Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 7 июня 1970 г., № 131 (12 690) ЗА ГЛУБОНИЕ И ПРОЧНЫЕ ЗНАНИЯ Сессия областного Совета депутатов трудящихся об общеобразовательной школе Как уже сообщалось, состоялась VI сессия областного Совета депутатов трудящихся XII созыва. С докладом «О ходе До­ полнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразователь­ ной школы» в области» выступил заместитель председателя облис­ полкома депутат А. М. ОРЕХОВ. Содоклад по этому вопросу сделал председатель постоянной комиссии по народному образованию областного Совета депутатов трудящихся депутат Н. С. ПЕРЕЛЫГИН. В условиях бурного научно-техни­ ческого и социального прогресса, сказал т. Орехов, как никогда воз­ растает роль школы, призванной обеспечить всестороннее развитие подрастающего поколения, достой­ ных строителей коммунистического общества. Связывая всю воспитательную работу с жизнью, школа должна во­ оружать уча- хся прочными знани­ ями, глубоким пониманием законов общественного развития, воспиты­ вать молодежь на революционных и трутовых традициях советского на­ рода, развивать у нее высокое чув­ ство советского патриотизма, воспи­ тывать готовность к защите социа­ листической Родины. За три с половиной года, про­ шедших после постановления ПК КПСС и Совета Министров СССР, в области проделана определенная ра­ бота в этом направлении. Построено 44 средних школы с учебны­ ми кабинетами, спортивными за­ лами. Улучшены \’словия для учебы детей в остальных шкалах. Во мно- «%г тис гих из них сделаны при тройки, ус­ тановлена новая мебель, хорошо оборудованы кабинеты химии, фи­ зики, математики. Укрепление материально-техниче­ ской базы позволило . улучшить учеб­ но-воспитательный процесс/ В про­ шлом учебном, году успеваемость учащихся в целом по области соста­ вила 97.9 процента. Хорошо постав­ лена работа в школах Лебедянского, Хлевенского, Грязинского, Долгору­ ковского, Липецкого и ряда других районов. Глубокие всесторонние знания по­ лучают учащиеся Лебедянской сред­ ней школы Л» 3, которой руководит т. Анирова. В школе создана насто­ ящая творческая обстановка. Пар­ тийная и профсоюзная организации добились того, чтс все учителя-пред­ метники и преподаватели начальных классов имеют законченное высшее образование, постоянно совершенст­ вуют свое мастерство, внедряют в практику достижения педагогиче­ ской науки и передового опыта. Каждый учитель ведет уроки в хо­ рошо оборудованном кабинете. В кабинете математики, например, установлено электронно-ко-нтроли- рующее устройство, дающее воз­ можность в течение нескольких ми­ нут проверить выполнение задания всеми учащимися класса. Плодотворно трудятся коллекти­ вы Тербунской средней, липецких №Л* 1 и 3. Елецкой № 21, Верхне- Колыбельскон {Хлевенский район), Площайской (Становлянский райой} средних школ. Несколько лет под­ ряд здесь нет второгодников. Мно­ гие выпускники этих учебных заве­ дений, получив глубокие знания, продолжают учебу в вузах или тру­ дятся на производстве. В школах области работают сотни подлинных мастёров-педагогов. Взять, к примеру, учителя физики Данковской средней школы № 2 Фе­ дора Кирилловича Усачева. Каждый свой урок он тесно увязывает с про­ блемами современной физики. На уроках, посвященных полупроводни­ кам, теории относительности, физики атомного ядра, учащиеся выступают с докладами, готовят модели, схемы, используя для этою журналы «Нау­ ка и жизнь», «Техника молодежи», «Юный техник» и другие. На научную основу поставлено преподавание биологии в Верхне- Колыбельской средней школе Хле­ венского района. Учащиеся под ру­ ководством учительницы Н. А. Не- роновой создали замечательный пришкольный участок, лучший в об­ ласти. Только в коллекционном от­ деле выращивается 86 видов куль­ турных растений. Школа установила тесную связь с Рамонской, Льгов­ ской, Краснодарской опытными станциями, с Институтом биологии Академии педагогических наук. По заданию и разработкам ученых учащиеся проводят научно-исследо­ вательскую работу. Вместе с тем в работе школ име­ ется много недостатков. Медленно решаются проблемы расширения се­ ти учебных заведений, улучшения качества преподавания. В ряде школ учащиеся получают низкие знания, особенно по математике, физике, хи­ мии и русскому языку. Нередко до­ пускаются факты завышения оценок. XXIII съезд КПСС поставил за­ дачу — в 1970 году в основном за­ вершить переход ко всеобщему среднему образованию. Как же она выполняется? По плану в 1969/1970 учебном году должно быть принято в 9-е классы 13500 человек, а приня­ то 11542. Из окончивших 8-е классы в девятые пришло только 53,5 про­ цента учеников. Более тысячи подро­ стков, окончивших восьмые классы, или окрло 5 процентов, нигде не учатся, а многие — и не работают. Исполкомам городских, районных и сельских Советов,' отделам народ­ ного образования и педагогическим коллективам следует принять необ­ ходимые меры к тому, чтобы выпол­ нить Закон об обязательном вось­ милетием образовании и государст­ венный план приема в девятые клас­ сы. Неудовлетворительно решается вопрос о повышении общеобразова­ тельного уровня работающей моло­ дежи. Многие руководители вечер­ них и заочных школ опаздывают е организацией приема учащихся и на­ чалом занятий, недостаточно при­ влекают к этому делу общественные организации предприятий, совхозов, колхозов и учреждений. Сейчас в школах области осуще­ ствляется переход на новые учебные планы и программы, в которых уч­ тен^ последние научно-технические . линеики но приему в пионеры, пио достижения. Учебный процесс будет строиться таким образом, чтобы е первых же шагов развивать у уча­ щихся самостоятельность мышле­ ния. Отныне начальное образование будет завершаться на третьем году обучения, а в четвертом классе дети начнут изучение систематических курсов осцов наук. Таким образом, со следующего учебного года чет­ вертые классы переводятся в стар­ шие с ' предметным преподаванием. В связи с перестройкой значи­ тельные изменения произойдут в структуре обучения. Число много­ комплектных школ, где один учи­ тель одновременно работал с двумя —четырьмя классами, уменьшается почти на 600. Это даст возможность значительно улучшить организацию учебного процесса. Детей будут учить в основном учителя, имеющие высшее или незаконченное высшее образование. Если в текущем учеб­ ном году в четвертых классах рабо­ тают 173 учителя с высшим и неза­ конченным высшим образованием, то в новом учебном году их будет уже 746. В текущем учебном году в сред­ них и восьмилетних школах было создано три тысячи факультативных групп, в том числе свыше тысячи—по гуманитарным предметам и 800 групп по математике. В них зани­ мается 37,5 тысячи учащихся. В некоторых сельских средних школах старшеклассники изучают автодело и сельскохозяйственные машины. В Спасской, Гатищенской, Воловской средних школах Волов- ского района, Дрязгинской, Сторо- жевской, Октябрьской средних шко­ лах Усманского района, Верхне-Ма- тренской и Добринской школах-ин­ тернатах Добринского района вы­ пускники получают специальности механизаторов, животноводов, ово­ щеводов, многие из них после уче­ бы остаются работать в колхозах и совхозах. В Спасской средней школе Волов- ского района председатель колхоза имени XX партсъезда М. С. Боев в течение учебного года вел занятия по изучению сельскохозяйственных машин, а главный агроном М, Ф. Сырых преподавал основы земледе­ лия. В результате 26 выпускников 10 классов овладели специальностью механизатора, сдали квалификаци­ онные экзамены. Двадцать из них остаются в родном колхозе. Но в большинстве районов пока слабо ведется работа по профессио­ нальной ориентаций учащихся. Мно­ гие руководители хозяйств и специ­ алисты, как правило, стоят в сторо­ не от школы, глубоко не вникают в ее работу и не оказывают необхо­ димой помощи в обучении учащих­ ся сельскохозяйственным професси­ ям. За последние годы значительные изменения произошли и в воспита­ тельной работе. В период подготов­ ки к ленинскому юбилею в школах проведено 456 теоретических конфе­ ренций на тему: «Ленин и его вели­ кое идейное наследие». В старших классах проведен зачет по работе В. И. Ленина «О задачах союзов молодежи». Создано 546 музеев и комнат В. И. Ленина. Много ценных материалов для них собрали уча­ щиеся в туристских походах, кото­ рые проходили под девизом «Доро­ гами ленинской мечты», написаны летописи колхозов, совхозов, исто­ рии сел, партийных и комсомоль­ ских организаций. В ленинских музеях, комнатах и залах проводятся торжественные нерские сборы, прием в комсомол и. вручение комсомольских билетов. Улучшается военно-патриотиче­ ское воспитание учащихся. В 25 средних школах введена начальная военная подготовка. В 1969 году проведена военно-спортивная игра «Зарница». Созданы отряды крас­ ных следопытов. Каждый отряд из­ брал себе тему и осуществляет по­ исковые походы. «Никто не забыт, ничто не забыто — все пионерами будет открыто»—под таким девизом прошли красные следопыты по род­ ному краю. Они чествовали старых коммунистов, участников револю­ ции, разыскивали имена неизвест­ ных героев, погибших во время Оте­ чественной войны Ими установлено 49 памятников и 19 обелисков. Большую роль в воспитании школьников играет общественно по­ лезный труд. В прошлом году на полях колхозов и совхозов работа­ ло 512 ученических бригад. Они выращивали различные сельскохо­ зяйственные культуры на площади 145 тысяч гектаров. 310 строительных отрядов, в со­ ставе которых было почти 9 тысяч учащихся старших классов, провели большую работу по ремонту школь­ ной мебели, помогли колхозам и совхозам в строительстве производ­ ственных зданий и объектов куль­ турно-бытового назначения. Учащи­ мися собрано свыше 8 тысяч тонн металлолома. Несмотря на проведенную рабо­ ту, говорит т. Орехов, в дея­ тельности многих школ по воспи­ танию учащихся по-прежнему име­ ются серьезные недостатки. Школь­ ные уроки еще не стали основой Формирования мировоззрения детей. Многие руководители школ и учите­ ля недостаточно используют одни из важнейших принципов советской педагогики — воспитание учащихся в коллективе и через коллектив. Исполкомы районных и городских Советов, отделы народного образо­ вания еще неудовлетворительно ре­ шают вопросы привлечения общест­ венности на помощь семье и школе в воспитании детей. Созданные со­ веты содействия не всегда получают необходимую помощь и поддержку. В составе этих советов мало депу­ татов местных Советов. В постановлении ЦК КПСС и Со­ вета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной шко­ лы» большое внимание уделяется укреплению материально-техниче­ ской базы школ, оснащению их не­ обходимым оборудованием. Ярким выражением заботы о школе явилось развернувшееся в честь пятидесятилетия Октября и 100-летия ео дня рождения В. И. Ленина социалистическое соревно­ вание городов и районов по школь­ ному строительству. В нем приняли участие колхозы, совхозы, промыш­ ленные предприятия, широкая об­ щественность. За счет местных источников фи­ нансирования и силами колхозов, совхозов и предприятий было по­ строено свыше 600 объектов про­ свещения, в том числе 99 школ на 12700 мест, 25 интернатов, 24 спорт­ зала, 28 столовых. Возведено свыше 600 квартир для учителей. Хороший подарок учащимся к но­ вому учебному году сделал колхоз «Заветы Ленина» Становлянского района. За два года труженики колхоза построили по типовому про­ екту Алексеевскую восьмилетнюю школу со спортзалом и интернат на 50 мест. Совхоз «Россия» Грязин­ ского района соорудил Казинскую среднюю школу на 480 мест. Однако не везде эти возможности используются полностью. Так, в Данковском районе было намечено за три года построить 17 школьных зданий на 2 тысячи мест, а построено несколько зданий на 500 мест. Руководители совхоза «Политово» обещали завершить строительство Политовской средней школы еще в 1969 году. Однако, кроме закладки фундамента, ничего не сделано. Ру­ ководители колхоза «Красный холм» к сооружению Ивановской восьми­ летней школы еще не приступали. Неудовлетворительно выполняет­ ся трехлетка по школьному строи- РОДИНЕ- БОЛЬШЕ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА Радует животноводов июнь. Хорошо растут травы на лугах и пастбищах. Упустишь такое время, не доберешь много молока и другой животноводче­ ской продукции. Большие надежды у тружеников ферм на первый месяц лета. У них есть возможно­ сти, чтобы получить в июне от каждой коровы не меньше 330 килограммов молока, по 17 яиц от ку­ рицы несушки. На зеленых кормах в летних лаге­ рях скот быстрее набирает вес. Если постараться как следует, хорошо организовать откорм, можно довести среднесуточные привесы крупного рогатого скота до 300, а свийей — до 500 граммов. Благодаря заботе сельских коммунистов и ком­ сомольцев, животноводческие фермы за последние ------------ ! ----------- :---- ------------------У 8 Птицефабрика «Красный колос» Л еще строится. Ее проектная мсщ- § ность 20 миллионов штук яиц в ^ год. На фабрике трудится друж- ^ ный по-настоящему влюбленный в л свое дело коллектив. По итогам § работы в 1969 году птицефабрика V заняла второе место среди птине- N совхозов области, уступив первен- Ч ство совхозу «Солидарность». > Юбилейный год птицеводы ре- л шили ознаменовать новыми трудо- 41 вымя успехами. По плану фаб- с рика должна произвести за первое К полугодие 8,3 миллиона штук яиц. V Фактически только за 5 месяцев ^ произведено десять миллионов. выращивании молодня- плану должен составить за два года быстро оснащаются механизмами. Машин­ ная дойка коров теперь во многих хозяйствах — дело обычное. Появились доильные установки и в поле, летних лагерях для дойного стада. Легче работать дояркам, производительнее становится их труд. Важно, чтобы механизмы работали четко и без перебоев, чтобы не получалось срывов в до ­ ставк зеленой массы, барды, концентратов к ме с­ там одержания и кормления коров, чтобы воды для питья и минеральной подкормки хватало на каждом пастбище. О делах животноводов, их бо рь бе за досрочное выполнение плана первого полугодия пишут сель­ ские корреспонденты. < ------------------------------------------------ НОВЫЕ РУБЕЖИ ПТИЦЕВОДОВ V нрсшзкеде: ^ Привес на К ка по пла Л§ полугодие 760 центнеров, получе- ДОЯРКА -Маланйн- фермы флаг Тру- ^ дозой славы в хлевешхом колхо- ^ зе «Память Ленина». Пятнадцать N лет она выращивала на колхоз- л ных полях высокие урожаи са- V харной свеклы, а два года назад § коровы она надаивает в сутки по юлока. И. КОЧЕТОВ, ^ 12 килограммов мо но же за 5 месяцев 1900 центне­ ров, Государству сдано более 1000 центнеров птичьего мяса, что намного превышает план. Один батарейно-клеточный цех дает в день до 20 тысяч штук яиц. От­ лично работают в этом цехе деле­ гат XVI съезда ВЛКСМ Тамаоа Завьялова и е е ' напарница Валя Курдюкова, получившие за 5 ме­ сяцев по 103 яйца от курицы-не­ сушки. Хорошие показатели у Александры Гугниной и Марии Кривинец, получивших от каждой из 32 тысяч кур-несушек за этот период по 94 яйца. Несколько месяцев подряд проч­ но удерживают второе место птичницы маточного стада Нина | Гуклина и Зина Коротких, кото­ рые получили за пять месяцев по 97 яиц от несушки. Главное внимание птицеводов приковано к птич­ никам, где выра­ щивается молод­ няк — будущее маточное стадо фабрики. В нача­ ле года было закуплено в эстон­ ском племхозе 40 тысяч цып­ лят и 25 тысяч яиц для инкуба­ ции на месте. Все это — высокопродуктивная птица канадский леггорн стар- кросс 288, яйценоскость несушки в среднем 240 яиц в год. Молодняк акклиматизировался и нормально развивается. Ухажи­ вать за ним доверено лучшим птичницам фабрики — Н. Н. Урянской и ее напарнице Вале Проскуриной. Вначале второго по­ лугодия племенное стадо даст первую продукцию. Сейчас коллектив птицеводов борется за то, чтобы дать стране 20 миллионов яиц к 5 декабря. В. ПОНОМАРЕВ. В т р и Колхозу «Аврора» Задонского района в этом году нужно заго­ товить 310 тонн травяной му­ ки. Чтобы справиться с этой задачей, руководители хозяйства организовали сушку зеленой смеси клевера с люцерной в три смены. С полной отдачей сил работает смена машиниста АВМ-0,4 Шу­ ринова. У него хорошие помощни­ ки — Л Бормотова, Р. Асмухина, с л ж е и ы тают на загрузке транспортера зеленой массой. При норме 12 центнеров женщийы готовят за смену по 20—21 центнеру вита­ минной муки. Ежедневно для нужд свиновод­ ческого комплекса приготовляется до 60 центнеров травяной муки . А. МАРКОВ, нешт. корр. «Ленинского Признанным мастером высоких надоев молока стала доярка Ус­ манского совхоза-техникума А. Г. Нартова. За пять месяцев 1970 года она надоила более двух ты­ сяч килограммов молока от каж­ дой коровы, а за год думает по­ лучить не менее пяти тысяч. Фото А. Гирева. тельству в Липецке, Добринском, Измалковском, Задонском, Крас- нинском и других районах области. Особое место в докладе было от­ ведено профессиональной ориента­ ции учащихся. Школа должна знать, кого готовить, кто и с какими спо­ собностями будет нужен обществу сегодня и завтра. Тогда профессио­ нальная ориентация станет системой учебно-воспитательного цикла. Но в этой работе много промахов. Шко­ лы не получают от планирующих органов и отделов трудовых ресур­ сов заявок на потребности в рабо­ чей силе не только на ряд лет, но даже на предстоящий год. Со своей стороны руководители промышленных предприятий, строек, колхозов и совхозов еще не оказы­ вают школам необходимой помощи в организации трудового процесса, в создании учебно-материальной ба­ зы. Важной задачей в настоящее вре­ мя является привлечение заканчива­ ющих среднюю школу в сельскохо­ зяйственное производство. По при­ зыву воловцев изъявили желание посвятить себя труду в сельском хозяйстёе более двух тысяч вы­ пускников средних школ области. Им надо подготовить постоянные места работы, окружить заботой и вниманием. Сельским и поселковым Советам, горрайисполкомам, всем депутатам Советов следует больше интересо­ ваться работой школ, глубже вни­ кать в организацию учебно- воспитательного процесса, повышать требовательность к родителям за воспитание детей. Школьные во­ просы должны систематически рас­ сматриваться на заседаниях испол­ комов, сессиях сельских, поселко­ вых, городских и районных Советов депутатов трудящихся. Надо сде­ лать все необходимое, чтобы полно­ стью выполнить программный доку­ мент нашей партии и правительства о работе средней общеобразователь­ ной школы и обеспечить тем самым подготовку достойных строителей коммунизма. В своем содокладе председатель постоянной комиссии по народному образованию депутат Н. С. Перелы- гин обратил особое внимание на ка­ чество преподавания. Социологиче­ ские исследования вступительных экзаменов в вузах показали, что выпускники средних школ области слабо знают математику и особенно физику. Преподавание этих предме­ тов ведется упрощенно, без связи с бурным ростом технического про­ гресса, с научными достижениями. После этого по докладу и содо­ кладу развернулись прения. Слово взял первый секретарь Елец­ кого горкома КПСС депутат А. С. Белых. — Прошедшие годы после опуб­ ликования постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о рабо­ те средней общеобразовательной школы,— сказал он,— были годами напряженного творческого труда работников народного образования. Это дало свои результаты. В прош­ лом учебном году успеваемость уча­ щихся в целом по городу составила 97,5 процента. Одна треть их закон­ чила восьмые и десятые классы на «хорошо» и «отлично». На уроках находят все большее применение технические средства. В школе № 22, например, используют­ ся магнитофоны, проигрыватели, ки­ ноаппараты. Здесь создана фоноди- атека, где собраны по многим раз­ делам школьного курса грамзаписи и диафильмы. Все большее распространение по­ лучает факультативная форма за­ нятий. В завершающем учебном го­ ду было создано 195 групп, в кото­ рых изучают математику, физику, литературу около трех тысяч уча­ щихся. Учительские коллективы много сил и старания отдают организации внешкольной работы. В городе соз­ даны клубы «Горизонт», «Кругозор», «Восход». Их посещают несколько тысяч учащихся. Здесь они занима­ ются в различных кружках. В обла­ стном смотре художественной са­ модеятельности и технического твор­ чества школьники Ельца заняли первые места. После постановления *ЦК КПСС и Совета Министров СССР много еде лано по расширению сети школ, ук­ реплению материально-технической базы, подготовке, расстановке и вос­ питанию учительских кадров. Затем т. Белых говорит о нуждах которые испытывает ряд школ го рода. В Ельце несколько школь­ ных зданий пришли в вет хость, а новые не строятся из-за от­ сутствия средств. В промышленных зонах за эти годы выросли кварта лы жилых домов, объектов соц культбыта, а учебных корпусов — один. Школы переполнены. В двад цать втором средней, например, рас считанной на 960 человек, занимает ся около двух тысяч. Не сооружаются здания для ор ганизации творческой самодеятель ности молодежи, хотя нужда в этом огромная. Детская спортивная шко ла размещается в неприспособленном помещении, станция юных техников — в старом здании. Оратор просит областной Совет безотлагательно решить все эти на зревшие вопросы. На трибуне—заведующий отделом народного образования Воловского района И. Н. Маричев. Он подроб­ но рассказал о том, как в районе поставлено дело народного просве­ щения. Руководствуясь постановле­ нием ПК КПСС и Совета Минист­ ров СССР, партийные и советские органы многое сделали в этом на­ правлении. Успешно решается проблема школьного строительства. За три го­ да в селах сооружено 15 новых зда­ ний со светлыми просторными клас­ сами, спортзалами, техническими кабинетами. Четыре восьмилетние школы реорганизованы в средние, две начальные — в восьмилетние. Все школы имеют добротное обо­ рудование, технические средства. Кроме этого, во всех средних шко­ лах есть радиоузлы. Райком КПСС и райисполком проявляют большую заботу об учи­ телях. Во всех селах построены хо­ рошие коммунальные квартиры, а тем, кто пожелал, выдали кредит для строительства личных домов. Благодаря принятым мерам, в рай­ оне решена проблема закрепления учительских кадров. Это положи­ тельно сказалось на качестве обу­ чения и воспитания учащихся. Успе­ ваемость ныне составляет 98,3 про­ цента. В период подготовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина во всех школах было организовано изучение биографии Ильича, обору­ дованы ленинские комнаты. Проводится работа по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации. Созданы ученические бригады, которые помогают колхо­ зам и совхозам выращивать карто­ фель, сахарную свеклу. Из числа десятиклассников подготовлено 124 механизатора широкого профиля. Преподавание основ механизации вели сами руководители колхозов и совхозов. В заключение т. Маричев выска­ зал ряд замечаний в адрес област­ ных хозяйственных органов, кото­ рые равнодушно относятся к нуж­ дам школ этого района. Действи­ тельно, Воловский район — самый отдаленный, оторванный от основ­ ных баз снабжения. Казалось, о нем будет проявляться особая забота. Но это далеко не так. В прошлом году воловцы высту­ пили с инициативой по школьному строительству. Колхозы и совхозы отпустили на эти цели большие средства. А вот липецкие снабжен­ цы подвели. На новостройки было отправлено всею лишь вагон цемен­ та, 153 тысячи штук кирпича и не­ сколько сот кубометров лесомате­ риалов, хотя была возможность обеспечить полную потребность райо­ на. Председатель Болыпе-Извальско- го сельсовета Елецкого района де­ путат В. Ф. Гамеева поделилась опытом работы по оказанию помощи школе. С выходом в свет постанов­ ления ЦК КПСС и Совета Минист­ ров СССР депутаты и обществен­ ность Больше-Извальекого сельско­ го Совета рассмотрели этот вопрос на сессии и наметили меры по улуч­ шению постановки народного про­ свещения. Прежде всего взялись за укрепление материальной базы. Школьные здания строились и ре­ монтировались силами самих жите­ лей села. Детям были созданы хо­ рошие условия для учебы. За успе­ хи, достигнутые в возведении объ­ ектов просвещения, бюро обкома КПСС и облисполком наградили сельсовет Почетной грамотой. Хорошо был организован подвоз учащихся, проживающих далеко от школ. Это дело организовали тоже депутаты сельсовета. К тому же они установили тесную связь с пе­ дагогическими коллективами, созда­ ли общественные советы содействия, помогли учителям организованно пе­ рейти на предметное обучение уча­ щихся четвертых классов. Забота Совета о школе дала хо­ рошие плоды. Больше-Извальская восьмилетняя, Мало-Извальская, Лукошкинская и Черкасско-Высел- ковская начальные вот уже три го­ да работают без второгодников, ре­ бята получают прочные всесторон­ ние знания. Затем т. Гамеева останавливается на недостатках в работе школ, кри­ тикует предприятия местной промыш­ ленности области за плохое качест­ во изготовляемого оборудования. Усманский райпромкомбинат, напри­ мер, прислал негодные столярные из­ делия. Выступление председателя Дан- ковского райисполкома депутата С. И. Коротеева было посвящено в основном проблемам расширения сети и материальной базы школ. Дело в том, что в докладе т. Орехо­ ва этот район подвергся критике за невнимание к инициативному строи­ тельству объектов просвещения. В самом деле, если в других рай­ онах, как, например, Воловском, все колхозы й совхозы взяли шефство над школами, помогают им в боль­ шом и малом, то данковские хозяй­ ства мало проявляют заботы об ор ганизации учебы детей колхозников и рабочих совхозов. Некоторые колхозы и рубля не вложила в строительство школьных зданий, не выделяют рабочих для ремонта школ. Тов. Коротеев признал критику правильной и заверил депутатов, что положение будет исправ­ лено. Но району требуется и помощь. В связи с перестройкой обучения возникает необходимость в сооружении интернатов. Однако планирующие органы не учитывают этого, не включают их в планы стро­ ительства. Да и строящиеся школы- интернаты финансируются с пере­ боями. Плохо помогают педагогическим коллективам работники облоно. Ин­ спектор т. Романников, замечает оратор, бывая в районе, глубоко не вникает в работу школ. А ведь он обязан на месте устранять выявлен­ ные недостатки. О необходимости улучшения вос­ питательной работы среди учащихся говорил начальник областного управ­ ления внутренних дел депутат В. Г. Коршунов. — За последнее время,— сказал он,— зарегистрировано несколько фактов нарушения правопорядка школьниками. Вина в этом ложится и на педагогические коллективы. В школах еще слабо поставлена вне­ классная работа, допускается мно­ го формализма, некоторые «труд­ ные» подростки предоставлены са­ мим себе. Во время летних каникул надо так организовать работу с учащи­ мися, чтобы все они были заняты полезным делом. Военный комиссар области депу­ тат П. А. Воронов посвятил свое выступление организации воспита­ ния подрастающего поколения на революционных и трудовых тради­ циях. Он затронул также вопрос по­ вышения общеобразовательного уровня призывников. -— Советские Вооруженные Силы, — заметил он,— оснащены ныне первоклассной современной техни­ кой. Чтобы ею овладеть в совер­ шенстве, нужны высокограмотные, образованные люди. Местные Сове­ ты должны взять под особый конт­ роль обучение юношей; которым предстоит служить в армии, не до­ пускать отсева их из школ. — В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР,— сказала в своей речи доярка колхоза «Роди­ на» Становлянского района депутат Р. С. Мелихова,— особое внимание обращено на трудовое воспитание школьников. Да это и понятно: труд, любовь к избранной профессии фор­ мируют в человеке высокие мораль­ ные качества. Исполкомы сельских Советов и педагогические коллективы успешно решают эту задачу. Во всех школах района имеются учебные производ­ ственные участки. Здесь учащиеся выращивают картофель, овощи, раз­ водят кроликов. Кстати, взято обя­ зательство вырастить и сдать за­ готовительным организациям в этом году несколько тысяч кроликов. Кроме этого, учащиеся активно помогают колхозам и совхозам вы­ растить высокий урожай зерновых и технических культур. В прошлом году, например, они выращивали картофель на площади 800 гектаров, собрали сотни тонн клубней. В заключение т. Мелихова затро­ нула проблему закрепления учитель­ ских кадров на селе. Она будет решена лишь в том случае, если местные Советы проявят забо­ ту об учителях. На практике же происходит иначе. Многие учителя района живут в плохих бытовых условиях: квартиры ветхие, тесные, а строительством новых никто не занимается. Не всегда они обеспе­ чиваются топливом. — Областной Совет, — сказала т. Мелихова,— должен обратить на это самое пристальное внимание и принять неотложные меры к тому, чтобы учителям были созданы все условия для творческого труда. Заведующий областным отделом народного образования депутат И. А. Пономарев рассказал о том, как в области выполняется Закон о всеобуче, вскрыл причины недостат­ ков в этом деле, Ьбратил внимание исполкомов местных Советов и де­ путатов на необходимость усилить контроль за посещаемостью уроков. Большая работа по выполнению постановления ПК КПСС и Совета Министров СССР проделана в Из­ малковском районе. Здесь все учи­ теля обеспечены благоустроенными квартирами, хорошо налажена шеф­ ская связь хозяйств со школами, успеваемость учащихся из года в год повышается. Об этом рассказала председатель райисполкома депутат А. Т. Литвинова. С речью на сессии выступил сек­ ретарь обкома КПСС А. А." Сталь. По обсужденному вопросу приня­ то развернутое решение. Сессия заслушала также инфор­ мацию секретаря облисполкома М. А. Жаврида о выполнении кри­ тических замечаний, предложений и просьб депутатов областного Совета депутатов трудящихся, высказан­ ных на IV и V сессиях областного Совета депутатов трудящихся. Областной Совет освободил В. Д. Колобаева от обязанностей замести­ теля председателя облисполкома в связи с переходом его на другую работу. В связи с выездом т. баева за пределы области, ад; < ^о - божден от обязанностей ^депутата областного Совета депутатов трудя­ щихся. Областной Совет образовал отдел цен облисполкома. Заведующей ут­ верждена А. И. Соколова. ^ селькор. А. Радионова. Они дружно рабо- знамени». . . . . . . . . ^ ^ СКВОЗЬ ЛЕДЯНУЮ ТОЛЩУ АНТАРКТИДЫ ЛЕНИНГРАД, 6 июня. (Корр. ТАСС А. Крашке). Советские ученые уточнили представление о структуре верхней части ледникового покрова Антарктиды. Мощ­ ность так называемой снежно-фирновой толщи ока­ залась на 50 метров меньше, чем предполагалось, и со­ ставляет около ста метров. Об этом сообщили в Ле­ нинград зимовщики южнополярной станции Восток. В районе «полюса холода» Земли они осуществляют глу­ бинное бурение ледникового щита. Комментируя эту работу, научный сотрудник Аркти­ ческого и антарктического института В. Н. Петров ска­ зал корреспонденту ТАСС: Данные, полученные при исследовании льда Антарк­ тиды, должны пролить свет на эволюцию климата, поз­ волят восстановить историю развития растительности южнополярной области планеты. Анализ космической пыли даст возможность изучить «законсервированное» во льдах космогенное вещество, которое на протяже­ нии тысячелетий поступало из космоса в Антарктиду. Все это будет способствовать разрешению проблемы огромной научной важности — воссозданию картины прошлого Антарктиды. Электротермобуровая установка на станции Восток, созданная учеными Арктического и антарктического ин­ ститута и Ленинградского горного института, позволяет способом теплового протаивания проникнуть сквозь ле­ дяные толщи. Ледяной керн, получаемый с разных ю- ризонтсв, будет всесторонне исследован. Термобуром пройдены первые 228 метров. Обработка полученных данных только по этому отрезку даст в ру­ ки ученых сведения о шеститысячелетнем периоде ис­ тории ледяного материка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz