Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМ Я ГГ иннг т т .% Э Г Ж Н й 7 2 $ С е с с и я В е р х о в н о г о о в е т С С С Р ПО ВОЛЕ НАРОДА, НА БЛАГО РОДИНЫ Как сообщалось в «Ленинском знамени», 15 июля закончила свою работу первая сессия Вер­ ховного Совета СССР. Сегодня газета публикует отчет последнего дня работы сессии. 15 июля в 10 часов утра в Боль­ шом Кремлевском дворце началось совместное заседание Совета Союза и Совета Национальностей. В зале много гостей, присутствуют иност­ ранные дипломаты, советские и за­ рубежные корреспонденты. Бурными продолжительными ап­ лодисментами, стоя, депутаты и го­ сти встретили товарищей Л. И. Брежнева, Г. И. Воронова, А. П. Кириленко, А. Н. Косыгина, К. Т. Мазурова, А. Я. Пельше, Н. В. Подгорного, Д. С. Полянского, М. А. Суслова. А. Н. Шелепина, П. Е. Ше­ леста, Ю. В. Андропова, В. В. Гри­ шина, П. Н. Демичева, Д. А. Куна­ ева. П. М. Машерова, В. П. Мжава­ надзе, Ш. Р. Рашидова, Д. Ф. Усти­ нова. В. В. Щербицкого, И. В. Ка­ питонова, К. Ф. Катушева, Ф. Д. Кулакова, Б. Н. Пономарева, М. С. Соломенцева. Председательствовал — председа­ тель Совета Союза депутат А. П. Шитиков. Он сообщил, что на имя председательствующего на сессии по­ ступило от Председателя Совета Министров СССР депутата А. Н. Ко­ сыгина заявление следующего содер­ жания: «В соответствии с. Конституцией СССР и в связи с тем, что на рас­ смотрение Верховного Совета СССР поставлен вопрос об образовании правительства СССР, Совет Минист­ ров считает свои обязанности исчер­ панными и слагает свои полномочия перед Верховным Советом. Совет Министров СССР просит вас довести , об этом до сведения Верховного Совета Союза Совет­ ских Социалистических Республик». Слово было предоставлено Гене­ ральному секретарю ЦК КПСС депу­ тату Л. И. Брежневу. Депутаты и гости встретили его горячими апло­ дисментами. Вы ступление д е п у т а т а Л . И. Б р еж н ев а •— Товарищи депутаты! Мы заслушали заявление о сложе­ нии правительством СССР сво­ их полномочий перед Верховным Советом. В связи с этим по поруче­ нию Центрального Комитета Ком­ мунистической партии Советского Союза вношу на ваше рассмотрение предложение, поддержанное партий­ ной группой Верховного Совета СССР и Советами Старейшин палат, вновь назначить Председателем Со­ вета Министров СССР товарища Косыгина Алексея Николаевича (бурные, продолжительные аплодис­ менты). Предлагается поручить товарищу Косыгину Алексею Николаевичу представить на рассмотрение Вер­ ховного Совета состав правительст­ ва СССР (аплодисменты). Единогласно принимается следу­ ющее постановление Верховного Со­ вета СССР по заявлению Председа­ теля Совета Министров СССР: «Верховный Совет Союза Совет­ ских Социалистических Республик постановляет: 1. Принять к сведению заявление Председателя Совета Министров СССР о т о м , ч т о правительство СССР слагает свои полномочия пе­ ред Верховным Советом СССР.1 Одобрить деятельность Совета Министров СССР. 2. Назначить Председателем Сове­ та Министров СССР товарища Ко­ сыгина Алексея Николаевича и по­ ручить ему представить Верховному Совету СССР предложения о составе правительства СССР. 3. Поручить Совету Министров СССР продолжать выполнение своих обязанностей впредь до образова­ ния Верховным Советом СССР пра­ вительства СССР». После этого депутаты перешли к рассмотрению проекта Основ зако­ нодательства Союза ССР и союзных республик о труде. С докладом по этому пункту повестки дня выступил секретарь ВЦСПС депутат В. И. Прохоров. Д о к л а д д е п у т а т а О. П р о х о р о в а 1970 год, который наш народ наз­ вал ленинским, насыщен большими и знаменательными событиями, говорит В. И. Прохоров. Все мы еще нахо­ димся под неизгладимым впечатлени­ ем празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, ставшего яр­ кой демонстрацией торжества марк­ систско-ленинских идей. Состоявшие­ ся в июне выборы в Верховный Со­ вет СССР с новой силой показали всему миру несокрушимое единство советского общества, великую брат­ скую дружбу народов Советского Союза, монолитную сплоченность рабочего класса, колхозного кресть­ янства и советской интеллигенции вокруг Коммунистической партии, их преданность делу коммунизма. Большим событием в жизни нашей страны явился состоявшийся в июле Пленум ПК КПСС. Пленум обсудил глубокий и содержательный доклад Генерального секретаря ПК КПСС товарища Л. И. Брежнева «Очеред­ ные задачи партии в области сель­ ского хозяйства». Принятое Плену­ мом постановление является важней­ шим программным документом нашей партии. Состоявшийся на днях Пленум ПК КПСС принял решение созвать оче­ редной XXIV съезд Коммунистиче­ ской партии Советского Союза в марте 1971 года. Можно не сомне­ ваться, что трудящиеся нашей страны ознаменуют подготовку к съезчу партии новым политическим и трудо­ вым подъемом. Примечателен и тот факт, что на первой сессии Верховного Совета нового созыва обсуждается проект такого важного закона, каким яв­ ляются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Зарождение и развитие законода­ тельства о труде в нашей стране, от­ мечает докладчик, неразрывно связа­ но с именем В. И. Ленина. При его непосредственном участии уже в пер­ вых декретах Советской власти были определены нормы рабочего времени и времени отдыха, условия труда жен­ щин и подростков, а в 1918 году был разработан и принят первый Кодекс законов о труде, юридически закре­ пивший великие завоевания Октябрь­ ской социалистической революции в области труда. Принятый в октябре 1922 года вто­ рой Кодекс законов о труде РСФСР расширил трудовые гарантии для ра­ бочих и служащих. Законодательство Советского госу­ дарства о труде представляет собой одну из важнейших частей социали­ стического законодательства, гаран­ тирующего права рабочих и служа­ щих в области труда, выражающего коренные интересы и волю советского народа. На всех этапах социалиста чесхого строительства законодатель­ ство о труде играло существенную роль з решении задач, выдвигаемых Коммунистической партией и Совет­ ским государством. Оно было одним из главных о ру д и й в борьбе за прет­ ворение в жизнь принципа социализ­ ма «От каждого по его способности каждому—по его труду», содейство­ вало улучшению условий труда и бы­ та трудящихся. В условиях строительства коммуни­ стического общества трудовое зако­ нодательство призвано служить даль­ нейшему совершенствованию социа­ листических трудовых отношений последовательному осуществлению социалистического принципа оплаты по труду, способствует непрерывному росту производительности труда и на этой основе улучшению материально­ го благосостояния трудящихся. На современном этапе развития со­ ветской экономики, в свете задач, поставленных декабрьским (1969 г.) Пленумом ПК КПСС, еще больше возрастает значение советского тру­ дового законодательства в повыше­ нии эффективности общественною производства, усилении роли эконо­ мических стимулов к труду и, прежде всего, в стимулировании внедрения и использования достижений науки и техники, в укреплении трудовой дис­ циплины, обеспечении благоприят­ ных условий для высокопроизводи­ тельного творческого труда. Советское законодательство о тру­ де является важным инструментом в руках нашего государства для реше­ ния социальных задач, укрепления и развития более высокого типа обще­ ственной организации труда, обеспе­ чивающей в конечном счете полную победу коммунизма. Оно должно и по содержанию, и по форме в полной мере отвечать политическим и эконо­ мическим задачам нашего общества и быть доступным для понимания каж ­ дого рабочего и служащего. Выступая 12 июня 1970 года на предвыборном собрании избирателей Бауманского избирательного округа, Генеральный секретарь ПК КПСС товарищ Л. И. Брежнев под­ черкнул, .что «работу по совершенст­ вованию советского законодательства надо продолжать, чтобы оно не от­ ставало от жизни, чтобы наши зако­ ны, оставаясь прочными, стабильны­ ми, правильно отражали происходя­ щие в обществе процессы». Это указание полностью относится и к законодательству о труде. С мо мента возникновения советского тру­ дового законодательства прошел длительный период. Трудовое зако­ нодательство развивалось главным образом путем принятия отдельных законодательных актов. В результате в настоящее время труд в СССР ре­ гулируется многочисленными обще­ союзными и республиканскими нор­ мативными актами, которые не в полной мере отражают огромные по­ литические и сопиально-экономиче ские изменения, происшедшие в на­ шей стране. Многие положения Ко­ декса законов о труде утратили свое значение и не применяются. Для дальнейшего совершенствова­ ния правового регулирования обще­ ственных отношений в области труда необходимо принятие Основ законо дательства о труде, установление ко торых отнесено Конституцией СССР к компетенции Союза ССР. Представленный на рассмотрение Верховного Совета СССР проект Ос­ нов законодательства Союза ССР и союзных республик о труде сохраня­ ет основные положения Кодекса за­ конов о труде РСФСР, разработанно­ го при участии и под руководством В. И. Ленина. Эти положения выдер­ жали многолетнюю проверку в прак­ тике социалистического И коммунп стическога строительства и полно­ стью отвечают интересам трудящих­ ся. Проект Основ в систематизирован ном виде воспроизводит общие норму трудового законодательства, которые в дальнейшем будут более детально разработаны в республиканских ко­ дексах. В то же время Основы зако нодательства о труде устанавливают новые принципиальные положения, направленные на дальнейшее увели чение гарантий рабочим и служащим Огромное политическое и социаль ное значение Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде состоит в том, что это будет первый в истории Советского государ ства единый общесоюзный закон труде, объединяющий все основные нормы, регулирующие в условиях коммунистического строительства труд рабочих и служащих, спаянных общностью интересов, великой це­ лью построения коммунистического общества. Докладчик подчеркивает, что со­ циалистический строй обеспечивает высокий уровень трудовых гарантий трудящимся. С ними ни в какое срав­ нение не могут идти социальные пра­ ва трудящихся капиталистических стран. Основы законодательства о труде регулируют трудовые отноше­ ния всех рабочих и служащих, неза­ висимо от конкретной сферы приме­ нения их труда, в том числе и лиц. работающих в колхозе по трудовому договору, работников общественных организаций и потребительской коопе­ рации, а также лиц, работающих в личном домашнем хозяйстве отдель­ ных граждан. Вместе с тем советское трудовое законодательство уста­ навливает необходимую дифферен­ циацию условий труда отдельных категорий рабочих и служащих в тех случаях, когда это вызывается про­ изводственно-техчическими, органи­ зационными, климатическими и дру­ гими особенностями. Проектом Основ не допускается какое бы то ни было прямое или кос­ венное ограничение прав или установ­ ление преимуществ при приеме на ра­ боту в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности и от­ ношения к религии. Из принципа реализации права на труд для каждого рабочего или слу­ жащего вытекает и основное право на применение своего труда по спе­ циальности, квалификации или долж­ ности, обусловленной в трудовом до­ говоре. Эт0 право гарантируется ука­ занной в статье 12 проекта нормой, запрещающей администрации требо­ вать от рабочего или служащего вы­ полнения работы, не обусловленной трудовым договором, кроме случаев, связанных с производственной необ­ ходимостью, или простоев. Добровольность выбора места и рода работы с учетом интересов об­ щества признается и статьей 16 про­ екта, подтверждающей право рабочих и служащих расторгнуть по собствен ному желанию трудовой договор, за­ ключенный на неопределенный срок, предупреждением администрации за две недели. Вместе с тем в целях за­ крепления рабочих кадров в статье 55 проекта Основ предусматриваются меры поощрения за продолжитель­ ную и безупречную работу на одном предприятии, в организации, учреж дении. Участие в общественном труде яв­ ляется делом чести и доблести каж лого способного к труду гражданина, что невозможно в капиталистиче­ ском обществе, где существуют экс­ плуатация и безработица, говорит да­ лее докладчик. Это является одним и зв ’еличайших завоеваний советского народа. С правом на получение га ранжированной работы в проекте Ос нов (статья 2) связываются и такие основные права рабочих и служащих, как право на гарантированную госу­ дарством заработную плату, право на отдых в соответствии с законодатель ством о продолжительности рабочего дня и рабочей недели и ежегодных оплачиваемых отпусков, право на здоровые и безопасные условия тру да, на бесплатную профессиональную подготовку и бесплатное повышение квалификации, право на объединение в профессиональные союзы, на уча­ стие в управлении производством право на материальное обеспечение в порядке государственного социально­ го страхования и пенсионного обеспе­ чения в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Содержание всех этих социальных прав трудящихся СССР раскрывается в соответствующих разделах проекта Осцов. Важнейшей задачей советского тру­ дового законодательства является содействие росту производительности труда, повышению эффективности об щественного производства на основе внедрения достижений науки и тех ники. «Производительность труда, — как учил В. И. Ленин, — это, в по следнем счете, самое важное, самое главное для победы нового обшест венного строя». От роста производи­ тельности труда, и только от этого зависит повышение заработной пла­ ты, увеличение общественных фондов расходуемых на материальные и культурные нужды народа, укрепле­ ние экономического могущества и оборонной мощи Советского государ­ ства. В настоящее время и на последу­ ющие годы, как указывается в по­ становлении декабрьского (1969 г.) Пленума ЦК КПСС, повышение эф­ фективности общественного произ­ водства, значительное повышение производительности труда во всех отраслях народного хозяйства яв­ ляются ключевым звеном нашей хо­ зяйственной политики. Главное средство быстрого повы­ шения производительности общест­ венного труда — ускорение научно- технического прогресса, успех кото­ рого во многом зависит от уровня квалификации рабочих, инженерно- технических работников, ученых, конструкторов, работников аппара­ та управления, плановых органов, т. е. от квалификации тех, кто со­ здает, использует и управляет новой техникой. В обеспечении повышения уровня квалификации и образования рабо­ чих и служащих, как факторов роста производительности труда, немалая роль принадлежит и законодатель­ ству. В проекте Основ вопросам по­ вышения квалификации кадров уде­ лено значительное внимание. В статье второй проекта Основ закре­ пляется одно из крупных завоева­ ний трудящихся нашей страны — право рабочих и служащих на бес­ платную профессиональную подго­ товку и повышение квалификации. В проекте Основ имеется специаль­ ная глава (глава X) о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением. Законодательно крепляется правило, согласно ко­ торому при повышении квалифика­ ционных разрядов или продвижении по работе должны учитываться ус­ пешное прохождение рабочими и слу­ жащими производственного обуче­ ния, их общеобразовательная и профессиональная подготовка, а так­ же получение ими высшего или сред­ него специального образования. Существенную роль в развитии со­ циалистической экономики играет также ленинский принцип матери­ альной заинтересованности. Значе­ ние этого принципа еще более уси­ лилось с переходом к новой системе планирования и экономического сти­ мулирования. В проекте Основ закреплены пра­ вовые формы материального стиму­ лирования повышения производи­ тельности труда. В статье 38 содержится ука­ зание о том, что в дополнение к существующим системам оплаты труда может устанавливаться еже­ годное вознаграждение рабочим и служащим по итогам работы пред­ приятия за год из фонда материаль­ ного поощрения, образуемого за счет прибыли. В целях эффективного и правиль­ ного расходования средств, выделяе­ мых на премирование рабочих и слу­ жащих, этой статьей закрепляется правило, в соответствии с которым утверждение положений о премиро­ вании производится администрацией предприятия или организации по со­ гласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза. Предоставление советским граж­ данам широких прав, гарантируемых нашим общественным строем, пред полагает и строгое выполнение все ми гражданами своих обязанностей перед обществом, высокую организо­ ванность и сознательную трудовую дисциплину, говорит В. И. Прохоров. Социалистическая демократия несов­ местима с пренебрежением граждан­ ским долгом, с любыми действиями, наносящими ущерб интересам госу­ дарства. Применительно к области организации труда это означает без­ условное соблюдение трудовой дис­ циплины. В условиях современного инду стриального производства, когда про­ гресс науки и техники особенно ин­ тенсивен, а производственные задачи постоянно усложняются, неизмеримо возрастает значение сознательней трудовой дисциплины. Она являет­ ся непременным условием нормаль­ ной деятельности всего , народного хозяйства. / ' ч.. Мы знаем, какое значение укреп леиию трудовой дисциплины при давал В. Й. Ленин. Он подчеркивал «то «...условием экономического подъема является н повышение дис­ циплины трудящихся...». За годы Советской власти Комму нистическая партия, ее ленинский Центральный Комитет проделали ог­ ромную организаторскую и воспита тельную работу по укреплению тру­ довой и государственной дисципли­ ны. Подавляющее большинство со ветских людей работает добросозе стно, труд стал для них повседнев­ ной жизненной потребностью. Толь­ ко при таком отношении к труду стали возможны грандиозные успехи в деле коммунистического строи­ тельства в нашей стране. Однако в обшей массе подавляю щего большинства честных труже ников имеются и нерадивые, недис циплинированные работники, не со знающие своей ответственности пе ред обществом и наносящие боль шой ущерб коллективу, производст ву, народному хозяйству и общест ву. Декабрьский (1969 г.) Пленум ЦК КПСС указал, что укрепление трудовой и производственной дис циплины требует сегодня особого внимания. Пленум предложил уси лить контроль за соблюдением за конов, за неукоснительным выполне пием принятых решений, установ лепных планов, усилить борьбу про тив таких антиобщественных явле пий, как прогулы, злоупотребление спиртными напитками, хищение со­ циалистической собственности. Тре бование партии решительно укре пить дисциплину во всех звеньях народного хозяйства нашло полную поддержку многомиллионных масс тружеников города и деревни. Законодательство о труде призва^ но сыграть важную роль в деле дальнейшего укрепления сознатель ной трудовой дисциплины. В про екте Основ подчеркивается, что соб людение трудовой дисциплины, бе режное отношение к народному доб­ ру, выполнение установленных го сударством норм труда составляют непреложную обязанность всех рабо. чих и служащих. В Основах закрепляется отношение общества к соблюдению трудовой дисциплины, устанавливаются меры поощрения за успешную работу и меры воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Важное значение приобретает пре дусмотренное статьей 55 положение о том, что уровень дисциплинирован ности работника, добросовестное вы полнение им своих трудовых обязан ностей определяют его право на по лучение различных льгот и преиму шеств. В этой статье сказано, что преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно бытового обслуживания предостав ляются в первую очередь рабочим и служащим, успешно и добросовест но выполняющим свои трудовые обя занности. Таким работникам дается преи­ мущество боте. и при продвижении по ра- Эти правила впервые закрепляют­ ся в законодательстве. Вопросы улучшения условий труда отдыха трудящихся, дальнейшего подъема их материального и куль­ турного уровня всегда находились в центре внимания 'Коммунистической партии. Советского государства, профсоюзов, комсомола и других об­ щественных организаций. В течение последних лет были осуществлены крупные меры в этом направлении. В проекте Основ вопросам благо­ состояния „трудящихся уделено большое место. В частности, указы­ вается что нормальная продолжи­ тельность рабочего времени не мо­ жет превышать 41 часа в неделю. По мере создания экономических и других необходимых условий будет осуществляться постепенный переход более сокращенной рабочей неделе. Пятидневная рабочая неделя с дву­ мя выходными днями рассматри­ вается как основной режим рабочего времени. В проекте Основ много внимания уделяется вопросам создания благо­ приятных условий для работы, улуч­ шению охраны труда. В докладе отмечается, что в нашей стране из года в год увеличиваются ассиг­ нования на осуществление меро­ приятий по охране труда во всех отраслях народного хозяйства. Если 1959 году затраты на эти пели составляли 439 миллионов рублей, то в 1969 году они превысили один миллиард рублей, т. е. возросли бо­ лее чем в два раза. Специальные льготы в области ох­ раны труда предусматриваются про­ ектом Основ для женщин и моло­ дежи. Одной из характерных черт рас­ ширения и совершенствования со­ циалистической демократии являет­ ся дальнейшее расширение прав про­ фессиональных союзов. Проект Ос­ нов закрепляет право профессио­ нальных союзов участвовать в раз­ работке и реализации государствен­ ных планов развития народного хо­ зяйства, в решении вопросов рас­ пределения и использования мате­ риальных и финансовых ресурсов. Предусматривается предоставление широких прав коллективам пред­ приятий и организаций в области управления производством. Проект Основ предусматривает, что регулирование условий труда и заработной платы, использование общественных фондов потребления осуществляются предприятиями и их вышестоящими органами совместно или по согласованию с профессио­ нальными союзами. Далее в докладе говорится о во­ просах государственного социально­ го страхования, которое развивается в нашей стране все шире, отмечает­ ся, что профсоюзам доверено непо­ средственное выполнение некотооых важных государственных функций, касающихся удовлетворения соци­ ально-бытовых нужд трудящихся, в том числе управление широ­ кой сетью санаториев, домов отдыха, туристских баз, на них возложена задача осуществления контроля за соблюдением законода­ тельства о труде, правил по охране труда и технике безопасности. В проекте Основ предусмотрено также закрепление права рабочих и служащих на судебную защиту сво­ их трудовых прав н интересов. Проект Основ законодательства о труде подготовлен и вносится на рассмотрение данной сессии Верхов­ ного Совета СССР правительством СССР и ВЦСПС, говорит В. И. Про хоров. Над проектом активно рабо. тали комиссии законодательных предположений палат, а на послед­ нем этапе и другие постоянные ко­ миссии. Совета Союза и Совета На­ циональностей. Работа велась с уча стаем Государственного комитета Совета Министров СССР по вопро­ сам труда и заработной платы, Вер­ ховного суда СССР, прокуратуры СССР, юридической комиссии при Совете Министров СССР, широкого круга практических и научных ра ботников. Проект Основ публиковался для обсуждения в ряде журналов, научной юридической печати. По­ ступившие по проекту многочислен­ ные предложения и замечания граждан, коллективов предприятий, организаций и учреждений были внимательно изучены. Многие предложения, правильные по существу, но не имеющие общего характера, будут использованы при подготовке кодексов законов о тру де союзных республик и других нор­ мативных актов. Принятие Основ законодательст­ ва Союза ССР и союзных республик о труде — большое событие в жиз­ ни нашего общества. Основы сыгра­ ют важную роль в укреплении со­ циалистической законности в обла сти трудовых отношений, явятся но­ вым вкладом в развитие советской демократии, в укрепление общест­ венного и государственного строя Они будут способствовать должно, му соблюдению прав и обязанностей как рабочими и служащими, так администрацией предприятий и орга низаций, укреплению трудовой и про­ изводственной дисциплины, содейст­ вовать созданию условий для более высокопроизводительного творческо го труда, активного участия рабочих и служащих в управлении произ водством. Принятие Основ законодательет ва о труде еще и еще раз убеди­ тельно подтверждает, что, как гово­ рил Генеральный секретарь ПК КПСС товарищ Л. И. Брежнев, «социализм дал нашему народу то, чего нет у трудящихся самых богатых капиталистических стран: освобождение от гнета капиталистов, чувство уверенности в завтрашнем дне. Советские люди не знают, что такое эксплуатация, что такое без­ работица, и не будут знать этого ни­ когда». • Не подлежит сомнению, говорит докладчик, что принятие Основ за­ конодательства о труде будет рас­ ценено всем нашим народом как новое, яркое проявление заботы Коммунистической партия, Совет­ ского государства о трудящихся, как выражение внимания и ночета, кото­ рыми окружен труд в нашем социа­ листическом обществе, на знамени которого начертан программный ло­ зунг ленинской Коммунистической партии: «Все во имя человека, для блага человека». С содокладом выступи* предсе­ датель комиссии законодательных предположений Совета Союза депу­ тат М. С. Соломенцев. С о д о к л ад д еп у т а т а М. С. С олом енцева Комиссии законодательных пред­ положений палат, говорит он, обсу­ дили проект Основ законодательст­ ва Союза ССР и союзных республик о труде, внесенный Советом Мини­ стров СССР и ВЦСПС на рассмот­ рение Верховного Совета СССР, и полностью одобряют его. По мнению комиссий, принятие Основ законодательства о труде будет способствовать совершенство­ ванию организации труда, усилению охраны трудовых прав рабочих и служащих, укреплению трудовой я производственной дисциплины и в конечном счете— дальнейшему раз­ витию социалистического производ­ ства, повышению на этой основе благосостояния народа. Огромные достижения советского народа во всех областях жизни свя­ заны с социалистической организа­ цией труда, с тем, что в нашей стране трудящиеся впервые в исто­ рии получили возможность рабо­ тать на себя, на свое общество. Главным направлением развития советской экономики, как это опре­ делили XXIII съезд партии и де­ кабрьский (1969 года) Пленум ЦК КПСС, является дальнейшее повы­ шение эффективности общественного производства на основе ускорения научно-технического прогресса, со­ вершенствования организации труда и управления производством. Состоявшийся в июле этого года Пленум Центрального Комитета партии разработал программу даль­ нейшего развития сельского хозяй­ ства: Всемерное укрепление мате­ риально-технической базы сельского хозяйства, повышение интенсифика­ ции сельскохозяйственного произ водства является одной из главных первоочередных задач партии и советского народа на ближайший период. Коммунистическая партия и Со­ ветское государство, подчеркивает М. С. Соломенцев, особое внимание уделяют постоянному росту произ водительности труда, чтобы еще выше поднять уровень развития производительных сил общества, повысить благосостояние народа, создать трудящемуся человеку са­ мые благоприятные условия для ра боты, учебы, отдыха, для физиче ского и духовного развития, наи- лучшего приложения способностей. Важная роль в нашей стране при­ надлежит советскому трудовому законодательству, которое регули­ рует трудовые отношения рабочих и служащих. В числе первых зако­ нов Советского государства были декреты о труде — о рабочем вре­ мени, труде женщин и подростков инспекции труда, трудоустройстве, социальном страховании, -которые коренным образом преобразовали и улучшили условия труда рабочего класса. Многие из этих актов были подготовлены лично Владимиром Ильичом Лениным или при его бли жайшем участии. С образованием Союза ССР.' по мере развития планового хозяйства возрастала роль общесоюзных зако нов и иных нормативных актов в регулировании труда. В настоящее воемя труд рабочих и служащих пегулипуется законами Союза ССР Указами Поезидиума Верховного Совета СССР, постановлениями Со вета Министров СССР и изданными их развитие общесоюзными ин струкциями и правилами, а также законодательством союзных респуб лик. Конституцией СССР установление Основ законодательства о труде отнесено к ведению Союза ССР. Од нако до сего времени не было еди ного общесоюзного законодательно го акта, в котором содержались бы осно&ньге положения, регулирующие труд рабочих и служащих. Именно таким актом явятся Основы зако. нодательства о труде, проект ко­ торых внесен на рассмотрение на стоящей сессии Верховного Совета СССР. Проект исходит из основополагаю щих принципов социалистической организации труда; в нем раскры вается свободный характер труда обществе, навсегда покончившем эксплуатацией человека человеком. Социалистический общественный строй создает материальную и мо ральную заинтересованность людей в лучших результатах труда, в не прерывном развитии и совершенст вовании общественного производст ва. Важным фактором роста произ водительности труда, особенно условиях научно-технической рево люции, является повышение уровня квалификации кадров, материальное и мочальное стимулирование работ ников. Эти вопросы занимают в проекте одно из центральных мест. Не менее важное значение в деле обеспечения высоких устойчивых темпов развития народного хозяйст­ ва и повышения эффективности об­ щественного производства имеет правильная организация труда. В проекте Основ нашли отраже­ ние идеи В. И. Ленина о социали­ стической дисциплине труда. Отмечая добровольный и созна­ тельный характер дисциплины тру­ да при социализме, В. И. Ленин выдвигал в то же время требование беспрекословном подчинении ра­ ботников единой воле руководите­ ля предприятия в интересах пра­ вильной организации производства повышения производительяост* труда. Руководствуясь ленинским учени­ ем, наша партия всегда уделяла внимание укреплению трудовой и производственной дисциплины как. одному из решающих факторов по­ вышения производительности труда. В соответствии с этим в проекте подчеркивается, что трудовая дис­ циплина обеспечивается прежде все­ го сознательным отношением к тру­ ду, методом убеждения, поощрени­ ем за доблестный труд. В проекте Основ раскрываются обязанности рабочих и служащих по соблюдению трудовой дисциплины, указаны ме­ ры дисциплинарного и общественно­ го воздействия, которые должны применяться к нарушителя1* трудо­ вой дисциплины. Важное место * проекте Основ занимают вопросы улучшения охра­ ны труда, особое внимание уделено обеспечению наиболее благоприят­ ных условий труда для женщин в подростков. Положения проекта Основ, про­ должает оратор, направлены на по­ следовательное обеспечение трудо­ вых прар рабочих и служащих. К гарантиям этих прав относятся за­ прещение необоснованного отказа в приеме на работу; недопустимость перевода на другую работу без со­ гласия работника: установление ис­ черпывающего перечня оснований для увольнения работника по ини­ циативе администрации; обязатель­ ность согласования такого увольне­ ния с фабричным, заводским, мест­ ным комитетом профессионального союза. Проект содержит важное положе­ ние о том, что месячная заработная плата рабочих н служащих не мо­ жет быть ниже установленного го­ сударством минимального размера. Предусматривается законодатель­ ное ограничение продолжительности рабочего времени, применение сверхурочных работ допускается исключительных случаях. Ряд льгот определен для женщин и под­ ростков. В проекте Основ имеются поло­ жения, направленные на дальней­ шее усиление охраны трудовых прав рабочих и служащих В целях дальнейшего расширения демократических напал в управле­ нии производством проект преду­ сматривает широкие права профес­ сиональных союзов, а также отра­ жает возросшее участие трудовых коллективов в решении вопросов производства, труда, быта я куль­ туры. Принятие Основ законодательства о труде, подчеркивает М. С. Соло­ менцев, будет способствовать даль­ нейшему укреплению социалистиче­ ской законности в области трудо­ вых отношений. В проекте Основ уделяется важ­ ное внимание контролю за соблюде­ нием законодательства о труде. Надзор н контроль возлагаются на соответствующие государственные органы и инспекции, а также на профессиональные союзы и состоя­ щие в их ведении техническую и правовую инспекции труда. Конт­ роль за соблюдением законодатель­ ства о труде обеспечивается Сове­ тами депутатов трудящихся и их и распорядитель- министерствами И также органами исполнительньш.и ными органами, ведомствами, а прокуратуры. Оратор рассказывает о большой и кропотливой работе, которая пред­ шествовала внесению проекта Ос­ нов на рассмотрение Верховного Совета СССР. Подготовкой проекта занимались комиссии законодатель­ ных предположений палат, а на по­ следнем этапе — и другие посгояш- ные комиссии обеих палат. Пооект Основ законодательства о труде в процессе его подготовки рассматривался Президиумом Вер­ ховного Совета СССР, Президиума­ ми Верховных Советов союзных республик, а также направлялся в заинтересованные министерства н ведомства, в научно-исследователь­ ские учреждения и учебные заве­ дения, публиковался для широкого обсуждения. Поступавшие по про­ екту замечания коллективов пред­ приятий и организаций, отдельных граждан обобщались комиссиями я учитывались при работе над зако­ нопроектом. Принятие этого законопроекта, заявляет М. С. Соломенцев в заклю­ чение, создаст прочную юридиче­ скую основу для дальнейшего раз­ вития как общесоюзного, так я рес­ публиканского законодательств* • труде. (Окончание в* 3-й стр4> Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz