Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
ч п декабря 1972 г., Эй293 (13 Ш ) ЛЕНИНСКОЕ 3 НАМЯ В 1973 году состоите* IV областной съезд общественности, посвященный коммунистическому воспитанию учащейся молодежи. Тема его—трудо вое воспитание и профессиональная ориентация. К этому важному событию готовятся школы, технику мы, вузы области. Трудовое воспитание и профори ентация — важная часть работы и учебных заведе ний профтехобразования. Перед ними поставлены новые большие задачи в известном постановлении ЦК КПСС и Сове та Министров «О дальнейшем со вершенствовании системы профессионально-техни ческого образования». Эта страница посвящена проблемам профориен тации, связи профессионально-технических учебных заведений с общеобразовательными школами, тру довому воспитанию в стенах училищ и созданию условий для его улучшения. А П Р О Ф О Р И Е Н Т А Ц И Я : С И С Т Е М А Р А З Н О О Б Р А З НЫ Х МЕ РОПРИЯТИЙ Учащиеся, оканчивающие общеобразовательные шко лы, получая аттестат, нередко не знают, что дальше делать, кем быть? Этот извечный вопрос на пороге са мостоятельной жизни стоит перед каждым вчерашним школьником. Тысячи дорог доступны нашей молодежи. Перед ней открыты двери профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. И, возмож- „^но, изобилие дорог, доступность получения любой спе циальности и порождает у некоторых молодых людей несколько облегченное, непродуманное отношение к вы бору профессии. Поэтому мы иногда сталкиваемся с тем, что отдельные юноши и девушки уходят с завода, разочаровываются в своей специальности. Од нако было бы неправильным всю вину за это целиком возлагать на вчерашнего школьника. Школа, учитель, семья, педагоги училища, шефы предприятия, они также ответственны за профориентацию учащихся. Мо лодежь необходимо учить трезво оценивать свои силы, тщательно готовить к выбору профессии. Ежегодно наше училище составляет план мероприя тий на следующий год по профориентации. В нем пре дусматривается проведение собраний в общеобразова тельных школах, «дни открытых дверей», знакомство с бытом, учебой и жизнью учащихся в училище. Про водятся экскурсии школьников в комнату техническо го творчества, в мастерские и по учебным кабинетам, организуются концерты художественной самодеятель ности, товарищеские встречи учащихся техучилища н школ по волейболу, баскетболу и настольному теннису. Ч Школьников приглашаем на постоянно действующие технические выставки, технические конференции, вече ра встреч с бывшими выпускниками училища, КВН и «голубые огоньки». Традиционной стала переписка на ших воспитанников с учащимися общеобразовательных школ города и районов. ' Мастера производственного обучения* преподаватели и руководители систематически бывают в школах, рассказывают ребятам о важности и романтике про фессии слесаря по ремонту тепловозов, помощника ма шиниста тепловоза, дежурного по станции, дорожного мастера, проводника пассажирского вагона, осмотрщи ка вагонов. В общеобразовательных шхолах №№ 1,8,11,15,21,22 мы оборудовали уголки по профориентации, где можно ознакомиться с образцами слесарных изделий, изготов ленных учащимися училища. Заметно возрос приток молодежи со средним и 8-летним образованием. Еже годно в школах проводим вечера на тему: «Поговорим о профессии». Один из вечеров состоялся в школе № 97 . Во время подготовки к нему была оборудована фотовыставка «О наших профессиях». На вечере при сутствовало белее 150 учащихся общеобразовательных школ. Педагогический коллектив стремится дать прочные знания питомцам училища. Стараемся для этого рас ширять и укреплять учебно-материальную базу. Мы реконструировали учебные мастерские, лаборатории. Часто практикуем выступления учащихся и мастеров по городскому радиовещанию. Не менее важное значение имеет связь с родителями учащихся. Летом, накануне учебного года, мы рассы лаем более 400 писем. В них подробно рассказывается об условиях, созданных в училище для успешного по лучения специальности, и ставятся задачи по совмест ному воспитанию учащихся. Такие письма читают не только родители, но и их соседи, другие жители села, н мы получаем много ответных писем. Один раз в полугодие проводится собрание родите лей, они знакомятся с училищем, мастерскими, кабине тами, лабораториями, учебой и жизнью наших питом цев. Как правило, уезжая на каникулы, ребята проводят встречи с учащимися общеобразовательных школ. Активное участие в профориентации принимает большинство работников училища. Недавно мы опросили 200 поступивших к нам юно шей и девушек: что повлияло на их выбор. 70 процен тов ответили: встречи, беседы, «дни открытых дверей». Б. БЛЕХАЙЗЕН; директор технического училища № 1, заслуженный учитель профтех- г. Елен. образования РСФСР, & С О З Д А Н И Е К О Л Л Е К Т И В А Ряд лет моя группа занимает пер- вые места в социалистическом со- гщ ревновании по училищу, держит пё- реходящее Красное знамя и с гор достью носит звание группы резерва бригад коммунистического труда. Ребята собирают металлолом, са жают деревья, делаю г наглядные по собия для кабинетов, принимают активное участие в общественной жизни училища — работают в круж ках художественной самодеятельно сти и технического творчества. Са мое главное — хорошо учатся и в большую жизнь вступают отличными специалистами. Многие бывшие мои воспитанники — передовики произ водства, инженеры, .руководители предприятий. В группе, как правило,’—разные ре- Ц. бита: одни пришли из села, другие— из города, одни—уже с каким-то жизненным опытом, другие — совсем зеленые юнцы. Учились в разных Ъ школах. Из этих ребят надо создать " за короткое время дружный коллек тив. В нем учащиеся впервые долж ны познать конкретное содержание /V прав и обязанностей рабочего, по любить труд, познакомиться с жиз нью рабочего коллектива. Ребята из нашей группы имеют среднее образование. Они терпеть не могут опеки и убеждены, что уже взрослые, и в роли пассивных испол нителей быть не желают. Убеждать их в обратном не стараюсь. Воздействую на них через актив группы — своих помощников. Перед набором в училище хожу в школы, встречаюсь с десятиклассниками, рассказываю им о нашем учебном заведении и о специальности, кото- Ч- рой учу молодежь. Выявляю жела ющих, знакомлюсь с ними лично, а также через классных руководите лей, родителей. Внимательно изучаю документы тех, с кем до училища был не зна ком, и присматриваюсь, прикидываю, кто в группе имеет наибольший авто ритет, кто наиболее старателен. Это —будущие мои помощники, актив группы. Пока"нет актива, требования к группе, к каждому учащемуся предъ являю я. И делаю это решительно и категорически. Вместе с тем ста раюсь, чтобы воспитанники созна- е э л и правомерность требований, правоту мастера. Потом, когда выявляются активи сты, начинаю действовать через них. Моя роль сводится к направлению родским, сельские деят е л ь н о с т и актива, подска зыванию методов работы. Первая опасность — де ление коллекти ва на группки: городские боль ше тянутся к го- — к сельским. Это естественно: общие темы, общие зна комые, интересы и т. д. В общем, ничего плохого тут нет, но только и коллектива не будет. Тут я ставлю задачу перед акти вом: мы — одна семья, этого надо добиться. Проводим всей группой походы в кино, в театр, в музей или просто за город. Следующий этап: требовательность к каждому должен предъявлять кол лектив. Каждый проступок обсужда ет группа. Надо только следить, что бы не увлеклись, были объективны и справедливы, чтобы учитывали си лы и возможности каждого. Иногда на собраниях ребята ставят вопрос: учиться без «троек»! Хорошее тре бование, но не учитывает того, что некоторые могут и без «четверок». ' Главное, чтобы каждый в группе чувствовал ответственность перед коллективом за свое поведение и за работу всего коллектива, за его честь, решительно боролся с прояв лениями ложного товарищества, вза имной амнистия недостатков. Для этого каждый должен быть прежде всего уверен, что ни один случай на рушения дисциплины не останется без воздействия товарищей: или поставят «на середину» в группе и потолкуют, или сатирическую замет ку в стенгазете напишут. Сплочению коллектива способству ет то, что ребята овладевают одной профессией, что они—коллеги в бу дущем. Нужно воспитывать интерес к профессии, любовь к своему делу, покЗзать его важность. Этому помо гают встречи с бызшимн выпускни ками, ударниками коммунистическо го труда, ветеранами, руководителя ми цехов НЛМЗ, с которыми мы поддерживаем связь. Хорошая тра диция сложилась у нас — посвяще ние учащихся в рабочие. В торжест венной обстановке оглашаются ито ги выпускных экзаменов, торжест венно зачитывается приказ по заво ду о зачислении выпускников в рабо чие коллективы. Они дают присягу, Им вручают пропуска на завод; Все это, конечно, поднимает авторитет рабочей профессии в глазах уча щихся. Сложное дело — воспитывать мо лодежь, но радостное. С. АНДРЕЕВ, заслуженный мастер профессионально-технического образования РСФСР, ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С М А С Т Е Р С К О Й Особое внимание в профтехучили щах в настоящее время уделяют ос нащению мастерских новейшими ин струментами, оборудованием и при способлениями в свете научной ор ганизации труда, производственной эстетики. В своей мастерской я на чинал с оборудования рабочего ме ста мастера: оно должно быть об разцовым по своей культуре, выпол нению правил научной организации педагогического труда. На моем ра бочем месте стоят: методический шкаф, в котором находятся все на глядные пособия по темам, стол и верстак для показа практических приемов. Для показа диафильмов установлен аппарат с экраном для дневного света. В мастерской у нас цветы, на ок нах шторы, стены окрашены в свет ло-зеленый цвет. Вот, например, ка ково рабочее место учащегося. Верх слесарного верстака красится в цвет слоновой кости, тиски — алюминие вой краской, верх верстака. обрам лен уголком, который окрашен в светло-голубой цвет. Верх другого верстака, стоящего рядом, покры вается светло-зеленой краской, т. е. чередуются цвета слоновой кости и светло-зеленого тона. Подбор таких цветов благоприятно влияет на зре ние, на работоспособность .учащихся. Большое внимание обращено на то, чтобы индивидуальный инстру мент был всегда чистый, правильно заточен и расположен. Есть специ альные подставки, твердо определе но, что лежит слева, что — справа от тисков. Каждая ручка напильника имеет свой цвет: драчевый напильник — зеленая ручка, личной — голубая, круглый — оранжевая. Ручка молот ка светло-коричневая, покрыта ла ком. Само собой, весь инструмент правильно насажен и заклинен. Для каждой новой темы учебной про граммы я готовлю новые виды ин струмента. Так, при прохождении темы: «Комплексные работы по из готовлению слесарного инструмен та» я выдавал ребятам шаблоны, образцы, эталоны работ. Все окружающее учащихся в ма стерской помогает мастеру переда вать молодому поколению знания, навыки, умения, а с ними любовь и уважение к труду. Государственные квалификационные работы учащихся показали, что из 60 выпускников этого года 50 получили установлен ный разряд, а Ю—даже повышен ный. С. ПОЛУКАРОВ, мастер сельского профтехучилища № 6 г. Чаплыгина. г ш | Ц 1 1 т ц у т д ОТКЛИКАЯСЬНАТРЕБОВАНИЯ Ж И З Н И Зайдите в ГПТУ-21. Здесь к услугам учащихся светлые ауди тории, производственные мастер ские с современным оборудовани ем, обрабатывающим и меритель ным инструментом. Преподавате ли училища делают все возмож ное, чтобы за время обучения привить будущим рабочим про фессиональные навыки, раскрыть секреты мастерства избранной ими специальности, подготовить квалифицированного рабочего, способного сразу включиться в трудовой ритм предприятия. На снимке: практические заня тия в мастерской группы столя- ров-мебелыциков. Фото Л. Антошкина. Наше училище готовит кадры ме ханизаторов для сельского хозяйст ва, животноводов. Много труда и усилий приходится прилагать кол лективу училища, чтобы воспитать у молодежи любовь к земле, к труду на полях и фермах, гордость за свою будущую профессию. Задача эта посильна лишь такому преподавате лю и мастеру, который сам любит землю, хорошо знает технику. Училище скоро отметит десятиле тие со дня своего образования. За эти годы мы подготовили около че тырех тысяч механизаторов. Боль шинство из них работает по своей специальности. Мы интересуемся судьбой своих бывших воспитанни ков и знаем, что о многих из них хорошо отзываются руководители хо зяйств. В разгар уборки урожая нынеш него года нам предложили напра вить 40 учащихся на уборку казах станского хлеба. Признаться, мы вол новались. Выдержат ли испытание наши ребята? Не спасуют ли перед трудностями? С учащимися поехали два мастера производственного обу чения В. С. Грибанов и комсомолец Н. Неплюев. , : А недавно из Казахстана мы получили письмо: «Дирекция, парт ком, рабочий комитет и комитет комсомола совхоза «Ишимский» Кийминского района с удовлетворе нием отмечают, что группа учащихся вверенного Вам СПТУ-3, принимав шая участие в уборке урожая в сов хозе, проявила высокую сознатель ность и понимание стоящих перед нею задач. Своим самоотверженным трудом они во многом способствова ли тому, что коллектив совхоза ус пешно выполнил весь объем осенних сельскохозяйственных работ. За пе риод работы они очисгнли и отпра вили государству 6 тысяч тонн хле ба и заготовили 1000 тонн соломы. Администрация совхоза выражает благодарность учащимся за их труд и надеется, что они и впредь будут в первых рядах строителей комму нистического общества в нашей стране». Воспитание учащихся начинается еще до того, как ребята поступа ют к нам. Преподаватели и масте ра командируются в районы, посе щают средние и восьмилетие шко лы, встречаются с учащимися, рас сказывают о своем училище, о его материально-технической базе, о профессиях, которые могут они по лучить в стенах нашего учебного заведения. При этом мы обращаем внимание на то, что в настоящее время идет интенсивное переоснаще ние сельского хозяйства техникой, работать на которой могут люди, обладающие высоким мастерством, глубокими профессиональными зна ниями. Поступивших к нам юношей я девушек мы знакомим с техникой, кабинетами, библиотекой. Одновре менно рассказываем учащимся о правилах поведения, условиях уче бы и работы по избранной профес сии, установившихся традициях. Уже на протяжении трех лет мы ведем переподготовку механизато ров для работы на тракторах К-700. Среди наших воспитанников—и де вушки. В прошлом году их было 17, з этом—11 девушек осваивают трак тор К-700. В районе строятся молочные комплексы в колхозе «Заветы Иль ича» и в совхозе «Елец-Лозовский». Все помещения комплексов оснаще ны современными механизмами, уп равлять которыми должны техниче ски грамотные специалисты. Для об служивания животноводческих комп лексов мы решили готовить механи заторов животноводческих ферм. Широкий размах в наши дни по лучила мелиорация земель. В ряде хозяйств Хлевенского района дейст вуют оросительные установки. В совхозе «Конь-Колодезский» с вес ны будущего года вступит в строй государственная оросительная си стема. Это обязывает нас уже сей час задуматься над тем, как орга низовать подготовку мелиораторов в стенах училища. Коллектив преподавателей и ма стеров первостепенное значение уде ляет совершенствованию учебного процесса, связи обучения с жизнью колхозов и совхозов. Для всесто роннего обучения ветеринарных са нитаров мы используем фермы пе редовых хозяйств района — совхо зов «Конь-Колодезский», «Дмитря- ] шевский», колхоза «Победа». Уча- I щиеся работают рядом с замеча- I тельными животноводами этих хо- 1 зяйств, учатся у них опыту, весной и осенью под руководством масте ров ведут стрижку овец в колхозах и совхозах района. Электростригалей доброжелательно встречают в каж дом хозяйстве. Установлению тесной связи и дружбы с производственными кол лективами способствуют и встречи с передовиками сельскохозяйственно, го производства. Не раз мы пригла шали в училище доярок ссдахоза «Конь-Колодезский» Героев Социа листического Труда Ё. М. Дедову (ныне пенсионерку) и В. И. Рындину, знатных механизаторов А. П. Копа- ева из совхоза «Елец-Лозовский», В. Д. Головина из совхоза «Дмит- ряшевский» и других. Через два года училище будет преобразовано в среднее. Сейчас мы готовим материальную базу: возво дим учебный корпус, корпус практи ческих занятий, приобретаем техни ческие средства, наглядные пособия, покупаем новую технику. А. ПОЖИДАЕВ, директор Хлевенского сельского профтехучилища № 3. МАШИНА СТАВИТ О ЦЕНКУ Специфические особенности профессионально-технического обра зования создают наиболее благоприятные условия применения про граммированного обучения- К таким особенностям относятся, напри мер, большая конкретность знаний, сообщаемых учащимся, значи тельно большая, чем в средней школе, роль практических навыков. Так сложилось, что разработка машины программированного обу чения была поручена педагогическим советом кружку технического творчества, руководимому мной. Много труда было приложено для создания первого экземпляра машины. Надо было принципиально, по-новому решить вопросы электрической схемы, изготовить необхо димые узлы и детали. Прошло время, и на машине был завернут последний винт. Все ребята счастливы. Они теперь с гордостью го ворят своим товарищам, что сами, своими руками сделали машину, которая проверяет знания, ставит оценки и обучает. Применение программированной машины на уроке позволяет зна чительно ускорить опрос. Это дает возможность ученику, только что получившему, допустим, «двойку» по какой-то части проходимого раздела, за другую ее часть получить «четыре» и даже «пять». Это делает высокие оценки более доступными, окрыляет на дальнейшую плодотворную работу. Кроме этого, программированное обучение позволяет более широко ставить вопросы проблемного характера, приучает учащихся к самостоятельной творческой работе. Ф. ЗАЙЦЕВ, преподаватель среднего сельского профтехучилища № 2, заслуженный учитель профтехобразования РСФСР. К О Г Д А У Р О К Б Ы В А Е Т К О Р О Т К И М Активизация мыслительной дея тельности учащихся является одним из важных требований к со временному уроку. Методы и прие мы, о которых пойдет речь, эффек тивны и при изучении предмета «Металлургия черных металлов». До начала объяснения нового ма териала я записываю на доске ряд узловых вопросов, на которые уча щиеся после моего рассказа должны дать ответы письменно. Можно пе ред началом объяснения нового ма териала дать план, а учащиеся, слу шая, должны будут подобрать по этому плану примеры. Во время рассказа преподавателя или после него учащиеся должны сформулировать основные положе ния для записи в тетради. Большое значение для активиза ции мыслительной деятельности учащихся имеет самостоятельная ра бота. Степень самостоятельности осо бенно проявляется в работах твор ческого характера. Этому же спо собствует работа над докладами I - - - г — * ■ - * ■* * * * * * * Я Слесарь, токарь, электромон тажник... Около десятка специ альностей приобретают в Липец ком техническом училище № 10 вчерашние школьники. Базовое предприятие училища — Новоли пецкий металлургический завод. Здесь будущие рабочие проходят практику, осваивают азы рабоче го мастерства. А в училище по лучение теоретических знаний подкрепляется работой в мастер ских, оборудованных современ ным станочным парком, осна щенных необходимым инструмен том, наглядными пособиями. На этом снимке вы видите бу дущих слесарей, занятие с кото рыми проводит мастер производ ственного обучения В. И. Лету чий. Фото Л. Антошкина. с изготовлением наглядных по собий в соответствии с темой (причем, эти наглядные пособия необходимы и для кабинета по Предмету). Для докладов жела тельны темы, требующие применения нового материала, поисков собствен ной точки зрения. Работу над док ладом я обычно поручаю не одному учащемуся, а двум-трем (имеется в виду, что один из них будет ос новным докладчиком, а другие—его помощниками для демонстрации на глядных пособий). Большое образовательное я воспи тательное значение имеют творческие работы изобретательского характера. Например, учащиеся под руководст вом преподавателя и мастера изго товляют модель дбменной печи, про катного стана, как это у нас сделано в кабинете металлургии. Подобная работа дает практику изобретатель ства. Особенность процесса обучения в профессионально - технических учеб ных заведениях — отсутствие ста бильных учебников. Приходится за писывать изучаемый материал в тет радях. В этих условиях есть опас ность того, что уроки могут преиму щественно проводиться по одной схе ме: рассказ, затем запись основного материала под диктовку преподава теля. Систематическое проведение таких уроков не активизирует мыс лительную деятельность; делает уча щихся пассивными. Преподаватели профессионально- технических учебных заведений ищут формы повышения активности учащихся, их интереса к изучаемому материалу, развивают стремление по знать больше нового. Значительную часть урока я по свящаю самостоятельной работе уча щихся. Правда, это требует очень вдумчивого планирования и большой подготовки, особенно для учащихся с 8-классным образованием. Зато на таких уроках учащиеся не ждут звонка. К такому уроку по теме подбираю материал для самостоятельной рабо ты каждому, в крайнем случае, один —на каждую парту. Это могут быть учебные пособия разных авторов, за ранее напечатанные дополнения к ним, справочники, образны материа лов и т. п. По некоторым темам разрабатываю тексты в соответст вии с программой и размножаю их, чтобы хватило их на все парты, а лучше — на каждого учащегося. На уроке записываю на доске план по теме, разъясняю особенно сти работы над ней. Начинается са мостоятельная работа. Ребята изуча ют текст, формулируют ответы по пунктам плана. Производят краткие записи в тетрадях. В план часто включаю небольшие графические работы: например, вычертить кривую охлаждения металла^диаграмму ра стяжения малоуглеродистой стали, схему современного технологического процесса черной металлургии, эле ментарные ячейки кристаллических решеток промышлеиных металлов и т. п. При самостоятельной работе уча щиеся могут подойти к наглядным пособиям, посоветоваться друг с другом у модели, плаката, таблицы. Затем даю ответы на их вопросы, индивидуальные пояснения. Во время урока направляю работу учащихся, помогаю слабоуспеваю щим. Перед теми, кто окончил са мостоятельную работу раньше дру гих, ставлю проблемные вопросы, чтобы они подумали, пока есть вре мя. Когда все выполнят самостоя тельную работу, эти ребята выступа ют, и затем на эти вопросы дают ответы другие учащиеся. Такой урок позволяет лучше оце нить знания ребят. Подобные методические приемы не только активизируют мыслительную деятельность учащихся, но н способ ствуют наиболее осознанному, и по тому наиболее прочному усвоению нового материала. О. МУРУГОВА, преподаватель Липецкого технического училища № 27. Е Д И Н С Т В О О Б У Ч Е Н И Я И В О С П И Т А Н И Я В выработке у учащихся целостно го научного мировоззрения важную роль играют связи между предме тами, которые изучаются в профес сионально-технических училищах. Этому вопросу в нашем училище уделяется большое внимание. Пре подавателями были подготовлены и прочитаны доклады «Связь препо давания физики со спецдредметами (составлены также задачи по физи ке с производственным содержани ем) , химии—с предметами спеццнк- ла». Идет работа над докладом «Осуществление связи математики и физики со спецпредметами и про изводственным обучением». Прак тикуется проведение целевых ! открытых уроков, взаимопосещение 1уроков мастерами и преподавателя ми с целью изучения методики. Воспитательная работа идет и во внеурочное время. В училище дейст вуют кружки технического творчест ва, художественной самодеятельно сти, проводятся различные вечера. Огромную роль в воспитании учащихся играет ученический кол лектив. Эту роль можно показать на примере группы № 8 (мастер М. Е. Шипулин), удостоенной высокого звания «Группа имени XXIV съезда КПСС». Три года она имеет 100- проаентную успеваемость, высокие показатели в труде. Конечно, огром ное значение имеет педагогический коллектив, личный пример препода вателя и мастера. Большую роль в деле воспитания играет комитет ВЛКСМ училища. Знать всех уча щихся, работать с ними, изучать их настроение, интересы и запросы—в этом секрет успеха. С. ГОРЛОВ, директор Липецкого профтехучилища № 15, заслуженный учитель профтехобразования. - С т р а н и ц а п в н е ш т а т н ы м о д г о т о в о т д е л о м л е н а ш к о л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz