Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)
20 января 197!) г., X» 15 (12 5741 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ В в О ВРЕМЯ перерыва на об ластном семинаре секретарил школьных партийных органи заций ко мне обратился один из его участников. — Вот сейчас секретарь из Лебе дянской школы № 1 рассказывала о том, как они добиваются активнос ти и повышают авангардную роль школьных коммунистов. Ей хорошо говорить об этом, когда в школе 3} коммуниста, а у нас всего 9. Помо гите нам — подскажите райкому, чтобы не сдерживал прием в пар тию. Недавно, знакомясь с деятельно стью партийной организации одной из сельских школ, снова пришлось столкнуться со стремлением форси ровать прием в партию. В постанов лении отчетно-выборного собрания так и записано: «Усилить работу по росту рядов партийной организа ции». И в первом и во втором случае л марксистско-ленинской теории в рас-| ' I “ РЕТИЙ ГОД в наших шко- пространении и развитии социали-| I лах происходит постеленный стической идеологии», «Значение! переход на новые программы, произведения В. И. Ленина «Марк- 8По новым программам ребята изу- то запомнить большой круг сведе ний, фактов, правил, но понимать определенные закономерности, ви деть и устанавливать связи и взаи мообусловленность явлений, уметь сопоставлять, анализировать и обоб щать факты, рассуждать, доказы вать. Новые программы ориентиру ют учителя на развитие личности ре. бенка, его интересов и способностей. Особенно большое внимание уде ляется совершенствованию началь ного звена, обеспечивающего проч ный фундамент современного обра зования. Все первые классы в ны нешнем году занимаются по новой программе. Дети будут получать на чальные сведения по родному язы- / к у и математике только в первые три года обучения, то есть срок на чального обучения сокращается с 4 до 3-х лет. ской и Великой Отечественной войн, познавать красоту слова о чудес ных картинах природы родного кран. В программу 4 класса входят те перь такие значительные произведе ния русской и советской литературы, как «Муму» Тургенева, «Бородино» М. Лермонтова. «Сын полка» В. Ка таева. Будут изучаться произведения о В. И. Ленине: А. Твардовский «Ленин и печник», С. Маршак «Ле нин»- В. Инбер «В тот день» и дру гие. Новая программа по математике обеспечивает высокий теоретический уровень знаний, способствует разви тию мышления учащихся, ликвиди рует разрыв между арифметикой, алгеброй и геометрией. Не случайно теперь в 4 классе будет предмет «математика», а не «арифметика». подготовку зимнюю, а учителя на чальных классов, которые будут вести предмет в 4-х классах, — ме сячную переподготовку летом. Но это не решает проблему подго товки учителей. Необходима серьез ная самообразовательная работа. Программа есть. И ясно, что какова бы ни была помощь извне, кто бы ни читал лекции, они не заменят самостоятельных занятий. Без посто янного пополнения знаний рассчиты вать на успех нельзя. За один-два месяца знаний не приобретешь. Пра вильно делает Лебедянский районо, что на первое место в собеседова нии с руководителями школ ставит организацию и контроль за само образовательной работой учителя^ Учителя-предметники средних школ № 1, № 2, Романовской возьмилет- сизм и эмпириокритицизм» в борь бе с современной буржуазной фи лософией». В помощь слушателям теоретического семинара в школе создана специальная библиотечка из произведенйй В. И. Ленина. Забота партийных организаций школ об изучении ленинского тео ретического наследия коммунистами и всеми учителями способствует из только повышению их теоретиче ских знаний, идейной закалки, но и положительно влияет на каче ство работы педагогических коллек тивов, помогает учителям в прове дении лекционной, политике-массо вой работы среди населения. Глубо кое знание ленинских произведений помогло многим учителям и целым педагогическим коллективам разра ботать и внедрить систему широ- О В Л А Д Е В А Я Л Е Н И Н С К И М Н А С Л Е Д И Е > 4 пришлось разъяснять товарищам, что вопрос о численности рядов партии, безусловно, важный, но успех дела во многом зависит от активно сти парторганизации, от ее качест венного состава. Сейчас главное для партийных ор ганизаций —улучшать качественный состав своих рядов, развивать ак тивность коммунистов, усилить кон троль за тем, чтобы каждый член КПСС строго соблюдал требования Устава партии. Прошедший в конце года област ной семинар секретарей школьных партийных организаций помог им правильно сориентироваться в даль нейшей практической деятельности. Секретари заслушали лекции и со общения «О ранее не опубликован ных ленинских документах», «Неко торые вопросы организационно-пар тийной работы в первичных партий ных организациях», «Ленинский стиль в партийной работе». Участ ники его обменялись опытом рабо ты. Их выступления были посвяще ны, главным образом, вопросам уче бы коммунистов, повышению их ро ли и ответственности за дела в школе. Партбюро Лебедянской средней школы № 1, например, подготовило и провело практическую конферен цию на тему: «Звание коммуниста обязывает». —Это был,—рассказала на семи наре секретарь парторганизации В. И. Акимова, — отчет коммунис тов о выполнении каждым партий ных обязанностей. Содержательным было выступле ние секретаря парторганизации Ка зацкой средней школы Елецкого рай она В. И. Меренковой об организа ции учебы коммунистов и учителей. В школе второй год идут занятия теоретического семинара по изуче нию ленинских работ. Обращает на себя внимание методика проведения семинарских занятий: наряду с лек циями пропагандиста обсуждаются доклады и рефераты слушателей. Вот для примера несколько тем: «Борьба коммунистических и рабо чих партий против «левого» и правого оппортунизма в современных . ус ловиях», «XXII съезд КПСС о зада чах идеологической работы партии», «Историческое значение книги В. И. Ленина «Две тактики социал-демок ратии в демократической револю ции». Всего за прошлый учебный год было прочитано и обсуждено 19 докладов и рефератов. Проведены две конференции на темы: «Роль кого» использования ряда произве дений В. И. Ленина при изучении школьных дисциплин. Об этом, в частности, рассказала в своем вы ступлении на семинаре секретарь партийной организации Хлевенской средней школы М. Н. Бутова. За последнее время партийные ор ганизации школ заметно активизи ровали свою деятельность. Эго пока зало знакомство с работой некото рых из них при подготовке к обла стному семинару, а также после его проведения. Хорошее впечат ление на работников отдела науки и учебных заведений обкома КПСС произвели многие отчетно-выборные собрания, на которых мы присутст вовали. Вместе с тем есть школьные пар тийные организации, которые требу ют к себе пристального внимания, постоянной помощи местных партий ных комитетов. В практику работы нашего отде ла входит систематическое изучение работы партийных организаций школ и других учебных заведений. Не так давно, например, в отделе состоя лась беседа с группой секретарей партийных организаций школ Ли пецка по вопросам организации по литической учебы учителей. В бли жайшее время намечено обменяться в отделе мнениями с группой сек ретарей о практике подготовки и проведения партийных собраний. Планируя работу отдела, мы пре-1 дусматриваем сейчас посещение) каждым работником 2—3 учебных] заведений, чтобы ознакомиться с де ятельностью партийных организаций и оказать им практическую помощь, участвовать в работе партийных собраний или занятий теоретических семинаров в системе партийного просвещения. Среди работников школ и других учебных заведений области партий ная прослойка составляет свыше 20 процентов — пожалуй, больше, чем в любой другой категории работников. Это огромная сила, способная моби лизовать более чем 14-тысячную ар мию работников народного образо вания на успешное решение задач обучения и воспитания подрастаю щего поколения. Но для этого необ ходимо, чтобы местные партийные комитеты постоянно заботились о развитии и мобилизующей роли пер вичных партийных организаций школ. В. ЩЕГЛОВ, заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений обкома КПСС. чают исторшо и литературу в 7—10 классах, биологию в 5, 6, 8, 10, ге^ сграфию в 5. 6, 9, физику в 6, 7, химию в 7, 8, 10 классах. По-ново му проводятся занятия по иност ранному языку, физкультуре, трудо вому обучению и другим предметам. Из программ естественно-матема тического цикла исключаются отжив шие понятия, утратившие значение факты; они обогащаются новыми важными идеями и фундаменталь ными фактами современной науки. В курсе общей биологии пятиклас сники, например, основательно зна комятся с жизнедеятельностью клет ки, получают первоначальное поня тие о материальных основах наслед ственности. Научный уровень курса органиче ской химии повышается путем до полнения классической теории хи мического строения вещества А. М. Бутлерова, представлениями о про странственном строении молекул и об электронной природе химических связей. Новая программа по истории поз воляет раскрыть различные стороны общественной жизни, воспитывает школьников в духе непримиримости к буржуазной идеологии. Отличительной чертой программ по русскому языку является нс только введение новых тем: «Общие сведения о языке», «Культура речи и стилистика», но и качественно новый подход к изучению прежнего материала. Теперь школьник должен не прос- Ш К О Л А С Е Г О Д Н Я И З А В Т Р А Впервые со следующего учебного года учащимся 4-х классов всех школ начнут преподавать систе матические курсы родного языка, литературы, математики, естество знания и других предметов. Новые программы начальной шко лы, трехлетний срок обучения — это коренная перестройка всего началь ного образования и воспитания уча щихся. Вот почему руководители школ, педагогические коллективы, работники отделов народного обра зования уделяют сейчас максимум внимания начальной школе, особен но переводу четвертых классов на предметное преподавание, новые программы и учебники. По русскому языку и литературе в 4-х классах введены новые разде лы и темы: «Синтаксис и пунктуа ция», «Лексика», «Словообразование и предложение». Этим создается достаточная синтаксическая база для изучения морфологии, формиро вания пунктуационных навыков. Обогащается активный словарный состав речи учащихся. Программа по литературе построена так, что позволяет с большей полнотой рас крыть высокие моральные качества советского человека, мужество со ветского народа в годы граждан- Упор сделан на понимание законо мерностей и связей между величина ми, на развитие логического мышле ния детей, на повышение их мате матической культуры и грамотности. Эта краткая характеристика но вых программ убедительно говорит о том, как повышаются требования к подготовке учителя. Некоторые учителя за несколько лет работы в школе забыли теорию чисел, не зна ют, что такое производная, не зна комы с математической логикой, век торным пространством и т. д. С этой целью институт усовершенство вания учителей приступил к органи зации курсов для преподавателей русского языка и математики, кото рые будут вести четвертые классы с нового учебного года. Эти курсы организованы в гг. Липецке и Ель це. В большом содружестве работа ют Лебедянское педучилище, инсти тут усовершенствования учителей и Лебедянский районо по переподго товке учителей района. К сожале нию, главный вопрос школьной ре формы — подготовка и правильная расстановка кадров—в большинстве районов и городов решается еще слабо. Например, в Липецке из 73 учителей русского языка посещают занятия немногим более половины, да и те посещаю^ их нерегулярно. С подготовкой учителей матема тики дело обстоит еще хуже. Из вестны случаи, когда вместо них на курсы направляют учителей других предметов. Несколько лучше работают курсы в Ельце, которым большую помощь оказывают преподаватели пединсти тута. Планом намечено, что предметни ки области пройдут курсовую пере- ней совместно с учителями началь ных школ на занятиях кустовых методических- объединений тщательно изучили программы 4-х классов, объ яснительные записки к ним, на пе дагогических советах утвердили ме роприятия по подготовке к перехо ду на предметное преподавание и приступили к систематической р а боте по повышению своего теорети ческого и методического уровня. Большой организаторской работы требует переподготовка учителей, но еще больше она нужна при опреде лении самого важного вопроса: где учить четвероклассников. Совершен но очевидно, что наилучшим вариан том надо считать перевод их в восьмилетние и средние школы, где с ребятами будут заниматься прет,- метники. Но это не всегда возмож но: есть восьмилетки без интерната. В таких случаях лучше укрупнять начальные школы и перевести чет вероклассников в ту начальную школу, где более квалифицирован ные учителя. Так, в микрорайоне Романовской восьмилетней школы (Лебедянский район) две начальные школы Романовская двухкомплектная и Селищенская однокомплектная. Об суждать вопрос об обучении четвер тых классов собрались директор восьмилетней школы В. С. Манаен- ков, председатель колхоза «Путь к коммунизму» Н. М. Черников, зав. районо В. Е. Тонких. Много перебра ли вариантов, но, руководствуясь интересами детей, остановились на переводе всех учащихся Романов ской начальной школы и 4-х и 3-х классов Селищенской школы в Ро мановскую восьмилетнюю. Почему? Потому, что с приходом учащихся из начальных школ в восьмилетнеи школе будет возможность открыть отдельные комплекты всех началь ных классов. Каждый учитель будет заниматься только с одним классом. Учителя Романовской начальной школы будут работать в восьмилег- ней школе: М. Я. ' Богословская, заочница физмата пединститута, поведет математику в 4—5 классах, Н. А. Денисова — начальный кйас<~. В микрорайоне школы проведено родительское собрание, на котором директор школы ознакомил родите лей с перестройкой начального обу чения, новыми программами и зада чами родителей в этой связи. В Лебедянском районе 8 средних, 20 восьмилетних и 47 начальны ч школ. В 3-м классе в этом году обу чается 927 учащихся, в том числе 383 из них — в начальных школах. Планируется перевести в средние и восьмилетние школы 318 детей. Рай исполком и районо считают самым главным в подготовке к новому учебному году правильное, разумное решение проблемы четвертых клас сов, хотя и тут есть немалые труд ности. Основательно решается вопрос пе ревода учащихся 4-х классов в Во- ловском районе, где 23 из 25 началь ных передадут своих учащихся в средние и восьмилетние школы. Перевод детей из начальных школ требует серьезного, вдумчивого от ношения, тщательного изучения воз можностей по каждой школе отдель но. В области 700 начальных школ, «з них 6745 учащихся. Первоначально планировалось перевести на пред метное преподавание только поло вину ребят. Думается, что так де лать нельзя. Необходимо принять все меры к тому, чтобы большинство ребят четвертых классов начальных школ перешли с нового учебного года в средние и восьмилетние. Лучший выход — строительство ин тернатов. Органам народного образования, руководителям школ предстоит осу ществить много других организа ционных и хозяйственных мероприя тий: трудоустройство высвобождаю щихся учителей, расширение сущест вующих интернатов, организация го рячего питания в них и т. д. Очень важно принять меры к укреплению учебной базы начальных школ, в особенности малокомплектных, там, где останутся 4-е классы. Эго надо учесть при распределении бюджета на следующий год. Процесс перевода школ на новые программы в самом разгаре. Им нужна повседневная помощь работ ников народного образования, ис полкомов местных Советов и всей общественности. Э. ЛАХИИА, заместитель заведующего облоно. ТОВАРИЩ ШЕФ В Липецком районе трудится много опытных, умелых педагогов, твор чески относящихся к своему делу. Как правило, лучшие учителя являются и активными общественниками, принимающими самое деятельное участие в жизни своих сел. К числу таких передовых педагогов относятся запечатленные ка верх нем снимке преподаватель истории Кузьмино-Отвержской средней школы А. Ф, Баранова, преподаватель литературы Боринской средней школы М. Ф. Дмитриева, директор Тужиловской начальной школы В. Г. Коро бейников, преподаватель немецкого языка Боринской средней школы А. Н. Фурменкова. * =1= * Третий год учится в детской музыкальной школе № 1 г. Липецка Юра Томилин. Вы видите его на занятиях по классу аккордеона, которые ведет преподаватель Л. П. Песляк (нижний снимок). Педагог довольна своим учеником: он делает несомненные успехи в музыке. Фото А. Гирева и Ю. Клюева. П О Л Е З Н Ы Й В Е Ч Е Р «Будущее светло и прекрасно... Стремитесь к нему, работай те для него, приближайте его...» Старшеклассники с волнением слушают голос актрисы, читаю щей Н. Г. Чернышевского. Интересную и полезную литературную композицию по роману «Что делать?» предложила Липецкая филармония ученикам сред ней школы № 12 г. Липецка. Автор композиции и режиссер^ И. В. Мурзаев, актеры «Москонцарта» Н. Ланская и П. Заславский суме ли донести до ребят богатство знаменитого романа Н. Г. Чернышев ского. Хочется пожелать, чтобы областная филармония чаще практико вала такие литературные вечера. • А. ПОСПЕЛОВА, заслуженная учительница школы РСФСР. Первого сентября прошлого года пришел я в восьмилетнюю _ школу № 26, когда уже были произнесены все поздравления, и ребята расхо дились с торжественной линейки. Навстречу мне с толстым портфелем валено шествовал мальчуган. Я спросил у него: — Кто же вас сегодня поздравлял с первым сентября? — Директор... учителя... и сам .. этот... шеф, — отвечал человек с портфелем. «Сам товарищ Мищенко»,—так го ворят в школе. Термист ремонтно механического завода № 3 треста «Железобетон», он вместе с товари щами уже три года ходит в свои подшефные пятые классы. С по мощью шефов были организованы экскурсии в Одессу, Ясную Поляну, в Воронеж. ТТТефьт с завода вместе с ребятами собирали металлолом и на выручен ные деньги приобрели наглядные пособия для школы. Проводят они и беседы, несколько раз организовы вали экскурсии ребят на свой завод. А в конце учебного года прилежным ученикам дарят книги, альбомы, бо гатые наборы акварельных красок. И многие ребята восьмилетней школы с нетерпением ждут своих старших друзей. Вот почему дирек тор и учителя имена лучших шефов воспитателен произносят с гордо стью и теплотой. В нашем районе за последний год связь школ с .подшефными пред приятиями стала более прочной, и развивается она в нескольких на правлениях. Возьмем Новолипецкий металлур гический завод, который шефствует над школами №№ 4, 30, 35 и 38 Цехи железнодорожный, электроста леплавильный, листопрокатный № и 2, коксохимпроизводство большую помощь оказывают своим подшеф ным школам в ремонте зданий, » оборудовании кабинетов и спортив ных площадок, выделяют автобусы для экскурсий не только в близле жащие города, но и в Ленинград Волгоград, ?Аоскву. Это связь — по линии материалы ной. Есть и другая линия:выступле- ния производственников на школь ных пионерских сборах, комсомоль ских собраниях, классных часах. Взаимный обмен концертами худо жественной самодеятельности, за крепление за некоторыми (повторяю некоторыми!) классами ударни ков коммунистического труда, луч ших спортсменов цеха, рабочих-пио- нерцожатых. Кое-где прослеживается и третья форма связи—пропаганда педагоги ческих знаний в цехах. В железнодорожном цехе, напри мер, организован «Уголок для роди телей». Учителя школы № 30 и не которых других выступают перед абочими с лекциями. И маленькими искорками—кое-где - светится соревнование рабочих с классами. Например, 8-е и 3 «б» классы школы № 4 соревнуются с двумя бригадами листопрокатного цеха № 1, с 7 классом «б» школы № 38 — бригада Д. Н. Кутепова с коксохимпроизводства, с шестыми классами школы _№ 25 — автомат ный и прессовый цехи тракторного завода, с 5 классами школы № 26 ремонтно-механический завод № 3 треста «Железобетон». Можно привести еще несколько примеров соревнования бригад, от делов с классами. Не более! Между тем в Положении о совете содей ствия семье и школе в воспитании детей, принятом вторым областным съездом по коммунистическому вос питанию учащейся молодежи, тако му соревнованию уделено очень большое внимание. Й поэтому руко. водители школ, сердечно благодаря своих шефов за материальную по мощь, за их выступления на пионео- ских сборах, комсомольских собра ниях, за поездки со школьниками в дальние экскурсии, теперь гово рят: «Нам уже этого мало!» В связи с этим хочется привести интересный эпизод. На одном район ном семинаре председателей сове юз содействия семье и школе о шеф ских связях Новолипецкого завода со школами рассказал один из ак тивистов этой работы Г. И. Балабан. Он назвал сотни маршрутов, по ко торым прошлым летом совершили совместные путешествия рабочие и школьники, десятки дальних горо дов, о щедрой помощи завода в ре. монте школ, о работе с родителя ми. о коллективных походах в те атр и кино. Немало интересных примеров <бы- ло и в выступлении председателя совета содействия семье и школе тракторного завода. И вот сразу после семинара ко' мне подошли один учитель из шко лы № 38 и недавно избранный пред седатель совета содействия треста «Липецкстрой». Учитель сказал: — Слов нет — шефы нам помо гают. Но мы хотим большего... — Как большего? — искренне удивился новый председатель сове та содействия треста «Липецкстрой»... — Да мы и этого не делаем для своих подшефных школ — седьмой, двадцать девятой, тридцать четвер той. Разве только иногда в ремон те?.. Что ни говорите, а мы пойдем к новолипчанам учиться!.. Удивление товарища из треста «Липецкстрой» вполне понятно: эти шефы — редкие гости в своих под шефных школах, и начинать шефские связи строителям надо с азов. А заводам Новолипецкому метал-* лургическому, тракторному, специй, струмента и техоснастки тоже надо бы подумать о следующей ступень ке. Хорошие шефы для школы не просто желанные гости, а помощни-* ки учителя, родителей, наставники учащихся. Шефы могут оказывать школе по мощь и в выполнении плана по все обучу, и в учебно-воспитательной работе, и в педагогической пропа ганде, и культурно-массовой рабо те по месту жительства ребят. Райком партии, чтобы помочь ше фам, в этом году организовал се минары для председателей советов содействия семье и школе. Партий ные организации района па своих собраниях слушают вопросы о ходе шефской работы. Но при энер гичном участии парткомов, секрета рей партийных организаций. всех коммунистов, родительской общест венности можно сделать гораздо больше, чем делается. А. ПОПОВ, зав. отделом пропаганды и агитации Левобережного РК КПСС Липецка. С НОВИЧКОМ в своем классе я долго не решалась гово рить откровенно, по душам. Вот уже четвертый месяц незаметно наблюдаю за ним — и на уроке, и на перемене, и в столовой, в физ культурном зале, в мастерской, на улице. Понимаю: Саше трудно, он отстал от класса на целый год. Те перь новый коллектив, сразу 40 «чу жих» ребят и учителя другие. А надо прямо сказать: второгод никам очень нелегко учиться. Почти каждому из них, особенно в начале года, поневоле приходится прогло тить горькую пилюлю и, наверное, не одну. Саша учится второй год в 7-м классе. Хорошо помню, как у мальчугана сверкнули непрошенные слезы," когда в начале года я оста вила его заниматься дополнительно по русскому языку: «Как? Мне? Пять уроков и потом еше дополни тельные. Почти все уходят домой...» Свои чувства, переживания такие В ДУШУ МОЖНО З А Г Л Я Н У Т Ь ребята выражают по-разному, неред ко грубят учителю, товарищам, ро дителям. Саша на днях не ночевал дома. Он без позволения родителей ушел на вечерний сеанс в кино и, боясь домашнего скандала, отпра вился на всю ночь на вокзал. Что и говорить, в доме не было покоя, осо бенно волновалась мать. Она первой была в школе в поне дельник. И не мудрено: мать при шла сюда за помощью, потому что половину жизни мальчик проводит в школе. Здесь его знают, может быть, даже лучше, чем дома. Мате ри, естественно, хотелось скорее встретиться с классным руководите лем. Узнать новое о сыне, о его ха рактере, изменениях в душе его; и прежде всего хотелось видеть по скорее самого Сашу. Она не ошиб лась: сьш был уже в школе. У нас состоялся такой разговор: — Вы ругаете его за слабую ус певаемость? — Еще бы! Покоя с отцом не да ем! Второй год, а носит лишь тройки! Как видите, пользы такое воспи тание не принесло. Часто, еще не об думав своих слов и поступков, осуждением убиваем в детях жела ние лучше учиться и жить. А потом беду не можем понять. Сашу вполне „можно ' отнести к трудным. И, понимаете, какова же была моя профессиональная радость, когда недавно с ним разговорилась по душам. Знаете, много раз ловила в его глазах радость, улыбка не сколько раз озаряла его лицо. Две большие перемены говорили мы с ним чисто по-товарищески. Порой он смотрел упорно мне в глаза: не выдам ли его секретов? Оно-то и понятно: не каждому хочется выкла дывать свой’секреты. А тут он и о любимых делах, о выжигании, о птицах заговорил, и так свободно и просто, что мне показалось, будто передо мной другой человек. Такой интересный собеседник! Мальчик взгрустнул, когда речь зашла о семье. Трудно в доме ему. Мать с отцом- часто спорят из-за не го, он это хорошо понимает. Пони мает и то, что матери, может, более трудно, чем ему, Саше. Отец-то не родной. И приходится часто болеть душой за все, что происходит в дог ме, болеть по-своему, по-ребячьи. Мальчику мало в доме тепла, по этому он и бежит поскорее к прия телю Юрке. Там, он знает, его при ютят, ласково расспросят о школь ных делах, о птицах, о товарищах. Беда в том, что мы, взрослые, ви димо, многого о характере своих детей не знаем. И не хотим знать. А потом разводим безнадежно рука ми: мол, не получилось; ушел из 8 класса, не хочет учиться. Ребята на наших глазах становятся грубыми. Не в том ли одна из причин этой беды, что у нас самих не хватает тепла и родительской выдержки? Мама другого Саши (в классе 12 Саш!) не скрывала слез: «Саша не узнаваем — осуждает меня за пло хие обеды, разбирает и осуждает мою жизнь. Ни в чем со мной не советуется: отбился от рук. А иногда и угрожает». Правда, и я заметила: Саше ста новится все труднее. Возраст пере ходный. Ребятам по 14 лет, они, ес ли так можно выразиться, перехо дят от мальчиков к юношам. Но все уладится: Саша поймет свою вину, если вы будете бережно, очень обдуманно поправлять его ше роховатости. Будете участвовать внимательно в его классной и школьной жизни. Будете знать и понимать его интересы, запросы, его товарищей. Самое главное тут в со четании чуткости с тактичной требо вательностью, глубоким уважением и искренностью обеих сторон. Без унижения, без оскорбления, нотаций. Наверное, взрослым, независимо от возраста и профессии, положе ния в обществе, почаще надо гово рить с нашими детьми по-товарище ски, открыто. Верю, что в любую душу, особенно в душу детей, мож но заглянуть. И если умело это сде лать, то вместо грубости польется такое милое, детское непосредствен ное тепло, согревающее и нашу ро дительскую душу. А в жизни это так дорого! Л. ПАШКОВА, учительница средней школы № 4 г. Грязи. С Т Р А Н И Ц А П О Д Г О Т О В Л Е Н А Н Е ШТ А Т Н ЫМ ОТ ДЕЛОМ ШКОЛ «ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz