Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 27 июня 1970 г., >6 147 (12 700} л ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ Тракторист уверенно потянул ры­ чаг управления на себя. Экскаватор натуженно заурчал, вгрызаясь ков­ шом в черную, еще не высохшую после дождя землю. Люди вокруг с волнением наблюдают за происхо­ дящим, чутко вслушиваются в на­ пряженное дыхание машины. И вдруг... Кажется, лопнула струна. Опять неудача. Не выдержал остов трактора. Кто-то яз конструкторов чертыхнулся. И вновь люди склоняются над чертежными досками в просторных конструкторских залах: ищут ту единственную, от которой зависит все решение. Приходит, наконец, по­ ра изготовления новой конструкции. Затем — вновь испытания и вновь неудача. Имеющейся прочности остова ма­ шины вполне хватало для использо­ вания колесного трактора по основ­ ному назначению: при пахоте, бо$хэ- нсвании и других полевых работав возникают сравнительно небольшие нагрузки. Иное дело с экскаватором, который создавался на основе обыч­ ного трактора Т-40. От значитель­ ных напряжений при захвате земли ковшом ломались различные узлы остова. Усилить их не было возмож­ ности: трактор заметно бы потяже­ лел, потерял все свои преимущества перед «собратьями». Конструкторы К. Н. Виноградов и Д. И. Гугнин предложили присоединить к остову машины обвязочную раму. По их мнению, она должна была принять на себя все дополнительные нагруз­ ки. Эта идея нашла горячее одобре­ ние у инженеров. Рама вскоре была изготовлена. И испытания прошли успешно, показав хорошие результа­ ты при всех режимах работы экска­ ватора. Инженеры облегченно вздох­ нули. Конструкция обвязочной рамы ока­ залась пригодной и для многих дру­ гих агрегатов промышленного наз­ начения, основой для которых яви­ лась модификация обычного уни­ версального пропашного трактора Т-40. Еше четыре года назад на Липец­ ком тракторном заводе разверну­ лись конструкторские работы по соз­ данию и агрегатированию машин промышленного назначения. — Возьмите любую стройку, карь­ ер, — рассказывает начальник бю­ ро агрегатирования Алексей Михай­ лович Плясов, — десятки тысяч тонн гравия, руды, песка ежедневно выбирают такие мощные машины, как шагающие экскаваторы. Однако после них остается еще много рабо­ ты. Простая лопата здесь — очень плохой помощник. А другой «техни­ ки» строители иной раз не находят. Сюда бы выгодно направлять до­ рожно-строительные агрегаты сред­ ней мощности. Первыми ласточками среди них станут липецкие машины. Кое-где за границей, создавая трак­ тор, рассчитывают использовать его как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Поэтому при про­ ектировании предусматривают высо­ кие скорости движения, быстродей­ ствующие механизмы и надежную прочность корпусных деталей. У нас же колесные тракторы пока вы­ пускают в основном с расчетом на применение в селе. Конечно, расширение сферы ис­ пользования универсально-пропаш­ ного трактора связано с определен­ ными трудностями. Над их преодоле­ нием работают специалисты из бюро агрегатирования ЛТЗ. В октябре 1966 года заводские испытания прошел первый опытный образец фронтального погрузчика- бульдозера. Машина предназначает­ ся для погрузки земли, гравия, пес­ ка в карьерах, на строительстве до­ рог и различных объектах. Следом за первенцем на испытательный по­ лигон вышел бульдозер. На нем конструкторы решили установить на- Ееску не как обычно — впереди, а сзади трактора. В итоге удалось пол­ нее использовать тяговые качества машины. Немало пришлось поломать голо­ ву инженерам над вопросом, как переделать механизм управления. Реверс, дающий возможность ме­ нять направления движения в об­ ратную сторону с тем же набором скоростей, что и вперед, является одним из достоинств липецкого трактора. После нескольких неудач­ ных вариантов конструкторы Н. М. Черкасов и Н. С. Бобровский пред­ ложили свою конструкцию рулевого управления. Теперь в новом тракто­ ре сидение водителя вместе с руле­ вой колонкой и приборным щитком поворачивается вокруг своей оси. Управлять движением машины в обе стороны становится одинаково удоб­ но, а времени на перестройку ре­ жима требуется не более 30 секунд. Теперь неудачи, разочарования по­ зади. Можно говорить о результа­ тах. Вот некоторые из них. Многие операции ведутся при медленном движении агрегата. Удобное ревер­ сивное управление муфтой сцепле­ ния, тормозами, валом отбора мощ­ ности сконструировано группой Н. Я. Лукина. Конструкторы значительно усилили гидравлическую систему привода механизмов и прицепных орудий. В связи с установкой ново­ го управления пришлось перемонти­ ровать электрооборудование. Нужно было заменить многие электропри­ боры, добавить новые, изменить схе­ му. В серийном тракторе систему отопления не предусматривали. Те­ перь в кабине даже в самые жесто­ кие морозы будет тепло. За первыми машинами последова­ ли скрепер с элеваторной загрузкой, предназначенный для дорожных ра­ бот и сооружения ирригационных систем, боковой бур с бульдозером, который станет хорошим помощни­ ком человека при посадке деревьев, распределитель строительно-дорож­ ных материалов. Не один десяток дворников заменит универсальная уборочная машина. Летом она будет убирать и поливать дороги, а зимой очищать городские улицы и парки от снега. А дорожная косилка помо­ жет приводить в порядок сады и парки, кюветы и обочины автодо­ рог, заросшие травой и кустарником. Государственные испытания пока­ зали, что использование всех на­ званных агрегатов принесет боль­ шую экономию народному хозяйст­ ву. До сих пор тракторов промыш­ ленного назначения такого класса в стране не выпускается. Девять из созданных на ЛТЗ агрегатов уже рекомендованы к серийному произ­ водству. На Всесоюзном конкурсе 1969 го­ да по унификаций и агрегатирова­ нию в машиностроении работа ли­ пецких тракторостроителей получила всеобщее признание специалистов, посетивших павильон «Стандарты» ВДНХ. За разработку и создание новых машин и агрегатов промышленного назначения работники отдела глав­ ного конструктора Липецкого трак­ торного завода К. Н. Виноградов, А. Н. Корнев, Н. М. Черкасов и Д. И. Гугнин, Н. С. Бобровский, слесарь-сборщик экспериментального цеха В. В. Жилкин награждены бронзовыми медалями ВДНХ. Неутомимый творческий поиск конструкторов продолжается. Сейчас проходят первые заводские испыта­ ния роторный снегоочиститель, траншеекопатель и виброуплотни­ тель. Создаются новые агрегаты. Мысль конструкторов работает над тем, как сделать их лучше. В. ТЕСЛОВ, сотрудник многотиражной газеты «Кировец». н А КАКОМ БЫ предприятии или стройке ни трудился че­ ловек, он должен где-то ос­ тавить спецодежду, помыться, сыт­ но покушать На большинстве пред­ приятий области в бытовом обслу­ живании людей предусмотрено все до мелочей — от кондиционеров воздуха до сатураторных установок с газированной водой. А вот строители редко пользуются этими благами. ...Строительная площадка одного из микрорайонов Липецка. Между горами земли или штабелями строй­ материалов — старенькая, внешне неприглядная будка. Эго «бытовка» комплексной бригады. Чего в ней только нет! Сварочный кабель и грязная одежда, мастерки и ящики с гвоздями. На .небрежно сколоченных столах — куча чертежей. В этих по­ мещениях в течение рабочего дня трудится мастер или прораб, а в обеденный перерыв приходят от­ дохнуть строители. Подобное можно сплошь и рядом встретить на площадках, где ведут работы тресты «Промстрой», «Жил- строй» и «Спецстрой»-. Их руководи­ тели считают, что в полевых услот виях создать для рабочих комфорт невозможно. Между тем коллектив орденонос­ ного Треста «Липецкстрой» завел совершенно' другое правило: прежде чем приступить к бетонированию первых фундаментов под каркасы 'промышленных зданий или сооруже­ ний, надо оборудовать красивые благоустроенные городки. В тресте почти отказались от ста­ рых будок, а приобрели фирменные, напоминающие легкие дачные доми­ ки-вагончики. В них сами же яш городка и карты-схемы подвода к каждому вагончику коммуникаций. Несколько управлений перешло на строительную площадку цеха холод­ ного проката. Следом перевезли ва­ гончики, расставили их по плану, а затем рабочие сами принялись за О А З И С Ы на с т р о й к а х рабочие создают почти домашний уют: оборудуют шкафчики для чи­ стой одежды и спецовки, вешалки, столики для игр в шахматы, доми­ но. На окнах — занавески, -цве­ ты. Почти каждая бригада имеет свой радиоприемник, магнитофон, музыкальные инструменты. Городки устраиваются па произ­ вольно, а по строгому плану, раз­ работанному коллективом техно­ логов треста, которым руководит опытный инженер, знающий архитек­ турное дело,— Зосим Сергеевич Ар­ хипов. Когда коллектив какого-либо уп­ равления приходит на новый объект, ему первым долгом вручаются черте- жаются в городках других управле­ ний. На строительной площадке цеха холодного проката много внимания уделено пунктам общественного пи­ тания. Из облегченных конструкций построены раздаточные от столову® под названиями «Русский лее*. «Волга», «Березка». В столовых и пунктах раздачи яе» щи большой выбор блюд. Как толи» ко в торговой сети появились пар­ никовые овощи: зеленый лук, редис, так работники общественного пита­ ния немеденно предоставили все это строителям. Прочитав эти строки, руководите­ ли треста «Промстрой» могут ска­ зать, что строители «Липецкстроя» работают в одном месте, им, дескать, благоустройство городка. Подвезли легче заботиться о быте. чернозем, разбили клумбы, высадили цреты. За создание хороших бытовых ус­ ловий на ударных стройках Липец­ кой Магнитки коллектив треста «Липецкстрой» награжден золо­ той медалью Выставки достижении народного хозяйства СССР. Городки на площадке цеха холод­ ного проката получились еще привлекательней, чем были рань­ ше. Один из лучших бригадиров четвертого управления Дмитрий Гу­ сев высказал мысль об оборудова­ нии возле городка летнего душа. Его поддержали. Душ получился отлич­ ный. Сейчас подобные «бани» соору- Но ведь и промстроевцы на пло­ щадке завода «Центролит» ведут работы около десяти лет. Но по­ смотрите, в каких неприглядных бытовых условиях находятся там строители. Будки разбросаны »по объектам. В них грязно и неуютно. Не лучше условия и для строителей, занятых на сооружении колбасного цеха Липецкого мясокомбината. Они даже инструменты носят домой, ез­ дят с топорами и пилами в трамва­ ях и автобусах. Быт для строителей — не второ­ степенное дело. Его можно и нужно организовать отлично. В. ГУСЕВ. Вот уже много лет подряд ударница коммунистического труда Раиса Иль­ инична Овчинникова является одной из лучших шлифовщиц Липецкого тракторного завода. Рабочие уважают наладчика 4 трак­ торного цеха ЛТЗ Петра Тихоновича Меусова за отличное звание техники, станков. Благодаря трудолюбию и мастерству Петра Тихоновича станки его участка работают бесперебойно. Фото Г. Солоднова. АРМАТУРЩИКИ — СЕЛЬСКИМ НОВОСТРОЙКАМ У арматурщиков Грязинского завода железобетонных изделий треста «Липецксовхозстрой», воз­ главляемого начальником цеха А. В. Лимоновым, дела идут хо­ рошо. Они ведут заготовку фун­ даментов, колон, балок, стеновых панелей и плит перекрытий для строительства сельскохозяйствен­ ных помещений нашей области. Слаженно осуществляют свою работу на станках по изготовле­ нию арматурных деталей брига­ ды И. И. Шальнева и Н. И. Пой- кина. Эти коллективы ежедневно выполняют задание на 110—115 процентов. В мае арматурщики подали много ценных рационализаторских предложений. Так, начальник цеха А. В .Лимонов внес предложение по изготовлению многоточечной сварочной машины для сварки се­ ток шириной 1,4 м. До сих пор сетки плит покрытия изготавлива­ лись на одноточечной машине, что приводило к перерасходу ме­ талла. Кроме того, операция эта была очень трудоемкой. На каж­ дую плиту приходилось класть две сетки и делали их три станка, а сейчас делает один станок и сетки закладывается в плиту одна. Значительно облегчил изготов­ ление арматурных деталей Н. И. Сушков. Он предложил специаль­ ное приспособление для резки закладных деталей № 14 и № 16. В результате повысилось качество резания деталей, уменьшилась трудоемкость, повысилась произ­ водительность труда. От внедрения в производство этих двух рационализаторских предложений завод получит зна­ чительный экономический эффект — более 8600 рублей в год. В настоящее время силами це­ ха изготавливается двухточечный станок для сварки каркасов, ко­ лонн и стенных панелей. В. КАРПОВ. П О М А Т Е Р И А Л А М 'ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ » 99 ЕСЛИ Б РЕБЯТА У З Н А Л И . . . “ Под таким заголовком в нашей газете 20 мая с. г. было опубли­ ковано письмо рабочего чугуно- нительного цеха Липецкого трак- горного завода В. Баранова, в котором шла речь о том, что у 1их на участке вместе с отхода­ ми на свалку выбрасывается ме- галл. Как сообщили редакции на- шльник чугунолитейного цеха г. Борискин и секретарь партбю- ю г. Горбунов, указанные в за­ метке Факты действительно име- ш место. Письмо обсуждалось 1а собрании коллектива пла­ вильщиков. Исполняющему обя- шнности начальника плавильно- о отделения И. К. Колесникову л мастерам смен указано на от- :утстьие контроля за отделением металла от отходов. Виновные заказаны в административном по­ рядке. СОКОЛЬЦЫ В БОРЬБЕ 3 А Э К О Н О М И Ю Прошло четыре месяца с тех пор, как коллектив * шее уменьшение потерь металла от выпуска тяжеловес- сокольских металлургов по-деловому обсудил на рабо­ чих собраниях Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении исполь­ зования резервов производства и усилении режима эко­ номии в народном хозяйстве». Рабочие, инженерно-тех­ нические работники разных цехов подали большое коли­ чество предложений, направленных на повышение эф­ фективности производства, экономию сырья, топлива, металла, энергии. В ответ на призыв партии и правительства — эко­ номить в большом и малом — доменщики развернули движение за бережное расходование всех материалов и электрической энергии. Цеховая комиссия подвела на днях первые итоги смотра бережливых и отметила, что намеченные мероприятия выполняются успешно. Кол­ лектив коммунистического труда доменного цеха выдал сверх задания 1800 тонн чугуна, сберег 90.000 киловатт- часов электроэнергии. Экономия от рационального ис­ пользования электричества составила более 1000 рублей. Экономно расходуются здесь также руда, кокс, вода, пар и сжатый воздух. В ходе смотра доменщики подали восемнадцать ценных предложений, из которых одиннадцать уже внедрены в производство. Так, не загруженные полно­ стью электромоторы большой мощности заменены ме­ нее мощными, в результате чего была исключена ра­ бота двигателей вхолостую, получена экономия электро­ энергии. Чтобы уменьшить потребление воздуха, до­ менщики сократили число расходных точек. Вместо де­ сяти их стало три. В меньших количествах, чем рань­ ше, используется и вода. Для этого на доменных пе­ чах поставлены подпорные штуцера, на грохоте коксо­ вого орешника выполнена работа, исключающая отсев крупного кокса в коксовую мелочь. Благодаря своевременному и высококачественному ремонту оборудования, строгому выполнению графика плановых предупредительных ремонтов, коллектив до­ стиг резкого сокращения простоев доменных печей, удуншил коэффициент использования их полезного объ­ ема. Доменщики изыскивают также резервы повышения качества металла. Выпуск переводных марок чугуна снижен на восемьдесят процентов, вместо намеченных пятидесяти. Многое делает по изысканию и использованию внут­ ренних резервов экономии и коллектив имени 60-летия Советской власти труболитейного цеха № 1. Он умень­ шил, например, потери металла на тяжеловесных тру­ бах на пятнадцать процентов по сравнению с прошлым годом. Такой результат стал возможен благодаря уси­ лению контроля за состоянием оборудования, строгому соблюдению технологии отливки труб. Особенно бережно относится к жидкому чугуну кол­ лектив бригады А. А. Кузнецова. — Наша бригада, — рассказывает т. Кузнецов, — тщательно следит за тем, чтобы не было трещин, выбо­ ин на конических заточках поддонов. Мы изготавлива­ ем стержни в строгой последовательности. Соблюдение всех правил технологии дает нам 50 килограммов эко­ номии металла в смену. Коллектив цеха направляет свой поиск на дальней- П АССАЖИР в коричневой курт­ ке участия в разговоре не принимал и, вообще, казалось* ничего не слышал. Он сидел у окна трамвая, равнодушно скользя взгля­ дом по бегущей панораме улицы. Мо­ жет быть, он очень устал, можёт, не было у него настроения или чувст­ вовал себя неважно... А разговор был интересный. На­ чался он еще на остановке «Улица Советская». В вагонном динамике раздался мелодичный голос, кото­ рый сообщил, что, сойдя на этой остановке, граждане могут пройти к Центральному универмагу Липецка, где открылась выставка' телевизо­ ров, или подняться к зданию теат­ ра — там гастролирует Костром­ ской драматический театр. В вагоне все заулыбались и с одобрением поглядели на кабину вожатой трамвая. — Обслуживание по первому классу! — подмигнул своей подру­ ге черноглазый чубатый парень. — Молодец! — Э-эх! — отозвалась старушка с передней лавки. — Молодец-то, молодец, да каково ей! То сидела себе посиживала, а теперь и не поймешь, кто она: то ли вожатая трамвая, то ли диктор на телевиде­ нии. И все заставляют, заставляют чего-то! — Все же напрасно вы так, ма­ маша, — вмешался новый пасса­ жир, — уверен: никто ее не застав­ ляет. Другие-то молча возят. Хо­ рошо, если остановку объявят. — Факт! — поддержал чубатый. —Личная инициатива. Точно! А в динамике снова звучал чис­ тый молодой голос. Пассажирам было сообщено, что в районе оста­ новки «Улица Зегеля» есть такие-то магазины, здесь расположены так­ же почтамт, гостиница, ресторан «Липецк». — Нет, — воскликнул черногла­ зый парень, — что ни говорите — здорово! Честное слово, даже в Москве не слышал такого. В краешке длинного зеркала, ук­ репленного в кабине вожатой, были видны кусочек голубой косынки, 3 ных труо. Борьба за экономию чугуна ведется и в плавильном отделении. Сменные мастера умело производят расчет шихты, что уменьшает брак труб. Вагранщики стара­ ются учесть все: подымают шлак так, чтобы чугун не пошел в шлаковую коробку. С большой ответствен-, ностью относятся к своим обязанностям и ремонтники. В кладовых, где хранятся запасные части, они навела образцовый порядок. Здесь на учете каждый болт, каж­ дая гайка. Большую работу по повышению эффективности про­ изводства проделали труболитейщики второго цеха. Они внедрили в производство и освоили новую техно­ логию битумного антикоррозийного покрытия, что зна­ чительно улучшило качество продукции и дало более 20 тысяч рублей экономии. «Больше продукции с наименьшими затратами!» —* под таким лозунгом трудится, настойчиво изыскивая резервы, коллектив чугунолитейного цеха. За время смотра экономии энергоресурсов, проводившегося в це­ хе, рабочие участка А. Г. Соседова сберегли электро­ энергии, воды, сжатого воздуха на сумму более 0000 рублей. В копилку бережливых внесли большой вклад рацио­ нализаторы. Среди них — мастер газового хозяйства Н. И. Маликов, который предложил изменить конструк­ цию печи сушки стержней. Экономический эффект от внедрения его предложения — 2300 рублей. Активно ищут пути экономии рабочего времени, повы­ шения производительности труда коллективы копрово­ го и автотранспортного цехов. Бригады копровиков, которыми руководят В. Ведерников и А. Пономарев, выступили с ценной инициативой: они обратились к ад­ министрации с просьбой увеличить им нормы выработ­ ки на десять процентов. Инициаторов поддержали ма­ шинист экскаватора И. Почеревин и рабочий Н. Бобров. Несмотря на то, что норма выработки увеличена, кол­ лективы бригад и рабочие перевыполняют сменные за­ дания. Перевыполнения плана они добиваются за счет уплотнения рабочего времени, четкой организация труда. Шоферы и бульдозеристы автотранспортного цеха сберегли более 40 тысяч килограммов горючих и сма­ зочных материалов. Тем не менее не во всех цехах завода комитеты проф­ союза, администрация и рабочие уделяют должное вни­ мание борьбе за экономию. Недавно состоялось засе­ дание завкома профсоюза. Рассматривалось положение дел в фасоннолитейном цехе. На заседании шел, в част­ ности, разговор о том, что цехком и администрация еще недостаточно контролируют ход выполнения мероприя­ тий по изысканию внутренних резервов производства, экономии сырья и материалов, внедрению планов НОТ на рабочих местах. Слабый уровень механизации руч­ ного труда на формовочном участке и низкая культу­ ра производства ведут к большой текучести кадров. Борьба за режим экономии — задача большой госу­ дарственной важности. Об этом постоянно помнят Со­ кольские металлурги. Они стараются поставить на службу пятилетке все резервы. П. ПОЛЯНСКИХ. ВОЖАТАЯ ТРАМВАЯ серые глаза и задорные веснушки вокруг носа. Пассажир в куртке тоже взгля­ нул в сторону кабины, где вагоно- вожатая уже вновь рассказывала в микрофон об остановке «Улица Пролетарская». Объяснив, какие здесь можно сделать пересадки, девушка известила о том. что в большом за­ ле кинотеатра «Заря» идет новый фильм «Последние каникулы», сня­ тый на студии «Мосфильм». Жела­ ющие могут попасть сегодня на се­ ансы в 19 часов 45 минут и в 21 час 30 минут. — Наташ, махнем? — вдруг ска­ зал чубатый своей подруге. — Го­ ворят, хороший фильм. — Что ж, махнем! — согласилась Наташа. — Как раз успеем. Они стали быстро пробираться к выходу. Пассажир у окна проводил их взглядом и улыбнулся. Впервые за всю дорогу. И вновь красный, сверкающий чистыми стеклами <и свежен крас­ кой вагон, мягко постукивая на стыках рельсов, мчится вперед — к площади Героев. С этой площа­ ди, как оказалось, можно попасть в магазины «Маяк», «Руслан», «Люд­ мила», в мастерскую «Север», где принимают в ремонт разнообразную бытовую технику. И еще вожатая любезно рекомендовала выходя­ щим на следующей остановке сде­ лать часть пути по аллеям парка имени Скороходпва, ибо, как ут­ верждают медики, вечерние пво- гулки очень полезны для здоровья. —Ну, что делает, что делает! —^ покачала седой головой старушка. — Ну чистое телевидение! Пассажир в коричневой куртке неожиданно поднялся и прошел к кабине, где за приоткрытой дверью сидела вожатая — совсем моло­ денькая, худощавая, с веселыми рыжинками на миловидном яйце н серыми глазами. Он заглянул в ка­ бину и сказал, явно волнуясь: —- Спасибо, девушка. Огромное вам спасибо! — Что вы, — смутилась та. — Не за что. — Вас как зовут? — Люба Полякова. —Так вот, Люба Полякова, вы настроение создаете. Хорошее наст­ роение. Если хотите, радость дари­ те людям. Вот день у меня сегодня выдался — не припомню такого. Сплошные неприятности. А посидел сейчас минут десять в вагоне, по­ слушал вас, и не знаю, куда все исчезло. Будто груз сняли. За это и спасибо. ...Люба покачивается на мягком водительском сиденье, под вагон стремительно убегают бесконечные рельсы. Громко сказано: дарит ра­ дость!.. А может быть, действитель­ но, дарит? Вот ей, например, радо­ стно ведь сейчас от. слов незнако­ мого человека. На днях какая-то супружеская пара преподнесла Лю­ бе букет цветов. Везли букет в по­ дарок на день рождения, а когда выходили из вагона,—ей вручили. — Имениннику по дороге что-ни­ будь купим, а это вам, — сказали они. — За привет и ласку. Вагон завернул к широкому но­ вому мосту через Каменный' лог. Люба вспомнила, что именно здесь поздним вечером восьмого мая,под­ неся к губам микрофон, она реши­ лась не просто назвать следующую остановку, а сказать пассажирам, дремлющим в вагоне, что-то теплое, от души. Тем более, к этому был повод. — Пассажиры, •— волнуясь, ска­ зала Люба, — сейчас одна минута первого. Наступил новый день — 9 мая. Поздравляю вас с праздни­ ком г - Днем Победы, И будто сейчас видит она в свое зеркальце, как поднялся тогда с третьей скамейки худощавый чело­ век с резкими морщинами на лице и, прихрамывая, подошел к ее ка­ бине. — Спасибо, дочка, за поздравле­ ние. Хорошо, что вы, молодые, пом­ ните этот день. Никогда не забы­ вайте. Тот ночной пассажир, ветеран войны, окончательно укрепил в Любе убеждение, что не надо бо­ яться общения с пассажирами, не надо бояться микрофона. Начало было положено. И вот уже второй месяц ни на один день Люба Полякова не забывает о мик­ рофоне. Он стал ее первым помощ­ ником. Люба и обо всех останов­ ках сообщит, и какие-там есть ма­ газины, к где лучше сделать пере­ садку, посоветует едущим в вагоне чувствовать себя хозяевами — не толпиться у передней площадки, своевременно оплачивать проезд и соблюдать чистоту. Ей доставляет удовольствие вызвать у пассажиров добрую улыбку, напомнив о пользе вечерних прогулок или порекомен­ довать девушкам посетить новую парикмахерскую, где они могут сде­ лать модную прическу. И пассажирам нравится ездить в ее «четверке». Тут всегда весело, никто не кричит, не ругается, каж­ дый чувствует себя легко и непри­ нужденно. На столе у директора трамвайно­ го депо К. А. Тютьюина скопилось уже немало писем, в которых горо­ жане с восхищением отзываются о работе молодой вожатой. И по те­ лефону чуть ли не каждый день звонят Константину Анатольевичу— опять то же самое: выражаем бла- годарнось вожатой, трамвая № 4 Любе Поляковой. Люди довольны, руководство де­ по довольно. Люба — вдвойне. Лишь коллеги ее не совсем доволь­ ны. Не все, конечно, но есть такие. Ведь не у каждой из вожатых хва­ тает смелости и умения так же вот, как Люба Полякова, свободно чув­ ствовать себя с микрофоном в ру­ ке. И поэтому к начинанию Любы они относятся с неприязнью. Кое- кто даже пытался уколоть: дес­ кать, перед начальством выслужива­ ешься. И как зн^ть, может быть, немало довелось бы Любе услышать кол­ ких, недобрых шуточек, да спасибо Константину Анатольевичу. Дирек­ тор депо сразу понял всю ценность почина Любы Поляковой. И Кон­ стантин Анатольевич делает очень многое, чтобы ее опыт как можно шире перенимали другие. В это «очень многое» входит и похвала, и поощрение, и : убеждение на жи­ вых примерах, фактах, а то и стро­ гий выговор тем, кто смешком и ^кривой улыбкой готовы опорочить хорошее дело. На недавнем собрании, по прось­ бе Константина Анатольевича Люба выступила с расскззом о своей ра­ боте. Закончила она так: — Чтобы и^зормировать о самом интересном и новом, я регулярно просматриваю «Ленинское знамя», навожу справки по телефону, сама стараюсь побывать в тех магази­ нах, кинотеатрах или мастерских, о которых рассказываю пассажирам. Откуда-то с дальних рядов по­ слышалось: — Молодая, делать нечего, вот и читает да звонит. Поднялся Константин Анатолье­ вич, обвел внимательным взглядом зал. , — Думаю, что подавший эту реп­ лику, просто не в курсе дела. Лю­ ба Полякова, действительно, молода,Л нр, уверяю, что загружена она не меньше, чем каждая из вас. У нее — маленький ребенок, муж служит в армии, она заканчивает 10-й класс вечерней школы, участвует в репе­ тициях драмкружка, отвечает за выпуск «Комсомольского прожек­ тора». Достаточно? А то могу про­ дол житы.. — Достаточно, товарищ директор, — сказала пожилая работница, си­ дящая в первом ряду. — Вы не слу­ шайте их. А Любу мы знаем. Хоть и молодая, а дай бог, чтобы каж­ дая так работала... — Вот с этим я согласен, — по­ светлел лицом директор. — И еще одно хочу добавить. Многие жалу­ ются на недостачу в кассах. А Лю­ ба Полякова не жалуется. Не бы­ вает у нее случаев недостачи. На днях один пассажир позвонил мне: «За такое, — говорит, — культур­ ное обслуживание вместо трех ко­ пеек положил в кассу двадцать», Пасажиры, которых мы с вами во­ зим, в большинстве своем — люди добрые и сердечные. Они достойны того, чтобы обслуживать их куль­ турно. К этому я и призываю вас, товарищи водители... Люба повернула ручку ревеоса, и послушный ей вагон, набирая ско­ рость, помчался к следующей ос­ тановке «Улица Скороходова». Подождав, когда выйдут и войдут пассажиры, Люба поднесла к губам микрофон: . — Товарищи, конечный пункт на­ шего маршрута — остановка «Ули­ ца Литаврина». Здесь вы можете посетить городской парк культуры а отдыха. К вашим услугам — разно­ образные аттракционы, работают буфеты. Любителям спорта реко­ мендую побывать з Зеленом теат­ ре. где второй день идут соревно­ вания на приз замечательного со­ ветского штангиста Яна Спарре, Вход на соревнования свободный. Люба положила на место микро­ фон и улыбнулась, увидев в зез*. кальце трех парней, поспешивших к выходу. А В. ДОБРЯКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz