Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

8 й > Щ п 1971 г., М Т 8 1 Ш Ш ' Л КНЙ 'Н 'ё 'К 'О Е з н а м я ж § шв ^ тшт щ Ш Ж б г 1 /О ч Ч > ШАХТИНСК. Угольщики Карагандинского бассейна досрочно за­ вершили полугодовую программу по добыче топлива. С начала го­ да выдано на-гора сверх плана более 800 тысяч тонн угля. НА СНИМКЕ: передовые горняки шахты № 12 «Чурубай-Нурин- ская» — горнорабочий Н. Гичуркин, машинист угольного комбайна Н. Анисимов й электрослесарь Р. Шефер. Фото Я. Турина. (Фотохроника ТАСС). ДРУГ, «...наградить орденом Ленина Целыковского Дмитрия Алек­ сеевича — бригадира совхоза «Озерский» Становлянского района». (Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1971 года). Н А СЕЛЕ, бывало, еще коров в стадо не провожали, а брига­ дир уже верхом на лошади и с палочкой, чтобы можно было, не слезая, постучать в окошко. Подъедет к дому, пос- тучит, бросит, к примеру: «Петровна, сено пойдешь сгребать на лугу!» — и дальше, пока всех к делу не приставит. Кого обойдет работой не пыльной, а денежной, глядишь, на все село перебранка вспыхнула. Одни, кому бригадир потрафлял, на него, как на бога молились, за версту шапки ломали перед ним. Другие — частушки сочиняли, вроде: «Бригадир, бригадир, лохматая шапка, кто пол- литра поднесет, тому и лошадка!». Нынче оповещать таким мане­ ром людей надобность отпала. А родился новый порядок с той поры, как бригадиром стал Целыковский Дмитрий Алексеевич. Понятное дело, теперь времена иные. Это с одной стороны. А с другой — человек он такой, особенный. Его конек — внутрихозяйственная специализация. В бригаде сей­ час 70 рабочих: 23 механизатора, 38— свекловодов, 9 — животно­ водов. Каждый — полный хозяин своего, строго определенного участка работ, И знает: не поленится, поменьше спать будет — и заработает хорошо, и почет обретет. А нет—так и лошадку вспахать огород у бригадира гжгляоеледнюю очередь получит. Обижаться не на кого, на себя Только. ....- Специализацию Дмитрий Алексеевич старается внедрить глуб­ же, а значит и эффективнее. Его последняя новинка— безнарядное механизированное звено, которое выращивает 90 гектаров сахар­ ной свеклы, 163 гектара озимой пшеницы, 39 гектаров вико-овся­ ной смеси и 141 гектар ячменя. Руководить им он поручил тракто­ ристу Е. М. Петрищеву. Одному из тех, кто, когда потребуется, и сутки и двое не уйдет с поля, пока не выполнит заданий. Вместе с давно уже работающими свекловодческим и картофелеводческим механизированными звеньями, оно обрабатывает большую часть земель бригады, которых у нее 1360 гектаров. Беспризорных по­ лей нет. За неиспользованные удобрения, за оставленные у обо­ чины сорняки, словом, за любые «огрехи» Дмитрий Алексеевич всегда знает с кого спросить. Но и на помощь он не скупится. > Бригада Целыковского — семеноводческая. Ответственность и у него, и у каждого рабочего двойная. Урожаи привыкли получать хорошие. Среднегодовые сборы зерна в минувшей пятилетке со­ ставили без малого 27 центнеров с гектара, картофеля — 160 центнеров. О том, что картофель в этом году наметили было по­ садить у леса на склоне, где большие смывы, почвы неважные, бригадир узнал от звеньевого. «Меня агроном и слушать не стал, мол, культура у тебя не основная, обойдешься, — пожаловался он. — Помогай, Дмитрий Алексеевич, на бобах останусь!» По на­ туре Целыковский человек спокойный, уравновешенный. Его, что называется, трудно выбить из седла. А тут взвился. Не вошел, а влетел в кабинет директора: «Я бригадир или кто? Почему агроном мне ни слова, где и что посеять?» Директор просил разыскать аг­ ронома и принялся успокаивать Дмитрия Алексеевича: «Да ты не волнуйся, разберемся!» И в самом деле разобрались. Картофель посадили на другом поле. Едва солнце покажется из-за горизонта, Целыковский уже в по­ ле. Отрегулировать культиватор, установить правильную норму вы­ сева, отремонтировать топливную аппаратуру — все может брига­ дир, все он должен знать. Но самая главная наука его — умение ладить с людьми. С утра с первыми лучами солнца проскочит полями, заглянет на ферму. Люди у него всегда наперед знают, чем заниматься, и если кого вдруг не окажется на своем рабочем месте, тут же отправляется выяснять, что случилось. Несчастье — вмешается, поможет. И пособие материальное выхлопотать, и машину или под­ воду выписать. Да мало ли какая потребность по хозяйству воз­ никнет. Но ладить с людьми — это не значит ослабить к ним требо­ вательность. К примеру, с механизаторами Николаем Михайловичем Никишиным, Александром Михайловичем Марковым, которые и де­ ло свое знают превосходно, и выручить в любое время могут, он живет, как говорится, душа в душу. А вот с их коллегой Вячес­ лавом Дмитриевичем Дмитриевым мирно жить не может. Потому что с совхоза получить тот старается побольше, а дать ему по­ меньше. Раньше всех поднимается по утрам Дмитрий Алексеевич Целы­ ковский, бригадир бригады высокой культуры земледелия. Еще ко­ ров в стадо не провожали, солнце не всходило, а он уже на сво­ ем посту, в поле встречает людей. И. ЛЕСНИКОВ , спец. корр. «Ленинского знамени». Станозлянский район. В ВЕДЕНИЕ всеобщего средне­ го образования — неумоли­ мое требование времени, бур­ ного развития научно-технической революции, четко выраженное в ре­ шениях X X IV съезда партии. Про­ блема эта воистину всеобъемлющая. Техникумы, профессионально-техни­ ческие училища, средние дневные и вечерние школы — вот пути ее ре­ шения. Разные ведомства, учебные заведения различного типа объединя­ ют свои усилия. Вырисовывается многогранная, но единая система всеобщего среднего образования в стране. Клеточку этого организма, звено этой системы или, так сказать, мо­ дель ее в миниатюре можно было видеть на совещании в облисполко­ ме, в котором участвовали и заме­ стители председателей районных и городских исполкомов Советов депу­ татов трудящихся, и представители органов народного образования, и представители управления профтех­ образования. А речь на нем шла еще и о детских садах и яслях. 6 том, что новые программы в началь­ ных классах рассчитаны на уско­ ренное развитие детей. Если же до­ школьный период для этого потерян, школе потом очень трудно выправить положение. Проблема учреждений для детей этого возраста вырастает многократно. У нас в области число детских са­ дов за прошедшую пятилетку удвои­ лось. Вместе с тем План их строи­ тельства во многих районах систе­ матически срывается. Но при общей нехватке мест есть и факты пустова- ния сельских дошкольных учрежде­ ний в несезонный период. Да, за детьми в таких случаях есть кому присматривать, но педагогического влйяния они не испытывают. Приво­ дивший эти факты докладчик заве­ дующий облоно И. А. Пономарев критиковал школы, не работающие с родителями, и подчеркнул важность сооружений новых детских учрежде­ ний. Школа вообще должна брать в по­ ле зрения ребенка с моМента егб В эти жаркие августовские дни многое наверстывают учителя, энер­ гично работающие с теми, кто полу­ чил переэкзаменовку на осень. Кон­ кретно составленный план на каждо­ го ученика с точным учетом его про­ белов, индивидуальная работа с ним помогает ему обрести веру в свои силы. В нашей области лишь 52 процен­ та выпускников восьмилетки посту- вил вопрос о необходимости иметь в районах единые планы осу­ ществления всеобщего среднего об­ разования, планы распределения оканчивающих восьмые классы меж­ ду всеми типами учебных заведений, дающих среднее образование. Заместитель начальника облуправ- ления профтехобразования Н. В. Ре- утский сообщил, что к профтехучи- рождения, а идеально принимать 8 расчет в своих перспективных планах и до его появления на свет. Окончиться эта забота может только такой записью школы против фами­ лии ребенка в специальном журнале: «закончил десятый класс» или «за­ кончил техникум», или «закончил профтехучилище с трехгодичным сроком обучения» (т. е. дающим среднее образование). Но, разумеется, прежде всего сама школа должна научить учиться, лю­ бить этот процесс, не бояться его не­ избежных трудностей. У нас в об­ ласти большое количество школ это­ го добиваются. Но если в ряде школ Ельца, Тербунского н некоторых других районов пышным цветом расцветает второгодничество учени­ ков, начиная с первого и кончая де­ сятым классом, то о каком вкусе к учению, о каком стремлении полу­ чить обязательное среднее образова­ ние может там идти речь? Пают в девятые классы. Для сравне­ ния — в Ростовской области — 81 процент, а в среднем по страну 62 процента. Вполне определенный, ста­ билизированный процент приема в техникумы, часть ребят идет в прбф- техучилйща, часть—на работу. Очень даже можно понять такую мысль, высказанную на совещании: кому они там нужны на работе — эти ре­ бята без профессиональной подготов­ ки? И еще хуже, если выпускники восьмилетки «дозревают» на «золь­ ных харчах» —/ нигде не учатся и не работают. А у нас и таких на­ бралась не одна сотня. Как сообщил докладчик, рост получающих среднее образова­ ние будет идти по всем его видам, но особенно по линии профессио­ нально-технического обучения. Зна­ менательно, что заведующий облоно ратовал за распространение училищ с трехлетним сроком обучения, ста­ лищам нашей области, дающим вместе с рабочей специальностью ат­ тестат о среднем образовании, к на­ чалу нового учебного года прибавят, ся еще 4—в Липецке, Ельце, Грязях и Октябрьском. А с завершением де­ вятой пятилетки таких училищ будет 15. Число учащихся в них возрастет до 6 тысяч. Для сравнения — теперь во всех учебных заведениях проф­ техобразования 18 тысяч. Это число также увеличится на 30 процентов. Не просто объявить о среднем об­ разовании в училище — нужна со­ лидная учебно-материальная база. Базовые предприятия ряда училищ — заводы Новолипецкий и трактор­ ный—очень плохо строят необходи­ мые помещения, трест «Липецксов- хозстрой» никак не может завершить строительство сельского профтехучи­ лища в Октябрьском, которое с но­ вого учебного года переходит на трехлетиий срок обучения. Речь шла и о таком варианте по­ лучения среднего образования: в о#ьи1н<?м профтехучилище учащийся помимо специальных знаний получа­ ет подготовку за девятый класс и приходят «а работу. Теперь, когда ему остался один год до завершения среднего образования, он преодолеет этот рубеж в вечерней школе. Значение вечерних сменных "школ рабочей молодежи также сильно возрастает. Достаточно сказать, что план приема в эти учебные заведе­ ния должен быть удвоен в нынеш­ ней пятилетке. Все эти нелегкие проблемы, выте­ кающие из главной — всеобщего среднего образования — должны привлечь к себе внимание не одних учителей и работников органов на­ родного образования. На совещании речь шла и о Заго­ товке топлива для школ и учителей, о ремонте помещений, о строительст­ ве школ и ликвидации многосмен- ности, о сооружении спортивных за­ лов и столовых, ибо важно создать нормальные условия жизни и учебы ребят, беречь их здоровье, развивать физически. Но самым злободневным был, пожалуй, вопрос о приеме в де­ вятые классы. Каждому из замести­ телей председателей, выступавших с отчетами о развитии системы народ­ ного образования в районе в истек­ шей и нынешней пятилетке, задавал­ ся этот вопрос. Разумеется, все это взаимосвязанные вопросы, ибо соз­ дание хороших условий для учебно­ го процесса также влияет на уро­ вень обучения и воспитания, да и на притягательную силу учения. А. ВОЛ НИН. Л ЛЯ сельского труженика сей­ час самая напряженная пора. Нужно в лучшие сроки убрать хлеба, заскирдовать солому, засило­ совать кукурузу, вспахать освобо­ дившиеся поля, хорошо подготовить­ ся к севу озимых, сахарной свеклы. Наш колхоз успешно решает эта за­ дачи. Все силы и средства брошены на жатву. Ею нынче живут люди, уборке — все дела и помыслы. Но вместе с тем колхозники не забывают и о других участках об­ щественного производства, старают­ ся добиться того, чтобы во всех подразделениях нашего обширного хозяйства работа шла ритмично. С каждым месяцем все большую силу набирает свиноводческий комплекс — гордость колхоза. Пятилетний план предусматривает увеличить производство свинины в два раза и довести мощность фабрики мяса до- 20 тысяч центнеров в год, на 40 про­ центов поднять производительность труда животноводов, полностью обеспечить скот кормами собствен­ ного производства. Все эти наметки реальны. Расче­ ты нам помогли сделать ученые, опытные экономисты. Как же вы­ полняются намеченные планы? Пре­ жде всего мы стремимся рациональ­ но использовать действующие мощ­ ности комплекса, наладить воспро­ изводство стада и откорм животных с высокой экономической отдачей. Широкая механизация и автомати­ зация на фабрике мяса позволила р а м н о го снизить затраты труде в самой трудоемкой отрасли животно­ водства. Если раньше на откорме, например, один свинарь обслуживал 200—250 животных, то теперь — 800— 1000. Особое внимание уделяем кормо­ вой базе. Мы разработали, исходя из нужд комплекса и дойного стада, детальный план производства вита­ минной травяной муки, силоса, се­ нажа, клубней, корнеплодов. Наме­ чена четкая и продуманная про­ грамма до конца пятилетки. Поэто­ му земледельцы хорошо знают, за какие рубежи они должны бороться, каких урожаев добиваться. В этих условиях легче маневрировать тех- По материалам яЛенинского знаменив „ЧЕМ КУМУШЕК СЧИТАТЬ ТРУДИТЬСЯ..." В «Ленинском знамени» 29 июня с. г. была опубликована кор­ респонденция «Чем кумушек считать трудиться...». В ней говорилось о недостатках в работе по своевременной вывозке грузов, в частно­ сти щебня, со станции Усмань. В ответ на выступление газеты начальник Воронежского отделе­ ния дороги Н- Стасенко сообщил, что критика, содержащаяся в ука­ занной статье, справедлива. Для устранения отмеченных недостат­ ков проделана следующая работа. Управлением Юго-Восточной же­ лезной дороги организован ритмичный подвоз вагонов со щебнем на ст. Усмань, взамен .изношенных тракторных лопат выделены новые, организована выгрузка железобетонных деталей на резервной пло­ щадке. На лиц, виновных в несвоевременной вывозке гру­ зов со станции, наложены штрафы. За халатное отношение к вы­ полнению служебных обязанностей строго предупреждены начальник станции Усмань А. Варавин и начальник Грязинского участка Д . Не- нахов- _ ___ никой, эффективнее использовать местные и минеральные удобрения, более рационально продумать струк­ туру посевных площадей. Нынешний год выдался нелегким. В мае и июне осадков почти не было, к тому же зимой погибли многолет­ ние травы. Правление колхоза при­ няло все меры к тому, чтобы в этой сложной обстановке заготовить как можно больше кормов. Особое вни­ мание было уделено сенажу. И это не случайно. Подвяленная зеленая НАШ ОРИЕНТИР- СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ масса, законсервированная в тран­ шеях, содержит много ценных пи­ тательных веществ. Животноводы метко окрестили этот корм «зимним пастбищем». Поначалу планирова­ лось заложить 400 тонн сенажа. Но, учитывая условия этого года, мы пересмотрели первоначальные планы и решили заготовить сенажа боль­ ше. Сейчас этого ценного корма имеем около 500 тонн. Проявляем заботу и об увеличе­ нии запасов витаминной травяной муки. На склад готовой продукции отправлено более 150 тонн. Но тем­ пы производства не снижаются. На -площадку, где работает АВМ*—тюг: ступает вико-горохрвая смесь. Хо-_ рошо развивается сахарная свекла; ботвы будет много. Ее тоже пустим на приготовление витаминной тра­ вяной муки. Намного больше прош­ логоднего заготозлено сена мето­ дом активного вентилирования. Во время уборки корнеплодов будем закладывать комбинированный си­ лос. Сейчас на свиноводческом комп­ лексе около 11 тысяч животных. В первом полугодии снята с откорма большая группа свиней. Мы намеча­ ли довести вес каждой из них до 110 килограммов. Но этот показа­ тель удалось превысить. Сдаточный вес каждой головы оказался 118 ки­ лограммов. Всего государству про­ дано 3627 центнеров свинины. От реализации получено 192 тысячи рублей прибыли. Сейчас на откорме 3498 голов, а всего до конца года думаем про­ дать 8360 свиней. Это составит не менее 10.000 центнеров. Таким об­ разом, обязательство на нынешний год будет выполнено. Колхозная фабрика мяса не толь­ ко дает нам большую экономиче­ скую выгоду, она стала настоящей кузницей передовиков производст­ ва. В селе нынче хорошо известны имена свинарок—выпускниц сред­ ней школы В. Сухановой, М. Чер­ ненькой. Они все время получают хорошие приплоды. Запевалами соревнования на от­ корме Животных стали члены звена В. Соловьева. Они задают тон в борьбе за лучшее использование производственных мощностей. Важ­ ную роль на комплексе играет пункт искусственного осеменения живот­ ных. От его работы во многом за­ висит успех воспроизводства стада. Возглавляет этот участок зоотехник Г. Дмитриева. Она четко наладила работу пункта. Сведен до минимума прохолост животных. Нас особенно радует то, что на комплекс охотно потянулась моло­ дежь. Ее привлекают сюда новые профессии, особенно такие, как опе­ раторы, лаборантки, электрики, на­ ладчики оборудования. Сейчас на фабрике; мяса работают более 30 молрд^гх парней н девчат. В послед­ нее 'время в колхоз люди приезжают целыми семьями. Так, на комплексе трудятся новоселы нашего села су­ пруги Михаил и Клавдия Кравчен­ ко. Она возглавляет бригаду по ухоДу зд маточным поголовьем, а он — зоотехник. Подобных приме­ ров немало.* Комплекс с каждым месяцем рас­ тет, набирает силы. Настрой у лю­ дей боевой. Они полны решимости с честью выполнить свои обязатель- СТВЗ В. ЛАКОМОЙ, председатель колхоза «АВрора» Задонского района. К О Н С Т Р У К Т О Р ЯЧМЕННОГО КОЛОСА Г И Г А Н Т В АБАКАН , 6 августа. (Кбрр. ТАСС). В степи под Абаканом заложен крупный вагоностроительный за­ вод. Его сооружение предусмотрено Директивами X X IV съезда КПСС. С конвейерных линий предприя­ тия ежегодно будет сходить сорок тысяч грузовых вагонов различного назначения. с т е п и Абаканский вагоностроительный войдет в состав Саянского территориально-производственного комп­ лекса, создаваемого сейчас на юге Красноярского края. Стройка объявлена Всесоюзной ударной-комсо. мольской. Встретив его в поле, невольно по­ думаешь: какое интеллигентное, зна­ чительное лицо у этого крестьянина. Сын хлебороба из маленького укра- инского селения Пылява, сейчас Прокофий Гаркавый — ученый с мировым именем, лауреат Ленинской и Государственной премий. Люди, работающие с ним, отмечают, что в Гаркавом счастливо сочетаются на­ учные знания, в частности, в области генетики, с глубокой интуицией, свойственной обычно селекционерам- практикам. Всю свою жизнь он посвятил одной культуре — ячменю. «География* сортов Гаркавого простирается от Дуная до Урала. В Румынии сеют «одесский-17», в Чехословакии и Бол­ гарии —* «степовой». Вероятно, ско­ ро найдет место в поле и «нутанс-106» —пивоваренный ячмень. — Сколько всего сортов создано вами? — спрашиваю селйкционера. Гаркавый начинает считать и... сби­ вается. Наконец выясняем: тринад­ цать сортов—восемь яровых .и пять озимых. Скоро будет районирован еще один, четырнадцатый сорт. О нем Гаркавый рассказывает подчеркнуто сдержанно. Двухрядный зазубрен­ но-пленчатый ячмень, светлой окра­ ски, пивоваренный. Дает в среднем сорок пять центнеров с гектара. Не­ смотря на предосторожности испы­ тателей, не желавших преждевре­ менно рекламировать новый сорт, хлеборобы уже прослышали о нем: шлют в институт письма, приезжают —дайте, мол, хоть сколько-нибудь семян «нутанса». Свой самый первый ячмень — «одесский-9» Гаркавый передал для районирования в 1940 году. Селек­ ционеру тогда было 32 года. По тем временам иметь в таком возрасте «свой» сорт было большой удачей. Это сегодня селекционеры помолоде­ ли:, у Анатолия Линчевского, аспи­ ранта Гаркавого, уже авторство на четыре сорта, хотя ему едва за трид­ цать. Сам Линчевский многозначительно говорит о себе: — Школа Гаркавого! — И на вопрос, что это за школа, отвечает: —Наш руководитель принципиально против всякой опеки, требует от те- СОВЕТСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПЯТИЛЕТКА На вопросы корреспондента Агентства печати Новости отвечает заместитель министра автомобильной промышленности СССР Ни* копай СТРОКИН. — В конце 1924 года московский завод АМО выпустил первые отече­ ственные грузовики. С этого начи­ нается рождение советской автомо­ бильной промышленности. Известно также, что в 1928 году, когда мир производил свыше пяти миллионов автомобилей, СССР выпустил их только 840 штук. Каковы сегодня позиции советской автомобильной промышленности? — В 1970 году, завершающем году минувшей пятилетки, промышлен­ ность страны произвела 916 тысяч автомобилей. В 1975 году их выпуск намечено довести до 2—2,1 миллиона штук. Пятилетки превратили советскую автомобильную промышленность в мощную отрасль индустрии. Автомо­ биль эффективно используют не только в местных перевозках, но и в качестве технологического транспор­ та в горнорудной промышленности, сельском хозяйстве, для внутриза­ водских перевозок. По плану девя­ той пятилетки (1971— 1975 гг.) гру­ зооборот автомобильного транспорта должен возрасти в 1,6 раза. — С первых дней советская про­ мышленность взяла курс на преиму­ щественный выпуск грузовиков. Ьез них нельзя было поднять из разрухи н развивать народное хозяйство. Ка­ кое соотношение будет теперь меж­ ду легковыми и грузовыми автомо­ билями? — План на новую пятилетку пре­ дусматривает увеличение производ­ ства грузовиков примерно в полтора раза, а легковых автомобилей — по­ чти в 3,8 раза. До сих пор легковое автомобилестроение отставало по выпуску от грузового. Теперь оно будет развиваться ускоренными темпами. За пятилетие намечено до­ вести выпуск легковых автомашин до 1,2—1,3 миллиона. Однако даль­ нейшее развитие мощностей по про­ изводству грузовых автомобилей ос-, тается по-прежнему важнейшей за­ дачей, и в новой пятилетке будут осуществляться крупные работы в этом направлении. В докладе Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина на XX IV съезде КПСС охарактеризован тот круг задач, который стоит перед автомобильным транспортом. Преду­ смотрено расширить наиболее эко­ номичные централизованные пере­ возки, улучшить транспортное об­ служивание предприятий и снять часть перевозок с железных дорог. Для этого грузовой автомобильный парк должен получить значительное пополнение. В новом пятилетии произойдет дальнейший сдвиг в структуре со­ ветского грузового автомобилестрое­ ния. Известно, что в минувшей пя­ тилетке почти полностью обновился типаж автомобилей. Теперь предсто. ит освоить производство 22 новых моделей грузовиков и автотягачей, повысить их грузоподъемность, уве­ личить выпуск прицепов к автомо­ билям, —. Почему сегодня все чаще гово­ рят о большегрузных автомобилях? Какова в настоящее время средняя грузоподъемность машины? — Ясно, что один большой авто­ мобиль, может перевезти столько же груза, сколько несколько маленьких. А ведь работает на нем всего один шофер. Увеличение грузоподъемно­ сти машин дает значительный выиг­ рыш. Сейчас средняя грузоподъем­ ность автомобилей примерно 4,5 тон­ ны. К 1975 году намечено поднять ее до пяти тонн, а машин с прице­ пами — до 5,8 тонны. Это равно­ значно дополнительному выпуску 102 тысяч четырехтонных автомоби­ лей;, на 170—175 тысяч человек со­ кратится потребность в водителях и обслуживающем персонале. А надо сказать, что уже сейчас только од­ ной Москве не хватает нескольких тысяч водителей. — Известно, что Волжский авто­ завод строился по соглашению с итальянской фирмой ФИАТ. В его технологическом оснащении приняли участие и третьи страны. Будет ли подобная практика продолжена и в отношении строящегося сейчас Кам­ ского автозавода? — Камский автозавод в Набереж­ ных Челнах мы будем проектировать и строить силами советских органи­ заций. Кстати, в нашей отрасли за ис­ текшие пять лег реконструировалось более 100 заводов, 28 предприятий строились заново. Некоторые из них частично уже введены в эксплуата­ цию. — Недавно на совещании работ­ ников автомобильной промышленно­ сти говорилось о повышении качества советских автомобилей. Какими вы видите их в ближайшие годы? Я имею в виду и качество, и дальней­ шее развитие конструкции. — Главная задача в том, чтобы максимально повысить качество от­ делки автомобилей, поднять проч­ ность наиболее важных деталей, срок работы до капитального ремон­ та. Что касается конструкции машин, то в плане на новую пятилетку под­ черкнута необходимость организо­ вать производство самосвалов и са­ мосвальных автопоездов повышен­ ной грузоподъемности. Решить эту проблему помогут машины Белорус­ ского автозавода, испытания кото­ рых уже ведутся. Базой для целого семейства грузовиков станет БелАЗ-549. На испытаниях сейчас находится самосвал-тягач из Зтого семейства. Он перевозит по 120 тонн. Работают конструкторы и над со­ вершенствованием легковых автомо­ билей. Наращиванию их выпуска в этом пятилетии придается большое значение. — Автомобиль требует дорог, за­ пасных частей, сервиса. Как будут решаться эти проблемы? — В девятой пятилетке протяжен- ность автомобильных дорог с твер­ дым покрытием намечено увеличить примерно на 110 тысяч километров. Причем эта цифра считается мини­ мальной. В республиках будут изы­ скиваться местные ресурсы для строительства дорог. Намечено про­ извести запасных частей к автомо­ билям на 4,6 миллиарда рублей. По сравнению с минувшей пятилеткой прирост здесь составит полтора мил­ лиарда рублен. Что касается сервиса, то Здесь предстоит сделать особенно много. Видимо, нет смысла перечистить весь намеченный объем работ, но следует сказать, что предполагается значительно расширить сеть станций технического обслуживания, органи­ зовать продажу запасных частей на бензозаправочных станциях. На раз­ витие сервиса за пятилетие плани­ руется израсходовать большие сред­ ства. '(АПН). бя полной самостоятельности с пер­ вых шагов. И разговаривает с Тобой на равных—как с коллегой... В селекционный институт Гаркавый пришел почти сорок лет назад. Его на­ учным руководителем был Анд­ рей Сапегин, один из первых со­ ветских селекционеров. О нем Гар­ кавый говорит с той же многозна­ чительной гордостью благодарного ученика, с какой отзываются о нём самом молодые ученые. Сейчас Прокофий Гаркавый заве­ дует отделом селекции ячменя. Вся его жизнь тут: теплица, опытный участок, кабинет. Член-корреспон- дент Всесоюзной академии сельско­ хозяйственных наук имени Ленина Гаркавый обычно сторонится жур­ налистов и кинокамер, высоких три­ бун и представительных делегаций. Может показаться, что Гаркавый, кроме своих колосков и пробирок, ни­ чего не хочет знать. Это Не так. Он Не только создает новые сорта ячме­ ня, но и со всей научной убежден­ ностью и гражданской страстью пропагандирует эту культуру, про­ кладывает ей дорогу на поля странам ...Одну за другой Гаркавый снима'-’ ет со стены таблицы и раскладывает на столе. Вот соотношение продо-5 вольственногй и фуражного зерна в мире. Мы видим, что фуражного зер­ на в странах с развитым животно­ водством получают в два-три раза больше, чем продовольственного. Причем из года в год расширяют по­ севы ячменя. Почему именно ячменя? Культура содержит наиболее ценный белок. Например, на получение ки ­ лограмма привеса мяса или литра молока ячменя расходуется меньше, чем любого другого зерна. Он содер­ жит больше, чем другие зерновые культуры, лизина — самой ценной аминокислоты. Но неужели эти истины неизвест­ ны председателю колхоза, экономи­ сту — всем, кто определяет посевы зернового клина? Ведь ячмень— древняя культура. —Не всегда известны до конца,— говорит Гаркавый. Видимо, силен еще гипноз тради­ ций. В царской России крестьянин мало думал о мясе—был бы хлеб. А сейчас хлеба мы стали потреблять меньше. Резко возросла потребность в мясе—оно доступно каждой семье. За последнее десятилетие площади под ячменем возросли в стране почта вдвое. Эта культура заняла до ше­ стидесяти процентов в общем вало­ вом сборе фуража. И есть в этом не­ малая заслуга Прокофия Гаркавого —ученого и гражданина. Страна по достоинству оценила за­ слуги выдающегося ученого. Ко всем почетным титулам Прокофия Гарка­ вого прибавилось еще одно—высокое звание Героя Социалистического Труда. Белла КЕРДМАН . (АПН ). П е р в ы й в с г г р а , н е В небольшом городе не восто­ ке Латвии — Ливаны сооружается первый в стране завод кормового лизина — стимулятора роста и повышения продуктивности жи­ вотных. В главном производст­ венном корпусе ведется монтаж оборудования — ферментаторов, где бактерии, способствующие процессу, будут размножаться в мелассе — отходах сахарного производства и кукурузном эк­ стракте — среде для получения этого чудодейственного порошка. Завод намечено сдать в экс­ плуатацию в конце сентября. Уже в этом году будет выпущено сто тонн лизина — в пять раз боль­ ше годовой производительности действующего здесь опытного цеха. А проектная мощность но­ вого предприятие — тысяча тонн ценной продукции. Технология производства лизи­ на разработана Институтом мик­ робиологии Академии наук Лат­ вийской ССР в содружестве с московским институтом биохимии имени А. Н. Баха Академии наук СССР. (Корр. ТАСС). Ливаны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz