Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
17 января 1971 г., .V; 14 (12 87ЯТ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я с т и х и о РОДИНЕ РУСЬ З анесла песня-тройка на Русь Бубенцов молодецкую удаль, Много ты изве дала печалей, Да по Родине ре крута грусть? Л ихолетий, горестей и зл а. Как ис п олнен а гордой печал и Что те б е вр аг и твои кр ич ал и Пр- над невскою башней плыла, В тот момент, когда ты А на славном священном Байкале на смерть шла? Крылья вольност и вдр уг обрела! Как хотелось и м тебя ун изить, И живет в торжестве О болгать и п одло обокрасть. и невз годье, Но вставала, гордая, над н и м и, Видно в песенной это судьбе: На колен и не желая пасть... Из веков, из н арода выход ит, Р аскаленным жГл и тебя железом, Чтоб черпал он в ней Расп ин ал и люто н а кресте. С илу се б е! Толь ко в душу все же В. ЦЫГАНОВ. не залезут, Не пройдут он и к твоей мечте. СЧАСТЬЕ Н и когда не в идеть и м с клоненной Когда итожу то, что п рожил. Поседевшей русс кой стороны. С душой спокойной говорю: Потому что мы сво и м знаменам, С тобой мы, Род ин а, похож и, — К ак родным краям, Я раздел ил судь бу тв ою. душой верны™ Ходил в походы я с Буденным, Обру чился я н авек с тобою, И басмачей в песках ис кал, За тебя на смерть не побоюсь, И на Урале стро ил до мны, Потому что мне бл и зка до бол и И Север ди к ий об жи вал... Ты одна- единственная, Русь. В. ФРОЛОВ. Горел всегда одним желаньем: Тебя прославить и воспеть. ЛЕСЯЯ Лишь за одно твое дыханье В бою готов был умереть. Песня русская™ И ты мне верила, Россия, Когда весь мир был в черной Сколько в ней ейлы! мгле™ К ней недаром любовь велика: Знать потому ты всех Не она ль рассказала России счастливей Про сибирский поход Ермака? И всех красивей на земле! Не она ли в каком-нибудь разе Мы победили все ненастья. Да припомнит былину одну: Чтоб солнцу ясному гореть. Как по Волге разгуливал Разин, Считаю я великим счастьем; Как дарил ей девицу-княжну. Такую Родину иметь! А и кто же узнает — откуда Е. ВИКУЛИН. А Н ДЖ Е Л Е ДЭВИС Твой светлый разум, мысли, мужество И кожи цвет в вину вменяются. Расправа над тобой кружится, Зловеще к сердцу приближается. А время будто и не движется, А время в ожиданьи замерло ™ «Свободу Дэвис!» — громко слышится. То гнев стучится в двери камеры. Подобен гнев обвалу горному: Растет, бурлит и ширится. Встает Анджела непокорная, Она с неправдою не мирится. Она не вступит в сделку с совестью. Не сломлен дух $е свободный. Вся жизнь ее геройской повестью Сложилася в сердцах народных. Дела легендами окрашены, Негодованьем переполнена. Встает она — огонь бесстрашия, Глаза пылают, словно молнии. Встает она, непобедимая, Встает над злобою тупою. И судьи стали подсудимыми, А подсудимая — судьею. Д. ЯКОВЛЕВ. В. ДОБРЯКОВ . ВСЕ ПРО НАШ КЛАСС Сегодня мы публикуем главки из новой повести Владимира ♦ . Добрякова «Все про наш класс». Как и в предыдущих книгах авто- ♦ ; ра, в центре этого произведения — ребятишки-школьники, их бес- ♦ X покойная жизнь, полная разнообразных, интересных дел и веселых ♦ X приключений. ♦ М О Д н и ц ы У? т и п и Ира Матвеева и Люба Гусева живут в одном доме, на одном эта же и на одной площадке. Только в разных квартирах. Ира и Люба, хоть иной раз и ссо рятся, но ходят всегда вместе. Они потому и упросили Нину Ивановну, чтобы разрешила им сидеть за од ной партой. Пришли сегодня Ира н Люба в школу, и обе чем-то на себя не по хожи. Мы в первую минуту и не по няли, в чем дело. Только потом до гадались: челок у них не стало. — Внимание! Внимание!— закри чал Гоша Белоусов, самый первый шутник в классе.— Полюбуйтесь на наших модниц! Скоро завивки сде лают! Ира и Люба стали гоняться за Гошей по классу, но того разве до гонишь! — А с челочками вам было луч ше,— сказала я. Ира обиделась и фыркнула: — Тебе не нравится; а нам зато очень нравится! Верно, Люба? Но Люба почему-то промолчала. —•. 13ы в парикмахерскую ходили? спросила я. Н О В И Ч К У Впервые робу натянув на плечи, Не торопись назвать себя рабочим. Тебе от этого не станет легче, И к мастерству не будет путь короче. Да ты и сам поймешь все вскоре, Труд от тебя ничто не скроет; И тело будет ныть от боли, И руки станут все в мозолях, И ты прольешь немало пота, Не будет получаться что-то, И вгорячах прикрикнет кто-то-. А что поделаешь? — Работа! Пройди все эти испытанья И полюби работу очень. И после с полным основаньем Сказать ты сможешь; «Я — рабочий!» А. ВЛАСОВ, рабочий газоспасательной станции НЛМЗ. М О Й Т Р А К Т О Р Люблю я утренний рассвет И рокот трактора могучий, Он мне еще в семнадцать лет Казался стройным и певучим. Когда по скошенной стерне Проляжет черный след за плугом, Тогда я радуюсь вдвойне За адоего «стального» друга. Заполнил он могучим гулом Стремительный двадцатый век, И вечно будут жить два друга— Железный конь и человек. А. РОГОЖКИН, тракторист совхоза «Ударник» Тербунского района. — Зачем 'это! — опять фыркнула Ира.— Мы и сами мастерицы! А Люба недовольно посмотрела на нее и сказала: — Никакие не мастерицы! Это все ты, Ира, виновата. Пристала ко мне: давай подравняю челку, давай подравняю. Я и согласилась. Под равняла, да криво. — Ничего не криво!— возмути лась Ира.— Хорошо было. А вот ты стала мне подрезать, так нарочно испортила! — И не нарочно,— сказала Лю ба.— Просто у меня так получи лось. Это ты вот нарочно лесенку мне сделала. Девочки, которые слушали Иру и Любу, засмеялись. А Марина — моя подруга — сказала: — Так вы и-стригли друг дружку, пока ничего не осталось — Это уже не мы,— сказала Лю ба.— Пришла моя мама, увидела, что мы с собой наделали, отругала нас хорошенько, а потом сама нас постригла. Теперь ровно.— Люба потрогала свои коротенькие воло сики у лба и печально добавила:— Да только челок уже нет... Жалко. На классный час Нина Ивановна принесла что-то большое, заверну тое в бумагу. Положила к себе на стол, — Ребята, хотите, чтобы в нашем классе была своя стенная газета? Все закричали: «Хотим!» — А как мы ее назовем? — «Ежик»,—предложила Марина. — «Пылесос»,— сказал Андрюша. — «Прожектор»,—• сказал Саша. — У Вовки в их классе тоже газета так называется. Для чего же повторять чужие названия?— сказала Нина Иванов на.— Мы и сами может что-нибудь придумать. Давайте назовем нашу газету «Чутип»... Не знаете, что это? «Чутип» — первые буквы ос новного правила, которого мы будем придерживаться ‘при выпуске газе ты. Правило такое: «Что умеешь, то и пиши». Мне этот «Чутип» сразу понравил ся. Веселое название, вроде, какого- то чудачка. И другие ребята заулы бались. — А кто будет писать газету?— спросил Валера. — Раз это ваша газета, значит, вы сами и будете ее выпускать. — А мы не умеем,—' сказал Вале ра. — Но ты же слышал главное пра вило: что умеем, то и пишем. Не знаешь, что написать — тогда на рисуй. Не сумеешь нарисовать, за гадан загадку. Газету будем выпус кать каждый день. Засыпали шумные вьюги Малинник в затихшем саду. Сейчас я, друзья, на досуге К озерам на лыжах иду. В лесу, где бывали с ночлегом, Теперь тишина- тишина-. И щедро осыпаны снегом Береза и дуб, и сосна. Иду я вдоль узкой лощины, Где лисьи следы замело. И вот за кустами лещины Соседнее вижу село. И слышится голос звенящий Синицы, вспорхнувшей с куста, И смех в отдаленье бодрящий, И песня про наши места. И. БАТРАКОВ. Фотоэтюд Ю. Ардашева. — Ого! — протянул Алеша.— «Пионерская правда» и то два ра за выходит в неделю. — Не пугайтесь, это совсем не трудно. В «Чутипе» будут всего два листочка. Сегодня газету выпуска ют ученики одной парты, завтра — ученики следующей парты. И так далее. Я подумала: хорошо, если бы Ни на Ивановна первый номер газеты поручила выпустить нам с Игорем. Даже представила, что будет в этом первом номере. Я напишу про наше звено, а Игорь пусть нарисует Вале ру. У него пусть будет одновременно десять рук и пять голов. Потому что он такой вертун. А под рисунком на писать: «Угадай, кто это?». От нетерпения высоко-высоко подняла руку. — Ты что, Наташа?— спросила учительница. — Можно первый номер «Чути*па» мы выпустим вдвоем с Игорем? Нина Ивановна отрицательно по качала годовой: — Это, конечно, приятно, что вы сами вызвались, но зачем же мы будем начинать с середины? Подо ждите, дойдет очередь и до вас. А начинать лучше с первой парты первого ряда. Вот — Света и Вале ра. Они тоже, наверное, хотят по пробовать свои силы. Правда, Ва лера? — Я танк нарисую!— объявил Валера. — Что ж, пожалуйста. А ты, Светлана, что-нибудь напищешь, да? Света потрогала бантик в косе, подумала и тихо сказала: — Ладно, напишу. — Вот и прекрасно!— сказала Нина Ивановна.— Итак, ребята, зав трашний номер выпускают Света и Валера. А свои рисунки и заметки будете вывешивать здесь. Нина Ивановна развернула бума гу и показала всем ровную желтень кую фанерку. Сверху большими раз ноцветными буквами на ней было написано: «ЧУТИПи — На фанерке специальные гвоз дики есть,— добавила Нина Ива новна.— Придете завтра в школу и на эти гвоздики наколете свои ли сточки. Это и будет первый номер нашей стенной газеты. Н Е П А Д А Й Т Е Как хорошо, что Нина Ивановна придумала выпускать «Чутип»! Мы уже так привыкли к нему, что едва приходим в класс—первым делом— к газете. Бывает, ученики пишут очень интересные заметки. Сегодня Саша про песок напи сал. Оказывается, три дня тому на зад его бабушка шла из магазина й упала на скользком месте. Чуть руку не сломала. Так Саша со свои ми ребятами решил всю дорогу от дома до самого магазина песком посыпать. Уже два дня посыпают, и все прохожие говорят им «спаси бо». Я сразу вспомнила, что и возле нашего дома очень скользко. — Давай,— сказала Рите — она же в нашем доме живет,— тоже до рожки песком посыпать. У нас во дворе песка целая куча навалена. Только его снегом занесло. Рита губы вытянула. — Дадут тебе мальчишки дорож ки портить! Они нарочно их раска тывают, а ты — засыпать! — Во-первых,— сказала я, — ни каких мальчишек не боюсь. А во- вторых, дорожки их посыпать не будем. Пусть себе «катаются. Я то же люблю кататься. Будем посы пать дорогу, где люди ходят. Рита и сама, конечно, понимала все это, но ей просто-напросто день было поработать. — Если не хрчешь,— добавила я, — не надо. Без тебя обойдусь. — А я мальчишкам скажу, они тебя прогонят. — Бессовестная ты, Рита!— Лю ди нз дороге падают, руки, ноги ломают, а тебе и не жалко. После уроков я пришла домой, нашла ведерко с нарисованными грибками (еще маленькая с ним играла), лопатку и побежала во двор, к большой куче снега, под ко торым песок лежит. В одну минуту добралась до пе ска. / Набрала полное ведерко и пошла к бугорку, на углу дома. Там самое опасное место, снег даже блестит, такой скользкий. Стала песком по сыпать, й вижу: стоит у своего подъезда Рита и что-то Валере на шептывает. не- по- Я еще не весь песок рассыпала — подходит Валера. — Кто тебе велел посыпать?— спросил он грубым голосом. — Кто велел, тот н велел. А тебя спрашивать не собираюсь! — А вот я как дам сейчас! ■— Попробуй! — И дам! Что делать? Не драться же с ним. ■— Эх, ты!— говорю Валере.— Не сознательный человек. Я же для пользы посыпаю. Вот пойдет твоя мама здесь, поскользнется, упадет н ударится головой. И убьется. — Насмерть?!— Валера от ожиданности разинул рот. — Может, и насмерть. А я сыплю здесь, ока и не упадет. Валера потоптался на месте, уви дел палку, схватил ее н побежал к куче песка, которую я расковыряла. Потом ой вынес из дома кастрюлю и стал помогать мне посыпать до рогу. Рита видит, что ничего у нее не получилось — не послушал ее Вале ра, подошла к нам, губы вытянула и начала критиковать: — И неправильно посыпаете^ И не так надо... — Возьми и покажи, как надо,— сказала я. ■— И покажу! Начали мы работать втроем. Идут люди и похваливают нас. — Ай, да работнички!—сказала те тя Маша из десятой квартиры.— От всех жильцов — спасибо вам! А ДЯДЯ Вася — он такой смеш ной!—палец поднял и говорит; — Слышите? — А что слушать, дядя Вась?— спросил Валера. — Стучат. — Кто стучит? — Ну, как же, разве не слыши те — в Ленинграде стучат, на Мо нетном дворе. Медали вам куют!— Дядя Вася захохотал и вытащил из кармана всем по конфетке.— Пока, вместо медали. Мы кончили работать, когда тем неть начало. Хорошо поработали! И завтра будем посыпать. Нам же не трудно. Ин и г и л и п е ц к и х Л Е С II II Ч И П Рассвет ‘ перепалкою птичьей Окрестную тишь всполошил. Встает спозаранку лесничий — Зеленых лесов старожил. Идет он. Шинель нараспашку. ' Снежок седины на висках. На выжженной солнцем фуражке Два медных дубовых листка. И сосны Встают на поверку, Ветвями полнеба закрыв, Папахи зеленые сверху, А снизу обмотки коры. Туманом дымятся озера, Алеет далекий восход. Зовет лесовода береза, былйнкою каждой зовет. Не здесь ли Под стужею ярой Бродил по сугробам крутым? Не здесь ли, сражаясь с пожаром, Лишь чудом остался живым? Не здесь ли весною в разведке Тонул он в трясине болот?.„ Раздвинув мохнатые ветки, шагает седой лесовод. И вот он на просеке росной, Шуршит под ногами трава. Припомнил старик: эти сосны колен доставали едва. А ныне в небесную просинь Вонзаются пики вершин. Стоит лесовод возле сосен И шепчет, гордясь: яХороши!». н. пылькин. а в ш о р о в П Р О З А Р А З Н Ы Х Л Е Т Лирическая проза нетороплива и дотошна. Она подставля ет лучу света каждую даже самую крохотную грань своих алмазов, неназойливо заставляя читателя любоваться ею, с каждым словом вдыхать аромат жизни. Остросюжетная про за стремительна и нередко менее требовательна. У шоферов есть своя поговорка: «Больше газу — меньше ухабов». Так нередко бывает и в произведениях с острым, или, как выражаются кинематографисты, самоигральным сю жетом. Подстегнутое необычайными приключениями читатель, ское внимание легко минует ухабы неудачных выражений, отмахивается от громоздкости композиции, длинных рассуж дений — некогда о них думать, главное, что будет дальше, что произойдет, чем все это кончится. В очередной книге липецкого прозаика Виталия Чернова «Море, не шуми» есть произведения, которые, конечно, весьма условно можно разделить на два названных выше типа. Но эта классификация при сопоставлении с литературной тканью немедленно обнаруживает свою, что ли, неуниверсальность. Как раз у Чернова произведения с динамичным развитием сюжета оказываются совершеннее и по языку и по образно му строю — в конечном счете, достовернее, и. значит дейст веннее, т. е. точнее выполняют социально-психологическую задачу, поставленную писателем. Повесть «Весна моей юности»-йомечена 1959—1969 годами. Это самое крупное произведение сборника. Ею же он и от крывается. Она автобиографична, написана от первого лица зрелым человеком о своей юности, совпавшей с первыми дву мя годами войны. Жизнь далекой от фронта/ уральской стороны тоже значи тельно меняют суровые будни. Но ничто не может остановить юности. Трудности войны, сочетание учебы с работой, уста лость — все ей нипочем. И очень значительны для нее типич но юношеские переживания: как подойти к девушке и заго ворить? И что делать, если пробежала между ним и ею чер ная кошка? И огромная радость, взрывом сменяющая безы сходную тоску, когда отношения налажены. Старшим легко над этим посмеиваться. Но пусть вспомнят свою молодость! Кстати, повесть поможет им в этом. И есте ственно, она с грустинкой. Эта интонация вызывает довери тельную реакцию читателя. Мы видим, как идущий из глубины души чисто мальчише ский патриотизм героев сочетается с чисто детским отноше нием к злу в его житейском обличьи: карьериста друзья ре шают убить или в крайнем случае... устроить ему «темную». Быстро повзрослев в это стремительное время, они начинают понимать, что такие решения излишне поспешны. Все это очень достоверно. — А любовь? — спросит читатель, еще, возм ож но, не брав ший в руки книгу В. Чернова. — Она тут есть? Н у как же, рассказывая о такой светлой пор е жизни, обойти это б л а городное чувство?. И о нем рассказано в повести тоже доверительно и искрен не. Но героям мы меньше верим, чем рассказчику, потому что нередко они выражаются неискренними словами... Особен но грешит Вита, излишне демонстрируя свое интелли гентское происхождение. Интересен образ старого учителя 'Пасхалина. Но автору изменяет чувство меры и тонкость слуха, когда он изобра жает отношения Пасхалина со своим бывшим учеником, став шим главным инженером, окшм взрослой девушки. Такой человек, как Пасхалии, не станет подчеркивать те перь уже не существующую разницу между собой и бывшим учеником. Не станет так бесцеремонно на «ты» распекать то го при людях, тем более при подчиненных, ^мальчишках. Фаль шивым неискренним воспринимается учитель в этом эпизоде. Наоборот, старые учителя при встрече с намн нередко вы сказывают такое уважение, что нас-то как раз и оторопь бе рег. Порой и сам автор, словно заразившись у своих героев, начинает выражаться подобным образом и тогда появляют ся «брызжущие смехом глаза», а читатель перестает ему верить. ( Вообще в этой книге повесть—не самбе сильное произведе ние. Интересней, на мой взгляд, рассказ «Совесть». Ой тоже написан от первого лица и тоже имеет отношение к войне. И хотя он остросюжетен, писатель отнюдь не руководствовался тут шоферской пословицей, которая приведена выше. Скру пулезно и тонко отделал каждую деталь. Некоторые писатели-новеллисты в произведениях, написан ных ог первого лица, искусно подменяют речь повествования авторской. Это, конечно, не великий грех, но так легче. А тут перед нами живая народная речь. Действующее лицо, поми мо того, что оно действует, раскрывает себя в речи. Это ти пичный народный рассказчик, которого где-нибудь в тихом уголке, в селе, на завалинке слушают, разинув рот, а он, не прибегая ни к каким искусственным приемам подогревания интереса, скромно и тихо ведет свое повествование. Живая, колоритная манера многое добавляет к характеру человека. Он прошел огни, воды и медные трубы — был партизан ским разведчиком, попадал в лапы к фашистским палачам и уже прощался с жизнью. Его словесный поединок с фашист ским капитаном передан рассказчиком в присущей ему мане ре увлекательно и драматично. , После войны возглавлял труднейший колхоз. И ни разу не изменил своей совести коммуниста. Жизнь в прошлом креп ко погнула его, стали, сдавать нервы, почувствовал, что те ряет контакт с людьми, попросил освободить его от должно сти. Под горячую руку его исключили из партии. Это траге дия. Но автор намечает светлый ее финал: такой человек не может не быть в партии. Если «Совесть» — рассказ о целой человеческой жизни, чем-то он напоминает «С удьбу человека* Ш олохова, то «Го мельский шлях» — всего три-четыре эпизода войны. Но самых труд ных, с а м ы х страшных эпизода. Неудачный бой, спасение, окружение, по пытка прорыва из него. Сильный, смелый человек намечался под писательским пером. Автор не успел даже назвать его имени. И вдруг точка: памятник у дороги. Такое построение этого рассказа впечатляет и заставляет сурово задуматься. О чем? О том, что война — это не ряд увлекательных эпизо дов — в каждом эпизоде решалась чья-то судьба. Страшны не только семизначные цифры погибших, тяжела гибель каж дого человека. Миллионы по-своему ярких факелов пригаше ны коротким страшным дыхом войны. Не всегда такой лаконизм приносит успех. В основу рас сказа «Украденный сержант» положен необычный военный эпизод. Однако на войне и в литературе о войне необычность, неожиданность, даже невероятность, сама стала обычным де лом. Так что строить рассказ только на редкой ситуации немецкий солдат стреляет в воздух и отпускает пленника нерасчетливо. Позже, вернувшись на это место, наш сержант видит труп человека, человека, который его отпустил. Убили свои. Дейст вие можно додумать: видимо, проследили. Наверное, в чем-то еще раньше его подозревали, что-то знали о нем. Мы же Немного знаем о нем из очень коротенького моно лога, звучащего примерно так: «Я есть коммунист. Гитлер не надо». Мы не видим характера немца, мы не успели с ним сжиться, как-то привыкнуть к герою, может быть, почувство вать к нему симпатию. И потому сожаление по поводу его ги бели в нас чисто умозрительное. Действие движется легко, нам интересно, но все это не волнует. Рассказ «Море, не шуми» не укладывается в жесткие рам ки сюжета. Он пахнет теплом нагретого солнцем берега, он полон светлых красок и настраивает на свежую и чистую волну, хотя вокруг героев порхают курортные мотивчики... Я привел этот рассказ для того, чтобы показать, что писателю удается и лирическая проза, и чтобы передать 'Пестроту и не ровность сборника. На титульном листе книпи нет рубрики «Избранное», но по существу ее характер именно таков: в нее включены произ ведения разных лет. Это уже некоторый итог, и отбор пола гается более строгий. Впрочем, и удачные сами по себе вещи, попав в сборник, могут также потребовать изменений: нап ример, в рецензируемой книге почти все произведения начи наются однообразно, с описания места действия. Такой недо статок мог быть легко устранен. Хорошая черта подобных сборников — возможность более широко познакомиться с творчеством писателя. Конечно, лю бопытно узнать все его стороны — и сильные, и слабые. Кри тику интересно познакомиться и с менее удачными произве дениями. Читатель же ждет только сильных. V А. ВОЛЫНИ. М м А у меня мама совсем обыкновенная, словно солнышко, по земле идет™ Вы ее встречали много раз, наверное, маленькую женщину в суете забот. Вот бежит легкая к трамваю: «Ах, успеть бы» — фабричная девочка в коротеньком пальто. И будет так довольна, что вовремя уедет; «Работа ждет меня, а дом потом». Работа срочная на годы—не на месяцы, и чья-то неустроенность, а может быть, нужда. Приходят: «Александровна, вы—лучшая советчица™» Она, как помощь первая, спешит: в беде нужна. Пусть ни наград, ни титулов ей до сих пор не выдано, во званием «Рабочая» она награждена, несет его по жизни так гордо и обыденно, как ветераны носят ордена. С. МЕКШЕН. Н Е В Е Р Ь Т Е ! Не безразлично безразличье. Не верьте, что молчит оно! Каких великих дел величье В его ночи погребено!... IIрикинуться способна действом, Владеет тайной честных глаз... • Не верьте! Безразличье — ’ средство, Чтоб насмеяться в горький час, Чтоб сердце перестало биться. Чтобы иссяк живой родник ... Оно предательству сродни, Оно похоже на убийство! А. ШЕСТОПАЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz