Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н АМ Я 25 сентября 1971 г., N5 224 (13 088). ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗН Й Н И Я ^В С ЕМ Из опыта партийной организации-Липецкого ордена Ленина тракторного завода имени XXIII съезда НПСС «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ ВАЖНОГО УСЛО ВИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНОГО УРОВНЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, РОСТА ИНИЦИАТИ- ВЫ, АКТИВНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ, в ОСУЩЕСТВ ЛЕНИИ НАМЕЧЕННОЙ ХХ1У СЪЕЗДОМ КПСС ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНО» ГО ХОЗЯЙСТВА». . . . , • ' (И з Постановления Ц К КПС С «Об улучшении экономического образования трудящихся».). --------------------------------------------------------• • — ---------------------------------------------— В И Д Е О Л О ГИ Ч Е С КО Й работе нашей партии первостепенное значение имеет экономическое образование. Об этом еще раз свиде тельствует опубликованное 16 сен тября текущего года Постановление Центрального Комитета КПСС «Об улучшении экономического образо вания трудящихся». В нем вновь выражена забота о том, чтобы все большее число советских людей, овладевая экономическими знания ми, становились умелыми борцами за воплощение в жизнь намеченной X X IV съездом КПС С программы развития народного хозяйства. Ц К рекомендует в основу эконо мического образования трудящихся положить изучение выработанной на этом съезде экономической тео рии и политики партии, ленинских методов и принципов хозяйствова ния. И здесь важное место принад лежит системе партийной учебы. У нас в школах основ марксизма- ленинизма и теоретических семина рах, а такж е в школах коммунисти ческого труда « народном универси тете в прошлом учебном году эконо мической наукой овладевало более трех тысяч рабочих, специалистов, служащих. Руководствуясь решениями, де кабрьского (1969 г.) Пленума Ц К КПСС , мы стремились направлять учебный процесс таким образом, чтобы знания помогали каждой ка тегории работников глубоко и обос нованно решать практические задачи, полнее использовать резервы и воз можности предприятия, смелее внед рять новое, передовое. При кабинете политического просвещения была создана секция, объединившая про- пагандистов-экономистов. Существенную помощь пропаган дистам оказывает и методический совет кабинета политического про свещения. Член совета—начальник экономической лаборатории П . А. Анцупов подготовил обширный ма териал о путях совершенствования хозяйственного расчета на заводе, начальник отдела научной организа ции труда и управления А. С. М ина ев — по научной организации труда, а инженер отдела главного метал лурга А. А. Левинсон — методиче скую разработку к теме «Научно- техническая революция, ее социаль- практикой. задачами коллектива. Партком в ходе учебы поправлял тех руководителей семинаров, кото рые в какой-то мере недооценивали значение экономической теории или, наоборот, пытались рассматривать теоретические вопросы в отрыве от практики. Активное участие в пропаганде экономических знаний принимает на ша многотиражка «Кировец». На ее опыт, помогают пропагандистам из бавиться от недочетов. То, что сделано, мы рассматриваем как первый этап. Предстоит большая работа по экономическому просве щению кадров в свете Постановле ния Центрального Комитета партии. Партком пересматривает состав пропагандистов, расширяет его за счет специалистов, вместе с завко мом, активистами разрабатывает но вые программы экономического все обуча на заводе. Перспективный план экономического образования явится важной составной частью плана со циального развития коллектива. Скоро начнутся занятия во всех звеньях системы партийного и ком сомольского просвещения. В новом учебном году коммунисты и беспар тийные активисты в 28 школах основ марксизма-ленинизма будут изучать научный коммунизм (раздел—строй- Ф О Р М Ц Е Л Ы Ь Р А З Н Ы Е , О Д Н А ные и экономические последствия». В 1970— 1971 учебном году в вось ми из десяти теоретических семина рах изучались проблемы экономики, организации производства, совер шенствования управления производ ством. В частности, при заводоуправ лении продолжали действовать два семинара по проблемам: «Ле нинские принципы социалистического хозяйствования» и «В. И. Л е нин — о научной организации уп равления производством». И нж е неры отдела главного технолога, механосборочного корпуса, отдела главного конструктора были заняты изучением проблемы: «Научно-техни ческий прогресс—основа -повышения эффективности производства». В этих, семинарах обычно обстоя тельно обсуждались доклады и ре фераты, подготовленные слушателя ми, узловые темы программы. К а к правило, те или иные теоретические положения тесно увязывались с страницах выступают консультанты и члены методического совета, ра ботники экономической службы. Большой отряд тракторостроителей получает экономические знания в за водском филиале вечернего универ ситета марксизма-ленинизма, в на родном университете, школах ком мунистического труда, на курсах по вышения квалификации, через тео ретические и экономические конфе ренции. Экономическая пропаганда такж е ведется при помощи лекций, политинформаций, наглядной агита ции. В тематике лекций сейчас веду щее место занимают вопросы эконо мической политики партии, разрабо танной X X IV съездом КПСС , про блемы научно-технического прогрес са, повышения эффективности про изводства. Партком и первичные организации анализируют ход политической и экономической учебы, качество заня тий, обобщают положительный тельство коммунистического Общест* ва) в 3 таких ш колах—-политиче скую экономию, в 23-х—марксист ско-ленинскую философию. Слушатели семинаров в отделах механизации и автоматизации, под готовки производства, Дворца куль туры решили изучать проблемы: «Ленинская теория социалистической революции» и «Идеологическая борьба на современном этапе в све те решений X X IV съезда». Во всех формах учебы программы предусматривают углубленное, об стоятельное изучение решений и ма териалов X X IV съезда КПСС , эко номической теории и политики пар тии, путей создания материально- технической базы коммунизма. Дальнейшее развитие получит эко номическое образование и в массо вых формах пропаганды. Расширяет ся сеть экономических школ и школ коммунистического труда, зарекомен довавших себя эффективной формой пропаганды передового опыта, нова торства, активного вовлечения рабо чих в социалистическое соревнова ние. При завкоме профсоюза создан методический совет школ коммуни стического труда. В помощь изучаю щим экономику в нашей многоти ражной газете вводится специальный раздел. При заводском радиовеща нии создается экономический лекто рий. Завершили подготовку к новому учебному году а наши комсомоль ские организации. В комсомольском политпросвещении также большое внимание уделяется экономике. Для руководства круж кам и парторгани зация направили хороших пропаган дистов — начальника прессового це ха П. А. Поликанина, секретаря П Д П С Е. Е. Чеботарева, технолога сталелитейного цеха А. Т. Некрасо ва и других— всего 26 членов партии. В партийных организациях состоя лись собрания, заседания бюро, на которых рассматривались задачи идейного воспитания коммунистов и беспартийных, утверждены пропаган дисты, определен состав слушателей во всех формах учебы. (кабинет политического просвеще ния к началу учебного года подго товил наглядные пособия, техниче ские средства, методические пособия в помощь пропагандистам, В к а ж дом цехе и отделе оборудованы по мещения для проведения занятий. Часть наших пропагандистов уже побывала на недельных курсах при областном Доме политического про свещения, другая — занимается на них, а остальные получили «за рядку» на семинаре в парткоме, на консультациях в кабинете политиче ского просвещения. В эти дни в заводских цехах все ярче разгорается соревнование за достойную встречу 54-й годовщины Великого Октября, досрочное завер шение заданий первого года пяти летки. Знание экономики явится од- 8 ним из главных условий успешного выполнения тракторостроителями своих социалистических обязательств, улучшения всей деятельности пред приятия, глубокому пониманию к а ж дым ленинских принципов социа листического хозяйствования. Н. КУЧМ А , зам. секретаря парткома. I : Анна Васильевна Гаранина — начальник планово-экономическо го бюро чугунолитейного цеха. Вторая ее профессия — пропаган дист. Анна Васильевна заведует и цеховым кабинетом политическо го просвещения, который работает на общественных началах. На снимке вы видите ее за очередной консультацией. Фото В. Финогина. У Ч И М С Я С А М И , У Ч И М Д Р У Г И Х Аудитория внимательно слушает лектора. Заместитель- директора за вода по экономике Семен Тихонович Кувшинов рассказывает о Перспекти вах развития завода в девятой пя тилетке и задачах экономической . службы предприятия, которую он возглавляет. Потом развертывается живая дискуссия. Участников ее ин тересует больше всего экономическая сторона дела. Оно и понятно: ведь онн*~слушатеди экономического фа культета народного : университета технических и экономических знаний, 1 где идут занятия. Это экономисты, плановики, нормировщики отделов и цехов предприятия. Лекция — основная форма заня тий у нас. В минувшем учебном году в них нашли свое освещение многие вопросы экономической Политики партии на современном этапе, со циально-экономические проблемы на учно-технической революции и мно гие другие. Мы знаем, что успех де ла во мнагом определяют препода ватели. Поэтому к -чтению 'лекций привлекли руководящих работников завода, облплана, научных сотруд ников вузов..' Лекции — основная, но не единст венная^ форма занятий. Проводятся семинары, практикумы, обмен опы том слушателей по пропаганде эко номических знаний. В новом учеб ном году мы будем совершенство вать эти и внедрять новые актив ные формы занятий, организуем ин дивидуальные и групповые консуль тации по узловым вопросам учебной программы. Это тем более необходи мо; что в связи с Постановлением Ц К КПС С повышаются требования к экономической подготовке всех кадров. Партийный комитет завода утвер дил учебно-тематический план наше го факультета на новый учебный год. В нем предусмотрено углубленное изучение решений и материалов X X IV съезда КПСС , экономической политики партии, выработанной этим съездом, вопросов дальнейшего развития учения о путях создания материально-технической базы ком мунизма. Важное место в учебе зай мут такие проблемы, ка к методы оп ределения цен на продукцию и учета затрат на производство, ведение хозрасчета, система оплаты труда, образование, распределение и ис пользование фондов экономического стимулирования, экономическая эф фективность капиталовложений и внедрения новой техники и другие. Особое внимание при этом будет уделяться самостоятельной работе слушателей по изучению рекомен дуемых учебной программой произ ведений классиков марксизма-лени низма, партийных документов. Г. КАРПОВ, декан факультета экономических знаний народного университета. ДЕВИЗ МОЛОДЫХ «Решения X X IV съезда КПС С — в жизнь»! — под таким девизом тру дится пятитысячная армия комсо мольцев и молодежи Липецкого трак торного. Возглавляя социалистиче ское соревнование молодых рабочих, комсомольская организация заботит ся о повышении их экономических знаний. ' Не секрет, что молодой рабочий постигает экономику на производст ве. Ежедневно, • ежечасно он знако мится с ней в цехе, у станка, на ра бочем собрании, в институте или тех никуме, если он учится без отрыва от производства. А если он к тому же человек пытливый, то обязатель но ищет и Находит, за счет чего можно повысить продуктивность тру да. Секретари цеховых комсомоль ских организаций, комитет В Л К С М всячески ' поддерживают ценную инициативу каж д ого молодого рабо чего. Накоплению эко номических ■ зна ний, воспитанию чувства хозяина своего предприятия служат различные формы экономи ческого всеобуча, комсомольского политпросвещения. В наступающем учебном году у нас будут работать И кр уж ко в «Беседы о социалисти ческой экономике» и 5 семинаров «Научно-техническая революция, ее социальные и экономические пробле мы». Новый учебный год в комсомоль ских политкруж ках начнется ленин ским уроком по материалам X X IV съезда КПСС . Изучение документов и решений съезда, конкретной экономики будет способствовать повышению роли мо лодых тракторостроителей в борьбе за ускорение технического прогресса, высокую эффективность производст ва. М. ПОКИДОВ, секретарь комитета ВЛКСМ. Г На курсах повышения квалификации рабочих, которые ведут опытные пропагандисты, все больше места отводится вопросам экономики. На снимке: выступает начальник планово-нормировочного бюро экспериментального цеха В. Ф. Сслютин на занятии, посвященном роли рабочих в повышении технико-экономических показателей Фото В. Финогина. т А Л Ь К О ф А 1К т ы в 1966—1971 годах подготовку на различных курсах прошли 15146 рабочих и 2205 инженерно- технических работников ЛТЗ. V Сегодня по специальной про грамме обучаются 120 мастеров производственных участков. Орга низуются курсы технологов, б ух галтеров и других профессий. Всего в 1971 году только на кур сах будет обучено более 3000 ра бочих, около 700 инженеров, тех ников и служащих. В народном университете тех нических и экономических знаний занимаются свыше 500 слушате лей—инженеры, техники, эконо мисты, рабочие и служащие. Массовой формой экономиче ского, политического и нравствен ного воспитания являются школы коммунистического труда. В 1970 — 1971 учебном году их работало 35, а в предстоящем году будет 45 с 840 слушателями. ВЕРНЫЙ КОМПАС Без научного пред видения нельзя плани ровать общественное производство, весте правильно хозяйство. Вооружая трудящих ся знаниями экономи ческих законов, полит экономия позволяет избежать ошибок, про счетов в хозяйственной деятельности. Это хо рошо понимают тра к торостроители и на стойчиво овладевают экономической теори ей. В школе, которой я руковож у (корпус сборки), в прошлом году изучался курс по литэкономии социа лизма. Каковы итоги года? Большинство слу шателей — старшие мастера — успешно усвоили программный материал, особенно по таким темам, ка к об щественная собствен ность на средства про изводства, экономиче ские законы социализ ма, планомерное раз витее социалистиче ской экономики, обще ственный труд при со циализме, распределе ние по труду й об щественные фонды по требления, хозрасчет я рентабельность. Я подчеркиваю эти темы потому, что и зу чение их проходило при высокой, я бы сказал, исключительной активности слушате лей. Наверное потому, что вопросы сугубо теоретические связы вались с практически ми делами, решением производственных за дач. Хорошо помню, как мастер т. Козлов пос ле прохождения темы «Хозрасчет я рента бельность» сразу повел беседы в смене об эле ментах хозяйственно го расчета, бережли вости. На конкретных фактах он делал обоб щения н выводы. За сменным заданием ра бочие видели эконо мику предприятия, страны. Мастер сам стал доводить до ра бочих план на год. квартал, месяц. Сделал расчет: сколько в среднем на каждого приходится собрать машин в месяц, за день. Беседы мастеров Козлова, Дмитриева и других слушателей школы воспитывают у рабочих хозяйский подход к порученному делу. В том, что план восьмой пятилетки по сборке тракторов был выполнен на месяц раньше срока и в на родное хозяйство по ступило дополнитель но 1000 машин, что возросли производи тельность труда и прибыли, улучшились все технико-экономи ческие показатели ко р пуса, завода, несом ненно велика роль знаний, в том числе, экономических. Надо сказать, что интерес к экономиче ским знаниям у наших рабочих и инженерно- технических работни ков возрастает. Л . Ч Е Р КА С С КИЙ , пропагандист школы основ марксизма- ленинизма. ЧУДЕСНЫ Й с п л а в В нашей школе коммунистиче ского труда — 20 слушателей. Это рабочие стержневого отделе ния чугунолитейного цеха. Боль шинство из них аккуратно посе щают занятия. Руководитель школы — стар ший технолог цеха Николай Анд реевич Белобородов материал каждой темы тесно увязывает с тем делом, которым мы повсед невно занимаемся. Вспоминаются обстоятельные, с теоретической основой разго воры о режиме экономии и бе режливости. После них каждый как-то по-новому взглянул на свою работу, работу всего кол лектива тракторостроителей, про никся мыслью: где еще мож но сберечь государственную копейку. Стерженщик обдумы вает, как меньше расходовать стержневую смесь, миксировщик — составные ее части, каркасник —проволоку. С глубоким интересом изучаем материалы XXIV съезда партии. Каждая строка Директив съезда по новой пятилетке — свидетель ство могущества нашего государ ства, заботы партии и правитель ства о благе народа. Программа, разработанная парткомом и завкомом профсою за на новый учебный год, сулит нам много нового, интересного. Мы будем изучать вопросы внеш ней и внутренней политики партии и Советского государства в свете решений XXIV съезда КПСС, основы экономических знаний, передовой производст венный опыт, морально-этиче ские проблемы. Занятия — их предусмотрено 16—будут проходить два раза в месяц, по два часа каждое, в форме собеседования. Важно, что в программе пре дусмотрено выполнение слушате лями самостоятельных практиче ских заданий. Хотелось, чтобы больше было у нас экскурсий, просмотров хроникально-доку ментальных фильмов, чтобы не большинство, а все ^без исключе ния слушатели посещали каждое4 занятие, черпали для себя зна ния, так необходимые для успеш ного осуществления заданий пя тилетки. М. Ч ЕРЕН КО В , бригадир стержневого отделения чугунолитейного цеха. Т О Л Ь К О Ф А К Т Ы Во всех звеньях партийного и комсомольского образования, формах массовой пропаганды в 1971— 1972 учебном году будут заниматься более 6000 коммуни стов и беспартийных рабочих, ИТР и служащих завода — на 2000 человек больше, чем в прош лом году. . ч , Пропаганду материалов X X IV съезда КПСС, экономических, технических и естественнонауч ных знаний ведут в 20 лекториях члены заводской первичной орга низации общества «Знание». Секция лолитинформаторов-эко- номистов объединяет 79 высоко- квалифицированных специали стов экономической службы. Специалистами центральной за водской лаборатории только в прошлом году проведено 55 науч но-исследовательских и экспери ментальных работ, от внедрения которых предприятие получало 691 тыс. рублей. В новаторский фонд восьмой пятилетки тракторостроители внесли 5,9 миллиона рублей. За первые шесть месяцев девятой пятилетки от внедрения рациона* лизаторских предложений полу чена экономия, превышающая сумму в 650 тыс. рублей. Завод скими умельцами предложено 20 заявок на изобретения. План восьми месяцев текущего года тракторостроители заверши ли досрочно. Изготовлено допол нительно 70 пропашных тракто ров, на 452 тысячи рублей запас ных частей к ним и на 261 тыс. рублен изделий по кооперации. НО ВО Е ТРЕБУЕТ , ЗО В Е Т Система управления социалистической эконо микой -— это не застывшая раз навсегда данная схема, Рост масштабов производства и качествен ные сдвиги в экономике постоянно предъявляют к ней новые, более высокие требования. Сентябрь ский (1965 г.) Пленум Ц К КПС С отаетцл, что существующие формы управления, планирования и стимулирования в промышленности не отвечают современным технико-экономическим условиям развития производительных сил. И он сформиро вал конкретные меры п главные направления пе рестройки и совершенствования всего хозяйствен ного механизма. Цель — привести формы и мето ды руководства народным хозяйством в соответ ствие" с современным этапом социалистической экономики. На новую систему хозяйствования наш завод перешел с 1968 года. Этому предшествовала боль шая подготовительная работа. При этом особое внимание было уделено экономической учебе ка д ров. Начали мы е того, что лаборатория экономи ки й"организаций производства совместно с пла новым отделом и отделом технического обучения разработали учебные программы для всех кате горий рабочих, специалистов и служающих. Че рез стройную систему экономического всеобуча прошло около 10 тысяч рабочих и более 1400 ин женерно-технических работников. Для преподава ния были привлечены ведущие специалисты заво да, ранее прошедшие централизованные курсы министерства по изучению н внедрению новой системы в производство. Надо было разъяснить тракторостроителям но вые принципы и методы хозяйствования, вызван ные реформой, государственное значение борьбы за режим экономии н повышение рентабельности производства, помочь рабочим и служащим гл у боко понять, что экономическая реформа не только иные показатели, но и иное отношение к ведению дета, хозяйствованию Новая система потребовала от руководителей цехов и отделов прочных экономических знаний, умения разбираться не только в планировании производства, ведении учета, но и в финансовых вопросах, связанных с реализацией продукции, получением и распределением прибыли, расчетом фондов экономического стимулирования, дальней шим углублением хозяйственного расчета. Одним словом, заинтересованность в овладении экономическими знаниями приобрела подлинно массовый характер. Во весь рост встала задача: научить людей пользоваться экономическим ана лизом, вести дело на научной основе. Дирекция и партком, организовав специальные курсы, пре дусмотрели параллельное обучение нескольких групп. Одна из них объединяла начальников цехов, отделов и их- заместителей, другая — ма стеров, третья •**- экономистов и нормировщиков, четвертая — бухгалтеров, счетных и финансовых работников. Учебные программы учитывали, как. уж е было сказано, специфические задачи каждой группы специалистов. Лекции на курсах чередовались с практически ми занятиями, семинарами, ~собеседованиями по мероприятиям, которые внедрялись на заводе. Параллельно, через систему .технического обуче ния, по специальной программе занятия прово дились по экономике с рабочими. Кроме того, начиная с 1966 года, многие эко номику изучают в системе партийной, комсомоль ской учебы, народных университетах; теоретиче ских семинарах, школах коммунистического труда,. Сейчас экономические вопросы по семидесяти двухчасовой программе изучают производствен ные мастера основных цехов завода. Глубокое изучение экономики пробуждает у рабочих, инженеров, техников творческую мысль, заставляет задуматься над путями эффективного ведения производства. Растет их творческая а к тивность и в изыскании резервов производства, в борьбе за экономию и бережливость. В 1970 году поступило 5628 рационализаторских предложе ний. Внедрение в производство лишь 2425 техни ческих новшеств принесло эхономию предприя тию в 1.251 тысячу рублей. Хозяйственная деятельность, основанная на прочном знании экономйки производства, позво ляет рациональнее вести дело. Коллектив завода добился улучшения технико-экономических пока зателей. За последние три года объем реализо в а н н о й продукции вырос на. 21,8, а выпуск вало- | вой продукции --н а 25,7 процента, производи тельность труда — на 18,6'процента. Пятилетии» план предприятием был завершен досрочным вы пуском 500-тысячного пропашного трактора. Сверх плана за пятилетку вьшущено 800 машин. Использование новых форм хозяйствования по зволило образовать фонды экономического стиму лирования, которые в прошлом году составили около 4 миллионов рублей. .И з.этих фондов вы плачиваются премии, оказывается материальная помошь, ведется строительство культурно-бытовых объектов, вводятся новые мощности в цехах. Кроме того, появилась возможность выплату пре мии по итогам 1970 года увеличить на 20 процен тов по сравнению с действующим на заводе по ложением. А эта «добавка» вылилась во внуши тельную цифру — около 240 тысяч рублей. К а к видите, сделано у нас немало, чтобы дать тракторостроителям необходимый минимум новей ших знаний, вооружить их методами анализа производственной деятельности и рентабельности производства. Но, как отмечается з недавнем Постановлении Ц К КПСС , на современном этапе коммунистического строительства с его высокими темпами научно-технического прогресса, качеств венными изменениями в экономике и характере труда неуклонно возрастают требования к эков<К мическому образованию кадров, . широких масс трудящихся. Оно выступает в качестве важнейша- •го условия повышения научного уровня хозяйст вования, роста инициативы и активности труд»* щихся в управлении производством. В. итоге широкого делового обсуждения Поста новления Ц К КПСС «Об улучшении экономиче ского образования трудящихся» у нас на заводе разрабатываются конкретные мероприятия, наде ленные на дальнейшее улучшение экономической подготовки кадров, совершенствование экономи ческого всеобуча. Они учитывают специфику на шего предприятия, характер труда различных ка тегорий работников. Сейчас коротко скаж у лишь о работниках за водоуправления. Вот уж е седьмой год мы в тео ретическом семинаре изучаем важнейшие эконо мические проблемы. На предстоящий учебный год взяли для себя тему: « X X IV съезд КПС С о совершенствовании системы управления экономи кой». Будем изучать ленинские принципы управ ления социалистической экономикой и их разви тие X X IV съездом КПСС. Практическое осуществление намеченных мер в связи с Постановлением Ц К позволит нам уси лить результативность экономической учебы и на этой основе достичь новых успехов в решении задач повышения эффективности производства, в выполнении заданий девятой пятилетки. С. К У В Ш И Н О *, зам. директора по экономическим вопросам, руководитель теоретического семинара.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz