Ленинское знамя. 1971 г. (г. Липецк)
5 января 1971 г., № 3 (12 8671 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ УЧИТЕ ЛЬ И УРОК Накануне третьего областного съезда по коммунистическому воспи танию учащейся молодежи с удов летворением можно ^тметить, что се мейное, школьное и внешкольное воспитание детей обрело систему, умножились его формы, выросли ря ды участников. К родителям и учи телям пришли на помощь инженеры, агрономы, артисты, писатели, ху дожники, мастера спорта, ветераны Советской Армии. Многое делает молодая писатель ская организация области. Ее руко водитель прозаик В. Добряков напи сал для детей отличные книги: «Тай на желтой бутылки», «Шумный двор», «Валька шлет ультиматум». Пишут для детей Р. Торбан, А. Ту- маровекая, Ю. Шифрина и другие. Только в 1970 году состоялось свыше ста Бстреч писателей с учащимися школ Липецка, Усмани, Ельца, За- донска. Писатели, как и представите ли других профессий, хотят растить себе смену. Некоторые приходят в отделы народного образования и школы, просят «навести на след», на звать ребят с литературными за д а т-, хами, чтобы помочь им. Это уже хорошо, но, вероятно, следует пере ходить к более активным формам воспитания вкуса к литературе — организации кружков, клубов, кон курсов и др. Председатель областного отделе ния Союза художников В. Куприянов руководит семинаром учителей рисо вания Липецка. Художники Ельца провели выставку своих картин, в школах. Немного, но раньше и этого не было. Примеров работы со школьниками агрономов, строителей, механизаторов, офицеров запаса при водилось уже достаточно. Дело за тем, чтобы больше людей следовало этим хорошим Призерам. Наглядно улучшается работа по месту жительства ребят. Повсемест но появляются катки, футбольные и хоккейные поля, организуются дворо вые команды, проводятся походы,со ревнования. И хотя нет оснований для обольщений, изменения значи тельные. Определились четкие на правления, по которым следует рас ширять и углублять помощь общест венности семье и школе в воспита нии детей. При всем этом роль учителя и урока не только не снижается, но и возрастает. Новые программы среднего обра зования требуют от учителя при со кращении времени давать более сложные знания. Немаловажное зна чение имеет вопрос о стимулах уче ния. Ведь принуждение к учебе в лю бой форме не применимо в нашей школе. Встречающиеся рецидивы в этом смысле ничего, кроме конфлик тов, не приносят. Советская педагогика рассматри вает учащихся не как объект воздей ствия, а как субъект процесса позна ния. Только в результате собственно го труда школьник приобретает глу бокие и осознанные знания, перехо дящие в убеждения. В процессе по-, знания закономерностей развития природы и общества ученик прояв ляет самостоятельность, элементы ис следования, постановки и решения проблем. Его учебный труд'носит творческий характер, а добытые в труде истины радуют и возбуждают новые интересы. Важное значение при этом имеет раскрытие эстетики само го процесса познания. Ведь наука со держит в себе богатые возможности эстетического удовлетворения. В истине —г красота, величие, благород ство человеческого духа. Но, чтобы учащиеся почувствовали это, надо соответствующим образом строить процесс обучения. Самое высокое на значение урока — показывать уче нику красоту человеческой мысли, благородство борцов за ее торжест во, увлекательность самого , поиска истины. Это может достигаться соз данием постоянной творческой ат мосферы на уроке—самого сильного стимула учения и возбуждения инте реса к нему. Эстетическое отношение к учению наступает в результате удавшегося эксперимента, решения трудной за дачи, рационализации известной кон струкции или операции. Такая орга низация учебного процесса много кратно усиливает познавательные возможности ребенка, в то время как выполнение однообразных упражне ний, потеря интереса к уроку сводят его к ничтожно малым результатам. Учитель — полпред своей науки. Если он мастер своего дела, знает со временное состояние науки, любит ее, ученики полюбят его, и представляе мую им науку. Творческое отношение к труду, эстетика познания возможны лишь при высоком интеллектуальном уровне урока на всем его протяже нии, образцовой организации и впол не современном оснащении оборудо ванием. Нужна логически стройная система действий, запланированные ситуации, при которых учащиеся не только самостоятельно выполняют задания, но ищут способы рациона лизации известных приемов. Перестройка среднего образования нередко все еще понимается поверх ностно, сводится к дополнениям,со кращениям и перестановкам. Говорят о реформе среднего образования. Точнее было бы сказать о коренной перестройке. В программах старших классов мы видим названия разделов, которые до этого были в вузовских курсах, но теоретическое содержание про граммы изменилось с первого клас са, и прошло последовательно через все классы. Одной из главных учеб ных целей урока стало развитие особых способностей личности—раз витие творческих свойств мышления. Все это повлекло за собой пересмотр традиционных принципов дидактики, приведение их в соответствие с но выми задачами школы и новыми программами. Подготовка детей к школе в семье, дошкольных учреждениях, получение ими разносторонней информации по радио, телевидению, из детских газет и журналов позволяет с первого класса вести обучение на высоком уровне трудности, более быстрым темпом, подводить учащихся к тео ретическим обобщениям, сообщать им сложные понятия, знакомить со специальными терминами. Не умаляя значения навыков и умений, пред почтение следует отдавать разви тию учащихся. Сложность коренных изменений в содержании и методике образования настолько велика, что никто из учи телей без специальной переподготов ки успешно вести занятия по новой программе не может. Если бы, ска жем, математику, выпустившему 10-й класс, дали четвертый класс, то и ему пришлось бы тщательно раз бираться с программой, по-настоя щему штудировать новый учебник. Из этого следует, что повышение образования и методической квали фикации учителя стало предвари тельным условием, без соблюдения которого никакого успеха в работе УДОВ ЛЕТВОРЕННОСТЬ ВОСО 0 Т А Т Ш Приходят к нам в училище ребята, и мы должны научить их жить и работать, обеспечить знаниями и навыками будущей профессии. Но надо еще научить любить профессию, любить труд, воспитывать гор дость за свой коллектив. Так, уже на первых уроках обществоведения преподаватели К. И. Ра- зомаскина и Е. Я. Быкова рассказывают о славных традициях училища, о его выпускниках, прославивших себя в труде. Очень приятно слышать новичкам, что одна из первых бригад коммунистического труда в нашей области состояла из выпускников теперешнего «их» училища во главе с Владимиром Чурсиным. К. И. Разомаскина как-то задала своим учащимся из группы операто ров почтово-телеграфной связи письменную работу на тему: «Как я представляю научную организацию труда по моей профессии». В группе как раз в то время проходили по политэкономии тему «Производитель ность труда». Разговор, разумеется, шел и в теоретическом плане и в то же время он был предельно конкретным, предметным, ибо учащиеся этой группы уже проходилй производственную практику. Они подметили некоторые недостатки освещения рабочего места, окраски стен помеще ния, обстановки, которые отрицательно влияют на производительность труда работников. Ребята приучаются мыслить о своей профессии, об условиях работы, и это отличное качество для современного квалифици рованного рабочего. Много внимания наши преподаватели уделяют работе гю установле нию межпредметных связей, особенно при изучении специальной техно логии. Гак, при изучении темы «Телефонный аппарат» речь заходит и о таких понятиях, как постоянный ток, его источники в цепи и т. д. Словом, берется на вооружение физика. Ведь мы должны выпускать не ограни ченных подмастерьев, а широко осведомленных в своей профессии ра бочих. Лучшие мастера училища такие, как Б. С. Нагавкин, Б. С. Котельников и во время практического обучения своих питомцев стремятся брать на вооружение теорию, посещают уроки теоретических дисциплин, чтобы быть в курсе знаний учащихся и придерживаться единой трактовки фак тов и терминологии. Все это кропотливая работа, но когда преподаватель или мастер узнае!, что его бывший воспитанник на самостоятельной ра боте заслужил почет и уважение коллектива, он получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение! \ А. БОНДАРЕНКО, заместитель директора Липецкого технического училища № 11, делегат областного съезда по коммунистическому воспитанию. по новым про граммам ожидать нельзя. Контрольные ра боты в декабре текущего учебно го года не выполнили, как пра вило, учащиеся тех преподавате лей, которые не прослушали лет ние курсы усовершенствования и не освоили рекомендованную лите ратуру. Для наверстывания упущен ного надо- максимально использовать зимние каникулы. Курсы при инсти туте усовершенствования, семинары и консультации на местах, в каждой школе, анализ ошибок, допущенных в контрольных работах, и причин, их породивших, а главное и решающее —повседневная самообразовательная работа каждого учителя—вот чем должны быть заполнены каникулы. Урок — это 45 минут напряженно го труда учащихся и учителя. Произ водительность этого труда в полной мере зависит от оснащения урока современным оборудованием. К тра диционным видам оборудования—• таблицам, картам, моделям теперь прибавилась экранная, звукозапи сывающая и воспроизводящая аппа ратура. В последние годы школы попол нились весьма ценным краеведческим материалом, позволяющим лучше знакомиться с природой и *хозяйст- вом края, его прошлым и настоящим. Все это позволяет сделать урок инте ресным и эффективным. Массовое движение учителей нашей области за рациональную организа цию урока было хорошей подготов кой к работе по новой программе. Все ее элементы —- плотность на грузки, темп, нарастающая сложность заданий, наличие материалов и при боров для каждого—целиком и пол ностью соответствуют современным требованиям к уроку. Недопустимо поэтому, что некоторые педагогиче ские коллективы ослабили внимание к внедрению передового опыта, пре дали забвению «Минимум методиче ских требований», в котором предель но лаконично обобщен опыт наших лучших учителей. Обучение и воспитание провидится в процессе урока, на внеклассных и внешкольных занятиях, в обществен но полезном труде. Но главное по времени и значению место принадле жит уроку. Это неоднократно отме чено в постановлениях партии и пра вительства и вошло в Устав школы, одобренный Советом Министров СССР. В- Уставе говорится: '«Осво бождение учащихся от уроков для выполнения каких бы то ни было об щественных поручений, участия в спортивных и других мероприятий не допускается». Сказанное в равной мере относится и к учителям. Урок—неприкоснове нен. Это закон. Он никем не может быть нарушен. Правильное сочетание классных, внеклассных и внешкольных занятий с детьми, рост контактов между шко лой, семьей и общественностью созда ют все условия для дальнейшего улучшения обучения и воспитания детей. Школа, учителя и воспитатели, ру ководители и все работники народ ного образования должны всегда помнить и оправдывать свою первую роль и самую большую ответствен ность за коммунистическое воспита ние подрастающего поколения. Э. ЛАХИНА, заместитель заведующего областным отделом народного образования. ..............- ---------- -и .... ---- - а Уч ащаяся молодежь — большой отряд молодеж и обла сти. Это ш кольн и к и, уч ащ иеся профессионально-технических учебных заведений и техникумов, студенты вузов. Сегодня они приобрета ют знания и навыки, постигают основы наук, делают первые само стоятельные шаги на практическом поприще, узнают первые не сложные тайны профессии. Завтра им предстоит вершить судьбы страны, быть подлинными творцами новой жизни, нести на своих плечах груз ответственности перед временем, перед историей род ной страны. Мы все думаем о нашем будущем. И потому нас волнует сего дняшнее — наши дети, их успехи и неудачи. Перед новым годом мы желали им здоровья, успехов в учебе, спорте. Мы сами готовы во всем помочь им прожить и этот начавшийся год радостно и умно. Помочь своим детям — это совсем не просто. Проблемы воспитания захватывают все более широкий круг людей, ние стало в нашей стране поистине всенародным делом. Воспита- Сегодня открывается III областной съезд по коммунистическому воспитанию учащейся молодежи. Это событие номер ядин не толь ко для тех, для кого коммунистическое воспитание -4 работа, кто посвятил этому делу жизнь. Каждый родитель, каждый руководи тель предприятия и учреждения, заинтересованный в тем, чтобы наша смена была достойна славных дел предшествующих поколе ний, с интересом будет знакомиться с материалами съезда, его ре комендациями по коммунистическому воспитанию. Публикуемая сегодня страница «Педагога и родителя» также посвящена различным аспектам воспитания; трм проблемам, кото рые будет решать и наш областной съезд, Внеклассную ра боту со школьни ками мы стремим- мя строить в тес ной связи с ро дителями и общественностью. Ведь влияние отца и матери на ребенка большое. Мы широко популяризи руем опыт воспитания детей в луч ших семьях. Примерных родителей в нашем селе немало. Нам есть на кого опереться. В этой небольшой статье мне хо чется рассказать об уважаемой все ми односельчанами семье Кокоре вых. Думается, что их опыт заслу живает широкого распространения. В семье девять человек. Глава ее Андрей Павлович Кокорев работает механизатором в совхозе «Комму нар». Он передовик производства, знающий специалист. Жена Алек сандра Михайловна тоже принимает активное участие в совхозном про изводстве, Выращивает свеклу. В' течение вот уже нескольких лет я наблюдала, как воспитываются дети в этой семье, о многом рас сказала сама Александра Михай ловна. Семеро детей — это вообще не просто, а тут сплошные маль чишки. В иной семье от одного криком кричат. Примечательно, что с самого ма лого возраста мать примечала и поощряла в ребенке стремление к самостоятельности. Двухлетний Ваня садился за стол, хватал ложку и кричал: «Я сам». Пожалуйста, попробуй. Мать решила, что не следует сте снять его активность и давала воз можность ему, а потом и подраста ющему Лене, есть без посторонней СЕМЕРО СЫНОВЕЙ КОКОРЕВЫХ помощи. Конечно, первое время дело часто кончалось плачевно: мальчишки перевертывали чашки, обливались, но упорно отстаивали свои права. Постепенно победили и посуду, и кашу, и собственные не уклюжие руки. Очень рано начала приучать детей к самообслуживанию. Сначала предлагала сделать самое простое: надеть правильно валенки, пришить пуговицу, заправить постель. По том: попробуйте-ка, ребятки, при брать в доме. Конечно, махали ве никами почем' зря, поднимая пыль. Надо было не сердиться, терпеливо объяснять, как лучше и быстрее вы полнить то или иное задание. Она приучала их беречь и класть на ме сто свои вещи. Так с самого ранне го возраста создавалась у детей привычка к. порядку ц аккуратно сти. С 5—6 лет каждый включился в работу по-настоящему. И каждому мать подбирала дело по силам: од ному — осторожно поставить на стол чашки, другому — принести уголь и дрова, третьему — проте реть пол. Причем, у каждого было свое дело. Например, самый млад ший, Саша, специализировался на поливке цветов, а Сима — на убор ке спальни, но, конечно, взаимоза меняемость тут была полной. И как непросто было этого всего достигнуть! Александра Михайловна признает ся, что труднее всего ей было при учить детей делать что-либо без напоминаний и с охотой. И очень бывали иногда довольны ребята, если мать забывала им напомнить о каком-нибудь поручении. Посте пенно она все же добивалась свое го., К семи—восьми годам дети уже привыкли полностью обслуживать себя и помогать матери в ряде не сложных хозяйственных дел. Теперь все делалось с увлечением. С помощью отца старший сын Иван научился водить комбайн и бывал очень рад, когда отец ему доверял управлять машиной. Начи ная с 6-го класса, мальчик каждое лето работал на комбайне штур вальным. Успешно закончив 10 клас сов, он по направлению совхоза по ступил в Воронежский сельскохо зяйственный институт, где учится сейчас на 3 курсе механического факультета. Сын Алексей, студент 2 курса того же факультета Воронежского СХИ, так же, как и старший брат Иван, каждое лето работал в род ном совхозе. В этом году окончил 10 классов Николай. Он тоже посту пил в Воронежский сельскохозяйст венный институт. Живут в общежи тии, получают стипендии. Летом, приезжая на каникулы, вместе с отцом трудятся в совхозе. Осталь ные дети учатся в школе: Володя— в девятом, Сима —- в восьмом, Ми ша — в шестом, Саша — в третьем классе. Все они являются пример ными учениками, активно участву ют в жизни школы, заботливы по отношению к родителям, старшим и своим товарищам. Когда приходишь в дом Кокоре вых, то просто не верится, что та кой уют, чистоту и теплоту домаш него очага могут поддерживать детские руки, руки мальчиков. 8 этой семье нет мужских и женских дел, все прекрасно понимают, что матери одной не справиться, тем более что отец и мать работают. В доме есть комната для детей, где они готовят уроки. Вечерами часто вместе, всей семьей, смотрят телевизор. Иди кто-то один читает вслух газету, а остальные слушают, Вспоминаются слова А. М. Горь кого: любить детей — это и кури ца умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широ кого знания жизни. Таким талан том обладают Кокоревы. Александра Михайловна — частый гость школы, она — член родитель ского комитета, делится соображе* ниями по поводу воспитания де тей на родительских собраниях. Об отце и матери Кокоревых говорят в селе: «Счастливые ка кие: трое уже определились —• учатся в. институте, четверо — в школе и тоже хорошо, и дома с ними легко». Но главное растут сы новья хорошими советскими людь ми. А разве это пришло само со бой? Разве счастье само далось в руки? 3. ЕЛГАЗИНА, организатор внеклассной и внешкольной работы Завальской средней школы Усманского района. Ч ЕТЫРЕ года назад в средней школе № 22 г. Ельца произо шло событие, на которое ма ло кто тогда обратил внимание. Две учительницы начальных классов В. П. Солодова и 3. И. Дякина дого ворились между собой и с родителя ми своих детей об Изменении учеб ного режима в классе и группе продленного дня. С утра В. П. Солодова проводи ла с детьми два урока (граммати ки и чтения-или письма.). На этом учебные занятия прерывались. Де ти После небольшого отдыха завт ракали и садились за выполнение домашних заданий (опять под ру ководством той же учительницы.). Затем следовал более продолжи тельный перерыв, во время которо го дети обедали, гуляли на воздухе или занимались каждый своим де лом в пионерской комнате. (Одно время с ними изучали английский язык.) Но вот перерыв кончился, и нача лись снова занятия. Теперь их вела другая учительница — 3. И; Дяки на. Она проводила уроки арифме тики, труда, физкультуры, органи зовывала самоподготовку по своим предметам. В конце рабочего, дня, уже перед уходом домой, ребята снова отдыхали. Нетрудно заметить, что такая фор ма организации занятий в группе продленного дня имеет ряд преиму ществ. Дети меньше устают. Чередо вание занятий с активным отдыхом снимает усталость. Возрастает эф фективность учебного процесса. Учи тель имеет возможность лучше подго товиться к урокам. Ведь если раньше ему ежедневно- приходилось давать четыре урока, то сейчас он дает два. Остальное время он выступает в ро ли воспитателя. Нельзя не учитывать ПЕРЕМЕНА МЕСТ СЛАГАЕМЫХ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЕЛЬЦЕ и того, что учитель в этом случае все время специализируется з преподава нии предмета, например, русского языка. Он больше читает по своему предмету, лучше дает уроки. Это сказывается на уровне знаний уча щихся. Воспитатель также выступает в ро ли учителя, причем по сравнительно узкому профилю предметов, И вот ка ковы результаты труда В. П. Солодо вой и 3. И. Дякиной. Четыре года они работали вместе с одним и тем же составом учащихся.. Начали с первого класса и закончили выпу ском из четвертого. Все дети хорошо усвоили -программный материал и переведены в 5-й класс, среди них 3 отличника, 12 «хорошистов». Как ви дите, от такой перемены мест слагае мых изменилась и сумма. Опыт организации класса-группы стал достоянием других педагогиче ских коллективов Ельца. Успешно используют его в 1, 12, 17, 21, 22 школах города. В средней школе_ №21 3 «а» класс переведен на прод ленный день. Работают здесь два учителя: М. Д. Кузнецова и Г. Н. Глотова.- Они же являются и воспи тателями. У них тоже хорошие ре зультаты: из 41 ученика в классе 7 отличников, 19 «хорошистов», остальные учатся на «4» и «3». Дети подтянуты, внимательны на уроках, аккуратно ведут тетради. Класс-группа в том понимании, как об этом рассказано выше,—не единственная форма работы с деть ми, у которых продленный день. Многие группы работают по обычной схеме: учитель проводит все уроки, а на долю воспитателя остается ор ганизация отдыха, самоподготовки учащихся, проведение различных воспитательных мероприятий. Такая организация работы с детьми также имеет право на существование, осо бенно в классах, где введено пред метное преподавание. Надо лишь воспитателю держать постоянный контакт с учителями, чтобы вовремя оказать, посильную помощь ученику, предупредить отставание. Но воспитатель потому и называет ся так, что его обязанности шире, чем, у учителя. Он должен еще луч ше знать психологию ребенка, уметь, как говорят, поладить с ним, заин тересовать, увлечь. С этих позиций должность воспитателя одна из трудных. Вот почему Елецкий гор оно так серьезно относится к подбо ру воспитателей, организации с ни ми методической работы. Всего не сколько цифр, которые подтвержда ют это положение: в школах г. Ель ца организовано в этом учебном го ду 42 группы продленного дня, в ко торых работает 48 воспитателей, в том числе 34 имеют высшее образо вание, 4—незаконченное высшее, 10—среднее педагогическое. Методи ческий кабинет гороно один раз в четверть проводит в одной из школ города семинары с воспитателями групп продленного дня, на которых они обмениваются опытом, договари ваются, как лучше спланировать за нятие и провести его, правильно по строить режим и т. д. Умело ведут работу с детьми учителя и воспитатели средних школ №Мг 1, 12, 15, 21. Здесь организова но совместное планирование учебно- воспитательной работы. Цель его— С Т Р А Н И Ц А П О Д Г О Т О В Л Е Н А Н ЕШТ А Т НЫМ ОТДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ» $ рошие условия для того, чтобы будущие учителя могли полу- ^ чить глубокие знания. Основной своей задачей институт счи- ^ тает подготовку высококвалифицированных кадрор для сель- $ Почти половина всех преподавателей Липецкого педагоги- у ческого имеет ученые звания и степени. У педагогического института — большие перспективы. Будут сооружены новые ^ НА СНИМКАХ: 1) Лабораторные занятия на биолого-хими- ^ Ш тает студентам первого курса историко-филологического фа- Л I Д о р и н а Борисовна Хардак. 3) Хореографическое отделение у факультета общественных профессий готовит новую эстрадную поднять эффективность воспитатель ного процесса. Если, скажем, плани руется экскурсия или просмотр ки нофильма, то воспитатель должен ясно представлять себе, насколько это поможет детям в усвоении ма териала предстоящего урока. И на оборот, подчас бывает так, что урок дополняется и углубляется после дующим внеклассным мероприятием. Это также воспитатель предусматри вает в своем плане. Планирует он я посещение уроков учителя своей группы. Интересно строят работу в груп пах продленного дня воспитатели А. К. Лихачева, 3. А. Кондратову, А. А. Ефремова, Г. М. Шкарина, Е. А. Болгова и другие. Как прави ло, у них хорошая успеваемость, де ти прилежно учатся, не нарушают дисциплину. Методическая помощь воспитате лям со стороны гороно и руководи телей школ сочетается с повседнев ным контролем. Хорошо эта работа поставлена в средней школе № 21. Завуч школы Наталья Ивановна Агапитова внимательно следит' за работой групп продленного дня. В этом учебном году она посетила у воспитателей 38 занятий. Завуч сред ней школы № 22 Анна Тимофеевна Колинько присутствовала у своих воспитателей на 32 занятиях. Каж дое занятие она анализирует. Это позволяет изучить систему работы воспитателя, быстрее устранить не достатки. Елецкие учителя, бесспорно, доби лись определенных успехов в орга низации и содержании работы групп продленного дня. У них есть чему поучиться другим, есть что пере нять, Ф. ЯКОВЛЕВ. « 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz