Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
7 октября 1971 г., Э8 234 (13 0938 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я В С И С Т Е М Е П А Р Т И Й Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я ПОЖЕЛАНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ‘ж и: ; У. :5ч' - № Организованно начались в городе Ушаяи занятия в школах, кружках я семинарах системы партийного об разования. ...Красный уголок мебельной фаб рики заполнен слушателями. Секре тарь парторганизации В. В. Подпо- риков тепло поздравляет присутст вующих с началом учебного года. Первое занятие... Обычно оно на чинается со знакомства с учебным планом, выборами старосты группы, решением других небольших орга низационных вопросов. Но здесь этого не было. На мебельной фабри ке перед тем, как приступить к теме занятия, прошла непродолжительная, но полезная беседа со слушателями. Выступила главный инженер за вода Е. В. Митина. Она рассказала собравшимся, какие задачи стоят пе ред коллективом на новую пятилет ку, познакомила с перспективным планом социального развития пред приятия. В соответствии с Директи вами XXIV съезда КПСС усманские мебельщики должны в два с поло виной раза увеличить выпуск изде лий, улучшить их качество, разнооб разить ассортимент. Более чем на 30 процентов поднимется производи тельность труда. Это произойдет за счет внедрения новой техники, ре конструкции отдельных цехов. Такая работа уже ведется. В но ябре нынешнего года сдается в экс плуатацию ряд новых помещений: отделочный цех по раскрою лесома териалов, лаканаливное и остывоч- ное помещения, где смонтированы поточные линии, много всевозмож ных механических устройств, избав ляющих люден от ручного труда. Коллективу предстоит освоить но вые производственные мощности, вскрыть неиспользованные резервы. Сейчас на фабрихе выпускается более двадцати видов продукции. Успешно осваиваются новые модели. До конца года, например, будет вы пущено более 1000 спальных гарни туров. Успех дела зависит от людей, их опыта, знаний, идейной закалки. Вот почему на занятии особенно подчеркивалась роль коммунистов в организации производства, их уме ние уверенно ориентироваться в об становке, делать верные практиче ские выводы. Каждый третий на фабрике — ударник коммунистического труда. Один из цехов — цех мятой мебели носит высокое звание коллектива коммунистического труда. Естест венно. здесь, как и в других отделе ниях фабрики, трудится кто-то из слушателей. На занятиях называли имена этих передовиков, их заслуги, Отлично трудятся, к прнмеоу, 3. И. Бирюкова, Е. В. Алексеева, А. И. Попова, С. С. Чернышова, С. И. Шикни. Все они учатся в школе ос нов марксизма-ленинизма. Изучая теорию, они вникают во все стороны жизни предприятия, тесно увязъь вают приобретенные знания с прак тикой. Ныне в школе основ марксизма- ленинизма учатся около тридцати человек. Познакомив с планом заня тий на год, пропагандист С. А. Юр лов выслушал практические предло жения слушателей. Вот что они го ворили. Л. В. Дудин. Основа занятий — материалы XXIV съезда КПСС. В связи с этим хотелось, чтобы чаще проводились беседы по экономиче ским вопросам, на которых бы вы ступали руководители предприятия, экономисты, специалисты той или иной отрасли. С. И. Шнкин. В прошлом году у нас вошла з практику такая форма: каждый слушатель готовил обзор за текущую неделю по важным между народным вопросам и событиям в стране. Это заставляло всех внима тельно следить за газетой, быть в курсе всех событий. Думается, и ны не стоит продолжить это хорошее дело. С. С. Чернышова. Помимо газет ных, следует, на мой взгляд, делать краткие обзоры работы предприятия за неделю. Чтобы каждый знал, как у нас идет соревнование, как реша ются вопросы повышения производи тельности труда, как складывается себестоимость, где таятся неисполь зованные резервы. Л. В. Дудин. Важное место долж но быть отведено коммунистическо му воспитанию трудящихся. В прош лом году на фабрике родился хоро ший почин: не иметь ни одчото слу чая нарушения дисциплины. И это дало свои плоды. Пьянки, прогулы искоренены полностью. Чтобы про должить это дело, стоит регулярно практиковать отчеты коммунистов на партбюро о том, как они учатся. Затем пропагандист С. А. Юрлов изложил основные вопросы первой темы занятии: «Философия, как нау ка. Основной вопрос философии». Ю. НИКОНОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». Н Ш О Р Ш И Ш 1 НА Ф О Р У М Е И Н Д И Й С К И Х К ОММУ Н И С Т О В КОЧИН, 6 октября. (Спец, зования, политику мира и друж- корр. ТАСС). Выступая 4 октября бы на международной арене, на заседании IX съезда Коммуни- Советский народ искрение желает стической партии Индии, глава всем демократическим и прогрес- делегации КПСС член Политбюро сивным силам дружественной ЦК КПСС Д. А. Кунаев отметил Индии успеха на этом пути, большую роль, которую играет Своей важной интернациональ- Компартия Индии в борьбе про- ной задачей, подчеркнул далее тив империализма, за решение Д. А. Кунаев, КПСС считает все-' сложных проолем, стоящих перед мерное развитие и укрепление страной, за жизненные интересы пдЬдотворного сотрудничества с трудящихся. развизающимися странами, при народные массы Индии, сказал мером которого могут служить Д. А. Кунаев, решительно высту- дружественные советско-индий- пают против реакционных, пройм- ские отношения. Недавнее заклю- периалистических сил, за осущест- чение нашими странами Договора отношений. Советско-индийский договор — инструмент поддержа ния мира и безопасности народов Азии. Этот договор создает бла гоприятные перспективы для ук репления демократических и про грессивных сил в Индии. События последних лет, отме тил глава советской делегации, с особой убедительностью подтвер ждают правильность вывода меж дународного коммуниотеческого движения о том, что империализм постоянно таит в себе опасность войны. Вот уже несколько лет Соеди- вление земелькой реформы, за со- о мире, дружбе и сотрудничестве ненные Штрты ведут грязную циально-экономнческие преобра- — важная веха в истории этих войну против вьетнамского и — ........ ................. I I . ................ ш ит ш .гш ™ ш т т г и— 1 ...и. ш„гм .— ипип.. ши ■ ■ '': . :. . . р ШД "№ - ш Ф Ш ОЧЕРЕДПОЙ НОМЕР ЖУРНАЛА „КОММУНИСТ а и политического Вышел в свет четырнадцатый номер теоретического журнала ЦК КПСС «Коммунист». Номер открывается передовой статьей — «Могучее средство развития инициативы масс». В номере опубликовано вступительное слово члена Политбюро, секре таря ЦК КПСС М.Суслова — «КПСС — партия творческого марксизма», произнесенное, на научной конференции Института марксизма-ленинизма, Академии общественных наук, Высшей партийной школы при ЦК КПССи секции общественных наук АН СССР, посвященной проблеме «XXIV съезд КПСС и развитие марксистско-ленинской теории». Под рубрикой «Решения XXIV съезда КПСС — боевая программа даль нейшего подъема нашей страны» опубликованы статьи: первого секретаря Днепропетровского обкома КП Украины А. Вагченко — «Партийные орга низации и повышение общественной активности трудящихся», Г. Волкова— «Социализм, человек и научно-техническая революция», секретаря ПК КП Литвы А. Баркаускаса — «Партийное руководство творческими союзами», Б. Плышевского — «Национальный доход: накопление и потребление». Раздел «Международное значение XXIV съезда КПСС» представлен статьей «Действенность ленинской внешней политики» и статьей «Во имя коммунизма», перепечатанной из теоретического и политического журнала ЦК КПЧ «Нова мысль». Под рубрикой «В братских партиях» опубликована статья члена секре тариата ЦК БКП, главного редактора газеты «Работническо дело» Геор гия Бокова — «Дорогой побед под знаменем социализма». В номере напечатанытакже статьи: Г. Хромушииа — «Империалистиче ская реакция снимает маску», Л. Днепрова — «Империализм — виновник голода и нищеты». других народов Индокитая. Меж дународным империализмом соз^ дан опасный очаг войны на Ближ нем Востоке. Агрессивной полити ке империализма Советский Союз противопоставляет активную по литику мира и безопасности на родов. Компартии Индии, продолжал Д. А. Кунаев, приходится рабо тать в сложных условиях. Она ве дет борьбу с правыми партиями и реакционными религаозно-общин- нымн организациями, с одной сто роны, и различными левацкими экстремистскими группировками— с другой. От имени членов Политбюро ЦК КПСС и лично от Генераль ного секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, делегации Коммуни стической партии Советского Сою за и всех советских коммунистов Д. А. Кунаев пожелал в заклю чите успехов в работе IX съездз Коммунистической партии Индии на благо индийского народа, в борьбе за демократию и социа лизм. Под бурные аплодисменты де легатов и гостей Д. А. Кунаев огласил текст приветствия ЦК КПСС IX съезду Коммунистиче ской партии Индии. Глава советской партийной де легации от имени ЦК КПСС пре поднес в дар КПИ портрет вож дя международного пролетариата В. И. Ленина. .*. 7 октября—22 годовщина п р о в о з г л а ш е н и я Г е р м а й с к о й Д е м о к р а т и ч е с к о й Р е с п у б л и к и Замечательные новостройки ук рашают столицу республики. Луч шей визитной карточкой социали стического градостроительства стал центр Берлина, реконструи рованный за последние годы. На верхнем снимке: админист ративные и жилые здания в Бер лине. Ясли имени Антона Зефкова расположены в берлинском районе Панков. Это ведущее детское уч реждение столицы ГДР, в кото ром малышам обеспечен квалифи цированный и заботливый уход. Но не менее важное значение при дает работающий здесь педагоги ческий коллектив задаче развития у ребенка умственных способно стей, воспитания навыков. На снимке: в этом «спортив ном зале» ребятишки постарше проводят время в движении. Они уже умеют ползать, карабкаться, играть. Фото АДН—ТАСС. ЯЩШШН4 . ■ • ' - ■ Сильное землетрясение РИМ, 6 октября. (ТАСС). Силь ное землетрясение произошло в области Умбрия. Зарегистрирова ны 22 подземных толчка. Разру шено 20 процентов домов, повреж дены линии электропередач, нару шена телефонная связь. А С С А М Б Л Е Я П Р О Д О ЛЖА Е Т Р А Б О Т У НЬЮ-ЙОРК, б октября. (ТАСС). Вчерашнее пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ООН, где продолжается обще политическая дискуссий, началось с выступления президента Мекси ки Л. Эчеверрии. Президент Мексики назвал раз оружение абсолютной необходи мостью, преобладающей над все ми другими задачами человечест ва. Л. Эчеверриа сказал, что Мек сика по-прежнему считает резолю цию Соевета Безопасности от 22 ноября 1967 Года незаменимым инструментом для урегулирования ближневосточной проблемы. Президент Мексики резко кри тиковал Соединенные Штаты за предпринятые ими протекциони стские меры в области внешней торговли как средство переложить свои экономические трудности на другие страны. Министр иностранных дел Си рии А. Хаддам говорил о злодея ниях израильских оккупантов на арабских землях, страданиях ли шенных своей родины палестин цев. С самого начала своего су ществования, заявил он, Израиль попирает все международные за коны, а теперь открыто провозгла сил своей главной целью полити ку экспансионизма. Представитель Сирии резко критиковал политику Соединен ных Штатов, направленную на оказание помощи агрессору. Сое диненные Штаты, сказал он, пре вратились в главного поставщика оружия Израилю и играют роль главного душителя движения на родов за свободу и независимость. Хаддам подчеркнул прочность связей Сирии с социалистически ми государствами, силами нацио нально-освободительного движе ния, со всеми свободолюбивыми странами, уважающими принцип равноправия. Он сказал, что ре шение ближневосточного конфлик та возможно только при безогово рочном выводе израильских войск со всех оккупированных террито рий. ПОЕЗДКА КИССИНДЖЕРА В ПЕКИН ВАШИНГТОН, 6 октября. ;(ТАСС). Белый дом сообщил о том, что специальный помощник президента США Г. Киссинджер совер шит во ©торой половине октября поездку в Пекин для конкретной подготовки визита Р. Никсона в КИР. ПЕКИН, 6 октября. (ТАСС). Как передало агентство Синьхуа, правительства КНР и США договорились о том, что Киссинджер по сетит Пекин для ведения переговоров с китайским правительством о конкретной организации визита президента Никсона в Китай. М Я Т Е Р Е С А Х Ш А Р О Д , Л . всей территории НРК запрещена деятельность французской ком пании ОВАЕ, которая до сих пор занималась разработкой леса в стране. Отныне монополия на за купку и сбыт окуме передана вновь созданной государственной организации «Конголезскому об ществу окуме». В БРАЗЗАВИЛЬ, 6 октября. (ТАСС). Правительство НРК взя ло под свой полный контроль сбыт конголезского леса, и в ча стности ценнейшего тропического дерева окуме, используемого для производства ' высококачествен ных сортов фанеры. Декретом президента республики Нгуаби на В ДУХЕ МАХРОВОГО АНТИКОММУНИЗМА СААРБРЮККЕН, 6 октября. (ТАСС). С программной речью на съезде ХДС в Саарбрюккене выступил ©чера новый председатель христианско-демократического союза Р. Барцель. Она была выдер жана в духе махрового антикоммунизма. Обрушившись с резкими нападками на политику правительства ФРГ, председатель ХДС вновь подтвердил резко негативную пози цию своей партии в отношении договоров ФРГ с Советским Союзом и ПНР, являющихся основой для нормализации отношений Федера тивной Республики с социалистическими странами. Барцель выступил против созыва общеевропейского совещания и создания системы коллективной безопасности в Европе. Он ратовал за сохранение замкнутых политических блоков на Европейском кон тиненте и требовал в этой связи усиления НАТО. Лидер ХДС отверг планы сокращения вооруженных сил в Европе. После избрания руководящих органов ХДС съезд был закрыт. Н О САМОЕ главное, ребята увидели, что мир полон уди вительных и великолепных людей. В Пятигорске в них души не чаяла старейший Лер монтовой страны, автор многих книг Яковкиыа — в гостях у нее распи вали чаи, и она, как с равными, об суждала проблемы науки, которой посвятила жизнь. В Кисловодске у них появился прямо-таки ревностный друг, заслуженный деятель искусств Секлкжкий, организатор и храни тель совсем другого, не лермонтов ского музея, музея одного из самых революционных художников прошло го Ярошенко. Секлюцкий написал маслом лермонтовский парус, и ребя та сырой, на вытянутых руках, везли картину в электричке в Пятигорск, а йотом—в поезде весь дальний путь до Липецка, боясь к чему-либо при коснуться. В Новочеркасске у них есть инженер Семченко, который в институтской мастерской вытачивает сложные деревянные детали для ре конструкции резьбы в Тарханах. В Москве у них — старый художник, профессор живописи Смирнов, с кото, рым познакомились в Тарханах и удивлялись его знаниям, общитель ности, которая не мешала ему не отклоняться от избранного , с утра маршрута, когда он с этюдником через плечо встречал ребят на доро ге, в поле, в лесу и, весело разго варивая обо всем на свете, тем не менее шагал, не снижая темпа, а придя на место, работал так, что седые волосы темнели от пота. Он го товит ТанюЕвсикову для поступления в художественный *вуз и присылает «Парусу» свои картины литератур ных усадеб России, и место этим картинам, очевидно, в художествен ном музее. У них энергичная переписка и большая дружба со вдовой выдаю щегося осетинского поэта Эффенди Капиеза и известным русским лите ратуроведом Натальей Калиевой (см. ее репортаж о клубе в газете «Литературная Россия» за 16 июня), им пишет ученый литературовед Л. Шейнман, редактор журнала «Русский язык в киргизской школе»: «Почему вы не в Киргизии?». «Да вы героические люди, дорогие лермонтовцы!» — восклицает празднике поэзии народный О Ч Е Р К В Ы С Е Ч Ь С И Р У МОИ на поэт (Окончание. Начало в № 231 «Ле нинского знамени»). Калмыкии, лауреат Государственной премии РСФСР Давид Кугультинов. Влюбленный в Лермонтова пенсио нер Польский из Пятигорска дарит им уникальную открытку, о которой мечтал и которую разыскивал 20 лет, а старый ставропольский журналист Тарасенко признается: «Я не знал Липецка, а теперь болею за коман ду «Металлург», а не только за свой «Машук» (Ребята после этого долго прикидывали: на чью сторону все же станет их друг во время встречи этих команд в Пятигор ске). • Им присылали книги любимый поэт молодых и старых, дагестанец Расул Гамзатов и человек, в которо го влюблены все телезрители, бле стящий рассказчик, страстный иссле* дователь и ученый, неутомимый Ираклий Андроников... Да, разве расскажешь обо всем? О них я думаю еще писать и пи сать. А пока скажу, что и у них накопилось слишком много материа лов для своего школьного музея Лермонтова, который задумай давно. И решено было параллельно Открыть музей клуба «Парус». О том, какой этот музей и как про ходило его открытие, я для эконо мии времени отошлю читателя к очень емкому репортажу Натальи Капиевой, а сам приведу лишь не сколько деталей из истории его подготовки — это проходило на мо их глазах. Им выделили холл и одну комна ту. Надо было отремонтировать ра мы, художественно расписать стену — тут теперь такое огромное пан но! Надо было сделать самим стен ды, раздобыть /материалы, в том числе и некоторые дефицитные вещи — я говорю о тканях, стекле, дере ве. И надо было разместить и ко лосья с полей тзрханских, и деревян ную миску, из которой ели предки тархаиской семьи Кормилииыных (одна была кормилицей Ми шеля Лермонтова) и рисунки, и фотографии, и статистику, и книги, и полотенца, лапти, дневниковые за писи. Для экономии времени всем клу бом варили на электроплитке картош ку и... не всегда удавалось ее поесть. Каюсь, я убеждал Аллу Матве евну: — Ну кто там будет знать из го стей, сколько у вас экспонатов? Одну стену займите и открывайте музей — остальное после открытия не спеша можно развесить. Да разве она отступится, Алла Матвеевна? Ведь она в ребятах это воспитывает: иметь большую цель ик ней стремиться во что бы то ни ста ло! Да она скорее упадет, но не от ступится! И это при всей ее внешней мягкости и какой-то порой 'интелли гентской незащищениости. Поздним вечером они старались поменьше разговаривать друг с дру гом, чтобы не поссориться: нервы были натянуты до предела. И вдруг в один из таких вечеров ребята зовут усталую, в рабочей одежде, не слишком уж изящно при чесанную Аллу Матвеевну в актовый зал и объявляют торжество в честь ее пятидесятилетия, о котором она сама забыла. Поставили театрализо ванный концерт-спектакль, подарили собственноручно изготовленный альбом со стихами, рисунками, вели колепными аппликациями и просто отчаянными признаниями в любви, вроде этого: «Вы меня сделали че ловеком, и я знаю, что уж никого не полюблю так, как Вас!». Это пи сала шестнадцатнлетняя Надя Со кольских. — Господи, когда же они все это успели? — озабоченно хмурилась растроганная учительница: ведь и так много хлопот, уроки, десятый класс. Кое-что звучало в альбоме наизно, Алла Матвеевна безжалостно под черкнула карандашом несколько ошибок, опытнее ухо уловило лите ратурные влияния. Но пускай их — влияния! Найдите человека, о котором так напишут ученики, и мы о нем тоже будем говорить с большой буквы: Учитель. Но найдите такого, чтобы он в страшно жаркие дни лета, не успев еще отдохнуть от учебного года, экзаменов и прочих дел, вроде, ска жем, открытия музея, сидел с ними вместе за подготовкой в вуз и при этом организовывал коллективные посещения оперы — раз уж она в кои-то веки прибыла в наш город. Найдите такого, чтобы его после награждения орденом встреча/.и уче ники, как это делали ученики Аллы Матвеевны, когда ее наградили ор деном «Знак почета». Я был свиде телем этой сценки — мы вместе с Аллой Матвеевной вышли из зала театра, где проходила азгустовская учительская конференция. Выходили люди, получившие и более высокие награды, чем она, — ордена Трудо вого Красного Знамени, например. Но, официально заверяю — я специ ально смотрел, обежав для этого театр со всех сторон: только Аллу Матвеену Шаталову встречали уче ники, и были у них в руках цветы. Конечно, может быть, другах ждали дома или в школе... У нее от неожиданности перехва тило голос... Нет, и еще не все! Найдите тако го, чтобы бывшие ученики. ныне студенты, приезжая домой в воскре сенье, пропадали в школе. Наконец, найдите такого, кому бы ныне закан- чивающий вуз, вполне взрослый че ловек написал что-нибудь вроде это го:'' «Вы знаете, теперь я совершенно убеждена, что, если я кому и обяза на тем, что по-настоящему за Совет скую власть, так это в первую оче редь, Вам!». Так написала Лариса Злобина. Словом, ищите. Алле Матвеевне приходилось слы шать от некоторых своих коллег: «Они у вас какие-то особенные...». Они не особенные; эти ребята из бывшего села Сокольского, из напо ловину крестьянских семей, с отца- ми-рабочими, с деревенскими родст венниками. с садами и огородами, с курами и прочен живностью вокруг дома. Раньше, действительно, были не которые из них особенными. Можно .рассказать о юноше, который теперь сам уверен: если бы не «Парус», не только десятилетки — восьмилетки бы не окончил. Можно рассказать еще об одном, который блестяще поступив в нынешнем году в уни верситет, прямо говорит: если бы не эта учительница, не клуб «Парус» — сидеть бы ему там, где сидит большинство его приятелей «предпа- русного» периода, специализировав, шихся вначале на чистке чужих под валов. Как это все удалось? Никаких тайн педагогики. Алла Матвеевна, бывает, и срывается, кричит на них, ругает. Но она не скажет: вот, ребята, эго напишите, то-то нарисуй- е, там-то прибейте, а сама отпра вится проверять кипу их же сочине ний, как это делают в общем-то многие а хорошие учителя, ибо лиш него времени нет ни у одного из них. Она же с ними всегда, и это не педа гогики ради, а просто из любви — к труду, к красоте, к Лермонтову, к ним. И рисует, и стенку красит ма лярной кистью, и надписи делает на стендах, и шьет, и... И все-таки одной личности Аллы Матвеевны, пусть и личности ду ховно богатой и одаренной, не хва тило бы, чтобы сделать из этих ре бят то, чем они стали. Я еще раз упомянул атмосферу коллективизма и открытого душевного товарищества в клубе и скажу, что и этого бы не хватило. Еще раз вернусь к великолепным людям, которых знают ребята. Вот очень важный фактор, без которого, по мнению, Аллы Матвеевны, в воспи тании не обойтись. (Это, пожалуй, можно «зачислить» в разряд «тайн» ее педагогики). Ребята увидели большую человеческую мерку, ко торую можно примерить к себе, уви дели, каких человеческих, профес сиональных высот могут Достигнуть в жизни — кем бы ни стали — если будут так же стремиться к большой цели, так же жадно поглощать зна ния, так же неистово работать, быть воспитанными и оставаться простыми и доброжелательными людьми, ря дом с которыми каждому легко. У «Паруса» дружба завязывалась ке просто с лермонтоведами, ска жем, группами научных сотрудников, а с самыми страстными, с самыми горячими, с самыми интересными людьми. Именно такие сами тянулись к этим ребятам с их учительницей. Найти для своего класса друга — самого интересного и духовно бога того человека, а не просто добросо вестного труженика — это, думает ся, для воспитателя задача, если — не камер один, то — номер два, по крайней мере. И мне жаль тех ребят, которые в Липецке мало кого видят, кроме своих учителей и родителей. А что если и те, и другие — ведь может такое случиться! — будничные, неяр кие, суховатые люди? Не все гладко у «Паруса». Были и потери. Была и ревность. Кое-кто проявлял недовольство: «Они только одну литературу и учат». Вспомнив эти «доисторические» времена, Алла Матвеевна вдруг вспыхивает и за диристо заявляет, обращаясь к не видимому оппоненту: — А сделай так, чтобы только один твой предмет учили! Это в ней живо и близко. У меня же мелькает озорная мысль: а здо рово бы такое соревнование учите лей организовать — чья возьмет, кто перетянет? Конечно, надо по-разум ному: чтобы ребята учили все, а любили что-нибудь одно. Помню, что еще и нас в школе ругали за это учителя: все-де надо любить! Но ведь время идет, годы бегут, а уче ники, шельмецы, по-прежнему, даже самые лучшие, учат все, а любят что-то одно, один какой-то предмет. И подчас ему позже посвящают жизнь. Нет, это здорово, если любят что-нибудь одно! Плохо, если ко всему относятся вполсердца, рав нодушно, учат по обязанности и только. Так вот клуб, математический ли, исторический, литературный, помо жет,* во-первых, найти это одно и полюбить его так, чтобы отлично знать, за что любишь. Тут, наверное, стоит вспомнить и слова «профее сиональная ориентация». Если бы она начиналась с этого! Жизнь требует, чтобы больше ре бят шли после школы в поле, на стройку, на завод. Так надо их ув лечь этой перспективой, а не только знакомить с цехами и профессиями Допустим, клуб по ручному труду или, скажем, машиноведению, сле сарному делу и т. д. должен быть не* менее ярким, интересным, много гранным и одухотворенным, чем «Парус». Можно представить себе во глазе такого клуба, самое меньшее, если ке Левшу, то его помощников. Это должны быть люди, у которых в крови изобретательство, виртуоз ное мастерство рук и душа педа гога. Мы разговаривали на эту тему с директором сорок первой школы Алексеем Михайловичем Кузнецо вым, что называется, размечтались, и он сказал, что директорам школ надо бы рыскать по городу за таки ми талантами! Но надо чтобы это была не ми нутная затея, не временное чье-то увлечение, а серьезное дело на мно гие годы. И чтобы там было время ке только для серьезных занятий, но и для общения — ведь это же не кружок, а клуб. Чтобы и семейные люди наведывались... А если начнутся разногласия меж ду руководителями клубов из-за нехватки учеников, .если никто из ребят не останется без увлечения, без большого дела — это же будет великолепно! Нужны руководители, которые увидят во всем этом свое счастье. А ведь, действительно, радостно со здавать прекрасное—в человеческой душе, в саду, в камне — видеть, как оживает и теплеет он под резцом скульптора, высекающем искру! Теперь, кстати, о скульпторе н лепке на мосту через Липовку, с ко торых начинается этот очерк. Лепка — творение Матвея Андреевича Шаталова, Старого большевика, пер вого председателя Советской власти в Липецке и делегата 8 съезда Сове тов (1920 год). Одаренный чело век, чьи работы были запечатлены на первых советских открытках, он пе редал и дочери свой талант худож ника. Но самая главная эстафета здесь — это эстафета добра и спра ведливости, эстафета борьбы за но вого человека'--нетерпимого ко лжи, лени, индивидуализму, приспособ ленчеству, человека широкого и бескорыстного, настоящего патриота. Лермонтов в этом деле — соратник и помощник, любимый соратник и боевой товарищ, а не икона. Вот почему, между прочим, Алла Мат веевна не любит, когда «Парус» на зывают литературным клуоо«. А. ВОЛНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz