Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Я «вмр» 1971 г., М 17 [12 8811 Каб инет мастера пр и Центре научно-тех н ичес кой инфор м ац ии и п ро п аганды пр иоб ретает все большую популярность среди младших командиров производства. Этот снимок сделан в кабинете, в тот момент, когда председатель совета мастеров треста «Железобетон» Евгений Артемьевич Усти нов с секретарем Левобережного районного совета мастеров Александром Павловичем Демьянчуком обсуждали план подготовки к областному слету мастеров. Фото Ю. Ардашева. НАШИ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПРАКТИКЕ Когда меня* попросили ответить ва вопрос: что дает нам полез ного совет мастеров, я задумал ся. Ведь сразу и не ответишь на вопрос. Сегодня мы просто и не представляем себя без совета, привыкли к нему. Во-первых, рай онный совет мастеров объединил нас, организовал. До этого, как говорится, каждый мастер ва рился «в собственном соку». Иногда наши командиры среднего звена решали вопросы, которые давно уже были решены на со седнем предприятии. Во-вторых, совет приучил, да и сейчас приучает к целеустремлен ности, мы работаем по плану, ви дя перспективу. Это два главных пункта, характеризующих дея тельность совета мастеров. МЫСЛИ И ПР ЕДЛОЖЕНИЯ Вместе с тем, мне хотелось бы высказать и некоторые соображе ния. Сейчас наш общественный орган много времени уделяет теории. Конечно, это очень важно. Однако, хотелось, чтобы поболь ше внимания уделялось практике, стоит посылать мастеров для оз накомления с передовым опытом на предприятия страны. Причем, не просто посылать, а подби рать специализированные группы. Представляю, какую огромную пользу принесла бы поездка 5—6- мастеров-строителей в Москву. Па стройках столицы они узнали бы много нового, а по приезде рас сказали своим товарищам. Или такой пример. Мы гото вимся к тому, чтобы начать со ревнование за получение почетно го звания «Мастер I класса», «За служенный мастер завода», но мцогое продолжает оставаться для нас неясным. А в некоторых городах такая работа давно про водится... Е. УСТИНОВ, председатель совета мастеров треста «Железобетон». УЧЕБА НУЖНА ВСЕМ С большим интересом ознако мились мы с работой, проводимой Левобережным советом мастеров. Особенно понравились тематиче ские планы обучения мастеров. А почему бы эти планы не ис пользовать для обучения и, так называемого высшего командно го состава? Ведь и среди руко водителей цехов, отделов есть немало специалистов-практиков, н такая целеустремленная програм ма учебы во многом поможет им. В. ХАНИН, заместитель начальника чугунолнтейнвго цеха ЛТЗ. ЖДЕМ ВАС НА ЗАВОДЕ Рекомендованные учебные про граммы с мастерским составом, на наш взгляд, имеют большой практический смысл. Ведь темати ческие планы даютл возможность проводить занятия не только по избранной программе, но и вести учебу в комплексе. Словом, рай онный совет делает огромное де ло. Хотелось бы внести такое пред ложение: практиковать проведе ние, хоть изредка, выездных за седаний совета на предприятиях города. Это явилось бы <ерьез- ным толчком для более плодот ворной работы советов на местах, да и всех командиров среднего звена. А КОРОТКОВ, мастер Липецкого завода специнструмента и техноло гической оснастки. ОБУЧЕНИЕ ПРОЙДУТ ВСЕ Очень хорошо, что наш район ный совет много внимания уде ляет учебе командиров среднего звена. Его рекомендации мы ис пользовали н у себя на заводе. Недавно, например, заводской совет внимательно изучил и обсу дил тематические планы занятий, на которых мастера пройдут обу чение по экономике й праву, по вопросам коммунистического вос питания, педагогическим знаниям, научной организации труда и пе редового опыта. Согласно плану, все мастера пройдут обучение в течение года. Для этой цели будет организован специальный класс. В. КРАВЧЕНКО, председатель совета мастеров НЛМЗ. П Е Р В Ы Е Ш А Г И Прежде всего—немного о составе нашего сове та. Сейчас в него входят двенадцать человек. Все они, за исключением двух,—мастера. Например, Евгений Артемьевич Устинов — мастер завода ЖБИ-1 треста «Железобетон», Василий Филиппо вич Кравченко — руководитель участка Новоли пецкого металлургического завода, Александр Ильич Коротков — мастер инструментального за вода и т. д. Определить функции районного совета масте ров оказалось не так-то просто. Для этого мы, прежде всего, обобщили формы и методы рабо ты заводских советов. Как показывает опыт, по следние более четко определяют свои задачи, приближая их к условиям, интересам и требова ниям производства. Так, они способствуют раз витию творческой инициативы мастеров, повыше нию их деловой квалификации, общеполитиче ского развития. Здесь более конкретно решаются вопросы повышения уровня технических знаний, организуется обмен опытом работы лучших командиров производства. Совет мастеров предприятия вникает и в по становку воспитательной работы в смене, на уча стке, в работу с молодыми рабочими. Уделяется внимание качеству продукции, культуре и эсте тике производства, научной организации труда. Не остаются в стороне и такие вопросы,' как обобщение опыта организации соревнования, движение за коммунистическое отношение к тру ду, состояние трудовой дисциплины и т. д. Словом, круг вопросов, которым должны за ниматься заводские советы мастеров, обширен т разнообразен по своим направлениям. Обобщив практику их работы, районный совет рекомендо вал предприятиям Левобережного района при мерное положение о заводском совете. Наибо лее распространенными формами работы с ма стерами стали тематические совещания, семина ры, Дни мастера. Например, на Новолипецком металлургическом заводе в практику/ вошли ку стовые совещания по определенной тематике. Скажем, совещания о роли мастера в повыше нии производительности труда в условиях эконо мической реформы, о воспитании подростков, о передовых методах труда доменщиков, прокат чиков металлургических предприятий страны, о стиле и методах работы мастера. С докладами на совещаниях, как правило, выступают директор завода, его заместители, главный инженер, на чальники производств, главные специалисты. В тресте «Липецкстрой» практикуется проведе ние Дня мастера. Характерно, что там; наряду с вопросами конкретной экономики, практики и опыта работы мастеров, находят отражение и теоретические вопросы. Среди них такие, как теория и методика коммунистического воспита ния трудящихся, производственная педагогика и ее важнейшие направления, ленинские требова ния к стилю хозяйственного руководства, науч ные основы руководства, социальные и психоло- Опубпмкованные в «Экономической газете» статьи секретаря Липецкого обкома КПСС И В Колпакова «Партийная забота о мастерах» и Н. Николаева «Адрес передового опыта — Липецк» вызывают неослабевающий интерес. В адрес обкома партии, а теперь и в адрес межотраслевого Цен- тра научно-технической информации и пропаганды поступили сотни писем. Пишут секретари гор- комов, райкомов и партийных комитетов предприятий, директора и главные инженеры, пишут мастера предприятий и организаций самых различных отраслей неродного хозяйства: запросы об опыте работы с мастерами поступают в ЦНТИ и по телетайпу из межотраслевых центров информации. О широте «географии» откликов и запросов свидетельствует далеко не полный перечень адресатов: Владиво сток, Сахалин, Якутия, Кемерово, Курган, Новосибирск, Алма-Ата, Фрунзе, Ташкент, Грозный, Бату ми, Кишинев, Минск, Каунас, Рига, Ленинград, Петрозаводск. Просьбы более широко поделиться опытом работы с мастерами поступают из индустриальных центров России, Урала, Сибири, Алтая, из других республик. % Особое внимание^ привлекла изданная в Липецке «Книжка мастера», Центр научно-технической ин формации отправил по запросам более пятнадцати тысяч экземпляров ее 365 предприятиям и орга низациям. Интерес к «Книжке мастера» вызван тем, что во всех отраслях производства как на крупных, так и на небольших предприятиях растет роль мастера, а, следовательно, и усиливается внимание к формам и методам постоянного повышения его делового и политического уровня, улучшения органи зации и стимулирования его труда. Мастер из Калуги Юрий ПоляцкиЙ, например, пишет: «Мы, мастера, очень нуждаемся в хорошей систематической работе с нами — в части повышения нашего делового уровня и в улучшении орга низации .труда, морального и материального стимулирования его, повышения нашего авторитета и ро ли». Широта «географии» откликов и запросов, естественно, приввекла более пристальное внимание Левобережного райкома партии к работе заводских и районного советов мастеров. Делаются попытки обобщить и распространить опыт работы молодого районного совета мастеров. О нем, в частности, была подготовлена передача по Ульяновскому областному радио. Мы попросили председателя Левобережного районного совета мастеров, некоторых руководителей цехов и советов мастеров предприятий рассказать о делах совета, высказать^свои предложения, пожелания о его даль нейшей деятельности. Современный прокатный цех — сложное технологическое хозяйство. Чтобы оно действовало безотказно, требуется повсе дневный контроль, настройка, профилакти ка. В первом листопрокатном цехе НЛМЗ этим, в частности, занимаются работники службы электрика под рукородством стар шего мастера, инженера-электрика Алексея Алексеевича Домогацких. Мастер старается воспитывать у своих подчиненных творче ское отношение к делу, поощряет стремле ние людей изыскивать новые резервы, со вершенствовать производство. Недавно во время капитального ремонта электрики пе ренесли пульт управления чистовой клети в более удобное для оператора место. НА СНИМКЕ: дежурные электрик*Г Ни колай Дмитриевич Двуреченский, Юрий Николаевич Гребнев, старший мастер Алек сей Алексеевич Домогацких и электрик Вла димир Алексеевич Андреев. Фото Ю. Ардашева. советы мастеров при определенном уровне ор ганизации, вполне могут представлять интересы мастера. Районный совет изучил действующие формы морального и материального стимулирования, обобщил опыт организации' соревнования масте ров. Свои рекомендации он разослал заводским советам и руководителям предприятий. Надо от метить, что особое внимание привлекла органи зация соревнования на предприятиях Воронежа за звание «Заслуженный мастер завода», «Ма стер первого класса», а на Липецком тракторном — за звание «Лучший мастер-воспитатель». Ру ководство тракторного завода в настоящее вре мя изыскивает возможности для лучшего стиму лирования труда мастеров прежде всего загото вительных цехов. Таким образом, обобщение и распространение методов морального и материального стимули рования труда мастера можно расценивать как заботу о его интересах. Г ОВО Р Я Т АНК Е ТЫ О мастерах Имеется много емких, ставших привычными, выражений: «Мастер — центральная фигура на производстве», «Мастера — сержанты индустрии», «Мастер-воспитатель» и т. п. Обще признано, что он и организатор производства, и руководитель, и воспитатель. Но коль велика его роль как организатора и воспитателя, име ющего непосредственный контакт с группой лю дей, с отдельной личностью, то, следовательно, он должен владеть определенным минимумом знаний. Для совершенствования управления про изводством и руководства людьми, наряду со знанием политики и экономики, необходимы зна ния закономерностей формирования личности, основ индустриальной и социальной психологии, педагогики, марксистско-ленинской этики, науч ной организации труда. Именно в расширении знаний командиров среднего звена и видит свою главную задачу наш совет. Прежде, чем разра ботать программу их обучения, мы решили посо ветоваться с самими мастерами, узнать, что их интересует. С помощью работников служб науч ной организации труда Новолипецкого, тракто рного заводов, трестов «Липецкстрой» и «Желе зобетон» и 1ДНТИ была разработана анкета. От веты на ее четырнадцать вопросов помогли вы явить качественный состав мастеров, их инте ресы. Исследования показали значительные измене ния состава мастеров за пятилетку как по возра сту и стажу работы, так и по образованию. В на стоящее время возрастной состав мастеров по четырем предприятиям распределяется следую щим образом (в процентах к общей численности мастеров): Предприятия до 25 пет от 25 до от 30 до свыше 30 лет 40 пет 40 пет Новолипецкий 2,2 11,0 59,0 27,8 Тракторный 7,0 — 58,0 35,0 Трест «Липецкстрой» 30,5 29,0 29,0 11,5 Трест «Железобетон» 20,2 32,4 37,8 9,6 Такое соотношение заставляет сделать вывод, мо рассматривать с учетом специфических осо бенностей и объективных требований производ ства. Наша анкета показала, что и по опыту прак тической работы на различных предприятиях со став сержантов индустрии очень различен. До трех летработает в среднем 35 процентов, от трех до шести—42,5 процента, от 6 до 9 лет—10 процентов, свыше девяти лет—17,5 процента. На вопрос «Как относитесь к своей работе?» графу «с увлечением и интересом» отметили 90 про центов опрошенных. Учитывая возрастной и образовательный уро вень мастеров, их отношение к своей должности, мы разработали примерные программы обуче ния. Эти программы разослали по предприя тиям и предложили высказаться самим мастерам, удовлетворяют ли они их. Таких, ктёГЗ&ы не хотел повысить свои знания, не оказалось." Некоторые мастера высказались за систему обучения по всем программам, так как находят, что они полностью отвечают инте ресам и требованиям времени. Больше половины опрошенных хотят повышать свои знания по эко номике и праву, треть — по организации; труда и управлению, многие — по научной организации труда и передовому опыту. Педагогика и психо логия привлекла 18 процентов. Эти процентные соотношения лишний раз подтверждают острую необходимость изучения экономики и права, про диктованную нынешней экономической реформой и теми задачами, которые встают перед коллек тивами в связи с решением задачи повышения эффективности производства. Конечно, изучая более внимательно данные анкетного опроса, еще нельзя делать вывод, что мастера меньше хотят познавать основы педаго гики и психологии, теорию и практику коммуни стического воспитания. Ведь часть мастеров вооб ще не высказала своего мнения только из-за незнания, каким образом может быть практиче ски организована такая учеба. Нужно учесть, что требовалось ответить на вопрос, какую наиболее удобную форму обучения предпочитаешь. Среди вопросов анкеты был и такой, который помогает выяснить. отношение к материалам, опубликованным о мастерах в газете «Ленинское знамя». Оказалось, что 73 процента опрошенных читали их с интересом, 33 процента даже обсуж дали статьи с товарищами, многие после их опуб ликования пытались внести предложения руково дителям по улучшению работы мастера. БОЛЬШЕ ИНИЦИАТИВЫ ...В результате всех опросов, обсуждений, на конец, были разработаны программы обучения. В них учтены и замечания отраслевых курсов по вышения квалификации инженерно-технических работников Министерства черной металлургии, станкостроения и тракторного и сельскохозяйст венного машиностроения. Так, цикл занятий по экономике м праву рас считан на 110 часов, из которых четырнадцать— практических. Понятно, соотношение часов может быть применительно к целям и задачам обучаю щихся изменено в ту или иную сторону. Про расчета 90—120 часов занятий составлена тема тика обучения мастеров по педагогике и психо логии и вопросам коммунистического воспита ния. Среди тем имеются такие, которые должны раскрыть мастеру не только предмет, задачи и проблемы педагогики взрослых, но и вооружить его знанием принципов руководства людьми на разных участках, раскрыть перед мастером понятия стимула и мотива, коммунистической сущности отношения к труду, дать анализ педа гогико-психологических решений конфликтных ситуаций. Примерная программа обучения по на учной организации труда и передовому опыту рас считана на 120 часов и содержит такие разделы, как социально-экономические основы НОТ, психофи зиологические и эстетические основы НОТ. По на шему мнению, около двадцати часов может быть уделено разделу «Диалектика соревнования и пе редовой опыт». Постановления партии и правительства по вопросам стандартизации и повышению качества продукции, внедрению научной организации тру да и совершенствованию режима экономии и уп равления производством требуют дальнейшего глубокого изучения и распространения передово го опыта свердловских и рыбинских машинострои телей, щекинских химиков, горьковского опыта планово-предупредительного обслуживания ра бочих мест, системы бездефектного изготовления продукции. И все это, конечно, поможет в работе нашим мастерам. Мало создать программы. Важно еще опреде лить, как лучше организовать учебу. Обучение можно вести один раз в неделю с отрывом от производства. Группы обучающихся могут быть организованы на крупных предприятиях района с привлечением к занятиям своих ведущих специа листов. По вопросам трудового законодательства целесообразно приглашать работников юридиче ских служб, суда и прокуратуры района и горо да. Для обучения мастеров небольших предприя- . тий создаются специальные группы, занятия их проводятся в ЦНТИ. Лица, успешно окончив шие обучение, получат удостоверения единого образца о повышении своей квалификации типа диплома. Первые пятьдесят мастеров начинают учебу по экономике и праву с января на Новолипецком металлургическом заводе. Наш районный совет мастеров оказался в бла гоприятных условиях потому, что при ЦНТИ имеется кабинет мастера. Это значительно облег чает организацию всей работы. Мы действуем в тесном содружестве. Работа кабинета планирует ся на каждый квартал. Здесь мастера получают квалифицированные консультации специалистов по вопросам техники, экономики, праву. Здесь же демонстрируются кинофильмы по культуре про изводства, качеству продукции, механизации уп равленческого труда, технике безопасности и другие. Согласно расписанию читаются лекции на самые различные темы. Проводятся встречи за круглым столом, во время которых обсуждаются вопросы трудового законодательства, нормирова ния труда и заработной платы, международного положения и т. д. Беседы ведут и дают консуль- тации специалисты Новолипецкого завода, Гипро- меза, научно-исследовательских институтов, се кретари райкома партии, работники областных организаций. В кабинете подобраны литература, материалы, рассказывающие об опыте работы мастеров не только предприятий Липецка, но и других городов страны. По телефону можно за просить всевозможную информацию. К услугам посетителей — справочно-информационный фонд и техническая библиотека. Наш совет сделал лишь первые шаги, очертил лишь контуры будущей работы. Предстоит еще многое сделать. Конечно, одному районному со вету такой большой работы не осилить. Понимая это, мы советовались с работниками лабораторий и отделов НОТ, просили их принять участие в на лаживании учебы мастеров по проблемам науч ной организации труда. Они охотно откликну лись на это. Совет мастеров обратился к руководителям и секретарям партбюро педагогического института и института усовершенствования учителей с прось бой подобрать лекторов по вопросам педагогики и психологии, коммунистическому воспитанию. В последние годы много говорится о шефстве предприятий над школой. Почему бы не органи зовать ответное шефство учителей над группами мастеров. Это бы помогло вооружить мастеров минимумом знаний, необходимых в их воспита тельной работе. К сожалению, совет в ответ на свою просьбу не получил никаких конструктив ных предложений ни от педагогического инсти тута, ни от института усовершенствования учи телей. Мы обратились и к директорам школ района с той же самой просьбой. Пока только заслужен ная учительница школы РСФСР, завуч четвертой средней школы А. А. Шаламова наводит возмож ность читать лекции для производственников. Совет надеется, что партийные организации ин ститутов, техникумов, школ проявят интерес к на шим предложениям. Система подготовки деловой квалификации ма стера находит положительный отклик. Мы начи наем получать отзывы о наших программах, в ко торых высказывается не только возможность, но и необходимость рекомендовать их для подго товки более старшего командного состава произ водства, чем мастера. В этой связи хотелось бы напомнить об одном из пунктов постановления недавно прошедшей городской партийной конференции, в котором говорится, что, наряду с доверием к кадрам, рас ширению их самостоятельности... «организовать систематическую, дифференцированную полити ческую и экономическую учебу руководящих работников, помогать им в совершенствовании специальных знаний, овладении опытом руковод ства». По нашему мнению, конкретной формой вы полнения этого решения конференции может стать открытие курсов организаторов производ ства при Липецком филиале института стали и сплавов. Сил и возможностей для этого в Липец ке достаточно. Нужно всего лишь чуть больше инициативы. Г. КОЛЕСНИКОВ, зам. главного инженера ЛТЗ, председатель районного совета мастеров. тишвшяшшяшяшшшшвяшшяяшшившшшшшашшшят гичеекме проблемы научной организации труда. Для чтения лекций строители привлекают уче ных, лекторов общества «Знание». V Осмысливая работу заводских советов, район ный совет более четко определил и свои функ ции. Прежде всего он решил проанализировать, как организована учеба мастеров, и по возмож ности оказывать методическую помощь. Особое значение придается повышению роли мастера, формам стимулирования его труда. Поэтому наш совет ставит цель обобщить и распространить все лучшее, что делается в этом направлении, и сде лать передовой опыт достоянием всех предприя тий района. Нам иногда задают вопрос, не берет ли район ный совет на себя функций защиты интересов, мастера. Что касается служебного положения мастера, то защиту его интересов в известной мере могут осуществлять заводские и цеховые советы. В практике советов молодых специали стов некоторых цехов тракторного завода встре чается обсуждение кандидатур при выдвижении на должность мастера. Думается, по аналогии что интересы мастеров не могут ъыть одинаковы ми, а, следовательно, нельзя ограничиваться уз кими типовыми едиными рекомендациями по ор ганизации их обучения. Взять хотя бы образова тельный уровень. На Новолипецком заводе, на пример, мастеров с высшим образованием 32,2 процента, в тресте «Липецкстрой»—19,2 процен та, на тракторном—4,8, в тресте «Железобетон»— 1,76 процента. Среднетехническое образование на НЛМЗ имеет 61,4 процента мастеров, на ЛТЗ— 68,8 процента, в тресте «Липецкстрой»—65,0 про цента, в тресте, «Железобетон»—52 процента. Однако « этот состав по образованию необходи грамма содержит следующие разделы: экономика и организация производства, организация хозяй ственного расчета в промышленности, организа ция внутрихозяйственного расчета, анализ хозяй ственной деятельности, организация хозрасчет ного подразделения, влияние условий труда на укрепление экономики и трудовое законодатель ство. К программе прилагаются примерная тема тика занятий и литература для подготовки или са мообразования. Программа по организации и управлению со держит разделы, рассчитанные примерно на 100 часов теоретических и практических занятий. Из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz