Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

З тиш 1971 1%X* Ш (П 9&Я Э Т Е Н Я Г Н С К б ! З Г Н А М * 3 Г ЛАВНЫМ направлением об­ щественного производства в новом пятилетии являет­ ся повышение жизненного уровня народа. Выполнению этой задачи подчинена работа и государственной торговли. Она будет расти и разви­ ваться в соответствии с темпами роста производства продукции и ее спросом. Наша партия и правительство уде­ ляли и уделяют исключительно большое внимание вопросам торгов­ ли, заботятся об укреплении ее' ма­ териально-технической базы. За про­ шедшее пятилетие в области было построено магазинов на 1100 рабо­ чих мест, окладов и баз площадью 20 тысяч квадратных метров, овоще- картофелехранилищ емкостью 10 ты­ сяч тонн. Большая работа проводится в Усмани и Лебедяни. В этих городах розничная сеть увеличилась более чем на 40 процентов. Значительную помощь работникам торговли ока­ зывают исполкомы райсоветов депу­ татов трудящихся. ОБЛАСТЬ И ПЯТИЛЕТКА я я ш ш ш я обеспечить дальнейшее развитие торговли. Розничный товарооборот за пятилетие возрастет на 42 про­ це та, продажа товаров в области превысит 900 млн. рублей против 640 млн в 1970 году. Рыночные фон­ ды таких продуктов, как мясо, ры­ ба, растительные жиры, яйца, овощи увеличатся на 40—60 процентов. Продажа одежды возрастет на 35 процентов, трикотажных изделий — на 56, товаров культурно-бытового назначения — на 80 процентов. Про­ дажа населению автомобилей уве­ личится не сравнению с 1970 годом больше чем в шесть раз. Партия и пра-вйтельетво принима­ ют меры к тому, чтобы удовлетво­ рить спрос населения на все товары народного потребления. В увеличе­ нии товарных ресурсов важную роль должны играть и торгующие органи­ зации. Активнее воздействовать на промышленность, чтобы добиться расширения ассортимента и повы­ шения качества изделий. В этой связи большое народнохо­ зяйственное значение приобретают Т О Р Г О В Л Я И ПОКУПАТЕЛЬ Но, несмотря .на значительный рост торгово-складской сети, ее все еще недостаточно и темпы ее раз­ вития пока отстают от роста това­ рооборота. Это отрицательно влияет на уровень культуры обслуживания населения. Одной из\ серьезных причин тако­ го отставания является неполное использование капиталовложений. Особенно это относится к освоению 5-процентных отчислений от жи­ лищного строительства. За прошедшую пятилетку активно внедрялись прогрессивные методы торговли. Главное внимание обра­ щалось на организацию магазинов самообслуживания. Их было откры­ то 64. Это позволило повысить куль­ туру работы магазинов, создать удобства в обслуживании покупате­ лей. В истекшей пятилетке было поло­ жено начало экономической рефор­ ме в торговле — новому порядку планирования и экономического сти­ мулирования. Экономическая рефор­ ма положительно сказалась на улуч­ шении деятельности предприятий и организаций, повысилась их рента­ бельность. В 1970 году получено. 230 тысяч рублей сверхплановой при­ были, а по сравнению с 1969 годом она возросла нз 14 процентов. Хо­ роших показателей по экономному использованию государственных средств добились коллективы липец­ ких, горпищеторга и горлромторга, Елецкого горпищеторга. В дни подготовки к XX IV съезду КПСС среди работников торговли развернулось соревнование «За вы­ сокую культуру обслуживания на каждом рабочем месте, каждый день». Почин липчан был поддер­ жав не только в городах; области, но и коллективами работников торговли Москвы, Ленинграда, Киева, Мин­ ска, Горького, Куйбышева и других городов. Это соревнование, помимо " его массовости, характеризуется ’й&вой качественной стороной, отражающей требования современного этапа”раз­ вития торговли. Чтобы занять в этом соревновании ведущее место, уже недостаточно выполнить пл а н 'Това­ рооборота, не «меть жалоб. Важно своевременно произве­ сти ремонт торгового предприятия, иметь широкий ассортимент товаров, хорошую их рекламу, высокое про­ фессиональное мастерство работни­ ков, то есть то, что отвечает культу­ ре торговли в самом широком смыс­ ле этого слова. Именно так работа­ ют коллективы магазинов № 2 Ли­ пецкого горпищеторга, № 44 «Одеж­ да» Липецкого горпромторга, № 1 Елецкого горпромторга и многие другие. Некоторые успехи в организации обслуживания .населения — это ре­ зультат большой, кропотливой рабо­ ты многотысячной армии работни­ ков торговли и повседневной помо­ щи и внимания со стороны партий­ ных и советских органов. Но впереди новые задачи. Увели­ чение денежных доходов населения и намеченный рост производства то­ варов народного потребления в де­ вятой пятилетке дают возможность вопросы изучения спроса и конъюнк­ туры торговли. Между тем, методы и техника этого дела у нас еще не­ совершенны. Свой вклад в решение этой проблемы должны внести все работники торговли. Одной из главных задач является развитие материально-технической базы. Надо более эффективно ис­ пользовать капиталовложения, кото­ рые выделяются на строительство торговых предприятий. С 1971 года пятипроцентные отчисления от жи­ лищного строительства разрешено централизовать в пределах области. В новой пятилетке намечено по­ строить в городах области магазинов на 1600 рабочих мест, в том числе новый универмаг, «Дом мебели», «Универсам», магазин по продаже автомобилей в Липецке, «Дом тор­ говли» в Ельце, универмаги в Гря­ зях, Усмани, Лебедяни. На дальнейшее развитие товаро­ оборота и повышение культуры об­ служивания влияет в значительной степени техническая оснащенноегь предприятий. За прошедшие годы в магазинах появились новые, совре­ менные типы оборудования и инвен­ таря. Однако уровень механизации все еще низок. Теперь производство технологического оборудования уве­ личится на 70 процентов. Мы начнем получать суммирующие кассовые ап­ параты, весы с указанием веса, цены и стоимости покупки. Интересы покупателя требуют поисков новых, удобных для насе­ ления форм торговли. Главным на­ правлением в этом деле станет ор­ ганизация самообслуживания. К 1975 году почти все магазины будут ра­ ботать во такому методу. Однако имеются серьезные причи­ ны, которые тормозят развитие этой прогрессивной формы. Они сводят­ ся, в первую очередь, к тому, что наша промышленность еще недо­ статочно выпускает фасованых то­ варов. Работникам торговли прихо­ дится самим фасовать продукцию:и большей частью вручную. Это и ма­ лопроизводительно, и увеличивает расходы. Кроме того, не хватает открытых холодильных прилавков, суммирующих кассовых аппаратов. Основной тип магазина самообслу­ живания —• это продовольственный магазин с универсальным ассорти­ ментом и группой' сопутствующих промышленных изделий. Будут развиваться и другие про­ грессивные методы торговли: прием заказов и доставка товаров на дом, продажа по образцам, продажа через автоматы. В системе государственной торгов­ ли области трудится 17 тысяч чело­ век. Такой огромной армии работ­ ников под силу решать задачи, по­ ставленные XX IV съездом КПСС. Необходимо шире развернуть социа­ листическое соревнование за высо­ кую культуру обслуживания, так организовать дело, чтобы максималь­ но удовлетворять спрос населения, обеспечить бесперебойную торговлю всеми товарами. М. ВАРНАВСКИЙ, начальник областного управления торговли. ВЫ С О К И Е Т Е М П Ы М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Я СОФИЯ, 2 нюня. (ТАСС). Ма­ шиностроение — одна из самых динамичных отраслей народного хозяйства Болгарии. Она разви­ вается темпами, которые являют­ ся одними из самых высоких в мире. Ежегодный прирост ее про- дукции на протяжении 10 лет со^ ставлял в среднем 18 процентов. За последние пять лет объем продукции машиностроения в Болгарии возрос более чем в два раза. Доля машиностроения в об­ щем объеме промышленной про­ дукции составила в 1970 году около 20 процентов. Быстро развивается производ­ ство средств автоматизации и связи, вычислительной техники, подъемно-транспортных машин. Центрами машиностроения стали Софийский, Пловдивский, Русен- ский, Габровский и Ловечский ок- руга. Продукция болгарского маши­ ностроения пользуется признани­ ем на международных рынках. Многие его изделия, такие, в ча­ стности, как универсальный то­ карный станок Софийского заво­ да металлорежущих станков, электротельферы и электромото- кары и другие отвечают лучшим мировым стандартам. Ш 0 1 Ч М И М Ш Я ЗА п МИР р о СОЦИАЛЬНЫЙ р е с с ДЕЛИ, 2 июня. Корр. ТАСС 8. Матяш передает: День борьбы за жизненные права и интересы трудящихся, за мир и социальный прогресс отметила вчера трудо­ вая Индия. По призыву Компартии Индии тысячи рабочих и служа­ щих, представителей интеллиген­ ции и массовых демократических организаций страны вышли на улицы Дели, Калькутты, Мадраса, Бомбея и других крупных про­ мышленных центров республики под лозунгами борьбы за победу сил демократии и прогресса, за проведение радикальных соци­ альных и экономических преобра­ зований, за укрепление индийской внешней политики мира и непри­ соединения. В Дели состоялся многолюдный митинг трудящихся. Затем колон­ ны демонстрантов направились к резиденции премьер-министра страны. В руках участников мани­ фестации — транспаранты: «Кре­ пить национальное единство Ин­ дии», «Землю — безземельным», «Работу — безработным», «На­ ционализировать иностранные банки, нефтяные компании и плантации», «За укрепление свя­ зей с социалистическими страна­ ми». 8 меморандуме, переданном участниками демонстрации главе индийского правительства, содер­ жатся требования проведения в жизнь демократических реформ, Ш А Н Т А Ж ГАВАНА, 2 июня? (ТАСС). Власти Соединенных Штатов под давлением протестов были вы­ нуждены освободить четырех из восьми кубинских рыбаков, неза­ конно задержанных ^ 5 ? мая в международных водах" береговой охраной США. Рыбаки были пе­ реданы на одно из рыболовных судов Кубы. Они рассказали об издевательствах, которым под­ вергались в тюрьме американского города Ки-Уэсте. Тюремная адми­ нистрация прибегала к открытому шантажу и запугиванию моряков. На Кубе продолжается кампа­ ния за освобождение рыбаков, все еще находящихся в американ­ ской тюрьме. В стране проходят митинги и демонстрации проте­ ста против этой новой американ­ ской провокации. ХЛАДНОКРОВНОЕ Корр. УБИЙСТВО НЬЮ-ЙОРК, 2 июня. ТАСС А. Бобиков передает: Становятся известны все новые преступления американской воен­ щины во Вьетнаме. В печать про­ сочились сведения об истреблении солдатами США 40 беззащитных женщин и детей в южновьетнам­ ской деревее Бонгсон в сентябре 1968 года. Бывший в о е н н о с л у ж а щ и й У. Мархоун, который присутство­ вал при расправе «ад мирным на­ селением деревни, заявил в граж­ данском Комитете по расследова­ нию военных преступлений США во Вьетнаме, что женщины и де­ ти «были расстреляны в течение двух минут» солдатами роты, вхо­ дившей в состав 2 -го батальона 503-го пехотного полка 173-й па­ рашютно-десантной бригады. Его показания подтвердил подполков­ ник А. Герберт, являвшийся в то время главным инспектором этой бригады. Мархоун прибыл к месту кро­ вавой трагедии через несколько часов после высадки американ­ ского десанта на побережье в провинции Бииь- динь неподалеку от деревни Бонг- сон. Десантная® протизления, не встретили со­ тая: как никакого «вооруженного противника» в де­ ревне не обнаружили. В ней были только женщины и дети. «Я занимался починкой радио­ станций, когда все началось», — сказал Мархоун. Когда стрельба утихла, он «увидел, что все граж­ данские были мертвы». Мархоун собирало^ доложить о случившемся вышестоящему на­ чальству, однако один из офице­ ров пригрозил ему расправой. ВАШИНГТОН, 2 июня. (ТАСС). Варварские бом­ бардировки Лаоса американскими воздушными пиратами приносят .неисчислимые страдания народу этой страны. В американской печати появляются все новые факты, свидетельствующие об этом. Газета «Вашингтон пост» поместила репортаж своего кор­ респондента из селения Бан­ нинга, расположенного в 20 милях к северу от Вьентьяна, где разме­ стились бывшие жители долины Кувшинов, вынужденные бежать от налетов американской авиации. В А Р В А Р С К А Я В О Й Н А «Когда американские летчики замечали людей, — заявляли бе­ женцы, — самолеты пикировали к земле, атакуя всех без разбора... их целью были селения... многие дома были уничтожены, мы были вынуждены бросить все». Американские официальные ли­ ца заявляют, пишет «Вашингтон пост», что в «безуспешных попыт­ ках удержать этот район в руках правительства», авиация' США со­ гнала из долины Кувшинов десят­ ки тысяч человек. Интенсивность операций амери­ канской авиации В Лаосе вскры­ лась на проходивших в начале прошлого месяца заседаниях се­ натской комиссии по иностранным делам. Выступившие перед чле­ нами комиссии высокопоставлен­ ные чиновники госдепартамента признали, что на протяжении по­ следних двух лет США применя­ ли там гигантские самолеты «В-52», способные нести до 30 тонн бомб. Д И Р Е К Т И В Ы XIV СЪЕЗДА КПЧ ПРАГА, 2 июня. (ТАСС). Опуб­ ликованы Директивы по пятому пятилетнему плану развития на­ родного хозяйства ЧССР на 1971 -—1975 годы, принятые X IV съез­ дом КПЧ. В документе подчерки­ вается, что новая пятилетка ста­ нет серьезным этаном в дальней­ шем развитии и укреплении эко­ номики республики. Будет сделан новый шаг в интеграции экономи­ ки ЧССР и других социалистиче­ ских стран, и в первую очередь Советского Союза- Директивы предусматривают увеличение национального дохода в пятой пятилетке примерно на 28 процентов. Объем промышленно­ го производства в стране возрас­ тет на 34—36 процентов, произ­ водительность труда в промыш­ ленности увеличится на 30—32 процента. Быстрыми темпами бу­ дет расти производство товаров народного потребления, значи­ тельно возрастут реальные дохо­ ды населения. .Р а й: д л я п р е с т у п и л Диалог двух пассажиров в са­ лоне самолета: ) А: «В Иокогаме совсем нет ус­ ловий для нашего бизнеса». Б: «Это так, но есть зато дру­ гое отличное место, где мы долж­ ны начать работать». А: «Какое, босс?» Б: «Окинава»... Я пересказал начальную сцену из гангстерского "фильма, демонст­ рировавшегося на экранах Япо­ нии. В нем повествуется о похож­ дениях гангстерской группы, ле­ тящей на Окинаву, чтобы изучить там обстановку и превратить этот остров в сферу своей деятельно­ сти. Надуманный сюжет, скажете вы? Отнюдь нет. Он основан по­ чти на документальных фактах. Недавно здесь стал известен та­ кой случай. 12 марта из порта Наха .(Окинава) в Кобе вышло судно «Окиносима-мару». На нем тайные агенты полиции арестова­ ли двух респектабельных тури­ стов. При обыске в их каюте иа- шли 5 пистолетов, 1 пулемет и много патронов. Во время допроса было установлено, что «туристы» Харая и Отани принадлежат к дочерней организации . опасной 1 гангстерской банды Ям’агутя-гу- ми. Один из арестованных при­ знался, что за последнее время он пять раз побывал на Окинаве, чтобы приобрести пистолей! 1 К в а - дадить контакты с американскими :«джи-ай» (солдатней). Чем же привлекает гангстеров Оиипава? Дело в том, что обстановка на острове стала весьма благопри­ ятной для деятельности всякого рода преступных элементов. В настоящее время на Окина­ ве находится свыше 100 амери­ канских баз, около 50 тысяч сол­ дат, большинство из которых про­ шло школу грязной войны во Вьетнаме. Моральный дух этого воинства чрезвычайно низок. Местные га­ зеты часто пестрят сообщениями: «У американского военнослужа­ щего украден пистолет», «В доме найдены винтовки и патроны». Купить на острове пистолет не составляет большого труда. Аме­ риканские солдаты легко расста­ ются с оружием, продавая его в барах. Установилась даже цена на пистолет: 20—30 долларов. На территории самой Японии это оружие стоит в десятки раз до­ роже. В прессе то и дело появля­ ются сообщения о преступлениях, совершенных с применением аме­ риканского огнестрельного ору­ жия. В конце прошлого года на острове Рюкю была арестована группа из 18 человек. У них было отобрано около 40 пистолетов американского образца, 3 винтов­ ки М-16, более 1000 патронов. В условиях иностранной окку­ пации острова гангстерские группы пустили на Окинаве прочные кор­ ни. В-настоящее время они владе- .... .Я ■ 8 ——........................... . ют ресторанами и барами, игорны­ ми домами и пивнушками, рабо­ тают в агентствах по найму рабо­ чей силы для военных баз и авто­ ремонтных мастерских, господст­ вуют на черном рынке... Американское присутствие на Окинаве способствует распростра­ нению еще одного социального зла — проституции, которая здесь считается «бизнесом, не требую­ щим капиталовложений» (по-япон­ ски «могоси какаран»). Предста­ вительницы этой профессии высту­ пают против возвращения Окина­ вы Японии. Их не устраивает за­ кон о запрещении проституции, действующий на территории стра­ ны. Широкие возможности занимать­ ся на Окинаве различного рода преступными операциями привле­ кают туда крупнейшие гангстер­ ские организации Японии. Они спе­ шат установить свое влияние до официального возвращения остро­ ва Японии. Но местные бандитские корпорации не собираются усту­ пать «земли обетованной». Вот что заявил владелец трех увеселитель­ ных заведений, он же глава одной из двух крупнейших банд, объеди­ няющей около 450 гангстеров: «Ес­ ли банда Ямагуги-гуми появится на Окинаве, м к будем стрелять из базук. Мы — против возвращения острова. Мы считаем, что это бу­ дет хуже для нас». Как видим, гангстеры, местные и пришлые, от­ лично чувствуют себя под сенью американских оккупантов. А. СЕМИН, { соб. корр. АПН. Токио. К Т О Т Я Н Е Т Н О Р В Е Г И Ю В О Б Щ И Й Р Ы Н О К " против «Общий Народное движение вступления Норвегии в рынок» финансируется исключи­ тельно за счет добровольных, при­ чем довольно скромных взносов своих сторошшков, как правило, не располагающих нежных средств. Норвегия отказалась поддержать эту организацию материально. Чис­ ло сторонников движения, правда, ГДР. Эти установки — «сердце» большого нефтехимического ком­ бината в Шведте. В 1971 году здесь, на Одере будет перерабо­ тано свыше 7 миллионов тонн нефти, поступающей главным об­ разом из Советского Союза по трубопроводу «Дружба». Проект Директив по новому пятилетнёму плану предусматривает дальней­ шее развитие нефтехимии — перс­ пективной отрасли народного хо­ зяйства республики. Фото АДН — ТАСС растет с каждым днем, но зато и расходы у него немалые: на изда­ ние и распространение публика­ ций, разъясняющих цели, которые оно преследует, на аренду помеще­ ний для проведения собраний, на избытком де- разъезды докладчиков и т. д. Официальная другое финансовое по­ ложение у так называемого «Ев­ ропейского движения», активно выступающего за вступление Нор­ вегии в «Общий рынок». В кассу этой организации деньги льются, как из рога изобилия. Кто же эти щедрые жертвовате­ ли, финансирующие деятельность людей, ратующих за отказ Норве­ гии от национального суверените­ та? По сто с лишним тысяч крон осудили «Европейскому движе­ нию» союз норвежских банкоз и союз судовладельцев. Большие суммы поступили и от объедине­ ний норвежских промышленников, торговцев и судоходных и других компаний, даже от Центрального объединения профсоюзов страны. Помимо этого, «Европейскому движению» оказывается ряд льгот и бесплатных услуг, а также пре­ доставляются субсидии, во много раз превышающие прямые поступ­ ления в кассу этой организации. После этого вопрос — кто тянет Норвегию в «Общий рынок»— не требует ответа. К, ВЕСЕНБЕРГ, корр. АПН. Осло. (По телефону). Ч ) В письмах в редакцию читатели спрашивают, в чем причины жи­ вучести религиозных предрассуд­ ков в СССР и каковы пути их преодоления. Публикуемая статья дает ответ на этот вопрос. Н АИБОЛЕЕ глубокие причины существования религии, без ко­ торых ока не могла бы не толь­ ко существовать на протяжении ве­ ков и тысячелетий, но даже возник­ нуть, коренятся не в сознании людей, а в условиях их материальной жизни, в общественном бытии. Религия — плод подавленности людей внешни­ ми силами: в первобытном обществе —стихиями природы, в последующих, классово-антагонистических форма­ циях. включая капитализм, — со­ циальными силами, в особенности, экономическим гнетом, угнетенным положением трудящихся масс. Ясно, что ничего подобного в на­ шей стране нет с тех пор, как победи­ ла социалистическая революция. Со­ циалистическая жизнь при всех труд­ ностях своего становления и разви­ тия свободна от того, чем обуслов­ лено воспроизводство религиозных верований — от стихийности общест­ венного развития и, что самое важ­ ное, от гнета эксплуатации. С побе­ дой социализма в СССР уничтожены самые глубокие причины религии — ее социальные корни, которые порож­ дали религиозные чувства и пред­ ставления на протяжении всей пред­ шествующей истории и порождают сейчас в мире капитализма. Этим, главным образом, и объясняется то, что люди советского общества стали в своем подавляющем большинстве атеистами. Но, поскольку религиозные пред­ рассудки сохраняются в сознании етае значительной части населения и яри социализме, не снимается и воя- О РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ рос об их источниках. Все дело лишь в том, что теперь речь может идти не о причинах, порождающих религиоз­ ные взгляды, а о факторах, сдержи­ вающих естественный для социализма процесс преодоления религии, т. е. о причинах живучести религиозных предрассудков, как пережитков прошлого в сознании людей. К таковым в первую очередь сле­ дует отнести силу привычки, веками укоренившейся традиции. Еще Эн­ гельс указывал на великую консерва­ тивную силу традиции в идеологии вообще, в религиозном сознании в особенности. На это же неоднократ­ но обращал внимание и Ленин. Недооценить значение этой силы при анализе причин живучести рели­ гиозных предрассудков в СССР, где весь строй общественной жизни обус­ ловливает не религиозное, а научно­ атеистическое отражение действи­ тельности, — значит уже в исходном пункте сойти с единственно правиль­ ной позиции и обречь себя на вывод, будто религия и при социализме не столько пережиток прошлого, сколько порождение настоящего, с чем согла­ ситься никак нельзя. Современные формы религиозных верований — христианство, ислам, буддизм, иудаизм и их секты — де­ тища классового эксплуататорского общества. Во всем комплексе идей, свойственных этим религиям, отра­ жается жизнь, построенная на отно­ шениях господства и подчинения, на порабощении большинства меньшин­ ством. Социализм — общество со­ циально равноправных людей. Ему чужды отношения классового господ­ ства и подчинения. Всем строем жиз­ ни он направлен против социально­ го гнета и порабощения. И поэтому естественно, что религия не только не воспроизводится условиями жизни людей при социализме, а и отрицает­ ся ими. И если она тем не менее продолжает свое существование, то причиной этому являются, главным образом, особенности развития само­ го сознания, в том числе и такой его формы, как религия. Последняя в условиях социализма — следствие инерции в развитии сознания, резуль­ тат своеобразной консервации идей, явление пережиточное. С ИЛА веками укоренившейся традиции как одна из причин живучести религиозных пред­ рассудков не сводится к тому, что верующему дорога сама религия, привычен образ жизни, связанный с соблюдением ее предписаний. Ре­ лигия не изолированное явление; за время своего господствующего по­ ложения она глубоко проникла во все сферы идейной жизни общества. Ее печатью так или иначе отмечены и сугубо светские компоненты духовно­ го мира верующего человека. Поэто­ му она может цепляться и цепляется не только за привычки и традиции, непосредственно вытекающие из веры в бога, а и за все то в нашей дейст­ вительности, что ведет свою родо­ словную от прошлого и является следствием тех же условий бытия, которыми была порождена в свое время она сама. Так, пережитки индивидуализма, свойственного идеологии классового, частнособственнического общества, ■подогревают религиозную идею отре­ чения от всего мирского, обществен­ ного ради личного спасения; пере­ житки буржуазного национализма созвучны и родственны религиозной нетерпимости, чувству недоверия и вражды к иноверцам и неверующим; остатки феодально-байского униже­ ния женщины подкрепляют традици­ онную для религии идею неполно­ ценности женщины как человека и т. д. и т. п. Нет того пережитка эк­ сплуататорского общества, который так или иначе не освещала бы рели­ гия и в котором она в свою очередь не находила бы пищу для себя. Про­ блема живучести религиозных пред­ рассудков является, таким образом, составной частью общей проблемы пережитков прошлого в сознании лю­ дей. Но дело, разумеется, не только и сознании, в особенностях его разви­ тия. Было бы неправильно сводить причины живучести религиозных предрассудков исключительно к идей­ ным источникам, в том числе к силе традиции, хотя этот источник и яв­ ляется применительно к условиям со­ циализма главным, решающим. Име­ ют существенное значение и опреде­ ленные факторы материального, в том числе социально-экономического порядка. Известно, что религия нахо­ дит себе место прежде всего там, где больше всего тягот и невзгод повсе­ дневной жизни, где люди страдают от материальной необеспеченности и нужды. В. И, Ленин в одной не ре­ чей, произнесенных вскоре после Ок­ тябрьской .революции, подчеркивал, что «самый глубокий источник рели­ гии — это нищета и темнота» (Поли, собр. Соч., т. 37, стр. Г 86 ). С ОЦИАЛИЗМ корённым обра­ зом меняет материальное поло­ жение трудящихся, неизмери­ мо повышает уровень народного бла­ госостояния и культуры. Трудящиеся нашей страны избавлены от нищеты, от угрозы безработицы, от присущей капитализму постоянной неуверенно­ сти в завтрашнем дне. Но социа­ лизм — первая, низшая ступень ком­ мунистического общества, по выраже­ нию Ленина, — «не полный комму­ низм». При социализме производи­ тельные силы еще не настолько раз­ виты, чтобы полностью удовлетворить материальные потребности людей и гарантировать от тех или иных за­ труднений. Особенно если учесть тот факт, что, социализм начал свою ис­ торию в экономически отсталой стра­ не, какой была дореволюционная Рос­ сия. Ясно, что трудности социалисти­ ческого строительства, в особенности лишения и жертвы, вызванные наше­ ствиями империалистов, не могли не сказаться на религиозных чувствах и настроениях наших верующих, не подкрепить их. В годы Великой Оте­ чественной войны, например, религи­ озные предрассудки заметно оживи­ лись. Однако здесь нельзя упрощать дело. Трудности трудностям рознь. И дело не только и не столько в их степени и остроте, сколько в соци­ альной природе. Религиозные веро­ вания порождаются не материальной необеспеченностью самой по себе, а чувством безысходности и беспер­ спективности в борьбе за их устра­ нение, утратой веры в возможность их преодоления. Фактором, побуж­ дающим обращаться за помощью к неведомому небу, являются не вся­ кие тяготы и невзгоды, а лишь те из них, из которых нет или не видно выхода, которые являются не эпизо­ дом, обусловленным теми илИг ины­ ми привходящими обстоятельствами, а нормой жизни, неодолимой повсе­ дневностью. Именно таковы трудно­ сти жизни масс в условиях классо­ во-эксплуататорского общества. Трудности, с которыми советским людям пришлось иметь дело даже в наиболее напряженные годы социа­ листического строительства, не имели с этим ничего общего. Они носили сугубо временный характер. Массы трудящихся в своем подавляющем большинстве добровольно шли на ограничения и жертвы, сознавая их суровую, но справедливую необходи­ мость. Социальная природа тягот и невзгод была здесь совершенно иной. И поэтому, естественно, они по-ино­ му отражались и в сознании людей. Диалектика этого отражения та­ кова, что суровые испытания в ка­ кой-то мере подогревали и религиоз­ ные настроения, но в гораздо боль­ шей степени закаляли людей, укреп­ ляя их веру в собственные силы, в возможность, несмотря на трудности и преграды, построить достойную человека жизнь, и этим в корне под­ тачивали религию, Имеет свое значение и такой фак­ тор, как остатки присущего классо­ вому обществу экономического нера­ венства, социальной неоднородно­ сти. Поскольку распределение мате­ риальных благ при социализме осу­ ществляется не по потребностям, как это будет при полном коммуниз­ ме, а по труду, то неизбежны еще существенные различия в условиях жизни, в том числе в степени ма­ териальной обеспеченности н уровне культуры людей. В ЕСЬМА показательно то, что основную массу верующих со­ ставляют у нас женщины. Это объясняется не только тем, что трудящаяся женщина в прошлом была наиболее угнетена и поэтому наиболее прочно привязана к рели­ гии, а и тем, что и при социализме при всех достижениях в раскрепо­ щении женщины она в полной мере не освобождена от дополнительных по сравнению с мужчиной домашних забот, ограничивающих ее общест­ венные связи, затрудняющих ее идейно-политическое и культурное развитие. Особенно чувствительна религия к фактам социальной несправедливо­ сти, -таким, как бюрократизм, воло­ кита, бездушное отношение к челове­ ку, ущемляющим его права, нанося­ щим ему моральный и материальный ущерб. В отличие от условий клас­ сово-антагонистического общества, где такого рода факты вытекают из самого общественного строя и поэто­ му в рамках этого строя неодолимы, при социализме с ними ведется бес­ компромиссная ‘борьба как с явлени­ ями, органически чуждьши социали­ стической действительности. На стра­ же социальной справедливости стоят у нас законы социалистического го* (Окончание на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz