Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
9 июня 1971 г., Л; 133 (12 997) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 Обеденный перерыв. В красном уголке железнодорожного цеха за вода «Свободный сокол» собрались рабочие. Все ждут начала товари щеского суда. За столом занимают места председатель суда Г. И. Ж уж - лов и секретарь Н. А. Аксенова. В первом ряду одиноко сидит М. Г. Мочални — сцепщик вагонов. Председатель объявляет заседание суда открытым. Начинается рассмот рение дела. Бесконечные прогулы, недобросовестное отношение к своему делу — вот характеристика Мочали- на. У Слово предоставляется обвиняе мому. Он говорит много, сбивчиво, старается оправдаться. Из зала слышатся слова: — Ты же можешь быть хорошим человеком. А в кого превратился? Смотреть тошно. — Уволить его с завода! Он ос корбляет рабочую честь. Выступают дежурный по парку И. А. Зубков, дежурный по посту В. И. Седых и другие. Все гневно осуждают злостного прогульщика. И тут уж ему некуда деваться. Он больше не оправдывается, признает свои ошибки и обещает исправиться. Только бы оставили его на работе. Товарищеский суд принял решение: перевести злостного прогульщика Мочалина на нижеоплачивземую ра боту. Строгое, но справедливое ре шение! Почти в каждом цехе того или ино го завода, в каждом учреждении имеются товарищеские суды, глав ным судьей в которых выступает об щественное мнение коллектива. Не мало людей оно вывело на правиль ную дорогу жизни. Общественное мнение — это выра жение интересов коллектива, обще ства. Оно оказывает большое влия ние на мысли и чувства человека. Оно может в корне изменить на правленность его интересов, устрем лений, поступков. Поэтому мнение коллектива играет огромную роль в воспитании человека, в деле форми рования его морального облика. Его нравственная сила — в принципи альности и гласности при обсужде нии всех вопросов жизни коллектива. Общественное мнение нашего об щества формируется под. влиянием внутренней и внешней политики ленинской партии, которая целиком и полностью направлена на удов летворение материальных н духов ных потребностей советских лю дей, на упрочение мира во всем ми ре. Поэтому мы .видим в этой поли тике выражение своих кровных инте ресов. Это порождает и укрепляет в сознании каждого коммунистиче скую убежденность и повышает ак тивность в борьбе за построение са мого прекрасного, самого справедли вого общественного строя на земле. Характерная особенность общест венного мнения, как средства воспи тания, заключается в том, что оно порицает тех, кто роняет достоинство советского человека, и одобряет, воз вышает достойных. И в обоих слу чаях общественное мнение воспиты вает, поднимает человека «а более высокую ступень нравственного раз вития. При этом сила воздействия общественного мнения зависит не только от того, как оно организова но, но и от индивидуальных особен ностей человека: мировоззрения, ха рактера, домашней среды, положения в коллективе, в котором он работает, и т. д. И для того, чтобы убедить его в справедливости предъявляемых коллективом требований, нужно учи тывать эти особенности. Вот один из примеров. Молодой рабочий Липецкого завода пусковых двигателей Т. (нам думается целесо образнее назвать его сейчас просто инициалом) не „совсем хорошо себя вел, часто из его рук выходила бра кованная продукция, хотя по уров ню своей подготовки мог работать как положено. Его не раз упрекали за это, старались воздействовать в административном порядке, но поло жение не менялось. Общественность завода решила все-таки убедить его. Ему раз, два также объяснили, какой ущерб при носит брак производству" потреби телю, наконец, обществу. Это заста вило молодого человека задуматься. После он признавался сам: — Когда я понял сзою вину, мне стало совестно перед'товарищами по работе и обидно: как я мог упасть в грязь лицом, ведь я не хуже других. Впоследствии Т. стал одним из лучших производственников и обще ственников завода. О чем говорит этот факт? О том, что человек сразу может не пойять, почему к нему предъявляется то или иное требование, не почувствовать своей вины. Надо помочь ему осо знать общественное значение его груда. Надо изменить отношение человека к труду, потому что в этом отношении , концентрируются его нравственные и политические взгля ды. Как? Уговорами, угрозами об увольнении с работы? Тщетно! Об щественное мнение всегда достигает своей цели, если оно организовано с учетом индивидуальных особенно стей данной личности, уровня ее соз нания. Общественное мнение, порицая или одобряя человека, пробуждает у не го стремление к моральному равен ству с окружающими. Быть наравне с ними, получить признание коллек тива — одна из величайших духов ных потребностей человека. Эта по требность является замечательным стимулом морального совершенство вания людей. Вот почему так важно учитывать ее в процессе воспитания. Природа человека такова, что он всегда стремится к достижению оп ределенного нравственного идеала.' Отсюда огромное значение умелой пропаганды хороших примеров в де ле формирования нравственной силы человека. Такие примеры есть почти в каждом коллективе. Окружить достойных людей почетом и славой— одна из важнейших задач идеологи ческой работы. «Совершенствуя фор мы материальной заинтересованно сти, — говорится в Резолюции XXIV съезда КПСС по Отчетному докладу ЦК. — нужно всемерно повышать значение моральных стимулов, окру жать почетом и славой передовиков труда, распространять их ценный опыт». В буржуазном обществе общест венное мнение, как идеологая, носит классовый характер и выражает ин тересы эксплуататоров. Монополии используют самые разнообразные средства, чтобы подчинить своему влиянию волю трудящихся. Анти коммунизм — главное идеологиче ское оружие современной буржуазии. Поэтому общественное мнение, нахо дящееся под влиянием этой реакци онной идеологии, пробуждает у че ловека стремление к низменному, безнравственному. При социализме общественное мне ние выражает общие интересы рабо чих, крестьян, интеллигенции. Испы тывая благотворное влияние со сто роны коммунистической идеологии, оно пробуждает в нас стремление к возвышенным, благородным идеалам и тем самым способствует нравст венному прогрессу челозека. Его требования разумны, гуманны и со ответствуют интересам всего обще ства и отдельно каждого его члена. Между тем, факты показывают, что воспитательная сила обществен ного мнения используется еще дале ко не полностью. В некоторых кол лективах о нем даже не услы шишь. Да и применяется оно не всегда разум- ........... " 1 1 ’" но. Бывает, на пример, и так. Провинился, скажем, человек, его сразу начинают ругать, наказывать, высмеивать, не.принимая во внима ние при. этом,кто он и что он. А ведь человека образованного и мало образованного, сознательного и ма лосознательного надо судить по-раз ному. Огульный, бездумный подход в этом отношении может принести лишь вред делу воспитания. Иной может и согласиться для вида с кол лективом, но сам еще не убежден в его правоте. Случается, что общественное мне ние в отдельных коллективах, осо бенно небольших, иногда оказывает ся >не нз высоте, занимает неправиль ную позицию по ряду важных вопро сов, идет на поводу различного ро да крикунов, демагогов, а не яв ляется выражением интересов обще ства. Активизация общественной жизни в нашей стране в период после XXIV съезда КПСС способствует усилению воздействия общественного мнения ■на все сферы жизни. Эта величай шая социальная сила начинает играть все большую роль в деле формиро вания у советских граждан комму нистической сознательности и ком мунистического отношения к труду. А это значит, что следует очень вни мательно относиться к формирова нию общественного мнения,ч умело использовать его громадную воспи тательную силу. «Общественное мне ние, — говорится в Резолюции XXIV съезда КПСС,—.надо более решитель но направлять на борьбу с наруше ниями трудовой дисциплины, стяжа тельством, тунеядством, хищениями, взяточничеством, пьянством». В. А Л Е Х И Н , ассистент кафедры марксизма- ленинизма Липецкого филиала Московского института стали и сплавов. «По сведениям Липецкого гидрометеобюро, сегодня днем по области ожидается небольшая облачность, без осадков. Температу ра воздуха по области 23—28, в Липецке — 25—28 градусов тепла. В последующие двое суток существенных изменений в погоде не ожидается. Температура воды в реке Воронеж — 20 градусов». ВДНИИИУ к': / ЗАРУБЕЖНЫЕ ОТКЛИКИ О ПОЛЕТЕ „С 0 ЮЗА- 1 Г Весть о том, что советская станция «Салют» стала первой в мире пилотируемой орбитальной научной станцией в космосе, с быстро той молнии облетела страны и континенты. Зарубежные информа ционные агентства, печать, радио и телевидение в своих сообщени ях об успешной стыковке транспортного космического корабля «Со юз-11» с научной станцией «Салют», подчеркивают важный успех Советского Союза на пути создания долговременных орбитальных станций. Указывается, что Советским Союзом впервые решена ин женерно-техническая задача доставки экипажа транспортным кораб лем на борт научной станции—спутника Земли. Обозреватели так же отмечают, что общий вес космической системы «Салют» — «Со юз» превышает 25 тонн. ЛОНДОН. (ТАСС). Сообщение о стыковке космического корабля «Союз-11» с орбитальной научной станцией «Салют» — главная тема в выпусках последних известий лондонского радио. Отчет о поле те «Союза-11» публикуется на видных местах в первых выпусках лондонских вечерних газет. В сообщениях 'подчеркивается, что впервые в истории завоевания космического пространства Со ветский Союз успешно произвел доставку космонавтов транспорт ным космическим кораблем на борт орбитальной научной стан ции. Научные обозреватели и кор-/ респонденты агентств и радио ха рактеризуют высадку советских космонавтов на орбитальную на учную станцию как новый триумф Советского Союза в космосе. РИМ. (ТАСС). «Исследование космоса,— пишет газета «Унита», — вступает в новую, захватываю щую фазу. Советский Союз быст рым темпом развивает свою про грамму строительства орбиталь ной космической платформы». «Салют»,— пишет газета «Лаэзе Сера»,— представляет собой но вый корабль, в котором могут жить люди и который одновре менно может управляться с Зем ли. Он имеет двигатели, которые позволяют по' команде с Земли менять орбиту». «На сей раз мы можем смело сказать, что действительность пре взошла все наши ожидания»,— так начал диктор итальянского те левидения рассказ о стыковке «Союза-11» с «Салютом» в днев ном выпуске «последних изве стий». Он подчеркнул, что созда ние советскими учеными и техни ками первой в мире пилотируе мой орбитальной научной станции представляет собой важнейший этап и огромное достижение в освоении космического простран ства. Такая станция, сказал он, дает возможность проведения космических, астрономических и других исследований, экспери ментов и научных изысканий, осу ществить которые без ее помощи было бы немыслимо. НЬЮ-ЙОРК. (ТАСС). «Важней шим этапом исследования косми ческого пространства» назвал сты ковку космического корабля «Со ю з- 11 » с орбитальной научной станцией «Салют» директор уп равления по аэронавтике и иссле дованию космического простран ства Джеймс Флетчер. «Эта стыковка особенно знаме нательна, ибо все указывает на то, что в течение будущего столе тия именно работы, выполняемые на околоземной орбите, внесут наиболее весомый вклад в повы шение благосостояния населения Земли,— сказал к беседе с кор респондентом ТАСС научный обо зреватель «Нью-Йогж тайме», ав тор нескольких книг по «осмосу Уолтер Саллияа*-:,— мы все жела ем. советским космоквв!ам всяче ских успехов в выполнении по ставленных перед ними задач». БУДАПЕШТ. (ТАСС). «Салют» плюс «Союз»: первая орбиталь ная станция с людьми на борту». Эти слова в вечерней будапешт ской газете «Эшти хирлап» заняли обычное место заголовка газеты, оттеснив его в сторону. Крупным шрифтом газета пи шет, что вес вновь созданной кос мической системы превышает 25 тонн, / «Эшти хирлап» указывает, что создание орбитальных станций откроет широкие возможности исследования Земли из космоса, в частности, в целях разведки но вых природных богатств. С сообщений о создании орби тальной космической станции на чинает передачи «последних из вестий» венгерское радио. В них подчеркивается, что впервые ре шена инженерно-техническая за дача доставки экипажа на борт научной станции — спутника Зем ли. ВАРШАВА, (ТАСС). Как самую важную новость передало сегодня польское радио сообщение о за пуске в Советском Союзе косми ческого корабля «Союз-11», В комментарии, посвященном этому событию, отмечается, что новый запуск является важным этапом советской программы комплекс, ных научно-технических исследо ваний в космосе. Полет «Сою за- 11 », подчеркивает польское радио,— новое свидетельство вы дающихся достижений советских ученых и космонавтов. СОФИЯ, (ТАСС). Все болгар ские радиостанции передали со общение о запуске в Советском Союзе космического корабля «Союз-11». В сообщении подчер кивается, что полет проходит нор мально, космонавты приступили к выполнению намеченной про граммы. Радиостанции передали также биографии космонавтов Г. Т. Добровольского, В. Н. Вол кова и В. И. Пацаева. ДАМАСК, (ТАСС). «СССР про должает штурм космоса», — под таким заголовком агентство САНА передало, как новость первосте пенной важности, сообщение об успешном запуске космического корабля «Союз-11» с тремя кос монавтами на борту. Главной целью нового экспери мента, передает агентство, яв ляется изучение возможности соз. дания обитаемых орбитальных станций, с которых можно будет вести постоянное наблюдение за Землей и околоземным простран ством. Факты говорят о том, от мечает агентство САНА, что со ветские ученые близки к реше нию этой сложной задачи, ДЕЛИ, (ТАСС). Комментируя со общения с запуске в Советском Союзе нового космического ко рабля с космонавтами на борту, директор национальной физиче ской лаборатории Индии д р А. Р. Внрма з интервью корреспонден ту ТАСС заявил: «Мы поздравля ем советских коллег с новым вы дающимся достижением в обла сти освоения космического про странства. Успешные эксперимен ты советских исследователей с се рией кораблей «Союз» имеют ис ключительно важное значение в изучении космоса. Хочется под черкнуть, что Советский Союз уверенно и планомерно осущест вляет свою программу изучения космического пространства». БУРЯТСКАЯ АССР. В Саянах, на вершине горы Часовая, расположена Саянская космофизиче ская обсерватория Сибирского института земного магнетизма, ионосферы и распространения радио волн. Здесь установлены коронограф, горизонтальный телескоп, другое оборудование. НА СНИМКЕ: на станции скоро вступит в строй еще один коронограф. Идут отделочные работы. Фото М. Минеева. (Фотохроника ТАСС). Лучшей погоды для отдыха, мас совых купаний, кажется, и не нуж но. Реки и водоемы так и манят к себе. С первыми лучами солнца лип чане спешат к реке. И тот, кто в ут ренние часы побывал на пляже, проплыл сотню—вторую метров по зеркальной глади, поверьте, получил великолепный заряд бодрости на весь день. А сколько людей бывает на пляжах после работы! Кажется, весь индустриальный Липецк по субботам и воскресеньям выходит на лоно природы. На бере гах Воронежа и Матыры порой бы вает трудно найти свободное мес течко. Будем говорить прямо, природа создала горожанам прекрасные усло вия для отдыха. А что сделали и делают для орга низации отдыха на реках в летний период городской отдел коммуналь ного хозяйства, заводские комитеты профсоюзов, тресты ресторанов и кафе, столовых, различные ОРСы? Именно эти орга- низании, в первую очередь, ответст венны за отдых трудящихся. В феврале и марте исполком Липецкого город ского Совета депу татов трудящихся обстоятельно об суждал вопросы, О Н Е Д О С Т А связанные с орга- Л Е Т Н Е Г О низацией массо- вого отдыха горо жан в весенне-летний период. Тогда исполком горсовета принял неплохое решение, направленное на улучшение отдыха трудящихся. Наступил июнь, сроки исполнения решения давно истекли. Мы — автор этих строк, замести тель председателя исполкома горсо вета В. Н. Скопинцев, начальник уп равления коммунального' хозяйства Б. Н. Алтайский, заместитель началь ника Правобережного райотдела милиции Н. В. Старостин и предста вители общественных организаций — побывали на пляжах Воронежа а Матыры. Направились на центральный пляж. Только миновали Дворец спорта «Динамо — стоп! Дорога перекопана. В центре пляжа — ог ромный котлован. Надрывно урчат бульдозеры, пугает прохожих своим оглушительным стуком грудяга-пнев- | МОмолот. — Строим павильонные помеще ния, — поясняет Б. Н. Алтайский. Они крайне нужны. Осторожно замечаю*. — Нельзя ли было перенести сро ки строительства, скажем, на сен тябрь, когда закончится купальный сезон? Б. Н. Алтайский пожимает плеча ми: — Можно, конечно. Но мы решили начать сейчас. Видите, как просто: решили, н все. С трудом выбираемся из котлова на, В. Н. Скопинцев бросает недо вольный взгляд на Б. Н. Алтайского^ Понимаю настроение заместителя председателя горисполкома. Из-за стройки практически правая сторона пляжа в этом году не функциониру ет. Стройка создала массу неудобств отдыхающим. Идем по понтонному мосту на ле вый берег. С перил его со смехом прыгают в воду молодые люди. Эле ментарное нарушение правил. За меститель начальника райотдела ми лиции Н. В. Старостин делает ка кие-то пометки в блокноте. Б. Н. Алтайский дает указание начальни ку спасательной станции немедленно вывесить предупредительные объяв ления о том, что с перил моста пры гать строго запрещено. Над островом — облако пыли и песка. Не сгущая красок, скажу, что пляж на левом берегу напоминает не то свалку, не то заброшенный пустырь. Выясняется, что с прошлого года в порядок его не приводили. Ка'к земснаряд засыпал остров пес ком, так все и осталось. Ощетинив шиеся коряги, встречающиеся на каждом шагу, больно бьют по само любию В. Н. Скопинцева, Б. Н. Ал тайского. — Л где же торговые точки? — Видите ли,— спокойно замеча ет Б. Н. Алтайский, — в обычные дни торговля прохладительными на питками на пляжах не предусмотре на. Но отдыхающие же льют и в по недельник, и во вторник, и в пятни- пу. — Все это так, но... Этому «но» начальник управления коммунально го хозяйства так и не мог найти объяснения. Не оказалось на «остро ве» и пункта проката. Одиноко маячат около берега два «грибка». — В ближайшие дни поставим еще пять, — оправдывается Б. Н. Алтайский, — средства на эти цели имеются. КОГДА В ТЕНИ П ЛЮ С 25 . . . Т К А Х 8 О Р Г А Н И З А Ц И И О Т Д Ы Х А Л И П Ч А Н С испорченным настроением поеха ли на катере вверх по реке. В. Н. Скопинцев, правда, пытается шутить, но смеха не получается. Людей на берегах реки, много. Вверх и вниз по течению снуют моторные лодки. От дельные лихачи не придерживаются правил движения на воде. Заезжаем на вновь организованную пристань. Лодок — видимо-невидимо, Прича лы примитивные. Хозяевами их яв ляются трубный, станкостроитель ный, радиаторный заводы, Студенов- ское рудоуправление, общество «Охотник». Беседуем с пятью начальниками. Выясняется, что десятки владельцев лодок не имеют прав на вождение." Зачем, спрашивается, на пристани иметь пять начальников, пятнадцать сторожей? — Над этим стоит подумать, — заключает В. Н. Скопинцев. В этот день мы побывали на пля жах Новолипецкого, тракторного за водов. И всюду — масса людей. Пляж новолипчан, например, нахо дится в запущенном состоянии. Факты? Пожалуйста. Намыв песка в этом году не производился, торго вых точек нет. Нет и асфальтирован ных подъездных путей. Вот почему даже в выходные дни на пляже не организована торговля квасом. В принятом исполкомом горсовета решении все, как говорят, было разложено по полочкам. Приведем один пункт, 12-й. «В целях создания удобств и для организации торгов ли на пляжах предложить руководи телям-НЛМЗ (т. Колпакову С. В.), ЛТЗ (т. Клименкову В. Я.), завода «Свободный сокол» (т. Горохову В. К .), треста «Липецкстрой» (т. Шуминскому С. Л .) подготовить и заасфальтировать площадки на пля жах для размещения буфетов. Улуч шить подъезды ко всем пляжам». Ничего не скажешь, хороший пункт. Но он не выполнен. Зачем, спрашивается, тогда принимать ре шение? — Наше упущение, — соглашается В. Н. Скопинцев. Наш катер плавно причалил к спасательной станции. Настроение у моих спутников неважное. С трудом выбираемся из котлована на ас фальтированную дорогу. Из динами ка несется знакомый голос местного диктора: — В последующие двое суток из менений в погоде не ожидается. Н. ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ. Н а у ч н ы й комментарий Т А С С ОКОЛОПЛАНЕТНЫЕ ОБИТАЕ Советская космонавтика одержала еще одну выдающуюся побе ду в освоении космоса. 7 июня успешно завершен один из этапов нового космического эксперимента — на околоземной орбите соз дана и функционирует пилотируемая станция «Салют». Первая обитаемая научная станция в полете! Ее экипаж приступил к выпол нению обширной программы разнообразных исследований! Какие перспективы открывают такие станции перед наукой и народным хозяйством! Что нового даст человечеству их создание! Каковы пу ти дальнейшего развития этого направления современной космонав тики! На эти вопросы отвечает публикуемая статья. ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф Ф ф ф ф Ф ф ф Советская наука рассматривает создание орбитальных обитаемых станций как магистральный путь че ловека в космос,. Каждый полет на ших космонавтов на корабле «Во сток», «Восход» и «Союз» означал новый шаг на пути к поставленной цели, каждый наш эксперимент в ближайшем космосе вносил опреде ленный вклад в создание таках стан ций. Успехи в этом направлении бы ли связаны с решением сложных проблем, среди которых — управле ние космическими аппаратами, ма неврирование, сближение и стыковка кораблей на орбите, переход космо навтов из корабля в корабль, выпол нение некоторых монтажных и демон тажных работ в открытом космиче ском пространстве, проверка различ ных способов сварки. Требовалась отработка аппаратуры и способов получения информации о Земле и ее атмосфере. Большие усилия были на правлены на обеспечение жизнедея тельности и работоспособности чело века в условиях длительного полета. И вот теперь идея создания орби тальных обитаемых станций превра щена в реальность. Такие космиче ские лаборатории уже в ближайшее время станут решающим средством широкого освоения космического пространства. Вполне понятно, что для обеспечения членам экипажа нормальных условий работы в косми ческой лаборатории-спутнике необ ходимо создать значительное по объ ему рабочее пространство внутри этого аппарата, а следовательно, ф ф ф » ф ф ф ф ф ф Ф ф ф ф Ф Ф * придать ему большие размеры и вес. При конструировании такого спут ника на Земле его габариты и вес ограничиваются мощностью ракеты- носителя. Поэтому ясно, что наибо лее реальный путь к созданию таких спутников состоит в осуществлении сборки на орбите. В этом случае ор битальные станции могут быть лю бых размеров, так как их блоки ста нут выводиться последовательно не сколькими ракетами. Такой процесс сборки орбитальных станций, конеч но, требует, чтобы все их секции бы ли выведены на одну и ту же орби ту, сконцентрированы в одном месте и механически затем соединены. По добного рода работа может быть по ручена автоматам или выполнена космонавтами-монтажниками в ус ловиях открытого космоса. Другая сторона дела заключается в обеспе чении продолжительного пребывания экипажа в орбитальной лаборатории. Для этого нужны искусственная атмосфера и микроклимат внутри са мой станции, система питания, необ ходимые источники энергии. Вполне понятно, что создание дол говременной орбитальной станции, оснащенной комплексом научного оборудования и способной размес тить на борту большой экипаж, в состав которого входили бы ученые различных специальностей, является очень сложной проблемой, я она не может быть решена сразу, потру диться придется еще немало. Преж де чем' люда отправятся «а постоян ную «космическую работу» в заоб лачные высоты, понадобится выяс нить, в частности, как влияет на че ловека длительное состояние невесо мости, нужно ли создание на стан циях искусственной силы тяжести, какова ее минимально необходимая величина. При создании долгодейст вующей орбитальной станции возни кает и множество других вопросов. Например, выбор высоты орбиты. Выведение исследовательской лабо ратории на незначительную высоту означает, что для поддержания ее на расчетной орбите потребуется по вышенный расход топлива, необходи мого для преодоления аэродинамиче ского сопротивления верхних слоев атмосферы. Увеличение же высоты орбиты поведет за собой создание усиленной противорадиационной за щиты членов экипажа, что заставило бы сократить вес полезной нагрузки. Итак, становится очевидным, что не обходимо пройти целый ряд предва рительных этапов, прежде чем на ор битах вокруг Земли появятся круп ногабаритные стационарные космиче ские лаборатории. Вначале на орбиту будут выво диться малые станции, время суще ствования которых, очевидно, не бу дет превышать нескольких месяцев. Они предназначаются для решения локальных научно-технических и на роднохозяйственных задач. Впослед ствии с помощью больших станций с экипажем в несколько десятков че ловек можно будет уже системати чески проводить широкий комплекс разнообразных исследований. Недалеко то время, когда в состав экипажей орбитальных станций, в обязательном порядке будет вклю чаться ученый-геолог. Исследуя на борту станции фотографии Земли, анализируя данные спектрометриче ских, радиометрических наблюдений, геолог будет изучать складки нашей планеты," обнажения пород, плот ность и стабильность почв, кору и мантию Земли. Созданная на базе орбитальных станций всемирная гидрологическая служба даст возможность получить исчерпывающие представления о водных ресурсах планеты и -разра ботать научные рекомендации по их расходованию. Кроме того, постоян но действующие орбитальные стан ции дадут принципиально новые возможности в изучении и использо вании богатств мирового океана, ко торый оказывает сильное влияние на различные процессы, происходящие в атмосфере Земли, на деятельность людей “во всех уголках земного-шара. Многоликая картина земной по верхности, белоснежные массивы об лаков, оценка характеристик тепло вого баланса Земли дадут опытному специалисту необходимую информа цию для долговременного прогноза климатических условий в целом по планете. Немаловажными будут опе ративные прогнозы погоды. Трудно перечислить все, что могут дать нам в будущем внеземные оби таемые станции. Нельзя забывать ва куум и невесомость. В таких средах по-новому станут протекать разно образные физико-химические экспе рименты, получаться уникальные материалы и структуры, отрабаты ваться некоторые, технологические процессы. Существуют проекты ис пользования станций аа орбите в качестве своеобразных энергетиче ских систем, преобразующих энергию солнечных лучей и передающих ее на Землю в виде мощного целена правленного излучения. Наконец, орбитальные обитаемые станции станут своеобразным пере ходным или связующим звеном меж ду Землей ч другими планетами Сол нечной системы. Наверное, межпла нетные полеты будут начинаться не с поверхности Земли, а с орбиталь ных станций. Проблема обеспечения длительно, го функционирования обитаемых кос мических станций является одной из основных. Отсюда приобретает боль шое значение налаживание регуляр ного сообщения между Землей и орбитой. Осуществить его смогут так называемые транспортные ко рабли, оснащенные самыми совре менными и точнейшими навигацион ными средствами. Космические ко рабли серии «Союз», имеющие мощ ную двигательную установку и не обходимые запасы топлива для ши рокого маневрирования на околозем ных орбитах, явились первым кон структивным решением космического транспортного корабля. Успешная стыковка корабля «Со юз-11» с орбитальной научной стан цией «Салют» свидетельствует о том, что советской космонавтикой решена сложная проблема обслужи вания космических станций. В буду щем будут созданы новые конструк ции транспортных кораблей, они станут аппаратами многократного применения, регулярно курсирующи ми между космодромами и орби тальными станциями. Это значитель. но снизит стоимость снабжения и обслуживания уникальных сооруже ний в ближнем космосе. Мы привели здесь лишь несколько примеров того, как околопланетные обитаемые станции будут служить человечеству. Не все их потенци альные возможности сегодня извест ны или ясны. В дальнейшем, несом ненно, будут выявлены новые обла сти их применения. Однако уже из краткого перечисления видно, что эти станции позволят поднять на но вый уровень космические исследова ния, обеспечат регулярное получе ние научной информации о нашей планете и окружающем ее простран стве, станут уникальнейшими «не бесными лабораториями» для прове дения сложных научно-технических и медико-биологических экспериментов. Вместе с тем обитаемые станции ,на орбите — это не только форпо сты земной науки, ио и трамплины для дальнейшего изучения и освое ния просторов Вселенной. В. Д Е Н И С О В , старший научный сотрудник, кандидат технических наук. В. А Л И М О В , научный сотрудник. (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz