Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
и марта 1972 г- № 61 (П ЯЗ* СЕРДЦЕ СОЮЗА, Р А С С К А З О С Т О Л И Ц Е Н А Ш Е Й ИЛЬИЧЕВСКИЕ Б О Г А Т Ы Р И Московский электромеханиче ский завод имени Владимира Ильича. Если на карте нашей Ро дины обозначить красными флаж ками пункты, куда столичные электромашиностроители отгру жают свою продукцию, эта карта заалеет от края до края. С конвейеров и сборочных стендов предприятия сходит все больше и больше мощных элек тродвигателей, передвижных электрических станций, сварочных агрегатов для сельских механи заторов и бытовых стиральных машин. Ильичевскувд эстафету «Для се ла—значит досрочно!» первыми приняли молдавские машиностро ители с Рыбницкого насосного за вода, продукция которого комплек туется моторами с маркой «ЗВИ». Между коллективами двух заво дов развернулось соревнование за досрочный выпуск продукции для села только отличного качества. Молдавские машиностроители побывали в гостях у своих мос ковских друзей, ознакомились с передовым опытом и сейчас мно гое внедряют у себя на производ стве. Вот адреса новых заказчиков, которым отправлена продукция за первые месяцы второго года пятилетки: Винница, Рига, Уфа. В новом году ильичевские электро двигатели получат прописку у мелиораторов Азербайджана, ма шиностроителей Бердянска, пище виков Слушса. С подъездных путей завода до срочно отгружена партия электро двигателей для завода «Узбек- химмаш» в городе Чирчик. Н. РАТНИКОВ, слесарь-лекальщик завода имени Владимира Ильича, ударник коммунистического труда. СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ За годы минувшей пятилетки москвичи получили почти 600 ты сяч квартир. Примерно столько же квартир будет построено в де вятой пятилетке. На снимке: проспект Калинина. В дни, когда все советские люди, воодушевленные Постановлением ЦК КПСС «О подг отовке к 50-летию образования Союза Советских Соци алистических Республик», готовятся отметить всенародный праздник единения, дружбы и братства наций и народностей нашей страны, тор жества ленинской национальной по литики, еще ярче и волнующе зву чат слова Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, сказан ные с трибуны XXIV съезда КПСС: «Хотелось бы... особо сказать о Москве. Всем советским людям она дорога как столица нашей Родины, крупнейший центр промышленности, культуры и науки, как символ нашей великой социалистической державы. В Москве и впредь будут вестись большие работы по жилищному строительству, совершенствованию системы транспорта. Сделать Москву образцовым коммунистическим горо дом — это дело чести всего совет ского народа». Безмерную любовь к Родине, гор дость за великие свершения строи телей коммунизма, веру в светлый грядущий день вместило слово Мо сква. Слово, которое с одинаковым уважением произносят представите ли более ста наций и народностей нашей страны. ,■>; Летопись Москвы как столицы Советского Союза начинается 30 декабря 1922 года, когда 1 Все союзный съезд Советов утвердил «Договор об образовании Союза ССР», в котором было записано: «Столицей Союза Советских Социа листических Республик является Москва». С тех пор этот город яв ляет собой пример неиссякаемой творческой энергии, трудолюбия, мужества и героизма. Москва —■ не просто любимый город народов. Москва—это боевой штаб строителей коммунизма. Здесь рождаются смелые и мудрые реше ния, направленные на подъем мо гущества Советского Союза. В Мо скве работает ленинский Цеи траль- В. ПРОМЫСЛОВ, председатель исполкома Моссовета ★ ★ ный Комитет КПСС. Здесь находят ся высшие органы государственной власти — Верховный Совет СССР, Совет Министров СССР, министер ства, руководящие органы профсо юзов, комсомола, других общест венных организаций. , Вечно молода древняя Москва... В нынешнем году нашей столице ис полнится 825 лет. Люди старшего поколения помнят Москву дорево люционную: особняки буржуазии и купечества в центре и убогие лачу ги на рабочих окраинах, узкие и кривые улицы, мощенные булыжни ком мостовые, по вечерам тусклый свет керосиновых ламп. Уже в первые месяцы Советской власти Моссовет начал переселять семьи рабочих из тесных лачуг и подвалов в благоустроенные квар тиры. Это было массовое переселе ние пролетариата в дома буржуа зии. В самое трудное для молодой рес публики время Владимир Ильич Ле нин встречался с архитекторами, ин женерами, беседовал с ними о про ектах переустройства столицы, о ее благоустройстве. Строительство стало возможным лишь после гражданской войны. Ка менщики, штукатуры, плотники под нялись на леса. «Дом для рабочих. Построен Моссоветом. 1923 год» — такие надписи появились нд фаса дах нескольких Зданий. 17 тысяч квадратных метров жилой площади было введено в эксплуатацию в тот год. Старая Москва пб воле партии коммунистов перестраивалась на ос нове социалистических, научно обос нованных планов. Волей Коммунистической партии, трудом народа заветы Ленина пре творялись в жизнь. Развернулось строительство жилых массивов, ре конструировались улицы, расширя лись проезды. Под землей пролегли линии Метрополитена, стала полно водной Москва-река, соединенная каналом с Волгой. Беспредельную любовь к Родине, к своему родному городу москвичи особенно проявили в суровые дни сорок первого года. Москву защи щал весь советский народ. Вдохновенно принялись москвичи за обновление столицы в послевоен ные годы. Юго-Запад и Измайлово, Фили-Мазнлово и Медведково, Вол хонка-3ИЛ и Дегунино — каждый такой жилой массив это крупный го родской район. Нынешние темпы реконструкции города поражают своим размахом. За год справляют новоселья свыше 400 тысяч человек. Утвержденный Це нтральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР генераль ный план развития Москвы содер жит ясную перспективу дальнейших грандиозных свершений, в нем за ложены основы превращения Мо сквы в образцовый коммунистиче ский город. План этот претворяется в жизнь. Широким размахом ведется рекон струкция промышленных предприя тий, их техническое перевооружение. Сегодня индустриальный облик го рода определяют предприятия, ос нащенные самым современным обо рудованием, средствами автоматики, электроники. В текущем пятилетии по-прежне му высокими темпами будет вестись жилищное строительство. Наметает ся ввести в эксплуатацию жилые до ма общей площадью 27 миллионов 600 тысяч квадратных метров. Нач нет перестраиваться центральная часть города. Закончится реконст рукция проспекта Калинина, улицы Димитрова, развернется сооружение новой важной магистрали города— Новокировского проспекта. Важной для нашего города яв ляется задача обеспечения удобных перевозок пассажиров. В ее решении большие преимущества отданы Мет рополитену. В новом пятилетии его сеть удлинится на 27 километров. Наряду с Метрополитеном будет развиваться наземный пассажирский транспорт. Но тут возникает другая проблема — проблема удобных до рог. В планах ближайших лет пре дусмотрена реконструкция важных для города магистралей — Дмит ровского, Варшавского, Рублевского, Щелковского шоссе. Многое предстоит сделать в обла сти охраны здоровья населения, улучшения медицинского обслужива- ния. В текущем пятилетии преду* смотрено широкое строительство больничных учреждений. Будут по строены больницы на 33 тысячи ко ек. Это в три раза больше, чем в прошлом пятилетии. Откроется 79 поликлиник. Их возведут по новым типовым проектам, имеющим ряд преимуществ перед старыми. Немало средств намечается затра тить на развитие просвещения и культуры. Намечено построить 155 школьных зданий, детские учрежде ния на 62 тысячи мест. Зажгутся экраны 20 новых кинотеатров, в том числе на Ленинском проспекте на 2.100 мест, в Измайлове на 1600 мест и другие. Ряд кинозалов про ектируются так, чтобы при надобно сти использовать их как концерт ные залы. Справят новоселья Мос ковский Художественный Академи ческий театр, театр «Современник», Государственная картинная галерея. Москва всегда отличалась госте приимством. Столичная сфера услуг будет расти и дальше. Торговая сеть увеличится на 1000 магазинов и 800 предприятий общественного питания. Большинство новых мага зинов станут работать по методу самообслуживания. ЯЗЫКОМ СТАТИСТИКИ В текущей пятилетке увеличит ся застройка центральной части города в кольце окружной желез ной дороги. Она будет вестись на подлежащих реконструкции ули цах Димитрова, Марксистской, Люсиновской^ Большой Тульской, Каляевской, Новослободской, Ба кунинской, Бауманской и других, • * $ 9 . . . . . . В Северном Чертанове с целью проверки наиболее прогрессивных архитектурных и инженерных ре шений жилых и общественных зданий будет осуществляться экс периментальное строительство. Здесь за 1972—1975 годы будет построено около 9 тысяч квартир, а также комплекс зданий куль турно-бытового назначения. _ 4= Еще пять мостов перекинутся через водные магистрали города. Широкие пролеты через Москву- реку появятся в районе Строгина и Крылатского, удобный мост пе ресечет Яузу на Осташковском шоссе, два моста перебросят че рез Борисовские пруды. На ряде оживленных перекрест ков города предстоит построить 9 путепроводов, четыре транспорт ных пересечения и 37 подземных переходов. Это повысит безопас ность движения транспорта, пе шеходов. * * * Москва имеет довольно раз ветвленную сеть водопроводных магистралей. За годы пятилетки эта сеть удлинится еще на 600 километров. Войдут в действие промышленные водопроводы, в частности, такой водопровод бу дет проложен для автозавода име ни Ленинского комсомола. # , * •I* Наружное освещение проездов и площадей будет реконструиро вано. За девятую пятилетку «лю стра» города увеличится на 45 тысяч светильников с газоразряд ными источниками света. * * * Улучшится уборка улиц, пло щадей. Все городские проезды с усовершенствованными покрыти ями станут убирать машины. Парк механизмов службы благо устройства увеличится на не сколько тысяч единиц. * * * Для нужд города требуется много асфальта. Его вырабатыва ет ряд заводов. Мелкие асфальто бетонные предприятия, располо женные вблизи жилых кварталов и загрязняющие роздух, закроют ся. Взамен будет построено круп ное предприятие, оборудованное современной техникой. # * * Большие изменения произойдут в структуре подвижного состава ! пассажирского транспорта. Пол ностью обновится троллейбусный парк. Он будет состоять из машин новейших марок. На три четверти заменится парк автобусов и трам ваев. * ^ * Сейчас в Москве 16 таксо моторных парков. В ближайшие годы построят еще два—-в Туши не и Кузьминках'. К 1975 году таксомоторное хозяйство, насчи тывающее сейчас свыше 14 тысяч автомашин, будет полностью со стоять из новых комфортабельных автомобилей марки «ГАЗ-24» * * * За пять лет телефонная сеть города увеличится еще на 650 тысяч номеров. К концу 1975 года в Москве будет свыше двух мил лионов телефонов. КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ ПРИБАВКА В небольшой комнате на москов ском заводе «Красная Пресня» целый день стучит телетайп. Он связывает машиностроителей со многими горо дами страны, где монтируется или уже пущена уникальная техника краснопресненцев — автоматические литейные машины. Комплексные бригады рабочих, инженеров завода и ученых Всесоюзного научно-иссле довательского института литейного машиностроения докладывают о хо де работ. На ленте мелькают названия горо дов... В Харьковской и Донецкой об ластях Украины, в Средней Азин, в республиках Закавказья вдет строи тельство новых и реконструкция ли тейных цехов и заводов. Коллективы завода и института ре шили внести свой вклад в ускорение технического прогресса. Подсчитано, что освоение проектной мощности только шести линий в год их пуска дает стране дополнительно 56 тысяч тонн литья в год. Москвичи изучили причины простоя смонтированных агрегатов и помогли заказчикам — Купянскому чугунолитейному заводу, Московскому электромеханическому имени Владимира Ильича только за год пустить на полную мощность но вейшие литейные‘автоматические ли нии. Раньше на ,это уходило два- четыре года. в. жмотов, токарь завода «Красная Пресня». ПЛОТИНА ПЕРЕКРЫВАЕТ УЩЕЛЬЕ Еще недавно воды Нарына свободно бежали через ущелье. Но человек решил заставить реку работать. В Киргизской ССР началось сооружение Токтогульского гидроузла. Его спроектировали спе циалисты Всесоюзного института гидропроект имени С, Я. Жука. Сложную проблему пришлось решить московским ученым—пло тина должна надежно перегородить узкое ущелье с почти верти кальными стенами высотой до полутора километров. Десятки моделей, вариантов... Тесное ущелье не позволяет разместить краны для бетонирова ния. Поэтому впервые в СССР было решено применить метод бес- крановой укладки. Бетон доставляется самосвалами, затем разрав нивается бульдозерами по слоям толщиной до одного метра и, нако нец, обрабатывается мощными вибраторами, подвешенными на трак торе с электроприводом. Этот метод позволил обойтись без ручного труда. К примеру, если при строительстве Братской ГЭС один рабо чий в смену укладывал 4 кубических метра, здесь—7—8. Сейчас плотина уже поднялась на 80 метров, а ее окончательная высота—215 метров над дном ущелья. Первые два агрегата Токто- гульской ГЭС будут пучтены в 1974 году. К. КУЗЬКИН, главный инженер проекта Всесоюзного института гидропроект нм. С. Я. Жука, м « Л ЕНИНСКИЙ ПРОСПЕКТ — современная магистраль сто лицы. Сотни современных жи лых домов, сияющие огнями витри ны магазинов и кафе. Да, именно та кими выглядят сегодня магистрали нашего города. Но в то же время Ленинский проспект не похож ни на одну из улиц столицы. Это — маги страль науки. Здесь находится Ака демия наук СССР, десятки научно- исследовательских институтов, выс шие учебные заведения... Познакомимся с одним из них. Войдем в дом № 6. Это—институт стали и сплавов—типичный москов ский вуз. Ректор института Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, профессор Петр Иванович Полухин рассказывает: — Московский ордена Трудового Красного Знамени институт стали и сплавов, созданный по инициативе В. И. Ленина, стал подлинной кузни цей инженерных и научных кадров отечественной металлургии. Среди 25.000 инженеров и 1.700 докторов и кандидатов наук — выпускников ин ститута — директора заводов и ин- В центре большой карты страны—слово «Москва». От него идут цветные линии. Первая протянулась к Ленинграду. Затем к Киеву, Тбилиси, Баку, Харькову, Эту карту можно увидеть в государствен ном проектно-изыскательском институте «Метрогипротранс». Сооружение линий метрополитена в этих городах велось с по мощью московских инженеров. Филиалы «Метрогипротранса» про водят исследовательские и изыскательские работы, консультируют местных проектировщиков, помогают составлять технико-экономи ческие обоснования. Без участия москвичей или их консультаций не обходится строительство ни одного метрополитена в стране. Теперь в Ленинграде действует 44-километровая подземная трасса. Связал правый берег Днепра с левым Киевский метрополи тен. Под Кавказскими горами бегают голубые экспрессы в Тбилиси. Первая очередь Бакинского метро с семью станциями соединила центр города с нефтяными промыслами,,новым жилым микрорай оном. Большой опыт и знания московских проектировщиков и строите лей помогли зажечься на станциях метро братских республик тра диционной букве «М». Под ее алыми огнями и в забоях крепнет дружба русских и украинских, грузинских и азербайджанских мет ростроителей. Начинается строительство метро и в столице Узбекской респуб лики. Здесь, под проспектом Дружбы народов, пройдет первая подземная трасса. Недалек день, когда поезда метро побегут под улицами Ташкента. статутов, партийные работники, круп ные ученые. Они работают во всех уголках страны — от Карпатских гор до сопок Камчатки. Наш вуз, как, впрочем, и многие другие московские высшие учебные заведения, поистине многонациона лен. Здесь учатся русские и украин- ции по обмену опытом. В прошлом учебном году прошла такая конфе ренция в Днепропетровске, где вы ступали наши ведущие ученые. За прошедшие годы вуз внес круп ный вклад в разработку самых мощ ных домен и мартенов, первого со ветского блюминга, внедрение кисло рода в сталеварении, создание новых материалов и сплавов. Постоянная связь с производством, взаимное обогащение науки и практики стали доброй традицией, законом деятель ности ученых института. Только За последние четыре года переданы промышленности и внед рены в народное хозяйство страны результаты 106 научных исследова ний. Экономический эффект от их Л Е Н И Н С К И Й ПРОСПЕКТ, ДОМ 6 цы, белорусы, узбеки, грузины, армя не, казахи, татары. Наш институт — ведущий среди металлургических вузов — поддер живает постоянную связь с метал лургическими вузами страны, кото рые работают по разработанным у нас планам и программам. Нередко мы проводим в этих вузах конферен- внедрения — 5,6 рубля на 1 рубль затрат и в целом составляет десятки миллионов рублей. Среди предприятий, по заказам ко торых вуз выполняет научные иссле дования,-— крупнейшие горно-обога тительные, металлургические и ма шиностроительные комбинаты и за воды страны. Московские заводы «Серп и молот» и «Станколит», круп ные комбинаты в Казахстане и Но рильске, металлургические комбина ты в Магнитогорске, Караганде, З а падной Сибири, Череповце... Геогра фия заказчиков охватывает всю Страну. Большую работу провели наши ученые на заводе «Запорожсталь». Здесь закончено строительство опыт но-промышленного агрегата непре рывного действия по выпуску стали. На Соколовско-Сарбайском горно- обогатительном комбинате -ведутся работы по получению нового вида сырья для доменных печей. Его при менение позволит повысить произво дительность печей на 10—15 процен тов. Хочется отметить существенный вклад студентов старших курсов в научную работу кафедр и лаборато рий. Три тысячи студентов участвуют сейчас практически во всех крупных исследованиях. Научно-исследовательская работа, выполняемая профессорами и сту дентами, научными сотрудниками и аспирантами, стала важнейшим ус ловием решения главной задачи ву за — повышения качества подготов ки специалистов Постоянное творчество, поиск но вых форм повышения эффективности научно-исследовательской работы ву зовских коллективов — залог успеш ного претворения в жизнь задач, по ставленных XXIV съездом КПСС пе ред работниками высшей школы. - Г ' \ Ч -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz