Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н О К О Е 3 Н А М Я 3 декабря 1371 г. >3 281 (13 1433 Завершается первый год девятой пятилетия. Подводя его пред- Среди промышленных предприятий верительные итоги, всесторонне анализируя их, партийные комите- района первенство занимает Чернав- ты и первичные парторганизации особое внимание уделяют вопро- ское отделение «Сельхозтехники:». И сам практического осуществления Постановления ЦК КПСС «О даль- в этом также решающую роль нерв­ нейшем улучшении организации социалистического соревнования»». ет широко развернутое соревнование. Одной из форм повышения активно- формы обеспечения гласности, В ХОДЕ работы по претворе­ нию в жизнь этого важней­ шего партийного документа Измалковский райком партии провел анкетирование большой группы тру­ жеников различных профессий. Поу­ чительны, в частности, полученные ответы на вопрос о том, что важнее всего для них в социалистическом соревновании. На первом месте ока­ залось стремление выполнить план досрочно и хорошо, на втором — перекрыть норму и больше зарабо­ тать. Далее по количеству «подан­ ных голосов» идут соображения: ви­ деть свой коллектив в числе передо-' вых; нравится трудовой азарт; бы­ стрее и лучше познается все новое, прогрессивное; способствует разви­ тию коллективизма; возможность са­ мому быть впереди... Там, где в практике социалистиче­ ского соревнования творчески учи­ тывается вот эта живая многооб­ разная заинтересованность его уча­ стников, *—закономерно достигается успех. Даже если налицо такие труд­ ности, с какими земледельцам и жи­ вотноводам довелось столкнуться в нынешнем году. В совхозе. «Пролетарий» собран самый высокий в районе урожай зерновых — по 20,5 центнера с гек­ тара. А в Каменском отделении он составил 22,7, картофеля — 150, кор­ мовой свеклы — 300, кукурузы на силос — 324 центнера. В коллективе совхоза по-деловому подхвачен при­ зыв москвичей и ленинградцев «Пя­ тилетку — в четыре года». Вопросы соревнования систематически рас­ сматриваются в парторганизации со­ вместно с администрацией, рабочко­ мом и комсомолом. Разнообразны соче­ тания материального и морального поощрения. Из 473 работников хо­ зяйства 186 участвуют в движении за коммунистический труд, 90 уже носят высокое звание. Ценно, что в содержании соревнования все боль- сти тружеников стали, в частности, постоянно действующие производст­ венные совещания. Только в нынеш­ нем году на них было обсуждено и принято 32 предложения, из которых 25 уже осуществлены. Неплохо ’за- совеша- рекомендовали себя такие ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: упомянутой анкеты, где'опрошенные отмечают имеющиеся недостатки в организации соревнования. Последо­ вательность «по нисходящей» тако­ ва: не создаются условия для выпол­ нения обязательств; слабо использу­ ются меры материального поощре­ ния; плохо обеспечивается гласность; соревнующиеся не привлекаются к обсуждению итогов и разработке обязательств; не всегда правильно определяются победители; редко или даже совсем не подводятся итоги. Маяковского неплохо завершает сельскохозяйственный год. Но и в этом хозяйстве можно столкнуться с фактами, когда флаг трудовой славы поднят, а в чьючесть — неизвестно. Или чего стоит хотя бы такой пункт из принятого правлением решения: «Выдать по три рубля всем сорев­ нующимся»? Неправильно, когда в колхозе «Россия», например, премии выдава­ лись только коллективные — брига­ дам. Лишь недооценкой индивнду- СОРЕВНОВАНИЕ НА НОВОМ ЭТАПЕ РЫЧАГ ПРИЛОЖЕНИЯ СИЛ шее место занимает борьба за улуч­ шение организации труда и культу­ ры производства, за укрепление тру­ довой н производственной дисципли­ ны. В колхозе имени Маяковского по­ лучен самый высокий в районе уро­ жай сахарной свеклы — по 180 центнеров с гектара, к тому же, хо­ зяйство одним из первых справилось с ее уборкой. Главное — соревну­ ющимся были созданы необходи­ мые условия. Партбюро и правление позаботились о том, чтобы организо­ ванные два механизированных звена возглавили опытные товарищи, что­ бы за ними была закреплена хоро­ шая техника. Выделенные площади обработали с соблюдением всех пра­ вил агротехники, внесли достаточно удобрений. Не последнее дело — своевременно проведенная учеба ме­ ханизаторов и свекловичниц, до них были доведены сменные нормы вы­ работки и условия соревнования. 7----- --------------------------- ния и .в некоторых других хозяйст­ вах, где профсоюзные организации заботятся''об их действенности. Отрадно отметить, что в развитии соревнования повышается роль ком­ сомола. Так, в совхозе «Докучаев- скнй» молодежь нынешним летом выступила с инициативой — в луч­ шие сроки и при высоком качестве убрать урожай. Начинание было поддержано парткомом, рабочкомом и принесло хорошие результаты. На уборке картофеля ударно поработал комсомольско-молодежный отряд райцентра, на вспашке зяби — отряд трактористов Чернявского отделения «Сельхозтехники». Именно юноши и девушки выступают застрельщиками научно-технического прогресса на селе. С их помощью за последние три года механизированы 170 живот­ новодческих помещений; в том числе три птичника, установлена машинная дойка на 43 фермах. А теперь заглянем в тот раздел За .этими претензиями ощущается, прежде всего, кровная заинтересо­ ванность в деле, а их справедливость подтверждается фактами. Почему из года в год фигурирует в числе отста­ ющих, скажем, совхоз «Лебяжен- окий»? Почему здесь самые низкие урожаи и продуктивность скота? Од­ на нз основных причин — партком, рабочком и администрация не зани­ маются организацией соревнования. Не оформлялись даже Доски показа­ телен, не поднимался флаг трудовой славы, не присваивалось звание ударника коммунистического труда. Рабочие не были мобилизованы на выполнение обязательств, не велась борьба за укрепление трудовой дис­ циплины. В результате допущено значительное отставание на уборке сахарной свеклы и картофеля, вели­ ки потери. Или взять вопрос о мерах мате­ риального и морального поощрения. Уже говорилось, что колхоз имени ального начала в соревновании мож­ но объяснить и отсутствие в этом хозяйстве положения о флаге тру­ довой славь:. В совхозе «Ясенецкий» отчисления в фонд материального поощрения составили 17200 рублей, а передови­ кам соревнования не выплачено ров­ ным счетом ничего.- В некоторых хо­ зяйствах -—в колхозах имени Лени­ на, Горького, XXI съезда партии — явно увлекаются выплатами из этого фонда руководящему составу. «О совершенствовании партийного руководства социалистическим со­ ревнованием в колхозе имени Горь­ кого», «О работе райсовпрофа по выполнению Постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистического со­ ревнования» — такие вопросы вы­ носим мы на заседания бюро райко­ ма партии. Цель — привести в дей­ ствие все рычаги развитая соревно­ вания. В районе уже более тридцати кол­ лективов борются за звания «Брига­ да высокой культуры земледелия» и «Ферма высокой производственной культуры». В современных условиях эта форма представляется особенно важной, и мы намерены не просто «оживить», продолжить ее, но и все­ мерно совершенствовать. И тут большое значение приобре­ тает использование своего, местного опыта. Действительно, почему до сих пор так получается: в одном хозяй­ стве соревнование поставлено хоро­ шо, а в другом — не создаются йод- час элементарные условия для его развития? Наряду с непременным повышением требовательности к тем, кто отвечает за это, мы усиливаем учебу на примере передовых хо­ зяйств района. В ближайшем буду­ щем намечеяо глубоко изучить, обобщить и распространить опыт парткома совхоза «Пролетарий», парторганизации Чернявского отде­ ления «Сельхозтехники». ...Вспоминается, как на недавнем собрании районного партийного ак­ тива слово взйлачдоярка из колхоза имени Дзержинского В. В. Михале­ ва. Говорила она о положении в сво­ ей бригаде, справедливо критикова­ ла ее руководителей за имеющиеся недостатки. И высказала такую мысль: именно в развитии, совершен­ ствовании всех форм социалистиче­ ского соревнования — верный путь к преодолению этих недостатков, к достижению новых успехов. Что ж, осмысливая итоги первого года девятой пятилетки, данную точ­ ку зрения следует признать правиль­ ной. Соревнование — один из глав­ ных рычатв приложения сил з деле дальнейшего подъема народного хо зяйства. И. МЕТЕЛКИН, первый секретарь Измалковского райкома КПСС. И Н О В Ш Е С Т В О М О Ж Е Т У С Т А Р Е Т Ь С г о р о д с к о г о сл е гл а и з о б р е т а т е л е й и р а ц и о н а л и з а т о р о в Как уже сообщалось в газете «Ленинское знамя», в Ли­ пецке состоялся городской слет изобретателей и рационализато­ ров, в работе которого приняли участие партийные, советские, хо­ зяйственные и комсомольские работники города, новаторы и пере­ довики производства промышленных предприятий областного центра В докладе второго секретаря горкома КПСС Е. И. Васильчикова, посвященном задачам изобретателей н рационализаторов по уско­ рению научно-технического прогресса в свете решений XXIV съезда КПСС, а также в выступлениях участников слета большое внимание было уделено вопросам дальнейшего повышения эффективности производства. На слете отмечалось, что для ускорения темпов на­ учно-технического прогресса необходимо интенсифицировать про­ цесс технического творчества с тем, чтобы поток оригинальных идей и предложений во все большей степени питал производство. Как и каким образом достичь этого! Вопрос этот стал одним из основных на городском слете новаторов производства. Этому же вопросу посвящены и заметки нашего корреспондента В. Са­ вельева. З А МИНУВШИЙ 1970 год каж­ дое рационализаторское пред­ ложение липчан сберегло на- 1 родному хозяйству в среднем до 1500 рублен, каждое изобретение —- более 28 тысяч. В первом году девя­ той пятилетки новаторы производст­ ва Липецка обязались внедрить 12 тысяч рационализаторских предло­ жений и изобретений. Это позволит сэкономить не менее 20 миллионов рублей! Творческие планы липецких рацио­ нализаторов успешно выполняются. Создаются и внедряются принципи­ ально новые орудия труда, техноло­ гические процессы. Улучшается каче­ ство продукции, модернизируются морально устаревшие машины и-ме­ ханизмы. Осуществляется работа по механизации и автоматизации важ­ нейших производственных процессов в промышленности, строительстве, на транспорте. Но, к сожалению, не везде и не всегда творчество рационализаторов пользуется тем вниманием, которого оно заслуживает. Прогрессивные идеи, ценные пред­ ложения сами собой не возникают, «стихийно» не рождаются. Однако на некоторых предприятиях Липецка, располагая высококвалифицирован­ ными кадрами специалистов, счита­ ют, что инженеров, техников не только незачем агитировать за уча­ стие в техническом творчестве, но и советовать им, в каком направлении вести пойски. Мод, каждый инженер не лыком шит, сам прекрасно пони­ мает, где и какую помощь он может оказать производству. Вследствие этого появляются инженерные разра­ ботки, которые совершенно не связа­ ны с проблемами данного предприя­ тия. «Частная инициатива» в подоб­ ных случаях нередко приводит к ус­ ложнению и без того трудных проб­ лем, стоящих перед коллективами. Уберечь от абстрактного и чисто стихийного подхода к совершенство­ ванию производственных процессов могут тематические планы. Они дол' жны нацеливать рационализаторов изобретателей на решение таких тех­ нических задач, реализация кото­ рых существенно влияла бы на эф­ фективность производства. Но толь ко на тракторном и Новолипецком заводах планам этим суждено было стать начальным этапом в работе с новаторами производства. Причем, к разработке тем были привлечены и технические, плановые, экономиче­ ские службы, и сами рационализато­ ры. Такая практика тематического планирования изобретательской и рационализаторской работы давно уже оправдала себя. Да только не везде к ней относятся одинаково. На станкостроительном заводе; вроде бы, существует тематическое планирование. Рационализаторы об этих планах осведомлены, но пред­ ложений своих по ним не высказы­ вают и, пожалуй, не могут выска­ зать, так как рационализаторам предложили такие темы, которые требуют серьезных теоретических разработок. Задачи, выдвигаемые перед нова­ торами, должны быть реальными в той степени, в какой возможно их практическое осуществление. Насколько несерьезно относятся к тематическому планированию твор­ ческой работы в промышленных коллективах города, может сказать и такой факт. Его привел в своем до­ кладе второй секретарь горкома КПСС Е. И. Васильчиков. Оказы­ вается, лишь десять процентов ра­ ционализаторских предложений из общего числа внедренных в произ­ водство упоминались в тематических планах. То есть девять новинок из десяти появились на заводах и стройках как бы самотеком. Предположим, передовые рабочие, техники, инженеры Липецка и без специальных планов видят, где на­ иболее «узкие места» производства. Туда и направляют они свою ищу­ щую мысль. Но ведь большинство наших рационализаторов — рабочие, не имеющие инженерно-технического образования. Кто им должен помочь в поисках? Кто возьмет на себя доб­ ровольную обязанность сделать ин­ женерные расчеты, чертежи? Нако­ нец, где рационализатор в самый кратчайший срок может узнать об аналогичных проблемах, о сходных решениях и опыте, существующих на родственных предприятиях отрас ли? Газета уже писала о слабой рабо­ те служб технической информации. Дискуссия на эту тему и поныне продолжается на страницах «Ленин скОго знамени». Однако факт оста­ ется фактом: информированность но­ ваторов производства о новинках, о передовом опыте крайне недостаточ­ на. Добавьте к этому отсутствие на многих предприятиях по-настоящему дееспособных ОКБ (общественно­ конструкторские бюро), вспомните о заводском БРИЗе (бюро по раци­ онализации), который обычно так «загружен» работой, что предложен­ ная новинка может пролежать' здесь до тех пор, пока не устареет. И вам станет ясно, почему прозвучали на слете слова о том, что «на боль­ шинстве предприятий города внедре­ нием технологических новшеств за­ нимаются... энтузиасты, в этом деле отсутствует какая-либо система*. Хотя буквально за минуту до этого с трибуны было сказано, что «рацио­ нализаторы сберегают государству огромные материальные ресурсы». Согласитесь, одно с другим плохо вяжется. Миллионы рублей сэконом­ ленных средств, и в то же время— некому заниматься внедрением нови­ нок, сберегающих эти миллионы. Среди городских предприятий лишь в тресте «Спецстрой» создана экспериментальная группа, которая занимается исключительно внедрени­ ем рационализаторских предложе­ ний. Группа, руководимая инжене­ ром т. Жердевым, плодотворно ис­ пользует техническую информацию, которая отбирается применительно к работе управлений треста, и посту­ пившие рационализаторские предло­ жения. За Два года применение при­ способлений и оборудования, изго­ товленных здесь по предложениям рационализаторов, принесло тресту свыше 400 тысяч рублей экономии. А между тем на таких заводах, как тракторный, где имеется экспери­ ментальный цех, за год внедряется лишь половина из всего количества предложении. В докладе на третьей сессии Вер­ ховного Совета СССР А. Н. Косы­ гин сказал: «Особенно нетерпимыми являются медлительность во внедре­ нии достижений науки и техники в производство, отсутствие конкретных планов, мероприятий по техническо­ му перевооружению предприятий и росту производительности труда». Сказанное прямо указывает на недо­ статки и в организации творческой деятельности наших новаторов про­ изводства, чей поиск может и дол­ жен дать несравнимо большие ре зультаты, чем имеющиеся сегодня. Директивами XXIV съезда КПСС предусмотрено осуществить систему организационных и экономических мер по освоению новой техники, ре алнзацин изобретений и открытий в сжатые сроки. Для того, чтобы в девятой пятилетке изобретательство на промышленных предприятиях Ли­ пецка выполняло свою роль подлин­ ного ускорителя научно-технического прогресса, чтобы рационализаторы смогли действенно влиять на интен­ сификацию производства, необходи­ ма более четкая и продуманная си­ стема организации технического творчества. Необходимо использо­ вать разнородные, но несомненные успехи тракторостроителей, новолип- чан, липецких строителей. Опыт од­ них должен стать достоянием всех. В. САВЕЛЬЕВ. В Липецком горисполкоме с т р о и т ь, С О В Л ЮД А Я ч и с т о т у И ПО РЯДОК Жители Липецка справедливо жалуются на то, что в городе, особенно весной и осенью, очень много грязи на дорогах и тротуа­ рах. Одна из основных причин этого—неправильный метод строи­ тельных работ. При возведении жилья, промышленных, культур­ ных и других объектов руководи­ тели ряда организаций пренебре­ гают временным благоустройст­ вом территории, выделенной под строительство. Эти участки обыч? но не огорожены, подъездные пу ти и площадки для хранения стройматериалов не подготов­ лены. В результате нарушается благоустройство соседних терри­ торий, выходят из строя прилета ющие дороги и тротуары. Неред­ ко автомашины проезжают на стройку прямиком, разрушая га­ зоны, тротуары, причиняя пов­ реждения деревьям и кустарни­ кам. Все это приводит к тому, что на обширных участках улиц, пло­ щадей и дворов, окружающих стройку, появляется много грязи, создаются антисанитарные усло­ вия. Для упорядочения строительст­ ва и наведения в городе чистоты исполком Липецкого городского Совета депутатов трудящихся принял решение, которым обязал руководителей предприятий и ор­ ганизаций, выступающих как за­ казчики, а также подрядных орга низаций, перед началом любого строительства выполнять следую­ щие требования: а) ограждать территорию строя щегося объекта; б) сооружать временные доро­ ги к стройке и площадки для хра­ нения материалов; в) сносить старые дома на вы деленном земельном участке < предоставлением гражданам, про­ живавшим там, жилой площади Лишь после выполнения данных требований можно получить органах государственной автоин­ спекции разрешение на произ водство работ по нулевому цик­ лу. Без такого разрешения про изводство работ по нулевому циклу запрещено. V За порчу дорог, тротуаров, де ревьев, газонов и за другой ущерб, нанесенный благоустрой­ ству города, руководители пред приятий и строительных организа­ ций привлекаются к администра тивной ответственности. Контроль за исполнением на­ стоящего решения возложен на Правобережный и Левобережный райисполкомы, а также на отде­ лы милиции и органы государст­ венной автоинспекции. Успешно выполняет производ­ ственные задания коллектив Ли­ пецкой головной швейной фабри­ ки. Сверх плана выдано продук- ■ции на 93.000 рублей. На пред- приятии растет число передови­ ков, работающих в счет 1972 года. Одна из опережающих время — швея-мотористка А. Т. Барабано­ ва. Она руководит школой пере­ довых методов труда. Фото Л. Антошкина. \ С Е М И Н А Р В Е Л Ь Ц Е С чего начать и как строить внутрипартийную и массово-по­ литическую работу? Каковы ос­ новные принципы партийного ру­ ководства? Эти и другие вопросы были об­ стоятельно освещены на семина­ ре вновь избранных секретарей партийных организаций, который провел Елецкий райком партии. Перед участниками семинара с докладом «Первичные партий­ ные организации — основа КПСС» выступил заведующий организа­ ционным отделом райкома партии В. Г. Трубицын. Об идеологиче­ ской работе первичных партийных организаций в свете требований XXIV съезда КПСС говорил заве­ дующий кабинетом политического просвещения В. И. Морев. Вопросам подготовки и прове­ дения заседаний партийного бю­ ро и партийных собраний, ведения партийного хозяйства и оформ­ ления дел по приему в партию посвятили свои выступления ра­ ботники райкома партии Г. Д. Со­ ковых, Ю, М. Ковалев и В. В. Во­ ронков. Лекцию о международном по­ ложении СССР прочитал лектор райкома партии Н. В. Новиков. И. ГУБИН, нешт. корр. «Ленинского знамени». В ЫШЕЛ из печати и рассы­ лается подписчикам 22-й номер журнала отдела пропаганды и агитации обкома КПСС «Политическая информа­ ция». Передовая статья «Экономиче­ ские знания — в массы!» и под­ борка информационных сообще­ ний из районов области освещают ход выполнения Постановления ЦК КПСС «Об улучшении эконо­ мического образования трудящих, ся». Журнал продолжает публика­ цию сообщений о личных пяти­ летних планах рабочих, инжене­ ров, колхозников. В этом номере председатель НТО Липецкого „ Ш Н Т И Ч Е С Ш ИНФОРМАЦИЯ" №22 станкостроительного завода В. М. Коротаев рассказывает о практи­ ческом воплощении личных пла­ нов инженерно-технических работ­ ников предприятия. В декабре отмечается ряд юби­ лейных и знаменательных кален­ дарных дат. 22 декабря—День энергетика. Об итогах первого года девятой пятилетки и пер- спективах развития энергетики об­ ласти сообщается в статье «Всему начало» главного инженера «Ли- пецкэнергэ» И. О. Самсонова. В декабре исполняется 30 лет со времени разгрома немцев под Москвой. Непосредственное уча­ стие в битве принимали не только воины, но и гражданское населе­ ние нашего края, особенно тёх районов, которые оказались в ра­ диусе военных действий. Это од­ на из самых ярких страниц в ле­ тописи нашего края. Исторические события описываются на страни­ цах журнала в статье главного хранителя фондов Липецкого об­ ластного краеведческого музея С. Я. Сайко. Постоянный раздел «Из опыта массово-политической работы» представлен материалами о рабо­ те агитаторов и политинформато­ ров на животноводческих фермах. «Методические советы», по прось­ бе читателей, раскрывают сущ­ ность наглядной агитации в красном уголке цеха. Даны при­ мерный план и эскизы. За время, прошедшее после XXIV съезда КПСС, СССР во имя укрепления безопасности на европейском континенте и во всем мире провел ряд важнейших внешнеполитических акций. Обзо­ ру этих акций посвящена статья лектора обкома КПСС А. Терехо­ ва «Курсом мира», опубликован­ ная в помощь политинформато­ рам-международникам. В журнале напечатана пример­ ная тематика политинформаций и бесед на декабрь 1971 года. Развитие советской экономики, эксплуатация богатейших природ­ ных ресурсов восточных районов страны, расширение международ­ ной торговли — все это увеличи­ вает объем перевозок всеми видами транспорта. В итоге потребности в перевозках сейчас несколько опе­ режают развитие самого транспорта. Вот почему Директивами XXIV ъезда КПСС намечено его ускорен­ ное развитие. За пятилетие грузооборот всех видов транспорта (кроме газопро­ водного) предполагается увеличить на 32—35 процентов, что превысит пять триллионов тонно-километров. Число пассажирских перевозок воз. растет к 1975 году почти в полтора раза. РЕКОНСТРУКЦИЯ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ Около половины всего прироста перевозок должен обеспечить же­ лезнодорожный транспорт, поэтому ему уделяется особое внимание. За пятилетие будет построено 5—6 ты­ сяч километров новых дорог. Их проложат в восточных районах стра­ ны, где осваиваются богатейшие природные ресурсы. Железная до­ рога свяжет, например, Тюмень с Сургутом — центром обширного нефтеносного района в среднем те­ чении Оби. Новая, ^магистраль к Усть-Илимской ГЭС не только об­ легчит строительство этой гидро­ электростанции, но и позволит во­ влечь в эксплуатацию большие лесные массивы и железорудные ме­ сторождения. В прошлом пятилетии на железных •дорогах СССР шел активный про­ цесс замены паровозов более совер­ шенными видами тяги — тепловоза, ми и электровозами. В 1970 году на их долю приходилось 96,5 про­ цента перевозок. В новом пятиле­ тки продолжается процесс перехода тепловозной тяги на электрическую. ТОПЛИВО ТЕЧЕТ ПО ТРУБАМ В последние годы в Советском Союзе большое внимание уделяется строительству трубопроводов. В новом пятилетии трубопроводный транспорт будет развиваться осо бенно быстрыми темпами. От нефтя­ ных месторождений в среднем течё нии Оби мощные магистрали протя­ нутся к Анджеро-Судженску й далее — на восток и на запад, до По­ волжья. А многие системы, подаю­ щие нефть из Поволжья на запад, северо-запад н юго-запад, будут усилены. Все они, совместно с уже действующими, рассчитываются на добычу в 1975 году 500 миллионов тонн нефти. Еще более серьезные задачи пред­ стоит решить в газопроводном хо­ зяйстве. Так, наряду с совершенство­ ванием системы Средняя Азия — Центр, будут созданы две новые. По ним с севера Тюменской области газ пойдет в центральные районы европейской части страны и через Урал — в Поволжье.» В строительстве газопроводов осо­ бенно важен переход на трубы боль­ шого диаметра. Их пропускная спо­ собность в 3—3,5 раза выше, чем у существующих. За пятилетие будет построено 30 тысяч километров только магистральных трубопрово­ дов. Совершенствование газопро­ водного хозяйства позволит к 1975 году довести добычу газа до 300—320 миллиардов кубических метров. ПЛАНЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЯТИЛЕТКИ В новом пятилетии производство легковых автомобилей увеличится почти в четыре раза. Однако .в ус­ ловиях СССР, где хорошо развит общественный транспорт, личному автомобилю отводится вспомога­ тельная роль. Большинству населе­ ния страны удобнее пользоваться общественным транспортом^ Вот почему раззитне легкового автомо­ билестроения идет в СССР парал­ лельно с совершенствованием авто­ бусного транспорта. Чтобы улучшить его работу в часы «пик», увеличить объем перевозок, конструкторы уже сегодня создают машины боль­ шой вместимости. По-прежнему большое внимание промышленность уделяет производ­ ству грузовиков. Их выпуск за пя­ тилетие возрастет в полтора раза. Особая роль в решении этой задачи отводится строящемуся сейчас Камскому автозаводу. В 1974 году он пустит свои конвейеры и будет давать ежегодно 150 тысяч машин, которые предназначаются в основ­ ном для работы в сельскохозяйст­ венных районах. Автомобилизация ставит и еще одну важную проблему: она немыс­ лима без строительства' дорог. Сей час их протяженность в СССР со­ ставляет примерно 1360 тысяч кило­ метров. За пятилетие будет построе­ но еще как минимум НО тысяч километров улучшенных магистра лей. НА ВОДНЫХ И ВОЗДУШНЫХ ТРАССАХ В новом пятилетии значительно увеличит объем перевозок морской транспорт. Флот пополнится универ­ сальными н специализированными судами; будут развиваться перевоз­ ки судами смешанного плавания, которые способны ходить как по рекам, так и по морям. А это не требует перевалки грузов в портах. Советский Союз, как известно, яв­ ляется пионером контейнерных пе­ ревозок. В стране сейчас в обороте находится около миллиона контей­ неров грузоподъемностью 3—5 тонн. В минувшем году в них было пере­ везено 30 миллионов тонн груза. В дальнейшем, чтобы повысить темпы развития этого вида перево­ зок, будут использоваться контей­ неры на 10, 20 и более тонн. Значи­ тельный эффект даст и развитие пакетных перевозок. Как известно, в северо-восточных районах СССР реки являются ос­ новными транспортными артерия­ ми. Вст тут-то на речной флот и возлагается обязанность обеспечить потребности народного хозяйства в перевозках. Продолжит развитие я флот на реках езропейской части Страны, что1 позволит снять напря­ жение на многих участках железных дорог, снизить себестоимость перево­ зок. Громадная территория' Советско­ го Союза делает воздушный транс­ порт особенно удобным при сообще­ ниях на дальние расстояния. В эко­ номической жизни страны авиация уже сегодня занимает видное ме­ сто. Достаточно сказать, что в прошлом году.услугами Аэрофлота пользовались 71,4 миллиона пасса­ жиров. По воздуху было доставлено 1,8 миллиона тонн срочных грузов. В новом пятилетии перевозки пассажиров воздушным транспор­ том возрастут примерно на 70 про­ центов. Самолетный парк попол­ нится современными реактивными лайнерами, получат более широкое применение автоматизированные си­ стемы навигации и посадки самоле­ тов. Значительно расширится ис­ пользование авиации в геологоразве­ дочных и изыскательных работах, на строительстве, в лесном и сельском хозяйстве. Ей отводится особая роль в грузовых перевозках в районы, от­ даленные от других путей сообще­ ния. * * * Высокий уровень технической ос­ нащенности и интенсивное исполь­ зование транспортных средств уже сегодня обеспечили советскому транспорту сравнительно низкую себестоимость перевозок. Например, затраты на доставку грузов по же­ лезным дорогам в СССР примерно в три раза, а пассажиров —’ в четыре — пять раз ниже, чем в США. Серафим УШАКОВ, доктор технических наук. (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz