Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 10 августа 1971 г., К 185 (13 0491 5 августа с. г. в «Ленинском знамени» было опубликовано пись мо «Первый из тридцати», в котором рассказывалось об участии коммунистов завода «Свободный сокол» в борьбе за повышение эффективности производства. Сегодня публикуется второе письмо из этой парторганизации. т Ф И ЧЕТВЕРТИ общего числа коммунистов, состоящих на учете в партийной организа ции «Свободного сокола», — произ водственники, выпускают продукцию. Лучшие за самоотверженный труд удостоены правительственных наград. Ордена Ленина, например, за высокие производственные показате ли в восьмой пятилетке получили газовщик доменного цеха Александр Иванович Яценко, избранный в ны нешнем году депутатом Верховного Совета Российской Федерации, бри гадир радиаторного цеха Владимир Васильевич Лачин, руководители бригад, обслуживающих центробеж. ные машины «Сокол», Василий Пав лович Саунин и Евгений Сергеевич Дмитриев. Эти и многие другие пе редовые производственники являют ся гордостью заводской партийной организации, на них равняются, с них берут пример все сокольцы. Коммунисты не только сами хоро шо работают. Они озабочены тем, чтобы спорился труд всюду — на каждом участке, на каждом рабочем месте. Это стремление особенно на глядно . прослеживается в починах, застрельщиками которых выступают коммунисты. Партийные организации копрового, модельно-инструментального и ре монтно-механического цехов многое сделали для пропаганды начинания передовых рабочих, попросивших повысить им нормы выработки на 6— 10 процентов. В результате дви жение за пересмотр норм приобрело на заводе массовый характер. Коммунисты железнодорожного и других цехов осуществили большую организаторскую работу по внедре нию щекинского метода совмещения смежных специальностей, $а счет че го высвобождены десятки рабочих. В железнодорожном цехе, например, слесарь по ремонту дизелей теплово зов И. В. Попов выполняет обязан ности аккумуляторщика, токарь В. Т. Ефремов при необходимости становится к строгальному станку. Многие электрослесари работают машинистами мостовых кранов, со ставители поездов, помимо своей ос новной работы, выполняют обязан ности сцепщиков. На ТЭЦ родилась и горячо под держана партийной организацией инициатива по обслуживанию двух турбоагрегатов одним машинистом. Коммунисты-труболитейщики, ра ботающие на центробежных маши нах, выступили инициаторами внед рения весовой дозировки жидкого металла, что значительно улучшило производственный процесс и условия труда рабочих. Нет на заводе такого цеха, такого участка, где бы не росла активность проникновения коммунистов в орга низацию производства и быта кол лектива. Выступая на рабочих соб раниях, которые, кстати, проходят во всех цехах регулярно, мастера В. В. Зубакова является во втором труболитейном цехе одним из лучших. Душой коллектива, состоя щего из 32 человек, является партий ная группа, которую возглавляет опытный производственник й Хоро ший организатор Н. И. Урываев. Коммунисты ведут кропотливую, ра боту, добиваясь повышения ответст венности каждого труболитейщика за порученное ему дело. И результат — налицо. В цехе не припомнят слу чая, чтобы коллектив участка В. В. Зубакова сорвал выполнение зада ния, чтобы кто-либо из занятых здесь работников нарушил трудовую дисциплину. Участок работает четко, слаженйо. Его коллектив с честью а т т и к и ПИСЬМА ИЗ ОДНОЙ 5 участвуя на | оправдывает присвоенное ему звание ПАРТОРГАНИЗАЦИИ « и г а и ч 2 . З А В С Е В О Т В Е Т Е М « Ш Н 1 1 1 Ц Ц 1 И 1 т ш ш н т Ш Ш Ш 1 Ш | Ц Ш н т « и н и 1 П 1 1 Ч И 1 н и н т и п т " коммунистического тру- заседаниях цеховых постоянно дей ствующих производственных сове щаний, коммунисты учат свои кол лективы жить по принципу: один — за всех и все — за одного. Большой разговор о рабочей че сти, о необходимости свято дорожить ею был поднят, например, на заседа- нии заводского постоянно действую щего производственного совещания, которое состоялось в мае нынешнего года. Тогда обсуждался вопрос о по терях, которые несет завод за счет нарушений отдельными работниками трудовой дисциплины и непроизво дительных затрат рабочего времени. В радиаторном цехе по инициати ве коммунистов проведена в нынеш нем году производственно-техниче ская конференция на тему: «Повыше ние производительности труда и сни жение себестоимости продукции». В доменном цехе коммунисты А. И. Яценко, В. Г. Знаменщиков и дру гие, выступая на заседании постоян но действующего производственного совещания, предложили конкретные меры, направленные на лучшую ор ганизацию производственного про цесса, более экономный расход сырья и улучшение условий труда работающих. Заметное влияние на воспитание рабочих в духе коллективизма, доб росовестного отношения к труду оказывают партийные группы, кото рых создано на заводе более семи десяти. Производственный участок коллектива да. Владимир Васильевич Лачин руко водит бригадой слесарей. В бригад ном коллективе — 15 человек, из них шестеро, в том числе' и сам В. В. Лачин, — коммунисты. Они являются запевалами всех хороших дел. А таких дел на счету бригады немало. Дружный коллектив неиз менно выходит победителем в со ревновании, каждый рабочий являет ся активным рационализатором. В нынешнем году на Липецком радиа торном заводе начали устанавливать новые станки-полуавтоматы. Про слышали там об успехах бригады В. В. Лачина, обслуживающей имен но такие станки, и направили группу рабочих на «Свободный сокол». Вла димир Васильевич очень приветливо принял гостей и охотно поделился с ними своими знаниями. Не держать накопленный опыт под спудом — это стало законом трудовой жизни всех коммунистов- производственников. Есть у них еще одно доброе правило: отличайся в труде, но и в быту не пятнай своей чести. Активный общественник и добрый семьянин - г такую характе ристику можно безошибочно дать подавляющему большинству соколь- ских коммунистов. Многие из них руководят" работой товарищеских судов, являются дружинниками. Ра бочий Г. И. Жужлов, к примеру, уже семь лет подряд избирается председателем'* товарищеского суда железнодорожного цеха. Он — ком мунист. Сам ведет себя в быту до стойно и других воспитывает в духе соблюдения законности и обществен ного порядка. В цехе очень ценят мнение Григория Ивановича, его сло во для коллектива всегда является авторитетным. Заводская партийная организация живет полнокровной жизнью. Отрад но, что сокольские коммунисты не довольствуются достигнутым. Они находятся в постоянном поиске, уси ливают свое влияние на коллектив Им хорошо известно, что неисполь зованных резервов у доменщиков, труболитейщиков, радиаторщиков и других работников завода еще мно го. Так, чугун, выпущенный в пер вом полугодии, был для завода убы точным. Хоть и невелика убыточность, на первый взгляд кажется — 42 ко пейки на тонну, — но в целом поте ряно 60 тысяч рублей. Эти средства оказались бы в заводской копилке, если бы не были допущены сверх плановые потери чугуна в скрап при разливке, перерасход электроэнергии, пара и доменного газа. Много до полнительных средств можно было получить за счет выпуска более доб рокачественных ниппелей, недопу щения перерасхода металлоформ во втором труболитейном цехе, сокра щения простоев железнодорожных вагонов. На устранение этих упуще ний и направляет сейчас свои уси лия заводская партийная организа ция. Сокольские коммунисты работают с чувством подлинных хозяев произ водства и своим добросовестным от-' ношением к труду показывают при мер беспартийным, прежде всего молодежи. В их память глубоко за пали слова из Отчетного доклада Ц К КПСС XX IV съезду партии: «Ответ ственность каждого перед коллекти вом и ответственность коллектива за каждого работника — вот неотъем лемая черта нашего образа жизни». На «Свободном соколе» это ощу щается весьма заметно. МЕСТНЫЕ В ДО РОЖ НОМ МАТЕРИАЛЫ С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В Е В. РЕНЕВ. П О М А Т Е Р И А Л А М «Л Е Н И Н С К О Г О З Н А М Е Н И » ДОПОЛНЕНИЕ К ПЕРСПЕКТИВЕ" 9 9 «Дополнение к перспективе» — так называлось письмо, опубли кованное в «Ленинском знамени» 11 нюня с. г. В нем речь шла о недостатках в экономической ра боте в колхозе имени Кирова Л и пецкого района. Как сообщил председатель это го колхоза Е. Ф. Булгаков, недо статки, отмеченные в статье, име ли место в хозяйстве. В настоя щее время правление колхоза и партком разработали мероприятия по их устранению. Бюро экономи ческого анализа активизировало свою деятельность. Пятилетний план по производству кормов эко номически обоснован. Созданную бригаду по заготовке кормов воз главляет коммунист, агроном И. И. Анохин. Колхоз досрочно выполнил полугодовой план про дажи молока и мяса. По плотности автомобильных до рог Липецкая область занимает вто рое место в Центрально-Чернозем ной зоне и первое по протяженности дорог с твердым покрытием. Однако существующая сеть автомобильных дорог далеко не полностью обеспе чивает развивающиеся перевозки. Большие задачи поставлены XXIV съездом КПСС по дорожному стро ительству. За пятилетие только в Липецкой области должны быть по строены сотни километров дорог с твердым покрытием. Для строи тельства их требуется большое ко личество материалов. Ведь на один километр расходуются тысячи куби ческих метров материалов, главным образом природного камня. Стои мость его составляет 50—60 процен тов от общей стоимости дороги. Причем значительная доля расхо дов приходится на перевозки. Используя местные .материалы и сокращая таким образом транспорт ные расходы, можно сэкономить не мало средств. Кроме того, примене ние местных материалов высвобож дает транспорт, позволяет более планомерно и рационально расходо вать другие материалы. Действующие карьеры страны расположенные часто за многие сот ни н тысячи километров от Липец кой области, не в состоянии полно стью обеспечить потребность дорож но-строительных организаций. За- |явки, как правило, удовлетворяются на 20—30 процентов от фактической потребности. Липецкая область — одна из не многих в центре РСФСР, которая имеет практически неограниченные запасы природного камня. У нас есть и другие материалы, отходы промышленности, которые можно большим эффектом использовать [дорожном строительстве. Запасы известняка и доломитов измеряются миллиардами кубических метров При правильно организованной их [добыче и переработке можно удов летворить в течение многих десяти- |летий потребность дорожников не только Липецкой, но и других обла стей. Что нужно для правильного ис> пользования этих богатств? Преж де всего, необходимо организовать разработку. По нашему мнению наиболее целесообразно создание !специальных карьеров, в первую очередь, в районе Липецка, Данко ва, Ельца, где имеются крупные месторождения. Конечно, такие карьеры следует |оснастить оборудованием, необходи мым не только для дробления сортировки щебня по фракциям, но и для промывки, разделения его по прочности. Последнее необходимо потому, что липецкие известняки доломиты отличаются разнопрочно- стью. Одновременно в карьерах це лесообразно организовать производи ство минерального порошка, кото рый является дорогой и дефицитной составляющей частью асфальтобето нов. В настоящее время минераль ный порошок завозится из Тулы. Средства, вложенные в создание таких высокомеханизированных карьеров большой производительно сти, быстро окупятся в основном за счет сокращения транспортных рас ходов. Сейчас на территории области действует несколько карьеров, зани мающихся разработкой известняков и доломитов для металлургической сахарной промышленности, для производства цемента и извести. Об разующиеся там отходы практиче ски не используются. При дробле нии камня только в Студеновском рудоуправлении и на Данковском доломитовом комбинате ежегодно об разуется около миллиона тонн от ходов, но они не находят примене ния, хотя с большим эффектом мог ли бы пойти на приготовление би тумоминеральных смесей и для дру гих целей дорожного строительства ко-механйческих свойств укреплен ных материалов. В настоящее время 100.000 тонн золы ежегодно сбрасы вается в отвалы. На Липецкой, Елецкой, Данковской ТЭЦ скопи лось огромное количество зо лы, которая засоряет большие пло щади плодородных земель. И для ее удаления требуются большие за траты. Дорожно-строительные организа ции испытывают трудности из-за не хватки вяжущих — цемента, биту ма. Между тем в некоторых случа ях цемент можно заменить изве стью. Для ее получения пригодны почти все известняки, которыми так богата область. Производство же извести не требует значительных затрат. Стоит повнимательнее посмот реть и на отходы металлургии. Кок сохимическое производство Новоли пецкого завода одновременно с кок сом дает продукты, которые могут пойти для изготовления каменно угольного деггя, во многих случаях заменяющего битумы. Широкое применение в дорожном строительстве находят металлурги ческие шлаки. Старые запасы от вальных доменных шлаков в Липец ке практически исчерпаны, а вновь получаемые полностью перерабаты ваются. Но следует грамотно, с достаточным технико-экономическим обоснованием решать вопрос при менения продуктов, получаемых из шлаков. Проблема использования местно го камня в дорожном строительстве не нова. Подробно о ней писала га^ зета «Ленинское знамя» в № 79 за1 1969 год. С того времени прошло уже более двух лет, а с момента разработки рекомендаций по ис пользованию отходов камнедробле ния в дорожном строительстве ми нуло более трех лет. Однако до сих пор отходы не идут в деле. По- прежнему минеральный порошок являющийся дефицитной я дорогой составляющей асфальтобетонов, за возится из других областей. А по требность в нем измеряется десят ками тысяч тонн в год. Порошок в ряде случаев можно заменить филь тропрессовыми отходами сахарных заводов, цементной пылью, золой уноса тепловых электростанций Этих отходов в области ежегодно образуется около 200.000 тонн. Особое значение имеет яспользо ванне золы тепловых электростан цин. Она не только может заменить минеральный порошок в асфальто бетонах, но и пригодна для произ водства искусственных каменных материалов, вяжущих и т. д. В ча стности, при укреплении грунтов це ментом ее добавка приводит к эко номии цемента и повышению физи- Дорожно-строительные организа ции готовы использовать такие ма териалы, как ' шлаковый щебень, ис кусственные каменные материалы из шлаков (шашку и брусчатку). Предстоит решить и проблему пере работки, использования сталепла вильных шлаков, которые из-за на личия включений металла не нахо дят пока широкого применения ■ дорожном строительстве. Сказанное, конечно, не исчерпыва ет всех возможностей, которыми располагает Липецкая область для удовлетворения потребностей до рожно-строительных организаций я материалах. Но даже использование тех материалов и отходов промыш ленности, о которых говорилось вы ше, позволит значительно улучшить и удешевить строительство автомо бильных дорог. В. МАКАРЕНКОВ^ доцент Воронежского инженерно строительного института. В. ДЕНИСЕНКО , главный инженер Липецкого областного управления строительства и ремонта автомобильных дорог. И I В БАШКИРСКАЯ АССР. Стерлитамакский содово-цементный ком бинат — крупнейший в стране поставщик кальцинированной соды. Полным ходом идет сооружение третьего производства, с пуском ко. торого будут выпускаться миллионы тонн этого продукта. Работы ведет коллектив прославленного треста «Стерлитамакстрой», который в этом году отметит свое 30-летие. НА СНИМКЕ: передовые монтажники нового содового производ ства (слева направо) Марат Идрисов, Михаил Соловьев, бригадир Анатолий Змитрович, Радик Халитов и Ринат Хсунутдинов. Этот коллектив с опережением графика ведет монтаж трубопроводов. (Фотохроника ТАСС). ХОРОШЕЮТ НАШИ СЕЛА КУРСК. Сколько рабочих и сколько вре мени надо, чтобы по строить на полевом стане или хлебоприем ном пункте хорошо оборудованную столо вую на 40—60 мест? Четыре человека спра вятся за четыре часа, утверждают на курс- ском заводе «Аккуму лятор». Шефы устано вили столовую на то ку колхоза «Россия», Октябрьского района. Ею пользуются поле воды и механизаторы всего производствен ного участка. Пол и стены ее — из легких металлических или деревянных щи тов. Крыша — из бре зента. На кухне уста навливается электри ческая или газовая плита. Все сооруже ние легко помещается на тракторном или ав томобильном шасси. Заказы на чертежи уже пришли из сосед них областей и с У к раины. в ПЯРНУ. (Эстон ская ССР). В живо писном приморском варке, расположенном на берегу Пярнуского залива, появилось ком фортабельное здание дома отдыха санатор ного типа для работни ков сельского хозяйст ва республики. Его по строили на кооператив ных началах 64 колхо за, совхоза и других сельскохозяйственных предприятий. За год в нем смогут отдохнуть со своими семьями 2500 земледельцев. А КИШ ИНЕВ . Пер вые в нынешнем году 500 миллионов кило ватт-часов электро энергии передали сель скому хозяйству Мол давии государственные энергосистемы. Теперь каждые пять дней в селах республики на производственные и культурно - бытовые нужды расходуется столько же электро энергии, сколько было использовано на эти цели за весь 1950 год. В нынешнем году в республике построено почтя 1500 километров линий электропередач. В колхозах и совхозах работает 57 тысяч раз личных машин и уста новок с электроприво дом. Увеличился рас ход электричества для нужд орошения и ж и вотноводства. В Мол давии взят курс на строительство крупных теплиц с электрообо гревом. Сооружено уже семнадцать таких комп лексов. * ЧАРДЖОУ. Спе циалисты Чарджоус- кого филиала инсти тута «Туркменгоспро- ект» приступили к раз работке проектов заст ройки административ ных и культурно-быто вых центров приаму- дарьинеких хозяйств. В нынешнем пятилетии здесь будут возведены новые современные по селки городского типа. Заново намечается отстроить в ближай шие годы центральный поселок колхоза имени XX съезда КПСС. Строительство админи стративных, культурно- бытовых и жилых зда ний, водопровода пла нируется веста комп лексно, чтобы сделать поселок образцово-по казательным в Турк мении. (Корр. ТАСС). М Ы Ж ИВЕМ в бурную и не повторимую эпоху всемирной истории. Ускорение поступа тельного развития человечества, во влечение его в процесс глубоких со. циальных преобразований — таковы характерные черты нашего столетия, знаменующие переход от капитализ ма к социализму. Историческая несостоятельность капиталистической системы стано вится еще более рельефной и оче видной на фдне научно-технической революции. Никогда в прошлом об щественные контрасты не были столь разительными, классовые конфликты столь глубокими и не примиримыми, а социальная неспра ведливость столь вопиющей и нетер пимой. Необычайно ускорив темпы экономического развития, научно- техническая революция создает ре альные возможности для преодоле* зания существенных различий в уровне развития между передовыми и развивающимися странами; она закладывает материальные основы для воплощения в жизнь социаль ных идеалов свободы, равенства, братства, для достижения изобилия в обществе и всестороннего разви тия личности. Но в условиях капи тализма эта благородные цели оста ются несбыточной мечтой. Буржуаз ный строй с его частной собственно стью на средства производства по рождает острые социальные конф ликты в обществе, которые не могут быть решены в рамках капиталисти ческих производственных отноше ний. Научно-техническая революция не ослабляет главный классовый антагонизм капиталистического об щества — противоречие между тру дом и капиталом, а лишь углубля ет его, порождая новые противоре чия. Колоссальный разрыв между по тенциальными возможностями, кото рые сулит человечеству научно-тех ническая революция,, и непригляд ной действительностью капиталисти ческого мира наиболее ярко дает о себе знать при сопоставлении эконо мически развитых и отставших стран. Население последних живет в одном мире с населением развитых стран и хронологически в одно и то же время, однако исторически они принадлежат как бы к разным эпо хам, ибо по уровню жизни и произ водительности труда подавляющее большинство народов развивающих ся стран еще находится в том со стоянии, в котором Западная Евро па была в конце X V III века, по рож даемости, условиям быта и грамот ности соответственно в середине X IX века, а по детской смертности, средней продолжительности и т. п. едва вступили в XX век. Но вместе с тем по многим другим социальным показателям (относящимся к инфра структуре) они — наши полноправ ные современники. Все это порож дает глубокие внутренние противо речия как в самих развивающихся странах,, так и в ах взаимоотдоше- К ниях с развитыми капиталистически ми странами. Научно-технический прогресс сей час дает возможность одному чело веку, занятому в сельском хозяйст ве, обеспечить продовольствием до 20—30 человек, работающих в дру гих отраслях производства. Однако в слаборазвитых странах в сельском хозяйстве занято от половины до трех четвертей всего трудоспособно го населения, и эти люди не могут обеспечить себя пропитанием! Сов ременные производственные мощно сти достаточны для того, чтобы в течение одного десятилетия обеспе чить всех людей на земле одеждой и жилищем, дать каждой семье все необходимое. Но, увы! Даже в раз витых капиталистических странах десятки миллионов людей влачат нищенбкое существование. В таком же положении находятся сотни миллионов людей в экономически отставших странах. Иначе говоря, в условиях антагонистического обще ства не только отдельные люди, но даже и целые народы обречены быть «париями» современной цивилиза ции ТО ЖЕ ПОВИНЕН в эконо мических контрастах и соци альных антагонизмах совре менного мира? Находятся лю ди из числа мелкобуржуазных ра дикалов и «левых» экстремистов, которые считают, что в этом вино ват якобы «чрезмерный научно-тех нический прогресс». Настоящая же причина коренится в антагонистиче ском общественном строе. Народы страдают вовсе не от «чрезмерно быстрого» развития техники в сов ременном мире, а, напротив, от ее недостаточно быстрого, неравномер ного и непропорционального разви тия. Только резко увеличив темпы поступательного движения, народы Азии, Африки и Латинской Америки могут покончить с такими «парадок сами отсталости», как например: — несмотря на быстрое распрост ранение грамотности среди их насе ления, абсолютное количество не грамотных все еще возрастает (в 1960 году их было 700 миллионов, сейчас около 800 миллионов); — несмотря на известные успехи сельского хозяйства развивающихся стран, в мире сейчас все еще недо едает больше людей, чем десять лет назад; — несмотря на стремительный рост городского населения в этих странах, аграрное перенаселение продолжает увеличиваться; — несмотря на рост занятости, все больше рабочих рук не может найти себе применения. Многие буржуазные экономисты и социологи усматривают причины этих «парадоксов отсталости» в так называемом «демографическом взры ве» и в качестве панацеи предлага ют различные меры сокращения рождаемости. Такие меры, разумеет ся, могут несколько облегчить по доженяе. Однако радикальным средством для того, чтобы народы развивающихся стран могли нако нец вырваться из порочного круга нищеты, может служить лишь уско ренный экономический, социальный и культурный прогресс. Каковы бы ни были исторические причины разрыва в уровне экономи ческого и технического развития, экономически отставшие страны, позже вступившие на путь индуст риализации и технического прогрес са, имеют ныне возможность вос пользоваться опытом, уже накоплен ным человечеством. Ныне существу ет реальная возможность для эко номически отставших стран пройти соответствующий отрезок историче ского пути в более сжатые сроки, вместить веда в десятилетия, а де сятилетия в годы. Исторический пример Советского Союза и дру гих социалистических государств может служить убедительным иод. тверждением этого положения. В условиях капиталистической си стемы эта реальная возможность, за редким исключением, превращает ся в формальную возможность, если не в благочестивое пожелание. Со ветская же экономика на всех эта пах развития ярко демонстрирует неоспоримое преимущество перед капиталистической экономикой, она не знает ни кризисов, ни спадов, ни других экономических потрясений. Внутри отставших стран, при со хранении отношений частной собст венности на средства производства, экономический прогресс наталки вается на недостаток капитала, узость внутреннего рынка, анархию производства, корыстные интересы господствующих классов и слоев. В свою очередь, развитые империали стические державы, которые вырва дись вперед не в последнюю очередь за счет эксплуатации отставших стран, вовсе не заинтересованы быстром подъеме последних. Больше того, стремясь увековечить свое при. вилегированное экономическое поло жение и политическое господство государственно - монополистический капитализм не только стихийно, но и сознательно воздвигает препятст вия на пути экономического прогрес са отставших стран, закабаляет их и консервирует в них отжившие со циальные отношения. Но борьба про тив сил реакции, против ставленни ков империализма идет повсюду, и в некоторых странах прогрессивные силы уже добились серьезных завое ваний. Экономически отставшим странам также весьма трудно перенять тех нический опыт, накопленный к на шему времени человечеством, т. к. он в значительной мере составляет тща тельно оберегаемую тайну ннострац ных корпораций, запатентован ими и представляется, как правило, лишь виде лицензий, за которые надо до рого платить. Из этого следует, что необходимо создать наиболее разумный между народный механизм оказания помо щи народам развивающихся стран целью установления не отвлеченной экономической справедливости меж ду странами. Для народов Азии, Африки и Латинской Америки дале ко не безразличны не только разме ры экономической помощи со сторо ны развитых стран, но и формы ее оказания. Несомненно, что предо ставление им постоянных торговых преимуществ, а также твердых ва лютных отчислений через междуна родные каналы явно предпочтитель нее периодических займов и пода чек, часто унизительных самих по себе и сопровождающихся прямыми либо косвенными политическими ус ловиями. Дальновидная и разумная полити ка международной помощи не мо жет осуществляться на принципе благотворительности. П ЕРВЫМ условием экономиче ской помощи является обеспе чение свободного доступа от ставшим странам к научным и тех ническим’ знаниям, т. е. безвозмезд ное предоставление лицензий, патен тов и т. д. для развития современно го производства. Вторым условием является отме на всех квот и таможенных пошлин на продукцию развивающихся госу дарств, идущую непосредственно к потребителю. Ведь объем мирового капиталистического рынка для их ос. новных экспортных товаров ограни чен отнюдь не физическими предела ми их потребления и производства, а искусственно взвинченными рознич. ными ценами вследствие торговой практики монополий и экономической политики правительств индустриаль ных держав. Экспортеры получают лишь незначительную долю той це ны, которую вынужден платить не посредственный потребитель их то варов в развитых странах: львиная же доля присваивается монополия ми в виде колониальных сверхпри былей и государством в виде по ступлений в бюджет от таможенных тарифов, косвенных налогов, кото рыми оно их облагает и т. п. Это с очевидностью выявилось, например, в ходе переговоров между странами, производящими нефть, и междуна родным консорциумом нефтяных мо нополий в Тегеране в начале 1971 года. Если бы розничные цены на такие продукты массового потребления, как чай,, кофе, какао, шоколад, са хар, тропические фрукты, соки и вина, а также на бензин, изделия из каучука, хлопка и т. д., включали бы в себя только стоимость их про изводства, транспортные расходы и среднюю торговую прибыль, то на селение развитых стран могло бы их поглотить, а экономически от ставшие страны произвести их в не сколько раз больше, чем сейчас. Тем самым в явном выигрыше оказались бы и те и другие. Такая экономиче ская политика сопровождалась бы в развитых странах соответствующим подъемом жизненного уровня широ ких масс, тогда как в экономически отставших странах соответствующим увеличением производства и занято* сти населения, резким улучшением торгового баланса и общим ускоре нием экономического развития. Учитывая это, Советский Союз ■ другие страны мировой социалисти ческой системы оказывают всесто роннюю помощь государствам, осво бодившимся от колониального ига, «Политическое и экономическое со трудничество СССР с. освободивши мися странами,—сказал Л . И. Бреж нев в Отчетном докладе Ц К КПСС XX IV съезду, — получило за эти годы (1966—1970 — Ред.) дальней шее развитие. Растет наша торговли с ними. С нашим участием во многих государствах Азии и Африки пост роены десятки промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Мы вносим вклад и в дело подготов ки кадров для этих стран. И все это делается в обоюдных интересах». В конечном результате экономиче ские интересы населения тех и дру гих стран, следовательно, совпадают, а не противостоят друг другу. Вот почему всякая экономическая поли тика развитых капиталистических стран, практикующая монопольные цены, таможенные тарифы, косвен ные налоги и прочие ограничения на потребительские товары из отстаа- ших стран, рассматривающая их с точки зрения источника бюджетных доходов, ущемляет одновременно жизненные интересы и своего, соб ственного населения и народов це лых .континентов. АУЧНО -ТЕХНИЧЕСКИЙ про- гресс революционизирует сов ременный мир. Народы эконо мически отставших стран в нашу эпо ху живут в общем, не хуже и не лучше, чем жили люди в Древ нем Риме или при Арабском ха лифате. Однако благодаря научно- техническому прогрессу они знают, что нищета, голод и обездоленность — вовсе не обязательная судьба лю дей в этом мире, что изобилие и со циальная справедливость могут быть достигнуты уже в обозримом буду щем для всего человечества. Не бед ность как таковая, а значительный разрыв в уровне развития и уровне жизни трансформирует сознании обездоленных людей. И чем сильнее контрасты между прогрессом и от. сталостью в нашем мире, порождав мые антагонистическим обществ ом тем непреодолимее стремление по кончить с отсталостью и воплотит» это стремление в жизнь. На память приходят слова Л. И Брежнева, сказанные им на Х ХН съезде КПСС, что сбывается предва дение великого Ленина о том, что начав с борьбы ‘ за национальну* свободу, народы колоний и завися мых стран придут к борьбе протя самих основ эксплуататорской строя. И, конечно, это означает сил* нейший удар по позициям капитз лизма в целом как мировой обпм ственной системы. Э. АРАБ-ОГЛЫ , кандидат философских наук. САПН*. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz