Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
13 апреля 1971 г., № 96 (12 9Щ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 МЫ С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ОТМЕЧАЕМ, ЧТО В РЯДЕ НАШИ УЧЕНЫЕ ЗАВОЕВАЛИ ПЕРЕДОВЫЕ ПОЗИЦИИ В У В Е Н Ч А Л И С Ь И С С Л Е Д О В А Н И Я К О С ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ МИРЕ... НОВЫМИ УСПЕХАМИ М О С А . ж * * ' ■'/ - ш % ■&>:-:4V * • Ш Ш Ш т Ш ''У" : Ш ЛИ ПОСЛЕДНИЕ дни перед полетом человека в кос мос. Решался вопрос, кому выпадет великая честь за нять место в кабине космического корабля. Естествен но, каждый из нас горел желанием выполнить столь необыч ное задание. — Полетит Юрий Гагарин, — объявили нам решение командования. Все горячо поздравили Юрия. Мы знали: с заданием он справится. Так получилось, что мне довелось много н часто бывать вместе с космонавтбм-один. Не буду говорить избитыми сло вами: «меня поражало», «мне было приятно». Скажу так: с Юрием можно было хорошо и спокойно делать любое дело и надежно дружить. Его способность входить, вписываться в коллектив, в среду, быть везде своим человеком располагала к нему людей. Никогда не забуду тот день, когда объявили, что меня наз-. начили дублером Гагарина. Надо ли говорить, насколько я был горд оказанным доверием? Мы приехали на один из заводов. Академик Сергей Павлович Королев, руководивший созданием ракеты-но сителя и космического корабля, чело век с мужественным, типично рус ским лицом, встретил нас приветли во. Его внимательный взгляд, уве ренная, неторопливая речь говорили о большом уме и силе воли. Сергей Павлович стал объяснять, как создан корабль. — Посмотрите, — говорил он,— ~ корабль покрыт жаропрочной оболочкой. Во время спуска, при входе корабля в плотные слои атмосферы, космонавт мо жет увидеть через иллюминаторы, как на поверхности кораб ля бушует пламя. Но в кабине температура будет нормальной, не более 20 градусов Цельсия. Стекла в иллюминаторе тоже жаропрочные. В конце беседы С. П. Королев сказал: — Будьте хозяевами на корабле, изучайте его творчески, вносите свои предложения — вам на нем летать. После общего знакомства мы начали изучать корабль бо лее углубленно, овладевать' его многочисленными сложными системами и агрегатами. Вот где потребовались знания, при обретенные при освоении самолетов в авиационном училище, в полку и в группе космонавтов! Первому космонавту предстояло испытать неизведанное. Полет, несмотря на тщательную подготовку, был связан с определенным риском. Незадолго до полета с нами беседовал Главный маршал авиации Константин Вершинин. Он интересовался всем, что связано с полетом, и, конечно, в первую очередь, нашим мо ральным состоянием. — Волнуетесь? Нервничаете? —■ опросил он Юрия. — Есть "немного, товарищ Главный маршал, •— был ответ. —- А по вашему виду незаметно. Значит, прячете волнение там, — он дотронулся рукой до левого борта кителя. — Держусь, — товарищ Главный маршал. Сумею спра виться. МЫ С Т Р Е М И В 4 октября 1957 года мир услышал сигналы первого автоматического аппарата, созданного и выведенного на околоземную орбиту трудом и талантом ученых/ ин женеров и рабочих Советского Союза. Вслед за первым спутником последовала серия околоземных автоматиче ских станций, запущенных в Советском Союзе и США, начавших изучение окрестностей Земли. 12 апреля 1961 года,, гражданин Советского Союза Юрий Гагарин стал первым в истории человеком, пре одолевшим земное тяготение и совершившим полет зо- круг нашей планеты. Прошло немногим более 13 лет после запуска перво го спутника и 10 лет со дня первого полета человека в космос. Но слова «космос», «космические полеты», «космические исследования» Стали привычными в чело веческом обиходе. Околоземные автоматические стан ции, созданные для научных исследований и для прак тических нужд: метеорологии, связи, навигации, — ужэ становятся обычным рабочим инструментом. Ближай шее к Земле небесное тело — Луна исследуется людь ми и еще интенсивнее автоматами и не только иссле дуется, но и начинает использоваться дли-исследования Солнца и Вселенной. Я имею в виду интересные дан ные, полученные от прибора, регистрирующего солнеч ные космические лучи, и рентгеновского телескопа, ус тановленных на «Луноходе-1». Лазерные отражатели, доставленные на Луну американскими кораблями «Аполлон-11, 12 и 14» и советским «Луноходом-1», позволят детально разобраться в сложных движениях самой Земли, что, кроме чисто познавательного интере са, может иметь практическое значение. - Можно указать еще целый ряд блестящих техниче ских достижений, связанных с разведкой отдаленных от Земли районов Солнечной системы. Достаточно упо мянуть технику получения информации на расстояниях больше сотни миллионов километров. В ближайшие го ды мы будем свидетелями увеличения объема информа ции и расширения областей космического пространства, куда проникнут аппараты, созданные руками человека. В ряду блестящих экспериментов, проведенных чело веком в космосе (выход человека в открытое космиче ское пространство, переход из корабля в корабль, сварка в космосе и другие), нужно особо отметить весьма важный для развития космической техники экс перимент по полностью автоматической стыковке, осу ществленной в 1967—68 годах спутниками «Космос-186 и 188» и «Космос-212 и 213». Освоение ближайших окрестностей нашей планеты подразумевает создание больших орбитальных станций, на которых будут работать люди, станций, действую щих длительное время может быть, годы. Это — лета ющие лаборатории, оборудование которых может заме няться и совершенствоваться. Наряду с самими станци ями, будут созданы средства, позволяющие снабжать персонал необходимыми материалами, сменять экипажи и доставлять на Землю результаты экспериментальных работ. Но уже вполне ясно, что для познания Вселенной и нашей планеты тяжелые обитаемые станции вместе с другими средствами космической техники открывают новые возможности. За тысячелетия до начала косми ческой эры из всей обширной информации о физических процессах, происходящих за пределами Земли, инфор мации, которую несут электромагнитные колебания в диапазоне от гамма-лучей до сверхдлинных радиоволн человек мог пользоваться только малой ее частью, про ходящей через атмосферу и магнитосферу Земли в ви димом спектре и некоторых участках радиоволн. Но и эта информация значительно искажалась атмосферой Астрономические и радиоастрономические обсерватории, вынесенные за земную атмосферу, позволят увидеть дальние области, Вселенной, рассмотреть детали небес! ных дел и полудить информацию о процессах, происхо дящих там. Начало этому уже положено авт'Ъ’матичг* сними станциями. V Совершенно исключительные возможности открыва ются для изучения нашей планеты и процессов, проте кающих на ее поверхности и даже в глубинах Земли, путем зондирования с орбитальных станций в широкой области спектров излучения. Эти работы находятся в начальной стадии, но, несомненно, приведут к созданию служб, типа уже существующей космической метеоро логии; но с бЗТее широкими задачами управлен'йя хо зяйственной деятельностью человека на суше и в оке ане. .................. Все больше и больше дел будет у человека в около-' земном космическом пространстве. И все больше будут расширяться осваиваемые им области. Советские автоматы и американские пилотируемые корабли, креме изучения самой Луны, уже начали обо рудование этой, созданной природой орбитальной стан ции приборами для изучения Солнца и дальних обла стей Вселенной. И, конечно, орбита Луны не будет границей для дальнейшего внедрения человека в кос мос. Проникновение в космос оказывает глубокое влияние на развитие человеческого общества на Земле. Созда ние космической техники дало толчок быстрому разви тию' ряда отраслей науки и совершенствованию техно логии, что обуславливает научно-технический прогресс и находит применение во многих областях, обслуживаю щих земную жизнь. Для полного использования средств, представляемых космической техникой для науки и прикладных задач, кроме совершенствования самой техники, требуется большая работа по созданию новых типов научных приборов, приемников излучения в различных диапазо нах длин волн, разработки методов и средств перера ботки огромных масс информации й многое другое. Ус пехи в этих областях найдут применение и в земной науке и индустрии. Грандиозная общечеловеческая задача — завоевание человеком Солнечной - системы — объединяет мысли всего человечества и является хорошей основой для международного сотрудничества. Примеры такого со трудничества многочисленны и продолжают умножать ся. Человечество осваивает космос. И день появления на орбите первого спутника, и день полета в космос пер вого человека — советского гражданина Юрия Гагари на — навсегда останутся важнейшими датами в исто рии Человечества, Г. ПЕТРОВ, академик, директор Института космических исследований АН СССР. (АПН). весткой дня: «Как я готов выполнить приказ Родины». С огромным вниманием было выслушано выступление Юрия Гагарина. —- Я рад и горжусь тем, что попал в число первых космо навтов... Не пожалею ни сил, ни труда, не посчитаюсь ни с чем, чтобы достойно выполнить задание партии н Правитель ства. И вот мы на космодроме. Ясное утро 12 апреля 1961 года. Автобус доставил нас к подножию гигантской ракеты. Че рез несколько минут космонавт займет свое место в кабине корабля. Юрий тепло прощается с провожающими его чле нами Государственной комиссии, учеными, товарищамн- космонавтами, Мы оба были в скафандрах, обнялись и, как говорили космонавты, «чокнулись» гермошлемами. — Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественни ки, люди всех стран и континентов! — обратился Юрий Га гарин к провожающим. — Через несколько минут космиче ский корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стар- ЮРИЙ ГАГАРИН БЫЛ ПЕРВЫМ том? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением... — Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разо браться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно, — отчетливо звучал голос Юрия в тишине. Я не улетал, я был запасным. Но мне казалось, что сло ва моего друга, которому выпала честь лететь первым, ис ходили из моего сердца. Он говорил об ответственности, ко торая выпала на долю космонавта перед его настоящим и будущим. — И если, тем не менее, я решаюсь на этот полет, — про должал первый космонавт, — то только потому, что я ком мунист, что имею за спиной образцы беспримерного героиз ма моих соотечественников — советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа. «Мы не сомневаемся в этом», — подумал я. Закончив выступление, Юрий поднялся в лифте на пло щадку, расположенную у входа в кабину космонавта. Он поднял руку, еще раз попрощался: — До скорой встречи! — и скрылся в кабине. Захлопнулся люк. Провожающие, словно завороженные, еще несколько Минут стояли у стартовой площадки. Когда Юрий Гагарин доложил: «Самочувствие хорошее. К старту готов», я снял скафандр, гермошлем' и комбинезон и надел «земную» одежду. Потом прошел на пункт связи. Здесь были мои товарищи-космонавты. Они вели перегово ры с Юрием. Не удержался, задал и я своему другу обыч ный вопрос о самочувствии. В динамике раздался уверенный, чуть насмешливый-голос Гагарина: — Самочувствие отличное. Дела — как учили. Мы невольно рассмеялись. И было отчего: раз космонавт шутит, значит, он действительно чувствует себя превосходно. Вскоре послышалась команда: — Подъем! — Главное — уверен ность. Надо очень ве рить в себя, в технику, и тогда выйдешь побе дителем из самой слож ной обстановки, — на путствовал пас Главный маршал. Перед отъездом на космодром состоялось партийное собрание от ряда космонавтов с по- Из Отчетного доклада Ц К КПСС X X IV съезду Коммунистической партии Советского Союза, Первый старт первого в мире космического корабля с че ловеком на борту! Величественная и грандиозная картина. Зашумели двигатели, подножие ракеты окуталось клубами дыма. С каждой секундой гул двигателей нарастал, а обла ко становилось гуще, обширнее. Вот оно уже закрыло до брую половину корпуса ракеты-носителя. Внизу бушевало настоящее море дыма н огня. И вот ракета, чуть качнув шись, стала медленно уплывать вверх. — Счастливого полета, дружище!.. Сообщения с борта космического корабля были радостны ми:. Гагарин переносил условия полета хорошо. Подошло время, когда космическая ракета должна прой ти плотные слои атмосферы. Здесь автоматически должен быть сброшен головной обтекатель. Мы напряженно следи ли, сработает ли автоматика. Наконец космонавт передал; — Сброс головного обтекателя... Вижу Землю! — Сработала! г - радостно произнес генерал Николай Пе трович Каманин. Мы переглянулись, обменявшись доволь ными улыбками. Одна за другой отделялись ступе ни ракеты. Мы опять услышали ко роткий доклад космонавта. Юрий сообщил, что космический корабль вышел на орбиту. Для космонавта наступила полная невесомость. Как он ее перенесет? Все внимание при ковано к передачам из космоса. Как себя чувствует Юрий — вот главный вопрос, который волновал всех нас в тот момент. И на него ответил из космоса сам Гагарин: — Полет проходит успешно. Чувство невесомости нормаль ное. Самочувствие хорошее. Все приборы, вся система работа ют хорошо. Я понял, что он успешно выполняет программу, невесомость не мешает. В это время я вспомнил слова Константина Циол ковского: «...Отсутствие тяжести произвольно долгое время будет переноситься человеком без дурных последствий». Из космоса шли все новые сообщения Юрия: — 9 часов 48 минут, полет проходит успешно... Самочувст вие хорошее, настроение бодрое. -— Включилась солнечная ориентация. — Полет проходит нормально, орбита расчетная. — Настроение бодрое, продолжаю полет, нахожусь над . Америкой. 4 Предстоял заключительный, самый важный этап полета: сни жение и посадка — это, пожалуй, наиболее сложный момент. Ведь у космического корабля нет крыльев, которые смогли бы держать его в атмосфере. Наконец, радио сообщило, что в 10 часов 55 минут косми ческий- корабль «Восток» благополучно приземлился в задан ном районе. Юрий Гагарин передал с места приземления: «Прошу доло жить партии и правительству, что приземление прошло нор мально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею». Первый в мире полет человека в космос успешно завершен. Когда мы прилетели в район приземления, мне хотелось как можно быстрее обнять своего друга. Я увидел Юру в плотном окружении людей. Подойти к первому космонавту не было никакой возможности. И все же я осторожно стал протискиваться сквозь толпу. На меня бросали удивленные взгляды. Юра заметил меня в нескольких шагах от себя и бросился навстречу. Мы крепко обнялись. — Доволен? — спросил я. >— Конечно, очень доволен. Скоро н ты испытаешь все это... Г. ТИТОВ, летчик-космонавт-СССР, Герой Советского Союза. ' (АПН). ва вначале в Киевский политехнический инсти тут, а затем в МВТУ им. Баумана. В началё^1930 года он успешно закан чивает училище и полу чает звание инженера- аэромеханика. Одновременно с уче бой в МВТУ студент Королев работает на авиационном заводе Мо сквы и успевает еще строить планеры собст венной конструкции. Он — непременный’ участ ник ряда всесоюзных планерных состязаний. В 1929—1930" годах Сергей Королев знако мится с трудами К. Э. Циолковского •— осно воположника современ ной космонавтики и ра кетной техники. После встречи с ученым ин женер Королев целиком посвящает себя, претво- пространства в интересах прогресса человечества нашла свое; практиче ское воплощение. Работы по созда нию космических ракет и различных: космических аппаратов как инстру мента для исследования космоса, возглавил академик С. П. Королез. 4 октября 1957 года, через восемнад цать дней после того, как научная общественность мира отметила’ 100- летие со дня рождения Циолковско го, в космос поднялся первый в ми ре искусственный спутник Земли., Над планетой Земля взошла заря космической эры. С первых дней космической эры в Советской стране изучение космоса идет одновременно в двух, дополня ющих друг друга направлениях: бли жайшие к Земле небесные тела Л у на, Венера, Марс исследуются при помощи автоматических аппаратов. На кораблях «Восток», «Восход» и «Союз», пилотируемых яетчиками- космонавтами, осваивается близле жащее космическое пространство, от рабатывается техника, изучается влияние космических факторов на перимент, открывший путь новому направлению в мировом космоплава нии. Космонавт Алексей Леонов под руководством командира корабля «Восход-2» Павла Беляева впервые покинул борт корабля и совершил в скафандре «прогулку» в космической бездне. Все последующие месяцы 1965 го да С. П. Королев вплотную зани мался подготовкой к старту автома тической станции «Луна-9». Однако ему не суждено было увидеть ее триумфа. 14 января 1966 года акаде мик С. П. Королев скончался. «Лу на-9»,; ..загущенная его соратниками и учениками, достигла Луны и мягко спустилась на ее поверхность. Эго крупное достижение, по существу, проложило путь человеку на Луну. Идеи, разработки большого кол лектива ученых, инженеров, долгое время возглавлявшегося С. П. Коро левым, нашли свое отражение и в космических исследованиях наших дней — полетах кораблей «Союз», автоматической станции «Луна-16», доставившей на Землю лунный УЧЕНЫЙ- КОММУНИСТ УДУШИЙ конструктор Сергей Павлович Королев родился в самом конце 1906 года в древнем украинском городе Жито мире в семье учителей Марии и Пав ла Королевых. Мать — Мария Ни колаевна жива и поныне. Детство и юность Сергея Королева прошли в Одессе. Октябрьская революция, власть рабочих и крестьян открыли любознательному юноше широкую дорогу к знаниям. В 1924 году, окон чив строительную профессиональную школу, Сергей Королев некоторое время работает рабочим-строителем. В те же годы он страстно увлекает ся планеризмом. Желание строить самолеты и ле тать на них привело Сергея Короле- В Т Е Д Н И Н А К О С М О Д Р О М Е 12 апреля 1961 года останется одним из самых ярких и впечат ляющих событий в моей жизни. В этот день были подведены итоги большому и исключительно на пряженному этапу испытаний кос мических кораблей нового типа. Они отличались от других косми ческих аппаратов сложностью и одновременно повышенной на дежностью всех систем, обеспечи вающих нормальную жизнедея тельность человека в космосе и возвращение его на Землю. Для меня все началось с того времени, когда я был направлен в командировку с задачей изучения космического корабля «Восток» в процессе его заводских испыта ний. Но самое жаркое время для нас, испытателей, наступило в тот месяц, когда корабль прибыл на космодром. Длилось оно до тех пор, пока несколько пусков аппа рата с животными и манекенами на борту не показали даже са мым придирчивым (первым был академик С. П. Королев, непо средственно -руководивший испы таниями), что все системы рабо тают безотказно. Испытатели ^ра ботали с огромным воодушевле нием. Бывали, конечно, н ошибки в работе. Отстранение от испыта ний даже на небольшой срок счи талось у нас наивысшей мерой наказания. Но очень неприятная по своим последствиям ошибка прощалась, если он честно и не медленно докладывал о ней. Че стность для испытателя—превыше всего. К тому времени мы уже были знакомы с отрядом первых кос монавтов. Часто встречались с ними на испытаниях, помогали готовиться к полету. Пригляды ваясь к ним, пытались предуга дать, кто же из них будет пер вым. Нас поражала в летчиках спокойная деловитость, отсутствие и тени сомнения в успехе полета. Такое уверенное спокойствие не покидало и Юрия Гагарина, ут вержденного государственной ко миссией командиром первого ко рабля «Восток». Таким он был и последние минуты перед стартом, таким он был и в кабине кораб ля. Сидя у пульта управления и контроля, наблюдай за медицин скими. приборами, регистрирую щими состояние космонавта, один из товарищей заметил, что у нас, оставшихся на Земле, пульс на верняка в два раза выше нормы, а Юра как будто у себя дома! И когда сразу же после отрыва ра кеты от стартовой системы раз дался голос Гагарина «поехали», все были просто восхищены им. После запуска мы не расходи лись со стартовой площадки, жда ли сообщения с места посадки. Все, конечно, волновались за Юру и, кроме этого, каждый в отдельности переживал за ту систему или тот участок работы, за который отвечал при подготов ке корабля к полету. 15 апреля, после митинга на за воде, где был изготовлен корабль «Восток», мой товарищ В ик то р Беркутов, испытатель ракеты-но сителя, которая вывела «Восток» на орбиту, начал давать присут ствующим автографы наряду с Ю. Гагариным. Я понял: значит мы оправдали доверие конструк торов и рабочих, если им дороги автографы и испытателей. Вл. ЯРОШЕНКО, внженер-испытатель, (ТАСС). якягаяетгг рению в жизнь его важнейших идеи. С этой целью в 1932 году С. П. Коро лев вместе с другими энтузиастами ракетного дела — Ф. А. Цандером, М. К. Тих-онравозым, Ю. А. Победо носцевым создает научно-исследова тельскую опытно-конструкторскую организацию по разработке ракет и двигателей. Она получает название: «Группа изучения реактивного дви жения (ГЙРД)». Руководителем .новой организации назначается ин женер Королев. Первый заслуженный успех при шел в 1933 году. 17 августа в небо поднялась первая отечественная жидкостная ракета конструкции М. К. Тихонравова. Она была по строена и испытана под руководст вом С. П. Королева. В те дни он уверенно писал.- «Советские ракеты должны победить пространство!». В первый военный год С. П. Ко ролев работает в авиационной про мышленности. Позднее он назначает ся заместителем 'главного конструк тора двигателей и занимается раз работкой и испытанием в полетных условиях жидкостных ракетных ус корителей для боевых машин. В первые послевоенные годы С. П. Королев снова пришел к конструи рованию ракет. Это объясняется тем, что Центральный Комитет пар тии и Советское правительство на правили усилия ученых на создание надежного щита Родины. Крупней шие советские ученые-атомники, воз главляемые И. В. Курчатовым, раз рабатывают ядерное оружие, а С. II. Королев возглавил один из коллек тивов ракетчиков. Накануне 30-летня Советской власти состоялись первые полеты, управляемых ракет, В авг}'- сте 1957 года ТАСС сообщил о том, что в Советском Союзе осуществлен запуск сверхдальней, межконтинен тальной, многоступенчатой, балли стической ракеты. В конце пятидесятых годов идея в широком использовании ракет для изучения ж освоения космического организм человека, решаются задачи практического использования космо са1для блага людей. Сюда входят прогнозирование погоды, навигация, космические средства связи — теле фон, телеграф, телевидение. Первые пилотируемые корабли, автоматиче ские станции «Луна», «Зонд», многие спутники серии «Космос», «Молния», «Электрон» создавались в 1959— 1965 годах’ под руководством академика С. П. Королева. Навсегда вощла в историю космо навтики ракетно-космическая систе ма «Восток», которая подняла 12 ап реля 1961 года в околоземное поо- странство Юрия Гагарина. Этим бы ло положено начало полетам чело века в космос.' Вслед за Гагариным космические трассы вокруг Земли проложили Терман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович, Вале рий Быковский и первая в мире жен щина-космонавт' Валентина Терешко ва, Владимир Комаров, ученый Кон стантин Феоктистов и врач Борис Егоров. В марте 1965 года советские ученые осуществили уникальный экс- грунт, в знамени том рейде по по верхности Селены первого лунохо да, в успешной передаче научной информации с по верхности плане ты Венера авто матической стан цией «Венера-7». Во время бесед с журналистами о первых итогах изучения космоса ученый-коммунист С. П. Королев не изменно говорил: «Не забывайте: все, что сделано, делается и будет сделано по созданию ракет-носите лей, космических кораблей, подго товке космонавтов — это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов — людей подлинного таланта. Прошу это всегда помнить... Надо рассказывать о многих десят ках людей, воспитанных нашим на родом, нашей Партией». А. РОМАНОВ, обозреватель ТАСС, На верхнем снимке: портрет академика С. П. Королева, вы полненный художницей Ингой Су- щинийой (из кусков различных пород дерева) — подарок учено му от его сотрудников. На нижнем снимке: письменный стол в домашнем кабинете С Я. Королева. ; (фотохроника ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz