Ленинское знамя. 1972 г. (г. Липецк)
I «яо *1>* 1972 г„ К 283 0 3 Я П ' Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ В V В адрес коммуниста Дмитрия Ива новича Гордеева приходит много писем из Воронежа, Киева, Красно дара, Москвы, из Славуты, Польши. Пишут бывшие партизаны Великой Отечественной войны, школьники, работники музеев, литераторы, зна комые и незнакомые люди. «Мы, по ляки,— пишет бывший партизан со ветско-польского отряда, ныне жи тель поселка Шуравина, что в рай оне Вроцлава, Евгений Романович Жигадло,— всегда будем помнить, сколько доброго сделали для нас советские партизаны. Они много раз спасали жизнь поляков от гитлеров- ских и бендеровских банд. Хорошо помню я, Дмитрий Иванович, и Вашу личную храбрость, стойкость в борьбе с фашистами». В другом письме бывший началь ник медико-санитарной службы пар- ^тизанского отряда имени Дзержин- ‘ского Николай Дмитриевич Князев рассказывает о судьбе товарищей по оружию, о том, как сложилась их жизнь после войны, о себе А вот письма бывшего руководи теля подпольной патриотической ор ганизации шестого блока Слазутско- го гросслазарета, а затем начальни ка штаба соединения партизанских отрядов Ивана Григорьевича Дыль- ко. И в них — воспоминания о бое вом прошлом, дружеские советы и пожелания, комментарии к книгам о партизанах и подпольщиках, планы на будущее. д —Дмитрий Гордеев прошел хоро- 1А* шую трудовую школу в коллективе /Личуринского паровозоремонтного завода. Здесь получил квалифика- -\цию слесаря-медника, вступил в партию. Мичуринские комсомольцы посылали молодого рабочего своим, делегатом на девятый съезд ком сомола. Из Мичуринска по путевке ^ ЦК В ЛКСМ Дмитрий едет в Кур скую область. Отечественная война застала Гордеева в Больше-Полян- ском районе. В то время он заведо вал плановым отделом райисполко ма. В перзые же дни войны подал заявление с просьбой послать на фронт. Боевое крещение принял на под ступах к Крыму. Бои на этом участ ке шли жаркие. Днем и ночью не смолкала артиллерийская канонада. Пулеметчики обороняли мост у Чон- ■*5* тара. Политрук роты Гордеев с Груп пой солдат—а гуще боя. Метким ог нем скошены десятки фашистов, связками гранат подбито несколько танков. Но атаки не прекращаются. Пять—шесть атак в день, беспре- ^ рывные бомбежки. В бою у станции Таганаш политрук был тяжело ра- V иен. Очнулся в санитарной роте. По- 8 пробовал подняться, не смог. А вскоре санитарную роту окружили немецкие автоматчики. Так Гордеев попал в фашистский плен, испытал все ужасы его. После долгих мы тарств привезли в пограничный го родок Славуту и поместили в так называемый гросслазарет. В дейст вительности это был лагерь смерти. Среди военнопленных было нема ло таких, кто в неимоверно трудных условиях проявлял мужество и стой кость, продолжал бороться с вра гом. Активно действовала подполь ная группа в шестом блоке, где на ходился Гордеев. Однажды сосед по нарам Александр Соботович осто рожно сказал: — Давно присматриваюсь к тебе. В разговоре ты нашу, партийную, точку зрения высказываешь. Злость на врагов имеешь. По всему ты по литработником был. А меня не опасайся. Я коммунист, комиссар Красной Армии. Александр Соботович познакомил Дмитрия Гордеева с активными чле нами подпольной группы Н. Д. Кня зевым, И. К. Котельниковым, И. Г. Дылько и другими. Гордееву пору чили вести разъяснительную рабо ту среди военнопленных. «Котельников и Гордеев, — пишет в своих воспоминаниях вожак груп С У д ь В ы л ю д С К И Е пы И. Г. Дылько,— справились с за данием. Они смело разоблачали лживую геббельсовск, ю пропаганду, несли людям правду. Немецкое ко мандование через своих холуев — власовцев—вербовало пленных в из меннические военные формирова ния. Пленные шестого блока угово рам не поддались». Славутский гросслазарет усиленно охранялся. Но и при такой усилен ной охране раненые пленные устра ивали побеги. 8 документальной по вести Альберта Доманка и Макси ма Сбойчакова «Подвиг доктора Михайлова» подробно рассказыва ется о том, как советские патриоты, находившиеся в гросслазарете, гото вили и осуществляли побеги, делали подкопы. Подпольная группа шестого блока разработала несколько планов по бега, но осущестгить их не удалось: часть пленных из шестого блока переводили в другое место. Что предпринять? г— Попытаемся бежать из эшело на,—предложил руководитель груп пы Дылько. С ним согласились. Бежать, реши ли ночью, когда эшелон с пленны ми будет находиться в пути. При распределении обязанностей Гордее ву поручили достать режущие пред меты. Удалось пронести в вагон са довый нож, кусачки,' несколько бритв. Эшелон отправился вечером. Ре зали доски поочередно, всю ночь. К рассвету сделали лаз в передней стенке вагона. Через это «окно» выбрались на волю все, кто нахо дился в вагоне. — Прыгал я одним из первых,— вспоминает Дмитрий Иванович.-— В темноте трудно было ориентиро ваться. Падая, крепко ударился, но боли не чувствовал. Так велико бы ло нервное напряжение. В шести километрах от места побега нас собралось человек десять, были Князев, Соботович, Котельников, Дегтярь, Стрельцов. Остальные, как и мы, уходили в лесные районы не большими группами. Через две неде ли, пройдя около 400 километров, группа встрети лась с диверси онным отрядом партизанского соединения Шитова, а спустя несколько дней влилась в советско-польский партизанский от ряд имени Дзержинского. Гордеев был назначен политруком второй роты. А когда сформировалось но вое партизанское соединение, Дмит рий Иванович стал заместителем командира отряда по разведке. С этим славным отрядом Гордеев участвовал в знаменитом рейде в глубь Польши. Партизаны уничто жали немецкий транспорт, взрыва ли мосты, выводили из строя теле фонную связь, уничтожали оккупан тов. Дмитрий Гордеев действовал смело и решительно. В воспомина ниях бывшего командира соедине ния партизанских отрядов Б. Шанги на приводится такой факт: «В июне 1944 года партизаны, находившиеся в Белгорайском лесу, были окру жены карательными фашистскими войсками. При прорыве вражеско го окружения первыми поднялись коммунисты Ковальчук, Гордеев, Олейников, Иванов, Даниленко, — рассказывает Б. Шангин.—Они унич тожали врага огнем и врукопашную, увлекли в бой беспартийных товари щей». За мужество и отвагу, прояв ленные в боях с фашистами, парти зан коммунист Гордеев был награж ден орденом Красной Звезды и ме далью «Партизану Великой Отечест венной войны» первой степени. После воевал в действующей ар мии. Грудь его украсили еще две боевые награды — ордена Красной Звезды и Славы третьей степени. —В сорок пятом Дмитрий Гордеев вернулся в Большую Поляну. Рабо тал в райисполкоме, председателем колхоза в селе Новосильское. В от стающем хозяйстве началось интен сивное строительство, поднялась урожайность полей, заметно окреп ла трудовая дисциплина. 1 Через село протекала неглубокая речушка. Зимой она промерзала до дна, а летом пересыхала. Задумал Гордеев соорудить плотину и уста новить гидротурбину. — Дело это хорошее,— сказали в райисполкоме,— но где взять день'* ги, технику? — Плотину возведем своими си лами, машинами МТС поможет, с ру ководителями я уже договорился. Плотину построили на следующий год, гидроэлектростанция дала ток. Жители Новосильского добрым сло вом вспоминают Гордееза. Он мно го сделал для общественного хозяй ства. В народе говорят: «Не тот боль шую жизнь прожил, кому много лет, а тот, кто много сделал» Дмитрий Иванович Гордеев почти полвека отдал труду. Персональный пенсионер, он и сейчас работает в Тербунском сельпо, во всем служит примером молодым. Трудолюбие и скромность воспитала в нем Комму нистическая партия, членом которой он состоит вот уже сорок три года. С. БЕЗЛЕПКИН. « Ю 1 Ч Ш Ц И Я ЕЩЁ О Д И Н АНТИРАБОЧИЙ ЗАБОИ ЛОНДОН, 2 декабря. (ТАСС). Законопроект консервативного правительства о «заморажива нии» заработной платы англий ских трудящихся ва 90 дней при обрел силу закона после подписа ния его королевой Елизаветой II. Ранее незначительным большин ством голосов кабинету Хита удалось протащить этот законо проект через обе палаты англий ского парламента. Практически меры по «замораживанию» зара ботной платы были приняты кон сервативным правительством еще до официального вступления за кона в силу. Оно отвергло требо вания около миллиона рабочих и служащих национализированных отраслей экономики об улучшении оплаты труда в связи с ^прекра щающимся ростом цеа. Формально новый закон тори предусматривает также и «замо раживание» цен, однако практиче ски он не распространяется на многие основные продукты пита ния, в том числе мясо, рыбу, ово щи, фрукты. «Замораживание» заработной платы не сопровождается и вве дением каких-либо ограничении на рост' прибылей монополий, кото рые увеличивают их за счет уси ления эксплуатации рабочих. Орган деловых кругов газета «Файнэншл тайме» сообщила, что в ноябре прибыли английских промышленных компаний возрос ли по сравнению с ноябрем прош лого года почти на 20 процентов. БЛЕСТЯЩАЯ ПОВЕЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕЛЬ -АВИВ НАГНЕТАЕТ Н А П Р Я Ж Е Н Н О С Т Ь БЕЙРУТ, 2 декабря. (ТАСС). Израильские агрессоры активизи ровали в последние дни провока ционные полеты своих военных самолетов над южными районами Лшзана. На протяжении вчерашнего дня израильские стервятники практи чески не покидали воздушного пространства Ливана, совершая облеты городов Тир, Хасбайя, Сайда* Набатия я района Аркуб. Над городом Тир и районом Кас- мия израильские самолеты сбро сили на парашютах дымовые бом бы. Местная печать сообщает об усиленной концентрации израиль ских вооруженных сил на ливан ской границе в районе Аркуб. В этой связи высказываются опасе ния, что Тель-Авив готовит новую вооруженную агрессию против Ливана и Сирии. ХАНОЙ, 2 декабря. (ТАСС). Образование Совет ского Союза явилось блестящей победой ленинской национальной политики, пишет в газете «Нян зан» член ЦК ПТВ, п редседатель Це нтрального правления общества вьетнамо-советской дружбы Нгуен Ван Кинь. Объединенные в великую социалистическую семью, народы Советского Союза прошли через все испытания, постоянно продвигая вперед дело рево люции, и добились на этом пути многих славных побед. Успехи СССР в построении материально-техни ческой базы коммунизма, говорится в статье, увели чивают мощь Советской страны, укрепляют миро вую систему социализма. Вьетнамский народ радуется этим успехам Совет ского Союза и считает их огромным источником вдохновения в своей революционной борьбе. Победа Советской Армии над фашистской Герма нией и милитаристской Японией создала объектив ные предпосылки для августовской революции и образования Демократической Республики Вьетнам — первого народно-демократического государства в Юго-Восточной Азии. Советский Союз оказывал помощь ДРВ в войне .Сопротивления против фран цузских колонизаторов, в послевоенном строитель стве. Сейчас СССР оказывает нам всестороннюю по мощь и поддержку в отражении американской агрессии. Неизмеримо ценная помощь КПСС, Советского празительства и братских народов СССР укрепляет экономический и оборонный потенциал нашей стра ны, воодушевляет нас на борьбу до полной победы над агрессором. ПАРИЖ, 2 декабря. (ТАСС). Трудовая Франция усиливает за бастовочное движение, протестуя против роста стоимости жизни и непрекращающейся инфляции. Примечательным является спло ченность трудящихся в их борьбе и растущее единство действий ве дущих профсоюзных объединений страны. По призыву ВКТ, ФДКТ и «Форс увриер» провели забастов ку работники арсеналов Парижа, Бордо, Тулона и других городов. КЛАССОВЫЕ БОИ ВО ФРАНЦИИ требуя повышения заработной платы и пересмотра условий тру да. Мощная демонстрация трудя щихся» в которой приняли участие около 15.000 человек, состоялась в парижском пригороде Курнев., По призыву профсоюзов департа мента Сена-Сен-Дени и при под держке департаментских федера ций Коммунистической и социали стической партий, молодежных организаций рабочие, служащие, преподаватели, студенты и уча щиеся вышли на улицы, чтобы по требовать 'гарантии занятости. 40 дней бастовали шахтеры ка лийных рудников Эльзаса, добив шиеся в конце концов повышения заработной платы. Продолжают борьбу в защиту жизненного уровня металлисты Парижского района. Новый Белград — так назван жилой район югославской столи цы у слияния рек Савы и Дуная. По существу это целый город, рассчитанный на 240 тысяч чело век. Новый район станет важным центром н^уки и культуры. Фото В. Егорова. (Фотохроника ТАСС). О ДЕКАБРЯ исполняется 250 ^ лет со дня рождения выдаю щегося представителя украин ской культуры, философа, поэта и педагога Григория Саввича Сково- роды. «Немного можно указать имен на- ■г,ч родных деятелей,— справедливо от мечал известный историк Костома ров,— которых бы так понимал и уважал народ, как Сковороду». Вы ходец из народных низов, Г. С. Ско ворода посвятил всю свою жизнь благородному делу служения наро ду. Он был подлинно народным про светителем. Г. С. Сковорода внес большой вклад в развитие украинской и всей отечественной культуры. Его фило софские! труды и поэтические про изведения, его просветительская де ятельность оказали благотворное влияние не только на современни- коз, но и на дальнейшее развитие философии, литературы, педагогики ^ я культуры. Григорий Саввич Сковорода ро дился в 1722 году, в селе Ченухи Лохвицкого уезда Полтавской гу бернии, в семье малоземельного ка- аака. После сельской школы, где он учился «у дьяка» грамоте и церков ному пению, шестнадцатилетний Григорий пешком уходит в Киев и поступает в Киево-Могилянскую , академию. Благодаря выдающимся музыкаль ным и вокальным способностям он был включен в состав придворной певческой капеллы. Пребывание в Петербурге позволило ему познако миться с русской культурой, оценить ее высокие достоинства, понять ее сильные и слабые стороны. Но атмо сфера праздной жизни, бессмыслен ная роскошь, тщеславие и лицемерие щарского двора претила ему, и в 1744 году он возвращается в Киев, » академию, проводит в ней еще ^''•чш/ежоло шести лет. В 1750—1753 годах Сковорода в составе польской миссии побывал за границей. Пешком обошел он Венг рию, Австрию и часть Германии, & анакомясь с культурой народов, за вязывая знакомства с учеными и студентами, слушая лекции выдаю щихся профессоров. В 1753 году Г. С. Сковорода ста новится преподавателем поэтики в ^ Переяславском коллегиуме. Резко расходясь с церковно-схоластически ми традициями, он оригинально, в духе Тредиаковского и Ломоносова излагал основы поэтического искус ства. Это привело к столкновению с церковниками и увольнению его из коллегиума. Несколько лет Сковорода был до машним учителем и приобрел широ кую известность своим педагогиче ским талантом. С 1759 по 1769 годы Сковорода преподавал в Харьковском коллегиу ме, откуда тоже был уволен за про грессивные взгляды. В конце концов враждебное отношение церковников ■ властей вынуждает его оконча- отказаться от педагогической Г. С. Сковорода становится стран ствующим философом, кочующим пе дагогом, народным певцом. С по сошком в руке, с котомкой за плеча ми он ходит по Украине, неся наро ду свои философские идеи, распевая созданные им песни. Это был наиболее плодотворный период в жизни и творчестве Сково роды. В это время были созданы та кие философские труды, как «Диа лог или разглагол о душевном мире», «Алфавит, или букварь мира», «Из- ление к воле. Он клеймил пороки феодально-крепостнического общест ва, гневно обличал паразитизм и ту неядство светской и духовной зна ти. Но он не звал угнетенных на от крытую революционную борьбу и возлагал все надежды на моральное совершенствование людей. Сковоро да резко выступал против официаль ной церкви и духовенства, против мертвой схоластики н религиозного догматизма. Но религиозные пред рассудки крестьянских масс нашли для того называется и отцом, и началом...». Этот вывод исключает бога и как сущность, и как творче скую силу. Раз нет «начала», нет «творения» природы, то ненужным оказывается ее творец. Вместо бога мыслитель ставит природу, материю. В прямой связи с эволюцией Г. С Сковороды к материализму находит ся все усиливающаяся критика им религии. Он резко бичевал церковь, эту «мертвую храмину», н ее слу жителей, как «идолопоклонников» и В Ы Д А ЮЩ И Й С Я У К Р А И Н С К И Й Ф И Л О С О Ф - П Р О С В Е Т И Т Е Л Ь = = = = = К 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Г- г п т я п р п д м ■ — ралЬский змий», «Потоп змиин», «Басни харьковские», «Благодарный Еродий» и «Жаворонок», переводы с латинского на русский язык. Труды Сковороды распространя лись в стихах, переходили из рук в руки. Многие поэтические произве дения становились народными пес нями и распевались гуслярами и коб зарями. В 1794 году Г. С. Сковорода от правился в село Хотетово близ Ор ла навестить своего друга. На об ратном пути он тяжело заболел н 9 ноября скончался. На могильном камне выбиты предсмертные слова мыслителя «Мир ловил меня, но не поймал». Как мыслитель Сковорода пред ставлял собой необычайно колорит ную, богато одаренную и вместе с тем столь же противоречивую на туру. Его мировоззрение складыва лось под воздействием европейских просветительных идей, прогрессив ной украинской и русской культуры, древнегреческой философии и лите ратуры, украинского народного творчества, библейских текстов, ко торые он изучал много лет. Сковоро да был образованнейшим человеком своего времени, в совершенстве знал древние и новые европейские языки, древнегреческую философию я лите ратуру. Он впитал в себя достижения ук раинской и русской культуры. Во многих произведениях Сковороды прослеживается прямое влияние идей М. В. Ломоносова. На формирование его взглядов су щественное влияние оказывали об щественные процессы, происходив шие в стране и, прежде всего, даль нейшее закрепощение крестьянства и усиление борьбы народных масс против крепостничества. Он жнл н творил в период гайдаматчины и пугачевщины. Сковорода отражал настроения ■ чаяния закрепощенного крестьянства я рядового казачества, их протест Iпротив крепостного нрава, нх стрем- свое отражение в неизжитых им теологических воззрениях. Противоречивы и философские взгляды Сковороды. При идеалисти ческом, в конечном счете, решении основного вопроса философии в них ясно выражена материалистическая тенденция. В теории «трех миров» Н «двух натур» вопреки церковной догматике Сковорода утверждает, что «макрокосм», то есть природа, представляет собой бесконечное ко личество «миров» и что все «миры» существуют сами по себе. Он прини мает учение Коперника, говорит о бесконечном множестве «копернико вых миров», подчеркивая, что «мир сей— границу не имеет» что мате рия вечна во времени и бесконечна в пространстве. Другой мпр — «ми крокосм», то есть человек, является закономерной частью и продолжени ем «макрокосма». Наряду с этим, материалистиче ским пониманием мира, Сковорода считал, что аллегорически толкуемая библия — это «третий мир» или «мир символов», который якобы со держит некое «разумное» начало. Каждый из миров обладает, по его мнению, «двумя натурами»: матери альной — внешней, видимой приро дой, и духовной—внутренней, неви димой природой. Признание третьего мира, духовной сущности вещей — идеализм, проявление неизжитых теологических воззрений. В зрелый период своего творчест ва Сковорода стал усматривать внутреннюю природу, внутреннюю сущность вещей не в таинственном «божественном начале», а в законо мерности, присущей всей природе. Выдвигая на первый план принцип причинности. Сковорода в трактате «Алфавит, или букварь мира» при ходит к категорическому утвержде нию: «природа есть первоначальная всему причина и самодвижущаяся пружина» «...сия матн (т. е. природа —Н. П.), рождая, ни от кого не при нимает, во сама собою рождает. «лжепророков», клеймил позором духовенство за алчность, разврат и внутреннюю опустошенность. Он ут верждал, что библия — это «боду- щий терновник, горькая и невкусная веда, дурачество... дрянь, грязь, гной человеческий». Ее речь дышит «мрачными гаданиями». Осмеивая библейские мифы, Сковорода, вместе с тем, пытался раскрыть символиче ский смысл многих библейских притч, сделать их «земными и чело вечными», что, конечно, было уступ кой теологии. В центре внимания Сковороды был человек, его счастье. Основой его концепции человека являлась идея гармонического развития личности. Как и все просветители XVIII века, он исходил из того, что все люди равны, все одинаковы перед лицом природы и имеют естественное пра во на свободное развитие; что су ществующие сословные отношения и деспотические режимы препятствуют этому. Общество, по мнению Сковороды, может быть устойчивым лишь в том случае, если форма общежития отве чает разумной природе человека. Но в современном ему обществе цари ли «тяжелее олова беззаконие», все общая безумная погоня за «палата ми», «венцом», «обладанием наро дами». Зло, царящее в мире, он связывал с социальным неравенством н не справедливостью, с делением обще ства на бедных н богатых, трудя щихся и трутней. Носителями всех пороков являлись богатые, «ибо у них сердце златожаждное, любящее мудрствовать об одних кошельках, мешках и чемоданах». Правителей общества он уподоблял «волкам», правящим в «овчарне» н занятым ограблением народа. Произведения Сковороды прони заны идеей человеческого равенства, любовью к людям труда, к тем, кто в поте лица добывает хлеб насущ ный, Выше всех благ ставил он сво- С Т А Н У Т А Т А М И боду, вольность, которой поет под линный гимн. Что то за вольность? Добро в ней какое? Ииы говорят, будто золотое. Ах, не златое: если сравнить , злато Против вольности еще оно блато. ^Первейшей обязанностью человека Сковорода считал служение родине, обществу. «Всяк должен выбрать такой род жизни, чтобы... мог он показать человеческому роду и оте честву своему хорошие и полезные услуги». А это возможно, если люди будут заниматься своим любимым делом, трудиться по своей «сродно- сти», т. е. по призванию, в соответ ствии со своими способностями. Сковорода выступил подлинным певцом труда. В труде по «сродно- сти» он вид>ел счастье человека. «Труд,— писал он,— есть живой и неусыпный всей машины ход потоль, поколь породит совершенное дело соплетающее творцу своему венец радости. Кратко сказать, природа запаляет к делу и укрепляет в тру де, делая труд сладким». Конечно, идеалы мыслителя не могли быть реализованы в том об ществе, а идея переделать общество путем нравственного усовершенство вания людей была утопической. Г. С. Сковорода был не только глубоким и оригинальным филосо фом, но и выдающимся поэтом, соз давшим великолепный цикл «Сад бо жественных песен», «Басни харьков ские», песни, притчи. От него ведет свою родословную гуманистическая традиция в творчестве Шевченко, Франко, Леси Украинки. Он вошел в историю как крупный теоретик и талантливый практик пе дагогики XVIII века, чьи педагоги ческие идеи и практическая деятель ность заслужили высокую оценку Белинского, Шевченко, Л. Толстого и других выдающихся деятелей ук раинской и русской культуры. Сковорода страстно любил Украи ну и украинский народ. Он не отде лял их от России. Он любил «Русь святую» и народ русский. Величие Сковороды, его заслуги перед народом подчеркнуты подпи санным в 1918 году В. И. Лениным Декретом о сооружении памятников выдающимся деятелям революции, науки н культуры, где рядом с име нами Ломоносова и Менделеева сто ит имя Г. С. Сковороды. «)Когда придет время ставить памятник Ско вороде,— гозорил Владимир Ильич Ленин В. Бонч-Бруевичу,— тогда Вы должны выступить и разъяснить на роду, кем был Сковорода, какое зна чение он имел в жизни русского и украинского народов». Совеггский народ свято чтит па мять выдающегося просветителя XVIII века Григория Саввича Сково роды. Н. ПЕРЕЛЫГИН, кандидат философских наук. Сборный пункт. Стрелки ча сов показывают лишь начало восьмого, а во внутреннем дво ре пункта уже полным-полно мо лодых людей. Во главе с офицерами, прапорщиками или сержантами пар ни занимаются утренней физической зарядкой. Очередной заряд бодро сти и, энергии принимают те, кто в соответствии с Приказом министра обороны СССР № 212 от 13 октября 1972 года уже призван на действи тельную военную службу и гото вится к отправке в войска. Здесь мы видим юношей из Ли пецка и Грязей, Усмани и Добринки, из других городов и районов области — физически крепких, образован ных, владеющих одной—двумя спе циальностями. Многие из них — значкисты ГТО, спортсмены-разряд ники. Вот, к примеру, призывники Пра вобережного райвоенкомата г. Ли пецка В. Дегтев, В. Строков и А. Уваров. Кандидат в члены пар тии Василий Дегтев более трех лет проработал в Липецком монтажном управлении треста «Южпромвенти- ляцня». Вначале учеником, а затем слесарем-жестянщиком централь ных заготовительных мастерских. Ударник коммунистического труда. Настойчиво овладевая смежной спе циальностью электросварщика, он одновременно учился и окончил ве чернюю среднюю общеобразователь ную школу. Современная Советская Армия — это армия машин, сложной боевой техники, грозного оружия. Мастер ски управлять ими, умело, со знани ем дела использовать их в бою по силам только технически грамотным, подготовленным людям. Как показа ли обстоятельные беседы с призыв никами, молодые липчане и в этом отношении на высоте. Довольно-та ки значительное количество юношей из числа убывших в войска имеют средне-технцческое образование, права водителей автомобиля или мо тоцикла. Еще ближе и доступнее для быст рого освоения грозная боевая техни ка для тех, у кого диплом инженера или незаконченное высшее техниче ское образование. Таким, как ком мунист В. Ермаков, проработавший около трех лет инженером-техноло- гом механосборочного цеха ЛТЗ, коммунист инженер А. Жильцов, не давний выпускник Липецкого филиа ла МИСиС и целый ряд других зна токов современной техники. Все они с большим желанием идут служить в доблестные Вооруженные Силы. Администрация сборного пункта учла желание выпускников вузов и техникумов и направила их т*уда где они всего нужнее, в пол ной мере могут раскрыть свои спо собности,—в инженерные войска. Чтобы сократить период воинского становления, молодые липчане и на сборном пункте не теряют времени даром. Под руководство^ своих ко мандиров, таких, как офицеры М. Денисов, А. Гликшан, Н. Бога тенков, они настойчиво шлифуют свою строевую выучку, физическую натренированность, изучают воинские уставы. О порядке прохождения военной службы, требованиях присяги в уставов, правах и обязанностях воен нослужащих и взаимоотношениях между ними призывникам подробно рассказывают прибывшие на област ной сборный пункт представители частей и подразделений. Они же проводят с будущими воинами и различные занятия по этим учебным вопросам. Большой интерес у будущих вои нов всякий раз вызывают встречи с ветеранами войны, с те* I, кто в грозное лихолетье проявил героизм и мужество в боях с ненавистными захватчиками, обеспечил им счаст ливую и радостную мирную жизнь. Герой Советского Союза Ю. Н. Петелин был в годы войны Летчи- ком-бомбардировщиком. Ему было о чем рассказать молодежи, было что ей посоветовать. Неустанно овладе вайте боевым мастерством, крепко дружите с техникой — вот к чему призвал в беседе со слушателями Юрий Николаевич. Подготовка молодого пополнения к отправке в войска на областном сборном пункте, как правило, закан чивается проведением короткого ми тинга. С теплыми напутствиями и наказами на нем выступают работ ники горкома и райкомов партии, облвоенкомата, ветераны войны и труда, родители призывников. Вот и сейчас перед тем, как по кинуть сборный пункт, призывники собрались на такой волнующий ми тинг. Его открыл теплым напутствием первый секретарь Липецкого горко ма ВЛКСМ Виктор Папушин. Стараясь не пропустить ни одного слова, слушали участники митинга также напутствия председателя обл исполкома Н. Д . Новикова, генерал- майора в отставке В. А. Абызова, отличника Советской Армии и по граничных войск сержанта Валерия Семанова. От имени будущих воинов на ми тинге выступил бывший слесарь ли тейного цеха НЛМЗ, комсомолец Алексей Ролдугнн. — Пришла и наша очередь взять в руки оружие, выполнить свой свя щенный долг по защите родного Отечества,—сказал он.—Мы, моло дые воины, заверяем партий ные, советские и комсомольские органы, наши военные комиссариа ты, трудовые коллективы, ветеранов армии и флота, наших отцов и ма терей, братьев и сестер в том, что с первого же дня своей воинской службы будем, самоотверженно учиться военному делу, делу защиты социалистической Родины. Призывники отбыли в войска, где будет зреть их воинское мастерство, оттачиваться высокая боеготовность. Счастливого пути, отличной вам службы, ребята!— неслось вслед мо» лодому пополнению. В. ЕРОФЕЕВ, пропагандист политотдела облвоенкомата, майор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz