Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)
2$ мая 1970 г., ^ 122 (12 081) 3 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Сельскому учителю и всем тем, кто трудится на ниве просвеще ния, далеко небезразлично, куда идут после окончания десятилетки юноши и девушки. Мы хорошо понимаем, что основным резервом для пополнения колхозов и совхозов квалифицированными специа листами являются школы. Как обстоит дело в нашем районе? Мно го ли выпускников избирают профессию, нужную селу? Вот дан ные за последние пять лет. Аттестат зрелости за это время получи ли около двух тысяч юношей и девушек. Примерно, половина их работает в колхозах, совхозах, районном объединении «Сельхозтех ника», строительных организациях и медицинских учреждениях. 423 выпускника в разное время поступили в вузы и техникумы- Причем большинство из них готовится стать агрономами, зоотехниками, ин женерами и механиками. Из числа тех, кто остался работать в селе и хорошо зарекомендовал себя на производстве, многие направле ны на учебу за счет хозяйств: В 1968 году, например, путевки в ву зы и техникумы выданы 28, а в 1969 — 30 юношам и девушкам. Все они получают стипендии за счет колхозов и совхозов. Кто же из выпускников средних школ выбирает сельскохозяй ственную профессию? Иной раз можно услышать, что в селе оста ются в основном неудачники, те, кто не смог поступить в вузы и техникумы. Это не так. В школе дети знакомятся с различными про фессиями, встречаются с передовиками сельского хозяйства, слу шают рассказы о труде механизаторов, хлеборобов, животноводов. Профориентация, проводимая школой и общественностью, безуслов но, оставляет след. Я знаю многих ребят, которые закончили шко лу с отличием и успешно трудятся на производстве. Вот Михаил Крючков. Он окончил Тербунскую среднюю школу с хорошими и отличными оценками. В школе научился управлять трактором и остался работать в совхозе «Пятилетка». Сейчас сн возглавляет тракторно-полеводческую бригаду и одновременно учится на четвер том курсе сельскохозяйственного института. Его приняли в члены КПСС и к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина наградили юбилейной медалью. Медалист второй Тербунской средней школы Анатолий Черников освоил профессию механизатора. Работает и учится заочно в Воро нежском университете. А выпускница той же школы Анна Болгова, которая училась на четверки и пятерки, не раздумывая, пошла рабо тать на ферму. Была свинаркой, возглавляла бригаду. После оконча ния сельскохозяйственного техникума ее назначили зоотехником в Бурдинское отделение совхоза «Красный Октябрь». Подобных при меров в районе немало. И все же значительная часть выпускников средних школ покидает родное село. Что же их привлекает в городе? Может, высокие зара ботки? Труд сельскохозяйственного рабочего-механизатора, животно вода, строителя оплачивается очень хорошо. Дело в другом. Вступая в жизнь, юноша и девушка думают прежде всего о том, чтобы с наибольшей отдачей использовать полученные знания. И это закономерно. В школе они изучали электричество, механику, слож ные химические соединения, тригонометрию. Им по силам любая специальность. А мы не всегда это учитываем. Что предлагают вы пускникам наши руководители хозяйств? Чаще всего — участки, где преобладает ручной труд. Пусть-де узнают, что такое настоящий крестьянский труд. Это в корне неверно. Грамотный человек при несет больше пользы, работая электриком, трактористом, шофером, оператором на механизированной ферме. Техническая специальность даст ему и хороший заработок, и моральное удовлетворение. Кстати, выпускники школ в процессе учебы знакомятся с сельскохозяйствен ными машинами, получают трудовые навыки. Это дает им возмож ность быстро овладеть определенной технической профессией на специально организованных курсах или в порядке индивидуально бригадного обучения. Надо только обеспечить выпускников работой по полученной в школе специальности, создать им необходимые ус ловия для заочного обучения в вузах и техникумах. Хороший пример показывают партийная и профсоюзная органи зации, дирекция совхоза «Красный Октябрь». Руководители хозяйст ва держат тесную связь со школой, беседуют с выпускниками, зна комят их с тем, какие специальности больше всего нужны совхозу, по-деловому занимаются трудоустройством бывших школьников. Хорошо помогают первой Тербунсксй средней школе в работе по профориентации специалисты районного объединения «Сельхозтех ника». Они вот уже несколько лет шефствуют над одним из клаесов школы. Учащиеся — частые гости в мастерских, встречаются с рабо чими. Инженер «Сельхозтехники» Н. Г. Вдовин веде 1 занятия в шко ле по изучению трактора и автомобиля, новой техники. Профессиональная ориентация школьников — важное государст венное дело. Как показывает опыт, только совместная работа школы и производственных коллективов дает хорошие результаты в подго товке учащихся к квалифицированному сельскохозяйственному труду. С учетом этого в районе продумали, как приобщить детей к труду, как улучшить кружковую работу, ознакомить учащихся с различны ми сельскими профессиями. Намечено уже в 1970—71 учебном году организовать во всех средних и восьмилетних школах обучение школьников механизаторским профессиям. Для оборудования кабине тов машиноведения хозяйства выделяют необходимую технику. За нятия по машиноведению берутся вести квалифицированные специа листы колхозов и совхозов. Как и в прошлые годы, в каждой шко ле будут действовать ученические бригады. Дел впереди много. Но задачи нам по силам. Нам помогают пар тийные организации колхозов, совхозов, производственные коллекти вы. Смысл всей нашей работы—готовить молодежь к жизни, к тру ду, к сознательному выбору профессии. 3 В. ПИСКЛОВА, заведующая районным отделом народного образования. Вот уже четыре года как в Липецкой средней школе № ю в дни летних каникул учащиеся старших классов трудятся на строительстве культурно-бытовых и хозяйственных объектов в сельских районах нашей области. В этом году сформирован но вый строительный отряд, в который вошли учащиеся 9-х классов. 50 юных строителей будут помогать возводить новую шко лу в колхозе «1 Мая» Лев-Толстовского района. НА СНИМКЕ: (слева направо) участники строительного отряда Саша Казимиров, Надя Бережнова, Сергей Двуречен- сякй, Вера Жеребцова и Виктор Гугнин за обсуждением рабочего плана. Фото Ю. Ардашева. А НУ-КА, ДЕВУШКИ! Я выросла в непри- просьбе. Одних она доверие избирателей, метной деревушке Су- нисколько не удивила: В марте 1970 годаг ры Долгоруковского района. В 1965 году за кончила 8 классов дескать так должно и на областном слете быть. (С ними я со- женщин - механиза- гласна). Другие смот- торов комсомольцы Жерновской школы, рели на меня удивлен- Липецкого тракторного Передо мной стал во- но, будто первый раз завода в торжествен- видели. Некоторые ре- ной обстановке вручи- бята засмеялись. Один ли мне ключи от ново- — остерег: ««Куда те- го трактора Т-40А. Чу бе трактор — это про- десная машина! И фессия трудная, не профессия у меня ин- решила летом взять женская». Я тогда от- тересная. Ни о какой вместе с ней участок ветила: «Постараюсь другой работе не меч- доказать, что профес- таю. Ребятам, которые Трудились мы с ней тия тракториста и мне сперва надо мной под дан следует, пользу я будет по силам». При- смеивались, ничего не прино- шла домой, расска- говорю: сами видят -— зала все маме. Она не хуже других рабо- койствия не было. Не испугалась, начала ог- таю. Среди моих под- была я уверена, что говаривать. Но я ее руг-трактористок есть делаю именно свое все-таки сумела успо- такие, что любому дело. С завистью коить. И начала" хо- парню покажут, как смотрела, как мои дить на курсы. трудиться надо. Потом за мной закре- Выедешь в поле — пили трактор. Весной такая ширь — дух пошла в клуб, где про- подвозила аммиачную захватывает. Кто это- ходило комсомольское воду, в уборочную го не испытал, тот собрание, на котором страду косила горох, еще не всю красоту шел разговор о призы- возила силосную мае- увидел в жизни. Так ве комсомольцев рай- су и сахарную свеклу, что вступайте в наши она освоить профессию в 1969 году меня Р«Ды, юноши и дезущ- механизаторов. И на избрали депутатом об- кн! Осваивайте профес- ластного Совета делу- сию механизатора. Бу- татов трудящихся. Са- Дет трудно, но вы не ма-то я понимаю, что бойтесь: смело садн- еще мало сделала, тес,ь 33 штурвалы ком- чтобы удостоиться та- байнов и рычаги трак- кой чести, и что надо торов. Казалось бы, ребята у оправдать такое зва- Н. САВЧИШКИНА, нас современные, а ние. Ну что ж, время трактористка все одина- впереди, своим трудом совхоза прос: куда поити ра ботать? Мама моя в это вре мя работала свеклович ницей в совхозе, я н свеклы. своим трудом сила, но ыа душе спо- сверстники управляют тракторами. Вечером собрании я оконча тельно решила: иду на курсы механизаторско го всеобуча. Выступила и сказала: «Запишите и меня». вот не ^сово отнеслись к моей стараюсь оправдать (Долгоруковский». в ПРАВЛЕНИИ и партийной ор ганизации колхоза им. Лени на Липецкого района счита ют так: учащиеся местной Троицкой школы — это наша смена, надеж да колхоза в будущем. И от того, как школьники воспитаны, как они приучены к труду, зависит очень многое. Между коллективом школы и кол хозом — традиционные дружеские и деловые отношения. Нужды и забо ты школы для руководства нашего хозяйства так же близки, как и лю бой производственный вопрос Кол хоз постоянно оказывает школе ма териальную помощь, а школьники помогают обрабатывать и убирать урожай. Руководство колхоза посто янно заботится об укреплении ма териально-технической базы школы, организации досуга и отдыха школьников. За последние пять лет колхоз по строил школьное здание, помог при обрести оборудование чл для поли технического обучения — верстаки, токарные и фрезерные станки, ма териалы для школьной мастерской, ПЕРВАЯ ЗАБОТА КОЛХОЗА организовал лагерь, где в летнии период отдыхают дети колхозников. За это время на нужды лагеря хо зяйство выделило почти 40 тысяч рублей, колхоз постоянно отпускает средства на подарки и премии уча щимся, дает транспорт для поездок в театры и на экскурсии. В 1969 году правление поддержа ло инициативу школьников выращи вать картофель на полях колхоза. Для этого отведен участок, пре доставлены семена и необходимая техника, удобрения. Свои .обязательства школьники вы полнили: на площади 50 гектаров они вырастили богатый урожай, со брав более чем по 120 центнеров Клубней с гектара. Картофель сдали в колхоз, учащиеся заработали со лидную сумму. Наиболее отличив шихся колхоз премировал туристи ческими путевками Для поездки в город-герой Волгоград, организовал посещения областного театра. Правление колхоза в 1969 году поручило школьникам озеленение территории свиноводческого комп лекса и асфальтированной дороги. Ребята посадили более 10 тысяч де- ревцев. Помогая школе организовать от дых школьников в колхозном пио нерском лагере, правление совмест но с педагогическим коллективом и родительской общественностью пла нируют и организацию обществен но полезного труда детей на полях колхоза. ОтДых ребят сочетается с работой. В этом году связь школы и кол хоза еще более укрепится. Учени ческая .производственная бригада выращивает у нас картофель на площади 50 гектаров. Обязательства школьников по- обсуждения на ученическом и об щешкольном родительском собра ниях были рассмотрены на совмест ном заседании правления колхо за и педагогического совета школы. За ученической производственной бригадой правление закрепило аг ронома В. И. Леонова и опытного механизатора Н. В. Студеникина с трактором. Производственная брига да полностью обеспечена се менами. Участок под картофель осенью был вспахан, в почву внесе на аммиачная вода. Зимой на всю площадь были внесены органиче ские удобрения из расчета 30 тонн на гектар. Разработаны необходи мые агромероприятия, которые про водят школьники. Продумана организация общест венно полезного труда и тех школь ников, которые будут отдыхать в лучить на этой площади не м енее' пионерском лагере. Все 120 человек 140 центнеров клубней с гектара, а I под руководством своих воспитате- всего — 7000 центнеров — после лей примут участие в межвидовой прополке 300 гектаров пшеницы на семенном участке, уходе за под солнечником на площади 100 гекта ров. Школьники берут шефство над МТФ, красным уголком, полевыми станами, они выступают перед кол хозниками с концертами. Большое внимание правление кол хоза уделяет организации досуга учащихся в отрядах по месту жи тельства, которые работают под ру ководством учителей в летний пе риод. Всем десяти отрядам в этом году колхоз уже выделил необхо димые материалы для строительства спортивных площадок, приобретает ся необходимая пионерская атрибу тика, спортинвентарь. Правление и партийная организа ция колхоза и впредь будут счи тать вопросы обучения и воспита ния школьников своим кровным де лом, принимать все меры к улуч шению трудового воспитания уча-* щихся, приобщать их к сельскохо зяйственному труду. _ в. к у з н е ц о в , секретарь парткома колхоза инг, Ленина Липецкого района. «Куда пойти работать и учиться выпускникам» — такой стенд вывешен в коридоре средней школы № 28 Липецка. Его материалы— о' профессиях, учебных заведениях нашего города, о выпускниках, родителях учащихся, которые трудятся на промышленных пред приятиях. Фото Ю. Ардашева. ЧУВСТВО РАБОЧЕЙ ГОРДОСТИ В социалистическом государстве власть при надлежит рабочему классу, трудящимся. Чувство гордости за завоевания Велико- тельстве за 8 классов стояла оценка по пове- Большинство ребят производственную нор- дению «4». От него можно было «избавиться» му выполняют на 150—180 процентов с хоро- — не принять в учйлище. Оказалось, что па- шим качеством. А в прошлом учебном году го Октября партийная организация, педагоги- рень прилежно работал в совхозе еще до команда наших ребят на конкурсе молодых ческий коллектив профессионально-техниче- поступления в училище. Мы направили его в специалистов управления заняла третье место, ского училища стремятся привить каждому группу опытного мастера производственного На подготовку квалифицированных рабочих учащемуся. обучения Б. А‘/Филиппова. Впоследствии юно- большое влияние оказывает одновременная На партийных собраниях, на заседаниях ша стал одним из лучших учащихся. Сейчас учеба в школе рабочей молодежи. В этом бюро тема воспитания * у учащихся любви к его избрали заместителем старосты группы. году учатся в вечерних школах 126 юношей избранной профессии — одна из наиболее У нас развивается фамильная преемствен- идевушек. важных. Наше училище на протяжении ряда ность в получении специальности. В группе Ребята выезжают на практику на монтаж- последних лет успешно справляется с набо- № 7 учится Николай Кузнецов, а в прошлом ные участки в различные города страны. И ром учащихся, а в этом году мы даже при- выпуске училась его сестра Валя Кузнецова, уже на втором-третьем месяце первой прак- няли две группы сверх плана. Настолько воз- два года назад был выпущен их старший брат тики им присваиваются вторые и третьи раз- рос авторитет училища, настолько велико Александр. Можно назвать фамилии братьев ряды взрослого рабочего, они справляются с стремление юношей овладеть рабочими спе- Беляевых, Ненаховых, отца и сына Волковых, нормами, с требованиями производства. С циальностями — плотников, слесарей, жестян- Подобных примеров — немало. И о них знают монтажных участков приходят письма с прось- щиков и изолировщиков. все учащиеся. Это также поднимает в глазах бой направить наших ребят на прохождение Мастера, преподаватели, весь коллектив молодежи авторитет училища. производственной практики только к ним. еще задолго до того, как объявить прием в С первых дней занятий стараемся как мож- На наших традиционных «огоньках» передо- училище, организуют встречи с учащимися но полнее и ярче рассказать о специальности, вики производства — самые дорогиеи почет- 8_Ю классов. Задолго до работы приемной которую получают учащиеся. Мы рассказы- ные гости> и особенно приятными бывают комиссии почти со всеми абитуриентами про- ваем им о своих добрых традициях, органи- встречи с бывшими выпускниками. Так ребята водятся индивидуальные беседы, их знакомят зуем встречи с выпускниками училища, принимали бывшего комсорга училища в во- с учебными кабинетами, мастерскими. Осо- Б. А. Филиппов окончил^ училище в 1926 еннЫе годы, ныне Подполковника запаса А. И. бое внимание уделяем и показу макетов, ко- году, сейчас это лучший мастер произвол- Тимофеева, машиниста тепловоза, Героя Со- торые были изготовлены учащимися прежних ственного обучения. Он интересно рассказы- цИалистиЧеского Труда Б. М. Батищева, вы- выпусков. Попутно идет знакомство с биогра- вает учащимся об истории училища. ^ пускников последних лет, которые вернулись фией ребят, их индивидуальными особенностя- Для всех групп в первые дни занятий про- из арМИИ и сейчас работают в городе, ми, семейным положением, теоретической водим экскурсии на промышленные пред Коллектив училища стремится делать все подготовкой. Это дает возможность партийной приятия нашего города и Липецка. ТОГО| чтобы повысить уровень воспита- организации с первых же дней обратить вни- Еще одна важная сторона жизни училища, мание на слабые места того или другого уча- При каждой группе — технические кружки, щегося и развивать его положительные каче- Тут изготавливают действующие модели, ма- ства кеты паровых котлов, электрических машин, В прошлом году к нам в училище пришел плакаты, диаграммы, в результате чего значи- учащийся Станислав П., у которого в свиде- тельно пополняются все учебные кабинеты. тельной работы среди учащихся. ю. СМОЛЬЯНИНОВ, секретарь партбюро Грязинского городского профессионально-технического училища, преподаватель электротехники. В ЕДИНСТВЕННО правильном выборе трудо- ным, теперь — истина, конкретная, близкая, вполне вой деятельности равно заинтересованы как доступная. сам человек, так и общество. Вот. почему Так взращивается профессиональный интерес на особенно актуален сейчас вопрос повышения роли .уроке, в сложном и многоступенчатом учебном про- педагогических коллективов школ, помогающих стар- цессе. Методы воспитательной внеклассной работы шеклассникам сделать эту первую «примерку» к жиз- не менее разнообразны. Среди них — и экскурсии ни по возможности безошибочно. в цехи тракторного завода, и встречи с людьми инте- Немалый опыт в этом отношении за последние ресных профессий, и посильное участие самих ребят годы приобрел коллектив учителей Липецкой средней в труде взрослых.. школы № 10, о котором и хочется рассказать под- А славная и все более приумножающая славу робнее. ________ Директор школы Анна Исаевна Сиротина говорит: — Чтобы помочь нашим воспитанникам раскрыть свои реальные, но еще не выявленные, как бы «по тенциальные» возможности, мы весь учебно-воспи тательный процесс в течение десяти лет строим целе направленно. Главное, не узко ограниченный подход к будущей профессии, а воспитание чувства граждан ского долга: где бы ты ни работал, прежде всего будь гражданином. Но в деталях об этом позже, а пока налицо первые итоги достигнутого коллективом: из 144 будущих выпускников сейчас почти все сде лали свой выбор, 30 выпускников пополнят ряды рабочих в цехах тракторного завода. Почти 70 ребят пойдут в профессионально-технические училища и техникумы, 44 — подадут заявления в вузы. ПРИМЕРИВАЯСЬ К ЖИЗНИ Начиная с первых классов, урок в школе служит школы традиция строительных отрядов! Разве само по себе звание члена такого отряда плюс добрая работа не возвышают тебя и в собственных глазах, и в глазах товарищей, разве не помогают открыть не не только тому, чтобы дать ребенку максимум зна- известные еще даже тебе самому внутренние резервы ний, но и тому, чтобы воспитать его мировоззрение, твоей души? вкус к труду и уважение к людям труда. Во втором „ - ребятам уже предлагают такие темы сочинений, Уже который год школьный строительный держит как «Папин цех», «Труд моей мамы» или «Самый первенство среди городских комсомольских отрядов интересный день в моей жизни». Именно так делает по выполнению социалистических обязательств. В са- учительница Мария Федотовна Пашкова. Ничего, мои щколе популярность его также растет. В коми- что милая непосредственность первых ребячьих строк тет комсомола школы поступило уже 60 заявлений граничит порою с наивностью, а сами представления с просьбой включить в стройотряд, а отобрать пред- ребят о той или иной профессии пока по-настоящему стоит почти вдвое меньше. Перед комитетом прямо- не осмысленны (одну девочку, например, педагоги* таки дилемма, такой энтузиазм (9-и «Д» целиком ческое поприще прельщает возможностью «проверять записался.) и такие ограниченные возможности в тетрадки, где очень много ошибок»). Важно не про- количественном отношении. Что ж, может, в этом и смотреть интерес ребенка к какому-либо делу, во- состоит высший смысл мероприятия. Поедут лучшие время поддержать его. За звание быть в числе лучших - настоящее сорев- г г ^ нование. Впоследствии, будет множество способов укрепить Вот так незаметно, в совместном труде с товари- этот интерес. На уроках труда, например, на смену щами> в осмыслении сложной страницы учебника, в теоретизированию придет и непосредственное дело, прочувствованном слове ветерана труда — гостя Под руководством Петра Федоровича Полозова ре- школы> в неожиданно родившемся чувстве патриоти- бята с удовлетворением сядут за руль школьной ческод гордости своей школой во время спортивных учебной автомашины. состязаний вспыхивает первая искорка будущего На уроках обществоведения с помощью опытного призвания. Окончательный выбор сложен. Поэтому и вмес!е с тем чрезвычайно деликатного педагога раздумья и сомнения на пути к нему неизбежны. Александра Николаевича Пивоварова, отдавшего де лу воспитания молодого поколения более двадцати Но если в результате таких^ раздумий десятиклас- лет жизни, старшеклассники самостоятельно придут сник Володя Крылов уже сейчас может твердо за к выводу, что вряд ли стоит делать предпочтение явить, что рн этот выбор сделал—военная академия! только лишь романтическим профессиям, что про- — а его сверстники Виктор Дагаев, Надя Мелихова, фессии исключительные, так сказать, «благородные», Наташа Бирюкова и другие не менее уверены в тоже вряд ли существуют в чистом виде. Благород- своем будущем, и если в списке, лежащем на столе ство, первозданную чистоту придает работе сам директора школы, против фамилии 'каждого выпуск- человек. И все эти мысли будут преподнесены на кон- ника можно уже сегодня обнаружить конкретное кретных фактах, на материале местного характера, указание будущего трудового объекта, или вуза, или Вот один из таких примеров: накануне ленинского техникума, то можно быть уверенным, что первая юбилея коллектив Липецкого тракторного завода был примерка к жизни в судьбе этих ребят состоялась, награжден Почетной грамотой. Вопрос на уроке: кто принес славу заводу? Ответ: имена лучших — на заводской Доске почета. А среди них — чей-то сосед, чей-то родственник, чей-то знакомый. И слова о высоком назначении рядового рабочего, которые могли бы стать утверждением несколько отвлечен- г. Липецк, школа № 10. А. ФЕДОРОВА. ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТ ДЕЛОМ ШКОЛ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz