Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 октября 1971 г., X» 231 (13 (1951 С Е Г О Д Н Я — д Е Н ь У ч И Т Е Л я С П Р А З Д Н И К ОМ , Н АЧИНАЮ п и с ь м о , х о т я еще не знаю точно, о чем буду пи­ сать. Но слова просятся на бумагу; встреча с Вами заставляет... Знаете, у меня были очень хоро­ шие учителя литературы. Сначала одна раскрыла передо мной яркость русского языка, ясную, светлую мудрость классической поэзии. За­ тем другой закрепил во мне уваже­ ние и любовь к этому, украсил сво­ им мастерством были в классе, я — в коридоре. Я слышала Ваш голос, звучный, тор­ жественный (Вы читали «Песнь о Соколе»), и думала о том, что боль­ ше всего хочу в этот момент ока­ заться Вашей ученицей, сидеть за партой в Вашем классе. Но прозвенел звонок. Я ожидала, что сейчас выбегут с шумом ребята, а потом я увижу Вас. Мальчишки же из десятого (математического!) по- чело- великолепного ак­ тера, чтеца. Их личные качества вызывали всегда нечто похожее на преклонение. Эти два образа слива­ лись, и в моем воображении ро­ дился «идеал учи­ теля», если можно так назвать мое представление о прекрасном веке. Несколько лет назад я впервые прочитала о Вас в журнале «Работ­ ница». Статья была очень тепло на­ писана, и мне запомнилось имя учи­ тельницы четвертой липецкой школы Марии Дмитриевны Кочериной. На­ верное, каждый, кто читал ее, дол­ жен был запомнить, ибо не мог не задуматься о труде учителя. А ско­ рее всего, мне оно врезалось в па­ мять оттого, что уже тогда я точно знала: буду учителем и обязательно учителем литературы. Показалось тогда, что, наконец-то, мой «учитель» находит воплощение в Вас. Встреча с Вами стала для меня одним из са­ мых больших желаний. Школу я закончила очень далеко от Липецка. Приехала в Ваш город, стала студенткой пединститута с уве­ ренностью, что при первой же воз­ можности постараюсь осуществить свою мечту. И теперь я с удоволь­ ствием вспоминаю о встрече с Ва­ ми. Нас разделяла только дверь; Вы З Д РАВСТ ВУЙТ Е , МАРИЯ ДМИТРИЕВНА! ИЗ Д А Л Ь Н Е Й С И Б И Р С К О Й Д Е Р Е В И И Мне бы очень хотелось через газету поздравить с праздником преподавателей Усманского пед­ училища, пожелать всем большого счастья, хорошего здоровья, новых творческих успехов в благород­ ном труде. Я работаю учительницей второй год в сибирской деревне. Профес­ сия моя мне очень нравится, а помогли полюбить ее преподава­ тели педучилища. Это они отдава­ ли нам частицу своего сердца, учили, как учить и как воспиты­ вать. Я всегда с теплотой вспоминаю свою классную руководительницу, Лидию Васильевну Агурееву, ди­ ректора Дмитрия Тихоновича Свиридова, Таисию Ивановну Сы­ чеву. Нину Михайловну Коросте­ леву, Юрия Остаповича Вивчурко и многих других. В этот праздничный день, до­ рогие преподаватели, мне хочется от себя лично и всех моих сокурс­ ников сказать вам большое сер­ дечное спасибо. С уважением Татьяна НАЛИВКИНА. СПАСИБО, РОДНЫЕ! В этот день не бывает недостат­ ка в письмах, телеграммах, позд­ равительных открытках у каждого из нас, учителей. Мы же воспри­ нимаем Все как должное. А ведь надо и нам публично сказать большое спасибо нашим родным, нашим дорогим, нашим самым лучшим ученикам! Помнят о нас десятки лет, как и мы своих на­ ставников. Л. ХОРОЛ. учительница липецкой школы № 25. явились в дверях притихшие, и лица у них были какие-то необыкновен­ ные, одухотворенные. Кажется, зву­ чат для них еще слова «...Но капли крови твоей горячей!..» Я подумала о том, что за 40 лет работы в школе через Ваше сердце, через Ваши ру­ ки прошли сотни ребят, и если каж­ дый из них, выходя из класса, вот так же, как эти, задумался об услы­ шанном на уроке из Ваших уст, то это, наверное, прекрасно. А потом я увидела Вас... Знаете, есть красота, которая нас освещает, вызывает глубочайшее уважение к преклонному возрасту, к прекрасно прожитой жизни. Школьные стены, бегущие по коридору ребята, дев­ чонки в школьной форме с белыми воротничками подчерчивают эту кра­ соту. Вы повторяли, что наш разговор должен остаться между нами, Вы были очень откровенны. Извините, но я не смогу не передать его та­ ким же, как я, студентам, будущим педагогам. Это очень нужно нам всем. Я спросила тогда, не надоела ли за 40 лет Ваша работа. Вы даже уди­ вились, по-моему, этому вопросу. Конечно, нет! Иначе и не может быть. Ведь как Вы сказали, для Вас преподавание —- каждодневное ис­ следование и поиск. Вы еще сказа­ ли: что труднее всего, то и привле­ кает. Я долго думала над Вашим от­ ветом и теперь никогда не приму всерьез реплики очень недалеких людей о том, что работа учителя притупляет, что из года в год при­ ходится повторять одно и то же. Я очень верю Вашим словам. Ведь если не ве- шяшяшшяшшиш рить словам учи­ теля, сказавшего: «Главное у меня в жизни — хорошо провести урок!»— то кому же тогда можно поверить? Знаете, сейчас я вспоминаю моих учителей, думаю о Вас и могу ска­ зать, что в^ех вас что-то объединяет. На­ верное, настоящие учителя, где бы они ни работали, сколько бы ни прожили на свет{, в чем-то оди­ наковы. Их делают одинаковыми знания, высокая культура, уважение к ребятам — они ведь такие же лю­ ди, как и взрослые. А еще Вы при­ тягиваете к себе... Вот мне уже хо­ чется писать о внутреннем тепле, об особых искорках в глазах, да бо­ юсь, Вы осудите за громкие слова. А ведь мне еще не раз нужно бу­ дет приходить к Вам!.. И я заранее радуюсь этому. Ребята в детстве говорят своим отцам: «Я буду таким, как ты!» А я повторяю: «Я хочу быть таким учи­ телем, как Вы!». Мои учителя, незаметно для себя, убедили меня в том, что я должна быть именно учителем и некем дру­ гим. А Вы, наверное, незаметно для себя, учите, как надо работать, как сделать так, чтобы и через 40 лет работа приносила удовольствие чтобы ребята вечно любили тебя и самой вечно любить их! Е. ШЕНЕЦ, студентка Липецкого педагогического института. М М П О З Д Р А В Л Я Е М ! Мы. ученики 6 «Б» класса, просим поздравить с Днем учителяна­ ших учителей: Нину Федоровну Вереникину, Валентину Максимов­ ну Новикову, Клавдию Дмитриевну Митину и других. Желаем всем хорошего здоровья и больших успехов в работе. ' Ученики 6 «Б» класса средней школы № 9 Галя МАТЮХ, Нашата ЛАСКАТЕЛЕВА, Люда ТОЛСТЫХ, Таня МЕЩЕРЯКОВА, Оля АРХИПКИНА, Марина СИТНИКОВА, Дима ПЯСЕЦКИЙ, Женя ЛАНИН. «Учительница». Рисунок учителя Н. Сбитнева (Лебедянь). О С Т Г О В Д Е Т С Т В А Снова от памяти некуда деться — Прожитых лет не сотру: Видится издали островом детства Школа в сосновом бору. Шел я, судьбою своею доволен, Временем трудным согрет: Кто бы подумал, что был в этой школе Прифронтовой лазарет! «Глобус вращается медленно очень...»— Думалось только ли мне? Но получился уверенным почерк К самой серьезной весне. Мне в Заполярье шумели бураны, Солнце светило в Крыму. Видеть заморские дальние страны Мне довелось самому. В новых границах раздвинулся город Юности давней моей! Нет возле школы соснового бора, Листья летят с тополей. Если бы можно начать это снова! В. ЦЫГАНОВ. В НАШЕЙ ОБЛАСТИ З А П О С Л Е Д Н И Е П Я Т Ь Л Е Т : ♦ Число учителей с высшим образова­ нием увеличилось по­ чти на 2000. ♦ Значком „От­ личник народного просвещения" на­ граждено 1559 учи­ телей. ...И этот знает, и тот знает, н третий, и пятый,—кого же спро­ сить?.. Нет, наверное, более прият­ ней расстерянности в жизни учи­ тельницы. Не напрасно Зоя Федо­ ровна Мордовкина из второй Ли­ пецкой школы до поздней ночи засиживается над их тетрадками, готовится к завтрашнему уроку! Фото Ю. Ардашева. Д Р У З Ь Я ! Б Р О Ш Ю Р А О ВОСПИТ АНИИ Облоно и институт усовершен­ ствования учителей издали бро­ шюру. в которую вошли материа­ лы III областного'* съезда по ком­ мунистическому воспитанию уча­ щейся молодежи. Она открывает­ ся редакционной статьей «За единство действий школы, семьи и общественности». В сокращенном виде приведены некоторые выступления — заме­ стителя директора по учебно-вос­ питательной работе средней шко­ лы № 12 Липецка В. Тупикиной «Идейно-политическое воспитание учащихся на примере жизни н деятельности В. И. Ленина», за­ местителя директора по учебно- воспитательной работе техниче­ ского училища № 11 Липецка А. Бондаренко «Осуществление ленинского принципа соединения обучения с производительным трудом», директора Лебедянского педучилища Е. Шумовой «Формы и методы политического воспита­ ния учащихся», заведующего Долгоруковским районо Н. Кузь­ мина «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация в школе» и другие. С К О Л Ь к о Н У Ж Н О о г н я Я хочу начать свой рассказ слова­ ми из песни; «Учитель, как нужно много любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя». Я сама учительница. Работаю в Елецкой средней школе № 21. Я благодарна партии и правительству за заботу об учителе, за то, что так высоко ставится в нашей стране труд учителя. И еще хочу сказать, что никогда не смогу забыть тех, кто воспитал во мне призвание, т. е. пер­ вых моих учителей. Была маленькая школа из двух комнат-классов. Она могла размес­ титься в одном современном клас­ се-кабинете. Мы шли в эту школу без родительского понукания, в грязь и непогоду, там было всегда уютно, тепло и нас сердечно встречали учи­ теля, душевные и высококультурные люди — Дмитрий Павлович Станке­ вич и Елена Семеновна Семенова. Они отогревали нас своей душевно­ стью, они воспитывали у нас любовь к труду. И не случайно многие уча­ щиеся стали учителями, другие стали механизаторами, хорошо работают на полях и на комплексе колхоза «Аврора» Задонского района. Школа была расположена на территории этого колхоза. Нет теперь этого здания, но зало­ жено новое. Его будут строить те же ученики, которые учились трудолю­ бию у наших старых учителей. Сей­ час Дмитрий Павлович, Елена Семе­ новна на заслуженном отдыхе и жи­ вут в Ельце. Я от имени всех, кто учился у них, от имени всех учите­ лей, которые свое призвание нашли благодаря их воспитанию, от имени нашей семьи, в которой брат и сест­ ра награждены значками «Отличник народного просвещения», передаю спасибо за их кропотливый, великий труд. Желаю им хорошего здоровья! М. ПОВАЛЯЕВА. САМОМУ ПЕРВОМУ Он есть у каждого, как отец, как мать—первый учитель. Ясе­ годня думаю о П. С. Баранове, учи­ теле Александровской начальной школы Краснинского района. Па­ вел Спиридонович больше всего заботится о том, чтобы его пи­ томцы были трудолюбивыми людьми, и для этого он не жале­ ет ни сил, ни времени. Поздравляю Вас с праздником, дорогой учитель! И. ДЕМИН. М НОГО лобоых слов сегодня можно оказать об учителях на­ шей области. Благодаря их упорному труду количество второ­ годников по сравнению с 1969—70 учебным годом сократилось на пять­ сот человек. Возросло количество вы­ пускников средних школ, награжден­ ных золотой медалью за отличные успехи в учебе и примерное поведе­ ние. Большинство педагогов успешно преподает по новым программам. Все это результат того, что значи­ тельно вырос образовательный и методический уровень липецких пе­ дагогов. За последние пять лет. на­ пример, число учителей с высшим образованием увеличилось почти на 2 тысячи. 1559 работников народно­ го образования нашей области на­ граждены значком «Отличникнарод­ ного просвещения», 285 педагогов удостоены почетного звания заслу­ женного учителя школы РСФСР. Множатся ряды подлинных масте­ ров педагогического труда. Одной из основных задач девятой пятилетки в области народного обра­ зования, как это указано в Директи­ вах XXIV съезда КПСС, является завершение перехода ко всеобщему среднему образованию и дальнейшее совершенствование учебно-воспита­ тельного процесса в школах. А это немыслимо без основательного те­ оретического и методического пере­ вооружения учительства. Улучшению методической работы в школах будет содействовать введе­ ние с этого учебного года в штатах сельских районных отделов народно­ го образования должностей методи­ стов по начальным классам. С целью более основательной тео­ ретической подготовки учителей в работе по новым программам в об­ ласти создается двухгодичный уни­ верситет педагогических знаний. Учи­ теля областного центра будут зани­ маться на 7 факультетах: русского языка и литературы, математики, фи­ зики, истории и обществоведения, биологии и химии, иностранных язы­ ков, физкультуры. Для учителей об­ ласти создаются филиалы факульте­ тов русского языка и литературы, математики и физики в Лебедяни, Усмани, Чаплыгине, Ельце, Тербунах, Липецке, куда на занятия раз в ме­ сяц будут приезжать учителя из близлежащих райанов. ' К чтению лекций в университете педагогиче­ ских знаний привлекаются препода­ ватели Липецкого и Елецкого педин­ ститутов. Первые занятия в университете педагогических знаний состоятся в начале октября. •Большим событием в жизни учи­ тельства области явится проведение в январе будущего года педагогиче- кой конференции на тему: «Разви­ тие познавательной активности уча­ щихся». Тема конференции весьма актуальна. Сейчас уже развернулась подготовка к ней. Помимо пленарно­ го заседания, участники конферен­ ции будут заниматься в секциях, по­ сещать уроки в тех школах и у тех учителей, где эта проблема решается наиболее успешно. К конференции предполагается организовать вы­ ставку, По решению коллегии Министерст­ ва просвещения СССР, президиума Академии педагогических наук и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учрежде­ ний в марте 1973 г. состоятся III Всесоюзные педагогические чтения, посвященные 56-летию образования :!1 НИШИ Союза ССР. Им должны предшест­ вовать школьные, районные и город­ ские педагогические чтения, а в мар­ те будущего года состоятся област­ ные педагогические чтения. Цель их — выявление и обобщение передово. го педагогического опыта, содейст­ вие г научно-методическому совер­ шенствованию учителей. Задача педагогической обществен­ ности —- провести школьные, район­ ные, городские и областные чтения на высоком теоретическом уровне. Лучшие из них будут поедставлены на Всесоюзные педагогические чте­ ния. По целому ряду предметов школы уже несколько лет работают по но­ вым программам, и лучшие учителя накопили большой опыт преподава­ ния. Сделать^ его достоянием всего учительства — неотложная задача органов народного образования, ин­ ститута усовершенствования учите­ лей, методических кабинетов. Пер­ вые попытки в этом отношении уже сделаны. Сейчас находятся в произ­ водстве плакаты об опыте работы учительницы начальных классов Аг­ рономопекой средней школы Лебе­ дянского района А. И. Самсоновой, учительницы русского языка и ли­ тературы Задонской воеьмнлетней школы Л. А. Моревой, учительницы биологии Вязовицкой средней шко­ лы Долгоруковского района М. П. Ефимовой. В течение 1971—72 учебного года институт усовершенствования учи­ телей намечает обобщить опыт рабо­ ты около 50 педагогов, в том числе директора средней школы № 1 Ли­ пецка В. С. Татуйко о руководстве работой коллектива над проблемой поисков педагогических' средств и приемов активизации мыслительной С ВЯЗЬ МЕЖДУ челобитной бтрелецкого десятника из древнего города Сокольска, лепкой на мосту через речку Липов- ку и сорок первой школой в Липецке — вполне определенная. Стрелецкий Десятник жаловался на трудности в обучении ратному делу, на то, что отощали его ребятишки, при таком мизерном жалованья (Центральный государственный архив древних ак­ тов). ■ • Челобитную тоже по делам воен­ ного ведомства писали потомки жи­ телей бывшего города Сокольска — три сотни лет после десятника он находился на положении села Со­ кольского, которое потом, уже в не­ давнее время, вошло в состав го­ рода Липецка. Итак, челобитная: «Пионеры и комсомольцы клуба «Парус» сорок первой школы г. Ли­ пецка вновь обращаются к Вам, то­ варищ Фурцева, (Министра культуры СССР — А. В.). Заступитесь за музей-усадьбу М. Ю. Лермонтова в Тарханах (Пензенская область. А. В.). Теперь, когда в усадьбе кипит ра­ бота по восстановлению и реставра­ ции многих объектов, когда столько осуществленного и еще больше за­ думанного.., вдруг отзывают в армию на должность заведующего офицер­ ским клубом директора музея-усадь­ бы В. П. Арзамасцева (срок действи­ тельной службы он отслужил)...». Подписано было просто и строго: «Граждане России из клуба «Па­ рус». Да, не для себя просили по­ томки! Ответ был такой: «Дорогие ребята! Сердечно благодарим вас за помощь и заботу о музее М. Ю. Лермонтова. Как нам сообщили из областного управления культуры, тсв. Арзамасцев будет продолжать работу в музее». Требуются разъяснения. «Парус» — лермонтовский клуб, взявший для своего названия и эмблемы символ чистоты и романтики — мятежный О Ч Е Р К ВЫСЕЧЬ ИСКРУ парус из знаменитого стихотворения любимого поэта. В Тарханах они сами устраняли следы деятельности бывшего дирек­ тора, снимали колючую проволоку, ограждавшую личную пасеку на тер­ ритории мемориального парка, чини­ ли забор, убирали мусор. — Откуда вы такие? — удивля­ лись местные жители...... Откуда? Какое это имеет значе­ ние? Из Советского Союза! А вот почему такие, сказать стоит. Сперва читали произведения Лер­ монтова, обсуждали их, подбирали книги, рисунки, рисовали. Но он такой молодой (как писал им недавно Ираклий Андронников, «ему и сейчас нет двадцати семи»), Такой близкий и зовущий!.. Они переполне­ ны были им. Они даже клялись меж­ ду собой: «Честное лермонтовское!». Кто не писал стихи и тот начал пи­ сать. Своим стало то, чем он жил, мыслил. И родилась пьеса. Из его произведений. Составили всем миром и поставили — с декорациями, с ко­ стюмами, с музыкой. И пришла кому-то идея: — А что, покажем ее в Тарха­ нах?! Прямо в парке, где по; пьесе действие происходило? И началось! Где брать деньги, как везти 39(!) чемоданов костюмов и декораций? Как уговорить родите­ лей отпустить в такой дальний вояж? Впрочем, началось все еще рань­ ше с Аллы Матвеевны Шаталовой, учительницы литературы и рисова­ ния. Просто, она поделилась с ними своей любовью к поэту. А как она сама говорит, стоит только в седь­ мом классе дойти до его поэмы «Мцыри», и ребята не могут отор­ ваться от Лермонтова. Необходимо дополнение: в классе у такого же учителя, как Алла Матвеевна, ко­ торая и прочитать стихи может так, что у ребят слезы на глазах, и извлечь из стихотворных строк и научных комментариев такие литера­ турные и человеческие богатства, что казавшийся кое-кому ранее гор­ до-мрачным и одиноким поручик Тенгинского пехотного полка вдруг раскрывается во всей своей величи­ не и неистовости. Ну, деньги собирали так: работа­ ли на почте почтальонами, на заво­ де собирали обломки дорогого огне­ упорного кирпича, в школе всем клубом замещали одну уборщицу, получая ее зарплату. Родителей уго­ ворили (они иногда поддаются на добрые увещевания). Потом в раз­ ные годы были три поездки в Тар­ ханы. Был, конечно, показан спек­ такль, пели «Белеет парус» и гимн клуба «Парус». Таня Евсикова просидела в скле­ пе, где стоит гроб с прахом поэта, одна, при свечах несколько дней с перерывами — рисовала с натуры. Легкий и стремительный Володя Полукаров, говорящий сто слов в минуту, забрался ночью в музей, осторожно открыв крючок, кото­ рым заперта была изнутри дверь. В носках ходил по арсеньевскому до­ му, вдыхая его запахи, расширенны­ ми глазами взгдядываясь в углы, где особенно густой была темнота.' Романтика романтикой, парус — парусом, чистота — чистотой, но их не оберегали от жизни. Да, собст­ венно, как обережешь — она среди них. В Пятигорске дробили цветной камень для усадьбы домика-музея Лермонтова, проводили экскурсии, сменяя усталых экскурсоводов музея, ухаживали за цветами. Работали так, что иной раз не хватало сил пойти в столовую, и самых крепких, которые еще способны были на под­ виги, посылали, на первый случай, за кефиром. А один из сильных тру­ дился так осторожно, что находил время и свободные «мощности», что­ бы отправить домой посылку с фруктами и уговаривал другого на пути за кефиром тайно подкрепить­ ся в столовой. Очень хозяйственный был человек! Остальные нашли вре­ мя, чтобы торжественно расстрелять из охотничьего ружья, принадлежа­ щего члену клуба Володе Полукаро- ву, на месте дуэли Лермонтова у горы Машук большой портрет Мар­ тынова, убийцы поэта, специально нарисованный для этой цели членом клуба Таней Евсиковой. А в Липецке Алла Матвеевна дол­ го и упорно разоблачала взрослого проходимца, который заставил пред­ ставительницу клуба, несовершенно­ летнюю, достигшую шестнадцати лет, расписаться в получении ста двад­ цати заработанных ребятами рублей и довольствоваться шестидесятые. Не в деньгах было дело — надо было доказать ребятам, что справедли­ вость восторжествует. А в Пятигор­ ске сами ребята увидели, как сторож музея берет у запоздавших курорт­ ников деньги за осмотр музея в неурочный час, на этот счет выпива­ ет, и взволновались: вдруг подожжет домик — ведь курит пьяный в не­ положенных местах? Новый сторож однажды заболел и не пришел. Ре­ бята вызвались: «А если мы?». Им предоставили сторожку, один из взрослых друзей принес шинель: ночью на Кавказе холодно, когда выходить, посматривать — приго­ дится. * На- рассвете, в шинели в накидку вышел Володя Полукаров в очеред­ ной обход — наблюдательные дев­ чонки ахнули: чистый Лермонтов! Смуглый шатен, глаза горят, ши­ нель... — Володь, пройдись еще раз. При восходе в нескольких десят­ ках километров мощной бело-розо­ вой громадой засверкал на горизон­ те нежно-снежный Эльбрус — разве такое забудешь? А в Тбилиси влюбились в грузин за их гостеприимство и горячность, за то, что столичный милиционер, проходя мимо через парк Руставели, не стал свистеть, когда увидел, как мальчишки сбивают невиданную шишку с кипариса. Их учительница Алла Матвеевна стояла в это время — как бы это деликатно выразиться? — на страже, что ли, советовала лучше достать шишку ее зонтиком и, по собствен­ ному признанию, дрожала от страха, Зонтик тоже застрял, и грузин-ми­ лиционер не стал журить немоло­ дую женщину за антипедагогические действия, а сам принял в них уча­ стие и добился, что экзотическая шишка была сбита и от имени слав­ ного города Тбилиси вручена тоже славному городу Липецку. Но позвольте, а при чем тут Тбилиси? Видите ли, хорошие люди всегда «причем» в нашей жизни. Когда «Парус» только прибыл в Пятигорск, его с распростертыми объятиями облапили квартиросдат­ чики этого знаменитого курортного города. «Парус» был тогда настоль­ ко неподготовленным в житейском смысле, что за «рупь» в сутки согла. сился на шикарные места на полу и еще уплатил вперед. Они выступали на вечере в день гибели поэта с концертом, и это, по свидетельству, газет, было самым ярким впечатлением вечера. Нако­ нец, они вызывали к себе уважение своей манерой держаться — привет­ ливо и непринужденно, со скромным достоинством. Но когда работники музея «Домик Лермонтова», решив нанести ответ­ ный визит юным липчанам, посетили «домик «Паруса», то пришли в ужас. Немедленно вмешались местные вла­ сти. Постояльцев отобрали ипомести­ ли в пустовавшую летом школу, а расчувствовавшийся коллектив му­ зейных работников по-вел клуб «Па­ рус» в полном составе в кафе уго­ щать пирожными! Но когда обо всей этой истории узнали общественники Пятигорска, группирующиеся вокруг лермонтовского музея, общг# поток эмоций был настолько могуч, что понес юных липчан в путешествие по знаменитой Военно-Грузинской до­ роге — знай-де наших, пятигорчан: что там пирожные — детские иг­ рушки — дать им машину, пусть увидят Кавказ! Так они побывали и на родине поэта Кансына Кулиева. II все это происходило во время очередного трудового отпуска учи­ тельницы литературы и рисования Аллы Матвеевны Шаталовой. Так они оказались на лермонтов­ ском празднике поэзии, на всесоюз­ ной лермонтовской научной конфе­ ренции в университете в Орджони­ кидзе. В местной газете писали о них, как о самых юных участниках конференции, с изумлением отмечая, что их на ней больше, чем местных орджоникидзенсхих и живущих по соседству грозненских ребят. А. ВОЛНИН. (Окончание следует). ПЕРВЫЙ РАЗ - В МИШКИН КЛАСС Мишутка вновь набедокурил, Нашкодил в классе сорванец. И после злой домашней бури Решился в школу, наконец, Сходить рассерженный отец. «Кругом мальчишки, как мальчишки! —- Руками папа разводил.— Откуда блажь такая в Мишке? То педагогам нагрубил, То стекла в классе перебил... Мать, не иначе, виновата. И школа балует мальца. Известно, гайка слабовата — Вот и тревожат без конца: Подай-им, видищь ли, отца. Как будто б я какая няня! В четвертом классе дуралей, Так вы ему задайте баню! А то «воспитывай, лелей, Старайся, силы не жалей!..» Намерен папа защищаться. Идет в учительскую он Протестовать, отмежеваться,. Однако вскоре вышел вон, Изрядно чем-то удивлен.™ «А все жена!, Ее вина! Могла б сказать. Предупредила б, что ли, Что не в четвертом классе ’ ‘ лоботряс, А в пятом учится сейчас. Да и совсем не в этой школе!...». Н. ЕМЕЛЬЯНОВ, учитель Плехановской школы. деятельности учащихся, учителей Сырской средней школы Липецкого района А. Н. Букреевой—о препода­ вании по новым программам в третьем классе русского языка и ли­ тературы, средней школы № 43 Ли­ пецка 3. Л. Зубко—об изучении твор­ чества А. Н. Толстого в средней шко­ ле и др. В свете новых задач, стоящих пе­ ред учительством, коренным образом следует перестроить работу методи­ ческих кабинетов рай/гор/оно. Она должны стать подлинными центрами организации методической работы в школах района, города, повйшення квалификации учителей, воспитателей У>' и других работников народного об­ разования, изучения, обобщения и распространения лучшего педагоги­ ческого опыта. Работники методка- бинетов призваны оказывать повсе­ дневную помощь учителям в работе по новым программам. Требует существенного изменения содержание работы предметных ко­ миссий и методических объединений. От обсуждения на их заседаниях аб­ страктно-просветительских тем пора отказываться. В первую очередь я этих комиссиях и объединениях не­ обходимо изучать нормативные до­ кументы Министерства просвещения РСФСР и СССР о преподавании по новым программам и разбирать наи­ более трудные темы новых программ. Перед каждым учителем сейчас стоят задачи: воспитывать у своих питомцев интерес к науке, стремле­ ние к труду на общую пользу: раз­ вивать у школьников познавательную активность, жажду завтра знать больше, чем сегодня, вырабатывать у них умение самостоятельно добы­ вать знания, постоянно обновлять их. Нужно твердо помнить, что кру­ гозор школьника семидесятых годов значительно расширился. Все это требует от учителя, повсе­ дневно работать над собой, повсе­ дневно заниматься самообразовани­ ем. И в первую очередь к учителю относятся слова Н. А. Рубакина, за­ мечательного представителя отечест­ венной культуры: “^«Никогда не пре­ кращайте вашей самообразователь­ ной работы и не забывайте, . что сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни зна^и, знанию и образова­ нию нет ни границ, ни пределов». Долг всех работников народного образования — успешно выполнить задачи, которые поставлены перед нами, педагогами, XXIV съездом КПСС. П. КАШМЕНСКИИ, директор областного института усовершенствования учителей. СТРАНИЦА ПОДГОТОВЛЕНА ВНЕШТАТНЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz