Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)

5 января 1971 г., № 3 (12 8671 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ УЧИТЕ ЛЬ И УРОК Накануне третьего областного съезда по коммунистическому воспи­ танию учащейся молодежи с удов­ летворением можно ^тметить, что се­ мейное, школьное и внешкольное воспитание детей обрело систему, умножились его формы, выросли ря­ ды участников. К родителям и учи­ телям пришли на помощь инженеры, агрономы, артисты, писатели, ху­ дожники, мастера спорта, ветераны Советской Армии. Многое делает молодая писатель­ ская организация области. Ее руко­ водитель прозаик В. Добряков напи­ сал для детей отличные книги: «Тай­ на желтой бутылки», «Шумный двор», «Валька шлет ультиматум». Пишут для детей Р. Торбан, А. Ту- маровекая, Ю. Шифрина и другие. Только в 1970 году состоялось свыше ста Бстреч писателей с учащимися школ Липецка, Усмани, Ельца, За- донска. Писатели, как и представите­ ли других профессий, хотят растить себе смену. Некоторые приходят в отделы народного образования и школы, просят «навести на след», на­ звать ребят с литературными за д а т-, хами, чтобы помочь им. Это уже хорошо, но, вероятно, следует пере­ ходить к более активным формам воспитания вкуса к литературе — организации кружков, клубов, кон­ курсов и др. Председатель областного отделе­ ния Союза художников В. Куприянов руководит семинаром учителей рисо­ вания Липецка. Художники Ельца провели выставку своих картин, в школах. Немного, но раньше и этого не было. Примеров работы со школьниками агрономов, строителей, механизаторов, офицеров запаса при­ водилось уже достаточно. Дело за тем, чтобы больше людей следовало этим хорошим Призерам. Наглядно улучшается работа по месту жительства ребят. Повсемест­ но появляются катки, футбольные и хоккейные поля, организуются дворо­ вые команды, проводятся походы,со­ ревнования. И хотя нет оснований для обольщений, изменения значи­ тельные. Определились четкие на­ правления, по которым следует рас­ ширять и углублять помощь общест­ венности семье и школе в воспита­ нии детей. При всем этом роль учителя и урока не только не снижается, но и возрастает. Новые программы среднего обра­ зования требуют от учителя при со­ кращении времени давать более сложные знания. Немаловажное зна­ чение имеет вопрос о стимулах уче­ ния. Ведь принуждение к учебе в лю­ бой форме не применимо в нашей школе. Встречающиеся рецидивы в этом смысле ничего, кроме конфлик­ тов, не приносят. Советская педагогика рассматри­ вает учащихся не как объект воздей­ ствия, а как субъект процесса позна­ ния. Только в результате собственно­ го труда школьник приобретает глу­ бокие и осознанные знания, перехо­ дящие в убеждения. В процессе по-, знания закономерностей развития природы и общества ученик прояв­ ляет самостоятельность, элементы ис­ следования, постановки и решения проблем. Его учебный труд'носит творческий характер, а добытые в труде истины радуют и возбуждают новые интересы. Важное значение при этом имеет раскрытие эстетики само­ го процесса познания. Ведь наука со­ держит в себе богатые возможности эстетического удовлетворения. В истине —г красота, величие, благород­ ство человеческого духа. Но, чтобы учащиеся почувствовали это, надо соответствующим образом строить процесс обучения. Самое высокое на­ значение урока — показывать уче­ нику красоту человеческой мысли, благородство борцов за ее торжест­ во, увлекательность самого , поиска истины. Это может достигаться соз­ данием постоянной творческой ат­ мосферы на уроке—самого сильного стимула учения и возбуждения инте­ реса к нему. Эстетическое отношение к учению наступает в результате удавшегося эксперимента, решения трудной за­ дачи, рационализации известной кон­ струкции или операции. Такая орга­ низация учебного процесса много­ кратно усиливает познавательные возможности ребенка, в то время как выполнение однообразных упражне­ ний, потеря интереса к уроку сводят его к ничтожно малым результатам. Учитель — полпред своей науки. Если он мастер своего дела, знает со­ временное состояние науки, любит ее, ученики полюбят его, и представляе­ мую им науку. Творческое отношение к труду, эстетика познания возможны лишь при высоком интеллектуальном уровне урока на всем его протяже­ нии, образцовой организации и впол­ не современном оснащении оборудо­ ванием. Нужна логически стройная система действий, запланированные ситуации, при которых учащиеся не только самостоятельно выполняют задания, но ищут способы рациона­ лизации известных приемов. Перестройка среднего образования нередко все еще понимается поверх­ ностно, сводится к дополнениям,со­ кращениям и перестановкам. Говорят о реформе среднего образования. Точнее было бы сказать о коренной перестройке. В программах старших классов мы видим названия разделов, которые до этого были в вузовских курсах, но теоретическое содержание про­ граммы изменилось с первого клас­ са, и прошло последовательно через все классы. Одной из главных учеб­ ных целей урока стало развитие особых способностей личности—раз­ витие творческих свойств мышления. Все это повлекло за собой пересмотр традиционных принципов дидактики, приведение их в соответствие с но­ выми задачами школы и новыми программами. Подготовка детей к школе в семье, дошкольных учреждениях, получение ими разносторонней информации по радио, телевидению, из детских газет и журналов позволяет с первого класса вести обучение на высоком уровне трудности, более быстрым темпом, подводить учащихся к тео­ ретическим обобщениям, сообщать им сложные понятия, знакомить со специальными терминами. Не умаляя значения навыков и умений, пред­ почтение следует отдавать разви­ тию учащихся. Сложность коренных изменений в содержании и методике образования настолько велика, что никто из учи­ телей без специальной переподготов­ ки успешно вести занятия по новой программе не может. Если бы, ска­ жем, математику, выпустившему 10-й класс, дали четвертый класс, то и ему пришлось бы тщательно раз­ бираться с программой, по-настоя­ щему штудировать новый учебник. Из этого следует, что повышение образования и методической квали­ фикации учителя стало предвари­ тельным условием, без соблюдения которого никакого успеха в работе УДОВ ЛЕТВОРЕННОСТЬ ВОСО 0 Т А Т Ш Приходят к нам в училище ребята, и мы должны научить их жить и работать, обеспечить знаниями и навыками будущей профессии. Но надо еще научить любить профессию, любить труд, воспитывать гор­ дость за свой коллектив. Так, уже на первых уроках обществоведения преподаватели К. И. Ра- зомаскина и Е. Я. Быкова рассказывают о славных традициях училища, о его выпускниках, прославивших себя в труде. Очень приятно слышать новичкам, что одна из первых бригад коммунистического труда в нашей области состояла из выпускников теперешнего «их» училища во главе с Владимиром Чурсиным. К. И. Разомаскина как-то задала своим учащимся из группы операто­ ров почтово-телеграфной связи письменную работу на тему: «Как я представляю научную организацию труда по моей профессии». В группе как раз в то время проходили по политэкономии тему «Производитель­ ность труда». Разговор, разумеется, шел и в теоретическом плане и в то же время он был предельно конкретным, предметным, ибо учащиеся этой группы уже проходилй производственную практику. Они подметили некоторые недостатки освещения рабочего места, окраски стен помеще­ ния, обстановки, которые отрицательно влияют на производительность труда работников. Ребята приучаются мыслить о своей профессии, об условиях работы, и это отличное качество для современного квалифици­ рованного рабочего. Много внимания наши преподаватели уделяют работе гю установле­ нию межпредметных связей, особенно при изучении специальной техно­ логии. Гак, при изучении темы «Телефонный аппарат» речь заходит и о таких понятиях, как постоянный ток, его источники в цепи и т. д. Словом, берется на вооружение физика. Ведь мы должны выпускать не ограни­ ченных подмастерьев, а широко осведомленных в своей профессии ра­ бочих. Лучшие мастера училища такие, как Б. С. Нагавкин, Б. С. Котельников и во время практического обучения своих питомцев стремятся брать на вооружение теорию, посещают уроки теоретических дисциплин, чтобы быть в курсе знаний учащихся и придерживаться единой трактовки фак­ тов и терминологии. Все это кропотливая работа, но когда преподаватель или мастер узнае!, что его бывший воспитанник на самостоятельной ра­ боте заслужил почет и уважение коллектива, он получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение! \ А. БОНДАРЕНКО, заместитель директора Липецкого технического училища № 11, делегат областного съезда по коммунистическому воспитанию. по новым про­ граммам ожидать нельзя. Контрольные ра­ боты в декабре текущего учебно­ го года не выполнили, как пра­ вило, учащиеся тех преподавате­ лей, которые не прослушали лет­ ние курсы усовершенствования и не освоили рекомендованную лите­ ратуру. Для наверстывания упущен­ ного надо- максимально использовать зимние каникулы. Курсы при инсти­ туте усовершенствования, семинары и консультации на местах, в каждой школе, анализ ошибок, допущенных в контрольных работах, и причин, их породивших, а главное и решающее —повседневная самообразовательная работа каждого учителя—вот чем должны быть заполнены каникулы. Урок — это 45 минут напряженно­ го труда учащихся и учителя. Произ­ водительность этого труда в полной мере зависит от оснащения урока современным оборудованием. К тра­ диционным видам оборудования—• таблицам, картам, моделям теперь прибавилась экранная, звукозапи­ сывающая и воспроизводящая аппа­ ратура. В последние годы школы попол­ нились весьма ценным краеведческим материалом, позволяющим лучше знакомиться с природой и *хозяйст- вом края, его прошлым и настоящим. Все это позволяет сделать урок инте­ ресным и эффективным. Массовое движение учителей нашей области за рациональную организа­ цию урока было хорошей подготов­ кой к работе по новой программе. Все ее элементы —- плотность на­ грузки, темп, нарастающая сложность заданий, наличие материалов и при­ боров для каждого—целиком и пол­ ностью соответствуют современным требованиям к уроку. Недопустимо поэтому, что некоторые педагогиче­ ские коллективы ослабили внимание к внедрению передового опыта, пре­ дали забвению «Минимум методиче­ ских требований», в котором предель­ но лаконично обобщен опыт наших лучших учителей. Обучение и воспитание провидится в процессе урока, на внеклассных и внешкольных занятиях, в обществен­ но полезном труде. Но главное по времени и значению место принадле­ жит уроку. Это неоднократно отме­ чено в постановлениях партии и пра­ вительства и вошло в Устав школы, одобренный Советом Министров СССР. В- Уставе говорится: '«Осво­ бождение учащихся от уроков для выполнения каких бы то ни было об­ щественных поручений, участия в спортивных и других мероприятий не допускается». Сказанное в равной мере относится и к учителям. Урок—неприкоснове­ нен. Это закон. Он никем не может быть нарушен. Правильное сочетание классных, внеклассных и внешкольных занятий с детьми, рост контактов между шко­ лой, семьей и общественностью созда­ ют все условия для дальнейшего улучшения обучения и воспитания детей. Школа, учителя и воспитатели, ру­ ководители и все работники народ­ ного образования должны всегда помнить и оправдывать свою первую роль и самую большую ответствен­ ность за коммунистическое воспита­ ние подрастающего поколения. Э. ЛАХИНА, заместитель заведующего областным отделом народного образования. ..............- ---------- -и .... ---- - а Уч ащаяся молодежь — большой отряд молодеж и обла сти. Это ш кольн и к и, уч ащ иеся профессионально-технических учебных заведений и техникумов, студенты вузов. Сегодня они приобрета­ ют знания и навыки, постигают основы наук, делают первые само­ стоятельные шаги на практическом поприще, узнают первые не­ сложные тайны профессии. Завтра им предстоит вершить судьбы страны, быть подлинными творцами новой жизни, нести на своих плечах груз ответственности перед временем, перед историей род­ ной страны. Мы все думаем о нашем будущем. И потому нас волнует сего­ дняшнее — наши дети, их успехи и неудачи. Перед новым годом мы желали им здоровья, успехов в учебе, спорте. Мы сами готовы во всем помочь им прожить и этот начавшийся год радостно и умно. Помочь своим детям — это совсем не просто. Проблемы воспитания захватывают все более широкий круг людей, ние стало в нашей стране поистине всенародным делом. Воспита- Сегодня открывается III областной съезд по коммунистическому воспитанию учащейся молодежи. Это событие номер ядин не толь­ ко для тех, для кого коммунистическое воспитание -4 работа, кто посвятил этому делу жизнь. Каждый родитель, каждый руководи­ тель предприятия и учреждения, заинтересованный в тем, чтобы наша смена была достойна славных дел предшествующих поколе­ ний, с интересом будет знакомиться с материалами съезда, его ре­ комендациями по коммунистическому воспитанию. Публикуемая сегодня страница «Педагога и родителя» также посвящена различным аспектам воспитания; трм проблемам, кото­ рые будет решать и наш областной съезд, Внеклассную ра­ боту со школьни­ ками мы стремим- мя строить в тес­ ной связи с ро­ дителями и общественностью. Ведь влияние отца и матери на ребенка большое. Мы широко популяризи­ руем опыт воспитания детей в луч­ ших семьях. Примерных родителей в нашем селе немало. Нам есть на кого опереться. В этой небольшой статье мне хо­ чется рассказать об уважаемой все­ ми односельчанами семье Кокоре­ вых. Думается, что их опыт заслу­ живает широкого распространения. В семье девять человек. Глава ее Андрей Павлович Кокорев работает механизатором в совхозе «Комму­ нар». Он передовик производства, знающий специалист. Жена Алек­ сандра Михайловна тоже принимает активное участие в совхозном про­ изводстве, Выращивает свеклу. В' течение вот уже нескольких лет я наблюдала, как воспитываются дети в этой семье, о многом рас­ сказала сама Александра Михай­ ловна. Семеро детей — это вообще не просто, а тут сплошные маль­ чишки. В иной семье от одного криком кричат. Примечательно, что с самого ма­ лого возраста мать примечала и поощряла в ребенке стремление к самостоятельности. Двухлетний Ваня садился за стол, хватал ложку и кричал: «Я сам». Пожалуйста, попробуй. Мать решила, что не следует сте­ снять его активность и давала воз­ можность ему, а потом и подраста­ ющему Лене, есть без посторонней СЕМЕРО СЫНОВЕЙ КОКОРЕВЫХ помощи. Конечно, первое время дело часто кончалось плачевно: мальчишки перевертывали чашки, обливались, но упорно отстаивали свои права. Постепенно победили и посуду, и кашу, и собственные не­ уклюжие руки. Очень рано начала приучать детей к самообслуживанию. Сначала предлагала сделать самое простое: надеть правильно валенки, пришить пуговицу, заправить постель. По­ том: попробуйте-ка, ребятки, при­ брать в доме. Конечно, махали ве­ никами почем' зря, поднимая пыль. Надо было не сердиться, терпеливо объяснять, как лучше и быстрее вы­ полнить то или иное задание. Она приучала их беречь и класть на ме­ сто свои вещи. Так с самого ранне­ го возраста создавалась у детей привычка к. порядку ц аккуратно­ сти. С 5—6 лет каждый включился в работу по-настоящему. И каждому мать подбирала дело по силам: од­ ному — осторожно поставить на стол чашки, другому — принести уголь и дрова, третьему — проте­ реть пол. Причем, у каждого было свое дело. Например, самый млад­ ший, Саша, специализировался на поливке цветов, а Сима — на убор­ ке спальни, но, конечно, взаимоза­ меняемость тут была полной. И как непросто было этого всего достигнуть! Александра Михайловна признает­ ся, что труднее всего ей было при­ учить детей делать что-либо без напоминаний и с охотой. И очень бывали иногда довольны ребята, если мать забывала им напомнить о каком-нибудь поручении. Посте­ пенно она все же добивалась свое­ го., К семи—восьми годам дети уже привыкли полностью обслуживать себя и помогать матери в ряде не­ сложных хозяйственных дел. Теперь все делалось с увлечением. С помощью отца старший сын Иван научился водить комбайн и бывал очень рад, когда отец ему доверял управлять машиной. Начи­ ная с 6-го класса, мальчик каждое лето работал на комбайне штур­ вальным. Успешно закончив 10 клас­ сов, он по направлению совхоза по­ ступил в Воронежский сельскохо­ зяйственный институт, где учится сейчас на 3 курсе механического факультета. Сын Алексей, студент 2 курса того же факультета Воронежского СХИ, так же, как и старший брат Иван, каждое лето работал в род­ ном совхозе. В этом году окончил 10 классов Николай. Он тоже посту­ пил в Воронежский сельскохозяйст­ венный институт. Живут в общежи­ тии, получают стипендии. Летом, приезжая на каникулы, вместе с отцом трудятся в совхозе. Осталь­ ные дети учатся в школе: Володя— в девятом, Сима —- в восьмом, Ми­ ша — в шестом, Саша — в третьем классе. Все они являются пример­ ными учениками, активно участву­ ют в жизни школы, заботливы по отношению к родителям, старшим и своим товарищам. Когда приходишь в дом Кокоре­ вых, то просто не верится, что та­ кой уют, чистоту и теплоту домаш­ него очага могут поддерживать детские руки, руки мальчиков. 8 этой семье нет мужских и женских дел, все прекрасно понимают, что матери одной не справиться, тем более что отец и мать работают. В доме есть комната для детей, где они готовят уроки. Вечерами часто вместе, всей семьей, смотрят телевизор. Иди кто-то один читает вслух газету, а остальные слушают, Вспоминаются слова А. М. Горь­ кого: любить детей — это и кури­ ца умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широ­ кого знания жизни. Таким талан­ том обладают Кокоревы. Александра Михайловна — частый гость школы, она — член родитель­ ского комитета, делится соображе* ниями по поводу воспитания де­ тей на родительских собраниях. Об отце и матери Кокоревых говорят в селе: «Счастливые ка­ кие: трое уже определились —• учатся в. институте, четверо — в школе и тоже хорошо, и дома с ними легко». Но главное растут сы­ новья хорошими советскими людь­ ми. А разве это пришло само со­ бой? Разве счастье само далось в руки? 3. ЕЛГАЗИНА, организатор внеклассной и внешкольной работы Завальской средней школы Усманского района. Ч ЕТЫРЕ года назад в средней школе № 22 г. Ельца произо­ шло событие, на которое ма­ ло кто тогда обратил внимание. Две учительницы начальных классов В. П. Солодова и 3. И. Дякина дого­ ворились между собой и с родителя­ ми своих детей об Изменении учеб­ ного режима в классе и группе продленного дня. С утра В. П. Солодова проводи­ ла с детьми два урока (граммати­ ки и чтения-или письма.). На этом учебные занятия прерывались. Де­ ти После небольшого отдыха завт­ ракали и садились за выполнение домашних заданий (опять под ру­ ководством той же учительницы.). Затем следовал более продолжи­ тельный перерыв, во время которо­ го дети обедали, гуляли на воздухе или занимались каждый своим де­ лом в пионерской комнате. (Одно время с ними изучали английский язык.) Но вот перерыв кончился, и нача­ лись снова занятия. Теперь их вела другая учительница — 3. И; Дяки­ на. Она проводила уроки арифме­ тики, труда, физкультуры, органи­ зовывала самоподготовку по своим предметам. В конце рабочего, дня, уже перед уходом домой, ребята снова отдыхали. Нетрудно заметить, что такая фор­ ма организации занятий в группе продленного дня имеет ряд преиму­ ществ. Дети меньше устают. Чередо­ вание занятий с активным отдыхом снимает усталость. Возрастает эф­ фективность учебного процесса. Учи­ тель имеет возможность лучше подго­ товиться к урокам. Ведь если раньше ему ежедневно- приходилось давать четыре урока, то сейчас он дает два. Остальное время он выступает в ро­ ли воспитателя. Нельзя не учитывать ПЕРЕМЕНА МЕСТ СЛАГАЕМЫХ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЕЛЬЦЕ и того, что учитель в этом случае все время специализируется з преподава­ нии предмета, например, русского языка. Он больше читает по своему предмету, лучше дает уроки. Это сказывается на уровне знаний уча­ щихся. Воспитатель также выступает в ро­ ли учителя, причем по сравнительно узкому профилю предметов, И вот ка­ ковы результаты труда В. П. Солодо­ вой и 3. И. Дякиной. Четыре года они работали вместе с одним и тем же составом учащихся.. Начали с первого класса и закончили выпу­ ском из четвертого. Все дети хорошо усвоили -программный материал и переведены в 5-й класс, среди них 3 отличника, 12 «хорошистов». Как ви­ дите, от такой перемены мест слагае­ мых изменилась и сумма. Опыт организации класса-группы стал достоянием других педагогиче­ ских коллективов Ельца. Успешно используют его в 1, 12, 17, 21, 22 школах города. В средней школе_ №21 3 «а» класс переведен на прод­ ленный день. Работают здесь два учителя: М. Д. Кузнецова и Г. Н. Глотова.- Они же являются и воспи­ тателями. У них тоже хорошие ре­ зультаты: из 41 ученика в классе 7 отличников, 19 «хорошистов», остальные учатся на «4» и «3». Дети подтянуты, внимательны на уроках, аккуратно ведут тетради. Класс-группа в том понимании, как об этом рассказано выше,—не единственная форма работы с деть­ ми, у которых продленный день. Многие группы работают по обычной схеме: учитель проводит все уроки, а на долю воспитателя остается ор­ ганизация отдыха, самоподготовки учащихся, проведение различных воспитательных мероприятий. Такая организация работы с детьми также имеет право на существование, осо­ бенно в классах, где введено пред­ метное преподавание. Надо лишь воспитателю держать постоянный контакт с учителями, чтобы вовремя оказать, посильную помощь ученику, предупредить отставание. Но воспитатель потому и называет­ ся так, что его обязанности шире, чем, у учителя. Он должен еще луч­ ше знать психологию ребенка, уметь, как говорят, поладить с ним, заин­ тересовать, увлечь. С этих позиций должность воспитателя одна из трудных. Вот почему Елецкий гор­ оно так серьезно относится к подбо­ ру воспитателей, организации с ни­ ми методической работы. Всего не­ сколько цифр, которые подтвержда­ ют это положение: в школах г. Ель­ ца организовано в этом учебном го­ ду 42 группы продленного дня, в ко­ торых работает 48 воспитателей, в том числе 34 имеют высшее образо­ вание, 4—незаконченное высшее, 10—среднее педагогическое. Методи­ ческий кабинет гороно один раз в четверть проводит в одной из школ города семинары с воспитателями групп продленного дня, на которых они обмениваются опытом, договари­ ваются, как лучше спланировать за­ нятие и провести его, правильно по­ строить режим и т. д. Умело ведут работу с детьми учителя и воспитатели средних школ №Мг 1, 12, 15, 21. Здесь организова­ но совместное планирование учебно- воспитательной работы. Цель его— С Т Р А Н И Ц А П О Д Г О Т О В Л Е Н А Н ЕШТ А Т НЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ» $ рошие условия для того, чтобы будущие учителя могли полу- ^ чить глубокие знания. Основной своей задачей институт счи- ^ тает подготовку высококвалифицированных кадрор для сель- $ Почти половина всех преподавателей Липецкого педагоги- у ческого имеет ученые звания и степени. У педагогического института — большие перспективы. Будут сооружены новые ^ НА СНИМКАХ: 1) Лабораторные занятия на биолого-хими- ^ Ш тает студентам первого курса историко-филологического фа- Л I Д о р и н а Борисовна Хардак. 3) Хореографическое отделение у факультета общественных профессий готовит новую эстрадную поднять эффективность воспитатель­ ного процесса. Если, скажем, плани­ руется экскурсия или просмотр ки­ нофильма, то воспитатель должен ясно представлять себе, насколько это поможет детям в усвоении ма­ териала предстоящего урока. И на­ оборот, подчас бывает так, что урок дополняется и углубляется после­ дующим внеклассным мероприятием. Это также воспитатель предусматри­ вает в своем плане. Планирует он я посещение уроков учителя своей группы. Интересно строят работу в груп­ пах продленного дня воспитатели А. К. Лихачева, 3. А. Кондратову, А. А. Ефремова, Г. М. Шкарина, Е. А. Болгова и другие. Как прави­ ло, у них хорошая успеваемость, де­ ти прилежно учатся, не нарушают дисциплину. Методическая помощь воспитате­ лям со стороны гороно и руководи­ телей школ сочетается с повседнев­ ным контролем. Хорошо эта работа поставлена в средней школе № 21. Завуч школы Наталья Ивановна Агапитова внимательно следит' за работой групп продленного дня. В этом учебном году она посетила у воспитателей 38 занятий. Завуч сред­ ней школы № 22 Анна Тимофеевна Колинько присутствовала у своих воспитателей на 32 занятиях. Каж­ дое занятие она анализирует. Это позволяет изучить систему работы воспитателя, быстрее устранить не­ достатки. Елецкие учителя, бесспорно, доби­ лись определенных успехов в орга­ низации и содержании работы групп продленного дня. У них есть чему поучиться другим, есть что пере­ нять, Ф. ЯКОВЛЕВ. « 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz