Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
А X X I V с ъ е з д К о м м у н и с т и ч е с к о й п н р т и и Продолжение доклада товарища С о в е т с к о г о С о ю з а Н. КОСЫГ ИНА ную отдачу в новой пятилетке. Производство минеральных удобрений достигнет 90 миллионов тонн, причем 80 процен тов из них составят высококонцентрированные и сложные удобрения. Выпуск химических волокон увеличится более чем в 1,7 раза, пластмасс и синтетических смол — в 2 раза, изделий бытовой химии — в 1,9 раза. Для характеристики масштабов роста химических про изводств и их технической оснащенности приведу такой при мер. В настоящее время на Невинномысском, Северодонец ком и Новомосковском химических комбинатах строятся аг регаты по производству аммиака мощностью 400—450 тысяч тонн в год. Мощность одного такого агрегата примерно рав на мощности всех заводов по производству аммиака в стра не в 1948 году. Производительность труда при работе на этих агрегатах в 10 раз выше, чем на действующих агрега тах меньшей мощности. Быстрое развитие получит резиновая промышленность. Производство шин к 1975 году достигнет 50 миллионов штук. Производство каучуков возрастет в 1,7 раза. Для ускоренного развития химической промышленности крайне важно добиться полной сбалансированности произ водства всех видов химической продукции — исходного сы рья, химических материалов, полуфабрикатов, готовых изде лий. В лесной и деревообрабатывающей промышленности осо бое внимание должно быть обращено на более полное ис пользование древесины. В новом пятилетии коэффициент по лезного использования древесины на основе ее комплексной, химической и механической переработки намечено повысить до 75 процентов. В результате этого производство древесных плит увеличится в 2,8—2,9 раза, целлюлозы —в 1,7 раза. Материальной основой технического перевооружения всего народногр хозяйства является машиностроение. Его главная задача — обеспечить все отрасли высокоэффективными ма шинами и оборудованием. Необходимо, чтобы производи тельность новых машин была более высокой, а стоимость единицы мощности снижалась. Проектом Директив предусмотрены следующие объемы производства машиностроительной продукции. Объемы Абсолютный прирост производства производства о 1975 год за вось- за девя К о по проекту мую пятую пя Продукция машинострое ния и металлообработ —( ь-» Директив тилетку тилетку ки — млрд рублей Автомобили — 88 148 37 60 тыс. штук 916 2000—2100 300 1084—1184 в том числе легковые автомобили — тыс. штук 344 1200—1300 143 856—956 Приборы, средства авто матизации и запасные части к ним — млн. рублей Машины и оборудование 3102 6155 1684 3053 для легкой и пищевой промышленности —• млн. рублей 771 1564 263 793 Сельскохозяйственные машины — млн. рублей Тракторы , 2115 3500 619 1385 тыс. штук 458,5 575 104 116,5 млн. л. с. 29,4 53 8.4 23,6 Комбайны зерноубо рочные — тыс. штук 99,2 138 13,4 38,8 Перед машиностроителями ставится задача полнее обеспе чить все отрасли народного хозяйства техникой для меха- низации тяжелых ручных работ, и прежде всего системами машин для комплексной механизации важнейших производств во всех отраслях, особенно в сельском хозяйстве. Выпуск сельскохозяйственных машин намечено увеличить к 1975 го ду на 65 процентов, а тракторов — на 25 процентов при зна чительном расширении их номенклатуры и повышении еди ничной мощности. В два раза увеличится производство приборов и средств автоматизации, значительное развитие полуййт научное при боростроение. Выпуск электронно-вычислительных машин возрастет в 2,6 раза. ггд:ст-.. В новом пятилетии произойдёт большой сдвиг в развитии отечественного автомобилестроения. Предстоит освоить про изводство 22 новых моделей грузовых автомобилей и авто тягачей, повысить их грузоподъемность. В пятилетием плане будут разработаны мероприятия по дополнительному увели чению производства прицепов к грузовым автомобилям и ко лесным тракторам. Одна из крупнейших строек пятилетки — Камский автомобильный завод, рассчитанный на выпуск 150 тысяч дизельных автомобилей и автопоездов в год. В настоящее время вводится в действие Волжский авто мобильный завод, строительство которого будет завершено в 1972 году. Проектная мощность этого завода 660 тысяч лег ковых автомобилей в год. Выпуск автомобилей «Москвич» в два раза увеличится после завершения реконструкции Мос ковского завода имени Ленинского комсомола. Производство их достигнет 200 тысяч штук в год. Уже в нынешнем году 70 тысяч автомобилей произведет новый Ижевский завод, полная проектная мощность которого составит 220 тысяч ав томобилей в год. Все это позволит довести выпуск легковых автомобилей в 1975 году до одного миллиона двухсот — одного миллиона трехсот тысяч штук вместо .344 тысяч, вы пущенных в 1970 году. Для того, чтобы машиностроение могло справиться с пос тавленными перед ним большими задачами, необходимо ус корить техническое перевооружение и самого машинострое ния. Решающая роль в этом принадлежит станкоинструмен тальной промышленности. В новой пятилетке будет значи тельно улучшена структура выпускаемого оборудования: увеличена доля кузнечно-прессового, литейного и сварочно го оборудования, станков для шлифовки и финишной отдел ки ,а также станков высокой и особо высокой точности. Производство автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения возрастет в 1,6 раза. Не менее чем в 3,5 раза увеличится выпуск станков с числовым програм мным управлением, которые позволят повысить производи тельность труда в 3—4 раза. Значительно поднимет технический уровень машиностроения замена устаревшего оборудования на действующих заводах. На это пойдет 25—30 процентов всего выпуска металлоре жущих станков и не менее 30 процентов кузнечно-прессовых машин. Важным условием быстрого развития машиностроения в но вой пятилетке является проведение твердого курса на углуб ление специализации производства. Будут развиваться преи мущественно специализированные предприятия с высоким уровнем автоматизации. Основой широкого развития цен трализованных и специализированных производств должна служить максимальная унификация деталей машин, узлов и инструментов, а также типизация технологических процессов. Одновременно должно быть значительно расширено произ водство внутризаводских . подъемно-транспортных средств, механизированного ручного инструмента, специального обо рудования и технологической оснастки. Крупным резервом з машиностроении будет повышение ко эффициента сменности. Благодаря этому, по расчетам Гос плана СССР, может быть произведено дополнительно про дукции на 7—8 миллиардов рублей и сэкономлено примерно 6—7 миллиардов рублей капитальных вложений. Важной предпосылкой повышения сменности должна являться меха низация труда, что позволит перевести людей с тяжелых вспомогательных работ на квалифицированные работы во второй смене. В условиях предусмотренного проектом Директив значи тельного повышения материального благосостояния советско го народа возрастают задачи и роль отраслей, производящих предметы народного потребления. В проекте Директив предусматриваются следующие объ емы производства продукции этих отраслей. Объем производства Абсолютный прирост производства 1970 од Продукция легкой про мышленности, товары культурно-бытового назначения и хозяй ственного обихода — млрд рублей 76,5 1975 год за восьза девя по проекту мую пятую пя Директив тилетку тилетку 112,4 27,4 35,9 Мебель —. млрд. руб. 2,8 4,55 1,0 1,75 Холодильники — тыс. штук Ткани — млрд. кв. 4140 6686 2465 2546 метров Обувь кожаная — 8,9 10,5—11 1,4 1,6—2,1 млн. пар Продукция пищевой, 676 800—830 190 124—154 мясо-молочной и рыб ной промышленно сти — млрд, рублей 78,8 106,6 19,3 27,8 Для обеспечения намеченного роста производства этих товаров необходимо усилить техническую оснащенность предприятий легкой и пищевой промышленности. Производ ство оборудования для них возрастет в 2 раза. Так, в тек стильной промышленности будут устанавливаться высокопро изводительные безверетенные прядильные машины, бесчел ночные ткацкие станки, отделочное оборудование, полуавто матические и автоматические поточные линии и другое обо рудование, в полтора—два раза повышающее производитель ность труда. Новым оборудованием предстоит заменить при мерно треть парка прядильных машин и ткацких станков. Пищевая промышленность получит комплексно автоматизи рованные механизированные линии для переработки сырья, для операций по разливу, расфасовке и упаковке товаров. Оснащение легкой и пищевой промышленности современной техникой — крупнейшая задача девятой пятилетки. И эту задачу мы должны решить. Существенно расширится сырьевая база легкой и пищевой промышленности. Увеличится выпуск новых синтетических материалов, возрастут поставки сельскохозяйственного сы рья. Все это позволит увеличить выпуск тканей на 19—24 про цента, трикотажа на 47 и обуви на 18—23 процента. Значительно возрастет, производство пищевых продуктов. В 1975 году намечается произвести мяса на 40—43 про цента больше, чем в 1970 году, рыбной продукции — на 47 процентов. При этом должен быть улучшен ассортимент мясных и рыбных продуктов. Проектом Директив намечено увеличить выпуск товаров культурно-бытового назначения в 1,8 раза. При разработке пятилетнего плана Госплан СССР, союзные республики, ми нистерства и ведомства должны еще раз рассмотреть воз можности дополнительного увеличения производства этих то варов, с тем чтобы полнее удовлетворять спрос населения. В развитии производства товаров массового потребления большую роль призвана сыграть тяжелая промышленность. Все ее отрасли будут производить в 1975 году этих товаров почти в 2 раза, а . машиностроительная промышленность в 2,2 раза больше, чем в 1970 году. Значительно возрастет вы пуск товаров народного потребления на предприятиях мест ной промышленности. Огромные масштабы производства, современный научно- технический прогресс предъявляют все более высокие требо вания к организации работы промышленности. Особое зна чение имеют четкая и слаженная работа министерств, объе динений и предприятий, неукоснительное выполнение обяза тельств по кооперированным поставкам, тщательное изуче ние потребностей народного хозяйства и населения, быстрая и гибкая перестройка производства в соответствии с изме нением этих потребностей, высокая ответственность перед го сударством и народом за внедрение в производство новейших достижений науки и техники. Мы уверены, что рабочие и инженерно-технические работ ники нашей промышленности, как и прежде, будут в аван гарде борьбы за новую технику, за передовую организацию производства, за высшую производительность труда. С Е Л Ь С К О Е Х О З Я Й С Т В О Высокоразвитое сельское хозяйство является неотъемлемой частью материально-технической базы коммунизма, непремен ным условием быстрого подъема жизненного уровня народа. Развитие сельского хозяйства в нынешнем пятилетии ха рактеризуется следующими основными показателями. Среднегодовой -'"г* -• • ' V" - Среднегодовое производство абсолютный прирост А'.-(Гуй{Ц, ■, » лмая ,ч за 1971— производ „ * .... 1975 годы ства за девятую пятилетку Валовая продукция сельского хозяйства — млрд, рублей Важнейшие виды продуктов 96—98 15,7—17,7 в натуре: зерно — млн. тонн 195 27,5 хлопок-сырец — млн. тонн мясо (в убойном весе) — 6,75 0,65 млн. тонн 14,3 2,7 молоко —. млн. тонн 92,3 11,8 яйца — млрд, штук 46,7 10,9 шерсть — тыс. тонн 464,0 67 В девятой пятилетке сельское хозяйство в основном на тех же площадях должно давать продукции в среднем за год на 16— 18 миллиардов рублей больше, чем в прошлой пяти летке. Ключевой проблемой остается увеличение производства зерна. Урожайность зерновых культур должна быть повы шена за пятилетие не менее чем на 4 центнера с гектара. Задача нелегкая, но вполне выполнимая. В проекте Директив предусматривается рост поголовья, повышение продуктивности скота и птицы, увеличение про изводства мяса, молока, шерсти и другой продукции. Решающим условием дальнейшего подъема сельского хо зяйства является укрепление его материально-технической ба зы, всемерная интенсификация сельскохозяйственного произ водства. Проектом Директив предусматривается поставка сельско му хозяйству тракторов, комбайнов, автомобилей, сельскохо зяйственных машин и других материально-технических средств в полном соответствии с Постановлением июльского (1970 го да) Пленума ЦК КПСС. Энергетические мощности в сельском хозяйстве возрастут; за пятилетие на 161 миллион лошадиных сил, или в полтора раза, тракторный парк — на 540 тыс. штук, или на 27 процен тов. В колхозы и совхозы начнут поступать мощные тракторы Волгоградского, Харьковского, Минского, Челябинского, Ал тайского тракторных и Ленинградского Кировского машино строительного заводов, высокопроизводительные зерноубороч ные комбайны и другие машины. Значительно увеличится поставка машин и оборудования для механизация трудоемких процессов и облегчения труда в животноводстве. Само собой разумеется, что современная мощная техника требует правильного ее использования, обеспечения полной ее сохранности. Должно быть значительно улучшено инже нерно-техническое и производственное обслуживание колхо зов и совхозов со стороны сельхозтехники. Возрастет потребление электроэнергии в сельском хозяйст ве: оно достигнет 75 миллиардов киловатт-часов, то есть практически удвоится. Одна из важных задач нового пятилетия — полное освое ние севооборотов и переход к посевам только высококачест венными сортовыми семенами. В повышении продуктивности земледелия и животноводства огромную роль призвана сыграть селекция. Страна ждет от наших селекционеров выведения высокоурожайных сортов растений и наиболее продуктивных пород скота. В 1975 году сельскому хозяйству будет поставлено 75 мил лионов тонн Минеральных удобрений и кормовых фосфатов против 46 миллионов тонн в 1970 году. Задача состоит в том, чтобы в каждой почвенно-климатической зоне применять наи более эффективные способы использования минеральных удобрений. Одновременно необходимо увеличить производст во и применение химических и биологических средств защиты растений. В нечерноземной полосе будет повсеместно завершено пер вичное известкование кислых почв. Большое внимание в новом пятилетии должно быть уделе но осуществлению широкой программа мелиорации земель, созданию баз гарантированного производства товарного зерна на орошаемых землях. Надо ускорить строительство оросительных систем, с тем чтобы в Поволжье, на Северном Кавказе и на юге Украины ввести в действие не менее полутора миллионов гектаров орошаемых земель, а в Средней Азии — 650 тысяч гектаров. В зоне избыточного увлажнения намечено провести осуши тельные работы на площади 5 миллионов гектаров. Предстоит обводнить пастбища на площади более 41 миллиона гектаров. Общий объем капитальных вложений в сельское хозяйство (государственных и колхозных вложений) определяется в размере почти 129 миллиардов рублей, что на 47 миллиардов больше, чем в предыдущей пятилетке. Кроме того, увеличива ются за пятилетие на 11,5 миллиарда рублей и составят 29,3 миллиарда руолей капитальные вложения в отрасли, связанные с материально-техническим обеспечением сельского хозяйства (производство минеральных удобрений, сельскохозяйственных машин, комбикормов, электроэнергии, а также развитие мик робиологической промышленности и других отраслей). Все, это даст возможность существенно повысить уровень механизации труда в сельском хозяйстве, поднять его произ водительность, значительно продвинуться вперед по пути пе ревода сельскохозяйственного производства на промышленную основу. Для ускорения роста производства продукции животновод ства и повышения его эффективности предусматривается стро. ительство механизированных животноводческих ферм в кол хозах и совхозах, создание вблизи городов крупных государ ственных, колхозных и межколхозных комплексов по произ водству животноводческой продукции на промышленной осно ве, а также птицефабрик. Одной из первоочередных задач в развитии животноводства является укрепление кормовой базы. Нужно в корне изменить отношение к возделыванию кор мовых культур, больше выделять для них минеральных удоб рений, вести на научной основе семеноводство, по-хозяйски использовать и естественные кормовые угодья. К концу пятилетки государственные предприятия доведут производство комбикормов не менее чем до 30 миллионов тонн и белковопвитаминных добавок до 1 миллиона тонн. В широких масштабах должно быть налажено производство комбикормов в. колхозах и совхозах с использованием зерна этих хозяйств и получаемых от государственных предприятий белково-витаминиых добавок. Необходимо поощрять увеличение поголовья скота и птицы в личной собственности сельского населения (разумеется, в пре делах определенных Норм) и оказывать ему помощь в обеспе чении скота кормами и пастбищами. В новой пятилетке сохраняется одобренный мартовским (1965 года) Пленумом Ц К и целиком оправдавший себя прин цип установления на все годы твердого плана заготовок и поощрения хозяйств за сверхплановую продажу важнейших видов сельскохозяйственной продукции государству. В этих условиях дальнейшее повышение рентабельности должно про исходить за счет роста производства и снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции. ' Мы обязаны добиться резкого уменьшения потерь продук ции на всех стадиях ее производства, хранения и транспорти ровки, значительно расширить емкости хранилищ и холодиль ников, обеспечить улучшение складского хозяйства. Надо по кончить с таким положением, когда часть продукции, на про изводство которой затрачен труд наших людей, не доходит до потребителя. Важнейшее значение в развитии сельского хозяйства имеет рост производительности труда. Для успешного решения задач, поставленных перед сельским хозяйством, надо лучше использовать экономические рычаги, завершить перевод всех совхозов на полный хозяйственный расчет. Дальнейший рост общественного хозяйства в колхозах и совхозах во многом будет зависеть от укрепления дисцип лины, улучшения организации труда, совершенствования рас пределения доходов, более широкого применения принципов хозрасчета, от развития и укрепления колхозной демократии в соответствии с Уставом колхоза, принятым на третьем Все союзном съезде колхозников. Огромные качественные преобразования, которые происхо дят в материально-технической базе сельского хозяйства, вы двигают новые требования к системе управления в этой от расли. Крупное высокомеханизированное хозяйство колхозов и совхозов во все большей степени приближается к современно му промышленному производству. Отсюда возникает необхо димость применять в сельском хозяйстве современные формы И методы управления, широко использовать средства механи зации и автоматизации процессов управления, готовить квали фицированные кадры. Выполнение заданий партии и правительства по развитию сельского хозяйства — общенародное дело. Нет сомнения, что труженики колхозов и совхозов, работники отраслей промыш ленности, поставляющих сельскому хозяйству материально- технические средства, строители сделают все для того, чтобы успешно выполнить задания пятилетнего плана. Т Р А Н С П О Р Т и С В Я З Ь Повышение эффективности общественного производства требует четкой и слаженной работы транспорта. Однако в на стоящее время железнодорожный и автомобильный транспорт еще не в полной мере удовлетворяет потребности народного хозяйства, особенно в осенне-зимний период. Приведу следующие показатели намечаемого на пятилетие объема перевозок. Грузооборот всех видов транспорта В том числе: железнодорожного автомобильного (общего пользования) морского речного нефтепроводного Пассажирские перевозки всеми видами транспорта В том числе воздушным Прирост за 1971—1975 годы на 32—35 процентов на 22 процента на 60 процентов на 40 процентов на 24 процента, более чем в 2 раза на 40 процентов на 70 процентов В новой пятилетке работники транспорта должны увеличить грузооборот на 32—35 процентов, причем на железнодорожном транспорте полностью за счет роста производительности труда. Около двух третей всего грузооборота обеспечивает в насто ящее время железнодорожный транспорт. В прошлом пятиле тии мы ставили задачу завершить в основном перевод желез ных дорог на прогрессивные виды тяги. Эта задача решена: сейчас 96,5 процента ,всех грузовых перевозок выполняется электровозами и тепловозами. В девятой пятилетке на элект рическую тягу переводится еще 6—7 тысяч километров желез, ных дорог. Будут выпускаться более мощные локомотивы, что даст возможность повысить вес и скорость движения поездов. Машиностроители должны поставить железным дорогам 420— 430 тысяч грузовых вагонов, в основном цельнометаллических, большой грузоподъемности, на роликовых подшипниках. На наиболее грузонапряженных направлениях, например, Москва — Казань — Свердловск, Ленинград — Мурманск, Целиноград — Барнаул. Караганда — Ташкент предусматри вается строительство вторых путей. Особое внимание потре буется уделить развитию станционных путей, внедрению со временных средств автоматики и телемеханики в управление движением поездов. За пятилетие намечено проложить ряд новых железнодорож ных линий. В том числе имеется в виду завершить строитель ство 700-километровой магистрали Тюмень — Сургут, связы вающей нефтяные районы Западной Сибири с сетью железных дорог страны, а также линии Хребтовая — Усть-Илим, кото рая даст возможность быстрее освоить новый район Восточной Сибири, где строится Усть-Илимская ГЭС. В результате проведения намеченных мероприятий железные дороги к концу пятилетки должны значительно лучше обеспе чивать нужды народаогр хозяйства в перевозках. Перед автомобильным транспортом поставлена задача: расширить наиболее экономичные централизованные перевоз ки, улучшить транспортное обслуживание предприятий и снять часть короткопробежных перевозок с железных дорог. Для этого грузовой автомобильный парк получит значительное пополнение. В целях улучшения обслуживания населения будет сущест венно пополнен автобусный парк как в городах, так и в сель ской местности. Намного увеличится парк такси, а также лег ковых автомобилей в личной собственности граждан. Значительное развитие автомобильного транспорта потребу, ет подготовки большого числа квалифицированных водителей и усиления ремонтно-технической базы автотранспорта, вклю чая создание широкой сети станций технического обслужи вания. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрыти ем намечено увеличить примерно на ПО тысяч километров. Эту цифру мы считаем минимальной. Советы Министров союзных республик, местные Советы обязаны найти дополнительные возможности для •строительства дорог, шире используя мест ные ресурсы, всемерно поддерживая инициативу предприятий, совхозов, колхозов. Особенно важно обеспечить благоустрой ство дорог всем необходимым для безопасного и быстрого движения транспорта. В новой пятилетке расширит свою деятельность морской торговый флот как в международном судоходстве, так и в обеспечении потребностей народного хозяйства во внутренних перевозках, особенно в районах Севера и Дальнего Востока. Флот значительно пополнится новыми судами. Многие морские порты, в частности на Дальнем Востоке, должны быть рас ширены и оснащены современными средствами механизации. Возрастет роль речного флота, прежде всего в смешанных перевозках. Перед ним поставлена задача — за счет лучшего использования Волжского бассейна и Волго-Балтийского вод ного пути несколько разгрузить железные дороги европейской части страны. Улучшатся транспортные связи с отдаленными районами Сибири. Флот получит большое пополнение, в том числе суда, способные плавать как по рекам, так и по морю. Войдут в строй новые механизированные порты на Оби, Лене, в Северо-Западном и других бассейнах. За пятилетие намечено увеличить более чем в два раза транспортировку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам и тем самым существенно разгрузить железные дороги. Транс портировка газа этим способом возрастет примерно в 1,5 раза. Перевозки пассажиров воздушным транспортом возрастут: за пять лет примерно на 70 процентов. Самолетный парк по полнится современными реактивными лайнерами, улучшится обслуживание пассажиров в аэропортах, получат более широ кое применение автоматизированные системы навигации и по садки самолетов. Значительно расширится использование авиа ция на геологоразведочных и изыскательских работах, на строи тельстве в труднодоступных районах, а также в сельском и лесном хозяйстве, в грузовых перевозках в районы, отдален ные от других путей сообщения. Общей задачей для всех видов транспорта является резкое улучшение использования транспортных средств. Госплану, Госснабу, Советам Министров союзных республик, министер ствам и ведомствам следует критически оценить сложившиеся транспортные связи И практику прикрепления потребителей к поставщикам, не допускать нерациональные перевозки. Первостепенное значение имеют согласованная работа всех видов транспорта, составляющих единую транспортную систе му страны, правильное распределение перевозок между ними, координация управления перевозками. Неотложной задачей работников всех видов транспорта являются механизация по грузочно-разгрузочных работ и развитие контейнерных пере- возок. . Народное хозяйство и население страны с каждым годом предъявляют все более высокие требования к связи. В девя той пятилетке будет продолжена работа по созданию единой автоматизированной системы связи. Почти вдвое увеличится протяженность каналов междугородной телефонной связи, бу дет расширена автоматическая и полуавтоматическая между городная связь. Предусматривается дальнейшее развитие и совершенствова ние местной телефонной связи в городах, совхозах и колхозах, улучшение обслуживания населения почтовой связью. Особен но много предстоит сделать в области телевидения и радио вещания. Для этого имеются все необходимые технические возможности, в частности будут шире использованы искусст венные спутники Земли, обеспечивающие прием телевизион ных передач почти на всей территории страны. КАПИТАЛЬНОЕ С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В О И РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ Для решения экономических и социальных задач новой пятилетки потребуется осуществить большую программу ка питального строительства. От успешного выполнения этой программы, от того, насколько эффективно будут использова ны капитальные вложения, во многом будет зависеть наше продвижение вперед. Общий объем капитальных вложений на 1971—1975 годы составит около 500 миллиардов рублей, то есть примерно на 40 процентов больше, чем в предшествующей пятилетке. Основные задачи нового пятилетнего плана определяют и нашу политику капитальных вложений. В соответствии с этим намечаются существенные изменения пропорций в распреде лении капитальных вложений по^ отдельным отраслям народ ного хозяйства. Государственные капитальные вложения в сельское хозяйство увеличиваются более чем на 70 процентов, в тракторное и сельскохозяйственное машиностроение пример но в два раза, в развитие производства минеральных удоб рений и средств защиты растений на 60 процентов, в легкую промышленность на 90 процентов, в пищевую и мясо-молоч ную промышленность на 60 процентов. Всего на развитие сельского хозяйства и увеличение производства продуктов пи тания и товаров широкого потребления направляется пример но 30 процентов всех государственных капитальных вложений в народное хозяйство. В течение пятилетия предстоит значительно увеличить про изводственные мощности во всех отраслях народного хозяй ства. Перечислить даже наиболее крупные стройки новой пя тилетки не представляется возможным, ибо в каждой респуб лике намечается построить электростанции, металлооорабаты- вающне и химические заводы, предприятия легкой и пищевой промышленности. Титульный список новых строек будет уточ нен и обсужден с союзными республиками и министерствами при составлении пятилетнего плана. Одной из важных экономических задач пятилетки является всемерное повышение, эффективности капитальных вложений. Выбор конкретных путей рационального использования капи тальных вложений требует проведения глубоких экономиче ских и инженерных расчетов. Наибольший эффект даст при рост мощностей на действующих предприятиях за счет внед рения передовой технологии, модернизации и замены уста ревшего оборудования. В техническом перевооружении предприятий, в модерниза ции оборудования, улучшении условий труда большую роль стали играть средства фонда развития производства. По пред варительным расчетам, предприятия и объединения смогут направить на эти цели за пятилетие примерно в два раза боль ше средств, чем за истекшее пятилетие. В плане будет преду смотрено необходимое материальное обеспечение работ, осу ществляемых за счет этих фондов. Министерства и ведомства должны оказывать помощь предприятиям в выполнении на мечаемых ими планов строительства за счет фонда развития производства, следить за тем, чтобы эти средства направляв лись по Целевому назначению. Надо повысить качество проектирования, покончить с име ющимися случаями неправильного определения сметной стои мости строительства. Смета должна стать твердой основой плана капитальных вложений и хозрасчетных отношений меж ду заказчиком и подрядчиком. В этом деле должен быть на веден четкий порядок. Ц К КПСС и правительство приняли решения, направленные на коренное улучшение планирования капитального строитель ства и проектно-сметного дела. Надо быстрее реализовать эти решения. Министерства и ведомства, Советы Министров со юзных республик, Госстрой СССР должны глубже вникать в вопросы проектирования, повысить требовательность к проект ным организациям, усилить контроль за качеством проектов. У нас создана мощная строительная индустрия, располага ющая крупными строительно-монтажными организациями, квалифицированными кадрами, большим парком машин и ме ханизмов. За истекшее пятилетие основные производственные фонды подрядных организаций возросли на 83 процента, а механо вооруженность труда в строительстве — на 53 процента. В текущем пятилетии на дальнейшее развитие строительной ин дустрии намечается выделить около 15 миллиардов рублей против 11,5 миллиарда рублей в восьмой пятилетке. Главное сейчас для всех строительных организаций, заказ чиков и поставщиков оборудования — добиться решительного сокращения сроков строительства. При современных мощных и высокопроизводительных установках и технологических комплексах каждый сэкономленный день в строительстве дает существенную прибавку в производстве важнейших зидов продукции/Так, сокращение срока строительства крупной до менной печи всего лишь на один день дает 8—10 тысяч тонн чугуна. Комбинированная установка по переработке нефти мощностью 6 миллионов тонн может дать за день продукций примерно на 500 тысяч рублей. Проектом Директив предусматривается концентрация капи тальных вложений, сокращение числа одновременно строя щихся предприятий и объектов, с тем чтобы быстрее вводить их в действие. При составлении пятилетнего плана и определении заданий по годам надо обеспечить увязку программы капитального строительства с материально-техническими ресурсами и мощ ностями строительных организаций. Обеспечению ввода в действие мощностей и объектов з нор мативные сроки служит и хозяйственная реформа в строи тельстве, внедрение которой начато в прошлом году. Финан совая и хозяйственная деятельность строительной организации оценивается теперь по выполнению заданий по вводу в дей- ( Продолжение на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz