Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 27 июня 1970 г., >6 147 (12 700} л ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ Тракторист уверенно потянул ры чаг управления на себя. Экскаватор натуженно заурчал, вгрызаясь ков шом в черную, еще не высохшую после дождя землю. Люди вокруг с волнением наблюдают за происхо дящим, чутко вслушиваются в на пряженное дыхание машины. И вдруг... Кажется, лопнула струна. Опять неудача. Не выдержал остов трактора. Кто-то яз конструкторов чертыхнулся. И вновь люди склоняются над чертежными досками в просторных конструкторских залах: ищут ту единственную, от которой зависит все решение. Приходит, наконец, по ра изготовления новой конструкции. Затем — вновь испытания и вновь неудача. Имеющейся прочности остова ма шины вполне хватало для использо вания колесного трактора по основ ному назначению: при пахоте, бо$хэ- нсвании и других полевых работав возникают сравнительно небольшие нагрузки. Иное дело с экскаватором, который создавался на основе обыч ного трактора Т-40. От значитель ных напряжений при захвате земли ковшом ломались различные узлы остова. Усилить их не было возмож ности: трактор заметно бы потяже лел, потерял все свои преимущества перед «собратьями». Конструкторы К. Н. Виноградов и Д. И. Гугнин предложили присоединить к остову машины обвязочную раму. По их мнению, она должна была принять на себя все дополнительные нагруз ки. Эта идея нашла горячее одобре ние у инженеров. Рама вскоре была изготовлена. И испытания прошли успешно, показав хорошие результа ты при всех режимах работы экска ватора. Инженеры облегченно вздох нули. Конструкция обвязочной рамы ока залась пригодной и для многих дру гих агрегатов промышленного наз начения, основой для которых яви лась модификация обычного уни версального пропашного трактора Т-40. Еше четыре года назад на Липец ком тракторном заводе разверну лись конструкторские работы по соз данию и агрегатированию машин промышленного назначения. — Возьмите любую стройку, карь ер, — рассказывает начальник бю ро агрегатирования Алексей Михай лович Плясов, — десятки тысяч тонн гравия, руды, песка ежедневно выбирают такие мощные машины, как шагающие экскаваторы. Однако после них остается еще много рабо ты. Простая лопата здесь — очень плохой помощник. А другой «техни ки» строители иной раз не находят. Сюда бы выгодно направлять до рожно-строительные агрегаты сред ней мощности. Первыми ласточками среди них станут липецкие машины. Кое-где за границей, создавая трак тор, рассчитывают использовать его как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Поэтому при про ектировании предусматривают высо кие скорости движения, быстродей ствующие механизмы и надежную прочность корпусных деталей. У нас же колесные тракторы пока вы пускают в основном с расчетом на применение в селе. Конечно, расширение сферы ис пользования универсально-пропаш ного трактора связано с определен ными трудностями. Над их преодоле нием работают специалисты из бюро агрегатирования ЛТЗ. В октябре 1966 года заводские испытания прошел первый опытный образец фронтального погрузчика- бульдозера. Машина предназначает ся для погрузки земли, гравия, пес ка в карьерах, на строительстве до рог и различных объектах. Следом за первенцем на испытательный по лигон вышел бульдозер. На нем конструкторы решили установить на- Ееску не как обычно — впереди, а сзади трактора. В итоге удалось пол нее использовать тяговые качества машины. Немало пришлось поломать голо ву инженерам над вопросом, как переделать механизм управления. Реверс, дающий возможность ме нять направления движения в об ратную сторону с тем же набором скоростей, что и вперед, является одним из достоинств липецкого трактора. После нескольких неудач ных вариантов конструкторы Н. М. Черкасов и Н. С. Бобровский пред ложили свою конструкцию рулевого управления. Теперь в новом тракто ре сидение водителя вместе с руле вой колонкой и приборным щитком поворачивается вокруг своей оси. Управлять движением машины в обе стороны становится одинаково удоб но, а времени на перестройку ре жима требуется не более 30 секунд. Теперь неудачи, разочарования по зади. Можно говорить о результа тах. Вот некоторые из них. Многие операции ведутся при медленном движении агрегата. Удобное ревер сивное управление муфтой сцепле ния, тормозами, валом отбора мощ ности сконструировано группой Н. Я. Лукина. Конструкторы значительно усилили гидравлическую систему привода механизмов и прицепных орудий. В связи с установкой ново го управления пришлось перемонти ровать электрооборудование. Нужно было заменить многие электропри боры, добавить новые, изменить схе му. В серийном тракторе систему отопления не предусматривали. Те перь в кабине даже в самые жесто кие морозы будет тепло. За первыми машинами последова ли скрепер с элеваторной загрузкой, предназначенный для дорожных ра бот и сооружения ирригационных систем, боковой бур с бульдозером, который станет хорошим помощни ком человека при посадке деревьев, распределитель строительно-дорож ных материалов. Не один десяток дворников заменит универсальная уборочная машина. Летом она будет убирать и поливать дороги, а зимой очищать городские улицы и парки от снега. А дорожная косилка помо жет приводить в порядок сады и парки, кюветы и обочины автодо рог, заросшие травой и кустарником. Государственные испытания пока зали, что использование всех на званных агрегатов принесет боль шую экономию народному хозяйст ву. До сих пор тракторов промыш ленного назначения такого класса в стране не выпускается. Девять из созданных на ЛТЗ агрегатов уже рекомендованы к серийному произ водству. На Всесоюзном конкурсе 1969 го да по унификаций и агрегатирова нию в машиностроении работа ли пецких тракторостроителей получила всеобщее признание специалистов, посетивших павильон «Стандарты» ВДНХ. За разработку и создание новых машин и агрегатов промышленного назначения работники отдела глав ного конструктора Липецкого трак торного завода К. Н. Виноградов, А. Н. Корнев, Н. М. Черкасов и Д. И. Гугнин, Н. С. Бобровский, слесарь-сборщик экспериментального цеха В. В. Жилкин награждены бронзовыми медалями ВДНХ. Неутомимый творческий поиск конструкторов продолжается. Сейчас проходят первые заводские испыта ния роторный снегоочиститель, траншеекопатель и виброуплотни тель. Создаются новые агрегаты. Мысль конструкторов работает над тем, как сделать их лучше. В. ТЕСЛОВ, сотрудник многотиражной газеты «Кировец». н А КАКОМ БЫ предприятии или стройке ни трудился че ловек, он должен где-то ос тавить спецодежду, помыться, сыт но покушать На большинстве пред приятий области в бытовом обслу живании людей предусмотрено все до мелочей — от кондиционеров воздуха до сатураторных установок с газированной водой. А вот строители редко пользуются этими благами. ...Строительная площадка одного из микрорайонов Липецка. Между горами земли или штабелями строй материалов — старенькая, внешне неприглядная будка. Эго «бытовка» комплексной бригады. Чего в ней только нет! Сварочный кабель и грязная одежда, мастерки и ящики с гвоздями. На .небрежно сколоченных столах — куча чертежей. В этих по мещениях в течение рабочего дня трудится мастер или прораб, а в обеденный перерыв приходят от дохнуть строители. Подобное можно сплошь и рядом встретить на площадках, где ведут работы тресты «Промстрой», «Жил- строй» и «Спецстрой»-. Их руководи тели считают, что в полевых услот виях создать для рабочих комфорт невозможно. Между тем коллектив орденонос ного Треста «Липецкстрой» завел совершенно' другое правило: прежде чем приступить к бетонированию первых фундаментов под каркасы 'промышленных зданий или сооруже ний, надо оборудовать красивые благоустроенные городки. В тресте почти отказались от ста рых будок, а приобрели фирменные, напоминающие легкие дачные доми ки-вагончики. В них сами же яш городка и карты-схемы подвода к каждому вагончику коммуникаций. Несколько управлений перешло на строительную площадку цеха холод ного проката. Следом перевезли ва гончики, расставили их по плану, а затем рабочие сами принялись за О А З И С Ы на с т р о й к а х рабочие создают почти домашний уют: оборудуют шкафчики для чи стой одежды и спецовки, вешалки, столики для игр в шахматы, доми но. На окнах — занавески, -цве ты. Почти каждая бригада имеет свой радиоприемник, магнитофон, музыкальные инструменты. Городки устраиваются па произ вольно, а по строгому плану, раз работанному коллективом техно логов треста, которым руководит опытный инженер, знающий архитек турное дело,— Зосим Сергеевич Ар хипов. Когда коллектив какого-либо уп равления приходит на новый объект, ему первым долгом вручаются черте- жаются в городках других управле ний. На строительной площадке цеха холодного проката много внимания уделено пунктам общественного пи тания. Из облегченных конструкций построены раздаточные от столову® под названиями «Русский лее*. «Волга», «Березка». В столовых и пунктах раздачи яе» щи большой выбор блюд. Как толи» ко в торговой сети появились пар никовые овощи: зеленый лук, редис, так работники общественного пита ния немеденно предоставили все это строителям. Прочитав эти строки, руководите ли треста «Промстрой» могут ска зать, что строители «Липецкстроя» работают в одном месте, им, дескать, благоустройство городка. Подвезли легче заботиться о быте. чернозем, разбили клумбы, высадили цреты. За создание хороших бытовых ус ловий на ударных стройках Липец кой Магнитки коллектив треста «Липецкстрой» награжден золо той медалью Выставки достижении народного хозяйства СССР. Городки на площадке цеха холод ного проката получились еще привлекательней, чем были рань ше. Один из лучших бригадиров четвертого управления Дмитрий Гу сев высказал мысль об оборудова нии возле городка летнего душа. Его поддержали. Душ получился отлич ный. Сейчас подобные «бани» соору- Но ведь и промстроевцы на пло щадке завода «Центролит» ведут работы около десяти лет. Но по смотрите, в каких неприглядных бытовых условиях находятся там строители. Будки разбросаны »по объектам. В них грязно и неуютно. Не лучше условия и для строителей, занятых на сооружении колбасного цеха Липецкого мясокомбината. Они даже инструменты носят домой, ез дят с топорами и пилами в трамва ях и автобусах. Быт для строителей — не второ степенное дело. Его можно и нужно организовать отлично. В. ГУСЕВ. Вот уже много лет подряд ударница коммунистического труда Раиса Иль инична Овчинникова является одной из лучших шлифовщиц Липецкого тракторного завода. Рабочие уважают наладчика 4 трак торного цеха ЛТЗ Петра Тихоновича Меусова за отличное звание техники, станков. Благодаря трудолюбию и мастерству Петра Тихоновича станки его участка работают бесперебойно. Фото Г. Солоднова. АРМАТУРЩИКИ — СЕЛЬСКИМ НОВОСТРОЙКАМ У арматурщиков Грязинского завода железобетонных изделий треста «Липецксовхозстрой», воз главляемого начальником цеха А. В. Лимоновым, дела идут хо рошо. Они ведут заготовку фун даментов, колон, балок, стеновых панелей и плит перекрытий для строительства сельскохозяйствен ных помещений нашей области. Слаженно осуществляют свою работу на станках по изготовле нию арматурных деталей брига ды И. И. Шальнева и Н. И. Пой- кина. Эти коллективы ежедневно выполняют задание на 110—115 процентов. В мае арматурщики подали много ценных рационализаторских предложений. Так, начальник цеха А. В .Лимонов внес предложение по изготовлению многоточечной сварочной машины для сварки се ток шириной 1,4 м. До сих пор сетки плит покрытия изготавлива лись на одноточечной машине, что приводило к перерасходу ме талла. Кроме того, операция эта была очень трудоемкой. На каж дую плиту приходилось класть две сетки и делали их три станка, а сейчас делает один станок и сетки закладывается в плиту одна. Значительно облегчил изготов ление арматурных деталей Н. И. Сушков. Он предложил специаль ное приспособление для резки закладных деталей № 14 и № 16. В результате повысилось качество резания деталей, уменьшилась трудоемкость, повысилась произ водительность труда. От внедрения в производство этих двух рационализаторских предложений завод получит зна чительный экономический эффект — более 8600 рублей в год. В настоящее время силами це ха изготавливается двухточечный станок для сварки каркасов, ко лонн и стенных панелей. В. КАРПОВ. П О М А Т Е Р И А Л А М 'ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ » 99 ЕСЛИ Б РЕБЯТА У З Н А Л И . . . “ Под таким заголовком в нашей газете 20 мая с. г. было опубли ковано письмо рабочего чугуно- нительного цеха Липецкого трак- горного завода В. Баранова, в котором шла речь о том, что у 1их на участке вместе с отхода ми на свалку выбрасывается ме- галл. Как сообщили редакции на- шльник чугунолитейного цеха г. Борискин и секретарь партбю- ю г. Горбунов, указанные в за метке Факты действительно име- ш место. Письмо обсуждалось 1а собрании коллектива пла вильщиков. Исполняющему обя- шнности начальника плавильно- о отделения И. К. Колесникову л мастерам смен указано на от- :утстьие контроля за отделением металла от отходов. Виновные заказаны в административном по рядке. СОКОЛЬЦЫ В БОРЬБЕ 3 А Э К О Н О М И Ю Прошло четыре месяца с тех пор, как коллектив * шее уменьшение потерь металла от выпуска тяжеловес- сокольских металлургов по-деловому обсудил на рабо чих собраниях Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении исполь зования резервов производства и усилении режима эко номии в народном хозяйстве». Рабочие, инженерно-тех нические работники разных цехов подали большое коли чество предложений, направленных на повышение эф фективности производства, экономию сырья, топлива, металла, энергии. В ответ на призыв партии и правительства — эко номить в большом и малом — доменщики развернули движение за бережное расходование всех материалов и электрической энергии. Цеховая комиссия подвела на днях первые итоги смотра бережливых и отметила, что намеченные мероприятия выполняются успешно. Кол лектив коммунистического труда доменного цеха выдал сверх задания 1800 тонн чугуна, сберег 90.000 киловатт- часов электроэнергии. Экономия от рационального ис пользования электричества составила более 1000 рублей. Экономно расходуются здесь также руда, кокс, вода, пар и сжатый воздух. В ходе смотра доменщики подали восемнадцать ценных предложений, из которых одиннадцать уже внедрены в производство. Так, не загруженные полно стью электромоторы большой мощности заменены ме нее мощными, в результате чего была исключена ра бота двигателей вхолостую, получена экономия электро энергии. Чтобы уменьшить потребление воздуха, до менщики сократили число расходных точек. Вместо де сяти их стало три. В меньших количествах, чем рань ше, используется и вода. Для этого на доменных пе чах поставлены подпорные штуцера, на грохоте коксо вого орешника выполнена работа, исключающая отсев крупного кокса в коксовую мелочь. Благодаря своевременному и высококачественному ремонту оборудования, строгому выполнению графика плановых предупредительных ремонтов, коллектив до стиг резкого сокращения простоев доменных печей, удуншил коэффициент использования их полезного объ ема. Доменщики изыскивают также резервы повышения качества металла. Выпуск переводных марок чугуна снижен на восемьдесят процентов, вместо намеченных пятидесяти. Многое делает по изысканию и использованию внут ренних резервов экономии и коллектив имени 60-летия Советской власти труболитейного цеха № 1. Он умень шил, например, потери металла на тяжеловесных тру бах на пятнадцать процентов по сравнению с прошлым годом. Такой результат стал возможен благодаря уси лению контроля за состоянием оборудования, строгому соблюдению технологии отливки труб. Особенно бережно относится к жидкому чугуну кол лектив бригады А. А. Кузнецова. — Наша бригада, — рассказывает т. Кузнецов, — тщательно следит за тем, чтобы не было трещин, выбо ин на конических заточках поддонов. Мы изготавлива ем стержни в строгой последовательности. Соблюдение всех правил технологии дает нам 50 килограммов эко номии металла в смену. Коллектив цеха направляет свой поиск на дальней- П АССАЖИР в коричневой курт ке участия в разговоре не принимал и, вообще, казалось* ничего не слышал. Он сидел у окна трамвая, равнодушно скользя взгля дом по бегущей панораме улицы. Мо жет быть, он очень устал, можёт, не было у него настроения или чувст вовал себя неважно... А разговор был интересный. На чался он еще на остановке «Улица Советская». В вагонном динамике раздался мелодичный голос, кото рый сообщил, что, сойдя на этой остановке, граждане могут пройти к Центральному универмагу Липецка, где открылась выставка' телевизо ров, или подняться к зданию теат ра — там гастролирует Костром ской драматический театр. В вагоне все заулыбались и с одобрением поглядели на кабину вожатой трамвая. — Обслуживание по первому классу! — подмигнул своей подру ге черноглазый чубатый парень. — Молодец! — Э-эх! — отозвалась старушка с передней лавки. — Молодец-то, молодец, да каково ей! То сидела себе посиживала, а теперь и не поймешь, кто она: то ли вожатая трамвая, то ли диктор на телевиде нии. И все заставляют, заставляют чего-то! — Все же напрасно вы так, ма маша, — вмешался новый пасса жир, — уверен: никто ее не застав ляет. Другие-то молча возят. Хо рошо, если остановку объявят. — Факт! — поддержал чубатый. —Личная инициатива. Точно! А в динамике снова звучал чис тый молодой голос. Пассажирам было сообщено, что в районе оста новки «Улица Зегеля» есть такие-то магазины, здесь расположены так же почтамт, гостиница, ресторан «Липецк». — Нет, — воскликнул черногла зый парень, — что ни говорите — здорово! Честное слово, даже в Москве не слышал такого. В краешке длинного зеркала, ук репленного в кабине вожатой, были видны кусочек голубой косынки, 3 ных труо. Борьба за экономию чугуна ведется и в плавильном отделении. Сменные мастера умело производят расчет шихты, что уменьшает брак труб. Вагранщики стара ются учесть все: подымают шлак так, чтобы чугун не пошел в шлаковую коробку. С большой ответствен-, ностью относятся к своим обязанностям и ремонтники. В кладовых, где хранятся запасные части, они навела образцовый порядок. Здесь на учете каждый болт, каж дая гайка. Большую работу по повышению эффективности про изводства проделали труболитейщики второго цеха. Они внедрили в производство и освоили новую техно логию битумного антикоррозийного покрытия, что зна чительно улучшило качество продукции и дало более 20 тысяч рублей экономии. «Больше продукции с наименьшими затратами!» —* под таким лозунгом трудится, настойчиво изыскивая резервы, коллектив чугунолитейного цеха. За время смотра экономии энергоресурсов, проводившегося в це хе, рабочие участка А. Г. Соседова сберегли электро энергии, воды, сжатого воздуха на сумму более 0000 рублей. В копилку бережливых внесли большой вклад рацио нализаторы. Среди них — мастер газового хозяйства Н. И. Маликов, который предложил изменить конструк цию печи сушки стержней. Экономический эффект от внедрения его предложения — 2300 рублей. Активно ищут пути экономии рабочего времени, повы шения производительности труда коллективы копрово го и автотранспортного цехов. Бригады копровиков, которыми руководят В. Ведерников и А. Пономарев, выступили с ценной инициативой: они обратились к ад министрации с просьбой увеличить им нормы выработ ки на десять процентов. Инициаторов поддержали ма шинист экскаватора И. Почеревин и рабочий Н. Бобров. Несмотря на то, что норма выработки увеличена, кол лективы бригад и рабочие перевыполняют сменные за дания. Перевыполнения плана они добиваются за счет уплотнения рабочего времени, четкой организация труда. Шоферы и бульдозеристы автотранспортного цеха сберегли более 40 тысяч килограммов горючих и сма зочных материалов. Тем не менее не во всех цехах завода комитеты проф союза, администрация и рабочие уделяют должное вни мание борьбе за экономию. Недавно состоялось засе дание завкома профсоюза. Рассматривалось положение дел в фасоннолитейном цехе. На заседании шел, в част ности, разговор о том, что цехком и администрация еще недостаточно контролируют ход выполнения мероприя тий по изысканию внутренних резервов производства, экономии сырья и материалов, внедрению планов НОТ на рабочих местах. Слабый уровень механизации руч ного труда на формовочном участке и низкая культу ра производства ведут к большой текучести кадров. Борьба за режим экономии — задача большой госу дарственной важности. Об этом постоянно помнят Со кольские металлурги. Они стараются поставить на службу пятилетке все резервы. П. ПОЛЯНСКИХ. ВОЖАТАЯ ТРАМВАЯ серые глаза и задорные веснушки вокруг носа. Пассажир в куртке тоже взгля нул в сторону кабины, где вагоно- вожатая уже вновь рассказывала в микрофон об остановке «Улица Пролетарская». Объяснив, какие здесь можно сделать пересадки, девушка известила о том. что в большом за ле кинотеатра «Заря» идет новый фильм «Последние каникулы», сня тый на студии «Мосфильм». Жела ющие могут попасть сегодня на се ансы в 19 часов 45 минут и в 21 час 30 минут. — Наташ, махнем? — вдруг ска зал чубатый своей подруге. — Го ворят, хороший фильм. — Что ж, махнем! — согласилась Наташа. — Как раз успеем. Они стали быстро пробираться к выходу. Пассажир у окна проводил их взглядом и улыбнулся. Впервые за всю дорогу. И вновь красный, сверкающий чистыми стеклами <и свежен крас кой вагон, мягко постукивая на стыках рельсов, мчится вперед — к площади Героев. С этой площа ди, как оказалось, можно попасть в магазины «Маяк», «Руслан», «Люд мила», в мастерскую «Север», где принимают в ремонт разнообразную бытовую технику. И еще вожатая любезно рекомендовала выходя щим на следующей остановке сде лать часть пути по аллеям парка имени Скороходпва, ибо, как ут верждают медики, вечерние пво- гулки очень полезны для здоровья. —Ну, что делает, что делает! —^ покачала седой головой старушка. — Ну чистое телевидение! Пассажир в коричневой куртке неожиданно поднялся и прошел к кабине, где за приоткрытой дверью сидела вожатая — совсем моло денькая, худощавая, с веселыми рыжинками на миловидном яйце н серыми глазами. Он заглянул в ка бину и сказал, явно волнуясь: —- Спасибо, девушка. Огромное вам спасибо! — Что вы, — смутилась та. — Не за что. — Вас как зовут? — Люба Полякова. —Так вот, Люба Полякова, вы настроение создаете. Хорошее наст роение. Если хотите, радость дари те людям. Вот день у меня сегодня выдался — не припомню такого. Сплошные неприятности. А посидел сейчас минут десять в вагоне, по слушал вас, и не знаю, куда все исчезло. Будто груз сняли. За это и спасибо. ...Люба покачивается на мягком водительском сиденье, под вагон стремительно убегают бесконечные рельсы. Громко сказано: дарит ра дость!.. А может быть, действитель но, дарит? Вот ей, например, радо стно ведь сейчас от. слов незнако мого человека. На днях какая-то супружеская пара преподнесла Лю бе букет цветов. Везли букет в по дарок на день рождения, а когда выходили из вагона,—ей вручили. — Имениннику по дороге что-ни будь купим, а это вам, — сказали они. — За привет и ласку. Вагон завернул к широкому но вому мосту через Каменный' лог. Люба вспомнила, что именно здесь поздним вечером восьмого мая,под неся к губам микрофон, она реши лась не просто назвать следующую остановку, а сказать пассажирам, дремлющим в вагоне, что-то теплое, от души. Тем более, к этому был повод. — Пассажиры, •— волнуясь, ска зала Люба, — сейчас одна минута первого. Наступил новый день — 9 мая. Поздравляю вас с праздни ком г - Днем Победы, И будто сейчас видит она в свое зеркальце, как поднялся тогда с третьей скамейки худощавый чело век с резкими морщинами на лице и, прихрамывая, подошел к ее ка бине. — Спасибо, дочка, за поздравле ние. Хорошо, что вы, молодые, пом ните этот день. Никогда не забы вайте. Тот ночной пассажир, ветеран войны, окончательно укрепил в Любе убеждение, что не надо бо яться общения с пассажирами, не надо бояться микрофона. Начало было положено. И вот уже второй месяц ни на один день Люба Полякова не забывает о мик рофоне. Он стал ее первым помощ ником. Люба и обо всех останов ках сообщит, и какие-там есть ма газины, к где лучше сделать пере садку, посоветует едущим в вагоне чувствовать себя хозяевами — не толпиться у передней площадки, своевременно оплачивать проезд и соблюдать чистоту. Ей доставляет удовольствие вызвать у пассажиров добрую улыбку, напомнив о пользе вечерних прогулок или порекомен довать девушкам посетить новую парикмахерскую, где они могут сде лать модную прическу. И пассажирам нравится ездить в ее «четверке». Тут всегда весело, никто не кричит, не ругается, каж дый чувствует себя легко и непри нужденно. На столе у директора трамвайно го депо К. А. Тютьюина скопилось уже немало писем, в которых горо жане с восхищением отзываются о работе молодой вожатой. И по те лефону чуть ли не каждый день звонят Константину Анатольевичу— опять то же самое: выражаем бла- годарнось вожатой, трамвая № 4 Любе Поляковой. Люди довольны, руководство де по довольно. Люба — вдвойне. Лишь коллеги ее не совсем доволь ны. Не все, конечно, но есть такие. Ведь не у каждой из вожатых хва тает смелости и умения так же вот, как Люба Полякова, свободно чув ствовать себя с микрофоном в ру ке. И поэтому к начинанию Любы они относятся с неприязнью. Кое- кто даже пытался уколоть: дес кать, перед начальством выслужива ешься. И как зн^ть, может быть, немало довелось бы Любе услышать кол ких, недобрых шуточек, да спасибо Константину Анатольевичу. Дирек тор депо сразу понял всю ценность почина Любы Поляковой. И Кон стантин Анатольевич делает очень многое, чтобы ее опыт как можно шире перенимали другие. В это «очень многое» входит и похвала, и поощрение, и : убеждение на жи вых примерах, фактах, а то и стро гий выговор тем, кто смешком и ^кривой улыбкой готовы опорочить хорошее дело. На недавнем собрании, по прось бе Константина Анатольевича Люба выступила с расскззом о своей ра боте. Закончила она так: — Чтобы и^зормировать о самом интересном и новом, я регулярно просматриваю «Ленинское знамя», навожу справки по телефону, сама стараюсь побывать в тех магази нах, кинотеатрах или мастерских, о которых рассказываю пассажирам. Откуда-то с дальних рядов по слышалось: — Молодая, делать нечего, вот и читает да звонит. Поднялся Константин Анатолье вич, обвел внимательным взглядом зал. , — Думаю, что подавший эту реп лику, просто не в курсе дела. Лю ба Полякова, действительно, молода,Л нр, уверяю, что загружена она не меньше, чем каждая из вас. У нее — маленький ребенок, муж служит в армии, она заканчивает 10-й класс вечерней школы, участвует в репе тициях драмкружка, отвечает за выпуск «Комсомольского прожек тора». Достаточно? А то могу про дол житы.. — Достаточно, товарищ директор, — сказала пожилая работница, си дящая в первом ряду. — Вы не слу шайте их. А Любу мы знаем. Хоть и молодая, а дай бог, чтобы каж дая так работала... — Вот с этим я согласен, — по светлел лицом директор. — И еще одно хочу добавить. Многие жалу ются на недостачу в кассах. А Лю ба Полякова не жалуется. Не бы вает у нее случаев недостачи. На днях один пассажир позвонил мне: «За такое, — говорит, — культур ное обслуживание вместо трех ко пеек положил в кассу двадцать», Пасажиры, которых мы с вами во зим, в большинстве своем — люди добрые и сердечные. Они достойны того, чтобы обслуживать их куль турно. К этому я и призываю вас, товарищи водители... Люба повернула ручку ревеоса, и послушный ей вагон, набирая ско рость, помчался к следующей ос тановке «Улица Скороходова». Подождав, когда выйдут и войдут пассажиры, Люба поднесла к губам микрофон: . — Товарищи, конечный пункт на шего маршрута — остановка «Ули ца Литаврина». Здесь вы можете посетить городской парк культуры а отдыха. К вашим услугам — разно образные аттракционы, работают буфеты. Любителям спорта реко мендую побывать з Зеленом теат ре. где второй день идут соревно вания на приз замечательного со ветского штангиста Яна Спарре, Вход на соревнования свободный. Люба положила на место микро фон и улыбнулась, увидев в зез*. кальце трех парней, поспешивших к выходу. А В. ДОБРЯКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz