Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 9 июня 1970 г., У» 132 (12 691) О т ъ х б о р о я о в ы б о р о НОВОСЕЛЬЯ Говорят, что каждый город имеет свое лицо. Липецк — это металл, станки и старинные парки над рекой, с курортом и минераль­ ной водой. Самая характерная его черта — это стройки. Город быстро растет, раздвигает свои границы, меняется на глазах. В преддверии выборов в Вер­ ховный Совет СССР стало изве­ стно. что в одном только Право­ бережном районе создано 17 но­ вых избирательных участков, что в новых домах за четыре года по­ селилось почти 38 тысяч жителей. Избирательный у ч а с т о к № 44/1434—самый молодой в Ли­ пецке. Четыре года назад на мес­ те многоэтажных кварталов сво­ бодно разгуливал ветер. Даже не старожилы помнят, что совсем недавно у железнодо­ рожного вокзала кончался город. Теперь жители улиц, названных именами советских космонавтов, считают, что они живут «почти в центре». Потому ‘что на месте пустырей вырос новый город — восьмой, девятый, одиннадцатый, двенадцатый микрорайоны. Участковая избирательная ко­ миссия расположилась в сорок восьмой школе, которой «от роду нет года». Она открылась в сентябре 1969-го. Сорок восьмая школа построена по современному проекту. Здесь предусмотрено все: огромная комфортабельная столовая, просторный физкуль­ турный зал и спортивная площад­ ка, школьный кинозал, ботаниче­ ский участок с теплицей, хорошо оборудованные кабинеты. А вот комплекс общежитий треста «Липецкстройтранс». Это — высокие кирпичные дома, где есть газ, горячая вода, теле­ фоны. Внизу, соединяя оба зда­ ния, расположилась «Блинная». Тоже очень удобно, продуманно. Пищеблок и общежития рядом. Новая аптека № 93. Огромные, во всю стену окна, много света, мягкая мебель в зале, в цветах — подоконники, удобная ассис­ тентская, есть и комната для приема пищи. Аптека существует меньше года. Но работники ее— почитаемые люди у жителей мик­ рорайона. Все 15 сотрудников аптеки — тоже новоселы, живут в новых квартирах. Вот, напри­ мер, Лидия Дмитриевна Хоро­ шевская — рецептор-контролер. Ее муж, Юрий Афанасьевич, и шестилетняя Иринка живут в двухкомнатной квартире. Работа для Лидии Дмитриевны близко, да и Иринкин детсад «Ромашка» через 2 дома. Ровесницей аптеки по стажу называют в шутку товарищи по работе Людмилу Федюшкину, фармацевта, в прошлом году окончившую училище. Работает она меньше года, но показала се­ бя неплохим специалистом, к то­ му же старательная, добросове­ стная. Но, пожалуй, самой большой популярностью пользуется продо­ вольственный магазин самообс­ луживания. Он открылся пять ме­ сяцев назад. — Мы полюбили этот магазин и привыкли к нему, — говорят супруги Елизавета Ивановна и Сергей Сергеевич Егоровы. — По­ думайте — десять-двенадцать раз­ личных покупок мы делаем за 3—4 минуты. В обычном магази­ не на это ушло бы минимум пол­ часа. — К тому же обслуживают культурно, — вступает в разговор рабочий Игорь Константинович Сиднее. — Выбор товаров всегда хороший. Пенсионерка, избирательница нового участка Анна Афанасьевна Языкова говорит: —В свои шестьдесят лет я то­ же новосел и даже поклонник нашего микрорайона. У него есть, по-моему, явные преимущества — удаленность от заводов и боль­ ших автомагистралей, с транс­ портом теперь хорошо. Я доволь­ на новой квартирой, которую по­ лучил мой сын Анатолий, рабочий Новолипецкого завода. Я рада, что голосовать буду в новой шко­ ле, где учится мой внук Саша. В эти предвыборные дни спра­ вит новоселье семья Марии Ва­ сильевны Аксеновой, матери-ге- рсини, получающей на днях в микрорайоне четырехкомнатную квартиру. Городские стройки... Это не только известные на всю страну стан «2000», пятая коксовая бата­ рея, цех сырого бензола, это — и построенный в период между выборами кооперативный техни­ кум, два- профтехучилища, детские седы, новые трамвайные мар­ шруты. Это новое лицо нашего древнего города, лицо красивое, дсброе. Р. ПЕРМИНОВА. И - ♦ г % И ♦ 1 г 2 ♦ = : - ♦ - ♦ = : с | с $ 2 ♦2 > Наш доменный среди родственных цехов — один из пере­ довых в стране. Мы неоднократно завоевывали первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании. Нынче в наших руках переходящее Красное знамя Министерства черной металлургии и ЦК профсоюза работников металлургической промышленности. Но мы знаем, что «потолка» не достигли и не собираемся обольщаться теми показателями, которых добились. Наоборот, высокая оценка нашегя труда ко многому обязывает. Мы должны с еще большей настойчивостью и рвением бороться за повышение экономической эффективности металлургических агрегатов, практи­ ческими делами ответить на Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования ре зе р­ вов производства и усилении режима экономии в народном хозяй­ стве». нуте рабочего времени <— дело очень трудоемкое, но очень и очень необходимое для повыше­ ния эффективности общественно­ го производства. Поиск внутрен­ них резервов производства не может и не должен вылиться в кратк временную кампанию. До­ менщики рассматривают ее как постоянную, планомерную и серьезную работу, в которой должен принять участие каждый член коллектива. — В нашем цехе тон в выполне­ нии намеченных коллективом ме­ роприятий по наиболее полному П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь . 2 Это Письмо с глубокой заинте- — ресованностью обсуждалось в 2 марте на многолюдных рабочих 2 собраниях во всех цехах Липец- 2 кой Магнитки. Состоялось такое 5 собрание и у нас. Выступая на 2 нем, доменщики внесли немало ■ конкретных предложений, пре- 2 следующих цель достичь лучших 5 технико-экономических показа- 2 телей, увеличить выпуск и улуч- 2 шить качество чугуна. 2 На цеховом партийном собра- 2 нии коммунисты избрали комис- 2 сию из представителей всех 2 служб. В нее вошли мастера 2 Н. Ф. Соболев, В. К. Зайцев, 2 В. И. Филиппов, электрослесарь 2 Еладимир Огрызков и другие. 2 Председателем комиссии утвер- 2 дили начальника цеха коммуниста 2 Г. Б, Рабиновича. 2 Прошло не так уж много вре- 2 мени, а в комиссию поступило 2 более ста предложений. 64 из 2 них были признаны ценными и 2 приняты к внедрению. Причем 2 восемь предложений представле- 2 ны в общезаводскую комиссию. 2 Мероприятия по Письму — 2 плод коллективных раздумий, 2 творческого хозяйского подхода 2 доменщиков к использованию ре- а зервов, возможностей производ- 2 ства. И, естественно, коммуни­ стов, всех работников цеха инте­ ресует, как они осуществляются. Недавно у нас состоялось от­ крытое партийное собрание, на котором секретарь цехового партбюро М. Н. Болдырев сооб­ щил об этом. Сделано немало. Если прежде, после закрытия летки остатки огнеупорной глины бросали в отвал, то теперь они идут в дело. Бережливое расхо­ дование дорогостоящего матери­ ала дает значительную эконо­ мию средств. Авторы этого пред­ ложения — мастер коммунист Л. П. Баслаев и первый горновой Н. Т. Горлов. В отвал раньше сбрасывался и скрап, остававшийся на канавах после выпуска чугуна. Сейчас, его собирают и отправляют в копро­ вый цех. Это хорошее мероприя­ тие внедрено по предложению горнового коммуниста В. Н. На­ сонова. В ближайшее время осущест­ вится предложение коммуниста Н. Г. Начешникова об изменении схемы автоматического включе­ ния транспортеров шихтоподачи. Подобных примеров можно привести немало. Рачительное от­ ношение к труду, каждой маши­ не, механизму, каждому грамму сырья и теплива, к каждой ми- ГЯ1111111ПШПП1111П1111П1а1111П11111111Ш1Ш11111111111111П111П11111П11П1ПК Ш а д о я Успешно трудятся в последнем го­ ду пятилетки животноводы колхоза «Советская Армия» Задонского рай­ она. По производству и заготовкам молока и мяса они пять месяцев под­ ряд удерживают переходящее Крас­ ное знамя райкома КПСС, райис­ полкома и райсовпрофа. Продуктивность ферм растет с каждым днем. Среднесуточные надои р а с т у т составляют 11,7 килограмма, а в бригаде В. Ф. Пожидаевой — 12,5 килограмма. В колхозе большое внимание уде­ ляется производству кормов. Как правило, хозяйство имеет переходя­ щий резерв кормов. Механизаторы готовят технику к уборке трав. А. МАРКОВ. На рисунке: самым «высоким» называют липчане восьмой мик­ рорайон. Здесь построено и стро­ ится семь девятиэтажных домов. Эта девушка с трибуны Дан- ковской районной комсомольской конференции в прошлом году первой бросила клич к девушкам: «Нужно осваивать профессию механизатора!». Опыт работы у механизатора совхоза «Полито- во» Марии Шершневой неболь­ шой. От роду ей 20 лет. НА СНИМКЕ: трактористка Мария Шершнева. Фото В. Синева. использованию резервов произ­ водства задают коммунисты — первые горновые В. С. Майст- ренко и М. П. Руленко, газовщик М. Б. Корсунский, мастер-элек­ трик Н. Н. Андреев и другие. Нынче в цехе не проходит, пожалуй, ни одного оперативно­ го совещания, на котором бы руководители служб не отчиты­ вались о выполнении намеченно­ го в связи с Письмом по каждо­ му пункту. И, разумеется, это приносит свои плоды. Но нельзя закрывать глаза и на недочеты. Порой у нас еще нарушается технология выплавки металла. Нарушения отдельными работни­ ками трудовой и производствен­ ной дисциплины (пусть и не час­ тые) ведут к излишним тратам, к простоям агрегатов. При неплохих в общем-то ко­ личественных показателях в ис­ текшем месяце на доменной печи № 4 выплавлено чугуна с отклонениями. от технических норм больше положенного. До­ пущен перерасход сырья, и, как следствие, отдельные категории рабочих, отвечающие за качество продукции, будут лишены права на получение премии. Четвертую печь «лихорадит» уже продолжительное время. Из-за неудовлетворительного сос­ тояния чугунных леток снижается температура дутья, что ведет к нарушению графика выпуска чу­ гуна, а значит и к производствен­ ным потерям. Много и давно мы говорим о качестве сырья. И тем не менее оно по-прежнему не удовлетво­ ряет нас. До сих пор не изжиты колебания по содержанию в аг- * ломерате железа. Анализы за- 2 частую не соответствуют дейст- 2 вительному содержанию компо- д нентов. Все это опять-таки при- 2 водит к снижению качества чугу- 2 на, к излишнему расходу кокса 2 и т. д. 2 В самое ближайшее время мы, д доменщики, намерены увеличить д расход кислорода для обогаще- д ния дутья, что позволит допол- 2 нительно получать немало чугу- 2 на. Проектные мощности всех на- 2 ших домен уже перекрыты, и без 2 решения указанных мер техниче- 2 ского порядка просто нельзя ^ обеспечить интенсификацию про- Я изводства. Безусловно, с нас ни 2 в коем случае не снимается от- Я ветственность за совершенствова- 2 ние технологии, за сокращение 5 простоев доменных печей. Доменный цех пока отстает от 2 родственных цехов по выпуску 2 продукции на одногЬ работающе- 2 го. И над этой проблемой 2 работают наши коммунисты — " специалисты, новаторы производ- и ства. Разумеется, хотелось, чтобы 2 делалось это с большим разма- Я хом, должным упорством. Ведь 2 время не терпит. 2 Решено строить у нас пятую 2 доменную печь. Значит, надо за- 2 ранее готовить кадры для нее. 2 Даже специалист с высшим обра- ~ зованием, не имеющий достаточ- 2 ного опыта практической работы, д не может быть допущен к экс- 2 г.луатации современного метал- д лургического агрегата. Рачитель- 2 ный крестьянин сани готовит ле- 2 том. Руководителям цеха, коль 2 они серьезно думают о перепек- 2 тивах развития доменного произ- 2 водства, следует вплотную занять- 2 ся подготовкой кадров. В коллективе сложилась добрая 2 традиция — выполнять свои обя- 3 зательства досрочно. В нынеш- 2 нем году мы обещали выплавить 3 сверх плана 1 0 тысяч тонн чугу- 2 на, но уже к 1 0 0 -летию со дня д рождения В. И. Ленина выплавили 2 его 8 тысяч тонн. Прежнее обя- д зательство пересмотрено в сто- 2 рону повышения. К концу года д дадим стране 30 тысяч тонн 2 сверхплановой продукции. Новое д обязательство нам по плечу. В 2 настоящее время коллектив до- д менщиков прилагает все усилия к 2 тому, чтобы встретить произзод- д ственными успехами предстоящие 2 выборы в Верховный Совет 3 СССР. 2 А. БАЙГОЗИН, 2 газовщик доменного цеха 2 Новолипецкого 3 металлургического “ завода, партгрупорг бригады. 2 Л1П11П11ШП111111П1111ШП1111ПШ1Ш111ШШШ11Ш111П11тПШ11Ш111111)^ ВЫБОР ПУТИ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Центральный Комитет ЦПСС в Ф Ф постановлении \ ных организаций о работе партий- ^ Тульской об- ф $ ласти по воспитанию социалиста- ^ * ческой дисциплины труда в кол- ф --------- дисциплины труда ф лективах промышленных пред -\ ВОСПИТЫВАТЬ ДИСЦИПЛИНУ ТР ДА * приятий и строек подчеркнул не -Ф * обходимость использования бо- ^ наиболее эффективными являются * гатого арсенала средств борьбы ф те ее формы, которые дают систе * за решение этой задачи. На днях { — * пленум правления областной ор- Ф 0 ганкзации общества «Знание» об- ^ * судил вопрос о работе Правобе -Ф 0 режной районной организации ^ * г. Липецка по воспитанию ком- Ф ф мунистического отношения к тру- , \ АУ- \ Ф Ниже публикуются заметки с \ * пленума. Ф *. ------- --------> ------------------ С ЕГОДНЯ в клубе лекция. Те­ ма: «В. И, Ленин о социа­ листической дисциплине тру­ да»... Такие афиши все чаще можно встретить у заводской проходной, на рекламном щите у клуба, в крас­ ном уголке животноводческой фер­ мы. Человек труда, борясь за свет­ лое будущее, целиком отдавая себя делу преобразования страны, стре­ мится лучше усвоить ленинские принципы хозяйствования, заветы Ильича б значении производитель­ ности труда для победы коммуниз­ ма. Нынче он уже с другой меркой подходит к своим возможностям. Вырос советский человек. Теперь ему не такие дела по плечу. Разве случайно, что мы сегодня видим особенно упорные поиски новых возможностей повышения произво­ дительности труда? И разве сорев­ нование в честь ленинского юбилея не говорит о том, что эти усилия венчаются успехом? А ведь находят только тогда, когда по-настоящему хотят найти. Но одно дело поиск в потемках, другое — с огромным багажом зна­ ний. Научно-технический прогресс в промышленности и сельском хозяй­ стве, возрастающие масштабы про­ изводства властно диктуют необхо­ димость овладения нарастающим потоком знаний, воспитания, преж­ де всего у молодежи, стремления к постоянному их расширению. По­ мочь рабочим, колхозникам, специ­ алистам в этом призваны организа­ ции общества «Знание». Ими на­ коплен немалый опыт пропаганды естественно-научных и технических зданий. Практика показала, что му знаний — циклы лекций, беседы по актуальным проблемам науки, научной организации труда, устные журналы, народные университеты. Но результативность пропаганды во многом снижается тем, что тема­ ика лекций зачастую строится без учета конкретных запросов промыш­ ленного предприятия или колхоза, желаний рабочих и колхозников. Недооценивается значение повыше­ ния деловой квалификации работни­ ков. А из исследований известно: среди малоквалифицированных ра­ бочих, людей, преимущественно за­ нятых ручным трудом, больше всего имеется нарушителей дисципли­ ны. Они больше склонны к пере­ мене места работы, зачастую не ви­ дят перспективы для роста, и это ослабляет интерес к работе, лишает человека инициативы. Самодисциплина, как указывал Владимир Ильич Ленин, высокая сознательность и ответственность за выполнение своих обязанностей пе­ ред обществом не с неба сваливает­ ся и не из добреньких пожеланий рождается. Она вырастает и воспи­ тывается в ходе живой практики, сознательной деятельности партии и трудящихся. Р ЕШАЯ задачу формирования у всех советских граждан ответственного отношения к труду, основанного на понимании общественных интересов, долга пе­ ред обществом, партийные органи­ зации области используют различ­ ные средства и формы воздействия на сознание человека. Видное место среди них занимает лекционная про­ паганда. Многообразные, весьма эффектив­ ные формы воспитания дисциплины и ответственности используются в коллективе завода «Свободный со­ кол». Как отмечалось на пленуме правления областной организации общества «Знание», на предприятии действуют цеховые лектории: «Ле­ нинские принципы социалистическо­ го хозяйствования и новая хозяй­ ственная реформа в СССР», «За коммунистическое отношение к тру­ ду», «Крепить дисциплину труда». На заводе часто проводятся вечера для молодых рабочих, посвященные славным трудовым и революцион­ ным традициям сокольцев. Сотни металлургов занимаются в 26 шко­ лах коммунистического труда. Со­ держание работы этих и других форм массовой пропаганды пресле­ дует одну цель: воспитание у людей идейной убежденности, высоких мо­ ральных качеств, коммунистическо­ го отношения к труду. Лекторы-об­ щественники, пропагандисты, агита­ торы, политинформаторы помогают металлургам сильнее ощутить зна­ чимость своего дела, пользу, прино­ симую обществу. Именно высокое осознание общественного значения своих деяний лежит в основе зна­ чительных производственных успе­ хов сокольских металлургов. Разнообразная, интересная работа по воспитанию социалистической дисциплины труда проводится в Студеновском рудоуправлении и на ряде других предприятий Правобе­ режного района областного центра. Популярны вечера-рапорты в клу­ бах и домах культуры под девизом-- «Товарищ Ленин, мы вам доклады­ ваем», молодежные вечера — «За­ вод мой — честь моя», встречи мо­ лодых рабочих с ветеранами труда, партии, комсомола. Опыт, накопленный передовыми коллективами, в первую очередь коллективами коммунистического труда, еще раз убеждает, что «не­ исправимых», «неподдающихся» не так уж много. Практика их дея­ тельности выработала немало дей­ ственных средств воздействия на укрепление дисциплины. В одном случае достаточно осторожно, про­ являя большой такт, объяснить пар­ ню или девушке, в чем они неправы, открыть причину заблуждения, по­ вести разговор, чтобы не унизить достоинства. В другом — следует, как это делают на «Свободном со­ коле», организовать нелицеприятный, откровенный разговор с провинив­ шимся в кругу рабочей бригады, что зачастую дает куда больший эффект, чем отвлеченные разгла­ гольствования и увещевания. Ну, и когда надо — принимаются адми­ нистративные и экономические меры. На пленуме называлось немало цифр: сколько в районе населения, каким числом лекторов располагает районная организация, сколько прочитано лекций. Но совершенно справедливо критиковали участники пленума доклад за обилие этих данных. В лекционной пропаганде важно, прежде всего, качество, идейный уровень ее. На деле же содержание лекций, массовых мероприятий обед­ няется тем, что в них не раскры­ вается опыт воспитательной работы в передовых коллективах. Слабо по­ казывается сила общественного воздействия, самих трудящихся. Было бы ошибкой представлять себе проблему дисциплины лишь как вопрос о прогулах или опозда­ ниях. Социалистическая дисциплина труда охватывает комплекс проб­ лем: экономия груда и материалов и хозяйское отношение к рабочему времени; научная организация тру­ да и строгое соблюдение законов, правил социалистического общежи­ тия. В практике же лекционной про­ паганды в Правобережном районе такой «комплексный» подход отсут­ ствует.» Лекции, посвященные теме, о которой идет речь, читают глаз­ ным образом юристы. Редко за трибуной можно встретить эконо­ миста, преподавателя истории, фи­ лософии, и еще реже — новатора производства. К тому же лекции отдельных юристов — не что иное, как перечень голых фактов, взятых из судебной практики, без необхо­ димых социальных выводов и обоб­ щений. И еще существенный про­ мах — лекторские организации ма­ ло проявляют заботы о распростра­ нении таких действенных форм ра­ боты, как общественные дисципли­ нарные комиссии, общественные от­ делы кадров, советы по работе с подростками и т. п. Важно, говорил на пленуме рум - водитель областной молодежной комиссии, кандидат философских наук А. С. Романов, в нашей про­ паганде, во всей воспитательной работе при характеристике нрав­ ственной стороны отношения к тру­ ду брать в единстве те мотивы, ко­ торые побуждают человека к дея­ тельности. Ведь именно в этих мо­ тивах проявляется отношение лич­ ности к обществу, к коллективу, ее коллективистская, общественная направленность. З АНИМАЯСЬ идейным воспи­ танием трудящихся, мы не можем ни на миг забывать о том, какой ущерб обществу нано­ сят прогульщики, лодыри, тунеяд­ цы, расхитители народного добра. Призыв декабрьского Пленума ЦК КПСС — поднять дисциплину и от­ ветственность каждого, покончить с фактами бесхозяйственности и рас­ точительством, усилить борьбу про­ тив прогульщиков, пьяниц, расхити­ телей социалистической собственно­ сти—имеет прямое отношение к каж­ дому бойцу идеологического фрон­ та. Лектор и пропагандист, полит­ информатор и агитатор призваны умело и убедительно разъяснять трудящимся содержание и значение Письма ЦК КПСС, Совета Минист­ ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Идейно-воапитательная работа будет тогда эффективна, когда ее строят так, чтобы она активно спо­ собствовала созданию в коллек­ тиве обстановки постоянного, на­ стойчивого поиска резервов, полно­ го использования трудовых, матери­ альных и финансовых ресурсов: привлечения к такому поиску каж­ дого производственника. Большое начинается с малого. С верности рабочему месту, цеху, фер­ ме, привязанности к своей профес­ сии начинается верность коммуни­ стическим идеалам, готовность от­ дать им всего себя. Наша молодежь заимствует нужные черты отцов, славные традиции старшего поколе­ ния. Это с особой силой продемон­ стрировал XVI съезд ВЛКСМ. Его решения, речь на съезде Л. И. Брежнева, несомненно, подчеркива­ лось на пленуме правления Обще­ ства, расширяют возможности лек­ ционной пропаганды по формирова­ нию марксистско-ленинского миро­ воззрения молодежи, ее нравствен­ ности, воспитанию коммунистиче­ ского отношения к труду. Г. ЛЕБЕДИНСКИИ. Ежегодно в огромную семью тру< дящихся вливаются тысячи молодых людей, только что окончивших шко- лу-г „ з . - Кем быть? Как безошибочно най­ ти свое призвание? Кто поможет юному гражданину ответить на эти вопросы? И не будут ли советы запоздалыми? Ошибки в выборе профессии, а их, к сожалению, мно­ го, приносят большое огорчение че­ ловеку, который только начинает жить самостоятельно, и дорого обходятся обществу. Понять себя, определить свои спо­ собности, развить их, согласовать личные интересы с потребностями общества, с особенностями окружа­ ющего хозяйства — таковы основ­ ные направления профессиональной ориентации учащейся молодежи. Помочь может прежде всего школа. Но трудовая ориентация никак не может ограничиться напутствиями на торжественном выпускном вечере. Формирование профессиональных склонностей и навыков осуществля­ ется на уроках, на различных вне­ классных и внешкольных занятиях, а также — в общественно полезном труде школьников. Постановление ЦК КПСС и Сове­ та Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы об­ щеобразовательной средней' школы» предлагает систематически прово­ дить в восьмилетних и средних шко- ках профессиональную ориентацию учащихся путем ознакомления их с различными отраслями народного хозяйства и культуры, предприятия­ ми, колхозами, совхозами и учреж­ дениями. Прошло более трех лет. Те­ перь значительно больше учащих­ ся в производственных бригадах и строительных отрядах, выросло ко личество технических кружков, о чем, кстати, свидетельству­ ет проведенная недавно в Липецке выставка «Творчество юных». В ней приняли участие все районы'и города. Юннаты работают теперь во всех сельских школах. Диапазон профессий, которые вы­ полняют школьники эо время лет­ них каникул, простирается от ком­ байнера до микробиолога опытной станции. Поучителен опыт профессиональ­ ной ориентации школ Ельца. На многих уроках, начиная с младших классов, учителя знакомят своих питомцев с массовыми профессиями, ряд уроков проводят на предприя­ тиях, организуют предметные экс­ курсии. Не удивительнЬ, что, напри­ мер, у учительницы химии средней школы № 8 А. М. Вьюковой так много питомцев специалиегов-хими- ков: она умеет увлечь своим пред­ метом, приблизить учащихся к по­ ниманию нужд и потребностей этой отрасли производства. Например, при изучении темы «Пластмассы» она указывает на значение полиме­ ров в народном хозяйстве, говорит о перспективности этой отрасли хи­ мии, о потребности ее в квалифици­ рованных молодых кадрах. Учитель этой же школы Н. С. Фастов прак­ тикует проведение отдельных уро­ ков на заводе тракторных гидроаг­ регатов. Выпускниц средней школы № 1 можно встретить за прилавком поч­ ти в каждом магазине Ельца. Мно гие из них учатся заочно в торго­ вом институте. Путевку в жизнь им дала школа, организовавшая в ма­ газинах города летнюю производст­ венную практику учащихся. Во всех елецких школах созданы уголки профессиональной ориента­ ции. А в средней школе № 3 есть очень хороший, практически ценный стенд «Куда пойти работать и учиться», в средней школе № 21 — стенд с иллюстрациями, отображаю­ щими работу людей множества раз­ личных профессий. В библиотеке школы организована выставка лите­ ратуры по профессиональной ориен­ тации под названием «Кем быть». Профессиональная ориентация * идет и во внеурочное время. Уже в этом учебном году было проведено 250 экскурсий различных школ го­ рода на предприятия, организовано 145 встреч с людьми различных про­ фессий, передовиками производства. Так, недавно в восьмилетней школе № 6 выступали с рассказами о сво­ их профессиях главный конструктор завода «Гидропривод» В. М. Суз­ дальский, зав магазином Л. Г. Мос­ каленко, директор технического учи­ лища № 17 А. Г. Оболенская. В средней школе А1» I прошли встречи с рабочими и инженерами завода «Эльта», преподавателями железно­ дорожного техникума, с бывшими учащимися школы, ныне специалис­ тами, студентами, куреантами воен­ ных училищ, воинами Советской Ар­ мии, рабочими. Личным примером прививают любовь к своей профес­ сии учителя. Только из первой шко­ лы ежегодно поступают в пединсти­ тут 6—10 выпускников. А вообще, судя по предварительному опросу, 56 будущих выпускников школ го­ рода изъявили желание пойти по стопам своих наставников. Обрести навыки, вкус к техниче­ скому творчеству помогают школь­ никам 94 технических кружка при школах и их своеобразный методи­ ческий центр —• городская станция юных техников. Она консультирует руководителей и членов кружков, организует технические конкурсы, выставки, соревнование моделей. Да и просто учит ребят. Только в кружках машинописи при станции за последние 10 лет обучено 550 девочек 9—10 классов. Многие из них успешно работают по этой спе­ циальности в различных учреждени­ ях и на предприятиях. В выборе профессии большую роль играют факультативные заня­ тия. В прошлом учебном году в го­ роде было 132 факультативные группы по различным предметам, в которых занималось почти 2000 уча­ щихся. В этом году групп стало 195. В них занимается почти 2500 ребят. Вот еще одна форма профори­ ентации — ориентация родителей на собраниях и в индивидуальных бе­ седах. В средней школе Ад 15 про­ вели родительское собрание, кото­ рое отвечало на вопрос: «Куда пой­ ти учиться и работать нашим вы­ пускникам». Если на предприятиях радушно встречают выпускников школ, если находят для них интересную и перс­ пективную работу — это тоже профориентация ребят, которым че­ рез год предстоит покинуть шко­ лу. Путей и форм много. И важно использовать все. Важно для каждого молодого человека и для общества в целом. Э. ЛАХИ НА, заместитель заведующего облоно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz