Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

2 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 1 октября 1971г., :^ 229 (13 0331 НОВЫЙ ЭТАП В М А Р К С И С Т С К О - Л Е Н И Н С ОБ Р А З ОВАНИИ Н а ч и н а е т с я но вый учебный Год в системе партийной уче­ бы и комсомольского просве­ щения. Сегодня соберутся на первые занятия слушатели и пропагандисты политических семинаров, школ н кружков в городах, рабочих посел­ ках и районных центрах области, а с 15 октября, начнутся занятия в сель­ ской местности. Началу учебного года предшест­ вовала большая организаторская ра­ бота партийных’ и комсомольских комитетов. Проводимый, горкомами и райкомами партии смотр готовно­ сти к учебному, году показал, что в большинстве партийных и комсо­ мольских организаций своевременно й правильно определили программу учебы для различных категорий слу­ шателей, подобрали пропагандистов, осуществили другие меры для четкой организации политической учебы т.Ы' сяч коммунистов и беспартийных. Создана такая система учебы, ко­ торая отвечает потребностям ны­ нешнего этапа развития советского общества, когда еще более возраста­ ет значение марксистско-ленинского образования в борьбе за осуществ­ ление величественной программы дальнейшего социально-экономиче­ ского, политического и культурного развития нашей страны, разработан­ ной XXIV съездом КПСС. Съезд партии внес новый важный вклад в развитие теории научного коммуниз­ ма, а его решения являются идейно­ теоретической основой всей практи­ ческой работы партии на длительный период. Без глубокого усвоения его документов и материалов невозмож­ но стать активным политическим бойцом партии. Вот почему в теку­ щем году в марксистско-ленинском образовании коммунистов на первый план выдвигается углубленное по­ еледовательнре изучение всего тео­ ретического богатства, содержащего­ ся в решениях и документах съезда. Этому подчинены новые перерабо­ танные программы, учебные и мето­ дические пособия. Партийные орга­ низации, пропагандисты свою задачу видят з том, чтобы нее содержание политической учебы было проникну­ то идеями съезда и делами по вы­ полнению его решений. В области в прошлом учебном году было создано свыше 200 кружков по изучению решений съезда, около восьми тысяч человек под руковод­ ством опытных пропагандистов про­ должат их изучение и в текущем го­ ду. В этом году расширилась сеть начальных политических школ. Во вновь созданных таких школах, а также в тех, где выполнен прежний учебный план, около полутора ты­ сяч слушателей будут изучать мате­ риалы съезда в течение всего учеб­ ного года. Подавляющее большинст­ во коммунистов будет обучаться в среднем и высшем звене партийной учебы. Во всех школах основ марк­ сизма-ленинизма изучение истории КПСС, политической экономии, фи­ лософии и научного Коммунизма должно строиться в тесной связи с документами съезда. Все формы высшего звена *—тео­ ретические семинары, школы партий­ ного актива — переводятся на изу­ чение по новым программам съез­ довской тематики. В основу их рабо­ ты кладутся разработанная съездом экономическая, социальная и внеш­ няя политика КПСС и Советского государства на современном этапе развития нашего общества, вопросы партийного строительства и идеоло­ гической работы, научного управле­ ния производством, формирования нового человека. Во всех городах и районах с этого года начинают ра­ ботать 3-годичные школы партий­ ного актива, которые призваны сы­ грать важную роль в марксистско- ленинском образовании кадров. В области создано 864 различных теоретических семинара, которые, как правило, объединяют различные отряды интеллигенции: врачей, учи­ телей, инженерно-технических и дру­ гих работников. Во многих семина­ рах в прошлые годы хорошо было организовано изучение ленинского идейного наследия, актуальных во­ просов марксистско-ленинской тео­ рии. Слушатели этих семинаров, за­ вершив в истекшем году изучение тех или других предметов, выразили желание работать над изучением теоретических и практических про­ блем, выдвинутых съездом партии. Их желание учтено. Так, свыше 6 тысяч слушателей 361 теоретическо­ го семинара будут изучать пробле­ му формирования нового человека— как одну из главных задач комму­ нистического строительства. Во многих семинарах будут изу­ чаться вопросы развития марксист­ ско-ленинской экономической теории социализма в материалах съезда, проблемы ускорения научно-техни­ ческого прогресса, дальнейшего раз­ вития сельского хозяйства и повы­ шения его эффектавносит, проблемы социально - политического развития советского общества, основы научно­ го атеизма и другие. Райкомы, гор­ комы партии, первичные партийные организации, Дом и кабинеты поли­ тического просвещения, • учитывая возросший удельный вес теоретиче­ ских семинаров, призваны оказы­ вать постоянную помощь их пропа­ гандистам и слушателям, обеспечить высокий идейно-теоретический уро­ вень занятий. Изучение теоретического богатст­ ва XXIV съезда КПСС требует глу­ бокой и систематической работы во всех звеньях партийной пропаганды. Партийные организации после съезда провели некоторую работу по изуче­ нию его материалов. Но это был первый этап ознакомления трудя­ щихся с документами съезда. Те­ перь предстоит глубокое систематиче­ ское изучение теоретических и поли- тических вопросов, разработанных съездом. В новом учебном году будет про­ должаться работа по совершенство­ ванию экономического образования кадров. В области во всех формах партийной и комсомольской учебы экономическую теорию будут изучать более 21 тыс. человек. Хорошо*’ эту работу организуют партийные орга­ низации и хозяйственные руководи­ тели треста «Липецкстрой», трактор­ ного завода, многих колхозов и сов­ хозов Липецкого, Данковского и других районов. ПК КПСС в Поста­ новлении «Об улучшении экономиче­ ского образования трудящихся» определял задачи и направления это­ го важнейшего участка деятельности партийных, профсоюзных организа­ ций н хозяйственных органов. Ста­ вится задача создать дифференциро­ ванную систему экономического обу­ чения трудящихся, соответствующую современному этапу коммунистиче­ ского строительства. В экономическом обучении руко­ водящих кадров упор делается на глубокое изучение марксистско-ле­ нинской экономической теории и эко­ номической политики партии, науки и практики управления современ­ ным производством, совершенство­ вании методов воспитания и орга­ низации людей. Подчеркивается необходимость организации экономи­ ческого обучения не только руково­ дящих кадров, но и широких масс трудящихся. Главная цель этой ра­ боты — всемерно развивать навыки анализа хозяйственной деятельности предприятия, улучшать информацию людей о делах своего цеха, брига­ ды, предприятия, постоянно совер­ шенствовать приемы и методы тру­ да, бережно расходовать народное добро, развивать хозяйственную сметку, повышать творческую ак­ тивность каждого труженика. В пропаганде экономических знании надо решительно устранять отрыв от конкретных задач производства. В решении этой задачи большая роль отводится всей системе партийной ц комсомольской учебы, а также раз­ личным формам массовой пропаган­ ды. Предстоит улучшить препода­ вание курса основ экономических знаний, вопросов политической эко­ номии и проблем экономической по­ литики партии. Удачными формами экономическо­ го обучения являются школы комму­ нистического труда. Как показала практика, эти школы эффективно пропагандируют передовой опыт, но­ ваторство, способствуют активному вовлечению трудящихся в социали­ стическое соревнование и движе­ ние за коммунистическое отноше­ ние к труду. Партийные организа­ ции, облсовпроф приняли ряд мер по повышению уровня их работы. На предприятиях промышленности и сельского хозяйства созданы новые школы. Теперь в 784 школах будет обучаться свыше 18 тысяч человек. Укреплен состав пропагандистов, по­ давляющее большинство их прошло областные курсы. Созданный при облсовпрофе методический совет осуществляет ряд мер по оказанию теоретической и методической помо­ щи руководителям этих школ. Пар­ тийные н профсоюзные организации постоянно интересуются работой эко­ номических школ и семинаров, школ социалистической дисциплины труда, мастеров производства, оказывают необходимую помощь их руководи­ телям. В большой помощи со сторо­ ны партийных организаций нужда­ ются пропагандисты экономических кружков и -семинаров комсомольско­ го просвещения. Новые задачи, поставленные XXIV съездом КПСС по улучшению марксистско-ленинского образования коммунистов, требуют дальнейшего совершенствования партийного руко­ водства этим участком, повышения эффективности партийной учебы. Ключевым вопросом здесь является подбор и подготовка пропаганди­ стов. Партия всегда считала пропа­ гандистов активными проводниками своей политики, боевыми воспитате­ лями. Она требует создавать им самые благоприятные условия для плодотворной работы по пропаганде революционной теории. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партий подчеркивает­ ся: «Новые требования предъявля­ ются и к кадрам пропагандистов, на подбор й обучение которых следует обратить особое внимание». В пар­ тийных организациях области за по­ следние годы сложился в общем стабильный состав этих кадров. Из 3600 пропагандистов системы пар­ тийной учебы высшее и незакончен­ ное высшее образование имеют 97 процентов, остальные — среднее. В последнее время в связи с расшире­ нием экономического образования к руководству семинарами и школами пришло немало специалистов раз­ личных отраслей народного хозяйст­ ва. В общем составе пропагандистов они занимают 60 процентов. Больше половины всех пропагандистских кадров руководят занятиями свыше 5 лет, накопили солидный опыт ра­ боты. Разумеется, этих данных недо­ статочно для полной характеристи­ ки. Главное требование к пропаган­ дисту — умение организовать на высоком идейно-теоретическом и ме­ тодическом уровне занятия. В каж­ дом районе имеются десятки под­ линных энтузиастов этого ответст­ венного дела. Партийные организации правильно делают, когда применяют разнооб­ разные формы и меры поощрения пропагандистов: занесение на Доску и в Книгу почета, награждение по­ четными грамотами, памятными по­ дарками, предоставление туристских путевок и т. д. В области сложилась стройная система учебы пропаганди­ стов. Они систематически получают на семинара!, конференциях и заня­ тиях в секциях необходимую теоре­ тическую и методическую помощь, различный иЯформационный матери­ ал. На днях во всех районах состоя­ лись семинару пропагандистов, на которых выступили лучшие лекторы. Во многих районах хорошо зареко­ мендовали себя Дни пропагандиста, регулярные встречи с секретарями, членами бюро райкомов партии. В то же время мы должны ясно представлять, что неудачные занятия у отдельных пропагандистов быва­ ют из-за слабой подготовки к каж­ дому выступлению перед слушателя­ ми, переоценка своего старого запаса знаний. Вот почему первым услови­ ем успешного проведения занятий является глубокое усвоение самими пропагандистами документов и мате­ риалов съезда. В связи, с, этим во весь рост вста­ ла и задача повышения эффективно­ сти учебы. Задача пропагандистов состоит не только в том, чтобы доне­ сти существо принятых партийных решений до сознания людей. Их долг — помочь каждому слушателю занять достойное место в борьбе за претворение в жизнь задач коммуни­ стического строительства, быть в авангарде выполнения социалисти­ ческих обязательств, носителем все­ го передового, активным борцом с недостатками в коллективе. Учеба в школах и семинарах все больше становится школой обучения навыкам политической работы в массах. Каждый второй слушатель семинаров и школ основ марксизма- ленинизма участвует в массово-поли­ тической работе. Например, все 15 слушателей школыоснов марксизма- ленинизма совхоза «Конь-Колодез- скнй», руководимой секретарем парт­ кома И. К. Кретишным, системати­ чески выступают перед рабочими с лекциями, политинформациями и бе­ седами. Первичные партийные организации оказывают значительную помощь комитетам комсомол» в организации политической учебы юношей и деву­ шек. В системе комсомольского про­ свещения теперь около 80 процентоз всех пропагандистов являются ком- % мунисгами. Важнейшая обязанность партийных организаций — и дальше совершенствовать учебу молодежи, помочь каждому молодому человек ку усвоить решения партийного съезда, принять активное участие во Всесоюзном Ленинском зачете п»д девизом «Решения XXIV съезда КПСС— в жизнь». Особое внимание должно быть обращено на привлече­ ние г учебе работающей молодежи. Устех марксистско-ленинского об­ разования коммунистов, всех трудя­ щих:я зависит от постоянного вня- машя к этому участку со стороны, всех партийных комитетов. В прош­ лом учебном году эта вопросы были предметом обсуждения на пленумах Добэинского, Елецкого, Измалкоз- скогэ, Тербунского, Усманского, райкомов КПСС, Правобережного райкома партии г. Липецка. Пар­ тийные комитеты стали больше вникать в содержание учебы, повы­ шают ответственность пропаганди­ стов за порученное дело. В практику многих партийных комитетов все больше входит заслушивание отче­ тов коммунистов о повышении их идейного уровня. Сейчас главная за­ бота каждой партийной организации обстоит в том, чтобы каждый ком­ мунист глубоко изучал документы съезда и на деле был активным бой­ цом за выполнение его решений. «Марксистско-ленинское .образова­ ние коммунистов, — говорится в От­ четном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, — дело большое, и не только по своим масштабам, но прежде всего по своему идейно-по- литасескому значению». Текущий учебшй год — новый ответственный этап в марксистско-ленинском обра­ зовании трудящихся, мобилизации их усилий на выполнение заданий пятилетки, решений XXIV съезда КПСС. Н. ПОТАПОВ, заведующий отделом пропаганды н агитации обкома КПСС. В о з в р а сц а я с ь н н а п е ч а т а н н о м у Д О Р О Г А ИЗ СБОРНЫХ ПЛИТ «Вторая профессия сборных плит»*— так называлась статья, опубликованная в газете «Ленинское знамя» 29 октября 1970 года. В ней рассказывалось об использовании бетонного покрытия временных до­ рог из железобетонных плит. Такой метод имеет исключительно важное значение для предприятий Главлипеикстроя. В девятой пяти­ летке резко возрастет уровень меха­ низации строительства, увеличится грузоподъемность транспорта. Это предъявляет особые требования к строительным площадкам, к прочно­ сти покрытия временных автодорог. О том, какое значение имеет приме­ нение опыта передовых строек стра­ ны по использованию сборных желе­ зобетонных плит на временных авто­ дорогах и шла речь в указанной выше статье. Коллектив треста «Ор» гехстрой» Главлипеикстроя стремится, чтобы такой прогрессивный метод был применен на практике. Какую вы­ году. это даст, можно представить, если обратиться к следующим фак­ там. На строительной площадке Ми­ хайловского горнообогатительного комбината Курскэй области приме­ нили на временных автодорогах по­ крытие из сборных плит. В резуль­ тате укладка подземных коммуни­ каций гам осуществляется без по­ вреждения временных автодорог. Строители мостопоезда № 812 при сооружении в Липецке эстакады че­ рез Каменный лог на подъездных автодорогах применили использован­ ные ранее сборные железобетонные пли-ы. Затем эта же плиты переко­ чевали на временные автодороги на сооружении второго моста через ре­ ку Воронеж, а сейчас направля­ ются на строительство в Ельне. Стоимость таких плит окупается при третьем их использовании, а применять их можно шест—семь'раз. Отсюда видно, какую экономическую выгоду дает строителям такое нов­ шество. Есть в этом деле и досадные про­ счеты. Например, трест «Жилстрой» на временных автодорогах применя­ ет плиты, предназначенные для пола промышленных зданий — ПЖБ-1, которые не полностью отвечают тре­ бованиям технических условий авто­ дорожного строительства. На Новолипецком металлургиче­ ском заводе в новой пятилетке бу дут сооружены грандиозные комп лексы. Строительная площадка раскинется на 300 гектарах. Здесь потребуется немало временных авто­ дорог. Длина нх будет почти десять километров. Строить эти дороги из монолитного бетона невыгодно. На их сооружение потребуется много времени. А срок их службы очень мал, так как в местах пересечения подземных коммуникаций бетонные дороги разрушаются и становятся непроезжими, требуют серьезного ре­ монта. Отсюда следует практический вы­ вод: трест «Железобетон» должен изготовлять сборные железобетонные автодорожные плиты, а тресту «Спецстрой» следует строить из этих плит временные автодороги. Именно к этому и призывала статья, опубли­ кованная в прошлом году в «Ленин­ ском знамени*, но не получившая, к сожалению, отклика среди работни­ ков строительных объектов. Н. САМСОНОВ, инженер треста «Оргтехстрой» Главлипеикстроя. М ЯГКО говоря, к принятию обязательств, составлению ус­ ловий социалистического со­ ревнования среди животноводов на нынешний год в"совхозе «Липецкий» подошли несерьезно. В них записа­ но буквально так: работники ферм дали слово получить на фуражную корову 2325 килограммов молока, продать государству: молока — 2528 тонн, мяса — 228 тонн. Далее чи­ таем: коллективу молочнотоварной фермы, занявшему первое место по надоям за месяц, при условии выполнения доведение'"'' задания, превышения уровня того же перио­ да прошлого года, строгого со­ блюдения всех зооветеринарных требований, вручать переходящее Красное знамя и денежную премию в сумме 30 рублей; доярке, завоевав­ шей первенство по надоям у себя в бригаде за декаду при условии строгого соблюдения распорядка дня, зооветеринарных требований вручать переходящий вымпел и де­ нежную премию 3 рубля. Итоги со­ ревнования подводить ежедневно, подекадно, в конце каждого месяца. В условиях обойдены задачи про­ изводства, степень повышения его эффективности, не указаны те воз­ можности и резервы, за счет которых намечается рост. Почему-то оказа­ лась забытой такая многочисленная группа животноводов, как скотники, телятницы. Надо сказать, что удивляться все­ му этому не приходится. Обязатель­ ства, условия социалистического со­ ревнования получились такими куцы­ ми, бледными потому, что составля­ лись на скорую руку, в тиши каби­ нетов. В их разработке и даже ут­ верждении сами животноводы не участвовали, им их преподнесли уже готовыми. Даже личные обязательст­ ва дояркам, да и другим, подсказа­ ли «сверху». При этом не считались ни с возможностями той или иной группы коров, ни с индивидуальным опытом людей. Между рабочими, бригадами, отделениями не были зак­ лючены договоры. В совхозе вообще стало привыч­ ным принимать обязательства, разра­ батывать условия социалистического соревнования без учета реальных возможностей, имеющихся резервов. В прошлом году, скажем, всем без исключения дояркам «предписали» получить в среднем от коровы не ме­ нее 2600—2700 килограммов молока. За это им обещали в премию и до­ рогие радиоприемники, 'к стиральные машины. И все осталось на полках магазинов, так как на поверку выш­ ло, что награждать, при таком усло­ вия, почти некого было. ' Несмотря на то, что в прошлом году лишь одна доярка с трудом поднялась до отметки в 2700 кило­ граммов, а все остальные надоили гораздо меньше, в этом замахнулись силосоуборочных комбайнов в хозяй­ стве нет, а КИРоз — раз, два и от- считался, к тому же, недостаточно выделяли транспорта, измельченная зеленая масса кукурузы, другая под­ кормка в летние лагеря доставлялись с большими перебоями. Но не все и завезенные корма шли в дело. В Скороходовском отделении, к приме­ ру, кормушек хватает от силы на ..... .-... С 31 \ЧЕХА ЕННЫм 3 Н А В СОВХОЗЕ М Е «ЛИПЕЦКИЙ» Н Е М НЕ ЗАБОТЯТСЯ О ПОВЫШЕНИИ ПРОДУКТИВНОСТИ ДОЙНОГО СТАДА на 2800 и даже на 3000 с лишним килограммов. Разумеется, в этом не было бы никакой беды. Напротив, стремление произвести больше про­ дукции похвально. Но ведь как бы доярки ни старались, не все зависит от них. Взять то, как в совхозе кормят коров. Августовский рацион дойного сдала включал 50 килограммов из­ мельченной зеленой массы кукурузы, 4 килограмма кормовой свеклы, 3 килограмма концентратов, 5 кило­ граммов луговой травы и 3 кило­ грамма соломы, которую ввели, что­ бы восполнить недостаток сухого ве­ щества. В общей сложности это со­ ставляет 16 кормовых единиц, с со­ держанием 1260 граммов белка, 1920 миллиграммов каротина. Ка­ жется, все необходимое для высоких надоев в рационе есть. Однако молока получили несоразмерно мало. Суточный надой в августе, когда были самые благоприятные возмож­ ности кормить коров досыта, так и не поднялись выше 3 килограммов. Похожая картина складывается сейчас. В рационе дойного стада со­ держится 13,5 кормовой единицы. В достатке и переваримого белка, и каротина, витаминов. А молока и теперь надаивают мало. В сутки от коровы получают менее 7 килограм­ мов. Секрет в том, что рационы эти- «бумажные». В самом деле, в августе, так как треть стада. Поэтому корма скарм­ ливают с земли, много их затапты­ вается. При такой организация дела животные подчас не получают и по­ ловины того, что записано в рацио­ не. Плохо с кормами было минувшей зимой. Их запасов хватало лишь до конца марта. Весь апрель скот дер­ жали впроголодь. Особенно трудным выдался май. Тревогу вызывает и предстоящая зимовка. Потребность в. соломе обеспечена всего на 41 про­ цент, сене—на 24, концентратах — на 78, сочных — на 48 процентов. Плохое кормление сказывается не только на продуктивности, но и на воспроизводстве. Плачевнее поло­ жение сложилось на фермах Введен­ ского отделения, где содержится 540 коров. В этом году приплод получен лишь от 285 нз них. В целом по хо­ зяйству до енх пор не растелилось 450 животных, более чем треть всего молочного стада. Вот почему дояр­ ки, прежде чем согласиться принять на себя обязательства, нередко спра­ шивают, а как будет обстоять с кор­ мами. И трудно понять, почему скот­ ники, возчики, то есть люди, которые непосредственно отвечают за то,что сыт ли скот или голоден, не вовле­ чены а соревнование. Их даже не приглашают, когда дояркам вручают награды, премии. Походя, неизвестно зачем, в сов­ хозе изменили условия соревнования между отделениями. Первый раз итоги его подвели только после трех месяцев работы. Зимой корма еще были, и надои оказались неплохими. Они были выше, чем в тот же пери­ од прошлого года. Первенство заво­ евал коллектив доярок Б.-Кузьмин­ ского отделения. Ему и вручили пе­ реходящее Красное знамя и денеж­ ную премию. А потомнадои начали падать. Ско­ ро очи стали ниже прошлогодних. И но этой причине, итоги его в обще­ совхозном масштабе да и на фермах решили больше не подводить. Вместо того, чтобы, мобилизуя рабочих на поиск путей преодоления отставания, еще выше поднять знамя боевого социалистического соревно­ вания, его взяли и на неопределен­ ное время «зачехлили». По итогам второго квартала на первое место вышли воскресенцы. Они слышали, что им вроде бы полагаются перехо­ дящее Красное знамя, денежная премия. Но ни того, ни другого так и не дождались. О формальном, несерьезном отно­ шении к социалистическому соревно­ ванию, как важнейшему средству повышения творческой, трудовой ак­ тивности людей, в данном случае — животноводов, говорят не только неразработанность четкой систе; мы гласности, сравнимости результа­ тов, форм морального и материаль­ ного" стимулирования, а и то, как ими пользуются на практике. Так, в Воскресенском отделении эстафета ежедневных надоев в сентябре еще ни разу не заполнялась, а месяц уже на исходе. Во Введенском — ее вов­ се нет. Или взять то, как вруча­ ются знамя, вымпелы. Делается это буднично, скучно. В хозяйстве редко жалуют передовиков почестями. Не анализируются глубоко истоки их успехов, не проводится обмен опы­ том. Животноводы, ках правило, не в курсе общесовхозных дел, не име­ ют точных ориентиров, к которым надо стремиться. За 8 месяцев на фуражную коро­ ву получено в совхозе всего по 1543 килограмма молока. Валовое производство его к уровню прошло­ го года составило лишь 91 процент. Уже теперь ясно, что совхоз «Ли­ пецкий» провалил задание по закуп­ кам молока. За 8 месяцев план вы­ полнен только на 61 процент. И. ЛЕСНИКОВ, соб. корр. «Ленинского знамени». «Великому Октябрю—достойную Естречу!»—под таким девизом трудятся животноводы совхоза «Усманский» Усманского района. Тон в социалистическом соревновании задает доярка, депутат сельского Совета Мария Андреевна Полухина. За высокие показатели в труде, за систематическое выполнение; социалистических обязательств и многолетнюю плодотворную работу в животноводстве она награж­ дена орденом Трудового Краснело Знамени. На снимке: доярка Мария Андреевна Полухина. Фото А. Гирева. — ________ I СОВМЕСТНОЕ СОВЕТСКО-ИНДИЙСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ (Окончание. Начало на 1-н стр.) замедлило осуществление социально- экономических программ Индии. Советская сторона высоко оцени­ ла гуманный подход Индии к проб­ леме этих беженцев из Восточного Пакистана и высказала понимание трудностей, возникших перед друже­ ственной Индией в связи с массовым притоком беженцев. Советская сторона приняла к све­ дению заявление Премьер-министра о том. что правительство Индии полно решимости предпринять все необхо­ димые меры, чтобы остановить поток восточнопакистанских беженцев в Индию и обеспечить- без промедле­ ния возвращение на родину тех бе­ женцев. которые уже находятся на индийской территорий. Советская сторона подтвердила свою позицию в отношении проблемы беженцев и других вопросов, воз­ никших в везультате событий в Во­ сточном Пакистане^ которая была изложена в обращении Председателя IПрезидиум Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного к Прези­ денту Пакистана Яхья Хану от 2 апреля 1971 года. Принимая во внимание развитие событий в Восточном Пакистане после 25 марта 1971 года, стороны считают, что интересы сохранения мира требуют принятия неотложных мер для достижения политического решения возникших там проблем с учетом воли, неотъемлемых прав и законных интересов народа Восточ­ ного Пакистана, а также для ско­ рейшего и безопасного возвращения беженцев на родину в условиях со­ хранения их чести и достоинства. Учитывая серьезность обстановки, сложившейся на Индостанском по­ луострове, стороны согласились под­ держивать друг с другом дальней­ шие контакты’ и продолжать обмен мнениями по возникающим в этой связи вопросам. Стороны выразили глубокую оза­ боченность обстановкой з Юго-Вос­ точной Азии я высказались за необ­ ходимость вывода всех иностранных войск из Индокитая с тем, чтобы обеспечить народам этого района мир и безопасность, осуществление их за­ конных прав самостоятельно решать свою судьбу в соответствии со сво­ ими национальными интересами и без всякого иностранного вмешательства. Они приветствовали недавние предложения из 7 пунктов Временно­ го Революционного правительства республики Южный Вьетнам, как важный шаг к созданию основы для мирного политического урегулирова­ ния и заявили о своей поддержке этих предложений. Стороны выразили серьезную оза­ боченность напряженным положени­ ем на Ближнем Востоке. Они подчер­ кнули необходимость усилий всех заинтересованных государств в целях достижения длительного, прочного и справедливого мира на основе вы­ полнения в полном объеме Резолю­ ции Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967 года. Исходя из стремления содейство­ вать улучшению международной об- становки, правительство Индии вы­ соко оценивает предложение о созы­ ве общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудниче­ ства как важного шага в направле­ нии ослабления напряженности не только на европейском континенте, но и во всем мире. Обе стороны считают, что для со­ хранения и укрепления мира и бе­ зопасности имеют первостепенное значение прекращение гонки воору­ жений и достижение всеобщего и полного разоружения, охватывающе­ го как ядерные, так и обычные ви­ ды вооружений, под строгим и эф­ фективным международным контро­ лем. Большую роль, по мнению сто­ рон, мог бы сыграть созыв Всемир­ ной конференции по разоружению с участием всех стран, имеющей целью достижение практически осуществи­ мых и общеприемлемых путей реше­ ния назревших проблем разоруже­ ния. Стороны считают важным дости­ жение в ближайшее время соглаше­ ния о запрещении разработки, произ- \ водства и накопления запаса бакте-1 риолошческого (биологического) | ору.жия и токсинов и их уничтоже-1 нии в качестве первого шага на пути к полному запрещению химических и бактериологических средств ведения войны. Премьер-министр Индии вновь под­ твердила, что район Индийского оке­ ана должен быть зоной мира. Советская сторона выразила готов­ ность рассматривать и решать эту проблему вместе с другими держава­ ми на равноправной основе. Советский Союз и Индия выступа­ ют за скорейшую и полную ликвида­ цию остаткоз колониализма, безого­ ворочное выполнение Декларации ООН о предоставлении независимо­ сти колониальным странам и наро­ дам. Они решительно осуждают ра­ сизм и апартеид во всех формах и проявлениях. Стороны вновь подтвердили свою приверженность принципам мирного сосуществования государств с раз­ личным социальным строем н выска­ зались за то, чтобы все спорные во­ просы в отношениях между странами решались мирным путем. Советский Союз и Индия придают большое значение Организации Объ­ единенных Наций. Сдороны подтвер­ дили свою решимость добиваться укрепления этой организации, новы-, цезия ее эффективности в поддер­ жании всеобщего мира и безопасно­ сти в соответствии с Уставом ООН. Обе стороны выразили уверенность Vтом, что визит Премьер-министра !вдии в Советский Союз и со:, - ^иеся во время визита переговц { бседы с советскими руководителями бдут содействовать дальнейшему рзвитию дружественного согрудни- четва между обеими странами, уп- рчению мира и международной бе- эпасности. Премьер-министр Индии пригласи- з Генерального секретаря ЦК КПСС .. И. Брежнева и Председателя Се­ на Министров СССР А. Н. К о с н ­ ая ? посетить Индию. Приглашения шда с благодарностью приняты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz