Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

7 апреля 1971 г., 81 (12 945) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 5 X X I V с ъ е з д К о м м у н и с т и ч е с к о й п д р т и и с о в е т с к о г о С о ю з а Продолжение доклада товарища А. Н. ствие мощностей, в прямой зависимости от этого определя­ ются и размеры образуемых у нее поощрительных фондов. В течение пятилетки предстоит завершить перевод всех строи­ тельных организаций на новую систему планирования и эко­ номического стимулирования, перейти на прогрессивные формы расчетов за законченные объекты или этапы работ. Перед работниками строительства стоит ответственная зада­ ча — выполнить задания пятилетки практически без увеличе- чия численности работников, то есть за счет роста производи- ^тельнйсти труда. Для этого необходимо повысить уровень механизации стро- ^ ительных работ. В новом пятилетии намечено увеличить по­ ставки строительным организациям экскаваторов, бульдозе­ ров, скреперов, передвижных кранов на 30—40 процентов и средств малой механизации примерно в два раза. Увеличение сменности, сокращение простоев машин, улучше­ ние технического обслуживания — таковы конкретные пути лучшего использования строительной техники. Следует зна­ чительно увеличить мощности ремонтно-эксплуатационной ба­ зы, повысить ее технический уровень. Большим резервом роста производительности труда являет­ ся сокращение потерь рабочего времени на стройках. Причины потерь кроются, главным образом, в недостатках в организа­ ции строительного производства. Необходимо изучить и широко внедрить передовой опыт организации работ. В частности, заслуживает внимания опыт Минмонтажспецстроя СССР и Минстроя СССР, применивших на Горьковском автомобильном заводе Конвейерный способ сборки и сооружения крупных цехов. В новой пятилетке при возведении зданий и сооружений шире должны использоваться сборные конструкции высокой заводской готовности. Особое значение имеет облегчение веса зданий и сооружений. Сейчас имеется возможность применять в промышленном _ строительстве облегченные металлические конструкции. В те­ чение пятилетки эти возможности значительно расширятся с вводом в действие новых мощностей по производству алюми­ ниевых строительных конструкций. Существенные изменения необходимо внести в структуру производства строительных материалов, увеличить производ­ ство отделочных материалов, изделий с высокой заводской готовностью, теплоизоляционных материалов, а также сани­ тарно-технического оборудования повышенного качества для нужд жилищно-гражданского и производственного строитель­ ства. Дальнейшее развитие должно получить'производство це­ мента, выпуск которого в 1975 году возрастет до 122—127 миллионов тонн, а также стекла, шифера, мягкой кровли, сте­ новых материалов. Черная металлургия увеличит поставки строительным орга­ низациям сталей высокой и повышенной прочности, широхэ- полочных двутавровых балок, гнутых профилей, профилиро­ ванного стального настила. , Необходимо, чтобы химическая промышленность значитель­ но расширила производство н ассортимент синтетических ма­ териалов для строительства н повысила их качество. Надо существенно увеличить производство пенополистирола, лаков, красок и материалов для антикоррозионной защиты конст­ рукций. Лесная и деревообрабатывающая промышленность должна обеспечить более полное удовлетворение потребности строи­ тельных организаций в высококачественных столярных изде­ лиях. Следует сказать, что в ряде районов строительство сдержи­ вается недостаточным производством местных материалов. Необходимо, чтобы Советы Министров союзных республик, Министерство промышленности строительных материалов СССР и строительные министерства предусмотрели в планах развитие этой отрасли производства. Большие задачи стоят перед строительными министерства­ ми по созданию в местах наибольшей концентрации строи­ тельства, особенно в восточных районах страны, специализи­ рованных предприятий по производству строительных конст­ рукций, деталей и монтажных заготовок. Сокращение сроков строительства во многом зависит от комплектной поставки технологического оборудования повы­ шенной заводской готовности в установленные сроки. В этом отношении заслуживает положительной оценки практика комплектной поставки технологических установок Министер­ ством химического и нефтяного машиностроения. На Ново­ московском химическом комбинате установка для производ­ ства-слабой азотной кислоты мощностью 180 тысяч тонн бла­ годаря высокой заводской готовности была введена в дейст­ вие за 15 месяцев вместо 23 месяцев по нормативам. Этому хорошему примеру должны последовать и другие министерст­ ва. С пятилетним планом должны быть утверждены также и планы комплектных поставок оборудования для объектов строительства на 1971— 1975 годы. Сейчас на наших стройках трудится семь миллионе® человек. Центральный Комитет партии и правительство при­ няли решения о расширении подготовки н повышении •квали­ фикации строительных кадроз. Существенно повышена зара­ ботная плата строителей. Им выделяется теперь больше жилья, улучшаются бытовые условия. Все это способствует закреплению кадров строителей. V Перед строителями и монтажниками поставлен^ большие задачи. Позвольте выразить уверенность, что они приложат все усилия для выполнения программы, .намеченной на пяти­ летие. Одним из важнейших условий повышения эффективности общественного производства является правильное размещение производительных сил, обеспечивающее дальнейшее индустри­ альное развитие всех союзных республик, последовательное осуществление ленинской национальной политики. В новой пятилетке предстоит выполнить огромные объемы работ по ускоренному освоению богатых природных ресурсов Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии. Будет формироваться ряд новых промышлен­ ных районов и узлов общесоюзного значения, таких, как За­ падно-Сибирский нефтегазовый, Братско-Усть-Илимский и Саянский в Восточной Сибири, Нурекский в Таджикистане и другие. В восточных районах сосредоточивается строительство новых энергоемких предприятий, главным образом предприя­ тий цветной металлургии и химической промышленности, зна­ чительное развитие получат черная 'Металлургия, глубокая переработка древесины. По предварительным под­ счетам, к концу пятилетки мы будем в состоянии производить здесь 70—73 процента всего алюминия, примерно одну треть целлюлозы и картона и много других энергоемких видов про­ дукции. Для осуществления намеченной программы развития север­ ных и восточных районов необходимо укрепить существующие н создать новые строительные организации в этих районах. Следует предусмотреть опережающие темпы жилищного, ком­ мунального и культурно-бытового строительства, с тем, чтобы создать условия для дальнейшего закрепления здесь квалифи­ цированных кадров. Новая пятилетка будет периодом дальнейшего развития про­ мышленности и сельского хозяйства во всех союзных респуб­ ликах. В подавляющем большинстве республик промышленное производство увеличится на 40—50 процентов и более. Перед, всеми союзными республиками стоят большие задачи по уве­ личению производства продукции сельского хозяйства на базе углубления его специализации. Рациональное размещение производительных сил позволит ускорить темпы хозяйственного строительства, более правиль­ но и полно сочетать общегосударственные интересы с интере­ сами развития союзных республик и экономических районов. I V . СОВЕРШ ЕНСТВОВАНИЕ УП РАВ ЛЕНИЯ И П Л А И И Товарищи! В истекшей 'пятилетке проводились важные ме-Д роприятия, призванные привести формы и методы управления народным хозяйством в соответствие с современным этапом развития социалистической экономики. Главное направление перестройки системы управления определено решениями X X III съезда КПСС. Сентябрьский (1965 года) Пленум Центрально­ го Комитета в постановлении «Об улучшении управления про­ мышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» сформулировал конкретные меры по совершенствованию всего хозяйственного механизма, которые были одобрены X X III съездом. Все это положило начало проведению в нашей стране . хозяйственной реформы, являющейся дальнейшим развитием ленинских принципов социалистического хозяйствования. Итоги восьмой пятилетки свидетельствуют о большом поло­ жительном влиянии новей системы планирования и стимули­ рования на эффективность производства. Мы видим, что в новых условиях резко повысилась заинте­ ресованность коллективов предприятий в экономических ре­ зультатах работы, возросла активность хозяйственных кадров, ширится участие трудящихся в решении вопросов экономики производства. Нельзя, однако, не отметить, что отдельные министерства еще слабо используют новые методы управления производст­ вом. Нередко хозрасчетные права предприятий ущемляются, экономические методы подменяются администрированием. В то же время накопленный опыт позволил выявить и те аспек­ ты хозяйственной реформы, которые нуждаются в дальней­ шем уточнении и развитии. Очевидно, что методы планирова­ ния и стимулирования, критерии оценки деятельности пред­ приятий и объединений должны дальше совершенствоваться, с ^ тем,чтобы усилить воздействие реформы на ускорение научно- / технического прогресса, улучшение качества продукции, рост производительности труда и повысить заинтересованность предприятий, объединений и министерств в более высоких плановых заданиях. Это сейчас самое главное. -- > Хозяйственная реформа — не единовременный акт. Это про­ цесс совершенствования управления хозяйством в целях мак- 4 симального использования всех преимуществ социалистиче­ ского способа производства. В новой пятилетке будет завершен перерод хозрасчетных предприятий и организаций всех отраслей материального про. изводства и сферы обслуживания на новую систему планиро­ вания и стимулирования. Исходя из накопленного опыта, не­ обходимо подвести итоги пройденного этапа реформы и вы,- работать предложения по ее дальнейшему развитию. Советское планирование имеет всемирно признанные дости­ жения. Сложившаяся в условиях новой общественно-экономи­ ческой формации социалистическая система планирования непрерывно развивается в соответствии с требованиями со- циально-экономического прогресса. Назрела потребность в улучшении межотраслевого плани­ рования, значение которого все больше возрастает в связи с необходимостью решения многих крупных народнохозяйствен, ных проблем с участием ряда отраслей хозяйства. В качестве примера приведу автомобилестроение. Намеченный рост про­ изводства автомобилей определяет развитие не только смеж­ ных отраслей промышленности, но и дорожного строительст­ ва, и широкой сети пунктов различного обслуживания, а так­ же соответствующей планировки городов. Другими словами, нам нужны комплексные планы, которые следует разрабаты­ вать не только «по вертикали», но и «по горизонтали». Большое значение для решения комплексных народнохо­ зяйственных проблем имеют долгсхурочные прогнозы. Они должны сыграть важную роль в повышении научной обосно­ ванности долгосрочных перспективных планов. За последнее время нашими научными центрами, Комитетом по науке и технике, Госпланом были составлены, а Советом Министров СССР рассмотрены долгосрочные прогнозы развития транспор­ та, нефтяной и нефтехимической промышленности, мелиорации х химизации сельского хозяйства, прогноз топливного баланса страны. Сейчас рассматривается генеральная схема размеще­ ния производительных сил. На этой основе мы сможем пра­ вильно подойти ч составлению долгосрочного плана развития народного хозяйства СССР, скажем на 10—15 лет, который должен занять важное место в системе планирования. Нам необходима всесторонняя разработка проблем научно- технического прогресса. Должна быть улучшена система пока­ зателей народнохозяйственного плана, ориентирующих все хо. зяйственные звенья на повышение технического уровня произ­ водства, скорейшее внедрение результатов научных исследова­ ний, систематическое обновление продукции. Планы по новой технике должны стать органической составной частью всего народнохозяйственного плана, но вместе с тем и сам народно­ хозяйственный план во всех разделах должен базироваться «а научно-техническом прогрессе. Необходима дальнейшая разработка системы технико-эконо. мяческих нормативов, применяемых в яланироваяш. Мы долж. р о в а н и я -■•.г- хиак.-ь * ны располагать научно обоснованными нормами расхода сырьяу топлива, электроэнергии, материалов, трудовых затрат. Плановые органы должны своевременно проводить пересмотр нормативов, обеспечивая непосредственную связь этих норм с достижениями технического прогресса. Усиление роли долгосрочных планов, всестороннее изучение общественных потребностей и покупательского спроса, сбалан­ сирование развития всех отраслей народного хозяйства на ос­ нове прогрессивных нормативов, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, более глубокая разработка социальных проблем и проблем научно-технического прогресса в их единстве с экономическим развитием страны — таковы главные направления дальнейшего повышения научного уров­ ня планирования. На этой основе может быть достигнута большая устойчивость планов и стабильность экономических нормативов, обеспечена заинтересбва.нность предприятий и объединений в оптимальных плановых заданиях. Выполнение планов, согласующих работу разных предприя­ тий и отраслей производства, также, как и перспективы их развития, требуют повсеместного повышения государственной дисциплины. Необходимо поднять ответственность каждого министерства, объединения, предприятия, коллектива работни­ ков за своевременное выполнение всех плановых заданий. Важную роль в укреплении дисциплины и повышении ответ­ ственности каждого работника за порученное дело призвана сыграть четко налаженная проверка исполнения. Партийные и советские органы на местах, органы народного контроля с их многомиллионным активом, органы государственной статисти­ ки должны поставить в центр своей деятельности системати­ ческую проверку исполнения решений и указаний партии и правительства.' Надо отметить, что плановые органы недостаточно внима­ ния уделяют проверке выполнения планов. Они должны свое­ временно разрабатывать меры, которые предупреждали бы возникновение диспропорций, обеспечивали точное выполнение планов и наиболее полное использование внутренних резервов. В докладе товарища Брежнева обращено внимание на не­ обходимость умелого использования экономических рычагов, совершенствования товарно-денежных отношений. Централь­ ный Комитет партии и Советское правительство исходят из того, что ведущим и определяющим „ является директивное планирование и что товарно-денежные отношения могут и должны использоваться в интересах укрепления планового руководства народным хозяйством и развития инициативы предприятий и объединений на началах хозяйственного рас­ чета. Товарно-денежные отношения у нас имеют новое, при­ сущее социализму содержание. Разумеется, мы отвергаем всякие ошибочные концепции, подменяющие рыночным регу­ лированием ведущую роль государственного централизован­ ного планирования. Необходимо полнее сочетать индивидуальную и коллектив­ ную заинтересованность, интересы отдельного работника, предприятий и всего общества, с тем, чтобы воспитывать в людях отношение к труду на благо общества как к своей пер­ вейшей обязанности и главному источнику повышения благо­ состояния. Важно при этом усилить заинтересованность ра­ ботников предприятий, объединений, министерств не только в текущих, но и в долговременных результатах — в широком внедрении достижений науки и техники и улучшении качест­ венных показателей работы предприятий. Этим целям нужно подчинить дальнейшее совершенствование всех экономических рычаговг поставив систему материального стимулирования в прямую зависимость от выполнения заданий пятилетнего плана. Новая система экономического стимулирования, основанная на укреплении и развитии хозрасчета, предполагает усиление роли прибыли в народном хозяйстве. Мы рассматриваем при­ быль и рентабельность как важные показатели эффективности производства. Вместе с тем прибыль — это основной источ­ ник не только хозрасчетных фондов предприятий и объедине­ ний, но и важнейший источник доходов государственного бюджета. Конечно, социалистическому обществу не безразлично, за счет чего, каким путем и при каких условиях увеличивается прибыль. Повышение эффективности производства^ снижение себестоимости продукции и рост производительности труда — вот наш путь увеличения прибыли. Всякие попытки получать прибыль за счет обхода государственных цен или повышения их, нарушения установленного ассортимента и стандартов яв­ ляются антигосударственной практикой. Надо повысить ответ­ ственность министерств, ведомств, объединений и руководите­ лей предприятий и органов ценообразования за строгое соб­ людение государственной дисциплины цен и выполнение плана по номенклатуре продукции. Вместе с тем необходимо дальше совершенствовать систему распределения прибыли, усилить заинтересованность предпри­ ятий в повышении эффективности использования материаль­ ных, финансовых и трудовых ресурсов. Промышленные предприятия в 1970 году отчислили в фон­ ды развития 3,6 миллиарда рублей, в фонды социально-куль­ турных мероприятий и жилищного строительства 1,4 милли­ арда рублей и в фонду материального поощрения 4 миллиар­ да рублей. Всего в эти фонды было отчислено 9 миллиардов рублей. Многие предприятия смогли за счет своих фондов провести большую работу по модернизации производства, улучшению жилищных условий рабочих и служащих, допол­ нительно построить детские сады, ясли, культурные учрежде­ ния. Возрастающую роль в усилении материальной заинтересо­ ванности коллективов в совершенствовании производства игра­ ют фонды материального поощрения. Более четверти всего прироста средней заработной платы рабочих и служащих в промышленности в истекшей пятилетке достигнуто за счет средств этих фондов. На предприятиях, переведенных на новую систему, вошло в практику выплачивать из фонда материального поощрения вознаграждение по итогам года с учетом непрерывного стажа работы, дисциплины, качества работы. Опыт показал, что та­ кой порядок поощрения способствует росту производительно­ сти труда, снижению текучести кадров и укреплению трудовой дисциплины. Хозрасчетные фонды стимулирования создаются за счет доходов предприятий, и широкий актив рабочих и служащих должен быть привлечен к всестороннему обсуждению вопросов их рационального использования. Вместе с тем необходимо и дальше совершенствовать систему формирования и распре­ деления фондов стимулирования. Действенность экономических рычагов планового руковод­ ства народным хозяйством во многом зависит от системы ценообразования. Мы провели большую работу по упорядоче­ нию оптовых цен на промышленную продукцию, в результате чего они стали точнее отражать общественно необходимые затраты труда. Это создало условия для дальнейшего укреп­ ления хозяйственного расчета. Следует и дальше улучшать систему оптовых цен. По мере роста производительности тру­ да, уменьшения издержек производства мы будем снижать оптовые цены на промышленную продукцию. Правильная система ценообразования должна усилить заин­ тересованность предприятий и объединений в обновлении про­ дукции, улучшении ее качества, ускорении научно-техническо­ го прогресса. Цены на новую технику "следует устанавливать с учетом экономического эффекта, который дает ее примене­ ние, с тем, чтобы она была выгодна и производителю, и по­ требителю: цены — это мощный рычаг экономического управ­ ления в руках социалистического государства, и мы должны пользоваться им умело и эффективно. В условиях реформы возросла роль кредита. С участием кредита теперь формируются почти половина оборотных средстз и заметная часть основных фондов народного хозяй­ ства. Значительную помощь кредитом государство рказывает колхозам, межколхозным организациям, потребительской ко­ операции и населению. Более 75 процентов платежей за това­ ры и услуги осуществляется с участием кредита. В истекшем пятилетии улучшилось использование общегосу­ дарственного ссудного фонда и оборотных, средств. Об этом свидетельствует ускорение оборачиваемости оборотных средств в промышленности и сокращение сроков возврата кредита. Необходимо и далее повышать роль кредитных отношений. Госбанк и Стройбанк при кредитовании предприятий и органи­ заций обязаны усилить воздействие на выбор наиболее эф­ фективных объектов строительства и технического перевоору­ жения производства. Само собой разумеется, что преимуще­ ство в кредитовании в рамках общегосударственного плана следует предоставлять объектам, обеспечивающим быструю окупаемость затрачиваемых средств и удовлетворение перво­ очередных нужд народного хозяйства. Большие задачи стоят перед системой материально-техниче­ ского снабжения. За последние годы фактически создана но­ вая общегосударственная система органов материально-тех­ нического снабжения по территориальному принципу. Опыт подтверждает жизненность такой системы, хотя в работе ор­ ганов материально-технического снабжения есть еще немало недостатков. Общегосударственная система снабжения дает возможность организовать сферу обращения, не сковывая ее ведомствен­ ными ограничениями и в то же время используя преимуще­ ства отраслевого руководства промышленностью. В последнее время начали развиваться постоянные связи между предприя­ тиями при посредстве Госснаба, что гарантирует комплексное снабжение предприятий в согласованные сроки. По мере увеличения ресурсов мы сможем развивать опто­ вую торговлю средствами производства. Это расширит само­ стоятельность и инициативу предприятий и объединений в выборе рациональных хозяйственных связей, будет способст­ вовать Экономии материальных ресурсов, улучшению работы и сокращению аппарата снабжения. Одна из важнейших задач, которая должна быть решена в течение новой пятилетки, — дальнейшая рационализация структуры управления народным хозяйством. Выбор новых схем управления применительно к особенно­ стям отдельных отраслей должен производиться на основе тщательного изучения практического опыта и данных науки. Нам нужно критически пересмотреть действующие типовые структуры управления, которые в ряде случаев уже устарели. Ц К КПСС и Совет Министров СССР принимают меры с дальнейшему совершенствованию организации управления от­ раслями промышленности. В последнее время проведена рабо­ та по анализу и совершенствованию существующей структуры управления в ряде отраслей. Упрощение структуры произве­ дено, например, в угольной промышленности: ликвидированы угольные тресты, которые признаны лишним звеном между шахтой и комбинатом. Подобные мероприятия проведены в нефтяной и химической промышленности. Перестройка управления химической, нефтяной, угольной промышленностью показала, что наиболее приемлемой являет­ ся, как правило, двух- и трехзвенная система организации управления. Крупные производственные хозрасчетные объединения об­ ладают серьезными преимуществами по сравнению с отдель­ ными предприятиями. В состав крупных объединений могут входить наряду с производственными предприятиями научно- исследовательские, проектные, конструкторские организации. Это приближает науку к производству, создает условия для быстрейшего внедрения научно-технических достижений в на­ родное хозяйство. Отдельному предприятию трудно самостоятельно выявлять потребности, организовать снабжение и сбыт, совершенство­ вать специализацию и кооперирование, централизовать вспо­ могательные работы и так далее. Эти функции должны быть возложены,на объединения, организация которых предполага­ ет дальнейшую концентрацию производства н централизацию необходимой части материальных и финансовых ресурсов. , Создание производственных объединений представляет со­ бой новый важный элемент совершенствования системы уп­ равления. Развитие объединений позволит полнее реализовать возможности хозяйственной реформы, ускорить научно-техни­ ческий прогресс. К формированию объединений нужно подойти вдумчиво и экономически обоснованно. Объединение предприятий не должно порождать дополнительные промежуточные инстан­ ции между министерством и предприятием, увеличение аппа­ рата управления и расходы на его содержание. 4 Министерства должны решительно встать на путь внедре­ ния такой формы организации управления. Об этом справед­ ливо говорилось на съезде. Разумеется, организационная структура и формы объедине­ ний не могут быть одинаковыми во всех отраслях, и здесь еще нужен творческий поиск. Целесообразную форму производственных объединений представляют собой крупные головные предприятия с филиа­ лами, а также научно-производственные объединения, где функцию головной организации выполняет научно-исследова­ тельская организация. Полезной формой повышения ответст­ венности объединений за реализацию продукции и непосред­ ственное изучение потребительского спроса является создание фирменных магазинов объединений. Положительный опыт можно было бы иллюстрировать ра­ ботой многих объединений, таких, как ленинградские—оптико­ механическое, «Светлана», «Позитрон», московские—автомо­ бильный завод имени Лихачева, швейное объединение «Боль­ шевичка». С образованием объединений министерства могут сосредо­ точить внимание на решении коренных, принципиальных во­ просов развития отрасли. Первым таким вопросом является изучение общественной потребности на продукцию отрасли. Удовлетворение этой потребности — важнейший критерий оценки работы министерства. Если министерство не может сегодня полностью выполнить эту задачу, оно должно выра­ ботать план действий, определить пути и сроки ее решения. Исходя из перспективы развития отрасли, министерства призваны разрабатывать и осуществлять единую техническую политику, повышать эффективность производства и строитель­ ства. Примером слабой организаторской работы министерств, прежде всего машиностроительных, является положение с обеспечением потребностей в запасных частях к машинам и оборудованию. Особенно остро это ощущается в сельском хо­ зяйстве. Перебои в поставке запасных частей наносят большой ущерб, вызывают простои, вынуждают большое количество людей заниматься полукустарным производством, что намного удорожает капитальный ремонт оборудования. Совершенно недопустимо, чтобы министерства освобождали себя от ответственности за обеспечение изготовленного ими оборудования и машин запасными частями. Необходимо по­ ставить дело так, чтобы по первому требованию потребителя завод поставлял ему запасные части. Деятельность машино­ строительных предприятий и министерств следует оценивать не только по количеству выпущенных машин, но и по тому, как работают эти машины, как они обеспечены запасными частями. Особое внимание во всех звеньях хозяйственной системы— будь то предприятие, объединение, министерство или Госплан —необходимо уделять оптимальности принимаемых решений. При подготовке решений по тем или иным хозяйственным вопросам должны быть сопоставлены различные варианты на основе не только ведомственных, но и вневедомственных экспертных оценок. Необходимо повысить требования к про­ ектным организациям, министерствам, ведомствам, Госплану, Госснабу в отношении всесторонней обоснованности принима­ емых или предлагаемых ими решений. Надо лучше сочетать отраслевой принцип управления, опре­ деляющий единство хозяйственной и технической политики в бтрасЛ! с системой рациональных хозяйственных связей внут­ ри республик, экономических районов и областей. Для этого необходимо улучшить разработку межотраслевых и террито­ риальных экономических проблем. Следует повысить ответст­ венность министерств за развитие межотраслевых связей, в частности за выполнение поставок в порядке кооперации. Со­ циалистическое хозяйствование принципиально несовместимо как с ведомственностью, нарушающей рациональные произ­ водственные связи, так и с местничеством, ослабляющим единство хозяйственной деятельности. Совершенствование системы планирования н управления народным хозяйством в современных условиях требует широ­ кого применения экономико-математических методов и исполь­ зования электронно-вычислительной техники, оргтехники, тех­ нически передовых средств связи. Применение электронно- вычислительных машин позволит ускорить получение и обра­ ботку информации, разработку различных вариантов плана и нахождение оптимальных плановых решений. Благодаря преимуществам социалистической системы хозяйства, позволя­ ющей управлять экономическими н социальными процессами в масштабе всей страны, широкое применение электронно- вычислительной техники поможет усилить обоснованность на­ ших планов и найти оптимальное для них решение. Автоматизированные системы управления успешно применя­ ются в ряде министерств л на многих предприятиях. Вычисли­ тельные центры созданы в Госплане, Госснабе, ЦСУ и в ряде других ведомств. За пятилетие намечено ввести в действие не менее 1600 автоматизированных систем управления предприя­ тиями и организациями промышленности и сельского хозяйст­ ва, связи, торговли и транспорта. Наше плановое хозяйство позволяет создать общегосудар­ ственную автоматизированную систему сбора и обработки ин­ формации для учета, планирования и управления народным хозяйством на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны. Постоянного внимания требует вопрос о кадрах управления. Перед нами стоит задача — последовательно расширять н улучшать систему подготовки и переподготовки управленче­ ских кадров на всех уровнях, включая высшие руководящие кадры. Обязанность хозяйственных руководителей учиться управ­ лять по-новому, на основе глубокого освоения марксистско-ле­ нинской теории, теории и практики управления, научной орга­ низации труда, новых методов планирования и экономического стимулирования, применения экономико-математических ме­ тодов и современной вычислительной техники. Важным условием повышения эффективности организации и управления народным хозяйством является дальнейшее развитие социалистической демократии, расширение участия трудящихся в управлении производством. Это обеспечивает реализацию важнейшего принципа нашей хозяйственной дея­ тельности — сочетание интересов общества, коллектива с ин­ тересами каждого трудящегося. Проект Директив после его утверждения съездом партии станет руководством для всех советских людей. Нужно в ко­ роткие сроки закончить составление пятилетнего плана с рас­ пределением заданий по годам. Предстоит рассмотреть пяти­ летний план в правительстве, на Пленуме Ц К КПСС н внести / на утверждение сессии Верховного Совета СССР. Составление плана должно быть завершено не позже 1 августа 1971 года, с тем, чтобы своевременно довести его 'до каждого объединения, предприятия. Разумеется, составление пятилетнего плана по годам не исключает необходимости внесения коррективов, диктуемых жизнью. Главное требование, предъявляемое к Госплану, Советам Министров союзных республик и министерствам, — обеспе­ чить в плане правильные пропорции, составить сбалансиро­ ванный пятилетний план. Это позволит точнее определить об­ щественные потребности, полнее учесть научно-технические достижения, правильнее определить структуру производства. Позвольте выразить уверенность, что партийные, профсоюз­ ные организации, государственные а хозяйственные руководи­ тели проявят творческую инициативу и настойчивость в вы­ полнении выдвигаемых съездом партии задач в области со­ вершенствования управления и планирования. V. ДАЛЬНЕЙШИЙ ПОДЪЕМ МАТЕРИАЛЬНОГО И К У Л Ь Т У Р Н О Г О С 0 В Е Т С К 0 Товарищи! В Отчетном докладе Ц К КПСС товарищ Брежнев изложил политику партии по повышению материального благо­ состояния народа. В проекте Директив намечена широкая программа повыше­ ния жизненного уровня, улучшения условий труда и быта советских людей. Материальное благосостояние нашего народа будет возра­ стать в новом пятилетии прежде всего в результате увг | че- ния заработной платы рабочих и служащих и доходов кол­ хозников по мере роста производительности труда и повыше­ ния квалификации работников. За счет этого обеспечивается основная часть всего прироста доходов населения. Программа повышения уровня жизни народа предусматри­ вает проведение ряда крупных мероприятий. ЦК КПСС и Совет Министров СССР с участием ВЦСПС, взвесиз наши возможности, определили последовательность я сроки осуществления намеченной программы. В соответствии с этой программой в 1971 году будет повы­ шен до 70 рублей в месяц минимум заработной платы и одно­ временно увеличены ставки и оклады среднеоплачиваемых У Р О В Н Я ж и з н и 0 Н А Р О Д А рабочих и служащих железнодорожного транспорта. В этом же году повышаются тарифные ставки механизаторов сель­ ского хозяйства. С 1 июля 1971 года предусматривается повысить минималь­ ный размер пенсий колхозникам и распространить на них по­ рядок исчислений пенсий, установленный для рабочих и слу­ жащих. С этого же срока, то есть с 1 июля 1971 года будут увели­ чены минимальные размеры пенсий по старости для рабочих я служащих. В течение 1972 года будет введен новый минимум зара­ ботной платы и одновременно повышены ставки и оклады среднеоплачиваемых рабочих и служащих в районах Крайне­ го Севера н приравненных к ним местностях, на Европейском Севере, Дальнем Востоке, в Восточной и Западной Сибири ж на Урале. С 1 сентября 1972 года планируется повысить одновременно во всей стране заработную плату учителям и врачам в среднем примерно на 20 процентов, а воспитателям детских дошколь- ( Окончание на 6-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz