Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

1 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 1 октября 1970 г., >8*229 (12 7 Г ЛУ Б ОКО И З У Ч А Т Ь М А Р К С И З М - Л ЕНИНИ ЗМ Сегодня откроются двери многомиллионного ле­ нинского университета. Пропагандисты, напутствуя своих слушателей, желая им всяческих успехов в тео­ ретической учебе, напомнят о решениях XXIII съезда КПСС и Пленумов ЦК партии, потребовавших улуч­ шать организацию марксистско-ленинского образова­ ния кадров, развивать живой интерес к познанию ве­ ликого революционного учения, изгонять элементы декларативности и начетничества в политическом просвещении. На первом своем занятии они несомненно отме­ тят, что нынешний учебный год начинается в дни подготовки к очередному XXIV съезду КПСС и что он должен стать новым этапом в глубоком изучении истории, теории и политики партии, составных частей марксизма-ленинизма. Что намечено и частично уже практически сделано для достижения этой цели в отдельных парторганиза­ циях, — об этом рассказывается ниже. « ---------------------------------------------------- ОРИЕНТИР—ЭКОНОМИКА Задачи, поставленные декабрь­ ским (1969 г.) Пленумом ЦК КПСС, требуют дальнейшего повышения экономического образования трудя­ щихся. В этих целях на нашем за­ воде используются и партийное об­ разование, и массовые формы пропа­ ганды. В наступающем учебном году слу­ шатели в пяти начальных полит­ школах, изучая основы экономиче­ ских знаний, расширят представле­ ние о том, как в политике нашей партии органически сочетаются эко­ номическая теория, ленинские прин­ ципы социалистического хозяйство­ вания. лучший опыт коллективов. пере^Ьвиков и новаторов производ­ ства. В 95 школах основ марксизма-ле­ нинизма, наряду с программным материалом, пять—шесть занятий отводится для изучения вопросов экономической политики КПСС и современной научно-технической ре­ волюции, развития народного хо­ зяйства в новой пятилетке. Слушатели 16 теоретических семи­ наров будут изучать проблему «Пу­ ти повышения эффективности обще­ ственного производства». Руководи­ телями их подобраны хорошо под­ готовленные пропагандисты. Изуче­ ние вопросов конкретной экономики значительное место займет и в ком­ сомольском политпросвещении. Настоящим учебным заведением повышения квалификации инженер­ но-технических работников стано­ вится народный университет техни­ ческого прогресса и экономических знаний. Изучение в нем актуальных проблем научно-технического про­ гресса, научной организации труда, теоретических и практических во­ просов экономической реформы по­ могает слушателям вскрывать и ис­ пользовать лучшие резервы произ­ водства, утверждать новое, прогрес­ сивное в технике, технологии. Это* университет по итогам смотра в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина был представлен на ВДНХ. В наступившем учебном году на факультете технических знаний университета (декан—начальник технического отдела завода, канди­ дат технических наук Л. И. Тедер) будут действовать две группы — технического производства и авто­ матизации и механизации, а на фа­ культете экономических знаний (де­ кан — главный экономист зарода В. А. Бреус) — группы организации труда и управления, планово-эконо­ мическая и по изучению, вопросов законодательства. Учебные планы занятий, темы практических заданий для этого уни­ верситета разрабатывает заводской экономический совет, в состав кото­ рого входят главный экономист, на­ чальник технического и некоторых других отделов и служб завода, опытные пропагандисты. Начнут действовать школы масте­ ров, в программе которых видное место занимают вопросы экономики. Продолжат свою работу 300 школ коммунистического труда. Свыше пяти тысяч слушателей получат на­ чальную экономическую подготовку, овладевая техническими знаниями в соответствии со спецификой своего производства. Расширяется экономи­ ческая тематика восьми наших Ле­ нинских лекториев. Партийный комитет стремится на­ ладить четкую экономическую ин- ИДЕТ ЛЕНИНСКИЙ ЗАЧЕТ С августа текущего года во всех комсомольских организациях прово­ дится Всесоюзный Ленинский зачет, посвященный XXIV съезду КПСС— «Мы делу Ленина и партии верны». Завтра, в день 50-летия речи В. И. Ленина на III съезде комсомола, ленинским уроком «По-ленински учиться коммунизму» закончится первый его этап. Хорошо, на высоком идейно-поли­ тическом уровне проходит зачет, на­ пример, на Липецком станкострои­ тельном заводе. Комитет ВЛКСМ по­ стоянно ощушает помошь партийной организации. Одиннадцать коммуни­ стов — начальник сборочного цеха Н. А. Конишев, заместитель главного конструктора завода А. Я. Воронин, начальник бюро по метрологии А. С. Плетень и другие проводят с моло­ дежью беседы, конференции по про­ изведениям В. И. Ленина. И. ТКАЧЕНКО. формацию. И здесь возрастает роль командиров производства, специали­ стов в пропаганде ими экономиче­ ских знаний в свете решений де­ кабрьского Пленума ЦК КПСС и Письма ЦК КПСС, Совета Минист­ ров СССР. ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования ре­ зервов производства и усилении ре­ жима экономии в народном хозяйст­ ве». Популярны, например, выступ­ ления наших экономистов и техни­ ков на темы: «Повышение эффек­ тивности социалистического произ­ водства — всенародная задача», «Планирование основных показате­ лей предприятия в новых условиях», «Материально-техническое снабже­ ние и сбыт в новых условиях». «Ко­ операция металлургии и химии — путь рентабельной работы», «1Ле- кинский эксперимент в действии», «Поощрительные фонды предприя­ тия», «В. И. Ленин о социалистиче­ ской дисциплине труда» и другие. В помошь пропагандистам и лек- торам-экономистам кабинет полити­ ческого просвещения парткома ор­ ганизует консультации, подбирает необходимую литературу и справоч­ ный материал, наглядные пособия. Все активнее действует наш методи­ ческий совет, возглавляемый канди­ датом исторических наук доцентом Липецкого пединститута А. Л. Ям­ польским. Деятельность его нацеле­ на на то, чтобы помочь пропаган­ дистам овладеть ленинским искусст­ вом пропаганды, умело использовать достижения науки и техники, передо­ вой практики, раскрывать итоги дея­ тельности партии, народа по выпол­ нению решений XXIII съезда КПСС. Глубокое овладение основами технических и экономических зна­ ний поможет новолилецким метал­ лургам успешно выполнить обяза­ тельства в социалистическом сорев­ новании за достойную встречу XXIV съезда КПСС, решать задачи новой пятилетки. А. КОЛОБОВНИКОВ, зав. кабинетом политического просвещения парткома Новолипец­ кого металлургического завода. ЗАБОТЯСЬ Назову сначала несколько цифр. В нынешнем учебном году в районе будут действовать одна начальная политическая школа, 40 школ основ марксизма-ленинизма, 17 теоретиче­ ских семинаров, семинар районного партийного актива. 5 народных уни­ верситетов, 16 экономических школ. Все формы партийного и комсомоль­ ского образования, массовой про­ паганды охватывают более 6,3 ты­ сячи человек. Готовясь к новому учебному году, партийные комитеты и первичные организации заблаговременно поза­ ботились о пропагандистских кад­ рах. К руководству семинарами, школами, политкружками привлече­ но немало новых специалистов на­ родного хозяйства, руководителей колхозов и совхозов. Все они имеют высшее образование, опыт полити­ ческой работы в массах. С пропа­ гандистами проведены семинары. Оформлены книжные выставки. На­ ми разработан перспективный план учебы пропагандистских кадров, ☆ ☆ РОСТЕ осуществление которого позволит повышать их теоретическую и мето­ дическую подготовку. Деятельная организационная под­ готовка проведена на местах. В колхозах «Великий Октябрь», имени Куйбышева, «Заветы Ильича», име­ ни XX партсъезда, например, все пропагандисты имеют программы и учебные планы, заранее составлено расписание занятий. Партийные ор­ ганизации позаботились также об учебных и наглядных пособиях. Опре­ делены помещения для занятий. На­ кануне учебного года пропагандисты еше и еще раз уточнили состав слу­ шателей, сделали много для того, чтобы с первого же дня каждое за­ нятие было продуктивным, способ­ ствовало идейной закалке, развитию активности и инициативы трудя­ щихся района. В. ПИКАЛОВ, зав. кабинетом политического просвещения Воловского РК КПСС. ДЛЯ ВАС, ПРОПАГАНДИСТЫ В новом учебном году начинается массовое изучение курса научного коммунизма в школах основ марк­ сизма-ленинизма. В этой связи в сентябре в Доме политического про­ свещения обкома КПСС проведен семинар пропагандистов. Оформлены книжные выставки по всем темам Особенным изучаемого курса. спро­ сом пользуется учебно-методическое пособие по научному коммунизму, изданное в 1970 году. В нем даются советы по изучению всех тем курса, подготовке лекций по учебному пла­ ну. Пособие состоит из 12 тем. Каж­ дая из них содержит краткие мето­ дические советы, где определены цель занятия, выделены наиболее актуальные проблемы, примерный круг вопросов, последовательность их изложения, дополнительная лите­ ратура. Основные учебные пособия по на­ учному коммунизму пока не переиз­ даны. Отсюда так настоятельна не­ обходимость у пропагандистов и слушателей в дополнительной лите­ ратуре. Например, в книгах «В. И. Ленин и проблемы научного комму­ низма», «Развитие В. И. Лениным теории научного коммунизма». Широкий круг проблем марксист­ ско-ленинского учения о коммуниз­ ме рассматривается в книге Г. В. Теряева «О закономерностях ста­ новления коммунистической форма­ ции». Среди новинок — «Звуковая кни­ га о Ленине», состоящая из 36 пла­ стинок — записей воспоминаний со­ ратников Ленина, партийно-государ­ ственных деятелей, рабочих и кре­ стьян, ученых и литераторов, кото­ рым выпало счастье встречаться с Ильичем, работать вместе с ним. Н. АРЕНКОВА, зав. библиотекой Дома политического просвещения обкома КПСС. Главный экономист Липецкого трубного завода Борис Григорье­ вич Клыков и зам. главного тех­ нолога этого предприятия Федор Федорович Черненилов — руко­ водители школ основ марксизма- ленинизма. НА СНИМКЕ: Б. Г. Клыков и Ф. Ф. Черненилов готовятся к занятиям. Фото Ю. Ардашева. В ПЕРИОД подготовки к столе­ тию со дня рождения В. И. Ленина в городах и селах области прочитано свыше 130 тысяч лекций. Ленинские чтения, занятия в народных университетах, научно-тео­ ретические конференции, циклы лек­ ций, живой комментарий вопросов внутренней и международной жизни — эти и другие формы помогают широким массам глубже осознать политику нашей партии, вернее определить свое место в борьбе за ее осуществление. Известно, что чем богаче знания лектора, чем лучше он владеет ис­ кусством слова, тем сильнее его влияние на людей. За последние го­ ды у нас накоплен определенный опыт работы с лекторскими кадра­ ми, в том числе в низовых ячейках Общества. В Демкинской, Хмелинец- кой, Ново-Ольшанской первичных организациях на основе перспектив­ ных планов разрабатываются лек­ ции в прямой связи с задачами производства и воспитания людей в своих коллективах. Лекторам здесь оказывают помощь в подборе лите­ ратуры, статистического материала и наглядных пособий, в составлении плана. В Липецкой городской организа­ ции общества «Знание» для моло­ дых лекторов, выступающих по ле­ нинской тематике, организованы 17 научно-методических семинаров . не­ посредственно на предприятиях. Со­ стоялся первый выпуск слушателей городского университета лектора. В Задонском районе регулярно проводятся индивидуальные и груп­ повые консультации, Дни лектора, на которых по проблемам теории и политики КПСС, вопросам методи­ ки, с информацией о задачах тру­ дящихся в хозяйственном и куль­ турном строительстве выступают работники райкома партии, руково­ дители хозяйств. Заслуживает распространения опыт работы групп рецензентов сутствии высококвалифицирован­ ных специалистов по некоторым от­ раслям знаний, но и в слабой под­ готовке отдельных лекторов. Необходима определенная систе­ ма подготовки лекторских кадров. Наиболее целесообразная форма учебы — В этом районные школы лекторов, отношении полезный опыт О у Л Х Д О и Б 3 Р Н Е Н О Ю Елецкой городской организации. Наи­ более подготовленные пропаганди­ сты — доцент М. Ф. Силаев, И. И. Приворотекий, руководитель обще­ ственно-политической секции Н. К. Полосина, инженеры В. Т. При­ ходько и Ю. Т. Ильин по заданию президиума прослушивают выступле­ ния лекторов на предприятиях, по­ могает им советом. Общие вопросы методики здесь регулярно выносят на семинары лекторов и заседания президиума. Дело за тем, чтобы лучший опыт распространять повсеместно. Ведь не секрет, что у нас порой материал излагается сухо, бесстрастно. При­ ходится еще слышать такие нелест­ ные отзывы о лекции: «Ничего ново­ го. Не интересно. Рассказывает скучно». Причина — не только в от- накоплен добринцами. Здесь в двух­ годичной школе три отделения: международников, экономики сель­ ского хозяйства и атеистов. Забо­ тясь о специализации лекторов, пер­ вичные организации района направ­ ляют в школу членов Общества, не являющихся пропагандистами систе­ мы партийного и комсомольского просвещения. Для них организуются лекции по проблемам научно-техни­ ческой революции, экономической реформы, повышения эффективно­ сти производства,.- теории и практи­ ки лекционной пропаганды. Преду­ смотрены семинарские и практиче- П! партии Б. Л. Тонких весь день провел в одном из отстающих хозяйств. А когда поздно вечером пришел в райком, его ожидали люди. Л1не довелось стать невольным сви­ детелем одной из бесед. Борис Лукьянович разговаривал с председателем колхоза «Красный путь» В. Н. Лакомовым. Речь шла о самом злободневном — о «второй уборочной». — Копаем сахарную свеклу не­ плохо, а вот с вывозкой отстаем, — сетовал т. Лакомое. — Не успевает имеющийся транспорт управляться. Нужно подкрепление. — Обязательно поможем, Вяче­ слав Никифорович. Прошу только получше устроить водителей машин: квартиры для всех подберите, орга­ низуйте хорошее питание. Затем секретарь райкома и пред­ седатель колхоза перешли к другим исчезал из коллектгги_ наступал черед парню арм!» н 1 незаметно Или: _ . скую форму надеть—оставлял о боту, прощался с родней и на гъД зывной пункт отправлялся. Казанцев видел, что затаенную обиду уносили в душе люди, рас­ ставаясь таким образом с коллекти­ вом. «Мало у нас еше заботы о ра­ бочем человеке, о том, чтобы он лучше сознавал, что дорог коллек­ тиву», — не раз говорил директор. Этот упрек он адресовал, в первую очередь, конечно, себе. Анатолий Андреевич стал еще ча­ ще встречаться с рабочими, читать для них лекции, регулярно информи­ ровать о положении дел в совхозе. А проводы людей на пенсию и на службу в Советскую Армию стали проходить, по его инициативе, в тор­ жественной обстановке. Ветеранам труда, уходящим на заслуженный отдых, в обязательном порядке вру- ПИСЬМА ИЗ ЗАДОНСКОГО РАЙОНА ‘ ■ 1. А В ТО РИ Т Е Т РУ КО ВО ДИ ТЕЛЯ ские занятия, обмен опытом, взан- мопрослушивание и обсуждение лекций, изучение технических средств пропаганды. Для каждого слушате­ ля обязательным является разра­ ботка текста лекции и выступление перед населением. Правление областной организа­ ции общества «Знание» на основе опыта добринцев ^разработало при мерные учебные планы школ лекто­ ров и рекомендовало их всем рай­ онным организациям. Главная цель учебы — повышение методического уровня наших кадров, особенно тех, кто не изучал в свое время ос­ новы педагогики и методики. Школы призваны способствовать самообра зованию лекторов, настойчивому изучению ими произведений В. И. Ленина, материалов съездов партии и Пленумов ЦК КПСС, работе над монографической и справочной ли тературой. Впервые в наступающем учебном году предусматривается также и систематическая учеба председате­ лей первичных организаций общест­ ва «Знание», призванных со, знанием дела направлять большую армию лекторов на выполнение задач ком­ мунистического воспитания трудя­ щихся. В. БОЙКО, ответ, секретарь областной организации общества «Знание». хозяйственным нуждам. Речь порой касалась довольно неприятных ве­ щей, таких, например, как недо­ оценка правлением колхоза «Крас­ ный путь» картофелеводства. По зерновым н ряду других культур хозяйство вышло в число передо­ вых, а картофеля собирает сейчас с гектара гораздо меньше других кол­ хозов и совхозов района. Быть мо­ жет, другой на месте Б. Л. Тонких учинил бы при таком удобном слу­ чае председателю «разнос» по всем статьям. А вот Борис Лукьянович поступил иначе. Он говорил, конеч­ но, о серьезных упущениях колхоз­ ного руководителя, но голоса не по­ вышал. Зато каждое его слово било в цель, звучало доказательно. И председателю ничего не оставалось, как признать свои ошибки. Деловитость должна быть всегда неразлучна с чуткостью и требова­ тельностью по отношению к людям. Хорошо усвоив эту истину, Б. Л. Тонких старательно прививает эти обязательные для коммуниста ка­ чества работникам аппарата райко­ ма, хозяйственным руководителям. В мае прошлого года на обсужде­ ние бюро районного комитета пар­ тии был вынесен вопрос «О стиле и методах работы директора совхоза «Задонский» А. А. Казанцева». Встретив в папке с протоколами за­ седаний бюро этот документ, я, при­ знаться, подумал: видно очень плохи были тогда дела в «Задонском», ес­ ли вопрос о стиле работы директо­ ра специально обсуждался в райко­ ме партии. Не пришла почему-то мне сразу в голову мысль, что разные бывают стили — плохие и хорошие. В этом документе говорилось как раз не об ошибках руководителя, а о новых, прогрессивных формах его работы с людьми. А предшествова­ ло принятию постановления бюро следующее.... . ... • __ Выполняя указания XXIII съезда партии и Пленумов Центрального Комитета КПСС о том, что успех любого дела решают люди, Задон­ ский райком КПСС взял курс на всемерное улучшение работы с кад­ рами. Был составлен план меро­ приятий. Работники райкома, бы­ вая в колхозах и совхозах, на пред­ приятиях и в организациях, внима­ тельно знакомились с деловыми ка­ чествами и организаторскими спо­ собностями руководителей, их обра­ щением с подчиненными, поведени­ ем в быту. Надо было найти такого руководителя, на примере которого, как это требовал один из пунктов плана мероприятий, можно было поучить других. Коллектив, которым руководит А. А. Казанцев, имеет неплохие про­ изводственные показатели, работает рентабельно. Анатолии Андреевич— человек по натуре деятельный, энер­ гичный, хорошо знает и любит сель­ ское хозяйство. С его приходом к руководству совхозом (он дирек­ торствует четвертый год) здесь про­ изошли заметные перемены: улуч­ шились условия труда и быта рабо­ чих, повысилась культура производ­ ства. Коллектив уважает своего ди­ ректора за настойчивость в достиже­ нии поставленной цели, за чуткость и внимание к нуждам трудящихся. Прежде было так: отработал че­ ловек нужный до пенсии срок — по­ лучал пенсионную книжку и как-то чаются премии и памятные подарки. Будущие воины не расстаются те­ перь, как правило, с коллективом без того, чтобы не выслушать да созван­ ном в их честь собрании доброе наг путствие кадровых рабочих совхоза, сердечное приглашение - вернуться в родное село после службы. Воспитательное значение всего этого очень велико. Люди понима­ ют, что каждый человек в совхозе на виду, что каждый здесь нужен. При подобной постановке дела не приходится удивляться тому, что' многие рабочие, имеющие пенсион­ ные книжки, продолжают трудиться в родном совхозе наравне с други­ ми, а молодые парни после службы в армии возвращаются к месту, сво­ ей прежней работы. Вот лишь де х факта из многих. Старый хлебороб, член пгртии к. 1943 года, Петр Степанович Буб­ нов, несмотря на преклонный воз­ раст, работает бригадиром полевод­ ческой бригады. Руководимый им коллектив по праву считается одним из лучших в совхозе. Вернувшийся из армии Николай Рублев снова сел за «баранку» и с честью оправдывает .былую славу лучшего водителя. Дневные задания перевыполняет систематически в полтора-два раза. И что еше приме­ чательно — готовится к вступлению, в партию. Обо всем этом и шел разговор на заседании бюро райкома партии, когда обсуждался вопрос о' стиле и методах работы А. А. Казанцева, Выступили все члены бюро. Разуме­ ется, отмечались не только положи­ тельные стороны, но и «узкие ме­ ста» в деятельности директора Сов­ хоза. В частности, была высказана мысль о том, что А. А. Казанцев все старается делать сам, недостаточно опирается на помошь партийной ^ организации и общественности. Напомню: постановление было принято в мае прошлого года. Изме­ нилось ли что с той поры в совхозе? Да. И перемены, надо сказать, очень' страдные. Хозяйство успешно отрав­ ляется с плановыми заданиями, по­ лучает прибыль. План нынешнего года по производству яиц (главная отрасль совхоза — птицеводство) перевыполнен почти в полтора раза. Получено 4.800 тысяч яиц, то есть в восемь раз больше, чем в 1967 го­ ду, когда коллектив взял курс на специализацию. Перевыполнен так­ же годовой план производства мяса. Хозяйственные успехи — резуль­ тат улучшившейся организаторской и массово-политической работы с людьми. Директор совхоза А, А. Ка­ занцев теперь не старается сам ре­ шать все вопросы, за что справед­ ливо упрекали его в райкоме пар­ тии прежде. Благотворное влияние на все участки производственной деятельности оказывает возросша 1 активность партийной организации1. А как же авторитет руководите­ ля? Он по-прежнему высок, он да­ же выше стал после того, как ди­ ректор совхоза больше опирается в своей работе на совхозных комму­ нистов, находит в их лице надеж­ ных себе помощников. О деятельности партийной орга­ низации совхоза, о ее влиянии на производство будет рассказано в следующем письме. ; В. РЕНЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». ^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛА/^АЛЛЛЛЛЛЛ/^ЛЛЛ7^ЛЛЛЛУVЛ/V^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛЛЛЛ/^Л/^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^ЛЛЛ/^ЛЛАЛ ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛАЛ' МОСКВА. Коллектив.-одтомобильно! о завода имени Ленинского ч комсомола несет трудовую вахту в честь XXIV съезда КПСС. При- | йяты новые повышенные обязательства — выполнить пятилетний < план досрочно — 29 октября. В этом году работники предприятия решили изготовить 1000 машин сверх плана. 4 I НА СНИМКЕ: начальник пдэщадкн готовых автомобилей А. Т. ^ Петров (справа) н контролеру отдела технического контроля Г. Г. ^ Львов подготавливают а^томбили «Москвич» для отправки. ФотЬ В. [ухлаева. . (Фотохроника ТАСС), * ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ ЦЕХОВ Контроль за воздушной средой промышленных предприятий позво­ ляет вовремя предупреждать воз­ можные профессиональные заболе­ вания. Осуществление такого конт­ роля требует совершенствования ме­ тодов. В Институте гигиены труда и профзаболеваний Академии меди­ цинских наук СССР сотрудником лабораторий промышленно-санитар­ ной химии Галиной Дьяковой разра­ ботан оригинальный метод анализа микроколичеств различных фталатов (сложных эфиров фталевой кисло­ ты) —• в воздухе промышленных предприятий. Фталаты, которые ши­ роко применяются в качестве пла­ стификаторов в производстве искус­ ственной кожи и полихлорвиниловых пластиков, при попадании в воздух могут вредно влиять на здоровье работающих. Проведенная работа позволила сотрудникам института разработать комплекс оздоровительных меропри­ ятий на Кусковском химическом заводе, Калининском и Александ­ ровском комбинатах «Искож» и Мо­ сковском опытном заводе НИИпласт. масс и искусственной кожи в Кун­ цево. Установить предельно допусти­ мые концентрации (ПДК), по край­ ней мере, для наиболее распростра­ ненных химикатов — задача чрезвы­ чайно трудоемкая. Многолетний труд ученых в десятках научных учреждений страны, детально изу­ чавших токсикологию множества химических соединений, позволил установить надежные ПДК более чем для трехсот токсических веществ, наиболее часто применяемых в про­ мышленности. Известно, что совет­ ские санитарные нормы пользуются авторитетом и в других странах — в последнее время а?' гигиенисты все чаще переходят на ПДК, принятые в СССР. Действие различных химикатов сначала проверяется токсикологами на лабораторных животных, а уже потом химики и врачи-гигиенисты института выносят приговор хими­ ческому соединению, устанавливая его предельно допустимую концент­ рацию. ПДК принято выражать в милли­ граммах вещества на кубический метр воздуха. Эта величина может колебаться для разных веществ в широких пределах. Например, для этилового спирта эта величина со­ ставляет 1000 миллиграмм на ку­ бический метр, в то же время для озона, казалось бы, безобидного газа, «запретная черта» 'равна всего 0,1 миллиграмма. Озон, который так освежает воздух после грозы, в больших концентрациях вреден для здоровья. Ю. ДРУГОЙ, пандидат химических наук. ЖР*®- (АПН).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz