Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
2 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 13 октября 1971 г., М 239 (13 1035 На Новолипецком металлургическом заводе, Липецком трактор ном и в других производственных коллективах области успешно действуют школы коммунистического труда. Они проявили себя эф фективной формой экономического образования рабочих, колхозни ков и служащих, их политической закалки, нравственного воспита ния. По инициативе трудящихся такие школы создаются на многих- промышленных предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, где их совсем не было или было мало. Многие наши читатели в своих письмах в редакцию высказывают желание знать больше о школах коммунистического труда, об их значении на современном этапе развития советского общества и т. п. Редакция надеется, что в публикуемой сегодня статье, читатели найдут ответ на ряд интересующих их вопросов. здесь жиз- что теоретические положения подкрепляются примерами из ни предприятия, фактами. Как-то инженер Л. Кораблева вместе с монтером 3. Новожиловой проводили очередное занятие школы, Оно было посвящено повышению эффективности общественного про изводства. Эта тема зазвучала осо бенно злободневно и наглядно, когда пропагандисты обратились к делам К Великое дело коммунистического строительства развертывается в. на шей стране в тесной связи с всесто- онним развитием самого человека. ,ля того, чтобы успешно строить новое общество, нужен высокий уро вень культуры, образования, обще ственной сознательности, политиче ской зрелости людей. Морально-поли тические черты советского человека, его коммунистическое мировоззрение формируются у нас всем социали стическим укладом жизни и прежде всего целенаправленной идейно-вос питательной работой партии. Одна из главных задач идеологи ческой работы партии состоит в том, чтобы воспитать у всех советских людей новое, коммунистическое от ношение к труду. В. И. Ленин заве щал нам строить новую дисциплину труда, строить новые формы обще ственной связи между людьми, стро ить новые формы и приемы привле чения людей к труду, он называл это благодарнейшей и благороднейшей работой. •Победа социализма в нашей стра не, отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду, породила невиданные ранее в истории челове чества проявления массового трудо вого энтузиазма — такие, как стаха новское движение, движение за ком мунистическое отношение к труду и другие. Минувшее, пятилетие дало в этом отношении много нового. Со циалистическое соревнование приоб рело поистине всенародный размах. Партия видит свою зада<$у в том, чтобы и впредь всемерно поддержи вать и развивать творческую иници ативу советских людей. Немалую роль в воспитании нового, коммуни стического отношения к труду и на родному достоянию — обществен ной собственности играют школы коммунистического труда. Такие школы возникли на заводах и фабриках, стройках, в совхозах и колхозах в результате творческой инициативы масс и отражают стрем ление советских людей овладевать экономическими знаниями, учиться работать и жить по-коммунистиче ски. Само название — школы комму нистического труда — определяет их назначение, их большую роль в жизни трудовых коллективов. Опыт показал, что именно в них удачно сочетается теория и практика ком мунистического строительства. Особое значение школы приобрели на современном этапе развития со ветского общества, после XXIV съез да КПСС, который подчеркнул, что в условиях высоких темпов социаль ного 5г технического прогресса, ха рактерных для нашего времени, по вышается значение воспитания у каждого труженика города и села идейной зрелости, коммунистической убежденности, тв орческого, .отноше ния к своим обязанностям, В прошлом году в Советском Со юзе действовало свышё ' ’80 Тысяч школ коммунистического труда, в которых обучалось 2,5 миллиона слушателей. Школы стали эффек тивной формой массово-политиче ской работы среди трудящихся, важ ным средством вовлечения их в со циалистическое соревнование, в дви жение за коммунистическое отноше ние к труду. Сила этой новой формы воспита ния состоит прежде всего в том, что миллионы тружеников приобре тают в них политические знания, одновременно совершенствуют свое производственное мастерство, овла девают опытом новаторов и передо виков, приобщаются к управлению делами производства. Школы помо гают развивать общественную ак тивность тружеников, создают в тру довых коллективах благоприятную атмосферу взаимопомощи, взыска тельности, организованности. Центральный Комитет КПСС при дает большое значение школам ком- Иван Семенович Федюнин, ко торого вы видите на снимке, ра ботает старшим ковшевым кисло родно-конверторного цеха Ново липецкого металлургического за вода. Возглавляемая им бригада лучше других готовит сталеразли вочные ковши, из которых кон верторная сталь идет через уста новки непрерывной разливки. Фото Ю. Ардашева. ш к о л ы Н 0 М М Ш Т К С М Г 1 Т Р Ш муниотческого труда. Наша партия рассматривает экономику как важ нейшую сферу своей деятельности и усиливает свое руководящее воздей ствие на этом участке Отсюда одно из важнейших требований, выдвину тых XXIV съездом партии,— моби лизовать массы на борьбу за выпол нение поставленных задач, еще тес нее сплотить весь народ на ленин ской платформе коммунистического строительства. А для того, чтобы успешно решать экономические за дачи, нужно учиться. Изучение основ экономики слуша телями школ коммунистического труда осуществляется на конкретном материале данной отрасли народно го хозяйства, применительно к зада чам своего предприятия. В этих ус ловиях рабочий человек приучается мыслить и действовать как рачи тельный хозяин, он взыскательно от носится к нуждам и недостаткам своего производства, учится полнее использовать его резервы, стремится внести свой вклад в разумную орга низацию технологического процесса. Именно такое понимание высокой ответственности за свое рабочее ме сто, за дело всей бригады, участка, цеха, предприятия необходимо вос питывать сейчас, когда Коммунисти ческая партия мобилизует силы на рода на претворение в жизнь реше ний XXIV съезда КПСС, на досроч ное завершение заданий девятой пя тилетки. Обратимся» к опыту. Наиболее ак тивно и’ широко заявили о себе школы коммунистического труда в Москве и столичной области, в Ле нинграде, на Украине, в Белоруссии и Казахстане, в Горьковской, Куй бышевской, Свердловской, Челябин ской и других областях. Приметные результаты их деятельности достиг нуты я в Калининской области. Из 50 тысяч выпускников школ свыше 16 тысяч за время обучения удосто ены звания ударника коммунистиче ского труда, 12 тысяч заметно по высили выполнение норм выработки, 6 тысяч имеют теперь более высокий производственный разряд, каждый седьмой стал рационализатором, на конец, каждый второй активно уча ствует в общественной жизни. Наглядную связь школ коммуни стического труда с задачами произ водства демонстрирует опыт Ж да новского завода тяжелого йайнно- строения. На одном из занятий' рас сматривались ленинские положения о роли учета и контроля, в,связи с чем слушателям было предложено дать анализ заводского потока гру зов и пожелания о ^ом, что нужно сделать, чтобы его упорядочить. Коллективная разработка этой темы привела к внедрению системы кон тейнерных перевозок мелких грузов, в результате транспортные расходы были сокращены на 25 тысяч руб лей. Еще пример. Первая школа ком мунистического труда возникла на Купавинской тонкосуконной фабри ке еще в 1966 году. В ее активе — поиски надежных форм занятий. Сейчас школы на этой фабрике про чно заняли свое место в производст венной и общественной жизни. И это объясняется прежде всего тем, цеха, Где работали слушатели шко лы. Разговор задел людей за жи вое, и каждый из 30 слушателей по желал высказаться, внести сваи предложения. Многие из них были претворены в жизнь. Отмечая несомненные успехи в деятельности школ коммунистическо го труда* нельзя не видеть и неко торых недостатков в их организа ции. На них, в частности, обращает ся внимание в недавнем постановле нии Президиума ВЦСПС. Прежде всего сеть школ охватывает еще сравнительно небольшую часть ра бочих, служащих, колхозников. Изу чение общественно-политических проблем осуществляется порой без органической связи с повседневными задачами производства, не сопро вождается практическим освоением передового опыта. На некоторых за нятиях не можешь отделаться от мысли, что присутствуешь при изу чении техминимума или на курсах повышения квалификации. Да, "иные руководители школ порой сводят занятия к сугубо местным заботам, обходят стороной важные пробле мы претворения в жизнь политики партии, воспитания коммунистиче ского отношения к труду. Школы коммунистического труда стали хорошим, действенным средст вом политического и производствен ного воспитания трудящихся. Свой новый учебный год школы коммуни стического труда начали 1 октября и завершат его в мае будущего го да. Рекомендовано для каждой шко лы установить твердые дни и часы занятий с таким расчетом, чтобы продолжительность занятия з них не превышала полутора—двух часов. Причем каждый месяц должно про водиться два—три занятия. Для бо лее глубокого освоения пройденного материала в конце учебного года бу дут проводиться итоговые собеседо вания. Недавно ВЦСПС утвердил при мерный учебный план. Занятия будут прозодиться по четырем основным разделам, рассчитанным на два учебных года. Первый из них посвя щен важнейшим вопросам внутрен ней и внешней политики, предусмат ривает изучение Отчетного доклада ЦК КПСС XXIV съезду партии, Дн-; ректив по девятому пятилетнему плану и других материалов съезда, решений Пленумов ЦК КПСС и важйёйшйх документов Советского правительства. Основы экономических знаний со ставляют второй раздел учебного плана. Его цель — дать представле ние о системе планирования и эконо мического стимулирования. Слуша телей познакомят с производствен ными фондами, с тем, как устанав ливаются нормы и расценки, от чего зависит повышение производитель ности труда и снижение себестоимо сти продукции, как организуется внутризаводской хозрасчет. Пропаганда передового опыта сво его предприятия, изучение творче ских починов и опыта передовиков во всем их многообразии включены в третий раздел учебного плана. На конец, заключительный, четвертый раздел говорит о задачах нравствен но-эстетического воспитания трудя щихся, повышении их культурного уровня. Наряду с лекциями и бесе дами по вопросам морали и права здесь предусматриваются встречи с ветеранами партии, труда, с деяте лями культуры, ознакомление с луч шими произведениями литературы и искусства, коллективные посещения театров, кино, выставок, клубов. Школы должны быть укомплекто ваны пропагандистами за счет опыт ных, умеющих работать с людьми инженеров и техников, экономистов, ученых, надо позаботиться о литера туре и наглядных пособиях. Для ус пешной работы школь» коммунисти ческого труда многое могут сделать заводские клубы, библиотеки. Обо всем этом должны проявлять постоянную заботу профсоюзы и хозяйственные органы. Но это ни в какой мере не освобож дает партийные организации от кон троля за их работой. Ведь эти шко лы — одно из важных направлений идеологической работы партийных организаций. Их долг —* глубоко анализировать содержание занятий, качество их, координировать работу всех, кто принимает участие в раз витии этой формы воспитания масс. Особое внимание обращается на привлечение в школы молодежи. Это й понятно. Ведь именно начинающий трудовую деятельность молодой че ловек нуждается в добром, заботли вом наставнике, который бы приоб щил его к общественной жизни, по мог быстрее освоить профессиональ ное мастерство. Успех школ коммунистического труда, глубокий уровень занятий за висят прежде всего от таланта, эру диции и умения пропагандистов ув лечь слушателей. Во главе школ должны нахо диться лучшие инженерно-техниче ские работники, экономисты, масте ра, бригадиры, передовики и новато ры производства, хозяйственные ру ководители, партийные, профсоюз ные, комсомольские активисты. Пра вильно поступил партком Минского тракторного завода, взяв на себя подбор и воспитание пропагандистов заводских школ коммунистического труда. Здесь ежемесячно проводятся семинары, на которых выступают лекторы общества «Знание», руково дители предприятия, регулярно уст раиваются вечера пропагандистов. При комплектовании школ важно учесть, чтобы школы не были гро моздкими по количеству слушателей иначе многие из них обрекаются на пассивную роль. Им остается лишь слушать, что говорят пропагандисты или немйопие Из активистов. Теперь рекомендуется включать в школу не более 25—30 человек. Школа сама по себе представляет трудовой коллектив, в котором слу шатели не только получают необхо димые политические и производст венные знания, они воспитывают у себя чувство коллективизма, взаимо помощи, это ячейка советских людей, кровно заинтересованных в разви тии производства, чувствующих от ветственность за общее дело. ОТ В Е Т Д Е Л О КЛК РАБОТДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ОБЛАСТИ В СЕНТЯБРЕ Новую, свежую струю в борьбу за досрочное выполнение планов пер вого года пятилетки, за поиск резер вов роста эффективности производст ва внесло Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организа ции социалистического соревнова ния». Обсуждение этого важнейшего документа а большинстве коллекти вов промышленных предприятий на шей области сопровождается новым ростом творческой активности. В ито ге промышленность области план прошлого месяца по реализации про дукции выполнила на 102 процента и дала стране дополнительно к зада нию около трех тысяч тонн чугуна, четырех тысяч тонн стали, 800 тонн чугунных труб, 800 кубометров сбор ного железобетона, 1200 тысяч штук кирпича, 19 тысяч эквивалентных мет ров отопительных радиаторов и мно го другой продукции. План реализа ции на этот раз не обеспечила про мышленность Ельца, Воловского, Долгоруковского, Измалковского, Тербунского, Усманского и Хлевен- ского районов. Но подавляющее большинство коллективов, городов и районов успешно справилось с этим показателем. Задолго до конца месяца многие коллективы рапортовали о досроч ном завершении девятимесячного и сентябрьского планов. На девять дней раньше справились с заданием сентября горняки Рождественского карьера. А девятимесячный план до бычи технологического камня они выполнили на 24 дня раньше срока. 20 сентября работники Усманского кирпичного завода рапортовали о завершении годового плана формов ки кирпича. 27 сентября промышлен ность области в целом досрочно вы полнила план девяти месяцев по ре ализации продукции и производству большинства важнейших видов изде лий. На восемь дней опередили время новолипецкие металлурги, досрочно справившиеся с девятимесячным за данием по реализации продукции Передовой коллектив, идущий в авангарде борьбы за повышение экономической эффективности произ водства, за успешное выполнение ре шений XXIV съезда партии, в про шедшем месяце продолжал увели чивать счет сверхплановой продук ции. Агломератчики внесли на этот счет более 46 тысяч тонн агломера та, доменщики — 1473 тонны чугуна, сталеплавильщики — 3866 тонн ста ли, из них более трех тысяч тонн— конверторной, а восемьсот тонн— ф Заботой об успешном выполнении программы экономического и соци ально-политического развития стра ны, выдвинутой XXIV съездом “Щ1СС, проникнуто принятое недавно Постановление ЦК КПСС «О даль нейшем улучшении организации со циалистического соревнования». Оно указывает пути нового подъема творческой активности трудящихся. В услбвиях научно-технической ре волюции, подчеркивает ЦК КПСС, социалистическое соревнование приз вано сыграть качественно новую роль в развитии народного хозяйства и воспитании трудящихся. Опыт свидетельствует, что занятия в школах коммунистического труда существенно помогают участникам соревнования находить наиболее эф фективные пути роста производства, вскрывать резервы, развивать чувст ва товарищества, коллективизма. Высокие, благородные цели воспи тания труженика в духе преданности Коммунистической партии, верности ее идеалам придают особую значи мость деятельности школ коммуни стического труда. Помотать им в этом — наш общий долг. В. АНТОНОВ. вклад электрометаллургов. Послед ние с начала года выдали дополни тельно к заданию более восьми ты сяч тонн стали, тем самым выполнив годовые обязательства. Пересмотрев свои возможности, коллектив элек тросталеплавильного цеха решил до конца года выплавить еще не менее двух тысяч тонн сверхпланового ме талла. Производство стали в конвер торах и электропечах Новолипецкого завода возросло по сравнению с со ответствующим уровнем прошлого года на 15,6 процента. Еще больший прирост (21,2 процента) произошел в производстве кокса. Коксохимики ус пешно добиваются и увеличения вы пуска продукции, и улучшения ее качества. За сентябрь выработано 1572 тонны сверхпланового кокса, и теперь общий вклад в копилку пяти летки, сделанный с начала года, при ближается к 35 тысячам тонн. На стойчиво идут к рубежу, намеченно му на девятый год пятилетки, и ли- стопрокатчики. Около тысячи тонн дали они в сентябре сверхпланового проката. А через клети стана «2000» прошла тридцатитысячная тонна ста ли, прокатанная сверх плана с начала года. Ныне соревнование вступает в ка чественно новый этап, вытекающий из особенностей экономического развития страны в девятой пятилет ке. Главные усилия соревнующихся направляются на повышение эффек тивности производстве, на улучшение качественных показателей труда, на снижение трудовых затрат, рацио нальное использование сырья, мате риалов, топлива, электроэнергии Плавильщики того же Новолипецкого завода, например, обязались в честь 54-й годовщины Октября сэкономить 300 тысяч киловат-часов электроэнер гии, а уже сэкономили 338 тысяч. Особой заботой каждог<? коллек тива стала забота о росте произво дительности труда. В целом в про мышленности области выработка ва ловой продукции на одного работа ющего за девять месяцев 1971 года поднялась против того же периода 1970 года на одиннадцать процентов. Задание же сентября по этому пока зателю превышено на три процента Как и прежде, за счет этого перевы полнения получена своя сверхплано вая продукция, которой выработано за девять месяцев на 43337 тысяч рублей, а в сентябре — на три мил лиона рублей. Многие предприятия достигли роста производительности труда более значительного, чем средний по области* Это — заводы Липецкий тракторный, Грязйнскмй культиваторный, Данковский доломи товый комбинат, мебельная фирма «Липецк», Липецкий ЖБИ № 4, Дан ковский ЖБИ № 6, Усмзнский крас ного кирпича, Елецкий кожевенный завод им. Ленина, Лебедянский, Хме- линецкий, Боринский сахарные заво ды и другие. Заботой о подъеме эффективности общественного про изводства и росте производительно сти труда продиктованы патриоти ческие начинания, с которыми в пос леднее время выступили многие коллективы. В частности — движение за выполнение заданий пятидневки за четыре дня, получившее широкое распространение в машиностроении, предложение передовых рабочих «Свободного сокола» и Елецкого элементного пересмотреть нормы выработки в сторону увеличения. И за каждой этой инициативой—глубо кий экономический анализ имею щихся возможностей, большая ра бота по улучшению организации производства. Но, к сожалению, по-прежнему наблюдается большой разрыв между передовыми коллективами и отстаю щими. 37 предприятий не справились с планом девяти месяцев по произ водительности труда. В сентябре чис ло отставших превысило пятьдесят. Особенно настораживает положение с важнейшим показателем работы на елецких заводах «Прожекторные уг ли», механическом, липецких—труб ном, «Центролите», мясоптицекомби- . нате, Данковском химическом, в Ус- манском райпромкомбинате, где роста выработки по сравнению с прошлым годом, как правило, либо совсем нет, либо он незначительный, а план сентября и девяти месяцев не выполнен. Не может не вызвать беспокойст ва и то обстоятельство, что на ряде предприятий, в частности, и на таких, как «Свободный сокол», Усманская и Грузинская швейные фабрики, Елец кий и Грязйнскмй сахарные заводы, Усманский, Грязинский, Задонский хлебокомбинаты темпы роста сред ней заработной платы опережают темпы роста производительности труда. До конца года остается меньше трех месяцев. Завершающий квартал должен стать переломным периодом работы предприятий, допустивших от ставание. Каждый день, каждый ра- , бочий час нужно использовать с мак симальной отдачей, чтобы не было нй одного отстающего коллектива. На этом снимке — одна из многочисленных линйй цеха цветных кинескопов елецкого завода «Эльта». Сей- ; час здесь продолжается отладка технологии сложного оборудования. Наладчик линии алюминирования цвет-. ных кинескопов Алексей Григорьевич Мелихов следит за работой. Фото Ю. Ардашева. К АК ЖЕ о н о , в самом деле, по лучается? Прошлым ле том на собрании в первичной партийной организации тоже слу шался его отчет о подготовке меха низмов к зиме. И ничего, обошлось. Ну, пожурили кое за что, не без то го. А нынче, на заседании колхозно го парткома... Еще раз припомнив состоявшийся там разговор, Алексей Григорьевич даже поежился, будто с холода, хоть на дворе и стояла июльская сушь. «Обязать Смелякова А. Г. повы сить требовательность к себе и под чиненным, не допускать среди них нарушений трудовой дисциплины, срыва работ». И вдобавок ко все му — строгий выговор. Ему, меж ду прочим, заместителю секретаря первичной парторганизации, обидно. Да и как не быть ей, обиде? Слу чись в сети заминка с электроэнер гией — кто в ночь-полночь, в лю бую непогодь, не дожидаясь вызова, бежит подключать резервный дви жок? Смеляков. Кто трое суток не уходил с работы, когда разом отка зали оба глубинных насоса? А ког да, сантиметр за сантиметром ото гревая землю, добирались до груб, парализованных трескучими бес снежными морозами, коченеющими руками латали стылый металл,— тогда разве отсиживался он в тепле? Нет, такого за ним вообще не во дится. Но вот выступает один из членов парткома. «Смеляков,— говорит,— много работает сам, и за слесаря, и за тракториста. А ему надо больше работать за себя, руководителя». Постой, может, именно тут зары та так называемая собака? Конечно, самому сделать что-то—-оно и про ще, и даже спокойнее, благо опыт— вся трудовая жизнь, начатая еще в МТС. Да, но сейчас ведь под нача лом, у него, ни много, ни мало, двад цать с лишним человек, причем та ких профессий, о каких прежде на селе и не слыхивали: электрики, слесари по навозоудалению, повара кормоцеха, машинисты котельной, лаборант... На их попечении 220 электромоторов, в том числе обслу живающие "четыре распределителя кормов на три тысячи голов каждый, агрегат витаминной муки, современ ная котельная, компрессорная, систе ма водоснабжения... Да и название его лично должно сти тоже, видать, не ради красного слова изменилось: был механиком свиноводческого комплекса, а набрал комплекс силу — официально стал именоваться его инженером. Как с инженера, по большому счету, и не ликвидация очередного «ЧП», а дальнейшее углубление механизации, облегчение с ее помощью труда лю дей и, значит, удешевление продук ции. Сколько бед приносила раньше навозоудалительная трасса, забивав шаяся на поворотах. Смеляков пред ложил ее «выпрямить»: и дефицит ных труб меньше требуется, и про лью «За отвагу». Был трактористом, сейчас на комплексе слесарем-ре монтником. Так вот мой собеседник, имеющий возможность отнюдь не понаслышке сравнивать одно с другим, считает, что «почти» в приведенной фразе — слово лишнее. И его можно понять. Мы — современники научно-тех нической революции. На село, наря- ные изменения, позволяющие отнести к сельскому хозяйству ту знамена-, тельную закономерность, которая была сформулирована на XXIV съез де КПСС: «Современное производ ство предъявляет быстрорастущие требования не к одним лишь маши нам, технике, но и, прежде всего, к самим работникам, к тем, кто эти машины создает и этой техникой уп- 1. ИСТОРИЯ С ВЫГОВОРОМ ПИСЬМА ИЗ ПАРТОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА спросили с него товарищи по партии на том заседании парткома. Поначалу, вороша з памяти пере житое, он еще продолжал расклады вать критические замечания в свой адрес по двум полочкам: «полно стью справедливые» и «не совсем». Потом бросил: когда с головой ухо дишь в работу, не до того. Тем бо лее, скоро Смеляков убедился, что выводы для себя сделал не он один. Ощутимее, постояннее стала практи ческая помощь ему со стороны ру ководства колхвза. И еще, пожалуй, не менее важное: —■Чувствую,— говорит он,— что теперь с меня не только спрос выше, но и доверия стало больше, как к хозяину на своем участке. Засучив рукава, устранял он пе речисленные в постановлений парт кома недостатки — набралось их порядочно. Руководя работами по подготовке механизмов к предстоя щей зиме, одновременно присматри вался, где что можно усовершенство вать, сэкономить. Распределители кормов, к примеру, впору было за менять. А это — около восемнадца ти тысяч рублей за каждый. По предложению Алексея Григорьевича, произвели капитальный ремонт, в ходе его устранили допущенный про ектировщиками существенный про счет. Сегодня уже набирается на ком плексе немало сделанного по замы слу Смелякова. Основным в его де ятельности постепенно становится ходимость выше. На котлах жесткое соединение с моторами заменили мягким — прекратились частые по ломки. По свинарникам не разносят больше ведрами искусственное мо локо, обрат и бульон — специальное приспособление установлено на юр ких тракторах, развозящих корма. Своими силами сконструировано передвижное устройство для меха нической побелки помещений... Если сказать короче, то в ре зультате партийного вмешательства изменился, стал более «инженерным» сам стиль- работы инженера комп лекса, всей возглавляемой им служ бы. Правда, на сей раз вмешатель ство носило довольно категоричную форму, но это уж коммунистам на месте виднее, какое в том или ином конкретном случае целесообразнее принять решение. В остальном же, рассказанная «история с выговором» представляется мне чрезвычайно ти пичной, потому и задержался я на ней столь основательно. Р а з г о в о р и л и с ь мы с ф . м . Сотниковым. — Обстановка у вас,— заме тил я, уже ознакомившись с комп лексом,— почти как на промышлен ном предприятии. — А почему «почти»?— возразил вдруг он. Федор Миронович — из числа лю дей бывалых, на чьи суждения не грех положиться До войны работал в шахте. С фронта вернулся комму нистом, с тремя ранениями и меда- ду с прочим, она властно вторгается в облике животноводческих комп лексов — специализированных, высо комеханизированных предприятий по производству продукции на промыш ленной основе, с замкнутым техно логическим циклом. Одно из них—с проектной мощностью десять тысяч центнеров свинины в год — создано в колхозе «Свобода», крупнейшем в Ведовском районе. Постепенное, по ходу строительства, освоение его на чалось с 1967 года. А основные по казатели в их динамике выглядят так. Наличие свинопоголовья: 1966— 2452; 1967—3686; 1968—8542: 1969— 10200; 1970—10668; 1971 (девять ме сяцев) — 9820. Продано мяса: 1966—1264 центне ра; 1967—1569; 1968—1862; 1969— 6731; 1970—8291; 1971 (девять меся цев) — 7658. Произведено мяса на 100 гектаров угодий: 1966—16 центнеров; 1967— 21; 1968—74; 1969—87; 1970—109. Себестоимость центнера свинины: 1966—141 р. 85 к., 1967—110 р.; 1968 — 89 р. 10 к.; 1969—107 р. 70 к.; 1970—92 р. 11 к.; 1971 (девять меся цев) — 80 р. 45 к. | Уровень рентабельности производ ства свинины составляет на сегодня 124,5 процента. Выстройте эти цифры — и за ни ми встанет тенденция развития, за тенденцией — коренные качествен- равляет. Специальные знания, высо кая профессиональная подготовка, общая культура человека превраща ются в обязательное условие успеш ного труда все более широких слоев работников». Как это выглядело в колхозе «Свобода»? Курс на специализацию принес сюда современную технику. Но ее материальное воплощение — животноводческий комплекс —• пред стояло еще дополнить не менее сов ременной технологией, научной ор ганизацией труда. Это тоже своего рода комплекс, только уже преиму щественно воспитательного характе ра. Вот почему им занялась партий ная организация, в этом, не дубли руя хозяйственное руководство, на шла она свое место в борьбе за эко номическую эффективность производ ства. Наряду с использованием своих, «внутренних», средств, особую роль суждено было сыграть «внешним связям», краткой характеристикой которых я и хочу закончит* первое письмо. Делегацию к коллегам возглавил секретарь парткома И. С. Головин. На свиноводческом комплексе кол хоза имени Ленина Липецкого рай она пристально изучали прежде все го то, чего не было или. не удавалось применить у себя. Съездили раз, другой. Дома собирали специали стов, докладывали сначала им, а они шли по производственным участ кам, пропагандировали и внедряли новое уже непосредственно на рабо чих местах. Именно по этим каналам пришло решение некоторых важнейших во просов. К примеру, наилучшие режи мы кормления и содержания супо росных и подсосных езиноматок, вы ращивание новорожденных поросят. Обнаружилось, что успех зависят подчас от таких тонкостей, как не значительные вроде бы изменения в рационах, в расписании прогулок. А результат — среднее количество по росят от основной свиноматки уве личилось за опорос до 8,2. Еще не «потолок», конечно, но сдвиг явный. Месяц с лишним назад, опять же после дотошного ознакомления с опытом колхоза имени Ленина, пе решли на двухсменную работу в сви нарниках — с 6 до 14 и с 12 до 20 часов. Трения организационного пе риода преодолели быстро, четко очерченный восьмичасовой рабочий день наглядцо демонстрирует свои преимущества. Недавно в «Свободе» состоялось общее собрание колхозников с не сколько необычной повесткой дня: «Обсуждение статьи «Комплекс на бирает мощность», опубликованной в областной газете «Ленинское зна мя». Речь в той статье шла вовсе не о них, а все о том же «старшем бра те» из липецкого колхоза имени Ле нина. Но в «Свободе» не преминули с завидной оперативностью исполь зовать свежий материал о чужом опыте. Именно использовать, потому что после обстоятельного, самокри тичного разговора в принятом поста новлении появились конкретные, обя зательные для исполнения пункты. Например: «Организовать провёде- ние зачетов по зоотехнической учебе с присвоением свинаркам классности, установить их стаж и производить доплату, как в колхозе имени Лени на». ...Так что отнюДь нс одному Алек сею Григорьевичу Смелякову при шлось И приходится учиться з новых условиях работать по-новому. Про цесс этот, направляемый парторгани^ зацией, захватывает всех — от ру1 ководитедей до рядовых. Г А. МОЛЧАНОВ, спец. корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz