Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 1$ сентября 1971 г., М 218 (13 082) партийных организациях ПО СЛЕДАМ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ ОТЧИТЫВАЕТСЯ ПРАВЛЕНИЕ КОЛХОЗА Бюро Лебедянского райкома партии обсудило вопрос о стиле и методах работы правления колхо­ за «Красный Октябрь». Был за­ слушан отчет руководителя этого хозяйства И. Т. Хрипченко. Вопрос этот не случайно был вынесен на бюро райкома. Прав­ ление колхоза мало внимания уделяет механизации трудоемких процессов в животноводстве и полеводстве, не проявляет долж ­ ной заботы о росте поголовья свиней, о подготовке кадров всех звеньев производства. Отмеча­ лось также, что правление не имеет перспективного плана ра­ боты, не опирается в своей дея­ тельности на общественные орга­ низации^ В принятом постановлении бюро райкома КПСС обязало правление колхоза устранить имеющиеся не­ достатки, принять необходимые меры для безусловного выполне­ ния планов и социалистических обязательств первого Года новой пятилетки. В начале текущего года парт­ ком Новолипецкого металлургиче­ ского завода одобрил инициативу коллективов ряда цехов, решив­ ших работать без прогульщиков и нарушителей трудовой дисципли­ ны. Тогда же партком обязал парторганизации разработать кон­ кретные мероприятия в каждом цехе, направленные на улучшение трудовой и производственной дисциплины. Как же они выполняются? Об этом шла речь на недавнем засе­ дании парткома. Было отмечено, что некоторым производственным коллективам за прошедшие меся­ цы уже удалось достичь заметных сдвигов. Вместе с тем, как отмечается в принятом постановлении, в ряде цехов, особенно в ремонтно- строительном и шлакопереработ- ки, положение дел остается преж ­ ним, число нарушителей трудовой дисциплины не уменьшается. Пар­ тийный комитет обязал руководи­ телей и партийные организации этих и других цехов принять кон­ кретные меры по устранению имеющихся недостатков, повысить роль коллективов в коммунисти­ ческом воспитании трудящихся. В Подмосковье строится Кузнецовский свинооткормочный ком­ бинат, который будет ежегодно производить 108 тысяч тонн мяса. Строители намерены сдать в эксплуатацию основные объекты к 54-й годовщине Октября. В 14 свинарниках заканчивают монтаж оборудования. В сооружении комбината принимают участие моло­ дые строители из разных районов Подмосковья. На снимке: строительство комбикормового завода на террито­ рии комбината. Фото В. Кунова. (Фотохроника ТАСС). КАК ВОЗНИКАЮТ ПРОБЛЕМЫ Кузнечный цех и прессовый ко р ­ пус на Липецком тракторном заводе по праву называют ведущими. От их четкой работы во многом зависит ритмичность в деятельности механи­ ческих цехов и главного конвейера сборки тракторов. Словом, производство у них род­ ственное. И , может быть, поэтому на цеховых отчетно-выборных пар­ тийных собраниях в основном под­ нимались одинаковые проблемы, ре­ шение которых позволит привести в действие неиспользованные возмож ­ ности, повысить эффективность про­ изводства. А это одно из основных требований X X IV съезда КПСС , .в Резолюции которого записано, что задача состоит в том, чтобы нара­ щивать выпуск продукции с каждой единицы основных фондов, увеличи­ вать отдачу от вкладываемых средств, снижать материалоемкость и трудовые затраты, всемерно повы­ шать качество продукции. Именно в духе этих требований был построен отчетный доклад пар­ тийного бюро кузнечного цеха; с ко-, торым выступил его секретарь Н. И. Поляков. Анализируя работу кол­ лектива, докладчик назвал цифры роста производства, отметил добрым словом передовиков. Они есть на каждом участке. Но есть и такие ра­ ботники, которые нарушают трудо­ вую дисциплину, не выполняют сменных заданий. Особенно обидно было слышать, когда в числе нару­ шителей был назван кузнец, член КП С С А. М . Ненахбв. Бригада коммуниста Ненахова — это частичка большого* коллектива цеха,-который несколько лет подряд являлся правофланговым заводского соревнования. В этом коллективе родился почин — повысить нормы выработки, здесь началось соревно­ вание под девизом «Пятидневное за­ дание — за 4 дня». Вслед за почи­ нами были и хорошие дела. Но вот уж е года полтора кузнецы ходят в числе отстающих. Это, конечно, волнует и партийное бюро, и всех коммунистов цеха. — В 1971 году, — сказал на соб­ рании заместитель начальника цеха Б. Г. Пигалев, — мы потеряли свой авторитет на заводе. Три месяца не выполняли план, сдерживали работу механических цехов и главного кон­ вейера. Отвечая на вопрос, «почему кол­ лектив «захромал», т. Пигалев на­ звал несколько факторов, отрица­ тельно влияющих на работу цеха. Это нехватка опытных кузнецов, ухудшение работы молотового про­ лета, не обеспечивающего потребно­ стей механических цехов, отсутствие некоторых специалистов среднего звена. Однако, признал т. Пигалев, и те кадры, которые мы имеем, ис­ пользуются далеко не полностью. В этом-то, пожалуй, одна из глав­ ных причин отставания коллектива. Ведь года полтора—два назад в к у з ­ нице те ж е самые люди успешно выполняли план, улучшали экономи­ ческие показатели, были хорошими хозяевами — экономили металл, электроэнергию, пар, боролись с по­ терями от брака. А потом не стали. Почему? Видимо, партийная и проф­ союзная организации, руководство цеха ослабили внимание к организа­ торской и воспитательной работе в коллективе, В этой связи вспоминается недав­ ний случай. К а к-то зашел я в цех, чтобы узнать о соревновании смен и участков. Обратился к председате­ лю цехкома профсоюза М . А. Полян- го рабочего дня, а тем временем простои не уменьшаются. Вместо восьми часов некоторые рабочие в смену бывают загружены по шесть — семь. И это в то время, когда- в корпусе жалуются на нехватку лю­ дей и особенно штамповщиков. А прогулы и разные нарушения? За восемь месяцев нынешнего года в прессовом корпубе совершено 105 прогулов. Отсутствие четкой организации производства, низкая трудовая дис­ циплина, недооценка роли соревно­ вания — вот главные причины отста­ вания двух ведущих цехов завода: Прессового и кузнечного. Но есть в скому, а у него данных «под р ука­ ми» не оказалось. Вместе с ним по­ шли к начальнику планово-экономи­ ческого бюро М . В. Федюнину, к о ­ торый начал смотреть сводки и... обнаружил, что смена мастера ком ­ муниста А. М . Швецова еще 26 ав­ густа выполнила месячный план. Нашлись в сводке и фамилии других передовиков соревнования, досрочно завершивших месячные задания. А в цехе об этом никто не знал. Вероятно, председателю цехкома т. ' Полянскому запомнился этот неприятный случай, и свое выступ­ ление на отчетно-выборном собрании он_ посвятил улучшению организа­ ция социалистического соревнова­ ния. Об этом же вели речь Комму­ нисты Б. А. Шаталов, М. В. Федю­ нин Я Другие. А вот в прессовом цехе секретарь партийного бюро М. В. Востриков, делая доклад, и словом не обмолвился о Постанов­ лении Ц К КПС С об улучшении ор­ ганизации соревнования, не нацедил коммунистов на его осуществление. А ведь в этом важном партийном дркументе говорится, что главным направлением социалистического со­ ревнования должна быть мобилиза­ ция трудящихся на всемерное повы­ шение производительности труда, эффективности общественного произ­ водства. Прессовщикам в этом направлении предстоит поработать много. Ведь прессовый цех, который в нынешнем году реорганизовали в корпус, один из самых трудных участков на за­ воде. Не было еше ни одной опера­ тивки, на которой не склоняли бы его за нарушение графика подачи узлов и деталей на главный Конвей­ ер, за некачественное их изготовле­ ние. И это не удивительно: в цехах и на участках корпуса итоги соревно­ вания не доводятся до людей. Не делается глубоких анализов каждо- этих коллективах и такие проблему, которые им не под силу решить са­ мим. Почти во всех выступлениях коммунистов говорилось о плохом обеспечении кузнецов и прессовщи­ ков штампами и другой оснасткой, инструментом. Кстати, проблема запасных частей к оборудованию возникла не сейчас, а давно. И не только в этих двух цехах, а на всем заводе. Иногда по этой причине останавливаются целые участки чугунолитейного, сталели­ тейного и некоторых других цехов. Некоторую долю запасных частей изготавливает ремонтно - механиче­ ский цех, другая часть поступает централизованным путем. Однако ремонтно-механический цех не сщшдляется с возложенной на него задачей лишь потому, что занят не только выпуском этой -продукции, но и изготовлением нестандартного оборудования, хотя на других род­ ственных предприятиях для этой це­ л а созданы специальные цехи. На партийных собраниях в кузнеч­ ном цехе и прессовом корпусе, / а также в других цехах коммунисты ставили вопрос о необходимости улучшения подготовки квалифи­ цированных кадров. — Наш молотовой пролет, — ска­ зал кузнец А. В. Щербатых, — ве­ дущий в кузнечном цехе. Но он ли­ хорадит работу всего коллектива, потому что на сложном, уникальном оборудовании некому работать. Опытных кузнецов остались едини­ цы, а пополнения нет. Тревога кадрового рабочего впол­ не обоснована. Александр Василь­ евич Щербатых в кузницу пришел из стен технического училища, или, ка к раньше называли их,— ФЗУ. На собственном опыте он убедился, что все бывшие «фабзайцы» получили хорошую подготовку, стали отлич­ ными кузнецами. И потому его удив., ляет тот факт, что сейчас ни в од­ ном профессионально - техническом училище нашей области не готовят кузнецов. Хотя все понимают, что без людей, влад .ощих этой профес­ сией, не может обойтись ни одно со. лидное машиностроительное пред­ приятие. А. В. Щербатых резонно ставит вопрос о том, чтобы областное уп ­ равление профтехобразования в од­ ном Из технических училищ города организовало подготовку кузнецов. Если этот вариант не приемлем у нас, то, может быть, стоило бы до­ говориться с соседней — Воронеж­ ской областью, где кадры кузнецов готовит одно из технических учи­ лищ. А, может быть, стоило бы на­ брать группу своих, ребят и послать туда на обучение. Если в кузнечном цехе не хватает квалифицированных кузнецоз, то в прессовом корпусе дефицит на штам. повщиков. В литейных цехах не хва­ тает квалифицированных формовщи­ ков, в модельном — модельщиков... В чем же дело, почему завод в по­ следнее время не получает пополне­ ния рабочих таких ведущих про­ фессий? А все потому, что в техни­ ческом училище № 13, которое трак­ торостроители построили рядом с заводскими проходными, последнее время перестали готовить людей этих профессий. Хотя руководство завода, организуя строительство но­ вых5 корпусов технического учили­ ща, питало надежды, что проблема подготовки квалифицированных кад- ров молодых рабочих теперь будет решена. Оставляет желать много лучшего и уровень подготовки других специ­ алистов. Строгальщик, партгрупорг отделения горячих штампов кузнеч­ ного цеха Н. К. Курбатов сказал на собрании, что выпускники техниче­ ских училищ, ка к правило, не оп­ равдывают надежд. Они плохо подготовлены, не могул выполнять простейших операций по механиче­ ской обработке металла. М ногих из них приходится переучивать заново. Такая «аттестация» должна на­ сторожить руководителей техниче­ ских училищ. Новейшее современное оборудование, сложные технологи­ ческие процессы требуют, чтобы на предприятия из технических училищ приходили квалифицированные, тех­ нически грамотные молодые люди. ...На своих отчетно-выборных пар­ тийных собраниях коммунисты трак­ торного завода по-деловому обсуж ­ дают деятельность бюро первичных организаций, с большой заинтересо­ ванностью, принципиально говорят о недостатках, о тех неотложных зада­ чах, решение которых позволит при­ вести в действие неиспользованные резервы, повысить эффективность производства, досрочно завершить задание первого года девятой пяти­ летки. В ПЕТРОВЫ Х К Р У Г А Х не- вольно привлекает внимание стоящее чуть иа'отшибе мрач­ новатое здание. Широкое, приземи­ стое, с обшарпанными, почерневши­ ми стенами, с распахнутыми настежь покосившимися воротами. Это, ока­ зывается, коровник. Четырехрядный, вмещающий 200 голов. И он отнюдь не заброшен за ненадобностью. Сви­ детельствовали об этом тольцо мо­ лочные баки, до блеска надраенные и зачем-то оставленные неподалёку от входа в служебные помещения. Мы прошли внутрь здания. Непо- крашенный молокопровод основа­ тельно проржавел, кое-где провис, погнулся. М еж ду тем мехдой- кой, как в прошлом году смонтиро­ вали, так ни разу и не пользовались. Текут лопнувшие трубы, неисправ­ ны автопоилки. Кормуш ки перепол­ нены перестоявшейся затхлой водой. Вода местами залила и навозосбор­ ные канавки. Один из двух транспор­ теров порван, почти без скребков. Основательного ремонта требуют варки, тамбуры, ворота. Помещение, надо сказать, хорошее, просторное. Но у него нет хозяина, потому и вы­ глядит оно так заброшенно. Встретились с управляющим здеш­ ним отделением имени Калинина сов­ хоза «Прогресс» А. М. Орловым. Он говорил бодро, доказывая, что' в том, что мы увидели, нет ничего страш­ ного., Д о перевода скота на зимнее содержание времени еще уйма, а они уже начали ремонтировать оборудо­ вание. Слесари И. А. Федюнин и Д . П. Прокуратов этим занимаются. Правда, сегодня их из-за нехватки людей пришлось послать на ток про­ со прибрать, но завтра они снова займутся своим делом. Метрах в двухстах от коровника, о котором шла речь, рядом со ста­ рым свинарником возводится новый. Дел и -здесь невпроворот. Недокрыта крыша, только приступили к строи­ тельству тамбура, не до конца забе- содержатся в летне* лагере. Куда их переводить, когда настанут хбло- Ст да? арый свинарник тоже йе ре­ монтируют. По'добная история происходит с новым коровником на 150 голов, к о ­ торый строят в деревне Нетсево. Пришедший в негодность старый ра­ зобрали, а новый возвели от силы на две трети, не заложены кирпичом проемы стен (помещение строится из сборного железобетона), нет кры ­ ши, не смонтировано оборудование. мовке не подготовлено до конца ни одно животноводческое помещение. В хозяйстве не везде имеются при­ способления для приготовления со- ломы к скармливанию, не подвезены корма к фермам, не все утрясено с кадрами: нет резерва доярок, неиз­ вестно, кто будет обслуживать меха­ низмы. И тревожит то, что это ни­ кого не беспокоит — ни руководи­ телей, ни партийный комитет совхо- за. щ Ж , Рхководители и специалисты сов- ОБРАЗЦОВО ГОТОВИТЬСЯ К ЗИМОВКЕ СКОТА! НА ЧТО НАДЕЮТСЯ В СОВХОЗЕ „ПРОГРЕСС"? тонированы паты, не поделаны клет­ ки. Много возни предстоит с обору­ дованием: не завершен монтаж ко р ­ мораздатчика, в кормокухне пока только голые стены. Свиньи сейчас 150 нетелей й телок случного возра­ ста ставить на зиму тоже некуда. Но и это ничуть не смущает А. М. Орлова. Ничем нё оправданный оптимизм звучал и в словах управляющего Мало-Боевскнм отделением совхоза Д . А. Ефанова. Он утверждал, что в деревне Дерновка и коровник, и те­ лятник требуют лишь незначительно­ го ремонта: всего работы-то на день- два. В действительности же все об­ стоит иначе. И в том, и в другом помещении во многих местах сгнили н выкро­ шились деревянные полы, ни в одном Окне не сохранились стекла. У мех- дойки, которой со дня завершения монтажа тоже ни разу не пользова­ лись, неисправен закуумрегулятор. Нет запасного вакуумного насоса. Нельзя умолчать о безобразном от­ ношении к машине. Помещение, где установлен вакуумнасос, залито грязной водой, превращено в свалку. В телятнике ржавеют электронагре­ ватели. Наконец, здание необходимо поштукатурить, побелить. Так обстоит не только в Дерновке, в Мало-Боевском отделении к эи- хоза уверяют, чт« зимовка скота нынче" будет нормальной: запасено много сенажа, силоса, сена, соломы. Заготовки ведутся и сейчас. Из к у ­ курузы , гороховой соломы, карто­ фельной ботвы и кормовой свеклы закладывается комбинированный си­ лос. Это, конечно, хорошо. Но имея .в достатке корма, продуктивность ско­ та не повысить» если на фермах во­ пиющая бесхозяйственность. В совхозе знали, что в сентябре будет кажды й человек на счету. И надо бы заблаговременно создать специальные бригады для подготов­ ки животноводческих помещений к зимовке скота, глядишь — они давно бы с этим делом справились. Но под­ вела вредная привычка — отклады- / вать все на потом. А кому не изве­ стно, что первые дни содержания Скота в сырых и продуваемых поме­ щениях гибельно действуют на скот. Потом требуются недели, а то и ме­ сяцы, чтобы поправить животных, поднять упавшую продуктивность. И все-таки в «Прогрессе» повторяют прежние ошибки. И. Л Е С Н И КО В , спец. корр. «Ленинского знамени». ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОЕ А ш а н у бесхозяйственность В С Е П Р О Щ Е Н И Е х Прошло десять месяцев с момента окончания строительства встроенных помещений в доме № 16-а по улице Космонавтов. В пристройке располо­ жились магазин, почтовое отделение, пункт проката, парикмахерская, сто­ ловая. Однако все перечисленные объекты государственной комиссией от генерального подрядчика — СУ-1 треста «Жилстрой»—до сих пор не приняты. Обстоятельство это поче­ му-то не повлияло на сдачу перечис­ ленных объектов в эксплуатацию: они работают. Согласно строительным нормам и правилам вновь построенные или ре­ конструированные объекты предъяв­ ляются заказчиком (застройщиком) государственным приемочным комис­ сиям. Ни один вновь выстроенный объект не должен быть пущен в экс­ плуатацию без специального на то разрешения. Однако некоторые строительные организации вместе с заказчиками идут на прямое нарушение правил, сдают объекты, минуя приемочные комиссии. Так, в частности, посту­ пили в СУ-1. Что же заставляет идти на такие действия? Причина в том, что строители вме­ сте с субподрядными организациями грубо нарушают санитарные и про­ тивопожарные требования. Так, з по­ мещении продовольственного магази­ на № 84 горпищеторга комиссия вскрыла массу отступлений. В част­ ности, 10 пожарных кранов, пре­ дусмотренных для тушения огня, не были оборудованы гайками «ротта», в торговом зале часть магнитных пус­ кателей для холодильных агрегатов установлена на деревянных основа­ ниях, вместо несгораемых. Двери электрощитов ой и вентиляционной камер, калориферных не защищены от возгорания, не обиты железом. Проем для подъемника забит доска­ ми и залит маслам... В пункте про­ ката строители смонтировали пусто­ телую перегородку из древесно-стру­ жечных плит и внутри ее провели электропроводку, хотя это категори­ чески запрещается. Органы Госпожарнадзора во избе­ жание пожара вынесла решение, к о ­ торое обязывало заменить древесную плиту на несгораемую. Прошло два месяца, требование до сих пор не выполнено. А пункт проката тем временем ютится в маленькой непри­ способленной комнатушке. В столовой Л® 15 конторы общест­ венного питания треста «Липецк- строй» СУ-1 треста «Жилстрой» также допустило много отступлений. Так, для отделки кухни применили Пустотелый, легко воспламеняющий­ ся пластик. В двух,корид орах столовой элек­ трики из «Юговостокэлектромонта- ж а -2» сделали осветительную про­ водку марки А П П В через дощатые вентиляционные каналы. Согласно правилам устройства электроустано­ вок, применение такой проводки не допускается. Приведенные примеры говорят о безответственности строителей, кото­ рые грубо нарушают установленные правила, и заказчиков, которые при­ нимают объекты, игнорируя заклю ­ чения государственной комиссии, по­ ощряя тем самым брак в работе. С таким отношением к приемке объектов мириться нельзя. В. Ш ЕБЕКО , ст. инспектор отряда пожарной охраны. М. НАЛ И В КИН . П О М А Т Е Р И А Л А М <Л Е Н И Н С К О Г О З Н А М Е Н И » „ Г д е м о й ® и .1 е т ? 64 Так называлась критическая корреспонденция, опубликован­ ная в «Ленинском знамени» 9 июля с. г., в которой говорилось о воз­ мутительном поведении шофера автобуса Д анковского автопред­ приятия И. Шлыкова, присвоив­ шего часть выручки. О рвачестве, нечестности отдельных водителей публиковались в «Ленинском зна­ мени» и другие материалы. Как сообщил 'нам заместитель начальника областного транспорт­ ного управления М. Никитин, вы­ ступления газеты обсуждались в коллективах автопредприятий» управления. Приняты конкретные меры. Так, шофер И. Шлыков пе­ реведен в автослесари, липецкому таксисту В, Демченко, такж е ули­ ченному в неблаговидных поступ­ ках, объявлен строгий выговор. Вместе с тем транспортным уп ­ равлением разработаны дополни­ тельные мероприятия по усилению контроля за работой водителей, объявлен конкурс на лучшее об­ служивание пассажиров. ДОМА ПРИПЛЫВАЮТ К П О С Е Л К А М ЯКУТСК, 17 сентября. (Корр. ТАСС Д. Бубякин). Большой тру­ довой победой встречают лесоза­ готовители Якутии свой традици­ онный праздник. Почти на полме­ сяца раньше срока они завершили сплав по всем основным рекам республики. Строителям поставле­ но более 700 тысяч кубометров леса. Водным путем доставлены так­ же сборные дома на 1500 квар­ тир для строящихся поселков оленеводов, охотников, геологов и горняков. ■в Отлично трудятся на Усманском заводе литейного оборудования ударники коммунистического труда то- | кари Д . И. Сиротинкин и И. Ф. Путилин. Более четверти века назад приили они на предприятие, обучи.ж | десятки учеников своей профессии. Сейчас, соревнуясь за достойную встречу праздника Великою Октяо- | ря, они иа 30—40 процентов перевыполняют сменные задания, сдают продукцию с первого предъявления | Фото Л . Антошкина. > К О Н Т Р О Л Ь и п о м о щ ь 1 *«*«*«А«*^А*. Наша школа довольно далеко от районного центра. Хорошее здание современной школьной архитектуры. Придет сюда человек из города, не догадается, что находится в селе. Но ведь дело не только в сте­ нах. Глазное, какая жизнь за ними, что говорит на уроке учитель, чему и ка к учит! «Что» и «как» для нас, руководите­ лей школы, одни из самых главных вопросов. Мне и ранее приходилось работать и завучем, и дирекюром, но в Петровской школе я получил очень многое, глядя, как четко и всеобъемлюще строится система кон­ троля. На стене в учительской висит: «График внутришкольного контроля педагогического процесса». Система условных значков позволяет по к а ж ­ дому классу на полгода вперед ви­ деть, когда и кто осуществляет про­ верку — директор ли, завуч ли, и по какому предмету,' и какой школьный орган будет обсуждать ее результа­ ты — педагогический совет, методи­ ческое объединение, местком проф­ союза и т. д. Обычно в период проверки мы по­ сещаем у одного преподавателя не менее десяти уроков, чтобы составить себе объектизное и сравнительно полное представление о его работе. По согласованию с учителем про­ водим сами опрос учеников. Прово­ дится и так называемая директор­ с к а я контрольная работа—ведь важ- I по знать не только на каком уровне ■ведется преподавание, но и каковы ! 'го результаты. Есть у нас и метод углубленного чения определенной проблемы. Например, мы ставим на обсуждение доклад «Развитие мышления уча­ щихся». Мне было поручено с ним выступать. Пришлось много перечи­ тать теоретической литературы: не только для разработки теоретиче­ ской части доклада, но и для того, чтобы мне, математику, можно было глубже вникнуть в проблемы препо­ давания многих других предметов, смыкающихся с темой развития мышления. Встречались в нашей работе такие факты: учитель как будто бы непло- хо подготовился, уверенно излагает новый материал, а ребята смотрят на него равнодушными глазами и не проявляют никакой активности в постижении новых фактоз и данных. Проанализировав массу уроков раз­ личных преподавателей, пришли к выводу': одна из бед — поспешное сообщение на уроке конечного ре­ зультата, готовой формулы; прави­ ла и т. д. Дети лишены радости са­ мостоятельного постижения, непо­ средственный интерес не. двигает их сознание, нет у них потребности уз­ нать: а что же дальше, к чему же можно прийти в итоге рассуждения? Обратили внимание учителей на эго упущение, подсказали: необходимо вовлечь учащихся в решение проб­ лемных вопросов, возникающих по теме урока на пути, и, опираясь на их уже имеющиеся знания, подво­ дить их к конечному результату. И вот ребята на уроках стали выска­ зывать свои соображения, начались споры. Все это, разумеется, при на­ правляющей роли учителя. Причем такой подход имеет и воспитатель­ ный характер, ибо участие в быст­ ром продвижении к цели требует к а ­ кого-то фундамента знаний. А если их нет, не с чем ,!как говорится, вы­ ходить на люди, это действует на са­ молюбие ученика и представляет со­ бой также стимул для прилежания. Контроль должен непременно смы­ каться с помощью учителю. Надо вовремя заметить ошибку, упущение, чтобы помочь. Решая проблему, о которой речь шла выше, мы, напри­ мер, посоветовали молодой учитель­ нице В. Н. Токмачевой побывать на уроках учительницы О. Н. Бобровой. Неважно, что первая преподает ис­ торию, вторая — географию. Прие­ мы подачи материала можно пере­ нять и у «инопредметного» учителя. (У руководителей школы перед ря­ довыми учителями, кстати, то пре­ имущество, что мы бываем на уро­ ка х всех учителей, а не только по своей специальности, и можем «вы­ смотреть» что-то рациональное, ин­ тересное у ка ж д о го ). Применяется, конечно, н оправ­ давший себя метод прикрепления менее опытного учителя к более опытному. У нас в кабинете физики внедре­ но программированное обучение. Все сделано силами самих учителей и учащихся — ни одного фабрично го узла. Физику в школе, помимо директора В. А. Бузмакова, предо дает Н, А. Ерошкина. Она посеща­ ла его уроки и освоила программи­ рованное обучение, и в марте прош­ лого учебного года сама уже демон­ стрировала его на открытом уроке для всех директоров школ района. Учителя литературы помогают друг д ругу использовать фонохресто­ матии грамзаписей литературных произведений. Охотно работают .с техническими средствами обучения и все остальные учителя. Однако н эта часть работы учителя нуждается в соблюдении системы. В школе кабинетная система. В каждом висит список диапозитивов к определенной теме урока. Направ­ ляясь на урок к учителю, руководи­ тель школы обязательно заглянет в этот список, найдет диапозитивы по этой теме. А затем смотрит, как учитель их применяет. Сразу видно, просматривал ли он их перед уро­ ком, отбирал или просто взял все подряд. Так же проверяем мы и кн- ноуроки. О поступлении каж д ого нового фильма из фильмотеки и о днях его демонстрации сообщает ла­ борант школы. Мы знаем, каким те­ мам он соответствует, и можем по­ интересоваться, ка к применяется на уроке и этот вид технических средств. . Есть у нас так называемый «Эк­ ран выполнения учебной програм­ мы», на котором отмечается преж­ де всего число часов, который, екЗ’- жем, по болезни недоданы учите­ лем. Это позволяет обходиться без штурмовщины, своевременно устра­ нять пробелы. По традиции с 1 сентября у нас действует сразу же постоянное, а не временное расписание. По тради­ ции мы в первую же неделю начи­ наем контрольные посещения уро­ ков. Прежде всего наведываемся в классы, где начали работать по но­ вым программам, и на уроки к мо­ лодым педагогам. И. Т У ГАИ БЕИ , заведующий учебной частью Петровской средней школы Добринского района. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz