Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

и марта 1972 г- № 61 (П ЯЗ* СЕРДЦЕ СОЮЗА, Р А С С К А З О С Т О Л И Ц Е Н А Ш Е Й ИЛЬИЧЕВСКИЕ Б О Г А Т Ы Р И Московский электромеханиче­ ский завод имени Владимира Ильича. Если на карте нашей Ро­ дины обозначить красными флаж­ ками пункты, куда столичные электромашиностроители отгру­ жают свою продукцию, эта карта заалеет от края до края. С конвейеров и сборочных стендов предприятия сходит все больше и больше мощных элек­ тродвигателей, передвижных электрических станций, сварочных агрегатов для сельских механи­ заторов и бытовых стиральных машин. Ильичевскувд эстафету «Для се­ ла—значит досрочно!» первыми приняли молдавские машиностро­ ители с Рыбницкого насосного за­ вода, продукция которого комплек­ туется моторами с маркой «ЗВИ». Между коллективами двух заво­ дов развернулось соревнование за досрочный выпуск продукции для села только отличного качества. Молдавские машиностроители побывали в гостях у своих мос­ ковских друзей, ознакомились с передовым опытом и сейчас мно­ гое внедряют у себя на производ­ стве. Вот адреса новых заказчиков, которым отправлена продукция за первые месяцы второго года пятилетки: Винница, Рига, Уфа. В новом году ильичевские электро­ двигатели получат прописку у мелиораторов Азербайджана, ма­ шиностроителей Бердянска, пище­ виков Слушса. С подъездных путей завода до­ срочно отгружена партия электро­ двигателей для завода «Узбек- химмаш» в городе Чирчик. Н. РАТНИКОВ, слесарь-лекальщик завода имени Владимира Ильича, ударник коммунистического труда. СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ За годы минувшей пятилетки москвичи получили почти 600 ты­ сяч квартир. Примерно столько же квартир будет построено в де­ вятой пятилетке. На снимке: проспект Калинина. В дни, когда все советские люди, воодушевленные Постановлением ЦК КПСС «О подг отовке к 50-летию образования Союза Советских Соци­ алистических Республик», готовятся отметить всенародный праздник единения, дружбы и братства наций и народностей нашей страны, тор­ жества ленинской национальной по­ литики, еще ярче и волнующе зву­ чат слова Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, сказан­ ные с трибуны XXIV съезда КПСС: «Хотелось бы... особо сказать о Москве. Всем советским людям она дорога как столица нашей Родины, крупнейший центр промышленности, культуры и науки, как символ нашей великой социалистической державы. В Москве и впредь будут вестись большие работы по жилищному строительству, совершенствованию системы транспорта. Сделать Москву образцовым коммунистическим горо­ дом — это дело чести всего совет­ ского народа». Безмерную любовь к Родине, гор­ дость за великие свершения строи­ телей коммунизма, веру в светлый грядущий день вместило слово Мо­ сква. Слово, которое с одинаковым уважением произносят представите­ ли более ста наций и народностей нашей страны. ,■>; Летопись Москвы как столицы Советского Союза начинается 30 декабря 1922 года, когда 1 Все­ союзный съезд Советов утвердил «Договор об образовании Союза ССР», в котором было записано: «Столицей Союза Советских Социа­ листических Республик является Москва». С тех пор этот город яв­ ляет собой пример неиссякаемой творческой энергии, трудолюбия, мужества и героизма. Москва —■ не просто любимый город народов. Москва—это боевой штаб строителей коммунизма. Здесь рождаются смелые и мудрые реше­ ния, направленные на подъем мо­ гущества Советского Союза. В Мо­ скве работает ленинский Цеи траль- В. ПРОМЫСЛОВ, председатель исполкома Моссовета ★ ★ ный Комитет КПСС. Здесь находят­ ся высшие органы государственной власти — Верховный Совет СССР, Совет Министров СССР, министер­ ства, руководящие органы профсо­ юзов, комсомола, других общест­ венных организаций. , Вечно молода древняя Москва... В нынешнем году нашей столице ис­ полнится 825 лет. Люди старшего поколения помнят Москву дорево­ люционную: особняки буржуазии и купечества в центре и убогие лачу­ ги на рабочих окраинах, узкие и кривые улицы, мощенные булыжни­ ком мостовые, по вечерам тусклый свет керосиновых ламп. Уже в первые месяцы Советской власти Моссовет начал переселять семьи рабочих из тесных лачуг и подвалов в благоустроенные квар­ тиры. Это было массовое переселе­ ние пролетариата в дома буржуа­ зии. В самое трудное для молодой рес­ публики время Владимир Ильич Ле­ нин встречался с архитекторами, ин­ женерами, беседовал с ними о про­ ектах переустройства столицы, о ее благоустройстве. Строительство стало возможным лишь после гражданской войны. Ка­ менщики, штукатуры, плотники под­ нялись на леса. «Дом для рабочих. Построен Моссоветом. 1923 год» — такие надписи появились нд фаса­ дах нескольких Зданий. 17 тысяч квадратных метров жилой площади было введено в эксплуатацию в тот год. Старая Москва пб воле партии коммунистов перестраивалась на ос­ нове социалистических, научно обос­ нованных планов. Волей Коммунистической партии, трудом народа заветы Ленина пре­ творялись в жизнь. Развернулось строительство жилых массивов, ре­ конструировались улицы, расширя­ лись проезды. Под землей пролегли линии Метрополитена, стала полно­ водной Москва-река, соединенная каналом с Волгой. Беспредельную любовь к Родине, к своему родному городу москвичи особенно проявили в суровые дни сорок первого года. Москву защи­ щал весь советский народ. Вдохновенно принялись москвичи за обновление столицы в послевоен­ ные годы. Юго-Запад и Измайлово, Фили-Мазнлово и Медведково, Вол­ хонка-3ИЛ и Дегунино — каждый такой жилой массив это крупный го­ родской район. Нынешние темпы реконструкции города поражают своим размахом. За год справляют новоселья свыше 400 тысяч человек. Утвержденный Це нтральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР генераль­ ный план развития Москвы содер­ жит ясную перспективу дальнейших грандиозных свершений, в нем за­ ложены основы превращения Мо­ сквы в образцовый коммунистиче­ ский город. План этот претворяется в жизнь. Широким размахом ведется рекон­ струкция промышленных предприя­ тий, их техническое перевооружение. Сегодня индустриальный облик го­ рода определяют предприятия, ос­ нащенные самым современным обо­ рудованием, средствами автоматики, электроники. В текущем пятилетии по-прежне­ му высокими темпами будет вестись жилищное строительство. Наметает­ ся ввести в эксплуатацию жилые до­ ма общей площадью 27 миллионов 600 тысяч квадратных метров. Нач­ нет перестраиваться центральная часть города. Закончится реконст­ рукция проспекта Калинина, улицы Димитрова, развернется сооружение новой важной магистрали города— Новокировского проспекта. Важной для нашего города яв­ ляется задача обеспечения удобных перевозок пассажиров. В ее решении большие преимущества отданы Мет­ рополитену. В новом пятилетии его сеть удлинится на 27 километров. Наряду с Метрополитеном будет развиваться наземный пассажирский транспорт. Но тут возникает другая проблема — проблема удобных до­ рог. В планах ближайших лет пре­ дусмотрена реконструкция важных для города магистралей — Дмит­ ровского, Варшавского, Рублевского, Щелковского шоссе. Многое предстоит сделать в обла­ сти охраны здоровья населения, улучшения медицинского обслужива- ния. В текущем пятилетии преду* смотрено широкое строительство больничных учреждений. Будут по­ строены больницы на 33 тысячи ко­ ек. Это в три раза больше, чем в прошлом пятилетии. Откроется 79 поликлиник. Их возведут по новым типовым проектам, имеющим ряд преимуществ перед старыми. Немало средств намечается затра­ тить на развитие просвещения и культуры. Намечено построить 155 школьных зданий, детские учрежде­ ния на 62 тысячи мест. Зажгутся экраны 20 новых кинотеатров, в том числе на Ленинском проспекте на 2.100 мест, в Измайлове на 1600 мест и другие. Ряд кинозалов про­ ектируются так, чтобы при надобно­ сти использовать их как концерт­ ные залы. Справят новоселья Мос­ ковский Художественный Академи­ ческий театр, театр «Современник», Государственная картинная галерея. Москва всегда отличалась госте­ приимством. Столичная сфера услуг будет расти и дальше. Торговая сеть увеличится на 1000 магазинов и 800 предприятий общественного питания. Большинство новых мага­ зинов станут работать по методу самообслуживания. ЯЗЫКОМ СТАТИСТИКИ В текущей пятилетке увеличит­ ся застройка центральной части города в кольце окружной желез­ ной дороги. Она будет вестись на подлежащих реконструкции ули­ цах Димитрова, Марксистской, Люсиновской^ Большой Тульской, Каляевской, Новослободской, Ба­ кунинской, Бауманской и других, • * $ 9 . . . . . . В Северном Чертанове с целью проверки наиболее прогрессивных архитектурных и инженерных ре­ шений жилых и общественных зданий будет осуществляться экс­ периментальное строительство. Здесь за 1972—1975 годы будет построено около 9 тысяч квартир, а также комплекс зданий куль­ турно-бытового назначения. _ 4= Еще пять мостов перекинутся через водные магистрали города. Широкие пролеты через Москву- реку появятся в районе Строгина и Крылатского, удобный мост пе­ ресечет Яузу на Осташковском шоссе, два моста перебросят че­ рез Борисовские пруды. На ряде оживленных перекрест­ ков города предстоит построить 9 путепроводов, четыре транспорт­ ных пересечения и 37 подземных переходов. Это повысит безопас­ ность движения транспорта, пе­ шеходов. * * * Москва имеет довольно раз­ ветвленную сеть водопроводных магистралей. За годы пятилетки эта сеть удлинится еще на 600 километров. Войдут в действие промышленные водопроводы, в частности, такой водопровод бу­ дет проложен для автозавода име­ ни Ленинского комсомола. # , * •I* Наружное освещение проездов и площадей будет реконструиро­ вано. За девятую пятилетку «лю­ стра» города увеличится на 45 тысяч светильников с газоразряд­ ными источниками света. * * * Улучшится уборка улиц, пло­ щадей. Все городские проезды с усовершенствованными покрыти­ ями станут убирать машины. Парк механизмов службы благо­ устройства увеличится на не­ сколько тысяч единиц. * * * Для нужд города требуется много асфальта. Его вырабатыва­ ет ряд заводов. Мелкие асфальто­ бетонные предприятия, располо­ женные вблизи жилых кварталов и загрязняющие роздух, закроют­ ся. Взамен будет построено круп­ ное предприятие, оборудованное современной техникой. # * * Большие изменения произойдут в структуре подвижного состава ! пассажирского транспорта. Пол­ ностью обновится троллейбусный парк. Он будет состоять из машин новейших марок. На три четверти заменится парк автобусов и трам­ ваев. * ^ * Сейчас в Москве 16 таксо­ моторных парков. В ближайшие годы построят еще два—-в Туши­ не и Кузьминках'. К 1975 году таксомоторное хозяйство, насчи­ тывающее сейчас свыше 14 тысяч автомашин, будет полностью со­ стоять из новых комфортабельных автомобилей марки «ГАЗ-24» * * * За пять лет телефонная сеть города увеличится еще на 650 тысяч номеров. К концу 1975 года в Москве будет свыше двух мил­ лионов телефонов. КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ ПРИБАВКА В небольшой комнате на москов­ ском заводе «Красная Пресня» целый день стучит телетайп. Он связывает машиностроителей со многими горо­ дами страны, где монтируется или уже пущена уникальная техника краснопресненцев — автоматические литейные машины. Комплексные бригады рабочих, инженеров завода и ученых Всесоюзного научно-иссле­ довательского института литейного машиностроения докладывают о хо­ де работ. На ленте мелькают названия горо­ дов... В Харьковской и Донецкой об­ ластях Украины, в Средней Азин, в республиках Закавказья вдет строи­ тельство новых и реконструкция ли­ тейных цехов и заводов. Коллективы завода и института ре­ шили внести свой вклад в ускорение технического прогресса. Подсчитано, что освоение проектной мощности только шести линий в год их пуска дает стране дополнительно 56 тысяч тонн литья в год. Москвичи изучили причины простоя смонтированных агрегатов и помогли заказчикам — Купянскому чугунолитейному заводу, Московскому электромеханическому имени Владимира Ильича только за год пустить на полную мощность но­ вейшие литейные‘автоматические ли­ нии. Раньше на ,это уходило два- четыре года. в. жмотов, токарь завода «Красная Пресня». ПЛОТИНА ПЕРЕКРЫВАЕТ УЩЕЛЬЕ Еще недавно воды Нарына свободно бежали через ущелье. Но человек решил заставить реку работать. В Киргизской ССР началось сооружение Токтогульского гидроузла. Его спроектировали спе­ циалисты Всесоюзного института гидропроект имени С, Я. Жука. Сложную проблему пришлось решить московским ученым—пло­ тина должна надежно перегородить узкое ущелье с почти верти­ кальными стенами высотой до полутора километров. Десятки моделей, вариантов... Тесное ущелье не позволяет разместить краны для бетонирова­ ния. Поэтому впервые в СССР было решено применить метод бес- крановой укладки. Бетон доставляется самосвалами, затем разрав­ нивается бульдозерами по слоям толщиной до одного метра и, нако­ нец, обрабатывается мощными вибраторами, подвешенными на трак­ торе с электроприводом. Этот метод позволил обойтись без ручного труда. К примеру, если при строительстве Братской ГЭС один рабо­ чий в смену укладывал 4 кубических метра, здесь—7—8. Сейчас плотина уже поднялась на 80 метров, а ее окончательная высота—215 метров над дном ущелья. Первые два агрегата Токто- гульской ГЭС будут пучтены в 1974 году. К. КУЗЬКИН, главный инженер проекта Всесоюзного института гидропроект нм. С. Я. Жука, м « Л ЕНИНСКИЙ ПРОСПЕКТ — современная магистраль сто­ лицы. Сотни современных жи­ лых домов, сияющие огнями витри­ ны магазинов и кафе. Да, именно та­ кими выглядят сегодня магистрали нашего города. Но в то же время Ленинский проспект не похож ни на одну из улиц столицы. Это — маги­ страль науки. Здесь находится Ака­ демия наук СССР, десятки научно- исследовательских институтов, выс­ шие учебные заведения... Познакомимся с одним из них. Войдем в дом № 6. Это—институт стали и сплавов—типичный москов­ ский вуз. Ректор института Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, профессор Петр Иванович Полухин рассказывает: — Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов, созданный по инициативе В. И. Ленина, стал подлинной кузни­ цей инженерных и научных кадров отечественной металлургии. Среди 25.000 инженеров и 1.700 докторов и кандидатов наук — выпускников ин­ ститута — директора заводов и ин- В центре большой карты страны—слово «Москва». От него идут цветные линии. Первая протянулась к Ленинграду. Затем к Киеву, Тбилиси, Баку, Харькову, Эту карту можно увидеть в государствен­ ном проектно-изыскательском институте «Метрогипротранс». Сооружение линий метрополитена в этих городах велось с по­ мощью московских инженеров. Филиалы «Метрогипротранса» про­ водят исследовательские и изыскательские работы, консультируют местных проектировщиков, помогают составлять технико-экономи­ ческие обоснования. Без участия москвичей или их консультаций не обходится строительство ни одного метрополитена в стране. Теперь в Ленинграде действует 44-километровая подземная трасса. Связал правый берег Днепра с левым Киевский метрополи­ тен. Под Кавказскими горами бегают голубые экспрессы в Тбилиси. Первая очередь Бакинского метро с семью станциями соединила центр города с нефтяными промыслами,,новым жилым микрорай­ оном. Большой опыт и знания московских проектировщиков и строите­ лей помогли зажечься на станциях метро братских республик тра­ диционной букве «М». Под ее алыми огнями и в забоях крепнет дружба русских и украинских, грузинских и азербайджанских мет­ ростроителей. Начинается строительство метро и в столице Узбекской респуб­ лики. Здесь, под проспектом Дружбы народов, пройдет первая подземная трасса. Недалек день, когда поезда метро побегут под улицами Ташкента. статутов, партийные работники, круп­ ные ученые. Они работают во всех уголках страны — от Карпатских гор до сопок Камчатки. Наш вуз, как, впрочем, и многие другие московские высшие учебные заведения, поистине многонациона­ лен. Здесь учатся русские и украин- ции по обмену опытом. В прошлом учебном году прошла такая конфе­ ренция в Днепропетровске, где вы­ ступали наши ведущие ученые. За прошедшие годы вуз внес круп­ ный вклад в разработку самых мощ­ ных домен и мартенов, первого со­ ветского блюминга, внедрение кисло­ рода в сталеварении, создание новых материалов и сплавов. Постоянная связь с производством, взаимное обогащение науки и практики стали доброй традицией, законом деятель­ ности ученых института. Только За последние четыре года переданы промышленности и внед­ рены в народное хозяйство страны результаты 106 научных исследова­ ний. Экономический эффект от их Л Е Н И Н С К И Й ПРОСПЕКТ, ДОМ 6 цы, белорусы, узбеки, грузины, армя­ не, казахи, татары. Наш институт — ведущий среди металлургических вузов — поддер­ живает постоянную связь с метал­ лургическими вузами страны, кото­ рые работают по разработанным у нас планам и программам. Нередко мы проводим в этих вузах конферен- внедрения — 5,6 рубля на 1 рубль затрат и в целом составляет десятки миллионов рублей. Среди предприятий, по заказам ко­ торых вуз выполняет научные иссле­ дования,-— крупнейшие горно-обога­ тительные, металлургические и ма­ шиностроительные комбинаты и за­ воды страны. Московские заводы «Серп и молот» и «Станколит», круп­ ные комбинаты в Казахстане и Но­ рильске, металлургические комбина­ ты в Магнитогорске, Караганде, З а­ падной Сибири, Череповце... Геогра­ фия заказчиков охватывает всю Страну. Большую работу провели наши ученые на заводе «Запорожсталь». Здесь закончено строительство опыт­ но-промышленного агрегата непре­ рывного действия по выпуску стали. На Соколовско-Сарбайском горно- обогатительном комбинате -ведутся работы по получению нового вида сырья для доменных печей. Его при­ менение позволит повысить произво­ дительность печей на 10—15 процен­ тов. Хочется отметить существенный вклад студентов старших курсов в научную работу кафедр и лаборато­ рий. Три тысячи студентов участвуют сейчас практически во всех крупных исследованиях. Научно-исследовательская работа, выполняемая профессорами и сту­ дентами, научными сотрудниками и аспирантами, стала важнейшим ус­ ловием решения главной задачи ву­ за — повышения качества подготов­ ки специалистов Постоянное творчество, поиск но­ вых форм повышения эффективности научно-исследовательской работы ву­ зовских коллективов — залог успеш­ ного претворения в жизнь задач, по­ ставленных XXIV съездом КПСС пе­ ред работниками высшей школы. - Г ' \ Ч -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz