Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
З тиш 1971 1%X* Ш (П 9&Я Э Т Е Н Я Г Н С К б ! З Г Н А М * 3 Г ЛАВНЫМ направлением об щественного производства в новом пятилетии являет ся повышение жизненного уровня народа. Выполнению этой задачи подчинена работа и государственной торговли. Она будет расти и разви ваться в соответствии с темпами роста производства продукции и ее спросом. Наша партия и правительство уде ляли и уделяют исключительно большое внимание вопросам торгов ли, заботятся об укреплении ее' ма териально-технической базы. За про шедшее пятилетие в области было построено магазинов на 1100 рабо чих мест, окладов и баз площадью 20 тысяч квадратных метров, овоще- картофелехранилищ емкостью 10 ты сяч тонн. Большая работа проводится в Усмани и Лебедяни. В этих городах розничная сеть увеличилась более чем на 40 процентов. Значительную помощь работникам торговли ока зывают исполкомы райсоветов депу татов трудящихся. ОБЛАСТЬ И ПЯТИЛЕТКА я я ш ш ш я обеспечить дальнейшее развитие торговли. Розничный товарооборот за пятилетие возрастет на 42 про це та, продажа товаров в области превысит 900 млн. рублей против 640 млн в 1970 году. Рыночные фон ды таких продуктов, как мясо, ры ба, растительные жиры, яйца, овощи увеличатся на 40—60 процентов. Продажа одежды возрастет на 35 процентов, трикотажных изделий — на 56, товаров культурно-бытового назначения — на 80 процентов. Про дажа населению автомобилей уве личится не сравнению с 1970 годом больше чем в шесть раз. Партия и пра-вйтельетво принима ют меры к тому, чтобы удовлетво рить спрос населения на все товары народного потребления. В увеличе нии товарных ресурсов важную роль должны играть и торгующие органи зации. Активнее воздействовать на промышленность, чтобы добиться расширения ассортимента и повы шения качества изделий. В этой связи большое народнохо зяйственное значение приобретают Т О Р Г О В Л Я И ПОКУПАТЕЛЬ Но, несмотря .на значительный рост торгово-складской сети, ее все еще недостаточно и темпы ее раз вития пока отстают от роста това рооборота. Это отрицательно влияет на уровень культуры обслуживания населения. Одной из\ серьезных причин тако го отставания является неполное использование капиталовложений. Особенно это относится к освоению 5-процентных отчислений от жи лищного строительства. За прошедшую пятилетку активно внедрялись прогрессивные методы торговли. Главное внимание обра щалось на организацию магазинов самообслуживания. Их было откры то 64. Это позволило повысить куль туру работы магазинов, создать удобства в обслуживании покупате лей. В истекшей пятилетке было поло жено начало экономической рефор ме в торговле — новому порядку планирования и экономического сти мулирования. Экономическая рефор ма положительно сказалась на улуч шении деятельности предприятий и организаций, повысилась их рента бельность. В 1970 году получено. 230 тысяч рублей сверхплановой при были, а по сравнению с 1969 годом она возросла нз 14 процентов. Хо роших показателей по экономному использованию государственных средств добились коллективы липец ких, горпищеторга и горлромторга, Елецкого горпищеторга. В дни подготовки к XX IV съезду КПСС среди работников торговли развернулось соревнование «За вы сокую культуру обслуживания на каждом рабочем месте, каждый день». Почин липчан был поддер жав не только в городах; области, но и коллективами работников торговли Москвы, Ленинграда, Киева, Мин ска, Горького, Куйбышева и других городов. Это соревнование, помимо " его массовости, характеризуется ’й&вой качественной стороной, отражающей требования современного этапа”раз вития торговли. Чтобы занять в этом соревновании ведущее место, уже недостаточно выполнить пл а н 'Това рооборота, не «меть жалоб. Важно своевременно произве сти ремонт торгового предприятия, иметь широкий ассортимент товаров, хорошую их рекламу, высокое про фессиональное мастерство работни ков, то есть то, что отвечает культу ре торговли в самом широком смыс ле этого слова. Именно так работа ют коллективы магазинов № 2 Ли пецкого горпищеторга, № 44 «Одеж да» Липецкого горпромторга, № 1 Елецкого горпромторга и многие другие. Некоторые успехи в организации обслуживания .населения — это ре зультат большой, кропотливой рабо ты многотысячной армии работни ков торговли и повседневной помо щи и внимания со стороны партий ных и советских органов. Но впереди новые задачи. Увели чение денежных доходов населения и намеченный рост производства то варов народного потребления в де вятой пятилетке дают возможность вопросы изучения спроса и конъюнк туры торговли. Между тем, методы и техника этого дела у нас еще не совершенны. Свой вклад в решение этой проблемы должны внести все работники торговли. Одной из главных задач является развитие материально-технической базы. Надо более эффективно ис пользовать капиталовложения, кото рые выделяются на строительство торговых предприятий. С 1971 года пятипроцентные отчисления от жи лищного строительства разрешено централизовать в пределах области. В новой пятилетке намечено по строить в городах области магазинов на 1600 рабочих мест, в том числе новый универмаг, «Дом мебели», «Универсам», магазин по продаже автомобилей в Липецке, «Дом тор говли» в Ельце, универмаги в Гря зях, Усмани, Лебедяни. На дальнейшее развитие товаро оборота и повышение культуры об служивания влияет в значительной степени техническая оснащенноегь предприятий. За прошедшие годы в магазинах появились новые, совре менные типы оборудования и инвен таря. Однако уровень механизации все еще низок. Теперь производство технологического оборудования уве личится на 70 процентов. Мы начнем получать суммирующие кассовые ап параты, весы с указанием веса, цены и стоимости покупки. Интересы покупателя требуют поисков новых, удобных для насе ления форм торговли. Главным на правлением в этом деле станет ор ганизация самообслуживания. К 1975 году почти все магазины будут ра ботать во такому методу. Однако имеются серьезные причи ны, которые тормозят развитие этой прогрессивной формы. Они сводят ся, в первую очередь, к тому, что наша промышленность еще недо статочно выпускает фасованых то варов. Работникам торговли прихо дится самим фасовать продукцию:и большей частью вручную. Это и ма лопроизводительно, и увеличивает расходы. Кроме того, не хватает открытых холодильных прилавков, суммирующих кассовых аппаратов. Основной тип магазина самообслу живания —• это продовольственный магазин с универсальным ассорти ментом и группой' сопутствующих промышленных изделий. Будут развиваться и другие про грессивные методы торговли: прием заказов и доставка товаров на дом, продажа по образцам, продажа через автоматы. В системе государственной торгов ли области трудится 17 тысяч чело век. Такой огромной армии работ ников под силу решать задачи, по ставленные XX IV съездом КПСС. Необходимо шире развернуть социа листическое соревнование за высо кую культуру обслуживания, так организовать дело, чтобы максималь но удовлетворять спрос населения, обеспечить бесперебойную торговлю всеми товарами. М. ВАРНАВСКИЙ, начальник областного управления торговли. ВЫ С О К И Е Т Е М П Ы М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Я СОФИЯ, 2 нюня. (ТАСС). Ма шиностроение — одна из самых динамичных отраслей народного хозяйства Болгарии. Она разви вается темпами, которые являют ся одними из самых высоких в мире. Ежегодный прирост ее про- дукции на протяжении 10 лет со^ ставлял в среднем 18 процентов. За последние пять лет объем продукции машиностроения в Болгарии возрос более чем в два раза. Доля машиностроения в об щем объеме промышленной про дукции составила в 1970 году около 20 процентов. Быстро развивается производ ство средств автоматизации и связи, вычислительной техники, подъемно-транспортных машин. Центрами машиностроения стали Софийский, Пловдивский, Русен- ский, Габровский и Ловечский ок- руга. Продукция болгарского маши ностроения пользуется признани ем на международных рынках. Многие его изделия, такие, в ча стности, как универсальный то карный станок Софийского заво да металлорежущих станков, электротельферы и электромото- кары и другие отвечают лучшим мировым стандартам. Ш 0 1 Ч М И М Ш Я ЗА п МИР р о СОЦИАЛЬНЫЙ р е с с ДЕЛИ, 2 июня. Корр. ТАСС 8. Матяш передает: День борьбы за жизненные права и интересы трудящихся, за мир и социальный прогресс отметила вчера трудо вая Индия. По призыву Компартии Индии тысячи рабочих и служа щих, представителей интеллиген ции и массовых демократических организаций страны вышли на улицы Дели, Калькутты, Мадраса, Бомбея и других крупных про мышленных центров республики под лозунгами борьбы за победу сил демократии и прогресса, за проведение радикальных соци альных и экономических преобра зований, за укрепление индийской внешней политики мира и непри соединения. В Дели состоялся многолюдный митинг трудящихся. Затем колон ны демонстрантов направились к резиденции премьер-министра страны. В руках участников мани фестации — транспаранты: «Кре пить национальное единство Ин дии», «Землю — безземельным», «Работу — безработным», «На ционализировать иностранные банки, нефтяные компании и плантации», «За укрепление свя зей с социалистическими страна ми». 8 меморандуме, переданном участниками демонстрации главе индийского правительства, содер жатся требования проведения в жизнь демократических реформ, Ш А Н Т А Ж ГАВАНА, 2 июня? (ТАСС). Власти Соединенных Штатов под давлением протестов были вы нуждены освободить четырех из восьми кубинских рыбаков, неза конно задержанных ^ 5 ? мая в международных водах" береговой охраной США. Рыбаки были пе реданы на одно из рыболовных судов Кубы. Они рассказали об издевательствах, которым под вергались в тюрьме американского города Ки-Уэсте. Тюремная адми нистрация прибегала к открытому шантажу и запугиванию моряков. На Кубе продолжается кампа ния за освобождение рыбаков, все еще находящихся в американ ской тюрьме. В стране проходят митинги и демонстрации проте ста против этой новой американ ской провокации. ХЛАДНОКРОВНОЕ Корр. УБИЙСТВО НЬЮ-ЙОРК, 2 июня. ТАСС А. Бобиков передает: Становятся известны все новые преступления американской воен щины во Вьетнаме. В печать про сочились сведения об истреблении солдатами США 40 беззащитных женщин и детей в южновьетнам ской деревее Бонгсон в сентябре 1968 года. Бывший в о е н н о с л у ж а щ и й У. Мархоун, который присутство вал при расправе «ад мирным на селением деревни, заявил в граж данском Комитете по расследова нию военных преступлений США во Вьетнаме, что женщины и де ти «были расстреляны в течение двух минут» солдатами роты, вхо дившей в состав 2 -го батальона 503-го пехотного полка 173-й па рашютно-десантной бригады. Его показания подтвердил подполков ник А. Герберт, являвшийся в то время главным инспектором этой бригады. Мархоун прибыл к месту кро вавой трагедии через несколько часов после высадки американ ского десанта на побережье в провинции Бииь- динь неподалеку от деревни Бонг- сон. Десантная® протизления, не встретили со тая: как никакого «вооруженного противника» в де ревне не обнаружили. В ней были только женщины и дети. «Я занимался починкой радио станций, когда все началось», — сказал Мархоун. Когда стрельба утихла, он «увидел, что все граж данские были мертвы». Мархоун собирало^ доложить о случившемся вышестоящему на чальству, однако один из офице ров пригрозил ему расправой. ВАШИНГТОН, 2 июня. (ТАСС). Варварские бом бардировки Лаоса американскими воздушными пиратами приносят .неисчислимые страдания народу этой страны. В американской печати появляются все новые факты, свидетельствующие об этом. Газета «Вашингтон пост» поместила репортаж своего кор респондента из селения Бан нинга, расположенного в 20 милях к северу от Вьентьяна, где разме стились бывшие жители долины Кувшинов, вынужденные бежать от налетов американской авиации. В А Р В А Р С К А Я В О Й Н А «Когда американские летчики замечали людей, — заявляли бе женцы, — самолеты пикировали к земле, атакуя всех без разбора... их целью были селения... многие дома были уничтожены, мы были вынуждены бросить все». Американские официальные ли ца заявляют, пишет «Вашингтон пост», что в «безуспешных попыт ках удержать этот район в руках правительства», авиация' США со гнала из долины Кувшинов десят ки тысяч человек. Интенсивность операций амери канской авиации В Лаосе вскры лась на проходивших в начале прошлого месяца заседаниях се натской комиссии по иностранным делам. Выступившие перед чле нами комиссии высокопоставлен ные чиновники госдепартамента признали, что на протяжении по следних двух лет США применя ли там гигантские самолеты «В-52», способные нести до 30 тонн бомб. Д И Р Е К Т И В Ы XIV СЪЕЗДА КПЧ ПРАГА, 2 июня. (ТАСС). Опуб ликованы Директивы по пятому пятилетнему плану развития на родного хозяйства ЧССР на 1971 -—1975 годы, принятые X IV съез дом КПЧ. В документе подчерки вается, что новая пятилетка ста нет серьезным этаном в дальней шем развитии и укреплении эко номики республики. Будет сделан новый шаг в интеграции экономи ки ЧССР и других социалистиче ских стран, и в первую очередь Советского Союза- Директивы предусматривают увеличение национального дохода в пятой пятилетке примерно на 28 процентов. Объем промышленно го производства в стране возрас тет на 34—36 процентов, произ водительность труда в промыш ленности увеличится на 30—32 процента. Быстрыми темпами бу дет расти производство товаров народного потребления, значи тельно возрастут реальные дохо ды населения. .Р а й: д л я п р е с т у п и л Диалог двух пассажиров в са лоне самолета: ) А: «В Иокогаме совсем нет ус ловий для нашего бизнеса». Б: «Это так, но есть зато дру гое отличное место, где мы долж ны начать работать». А: «Какое, босс?» Б: «Окинава»... Я пересказал начальную сцену из гангстерского "фильма, демонст рировавшегося на экранах Япо нии. В нем повествуется о похож дениях гангстерской группы, ле тящей на Окинаву, чтобы изучить там обстановку и превратить этот остров в сферу своей деятельно сти. Надуманный сюжет, скажете вы? Отнюдь нет. Он основан по чти на документальных фактах. Недавно здесь стал известен та кой случай. 12 марта из порта Наха .(Окинава) в Кобе вышло судно «Окиносима-мару». На нем тайные агенты полиции арестова ли двух респектабельных тури стов. При обыске в их каюте иа- шли 5 пистолетов, 1 пулемет и много патронов. Во время допроса было установлено, что «туристы» Харая и Отани принадлежат к дочерней организации . опасной 1 гангстерской банды Ям’агутя-гу- ми. Один из арестованных при знался, что за последнее время он пять раз побывал на Окинаве, чтобы приобрести пистолей! 1 К в а - дадить контакты с американскими :«джи-ай» (солдатней). Чем же привлекает гангстеров Оиипава? Дело в том, что обстановка на острове стала весьма благопри ятной для деятельности всякого рода преступных элементов. В настоящее время на Окина ве находится свыше 100 амери канских баз, около 50 тысяч сол дат, большинство из которых про шло школу грязной войны во Вьетнаме. Моральный дух этого воинства чрезвычайно низок. Местные га зеты часто пестрят сообщениями: «У американского военнослужа щего украден пистолет», «В доме найдены винтовки и патроны». Купить на острове пистолет не составляет большого труда. Аме риканские солдаты легко расста ются с оружием, продавая его в барах. Установилась даже цена на пистолет: 20—30 долларов. На территории самой Японии это оружие стоит в десятки раз до роже. В прессе то и дело появля ются сообщения о преступлениях, совершенных с применением аме риканского огнестрельного ору жия. В конце прошлого года на острове Рюкю была арестована группа из 18 человек. У них было отобрано около 40 пистолетов американского образца, 3 винтов ки М-16, более 1000 патронов. В условиях иностранной окку пации острова гангстерские группы пустили на Окинаве прочные кор ни. В-настоящее время они владе- .... .Я ■ 8 ——........................... . ют ресторанами и барами, игорны ми домами и пивнушками, рабо тают в агентствах по найму рабо чей силы для военных баз и авто ремонтных мастерских, господст вуют на черном рынке... Американское присутствие на Окинаве способствует распростра нению еще одного социального зла — проституции, которая здесь считается «бизнесом, не требую щим капиталовложений» (по-япон ски «могоси какаран»). Предста вительницы этой профессии высту пают против возвращения Окина вы Японии. Их не устраивает за кон о запрещении проституции, действующий на территории стра ны. Широкие возможности занимать ся на Окинаве различного рода преступными операциями привле кают туда крупнейшие гангстер ские организации Японии. Они спе шат установить свое влияние до официального возвращения остро ва Японии. Но местные бандитские корпорации не собираются усту пать «земли обетованной». Вот что заявил владелец трех увеселитель ных заведений, он же глава одной из двух крупнейших банд, объеди няющей около 450 гангстеров: «Ес ли банда Ямагуги-гуми появится на Окинаве, м к будем стрелять из базук. Мы — против возвращения острова. Мы считаем, что это бу дет хуже для нас». Как видим, гангстеры, местные и пришлые, от лично чувствуют себя под сенью американских оккупантов. А. СЕМИН, { соб. корр. АПН. Токио. К Т О Т Я Н Е Т Н О Р В Е Г И Ю В О Б Щ И Й Р Ы Н О К " против «Общий Народное движение вступления Норвегии в рынок» финансируется исключи тельно за счет добровольных, при чем довольно скромных взносов своих сторошшков, как правило, не располагающих нежных средств. Норвегия отказалась поддержать эту организацию материально. Чис ло сторонников движения, правда, ГДР. Эти установки — «сердце» большого нефтехимического ком бината в Шведте. В 1971 году здесь, на Одере будет перерабо тано свыше 7 миллионов тонн нефти, поступающей главным об разом из Советского Союза по трубопроводу «Дружба». Проект Директив по новому пятилетнёму плану предусматривает дальней шее развитие нефтехимии — перс пективной отрасли народного хо зяйства республики. Фото АДН — ТАСС растет с каждым днем, но зато и расходы у него немалые: на изда ние и распространение публика ций, разъясняющих цели, которые оно преследует, на аренду помеще ний для проведения собраний, на избытком де- разъезды докладчиков и т. д. Официальная другое финансовое по ложение у так называемого «Ев ропейского движения», активно выступающего за вступление Нор вегии в «Общий рынок». В кассу этой организации деньги льются, как из рога изобилия. Кто же эти щедрые жертвовате ли, финансирующие деятельность людей, ратующих за отказ Норве гии от национального суверените та? По сто с лишним тысяч крон осудили «Европейскому движе нию» союз норвежских банкоз и союз судовладельцев. Большие суммы поступили и от объедине ний норвежских промышленников, торговцев и судоходных и других компаний, даже от Центрального объединения профсоюзов страны. Помимо этого, «Европейскому движению» оказывается ряд льгот и бесплатных услуг, а также пре доставляются субсидии, во много раз превышающие прямые поступ ления в кассу этой организации. После этого вопрос — кто тянет Норвегию в «Общий рынок»— не требует ответа. К, ВЕСЕНБЕРГ, корр. АПН. Осло. (По телефону). Ч ) В письмах в редакцию читатели спрашивают, в чем причины жи вучести религиозных предрассуд ков в СССР и каковы пути их преодоления. Публикуемая статья дает ответ на этот вопрос. Н АИБОЛЕЕ глубокие причины существования религии, без ко торых ока не могла бы не толь ко существовать на протяжении ве ков и тысячелетий, но даже возник нуть, коренятся не в сознании людей, а в условиях их материальной жизни, в общественном бытии. Религия — плод подавленности людей внешни ми силами: в первобытном обществе —стихиями природы, в последующих, классово-антагонистических форма циях. включая капитализм, — со циальными силами, в особенности, экономическим гнетом, угнетенным положением трудящихся масс. Ясно, что ничего подобного в на шей стране нет с тех пор, как победи ла социалистическая революция. Со циалистическая жизнь при всех труд ностях своего становления и разви тия свободна от того, чем обуслов лено воспроизводство религиозных верований — от стихийности общест венного развития и, что самое важ ное, от гнета эксплуатации. С побе дой социализма в СССР уничтожены самые глубокие причины религии — ее социальные корни, которые порож дали религиозные чувства и пред ставления на протяжении всей пред шествующей истории и порождают сейчас в мире капитализма. Этим, главным образом, и объясняется то, что люди советского общества стали в своем подавляющем большинстве атеистами. Но, поскольку религиозные пред рассудки сохраняются в сознании етае значительной части населения и яри социализме, не снимается и воя- О РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ рос об их источниках. Все дело лишь в том, что теперь речь может идти не о причинах, порождающих религиоз ные взгляды, а о факторах, сдержи вающих естественный для социализма процесс преодоления религии, т. е. о причинах живучести религиозных предрассудков, как пережитков прошлого в сознании людей. К таковым в первую очередь сле дует отнести силу привычки, веками укоренившейся традиции. Еще Эн гельс указывал на великую консерва тивную силу традиции в идеологии вообще, в религиозном сознании в особенности. На это же неоднократ но обращал внимание и Ленин. Недооценить значение этой силы при анализе причин живучести рели гиозных предрассудков в СССР, где весь строй общественной жизни обус ловливает не религиозное, а научно атеистическое отражение действи тельности, — значит уже в исходном пункте сойти с единственно правиль ной позиции и обречь себя на вывод, будто религия и при социализме не столько пережиток прошлого, сколько порождение настоящего, с чем согла ситься никак нельзя. Современные формы религиозных верований — христианство, ислам, буддизм, иудаизм и их секты — де тища классового эксплуататорского общества. Во всем комплексе идей, свойственных этим религиям, отра жается жизнь, построенная на отно шениях господства и подчинения, на порабощении большинства меньшин ством. Социализм — общество со циально равноправных людей. Ему чужды отношения классового господ ства и подчинения. Всем строем жиз ни он направлен против социально го гнета и порабощения. И поэтому естественно, что религия не только не воспроизводится условиями жизни людей при социализме, а и отрицает ся ими. И если она тем не менее продолжает свое существование, то причиной этому являются, главным образом, особенности развития само го сознания, в том числе и такой его формы, как религия. Последняя в условиях социализма — следствие инерции в развитии сознания, резуль тат своеобразной консервации идей, явление пережиточное. С ИЛА веками укоренившейся традиции как одна из причин живучести религиозных пред рассудков не сводится к тому, что верующему дорога сама религия, привычен образ жизни, связанный с соблюдением ее предписаний. Ре лигия не изолированное явление; за время своего господствующего по ложения она глубоко проникла во все сферы идейной жизни общества. Ее печатью так или иначе отмечены и сугубо светские компоненты духовно го мира верующего человека. Поэто му она может цепляться и цепляется не только за привычки и традиции, непосредственно вытекающие из веры в бога, а и за все то в нашей дейст вительности, что ведет свою родо словную от прошлого и является следствием тех же условий бытия, которыми была порождена в свое время она сама. Так, пережитки индивидуализма, свойственного идеологии классового, частнособственнического общества, ■подогревают религиозную идею отре чения от всего мирского, обществен ного ради личного спасения; пере житки буржуазного национализма созвучны и родственны религиозной нетерпимости, чувству недоверия и вражды к иноверцам и неверующим; остатки феодально-байского униже ния женщины подкрепляют традици онную для религии идею неполно ценности женщины как человека и т. д. и т. п. Нет того пережитка эк сплуататорского общества, который так или иначе не освещала бы рели гия и в котором она в свою очередь не находила бы пищу для себя. Про блема живучести религиозных пред рассудков является, таким образом, составной частью общей проблемы пережитков прошлого в сознании лю дей. Но дело, разумеется, не только и сознании, в особенностях его разви тия. Было бы неправильно сводить причины живучести религиозных предрассудков исключительно к идей ным источникам, в том числе к силе традиции, хотя этот источник и яв ляется применительно к условиям со циализма главным, решающим. Име ют существенное значение и опреде ленные факторы материального, в том числе социально-экономического порядка. Известно, что религия нахо дит себе место прежде всего там, где больше всего тягот и невзгод повсе дневной жизни, где люди страдают от материальной необеспеченности и нужды. В. И, Ленин в одной не ре чей, произнесенных вскоре после Ок тябрьской .революции, подчеркивал, что «самый глубокий источник рели гии — это нищета и темнота» (Поли, собр. Соч., т. 37, стр. Г 86 ). С ОЦИАЛИЗМ корённым обра зом меняет материальное поло жение трудящихся, неизмери мо повышает уровень народного бла госостояния и культуры. Трудящиеся нашей страны избавлены от нищеты, от угрозы безработицы, от присущей капитализму постоянной неуверенно сти в завтрашнем дне. Но социа лизм — первая, низшая ступень ком мунистического общества, по выраже нию Ленина, — «не полный комму низм». При социализме производи тельные силы еще не настолько раз виты, чтобы полностью удовлетворить материальные потребности людей и гарантировать от тех или иных за труднений. Особенно если учесть тот факт, что, социализм начал свою ис торию в экономически отсталой стра не, какой была дореволюционная Рос сия. Ясно, что трудности социалисти ческого строительства, в особенности лишения и жертвы, вызванные наше ствиями империалистов, не могли не сказаться на религиозных чувствах и настроениях наших верующих, не подкрепить их. В годы Великой Оте чественной войны, например, религи озные предрассудки заметно оживи лись. Однако здесь нельзя упрощать дело. Трудности трудностям рознь. И дело не только и не столько в их степени и остроте, сколько в соци альной природе. Религиозные веро вания порождаются не материальной необеспеченностью самой по себе, а чувством безысходности и беспер спективности в борьбе за их устра нение, утратой веры в возможность их преодоления. Фактором, побуж дающим обращаться за помощью к неведомому небу, являются не вся кие тяготы и невзгоды, а лишь те из них, из которых нет или не видно выхода, которые являются не эпизо дом, обусловленным теми илИг ины ми привходящими обстоятельствами, а нормой жизни, неодолимой повсе дневностью. Именно таковы трудно сти жизни масс в условиях классо во-эксплуататорского общества. Трудности, с которыми советским людям пришлось иметь дело даже в наиболее напряженные годы социа листического строительства, не имели с этим ничего общего. Они носили сугубо временный характер. Массы трудящихся в своем подавляющем большинстве добровольно шли на ограничения и жертвы, сознавая их суровую, но справедливую необходи мость. Социальная природа тягот и невзгод была здесь совершенно иной. И поэтому, естественно, они по-ино му отражались и в сознании людей. Диалектика этого отражения та кова, что суровые испытания в ка кой-то мере подогревали и религиоз ные настроения, но в гораздо боль шей степени закаляли людей, укреп ляя их веру в собственные силы, в возможность, несмотря на трудности и преграды, построить достойную человека жизнь, и этим в корне под тачивали религию, Имеет свое значение и такой фак тор, как остатки присущего классо вому обществу экономического нера венства, социальной неоднородно сти. Поскольку распределение мате риальных благ при социализме осу ществляется не по потребностям, как это будет при полном коммуниз ме, а по труду, то неизбежны еще существенные различия в условиях жизни, в том числе в степени ма териальной обеспеченности н уровне культуры людей. В ЕСЬМА показательно то, что основную массу верующих со ставляют у нас женщины. Это объясняется не только тем, что трудящаяся женщина в прошлом была наиболее угнетена и поэтому наиболее прочно привязана к рели гии, а и тем, что и при социализме при всех достижениях в раскрепо щении женщины она в полной мере не освобождена от дополнительных по сравнению с мужчиной домашних забот, ограничивающих ее общест венные связи, затрудняющих ее идейно-политическое и культурное развитие. Особенно чувствительна религия к фактам социальной несправедливо сти, -таким, как бюрократизм, воло кита, бездушное отношение к челове ку, ущемляющим его права, нанося щим ему моральный и материальный ущерб. В отличие от условий клас сово-антагонистического общества, где такого рода факты вытекают из самого общественного строя и поэто му в рамках этого строя неодолимы, при социализме с ними ведется бес компромиссная ‘борьба как с явлени ями, органически чуждьши социали стической действительности. На стра же социальной справедливости стоят у нас законы социалистического го* (Окончание на 4-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz