Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

13 апреля 1971 г., № 96 (12 9Щ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 МЫ С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ОТМЕЧАЕМ, ЧТО В РЯДЕ НАШИ УЧЕНЫЕ ЗАВОЕВАЛИ ПЕРЕДОВЫЕ ПОЗИЦИИ В У В Е Н Ч А Л И С Ь И С С Л Е Д О В А Н И Я К О С ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ МИРЕ... НОВЫМИ УСПЕХАМИ М О С А . ж * * ' ■'/ - ш % ■&>:-:4V * • Ш Ш Ш т Ш ''У" : Ш ЛИ ПОСЛЕДНИЕ дни перед полетом человека в кос­ мос. Решался вопрос, кому выпадет великая честь за­ нять место в кабине космического корабля. Естествен­ но, каждый из нас горел желанием выполнить столь необыч­ ное задание. — Полетит Юрий Гагарин, — объявили нам решение командования. Все горячо поздравили Юрия. Мы знали: с заданием он справится. Так получилось, что мне довелось много н часто бывать вместе с космонавтбм-один. Не буду говорить избитыми сло­ вами: «меня поражало», «мне было приятно». Скажу так: с Юрием можно было хорошо и спокойно делать любое дело и надежно дружить. Его способность входить, вписываться в коллектив, в среду, быть везде своим человеком располагала к нему людей. Никогда не забуду тот день, когда объявили, что меня наз-. начили дублером Гагарина. Надо ли говорить, насколько я был горд оказанным доверием? Мы приехали на один из заводов. Академик Сергей Павлович Королев, руководивший созданием ракеты-но­ сителя и космического корабля, чело­ век с мужественным, типично рус­ ским лицом, встретил нас приветли­ во. Его внимательный взгляд, уве­ ренная, неторопливая речь говорили о большом уме и силе воли. Сергей Павлович стал объяснять, как создан корабль. — Посмотрите, — говорил он,— ~ корабль покрыт жаропрочной оболочкой. Во время спуска, при входе корабля в плотные слои атмосферы, космонавт мо­ жет увидеть через иллюминаторы, как на поверхности кораб­ ля бушует пламя. Но в кабине температура будет нормальной, не более 20 градусов Цельсия. Стекла в иллюминаторе тоже жаропрочные. В конце беседы С. П. Королев сказал: — Будьте хозяевами на корабле, изучайте его творчески, вносите свои предложения — вам на нем летать. После общего знакомства мы начали изучать корабль бо­ лее углубленно, овладевать' его многочисленными сложными системами и агрегатами. Вот где потребовались знания, при­ обретенные при освоении самолетов в авиационном училище, в полку и в группе космонавтов! Первому космонавту предстояло испытать неизведанное. Полет, несмотря на тщательную подготовку, был связан с определенным риском. Незадолго до полета с нами беседовал Главный маршал авиации Константин Вершинин. Он интересовался всем, что связано с полетом, и, конечно, в первую очередь, нашим мо­ ральным состоянием. — Волнуетесь? Нервничаете? —■ опросил он Юрия. — Есть "немного, товарищ Главный маршал, •— был ответ. —- А по вашему виду незаметно. Значит, прячете волнение там, — он дотронулся рукой до левого борта кителя. — Держусь, — товарищ Главный маршал. Сумею спра­ виться. МЫ С Т Р Е М И В 4 октября 1957 года мир услышал сигналы первого автоматического аппарата, созданного и выведенного на околоземную орбиту трудом и талантом ученых/ ин­ женеров и рабочих Советского Союза. Вслед за первым спутником последовала серия околоземных автоматиче­ ских станций, запущенных в Советском Союзе и США, начавших изучение окрестностей Земли. 12 апреля 1961 года,, гражданин Советского Союза Юрий Гагарин стал первым в истории человеком, пре­ одолевшим земное тяготение и совершившим полет зо- круг нашей планеты. Прошло немногим более 13 лет после запуска перво­ го спутника и 10 лет со дня первого полета человека в космос. Но слова «космос», «космические полеты», «космические исследования» Стали привычными в чело­ веческом обиходе. Околоземные автоматические стан­ ции, созданные для научных исследований и для прак­ тических нужд: метеорологии, связи, навигации, — ужэ становятся обычным рабочим инструментом. Ближай­ шее к Земле небесное тело — Луна исследуется людь­ ми и еще интенсивнее автоматами и не только иссле­ дуется, но и начинает использоваться дли-исследования Солнца и Вселенной. Я имею в виду интересные дан­ ные, полученные от прибора, регистрирующего солнеч­ ные космические лучи, и рентгеновского телескопа, ус­ тановленных на «Луноходе-1». Лазерные отражатели, доставленные на Луну американскими кораблями «Аполлон-11, 12 и 14» и советским «Луноходом-1», позволят детально разобраться в сложных движениях самой Земли, что, кроме чисто познавательного интере­ са, может иметь практическое значение. - Можно указать еще целый ряд блестящих техниче­ ских достижений, связанных с разведкой отдаленных от Земли районов Солнечной системы. Достаточно упо­ мянуть технику получения информации на расстояниях больше сотни миллионов километров. В ближайшие го­ ды мы будем свидетелями увеличения объема информа­ ции и расширения областей космического пространства, куда проникнут аппараты, созданные руками человека. В ряду блестящих экспериментов, проведенных чело­ веком в космосе (выход человека в открытое космиче­ ское пространство, переход из корабля в корабль, сварка в космосе и другие), нужно особо отметить весьма важный для развития космической техники экс­ перимент по полностью автоматической стыковке, осу­ ществленной в 1967—68 годах спутниками «Космос-186 и 188» и «Космос-212 и 213». Освоение ближайших окрестностей нашей планеты подразумевает создание больших орбитальных станций, на которых будут работать люди, станций, действую­ щих длительное время может быть, годы. Это — лета­ ющие лаборатории, оборудование которых может заме­ няться и совершенствоваться. Наряду с самими станци­ ями, будут созданы средства, позволяющие снабжать персонал необходимыми материалами, сменять экипажи и доставлять на Землю результаты экспериментальных работ. Но уже вполне ясно, что для познания Вселенной и нашей планеты тяжелые обитаемые станции вместе с другими средствами космической техники открывают новые возможности. За тысячелетия до начала косми­ ческой эры из всей обширной информации о физических процессах, происходящих за пределами Земли, инфор­ мации, которую несут электромагнитные колебания в диапазоне от гамма-лучей до сверхдлинных радиоволн человек мог пользоваться только малой ее частью, про­ ходящей через атмосферу и магнитосферу Земли в ви димом спектре и некоторых участках радиоволн. Но и эта информация значительно искажалась атмосферой Астрономические и радиоастрономические обсерватории, вынесенные за земную атмосферу, позволят увидеть дальние области, Вселенной, рассмотреть детали небес! ных дел и полудить информацию о процессах, происхо­ дящих там. Начало этому уже положено авт'Ъ’матичг* сними станциями. V Совершенно исключительные возможности открыва­ ются для изучения нашей планеты и процессов, проте­ кающих на ее поверхности и даже в глубинах Земли, путем зондирования с орбитальных станций в широкой области спектров излучения. Эти работы находятся в начальной стадии, но, несомненно, приведут к созданию служб, типа уже существующей космической метеоро­ логии; но с бЗТее широкими задачами управлен'йя хо­ зяйственной деятельностью человека на суше и в оке­ ане. .................. Все больше и больше дел будет у человека в около-' земном космическом пространстве. И все больше будут расширяться осваиваемые им области. Советские автоматы и американские пилотируемые корабли, креме изучения самой Луны, уже начали обо­ рудование этой, созданной природой орбитальной стан­ ции приборами для изучения Солнца и дальних обла­ стей Вселенной. И, конечно, орбита Луны не будет границей для дальнейшего внедрения человека в кос­ мос. Проникновение в космос оказывает глубокое влияние на развитие человеческого общества на Земле. Созда­ ние космической техники дало толчок быстрому разви­ тию' ряда отраслей науки и совершенствованию техно­ логии, что обуславливает научно-технический прогресс и находит применение во многих областях, обслуживаю­ щих земную жизнь. Для полного использования средств, представляемых космической техникой для науки и прикладных задач, кроме совершенствования самой техники, требуется большая работа по созданию новых типов научных приборов, приемников излучения в различных диапазо­ нах длин волн, разработки методов и средств перера­ ботки огромных масс информации й многое другое. Ус­ пехи в этих областях найдут применение и в земной науке и индустрии. Грандиозная общечеловеческая задача — завоевание человеком Солнечной - системы — объединяет мысли всего человечества и является хорошей основой для международного сотрудничества. Примеры такого со­ трудничества многочисленны и продолжают умножать­ ся. Человечество осваивает космос. И день появления на орбите первого спутника, и день полета в космос пер­ вого человека — советского гражданина Юрия Гагари­ на — навсегда останутся важнейшими датами в исто­ рии Человечества, Г. ПЕТРОВ, академик, директор Института космических исследований АН СССР. (АПН). весткой дня: «Как я готов выполнить приказ Родины». С огромным вниманием было выслушано выступление Юрия Гагарина. —- Я рад и горжусь тем, что попал в число первых космо­ навтов... Не пожалею ни сил, ни труда, не посчитаюсь ни с чем, чтобы достойно выполнить задание партии н Правитель­ ства. И вот мы на космодроме. Ясное утро 12 апреля 1961 года. Автобус доставил нас к подножию гигантской ракеты. Че­ рез несколько минут космонавт займет свое место в кабине корабля. Юрий тепло прощается с провожающими его чле­ нами Государственной комиссии, учеными, товарищамн- космонавтами, Мы оба были в скафандрах, обнялись и, как говорили космонавты, «чокнулись» гермошлемами. — Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественни­ ки, люди всех стран и континентов! — обратился Юрий Га­ гарин к провожающим. — Через несколько минут космиче­ ский корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стар- ЮРИЙ ГАГАРИН БЫЛ ПЕРВЫМ том? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением... — Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разо­ браться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно, — отчетливо звучал голос Юрия в тишине. Я не улетал, я был запасным. Но мне казалось, что сло­ ва моего друга, которому выпала честь лететь первым, ис­ ходили из моего сердца. Он говорил об ответственности, ко­ торая выпала на долю космонавта перед его настоящим и будущим. — И если, тем не менее, я решаюсь на этот полет, — про­ должал первый космонавт, — то только потому, что я ком­ мунист, что имею за спиной образцы беспримерного героиз­ ма моих соотечественников — советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа. «Мы не сомневаемся в этом», — подумал я. Закончив выступление, Юрий поднялся в лифте на пло­ щадку, расположенную у входа в кабину космонавта. Он поднял руку, еще раз попрощался: — До скорой встречи! — и скрылся в кабине. Захлопнулся люк. Провожающие, словно завороженные, еще несколько Минут стояли у стартовой площадки. Когда Юрий Гагарин доложил: «Самочувствие хорошее. К старту готов», я снял скафандр, гермошлем' и комбинезон и надел «земную» одежду. Потом прошел на пункт связи. Здесь были мои товарищи-космонавты. Они вели перегово­ ры с Юрием. Не удержался, задал и я своему другу обыч­ ный вопрос о самочувствии. В динамике раздался уверенный, чуть насмешливый-голос Гагарина: — Самочувствие отличное. Дела — как учили. Мы невольно рассмеялись. И было отчего: раз космонавт шутит, значит, он действительно чувствует себя превосходно. Вскоре послышалась команда: — Подъем! — Главное — уверен­ ность. Надо очень ве­ рить в себя, в технику, и тогда выйдешь побе­ дителем из самой слож­ ной обстановки, — на­ путствовал пас Главный маршал. Перед отъездом на космодром состоялось партийное собрание от­ ряда космонавтов с по- Из Отчетного доклада Ц К КПСС X X IV съезду Коммунистической партии Советского Союза, Первый старт первого в мире космического корабля с че­ ловеком на борту! Величественная и грандиозная картина. Зашумели двигатели, подножие ракеты окуталось клубами дыма. С каждой секундой гул двигателей нарастал, а обла­ ко становилось гуще, обширнее. Вот оно уже закрыло до­ брую половину корпуса ракеты-носителя. Внизу бушевало настоящее море дыма н огня. И вот ракета, чуть качнув­ шись, стала медленно уплывать вверх. — Счастливого полета, дружище!.. Сообщения с борта космического корабля были радостны­ ми:. Гагарин переносил условия полета хорошо. Подошло время, когда космическая ракета должна прой­ ти плотные слои атмосферы. Здесь автоматически должен быть сброшен головной обтекатель. Мы напряженно следи­ ли, сработает ли автоматика. Наконец космонавт передал; — Сброс головного обтекателя... Вижу Землю! — Сработала! г - радостно произнес генерал Николай Пе­ трович Каманин. Мы переглянулись, обменявшись доволь­ ными улыбками. Одна за другой отделялись ступе­ ни ракеты. Мы опять услышали ко­ роткий доклад космонавта. Юрий сообщил, что космический корабль вышел на орбиту. Для космонавта наступила полная невесомость. Как он ее перенесет? Все внимание при­ ковано к передачам из космоса. Как себя чувствует Юрий — вот главный вопрос, который волновал всех нас в тот момент. И на него ответил из космоса сам Гагарин: — Полет проходит успешно. Чувство невесомости нормаль­ ное. Самочувствие хорошее. Все приборы, вся система работа­ ют хорошо. Я понял, что он успешно выполняет программу, невесомость не мешает. В это время я вспомнил слова Константина Циол­ ковского: «...Отсутствие тяжести произвольно долгое время будет переноситься человеком без дурных последствий». Из космоса шли все новые сообщения Юрия: — 9 часов 48 минут, полет проходит успешно... Самочувст­ вие хорошее, настроение бодрое. -— Включилась солнечная ориентация. — Полет проходит нормально, орбита расчетная. — Настроение бодрое, продолжаю полет, нахожусь над . Америкой. 4 Предстоял заключительный, самый важный этап полета: сни­ жение и посадка — это, пожалуй, наиболее сложный момент. Ведь у космического корабля нет крыльев, которые смогли бы держать его в атмосфере. Наконец, радио сообщило, что в 10 часов 55 минут косми­ ческий- корабль «Восток» благополучно приземлился в задан­ ном районе. Юрий Гагарин передал с места приземления: «Прошу доло­ жить партии и правительству, что приземление прошло нор­ мально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею». Первый в мире полет человека в космос успешно завершен. Когда мы прилетели в район приземления, мне хотелось как можно быстрее обнять своего друга. Я увидел Юру в плотном окружении людей. Подойти к первому космонавту не было никакой возможности. И все же я осторожно стал протискиваться сквозь толпу. На меня бросали удивленные взгляды. Юра заметил меня в нескольких шагах от себя и бросился навстречу. Мы крепко обнялись. — Доволен? — спросил я. >— Конечно, очень доволен. Скоро н ты испытаешь все это... Г. ТИТОВ, летчик-космонавт-СССР, Герой Советского Союза. ' (АПН). ва вначале в Киевский политехнический инсти­ тут, а затем в МВТУ им. Баумана. В началё^1930 года он успешно закан­ чивает училище и полу­ чает звание инженера- аэромеханика. Одновременно с уче­ бой в МВТУ студент Королев работает на авиационном заводе Мо­ сквы и успевает еще строить планеры собст­ венной конструкции. Он — непременный’ участ­ ник ряда всесоюзных планерных состязаний. В 1929—1930" годах Сергей Королев знако­ мится с трудами К. Э. Циолковского •— осно­ воположника современ­ ной космонавтики и ра­ кетной техники. После встречи с ученым ин­ женер Королев целиком посвящает себя, претво- пространства в интересах прогресса человечества нашла свое; практиче­ ское воплощение. Работы по созда­ нию космических ракет и различных: космических аппаратов как инстру­ мента для исследования космоса, возглавил академик С. П. Королез. 4 октября 1957 года, через восемнад­ цать дней после того, как научная общественность мира отметила’ 100- летие со дня рождения Циолковско­ го, в космос поднялся первый в ми­ ре искусственный спутник Земли., Над планетой Земля взошла заря космической эры. С первых дней космической эры в Советской стране изучение космоса идет одновременно в двух, дополня­ ющих друг друга направлениях: бли­ жайшие к Земле небесные тела Л у ­ на, Венера, Марс исследуются при помощи автоматических аппаратов. На кораблях «Восток», «Восход» и «Союз», пилотируемых яетчиками- космонавтами, осваивается близле­ жащее космическое пространство, от­ рабатывается техника, изучается влияние космических факторов на перимент, открывший путь новому направлению в мировом космоплава­ нии. Космонавт Алексей Леонов под руководством командира корабля «Восход-2» Павла Беляева впервые покинул борт корабля и совершил в скафандре «прогулку» в космической бездне. Все последующие месяцы 1965 го­ да С. П. Королев вплотную зани­ мался подготовкой к старту автома­ тической станции «Луна-9». Однако ему не суждено было увидеть ее триумфа. 14 января 1966 года акаде­ мик С. П. Королев скончался. «Лу­ на-9»,; ..загущенная его соратниками и учениками, достигла Луны и мягко спустилась на ее поверхность. Эго крупное достижение, по существу, проложило путь человеку на Луну. Идеи, разработки большого кол­ лектива ученых, инженеров, долгое время возглавлявшегося С. П. Коро­ левым, нашли свое отражение и в космических исследованиях наших дней — полетах кораблей «Союз», автоматической станции «Луна-16», доставившей на Землю лунный УЧЕНЫЙ- КОММУНИСТ УДУШИЙ конструктор Сергей Павлович Королев родился в самом конце 1906 года в древнем украинском городе Жито­ мире в семье учителей Марии и Пав­ ла Королевых. Мать — Мария Ни­ колаевна жива и поныне. Детство и юность Сергея Королева прошли в Одессе. Октябрьская революция, власть рабочих и крестьян открыли любознательному юноше широкую дорогу к знаниям. В 1924 году, окон­ чив строительную профессиональную школу, Сергей Королев некоторое время работает рабочим-строителем. В те же годы он страстно увлекает­ ся планеризмом. Желание строить самолеты и ле­ тать на них привело Сергея Короле- В Т Е Д Н И Н А К О С М О Д Р О М Е 12 апреля 1961 года останется одним из самых ярких и впечат­ ляющих событий в моей жизни. В этот день были подведены итоги большому и исключительно на­ пряженному этапу испытаний кос­ мических кораблей нового типа. Они отличались от других косми­ ческих аппаратов сложностью и одновременно повышенной на­ дежностью всех систем, обеспечи­ вающих нормальную жизнедея­ тельность человека в космосе и возвращение его на Землю. Для меня все началось с того времени, когда я был направлен в командировку с задачей изучения космического корабля «Восток» в процессе его заводских испыта­ ний. Но самое жаркое время для нас, испытателей, наступило в тот месяц, когда корабль прибыл на космодром. Длилось оно до тех пор, пока несколько пусков аппа­ рата с животными и манекенами на борту не показали даже са­ мым придирчивым (первым был академик С. П. Королев, непо­ средственно -руководивший испы­ таниями), что все системы рабо­ тают безотказно. Испытатели ^ра­ ботали с огромным воодушевле­ нием. Бывали, конечно, н ошибки в работе. Отстранение от испыта­ ний даже на небольшой срок счи­ талось у нас наивысшей мерой наказания. Но очень неприятная по своим последствиям ошибка прощалась, если он честно и не­ медленно докладывал о ней. Че­ стность для испытателя—превыше всего. К тому времени мы уже были знакомы с отрядом первых кос­ монавтов. Часто встречались с ними на испытаниях, помогали готовиться к полету. Пригляды­ ваясь к ним, пытались предуга­ дать, кто же из них будет пер­ вым. Нас поражала в летчиках спокойная деловитость, отсутствие и тени сомнения в успехе полета. Такое уверенное спокойствие не покидало и Юрия Гагарина, ут­ вержденного государственной ко­ миссией командиром первого ко­ рабля «Восток». Таким он был и последние минуты перед стартом, таким он был и в кабине кораб­ ля. Сидя у пульта управления и контроля, наблюдай за медицин­ скими. приборами, регистрирую­ щими состояние космонавта, один из товарищей заметил, что у нас, оставшихся на Земле, пульс на­ верняка в два раза выше нормы, а Юра как будто у себя дома! И когда сразу же после отрыва ра­ кеты от стартовой системы раз­ дался голос Гагарина «поехали», все были просто восхищены им. После запуска мы не расходи­ лись со стартовой площадки, жда­ ли сообщения с места посадки. Все, конечно, волновались за Юру и, кроме этого, каждый в отдельности переживал за ту систему или тот участок работы, за который отвечал при подготов­ ке корабля к полету. 15 апреля, после митинга на за­ воде, где был изготовлен корабль «Восток», мой товарищ В ик то р Беркутов, испытатель ракеты-но­ сителя, которая вывела «Восток» на орбиту, начал давать присут­ ствующим автографы наряду с Ю. Гагариным. Я понял: значит мы оправдали доверие конструк­ торов и рабочих, если им дороги автографы и испытателей. Вл. ЯРОШЕНКО, внженер-испытатель, (ТАСС). якягаяетгг рению в жизнь его важнейших идеи. С этой целью в 1932 году С. П. Коро­ лев вместе с другими энтузиастами ракетного дела — Ф. А. Цандером, М. К. Тих-онравозым, Ю. А. Победо­ носцевым создает научно-исследова­ тельскую опытно-конструкторскую организацию по разработке ракет и двигателей. Она получает название: «Группа изучения реактивного дви­ жения (ГЙРД)». Руководителем .новой организации назначается ин­ женер Королев. Первый заслуженный успех при­ шел в 1933 году. 17 августа в небо поднялась первая отечественная жидкостная ракета конструкции М. К. Тихонравова. Она была по­ строена и испытана под руководст­ вом С. П. Королева. В те дни он уверенно писал.- «Советские ракеты должны победить пространство!». В первый военный год С. П. Ко­ ролев работает в авиационной про­ мышленности. Позднее он назначает­ ся заместителем 'главного конструк­ тора двигателей и занимается раз­ работкой и испытанием в полетных условиях жидкостных ракетных ус­ корителей для боевых машин. В первые послевоенные годы С. П. Королев снова пришел к конструи­ рованию ракет. Это объясняется тем, что Центральный Комитет пар­ тии и Советское правительство на­ правили усилия ученых на создание надежного щита Родины. Крупней­ шие советские ученые-атомники, воз­ главляемые И. В. Курчатовым, раз­ рабатывают ядерное оружие, а С. II. Королев возглавил один из коллек­ тивов ракетчиков. Накануне 30-летня Советской власти состоялись первые полеты, управляемых ракет, В авг}'- сте 1957 года ТАСС сообщил о том, что в Советском Союзе осуществлен запуск сверхдальней, межконтинен­ тальной, многоступенчатой, балли­ стической ракеты. В конце пятидесятых годов идея в широком использовании ракет для изучения ж освоения космического организм человека, решаются задачи практического использования космо­ са1для блага людей. Сюда входят прогнозирование погоды, навигация, космические средства связи — теле­ фон, телеграф, телевидение. Первые пилотируемые корабли, автоматиче­ ские станции «Луна», «Зонд», многие спутники серии «Космос», «Молния», «Электрон» создавались в 1959— 1965 годах’ под руководством академика С. П. Королева. Навсегда вощла в историю космо­ навтики ракетно-космическая систе­ ма «Восток», которая подняла 12 ап­ реля 1961 года в околоземное поо- странство Юрия Гагарина. Этим бы­ ло положено начало полетам чело­ века в космос.' Вслед за Гагариным космические трассы вокруг Земли проложили Терман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович, Вале­ рий Быковский и первая в мире жен­ щина-космонавт' Валентина Терешко­ ва, Владимир Комаров, ученый Кон­ стантин Феоктистов и врач Борис Егоров. В марте 1965 года советские ученые осуществили уникальный экс- грунт, в знамени­ том рейде по по­ верхности Селены первого лунохо­ да, в успешной передаче научной информации с по­ верхности плане­ ты Венера авто­ матической стан­ цией «Венера-7». Во время бесед с журналистами о первых итогах изучения космоса ученый-коммунист С. П. Королев не­ изменно говорил: «Не забывайте: все, что сделано, делается и будет сделано по созданию ракет-носите­ лей, космических кораблей, подго­ товке космонавтов — это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов — людей подлинного таланта. Прошу это всегда помнить... Надо рассказывать о многих десят­ ках людей, воспитанных нашим на­ родом, нашей Партией». А. РОМАНОВ, обозреватель ТАСС, На верхнем снимке: портрет академика С. П. Королева, вы­ полненный художницей Ингой Су- щинийой (из кусков различных пород дерева) — подарок учено­ му от его сотрудников. На нижнем снимке: письменный стол в домашнем кабинете С Я. Королева. ; (фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz