Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 октября 1971 г., X» 231 (13 (1951 С Е Г О Д Н Я — д Е Н ь У ч И Т Е Л я С П Р А З Д Н И К ОМ , Н АЧИНАЮ п и с ь м о , х о т я еще не знаю точно, о чем буду пи сать. Но слова просятся на бумагу; встреча с Вами заставляет... Знаете, у меня были очень хоро шие учителя литературы. Сначала одна раскрыла передо мной яркость русского языка, ясную, светлую мудрость классической поэзии. За тем другой закрепил во мне уваже ние и любовь к этому, украсил сво им мастерством были в классе, я — в коридоре. Я слышала Ваш голос, звучный, тор жественный (Вы читали «Песнь о Соколе»), и думала о том, что боль ше всего хочу в этот момент ока заться Вашей ученицей, сидеть за партой в Вашем классе. Но прозвенел звонок. Я ожидала, что сейчас выбегут с шумом ребята, а потом я увижу Вас. Мальчишки же из десятого (математического!) по- чело- великолепного ак тера, чтеца. Их личные качества вызывали всегда нечто похожее на преклонение. Эти два образа слива лись, и в моем воображении ро дился «идеал учи теля», если можно так назвать мое представление о прекрасном веке. Несколько лет назад я впервые прочитала о Вас в журнале «Работ ница». Статья была очень тепло на писана, и мне запомнилось имя учи тельницы четвертой липецкой школы Марии Дмитриевны Кочериной. На верное, каждый, кто читал ее, дол жен был запомнить, ибо не мог не задуматься о труде учителя. А ско рее всего, мне оно врезалось в па мять оттого, что уже тогда я точно знала: буду учителем и обязательно учителем литературы. Показалось тогда, что, наконец-то, мой «учитель» находит воплощение в Вас. Встреча с Вами стала для меня одним из са мых больших желаний. Школу я закончила очень далеко от Липецка. Приехала в Ваш город, стала студенткой пединститута с уве ренностью, что при первой же воз можности постараюсь осуществить свою мечту. И теперь я с удоволь ствием вспоминаю о встрече с Ва ми. Нас разделяла только дверь; Вы З Д РАВСТ ВУЙТ Е , МАРИЯ ДМИТРИЕВНА! ИЗ Д А Л Ь Н Е Й С И Б И Р С К О Й Д Е Р Е В И И Мне бы очень хотелось через газету поздравить с праздником преподавателей Усманского пед училища, пожелать всем большого счастья, хорошего здоровья, новых творческих успехов в благород ном труде. Я работаю учительницей второй год в сибирской деревне. Профес сия моя мне очень нравится, а помогли полюбить ее преподава тели педучилища. Это они отдава ли нам частицу своего сердца, учили, как учить и как воспиты вать. Я всегда с теплотой вспоминаю свою классную руководительницу, Лидию Васильевну Агурееву, ди ректора Дмитрия Тихоновича Свиридова, Таисию Ивановну Сы чеву. Нину Михайловну Коросте леву, Юрия Остаповича Вивчурко и многих других. В этот праздничный день, до рогие преподаватели, мне хочется от себя лично и всех моих сокурс ников сказать вам большое сер дечное спасибо. С уважением Татьяна НАЛИВКИНА. СПАСИБО, РОДНЫЕ! В этот день не бывает недостат ка в письмах, телеграммах, позд равительных открытках у каждого из нас, учителей. Мы же воспри нимаем Все как должное. А ведь надо и нам публично сказать большое спасибо нашим родным, нашим дорогим, нашим самым лучшим ученикам! Помнят о нас десятки лет, как и мы своих на ставников. Л. ХОРОЛ. учительница липецкой школы № 25. явились в дверях притихшие, и лица у них были какие-то необыкновен ные, одухотворенные. Кажется, зву чат для них еще слова «...Но капли крови твоей горячей!..» Я подумала о том, что за 40 лет работы в школе через Ваше сердце, через Ваши ру ки прошли сотни ребят, и если каж дый из них, выходя из класса, вот так же, как эти, задумался об услы шанном на уроке из Ваших уст, то это, наверное, прекрасно. А потом я увидела Вас... Знаете, есть красота, которая нас освещает, вызывает глубочайшее уважение к преклонному возрасту, к прекрасно прожитой жизни. Школьные стены, бегущие по коридору ребята, дев чонки в школьной форме с белыми воротничками подчерчивают эту кра соту. Вы повторяли, что наш разговор должен остаться между нами, Вы были очень откровенны. Извините, но я не смогу не передать его та ким же, как я, студентам, будущим педагогам. Это очень нужно нам всем. Я спросила тогда, не надоела ли за 40 лет Ваша работа. Вы даже уди вились, по-моему, этому вопросу. Конечно, нет! Иначе и не может быть. Ведь как Вы сказали, для Вас преподавание —- каждодневное ис следование и поиск. Вы еще сказа ли: что труднее всего, то и привле кает. Я долго думала над Вашим от ветом и теперь никогда не приму всерьез реплики очень недалеких людей о том, что работа учителя притупляет, что из года в год при ходится повторять одно и то же. Я очень верю Вашим словам. Ведь если не ве- шяшяшшяшшиш рить словам учи теля, сказавшего: «Главное у меня в жизни — хорошо провести урок!»— то кому же тогда можно поверить? Знаете, сейчас я вспоминаю моих учителей, думаю о Вас и могу ска зать, что в^ех вас что-то объединяет. На верное, настоящие учителя, где бы они ни работали, сколько бы ни прожили на свет{, в чем-то оди наковы. Их делают одинаковыми знания, высокая культура, уважение к ребятам — они ведь такие же лю ди, как и взрослые. А еще Вы при тягиваете к себе... Вот мне уже хо чется писать о внутреннем тепле, об особых искорках в глазах, да бо юсь, Вы осудите за громкие слова. А ведь мне еще не раз нужно бу дет приходить к Вам!.. И я заранее радуюсь этому. Ребята в детстве говорят своим отцам: «Я буду таким, как ты!» А я повторяю: «Я хочу быть таким учи телем, как Вы!». Мои учителя, незаметно для себя, убедили меня в том, что я должна быть именно учителем и некем дру гим. А Вы, наверное, незаметно для себя, учите, как надо работать, как сделать так, чтобы и через 40 лет работа приносила удовольствие чтобы ребята вечно любили тебя и самой вечно любить их! Е. ШЕНЕЦ, студентка Липецкого педагогического института. М М П О З Д Р А В Л Я Е М ! Мы. ученики 6 «Б» класса, просим поздравить с Днем учителяна ших учителей: Нину Федоровну Вереникину, Валентину Максимов ну Новикову, Клавдию Дмитриевну Митину и других. Желаем всем хорошего здоровья и больших успехов в работе. ' Ученики 6 «Б» класса средней школы № 9 Галя МАТЮХ, Нашата ЛАСКАТЕЛЕВА, Люда ТОЛСТЫХ, Таня МЕЩЕРЯКОВА, Оля АРХИПКИНА, Марина СИТНИКОВА, Дима ПЯСЕЦКИЙ, Женя ЛАНИН. «Учительница». Рисунок учителя Н. Сбитнева (Лебедянь). О С Т Г О В Д Е Т С Т В А Снова от памяти некуда деться — Прожитых лет не сотру: Видится издали островом детства Школа в сосновом бору. Шел я, судьбою своею доволен, Временем трудным согрет: Кто бы подумал, что был в этой школе Прифронтовой лазарет! «Глобус вращается медленно очень...»— Думалось только ли мне? Но получился уверенным почерк К самой серьезной весне. Мне в Заполярье шумели бураны, Солнце светило в Крыму. Видеть заморские дальние страны Мне довелось самому. В новых границах раздвинулся город Юности давней моей! Нет возле школы соснового бора, Листья летят с тополей. Если бы можно начать это снова! В. ЦЫГАНОВ. В НАШЕЙ ОБЛАСТИ З А П О С Л Е Д Н И Е П Я Т Ь Л Е Т : ♦ Число учителей с высшим образова нием увеличилось по чти на 2000. ♦ Значком „От личник народного просвещения" на граждено 1559 учи телей. ...И этот знает, и тот знает, н третий, и пятый,—кого же спро сить?.. Нет, наверное, более прият ней расстерянности в жизни учи тельницы. Не напрасно Зоя Федо ровна Мордовкина из второй Ли пецкой школы до поздней ночи засиживается над их тетрадками, готовится к завтрашнему уроку! Фото Ю. Ардашева. Д Р У З Ь Я ! Б Р О Ш Ю Р А О ВОСПИТ АНИИ Облоно и институт усовершен ствования учителей издали бро шюру. в которую вошли материа лы III областного'* съезда по ком мунистическому воспитанию уча щейся молодежи. Она открывает ся редакционной статьей «За единство действий школы, семьи и общественности». В сокращенном виде приведены некоторые выступления — заме стителя директора по учебно-вос питательной работе средней шко лы № 12 Липецка В. Тупикиной «Идейно-политическое воспитание учащихся на примере жизни н деятельности В. И. Ленина», за местителя директора по учебно- воспитательной работе техниче ского училища № 11 Липецка А. Бондаренко «Осуществление ленинского принципа соединения обучения с производительным трудом», директора Лебедянского педучилища Е. Шумовой «Формы и методы политического воспита ния учащихся», заведующего Долгоруковским районо Н. Кузь мина «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация в школе» и другие. С К О Л Ь к о Н У Ж Н О о г н я Я хочу начать свой рассказ слова ми из песни; «Учитель, как нужно много любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя». Я сама учительница. Работаю в Елецкой средней школе № 21. Я благодарна партии и правительству за заботу об учителе, за то, что так высоко ставится в нашей стране труд учителя. И еще хочу сказать, что никогда не смогу забыть тех, кто воспитал во мне призвание, т. е. пер вых моих учителей. Была маленькая школа из двух комнат-классов. Она могла размес титься в одном современном клас се-кабинете. Мы шли в эту школу без родительского понукания, в грязь и непогоду, там было всегда уютно, тепло и нас сердечно встречали учи теля, душевные и высококультурные люди — Дмитрий Павлович Станке вич и Елена Семеновна Семенова. Они отогревали нас своей душевно стью, они воспитывали у нас любовь к труду. И не случайно многие уча щиеся стали учителями, другие стали механизаторами, хорошо работают на полях и на комплексе колхоза «Аврора» Задонского района. Школа была расположена на территории этого колхоза. Нет теперь этого здания, но зало жено новое. Его будут строить те же ученики, которые учились трудолю бию у наших старых учителей. Сей час Дмитрий Павлович, Елена Семе новна на заслуженном отдыхе и жи вут в Ельце. Я от имени всех, кто учился у них, от имени всех учите лей, которые свое призвание нашли благодаря их воспитанию, от имени нашей семьи, в которой брат и сест ра награждены значками «Отличник народного просвещения», передаю спасибо за их кропотливый, великий труд. Желаю им хорошего здоровья! М. ПОВАЛЯЕВА. САМОМУ ПЕРВОМУ Он есть у каждого, как отец, как мать—первый учитель. Ясе годня думаю о П. С. Баранове, учи теле Александровской начальной школы Краснинского района. Па вел Спиридонович больше всего заботится о том, чтобы его пи томцы были трудолюбивыми людьми, и для этого он не жале ет ни сил, ни времени. Поздравляю Вас с праздником, дорогой учитель! И. ДЕМИН. М НОГО лобоых слов сегодня можно оказать об учителях на шей области. Благодаря их упорному труду количество второ годников по сравнению с 1969—70 учебным годом сократилось на пять сот человек. Возросло количество вы пускников средних школ, награжден ных золотой медалью за отличные успехи в учебе и примерное поведе ние. Большинство педагогов успешно преподает по новым программам. Все это результат того, что значи тельно вырос образовательный и методический уровень липецких пе дагогов. За последние пять лет. на пример, число учителей с высшим образованием увеличилось почти на 2 тысячи. 1559 работников народно го образования нашей области на граждены значком «Отличникнарод ного просвещения», 285 педагогов удостоены почетного звания заслу женного учителя школы РСФСР. Множатся ряды подлинных масте ров педагогического труда. Одной из основных задач девятой пятилетки в области народного обра зования, как это указано в Директи вах XXIV съезда КПСС, является завершение перехода ко всеобщему среднему образованию и дальнейшее совершенствование учебно-воспита тельного процесса в школах. А это немыслимо без основательного те оретического и методического пере вооружения учительства. Улучшению методической работы в школах будет содействовать введе ние с этого учебного года в штатах сельских районных отделов народно го образования должностей методи стов по начальным классам. С целью более основательной тео ретической подготовки учителей в работе по новым программам в об ласти создается двухгодичный уни верситет педагогических знаний. Учи теля областного центра будут зани маться на 7 факультетах: русского языка и литературы, математики, фи зики, истории и обществоведения, биологии и химии, иностранных язы ков, физкультуры. Для учителей об ласти создаются филиалы факульте тов русского языка и литературы, математики и физики в Лебедяни, Усмани, Чаплыгине, Ельце, Тербунах, Липецке, куда на занятия раз в ме сяц будут приезжать учителя из близлежащих райанов. ' К чтению лекций в университете педагогиче ских знаний привлекаются препода ватели Липецкого и Елецкого педин ститутов. Первые занятия в университете педагогических знаний состоятся в начале октября. •Большим событием в жизни учи тельства области явится проведение в январе будущего года педагогиче- кой конференции на тему: «Разви тие познавательной активности уча щихся». Тема конференции весьма актуальна. Сейчас уже развернулась подготовка к ней. Помимо пленарно го заседания, участники конферен ции будут заниматься в секциях, по сещать уроки в тех школах и у тех учителей, где эта проблема решается наиболее успешно. К конференции предполагается организовать вы ставку, По решению коллегии Министерст ва просвещения СССР, президиума Академии педагогических наук и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учрежде ний в марте 1973 г. состоятся III Всесоюзные педагогические чтения, посвященные 56-летию образования :!1 НИШИ Союза ССР. Им должны предшест вовать школьные, районные и город ские педагогические чтения, а в мар те будущего года состоятся област ные педагогические чтения. Цель их — выявление и обобщение передово. го педагогического опыта, содейст вие г научно-методическому совер шенствованию учителей. Задача педагогической обществен ности —- провести школьные, район ные, городские и областные чтения на высоком теоретическом уровне. Лучшие из них будут поедставлены на Всесоюзные педагогические чте ния. По целому ряду предметов школы уже несколько лет работают по но вым программам, и лучшие учителя накопили большой опыт преподава ния. Сделать^ его достоянием всего учительства — неотложная задача органов народного образования, ин ститута усовершенствования учите лей, методических кабинетов. Пер вые попытки в этом отношении уже сделаны. Сейчас находятся в произ водстве плакаты об опыте работы учительницы начальных классов Аг рономопекой средней школы Лебе дянского района А. И. Самсоновой, учительницы русского языка и ли тературы Задонской воеьмнлетней школы Л. А. Моревой, учительницы биологии Вязовицкой средней шко лы Долгоруковского района М. П. Ефимовой. В течение 1971—72 учебного года институт усовершенствования учи телей намечает обобщить опыт рабо ты около 50 педагогов, в том числе директора средней школы № 1 Ли пецка В. С. Татуйко о руководстве работой коллектива над проблемой поисков педагогических' средств и приемов активизации мыслительной С ВЯЗЬ МЕЖДУ челобитной бтрелецкого десятника из древнего города Сокольска, лепкой на мосту через речку Липов- ку и сорок первой школой в Липецке — вполне определенная. Стрелецкий Десятник жаловался на трудности в обучении ратному делу, на то, что отощали его ребятишки, при таком мизерном жалованья (Центральный государственный архив древних ак тов). ■ • Челобитную тоже по делам воен ного ведомства писали потомки жи телей бывшего города Сокольска — три сотни лет после десятника он находился на положении села Со кольского, которое потом, уже в не давнее время, вошло в состав го рода Липецка. Итак, челобитная: «Пионеры и комсомольцы клуба «Парус» сорок первой школы г. Ли пецка вновь обращаются к Вам, то варищ Фурцева, (Министра культуры СССР — А. В.). Заступитесь за музей-усадьбу М. Ю. Лермонтова в Тарханах (Пензенская область. А. В.). Теперь, когда в усадьбе кипит ра бота по восстановлению и реставра ции многих объектов, когда столько осуществленного и еще больше за думанного.., вдруг отзывают в армию на должность заведующего офицер ским клубом директора музея-усадь бы В. П. Арзамасцева (срок действи тельной службы он отслужил)...». Подписано было просто и строго: «Граждане России из клуба «Па рус». Да, не для себя просили по томки! Ответ был такой: «Дорогие ребята! Сердечно благодарим вас за помощь и заботу о музее М. Ю. Лермонтова. Как нам сообщили из областного управления культуры, тсв. Арзамасцев будет продолжать работу в музее». Требуются разъяснения. «Парус» — лермонтовский клуб, взявший для своего названия и эмблемы символ чистоты и романтики — мятежный О Ч Е Р К ВЫСЕЧЬ ИСКРУ парус из знаменитого стихотворения любимого поэта. В Тарханах они сами устраняли следы деятельности бывшего дирек тора, снимали колючую проволоку, ограждавшую личную пасеку на тер ритории мемориального парка, чини ли забор, убирали мусор. — Откуда вы такие? — удивля лись местные жители...... Откуда? Какое это имеет значе ние? Из Советского Союза! А вот почему такие, сказать стоит. Сперва читали произведения Лер монтова, обсуждали их, подбирали книги, рисунки, рисовали. Но он такой молодой (как писал им недавно Ираклий Андронников, «ему и сейчас нет двадцати семи»), Такой близкий и зовущий!.. Они переполне ны были им. Они даже клялись меж ду собой: «Честное лермонтовское!». Кто не писал стихи и тот начал пи сать. Своим стало то, чем он жил, мыслил. И родилась пьеса. Из его произведений. Составили всем миром и поставили — с декорациями, с ко стюмами, с музыкой. И пришла кому-то идея: — А что, покажем ее в Тарха нах?! Прямо в парке, где по; пьесе действие происходило? И началось! Где брать деньги, как везти 39(!) чемоданов костюмов и декораций? Как уговорить родите лей отпустить в такой дальний вояж? Впрочем, началось все еще рань ше с Аллы Матвеевны Шаталовой, учительницы литературы и рисова ния. Просто, она поделилась с ними своей любовью к поэту. А как она сама говорит, стоит только в седь мом классе дойти до его поэмы «Мцыри», и ребята не могут отор ваться от Лермонтова. Необходимо дополнение: в классе у такого же учителя, как Алла Матвеевна, ко торая и прочитать стихи может так, что у ребят слезы на глазах, и извлечь из стихотворных строк и научных комментариев такие литера турные и человеческие богатства, что казавшийся кое-кому ранее гор до-мрачным и одиноким поручик Тенгинского пехотного полка вдруг раскрывается во всей своей величи не и неистовости. Ну, деньги собирали так: работа ли на почте почтальонами, на заво де собирали обломки дорогого огне упорного кирпича, в школе всем клубом замещали одну уборщицу, получая ее зарплату. Родителей уго ворили (они иногда поддаются на добрые увещевания). Потом в раз ные годы были три поездки в Тар ханы. Был, конечно, показан спек такль, пели «Белеет парус» и гимн клуба «Парус». Таня Евсикова просидела в скле пе, где стоит гроб с прахом поэта, одна, при свечах несколько дней с перерывами — рисовала с натуры. Легкий и стремительный Володя Полукаров, говорящий сто слов в минуту, забрался ночью в музей, осторожно открыв крючок, кото рым заперта была изнутри дверь. В носках ходил по арсеньевскому до му, вдыхая его запахи, расширенны ми глазами взгдядываясь в углы, где особенно густой была темнота.' Романтика романтикой, парус — парусом, чистота — чистотой, но их не оберегали от жизни. Да, собст венно, как обережешь — она среди них. В Пятигорске дробили цветной камень для усадьбы домика-музея Лермонтова, проводили экскурсии, сменяя усталых экскурсоводов музея, ухаживали за цветами. Работали так, что иной раз не хватало сил пойти в столовую, и самых крепких, которые еще способны были на под виги, посылали, на первый случай, за кефиром. А один из сильных тру дился так осторожно, что находил время и свободные «мощности», что бы отправить домой посылку с фруктами и уговаривал другого на пути за кефиром тайно подкрепить ся в столовой. Очень хозяйственный был человек! Остальные нашли вре мя, чтобы торжественно расстрелять из охотничьего ружья, принадлежа щего члену клуба Володе Полукаро- ву, на месте дуэли Лермонтова у горы Машук большой портрет Мар тынова, убийцы поэта, специально нарисованный для этой цели членом клуба Таней Евсиковой. А в Липецке Алла Матвеевна дол го и упорно разоблачала взрослого проходимца, который заставил пред ставительницу клуба, несовершенно летнюю, достигшую шестнадцати лет, расписаться в получении ста двад цати заработанных ребятами рублей и довольствоваться шестидесятые. Не в деньгах было дело — надо было доказать ребятам, что справедли вость восторжествует. А в Пятигор ске сами ребята увидели, как сторож музея берет у запоздавших курорт ников деньги за осмотр музея в неурочный час, на этот счет выпива ет, и взволновались: вдруг подожжет домик — ведь курит пьяный в не положенных местах? Новый сторож однажды заболел и не пришел. Ре бята вызвались: «А если мы?». Им предоставили сторожку, один из взрослых друзей принес шинель: ночью на Кавказе холодно, когда выходить, посматривать — приго дится. * На- рассвете, в шинели в накидку вышел Володя Полукаров в очеред ной обход — наблюдательные дев чонки ахнули: чистый Лермонтов! Смуглый шатен, глаза горят, ши нель... — Володь, пройдись еще раз. При восходе в нескольких десят ках километров мощной бело-розо вой громадой засверкал на горизон те нежно-снежный Эльбрус — разве такое забудешь? А в Тбилиси влюбились в грузин за их гостеприимство и горячность, за то, что столичный милиционер, проходя мимо через парк Руставели, не стал свистеть, когда увидел, как мальчишки сбивают невиданную шишку с кипариса. Их учительница Алла Матвеевна стояла в это время — как бы это деликатно выразиться? — на страже, что ли, советовала лучше достать шишку ее зонтиком и, по собствен ному признанию, дрожала от страха, Зонтик тоже застрял, и грузин-ми лиционер не стал журить немоло дую женщину за антипедагогические действия, а сам принял в них уча стие и добился, что экзотическая шишка была сбита и от имени слав ного города Тбилиси вручена тоже славному городу Липецку. Но позвольте, а при чем тут Тбилиси? Видите ли, хорошие люди всегда «причем» в нашей жизни. Когда «Парус» только прибыл в Пятигорск, его с распростертыми объятиями облапили квартиросдат чики этого знаменитого курортного города. «Парус» был тогда настоль ко неподготовленным в житейском смысле, что за «рупь» в сутки согла. сился на шикарные места на полу и еще уплатил вперед. Они выступали на вечере в день гибели поэта с концертом, и это, по свидетельству, газет, было самым ярким впечатлением вечера. Нако нец, они вызывали к себе уважение своей манерой держаться — привет ливо и непринужденно, со скромным достоинством. Но когда работники музея «Домик Лермонтова», решив нанести ответ ный визит юным липчанам, посетили «домик «Паруса», то пришли в ужас. Немедленно вмешались местные вла сти. Постояльцев отобрали ипомести ли в пустовавшую летом школу, а расчувствовавшийся коллектив му зейных работников по-вел клуб «Па рус» в полном составе в кафе уго щать пирожными! Но когда обо всей этой истории узнали общественники Пятигорска, группирующиеся вокруг лермонтовского музея, общг# поток эмоций был настолько могуч, что понес юных липчан в путешествие по знаменитой Военно-Грузинской до роге — знай-де наших, пятигорчан: что там пирожные — детские иг рушки — дать им машину, пусть увидят Кавказ! Так они побывали и на родине поэта Кансына Кулиева. II все это происходило во время очередного трудового отпуска учи тельницы литературы и рисования Аллы Матвеевны Шаталовой. Так они оказались на лермонтов ском празднике поэзии, на всесоюз ной лермонтовской научной конфе ренции в университете в Орджони кидзе. В местной газете писали о них, как о самых юных участниках конференции, с изумлением отмечая, что их на ней больше, чем местных орджоникидзенсхих и живущих по соседству грозненских ребят. А. ВОЛНИН. (Окончание следует). ПЕРВЫЙ РАЗ - В МИШКИН КЛАСС Мишутка вновь набедокурил, Нашкодил в классе сорванец. И после злой домашней бури Решился в школу, наконец, Сходить рассерженный отец. «Кругом мальчишки, как мальчишки! —- Руками папа разводил.— Откуда блажь такая в Мишке? То педагогам нагрубил, То стекла в классе перебил... Мать, не иначе, виновата. И школа балует мальца. Известно, гайка слабовата — Вот и тревожат без конца: Подай-им, видищь ли, отца. Как будто б я какая няня! В четвертом классе дуралей, Так вы ему задайте баню! А то «воспитывай, лелей, Старайся, силы не жалей!..» Намерен папа защищаться. Идет в учительскую он Протестовать, отмежеваться,. Однако вскоре вышел вон, Изрядно чем-то удивлен.™ «А все жена!, Ее вина! Могла б сказать. Предупредила б, что ли, Что не в четвертом классе ’ ‘ лоботряс, А в пятом учится сейчас. Да и совсем не в этой школе!...». Н. ЕМЕЛЬЯНОВ, учитель Плехановской школы. деятельности учащихся, учителей Сырской средней школы Липецкого района А. Н. Букреевой—о препода вании по новым программам в третьем классе русского языка и ли тературы, средней школы № 43 Ли пецка 3. Л. Зубко—об изучении твор чества А. Н. Толстого в средней шко ле и др. В свете новых задач, стоящих пе ред учительством, коренным образом следует перестроить работу методи ческих кабинетов рай/гор/оно. Она должны стать подлинными центрами организации методической работы в школах района, города, повйшення квалификации учителей, воспитателей У>' и других работников народного об разования, изучения, обобщения и распространения лучшего педагоги ческого опыта. Работники методка- бинетов призваны оказывать повсе дневную помощь учителям в работе по новым программам. Требует существенного изменения содержание работы предметных ко миссий и методических объединений. От обсуждения на их заседаниях аб страктно-просветительских тем пора отказываться. В первую очередь я этих комиссиях и объединениях не обходимо изучать нормативные до кументы Министерства просвещения РСФСР и СССР о преподавании по новым программам и разбирать наи более трудные темы новых программ. Перед каждым учителем сейчас стоят задачи: воспитывать у своих питомцев интерес к науке, стремле ние к труду на общую пользу: раз вивать у школьников познавательную активность, жажду завтра знать больше, чем сегодня, вырабатывать у них умение самостоятельно добы вать знания, постоянно обновлять их. Нужно твердо помнить, что кру гозор школьника семидесятых годов значительно расширился. Все это требует от учителя, повсе дневно работать над собой, повсе дневно заниматься самообразовани ем. И в первую очередь к учителю относятся слова Н. А. Рубакина, за мечательного представителя отечест венной культуры: “^«Никогда не пре кращайте вашей самообразователь ной работы и не забывайте, . что сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни зна^и, знанию и образова нию нет ни границ, ни пределов». Долг всех работников народного образования — успешно выполнить задачи, которые поставлены перед нами, педагогами, XXIV съездом КПСС. П. КАШМЕНСКИИ, директор областного института усовершенствования учителей. СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА ВНЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz