Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)

ч п декабря 1972 г., Эй293 (13 Ш ) ЛЕНИНСКОЕ 3 НАМЯ В 1973 году состоите* IV областной съезд общественности, посвященный коммунистическому воспитанию учащейся молодежи. Тема его—трудо­ вое воспитание и профессиональная ориентация. К этому важному событию готовятся школы, технику­ мы, вузы области. Трудовое воспитание и профори­ ентация — важная часть работы и учебных заведе­ ний профтехобразования. Перед ними поставлены новые большие задачи в известном постановлении ЦК КПСС и Сове та Министров «О дальнейшем со­ вершенствовании системы профессионально-техни­ ческого образования». Эта страница посвящена проблемам профориен­ тации, связи профессионально-технических учебных заведений с общеобразовательными школами, тру­ довому воспитанию в стенах училищ и созданию условий для его улучшения. А П Р О Ф О Р И Е Н Т А Ц И Я : С И С Т Е М А Р А З Н О О Б Р А З НЫ Х МЕ РОПРИЯТИЙ Учащиеся, оканчивающие общеобразовательные шко­ лы, получая аттестат, нередко не знают, что дальше делать, кем быть? Этот извечный вопрос на пороге са­ мостоятельной жизни стоит перед каждым вчерашним школьником. Тысячи дорог доступны нашей молодежи. Перед ней открыты двери профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. И, возмож- „^но, изобилие дорог, доступность получения любой спе­ циальности и порождает у некоторых молодых людей несколько облегченное, непродуманное отношение к вы­ бору профессии. Поэтому мы иногда сталкиваемся с тем, что отдельные юноши и девушки уходят с завода, разочаровываются в своей специальности. Од­ нако было бы неправильным всю вину за это целиком возлагать на вчерашнего школьника. Школа, учитель, семья, педагоги училища, шефы предприятия, они также ответственны за профориентацию учащихся. Мо­ лодежь необходимо учить трезво оценивать свои силы, тщательно готовить к выбору профессии. Ежегодно наше училище составляет план мероприя­ тий на следующий год по профориентации. В нем пре­ дусматривается проведение собраний в общеобразова­ тельных школах, «дни открытых дверей», знакомство с бытом, учебой и жизнью учащихся в училище. Про­ водятся экскурсии школьников в комнату техническо­ го творчества, в мастерские и по учебным кабинетам, организуются концерты художественной самодеятель­ ности, товарищеские встречи учащихся техучилища н школ по волейболу, баскетболу и настольному теннису. Ч Школьников приглашаем на постоянно действующие технические выставки, технические конференции, вече­ ра встреч с бывшими выпускниками училища, КВН и «голубые огоньки». Традиционной стала переписка на­ ших воспитанников с учащимися общеобразовательных школ города и районов. ' Мастера производственного обучения* преподаватели и руководители систематически бывают в школах, рассказывают ребятам о важности и романтике про­ фессии слесаря по ремонту тепловозов, помощника ма­ шиниста тепловоза, дежурного по станции, дорожного мастера, проводника пассажирского вагона, осмотрщи­ ка вагонов. В общеобразовательных шхолах №№ 1,8,11,15,21,22 мы оборудовали уголки по профориентации, где можно ознакомиться с образцами слесарных изделий, изготов­ ленных учащимися училища. Заметно возрос приток молодежи со средним и 8-летним образованием. Еже­ годно в школах проводим вечера на тему: «Поговорим о профессии». Один из вечеров состоялся в школе № 97 . Во время подготовки к нему была оборудована фотовыставка «О наших профессиях». На вечере при­ сутствовало белее 150 учащихся общеобразовательных школ. Педагогический коллектив стремится дать прочные знания питомцам училища. Стараемся для этого рас­ ширять и укреплять учебно-материальную базу. Мы реконструировали учебные мастерские, лаборатории. Часто практикуем выступления учащихся и мастеров по городскому радиовещанию. Не менее важное значение имеет связь с родителями учащихся. Летом, накануне учебного года, мы рассы­ лаем более 400 писем. В них подробно рассказывается об условиях, созданных в училище для успешного по­ лучения специальности, и ставятся задачи по совмест­ ному воспитанию учащихся. Такие письма читают не только родители, но и их соседи, другие жители села, н мы получаем много ответных писем. Один раз в полугодие проводится собрание родите­ лей, они знакомятся с училищем, мастерскими, кабине­ тами, лабораториями, учебой и жизнью наших питом­ цев. Как правило, уезжая на каникулы, ребята проводят встречи с учащимися общеобразовательных школ. Активное участие в профориентации принимает большинство работников училища. Недавно мы опросили 200 поступивших к нам юно­ шей и девушек: что повлияло на их выбор. 70 процен­ тов ответили: встречи, беседы, «дни открытых дверей». Б. БЛЕХАЙЗЕН; директор технического училища № 1, заслуженный учитель профтех- г. Елен. образования РСФСР, & С О З Д А Н И Е К О Л Л Е К Т И В А Ряд лет моя группа занимает пер- вые места в социалистическом со- гщ ревновании по училищу, держит пё- реходящее Красное знамя и с гор­ достью носит звание группы резерва бригад коммунистического труда. Ребята собирают металлолом, са­ жают деревья, делаю г наглядные по­ собия для кабинетов, принимают активное участие в общественной жизни училища — работают в круж­ ках художественной самодеятельно­ сти и технического творчества. Са­ мое главное — хорошо учатся и в большую жизнь вступают отличными специалистами. Многие бывшие мои воспитанники — передовики произ­ водства, инженеры, .руководители предприятий. В группе, как правило,’—разные ре- Ц. бита: одни пришли из села, другие— из города, одни—уже с каким-то жизненным опытом, другие — совсем зеленые юнцы. Учились в разных Ъ школах. Из этих ребят надо создать " за короткое время дружный коллек­ тив. В нем учащиеся впервые долж­ ны познать конкретное содержание /V прав и обязанностей рабочего, по­ любить труд, познакомиться с жиз­ нью рабочего коллектива. Ребята из нашей группы имеют среднее образование. Они терпеть не могут опеки и убеждены, что уже взрослые, и в роли пассивных испол­ нителей быть не желают. Убеждать их в обратном не стараюсь. Воздействую на них через актив группы — своих помощников. Перед набором в училище хожу в школы, встречаюсь с десятиклассниками, рассказываю им о нашем учебном заведении и о специальности, кото- Ч- рой учу молодежь. Выявляю жела­ ющих, знакомлюсь с ними лично, а также через классных руководите­ лей, родителей. Внимательно изучаю документы тех, с кем до училища был не зна­ ком, и присматриваюсь, прикидываю, кто в группе имеет наибольший авто­ ритет, кто наиболее старателен. Это —будущие мои помощники, актив группы. Пока"нет актива, требования к группе, к каждому учащемуся предъ­ являю я. И делаю это решительно и категорически. Вместе с тем ста­ раюсь, чтобы воспитанники созна- е э л и правомерность требований, правоту мастера. Потом, когда выявляются активи­ сты, начинаю действовать через них. Моя роль сводится к направлению родским, сельские деят е л ь н о с т и актива, подска­ зыванию методов работы. Первая опасность — де­ ление коллекти­ ва на группки: городские боль­ ше тянутся к го- — к сельским. Это естественно: общие темы, общие зна­ комые, интересы и т. д. В общем, ничего плохого тут нет, но только и коллектива не будет. Тут я ставлю задачу перед акти­ вом: мы — одна семья, этого надо добиться. Проводим всей группой походы в кино, в театр, в музей или просто за город. Следующий этап: требовательность к каждому должен предъявлять кол­ лектив. Каждый проступок обсужда­ ет группа. Надо только следить, что­ бы не увлеклись, были объективны и справедливы, чтобы учитывали си­ лы и возможности каждого. Иногда на собраниях ребята ставят вопрос: учиться без «троек»! Хорошее тре­ бование, но не учитывает того, что некоторые могут и без «четверок». ' Главное, чтобы каждый в группе чувствовал ответственность перед коллективом за свое поведение и за работу всего коллектива, за его честь, решительно боролся с прояв­ лениями ложного товарищества, вза­ имной амнистия недостатков. Для этого каждый должен быть прежде всего уверен, что ни один случай на­ рушения дисциплины не останется без воздействия товарищей: или поставят «на середину» в группе и потолкуют, или сатирическую замет­ ку в стенгазете напишут. Сплочению коллектива способству­ ет то, что ребята овладевают одной профессией, что они—коллеги в бу­ дущем. Нужно воспитывать интерес к профессии, любовь к своему делу, покЗзать его важность. Этому помо­ гают встречи с бызшимн выпускни­ ками, ударниками коммунистическо­ го труда, ветеранами, руководителя­ ми цехов НЛМЗ, с которыми мы поддерживаем связь. Хорошая тра­ диция сложилась у нас — посвяще­ ние учащихся в рабочие. В торжест­ венной обстановке оглашаются ито­ ги выпускных экзаменов, торжест венно зачитывается приказ по заво­ ду о зачислении выпускников в рабо­ чие коллективы. Они дают присягу, Им вручают пропуска на завод; Все это, конечно, поднимает авторитет рабочей профессии в глазах уча­ щихся. Сложное дело — воспитывать мо­ лодежь, но радостное. С. АНДРЕЕВ, заслуженный мастер профессионально-технического образования РСФСР, ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С М А С Т Е Р С К О Й Особое внимание в профтехучили­ щах в настоящее время уделяют ос­ нащению мастерских новейшими ин­ струментами, оборудованием и при­ способлениями в свете научной ор­ ганизации труда, производственной эстетики. В своей мастерской я на­ чинал с оборудования рабочего ме­ ста мастера: оно должно быть об­ разцовым по своей культуре, выпол­ нению правил научной организации педагогического труда. На моем ра­ бочем месте стоят: методический шкаф, в котором находятся все на­ глядные пособия по темам, стол и верстак для показа практических приемов. Для показа диафильмов установлен аппарат с экраном для дневного света. В мастерской у нас цветы, на ок­ нах шторы, стены окрашены в свет­ ло-зеленый цвет. Вот, например, ка­ ково рабочее место учащегося. Верх слесарного верстака красится в цвет слоновой кости, тиски — алюминие­ вой краской, верх верстака. обрам­ лен уголком, который окрашен в светло-голубой цвет. Верх другого верстака, стоящего рядом, покры­ вается светло-зеленой краской, т. е. чередуются цвета слоновой кости и светло-зеленого тона. Подбор таких цветов благоприятно влияет на зре­ ние, на работоспособность .учащихся. Большое внимание обращено на то, чтобы индивидуальный инстру­ мент был всегда чистый, правильно заточен и расположен. Есть специ­ альные подставки, твердо определе­ но, что лежит слева, что — справа от тисков. Каждая ручка напильника имеет свой цвет: драчевый напильник — зеленая ручка, личной — голубая, круглый — оранжевая. Ручка молот ка светло-коричневая, покрыта ла­ ком. Само собой, весь инструмент правильно насажен и заклинен. Для каждой новой темы учебной про­ граммы я готовлю новые виды ин струмента. Так, при прохождении темы: «Комплексные работы по из­ готовлению слесарного инструмен­ та» я выдавал ребятам шаблоны, образцы, эталоны работ. Все окружающее учащихся в ма­ стерской помогает мастеру переда­ вать молодому поколению знания, навыки, умения, а с ними любовь и уважение к труду. Государственные квалификационные работы учащихся показали, что из 60 выпускников этого года 50 получили установлен­ ный разряд, а Ю—даже повышен­ ный. С. ПОЛУКАРОВ, мастер сельского профтехучилища № 6 г. Чаплыгина. г ш | Ц 1 1 т ц у т д ОТКЛИКАЯСЬНАТРЕБОВАНИЯ Ж И З Н И Зайдите в ГПТУ-21. Здесь к услугам учащихся светлые ауди­ тории, производственные мастер­ ские с современным оборудовани­ ем, обрабатывающим и меритель­ ным инструментом. Преподавате­ ли училища делают все возмож­ ное, чтобы за время обучения привить будущим рабочим про­ фессиональные навыки, раскрыть секреты мастерства избранной ими специальности, подготовить квалифицированного рабочего, способного сразу включиться в трудовой ритм предприятия. На снимке: практические заня­ тия в мастерской группы столя- ров-мебелыциков. Фото Л. Антошкина. Наше училище готовит кадры ме­ ханизаторов для сельского хозяйст­ ва, животноводов. Много труда и усилий приходится прилагать кол­ лективу училища, чтобы воспитать у молодежи любовь к земле, к труду на полях и фермах, гордость за свою будущую профессию. Задача эта посильна лишь такому преподавате­ лю и мастеру, который сам любит землю, хорошо знает технику. Училище скоро отметит десятиле­ тие со дня своего образования. За эти годы мы подготовили около че­ тырех тысяч механизаторов. Боль­ шинство из них работает по своей специальности. Мы интересуемся судьбой своих бывших воспитанни­ ков и знаем, что о многих из них хорошо отзываются руководители хо­ зяйств. В разгар уборки урожая нынеш­ него года нам предложили напра­ вить 40 учащихся на уборку казах­ станского хлеба. Признаться, мы вол­ новались. Выдержат ли испытание наши ребята? Не спасуют ли перед трудностями? С учащимися поехали два мастера производственного обу­ чения В. С. Грибанов и комсомолец Н. Неплюев. , : А недавно из Казахстана мы получили письмо: «Дирекция, парт­ ком, рабочий комитет и комитет комсомола совхоза «Ишимский» Кийминского района с удовлетворе­ нием отмечают, что группа учащихся вверенного Вам СПТУ-3, принимав­ шая участие в уборке урожая в сов­ хозе, проявила высокую сознатель­ ность и понимание стоящих перед нею задач. Своим самоотверженным трудом они во многом способствова­ ли тому, что коллектив совхоза ус­ пешно выполнил весь объем осенних сельскохозяйственных работ. За пе­ риод работы они очисгнли и отпра­ вили государству 6 тысяч тонн хле­ ба и заготовили 1000 тонн соломы. Администрация совхоза выражает благодарность учащимся за их труд и надеется, что они и впредь будут в первых рядах строителей комму­ нистического общества в нашей стране». Воспитание учащихся начинается еще до того, как ребята поступа­ ют к нам. Преподаватели и масте­ ра командируются в районы, посе­ щают средние и восьмилетие шко­ лы, встречаются с учащимися, рас­ сказывают о своем училище, о его материально-технической базе, о профессиях, которые могут они по­ лучить в стенах нашего учебного заведения. При этом мы обращаем внимание на то, что в настоящее время идет интенсивное переоснаще­ ние сельского хозяйства техникой, работать на которой могут люди, обладающие высоким мастерством, глубокими профессиональными зна­ ниями. Поступивших к нам юношей я девушек мы знакомим с техникой, кабинетами, библиотекой. Одновре­ менно рассказываем учащимся о правилах поведения, условиях уче­ бы и работы по избранной профес­ сии, установившихся традициях. Уже на протяжении трех лет мы ведем переподготовку механизато­ ров для работы на тракторах К-700. Среди наших воспитанников—и де­ вушки. В прошлом году их было 17, з этом—11 девушек осваивают трак­ тор К-700. В районе строятся молочные комплексы в колхозе «Заветы Иль­ ича» и в совхозе «Елец-Лозовский». Все помещения комплексов оснаще­ ны современными механизмами, уп­ равлять которыми должны техниче­ ски грамотные специалисты. Для об­ служивания животноводческих комп­ лексов мы решили готовить механи­ заторов животноводческих ферм. Широкий размах в наши дни по­ лучила мелиорация земель. В ряде хозяйств Хлевенского района дейст­ вуют оросительные установки. В совхозе «Конь-Колодезский» с вес­ ны будущего года вступит в строй государственная оросительная си­ стема. Это обязывает нас уже сей­ час задуматься над тем, как орга­ низовать подготовку мелиораторов в стенах училища. Коллектив преподавателей и ма­ стеров первостепенное значение уде­ ляет совершенствованию учебного процесса, связи обучения с жизнью колхозов и совхозов. Для всесто­ роннего обучения ветеринарных са­ нитаров мы используем фермы пе­ редовых хозяйств района — совхо­ зов «Конь-Колодезский», «Дмитря- ] шевский», колхоза «Победа». Уча- I щиеся работают рядом с замеча- I тельными животноводами этих хо- 1 зяйств, учатся у них опыту, весной и осенью под руководством масте­ ров ведут стрижку овец в колхозах и совхозах района. Электростригалей доброжелательно встречают в каж­ дом хозяйстве. Установлению тесной связи и дружбы с производственными кол­ лективами способствуют и встречи с передовиками сельскохозяйственно, го производства. Не раз мы пригла­ шали в училище доярок ссдахоза «Конь-Колодезский» Героев Социа­ листического Труда Ё. М. Дедову (ныне пенсионерку) и В. И. Рындину, знатных механизаторов А. П. Копа- ева из совхоза «Елец-Лозовский», В. Д. Головина из совхоза «Дмит- ряшевский» и других. Через два года училище будет преобразовано в среднее. Сейчас мы готовим материальную базу: возво­ дим учебный корпус, корпус практи­ ческих занятий, приобретаем техни­ ческие средства, наглядные пособия, покупаем новую технику. А. ПОЖИДАЕВ, директор Хлевенского сельского профтехучилища № 3. МАШИНА СТАВИТ О ЦЕНКУ Специфические особенности профессионально-технического обра­ зования создают наиболее благоприятные условия применения про­ граммированного обучения- К таким особенностям относятся, напри­ мер, большая конкретность знаний, сообщаемых учащимся, значи­ тельно большая, чем в средней школе, роль практических навыков. Так сложилось, что разработка машины программированного обу­ чения была поручена педагогическим советом кружку технического творчества, руководимому мной. Много труда было приложено для создания первого экземпляра машины. Надо было принципиально, по-новому решить вопросы электрической схемы, изготовить необхо­ димые узлы и детали. Прошло время, и на машине был завернут последний винт. Все ребята счастливы. Они теперь с гордостью го­ ворят своим товарищам, что сами, своими руками сделали машину, которая проверяет знания, ставит оценки и обучает. Применение программированной машины на уроке позволяет зна­ чительно ускорить опрос. Это дает возможность ученику, только что получившему, допустим, «двойку» по какой-то части проходимого раздела, за другую ее часть получить «четыре» и даже «пять». Это делает высокие оценки более доступными, окрыляет на дальнейшую плодотворную работу. Кроме этого, программированное обучение позволяет более широко ставить вопросы проблемного характера, приучает учащихся к самостоятельной творческой работе. Ф. ЗАЙЦЕВ, преподаватель среднего сельского профтехучилища № 2, заслуженный учитель профтехобразования РСФСР. К О Г Д А У Р О К Б Ы В А Е Т К О Р О Т К И М Активизация мыслительной дея­ тельности учащихся является одним из важных требований к со­ временному уроку. Методы и прие­ мы, о которых пойдет речь, эффек­ тивны и при изучении предмета «Металлургия черных металлов». До начала объяснения нового ма­ териала я записываю на доске ряд узловых вопросов, на которые уча­ щиеся после моего рассказа должны дать ответы письменно. Можно пе­ ред началом объяснения нового ма­ териала дать план, а учащиеся, слу­ шая, должны будут подобрать по этому плану примеры. Во время рассказа преподавателя или после него учащиеся должны сформулировать основные положе­ ния для записи в тетради. Большое значение для активиза­ ции мыслительной деятельности учащихся имеет самостоятельная ра­ бота. Степень самостоятельности осо­ бенно проявляется в работах твор­ ческого характера. Этому же спо­ собствует работа над докладами I - - - г — * ■ - * ■* * * * * * * Я Слесарь, токарь, электромон­ тажник... Около десятка специ­ альностей приобретают в Липец­ ком техническом училище № 10 вчерашние школьники. Базовое предприятие училища — Новоли­ пецкий металлургический завод. Здесь будущие рабочие проходят практику, осваивают азы рабоче­ го мастерства. А в училище по­ лучение теоретических знаний подкрепляется работой в мастер­ ских, оборудованных современ­ ным станочным парком, осна­ щенных необходимым инструмен­ том, наглядными пособиями. На этом снимке вы видите бу­ дущих слесарей, занятие с кото­ рыми проводит мастер производ­ ственного обучения В. И. Лету­ чий. Фото Л. Антошкина. с изготовлением наглядных по­ собий в соответствии с темой (причем, эти наглядные пособия необходимы и для кабинета по Предмету). Для докладов жела­ тельны темы, требующие применения нового материала, поисков собствен­ ной точки зрения. Работу над док­ ладом я обычно поручаю не одному учащемуся, а двум-трем (имеется в виду, что один из них будет ос­ новным докладчиком, а другие—его помощниками для демонстрации на­ глядных пособий). Большое образовательное я воспи­ тательное значение имеют творческие работы изобретательского характера. Например, учащиеся под руководст­ вом преподавателя и мастера изго­ товляют модель дбменной печи, про­ катного стана, как это у нас сделано в кабинете металлургии. Подобная работа дает практику изобретатель­ ства. Особенность процесса обучения в профессионально - технических учеб­ ных заведениях — отсутствие ста­ бильных учебников. Приходится за­ писывать изучаемый материал в тет­ радях. В этих условиях есть опас­ ность того, что уроки могут преиму­ щественно проводиться по одной схе­ ме: рассказ, затем запись основного материала под диктовку преподава­ теля. Систематическое проведение таких уроков не активизирует мыс­ лительную деятельность; делает уча­ щихся пассивными. Преподаватели профессионально- технических учебных заведений ищут формы повышения активности учащихся, их интереса к изучаемому материалу, развивают стремление по­ знать больше нового. Значительную часть урока я по­ свящаю самостоятельной работе уча­ щихся. Правда, это требует очень вдумчивого планирования и большой подготовки, особенно для учащихся с 8-классным образованием. Зато на таких уроках учащиеся не ждут звонка. К такому уроку по теме подбираю материал для самостоятельной рабо­ ты каждому, в крайнем случае, один —на каждую парту. Это могут быть учебные пособия разных авторов, за­ ранее напечатанные дополнения к ним, справочники, образны материа­ лов и т. п. По некоторым темам разрабатываю тексты в соответст­ вии с программой и размножаю их, чтобы хватило их на все парты, а лучше — на каждого учащегося. На уроке записываю на доске план по теме, разъясняю особенно­ сти работы над ней. Начинается са­ мостоятельная работа. Ребята изуча­ ют текст, формулируют ответы по пунктам плана. Производят краткие записи в тетрадях. В план часто включаю небольшие графические работы: например, вычертить кривую охлаждения металла^диаграмму ра­ стяжения малоуглеродистой стали, схему современного технологического процесса черной металлургии, эле­ ментарные ячейки кристаллических решеток промышлеиных металлов и т. п. При самостоятельной работе уча­ щиеся могут подойти к наглядным пособиям, посоветоваться друг с другом у модели, плаката, таблицы. Затем даю ответы на их вопросы, индивидуальные пояснения. Во время урока направляю работу учащихся, помогаю слабоуспеваю­ щим. Перед теми, кто окончил са­ мостоятельную работу раньше дру­ гих, ставлю проблемные вопросы, чтобы они подумали, пока есть вре­ мя. Когда все выполнят самостоя­ тельную работу, эти ребята выступа­ ют, и затем на эти вопросы дают ответы другие учащиеся. Такой урок позволяет лучше оце­ нить знания ребят. Подобные методические приемы не только активизируют мыслительную деятельность учащихся, но н способ­ ствуют наиболее осознанному, и по­ тому наиболее прочному усвоению нового материала. О. МУРУГОВА, преподаватель Липецкого технического училища № 27. Е Д И Н С Т В О О Б У Ч Е Н И Я И В О С П И Т А Н И Я В выработке у учащихся целостно­ го научного мировоззрения важную роль играют связи между предме­ тами, которые изучаются в профес­ сионально-технических училищах. Этому вопросу в нашем училище уделяется большое внимание. Пре­ подавателями были подготовлены и прочитаны доклады «Связь препо­ давания физики со спецдредметами (составлены также задачи по физи­ ке с производственным содержани­ ем) , химии—с предметами спеццнк- ла». Идет работа над докладом «Осуществление связи математики и физики со спецпредметами и про­ изводственным обучением». Прак­ тикуется проведение целевых ! открытых уроков, взаимопосещение 1уроков мастерами и преподавателя­ ми с целью изучения методики. Воспитательная работа идет и во внеурочное время. В училище дейст­ вуют кружки технического творчест­ ва, художественной самодеятельно­ сти, проводятся различные вечера. Огромную роль в воспитании учащихся играет ученический кол­ лектив. Эту роль можно показать на примере группы № 8 (мастер М. Е. Шипулин), удостоенной высокого звания «Группа имени XXIV съезда КПСС». Три года она имеет 100- проаентную успеваемость, высокие показатели в труде. Конечно, огром­ ное значение имеет педагогический коллектив, личный пример препода­ вателя и мастера. Большую роль в деле воспитания играет комитет ВЛКСМ училища. Знать всех уча­ щихся, работать с ними, изучать их настроение, интересы и запросы—в этом секрет успеха. С. ГОРЛОВ, директор Липецкого профтехучилища № 15, заслуженный учитель профтехобразования. - С т р а н и ц а п в н е ш т а т н ы м о д г о т о в о т д е л о м л е н а ш к о л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz