Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 10 августа 1971 г., К 185 (13 0491 5 августа с. г. в «Ленинском знамени» было опубликовано пись­ мо «Первый из тридцати», в котором рассказывалось об участии коммунистов завода «Свободный сокол» в борьбе за повышение эффективности производства. Сегодня публикуется второе письмо из этой парторганизации. т Ф И ЧЕТВЕРТИ общего числа коммунистов, состоящих на учете в партийной организа­ ции «Свободного сокола», — произ­ водственники, выпускают продукцию. Лучшие за самоотверженный труд удостоены правительственных наград. Ордена Ленина, например, за высокие производственные показате­ ли в восьмой пятилетке получили газовщик доменного цеха Александр Иванович Яценко, избранный в ны­ нешнем году депутатом Верховного Совета Российской Федерации, бри­ гадир радиаторного цеха Владимир Васильевич Лачин, руководители бригад, обслуживающих центробеж. ные машины «Сокол», Василий Пав­ лович Саунин и Евгений Сергеевич Дмитриев. Эти и многие другие пе­ редовые производственники являют­ ся гордостью заводской партийной организации, на них равняются, с них берут пример все сокольцы. Коммунисты не только сами хоро­ шо работают. Они озабочены тем, чтобы спорился труд всюду — на каждом участке, на каждом рабочем месте. Это стремление особенно на­ глядно . прослеживается в починах, застрельщиками которых выступают коммунисты. Партийные организации копрового, модельно-инструментального и ре­ монтно-механического цехов многое сделали для пропаганды начинания передовых рабочих, попросивших повысить им нормы выработки на 6— 10 процентов. В результате дви­ жение за пересмотр норм приобрело на заводе массовый характер. Коммунисты железнодорожного и других цехов осуществили большую организаторскую работу по внедре­ нию щекинского метода совмещения смежных специальностей, $а счет че­ го высвобождены десятки рабочих. В железнодорожном цехе, например, слесарь по ремонту дизелей теплово­ зов И. В. Попов выполняет обязан­ ности аккумуляторщика, токарь В. Т. Ефремов при необходимости становится к строгальному станку. Многие электрослесари работают машинистами мостовых кранов, со­ ставители поездов, помимо своей ос­ новной работы, выполняют обязан­ ности сцепщиков. На ТЭЦ родилась и горячо под­ держана партийной организацией инициатива по обслуживанию двух турбоагрегатов одним машинистом. Коммунисты-труболитейщики, ра­ ботающие на центробежных маши­ нах, выступили инициаторами внед­ рения весовой дозировки жидкого металла, что значительно улучшило производственный процесс и условия труда рабочих. Нет на заводе такого цеха, такого участка, где бы не росла активность проникновения коммунистов в орга­ низацию производства и быта кол­ лектива. Выступая на рабочих соб­ раниях, которые, кстати, проходят во всех цехах регулярно, мастера В. В. Зубакова является во втором труболитейном цехе одним из лучших. Душой коллектива, состоя­ щего из 32 человек, является партий­ ная группа, которую возглавляет опытный производственник й Хоро­ ший организатор Н. И. Урываев. Коммунисты ведут кропотливую, ра­ боту, добиваясь повышения ответст­ венности каждого труболитейщика за порученное ему дело. И результат — налицо. В цехе не припомнят слу­ чая, чтобы коллектив участка В. В. Зубакова сорвал выполнение зада­ ния, чтобы кто-либо из занятых здесь работников нарушил трудовую дисциплину. Участок работает четко, слаженйо. Его коллектив с честью а т т и к и ПИСЬМА ИЗ ОДНОЙ 5 участвуя на | оправдывает присвоенное ему звание ПАРТОРГАНИЗАЦИИ « и г а и ч 2 . З А В С Е В О Т В Е Т Е М « Ш Н 1 1 1 Ц Ц 1 И 1 т ш ш н т Ш Ш Ш 1 Ш | Ц Ш н т « и н и 1 П 1 1 Ч И 1 н и н т и п т " коммунистического тру- заседаниях цеховых постоянно дей­ ствующих производственных сове­ щаний, коммунисты учат свои кол­ лективы жить по принципу: один — за всех и все — за одного. Большой разговор о рабочей че­ сти, о необходимости свято дорожить ею был поднят, например, на заседа- нии заводского постоянно действую­ щего производственного совещания, которое состоялось в мае нынешнего года. Тогда обсуждался вопрос о по­ терях, которые несет завод за счет нарушений отдельными работниками трудовой дисциплины и непроизво­ дительных затрат рабочего времени. В радиаторном цехе по инициати­ ве коммунистов проведена в нынеш­ нем году производственно-техниче­ ская конференция на тему: «Повыше­ ние производительности труда и сни­ жение себестоимости продукции». В доменном цехе коммунисты А. И. Яценко, В. Г. Знаменщиков и дру­ гие, выступая на заседании постоян­ но действующего производственного совещания, предложили конкретные меры, направленные на лучшую ор ганизацию производственного про цесса, более экономный расход сырья и улучшение условий труда работающих. Заметное влияние на воспитание рабочих в духе коллективизма, доб­ росовестного отношения к труду оказывают партийные группы, кото­ рых создано на заводе более семи­ десяти. Производственный участок коллектива да. Владимир Васильевич Лачин руко­ водит бригадой слесарей. В бригад­ ном коллективе — 15 человек, из них шестеро, в том числе' и сам В. В. Лачин, — коммунисты. Они являются запевалами всех хороших дел. А таких дел на счету бригады немало. Дружный коллектив неиз­ менно выходит победителем в со­ ревновании, каждый рабочий являет­ ся активным рационализатором. В нынешнем году на Липецком радиа­ торном заводе начали устанавливать новые станки-полуавтоматы. Про­ слышали там об успехах бригады В. В. Лачина, обслуживающей имен­ но такие станки, и направили группу рабочих на «Свободный сокол». Вла­ димир Васильевич очень приветливо принял гостей и охотно поделился с ними своими знаниями. Не держать накопленный опыт под спудом — это стало законом трудовой жизни всех коммунистов- производственников. Есть у них еще одно доброе правило: отличайся в труде, но и в быту не пятнай своей чести. Активный общественник и добрый семьянин - г такую характе­ ристику можно безошибочно дать подавляющему большинству соколь- ских коммунистов. Многие из них руководят" работой товарищеских судов, являются дружинниками. Ра­ бочий Г. И. Жужлов, к примеру, уже семь лет подряд избирается председателем'* товарищеского суда железнодорожного цеха. Он — ком­ мунист. Сам ведет себя в быту до­ стойно и других воспитывает в духе соблюдения законности и обществен­ ного порядка. В цехе очень ценят мнение Григория Ивановича, его сло­ во для коллектива всегда является авторитетным. Заводская партийная организация живет полнокровной жизнью. Отрад но, что сокольские коммунисты не довольствуются достигнутым. Они находятся в постоянном поиске, уси­ ливают свое влияние на коллектив Им хорошо известно, что неисполь­ зованных резервов у доменщиков, труболитейщиков, радиаторщиков и других работников завода еще мно­ го. Так, чугун, выпущенный в пер­ вом полугодии, был для завода убы­ точным. Хоть и невелика убыточность, на первый взгляд кажется — 42 ко пейки на тонну, — но в целом поте­ ряно 60 тысяч рублей. Эти средства оказались бы в заводской копилке, если бы не были допущены сверх­ плановые потери чугуна в скрап при разливке, перерасход электроэнергии, пара и доменного газа. Много до­ полнительных средств можно было получить за счет выпуска более доб­ рокачественных ниппелей, недопу­ щения перерасхода металлоформ во втором труболитейном цехе, сокра­ щения простоев железнодорожных вагонов. На устранение этих упуще­ ний и направляет сейчас свои уси­ лия заводская партийная организа­ ция. Сокольские коммунисты работают с чувством подлинных хозяев произ­ водства и своим добросовестным от-' ношением к труду показывают при­ мер беспартийным, прежде всего молодежи. В их память глубоко за­ пали слова из Отчетного доклада Ц К КПСС XX IV съезду партии: «Ответ ственность каждого перед коллекти вом и ответственность коллектива за каждого работника — вот неотъем­ лемая черта нашего образа жизни». На «Свободном соколе» это ощу­ щается весьма заметно. МЕСТНЫЕ В ДО РОЖ НОМ МАТЕРИАЛЫ С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В Е В. РЕНЕВ. П О М А Т Е Р И А Л А М «Л Е Н И Н С К О Г О З Н А М Е Н И » ДОПОЛНЕНИЕ К ПЕРСПЕКТИВЕ" 9 9 «Дополнение к перспективе» — так называлось письмо, опубли­ кованное в «Ленинском знамени» 11 нюня с. г. В нем речь шла о недостатках в экономической ра­ боте в колхозе имени Кирова Л и ­ пецкого района. Как сообщил председатель это­ го колхоза Е. Ф. Булгаков, недо­ статки, отмеченные в статье, име­ ли место в хозяйстве. В настоя­ щее время правление колхоза и партком разработали мероприятия по их устранению. Бюро экономи­ ческого анализа активизировало свою деятельность. Пятилетний план по производству кормов эко­ номически обоснован. Созданную бригаду по заготовке кормов воз­ главляет коммунист, агроном И. И. Анохин. Колхоз досрочно выполнил полугодовой план про­ дажи молока и мяса. По плотности автомобильных до­ рог Липецкая область занимает вто­ рое место в Центрально-Чернозем­ ной зоне и первое по протяженности дорог с твердым покрытием. Однако существующая сеть автомобильных дорог далеко не полностью обеспе­ чивает развивающиеся перевозки. Большие задачи поставлены XXIV съездом КПСС по дорожному стро­ ительству. За пятилетие только в Липецкой области должны быть по­ строены сотни километров дорог с твердым покрытием. Для строи­ тельства их требуется большое ко­ личество материалов. Ведь на один километр расходуются тысячи куби­ ческих метров материалов, главным образом природного камня. Стои­ мость его составляет 50—60 процен­ тов от общей стоимости дороги. Причем значительная доля расхо­ дов приходится на перевозки. Используя местные .материалы и сокращая таким образом транспорт­ ные расходы, можно сэкономить не­ мало средств. Кроме того, примене­ ние местных материалов высвобож­ дает транспорт, позволяет более планомерно и рационально расходо­ вать другие материалы. Действующие карьеры страны расположенные часто за многие сот­ ни н тысячи километров от Липец­ кой области, не в состоянии полно­ стью обеспечить потребность дорож но-строительных организаций. За- |явки, как правило, удовлетворяются на 20—30 процентов от фактической потребности. Липецкая область — одна из не многих в центре РСФСР, которая имеет практически неограниченные запасы природного камня. У нас есть и другие материалы, отходы промышленности, которые можно большим эффектом использовать [дорожном строительстве. Запасы известняка и доломитов измеряются миллиардами кубических метров При правильно организованной их [добыче и переработке можно удов­ летворить в течение многих десяти- |летий потребность дорожников не только Липецкой, но и других обла стей. Что нужно для правильного ис> пользования этих богатств? Преж де всего, необходимо организовать разработку. По нашему мнению наиболее целесообразно создание !специальных карьеров, в первую очередь, в районе Липецка, Данко ва, Ельца, где имеются крупные месторождения. Конечно, такие карьеры следует |оснастить оборудованием, необходи мым не только для дробления сортировки щебня по фракциям, но и для промывки, разделения его по прочности. Последнее необходимо потому, что липецкие известняки доломиты отличаются разнопрочно- стью. Одновременно в карьерах це­ лесообразно организовать производи ство минерального порошка, кото­ рый является дорогой и дефицитной составляющей частью асфальтобето­ нов. В настоящее время минераль­ ный порошок завозится из Тулы. Средства, вложенные в создание таких высокомеханизированных карьеров большой производительно­ сти, быстро окупятся в основном за счет сокращения транспортных рас­ ходов. Сейчас на территории области действует несколько карьеров, зани мающихся разработкой известняков и доломитов для металлургической сахарной промышленности, для производства цемента и извести. Об­ разующиеся там отходы практиче­ ски не используются. При дробле­ нии камня только в Студеновском рудоуправлении и на Данковском доломитовом комбинате ежегодно об­ разуется около миллиона тонн от­ ходов, но они не находят примене­ ния, хотя с большим эффектом мог ли бы пойти на приготовление би­ тумоминеральных смесей и для дру­ гих целей дорожного строительства ко-механйческих свойств укреплен­ ных материалов. В настоящее время 100.000 тонн золы ежегодно сбрасы­ вается в отвалы. На Липецкой, Елецкой, Данковской ТЭЦ скопи­ лось огромное количество зо­ лы, которая засоряет большие пло­ щади плодородных земель. И для ее удаления требуются большие за­ траты. Дорожно-строительные организа­ ции испытывают трудности из-за не­ хватки вяжущих — цемента, биту­ ма. Между тем в некоторых случа­ ях цемент можно заменить изве­ стью. Для ее получения пригодны почти все известняки, которыми так богата область. Производство же извести не требует значительных затрат. Стоит повнимательнее посмот­ реть и на отходы металлургии. Кок­ сохимическое производство Новоли­ пецкого завода одновременно с кок­ сом дает продукты, которые могут пойти для изготовления каменно­ угольного деггя, во многих случаях заменяющего битумы. Широкое применение в дорожном строительстве находят металлурги­ ческие шлаки. Старые запасы от­ вальных доменных шлаков в Липец­ ке практически исчерпаны, а вновь получаемые полностью перерабаты­ ваются. Но следует грамотно, с достаточным технико-экономическим обоснованием решать вопрос при­ менения продуктов, получаемых из шлаков. Проблема использования местно­ го камня в дорожном строительстве не нова. Подробно о ней писала га^ зета «Ленинское знамя» в № 79 за1 1969 год. С того времени прошло уже более двух лет, а с момента разработки рекомендаций по ис­ пользованию отходов камнедробле ния в дорожном строительстве ми нуло более трех лет. Однако до сих пор отходы не идут в деле. По- прежнему минеральный порошок являющийся дефицитной я дорогой составляющей асфальтобетонов, за возится из других областей. А по требность в нем измеряется десят ками тысяч тонн в год. Порошок в ряде случаев можно заменить филь­ тропрессовыми отходами сахарных заводов, цементной пылью, золой уноса тепловых электростанций Этих отходов в области ежегодно образуется около 200.000 тонн. Особое значение имеет яспользо ванне золы тепловых электростан цин. Она не только может заменить минеральный порошок в асфальто­ бетонах, но и пригодна для произ водства искусственных каменных материалов, вяжущих и т. д. В ча стности, при укреплении грунтов це­ ментом ее добавка приводит к эко­ номии цемента и повышению физи- Дорожно-строительные организа­ ции готовы использовать такие ма­ териалы, как ' шлаковый щебень, ис­ кусственные каменные материалы из шлаков (шашку и брусчатку). Предстоит решить и проблему пере­ работки, использования сталепла­ вильных шлаков, которые из-за на­ личия включений металла не нахо­ дят пока широкого применения ■ дорожном строительстве. Сказанное, конечно, не исчерпыва­ ет всех возможностей, которыми располагает Липецкая область для удовлетворения потребностей до­ рожно-строительных организаций я материалах. Но даже использование тех материалов и отходов промыш­ ленности, о которых говорилось вы­ ше, позволит значительно улучшить и удешевить строительство автомо­ бильных дорог. В. МАКАРЕНКОВ^ доцент Воронежского инженерно­ строительного института. В. ДЕНИСЕНКО , главный инженер Липецкого областного управления строительства и ремонта автомобильных дорог. И I В БАШКИРСКАЯ АССР. Стерлитамакский содово-цементный ком­ бинат — крупнейший в стране поставщик кальцинированной соды. Полным ходом идет сооружение третьего производства, с пуском ко. торого будут выпускаться миллионы тонн этого продукта. Работы ведет коллектив прославленного треста «Стерлитамакстрой», который в этом году отметит свое 30-летие. НА СНИМКЕ: передовые монтажники нового содового производ­ ства (слева направо) Марат Идрисов, Михаил Соловьев, бригадир Анатолий Змитрович, Радик Халитов и Ринат Хсунутдинов. Этот коллектив с опережением графика ведет монтаж трубопроводов. (Фотохроника ТАСС). ХОРОШЕЮТ НАШИ СЕЛА КУРСК. Сколько рабочих и сколько вре­ мени надо, чтобы по­ строить на полевом стане или хлебоприем­ ном пункте хорошо оборудованную столо­ вую на 40—60 мест? Четыре человека спра­ вятся за четыре часа, утверждают на курс- ском заводе «Аккуму­ лятор». Шефы устано­ вили столовую на то­ ку колхоза «Россия», Октябрьского района. Ею пользуются поле­ воды и механизаторы всего производствен­ ного участка. Пол и стены ее — из легких металлических или деревянных щи­ тов. Крыша — из бре­ зента. На кухне уста­ навливается электри­ ческая или газовая плита. Все сооруже­ ние легко помещается на тракторном или ав­ томобильном шасси. Заказы на чертежи уже пришли из сосед­ них областей и с У к­ раины. в ПЯРНУ. (Эстон­ ская ССР). В живо­ писном приморском варке, расположенном на берегу Пярнуского залива, появилось ком­ фортабельное здание дома отдыха санатор­ ного типа для работни­ ков сельского хозяйст­ ва республики. Его по­ строили на кооператив­ ных началах 64 колхо­ за, совхоза и других сельскохозяйственных предприятий. За год в нем смогут отдохнуть со своими семьями 2500 земледельцев. А КИШ ИНЕВ . Пер­ вые в нынешнем году 500 миллионов кило­ ватт-часов электро­ энергии передали сель­ скому хозяйству Мол­ давии государственные энергосистемы. Теперь каждые пять дней в селах республики на производственные и культурно - бытовые нужды расходуется столько же электро­ энергии, сколько было использовано на эти цели за весь 1950 год. В нынешнем году в республике построено почтя 1500 километров линий электропередач. В колхозах и совхозах работает 57 тысяч раз­ личных машин и уста­ новок с электроприво­ дом. Увеличился рас­ ход электричества для нужд орошения и ж и­ вотноводства. В Мол­ давии взят курс на строительство крупных теплиц с электрообо­ гревом. Сооружено уже семнадцать таких комп­ лексов. * ЧАРДЖОУ. Спе­ циалисты Чарджоус- кого филиала инсти­ тута «Туркменгоспро- ект» приступили к раз­ работке проектов заст­ ройки административ­ ных и культурно-быто­ вых центров приаму- дарьинеких хозяйств. В нынешнем пятилетии здесь будут возведены новые современные по­ селки городского типа. Заново намечается отстроить в ближай шие годы центральный поселок колхоза имени XX съезда КПСС. Строительство админи­ стративных, культурно- бытовых и жилых зда­ ний, водопровода пла­ нируется веста комп­ лексно, чтобы сделать поселок образцово-по­ казательным в Турк­ мении. (Корр. ТАСС). М Ы Ж ИВЕМ в бурную и не­ повторимую эпоху всемирной истории. Ускорение поступа­ тельного развития человечества, во­ влечение его в процесс глубоких со. циальных преобразований — таковы характерные черты нашего столетия, знаменующие переход от капитализ­ ма к социализму. Историческая несостоятельность капиталистической системы стано­ вится еще более рельефной и оче­ видной на фдне научно-технической революции. Никогда в прошлом об­ щественные контрасты не были столь разительными, классовые конфликты столь глубокими и не­ примиримыми, а социальная неспра­ ведливость столь вопиющей и нетер­ пимой. Необычайно ускорив темпы экономического развития, научно- техническая революция создает ре­ альные возможности для преодоле* зания существенных различий в уровне развития между передовыми и развивающимися странами; она закладывает материальные основы для воплощения в жизнь социаль­ ных идеалов свободы, равенства, братства, для достижения изобилия в обществе и всестороннего разви­ тия личности. Но в условиях капи­ тализма эта благородные цели оста­ ются несбыточной мечтой. Буржуаз­ ный строй с его частной собственно­ стью на средства производства по­ рождает острые социальные конф­ ликты в обществе, которые не могут быть решены в рамках капиталисти­ ческих производственных отноше­ ний. Научно-техническая революция не ослабляет главный классовый антагонизм капиталистического об­ щества — противоречие между тру­ дом и капиталом, а лишь углубля­ ет его, порождая новые противоре­ чия. Колоссальный разрыв между по­ тенциальными возможностями, кото­ рые сулит человечеству научно-тех­ ническая революция,, и непригляд­ ной действительностью капиталисти­ ческого мира наиболее ярко дает о себе знать при сопоставлении эконо­ мически развитых и отставших стран. Население последних живет в одном мире с населением развитых стран и хронологически в одно и то же время, однако исторически они принадлежат как бы к разным эпо­ хам, ибо по уровню жизни и произ­ водительности труда подавляющее большинство народов развивающих­ ся стран еще находится в том со­ стоянии, в котором Западная Евро­ па была в конце X V III века, по рож­ даемости, условиям быта и грамот­ ности соответственно в середине X IX века, а по детской смертности, средней продолжительности и т. п. едва вступили в XX век. Но вместе с тем по многим другим социальным показателям (относящимся к инфра­ структуре) они — наши полноправ­ ные современники. Все это порож­ дает глубокие внутренние противо­ речия как в самих развивающихся странах,, так и в ах взаимоотдоше- К ниях с развитыми капиталистически­ ми странами. Научно-технический прогресс сей­ час дает возможность одному чело­ веку, занятому в сельском хозяйст­ ве, обеспечить продовольствием до 20—30 человек, работающих в дру­ гих отраслях производства. Однако в слаборазвитых странах в сельском хозяйстве занято от половины до трех четвертей всего трудоспособно­ го населения, и эти люди не могут обеспечить себя пропитанием! Сов­ ременные производственные мощно­ сти достаточны для того, чтобы в течение одного десятилетия обеспе­ чить всех людей на земле одеждой и жилищем, дать каждой семье все необходимое. Но, увы! Даже в раз­ витых капиталистических странах десятки миллионов людей влачат нищенбкое существование. В таком же положении находятся сотни миллионов людей в экономически отставших странах. Иначе говоря, в условиях антагонистического обще­ ства не только отдельные люди, но даже и целые народы обречены быть «париями» современной цивилиза­ ции ТО ЖЕ ПОВИНЕН в эконо­ мических контрастах и соци альных антагонизмах совре­ менного мира? Находятся лю­ ди из числа мелкобуржуазных ра­ дикалов и «левых» экстремистов, которые считают, что в этом вино­ ват якобы «чрезмерный научно-тех­ нический прогресс». Настоящая же причина коренится в антагонистиче­ ском общественном строе. Народы страдают вовсе не от «чрезмерно быстрого» развития техники в сов­ ременном мире, а, напротив, от ее недостаточно быстрого, неравномер­ ного и непропорционального разви­ тия. Только резко увеличив темпы поступательного движения, народы Азии, Африки и Латинской Америки могут покончить с такими «парадок­ сами отсталости», как например: — несмотря на быстрое распрост­ ранение грамотности среди их насе­ ления, абсолютное количество не­ грамотных все еще возрастает (в 1960 году их было 700 миллионов, сейчас около 800 миллионов); — несмотря на известные успехи сельского хозяйства развивающихся стран, в мире сейчас все еще недо­ едает больше людей, чем десять лет назад; — несмотря на стремительный рост городского населения в этих странах, аграрное перенаселение продолжает увеличиваться; — несмотря на рост занятости, все больше рабочих рук не может найти себе применения. Многие буржуазные экономисты и социологи усматривают причины этих «парадоксов отсталости» в так называемом «демографическом взры­ ве» и в качестве панацеи предлага­ ют различные меры сокращения рождаемости. Такие меры, разумеет­ ся, могут несколько облегчить по доженяе. Однако радикальным средством для того, чтобы народы развивающихся стран могли нако­ нец вырваться из порочного круга нищеты, может служить лишь уско­ ренный экономический, социальный и культурный прогресс. Каковы бы ни были исторические причины разрыва в уровне экономи­ ческого и технического развития, экономически отставшие страны, позже вступившие на путь индуст­ риализации и технического прогрес­ са, имеют ныне возможность вос­ пользоваться опытом, уже накоплен­ ным человечеством. Ныне существу­ ет реальная возможность для эко­ номически отставших стран пройти соответствующий отрезок историче­ ского пути в более сжатые сроки, вместить веда в десятилетия, а де­ сятилетия в годы. Исторический пример Советского Союза и дру­ гих социалистических государств может служить убедительным иод. тверждением этого положения. В условиях капиталистической си­ стемы эта реальная возможность, за редким исключением, превращает­ ся в формальную возможность, если не в благочестивое пожелание. Со­ ветская же экономика на всех эта­ пах развития ярко демонстрирует неоспоримое преимущество перед капиталистической экономикой, она не знает ни кризисов, ни спадов, ни других экономических потрясений. Внутри отставших стран, при со­ хранении отношений частной собст­ венности на средства производства, экономический прогресс наталки­ вается на недостаток капитала, узость внутреннего рынка, анархию производства, корыстные интересы господствующих классов и слоев. В свою очередь, развитые империали стические державы, которые вырва дись вперед не в последнюю очередь за счет эксплуатации отставших стран, вовсе не заинтересованы быстром подъеме последних. Больше того, стремясь увековечить свое при. вилегированное экономическое поло­ жение и политическое господство государственно - монополистический капитализм не только стихийно, но и сознательно воздвигает препятст­ вия на пути экономического прогрес са отставших стран, закабаляет их и консервирует в них отжившие со­ циальные отношения. Но борьба про тив сил реакции, против ставленни ков империализма идет повсюду, и в некоторых странах прогрессивные силы уже добились серьезных завое ваний. Экономически отставшим странам также весьма трудно перенять тех нический опыт, накопленный к на шему времени человечеством, т. к. он в значительной мере составляет тща тельно оберегаемую тайну ннострац ных корпораций, запатентован ими и представляется, как правило, лишь виде лицензий, за которые надо до рого платить. Из этого следует, что необходимо создать наиболее разумный между народный механизм оказания помо­ щи народам развивающихся стран целью установления не отвлеченной экономической справедливости меж­ ду странами. Для народов Азии, Африки и Латинской Америки дале­ ко не безразличны не только разме­ ры экономической помощи со сторо­ ны развитых стран, но и формы ее оказания. Несомненно, что предо­ ставление им постоянных торговых преимуществ, а также твердых ва­ лютных отчислений через междуна­ родные каналы явно предпочтитель­ нее периодических займов и пода­ чек, часто унизительных самих по себе и сопровождающихся прямыми либо косвенными политическими ус­ ловиями. Дальновидная и разумная полити­ ка международной помощи не мо­ жет осуществляться на принципе благотворительности. П ЕРВЫМ условием экономиче­ ской помощи является обеспе­ чение свободного доступа от­ ставшим странам к научным и тех­ ническим’ знаниям, т. е. безвозмезд­ ное предоставление лицензий, патен­ тов и т. д. для развития современно­ го производства. Вторым условием является отме­ на всех квот и таможенных пошлин на продукцию развивающихся госу­ дарств, идущую непосредственно к потребителю. Ведь объем мирового капиталистического рынка для их ос. новных экспортных товаров ограни­ чен отнюдь не физическими предела­ ми их потребления и производства, а искусственно взвинченными рознич. ными ценами вследствие торговой практики монополий и экономической политики правительств индустриаль­ ных держав. Экспортеры получают лишь незначительную долю той це­ ны, которую вынужден платить не­ посредственный потребитель их то варов в развитых странах: львиная же доля присваивается монополия­ ми в виде колониальных сверхпри­ былей и государством в виде по­ ступлений в бюджет от таможенных тарифов, косвенных налогов, кото­ рыми оно их облагает и т. п. Это с очевидностью выявилось, например, в ходе переговоров между странами, производящими нефть, и междуна­ родным консорциумом нефтяных мо­ нополий в Тегеране в начале 1971 года. Если бы розничные цены на такие продукты массового потребления, как чай,, кофе, какао, шоколад, са­ хар, тропические фрукты, соки и вина, а также на бензин, изделия из каучука, хлопка и т. д., включали бы в себя только стоимость их про­ изводства, транспортные расходы и среднюю торговую прибыль, то на­ селение развитых стран могло бы их поглотить, а экономически от­ ставшие страны произвести их в не­ сколько раз больше, чем сейчас. Тем самым в явном выигрыше оказались бы и те и другие. Такая экономиче­ ская политика сопровождалась бы в развитых странах соответствующим подъемом жизненного уровня широ­ ких масс, тогда как в экономически отставших странах соответствующим увеличением производства и занято* сти населения, резким улучшением торгового баланса и общим ускоре­ нием экономического развития. Учитывая это, Советский Союз ■ другие страны мировой социалисти­ ческой системы оказывают всесто­ роннюю помощь государствам, осво­ бодившимся от колониального ига, «Политическое и экономическое со­ трудничество СССР с. освободивши­ мися странами,—сказал Л . И. Бреж­ нев в Отчетном докладе Ц К КПСС XX IV съезду, — получило за эти годы (1966—1970 — Ред.) дальней­ шее развитие. Растет наша торговли с ними. С нашим участием во многих государствах Азии и Африки пост­ роены десятки промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Мы вносим вклад и в дело подготов­ ки кадров для этих стран. И все это делается в обоюдных интересах». В конечном результате экономиче­ ские интересы населения тех и дру­ гих стран, следовательно, совпадают, а не противостоят друг другу. Вот почему всякая экономическая поли­ тика развитых капиталистических стран, практикующая монопольные цены, таможенные тарифы, косвен­ ные налоги и прочие ограничения на потребительские товары из отстаа- ших стран, рассматривающая их с точки зрения источника бюджетных доходов, ущемляет одновременно жизненные интересы и своего, соб­ ственного населения и народов це­ лых .континентов. АУЧНО -ТЕХНИЧЕСКИЙ про- гресс революционизирует сов­ ременный мир. Народы эконо­ мически отставших стран в нашу эпо­ ху живут в общем, не хуже и не лучше, чем жили люди в Древ­ нем Риме или при Арабском ха­ лифате. Однако благодаря научно- техническому прогрессу они знают, что нищета, голод и обездоленность — вовсе не обязательная судьба лю­ дей в этом мире, что изобилие и со­ циальная справедливость могут быть достигнуты уже в обозримом буду­ щем для всего человечества. Не бед­ ность как таковая, а значительный разрыв в уровне развития и уровне жизни трансформирует сознании обездоленных людей. И чем сильнее контрасты между прогрессом и от. сталостью в нашем мире, порождав мые антагонистическим обществ ом тем непреодолимее стремление по кончить с отсталостью и воплотит» это стремление в жизнь. На память приходят слова Л. И Брежнева, сказанные им на Х ХН съезде КПСС, что сбывается предва дение великого Ленина о том, что начав с борьбы ‘ за национальну* свободу, народы колоний и завися мых стран придут к борьбе протя самих основ эксплуататорской строя. И, конечно, это означает сил* нейший удар по позициям капитз лизма в целом как мировой обпм ственной системы. Э. АРАБ-ОГЛЫ , кандидат философских наук. САПН*. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz