Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

20 января 197!) г., X» 15 (12 5741 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ В в О ВРЕМЯ перерыва на об­ ластном семинаре секретарил школьных партийных органи­ заций ко мне обратился один из его участников. — Вот сейчас секретарь из Лебе­ дянской школы № 1 рассказывала о том, как они добиваются активнос­ ти и повышают авангардную роль школьных коммунистов. Ей хорошо говорить об этом, когда в школе 3} коммуниста, а у нас всего 9. Помо­ гите нам — подскажите райкому, чтобы не сдерживал прием в пар­ тию. Недавно, знакомясь с деятельно­ стью партийной организации одной из сельских школ, снова пришлось столкнуться со стремлением форси­ ровать прием в партию. В постанов­ лении отчетно-выборного собрания так и записано: «Усилить работу по росту рядов партийной организа­ ции». И в первом и во втором случае л марксистско-ленинской теории в рас-| ' I “ РЕТИЙ ГОД в наших шко- пространении и развитии социали-| I лах происходит постеленный стической идеологии», «Значение! переход на новые программы, произведения В. И. Ленина «Марк- 8По новым программам ребята изу- то запомнить большой круг сведе­ ний, фактов, правил, но понимать определенные закономерности, ви­ деть и устанавливать связи и взаи­ мообусловленность явлений, уметь сопоставлять, анализировать и обоб­ щать факты, рассуждать, доказы­ вать. Новые программы ориентиру­ ют учителя на развитие личности ре. бенка, его интересов и способностей. Особенно большое внимание уде­ ляется совершенствованию началь­ ного звена, обеспечивающего проч­ ный фундамент современного обра­ зования. Все первые классы в ны­ нешнем году занимаются по новой программе. Дети будут получать на­ чальные сведения по родному язы- / к у и математике только в первые три года обучения, то есть срок на­ чального обучения сокращается с 4 до 3-х лет. ской и Великой Отечественной войн, познавать красоту слова о чудес­ ных картинах природы родного кран. В программу 4 класса входят те­ перь такие значительные произведе­ ния русской и советской литературы, как «Муму» Тургенева, «Бородино» М. Лермонтова. «Сын полка» В. Ка­ таева. Будут изучаться произведения о В. И. Ленине: А. Твардовский «Ленин и печник», С. Маршак «Ле­ нин»- В. Инбер «В тот день» и дру­ гие. Новая программа по математике обеспечивает высокий теоретический уровень знаний, способствует разви­ тию мышления учащихся, ликвиди­ рует разрыв между арифметикой, алгеброй и геометрией. Не случайно теперь в 4 классе будет предмет «математика», а не «арифметика». подготовку зимнюю, а учителя на­ чальных классов, которые будут вести предмет в 4-х классах, — ме­ сячную переподготовку летом. Но это не решает проблему подго­ товки учителей. Необходима серьез­ ная самообразовательная работа. Программа есть. И ясно, что какова бы ни была помощь извне, кто бы ни читал лекции, они не заменят самостоятельных занятий. Без посто­ янного пополнения знаний рассчиты­ вать на успех нельзя. За один-два месяца знаний не приобретешь. Пра­ вильно делает Лебедянский районо, что на первое место в собеседова­ нии с руководителями школ ставит организацию и контроль за само­ образовательной работой учителя^ Учителя-предметники средних школ № 1, № 2, Романовской возьмилет- сизм и эмпириокритицизм» в борь­ бе с современной буржуазной фи­ лософией». В помощь слушателям теоретического семинара в школе создана специальная библиотечка из произведенйй В. И. Ленина. Забота партийных организаций школ об изучении ленинского тео­ ретического наследия коммунистами и всеми учителями способствует из только повышению их теоретиче­ ских знаний, идейной закалки, но и положительно влияет на каче­ ство работы педагогических коллек­ тивов, помогает учителям в прове­ дении лекционной, политике-массо­ вой работы среди населения. Глубо­ кое знание ленинских произведений помогло многим учителям и целым педагогическим коллективам разра­ ботать и внедрить систему широ- О В Л А Д Е В А Я Л Е Н И Н С К И М Н А С Л Е Д И Е > 4 пришлось разъяснять товарищам, что вопрос о численности рядов партии, безусловно, важный, но успех дела во многом зависит от активно­ сти парторганизации, от ее качест­ венного состава. Сейчас главное для партийных ор­ ганизаций —улучшать качественный состав своих рядов, развивать ак­ тивность коммунистов, усилить кон­ троль за тем, чтобы каждый член КПСС строго соблюдал требования Устава партии. Прошедший в конце года област­ ной семинар секретарей школьных партийных организаций помог им правильно сориентироваться в даль­ нейшей практической деятельности. Секретари заслушали лекции и со­ общения «О ранее не опубликован­ ных ленинских документах», «Неко­ торые вопросы организационно-пар­ тийной работы в первичных партий­ ных организациях», «Ленинский стиль в партийной работе». Участ­ ники его обменялись опытом рабо­ ты. Их выступления были посвяще­ ны, главным образом, вопросам уче­ бы коммунистов, повышению их ро­ ли и ответственности за дела в школе. Партбюро Лебедянской средней школы № 1, например, подготовило и провело практическую конферен­ цию на тему: «Звание коммуниста обязывает». —Это был,—рассказала на семи­ наре секретарь парторганизации В. И. Акимова, — отчет коммунис­ тов о выполнении каждым партий­ ных обязанностей. Содержательным было выступле­ ние секретаря парторганизации Ка­ зацкой средней школы Елецкого рай­ она В. И. Меренковой об организа­ ции учебы коммунистов и учителей. В школе второй год идут занятия теоретического семинара по изуче­ нию ленинских работ. Обращает на себя внимание методика проведения семинарских занятий: наряду с лек­ циями пропагандиста обсуждаются доклады и рефераты слушателей. Вот для примера несколько тем: «Борьба коммунистических и рабо­ чих партий против «левого» и правого оппортунизма в современных . ус­ ловиях», «XXII съезд КПСС о зада­ чах идеологической работы партии», «Историческое значение книги В. И. Ленина «Две тактики социал-демок­ ратии в демократической револю­ ции». Всего за прошлый учебный год было прочитано и обсуждено 19 докладов и рефератов. Проведены две конференции на темы: «Роль кого» использования ряда произве­ дений В. И. Ленина при изучении школьных дисциплин. Об этом, в частности, рассказала в своем вы­ ступлении на семинаре секретарь партийной организации Хлевенской средней школы М. Н. Бутова. За последнее время партийные ор­ ганизации школ заметно активизи­ ровали свою деятельность. Эго пока­ зало знакомство с работой некото­ рых из них при подготовке к обла­ стному семинару, а также после его проведения. Хорошее впечат­ ление на работников отдела науки и учебных заведений обкома КПСС произвели многие отчетно-выборные собрания, на которых мы присутст­ вовали. Вместе с тем есть школьные пар­ тийные организации, которые требу­ ют к себе пристального внимания, постоянной помощи местных партий­ ных комитетов. В практику работы нашего отде­ ла входит систематическое изучение работы партийных организаций школ и других учебных заведений. Не так давно, например, в отделе состоя­ лась беседа с группой секретарей партийных организаций школ Ли­ пецка по вопросам организации по­ литической учебы учителей. В бли­ жайшее время намечено обменяться в отделе мнениями с группой сек­ ретарей о практике подготовки и проведения партийных собраний. Планируя работу отдела, мы пре-1 дусматриваем сейчас посещение) каждым работником 2—3 учебных] заведений, чтобы ознакомиться с де­ ятельностью партийных организаций и оказать им практическую помощь, участвовать в работе партийных собраний или занятий теоретических семинаров в системе партийного просвещения. Среди работников школ и других учебных заведений области партий­ ная прослойка составляет свыше 20 процентов — пожалуй, больше, чем в любой другой категории работников. Это огромная сила, способная моби­ лизовать более чем 14-тысячную ар­ мию работников народного образо­ вания на успешное решение задач обучения и воспитания подрастаю­ щего поколения. Но для этого необ­ ходимо, чтобы местные партийные комитеты постоянно заботились о развитии и мобилизующей роли пер­ вичных партийных организаций школ. В. ЩЕГЛОВ, заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений обкома КПСС. чают исторшо и литературу в 7—10 классах, биологию в 5, 6, 8, 10, ге^ сграфию в 5. 6, 9, физику в 6, 7, химию в 7, 8, 10 классах. По-ново­ му проводятся занятия по иност­ ранному языку, физкультуре, трудо­ вому обучению и другим предметам. Из программ естественно-матема­ тического цикла исключаются отжив­ шие понятия, утратившие значение факты; они обогащаются новыми важными идеями и фундаменталь­ ными фактами современной науки. В курсе общей биологии пятиклас­ сники, например, основательно зна­ комятся с жизнедеятельностью клет­ ки, получают первоначальное поня­ тие о материальных основах наслед­ ственности. Научный уровень курса органиче­ ской химии повышается путем до­ полнения классической теории хи­ мического строения вещества А. М. Бутлерова, представлениями о про­ странственном строении молекул и об электронной природе химических связей. Новая программа по истории поз­ воляет раскрыть различные стороны общественной жизни, воспитывает школьников в духе непримиримости к буржуазной идеологии. Отличительной чертой программ по русскому языку является нс только введение новых тем: «Общие сведения о языке», «Культура речи и стилистика», но и качественно новый подход к изучению прежнего материала. Теперь школьник должен не прос- Ш К О Л А С Е Г О Д Н Я И З А В Т Р А Впервые со следующего учебного года учащимся 4-х классов всех школ начнут преподавать систе­ матические курсы родного языка, литературы, математики, естество­ знания и других предметов. Новые программы начальной шко­ лы, трехлетний срок обучения — это коренная перестройка всего началь­ ного образования и воспитания уча­ щихся. Вот почему руководители школ, педагогические коллективы, работники отделов народного обра­ зования уделяют сейчас максимум внимания начальной школе, особен­ но переводу четвертых классов на предметное преподавание, новые программы и учебники. По русскому языку и литературе в 4-х классах введены новые разде­ лы и темы: «Синтаксис и пунктуа­ ция», «Лексика», «Словообразование и предложение». Этим создается достаточная синтаксическая база для изучения морфологии, формиро­ вания пунктуационных навыков. Обогащается активный словарный состав речи учащихся. Программа по литературе построена так, что позволяет с большей полнотой рас­ крыть высокие моральные качества советского человека, мужество со­ ветского народа в годы граждан- Упор сделан на понимание законо­ мерностей и связей между величина­ ми, на развитие логического мышле­ ния детей, на повышение их мате­ матической культуры и грамотности. Эта краткая характеристика но­ вых программ убедительно говорит о том, как повышаются требования к подготовке учителя. Некоторые учителя за несколько лет работы в школе забыли теорию чисел, не зна­ ют, что такое производная, не зна­ комы с математической логикой, век­ торным пространством и т. д. С этой целью институт усовершенство­ вания учителей приступил к органи­ зации курсов для преподавателей русского языка и математики, кото­ рые будут вести четвертые классы с нового учебного года. Эти курсы организованы в гг. Липецке и Ель­ це. В большом содружестве работа­ ют Лебедянское педучилище, инсти­ тут усовершенствования учителей и Лебедянский районо по переподго­ товке учителей района. К сожале­ нию, главный вопрос школьной ре­ формы — подготовка и правильная расстановка кадров—в большинстве районов и городов решается еще слабо. Например, в Липецке из 73 учителей русского языка посещают занятия немногим более половины, да и те посещаю^ их нерегулярно. С подготовкой учителей матема­ тики дело обстоит еще хуже. Из­ вестны случаи, когда вместо них на курсы направляют учителей других предметов. Несколько лучше работают курсы в Ельце, которым большую помощь оказывают преподаватели пединсти­ тута. Планом намечено, что предметни­ ки области пройдут курсовую пере- ней совместно с учителями началь­ ных школ на занятиях кустовых методических- объединений тщательно изучили программы 4-х классов, объ­ яснительные записки к ним, на пе­ дагогических советах утвердили ме­ роприятия по подготовке к перехо­ ду на предметное преподавание и приступили к систематической р а­ боте по повышению своего теорети­ ческого и методического уровня. Большой организаторской работы требует переподготовка учителей, но еще больше она нужна при опреде­ лении самого важного вопроса: где учить четвероклассников. Совершен­ но очевидно, что наилучшим вариан­ том надо считать перевод их в восьмилетние и средние школы, где с ребятами будут заниматься прет,- метники. Но это не всегда возмож­ но: есть восьмилетки без интерната. В таких случаях лучше укрупнять начальные школы и перевести чет­ вероклассников в ту начальную школу, где более квалифицирован­ ные учителя. Так, в микрорайоне Романовской восьмилетней школы (Лебедянский район) две начальные школы Романовская двухкомплектная и Селищенская однокомплектная. Об­ суждать вопрос об обучении четвер­ тых классов собрались директор восьмилетней школы В. С. Манаен- ков, председатель колхоза «Путь к коммунизму» Н. М. Черников, зав. районо В. Е. Тонких. Много перебра­ ли вариантов, но, руководствуясь интересами детей, остановились на переводе всех учащихся Романов­ ской начальной школы и 4-х и 3-х классов Селищенской школы в Ро­ мановскую восьмилетнюю. Почему? Потому, что с приходом учащихся из начальных школ в восьмилетнеи школе будет возможность открыть отдельные комплекты всех началь­ ных классов. Каждый учитель будет заниматься только с одним классом. Учителя Романовской начальной школы будут работать в восьмилег- ней школе: М. Я. ' Богословская, заочница физмата пединститута, поведет математику в 4—5 классах, Н. А. Денисова — начальный кйас<~. В микрорайоне школы проведено родительское собрание, на котором директор школы ознакомил родите­ лей с перестройкой начального обу­ чения, новыми программами и зада­ чами родителей в этой связи. В Лебедянском районе 8 средних, 20 восьмилетних и 47 начальны ч школ. В 3-м классе в этом году обу­ чается 927 учащихся, в том числе 383 из них — в начальных школах. Планируется перевести в средние и восьмилетние школы 318 детей. Рай­ исполком и районо считают самым главным в подготовке к новому учебному году правильное, разумное решение проблемы четвертых клас­ сов, хотя и тут есть немалые труд­ ности. Основательно решается вопрос пе­ ревода учащихся 4-х классов в Во- ловском районе, где 23 из 25 началь­ ных передадут своих учащихся в средние и восьмилетние школы. Перевод детей из начальных школ требует серьезного, вдумчивого от­ ношения, тщательного изучения воз­ можностей по каждой школе отдель­ но. В области 700 начальных школ, «з них 6745 учащихся. Первоначально планировалось перевести на пред­ метное преподавание только поло­ вину ребят. Думается, что так де­ лать нельзя. Необходимо принять все меры к тому, чтобы большинство ребят четвертых классов начальных школ перешли с нового учебного года в средние и восьмилетние. Лучший выход — строительство ин­ тернатов. Органам народного образования, руководителям школ предстоит осу­ ществить много других организа­ ционных и хозяйственных мероприя­ тий: трудоустройство высвобождаю­ щихся учителей, расширение сущест­ вующих интернатов, организация го­ рячего питания в них и т. д. Очень важно принять меры к укреплению учебной базы начальных школ, в особенности малокомплектных, там, где останутся 4-е классы. Эго надо учесть при распределении бюджета на следующий год. Процесс перевода школ на новые программы в самом разгаре. Им нужна повседневная помощь работ­ ников народного образования, ис­ полкомов местных Советов и всей общественности. Э. ЛАХИИА, заместитель заведующего облоно. ТОВАРИЩ ШЕФ В Липецком районе трудится много опытных, умелых педагогов, твор­ чески относящихся к своему делу. Как правило, лучшие учителя являются и активными общественниками, принимающими самое деятельное участие в жизни своих сел. К числу таких передовых педагогов относятся запечатленные ка верх­ нем снимке преподаватель истории Кузьмино-Отвержской средней школы А. Ф, Баранова, преподаватель литературы Боринской средней школы М. Ф. Дмитриева, директор Тужиловской начальной школы В. Г. Коро­ бейников, преподаватель немецкого языка Боринской средней школы А. Н. Фурменкова. * =1= * Третий год учится в детской музыкальной школе № 1 г. Липецка Юра Томилин. Вы видите его на занятиях по классу аккордеона, которые ведет преподаватель Л. П. Песляк (нижний снимок). Педагог довольна своим учеником: он делает несомненные успехи в музыке. Фото А. Гирева и Ю. Клюева. П О Л Е З Н Ы Й В Е Ч Е Р «Будущее светло и прекрасно... Стремитесь к нему, работай­ те для него, приближайте его...» Старшеклассники с волнением слушают голос актрисы, читаю­ щей Н. Г. Чернышевского. Интересную и полезную литературную композицию по роману «Что делать?» предложила Липецкая филармония ученикам сред­ ней школы № 12 г. Липецка. Автор композиции и режиссер^ И. В. Мурзаев, актеры «Москонцарта» Н. Ланская и П. Заславский суме­ ли донести до ребят богатство знаменитого романа Н. Г. Чернышев­ ского. Хочется пожелать, чтобы областная филармония чаще практико­ вала такие литературные вечера. • А. ПОСПЕЛОВА, заслуженная учительница школы РСФСР. Первого сентября прошлого года пришел я в восьмилетнюю _ школу № 26, когда уже были произнесены все поздравления, и ребята расхо­ дились с торжественной линейки. Навстречу мне с толстым портфелем валено шествовал мальчуган. Я спросил у него: — Кто же вас сегодня поздравлял с первым сентября? — Директор... учителя... и сам .. этот... шеф, — отвечал человек с портфелем. «Сам товарищ Мищенко»,—так го­ ворят в школе. Термист ремонтно­ механического завода № 3 треста «Железобетон», он вместе с товари­ щами уже три года ходит в свои подшефные пятые классы. С по­ мощью шефов были организованы экскурсии в Одессу, Ясную Поляну, в Воронеж. ТТТефьт с завода вместе с ребятами собирали металлолом и на выручен­ ные деньги приобрели наглядные пособия для школы. Проводят они и беседы, несколько раз организовы­ вали экскурсии ребят на свой завод. А в конце учебного года прилежным ученикам дарят книги, альбомы, бо­ гатые наборы акварельных красок. И многие ребята восьмилетней школы с нетерпением ждут своих старших друзей. Вот почему дирек­ тор и учителя имена лучших шефов воспитателен произносят с гордо­ стью и теплотой. В нашем районе за последний год связь школ с .подшефными пред­ приятиями стала более прочной, и развивается она в нескольких на правлениях. Возьмем Новолипецкий металлур­ гический завод, который шефствует над школами №№ 4, 30, 35 и 38 Цехи железнодорожный, электроста­ леплавильный, листопрокатный № и 2, коксохимпроизводство большую помощь оказывают своим подшеф ным школам в ремонте зданий, » оборудовании кабинетов и спортив­ ных площадок, выделяют автобусы для экскурсий не только в близле­ жащие города, но и в Ленинград Волгоград, ?Аоскву. Это связь — по линии материалы ной. Есть и другая линия:выступле- ния производственников на школь­ ных пионерских сборах, комсомоль­ ских собраниях, классных часах. Взаимный обмен концертами худо­ жественной самодеятельности, за­ крепление за некоторыми (повторяю некоторыми!) классами ударни­ ков коммунистического труда, луч­ ших спортсменов цеха, рабочих-пио- нерцожатых. Кое-где прослеживается и третья форма связи—пропаганда педагоги­ ческих знаний в цехах. В железнодорожном цехе, напри­ мер, организован «Уголок для роди­ телей». Учителя школы № 30 и не­ которых других выступают перед абочими с лекциями. И маленькими искорками—кое-где - светится соревнование рабочих с классами. Например, 8-е и 3 «б» классы школы № 4 соревнуются с двумя бригадами листопрокатного цеха № 1, с 7 классом «б» школы № 38 — бригада Д. Н. Кутепова с коксохимпроизводства, с шестыми классами школы _№ 25 — автомат­ ный и прессовый цехи тракторного завода, с 5 классами школы № 26 ремонтно-механический завод № 3 треста «Железобетон». Можно привести еще несколько примеров соревнования бригад, от­ делов с классами. Не более! Между тем в Положении о совете содей­ ствия семье и школе в воспитании детей, принятом вторым областным съездом по коммунистическому вос­ питанию учащейся молодежи, тако­ му соревнованию уделено очень большое внимание. Й поэтому руко. водители школ, сердечно благодаря своих шефов за материальную по­ мощь, за их выступления на пионео- ских сборах, комсомольских собра­ ниях, за поездки со школьниками в дальние экскурсии, теперь гово­ рят: «Нам уже этого мало!» В связи с этим хочется привести интересный эпизод. На одном район­ ном семинаре председателей сове юз содействия семье и школе о шеф­ ских связях Новолипецкого завода со школами рассказал один из ак­ тивистов этой работы Г. И. Балабан. Он назвал сотни маршрутов, по ко­ торым прошлым летом совершили совместные путешествия рабочие и школьники, десятки дальних горо­ дов, о щедрой помощи завода в ре. монте школ, о работе с родителя­ ми. о коллективных походах в те­ атр и кино. Немало интересных примеров <бы- ло и в выступлении председателя совета содействия семье и школе тракторного завода. И вот сразу после семинара ко' мне подошли один учитель из шко­ лы № 38 и недавно избранный пред­ седатель совета содействия треста «Липецкстрой». Учитель сказал: — Слов нет — шефы нам помо­ гают. Но мы хотим большего... — Как большего? — искренне удивился новый председатель сове­ та содействия треста «Липецкстрой»... — Да мы и этого не делаем для своих подшефных школ — седьмой, двадцать девятой, тридцать четвер­ той. Разве только иногда в ремон­ те?.. Что ни говорите, а мы пойдем к новолипчанам учиться!.. Удивление товарища из треста «Липецкстрой» вполне понятно: эти шефы — редкие гости в своих под­ шефных школах, и начинать шефские связи строителям надо с азов. А заводам Новолипецкому метал-* лургическому, тракторному, специй, струмента и техоснастки тоже надо бы подумать о следующей ступень­ ке. Хорошие шефы для школы не просто желанные гости, а помощни-* ки учителя, родителей, наставники учащихся. Шефы могут оказывать школе по­ мощь и в выполнении плана по все­ обучу, и в учебно-воспитательной работе, и в педагогической пропа­ ганде, и культурно-массовой рабо­ те по месту жительства ребят. Райком партии, чтобы помочь ше­ фам, в этом году организовал се­ минары для председателей советов содействия семье и школе. Партий­ ные организации района па своих собраниях слушают вопросы о ходе шефской работы. Но при энер­ гичном участии парткомов, секрета­ рей партийных организаций. всех коммунистов, родительской общест­ венности можно сделать гораздо больше, чем делается. А. ПОПОВ, зав. отделом пропаганды и агитации Левобережного РК КПСС Липецка. С НОВИЧКОМ в своем классе я долго не решалась гово­ рить откровенно, по душам. Вот уже четвертый месяц незаметно наблюдаю за ним — и на уроке, и на перемене, и в столовой, в физ­ культурном зале, в мастерской, на улице. Понимаю: Саше трудно, он отстал от класса на целый год. Те­ перь новый коллектив, сразу 40 «чу­ жих» ребят и учителя другие. А надо прямо сказать: второгод­ никам очень нелегко учиться. Почти каждому из них, особенно в начале года, поневоле приходится прогло­ тить горькую пилюлю и, наверное, не одну. Саша учится второй год в 7-м классе. Хорошо помню, как у мальчугана сверкнули непрошенные слезы," когда в начале года я оста­ вила его заниматься дополнительно по русскому языку: «Как? Мне? Пять уроков и потом еше дополни­ тельные. Почти все уходят домой...» Свои чувства, переживания такие В ДУШУ МОЖНО З А Г Л Я Н У Т Ь ребята выражают по-разному, неред­ ко грубят учителю, товарищам, ро­ дителям. Саша на днях не ночевал дома. Он без позволения родителей ушел на вечерний сеанс в кино и, боясь домашнего скандала, отпра­ вился на всю ночь на вокзал. Что и говорить, в доме не было покоя, осо­ бенно волновалась мать. Она первой была в школе в поне­ дельник. И не мудрено: мать при­ шла сюда за помощью, потому что половину жизни мальчик проводит в школе. Здесь его знают, может быть, даже лучше, чем дома. Мате­ ри, естественно, хотелось скорее встретиться с классным руководите­ лем. Узнать новое о сыне, о его ха­ рактере, изменениях в душе его; и прежде всего хотелось видеть по­ скорее самого Сашу. Она не ошиб­ лась: сьш был уже в школе. У нас состоялся такой разговор: — Вы ругаете его за слабую ус­ певаемость? — Еще бы! Покоя с отцом не да­ ем! Второй год, а носит лишь тройки! Как видите, пользы такое воспи­ тание не принесло. Часто, еще не об­ думав своих слов и поступков, осуждением убиваем в детях жела­ ние лучше учиться и жить. А потом беду не можем понять. Сашу вполне „можно ' отнести к трудным. И, понимаете, какова же была моя профессиональная радость, когда недавно с ним разговорилась по душам. Знаете, много раз ловила в его глазах радость, улыбка не­ сколько раз озаряла его лицо. Две большие перемены говорили мы с ним чисто по-товарищески. Порой он смотрел упорно мне в глаза: не выдам ли его секретов? Оно-то и понятно: не каждому хочется выкла­ дывать свой’секреты. А тут он и о любимых делах, о выжигании, о птицах заговорил, и так свободно и просто, что мне показалось, будто передо мной другой человек. Такой интересный собеседник! Мальчик взгрустнул, когда речь зашла о семье. Трудно в доме ему. Мать с отцом- часто спорят из-за не­ го, он это хорошо понимает. Пони­ мает и то, что матери, может, более трудно, чем ему, Саше. Отец-то не­ родной. И приходится часто болеть душой за все, что происходит в дог­ ме, болеть по-своему, по-ребячьи. Мальчику мало в доме тепла, по­ этому он и бежит поскорее к прия­ телю Юрке. Там, он знает, его при­ ютят, ласково расспросят о школь­ ных делах, о птицах, о товарищах. Беда в том, что мы, взрослые, ви­ димо, многого о характере своих детей не знаем. И не хотим знать. А потом разводим безнадежно рука­ ми: мол, не получилось; ушел из 8 класса, не хочет учиться. Ребята на наших глазах становятся грубыми. Не в том ли одна из причин этой беды, что у нас самих не хватает тепла и родительской выдержки? Мама другого Саши (в классе 12 Саш!) не скрывала слез: «Саша не­ узнаваем — осуждает меня за пло­ хие обеды, разбирает и осуждает мою жизнь. Ни в чем со мной не советуется: отбился от рук. А иногда и угрожает». Правда, и я заметила: Саше ста­ новится все труднее. Возраст пере­ ходный. Ребятам по 14 лет, они, ес­ ли так можно выразиться, перехо­ дят от мальчиков к юношам. Но все уладится: Саша поймет свою вину, если вы будете бережно, очень обдуманно поправлять его ше­ роховатости. Будете участвовать внимательно в его классной и школьной жизни. Будете знать и понимать его интересы, запросы, его товарищей. Самое главное тут в со­ четании чуткости с тактичной требо­ вательностью, глубоким уважением и искренностью обеих сторон. Без унижения, без оскорбления, нотаций. Наверное, взрослым, независимо от возраста и профессии, положе­ ния в обществе, почаще надо гово­ рить с нашими детьми по-товарище­ ски, открыто. Верю, что в любую душу, особенно в душу детей, мож­ но заглянуть. И если умело это сде­ лать, то вместо грубости польется такое милое, детское непосредствен­ ное тепло, согревающее и нашу ро­ дительскую душу. А в жизни это так дорого! Л. ПАШКОВА, учительница средней школы № 4 г. Грязи. С Т Р А Н И Ц А П О Д Г О Т О В Л Е Н А Н Е ШТ А Т Н ЫМ ОТ ДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz