Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

25 а вгуста 1970 г., X* 197 (12 750) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ЕИШЯВИ 4 а с т р о и т е л ь с т в е н с т и т у т а с т а л и А ИЛАИ БЫЛ Х О Г О Ш И Н . . . На строительстве учебно-лабо­ раторного корпуса № 4 института стали по графику сейчас должны завершаться последние отделоч­ ные работы, ибо срок его ввода в эксплуатацию — 1 сентября 1970 г. Как же обстоят дела на строй­ ке? Сразу скажем, что строители, руководимые генподрядчиком — СУ-1 треста «Жилстрой», сорвали сдачу корпуса к новому учебному году. Им предстоит еще освоить 114 тысяч рублей, а это половина суммы, освоенной за два года. Намеченный новый срок сконча­ ния работ — 15 сентября — уже сейчас выглядит нереальным. По- прежнему не выполняются реше­ ния оперативных совещаний. Пред­ ставители всех субподрядных ор­ ганизаций, а также и генподряд­ чика выискивают уважительные причины, чтобы оправдать свою бездеятельность. На стройке сложился странный порядок. Исполнители выясняют свои отношения со смежниками исключительно только на опера­ тивках, проводимых один раз в неделю, по средам. Никто ив мас­ теров и прорабов и не пытается договориться по тому или иному вопросу в обычное время. 'Сидят, ждут среды. Не настилаются по­ лы, не приступили к малярным работам и остеклению здания. Штукатурка фасада идет очень медленно. На главной маршевой лестнице нет ни одной ступени. Не закончены электромонтажные ра­ боты. Не приступил к монтажу трубопроводов теплотрассы «Юго- востоксантехмонтаж». » • Удивительную позицию занима­ ет генподрядчик — СУ-1 треста «Жилстрой», взирающий с олим­ пийским спокойствием на создав шееся положение. Сейчас на стро ительстве самым «узким» местом являются внешние электрокабель- ные линии и центрально-распреде­ лительная подстанция (ЦРП). По просьбе начальника СУ-1 треста «Жилстрой» т. Иванникова инсти­ тут выделил с 10 июня для стро ительства центрально - распреде­ лительной подстанции отряд сту­ дентов. Но как ни странно, отряд так и не приступил к возведению здания ЦРП, ибо руководство уп равления не могло организовать работу на этом важном объекте. Совершенно не ясно, как генпод­ рядчик собирается решить вопрос с подачей электроэнергии в кор пус. Корпус № 4 еще можно сдать в эксплуатацию в сентябре. Для этого требуется одно: чтобы ген­ подрядчик и его субподрядные ор­ ганизации помнили о важности своевременного выполнения всех работ. Обеспечить все участки материалом и должным количест­ вом рабочей силы, организовать работу в 2 смены и ежедневно контролировать задание — вот что сейчас нужно. С сожалением приходится от метить, что на корпусах 3 и 5 в течение всего лета работы не ве­ лись. Очень хочется верить обе­ щанию управляющего трестом «Жилстрой» т. Иодко, что в сен тябре начнется закладка фунда ментов корпуса № 3... На строительстве работали и работают студенты строительного факультета, будущие инженеры те, кому предстоит организовать работы на строи гельных площад ках. Все они проходили здесь про изао детве иную практику. Чему же они научились? Что они увидели К сожалению, ничего, кроме неор ганизо-ванности, простоев, бес­ контрольности, примеров того, как не нужно строить... Корреспондентский пост «Ленинского знамени». П РОШЕДШИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД в школах был ленинским. Подготовка к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и празднование этого исторического юбилея определяли многое в учебном и воспитательном процессе, и это не могло не сказаться на ре­ зультатах работы педагогов. В шко­ лах накоплен богатый опыт воспита­ ния детей на примере жизни и дея­ тельности Ильича, на революцион­ ных традициях советского народа, использования ленинского наследия в преподавании различных школьных дисциплин, в формировании у подра­ стающего поколения коммунистиче­ ского мировоззрения. Вот почему на августовском сове­ щании учителей Правобережного района г. Липецка речь шла прежде всего об обобщении и использовании опыта, накопленного в период подго­ товки к ленинскому юбилею. В повестке дня совещания стояли два вопроса: «О состоянии и путях улучшения эффективности учебного процесса» и «Об итогах XVI съезда ВЛКСМ и мэрах по улучшению ра­ боты школьных комсомольских и пионерских организаций». Выступая с докладом по первому из них, заведующий Правобережным районо В. П. Шаталов особо под­ черкнул значение работы, проделан­ ной школами в связи с подготовкой к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. С нею он связывал те кон­ кретные успехи, которых достигли школы района. На 1 июня 1970 г. успеваемость учащихся Правобере­ жья составляла 96,4 процента, что на 0,4 процента выше прошлогодне­ го. Увеличилось число выпускников- медалистов, без второгодников за­ кончило учебный год на 70 учителей больше, чем в 1969 году. На экзаменах выпускники показа­ ли политическую зрелость: многие из них писали сочинение на ле­ нинскую тему и сумели достаточно глубоко осветить ее. Укрепилась и материальная база на-родного образования. За годы ле­ нинской трехлетки школьного стро­ ительства в районе возведено три крупные средние школы, а к 1 сен­ тября этого года должны вступить еще три здания на 1280 мест каждое для школ №№ 5, 47, 49. Шефствующие предприятия горо­ да (тресты «Промстрой», «Спец­ строй», заводы «Центролит», «Сво­ бодный сокол» и другие) выделили учебным заведениям 33 тысячи руб­ лей на приобретение учебных посо­ бий. Однако район нуждается в даль­ нейшем расширении школьного стро­ ительства. Особенно н у ж н ы новые школьные здания & 10, 11 и 12 мик­ рорайонах. Докладчик, ука­ зав на требова­ ния, которые предъявляет к школе бурный научно - техниче­ ский прогресс, 0 ■' августовского подчеркнул, что в связи с этим не- " 1 обходимо дальнейшее повышение В. В. Мироновой, В. В. Копейкиной, Г. А. Алексашкиной, А. А. Лачиной и других. Мастерство учителя имеет важное значение, однако педагогический процесс — всегда коллективный. И окончательные -итоги зависят от ак­ тивности всего педагогического кол­ лектива. В качестве примера слажен­ ности и целеустремленности доклад­ чик привел деятельность коллективов средних школ №№ 3, 12, 19. За последнее время в школах по­ высилась успеваемость по русскому стях, а в том, что некоторые учителя еще сами не овладели новыми про­ граммами. Отсюда следует вывод: необходимо проанализировать пер­ вые итоги своей работы и на основе этого устранить недостатки в препо­ давании. Нет еше опыта работы в началь­ ной школе у педагогов - предметни­ ков, которые будут в этом году впер­ вые преподавать в четвертых клас­ сах. Их надо вооружить им, и в этом, кроме курсовой переподготов­ ки, должна сыграть важную роль УМЕНИЕ УЧИТЬ совещания учителей Правобережного района качества обучения, которое зависит прежде всего от квалификации са­ мих педагогов. В районе работают 1410 учителей. Подавляющее боль­ шинство из них имеет высшее и среднее специальное образование. 29 педагогов Правобережья носят по­ четное звание заслуженных учителей республики, 182 награждены значком «Отличник народного просвещения», 146 — юбилейной медалью «За до­ блестный труд». Одним из боевых участков сейчас стала начальная школа, где по но­ вым программам будут заниматься теперь уже первые и вторые классы, а четвертые переходят на предметное обучение. Докладчик рассказал о лучших учи­ телях начальных классов, умело за­ кладывающих первые основы знаний у школьников. В средней школе № 19 работает А. Ф. Ситникова, опытный педагог, сорок лет посвятившая пе­ дагогическому труду.' Она пользует­ ся такими приемами, которые Акти­ визируют самостоятельное мышление учеников, умело применяет средства наглядности в обучении. Заведующий районо назвал также в числе масте­ ров педагогического труда имена Е. С. Студеникиной, А. Г. Ушковой, языку и математике, особенно во 2—4 классах. Этого нельзя сказать в отношении иностранных языков, ис­ тории, химии, географии. Причина в том, что некоторые учителя не ис­ пользуют в своей работе современ­ ные достижения науки, не везде ква­ лифицированно применяют приборы, средства наглядности и т. д. В некоторых школах низка успева­ емость и по предметам математиче­ ского цикла. Самые неудовлетвори­ тельные результаты — в- средней школе № 6, где на 1 июля было бо­ лее 70 неуспевающих учеников. Докладчик остановился Также на проблемах всеобуча и выполнения плана приема школьников в 9-е клас­ сы. Район не справляется с задания­ ми по этим показателям. Не преодо­ лено еше и второгодничество, с ко­ торым связан отсев из школы. Учи­ теля должны уделять внимание каж­ дому ученику, внушить ему веру в свои силы. У каждого ребенка есть способности, нужно только их рас­ крыть. Но как понять тех учителей, которые даже в первых классах ос­ тавили на второй год 68 человек? Некоторые объясняют это трудно­ стями новой программы. Но в луч­ ших школах второгодников мет. Де­ ло не в программах и не в трудно­ самостоятельная учеба учителей. В докладе шла речь также о недо­ статках в работе групп продленного дня, в физическом и трудовом вос­ питании. Большой раздел был посвя­ щен опыту воспитания детей на при­ мере жизни и деятельности В. И. Ленина, работе ленинских музеев, комнат, уголков (они есть во всех школах), красных следопытов и т. д. Говоря об оздоровительной летней работе с детьми, о широкой сети за­ городных и городских пионерских ла­ герей, т. Шаталов отметил, что дале­ ко не все еще дети были летом в поле зрения педагогов. Много недо­ статков и в работе с родителями. Идя навстречу XXIV съезду КПСС, учителя должны повысить качество обучения и воспитания, обеспечить перевод ко всеобщему обязательно­ му среднему образованию. С докладом об итогах XVI съезда ВЛКСМ выступил первый секретарь райкома комсомола В. П. Алтухов. Он сказал, что съезд назвал важней­ шей задачей воспитание молцдежи в духе ленинских за 1 зетов и что школа имеет исключительное значение в формировании у молодежи коммуни­ стического мировоззрения. Затем оратор остановился на ра­ боте школьных комсоуольских орга­ низаций в период подготовки к ле­ нинскому юбилею. Первое место в это время заняла комсомольская ор­ ганизация средней школы № 3. Ленинский зачет дал богатый опыт политического воспитания школьни­ ков, который нужно использовать в будущем. В наступающем учебном году будет проводиться Всесоюзный зачет, посвященный XXIV съезду КПСС, в котором примут участие школьные организации. Комсомол призван помогать педа­ гогическим коллективам в борьбе за высокие и проч­ ные знания, в ук­ реплении связи дколы с произ­ водством, помочь определить свое место в жизни Г. Липецка заканчивают и м ** учебу. яшттяяшттштттж‘а Комсом о л ь ц ы должны усилить руководство пио­ нерскими организациями. В связи с подготовкой к 50-летию пионерской организации будет проводиться Все­ союзный марш пионерских отрядов «Всегда готоз!». В нем должен при­ нять участие каждый пионерский отряд. Выступая в прениях, директор средней школы № 17 Н. Р. Еремеев говорил о том, что, несмотря на пе­ регрузку, школа справляется со сво­ ими задачами. Но в микрорайоне школ №№ 17 и 45 необходимо все- таки строить еще одно школьное здание. Оратор остановился также на проблемах всеобуча, преподава­ ния математики, политической учебы учителей. Классный руководитель средней школы № 1 Л. А. Кожина и старшая пионервожатая средней школы № 3 М. Александрова поделились опытом организации воспитательной работы в дни подготовки к ленинскому юби­ лею. Учительница начальных классов средней школы № 48 Г. В. Журавле­ ва рассказала о своей работе по новым программам в первом классе. Маленький школьник может усвоить гораздо больше, чем ему преподава­ лось раньше. Сейчас ученик первого класса учится читать, писать и счи­ тать гораздо быстрее. У Галины Ва­ сильевны в начале года из 32 учени­ ков умели читать только 12, а к кон­ цу ноября Научились все. К концу учебного года 22 читали на «4» и «5», остальные десять — на «3». В новой программе особенно труд­ ны некоторые темы: правописание ударных и безударных гласных, на­ хождение неизвестного числа и дру­ гие. Им учительница уделяет особое внимание. — Программа сейчас стала шире, — говорит Г. В. Журавлева, — а времени — меньше. Как избежать пе­ регрузки школьника? Выход один: развивать активность мышления де­ тей. Учитель обязан тщательно го­ товиться к каждому уроку. Об освоении новых программ го­ ворил и организатор внеклассной ра­ боты средней школы № 19 Б. Г. Мовчан. «Потогонной», по его выра­ жению, системе работы учителя он противопоставил научный подход к делу. Его должен освоить каждый педагог. Это возможно, если ему бу­ дут созданы все необходимые усло­ вия и если им будет руководить вы­ сокое чувство ответственности. О работе своего педколлектива рассказала учительница средней шко­ лы № 44 Г. В. Гаврилова. Ректор Липецкого пединститута Б. Н. .Бабин проанализировал итоги вступитель­ ных экзаменов, которые сдавали в этом году выпускники липецких школ, и на этой основе сделал выво­ ды о качестве преподавания в ряде из них. Выпускники некоторых школ областного центра показали худшие результаты, чем приехавшие из сель­ ских районов, таких, как Добри;;- ский и Лебедянский. Из этого следует сделать соответ­ ствующие выводы руководителям школ, названных т. Бабиным. На совещании выступили секре­ тарь обкома КПСС А. А. Сталь и первый секретарь райкома КПСС И. И. Васильков. Участники совещания приняли ре­ комендации школам и учителям по повышению эффективности учебно- воспитательного процесса. ГИГАНТСКИЙ ОБЖИМНОЙ СТАН ПРАГА, 24 авгу ст а. ( ТАСС). На маш иностроительном з аводе Вит - ковицкого ме таллурги ческого комбин ата име ни К. Готв альда в Остраве состоялся торжественный акт передачи советским спе циа­ ли ст ам гига нтско­ го обжимного ст а­ н а, по строенного здесь по заказу Советского Сою­ за. Этот сложный агрегат, кото­ рый был и спыт а н в присутствии з аказчиков, сост авляет лишь ча сть прок ат ного ст а н а «Кварто -36 00», который строится в Остраве для металлургиче ского комбин ата «Азов с таль». НА РЕЧНЫХ ТРАССАХ ГДР БЕРЛИН, 24 авгу ст а. Корр. ТАСС Н. Бабыки н перед ает: Горячая по­ ра сей ча с у работ ников речного тр а нспорт а ГДР: по вод ным путям республики идут суда с хлеб ом нового урожая, строй материала­ ми, металлом, углем и мине раль­ ными удобрениями. Речной флот ГДР н а считыв ает около 1000 судов. Немецкое реч­ ное пароход ство — одно из круп­ нейших в Европе. ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ БУДАПЕШТ, 24 авгу ст а. ( ТАСС). На сам ой оживл енной железно­ дорожной м аги стр али Ве нгрии, соединяющей Буд апешт со ст а н­ цией Захо нь н а в енгеро-советской В П Р А В А Х СОЦИАЛИЗМА гр а нице, близится к заве ршению электрифик ация. В енгерским железнодорожни­ к ам в о существлении этой з адачи помогают мо нт аж ники Чехосло­ в акии. Работы пр едполагается за­ кончить в этом году, КОМБИНАТ РАСТЕТ СОФИЯ, 23 августа. (ТАСС). На Бургасском нефтехимическом комбинате вступил в строй завод синтетического каучука. 1 В течение этого года на комби­ нате, в строительстве которого участвуют советские специалисты, сооружен ряд объектов, которые позволят увеличить его мощность по переработке сырой 'нефти до 6 миллионов тонн в год. НЬЮ-ЙОРК, 24 августа. (ТАСС). На пресс-конфе­ ренции в Ричмонде (штат Вирд­ жиния), организованной «Комис­ сией граждан по расследованию военных преступлений США», пять бывших военнослужащих рассказали о преступлениях аме­ риканской военщины во Вьетнаме, очевидцами которых они были. Бывший лейтенант 25-й ^дивизии Джон Дрол Схагец заявил, что ИНФОРМАЦИЯ РАССКАЗЫВАЮТ ОЧЕВИДЦЫ он был свидетелем того, как р феврале 1967 года американский патруль расстрелял из засады пя­ терых мирных жителей, в том чис­ ле трех детей. Для того, чтобы за­ пугать население в районе, где стояла его дивизия, отметил он, американские солдаты опутывали трупы убитых вьетнамцев колю­ чей проволокой, привязывали их & бронетранспортерам и соверша­ ли объезд окрестных деревень. Во время военной операции ,§■ Кобетантане, как отметил капрал, 26-й дивизии морской пехоты Т. Гриффитс, солдаты его диви­ зии сжигали дома вместе .с нахо­ дившимися там людьми. М А С Ш Т А Б Ы А Г Р Е С С И И ВАШИНГТОН, 24 августа. (ТАСС). Соединенные Штаты расширяют агрессию в Камбодже. Сообщения в американских газе­ тах в эти дни свидетельствуют о том, что бомбардировочная авиа­ ция США безнаказанно пират­ ствует во всех районах страны. Как указывает печать, бомбарди­ ровщики США созерцают по 80 вылетов ежедневно — в два ра­ за больше, чем это указывается в официальных данных. При этом президент Никсон не установил никаких ограничений в сфере дей­ ствий американских пилотов. ПОЕЗДКА ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА США ВАШИНГТОН, 24 августа. (ТАСС). Вице-президент США С. Агню вылетел вчера в девяти­ дневную поездку в Юго-Восточ­ ную Азию и на Дальний Восток. Он посетит Южную Корею, Тай­ вань, Таиланд и Южный Вьетнам. Р Е Ш Е Н И Е П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А Ц А Р БАНГИ, 24 августа. (ТАСС). Правительство Центрально-Афри­ канской Республики решило при­ соединиться к договору о нерас­ пространении ядерного оружия. Совет министров уполномочил президента ЦАР Жан-Бедэль Бо- касса ратифицировать договор. С т о л е т и е ф р а н ц у з с к о г о ПАРИЖ, 24 августа. (ТАСС). Сто лет исполнилось на днях активному члену Французской коммунистической партии Полю Клавье. На празднике, который состоялся по этому случаю в его родном городе Тоннер (департа­ мент йонна), присутствовали представители пяти поколений семьи Клавье, большинство из которых, следуя примеру «дедуш­ ки Поля», также стали коммуни­ стами. Среди почетных гостей юбиляра был один из ветеранов француз­ ского рабочего движения, член Политбюро ФКП Раймон Гюйо. В свое время Поль Клавье дал ему рекомендацию в.партию. к о ш т у н н с т а Сам «дедушка Поль» еще в 1903 году вступил з ряды Фран­ цузской социалистической партии. В 1920 году он принял активней­ шее участие в борьбе за превраще­ ние этой партии в боевую рево­ люционную организацию нового типа и за ее присоединение к Коммунистическому Интернацио­ налу. Перед отъездом Агню встретился с президентом Никсоном в его летней резиденции в Сан-Клемен­ те (штат Калифорния), чтобы йб- лучить последние инструкции. "' После этой встречи Никсон заявил,, что вице-президент дол­ жен заверить азиатских «союзни­ ков» в том, что США не собира­ ются уходить из Азии и будут «предоставлять им средства, с помощью которых они смогут за­ щитить себя». Агню в свою очередь сказал, что будет «рад. подтвердить принципы доктрины Никсона». Он подчеркнул, что использует свою поездку, чтобы «подтвердить убе­ жденность в том, что США собираются сохранить свое присутствие . в Юго-Восточной Азии» и что азиатские страны «могут вполне положиться на это». Эти «заверения» и «разъясне­ ния» Свидетельствуют, что США намерены продолжать в Азии старый курс. Народная Республика Южного Йемена. Ученики одной из школ города Лахдж. Фото АДН—ТАСС. А Н Т К О М М У И 3 м локальных войн против освободительных движений и пере­ носят центр тяжести борьбы против социалистического со­ дружества на попытки подорвать его изнутри. Выражением всех этих объективных процессов и стали наи­ более характерные для современного антикоммунизма три его формы, которые можно условно назвать неофашистской, буржуазно-либеральной и псёвдомарксистской. Антикоммунизм в его неофашистской форме выступает в политике с лозунгами открыто воинствующего милитаризма, террора, реваншизма, с проповедью борьбы против социализ­ ма любыми средствами. «Нечего бояться мировой термоядер­ ной войны, главное — одержать тотальную победу над ком­ мунизмом», — призывает бывший кандидат в президент США Б. Голдуотер в своей книге «Почему бы не победа0». Пропагандисты этой разновидности антикоммунизма исступ­ ленно твердят, что «лучше быть мертвым, чем красным», рас­ пространяют самую грубую ложь, самую злобную клевету на социалистический строй, рассчитывая на невежество лю­ дей, на их слабую осведомленность во всем, что касается со­ циализма и марксизма-ленинизма. Но правда пробивает себе дорогу, преодолевая все препятствия. С каждым годом ста­ новится труднее бороться против нового мира и его передо­ вых идей этим пещерным, примитивным оружием. Поэтому нашим классовым противникам приходится все чаще прибе­ гать к другим, более изощренным формам антикоммунизма. Антикоммунизм в его буржуазно-либеральной форме из­ бегает грубой брани по адресу социализма и марксистско-ле­ нинского учения. Его представители рядятся в тогу «объек­ тивных исследователей», знатоков, экспертов по коммунисти­ ческим делам, называют себя «марксэлсгами», «советологами». Они оснащают свои труды множеством цитат из произведе­ ний классиков марксизма-ленинизма, применяя довольно тон­ кую фальсификацию (выхватывают цитаты из контекста, превратно их комментируют и т. п ). Грубые приемы пропа­ ганды здесь уже не подходят, потому что в данном случае, имеется в виду распространить влияние антикоммунизма в кругах людей, имеющих определенную сумму знаний о соци­ ализме и его идеях, а порой н проявляющих к ним известный интерес. Еше более тщательно маскируются представители лже­ марксистской формы антикоммунизма, действующие обычно в среде молодежи и радикальной интеллигенции стран капита­ листического Запада, среди людей, прогрессивно настроенных, проявляющих критическое отношение к капитализму В этой среде антикоммунисты предпочитают рекомендовать себя творческими марксистами, почти марксистами или, во всяком случае, мыслителями, относящимися к марксизму с симпати­ ей. Такое «переодевание» становится для них необходимым, ибо, если бы они к нему пг прибегали, их в прогрессивных кругах вообще не стали бы слушать... И вот, выдавая себя за критиков капитализма, не жалея громких фраз и демаго­ гии для того, чтобы убедить в этом своих действительно кри­ тически относящихся к капитализму слушателей и читателей, псевдомарксисты на деле выполняют определенный социаль­ ный заказ, занимаются антикоммунистическим делом. При этом они направляют свои главные усилия на то, чтобы попытать­ ся сорвать создание широкого демократического, антимоно­ полистического фронта под руководством рабочего класса и его коммунистического авангарда. Именно так действует, например, небезызвестный Герберт Маркузе, весь пафос которого направлен на то, .чтобы убе­ дить левеющие круги интеллигенции и молодежи стран капи­ талистического Запада, что будто бы ни рабочий класс, я 1 коммунистические партии этих стран не обладают революци­ онными потенциями, что социализм вовсе не прогрессивный строй, что на Западе классовая борьба затухает и капитали­ стическое общество уже достигло внутреннего единения... Исключительно большое значение на современном этапе классовой борьбы приобретает и предупреждение В. И. Ле­ нина о необходимости неразрывно связывать борьбу против империализма с борьбой против оппортунизма (см. т. 27, стр. 424). Ведь оппортунистические течения — это именно тот «троянский конь», который подрывает единство действий рабочего класса, сплоченность и единство коммунистического движения, сплоченность стран социалистической системы. Если обратиться к наиболее характерным особенностям ме­ тодов современного антикоммунизма, то главной из них, не­ сомненно, выступает его теснейшая связь с реформизмом и ревизионизмом. Ревизионизм стал важнейшим союзником и инструментом антикоммунизма. Это и понятно: ведь антикоммунизм рас­ считывает на идеологические диверсии внутри стран социа­ лизма, на стимулирование внутри отдельных социалистиче­ ских стран таких процессов, которые позволили бы достиг­ нуть контрреволюционных целей. Ревизионистские концепции все более смыкаются с основ­ ными линиями антикоммунистической пропаганды. В этом от­ ношении характерны атаки против всеобщих закономернос­ тей социалистической революции и социалистического строи­ тельства; отрицание всемирно-исторической миссии рабочего класса и марксистско-ленинского учения о диктатуре проле­ тариата и о партии рабочего класса; смазывание коренного различия капиталистической и социалистической систем; кле­ вета на Советский Союз и КПСС; политические и идеологи­ ческие диверсии против интернационализма с позиций бур­ жуазного и мелкобуржуазного национализма и т. п. 3. Серьезное значение в борьбе против современного антиком­ мунизма приобретает анализ особенностей его теоретического обоснования. Антикоммунизм не опирается на какую-либо особую, спе­ циальную философскую школу. Все основные' течения совре­ менной буржуазной философии и социологии в той или иной степени служат теоретической опорой антикоммунизма. По­ мимо этого, для попыток теоретического обенования совре­ менного антикоммунизма наиболее характерны следующие особенности: Во-первых, выдвижение в качестве альтернативы марксиз­ му-ленинизму ряда «контртеорий» общественного прогресса, при помощи которых можно было бы с «научных» позиций отвергнуть перспективу коммунизма. В этом и заключается классовая суть новейших социологических концепций. Модные социологические теории «конвергенции», «стадий экономического роста», «единого индустриального общества», «деидеологизации» имеют общий идеологический смысл. Все подобные теории — извращенное классовыми интересами бур­ жуазное отражение реальных процессов развития социализма и капитализма. В таких концепциях, хотят того или не хотят их авторы, находит отражение (хотя и искаженное) неопро­ вержимая истина: мир социализма идет вперед, делает успе­ хи, которые уже нельзя просто замолчать или отбросить с порога. Растущая индустриальная мощь, разительный расцвет на­ уки и техники, систематическое повышение материального благосостояния людей в странах социализма — все эти уп­ рямые факты вплетаются в ткань новейших буржуазных тео­ рий, но лишь в определенной трактовке, в специфическом ос­ вещении, приписывающем этим явлениям иной смысл и иные тенденции дальнейшего развития, нежели те. какие сущест­ вуют в объективной действительности. Классовый интерес буржуазных идеологов определяет неумолимый социальный заказ: завтрашний день нельзя признать эрой коммунизма, все, что происходит в странах социализма, должно обратить­ ся вспять, прийти к общему капиталистическому знамена­ телю. Во-вторых, для современного антикоммунизма характерна особенно интенсивная фальсификация марксистско-ленинского учения. Враги социализма стремятся извратить и подорвать все существенные положения и принципы. все составные части марксизма-ленинизма. Эта всеобъемлющая, по замыслам ее участников, фальсификация имеет главные, фронтальные -ли­ нии атак. К ним относятся, в первую очередь, попытки раз­ венчать ленинизм как марксизм нашей исторической эпохи, которые концентрируются на фальсификации ленинской тео­ рии социалистической революции. Типичным аргументом, призванным сузить, ограничить ре­ гиональными, географическими рамками сферу ленинской те­ ории социалистической революции, является попытка изебра зить Ленина сторонником революции только в отсталых стра­ нах в противовес Марксу, исходившему из перспективы ре­ волюции в странах развитого капитализма. Так, например Дж. Е. Коннор из «Русского института» Колумбийского уни­ верситета, возвещая о «трансформации» марксизма в «идео­ логию, предназначенную для слаборазвитых» территорий», в «революционную доктрину для развивающихся наций», заяв­ ляет: «Ленин изменил марксизм коренным образом. Он пре­ вратил его из доктрины, намечающей путь, неизбежного раз­ вития в наиболее развитых странах, в стратегию и обоснова­ ние революционной активности в отсталых районах». Подоб­ ные заявления встречаются и у других западных авторов. Не трудно понять, что миф о подобного рода «трансфор­ мации» марксизма призван отрицать или по крайней мере сузить международное значение опыта Великого Октября и. в частности, исключить из сферы ленинской теории социали­ стической революции страны развитого капитализма, объявив к тому же Ленина отступником от марксистской теории. На самом же.деле Ленин творчески обогатил и развил марксистскую теорию социалистической революции в новых исторических условиях. *в условиях империализма. При этом он сохранил и развил все главные положения теории социа­ листической революции, выдвинутые основоположниками марксизма (анализ противоречий капитализма, объективно обусловливающих революцию; ведущая роль рабочего класса в революции; значение его союзников, необходимость дикта­ туры пролетариата; создание самостоятельной политической партии рабочего класса). В то же время Ленин путем науч­ ного анализа нового исторического этапа в развитии капита­ лизма отры л закоц_ неравномерности развития капита­ лизма и на этом основании сделал вывод о разновременном переходе отдельных стран от капитализма к социализму. Он отметил расширение социальной базы мирового революцион­ ного процесса и на этом основании сделал вывод о том, что социалистическая революция не будет только борьбой рево­ люционного рабочего класса отдельных стран против буржу­ азии. а будет и борьбой всех угнетенных империализмом на­ родов. Историческая практика полностью подтвердила выво­ ды Ленина. * * * Разоблачение новейших приемов антикоммунизма и анти­ марксизма является одной из неотложных задач междуна­ родного коммунистического движения, всех коммунистов, всех честных людей на земле. Е. МОРДЖИНСКАЯ, доктор философских наук, профессор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz