Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

2 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 13 октября 1971 г., М 239 (13 1035 На Новолипецком металлургическом заводе, Липецком трактор­ ном и в других производственных коллективах области успешно действуют школы коммунистического труда. Они проявили себя эф­ фективной формой экономического образования рабочих, колхозни­ ков и служащих, их политической закалки, нравственного воспита­ ния. По инициативе трудящихся такие школы создаются на многих- промышленных предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, где их совсем не было или было мало. Многие наши читатели в своих письмах в редакцию высказывают желание знать больше о школах коммунистического труда, об их значении на современном этапе развития советского общества и т. п. Редакция надеется, что в публикуемой сегодня статье, читатели найдут ответ на ряд интересующих их вопросов. здесь жиз- что теоретические положения подкрепляются примерами из ни предприятия, фактами. Как-то инженер Л. Кораблева вместе с монтером 3. Новожиловой проводили очередное занятие школы, Оно было посвящено повышению эффективности общественного про­ изводства. Эта тема зазвучала осо­ бенно злободневно и наглядно, когда пропагандисты обратились к делам К Великое дело коммунистического строительства развертывается в. на­ шей стране в тесной связи с всесто- онним развитием самого человека. ,ля того, чтобы успешно строить новое общество, нужен высокий уро­ вень культуры, образования, обще­ ственной сознательности, политиче­ ской зрелости людей. Морально-поли­ тические черты советского человека, его коммунистическое мировоззрение формируются у нас всем социали­ стическим укладом жизни и прежде всего целенаправленной идейно-вос­ питательной работой партии. Одна из главных задач идеологи­ ческой работы партии состоит в том, чтобы воспитать у всех советских людей новое, коммунистическое от­ ношение к труду. В. И. Ленин заве­ щал нам строить новую дисциплину труда, строить новые формы обще­ ственной связи между людьми, стро­ ить новые формы и приемы привле­ чения людей к труду, он называл это благодарнейшей и благороднейшей работой. •Победа социализма в нашей стра­ не, отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду, породила невиданные ранее в истории челове­ чества проявления массового трудо­ вого энтузиазма — такие, как стаха­ новское движение, движение за ком­ мунистическое отношение к труду и другие. Минувшее, пятилетие дало в этом отношении много нового. Со­ циалистическое соревнование приоб­ рело поистине всенародный размах. Партия видит свою зада<$у в том, чтобы и впредь всемерно поддержи­ вать и развивать творческую иници­ ативу советских людей. Немалую роль в воспитании нового, коммуни­ стического отношения к труду и на­ родному достоянию — обществен­ ной собственности играют школы коммунистического труда. Такие школы возникли на заводах и фабриках, стройках, в совхозах и колхозах в результате творческой инициативы масс и отражают стрем­ ление советских людей овладевать экономическими знаниями, учиться работать и жить по-коммунистиче­ ски. Само название — школы комму­ нистического труда — определяет их назначение, их большую роль в жизни трудовых коллективов. Опыт показал, что именно в них удачно сочетается теория и практика ком­ мунистического строительства. Особое значение школы приобрели на современном этапе развития со­ ветского общества, после XXIV съез­ да КПСС, который подчеркнул, что в условиях высоких темпов социаль­ ного 5г технического прогресса, ха­ рактерных для нашего времени, по­ вышается значение воспитания у каждого труженика города и села идейной зрелости, коммунистической убежденности, тв орческого, .отноше­ ния к своим обязанностям, В прошлом году в Советском Со­ юзе действовало свышё ' ’80 Тысяч школ коммунистического труда, в которых обучалось 2,5 миллиона слушателей. Школы стали эффек­ тивной формой массово-политиче­ ской работы среди трудящихся, важ ­ ным средством вовлечения их в со­ циалистическое соревнование, в дви­ жение за коммунистическое отноше­ ние к труду. Сила этой новой формы воспита­ ния состоит прежде всего в том, что миллионы тружеников приобре­ тают в них политические знания, одновременно совершенствуют свое производственное мастерство, овла­ девают опытом новаторов и передо­ виков, приобщаются к управлению делами производства. Школы помо­ гают развивать общественную ак­ тивность тружеников, создают в тру­ довых коллективах благоприятную атмосферу взаимопомощи, взыска­ тельности, организованности. Центральный Комитет КПСС при­ дает большое значение школам ком- Иван Семенович Федюнин, ко­ торого вы видите на снимке, ра­ ботает старшим ковшевым кисло­ родно-конверторного цеха Ново­ липецкого металлургического за­ вода. Возглавляемая им бригада лучше других готовит сталеразли­ вочные ковши, из которых кон­ верторная сталь идет через уста­ новки непрерывной разливки. Фото Ю. Ардашева. ш к о л ы Н 0 М М Ш Т К С М Г 1 Т Р Ш муниотческого труда. Наша партия рассматривает экономику как важ ­ нейшую сферу своей деятельности и усиливает свое руководящее воздей­ ствие на этом участке Отсюда одно из важнейших требований, выдвину­ тых XXIV съездом партии,— моби­ лизовать массы на борьбу за выпол­ нение поставленных задач, еще тес­ нее сплотить весь народ на ленин­ ской платформе коммунистического строительства. А для того, чтобы успешно решать экономические за­ дачи, нужно учиться. Изучение основ экономики слуша­ телями школ коммунистического труда осуществляется на конкретном материале данной отрасли народно­ го хозяйства, применительно к зада­ чам своего предприятия. В этих ус­ ловиях рабочий человек приучается мыслить и действовать как рачи­ тельный хозяин, он взыскательно от­ носится к нуждам и недостаткам своего производства, учится полнее использовать его резервы, стремится внести свой вклад в разумную орга­ низацию технологического процесса. Именно такое понимание высокой ответственности за свое рабочее ме­ сто, за дело всей бригады, участка, цеха, предприятия необходимо вос­ питывать сейчас, когда Коммунисти­ ческая партия мобилизует силы на­ рода на претворение в жизнь реше­ ний XXIV съезда КПСС, на досроч­ ное завершение заданий девятой пя­ тилетки. Обратимся» к опыту. Наиболее ак­ тивно и’ широко заявили о себе школы коммунистического труда в Москве и столичной области, в Ле­ нинграде, на Украине, в Белоруссии и Казахстане, в Горьковской, Куй­ бышевской, Свердловской, Челябин­ ской и других областях. Приметные результаты их деятельности достиг­ нуты я в Калининской области. Из 50 тысяч выпускников школ свыше 16 тысяч за время обучения удосто­ ены звания ударника коммунистиче­ ского труда, 12 тысяч заметно по­ высили выполнение норм выработки, 6 тысяч имеют теперь более высокий производственный разряд, каждый седьмой стал рационализатором, на­ конец, каждый второй активно уча­ ствует в общественной жизни. Наглядную связь школ коммуни­ стического труда с задачами произ­ водства демонстрирует опыт Ж да­ новского завода тяжелого йайнно- строения. На одном из занятий' рас­ сматривались ленинские положения о роли учета и контроля, в,связи с чем слушателям было предложено дать анализ заводского потока гру­ зов и пожелания о ^ом, что нужно сделать, чтобы его упорядочить. Коллективная разработка этой темы привела к внедрению системы кон­ тейнерных перевозок мелких грузов, в результате транспортные расходы были сокращены на 25 тысяч руб­ лей. Еще пример. Первая школа ком­ мунистического труда возникла на Купавинской тонкосуконной фабри­ ке еще в 1966 году. В ее активе — поиски надежных форм занятий. Сейчас школы на этой фабрике про­ чно заняли свое место в производст­ венной и общественной жизни. И это объясняется прежде всего тем, цеха, Где работали слушатели шко­ лы. Разговор задел людей за жи­ вое, и каждый из 30 слушателей по­ желал высказаться, внести сваи предложения. Многие из них были претворены в жизнь. Отмечая несомненные успехи в деятельности школ коммунистическо­ го труда* нельзя не видеть и неко­ торых недостатков в их организа­ ции. На них, в частности, обращает­ ся внимание в недавнем постановле­ нии Президиума ВЦСПС. Прежде всего сеть школ охватывает еще сравнительно небольшую часть ра­ бочих, служащих, колхозников. Изу­ чение общественно-политических проблем осуществляется порой без органической связи с повседневными задачами производства, не сопро­ вождается практическим освоением передового опыта. На некоторых за­ нятиях не можешь отделаться от мысли, что присутствуешь при изу­ чении техминимума или на курсах повышения квалификации. Да, "иные руководители школ порой сводят занятия к сугубо местным заботам, обходят стороной важные пробле­ мы претворения в жизнь политики партии, воспитания коммунистиче­ ского отношения к труду. Школы коммунистического труда стали хорошим, действенным средст­ вом политического и производствен­ ного воспитания трудящихся. Свой новый учебный год школы коммуни­ стического труда начали 1 октября и завершат его в мае будущего го­ да. Рекомендовано для каждой шко­ лы установить твердые дни и часы занятий с таким расчетом, чтобы продолжительность занятия з них не превышала полутора—двух часов. Причем каждый месяц должно про­ водиться два—три занятия. Для бо­ лее глубокого освоения пройденного материала в конце учебного года бу­ дут проводиться итоговые собеседо­ вания. Недавно ВЦСПС утвердил при­ мерный учебный план. Занятия будут прозодиться по четырем основным разделам, рассчитанным на два учебных года. Первый из них посвя­ щен важнейшим вопросам внутрен­ ней и внешней политики, предусмат­ ривает изучение Отчетного доклада ЦК КПСС XXIV съезду партии, Дн-; ректив по девятому пятилетнему плану и других материалов съезда, решений Пленумов ЦК КПСС и важйёйшйх документов Советского правительства. Основы экономических знаний со­ ставляют второй раздел учебного плана. Его цель — дать представле­ ние о системе планирования и эконо­ мического стимулирования. Слуша­ телей познакомят с производствен­ ными фондами, с тем, как устанав­ ливаются нормы и расценки, от чего зависит повышение производитель­ ности труда и снижение себестоимо­ сти продукции, как организуется внутризаводской хозрасчет. Пропаганда передового опыта сво­ его предприятия, изучение творче­ ских починов и опыта передовиков во всем их многообразии включены в третий раздел учебного плана. На­ конец, заключительный, четвертый раздел говорит о задачах нравствен­ но-эстетического воспитания трудя­ щихся, повышении их культурного уровня. Наряду с лекциями и бесе­ дами по вопросам морали и права здесь предусматриваются встречи с ветеранами партии, труда, с деяте­ лями культуры, ознакомление с луч­ шими произведениями литературы и искусства, коллективные посещения театров, кино, выставок, клубов. Школы должны быть укомплекто­ ваны пропагандистами за счет опыт­ ных, умеющих работать с людьми инженеров и техников, экономистов, ученых, надо позаботиться о литера­ туре и наглядных пособиях. Для ус­ пешной работы школь» коммунисти­ ческого труда многое могут сделать заводские клубы, библиотеки. Обо всем этом должны проявлять постоянную заботу профсоюзы и хозяйственные органы. Но это ни в какой мере не освобож­ дает партийные организации от кон­ троля за их работой. Ведь эти шко­ лы — одно из важных направлений идеологической работы партийных организаций. Их долг —* глубоко анализировать содержание занятий, качество их, координировать работу всех, кто принимает участие в раз­ витии этой формы воспитания масс. Особое внимание обращается на привлечение в школы молодежи. Это й понятно. Ведь именно начинающий трудовую деятельность молодой че­ ловек нуждается в добром, заботли­ вом наставнике, который бы приоб­ щил его к общественной жизни, по­ мог быстрее освоить профессиональ­ ное мастерство. Успех школ коммунистического труда, глубокий уровень занятий за­ висят прежде всего от таланта, эру­ диции и умения пропагандистов ув­ лечь слушателей. Во главе школ должны нахо­ диться лучшие инженерно-техниче­ ские работники, экономисты, масте­ ра, бригадиры, передовики и новато­ ры производства, хозяйственные ру­ ководители, партийные, профсоюз­ ные, комсомольские активисты. Пра­ вильно поступил партком Минского тракторного завода, взяв на себя подбор и воспитание пропагандистов заводских школ коммунистического труда. Здесь ежемесячно проводятся семинары, на которых выступают лекторы общества «Знание», руково­ дители предприятия, регулярно уст­ раиваются вечера пропагандистов. При комплектовании школ важно учесть, чтобы школы не были гро­ моздкими по количеству слушателей иначе многие из них обрекаются на пассивную роль. Им остается лишь слушать, что говорят пропагандисты или немйопие Из активистов. Теперь рекомендуется включать в школу не более 25—30 человек. Школа сама по себе представляет трудовой коллектив, в котором слу шатели не только получают необхо­ димые политические и производст­ венные знания, они воспитывают у себя чувство коллективизма, взаимо­ помощи, это ячейка советских людей, кровно заинтересованных в разви­ тии производства, чувствующих от­ ветственность за общее дело. ОТ В Е Т Д Е Л О КЛК РАБОТДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОБЛАСТИ В СЕНТЯБРЕ Новую, свежую струю в борьбу за досрочное выполнение планов пер­ вого года пятилетки, за поиск резер­ вов роста эффективности производст­ ва внесло Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организа­ ции социалистического соревнова­ ния». Обсуждение этого важнейшего документа а большинстве коллекти­ вов промышленных предприятий на­ шей области сопровождается новым ростом творческой активности. В ито­ ге промышленность области план прошлого месяца по реализации про­ дукции выполнила на 102 процента и дала стране дополнительно к зада­ нию около трех тысяч тонн чугуна, четырех тысяч тонн стали, 800 тонн чугунных труб, 800 кубометров сбор­ ного железобетона, 1200 тысяч штук кирпича, 19 тысяч эквивалентных мет­ ров отопительных радиаторов и мно­ го другой продукции. План реализа­ ции на этот раз не обеспечила про­ мышленность Ельца, Воловского, Долгоруковского, Измалковского, Тербунского, Усманского и Хлевен- ского районов. Но подавляющее большинство коллективов, городов и районов успешно справилось с этим показателем. Задолго до конца месяца многие коллективы рапортовали о досроч­ ном завершении девятимесячного и сентябрьского планов. На девять дней раньше справились с заданием сентября горняки Рождественского карьера. А девятимесячный план до­ бычи технологического камня они выполнили на 24 дня раньше срока. 20 сентября работники Усманского кирпичного завода рапортовали о завершении годового плана формов­ ки кирпича. 27 сентября промышлен ность области в целом досрочно вы полнила план девяти месяцев по ре­ ализации продукции и производству большинства важнейших видов изде лий. На восемь дней опередили время новолипецкие металлурги, досрочно справившиеся с девятимесячным за­ данием по реализации продукции Передовой коллектив, идущий в авангарде борьбы за повышение экономической эффективности произ­ водства, за успешное выполнение ре­ шений XXIV съезда партии, в про­ шедшем месяце продолжал увели­ чивать счет сверхплановой продук­ ции. Агломератчики внесли на этот счет более 46 тысяч тонн агломера­ та, доменщики — 1473 тонны чугуна, сталеплавильщики — 3866 тонн ста ли, из них более трех тысяч тонн— конверторной, а восемьсот тонн— ф Заботой об успешном выполнении программы экономического и соци­ ально-политического развития стра­ ны, выдвинутой XXIV съездом “Щ1СС, проникнуто принятое недавно Постановление ЦК КПСС «О даль­ нейшем улучшении организации со­ циалистического соревнования». Оно указывает пути нового подъема творческой активности трудящихся. В услбвиях научно-технической ре­ волюции, подчеркивает ЦК КПСС, социалистическое соревнование приз­ вано сыграть качественно новую роль в развитии народного хозяйства и воспитании трудящихся. Опыт свидетельствует, что занятия в школах коммунистического труда существенно помогают участникам соревнования находить наиболее эф­ фективные пути роста производства, вскрывать резервы, развивать чувст­ ва товарищества, коллективизма. Высокие, благородные цели воспи­ тания труженика в духе преданности Коммунистической партии, верности ее идеалам придают особую значи­ мость деятельности школ коммуни­ стического труда. Помотать им в этом — наш общий долг. В. АНТОНОВ. вклад электрометаллургов. Послед­ ние с начала года выдали дополни­ тельно к заданию более восьми ты­ сяч тонн стали, тем самым выполнив годовые обязательства. Пересмотрев свои возможности, коллектив элек­ тросталеплавильного цеха решил до конца года выплавить еще не менее двух тысяч тонн сверхпланового ме­ талла. Производство стали в конвер­ торах и электропечах Новолипецкого завода возросло по сравнению с со­ ответствующим уровнем прошлого года на 15,6 процента. Еще больший прирост (21,2 процента) произошел в производстве кокса. Коксохимики ус­ пешно добиваются и увеличения вы­ пуска продукции, и улучшения ее качества. За сентябрь выработано 1572 тонны сверхпланового кокса, и теперь общий вклад в копилку пяти­ летки, сделанный с начала года, при­ ближается к 35 тысячам тонн. На­ стойчиво идут к рубежу, намеченно­ му на девятый год пятилетки, и ли- стопрокатчики. Около тысячи тонн дали они в сентябре сверхпланового проката. А через клети стана «2000» прошла тридцатитысячная тонна ста­ ли, прокатанная сверх плана с начала года. Ныне соревнование вступает в ка­ чественно новый этап, вытекающий из особенностей экономического развития страны в девятой пятилет­ ке. Главные усилия соревнующихся направляются на повышение эффек тивности производстве, на улучшение качественных показателей труда, на снижение трудовых затрат, рацио нальное использование сырья, мате­ риалов, топлива, электроэнергии Плавильщики того же Новолипецкого завода, например, обязались в честь 54-й годовщины Октября сэкономить 300 тысяч киловат-часов электроэнер­ гии, а уже сэкономили 338 тысяч. Особой заботой каждог<? коллек тива стала забота о росте произво­ дительности труда. В целом в про­ мышленности области выработка ва­ ловой продукции на одного работа ющего за девять месяцев 1971 года поднялась против того же периода 1970 года на одиннадцать процентов. Задание же сентября по этому пока­ зателю превышено на три процента Как и прежде, за счет этого перевы­ полнения получена своя сверхплано­ вая продукция, которой выработано за девять месяцев на 43337 тысяч рублей, а в сентябре — на три мил­ лиона рублей. Многие предприятия достигли роста производительности труда более значительного, чем средний по области* Это — заводы Липецкий тракторный, Грязйнскмй культиваторный, Данковский доломи­ товый комбинат, мебельная фирма «Липецк», Липецкий ЖБИ № 4, Дан­ ковский ЖБИ № 6, Усмзнский крас­ ного кирпича, Елецкий кожевенный завод им. Ленина, Лебедянский, Хме- линецкий, Боринский сахарные заво­ ды и другие. Заботой о подъеме эффективности общественного про­ изводства и росте производительно­ сти труда продиктованы патриоти­ ческие начинания, с которыми в пос­ леднее время выступили многие коллективы. В частности — движение за выполнение заданий пятидневки за четыре дня, получившее широкое распространение в машиностроении, предложение передовых рабочих «Свободного сокола» и Елецкого элементного пересмотреть нормы выработки в сторону увеличения. И за каждой этой инициативой—глубо­ кий экономический анализ имею­ щихся возможностей, большая ра­ бота по улучшению организации производства. Но, к сожалению, по-прежнему наблюдается большой разрыв между передовыми коллективами и отстаю­ щими. 37 предприятий не справились с планом девяти месяцев по произ­ водительности труда. В сентябре чис­ ло отставших превысило пятьдесят. Особенно настораживает положение с важнейшим показателем работы на елецких заводах «Прожекторные уг­ ли», механическом, липецких—труб­ ном, «Центролите», мясоптицекомби- . нате, Данковском химическом, в Ус- манском райпромкомбинате, где роста выработки по сравнению с прошлым годом, как правило, либо совсем нет, либо он незначительный, а план сентября и девяти месяцев не выполнен. Не может не вызвать беспокойст­ ва и то обстоятельство, что на ряде предприятий, в частности, и на таких, как «Свободный сокол», Усманская и Грузинская швейные фабрики, Елец­ кий и Грязйнскмй сахарные заводы, Усманский, Грязинский, Задонский хлебокомбинаты темпы роста сред­ ней заработной платы опережают темпы роста производительности труда. До конца года остается меньше трех месяцев. Завершающий квартал должен стать переломным периодом работы предприятий, допустивших от­ ставание. Каждый день, каждый ра- , бочий час нужно использовать с мак­ симальной отдачей, чтобы не было нй одного отстающего коллектива. На этом снимке — одна из многочисленных линйй цеха цветных кинескопов елецкого завода «Эльта». Сей- ; час здесь продолжается отладка технологии сложного оборудования. Наладчик линии алюминирования цвет-. ных кинескопов Алексей Григорьевич Мелихов следит за работой. Фото Ю. Ардашева. К АК ЖЕ о н о , в самом деле, по­ лучается? Прошлым ле­ том на собрании в первичной партийной организации тоже слу­ шался его отчет о подготовке меха­ низмов к зиме. И ничего, обошлось. Ну, пожурили кое за что, не без то­ го. А нынче, на заседании колхозно­ го парткома... Еще раз припомнив состоявшийся там разговор, Алексей Григорьевич даже поежился, будто с холода, хоть на дворе и стояла июльская сушь. «Обязать Смелякова А. Г. повы­ сить требовательность к себе и под­ чиненным, не допускать среди них нарушений трудовой дисциплины, срыва работ». И вдобавок ко все­ му — строгий выговор. Ему, меж­ ду прочим, заместителю секретаря первичной парторганизации, обидно. Да и как не быть ей, обиде? Слу­ чись в сети заминка с электроэнер­ гией — кто в ночь-полночь, в лю­ бую непогодь, не дожидаясь вызова, бежит подключать резервный дви­ жок? Смеляков. Кто трое суток не уходил с работы, когда разом отка­ зали оба глубинных насоса? А ког­ да, сантиметр за сантиметром ото­ гревая землю, добирались до груб, парализованных трескучими бес­ снежными морозами, коченеющими руками латали стылый металл,— тогда разве отсиживался он в тепле? Нет, такого за ним вообще не во­ дится. Но вот выступает один из членов парткома. «Смеляков,— говорит,— много работает сам, и за слесаря, и за тракториста. А ему надо больше работать за себя, руководителя». Постой, может, именно тут зары­ та так называемая собака? Конечно, самому сделать что-то—-оно и про­ ще, и даже спокойнее, благо опыт— вся трудовая жизнь, начатая еще в МТС. Да, но сейчас ведь под нача­ лом, у него, ни много, ни мало, двад­ цать с лишним человек, причем та­ ких профессий, о каких прежде на селе и не слыхивали: электрики, слесари по навозоудалению, повара кормоцеха, машинисты котельной, лаборант... На их попечении 220 электромоторов, в том числе обслу­ живающие "четыре распределителя кормов на три тысячи голов каждый, агрегат витаминной муки, современ­ ная котельная, компрессорная, систе­ ма водоснабжения... Да и название его лично должно­ сти тоже, видать, не ради красного слова изменилось: был механиком свиноводческого комплекса, а набрал комплекс силу — официально стал именоваться его инженером. Как с инженера, по большому счету, и не ликвидация очередного «ЧП», а дальнейшее углубление механизации, облегчение с ее помощью труда лю­ дей и, значит, удешевление продук­ ции. Сколько бед приносила раньше навозоудалительная трасса, забивав­ шаяся на поворотах. Смеляков пред­ ложил ее «выпрямить»: и дефицит­ ных труб меньше требуется, и про­ лью «За отвагу». Был трактористом, сейчас на комплексе слесарем-ре­ монтником. Так вот мой собеседник, имеющий возможность отнюдь не понаслышке сравнивать одно с другим, считает, что «почти» в приведенной фразе — слово лишнее. И его можно понять. Мы — современники научно-тех­ нической революции. На село, наря- ные изменения, позволяющие отнести к сельскому хозяйству ту знамена-, тельную закономерность, которая была сформулирована на XXIV съез­ де КПСС: «Современное производ­ ство предъявляет быстрорастущие требования не к одним лишь маши­ нам, технике, но и, прежде всего, к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой уп- 1. ИСТОРИЯ С ВЫГОВОРОМ ПИСЬМА ИЗ ПАРТОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА спросили с него товарищи по партии на том заседании парткома. Поначалу, вороша з памяти пере­ житое, он еще продолжал расклады­ вать критические замечания в свой адрес по двум полочкам: «полно­ стью справедливые» и «не совсем». Потом бросил: когда с головой ухо­ дишь в работу, не до того. Тем бо­ лее, скоро Смеляков убедился, что выводы для себя сделал не он один. Ощутимее, постояннее стала практи­ ческая помощь ему со стороны ру­ ководства колхвза. И еще, пожалуй, не менее важное: —■Чувствую,— говорит он,— что теперь с меня не только спрос выше, но и доверия стало больше, как к хозяину на своем участке. Засучив рукава, устранял он пе­ речисленные в постановлений парт­ кома недостатки — набралось их порядочно. Руководя работами по подготовке механизмов к предстоя­ щей зиме, одновременно присматри­ вался, где что можно усовершенство­ вать, сэкономить. Распределители кормов, к примеру, впору было за­ менять. А это — около восемнадца­ ти тысяч рублей за каждый. По предложению Алексея Григорьевича, произвели капитальный ремонт, в ходе его устранили допущенный про­ ектировщиками существенный про­ счет. Сегодня уже набирается на ком­ плексе немало сделанного по замы­ слу Смелякова. Основным в его де­ ятельности постепенно становится ходимость выше. На котлах жесткое соединение с моторами заменили мягким — прекратились частые по­ ломки. По свинарникам не разносят больше ведрами искусственное мо­ локо, обрат и бульон — специальное приспособление установлено на юр­ ких тракторах, развозящих корма. Своими силами сконструировано передвижное устройство для меха­ нической побелки помещений... Если сказать короче, то в ре­ зультате партийного вмешательства изменился, стал более «инженерным» сам стиль- работы инженера комп­ лекса, всей возглавляемой им служ­ бы. Правда, на сей раз вмешатель­ ство носило довольно категоричную форму, но это уж коммунистам на месте виднее, какое в том или ином конкретном случае целесообразнее принять решение. В остальном же, рассказанная «история с выговором» представляется мне чрезвычайно ти­ пичной, потому и задержался я на ней столь основательно. Р а з г о в о р и л и с ь мы с ф . м . Сотниковым. — Обстановка у вас,— заме­ тил я, уже ознакомившись с комп­ лексом,— почти как на промышлен­ ном предприятии. — А почему «почти»?— возразил вдруг он. Федор Миронович — из числа лю­ дей бывалых, на чьи суждения не грех положиться До войны работал в шахте. С фронта вернулся комму­ нистом, с тремя ранениями и меда- ду с прочим, она властно вторгается в облике животноводческих комп­ лексов — специализированных, высо­ комеханизированных предприятий по производству продукции на промыш­ ленной основе, с замкнутым техно­ логическим циклом. Одно из них—с проектной мощностью десять тысяч центнеров свинины в год — создано в колхозе «Свобода», крупнейшем в Ведовском районе. Постепенное, по ходу строительства, освоение его на­ чалось с 1967 года. А основные по­ казатели в их динамике выглядят так. Наличие свинопоголовья: 1966— 2452; 1967—3686; 1968—8542: 1969— 10200; 1970—10668; 1971 (девять ме­ сяцев) — 9820. Продано мяса: 1966—1264 центне­ ра; 1967—1569; 1968—1862; 1969— 6731; 1970—8291; 1971 (девять меся­ цев) — 7658. Произведено мяса на 100 гектаров угодий: 1966—16 центнеров; 1967— 21; 1968—74; 1969—87; 1970—109. Себестоимость центнера свинины: 1966—141 р. 85 к., 1967—110 р.; 1968 — 89 р. 10 к.; 1969—107 р. 70 к.; 1970—92 р. 11 к.; 1971 (девять меся­ цев) — 80 р. 45 к. | Уровень рентабельности производ­ ства свинины составляет на сегодня 124,5 процента. Выстройте эти цифры — и за ни­ ми встанет тенденция развития, за тенденцией — коренные качествен- равляет. Специальные знания, высо­ кая профессиональная подготовка, общая культура человека превраща­ ются в обязательное условие успеш­ ного труда все более широких слоев работников». Как это выглядело в колхозе «Свобода»? Курс на специализацию принес сюда современную технику. Но ее материальное воплощение — животноводческий комплекс —• пред­ стояло еще дополнить не менее сов­ ременной технологией, научной ор­ ганизацией труда. Это тоже своего рода комплекс, только уже преиму­ щественно воспитательного характе­ ра. Вот почему им занялась партий­ ная организация, в этом, не дубли­ руя хозяйственное руководство, на­ шла она свое место в борьбе за эко­ номическую эффективность производ­ ства. Наряду с использованием своих, «внутренних», средств, особую роль суждено было сыграть «внешним связям», краткой характеристикой которых я и хочу закончит* первое письмо. Делегацию к коллегам возглавил секретарь парткома И. С. Головин. На свиноводческом комплексе кол­ хоза имени Ленина Липецкого рай­ она пристально изучали прежде все­ го то, чего не было или. не удавалось применить у себя. Съездили раз, другой. Дома собирали специали­ стов, докладывали сначала им, а они шли по производственным участ­ кам, пропагандировали и внедряли новое уже непосредственно на рабо­ чих местах. Именно по этим каналам пришло решение некоторых важнейших во­ просов. К примеру, наилучшие режи­ мы кормления и содержания супо­ росных и подсосных езиноматок, вы­ ращивание новорожденных поросят. Обнаружилось, что успех зависят подчас от таких тонкостей, как не­ значительные вроде бы изменения в рационах, в расписании прогулок. А результат — среднее количество по­ росят от основной свиноматки уве­ личилось за опорос до 8,2. Еще не «потолок», конечно, но сдвиг явный. Месяц с лишним назад, опять же после дотошного ознакомления с опытом колхоза имени Ленина, пе­ решли на двухсменную работу в сви­ нарниках — с 6 до 14 и с 12 до 20 часов. Трения организационного пе­ риода преодолели быстро, четко очерченный восьмичасовой рабочий день наглядцо демонстрирует свои преимущества. Недавно в «Свободе» состоялось общее собрание колхозников с не­ сколько необычной повесткой дня: «Обсуждение статьи «Комплекс на­ бирает мощность», опубликованной в областной газете «Ленинское зна­ мя». Речь в той статье шла вовсе не о них, а все о том же «старшем бра­ те» из липецкого колхоза имени Ле­ нина. Но в «Свободе» не преминули с завидной оперативностью исполь­ зовать свежий материал о чужом опыте. Именно использовать, потому что после обстоятельного, самокри­ тичного разговора в принятом поста­ новлении появились конкретные, обя­ зательные для исполнения пункты. Например: «Организовать провёде- ние зачетов по зоотехнической учебе с присвоением свинаркам классности, установить их стаж и производить доплату, как в колхозе имени Лени­ на». ...Так что отнюДь нс одному Алек­ сею Григорьевичу Смелякову при­ шлось И приходится учиться з новых условиях работать по-новому. Про­ цесс этот, направляемый парторгани^ зацией, захватывает всех — от ру1 ководитедей до рядовых. Г А. МОЛЧАНОВ, спец. корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz