Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

2$ ш гу тО Д ? ! г ., 202 (13 0001 3 П О Д КО Н Т Р О Л Е М тысяч заин­ тересованных глаз находится сегодня каж д ая новая один­ надцатиметровая опора троллейбус­ ной сети, что появляется на ули­ цах, проспектах я площадях Л и ­ пецка. Перебираясь через из­ рытые траншеями обочины дорог, горожане, ка к правило, не ропщут, уверенные, что скоро в эти траншеи уложат кабель для будущего трол­ лейбуса. Жители города даже мирятся с тем, что улицы, по ко то ­ рым он пойдет, в эти летние вечера и ночи плохо освещены. Ведь ста­ рые светильники сняты, а другие, которые их заменят, еще не подве­ шены. Словом, город терпеливо ждет пуска нового вида транспорта. Ост­ рая необходимость в нем особенно стала заметна сейчас, когда началась ре- конструх ц и я старых трам­ вайных путей. День рож ­ дения липец­ кого троллей­ буса определен с о ц и а л и с т и-~ ческими обя- зател ь с т в а- ми коллекти­ вов трестов «Промстрой» и «Лйпецкстрой». Это — 7 нояб­ ря 1971 года. По двадцать часов на благоустройстве города обязались отработать жители Липецка. И большую часть этого времени реше­ но отдать строительству троллей­ бусной линии. Практически в аж ­ ная стройка является народной. В Правобережном райкоме пар­ тии разработан и постоянно кон- тролируется график выхода на нее работников промышленных предприя­ тий, различных организаций, учебных заведений. Ежедневно 40—50 чело­ век берутся за лопаты, ломы, носил­ ки. И х руками переброшены сотни кубометров земли, прорыты километ­ ры траншей, перенесены тонны стро­ ительных материалов. В отчетно­ сти зафиксировано: за три месяца горожане отработали 21 тысячу че­ ловеко-часов. Без учета привлеченных средств промышленных предприятий на строительство первой очереди от­ пущено миллион девяносто тысяч рублей. Н уж н о установить свыше 1240 опор, уложить по всей почти 25-километровой трассе кабель, по­ строить четыре тяговые подстанции, депо и т. д. Все это делается на действующих, очень напряженных автомагистралях. Проедем по будущему маршруту, посмотрим, ка к идут дела на раз­ ных участках строительства, а про­ комментировать положение попро­ сим ответственных за эти работы товарищей. Маршрут начинается от троллей­ бусного депо, где в будущем разме­ стятся сто вагонов. Сооружение главного корпуса в самом разгаре. Работы ведет бригада В. П . Шаш ур- кина из С У -5 «Промстроя». Отстава­ ние по кирпичной кладке против сетевого графика — восемь дней. В бытовом корпусе, где полный про­ стор для ш тукатуров,— всего четыре человека из «Отделстроя» треста еПромстрой». Не спешат форсиро­ вать работу и сантехники. Слово прорабу Н. И. Агапееву: «Людей мало. А тут еще с доставкой кирпича задерживают —> время те­ ряем». Инженер треста «Промстрой» Е. В. Алексеева: «Причин отставания мно­ го. Сначала «Спецстрой» сдерживал. Теперь каменщиков не хватает». Въезжаем на улицу Космонавтов. На ней установлены все опоры и кое-где даже видны кронштейны для подвески провода. Но вот неболь­ шой участок улицы Терешковой. По ней маршрут ведет к вокзалу. К о т ­ лованы под фундаменты опор вы­ рыты. Что же мешает их монтиро­ вать? Начальник «Юговостокэлектро- монтажа-2» М. И. Лизунов: «Нам не открывают фронт работ строители. Есть котлованы, но це сделаны фун­ даменты». Главный инженер СУ-5 треста «Промстрой» И. С. Ковалев: «Нет крана: нечем монтировать». На проспекте Победы — несколько иная картина. Есть котлованы и фундаменты. Но.., оказывается, по пять дней, по подземным сетям — на три дня. В свое время, узнав о том, что промстроевцы обязались закончить работы на строительстве троллейбуса к 7 ноября, в тресте «Лйпецкстрой» заверили общественность, что их кол­ лектив закончит этот объект на два дня раньше, чем трест «Промстрой». Все ближе время подводить итог соревнования. Но на данном этапе положение на левом берегу вселяет большие опасения. Отставание от графика увеличивается. Удивляет, почему на одних улицах, где еще не готовы котлованы и фундаменты, ле­ ж а т в ожидании монтажа опоры, а на других—для готовых фундамен­ тов не завезли нужны х опор. Пояс­ нения дает начальник производст­ венно - тех н и- О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь ЛИПЕЦКИИ ТРОЛЛЕЙБУС—К 7 НОЯБРЯ 1971 ГОДА вине управления производственно- технической комплектации (У П Т К ) треста «Промстрой» завезены не те опоры. Ошибку бы скорее испра­ вить... Начальник У П Т К Р. А. Биттер: «На прошлой неделе начали заво­ зить предусмотренные проектом опо­ ры. Половину доставили. Д р угую — завезем на этой неделе». Дальше путь лежит по Воронеж­ скому шоссе. Д оро гу на этом участ­ ке нужно расширить. Реконструк­ цию ее ведет трест «Спецстрой». С одной стороны стоит автокран, и несколько человек устанавливают бордюры. Вот и перекресток Воронежского шоссе, дорога — на второй мост, через реку Воронеж. Это уже владе­ ния треста «Лйпецкстрой». Почти все готово. М онтаж ники «Ю гозо- стокэлектромонтажа-1» тянут освети­ тельные провода. Давно установле­ ны и все опоры по трассе, идущей через поселок тракторного завода. Тракторозаводцы в начале строи­ тельства показывали пример дру­ гим. Теперь на их участке — за­ тишье, хотя следовало бы уж е наве­ шивать провода и полностью закан­ чивать работы. Сегодня критический путь в сете­ вом графике проходит по западному путепроводу, что находится между Н Л М З и Л Т З . Строит его мосто- поезд 812. Работу нужно выполнить огромную. Она осложнена перено­ сом действующих коммуникаций, идущих к Новолипецкому заводу. Трест «Спецстрой» задерживает их перенос. «Мы действительно задерживаем перенос газопровода, — признает главный инженер треста В. Г. Сан- домирскнй. Задерживаем потому, что долго не имели нужны х труб. Трест «Лйпецкстрой» выдал их с опоздани­ ем на два месяца. Трубы получены дней десять назад. Теперь будем форсировать работу. В целом же по троллейбусу нас ничто не затруд­ няет. План свой выполняем и ста­ раемся работать сверх него». Правда, столь оптимистическое заключение нуждается в маленькой иллюстрации: на последней опера­ тивке выяснилось, что «Спецстрой» допустил отставание от сетевого графика по подстанции № 2 — да ч&ского отде­ ла «Югово- стокэде к т р о - монт а ж а - 1» В. Г. Чупри- нин: — «Строите­ ли СУ-2 треста «Лип е ц к с т- рой», напри­ мер, по улице Лесной, натол­ кнувшись на трудный грунт, не спешат его пробивать. По улице 9 Мая, От старой конторы Н Л М З и до Лес­ ной, а также по кольцу у моста ра­ ботники городской архитектуры сде­ лали разбивку для будущей сети да не согласовали ее с генеральным планом всех коммуникаций района. О тсю да,— новые задержки. А тут еще трест «Лйпецкстрой» медлит с изготовлением металлических опор». Претензии к городской архитекту­ ре предъявляют и монтажники из «ЮВЭМ-2». В ее адрес раздаются упреки почти на всех еженедельных оперативных совещаниях. ...Мы провели читателя почти по всему маршруту будущего троллей­ буса. Площадь Мира — конечный пункт. И так: нз 1.092 тысяч рублей, ассигнованных горисполкомом, за семь месяцев освоена 731 тысяча рублей. И з 1240 опор установлено около тысячи. Почти на всем протя­ жении трассы выкопаны траншеи. И з четырех тяговых подстанций сда­ ны под монтаж три. Так пойдет ли в срок первый ли­ пецкий троллейбус? На этот вопрос все ответственные товарищи отвеча­ ют: «Должен». А чтобы «должен» обернулось коротким «да», нужны настойчивость, согласованность дей­ ствия организаций, связанных с обеспечением важной стройки всем необходимым. Отсутствие такой со­ гласованности, непродуманяость от­ дельных решений подчас искусствен­ но создают затруднения. Прокладывая теплотрассу через Каменный лог, работники «Сантех- строя-2» (главный инженер 10. И. Болотский^ пользовались заведомо неправильной старой разбивкой, сде­ ланной архитекторами. Потом две недели искали, кто виноват. И, на­ конец, избрали самую удобную пози­ цию сторонних наблюдателей: «Был не тот проект». Но куда же смотрели специалисты «Сантехстроя-2», когда зашли с этой трассой в овраг? К о ­ нечно, легче всего прикрыться ошиб­ кой архитекторов при разбивке (с них никто не снимает ответствен­ ность). Но слепое следование не­ продуманному заданию не делает чести сантехникам, а свидетельству­ ет об их безответственности. Метод народной стройки, которым сооружаются объекты будущей трол­ лейбусной трассы, имеет свои пре­ имущества, но и свои трудности. С одной стороны — энтузиазм людей, готовых жертвовать личным свобод­ ным временем, безвозмездно отдать труд. С другой—осложнения в обес­ печении материалами, механизмами, оборудованием, ведь стройка вне­ плановая. Тем большая ответствен­ ность ложится на руководителей предприятий, строительных организа­ ций, отделов горисполкома, взяв­ шихся решать эту нелегкую задачу. Надо отдать должное—на заводах тракторном, специнструмента и тех­ нологической оснастки, в объедине­ нии «Сельхозтехника» нашли станоч­ ное оборудование, инструмент для мастерских депо. А разве у других меньше возможностей? Особую тревогу вызывает комп­ лектация электрооборудования, ка ­ беля. Здесь не проявляют пока должной настойчивости ни У КС Н Л М З , ни О КС ЛТ З . В стороне остается и областное управление снабсбыта (начальник Л . Н. Гово­ рухин). Легче всего объяснять срывы объ­ ективными причина.ми: их хоть от­ бавляй. Куда хлопотнее настойчиво и последовательно идти к постав­ ленной цели, проявлять хозяйскую и инженерную сметку. Обязательство— пустить троллейбус к 54-й годовщине О ктября—принима­ лось коллективно. Ответственность же за его выполнение нужно не­ сти и общую и персональною. Г. Ш Е В Ч ЕН КО . На снимке: на строительстве троллейбусного депо. Фото Ю. Ардашева. УЛУЧШИТЬ РАБОТУ ШКОЛ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА В ПРЕЗИДИУМЕ ОБЛСОВПРОФА Президиум областного Совета профсоюзов обсудил вопрос «О дальнейшем улучшении работы школ коммунистического труда». Отмечено, что в истекшем учеб­ ном году на предприятиях про­ мышленности, с т р о и т е л ь с т в а , транспорта, в совхозах и колхо­ зах области работало 730 школ коммунистического труда, в ко ­ торых обучалось свыше 19 тысяч человек. Большое внимание уде­ лялось изучению вопросов эконо­ мической политики партии, путей повышения эффективности обще­ ственного производства в свете решений декабрьского (1969 г.) и июльского (1970 г.). Пленумов Ц К КПСС , X X I V съезда партии. В школах коммунистического ъру- да значительное место занимала пропаганда передового производ­ ственного опыта, социалистическо­ го соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду. Завкомы профсоюзов Ноеолн- пецкогз* металлургического и тракторного заводов, завода «Свободный сокол», объединенный комитет профсоюза Липецкого горпромторга, обком профсоюза рабочих машиностроения посто­ янно заботятся об улучшении ру­ ководства школами, повышении идейно-теоретического уровня за­ нятий, о подборе и обучении ру­ ководителей и пропагандистов. Вместе с тем в работе школ и в практике руководства ими имеют­ ся существенные недостатки. Сла­ бо развивается сеть школ ком- мушстического труда на пред­ приятиях электротехнической, лесной и деревообрабатывающей промышленности, промышленно­ сти стройматериалов, в сельском хозяйстве. Комитеты профсоюзов указанных отраслей по сущест­ ву работой школ не занимаются. Многие областные комитеты профсоюзов не дают школам ком ­ мунистического труда рекоменда­ ций по проблемам, связанным с изучением экономики, передозого опыта, новой техники и прогрес­ сивной технологии отрасли. На многих предприятиях изучение общественно-политических воп­ росов ведется вне связи с кон­ кретными задачами коллектива, не подкрепляется практическими занятиями по освоению передово­ го опыта. Еще не везде для ра­ боты школ коммунистического труда созданы необходимые ус­ ловия, не оборудованы помеще- ® я для занятий, недостает тех­ нических средств пропаганды. Плохо помогают школам клубы, библиотеки, научно-технические общества. Президиум областного Совета профсоюзов определил меры по дальнейшему улучшению работы школ коммунистического труда. Обкомам и Ф З М К профсоюзов предложено завершить , комплек­ тование школ до 10 сентября. Его необходимо провести в зависимо­ сти от специфики производства по цехам, сменам, бригадам, фер­ мам, участкам. Следует обратить особое внимание на вовлечение в школы коммунистического труда работающей молодежи. В постановлении отмечается необходимость улучшения подбо­ ра кадров руководителей и про­ пагандистов школ коммунистиче­ ского труда. Для них облсовпроф создает постоянно действующий семинар. Ф З М К профсоюзов вме­ сте с хозяйственными руководите­ лями обязаны создать надлежа­ щие условия для работы школ коммунистического труда. Посто­ янную помощь им призваны ока­ зывать культурно-просветитель­ ные учреждения. Президиум облсовпрофа у т ­ вердил методический совет для ру­ ководства работой школ комму­ нистического труда. В сентябре будет проведен рейд по проверке готовности школ к новому учеб­ ному году. Н Ф О Р Ш Щ И Я Ч Т Е Н И Я ПРАГА. Более пятм тысяч чело­ век за сутки посетили Ботаниче­ ский сад города Либерец, где распустился редчайший цветок гигантской водяной кувшинки «Виктория регия». Диаметр цвет­ ка — более 40 сантиметров, и распускается он под вечер, на день закрывается, а вечером опять раскрывается. В период своего короткого цветения цве­ ток трижды менял окраску. Из белого он превратился в ро зо­ вый, а затем в пурпурный. Через сутки цветок «Викторин регии» опустился под воду, где со вре­ менем образуется плод с семена­ ми, величиной с горошину. * « * БУДАПЕШТ. Намного пережила своих современниц старинная т. н. «сухая» мельница 8 венгер­ ском городе Сарваш. Построен­ ная в первой половине прошлого столетия, она исправно действо­ вала более ста лет. Жернова в ней в отличие от ветряных и во­ дяных мельниц приводились в движение конной тягой. Одна из почти восьми тысяч подобных ей мельниц, действовавших в Венг­ рии в прошлом столетии, она хо­ рошо сохранилась до наших дней. Государственная инспекция исто­ рических памятников Венгрии приняла решение реставрировать сарвашскую мельницу и сохра­ нить ее как музей труда и бьгта прошлого. * * * ВАРШАВА. Варшавские архи­ текторы предложили оригиналь­ ный проект создания «Веселого городка». Он займет около деся­ ти гектаров на правом берегу Вислы. Это — место развлечений для детей и взрослых. По холмистой территории го­ родка можно будет промчаться на миниатюрном электровозе или спокойно проплыть над густыми зарослями в уютной кабине ка­ натной дороги. Любители острых ощущений смогут испытать свою реакцию при быстрой езде на скоростных автомобильчиках, для которых оборудуется специаль­ ная площадка. Шхуна доставит смельчаков на «остров чудес», где они встретятся с разными неожиданностями. Самые наход­ чивые и отважные будут искать выход из хитроумных лабиринтов, построенных с большой изобрета­ тельностью. * * * БЕЛГРАД. В селе Ариля, что недалеко от города Титове Ужи- це (в Сербии), произошел следу­ ющий случай. Школьница Стана Драгович сидела в беседке ви­ ноградника и увлеченно читала книгу. Рядом с ней дремал кот по имени Марко. Старая лоза, с которой свисали виноградные гроздья, была кро­ вом беседки. Вдруг кот Марко, перепрыгнув через девочку, мет­ нулся вверх. Приподняв голову, Стана увидела змею, готовую к прыж ку. М ежду котом и змеей завязалась отчаянная' борьба, по­ бедителем из которой вышел Марко. Теперь Стана и кот Марко неразлучные друзья. Девочка законно считает его своим спа­ сите лем. (ТАСС ). П Р Е И М У Щ Е С Т В А С О Ц I I А Л I I 3 М А П РА ГА , 28 августа. (ТАСС ). Комплексная программа, приня­ тая на X X V сессии Совета Эконо­ мической Взаимопомощи, является важным импульсом в деле интен­ сификации всей чехословацкой промышленности при участии в социалистическом международном разделении труда, которое ведет к экономической интеграции и тем самым значительно ускоряет на­ учно-технически ц, прогресс также з экономике ЧССР, пишет брати­ славская газета «Правда». Чехословакии, так же, ка к и другим странам— членам СЭВ, со- циалистиче с к а я эконо м я ч е с к а а ] интеграция создает оптимальные условия для долгосрочного пер­ спективного планирования разви­ тия концентрированного и специа­ лизированного производства и обеспечивает сбыт любого количе­ ства качественной продукции. Этого нет и не может быть ни у какой, даже высокоразвитой к а ­ питалистической страны, несмот­ ря на то, что многие страны стре­ мятся добиться этого путем соз­ дания различных капиталистиче­ ских объединений, подчеркивает газета. ТЕРРОР ИЗРАИЛЬСКИХ ВЛАСТЕЙ К А И Р , 28 августа. (ТАСС ). Из- концентрационный лагерь. За ко ­ ранльские оккупационные власти терроризируют гражданское на­ селение на севере Синайского по­ луострова. Израильтяне, ка к сообщает агентство М ЕН , превратили насе­ ленный пункт Абу Занима на се­ вере Синайского полуострова в лючей проволокой находится свы ше 200 семей палестинских бежен­ цев из сектора Газа. Они терпят голод и холод, так ка к израиль­ ские власти не дают беженцам даже тех средств к существова­ нию, которые выделяются для них ООН. ПРОИЗВОДЯТ МОТОРОСТРОИТЕЛИ БЕЛГРАДА Б Е Л Г Р А Д , 28 августа. (ТАСС ). Оснащенный мотором 850 куб. Коллектив Белградского предпри- сантиметров, он может развивать ятия имени 21 , Мая разработал скорость свыше 170 км/час. конструкцию двигателя для ново­ го типа легкового автомобиля «Застава 101». Двигатель, имею- Наряду с новинками моторо­ строители предприятия продолжа щий воздушное охлаждение, по- ют выпускать двигатели, которые лучил высокую оценку специали- находят свое применение в авто- стов на всеюгославском конкурсе, мобилях, комбайнах, тракторах, Д ругой новинкой предприятия производимых на югославских за­ является гоночный автомобиль, водах. П о л о ж е н и е ш а г р а я я д е Д Е Л И , 27 августа. (ТАСС ). На индийско-пакистанской границе сохраняется напряженная обста­ новка. По сообщению информа­ ционного агентства ПТИ , сегодня на границе вновь вспыхнула оже­ сточенная перестрелка после го, ка к пакистанские войска крыли огонь по индийскому по­ граничному посту в районе Д ист­ рикта Куч Бехар (штат Западная Бенгалия). Р А В А Л П И Н Д И , 27 августа. (ТАСС ). К а к сообщает агентство АП П , специальный помощник пре­ зидента Пакистана по делам пере­ мещенных лиц в Восточном П аки­ стане- А. М. М алик заявил сего- то- дня, что до настоящего времени от- из Индии в Восточный Пакистан вернулось 155 тысяч беженцев. Правительство Объединенной, Республики Танзании уделяет| большое внимание развитию дере- ( вень «уджамаа» (деревень социа- ] лизма). Сейчас в стране насчиты­ вается 1.100 таких деревень, в ; них объединено более полумилли­ она крестьян. На снимке: строительные рабо­ ты в деревне Чамвино, провинция Додома. (Фотохроника ТАСС ). ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛЛЛ у АЛЛА /' « А й р и ш т а йме » : В ОЛЬСТЕРЕ ПЫТАЮТ ЛО Н Д О Н , 27 августа. (ТАСС ). Ирландцев, арестованных в Оль­ стере на основании «закона о чрезвычайных полномочиях», под­ вергают жестоким пыткам в пла­ вающей тюрьме «Мейдстоун». Об этом свидетельствуют официаль­ ные документы, полученные ре­ дакцией газеты «Айриш тайме» и опубликованные сегодня. Солдаты «сил безопасностя», говорится в этих документах, из­ бивают и шантажируют узников, унижаю т их человеческое досто­ инство. «Во время ареста, — рас­ сказывает Д ж . Макмагон, — по­ лицейские скрутили мне руки и в присутствии моих детей били пал­ ками по голове и телу, а затем избитого бросили в машину». «Во время допроса, — свиде­ тельствует Морис Махгрэс, — английские солдаты натравливали на меня собаку, били ногами в живот ■ пах, угрожали оружи­ ем». Физические истязания и репрес­ сии, чинимые английскими вой­ сками над участниками движения за гражданские права Северной Ирландии, заявляет газета, по своей жестокости можно срав­ нить лишь с действиями фаши­ стов из «СС» во время второй ми­ ровой войны. В эти дни по всей Северной Ирландии ширится кампания про. теста против действий оккупаци­ онных британских войск. Сотни ирландцев отказываются платить налоги, вносить квартплату, вы­ полнять распоряжения властей. ДЕПЕШИ ИЗ ГЛУБИН ЗЕМЛИ Человек пока не получил доступа к глубинам Земли больше се­ ми—восьми километров. Как же узнать, что представляют собой «нижние этажи» нашей планеты! Из каиого материала сложены, в каком состоянии находятся! На эти вопросы по просьбе корреспондента Агентства печати Новости ответил член-корреспондент Академии наук СССР Николай Хитаров, руководитель лаборатории магматогенных процессов Ин­ ститута геохимии и аналитической химии имени В. Вернадского АН СССР. Б ЕСЦ ЕН НЫ Е сведения о ве­ ществе глубинных недр Земли приносят магмы — расплав- генное вещество, извергаемое вулка­ нами. По их составу можно судить » состоянии верхней мантии, подсти- мкмцей земную кору. Громадное количество жидкой «сплавленной массы выплескивает- а» на поверхность, ее сопровождают шбросы газа, пепла, пара. О чудо- *ниш ой силе давлений в глубинах Земли свидетельствует тот факт, что княсие пеплы попадают в верхние и о н атмосферы. К примеру, вулкан ^сзьшяуцяын на Камчатке во время извержения забросил их на высоту 42 километра. Среди вулканических пород преоб­ ладают, ка к известно, базальты. Очень важно выяснить, при каких температурах и давлениях они пла­ вятся в глубине, какие претерпевают изменения при движении к поверх­ ности. От этого зависит решение многих крупны х проблем, в том чис­ ле и вопроса, ка к образуются руды. Точное знание того, ка к ведет себя базальтовое вещество в глубинах, откроет путь к определению состава мантии на разных уровнях, даст воз­ можность оценить физическое сос­ тояние вещества и теплового поля в мантии. Если выяснить, когда и на каких глубинах начинают плавиться ба­ зальты, то можно определить момен­ ты неустойчивости физического сос­ тояния отдельных зон земной коры. А эта неустойчивость влечет за со­ бой смещение масс, участков и кр уп ­ ных блоков земли, вызывая тектони­ ческие нарушения — землетрясения. Экспериментальные исследования в нашей лаборатории позволили ус­ тановить интересные особенности преобразования базальтов, их плав­ ления и кристаллизации. К а к все это совершается? В нед­ рах планеты базальтовое вещество находится в двух состояниях — жидком и твердом. В ходе развития магматического процесса расплав­ ленное вещество продвигается к по­ верхности Земли По мере подъема происходит охлаждение базальтов, формируются минералы или нх ассо­ циации. Каждой температурной сту­ пеньке соответствует выделение своего материала, который до опре­ деленного момента «сосуществует» с жидкой массой. Исследования показали, что ба­ зальтовое вещество на глубине 35— 40 километров переходит из одного состояния в другое в сравнительно небольшом интервале температур — 70—80 градусов. Процесс превра­ щения на глубине 100 километров требует уже более широкого диапа­ зона, примерно в 200 градусов. А это способствует интенсивному обра­ зованию различных минералов. Оче­ видно, многие породы на поверх­ ности были рождены именно таким образом. Это важное обстоятельство. Оно помогает пролить свет на причины возникновения базальтов в процессе эволюции из первичного вещества мантии. Мы сочетали различные методы, например, изучали электропровод­ ность базальта. По мере плавления она начинает расти, а при превраще­ нии в жидкий расплав базальт ста­ новится настоящим проводником. Установлено, что в некоторых участ­ ках Земли налицо высокая электро­ проводность, которая может свиде­ тельствовать о том ,что на глубине от 120 до 250 километров вещество су­ ществует в расплавленном состоя­ нии, с температурой, вероятно, око­ ло 1500 градусов, В проблеме глубинного вещества Земли много «белых пятен». М ежду тем познание мира немыслимо без раскрытия всех, пока еще таинствен­ ных процессов, протекающих под многокилометровой толщей. Они не только созидают в недрах полезные ископаемые, но и разрушают земную кору, заставляют ее расступаться и вызывают извержение вулканов. Знание механизма этих явлений сде­ лает человека истинным властелином природы. ИВЕТТА УСЕЙ НОВА. - - - (А П Н ). АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ Н ЬЮ -ЙО Р К , 27 августа, ные разоблачения, связанные с Корр ТАСС Г. Ш иш кин передает: расследованием пресловутого де- Подлое убийство в тюрьме Сан- да «черных пантер». Куэнтин известного негритянско­ го деятеля Д ж о р дж а Джексона потрясло Америку. Д аж е такая буржуазная газета, ка к «Крисчен сайенс монитор», вынуждена при­ знать, что Д жексон стал «жерт­ вой социальной несправедливо­ сти». Его жизнь, пишет «Нью- Йорк трагедией. «Нет никакого сомне­ ния в том, что это и американ­ ская трагедия». Джексон погиб в двадцать де­ вять лет в расцвете сил и талан­ та. Более трети своей короткой жизни он провел в тюрьме, где сумел познакомиться с тем, чего ему не могла дать американская школа. «Убит при попытке к бегству»— таково официальное объяснение 4 декабря 1969 года чикагская полиция совершила налет на ме­ стное отделение этой негритян­ ской организации, во время кото­ рого были убиты два ее лидера— Кларк н Хэмптон. Полицейские утверждали при этом, что они т а м » , 6ы л7Ш подлинной Действовали в порядке саиообо- ’ роны. Однако, ка к сейчас бес­ спорно установлено, никто в по­ лицейских не стрелял. Под давле­ нием общественности власти вы­ нуждены были «привлечь к ответ­ ственности» виновников. Генеральный секретарь Комму­ нистической партии СШ А Гэс Холл в специальном заявлении по поводу убийства Джексона под­ черкнул, что оно, ка к и многие другие преступления, является этого очередного преступления «порождением прогнившей систе- властей. О том, чего стоят по- мы классовой эксплуатации, расо- добные утверждения, красноре- вого угнетения, составляющих чияо говорят последние скандаль- суть капитализма».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz