Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 26 апреля 1970 г„ Лг: 98 (12 657} \ ) Их и м е н а в „И н и г е ленинской трудовой славы ' ' Д У Ш А АУДИТОРИИ Есть лекторы, чьи выступления электризуют, заряжают, увлекают аудиторию. Именно таковы лекции члена Липецкой городской организа­ ции общества «Знание» Нины Нико­ лаевны Федоровой. Комсомолку 20-х годов, первую пионервожатую города Нину Нико­ лаевну хорошо знают липчане. И что характерно—после каждого высту­ пления у нее все больше становится друзей. И вот как это происходит. ...Молодые доменщики Новолипец­ кого металлургического завода собра­ лись на лекцию о лениноках заветах молодежи. Много раз выступала на эту тему Федорова, но всякое новое свидание с аудиторией её непременно волнует. Удастся ли передать сидя­ щим в зале пафос, которым овеяны дерзания первых комсомольцев, ярко показать преемственность поколений? Учиться, учиться и учиться! Учить­ ся коммунизму! Этот ленинский при­ зыв сразу же нашел горячую под­ держку у молодежи. И Нина Николаевна вспоминает, как жадно потянулись к знаниям юные липчане. Первых двадцать комсомольцев, поехавших в 1921 на учебу в Тамбовский рабфак, утверж­ дал уездный комитет партии. В Ли­ пецке это было, безусловно, событие. А вот как заботились о своих товари­ щах оставшиеся в городе комсомоль­ цы. Для липчан, уехавших на учебу в , Елецкий рабфак, они заготавливали дрова. Туда же шли деньги, выручен­ ные от платных концертов художест­ венной самодеятельности. А Соколь­ ские комсомольцы В. Уланов, П. Са­ марин и другие, пославшие учиться своих товарищей В. Сергеева и Н. Со­ колова, работали за них. Выполняли их нормы, деньги высылали. ...Внимательно слушают Нину Ни­ колаевну молодые доменщики. Не мудрено. Ведь Федорова рассказыва­ ет о своих ^товарищах, называет имена, хорошо знакомые липчанам. Ведь эти люди и ныне в строю. Они объединились в совет ветеранов при горкоме ВЛКСМ, ведут большую вос­ питательную работу... А лектор продолжает: — Но учиться коммунизму—это не только сесть за книгу. Это—учеба во всем: в труде, в отношениях к това­ рищам, в понимании своего долга пе­ ред Родиной. И снова—примеры. Комсомольцам двадцатых годов известны коммунистические суббот­ ники. Юноши и девушки благоустраи­ вали город, строили. В пойме реки Воронеж они, например, несколько лет подряд выращивали капусту, ко­ торой снабжался детский дом... М.. И. Фарафонов, С. М. Радутин, О. А. Павлова — эти люди, вторы е и сей­ час среди нас, — живая история липецкого комсомола. Но история продолжается, и вот уже речь заходит о делах сегодняш ней молодежи. И не вообще, а о де­ лах молодых доменщиков, которые сейчас сидят в зале. Может показать­ ся удивительным: откуда, мол, лек­ тор знает о делах коллектива. Но у Нины Николаевны давно уже вошло в привычку, прежде чем прийти в аудитдрию, поинтересоваться произ ьодственными успехами своих слуша­ телей, жизнью коллектива, его традн- жиямй.- Совсем не удивительно, что вскоре после лекции в доменном цехе состоя лось комсомольское собрание, на ко­ торое молодые металлурги пригласи­ ли и Нину Николаевну Федорову Между прочим, на нем решено при­ нять активное участие в ленинских субботниках. Только одна лекция, а как огромно ее воздействие на слушателей! Остается лишь добавить, что Н. Н. Федорова прочитала свыше 400 лек­ ций. Разнообразны ее выступления но главное содержание составляет ленинская тема. В честь юбилея вождя имя лектора общества «Знание» Н. Н. Федоровой занесено в областную «Книгу ленин­ ской трудовой славы». С. СТОРОЖЕВ. В ЭТИ ДНИ с утра до позднего вечера на колхозных полях слышен гул тракторов. К ним то и дело подъезжают с семенным зерном и удобрениями автомашины. Хлеборобы торопятся. Нужно как можно быстрее закрыть влагу, свое­ временно посеять. Ведь иногда один день год кормит. Когда-то В. И. Ленин мечтал о ста тысячах тракторов для совет­ ской деревни. Тогда это было ог­ ромным богатством. Прошли годы, и советские люди ленинскую мечту воплотили в жизнь. Теперь колхоз­ ные поля нашей страны обрабатыва­ ют около двух миллионов тракторов, почти 600 тысяч зерноуборочных комбайнов, в хозяйствах более мил­ лиона грузовых автомашин. С каж­ дым годом их становится все боль­ ше и больше. Коммунистическая пар­ тия и Советское правительство про­ являют постоянную заботу о мате­ риально-технической помощи дерев­ не. Много различной техники и в нашем колхозе. Мы имеем 31 трактор, из них 18 тяжелых, 10 комбайнов, 12 автомобилей. У нас механизиро­ ваны животноводческие фермы. Сейчас успех сельскохозяйственно­ го производства решают механизато­ ры, люди, которым доверено управ­ лять машинами. Очень важно хоро­ шо использовать технику, поступаю­ щую на вооружение сельского хозяй- РАСТИТЬ МОЛОДЫХ ХЛЕБОРОБОВ ства. Нужно сказать прямо, что с этим у нас далеко не благополучно. Из-за плохого использования машин мы часто несем убытки, теряем вре­ мя. Здесь причин много: и недобро­ качественный ремонт, н недостаточ­ ная квалификация механизаторов, и плохой уход. Дальше мириться с этим нельзя. Вопрос подготовки кад­ ров для сельскохозяйственного про­ изводства должен быть в настоящее время поставлен на первое место. Основную массу- механизаторов приходится готовить на месте. В этом деле колхозам и совхозам мо­ гут оказать большую помощь обще­ образовательные школы. Разве эго плохо, когда каждый юноша и де­ вушка, оканчивающие 10 классов, бу­ дут уметь управлять трактором, ав­ томобилем? В жизни все может при­ годиться. Ведь мы живем в век не­ бывалого технического прогресса. А главное, мы сможем обеспечить кол­ хозное производство квалифициро­ ванными специалистами. Не так уж трудно ученику 9—10 класса изучить автомашину или трактор. Это, я ду­ маю, ничуть не повлияет на усвоение Отлично трудится на Липецком горпищекомбинате в конфетном цехе варщица Тамара Мозгунова (снимок вверху). Продукция, ко­ торую она выпускает, всегда высокого качества и пользуется у по­ купателей большим спросом. * * т НА СНИМКЕ внизу вы видите слесаря-сборщика Липецкого станкостроительного завода М. Н. Москалева и бригадира Н. Д. Чернецова, готовящих очередную партию станков к отправке в ГДР. Участок, на котором работают передовики производства, сдает про­ дукцию только с первого предъявления. Фото И. Воронова и Л. Антошкина. учебной программы, а скорее наобо­ рот, будет способствовать повыше­ нию качества знаний по ряду пред­ метов, таких, как физика, химия, ма­ тематика, черчение. По этому вопросу мы советовались с коммунистами колхозной партий­ ной организации, беседовали с учи­ телями нашей Спасской средней шко­ лы, провели большую разъяснитель­ ную работу среди учащихся и их ро­ дителей. Они нас горячо поддержа­ ли и с большим пониманием отнес­ лись к этому важному делу. Так, еще в прошлом году мы до­ говорились об организации курсов по подготовке механизаторов широ­ кого профиля из числа учащихся 9—10 классов. Безусловно, всю орга­ низацию этой работы колхоз взял на себя. Мы приобрели необходимую учебную литературу, пособия, обору­ довали учебный кабинет, разработа­ ли учебный план. Проводить заня­ тия взялись колхозные специалисты, имеющие соответствующее образова­ ние и необходимый опыт работы. Так, теоретические занятия по изу­ чению трактора и комбайна вел я, вопросы агрономии, экономики и тракторных работ преподавали сек­ ретарь парторганизации В. И. Со­ рокин, агроном колхоза М. Ф. Сы­ рых, главный инженер И. А. Духо­ нин и инженер по технике безопас­ ности И. Т. Кузнецов. Практические работы по ремонту техники и уходу за ней проводились в колхозной ма­ стерской под руководством заведую­ щего мастерскими А. 3. Власова. Инженер И. Т. Кузнецов и механи­ затор первого класса И. Г. Чичин обучали ребят вождению машин. Программу выполнили полностью. На экзаменах курсанты показали хо­ рошие знания, выполнили все поло­ женные практические работы:-" Всего окончили курсы 20 юношей и 20 девушек. Многие из них реши­ ли после окончания 10 классов ос­ таться работать в родном колхозе. Станут за штурвалы комбайнов вы­ пускники школы В. Анохин, Н. Ба­ канов, М. Баканов, И. Быков и дру­ гие — всего 20 человек. А те, кото­ рые еще не окончили школу, будут оказывать помощь в уборке урожая в период летних каникул. К моло­ дым трактористам мы прикрепили опытных механизаторов. Под их на­ блюдением ребята будут совершен­ ствовать свои знания, приобретать опыт. В нашем колхозе немало выпуск­ ников школ, которые успешно тру­ дятся на полях и фермах. Доярками работают А. Блинова, В. Сенюкэва, А. Соловьева, Н. Баканова, тракто­ ристами — Н. Сухоруков, П. Шубин, телятницами — Е. Жукова, 11. Егор- цева, шоферами—Л. Чванов, И. Чи­ чин. Лучших молодых колхозников правление колхоза рекомендует на учебу в техникумы и институты. В этом году мы направили на учебу за счет колхоза Н. Баканову, Л. Чва- нова и других. Сейчас учатся в сель­ скохозяйственных техникумах и ин­ ститутах Н. Абрамов, А. Сорокин, Л. Игнатенкова, В. Власов, Н. Су- лохина. После окончания учебы они возвратятся в колхоз. Наиболее проявивших себя яа ра­ боте мы выдвигаем на руководящие должности среднего звена. Комбай­ нер П. Марычев успешно учится за­ очно в Усманском сельскохозяйст­ венном техникуме. В прошлом году правление колхоза выдвинуло его на должность бригадира комплексной бригады, доярку Р. Жукову, заочни­ цу Чаплыгинского сельхозтехникума, —- зоо^ехником-селекционером, заоч­ ник Воронежского СХИ В. Сорокин работал заведующим молочнотовар­ ной фермой, сейчас избцан замести­ телем председателя колхоза, М. Сы­ рых был агрономом, теперь — глав­ ный агроном. Правление колхоза проявляет по­ стоянную заботу о создании для мо­ лодежи необходимых культурно-бы­ товых условий. В селе недавно по­ строен новый Дом культуры, плани­ руем построить бытовые мастерские. В Доме культуры демонстрируются регулярно кинофильмы, читаются лекции. Многие жители имеют теле­ визоры, радио. В недалеком буду­ щем бытовые условия сельских тру­ жеников мало чем будут отличаться от города. Выпускникам школы правление колхоза гарантирует хоро­ шую заработную плату. Молодые хлеборобы —• это наша смена, и о них мы должны постоянно заботитъ* М. БОЕВ, председатель колхоза имени XX партсъезда Воловского района. ЧАИКИ НАД ОБЕЛИСКОМ ПОДВИГУ — ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА Подмосковное это село я узнал сразу, хотя никогда в нем не был. Белый Раст! Нарядная, будто с интуристовской открытки, церквуш­ ка на взгорке, как бы парящая на синих своих куполах, и сбегающие ешш , к лощине, избы с резными на­ личниками. Типичный подмосковный пейзаж. Но память моментально сличила его с картиной, увиденной мною однажды - в Ленинградском нейтральном военно-морском музее. Та же церквушка, те же дома, только на картине по сугробистой улочке карабкались танки, подпа- ленно чернел снег, кустились огнен­ ные разрывы от снарядов. И на взгорке этом было людно, как ни­ когда. С автоматами наперевес в атаку шли моряки. Очень впечатля­ юще — на снежном фене черные шинели, бушлаты и ленты бескозы­ рок вразлет. Под картиной надпись: «Моряки 64-й отдельной морской стрелковой бригады выбивают гит­ леровцев из с. Белый Раст». Село на берегу моря? Я тогда еще не знал, что от этого села до ближайших морей больше тысячи ворот, что моряки, идушие в атаку, — тихоокеанцы и что от Москвы до Белого Раста всего тридцать пять километров. Картина, наверное, за­ былась бы, если бы не так давно ее не воскресили в памяти строки одной из книг по истории Великой Отечественной войны: «В декабре 1941 года в составе Западного франта на ближайших подступах к Москве воевало около 25 тысяч мо­ ряков. У стен столицы действовали пять морских стрелковых бригад, морской полк и несколько отрядов. В боях за Белый Раст особенно от­ личились моряки 64-й бригады, ко­ торой командовал полковник И. М. Чистяков». Моряки в Подмосковье... Те са­ мые, что с Тихого океана через всю страну по сухопутью донесли сюда свое раскатистое «Полундра»! и оп­ рокинули врага. Так вот ты где, Белый Раст! Волны лет неумолимы, и, каза­ лось, было уже невозможным най­ ти в Москве живого героя картины. И вдруг — как все просто — глу­ ховатый голос по телефону: — Чистяков слушает... Он встретил меня в форме гене­ рал-полковника, которая сидела на нем теперь уже как-то по-домаш­ нему. В отставке — не то, что на параде. И только ордена — вся грудь, как в разноцветной кольчуге, — поблескивали задорно, по-боевс- му. Иван Михайлович пришел на службу в восемнадцатом, ушел в отставку в шестьдесят восьмом — полных пятьдесят лет в строю. Пу­ леметчик, потом командир взвода, командир полка, командир ряда со­ единений — послужной список, где каждая строка, словно линия фрон­ та. Десятки городов, сотни сел и деревень он мог бы обозначить на географической карте как «опорные пункты» и неприступные, но все ж» Бзятые штурмом «бастионы». Муд­ рено ли забыть незаметную под­ московную деревушку! —• Белый Раст! — оживился Иван Михайлович. — Ну как же не помнить. И мелькнула в глазах грустинка: — Какими полками, дивизиями ни командовал, а перед моряками скло­ няю седую голову. Храбрости такой, братства такого и мужества никог­ да более не видел. Иван Михайлович, что-то вспом­ нив, вышел в другую комнату и вер­ нулся со свертком. —• Вот, — сказал он, — до сих пор берегу как память святую. Мо­ ряки подарили. Он развернул сверток, и я увидел полосатую тельняшку. ...Белый Раст. Я смотрю на церквушку, что как вылитая полу­ чилась у художника, на избы, на петляющую к лощине тропу. Но те­ перь все это вижу, словно бы гла­ зами Чистякова. Будто совсем ря­ дом раздается его голос. — Боевой приказ предписывал ка­ шей бригаде уничтожить в Белом Расте противника, чтобы обеспе­ чить правый фланг 20-й армии. А в селе, ни много ни мало, полк, нем­ цев, танки, артиллерия, минометы. На рассвете рота моряксв-авто- матчиков ворвалась на танках в самый центр села. Много поколош- матили гитлеровцев, уничтожили шесть танков, но вынуждены были отойти. Не подоспела подмога. Три дня и три ночи пришлось вести бон. Видели в Центральном военно-мор­ ском музее пушку из Белого Раста? Это орудие прикрывало отход мо­ ряков на исходные позиции. Артил­ леристы, увлеченные стрельбой, не заметили, что окружены фашистами. Пришлось занять крайний дом и ор­ ганизовать оборону. Затащили пуш­ ку и забаррикадировались. Гитле­ ровцы двигались к избе плотными цепями, но моряки гвоздили их ог нем, не подпуская. Так продержа­ лись день. Наступила ночь. И тогда те, кто уже был ранен и не мог двигаться, решили: «Всем, кто на ногах, отходить, мы прикроем». Ре­ бята воспротивились: помирать, так вместе. Но бригада ждала развед­ данных и кто-то все равно должен был до нее' добраться. Моряки вы нули из орудия замок, закопали в подвале. Приготовили гранаты. Кто был в силах, по ложбине поползли к своим. Остальные открыли огонь по фашистам. Из двадцати трех в живых осталось несколько чело­ век. В пылу боя моряки и не подоз­ ревали, что против них действовал батальон фашистов. В ту же ночь начался последний, решительный штурм Белого Раста. Вот уже все село в наших руках. Тблько в каменном доме, что стоит на отшибе, еще гнездились враже­ ские пулеметчики. Огонь так силен, что не поднять головы. И тогда старшина 2 статьи Сергей Федотов вызвался уничтожить огневую теч­ ку. Метр за метром преодолевал он под свинцовым веером. Полетела одна граната, другая. Но обе взор­ вались под окном. А пулемет опять хлещет по нашим бойцам. Медлить нельзя, и граната последняя. И тут все увидели, как Сергей сбросил каску. Он вытащил из-под маскха­ лата бескозырку и надел ее. Потом встал во весь рост и швырнул гра­ нату в окно. Взрыва моряк уже не слышал. Я стою на том самом месте, от­ куда Чистяков руководил боем, н очень жалею, что его нет рядом — занемог- к весне оживают не толь­ ко воспоминания, но и раны. У ме­ ня в руках схема, которую Иван Михайлович со школьным старанием вычертил дома. Вот — огневые точки противника, вот квадратик — дом у ветлы, что был бастионом двадцати трех моряков. Стоп! Ветла есть, а дома нет... — Дом тот сгорел, немцы в шепки разнесли, — уточняет схему Рим­ ма Яковлевна Ромачева, председа­ тель Белорастовекого сельсовета, ко­ торая вместе со мной совершает сейчас эту экскурсию памяти. — Хо­ тите, к хозяйке бывшего дома схо­ дим? Она все чисто помнит, как бы-, ло дело. Хозяйку бывшего дома Горлову Наталью Федоровну застаем в гос­ тях у дочери. — Тетя Наташа, — просит Рим­ ма Яковлевна, — расскажи., как тут моряки воевали... Пожилая женщина прищуривает­ ся, собирая у глаз морщинки, будто заглянула в далекую даль пережи­ того. — Коль рассказать, так и дня не хватит, а вспоминать — на всю жизнь досталось... Но вот по ее лицу будто сол­ нышком: —• Как бой начался, мы — в под­ пол. Отсидели там самый грохот, вылезаю, и ноги подкосились. Не от страха, какой там... Смотрю, мор- флотец наш стоит, да такой красавец собой. Пхтовицы, что в золоте. Улы­ бается. «Не бойся, — говорит, — до свадьбы все пройдет»! — и озорно так подмигнул. Тут опять стрелять начали. Мы снова спрятались. Когда уже совсем стихло, вышла я крадучись на улицу. А там — немцев поби­ тых! Тут я во второй раз увидела того морфлот- ца... И словно туч­ ка тенью про­ плыла по лицу Натальи Федоровны. — Убитый лежал морфлотец с флагом в руке. Морской их, видать, флаг — белый с синей полоской». — Тетя Наташа, а что это за док каменный, в который моряк гранату кидал? — Как что за дом? Школа так наша, восьмилетка. Мы стоим у того окна, от которо­ го когда-то в ужасе отпрянули фашисты, увидев моряка с занесен­ ной в руке гранатой. В этой комна­ тушке сейчас размещен школьный музей боевой славы. Здесь висит я копия с картины, изображающей бой за Белый Раст. В папках — десяти* писем с воспоминаниями моряков, освобождавших село. Адрес школы знаком и нынешним морякам-тихоокеанцам. Но .самые до­ рогие для ребят экспонаты —• бе­ лый флаг с голубой каймой, военно- морская форма. Она — не только музейный экспонат. В День Победы лучший из лучших учеников удостаи­ вается чести ее надеть и встать в почетном карауле у памятника по­ гибшим морякам. Мешковато сидит форменка —• не беда. Зато за спи­ ной шелестят настоящие матросские ленты. В прошлом году у памятни­ ка в полной морской форме стоял восьмиклассник Саша Сторогин. И имел на то особое право— его брат служит на флоте, на Тихоокеанском. Так стоит ли удивляться, почему парни из Белого Раста просятся только на флот? Подмосковное село породнилось с океаном. На века. Навсегда. И па­ мятник морякам посреди Белого Рас га, будто пирс невидимых ко­ раблей. На мраморной плите — якорь. Настоящий судовой якорь, его привезли сюда тихоокеанцы. Здесь, на взгорке, — сильные ветры, под стать норд-осту. И кажется, что за лесом, за полем — только под­ нимись повыше —• увидишь океан. Хотя от Белого Раста до Владивос­ тока — десять тысяч верст. Мальчишка, стоявший рядом, шмыгнул носом и как бы между прочим сказал: — А вы знаете, сюда прилетают чайки... Вот фантазер! Хотя вполне может быть — ведь не так далеко канал.» — Уж не с океана ли? — спросил я. — Конечно, с океана, — твердо сказал мальчишка. В. СТЕПАНОВ, корр. ТАСС, Н о в ы е к н и г и ЛЕНИН, ФЛОТ, РЕВОЛЮЦИЯ Этой теме посвящена книга М. А. Столяренко, вышедшая на днях в свет*). Автор рассказывает об одной из сторон деятельности В. И. Лени­ на — о его руководстве борьбой военных моряков за победу Вели­ кой Октябрьской социалистической революции. Победу Великого Октября во мно­ гом предопределила революционная армия, созданная Владимиром Иль­ ичей, партией большевиков. Один из мощных отрядов этой армии сос­ тавляли революционные моряки. Об этом ярко свидетельствуют и собы­ тия вооруженного восстания в ок­ тябре 1917 года. Вот как они про­ текали. С начала октября 1917 года В. И. Ленин, уже возвратившийся в Пет­ роград, возглавил непосредственную подготовку к вооруженному вос­ станию. 21 октября Военно-револю­ ционный комитет начал назначать комиссаров в арсенал и части гар­ низона, на боевые корабли и круп­ ные предприятия. В Гельсинфорсе и Кронштадте сразу после получения приказа ВРК о выступлении на защиту ре­ волюции были приняты решения об отправке кораблей и матросов в Петроград. Всего Балтийский флот предоставил в распоряжение ВРК 11 боевых кораблей и не менее 15 ты­ сяч бойцов, включая кронштадтских красногвардейцев и солдат. Балтийским морякам принадлежит большая заслуга в выполнении ле­ нинского плана вооруженного вос- *) М. А. Столяренко «В. И. Ленин и ре­ волюционные моряки», М., Военмэдат , 1970, )44 стр, с мал . стания в Петрограде. Они активно участвовали в захвате важнейших объектов. Отряд кронштадтцев, высадившись в Ораниенбауме, разоружил офи­ церские школы и юнкеров в Петер­ гофе и установил контроль над же­ лезнодорожной веткой Ораниенба­ ум—Петроград. Десант Центробалта взял под контроль железную дорогу Гельсинфорс — Петроград. А в это время в столице отряд матросов 2-го Балтийского флотско­ го экипажа под командованием большевика И. Д. Сладкова занял военный порт с его мощной радио­ станцией. Моряки отряда В. М. Зай­ цева овладели зданием Главного Адмиралтейства и взяли под охра­ ну офицеров морского штаба. К вечеру 25 октября кольцо вок­ руг Зимнего еще больше сжалось. На Дворец вели наступление отря­ ды Красной гвардии, революцион­ ных солдат и матросов. Из 18—20 тысяч бойцов, наступавших на Зим­ ний, примерно третью часть — 6—7 тысяч человек — составляли балтий­ ские моряки. В 9 часов 40 минут вечера про­ звучал исторический выстрел крей­ сера «Аврора», послуживший сигна­ лом к атаке на Зимний. После победы восстания в Петро­ граде началось триумфальное шест­ вие Советской власти по всей стра не. И в этом далеко не последнюю роль играли революционные моряки Партия большевиков, В. И. Ленин воспитали из военных моряков стой­ ких и преданных делу партии репо люционеров В грозные дни Вели­ кого Октября в одной шеренге с восставшими рабочими шли отваж­ ные моряки. Неувядаемой славой покрыли они свои боевые знамена на фронтах гражданской войны, стойко и мужественно защищая мо­ лодую республику Советов. Об огромной работе В. И. Лени­ на, руководимой им партии больше­ виков по воспитанию революцион­ ных моряков и рассказывает автор этой небольшой по объему, но ем­ кой по фактическому материалу книги. Автору удалось всесторонне показать огромную организаторскую и пропагандистскую деятельность партии на флоте, начиная от зарож­ дения марксистской партии в Рос­ сии и кончая победой Октября. Одним из важнейших направлений деятельности Ленина, созданной им партии были организация и прове­ дение партийной работы в старой армии и на флоте. Цель ее: прив­ лечь солдатские и матросские мас­ сы на сторону революционного про­ летариата. превратить их в состав­ ную часть революционной армии. Следуя указаниям Ленина, партия большевиков создала в армии и на флоте разветвленную сеть партий­ ных организаций, которые стали вожаками солдат и матросов, су­ мели порести их за собой. В главе «Между двумя револю­ циями» показано, как партийные ор­ ганизации, выполняя указание Вла­ димира Ильича, успешно сочетая нелегальные формы работы с ле­ гальными, вели политическую про­ паганду среди моряков, собирали силы для нового революционного подъема. Глава «Великий флагман» Если у вас есть сад... П О С А Д К А Р А С Т Е Н И И И У Х О Д З А Н И М И V посвящена роли Владимира Ильича в подготовке перехода от буржуаз­ но-демократической к социалистиче­ ской революции. В ней рассказы­ вается о тесных связях вождя с матросскими массами, о его при­ стальном внимании к работе флот­ ских большевиков. Через всю книгу автору удалось убедительно провести мысль о тес­ ных связях В. И. Ленина с револю­ ционными моряками. Военные мо ряки свято чтят память и заветы великого вождя. Команда линкора «Марат» 13 февраля 1923 года изб­ рала Владимира Ильича почетным моряком корабля, а слушатели и командный состав Высшего военно- морского училища им, М. В. Фрун­ зе постановили: «Избрать первым почетным слушателем военно-мор­ ского училища лучшего командира величайшего в мире дредноута — РСФСР нашего дорогого . вождя Владимира Ильича Ленина». Имя дорогого вождя военные моряки уве­ ковечили в корабельной Лениниане. Подводные лодки «Ленинец» заме­ чательно зарекомендовали себя в годы Великой Отечественной вой­ ны. Имя Ленина носит первый со­ ветский ледокол-атомоход. Книга М. А. Столяренко еще раз убеждает нас в том, .что револю­ ционные моряки полностью оправ­ дали высокое доверие В. И. Ленина. Эта книга сыграет немалую роль в воспитании советской молодежи на славных революционных традициях Коммунистической партии, военных моряков. П, ЗУБЕХИН. С каждым годом на пришколь­ ных участках и в специально отве­ денных зонах городов нашей облас­ ти растет площадь садов? Многих садоводов-любителей и школьников интересует, по какой схеме нужно высаживать плодовые деревья и ягодники, как организовать уход за молодым садом, чтобы яблони, гру­ ши и ягодники хорошо развивались и своевременно вступали в плодоно­ шение. _ Рождение сада начинается, конеч­ но, с посадки саженцев ягодных и плодовых культур. Семечковые в любительских и школьных садах размещаются по схеме 6 x 5 метров, вишни — 4 x 3 метра. Ягодные кус­ тарники обычно лучшё4всего разме­ щать в один ряд вдоль заборов с расстоянием между растениями в ряду в один метр. Для закладки сада используют только районированные сорта пло­ довых и ягодных культур. Напри­ мер, лучшими из них являются сор­ та яблонь богатырь, оранжевое, суворовец, антоновка обыкновен­ ная; черная смородина «память Ми­ чурина»; крыжовник русский, малина барнаульская и т. д. На предварительно окультурен­ ных почвах посадку деревьев можно производить по шнуру без предва­ рительной копки глубоких ям. При этом ямы выкапываются небольшие в соответствии с размером корне­ вой системы. На таких почвах мож­ но вести посадку саженцев в глубо­ кие борозды, которые предваритель­ но нарезают в тех местах, где дол­ жны быть ряды деревьев. В любительских садах при обыч­ ной подготовке почвы (обработка на глубину 30 см без внесения удобре­ ний) ямы копают шириной 100 и глубиной 65 сад для семечковых культур и, соответственно, для кос­ точковых — 80 и 60 см. Перед по­ садкой деревьев в каждую яму за­ сыпают органо-минеральную смесь: 15—20 кг перегноя, 500—600 г су­ перфосфата и 120—150 г калийной соли. Эти удобрения надо хорошо перемешать с верхним слоем почвы и внести в ямы. Для посадки ягод­ ных кустарников ямы кспают шири­ ной 60 и глубиной 50 см. В каждую из них закладывают органо-мине­ ральную смесь (в два раза меньше, чем для плодовых). После посадки плодовых и ягод­ ных растений производят полив из расчета 3—4 ведра на дерево и по одному ведру на растение ягодных кустарников. Вслед за поливом при­ ствольные круги мульчируют наво­ зом. а междурядья культивируют. Посадку рассады земляники про­ изводят в лунки или бороздки, ко­ торые предварительно поливают из расчета не менее 1 литра воды на растение. После посадки земляники мульчируют почву в рядах перегно­ ем. Это обеспечивает хорошую при­ живаемость и развитие растений. В борьбе с вредителями сада большую помощь человеку оказыва­ ют насекомоядные птицы — синицы, поползни, горихвостки и другие. Из­ вестно. что одна пара синиц с по­ томством может сохранить от по­ вреждения опасными вредителями до 40 плодовых, деревьев. Для при­ влечения птиц в любительских са­ дах следует создавать вдоль границ участков живые изгороди из шипов­ ника, крыжовника и других кустар* никовых пород. Все вышеуказанные мероприятия направлены не только на повышение урожайности, но и на улучшение качества продукции сада. М. ГУЩИН, зав. отделом садоводства Липецкой сельскохозяйственной опытной станции, кандидат сельскохозяйственных наук. Д О С Т И Ж Е Н И Я И Т Е X Н Н А У К И И К И Металл человеку нужен в чи­ стом виде. Природа же отдает сокровища своих кладовых с не­ нужной добавкой — пустой поро­ дой. Оригинальную машину, из­ влекающую ценный минерал с помощью пены, создали специа­ листы Государственного проект­ ного института горной химии. По­ лезные элементы руды, пропус­ каемые через пенный слой, оста­ ются в нем, а пустая порода фильтруется и непрерывно уда­ ляется. 80—100 тонн руды в час перерабатывает эта машина. При таком способе процесс разделе­ ния минералов протекает в 60— 100 раз быстрее обычного. При переработке нефти оста­ ются вредные органические при­ меси — жидкие . смеси и газы. Чтобы не допускать выброса в атмосферу, их надо сжигать без остатка. Новый способ сжигания примесей в камере разработали ученые Киевского научно-исследо­ вательского и проектно-конструк­ торского института нефтеперера­ батывающей и нефтехимической промышленности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz