Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

2$ мая 1970 г., ^ 122 (12 081) 3 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Сельскому учителю и всем тем, кто трудится на ниве просвеще­ ния, далеко небезразлично, куда идут после окончания десятилетки юноши и девушки. Мы хорошо понимаем, что основным резервом для пополнения колхозов и совхозов квалифицированными специа­ листами являются школы. Как обстоит дело в нашем районе? Мно­ го ли выпускников избирают профессию, нужную селу? Вот дан­ ные за последние пять лет. Аттестат зрелости за это время получи­ ли около двух тысяч юношей и девушек. Примерно, половина их работает в колхозах, совхозах, районном объединении «Сельхозтех­ ника», строительных организациях и медицинских учреждениях. 423 выпускника в разное время поступили в вузы и техникумы- Причем большинство из них готовится стать агрономами, зоотехниками, ин­ женерами и механиками. Из числа тех, кто остался работать в селе и хорошо зарекомендовал себя на производстве, многие направле­ ны на учебу за счет хозяйств: В 1968 году, например, путевки в ву­ зы и техникумы выданы 28, а в 1969 — 30 юношам и девушкам. Все они получают стипендии за счет колхозов и совхозов. Кто же из выпускников средних школ выбирает сельскохозяй­ ственную профессию? Иной раз можно услышать, что в селе оста­ ются в основном неудачники, те, кто не смог поступить в вузы и техникумы. Это не так. В школе дети знакомятся с различными про­ фессиями, встречаются с передовиками сельского хозяйства, слу­ шают рассказы о труде механизаторов, хлеборобов, животноводов. Профориентация, проводимая школой и общественностью, безуслов­ но, оставляет след. Я знаю многих ребят, которые закончили шко­ лу с отличием и успешно трудятся на производстве. Вот Михаил Крючков. Он окончил Тербунскую среднюю школу с хорошими и отличными оценками. В школе научился управлять трактором и остался работать в совхозе «Пятилетка». Сейчас сн возглавляет тракторно-полеводческую бригаду и одновременно учится на четвер­ том курсе сельскохозяйственного института. Его приняли в члены КПСС и к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина наградили юбилейной медалью. Медалист второй Тербунской средней школы Анатолий Черников освоил профессию механизатора. Работает и учится заочно в Воро­ нежском университете. А выпускница той же школы Анна Болгова, которая училась на четверки и пятерки, не раздумывая, пошла рабо­ тать на ферму. Была свинаркой, возглавляла бригаду. После оконча­ ния сельскохозяйственного техникума ее назначили зоотехником в Бурдинское отделение совхоза «Красный Октябрь». Подобных при­ меров в районе немало. И все же значительная часть выпускников средних школ покидает родное село. Что же их привлекает в городе? Может, высокие зара­ ботки? Труд сельскохозяйственного рабочего-механизатора, животно­ вода, строителя оплачивается очень хорошо. Дело в другом. Вступая в жизнь, юноша и девушка думают прежде всего о том, чтобы с наибольшей отдачей использовать полученные знания. И это закономерно. В школе они изучали электричество, механику, слож­ ные химические соединения, тригонометрию. Им по силам любая специальность. А мы не всегда это учитываем. Что предлагают вы­ пускникам наши руководители хозяйств? Чаще всего — участки, где преобладает ручной труд. Пусть-де узнают, что такое настоящий крестьянский труд. Это в корне неверно. Грамотный человек при­ несет больше пользы, работая электриком, трактористом, шофером, оператором на механизированной ферме. Техническая специальность даст ему и хороший заработок, и моральное удовлетворение. Кстати, выпускники школ в процессе учебы знакомятся с сельскохозяйствен­ ными машинами, получают трудовые навыки. Это дает им возмож­ ность быстро овладеть определенной технической профессией на специально организованных курсах или в порядке индивидуально­ бригадного обучения. Надо только обеспечить выпускников работой по полученной в школе специальности, создать им необходимые ус­ ловия для заочного обучения в вузах и техникумах. Хороший пример показывают партийная и профсоюзная органи­ зации, дирекция совхоза «Красный Октябрь». Руководители хозяйст­ ва держат тесную связь со школой, беседуют с выпускниками, зна­ комят их с тем, какие специальности больше всего нужны совхозу, по-деловому занимаются трудоустройством бывших школьников. Хорошо помогают первой Тербунсксй средней школе в работе по профориентации специалисты районного объединения «Сельхозтех­ ника». Они вот уже несколько лет шефствуют над одним из клаесов школы. Учащиеся — частые гости в мастерских, встречаются с рабо­ чими. Инженер «Сельхозтехники» Н. Г. Вдовин веде 1 занятия в шко­ ле по изучению трактора и автомобиля, новой техники. Профессиональная ориентация школьников — важное государст­ венное дело. Как показывает опыт, только совместная работа школы и производственных коллективов дает хорошие результаты в подго­ товке учащихся к квалифицированному сельскохозяйственному труду. С учетом этого в районе продумали, как приобщить детей к труду, как улучшить кружковую работу, ознакомить учащихся с различны­ ми сельскими профессиями. Намечено уже в 1970—71 учебном году организовать во всех средних и восьмилетних школах обучение школьников механизаторским профессиям. Для оборудования кабине­ тов машиноведения хозяйства выделяют необходимую технику. За­ нятия по машиноведению берутся вести квалифицированные специа­ листы колхозов и совхозов. Как и в прошлые годы, в каждой шко­ ле будут действовать ученические бригады. Дел впереди много. Но задачи нам по силам. Нам помогают пар­ тийные организации колхозов, совхозов, производственные коллекти­ вы. Смысл всей нашей работы—готовить молодежь к жизни, к тру­ ду, к сознательному выбору профессии. 3 В. ПИСКЛОВА, заведующая районным отделом народного образования. Вот уже четыре года как в Липецкой средней школе № ю в дни летних каникул учащиеся старших классов трудятся на строительстве культурно-бытовых и хозяйственных объектов в сельских районах нашей области. В этом году сформирован но­ вый строительный отряд, в который вошли учащиеся 9-х классов. 50 юных строителей будут помогать возводить новую шко­ лу в колхозе «1 Мая» Лев-Толстовского района. НА СНИМКЕ: (слева направо) участники строительного отряда Саша Казимиров, Надя Бережнова, Сергей Двуречен- сякй, Вера Жеребцова и Виктор Гугнин за обсуждением рабочего плана. Фото Ю. Ардашева. А НУ-КА, ДЕВУШКИ! Я выросла в непри- просьбе. Одних она доверие избирателей, метной деревушке Су- нисколько не удивила: В марте 1970 годаг ры Долгоруковского района. В 1965 году за­ кончила 8 классов дескать так должно и на областном слете быть. (С ними я со- женщин - механиза- гласна). Другие смот- торов комсомольцы Жерновской школы, рели на меня удивлен- Липецкого тракторного Передо мной стал во- но, будто первый раз завода в торжествен- видели. Некоторые ре- ной обстановке вручи- бята засмеялись. Один ли мне ключи от ново- — остерег: ««Куда те- го трактора Т-40А. Чу­ бе трактор — это про- десная машина! И фессия трудная, не профессия у меня ин- решила летом взять женская». Я тогда от- тересная. Ни о какой вместе с ней участок ветила: «Постараюсь другой работе не меч- доказать, что профес- таю. Ребятам, которые Трудились мы с ней тия тракториста и мне сперва надо мной под­ дан следует, пользу я будет по силам». При- смеивались, ничего не прино- шла домой, расска- говорю: сами видят -— зала все маме. Она не хуже других рабо- койствия не было. Не испугалась, начала ог- таю. Среди моих под- была я уверена, что говаривать. Но я ее руг-трактористок есть делаю именно свое все-таки сумела успо- такие, что любому дело. С завистью коить. И начала" хо- парню покажут, как смотрела, как мои дить на курсы. трудиться надо. Потом за мной закре- Выедешь в поле — пили трактор. Весной такая ширь — дух пошла в клуб, где про- подвозила аммиачную захватывает. Кто это- ходило комсомольское воду, в уборочную го не испытал, тот собрание, на котором страду косила горох, еще не всю красоту шел разговор о призы- возила силосную мае- увидел в жизни. Так ве комсомольцев рай- су и сахарную свеклу, что вступайте в наши она освоить профессию в 1969 году меня Р«Ды, юноши и дезущ- механизаторов. И на избрали депутатом об- кн! Осваивайте профес- ластного Совета делу- сию механизатора. Бу- татов трудящихся. Са- Дет трудно, но вы не ма-то я понимаю, что бойтесь: смело садн- еще мало сделала, тес,ь 33 штурвалы ком- чтобы удостоиться та- байнов и рычаги трак- кой чести, и что надо торов. Казалось бы, ребята у оправдать такое зва- Н. САВЧИШКИНА, нас современные, а ние. Ну что ж, время трактористка все одина- впереди, своим трудом совхоза прос: куда поити ра­ ботать? Мама моя в это вре­ мя работала свеклович­ ницей в совхозе, я н свеклы. своим трудом сила, но ыа душе спо- сверстники управляют тракторами. Вечером собрании я оконча­ тельно решила: иду на курсы механизаторско­ го всеобуча. Выступила и сказала: «Запишите и меня». вот не ^сово отнеслись к моей стараюсь оправдать (Долгоруковский». в ПРАВЛЕНИИ и партийной ор­ ганизации колхоза им. Лени­ на Липецкого района счита­ ют так: учащиеся местной Троицкой школы — это наша смена, надеж­ да колхоза в будущем. И от того, как школьники воспитаны, как они приучены к труду, зависит очень многое. Между коллективом школы и кол­ хозом — традиционные дружеские и деловые отношения. Нужды и забо­ ты школы для руководства нашего хозяйства так же близки, как и лю­ бой производственный вопрос Кол­ хоз постоянно оказывает школе ма­ териальную помощь, а школьники помогают обрабатывать и убирать урожай. Руководство колхоза посто­ янно заботится об укреплении ма­ териально-технической базы школы, организации досуга и отдыха школьников. За последние пять лет колхоз по­ строил школьное здание, помог при­ обрести оборудование чл для поли­ технического обучения — верстаки, токарные и фрезерные станки, ма­ териалы для школьной мастерской, ПЕРВАЯ ЗАБОТА КОЛХОЗА организовал лагерь, где в летнии период отдыхают дети колхозников. За это время на нужды лагеря хо­ зяйство выделило почти 40 тысяч рублей, колхоз постоянно отпускает средства на подарки и премии уча­ щимся, дает транспорт для поездок в театры и на экскурсии. В 1969 году правление поддержа­ ло инициативу школьников выращи­ вать картофель на полях колхоза. Для этого отведен участок, пре­ доставлены семена и необходимая техника, удобрения. Свои .обязательства школьники вы­ полнили: на площади 50 гектаров они вырастили богатый урожай, со­ брав более чем по 120 центнеров Клубней с гектара. Картофель сдали в колхоз, учащиеся заработали со­ лидную сумму. Наиболее отличив­ шихся колхоз премировал туристи­ ческими путевками Для поездки в город-герой Волгоград, организовал посещения областного театра. Правление колхоза в 1969 году поручило школьникам озеленение территории свиноводческого комп­ лекса и асфальтированной дороги. Ребята посадили более 10 тысяч де- ревцев. Помогая школе организовать от­ дых школьников в колхозном пио­ нерском лагере, правление совмест­ но с педагогическим коллективом и родительской общественностью пла­ нируют и организацию обществен­ но полезного труда детей на полях колхоза. ОтДых ребят сочетается с работой. В этом году связь школы и кол­ хоза еще более укрепится. Учени­ ческая .производственная бригада выращивает у нас картофель на площади 50 гектаров. Обязательства школьников по- обсуждения на ученическом и об­ щешкольном родительском собра­ ниях были рассмотрены на совмест­ ном заседании правления колхо­ за и педагогического совета школы. За ученической производственной бригадой правление закрепило аг­ ронома В. И. Леонова и опытного механизатора Н. В. Студеникина с трактором. Производственная брига­ да полностью обеспечена се­ менами. Участок под картофель осенью был вспахан, в почву внесе­ на аммиачная вода. Зимой на всю площадь были внесены органиче­ ские удобрения из расчета 30 тонн на гектар. Разработаны необходи­ мые агромероприятия, которые про­ водят школьники. Продумана организация общест­ венно полезного труда и тех школь­ ников, которые будут отдыхать в лучить на этой площади не м енее' пионерском лагере. Все 120 человек 140 центнеров клубней с гектара, а I под руководством своих воспитате- всего — 7000 центнеров — после лей примут участие в межвидовой прополке 300 гектаров пшеницы на семенном участке, уходе за под­ солнечником на площади 100 гекта­ ров. Школьники берут шефство над МТФ, красным уголком, полевыми станами, они выступают перед кол­ хозниками с концертами. Большое внимание правление кол­ хоза уделяет организации досуга учащихся в отрядах по месту жи­ тельства, которые работают под ру­ ководством учителей в летний пе­ риод. Всем десяти отрядам в этом году колхоз уже выделил необхо­ димые материалы для строительства спортивных площадок, приобретает­ ся необходимая пионерская атрибу­ тика, спортинвентарь. Правление и партийная организа­ ция колхоза и впредь будут счи­ тать вопросы обучения и воспита­ ния школьников своим кровным де­ лом, принимать все меры к улуч­ шению трудового воспитания уча-* щихся, приобщать их к сельскохо­ зяйственному труду. _ в. к у з н е ц о в , секретарь парткома колхоза инг, Ленина Липецкого района. «Куда пойти работать и учиться выпускникам» — такой стенд вывешен в коридоре средней школы № 28 Липецка. Его материалы— о' профессиях, учебных заведениях нашего города, о выпускниках, родителях учащихся, которые трудятся на промышленных пред­ приятиях. Фото Ю. Ардашева. ЧУВСТВО РАБОЧЕЙ ГОРДОСТИ В социалистическом государстве власть при­ надлежит рабочему классу, трудящимся. Чувство гордости за завоевания Велико- тельстве за 8 классов стояла оценка по пове- Большинство ребят производственную нор- дению «4». От него можно было «избавиться» му выполняют на 150—180 процентов с хоро- — не принять в учйлище. Оказалось, что па- шим качеством. А в прошлом учебном году го Октября партийная организация, педагоги- рень прилежно работал в совхозе еще до команда наших ребят на конкурсе молодых ческий коллектив профессионально-техниче- поступления в училище. Мы направили его в специалистов управления заняла третье место, ского училища стремятся привить каждому группу опытного мастера производственного На подготовку квалифицированных рабочих учащемуся. обучения Б. А‘/Филиппова. Впоследствии юно- большое влияние оказывает одновременная На партийных собраниях, на заседаниях ша стал одним из лучших учащихся. Сейчас учеба в школе рабочей молодежи. В этом бюро тема воспитания * у учащихся любви к его избрали заместителем старосты группы. году учатся в вечерних школах 126 юношей избранной профессии — одна из наиболее У нас развивается фамильная преемствен- идевушек. важных. Наше училище на протяжении ряда ность в получении специальности. В группе Ребята выезжают на практику на монтаж- последних лет успешно справляется с набо- № 7 учится Николай Кузнецов, а в прошлом ные участки в различные города страны. И ром учащихся, а в этом году мы даже при- выпуске училась его сестра Валя Кузнецова, уже на втором-третьем месяце первой прак- няли две группы сверх плана. Настолько воз- два года назад был выпущен их старший брат тики им присваиваются вторые и третьи раз- рос авторитет училища, настолько велико Александр. Можно назвать фамилии братьев ряды взрослого рабочего, они справляются с стремление юношей овладеть рабочими спе- Беляевых, Ненаховых, отца и сына Волковых, нормами, с требованиями производства. С циальностями — плотников, слесарей, жестян- Подобных примеров — немало. И о них знают монтажных участков приходят письма с прось- щиков и изолировщиков. все учащиеся. Это также поднимает в глазах бой направить наших ребят на прохождение Мастера, преподаватели, весь коллектив молодежи авторитет училища. производственной практики только к ним. еще задолго до того, как объявить прием в С первых дней занятий стараемся как мож- На наших традиционных «огоньках» передо- училище, организуют встречи с учащимися но полнее и ярче рассказать о специальности, вики производства — самые дорогиеи почет- 8_Ю классов. Задолго до работы приемной которую получают учащиеся. Мы рассказы- ные гости> и особенно приятными бывают комиссии почти со всеми абитуриентами про- ваем им о своих добрых традициях, органи- встречи с бывшими выпускниками. Так ребята водятся индивидуальные беседы, их знакомят зуем встречи с выпускниками училища, принимали бывшего комсорга училища в во- с учебными кабинетами, мастерскими. Осо- Б. А. Филиппов окончил^ училище в 1926 еннЫе годы, ныне Подполковника запаса А. И. бое внимание уделяем и показу макетов, ко- году, сейчас это лучший мастер произвол- Тимофеева, машиниста тепловоза, Героя Со- торые были изготовлены учащимися прежних ственного обучения. Он интересно рассказы- цИалистиЧеского Труда Б. М. Батищева, вы- выпусков. Попутно идет знакомство с биогра- вает учащимся об истории училища. ^ пускников последних лет, которые вернулись фией ребят, их индивидуальными особенностя- Для всех групп в первые дни занятий про- из арМИИ и сейчас работают в городе, ми, семейным положением, теоретической водим экскурсии на промышленные пред Коллектив училища стремится делать все подготовкой. Это дает возможность партийной приятия нашего города и Липецка. ТОГО| чтобы повысить уровень воспита- организации с первых же дней обратить вни- Еще одна важная сторона жизни училища, мание на слабые места того или другого уча- При каждой группе — технические кружки, щегося и развивать его положительные каче- Тут изготавливают действующие модели, ма- ства кеты паровых котлов, электрических машин, В прошлом году к нам в училище пришел плакаты, диаграммы, в результате чего значи- учащийся Станислав П., у которого в свиде- тельно пополняются все учебные кабинеты. тельной работы среди учащихся. ю. СМОЛЬЯНИНОВ, секретарь партбюро Грязинского городского профессионально-технического училища, преподаватель электротехники. В ЕДИНСТВЕННО правильном выборе трудо- ным, теперь — истина, конкретная, близкая, вполне вой деятельности равно заинтересованы как доступная. сам человек, так и общество. Вот. почему Так взращивается профессиональный интерес на особенно актуален сейчас вопрос повышения роли .уроке, в сложном и многоступенчатом учебном про- педагогических коллективов школ, помогающих стар- цессе. Методы воспитательной внеклассной работы шеклассникам сделать эту первую «примерку» к жиз- не менее разнообразны. Среди них — и экскурсии ни по возможности безошибочно. в цехи тракторного завода, и встречи с людьми инте- Немалый опыт в этом отношении за последние ресных профессий, и посильное участие самих ребят годы приобрел коллектив учителей Липецкой средней в труде взрослых.. школы № 10, о котором и хочется рассказать под- А славная и все более приумножающая славу робнее. ________ Директор школы Анна Исаевна Сиротина говорит: — Чтобы помочь нашим воспитанникам раскрыть свои реальные, но еще не выявленные, как бы «по­ тенциальные» возможности, мы весь учебно-воспи­ тательный процесс в течение десяти лет строим целе­ направленно. Главное, не узко ограниченный подход к будущей профессии, а воспитание чувства граждан­ ского долга: где бы ты ни работал, прежде всего будь гражданином. Но в деталях об этом позже, а пока налицо первые итоги достигнутого коллективом: из 144 будущих выпускников сейчас почти все сде­ лали свой выбор, 30 выпускников пополнят ряды рабочих в цехах тракторного завода. Почти 70 ребят пойдут в профессионально-технические училища и техникумы, 44 — подадут заявления в вузы. ПРИМЕРИВАЯСЬ К ЖИЗНИ Начиная с первых классов, урок в школе служит школы традиция строительных отрядов! Разве само по себе звание члена такого отряда плюс добрая работа не возвышают тебя и в собственных глазах, и в глазах товарищей, разве не помогают открыть не не только тому, чтобы дать ребенку максимум зна- известные еще даже тебе самому внутренние резервы ний, но и тому, чтобы воспитать его мировоззрение, твоей души? вкус к труду и уважение к людям труда. Во втором „ - ребятам уже предлагают такие темы сочинений, Уже который год школьный строительный держит как «Папин цех», «Труд моей мамы» или «Самый первенство среди городских комсомольских отрядов интересный день в моей жизни». Именно так делает по выполнению социалистических обязательств. В са- учительница Мария Федотовна Пашкова. Ничего, мои щколе популярность его также растет. В коми- что милая непосредственность первых ребячьих строк тет комсомола школы поступило уже 60 заявлений граничит порою с наивностью, а сами представления с просьбой включить в стройотряд, а отобрать пред- ребят о той или иной профессии пока по-настоящему стоит почти вдвое меньше. Перед комитетом прямо- не осмысленны (одну девочку, например, педагоги* таки дилемма, такой энтузиазм (9-и «Д» целиком ческое поприще прельщает возможностью «проверять записался.) и такие ограниченные возможности в тетрадки, где очень много ошибок»). Важно не про- количественном отношении. Что ж, может, в этом и смотреть интерес ребенка к какому-либо делу, во- состоит высший смысл мероприятия. Поедут лучшие время поддержать его. За звание быть в числе лучших - настоящее сорев- г г ^ нование. Впоследствии, будет множество способов укрепить Вот так незаметно, в совместном труде с товари- этот интерес. На уроках труда, например, на смену щами> в осмыслении сложной страницы учебника, в теоретизированию придет и непосредственное дело, прочувствованном слове ветерана труда — гостя Под руководством Петра Федоровича Полозова ре- школы> в неожиданно родившемся чувстве патриоти- бята с удовлетворением сядут за руль школьной ческод гордости своей школой во время спортивных учебной автомашины. состязаний вспыхивает первая искорка будущего На уроках обществоведения с помощью опытного призвания. Окончательный выбор сложен. Поэтому и вмес!е с тем чрезвычайно деликатного педагога раздумья и сомнения на пути к нему неизбежны. Александра Николаевича Пивоварова, отдавшего де­ лу воспитания молодого поколения более двадцати Но если в результате таких^ раздумий десятиклас- лет жизни, старшеклассники самостоятельно придут сник Володя Крылов уже сейчас может твердо за к выводу, что вряд ли стоит делать предпочтение явить, что рн этот выбор сделал—военная академия! только лишь романтическим профессиям, что про- — а его сверстники Виктор Дагаев, Надя Мелихова, фессии исключительные, так сказать, «благородные», Наташа Бирюкова и другие не менее уверены в тоже вряд ли существуют в чистом виде. Благород- своем будущем, и если в списке, лежащем на столе ство, первозданную чистоту придает работе сам директора школы, против фамилии 'каждого выпуск- человек. И все эти мысли будут преподнесены на кон- ника можно уже сегодня обнаружить конкретное кретных фактах, на материале местного характера, указание будущего трудового объекта, или вуза, или Вот один из таких примеров: накануне ленинского техникума, то можно быть уверенным, что первая юбилея коллектив Липецкого тракторного завода был примерка к жизни в судьбе этих ребят состоялась, награжден Почетной грамотой. Вопрос на уроке: кто принес славу заводу? Ответ: имена лучших — на заводской Доске почета. А среди них — чей-то сосед, чей-то родственник, чей-то знакомый. И слова о высоком назначении рядового рабочего, которые могли бы стать утверждением несколько отвлечен- г. Липецк, школа № 10. А. ФЕДОРОВА. ПОДГОТОВЛЕНА НЕШТАТНЫМ ОТ­ ДЕЛОМ ШКОЛ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz