Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 9 июня 1970 г., У» 132 (12 691) О т ъ х б о р о я о в ы б о р о НОВОСЕЛЬЯ Говорят, что каждый город имеет свое лицо. Липецк — это металл, станки и старинные парки над рекой, с курортом и минераль ной водой. Самая характерная его черта — это стройки. Город быстро растет, раздвигает свои границы, меняется на глазах. В преддверии выборов в Вер ховный Совет СССР стало изве стно. что в одном только Право бережном районе создано 17 но вых избирательных участков, что в новых домах за четыре года по селилось почти 38 тысяч жителей. Избирательный у ч а с т о к № 44/1434—самый молодой в Ли пецке. Четыре года назад на мес те многоэтажных кварталов сво бодно разгуливал ветер. Даже не старожилы помнят, что совсем недавно у железнодо рожного вокзала кончался город. Теперь жители улиц, названных именами советских космонавтов, считают, что они живут «почти в центре». Потому ‘что на месте пустырей вырос новый город — восьмой, девятый, одиннадцатый, двенадцатый микрорайоны. Участковая избирательная ко миссия расположилась в сорок восьмой школе, которой «от роду нет года». Она открылась в сентябре 1969-го. Сорок восьмая школа построена по современному проекту. Здесь предусмотрено все: огромная комфортабельная столовая, просторный физкуль турный зал и спортивная площад ка, школьный кинозал, ботаниче ский участок с теплицей, хорошо оборудованные кабинеты. А вот комплекс общежитий треста «Липецкстройтранс». Это — высокие кирпичные дома, где есть газ, горячая вода, теле фоны. Внизу, соединяя оба зда ния, расположилась «Блинная». Тоже очень удобно, продуманно. Пищеблок и общежития рядом. Новая аптека № 93. Огромные, во всю стену окна, много света, мягкая мебель в зале, в цветах — подоконники, удобная ассис тентская, есть и комната для приема пищи. Аптека существует меньше года. Но работники ее— почитаемые люди у жителей мик рорайона. Все 15 сотрудников аптеки — тоже новоселы, живут в новых квартирах. Вот, напри мер, Лидия Дмитриевна Хоро шевская — рецептор-контролер. Ее муж, Юрий Афанасьевич, и шестилетняя Иринка живут в двухкомнатной квартире. Работа для Лидии Дмитриевны близко, да и Иринкин детсад «Ромашка» через 2 дома. Ровесницей аптеки по стажу называют в шутку товарищи по работе Людмилу Федюшкину, фармацевта, в прошлом году окончившую училище. Работает она меньше года, но показала се бя неплохим специалистом, к то му же старательная, добросове стная. Но, пожалуй, самой большой популярностью пользуется продо вольственный магазин самообс луживания. Он открылся пять ме сяцев назад. — Мы полюбили этот магазин и привыкли к нему, — говорят супруги Елизавета Ивановна и Сергей Сергеевич Егоровы. — По думайте — десять-двенадцать раз личных покупок мы делаем за 3—4 минуты. В обычном магази не на это ушло бы минимум пол часа. — К тому же обслуживают культурно, — вступает в разговор рабочий Игорь Константинович Сиднее. — Выбор товаров всегда хороший. Пенсионерка, избирательница нового участка Анна Афанасьевна Языкова говорит: —В свои шестьдесят лет я то же новосел и даже поклонник нашего микрорайона. У него есть, по-моему, явные преимущества — удаленность от заводов и боль ших автомагистралей, с транс портом теперь хорошо. Я доволь на новой квартирой, которую по лучил мой сын Анатолий, рабочий Новолипецкого завода. Я рада, что голосовать буду в новой шко ле, где учится мой внук Саша. В эти предвыборные дни спра вит новоселье семья Марии Ва сильевны Аксеновой, матери-ге- рсини, получающей на днях в микрорайоне четырехкомнатную квартиру. Городские стройки... Это не только известные на всю страну стан «2000», пятая коксовая бата рея, цех сырого бензола, это — и построенный в период между выборами кооперативный техни кум, два- профтехучилища, детские седы, новые трамвайные мар шруты. Это новое лицо нашего древнего города, лицо красивое, дсброе. Р. ПЕРМИНОВА. И - ♦ г % И ♦ 1 г 2 ♦ = : - ♦ - ♦ = : с | с $ 2 ♦2 > Наш доменный среди родственных цехов — один из пере довых в стране. Мы неоднократно завоевывали первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании. Нынче в наших руках переходящее Красное знамя Министерства черной металлургии и ЦК профсоюза работников металлургической промышленности. Но мы знаем, что «потолка» не достигли и не собираемся обольщаться теми показателями, которых добились. Наоборот, высокая оценка нашегя труда ко многому обязывает. Мы должны с еще большей настойчивостью и рвением бороться за повышение экономической эффективности металлургических агрегатов, практи ческими делами ответить на Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования ре зе р вов производства и усилении режима экономии в народном хозяй стве». нуте рабочего времени <— дело очень трудоемкое, но очень и очень необходимое для повыше ния эффективности общественно го производства. Поиск внутрен них резервов производства не может и не должен вылиться в кратк временную кампанию. До менщики рассматривают ее как постоянную, планомерную и серьезную работу, в которой должен принять участие каждый член коллектива. — В нашем цехе тон в выполне нии намеченных коллективом ме роприятий по наиболее полному П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь . 2 Это Письмо с глубокой заинте- — ресованностью обсуждалось в 2 марте на многолюдных рабочих 2 собраниях во всех цехах Липец- 2 кой Магнитки. Состоялось такое 5 собрание и у нас. Выступая на 2 нем, доменщики внесли немало ■ конкретных предложений, пре- 2 следующих цель достичь лучших 5 технико-экономических показа- 2 телей, увеличить выпуск и улуч- 2 шить качество чугуна. 2 На цеховом партийном собра- 2 нии коммунисты избрали комис- 2 сию из представителей всех 2 служб. В нее вошли мастера 2 Н. Ф. Соболев, В. К. Зайцев, 2 В. И. Филиппов, электрослесарь 2 Еладимир Огрызков и другие. 2 Председателем комиссии утвер- 2 дили начальника цеха коммуниста 2 Г. Б, Рабиновича. 2 Прошло не так уж много вре- 2 мени, а в комиссию поступило 2 более ста предложений. 64 из 2 них были признаны ценными и 2 приняты к внедрению. Причем 2 восемь предложений представле- 2 ны в общезаводскую комиссию. 2 Мероприятия по Письму — 2 плод коллективных раздумий, 2 творческого хозяйского подхода 2 доменщиков к использованию ре- а зервов, возможностей производ- 2 ства. И, естественно, коммуни стов, всех работников цеха инте ресует, как они осуществляются. Недавно у нас состоялось от крытое партийное собрание, на котором секретарь цехового партбюро М. Н. Болдырев сооб щил об этом. Сделано немало. Если прежде, после закрытия летки остатки огнеупорной глины бросали в отвал, то теперь они идут в дело. Бережливое расхо дование дорогостоящего матери ала дает значительную эконо мию средств. Авторы этого пред ложения — мастер коммунист Л. П. Баслаев и первый горновой Н. Т. Горлов. В отвал раньше сбрасывался и скрап, остававшийся на канавах после выпуска чугуна. Сейчас, его собирают и отправляют в копро вый цех. Это хорошее мероприя тие внедрено по предложению горнового коммуниста В. Н. На сонова. В ближайшее время осущест вится предложение коммуниста Н. Г. Начешникова об изменении схемы автоматического включе ния транспортеров шихтоподачи. Подобных примеров можно привести немало. Рачительное от ношение к труду, каждой маши не, механизму, каждому грамму сырья и теплива, к каждой ми- ГЯ1111111ПШПП1111П1111П1а1111П11111111Ш1Ш11111111111111П111П11111П11П1ПК Ш а д о я Успешно трудятся в последнем го ду пятилетки животноводы колхоза «Советская Армия» Задонского рай она. По производству и заготовкам молока и мяса они пять месяцев под ряд удерживают переходящее Крас ное знамя райкома КПСС, райис полкома и райсовпрофа. Продуктивность ферм растет с каждым днем. Среднесуточные надои р а с т у т составляют 11,7 килограмма, а в бригаде В. Ф. Пожидаевой — 12,5 килограмма. В колхозе большое внимание уде ляется производству кормов. Как правило, хозяйство имеет переходя щий резерв кормов. Механизаторы готовят технику к уборке трав. А. МАРКОВ. На рисунке: самым «высоким» называют липчане восьмой мик рорайон. Здесь построено и стро ится семь девятиэтажных домов. Эта девушка с трибуны Дан- ковской районной комсомольской конференции в прошлом году первой бросила клич к девушкам: «Нужно осваивать профессию механизатора!». Опыт работы у механизатора совхоза «Полито- во» Марии Шершневой неболь шой. От роду ей 20 лет. НА СНИМКЕ: трактористка Мария Шершнева. Фото В. Синева. использованию резервов произ водства задают коммунисты — первые горновые В. С. Майст- ренко и М. П. Руленко, газовщик М. Б. Корсунский, мастер-элек трик Н. Н. Андреев и другие. Нынче в цехе не проходит, пожалуй, ни одного оперативно го совещания, на котором бы руководители служб не отчиты вались о выполнении намеченно го в связи с Письмом по каждо му пункту. И, разумеется, это приносит свои плоды. Но нельзя закрывать глаза и на недочеты. Порой у нас еще нарушается технология выплавки металла. Нарушения отдельными работни ками трудовой и производствен ной дисциплины (пусть и не час тые) ведут к излишним тратам, к простоям агрегатов. При неплохих в общем-то ко личественных показателях в ис текшем месяце на доменной печи № 4 выплавлено чугуна с отклонениями. от технических норм больше положенного. До пущен перерасход сырья, и, как следствие, отдельные категории рабочих, отвечающие за качество продукции, будут лишены права на получение премии. Четвертую печь «лихорадит» уже продолжительное время. Из-за неудовлетворительного сос тояния чугунных леток снижается температура дутья, что ведет к нарушению графика выпуска чу гуна, а значит и к производствен ным потерям. Много и давно мы говорим о качестве сырья. И тем не менее оно по-прежнему не удовлетво ряет нас. До сих пор не изжиты колебания по содержанию в аг- * ломерате железа. Анализы за- 2 частую не соответствуют дейст- 2 вительному содержанию компо- д нентов. Все это опять-таки при- 2 водит к снижению качества чугу- 2 на, к излишнему расходу кокса 2 и т. д. 2 В самое ближайшее время мы, д доменщики, намерены увеличить д расход кислорода для обогаще- д ния дутья, что позволит допол- 2 нительно получать немало чугу- 2 на. Проектные мощности всех на- 2 ших домен уже перекрыты, и без 2 решения указанных мер техниче- 2 ского порядка просто нельзя ^ обеспечить интенсификацию про- Я изводства. Безусловно, с нас ни 2 в коем случае не снимается от- Я ветственность за совершенствова- 2 ние технологии, за сокращение 5 простоев доменных печей. Доменный цех пока отстает от 2 родственных цехов по выпуску 2 продукции на одногЬ работающе- 2 го. И над этой проблемой 2 работают наши коммунисты — " специалисты, новаторы производ- и ства. Разумеется, хотелось, чтобы 2 делалось это с большим разма- Я хом, должным упорством. Ведь 2 время не терпит. 2 Решено строить у нас пятую 2 доменную печь. Значит, надо за- 2 ранее готовить кадры для нее. 2 Даже специалист с высшим обра- ~ зованием, не имеющий достаточ- 2 ного опыта практической работы, д не может быть допущен к экс- 2 г.луатации современного метал- д лургического агрегата. Рачитель- 2 ный крестьянин сани готовит ле- 2 том. Руководителям цеха, коль 2 они серьезно думают о перепек- 2 тивах развития доменного произ- 2 водства, следует вплотную занять- 2 ся подготовкой кадров. В коллективе сложилась добрая 2 традиция — выполнять свои обя- 3 зательства досрочно. В нынеш- 2 нем году мы обещали выплавить 3 сверх плана 1 0 тысяч тонн чугу- 2 на, но уже к 1 0 0 -летию со дня д рождения В. И. Ленина выплавили 2 его 8 тысяч тонн. Прежнее обя- д зательство пересмотрено в сто- 2 рону повышения. К концу года д дадим стране 30 тысяч тонн 2 сверхплановой продукции. Новое д обязательство нам по плечу. В 2 настоящее время коллектив до- д менщиков прилагает все усилия к 2 тому, чтобы встретить произзод- д ственными успехами предстоящие 2 выборы в Верховный Совет 3 СССР. 2 А. БАЙГОЗИН, 2 газовщик доменного цеха 2 Новолипецкого 3 металлургического “ завода, партгрупорг бригады. 2 Л1П11П11ШП111111П1111ШП1111ПШ1Ш111ШШШ11Ш111П11тПШ11Ш111111)^ ВЫБОР ПУТИ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ Центральный Комитет ЦПСС в Ф Ф постановлении \ ных организаций о работе партий- ^ Тульской об- ф $ ласти по воспитанию социалиста- ^ * ческой дисциплины труда в кол- ф --------- дисциплины труда ф лективах промышленных пред -\ ВОСПИТЫВАТЬ ДИСЦИПЛИНУ ТР ДА * приятий и строек подчеркнул не -Ф * обходимость использования бо- ^ наиболее эффективными являются * гатого арсенала средств борьбы ф те ее формы, которые дают систе * за решение этой задачи. На днях { — * пленум правления областной ор- Ф 0 ганкзации общества «Знание» об- ^ * судил вопрос о работе Правобе -Ф 0 режной районной организации ^ * г. Липецка по воспитанию ком- Ф ф мунистического отношения к тру- , \ АУ- \ Ф Ниже публикуются заметки с \ * пленума. Ф *. ------- --------> ------------------ С ЕГОДНЯ в клубе лекция. Те ма: «В. И, Ленин о социа листической дисциплине тру да»... Такие афиши все чаще можно встретить у заводской проходной, на рекламном щите у клуба, в крас ном уголке животноводческой фер мы. Человек труда, борясь за свет лое будущее, целиком отдавая себя делу преобразования страны, стре мится лучше усвоить ленинские принципы хозяйствования, заветы Ильича б значении производитель ности труда для победы коммуниз ма. Нынче он уже с другой меркой подходит к своим возможностям. Вырос советский человек. Теперь ему не такие дела по плечу. Разве случайно, что мы сегодня видим особенно упорные поиски новых возможностей повышения произво дительности труда? И разве сорев нование в честь ленинского юбилея не говорит о том, что эти усилия венчаются успехом? А ведь находят только тогда, когда по-настоящему хотят найти. Но одно дело поиск в потемках, другое — с огромным багажом зна ний. Научно-технический прогресс в промышленности и сельском хозяй стве, возрастающие масштабы про изводства властно диктуют необхо димость овладения нарастающим потоком знаний, воспитания, преж де всего у молодежи, стремления к постоянному их расширению. По мочь рабочим, колхозникам, специ алистам в этом призваны организа ции общества «Знание». Ими на коплен немалый опыт пропаганды естественно-научных и технических зданий. Практика показала, что му знаний — циклы лекций, беседы по актуальным проблемам науки, научной организации труда, устные журналы, народные университеты. Но результативность пропаганды во многом снижается тем, что тема ика лекций зачастую строится без учета конкретных запросов промыш ленного предприятия или колхоза, желаний рабочих и колхозников. Недооценивается значение повыше ния деловой квалификации работни ков. А из исследований известно: среди малоквалифицированных ра бочих, людей, преимущественно за нятых ручным трудом, больше всего имеется нарушителей дисципли ны. Они больше склонны к пере мене места работы, зачастую не ви дят перспективы для роста, и это ослабляет интерес к работе, лишает человека инициативы. Самодисциплина, как указывал Владимир Ильич Ленин, высокая сознательность и ответственность за выполнение своих обязанностей пе ред обществом не с неба сваливает ся и не из добреньких пожеланий рождается. Она вырастает и воспи тывается в ходе живой практики, сознательной деятельности партии и трудящихся. Р ЕШАЯ задачу формирования у всех советских граждан ответственного отношения к труду, основанного на понимании общественных интересов, долга пе ред обществом, партийные органи зации области используют различ ные средства и формы воздействия на сознание человека. Видное место среди них занимает лекционная про паганда. Многообразные, весьма эффектив ные формы воспитания дисциплины и ответственности используются в коллективе завода «Свободный со кол». Как отмечалось на пленуме правления областной организации общества «Знание», на предприятии действуют цеховые лектории: «Ле нинские принципы социалистическо го хозяйствования и новая хозяй ственная реформа в СССР», «За коммунистическое отношение к тру ду», «Крепить дисциплину труда». На заводе часто проводятся вечера для молодых рабочих, посвященные славным трудовым и революцион ным традициям сокольцев. Сотни металлургов занимаются в 26 шко лах коммунистического труда. Со держание работы этих и других форм массовой пропаганды пресле дует одну цель: воспитание у людей идейной убежденности, высоких мо ральных качеств, коммунистическо го отношения к труду. Лекторы-об щественники, пропагандисты, агита торы, политинформаторы помогают металлургам сильнее ощутить зна чимость своего дела, пользу, прино симую обществу. Именно высокое осознание общественного значения своих деяний лежит в основе зна чительных производственных успе хов сокольских металлургов. Разнообразная, интересная работа по воспитанию социалистической дисциплины труда проводится в Студеновском рудоуправлении и на ряде других предприятий Правобе режного района областного центра. Популярны вечера-рапорты в клу бах и домах культуры под девизом-- «Товарищ Ленин, мы вам доклады ваем», молодежные вечера — «За вод мой — честь моя», встречи мо лодых рабочих с ветеранами труда, партии, комсомола. Опыт, накопленный передовыми коллективами, в первую очередь коллективами коммунистического труда, еще раз убеждает, что «не исправимых», «неподдающихся» не так уж много. Практика их дея тельности выработала немало дей ственных средств воздействия на укрепление дисциплины. В одном случае достаточно осторожно, про являя большой такт, объяснить пар ню или девушке, в чем они неправы, открыть причину заблуждения, по вести разговор, чтобы не унизить достоинства. В другом — следует, как это делают на «Свободном со коле», организовать нелицеприятный, откровенный разговор с провинив шимся в кругу рабочей бригады, что зачастую дает куда больший эффект, чем отвлеченные разгла гольствования и увещевания. Ну, и когда надо — принимаются адми нистративные и экономические меры. На пленуме называлось немало цифр: сколько в районе населения, каким числом лекторов располагает районная организация, сколько прочитано лекций. Но совершенно справедливо критиковали участники пленума доклад за обилие этих данных. В лекционной пропаганде важно, прежде всего, качество, идейный уровень ее. На деле же содержание лекций, массовых мероприятий обед няется тем, что в них не раскры вается опыт воспитательной работы в передовых коллективах. Слабо по казывается сила общественного воздействия, самих трудящихся. Было бы ошибкой представлять себе проблему дисциплины лишь как вопрос о прогулах или опозда ниях. Социалистическая дисциплина труда охватывает комплекс проб лем: экономия груда и материалов и хозяйское отношение к рабочему времени; научная организация тру да и строгое соблюдение законов, правил социалистического общежи тия. В практике же лекционной про паганды в Правобережном районе такой «комплексный» подход отсут ствует.» Лекции, посвященные теме, о которой идет речь, читают глаз ным образом юристы. Редко за трибуной можно встретить эконо миста, преподавателя истории, фи лософии, и еще реже — новатора производства. К тому же лекции отдельных юристов — не что иное, как перечень голых фактов, взятых из судебной практики, без необхо димых социальных выводов и обоб щений. И еще существенный про мах — лекторские организации ма ло проявляют заботы о распростра нении таких действенных форм ра боты, как общественные дисципли нарные комиссии, общественные от делы кадров, советы по работе с подростками и т. п. Важно, говорил на пленуме рум - водитель областной молодежной комиссии, кандидат философских наук А. С. Романов, в нашей про паганде, во всей воспитательной работе при характеристике нрав ственной стороны отношения к тру ду брать в единстве те мотивы, ко торые побуждают человека к дея тельности. Ведь именно в этих мо тивах проявляется отношение лич ности к обществу, к коллективу, ее коллективистская, общественная направленность. З АНИМАЯСЬ идейным воспи танием трудящихся, мы не можем ни на миг забывать о том, какой ущерб обществу нано сят прогульщики, лодыри, тунеяд цы, расхитители народного добра. Призыв декабрьского Пленума ЦК КПСС — поднять дисциплину и от ветственность каждого, покончить с фактами бесхозяйственности и рас точительством, усилить борьбу про тив прогульщиков, пьяниц, расхити телей социалистической собственно сти—имеет прямое отношение к каж дому бойцу идеологического фрон та. Лектор и пропагандист, полит информатор и агитатор призваны умело и убедительно разъяснять трудящимся содержание и значение Письма ЦК КПСС, Совета Минист ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Идейно-воапитательная работа будет тогда эффективна, когда ее строят так, чтобы она активно спо собствовала созданию в коллек тиве обстановки постоянного, на стойчивого поиска резервов, полно го использования трудовых, матери альных и финансовых ресурсов: привлечения к такому поиску каж дого производственника. Большое начинается с малого. С верности рабочему месту, цеху, фер ме, привязанности к своей профес сии начинается верность коммуни стическим идеалам, готовность от дать им всего себя. Наша молодежь заимствует нужные черты отцов, славные традиции старшего поколе ния. Это с особой силой продемон стрировал XVI съезд ВЛКСМ. Его решения, речь на съезде Л. И. Брежнева, несомненно, подчеркива лось на пленуме правления Обще ства, расширяют возможности лек ционной пропаганды по формирова нию марксистско-ленинского миро воззрения молодежи, ее нравствен ности, воспитанию коммунистиче ского отношения к труду. Г. ЛЕБЕДИНСКИИ. Ежегодно в огромную семью тру< дящихся вливаются тысячи молодых людей, только что окончивших шко- лу-г „ з . - Кем быть? Как безошибочно най ти свое призвание? Кто поможет юному гражданину ответить на эти вопросы? И не будут ли советы запоздалыми? Ошибки в выборе профессии, а их, к сожалению, мно го, приносят большое огорчение че ловеку, который только начинает жить самостоятельно, и дорого обходятся обществу. Понять себя, определить свои спо собности, развить их, согласовать личные интересы с потребностями общества, с особенностями окружа ющего хозяйства — таковы основ ные направления профессиональной ориентации учащейся молодежи. Помочь может прежде всего школа. Но трудовая ориентация никак не может ограничиться напутствиями на торжественном выпускном вечере. Формирование профессиональных склонностей и навыков осуществля ется на уроках, на различных вне классных и внешкольных занятиях, а также — в общественно полезном труде школьников. Постановление ЦК КПСС и Сове та Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы об щеобразовательной средней' школы» предлагает систематически прово дить в восьмилетних и средних шко- ках профессиональную ориентацию учащихся путем ознакомления их с различными отраслями народного хозяйства и культуры, предприятия ми, колхозами, совхозами и учреж дениями. Прошло более трех лет. Те перь значительно больше учащих ся в производственных бригадах и строительных отрядах, выросло ко личество технических кружков, о чем, кстати, свидетельству ет проведенная недавно в Липецке выставка «Творчество юных». В ней приняли участие все районы'и города. Юннаты работают теперь во всех сельских школах. Диапазон профессий, которые вы полняют школьники эо время лет них каникул, простирается от ком байнера до микробиолога опытной станции. Поучителен опыт профессиональ ной ориентации школ Ельца. На многих уроках, начиная с младших классов, учителя знакомят своих питомцев с массовыми профессиями, ряд уроков проводят на предприя тиях, организуют предметные экс курсии. Не удивительнЬ, что, напри мер, у учительницы химии средней школы № 8 А. М. Вьюковой так много питомцев специалиегов-хими- ков: она умеет увлечь своим пред метом, приблизить учащихся к по ниманию нужд и потребностей этой отрасли производства. Например, при изучении темы «Пластмассы» она указывает на значение полиме ров в народном хозяйстве, говорит о перспективности этой отрасли хи мии, о потребности ее в квалифици рованных молодых кадрах. Учитель этой же школы Н. С. Фастов прак тикует проведение отдельных уро ков на заводе тракторных гидроаг регатов. Выпускниц средней школы № 1 можно встретить за прилавком поч ти в каждом магазине Ельца. Мно гие из них учатся заочно в торго вом институте. Путевку в жизнь им дала школа, организовавшая в ма газинах города летнюю производст венную практику учащихся. Во всех елецких школах созданы уголки профессиональной ориента ции. А в средней школе № 3 есть очень хороший, практически ценный стенд «Куда пойти работать и учиться», в средней школе № 21 — стенд с иллюстрациями, отображаю щими работу людей множества раз личных профессий. В библиотеке школы организована выставка лите ратуры по профессиональной ориен тации под названием «Кем быть». Профессиональная ориентация * идет и во внеурочное время. Уже в этом учебном году было проведено 250 экскурсий различных школ го рода на предприятия, организовано 145 встреч с людьми различных про фессий, передовиками производства. Так, недавно в восьмилетней школе № 6 выступали с рассказами о сво их профессиях главный конструктор завода «Гидропривод» В. М. Суз дальский, зав магазином Л. Г. Мос каленко, директор технического учи лища № 17 А. Г. Оболенская. В средней школе А1» I прошли встречи с рабочими и инженерами завода «Эльта», преподавателями железно дорожного техникума, с бывшими учащимися школы, ныне специалис тами, студентами, куреантами воен ных училищ, воинами Советской Ар мии, рабочими. Личным примером прививают любовь к своей профес сии учителя. Только из первой шко лы ежегодно поступают в пединсти тут 6—10 выпускников. А вообще, судя по предварительному опросу, 56 будущих выпускников школ го рода изъявили желание пойти по стопам своих наставников. Обрести навыки, вкус к техниче скому творчеству помогают школь никам 94 технических кружка при школах и их своеобразный методи ческий центр —• городская станция юных техников. Она консультирует руководителей и членов кружков, организует технические конкурсы, выставки, соревнование моделей. Да и просто учит ребят. Только в кружках машинописи при станции за последние 10 лет обучено 550 девочек 9—10 классов. Многие из них успешно работают по этой спе циальности в различных учреждени ях и на предприятиях. В выборе профессии большую роль играют факультативные заня тия. В прошлом учебном году в го роде было 132 факультативные группы по различным предметам, в которых занималось почти 2000 уча щихся. В этом году групп стало 195. В них занимается почти 2500 ребят. Вот еще одна форма профори ентации — ориентация родителей на собраниях и в индивидуальных бе седах. В средней школе Ад 15 про вели родительское собрание, кото рое отвечало на вопрос: «Куда пой ти учиться и работать нашим вы пускникам». Если на предприятиях радушно встречают выпускников школ, если находят для них интересную и перс пективную работу — это тоже профориентация ребят, которым че рез год предстоит покинуть шко лу. Путей и форм много. И важно использовать все. Важно для каждого молодого человека и для общества в целом. Э. ЛАХИ НА, заместитель заведующего облоно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz