Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ ЛУЧШЕЕ-В АРСЕНАЛ ПРОПАГАНДЫ Минувший учебный год в системе партийного образования по праву называют годом ленинской учебы. Он проходил в условиях большого подъема в политической и идейной жизни партии и народа. Издание массовыми тиражами произве­ дений вождя, литературы о ленинизме и его значении в со­ временных условиях. предъюби­ лейные Тезисы ЦК КПСС, материа­ лы международного Совещания ком­ мунистических и рабочих партий — все это значительно обогатило тео­ ретическую основу политической уче­ бы, повысило интерес к актуальным проблемам марксистско-ленинской теории, коммунистического строитель­ ства, мирового коммунистического движения, идеологической борьбы на современном этапе. Итоги года свидетельствуют о возросшем интересе слушателей всех звеньев партийного образова- вания к первоисточникам, произве­ дениям В. И. Ленина. А это, в свою очередь, расширяет рамки учебного процесса, углубляет его характер. Обогатившееся содержание учебы закономерно повлекло за собой дальнейшее совершенствование ее методики, форм изучения проходи­ мого материала. Основная тенденция, которая прослеживается здесь, — повышение активности самих слу­ шателей, развитие их самостоя­ тельности. Конечно, это стало возможно потому, что районная парторганизация располагает сло­ жившимся отрядом опытных, знаю­ щих и любящих свое дело пропаган­ дистов. Свыше восьми лет выполняет это весьма Ответственное партийное по­ ручение в совхозе «Агроном» В. П. Сяченов. В минувшем учебном году он руководил школой основ марксиз­ ма-ленинизма пятого года обучения по курсу марксистско-ленинской фи­ лософии. Главное в его деятельности — ■стремление, чтобы люди не только получили знания, но и сами могли быть активными проводниками идей партии. Как, с помощью каких методиче­ ских приемов? Разнообразятся фор­ мы подачи программного материала: лекция, доклад, живой рассказ, не­ принужденная беседа. Привлекаются различные подсобные средства, обес­ печивающие наглядность и образ­ ность изложения. Так, при изучении, казалось бы, довольно «академичной» темы — «Общественно-экономическая формация» — пропагандист исполь­ зовал и произведение Горького «Го­ род желтого дьявола», и докумен­ тальный кинофильм «Материальная основа жизни общества». • Традиционными стали политин­ формации — обзоры событий за не­ делю, которые поочередно делают сами слушатели. На теоретической конференции по Тезисам ЦК КПСС к столетию со дня рождения В. И. Ленина слушатели выступили с докладами, а затем пошли с эти­ ми докладами на производствен­ ные участки, в рабочую аудиторию. В совхозе «Первомайский» школой основ марксизма-ленинизма третьего года обучения по курсу политэконо­ мии руководит В. П. Кузнецов. По образованию он экономист, пропа­ гандистский стаж — около двадца­ ти лет. Анализируя его опыт, обнару­ живаешь ту же установку на тесную связь теории е практикой. Все слушатели этой школы явля­ ются агитаторами и политинформа­ торами на производственных участ­ ках. В бригадах, на фермах они си­ стематически проводят беседы, оформляют красные уголки, выпу­ скают «эстафеты социалистического соревнования», «боевые листки», «молнии». Хорошо работает лектор­ ская группа, в составе которой — также слушатели школы. Серьезных успехов в выполнении социалистических обязательств в честь столетия со дня рождения В. И. Ленина добился Лебедянский машиностроительный завод. Он отме­ чен дипломом первой степени Сове­ та Министров СССР и ВЦСПС, за­ несен в областную Книгу Ленинской трудовой славы, ему присуждена юбилейная Почетная грамота обко­ ма КПСС, облисполкома и облсов- профа, вручено Памятное Красное знамя райкома КПСС, райисполко­ ма и райсовпрофа. В коллективе 238 ударников коммунистического труда. 115 человек уже выполнили свои индивидуальные пятилетии* планы. Большую роль в мобилизации людей на эти достижения сыграла хорошо поставленная партийная уче­ ба. Партком предприятия немало сделал для укрепления ее научной и учебно-методической базы, в част­ ности, для улучшения работы каби­ нета политического просвещения на общественных началах. Удачно подо­ браны пропагандисты. Глубокие зна­ ния, стремление к разнообразию ф Политическая учеба: * и т о г и и п л а н ы ' * ф ф /.» приемов и методов, к максимальной доходчивости в преподнесении изу­ чаемого материала, умение владеть аудиторией — вот что присуще та­ ким из них, как А. С. Беленький, Н. Д. Польшина, П. А. Леденев. В. Ф. Морозов, В. Г. Беляков. Под руководством этих товарищей слушатели основательно изучали произведения В. И Ленина, почти все из них, предусмотренные про­ граммой, законспектировали, подго­ товили по ленинским работам более 20 рефератов и докладов. При высо­ кой активности слушателей прошли теоретические конференции, посвя- щенныф Тезисам ЦК КПСС к столе­ тию со дня рождения В. И. Ленина и материалам международного Со­ вещания коммунистических и рабо­ чих партий в Москве, проблеме «Сов­ ременная научно-техническая рево­ люция и ее влияние на развитие со­ циалистического общества», диспут «Человек и современное производст­ во». Обращаясь к советской молодежи, В. И. Ленин говорил: «Перед вами задача строительства, и вы ее може­ те решить, только овладев всем ВЕТЕРАНЫ В СТ РОЮ Несколько лет назад пятьдесят коммунистов-пенсионеров, прожива­ ющих в домах первого и третьего домоуправлений Липецкого трактор­ ного завода, объединились в одну партийную организацию. Это люди различных профессий: бывшие трак­ торостроители и металлурги, юристы и учителя, советские и партийные работники, чекисты и офицеры Со­ ветской Армии. С сознанием вы­ сокого общественного долга, с завид­ ной энергией ведут они мас­ сово-политическую работу среди тракторостроителей. Наши агитато­ ры знакомят их с решениями партии и правительства, с событиями вну’г- реннейу« международной жизни* ' Вот,.* примеру, агитатор 'РГ-.'Н. Шалирский, бывший летчик . авиа­ ции дальнего действия. Он в период подготовки к ленинскому юбилею ор­ ганизовал в своей квартире коллек­ тивные просмотры телевизионных передач «Летопись полувека». Каж­ дая такая встреча у голубого экрана (а они продолжаются и сейчас), как правило, превращалась в большой обстоятельный разговор о судьбах поколений, о месте в жизни. Руководит агитколлективом Лав­ рентий Трофимович Ступников — участник революционных событий в октябре 1917 года. Как и в моло­ дости, он остается неутомимым аги­ татором. Лаврентий Трофимович часто выступает с интересны­ ми, содержательными докладами и беседами в школах, рабочих ауди­ ториях. Ребятам 25-й средней шко­ лы, например, надолго запомнилось его выступление на тему: «В. И. Ленин и гражданская война в Рос­ сии». Страстным пропагандистом ленин­ ских идей является коммунист Ва. сйлий Иванович Бачурин. Участник февральской революции, бывший председатель эскадронного комитета солдатских депутатов. Василий Ива­ нович — интересный собеседник. \ Вот лишь некоторые из записей в его блокноте: «16 февраля. Беседа с учениками б-го класса 31-й средней школы о Дне Советской Армии... 18 февраля. Доклад во Дворце культуры ЛТЗ о гражданской вой­ не... 20 февраля. Рассказ учащимся ма­ шиностроительного техникума об ус­ тановлении Советской власти в Ли­ пецком крае». И З О П Ы Т А АГИТКОЛЛЕКТИВА Недавно В. И. Бачурин выступал в музее 31-й школы, где рассказал ре­ бятам о становлении Советской зла- сти в Липецком крае, о глубочайших преобразованиях за минувшие деся­ тилетия. В.. И. Бачурин — заместитель сек­ ретаря партийного бюро по идеоло­ гической работе. Он же — редактор стени&щ газеты нашей партийной ор­ ганизации «За коммунистический быт»!’' ’ Партийное бюро вместе с работни­ ками домоуправлений большое вни­ мание уделяет детям и подросткам, стремится сделать их досуг инте­ ресным и содержательным. С уча­ стием самих подростков оборудова­ ны футбольные поля, волейбольные, баскетбольные площадки. В зимнее время во дворах действуют катки и хоккейные площадки. При 1-м домоуправлении имеется детская комната. В ней создан со­ вет общественности по работе с детьми, председателем которого яв­ ляется активная общественница, член КПСС Е. П. Белькова. В по­ мощь совету от парторганизации вы­ делены коммунисты — ветераны А. В. Нехлопочина, Н. С. Кузина. Я. М. Молодых, А. Н. Игнатьев, Н. И. Федотов и другие. Работа партийной организации особенно заметно активизировалась в период подготовки к столетнему юбилею вождя. Коммунисты-ветера­ ны В. И Бачурин, Д. П. Остроумов, А. С. Шерстнев, А. И. Игнатьев не­ однократно выступали перед населе­ нием с разработанными ими лекция­ ми по произведениям В. И. Ленина «Что делать?», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Госу дарство и революция», «Детская бо­ лезнь «левизны» в коммунизме». Отпраздновав ленинский юбилей, мы наметили новый обширный план деятельности. Главное в нем —"ЗаУ крепление оправдавших себя форм работы С людьми, дальнейшее повы­ шение их эффективности. Сейчаб наш агитколлектив обслуживает две агитплощадки — по улице Ильича, заведует которой Ф. И. Швецов, и по улице Л енинградской—занедующий- заместитель секретаря партбюро А. С. Шерстнев. На них активисты организуют различные мероприятия для молодежи, проводят беседы, про должают участвовать в Ленинских чтениях, пропагандировать идейное наследие вождя. ' Ветераны вновь и вновь посещают рабочие общежития, организуют встречи молодежи с героями труда и войны, поддерживают самую тесную связь со школами, детскими комна­ тами, являясь ближайшими друзья­ ми и шефами ребят. К. СУВОРОВ, секретарь партийного бюро первого и третьего домоуправлений Липецкого тракторного завода. современным знанием, умея превра­ тить коммунизм из готовых заучен­ ных формул, советов, рецептов, пред­ писаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу». О том, как решению этой важней­ шей задачи способна содействовать система партийного образования, свидетельствует опыт парторганиза­ ции Лебедянского сельскохозяйст­ венного техникума. В минувшем учебном году преподаватели зани­ мались в теоретическом семинаре по проблеме — «Работа В. И. Ленина «Государство и революция» и совре­ менность». Семинаром руководил Н. Е. Иноземцев. Здесь обстоятель­ но обсуждены рефераты: «В. И. Ленин о коренной противополож­ ности социалистического и капита­ листического государства», «Раз­ витие В. И. Лениным теории социа­ листической революции», «Критика реформизма и оппортунизма по во­ просу социалистической революции», «Разработка В. И. Лениным марк­ систского учения о диктатуре про­ летариата». В данном случае, учитывая спе­ цифику контингента, не приходится говорить ни о сложности тематики, ки о навыках самостоятельной рабо­ ты над первоисточниками, ни об умении излагать материал: для пе­ дагога все это — само собой разумеющееся. Зато с особой остротой встает другая задача — как можно полнее передать полити­ ческие знания учащимся, привить мо- одежи вкус к ним. Что делается в этом направлении? Классные руководители еженедельно проводят политзанятия по группам. Учащиеся успешно сдали Ленинские зачеты по биографии Ильича, по его работам «Великий почин», «Лучше меньше, да лучше», «Как организо­ вать соревнование», речи В. И. Ле­ нина на III съезде РКСМ, и другим. Во время напряженных сельхоз- кампаний учащиеся оказывают прак­ тическую помощь колхозам и совхо­ зам. Й все чаще оттуда поступают отзывы: юноши и девушки не только на совесть работали в поле, но и были активными агитаторами, орга­ низаторами соревнования, выступали перед тружениками с беседами, до кладами, художественной самодея­ тельностью. Так преломляется в учебно-воспитательном процессе по­ литическое самообразование препода­ вательского состава. Особенности минувшего учебного года, о которых шла речь, наиболее концентрированно проявились на итоговых занятиях. На Лебедянском инструментальном заводе, например, эти занятия были проведены в фор­ ме теоретической конференции. В са­ мой теме органически сочетались элементы теории и практики: «Повы­ шение эффективности общественного производства — коренная задача коммунистического строительства». На конференции выступили все без исключения слушатели, обнару­ жив при этом знание не только про­ граммного материала, но и ленин­ ских работ, оценок по затронутым вопросам. Сейчас коммунисты района на своих собраниях обсуждают итоги закончившегося учебного года и разрабатывают мероприятия по под­ готовке к новому. Повсеместно ве­ дется работа по комплектованию сети партийного просвещения с уче­ том запросов и интересов слушате­ лей, по обеспечению их учебниками, наглядными пособиями и другими необходимыми материалами. В отделе пропаганды и агитации райкома партии пересмотрен состав методического совета при кабинете политпросвещения. осуществляются мероприятия по подбору и подготов­ ке пропагандистов. Более тридцати из них уже пополнили свои знания, получили методические рекоменда­ ции на курсах при обкоме КПСС, в сентябре там побывает следующая большая группа. У себя в райкоме готовимся провести день пропаган­ диста. Главную задачу в новом учеб­ ном году мы видим в том, что­ бы в полной мере использовать опыт, накопленный в ходе подготовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, все более совершенствовать и обогащать его, положив в основу всей партийной учебы дальнейшее изучение и пропаганду бессмертных ленинских творений, важнейших до­ кументов нашей партии, междуна­ родного коммунистического и рабо­ чего движения. Ю. ЛЕЛЯВИН, заведующий отделом поопаганды я агитации Лебедянского райкома КПСС. |ЗА ОБЩЕЕ ДЕЛО В ОТВЕТЕ КАЖДЫЙ В коллективе локомотивного депо станции Лев Толстой горячий отклик нашло Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования резервов производства и усилении режима экономии в народном хозяйстве». Что же сделано в депо после обсуждения Письма! Вместе с секретарем партийной организации В. В. Новиковым на­ правляемся в цехи. — Хотите познакомиться с Па­ хомовым? — спрашивает Виктор Владимирович. Так мы встретились с одним из лучших машинистов депо. Борис Николаевич Пахомов первым за­ имствовал опыт известного масте­ ра вождения Ф. И. Ряховского, которого считает своим наставни­ ком. Сейчас учитель и ученик со­ ревнуются между собой. Их при­ меру следуют другие. — В последнее время мы все чаще водим тяжеловесные поезда, — рассказывает Пахомов. — Де­ ло это нелегкое. У меня вот и опыт достаточный, а все-таки чувствуешь порой в пути большое напряжение. Когда ведешь тяже­ ловесный состав, главное — под­ держивать определенную темпе­ ратуру воды и масла, или, как го­ ворят на транспорте, держать нужные параметры. Машинисты Ряховский и Пахо­ мов умеют экономить топливо, когда паровоз еще стоит на мес­ те. Ведь бывает, что горючее тра­ тится и на стоянке. Получается, что поезд ни метра еще не сде­ лал, а горючее сжигается. Или взять трудный профиль пу­ ти с перевалами. Тут надо, счита­ ет Ряховский, чтобы дизель ра­ ботал на малых оборотах. Ско­ рости он не теряет, а расход топлива сокращается. — Не все пока эту науку у нас постигли, — говорит парторг. — Но стремятся. После обсужде­ ния Письма многие машинисты подтянулись, лучше стали рабо­ тать. Интересуемся личными обяза­ тельствами Бориса Пахомова. — Пересмотрел я их, — гово­ рит машинист, — намечаю за каждый летний месяц сберечь пять тонн топлива, за зимний — не менее трех. В мае сэкономил, например, более пяти тысяч ки­ лограммов. У Федора Ряховского н Бориса Пахомова сейчас в депо много последователей — Г. Ф. Мерзли- ков. А. П. Гуськов, А. Н. Заиепин, А И. Глаголев и другие. В ми­ нувшем месяце каждый из них добился экономии топлива, про­ вел не одни состав на сбережен­ ном горючем. Администрация, партийное бю­ ро, местный комитет профсоюза стремятся помочь коллективу с честью справиться с принятыми обязательствами. В депо прово­ дятся беседы, лекции. Занятия школы передового опыта зачас­ тую проходят не в кабинетах, а непосредственно на рабочих мес­ тах. Мы видели, как отправляют­ ся и рейсы сдвоенные бригады: к лучшим машинистам, добиваю­ щимся экономии горючего, присо­ единяются те, у кого недостает опыта. В депо введен ежедневный учет расхода топлива, создан совет, ко­ торый руководит формированием бригад. Лев-толстовские железнодо­ рожники назвали год 1970-й го­ дом бережливости и многое дела­ ют для выполнения намеченных планов. Не все, разумеется, пока ладят­ ся, не все удается. Машинист- инструктор по теплотехнике Н. П. Лоскутов серьезно озабочен: — Все без исключения тепло­ возные бригады экономят топли- ЕО; — говорит он. — А вот поло­ вина паровозных смен допускает пережог. Рабочие, инженеры, техники — каждый на своем участке — ве­ дут поиски путей увеличения про­ изводительности труда, повыше­ ния экономической эффективности производства. ...Цех промывки. На ремонте по­ стоянно находятся несколько ло­ комотивов, но людей мало, пото­ му что многие работы механизи­ рованы. В цехе хорошие мастерские, много оборудования. И’ работают в нем на редкость трудолюбивые и изобретательные 4 люди. Было очень приятно, например, беседо­ вать со слесарем по ремонту ар­ матуры котлов, опытным рабочим И. Ф. Полежаевым. Он выполня­ ет сменные задания на 130—132 процента. Иван Федорович—хоро­ ший рационализатор. Нет такого участка в цехе, где бы не прило­ жил он своих рук. Вот недавняя новинка Полежаева. Шарожку для притирки гнезд клапанов раньше делали вручную. Много сил и терпения на это уходило. Теперь операция механизирована. Вместо часа ее выполняют за 10—15 минут. В цехе немало расходуется цветных, дорогостоящих метал­ лов. И рабочие там, где можно, заменяют их чугуном, экономят большие средства. Есть у Ивана Федоровича боль­ шая мечта — опробовать форсун­ ки прямо на локомотиве, а не снимать их.' как это делается до сих пор. Будут продувать их воздухом и водой не на стенде, а на месте. Сейчас на каждую фор­ сунку уходит в среднем два часа. А можно, как прикинул Иван Фе­ дорович, производительность тру­ да на этой операции повысить не менее чем на 30 процентов. В депо разработано положение о стимулировании труда рабочих. В нем есть и такой пункт: если рабочий без уважительных при­ чин допустил прогул, нарушил нормы общественного порядка, то он лишается вознаграждения полностью. И для смены или бригады,, в состав которых вхо­ дит этот рабочий, вознаграждение уменьшается. Конечно, нарушите­ ли сразу не перевелись, но число их резко сократилось. В прошлом году локомотивное депо получило прибыль. Но по раду основных показателей, осо­ бенно по росту производительнос­ ти труда, результаты пока оста­ ются невысокими. В завершающем году пятилетки коллектив депо решил добиться улучшения этого основного пока­ зателя. Кроме того, он поставил цель: снизить себестоимость пере­ возок по сравнению с планом на полтора процента, улучшить ис­ пользование основных и оборот­ ных средств, получить 20 тысяч рублей сверхплановой «прибыли. Достижению этой цели, несом­ ненно, поможет начавшийся по­ сле обсуждения Письма чпоиск резервов производства. . Н. ВУКОЛОВ. Бесконечной лентой идет через агрегат защитного покрытия цеха холод­ ного проката стальная лента. Это — одна из многочисленных операций, связанных с выпуском трансформаторной стали. Металлурги Новолипецкого завода стараются дать стране такой стали больше и лучшего качества. Фото Ю. Ардашева. Когда заходишь в столовую животноводческого комплекса кол­ хоза имени Ленина Липецкого района, сразу обращаешь внима­ ние на уют и порядок. Повар Ли­ дия Ивановна Салищева и ее по­ мощница Мария Сергеевна Кры­ лова готовят недорогую и вкус­ ную пищу. Животноводы очень довольны их работой. НА СНИМКЕ: Л. И. Салищева и М. С Крылова. Фото А. Гирева. ниш На Липецкой областной сель­ скохозяйственной опытной стан­ ции состоялся семинар.совещание заместителей председателей рай­ исполкомов, инженеров район­ ных объединений «Сельхозтехни. ка», главных специалистов районов, руководителей специализиро­ ванных трестов совхозов. Открыл семинар.совещание секретарь об­ кома партии А. И. Рачков. С докладом «Обеспечение скота кормами — главное в решении задач по увеличению производства продуктов животноводства» выступил начальник областного управления сель­ ского хозяйства А. В. Теляков. Директор опытной станции А. Ф. Сороченков рассказал участникам семинара о прогрессивных ме­ тодах заготовки кормов. А затем главные специалисты и научные сотрудники опытной станции познакомили их на практике с при­ емами активного вентилирования трав, закладки сенажа, показали культурное пастбище, улучшение силоновых пастбищ. В работе семинара принял участие и выступил с речью первый секретарь обкома КПСС Г. П. Павлов. ОЗДАНИЕ в области 1 ОПЫТ ПРИДЕТ В Н Е Д Р Я Т Ь П Р О Г Р Е С М Е Т О Д Ы З А Г О Т О В К И ☆ ☆ С И В Н Ы Е К О Р М О В С круп­ ных специализированных хозяйств и комплексов — большой шаг по пути интен­ сификации животноводства. В том, что специализация—самое вер­ ное направление, никого уже не при­ ходится убеждать. Пришло время также решительно перестроить от­ ношение работников сельского хо­ зяйства к кормопроизводству. Высо­ кая продуктивность животных, сох­ ранность молодняка зависят не прос­ то с Я количества имеющихся в хо­ зяйстве кормов, а и от их качества, от питательной ценности. Одним словом, интенсивное ведение живот­ новодства требует в свою очередь интенсификации кормопроизводства. Вот почему на семинаре речь шла не о кормах вообще, а о кормах высококачественных, для получения которых нужны более совершенные методы заготовки. Учеными доказано, что даже при самом тщательном соблюдении тех­ нологии уборки трав, допускаются определенные потери питательных веществ. Особенно быстро разруша­ ется под воздействием солнечных лу­ чей каротин. Из 4—5 килограммов зеленой массы вико-овса получается один килограмм сена. Из содержа­ щихся в этой траве 120—150 милли­ граммов каротина при самых лучших условиях сушки остается 25 милли­ граммов, а белка теряется 25 процен­ тов. Поэтому так остро встал вопрос об изменении технологии заготовки сена. Не обычное сено, а витаминная травяная мука, сено, высушенное пу­ тем активного вентилирования и, на­ конец, сенаж. Высокая температура при сушке травы в машинах АВМ-0.4 или бы­ строе высушивание ее без доступа света при активном вентилировании не разрушает протеин и каротин, в корме сохраняется большое коли­ чество питательных Ееществ. При ес­ тественной сушке сено содержит 50 процентов сухого вещества, сено тюкованное — 65 процентов, сено, высушенное искусственно — 77, се­ наж — 89 процентов. Самым лучшим кормом является сенаж. По питательности он ценнее сена и травяной муки. Вот данные Курской опытной сельскохозяйствен­ ной станции о кормовом достоинстве сенажа. Если надои молока при кормлении коров зеленой травой при­ нять за 100 процентов, то при корм­ лении сенажом надои составят 70— 76 процентов, а хорошим сеном —- только 26—30 процентов. Кормление сенажом позволило курянам за год поднять удой от коровы на 300—400 килограммов. Заготовка трав для сенажа и тех­ нология его закладки несложны и доступны каждому колхозу и сов­ хозу. Специалисты опытной станции рекомендовали готовить сенаж из наиболее ценных трав, таких, как клевер и люцерна потому, что из них труднее получить сено высокого качества. Очень важно точно опре­ делить влажность провяленной тра­ вы, не пропустить момент, когда она достигнет 45—50 процентов. Участни­ ки семинара увидели, как это дела­ ется. На участке клеверного поля ско­ шенная масса подсыхает в валках. Раму с редкой металлической сеткой подкладывают под траву так. что­ бы на ней уместилась часть валка длиной около метра. Порцию травы на раме периодически взвешивают, определяя каждый раз влажность массы. Инженеров, естественно, заинтере­ совало, какие машины используются при подготовке зеленой массы сена­ жа. Главный инженер опытной стан­ ции В. В. Рубцов дал подробные пояснения. Клевер косили обычной сеялкой КЗН-2,1, сгребали граблями ГВК-6. Для подборки и измельче­ ния травы на комбайн СК*4 наве­ шивается измельчитель от жатки ЖКН-2,6. Хедер с подборщиком остается от СК-4. Демонстрировал­ ся и другой вариант, когда на комбайн КС-2,6 поставили подбор­ щик от СК-4. Показали гостям полуназемную траншею для закладки сенажа. Она выложена бетонными плитами, кото­ рые заземлены на глубину более метра. Дно хранилища забетонирова­ но, чтобы предохранить сенаж от проникновения влаги из почвы. З а­ кладку шестисот тонн сенажа в эту траншей предполагают провести за трое суток, при тщательной трам­ бовке массы. В сенаже практически не происхо­ дит ни гнилостного распада белка, ни брожения. Корм получается не кислым, а пресным и по своим ка­ чествам мало отличается от исход­ ной зеленой массы. В анаэробных условиях сенаж сохраняется без от­ ходов с минимальными потерями питательных веществ. Однако при доступе воздуха в нем может поя­ виться плесень, и корм испортится. Поэтому при хранении емкость дол­ жна быть тщательно герметизирова­ на. Ее накрывают полиэтиленовой пленкой, края которой присыпают землей. Затем пленку замазывают глиной или закрывают слоем земл I толщиной 20—25 сантиметров. Сотрудники станции продемонстри­ ровали, как следует накладывать и укреплять пленку, как соединять кус­ ки полиэтиленового покрытия, про­ глаживая их горячим утюгом че­ рез бумагу. В этом году в колхозах и совхозах предполагается заготовить 22 тысячи тонн сенажа. Прошлым летом уже были сделаны первые попытки, од­ нако не везде получили настоящий сенаж. Поэтому научные сотрудники станции особый упор делали на тща­ тельное соблюдение технологии за­ кладки корма. Требуемые влаж­ ность травы, сроки закладки, трам­ бовка, герметизация траншеи — ни одно условие не должно нарушать­ ся. Кроме этой «новинки», не освоен­ ной еще в наших колхозах и совхо­ зах, хозяева показали участникам семинара уже известные способы за­ готовки трав. В прошлом году хозяй­ ство заложило 80 процентов тюко­ ванного сена. Как это делается, главный инженер В. В. Рубцов пояс­ нил на поле, где работал в это вре­ мя трактор с пресс-подборщиком ПП-1,6. Заслуга механизаторов опыт­ ной станции в том, что они оборудо­ вали пресс-подборщик устройством для подачи тюков прессованной тра­ вы в автомашину. Тюкованное сено сушат методом активной вентиля­ ции, сокращая срок провяливания его в валках и уменьшая при этом потерю ценных питательных свойств корма. Для активного вентилирования се­ на на опытной станции демонстриро­ вались три вида вентиляторов. Вентилятор СВМ-5М производи­ тельностью 12 тысяч кубометров воздуха в час. Он гонит струю воздуха на расстояние 20 метров. Два таких вентилятора устанавли­ ваются с двух концов сорокаметро­ вого скирда, который посредине разделен стенкой из плотно уло­ женных тюков сена. Другой вентилятор Ц 13-50 — бо­ лее мощный с производительностью 16,5 тысячи кубометров в час. Показали участникам семинара также использование для актив­ ного вентилирования опрыски­ вателя ОВГ-1. Производительность его — 39 тысяч кубометров в час, работает он от вала отбора мощности трактора. Преимущество его в том, что он не требует элек­ тричества и может работать в лю­ бом месте. Метод активной вентиляции извес­ тен и применяется во многих хозяй­ ствах. Преимущества его известны. Важно, чтобы руководители хозяйств использовали все имеющиеся венти­ ляторы, опрыскиватели и буквально в ближайшие дни организовали сушку сена - методом активного вен­ тилирования. Участники семинара побывали на культурном неорошаемом пастбище. —Ъ Залужение пастбища провели в 1968 году, под покров яровой пшени­ цы посеяли костер и овсяницу. На следующий год весной подкормили минеральными удобрениями и тра­ вы убрали на сено. В этом году раз­ били пастбище на участки, оградили их электропастухамн. На гурт 200 коров выделяется участок в 7 гекта­ ров, который скармливается за пять дней, по 1,4 гектара на день. Когда участок стравлен, скот перегоняют на следующий, а несъеденную траву скашивают, вносят подкормку — по два центнера аммиачной селитры и проводят боронование. Через 30—45 дней трава отрастает, и скот пасут на участке вторично. Если за один раз с гектара получают урожай зеле­ ной массы 80 центнеров, то за два раза — 160 центнеров. Главный агроном опытной станпии А. Т. Цаценкин пояснил, что съем второго урожая трав приносит в год 20 тысяч рублей чистой прибыли. В будущем планируется организовать орошение пастбищ, тогда появится возможность пасти стадо на одном участке не два, а три-четыре раза. Заведующий отделом кормопроиз­ водства В. С. Дувин подробно озна­ комил гостей с работой по улучше­ нию склоновых земель. Участники семинара — руководи­ тели и специалисты, которые приз­ ваны внедрять прогрессивные мето­ ды заготовки кормов у себя в рай­ оне, в совхозах трестов, возвратясь на места, должны провести се­ минары со специалистами колхозов и совхозов, и все, что узнали ценно­ го и полезного—применить на прак­ тике. Делать это надо сегодня же, ведь косовица трав уже началась. На круглосуточную работу надо пере­ вести АВМ-0,4, чтобы произвести как можно больше витаминной тра­ вяной муки. Следует организовать и активное вентилирование сена, мо­ билизовав для этого все имеющиеся в районах вентиляторы, опрыскива­ тели. Задание по закладке сенажа так­ же должно быть выполнено. Все следует сделать в точном соответ­ ствии с требованиями, чтобы полу­ чить действительно ценный, пита­ тельный корм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz