Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Я «вмр» 1971 г., М 17 [12 8811 Каб инет мастера пр и Центре научно-тех­ н ичес кой инфор м ац ии и п ро п аганды пр иоб­ ретает все большую популярность среди младших командиров производства. Этот снимок сделан в кабинете, в тот момент, когда председатель совета мастеров треста «Железобетон» Евгений Артемьевич Усти­ нов с секретарем Левобережного районного совета мастеров Александром Павловичем Демьянчуком обсуждали план подготовки к областному слету мастеров. Фото Ю. Ардашева. НАШИ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ПРАКТИКЕ Когда меня* попросили ответить ва вопрос: что дает нам полез­ ного совет мастеров, я задумал­ ся. Ведь сразу и не ответишь на вопрос. Сегодня мы просто и не представляем себя без совета, привыкли к нему. Во-первых, рай­ онный совет мастеров объединил нас, организовал. До этого, как говорится, каждый мастер ва­ рился «в собственном соку». Иногда наши командиры среднего звена решали вопросы, которые давно уже были решены на со­ седнем предприятии. Во-вторых, совет приучил, да и сейчас приучает к целеустремлен­ ности, мы работаем по плану, ви­ дя перспективу. Это два главных пункта, характеризующих дея­ тельность совета мастеров. МЫСЛИ И ПР ЕДЛОЖЕНИЯ Вместе с тем, мне хотелось бы высказать и некоторые соображе­ ния. Сейчас наш общественный орган много времени уделяет теории. Конечно, это очень важно. Однако, хотелось, чтобы поболь­ ше внимания уделялось практике, стоит посылать мастеров для оз­ накомления с передовым опытом на предприятия страны. Причем, не просто посылать, а подби­ рать специализированные группы. Представляю, какую огромную пользу принесла бы поездка 5—6- мастеров-строителей в Москву. Па стройках столицы они узнали бы много нового, а по приезде рас­ сказали своим товарищам. Или такой пример. Мы гото­ вимся к тому, чтобы начать со­ ревнование за получение почетно­ го звания «Мастер I класса», «За­ служенный мастер завода», но мцогое продолжает оставаться для нас неясным. А в некоторых городах такая работа давно про­ водится... Е. УСТИНОВ, председатель совета мастеров треста «Железобетон». УЧЕБА НУЖНА ВСЕМ С большим интересом ознако­ мились мы с работой, проводимой Левобережным советом мастеров. Особенно понравились тематиче­ ские планы обучения мастеров. А почему бы эти планы не ис­ пользовать для обучения и, так называемого высшего командно­ го состава? Ведь и среди руко­ водителей цехов, отделов есть немало специалистов-практиков, н такая целеустремленная програм­ ма учебы во многом поможет им. В. ХАНИН, заместитель начальника чугунолнтейнвго цеха ЛТЗ. ЖДЕМ ВАС НА ЗАВОДЕ Рекомендованные учебные про­ граммы с мастерским составом, на наш взгляд, имеют большой практический смысл. Ведь темати­ ческие планы даютл возможность проводить занятия не только по избранной программе, но и вести учебу в комплексе. Словом, рай­ онный совет делает огромное де­ ло. Хотелось бы внести такое пред­ ложение: практиковать проведе­ ние, хоть изредка, выездных за­ седаний совета на предприятиях города. Это явилось бы <ерьез- ным толчком для более плодот­ ворной работы советов на местах, да и всех командиров среднего звена. А КОРОТКОВ, мастер Липецкого завода специнструмента и техноло­ гической оснастки. ОБУЧЕНИЕ ПРОЙДУТ ВСЕ Очень хорошо, что наш район­ ный совет много внимания уде­ ляет учебе командиров среднего звена. Его рекомендации мы ис­ пользовали н у себя на заводе. Недавно, например, заводской совет внимательно изучил и обсу­ дил тематические планы занятий, на которых мастера пройдут обу­ чение по экономике й праву, по вопросам коммунистического вос­ питания, педагогическим знаниям, научной организации труда и пе­ редового опыта. Согласно плану, все мастера пройдут обучение в течение года. Для этой цели будет организован специальный класс. В. КРАВЧЕНКО, председатель совета мастеров НЛМЗ. П Е Р В Ы Е Ш А Г И Прежде всего—немного о составе нашего сове­ та. Сейчас в него входят двенадцать человек. Все они, за исключением двух,—мастера. Например, Евгений Артемьевич Устинов — мастер завода ЖБИ-1 треста «Железобетон», Василий Филиппо­ вич Кравченко — руководитель участка Новоли­ пецкого металлургического завода, Александр Ильич Коротков — мастер инструментального за­ вода и т. д. Определить функции районного совета масте­ ров оказалось не так-то просто. Для этого мы, прежде всего, обобщили формы и методы рабо­ ты заводских советов. Как показывает опыт, по­ следние более четко определяют свои задачи, приближая их к условиям, интересам и требова­ ниям производства. Так, они способствуют раз­ витию творческой инициативы мастеров, повыше­ нию их деловой квалификации, общеполитиче­ ского развития. Здесь более конкретно решаются вопросы повышения уровня технических знаний, организуется обмен опытом работы лучших командиров производства. Совет мастеров предприятия вникает и в по­ становку воспитательной работы в смене, на уча­ стке, в работу с молодыми рабочими. Уделяется внимание качеству продукции, культуре и эсте­ тике производства, научной организации труда. Не остаются в стороне и такие вопросы,' как обобщение опыта организации соревнования, движение за коммунистическое отношение к тру­ ду, состояние трудовой дисциплины и т. д. Словом, круг вопросов, которым должны за­ ниматься заводские советы мастеров, обширен т разнообразен по своим направлениям. Обобщив практику их работы, районный совет рекомендо­ вал предприятиям Левобережного района при­ мерное положение о заводском совете. Наибо­ лее распространенными формами работы с ма­ стерами стали тематические совещания, семина­ ры, Дни мастера. Например, на Новолипецком металлургическом заводе в практику/ вошли ку­ стовые совещания по определенной тематике. Скажем, совещания о роли мастера в повыше­ нии производительности труда в условиях эконо­ мической реформы, о воспитании подростков, о передовых методах труда доменщиков, прокат­ чиков металлургических предприятий страны, о стиле и методах работы мастера. С докладами на совещаниях, как правило, выступают директор завода, его заместители, главный инженер, на­ чальники производств, главные специалисты. В тресте «Липецкстрой» практикуется проведе­ ние Дня мастера. Характерно, что там; наряду с вопросами конкретной экономики, практики и опыта работы мастеров, находят отражение и теоретические вопросы. Среди них такие, как теория и методика коммунистического воспита­ ния трудящихся, производственная педагогика и ее важнейшие направления, ленинские требова­ ния к стилю хозяйственного руководства, науч­ ные основы руководства, социальные и психоло- Опубпмкованные в «Экономической газете» статьи секретаря Липецкого обкома КПСС И В Колпакова «Партийная забота о мастерах» и Н. Николаева «Адрес передового опыта — Липецк» вызывают неослабевающий интерес. В адрес обкома партии, а теперь и в адрес межотраслевого Цен- тра научно-технической информации и пропаганды поступили сотни писем. Пишут секретари гор- комов, райкомов и партийных комитетов предприятий, директора и главные инженеры, пишут мастера предприятий и организаций самых различных отраслей неродного хозяйства: запросы об опыте работы с мастерами поступают в ЦНТИ и по телетайпу из межотраслевых центров информации. О широте «географии» откликов и запросов свидетельствует далеко не полный перечень адресатов: Владиво­ сток, Сахалин, Якутия, Кемерово, Курган, Новосибирск, Алма-Ата, Фрунзе, Ташкент, Грозный, Бату­ ми, Кишинев, Минск, Каунас, Рига, Ленинград, Петрозаводск. Просьбы более широко поделиться опытом работы с мастерами поступают из индустриальных центров России, Урала, Сибири, Алтая, из других республик. % Особое внимание^ привлекла изданная в Липецке «Книжка мастера», Центр научно-технической ин­ формации отправил по запросам более пятнадцати тысяч экземпляров ее 365 предприятиям и орга­ низациям. Интерес к «Книжке мастера» вызван тем, что во всех отраслях производства как на крупных, так и на небольших предприятиях растет роль мастера, а, следовательно, и усиливается внимание к формам и методам постоянного повышения его делового и политического уровня, улучшения органи­ зации и стимулирования его труда. Мастер из Калуги Юрий ПоляцкиЙ, например, пишет: «Мы, мастера, очень нуждаемся в хорошей систематической работе с нами — в части повышения нашего делового уровня и в улучшении орга­ низации .труда, морального и материального стимулирования его, повышения нашего авторитета и ро­ ли». Широта «географии» откликов и запросов, естественно, приввекла более пристальное внимание Левобережного райкома партии к работе заводских и районного советов мастеров. Делаются попытки обобщить и распространить опыт работы молодого районного совета мастеров. О нем, в частности, была подготовлена передача по Ульяновскому областному радио. Мы попросили председателя Левобережного районного совета мастеров, некоторых руководителей цехов и советов мастеров предприятий рассказать о делах совета, высказать^свои предложения, пожелания о его даль­ нейшей деятельности. Современный прокатный цех — сложное технологическое хозяйство. Чтобы оно действовало безотказно, требуется повсе­ дневный контроль, настройка, профилакти­ ка. В первом листопрокатном цехе НЛМЗ этим, в частности, занимаются работники службы электрика под рукородством стар­ шего мастера, инженера-электрика Алексея Алексеевича Домогацких. Мастер старается воспитывать у своих подчиненных творче­ ское отношение к делу, поощряет стремле­ ние людей изыскивать новые резервы, со­ вершенствовать производство. Недавно во время капитального ремонта электрики пе­ ренесли пульт управления чистовой клети в более удобное для оператора место. НА СНИМКЕ: дежурные электрик*Г Ни­ колай Дмитриевич Двуреченский, Юрий Николаевич Гребнев, старший мастер Алек­ сей Алексеевич Домогацких и электрик Вла­ димир Алексеевич Андреев. Фото Ю. Ардашева. советы мастеров при определенном уровне ор­ ганизации, вполне могут представлять интересы мастера. Районный совет изучил действующие формы морального и материального стимулирования, обобщил опыт организации' соревнования масте­ ров. Свои рекомендации он разослал заводским советам и руководителям предприятий. Надо от­ метить, что особое внимание привлекла органи­ зация соревнования на предприятиях Воронежа за звание «Заслуженный мастер завода», «Ма­ стер первого класса», а на Липецком тракторном — за звание «Лучший мастер-воспитатель». Ру­ ководство тракторного завода в настоящее вре­ мя изыскивает возможности для лучшего стиму­ лирования труда мастеров прежде всего загото­ вительных цехов. Таким образом, обобщение и распространение методов морального и материального стимули­ рования труда мастера можно расценивать как заботу о его интересах. Г ОВО Р Я Т АНК Е ТЫ О мастерах Имеется много емких, ставших привычными, выражений: «Мастер — центральная фигура на производстве», «Мастера — сержанты индустрии», «Мастер-воспитатель» и т. п. Обще­ признано, что он и организатор производства, и руководитель, и воспитатель. Но коль велика его роль как организатора и воспитателя, име­ ющего непосредственный контакт с группой лю­ дей, с отдельной личностью, то, следовательно, он должен владеть определенным минимумом знаний. Для совершенствования управления про­ изводством и руководства людьми, наряду со знанием политики и экономики, необходимы зна­ ния закономерностей формирования личности, основ индустриальной и социальной психологии, педагогики, марксистско-ленинской этики, науч­ ной организации труда. Именно в расширении знаний командиров среднего звена и видит свою главную задачу наш совет. Прежде, чем разра­ ботать программу их обучения, мы решили посо­ ветоваться с самими мастерами, узнать, что их интересует. С помощью работников служб науч­ ной организации труда Новолипецкого, тракто­ рного заводов, трестов «Липецкстрой» и «Желе­ зобетон» и 1ДНТИ была разработана анкета. От­ веты на ее четырнадцать вопросов помогли вы­ явить качественный состав мастеров, их инте­ ресы. Исследования показали значительные измене­ ния состава мастеров за пятилетку как по возра­ сту и стажу работы, так и по образованию. В на­ стоящее время возрастной состав мастеров по четырем предприятиям распределяется следую­ щим образом (в процентах к общей численности мастеров): Предприятия до 25 пет от 25 до от 30 до свыше 30 лет 40 пет 40 пет Новолипецкий 2,2 11,0 59,0 27,8 Тракторный 7,0 — 58,0 35,0 Трест «Липецкстрой» 30,5 29,0 29,0 11,5 Трест «Железобетон» 20,2 32,4 37,8 9,6 Такое соотношение заставляет сделать вывод, мо рассматривать с учетом специфических осо­ бенностей и объективных требований производ­ ства. Наша анкета показала, что и по опыту прак­ тической работы на различных предприятиях со­ став сержантов индустрии очень различен. До трех летработает в среднем 35 процентов, от трех до шести—42,5 процента, от 6 до 9 лет—10 процентов, свыше девяти лет—17,5 процента. На вопрос «Как относитесь к своей работе?» графу «с увлечением и интересом» отметили 90 про­ центов опрошенных. Учитывая возрастной и образовательный уро­ вень мастеров, их отношение к своей должности, мы разработали примерные программы обуче­ ния. Эти программы разослали по предприя­ тиям и предложили высказаться самим мастерам, удовлетворяют ли они их. Таких, ктёГЗ&ы не хотел повысить свои знания, не оказалось." Некоторые мастера высказались за систему обучения по всем программам, так как находят, что они полностью отвечают инте­ ресам и требованиям времени. Больше половины опрошенных хотят повышать свои знания по эко­ номике и праву, треть — по организации; труда и управлению, многие — по научной организации труда и передовому опыту. Педагогика и психо­ логия привлекла 18 процентов. Эти процентные соотношения лишний раз подтверждают острую необходимость изучения экономики и права, про­ диктованную нынешней экономической реформой и теми задачами, которые встают перед коллек­ тивами в связи с решением задачи повышения эффективности производства. Конечно, изучая более внимательно данные анкетного опроса, еще нельзя делать вывод, что мастера меньше хотят познавать основы педаго­ гики и психологии, теорию и практику коммуни­ стического воспитания. Ведь часть мастеров вооб­ ще не высказала своего мнения только из-за незнания, каким образом может быть практиче­ ски организована такая учеба. Нужно учесть, что требовалось ответить на вопрос, какую наиболее удобную форму обучения предпочитаешь. Среди вопросов анкеты был и такой, который помогает выяснить. отношение к материалам, опубликованным о мастерах в газете «Ленинское знамя». Оказалось, что 73 процента опрошенных читали их с интересом, 33 процента даже обсуж­ дали статьи с товарищами, многие после их опуб­ ликования пытались внести предложения руково­ дителям по улучшению работы мастера. БОЛЬШЕ ИНИЦИАТИВЫ ...В результате всех опросов, обсуждений, на­ конец, были разработаны программы обучения. В них учтены и замечания отраслевых курсов по­ вышения квалификации инженерно-технических работников Министерства черной металлургии, станкостроения и тракторного и сельскохозяйст­ венного машиностроения. Так, цикл занятий по экономике м праву рас­ считан на 110 часов, из которых четырнадцать— практических. Понятно, соотношение часов может быть применительно к целям и задачам обучаю­ щихся изменено в ту или иную сторону. Про­ расчета 90—120 часов занятий составлена тема­ тика обучения мастеров по педагогике и психо­ логии и вопросам коммунистического воспита­ ния. Среди тем имеются такие, которые должны раскрыть мастеру не только предмет, задачи и проблемы педагогики взрослых, но и вооружить его знанием принципов руководства людьми на разных участках, раскрыть перед мастером понятия стимула и мотива, коммунистической сущности отношения к труду, дать анализ педа­ гогико-психологических решений конфликтных ситуаций. Примерная программа обучения по на­ учной организации труда и передовому опыту рас­ считана на 120 часов и содержит такие разделы, как социально-экономические основы НОТ, психофи­ зиологические и эстетические основы НОТ. По на­ шему мнению, около двадцати часов может быть уделено разделу «Диалектика соревнования и пе­ редовой опыт». Постановления партии и правительства по вопросам стандартизации и повышению качества продукции, внедрению научной организации тру­ да и совершенствованию режима экономии и уп­ равления производством требуют дальнейшего глубокого изучения и распространения передово­ го опыта свердловских и рыбинских машинострои­ телей, щекинских химиков, горьковского опыта планово-предупредительного обслуживания ра­ бочих мест, системы бездефектного изготовления продукции. И все это, конечно, поможет в работе нашим мастерам. Мало создать программы. Важно еще опреде­ лить, как лучше организовать учебу. Обучение можно вести один раз в неделю с отрывом от производства. Группы обучающихся могут быть организованы на крупных предприятиях района с привлечением к занятиям своих ведущих специа­ листов. По вопросам трудового законодательства целесообразно приглашать работников юридиче­ ских служб, суда и прокуратуры района и горо­ да. Для обучения мастеров небольших предприя- . тий создаются специальные группы, занятия их проводятся в ЦНТИ. Лица, успешно окончив­ шие обучение, получат удостоверения единого образца о повышении своей квалификации типа диплома. Первые пятьдесят мастеров начинают учебу по экономике и праву с января на Новолипецком металлургическом заводе. Наш районный совет мастеров оказался в бла­ гоприятных условиях потому, что при ЦНТИ имеется кабинет мастера. Это значительно облег­ чает организацию всей работы. Мы действуем в тесном содружестве. Работа кабинета планирует­ ся на каждый квартал. Здесь мастера получают квалифицированные консультации специалистов по вопросам техники, экономики, праву. Здесь же демонстрируются кинофильмы по культуре про­ изводства, качеству продукции, механизации уп­ равленческого труда, технике безопасности и другие. Согласно расписанию читаются лекции на самые различные темы. Проводятся встречи за круглым столом, во время которых обсуждаются вопросы трудового законодательства, нормирова­ ния труда и заработной платы, международного положения и т. д. Беседы ведут и дают консуль- тации специалисты Новолипецкого завода, Гипро- меза, научно-исследовательских институтов, се­ кретари райкома партии, работники областных организаций. В кабинете подобраны литература, материалы, рассказывающие об опыте работы мастеров не только предприятий Липецка, но и других городов страны. По телефону можно за­ просить всевозможную информацию. К услугам посетителей — справочно-информационный фонд и техническая библиотека. Наш совет сделал лишь первые шаги, очертил лишь контуры будущей работы. Предстоит еще многое сделать. Конечно, одному районному со­ вету такой большой работы не осилить. Понимая это, мы советовались с работниками лабораторий и отделов НОТ, просили их принять участие в на­ лаживании учебы мастеров по проблемам науч­ ной организации труда. Они охотно откликну­ лись на это. Совет мастеров обратился к руководителям и секретарям партбюро педагогического института и института усовершенствования учителей с прось­ бой подобрать лекторов по вопросам педагогики и психологии, коммунистическому воспитанию. В последние годы много говорится о шефстве предприятий над школой. Почему бы не органи­ зовать ответное шефство учителей над группами мастеров. Это бы помогло вооружить мастеров минимумом знаний, необходимых в их воспита­ тельной работе. К сожалению, совет в ответ на свою просьбу не получил никаких конструктив­ ных предложений ни от педагогического инсти­ тута, ни от института усовершенствования учи­ телей. Мы обратились и к директорам школ района с той же самой просьбой. Пока только заслужен­ ная учительница школы РСФСР, завуч четвертой средней школы А. А. Шаламова наводит возмож­ ность читать лекции для производственников. Совет надеется, что партийные организации ин­ ститутов, техникумов, школ проявят интерес к на­ шим предложениям. Система подготовки деловой квалификации ма­ стера находит положительный отклик. Мы начи­ наем получать отзывы о наших программах, в ко­ торых высказывается не только возможность, но и необходимость рекомендовать их для подго­ товки более старшего командного состава произ­ водства, чем мастера. В этой связи хотелось бы напомнить об одном из пунктов постановления недавно прошедшей городской партийной конференции, в котором говорится, что, наряду с доверием к кадрам, рас­ ширению их самостоятельности... «организовать систематическую, дифференцированную полити­ ческую и экономическую учебу руководящих работников, помогать им в совершенствовании специальных знаний, овладении опытом руковод­ ства». По нашему мнению, конкретной формой вы­ полнения этого решения конференции может стать открытие курсов организаторов производ­ ства при Липецком филиале института стали и сплавов. Сил и возможностей для этого в Липец­ ке достаточно. Нужно всего лишь чуть больше инициативы. Г. КОЛЕСНИКОВ, зам. главного инженера ЛТЗ, председатель районного совета мастеров. тишвшяшшяшяшшшшвяшшяяшшившшшшшашшшят гичеекме проблемы научной организации труда. Для чтения лекций строители привлекают уче­ ных, лекторов общества «Знание». V Осмысливая работу заводских советов, район­ ный совет более четко определил и свои функ­ ции. Прежде всего он решил проанализировать, как организована учеба мастеров, и по возмож­ ности оказывать методическую помощь. Особое значение придается повышению роли мастера, формам стимулирования его труда. Поэтому наш совет ставит цель обобщить и распространить все лучшее, что делается в этом направлении, и сде­ лать передовой опыт достоянием всех предприя­ тий района. Нам иногда задают вопрос, не берет ли район­ ный совет на себя функций защиты интересов, мастера. Что касается служебного положения мастера, то защиту его интересов в известной мере могут осуществлять заводские и цеховые советы. В практике советов молодых специали­ стов некоторых цехов тракторного завода встре­ чается обсуждение кандидатур при выдвижении на должность мастера. Думается, по аналогии что интересы мастеров не могут ъыть одинаковы­ ми, а, следовательно, нельзя ограничиваться уз­ кими типовыми едиными рекомендациями по ор­ ганизации их обучения. Взять хотя бы образова­ тельный уровень. На Новолипецком заводе, на­ пример, мастеров с высшим образованием 32,2 процента, в тресте «Липецкстрой»—19,2 процен­ та, на тракторном—4,8, в тресте «Железобетон»— 1,76 процента. Среднетехническое образование на НЛМЗ имеет 61,4 процента мастеров, на ЛТЗ— 68,8 процента, в тресте «Липецкстрой»—65,0 про­ цента, в тресте, «Железобетон»—52 процента. Однако « этот состав по образованию необходи­ грамма содержит следующие разделы: экономика и организация производства, организация хозяй­ ственного расчета в промышленности, организа­ ция внутрихозяйственного расчета, анализ хозяй­ ственной деятельности, организация хозрасчет­ ного подразделения, влияние условий труда на укрепление экономики и трудовое законодатель­ ство. К программе прилагаются примерная тема­ тика занятий и литература для подготовки или са­ мообразования. Программа по организации и управлению со­ держит разделы, рассчитанные примерно на 100 часов теоретических и практических занятий. Из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz