Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

25 июля 1971 г., М 172 (13 036) В ПОМОЩЬ се Ль 6ИОМУ АГИТАТОРУ Горячая пора сейчас у земледельцев. Горячая и очень ответст каждой культуры, сжатые сроки проведения каждой работы в дни ТОЛЬКО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ, НО И ФУРАЖНОЕ ЗЕРНО, ПРОИЗ венная. Началась массовая уборка зерновых н бобовых культур. А страды—основное условие успеха. И в центре внимания всех, кто ВОДСТВО КОТОРОГО СЛЕДУЕТ РАСШИРЯТЬ, УЧИТЫВАЯ НЕОБХО уборка — венец всей работы земледельцев, она подводит итог на имеет отношение к жатве, должно быть правило: не допускай по< ДИМОСТЬ БЫСТРОГО РОСТА ЖИВОТНОВОДСТВА». Большие резер пряженной борьбы за урожай первого года девятой пятилетки. На- терь выращенного урожая, сделай все для того, чтобы в дело пошло вы Для увеличения валового сбора зерна, подчеркивается в этом ступило время отчитаться перед партией, перед страной ш том, что буквально каждое зернышко. Ведь зернышко к зернышку—будет документе, заложены в «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ БОРЬБЕ ЗА СНИ как претворяются в мешок! Народная мудрость оставила нам в наследство заповеди ЖЕНИЕ ПОТЕРЬ ЗЕРНА, КАК, ВПРОЧЕМ, И ДРУГИХ ВИДОВ ПРО жизнь ответственные задачи, которые поставлены партийным еъез «Не будь тетерей, борись с потерей», «Где растяпа да тетеря, там ДУКЦИИ». дом перед тружениками полей. не прибыль, а потеря», «Один раз отмерь, а семь раз проверь/ что- В постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Мини- Уборка урожая — дело всенародное. Поэтому, как и в предыдубы не было потерь». стров СССР «О мерах по обеспечению уборки урожая и заготовок щие годы, большую помощь земледельцам в проведении жатвы А вспомните, какое внимание бережливости уделял Владимир сельскохозяйственных продуктов в 1971 году» выражена уверен хлебов оказывают работники промышленных предприятий, строи Ильич Ленин. В своей статье «Очередные задачи Советской власти» Ш Ш 0 Ш Ш Потеря Ш Л ш ° А М О Г 0 колоса 1 н* \ ( К кв.мет- 1эт»недоем» ч г - ^ 1 * 1 0 иг ,Л / зерна сгектара кость, что партийные, советские, сельскохозяйственные, комсомола тельных организаций, учреждений, учащиеся. Одних механизаторов он сформулировал такое требование: «...НАЛАДИТЬ СТРОЖАЙШИЙ ские и профсоюзные организации, колхозы и совхозы примут все выезжает в колхозы и совхозы н е период жатвы 650 человек. В ВСЕНАРОДНЫЙ, ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ХЛЕБА И меры к тому, чтобы получить в этом году высокий урожай зерно- уборке урожая примут участие тысячи студентов. 1300 автомашин, ДОБЫЧИ ХЛЕБА....» Надо ли говорить, какое значение имеет прет- технических и других культур, провести уборку без потерь. принадлежащих предприятиям, стройкам, организациям и учрежде ворение в жизнь этого требования в нашей огромной Стране, где БЕРЕГИ ЗЕРНО! — этот призыв сейчас главный. БЕРЕГИ ЗЕРНО! ииям — хорошее пополнение к тем четырем с половиной тысячам, земля является всенародной собственностью и где под хлебами за это основная тема для выступлений агитаторов, политииформато- ■вторые имеются в колхозах и совхозах области. мяты многие десятки миллионов гектаров лучших земель. Мобили- ров, лекторов. БЕРЕГИ ЗЕРНО! — эти слова должны крепко вре Одним словом, нынешняя уборочная страда—это совместная за зация людей на предотвращение малейших потерь зерна на всех заться в сознание всех участников жатвы. БЕРЕГИ ЗЕРНО! — это тре- бота сельских тружеников и горожан. XXIV съезд КПСС призвал этапах — в поле, на току, на дорогах при перевозках, на хлебопри- бование к каждому механизатору, шоферу, работнику тока и хле- партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации, всегда была у нас важнейшей, боевой задачей емном пункте боприемного пункта, к каждому, кто имеет касательство к урожаю. тружеников колхозов и совхозов, работников промышленности на сельских парторганизаций. стойчиво претворять в жизнь намеченную партией программу бы- На областном совещании работников сельского хозяйства, пред- С новой силой важность этой задачи подчеркнул XXIV съезд строго развития сельского хозяйства. Успешное проведение уборки КПСС. В Отчетном докладе Центрального Комитета говорится; «КАК шествовавшем началу жатвы, подчеркивалось, что задача заключает- урожая первого года новой пятилетки—практический отклик на этот ся В том, чтобы в любых условиях УБРАТЬ С ПОЛЕЙ ВСЕ ДО ЗЕР И ПРЕЖДЕ, ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ призыв партии, ОСТАЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА. НАШИ ПОТРЕБ НЫШКА, ДО КИЛОГРАММА СОЛОМЫ. Чтобы успешно решить эту Главное на жатве — ее темпы и качество. Своевременная уборка НОСТИ В ЗЕРНЕ ГОД ОТ ГОДА РАСТУТ. МЫ ИМЕЕМ В ВИДУ НЕ задачу, надо хорошо знать, через какие каналы теряется зерно. ным потерями А ведь, известно, что герметизация узлов комбайна Помогает сберечь полтора—два центнера зерна на гектаре. делывать все щели. Лишь после этого им разрешали загружать машины зерном. Правильно. поступили члены контрольного поста—они помогли колхозу сохранять немало зерна. Нельзя загружать зерном дыря­ вую машину. Для ликвидации по­ терь при транспортировке уплот­ няют кузова автомобилей и обо­ рудуют их специальными пояогв- ми — полотняными и полотняно­ планочными. Закрытое - пологом зерно не будет сдуваться на ходу, да и на ухабах при таком способе перевозки потери его будут лик­ видированы. Многое зависит от самого шо­ фера, от его внимательности. За­ мешкался, не подъехал вовремя к комбайну — простой уборочного агрегата. Не нарастил борта гру­ зовика так, чтобы он принимал от комбайна хотя бы на 3— 5 цент­ неров зерна больше обычного— у самого прибавилось работы: надо чаще ездит*, от Тока в поле и об­ ратно. Ведет машину на большой скорости по ухабам, лих при кр у­ тых поворотах — зерно волнами смывается через борта кузова. Один вред от такой работы! Шофер Боринского автохозяй­ ства И. Крюков рассказал в ли­ пецкой районной газете «Сельская Новь» о том, как он будет участ­ вовать в перевозке зерна нового урожая. Крюков заботливо подго­ товил свою «Колхиду-608», поста­ рался сделать все возможное, Чтобы при транспортировке ие до­ пускать потерь хлеба. Щелей в кузове нет. Борта наращены, что­ бы больше перевозить зерна. Под­ готовлен брезент для укрытия цен­ ного -груза. То же сделали, с гор­ достью Отметил Й. Крюков, и остальные шоферы. А всего Бо- рянское автохозяйство выводит на хлебные трассы сорок пять авто­ машин. грамма. Если же потеряно четыре или десять колосков на квадрат­ ном метре? Ведь и такое бывает! А если принять во внимание о г­ ромные площади хлебных масси­ вов в каждом хозяйстве? Следует призадуматься над та­ кими потерями. Допустим, в об­ ласти будет занято «а перевозках хлеба с поля на тока и с токов на хлебоприемные пункты шесть ты­ сяч автомобилей и- каждый из них будет снабжен пологом. Только от одной поездки всех этих машин количество сбереженного зерна превысит две тысячи центнеров. А можно легко и потерять эти две тысячи! « В прошлом году было проверено качество уборки на поле площа­ дью 168 гектаров, принаддежащем центральному участку совхоза «Половневский». Почти на каж ­ дом квадратном метре тогда по­ добрали по 16 потерянных колось­ ев. Выходит, что было брощедо на каждом гектаре 200—246 кило­ граммов зерна, а на всем 168-гек­ тарном , поле 300—400 центнеров. Вот ведь во что вырастают каза­ лось бы. незначительные потери. Это были найдены, колоски. Но на убранном поле в «Половневском» находили и «забытые» валки. Видны были кое-где и так назы- ваемые «гри вы»—неопровержи мые доказательства недоброкачест­ венной косовицы. бочим планом было предусмот­ рено провести косовицу и обм о­ лот хлебов за 16— 12 рабочих дней. А механизаторы, обсуждая условия соревнования на жатве, еще раз подсчитали свои возмож- ности и заявили, что сумеют спра­ виться со всем объемом работ на день раньше, чем намечалось. Выиграть один день на убор ке— великое дело. Но бывает и такое, что уборке ведется не 10—-12 Дней, а растя­ гивается и на двадцать дней, и на целый месяц. При этом потерь, конечно, не миновать. Известно, что на восемнадцатый—двадцатый день можно недобрать уже тре­ тью часть урожая по сравнению с собранным в первые десять дней, а позднее не соберешь и полови­ ны выращенного зерна. Одним словом, в выигрыше будет тот, кто урожай скорее уберет. И обя­ зательно тот проиграет, кто доль­ ше убирает. СЖАТЫЕ СРОКИ ГАРАНТИЯ Усманская районная газета «Но­ вея жизнь» подвергла критике специалистов и руководителей колхоза «1 Мая» за то, что они плохо готовились к уборке у р о ­ жая; на многих комбайнах не осуществлена герметизация уз­ лов, неисправны зерноулоаители — нет необходимых материалов для них (ремней, например). Хо­ зяйству предстоит убрать 1.550 гектаров озимых, да 750 гектаров яровых зерновых. Что грозит кол­ хозу «1 Мая»? Только из-за того, что узлы комбайнов не загерме­ тизированы, он может потерять три-четыре тысячи центнеров зер­ на! Ш ! е^мвтиз?чия Щ(/у/ ком бд ин4 ВЫИГРЫША помогает [СБвРемь 1от потери О многих каналах возможных потерь рассказали мы. Есть, ко­ нечно, и другие. И на всех надо поставить надежный заслон ма­ лейшим потерям. Это позволит увеличить валовые сборы зерна, добиться более низкой себесто­ имости центнера продукции. В прошлом году в совхозе «Бо- рияский» собрано было на площа­ ди 500 гектаров по 25,1 центнера гороха с гектара (в целом по Л и ­ пецкому району—по 18,1 центне­ ра). А в отделении имени Тельма­ на того же хозяйства бригада А. И. Стебенева на площади ПО гектаров собрала по 30,8 центне­ ра с гектара. Успех обеспечила и К большим потерям ведет нару­ шение сроков начала жатяы. Здесь м ногое зависит от агроно­ мов — они обязаны внимательно следить за поспеванием хлебов и точно определять время, когда м ожно приступать к жатяе на том или ином участке. Творчески нужно выбирать и метод уборки. Как, скажем, вести жатву— раз­ дельно или прямым комбайниро- ванием? Этот вопрос в каждом конкретном случае и для каждого поля решается специалистами сельского хозяйства. Например, участок с низкорослым и изре- жечным стеблестоем для раздель­ ной (двухфазовой) уборки, приго­ ден лишь в том случае, если вес погонного метра валка не менее 1,5 килограмма. I центнера I з е р н а на гектаре Из-за недобросовестной подго­ товки уборочных машин во мно­ гих колхозах и совхозах вместе с соломой на каждом гектаре остается два-три центнера зерна. И только из-за этого наша об­ ласть ежегодно недобирает сотни тысяч тонн хлеба. Чтобы закрыть этот канал потерь, надо на каж­ дом комбайне уплотнить и заде­ лать все щели. МНОГОЕ ния гороха и, конечно, отлично организованная уборка этой цен­ ной продовольственной и кормо­ вой культуры. Уборку в совхозе начали в пе­ риод, когда побурело две третьих части бобов гороха. Убирали раз­ дельным способом. Чтобы не до­ пустить потерь, в косовицу вклю­ чили все имевшиеся РЕШАЕТ Пожалуй, главным вопросом борьбы с потерями урожая явля­ ются темпы уборочных работ. Тут иногда решают все не только дни, но даже часы. Задержитесь с убор ко й гороха, например, и м о ­ жете все потерять — стручки при пересыхании .быстро треска­ ются и зерно осыпается. По рас­ четам Министерства сельского хо­ зяйства СССР, ежегодно потери зерновых из-за несвоевременной уборки достигают 15— 1б миллио­ нов тонн. Разве м ож но мириться с этим? ТЕХНИКА На областном совещании работ­ ников сельского хозяйства указы­ валось на необходимость УДЕ ЛИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ГЕР- МЕТИЗАЦИИ КОМБАЙНОВ. Темпы уборки находятся в пря­ мой зависимости от умелого, хоро­ шо продуманного использования техники. Например, групповая ра­ бота комбайнов сокращает по­ требности в транспорте ие менее чем в два раза, а это гарантирует более быстрые темпы уборки, так как агрегатам не приходится про­ стаивать в ожидании автомобилей. И наоборот, транспорт не будет простаивать, если за одним ко м ­ байном закрепить два автомоби­ ля. А как много дает мастер­ ская работа механизаторов, пере­ выполнение ими норм выработки! Комбайнеры совхоза «Правда»— инициаторы социалистического со­ ревнования механизаторов Гря- зинского района на жатве— реши­ ли убирать за день по 20 гектаров зерновых при норме 11— 14. жатки ЖБА-3,5. Механизаторы Н. В. Бо­ ев, Н. С. Новиков, В. М. Порядин и другие при норме 7 гектаров скашивали по 10— 11 . гектаров за рабочий день. На всей площади горох скосили за четыре рабочих Дня. ' На подборку валков были по­ ставлены все имевшиеся комбайны —они работали групповым мето­ дом. При обмолоте комбайнеры внимательно следили за тем, что­ бы не допустить дробления зерна, так как из-за этого оно теряет свои товарные качества. С этой целью не допускали пересушива­ ния валков. Комбайнёры регулиро­ вали зазоры между декой и бара­ баном, добиваясь, чтобы зерно полностью зымолачивалось, но не кололось (число оборотов бараба­ на не превышало 500). И результат уборки гороха та­ кой: себестоимость центнера его составила в совхозе 3 рубля 43 копейки — на 32 копейки ниже плановой; на производство одного центнера затрачено 0,18 человеко­ дня при плане 0.3. Одно зернышко, и то— потеря. А целые колосья встречались буквально на каждом шагу. Странно, что у нас стали прене­ брегать их сбором. Почему-то забывают заповедь бережливых хлеборобов. «Колос дорог, хоть и мал. Подбери, чтоб не пропал!» А поднятый колосок— колхозу хле­ ба мешок. Газета Центрального Комитета КПСС «Сельская жизнь» писала в прошлом году, что на Ставропольщине после подбора валков стерню прочесывали граб­ лями, подбирая упавшие колосья. Очень хороший пример бережли­ вости. Следовало бы везде пере­ нять его. Уборочная площадь озимых и ранних яровьгх зерновых культур в Грязинском районе составляет 36.225 гектаров. Если на всей этой площади с каждого квадратного метра собрать в среднем по два оставленных колоска, то валовой сбор зерна увеличится на 9— 12 тысяч центнеров. Стоит подумать над тем, чтобы привлечь к сбору колосьев, например, учеников, как это делалось в колхозах тридца­ тых годов. Ведь только хлебом, полученным за этот счет, в тече­ ние нескольких месяцев можно кормить население города Грязи, Такие подсчеты следовало бы иметь п0 каждом у району— они очень пригодились бы сельским агитаторам для конкретной поли­ тической работы в массах. ЩЕЛЬ В КУЗОВЕ УНЕСЕТ ТОННЫ ХЛЕБА Государство оснастило колхозы и совхозы большим количеством современной сельскохозяйствен­ ной техники. На вооружении сель­ ских тружеников нашей области сейчас более пяти тысяч зерновых комбайнов, три тысячи 'рядковы х жаток. 1340 жаток для уборки го ­ роха, около двух тысяч зерноочи­ стительных машин, почти шесть тысяч грузовых автомобилей, мно­ го сотен тракторных тележек и большое количество другой тех­ ники. Специалисты подсчитали, что при условии правильной органи­ зации дела такая оснащенность техникой позволяет нам уборку гоооха провести за 4— 5 рабочих дней, озимых хлебов и ячменя —* за 10— 12, а поздних яровых зер­ новых— за 3 рабочих дня. Некоторые же хозяйства могут убирать еще быстрее. В совхозе «Вперед» Грязннского района ра- Герметизации подлежат также кузова автомашин и прицелов. Ведь каждая щель в кузове авто­ мобиля или прицепа— это канал потерь, это килограммы зёрна на ветер. Зернышко за зерныш ком течет в щель кузойа, а пройдет автомобиль 25 километров, и нет уже В нем двух-двух с половиной центнеров хлеба. Сделает такой автомобиль четыре рейса — и по­ теряет уже целую тонну хлеба. Вот что такое—щель в кузове. Нельзя везти зерно и без поло­ га сверху. Брезентовый полог на машине сберегает от выдувание 30—40 килограммов зерна за по­ ездку. Комбайнер, не забывай, что при неправильной ре­ гулировке молотильного аппарата комбайна вме­ сте с соломой теряется пуд зерна на гектаре. * * * Исправный зерноулови­ тель на уборочной ма­ шине сберегает на к а ж ­ дом гектаре 15— 16 кило­ граммов зерна. ДО КОЛОСКА , ДО КАЖ ДО ГО ЗЕРНЫШКА Но высокопроизводительно тех­ ника может работать только в случае, если она выведена в поле в исправном состоянии: тогда не будет длительных простоев, кото­ рые еще так часто не позволяют хлеборобам сделать все в наме­ ченные ими сроки. В прошлом голу в совхозе «Та- лицкий» уборку гороха на некото­ рых полях Затянули из-за того, что жатки по-настоящему не были подготовлены к косовице и по су­ ществу не работали. Это в Ива­ новке. А в Суворовке не знали, что делать с полгглым ячменем, так как техника не была подготов­ лена к жатве полеглых хлебов. Пока гадали, да спорили, время шло, урожай терялся. Могучий заслон потерям уро­ жая — высокое качество косоаи- цы и обмолота. Коснемся, напри­ мер, высоты среза хлебов. Хоро­ ший, рачительный механизатор старается так отрегулировать жат­ ку, чтобы косовица шла на низ­ ком срезе. Если косить хлеба на высоком срезе, то останется не­ мало колосьев-недомерков. Не захвачен будет и склонившийся колос — он при срезе упадет на землю. А ведь в каждом колосе — зерно, хоть и небольшая, но асе же частица нашего золотого ур о ­ жая. Нельзя забывать, что каж ­ дый сантиметр увеличения высоты среза влечет за собой потерю 30—‘40 килограммов зерна на гек­ таре. Один колосок — и тот д о ­ рог. Если, скажем, утеряно на каждом квадратном метре поля два колоска, то потери на гекта­ ре составят: озимой пшеницы— 35 килограммов, яровой пшеницы— 25 килограммов, рж и— 22 кмло- Вспоминаетея любопытный слу­ чай. который произошел в прош­ лом году на току колхоза «Совет­ ская Армия» Задонского района. Задонские шоферы, приехавшие туда на вывозку зерна, была удив­ лены, когда члены контрольного поста, осмотрев автомобили, зая­ вили, что отправляют их обратно. — Мы же на помощь к вам при­ ехали! — говорили автомобили­ сты. — Какая же это помошь? У вас Один из боевых участков борь­ бы с потервми — ток. На плохо оборудованном току, да еще если на нем элементарного порядка нет, потери зерна, как правило, весьма значительны. Сотни кило­ граммов его могут пропасть под На полях Каменского производ­ ственного участка колхоза «Авро­ ра.» Задонского района в прош­ лом году уборку ржи комбайны вели скопом и при этом половина машин не б ь т загерметизирова­ на. Все это привело к значитель- Помни, шофер, что брезентовый полог на машине сберегает от выдувания до 30— 40 килограммов зерна за каждый рейс. же дырявые ку§ова! Зернышко пуд бережет День уборки прогуляешь — много хлеба потеряешь Лишний колос в поле пуды в амбар приносит Упустишь время — потеря­ ешь урожай Что ушло в солому, ив ток не вернется Где машины в ходу, там лег­ ко в страду Минута рабочего времени не иголке: потеряешь — не найдешь Не хвались в поле едучи, хвались с поля яезучи Плохое начало — и дело стало Каждый час простоя — река убытку Без потерь молотить — без убытка быть Шоферам пришлось тут же ре^ ■монтировать кузова машин — за^ ТОКОВ и Родины! соломы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz