». Девиз композиции: «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». ...Идет очередное заседание совета. Как всегда, он собрался по инициа­ тиве партбюро и директора. На по­ вестке дня вопрос: «XXIV съезд КПСС и задачи воспитания школь­ ников». Многое сделано, проверены на практике новые формы учебно- воспитательной работы. А впереди — совместные поиски интересных дел. В этих творческих поисках мужает наш коллектив, мы вместе думаем, спо­ рим, решаем. С. БАРАБАНЩИКОВА, секретарь партбюро средней школы № 10 г. Липецка. ЭКЗАМЕНЫ В ПРОФТЕХУЧИЛИЩЕ В Липецком городском профессионально-техническом училище № 10 25 марта в 8 часов 15 минут прозвенел последний звонок для учащихся третьего класса. Не удивляйтесь «третьему классу». В этом училище занимаются три года и получают не только специальность, но и среднее образо­ вание. Третий класс—выпускной. Он соответствует десятому классу средней школы. Впереди экзамены и самостоятельная работа в це­ хах Новолипецкого ордена Ленина металлургического завода. Радо­ стно светятся взоры юношей и девушек. Скоро, очень скоро они будут самостоятельно управлять сложнейшей техникой. 27 марта начались экзамены. Их предстоит сдавать по тем же предметам, что и в 10 классе. Преподаватель истории и обществове­ дения, отличник народного просвещения, кавалер ордена Ленина На­ дежда Сергеевна Наумова экзаменует Зинаиду Кичмарь. В другом кабинете инженеры Г. Н. Стукалов, Г. Т. Нечаев и Ю. И, Фабрикант принимают экзамен у группы электромонтеров по'специальным дис­ циплинам. А. КАРОЧЕНКО. На классных занятиях в школе № 46 Липецка широко применя­ ются эпидиаскопы, кинопроекторы, фильмоскопы, проигрыватели, маг­ нитофоны, фильмовые ленты по физике, биологии, географии, маг­ нитофонные записи и пластинки с текстами на иностранных языках. Все это помогает учащимся лучше усвоить преподаваемый материал, рациональнее использовать время урока. В школе создается школь­ ная фильмотека учебных фильмов по различным предметам. На снимке: урок русского языка в 7 классе «б» ведет И. Ф. Ореш­ кова. Фото Л. Антошкина. Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 29 марта 1972 г., № 71 (13 242) БОЛЬШОЕ ПРАВО ОБЯЗЫВАЕТ \ Г \ Г Т \ / СЪЕЗД партии, у внесший измене- ния в Устав КПСС, партийным организациям ря­ да учреждений, в том числе и учеб­ ных заведений, предоставил право контроля деятельности администра­ ции. Это значительно усиливает вли­ яние первичной парторганизации на дела и жизнь коллектива. Но боль­ шое право накладывает и большие обязанности. Смысл нововведения — повышение ответственности и актив­ ности первичных партийных органи­ заций в осуществлении политики партии. В нашей школе в процессе проведения ряда мероприятий идет глубокая проверка состояния дел на том или ином участке работы. Партийное собрание с повесткой «Роль школы, семьи и общественно­ сти в воспитании подрастающего по­ коления» готовилось тщательно и долго. Была создана группа провер­ ки. Коммунисты анализировали, ка­ кова связь администрации школы с общественностью, ее влияние на ра­ боту советов содействия семье и школе. Их у нас 7 — на всех пред­ приятиях, в хозяйствах, учреждениях, расположенных на территории села. За это же время, по нашей просьбе, в отдельных организациях были про­ ведены заседания партийных бюро и профсоюзных комитетов по школь­ ному вопросу, депутаты сельского Совета проверяли работу клубов с подростками. Партийная организация после это­ го хорошо изучила и точку зрения общественности на роль школы. < На открытое партийное собрание в школе были приглашены все учи­ теля, секретари партийных организа­ ций села, председатели советов со­ действия семье и школе, члены ро­ дительского комитета, представители сельсовета. Безучастных не было, выступления были деловыми, и в них звучало одоб­ рение: «Правильно, что собрались вместе: воспитание юных — дело об­ щее». Было принято конкретное по­ становление. Партийное бюро следи­ ло за его выполнением, информиро­ вало коммунистов о том, что кон­ кретно сделано. Совместные усилия школы, семьи и общественности дали свой положительный результат: улуч­ шились успеваемость, поведение ре­ бят, уменьшилось число правонару­ шений со стороны учащихся. «Идейно-политическое воспитание учащихся» — такова повестка дру­ гого собрания, в подготовке которого принимали участие почти все комму­ нисты парторганизации. О нем объ- язили за месяц. На стенде «Готовь­ тесь к партийному собранию» прежде всего был помещен список комму­ нистов, проверяющих идейно-полити­ ческое воспитание на уроках и во внеурочное время, памятка для про­ веряющих. Таким образом были ус­ тановлены единые критерии требова­ ний к контролю. ’ Каждому проверяющему рекомен­ довалось побывать на политинформа­ циях, пионерских сборах, комсомоль­ ских собраниях, больше беседовать с учащимися о том, какое участие пионеры принимают в марше «Всег­ да готов!», как комсомольцы готовят­ ся к Ленинскому зачету, какое уча­ стие принимают в общественной жизни. На собрании приняли решение об усилении идейно-политической рабо­ ты. А затем, после собрания, была организована проверка выполнения его решений. Партийная организация дважды изучала, как проводятся политинформации в классах. На засе­ дании бюро заслушивали вопрос «Об идейно-политическом воспитании в комсомольских группах 8 «б», 9 «а», 10 «в». Во время проведения Ленин­ ского зачета во всех классах присут­ ствовали коммунисты. Попутно доби­ лись того, что школьная библиотека и личные библиотечки учащихся по­ полнились политической литерату­ рой, лучше стала работать лектор­ ская группа школьников. Право контроля — это прежде всего повышение ответственности каждого коммуниста за деятельность школы и за свою собственную, а по­ этому в ближайшее время проведем партийное собрание, на котором коммунисты будут отчитываться о том, как они выполняют уставные требования. Партийный контроль — это и по­ вышение требований к руководителю, его ответственности перед своей ор­ ганизацией. В перспективном плане предусмотрены отчеты-сообщения ру­ ководителей4школы о подготовке к новому учебному году, о том, как администрация проводит в жизнь Устав школы, как обобщает новые формы и методы в работе учителей. Руководители школы, учителя-ком­ мунисты, имея постоянные партийные поручения, отвечают за определенный участок работы, и каждый ' из них понимает, что партийная организа­ ция должна подходить к контролю не как ревизор, а как организатор, воспитатель, глубоко заинтересован­ ный в улучшении работы школы н стиля руководства коллективом. М. ЧЕРКАСОВА, секретарь парторганизации Боринской средней школы Липецкого района. ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ В нашей школе ведется широкая подготовка к двум юбилейным датам—50-летию со дня образования СССР и 50-летию Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Открыт пионерский зал, на стенах кото­ рого вывешены обязательства юных ленинцев, «Торже­ ственное обещание пионера», обращение XVI съезда ВЛКСМ к пионерам, установлен стенд «Текущие дела в дружине» и др. В зале проводятся отрядные пионерские сборы, экскурсии октябрят. Партийная организация школы поставила перед со­ бой задачу сделать так, чтобы комсомольцы возглави­ ли борьбу пионеров за выполнение принятых обяза­ тельств. Разговор об этом состоялся на совместном заседании партбюро и комитета комсомола школы. Провели и совместное партийно-комсомольское соб­ рание. А на очередном заседании партбюро секретарь комсомольской организации рассказала, как выполня­ ются решения совместного собрания, проинформиро­ вали нас и старшие пионервожатые. XVI съезд ВЛКСМ дал нам очень важный документ «Обращение ко всем пионерам Советского Союза». Оно было обсуждено во всех пионерских отрядах с учетом возрастных особенностей, транслировалось г записи по школьному радио на дружинном слете. Вообще надо сказать, что роль радио и стенной пе­ чати в жизни комсомольской и пионерской организа­ ций очень велика. Партбюро проанализировало работу школьного радиоузла и редколлегии школьной газеты «Смена», Мы посоветовали, как улучшить планирова­ ние номеров газеты с тем, чтобы полнее отражать жизнь пионерской и комсомольской организаций. Парт­ бюро поручило коммунистке т. Хабловой направлять ра­ боту стенной печати. Долгое время коллектив школы волновал вопрос о работе отрядных вожатых. Каждый год комитет комсо­ мола назначает их. Но, глядишь, через месяц-два работают единицы, энтузиасты. Другие же, столкнув­ шись с трудностями, отступают, не найдя поддержки и помощи. Партбюро порекомендовало наладить учебу пионер­ ского актива. Сейчас действует школа актива с учетом возрастных особенностей. В ней учат, как провести сбор, рассказывают о пионерской атрибутике, о том, как составить план и т, д. Коммунисты помогли оживить работу пионерского сектора комитета комсо­ мола. Его руководство работой отрядных вожатых ста­ ло конкретнее. Он готовит пионеров к вступлению в комсомол. Сектор хорошо организовал шефство пио­ неров над октябрятами, комсомольцев над пионерами. Разумеется, деятельность школьного партийного бю­ ро не ограничивается только воспитанием обществен­ ной самодеятельности пионеров и комсомольцев. По­ литическое и военно-патриотическое воспитание, орга­ низация каникулярного отдыха, деятельность клуба ин­ тернациональной дружбы — аот далеко не полный пе­ речень вопросов, которыми занималось партбюро, что­ бы повысить активность ребят. Но воспитание общест­ венной самодеятельности, активности пионерской и комсомольской организаций школы, думается,.—одна из кардинальнейших задач не только наших дней, но и будущего, раз мы говорим о формировании гармони­ ческой личности. А духовный облик не только человека будущего, но и нашего современника трудно предста­ вить без активного общественного начала. Н. АНТОНОВА, секретарь парторганизации Липецкой школы № 44. Т А ОГДА заходит разговор о де- Г \ лах учителей-коммунистов, се- ^ кретарь Усманского райкома партии И. Т. Третьяков прежде всего приводит в пример партийную орга­ низацию Октябрьской средней школы, которая прилагает много усилий для успешного выполнения задач, постав­ ленных XXIV съездом КПСС. Хотя коммунистов в ней немного, всего тринадцать, или третья часть педаго­ гического коллектива, их влияние за­ метно во всей школьной жизни. Во­ просы учебно-воспитательной работы решаются вместе с беспартийными, в тесном контакте с администрацией. И секретарь парторганизации учи­ тельница математики Л. Г. Сахарова, которую коммунисты уже много лет подряд избирают своим вожаком, и директор школы И. Г. Бондаренко, и его заместитель по учебно-воспита­ тельной работе А. С. Душкина созда- К У П И М КОММУНИСТОВ ш к о л ы ют в коллективе атмосферу товари­ щества, дружелюбия, взаимного ува. жени я и чувства ответственности за порученное дело. В этом учебном году педагогиче­ ский коллектив сосредоточил свое внимание на дальнейшем совершен­ ствовании учебно-воспитательного процесса, на поисках более рацио­ нальных методов и приемов обуче­ ния, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Как лучше учить детей? Что нужно сделать для того, чтобы все школьники получали прочные и глубокие знания? Эти во­ просы постоянно волнуют каждого учителя—как коммуниста, так и бес­ партийного. В школе есть немало за­ мечательных мастеров педагогиче­ ского труда. Это учительница рус­ ского языка и литературы О. В. Мя- зина, учительница химии Р. Ф. Попо­ ва, учителя математики К. Н. Лес­ ных, Ф. Ф. Костерев, учительница биологии В. Е. Душкина, истории —* С. А. Бирюкова и другое. В связи с переходом на новые учебные программы возрастает роль самообразования учителей, повыше­ ния их теоретической и методической подготовки. Это вполне понятно. Ведь дать школьнику прочные и глубокие знания может только тот, кто по­ стоянно, серьезно работает над по­ вышением своего идейно-политиче­ ского и теоретического уровня. За последнее время на секциях об­ суждались доклады учителей О. В. Некрасовой на тему: «Активизация познавательной деятельности учащих­ ся второго класса», О. В. Мязиной — МЫСЛЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ И ДУМАЮЩИЙ УЧЕНИК Каждый учитель прекрасно пони­ мает, что завтрашние успехи в нау­ ке, технике, искусстве, во всем на­ родном хозяйстзе зависят от того, как мы будем учить сегодня. Учитель должен в первую очередь научить школьников мыслить, пра­ вильно добывать знания, он обязан руководить умственным воспитанием школьников. Современный урок не может считаться эффективным, если ученики занимаются на уроке ре­ продуктивной (воспроизводящей), а не творческой деятельностью. Группа учителей области присут­ ствовала в одной из городских школ на уроке физике в 6 классе у моло­ дого учителя. Если подходить к уроку с прежней меркой, меркой де­ сятилетней давности — урок безуко­ ризненный. Во время проверки зна­ ний учащиеся решали эксперимен­ тальные задачи. И все работали творчески, активно мыслили, активно участвовали в познавательном про­ цессе. Но при переходе к изучению ново­ го материала ученики оставались уже пассивными созерцателями, по­ требителями готовых знаний. Учи­ тель по своей неопытности все сде­ лал за них сам. Ои сам объяснил устройство гид­ равлической машины, используя чер­ теж-схему, затем повторил это же, демонстрируя фрагменты озвученно­ го фильма, и в заключение сам продемонстрировал работу гидрав­ лического пресса на действующей модели. На этом уроке отсутствовало педа­ гогическое руководство со,стороны учителя умственным развитием уче­ ника. Едва возникшая у учащихся познавательная активность тут же ; и угасла. Учитель сразу все «раз-‘ жевал», а ученикам надо было толь­ ко «проглотить» готовую порцию знаний. Знания им достались лег­ ко. А что легко дается, легко и забы­ вается. Необходимо добиться, чтобы каж­ дый учитель, начиная с первого класса, прививал ребятам навык учения, вкус к самостоятельной ра­ боте с пособиями, формировал логи­ ческое мышление. С таких позиций хочется показать урок биологии в 7 классе школы № 1, проведенный Р. К. Мелиховой. Тема: внутреннее строение рыб. Уже во время проверки знаний учитель быстро и необычно включает всех учеников в активную деятельность: по одному и тому же содержанию, изложенному в соответствующем па­ раграфе учебника, устно ставится во­ прос в двух вариантах. В одном случае требуется пересказать содер­ жание учебника, а в другом—-опреде­ лить место рыб в современной клас­ сификации, т. е. сделать самостоя­ тельное обобщение, вывод, приме­ нить имеющиеся знания в новой си­ туации, и таким образом заставить знания действовать. Учащимся самим предоставляется право выбора вопроса для ответа. С первой минуты на уроке Раисы Константиновны царит творческая обстановка. Ничего не получишь в готовом виде. Все надо добыть са­ мому. Без конца слышится: «поче­ му?», «зачем?», «для чего?», «как луч­ ше сделать?», и советы учителя: «до­ кажи», «объясни», «исправь». За вопросом по домашней работе следует новая познавательная зада­ ча: «Почему ученые выделили рыб в отдельный класс и отнесли их к под­ типу черепных типа хордовых жи­ вотных?». К решению этой главной дидакти­ ческой задачи урока учительница ведет при помощи тех же средств, т. е. используя принцип наглядности, опыт. Можно, например (а чаще всего и так бывает, к сожалению), спро­ сить: «Какое значение имеет скелет рыб?». Но учитель меняет ситуацию и ставит следующую задачу: «С чего мы должны начать разговор о ры­ бах?». И снова ученик соображает, догадывается, обосновывает, почему надо начинать изучать рыб именно со скелета. И рассказ ведет не учитель, а уче­ ник, используя при этом наглядные пособия — скелеты рыб. Другой ученик в это же время составляет план рассказа. Весь класс слушает, делает краткие записи самого глав­ ного, основного. Перед демонстрацией кинофраг­ ментов (обеззвученных) учитель ставит еще одну задачу, уже более сложную: определить значение пла­ вательного пузыря и, зная законы физики, объяснить принципы его действия, принцип передвижения рыб в вертикальном и горизонталь­ ном положениях и т. д. Учащиеся, самостоятельно решив познавательную задачу, сразу же и проверяют правильность своих вы­ водов. Для этого повторно демонст­ рируются уже виденные учениками фрагменты фильма, но озвученные. Лица семиклассников сияют: они самостоятельно нашли правильный вывод. Два урока, но технология получе­ ния знаний учениками разная. На одном учитель всемерно активизиро­ вал, весь процесс обучения, и в осо­ бенности познавательную деятель­ ность учащихся. На другом — учи­ тель работал, что называется, «до по­ та», и ученики все хорошо усвоили, но остались умственно пассивны. Высокая результативность урока биологии объясняется тем, что Р. К- Мелихова исподволь, с 5 класса го­ товила учащихся к такой работе. Раиса Константиновна научила учеников учиться, научила мыслить, пробудила интерес к знаниям вооб­ ще и к биологии в частности. Она привила ребятам любовь к журна­ лам «Техника—молодежи», «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Пионер», детской энциклопедии и специальным книгам. Стимулирует повышение познава­ тельной активности и само содержа­ ние обучения, увязанное с жизнью страны, родного города, деревни, школы, вызывающее глубокий инте­ рес у учащихся. Учительница географии Т. Г. Ма­ лахова (школа № 8), определяя со­ держание уроков по теме «Сельское хозяйство Липецкой области», вклю­ чает самих учеников в активный поиск содержания. В учебнике нет этой темы, нет и специальной лите­ ратуры по ней. Таисия Георгиевна знакомит ребят с планом изучения, распределяет учащихся по группам в зависимости от интересов, и ученики добывают это содержание из разных источников: в управлении сельского хозяйства и в музее, в библиотеке и со страниц областной газеты, из сво­ их наблюдений во время работы в подшефном хозяйстве. И эта ра­ бота заранее планируется и ведется под контролем учителя. О передови­ ках сельского хозяйства, Героях Со­ циалистического Труда ученики со­ ставили красочный альбом. Во время этого поиска узнали о том, какая огромная работа ведется в нашей, области по специализации и интенсификации сельскохозяйствен­ ного производства, и о той высокой награде, которой удостоена Липец­ кая область. Несомненно, что эта уроки оставят след в памяти и в жизни ученика. Активизации познавательной дея­ тельности учащихся способствует, как показала практика, усовершен­ ствованная технология урока, при которой создается необходимая си­ туация ожидания любопытства, удивления — мобилизующее начало, отчетливая для учащихся целена­ правленность. Учительница 3. В. Шиянова (шко­ ла № 44), чтобы привлечь внимание учеников 4-го класса, во врем^ изу­ чения темы «Нападение фашистских захватчиков на СССР» в одном классе заранее закрыла на карте ми­ ра коричневыми аппликациями те государства, которые оккупировала фашистская Германия до 1941 года, а в параллельном—предложила вы­ полнить эту же работу более силь­ ным ученикам. Ново, интересно! Главное, надо думать, вспоминать прочитанные книги о войне, теле- и радиопереда­ чи, кинофильмы, рассказы родителей. Задача учителя не только дать ре­ бятам определенные знания, научить мыслить, выработать культуру пове­ дения, но и культуру чувств. Учи­ тель призван, образно говоря, стоять у колыбели умственного и эмоцио­ нального созревания ученика. Заслуженный учитель школы РСФСР А. Н. Пивоваров, составляя перспективный план изучения темы, в курсе обществоведения в десятом классе определяет к каждому уроку эмоциональный настрой. Он считает, что эмоциональная насыщенность изучаемого материала должна иметь строй такой же определенный, как и научная логика урока. Уроки Алек сандра Николаевича всегда отлича­ ются высоким педагогическим ма­ стерством. Эффективное использование на­ глядности, применение технических средств — кино, телевидения — то­ же имеет огромное значение, если они способствуют углублению мыс­ лительной деятельности учеников. Бесспорно одно: учитель — за­ главная фигура в совершенствовании учебно - воспитательного процесса. От него зависит, чтобы у ребят го­ рели глаза и светились лица радо­ стью открытий, жаждой познания нового, ибо нельзя воспитывать ак­ тивность у ученика, если ты сам пас­ сивен. Г. ГОРСКАЯ, заслуженная учительница школы РСФСР, кандидат педагогических наук. «Работа с учащимися, отстающими по русскому языку», М. С. Скрипчен- ко — «Приемы активизации учащих­ ся при объяснении нового материа­ ла», А. А. Душкина — «Трудовые практикумы в 9-х г! 10-х классах и выбор профессий», В. П. Корневой — «Орфографические ошибки и способы их предупреждения». На секциях информируют о новин­ ках педагогической литературы, изу­ чают статьи ученых-педагогов, важ­ ные официальные материалы руково­ дящих органов. Помогает учителям в подготовке к урокам созданный в школе методиче­ ский кабинет. В нем собраны много­ численные методические пособия, до­ клады из опыта работы передовых учителей, разработки урокоз, планов, новйнки педагогической литературы, обзоры статей, опубликованных в ме­ тодических журналах, много дидак­ тического материала, таблиц. В школе есть все необходимое для проведения лабораторных и практи­ ческих работ в кабинетах физики, химии. Гордостью школы считается кабинет биологии. Это настоящая живая лаборатория для изучения программного материала. Большая работа проводится по трудовому обучению и профориента­ ции учащихся. Старшеклассники изу­ чают трактор, автомобиль. Многие выпускники остаются на селе. Важное место в работе партийной организации занимает политическая учеба .коммунистов и беспартийных. Все учителя занимаются в теорети­ ческом семинаре, .активно участвуют в проводимых собеседованиях по ак­ туальным вопросам современности. * В. СТЕ ЦЮК . С т р а н и ц а п о д г о т о в л е н а н е ш т а т н ы м о т д е л о м ш к о л „ Л е н и н с к о г о з н аме ни* *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz