Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 26 апреля 1970 г„ Лг: 98 (12 657} \ ) Их и м е н а в „И н и г е ленинской трудовой славы ' ' Д У Ш А АУДИТОРИИ Есть лекторы, чьи выступления электризуют, заряжают, увлекают аудиторию. Именно таковы лекции члена Липецкой городской организа ции общества «Знание» Нины Нико лаевны Федоровой. Комсомолку 20-х годов, первую пионервожатую города Нину Нико лаевну хорошо знают липчане. И что характерно—после каждого высту пления у нее все больше становится друзей. И вот как это происходит. ...Молодые доменщики Новолипец кого металлургического завода собра лись на лекцию о лениноках заветах молодежи. Много раз выступала на эту тему Федорова, но всякое новое свидание с аудиторией её непременно волнует. Удастся ли передать сидя щим в зале пафос, которым овеяны дерзания первых комсомольцев, ярко показать преемственность поколений? Учиться, учиться и учиться! Учить ся коммунизму! Этот ленинский при зыв сразу же нашел горячую под держку у молодежи. И Нина Николаевна вспоминает, как жадно потянулись к знаниям юные липчане. Первых двадцать комсомольцев, поехавших в 1921 на учебу в Тамбовский рабфак, утверж дал уездный комитет партии. В Ли пецке это было, безусловно, событие. А вот как заботились о своих товари щах оставшиеся в городе комсомоль цы. Для липчан, уехавших на учебу в , Елецкий рабфак, они заготавливали дрова. Туда же шли деньги, выручен ные от платных концертов художест венной самодеятельности. А Соколь ские комсомольцы В. Уланов, П. Са марин и другие, пославшие учиться своих товарищей В. Сергеева и Н. Со колова, работали за них. Выполняли их нормы, деньги высылали. ...Внимательно слушают Нину Ни колаевну молодые доменщики. Не мудрено. Ведь Федорова рассказыва ет о своих ^товарищах, называет имена, хорошо знакомые липчанам. Ведь эти люди и ныне в строю. Они объединились в совет ветеранов при горкоме ВЛКСМ, ведут большую вос питательную работу... А лектор продолжает: — Но учиться коммунизму—это не только сесть за книгу. Это—учеба во всем: в труде, в отношениях к това рищам, в понимании своего долга пе ред Родиной. И снова—примеры. Комсомольцам двадцатых годов известны коммунистические суббот ники. Юноши и девушки благоустраи вали город, строили. В пойме реки Воронеж они, например, несколько лет подряд выращивали капусту, ко торой снабжался детский дом... М.. И. Фарафонов, С. М. Радутин, О. А. Павлова — эти люди, вторы е и сей час среди нас, — живая история липецкого комсомола. Но история продолжается, и вот уже речь заходит о делах сегодняш ней молодежи. И не вообще, а о де лах молодых доменщиков, которые сейчас сидят в зале. Может показать ся удивительным: откуда, мол, лек тор знает о делах коллектива. Но у Нины Николаевны давно уже вошло в привычку, прежде чем прийти в аудитдрию, поинтересоваться произ ьодственными успехами своих слуша телей, жизнью коллектива, его традн- жиямй.- Совсем не удивительно, что вскоре после лекции в доменном цехе состоя лось комсомольское собрание, на ко торое молодые металлурги пригласи ли и Нину Николаевну Федорову Между прочим, на нем решено при нять активное участие в ленинских субботниках. Только одна лекция, а как огромно ее воздействие на слушателей! Остается лишь добавить, что Н. Н. Федорова прочитала свыше 400 лек ций. Разнообразны ее выступления но главное содержание составляет ленинская тема. В честь юбилея вождя имя лектора общества «Знание» Н. Н. Федоровой занесено в областную «Книгу ленин ской трудовой славы». С. СТОРОЖЕВ. В ЭТИ ДНИ с утра до позднего вечера на колхозных полях слышен гул тракторов. К ним то и дело подъезжают с семенным зерном и удобрениями автомашины. Хлеборобы торопятся. Нужно как можно быстрее закрыть влагу, свое временно посеять. Ведь иногда один день год кормит. Когда-то В. И. Ленин мечтал о ста тысячах тракторов для совет ской деревни. Тогда это было ог ромным богатством. Прошли годы, и советские люди ленинскую мечту воплотили в жизнь. Теперь колхоз ные поля нашей страны обрабатыва ют около двух миллионов тракторов, почти 600 тысяч зерноуборочных комбайнов, в хозяйствах более мил лиона грузовых автомашин. С каж дым годом их становится все боль ше и больше. Коммунистическая пар тия и Советское правительство про являют постоянную заботу о мате риально-технической помощи дерев не. Много различной техники и в нашем колхозе. Мы имеем 31 трактор, из них 18 тяжелых, 10 комбайнов, 12 автомобилей. У нас механизиро ваны животноводческие фермы. Сейчас успех сельскохозяйственно го производства решают механизато ры, люди, которым доверено управ лять машинами. Очень важно хоро шо использовать технику, поступаю щую на вооружение сельского хозяй- РАСТИТЬ МОЛОДЫХ ХЛЕБОРОБОВ ства. Нужно сказать прямо, что с этим у нас далеко не благополучно. Из-за плохого использования машин мы часто несем убытки, теряем вре мя. Здесь причин много: и недобро качественный ремонт, н недостаточ ная квалификация механизаторов, и плохой уход. Дальше мириться с этим нельзя. Вопрос подготовки кад ров для сельскохозяйственного про изводства должен быть в настоящее время поставлен на первое место. Основную массу- механизаторов приходится готовить на месте. В этом деле колхозам и совхозам мо гут оказать большую помощь обще образовательные школы. Разве эго плохо, когда каждый юноша и де вушка, оканчивающие 10 классов, бу дут уметь управлять трактором, ав томобилем? В жизни все может при годиться. Ведь мы живем в век не бывалого технического прогресса. А главное, мы сможем обеспечить кол хозное производство квалифициро ванными специалистами. Не так уж трудно ученику 9—10 класса изучить автомашину или трактор. Это, я ду маю, ничуть не повлияет на усвоение Отлично трудится на Липецком горпищекомбинате в конфетном цехе варщица Тамара Мозгунова (снимок вверху). Продукция, ко торую она выпускает, всегда высокого качества и пользуется у по купателей большим спросом. * * т НА СНИМКЕ внизу вы видите слесаря-сборщика Липецкого станкостроительного завода М. Н. Москалева и бригадира Н. Д. Чернецова, готовящих очередную партию станков к отправке в ГДР. Участок, на котором работают передовики производства, сдает про дукцию только с первого предъявления. Фото И. Воронова и Л. Антошкина. учебной программы, а скорее наобо рот, будет способствовать повыше нию качества знаний по ряду пред метов, таких, как физика, химия, ма тематика, черчение. По этому вопросу мы советовались с коммунистами колхозной партий ной организации, беседовали с учи телями нашей Спасской средней шко лы, провели большую разъяснитель ную работу среди учащихся и их ро дителей. Они нас горячо поддержа ли и с большим пониманием отнес лись к этому важному делу. Так, еще в прошлом году мы до говорились об организации курсов по подготовке механизаторов широ кого профиля из числа учащихся 9—10 классов. Безусловно, всю орга низацию этой работы колхоз взял на себя. Мы приобрели необходимую учебную литературу, пособия, обору довали учебный кабинет, разработа ли учебный план. Проводить заня тия взялись колхозные специалисты, имеющие соответствующее образова ние и необходимый опыт работы. Так, теоретические занятия по изу чению трактора и комбайна вел я, вопросы агрономии, экономики и тракторных работ преподавали сек ретарь парторганизации В. И. Со рокин, агроном колхоза М. Ф. Сы рых, главный инженер И. А. Духо нин и инженер по технике безопас ности И. Т. Кузнецов. Практические работы по ремонту техники и уходу за ней проводились в колхозной ма стерской под руководством заведую щего мастерскими А. 3. Власова. Инженер И. Т. Кузнецов и механи затор первого класса И. Г. Чичин обучали ребят вождению машин. Программу выполнили полностью. На экзаменах курсанты показали хо рошие знания, выполнили все поло женные практические работы:-" Всего окончили курсы 20 юношей и 20 девушек. Многие из них реши ли после окончания 10 классов ос таться работать в родном колхозе. Станут за штурвалы комбайнов вы пускники школы В. Анохин, Н. Ба канов, М. Баканов, И. Быков и дру гие — всего 20 человек. А те, кото рые еще не окончили школу, будут оказывать помощь в уборке урожая в период летних каникул. К моло дым трактористам мы прикрепили опытных механизаторов. Под их на блюдением ребята будут совершен ствовать свои знания, приобретать опыт. В нашем колхозе немало выпуск ников школ, которые успешно тру дятся на полях и фермах. Доярками работают А. Блинова, В. Сенюкэва, А. Соловьева, Н. Баканова, тракто ристами — Н. Сухоруков, П. Шубин, телятницами — Е. Жукова, 11. Егор- цева, шоферами—Л. Чванов, И. Чи чин. Лучших молодых колхозников правление колхоза рекомендует на учебу в техникумы и институты. В этом году мы направили на учебу за счет колхоза Н. Баканову, Л. Чва- нова и других. Сейчас учатся в сель скохозяйственных техникумах и ин ститутах Н. Абрамов, А. Сорокин, Л. Игнатенкова, В. Власов, Н. Су- лохина. После окончания учебы они возвратятся в колхоз. Наиболее проявивших себя яа ра боте мы выдвигаем на руководящие должности среднего звена. Комбай нер П. Марычев успешно учится за очно в Усманском сельскохозяйст венном техникуме. В прошлом году правление колхоза выдвинуло его на должность бригадира комплексной бригады, доярку Р. Жукову, заочни цу Чаплыгинского сельхозтехникума, —- зоо^ехником-селекционером, заоч ник Воронежского СХИ В. Сорокин работал заведующим молочнотовар ной фермой, сейчас избцан замести телем председателя колхоза, М. Сы рых был агрономом, теперь — глав ный агроном. Правление колхоза проявляет по стоянную заботу о создании для мо лодежи необходимых культурно-бы товых условий. В селе недавно по строен новый Дом культуры, плани руем построить бытовые мастерские. В Доме культуры демонстрируются регулярно кинофильмы, читаются лекции. Многие жители имеют теле визоры, радио. В недалеком буду щем бытовые условия сельских тру жеников мало чем будут отличаться от города. Выпускникам школы правление колхоза гарантирует хоро шую заработную плату. Молодые хлеборобы —• это наша смена, и о них мы должны постоянно заботитъ* М. БОЕВ, председатель колхоза имени XX партсъезда Воловского района. ЧАИКИ НАД ОБЕЛИСКОМ ПОДВИГУ — ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА Подмосковное это село я узнал сразу, хотя никогда в нем не был. Белый Раст! Нарядная, будто с интуристовской открытки, церквуш ка на взгорке, как бы парящая на синих своих куполах, и сбегающие ешш , к лощине, избы с резными на личниками. Типичный подмосковный пейзаж. Но память моментально сличила его с картиной, увиденной мною однажды - в Ленинградском нейтральном военно-морском музее. Та же церквушка, те же дома, только на картине по сугробистой улочке карабкались танки, подпа- ленно чернел снег, кустились огнен ные разрывы от снарядов. И на взгорке этом было людно, как ни когда. С автоматами наперевес в атаку шли моряки. Очень впечатля юще — на снежном фене черные шинели, бушлаты и ленты бескозы рок вразлет. Под картиной надпись: «Моряки 64-й отдельной морской стрелковой бригады выбивают гит леровцев из с. Белый Раст». Село на берегу моря? Я тогда еще не знал, что от этого села до ближайших морей больше тысячи ворот, что моряки, идушие в атаку, — тихоокеанцы и что от Москвы до Белого Раста всего тридцать пять километров. Картина, наверное, за былась бы, если бы не так давно ее не воскресили в памяти строки одной из книг по истории Великой Отечественной войны: «В декабре 1941 года в составе Западного франта на ближайших подступах к Москве воевало около 25 тысяч мо ряков. У стен столицы действовали пять морских стрелковых бригад, морской полк и несколько отрядов. В боях за Белый Раст особенно от личились моряки 64-й бригады, ко торой командовал полковник И. М. Чистяков». Моряки в Подмосковье... Те са мые, что с Тихого океана через всю страну по сухопутью донесли сюда свое раскатистое «Полундра»! и оп рокинули врага. Так вот ты где, Белый Раст! Волны лет неумолимы, и, каза лось, было уже невозможным най ти в Москве живого героя картины. И вдруг — как все просто — глу ховатый голос по телефону: — Чистяков слушает... Он встретил меня в форме гене рал-полковника, которая сидела на нем теперь уже как-то по-домаш нему. В отставке — не то, что на параде. И только ордена — вся грудь, как в разноцветной кольчуге, — поблескивали задорно, по-боевс- му. Иван Михайлович пришел на службу в восемнадцатом, ушел в отставку в шестьдесят восьмом — полных пятьдесят лет в строю. Пу леметчик, потом командир взвода, командир полка, командир ряда со единений — послужной список, где каждая строка, словно линия фрон та. Десятки городов, сотни сел и деревень он мог бы обозначить на географической карте как «опорные пункты» и неприступные, но все ж» Бзятые штурмом «бастионы». Муд рено ли забыть незаметную под московную деревушку! —• Белый Раст! — оживился Иван Михайлович. — Ну как же не помнить. И мелькнула в глазах грустинка: — Какими полками, дивизиями ни командовал, а перед моряками скло няю седую голову. Храбрости такой, братства такого и мужества никог да более не видел. Иван Михайлович, что-то вспом нив, вышел в другую комнату и вер нулся со свертком. —• Вот, — сказал он, — до сих пор берегу как память святую. Мо ряки подарили. Он развернул сверток, и я увидел полосатую тельняшку. ...Белый Раст. Я смотрю на церквушку, что как вылитая полу чилась у художника, на избы, на петляющую к лощине тропу. Но те перь все это вижу, словно бы гла зами Чистякова. Будто совсем ря дом раздается его голос. — Боевой приказ предписывал ка шей бригаде уничтожить в Белом Расте противника, чтобы обеспе чить правый фланг 20-й армии. А в селе, ни много ни мало, полк, нем цев, танки, артиллерия, минометы. На рассвете рота моряксв-авто- матчиков ворвалась на танках в самый центр села. Много поколош- матили гитлеровцев, уничтожили шесть танков, но вынуждены были отойти. Не подоспела подмога. Три дня и три ночи пришлось вести бон. Видели в Центральном военно-мор ском музее пушку из Белого Раста? Это орудие прикрывало отход мо ряков на исходные позиции. Артил леристы, увлеченные стрельбой, не заметили, что окружены фашистами. Пришлось занять крайний дом и ор ганизовать оборону. Затащили пуш ку и забаррикадировались. Гитле ровцы двигались к избе плотными цепями, но моряки гвоздили их ог нем, не подпуская. Так продержа лись день. Наступила ночь. И тогда те, кто уже был ранен и не мог двигаться, решили: «Всем, кто на ногах, отходить, мы прикроем». Ре бята воспротивились: помирать, так вместе. Но бригада ждала развед данных и кто-то все равно должен был до нее' добраться. Моряки вы нули из орудия замок, закопали в подвале. Приготовили гранаты. Кто был в силах, по ложбине поползли к своим. Остальные открыли огонь по фашистам. Из двадцати трех в живых осталось несколько чело век. В пылу боя моряки и не подоз ревали, что против них действовал батальон фашистов. В ту же ночь начался последний, решительный штурм Белого Раста. Вот уже все село в наших руках. Тблько в каменном доме, что стоит на отшибе, еще гнездились враже ские пулеметчики. Огонь так силен, что не поднять головы. И тогда старшина 2 статьи Сергей Федотов вызвался уничтожить огневую теч ку. Метр за метром преодолевал он под свинцовым веером. Полетела одна граната, другая. Но обе взор вались под окном. А пулемет опять хлещет по нашим бойцам. Медлить нельзя, и граната последняя. И тут все увидели, как Сергей сбросил каску. Он вытащил из-под маскха лата бескозырку и надел ее. Потом встал во весь рост и швырнул гра нату в окно. Взрыва моряк уже не слышал. Я стою на том самом месте, от куда Чистяков руководил боем, н очень жалею, что его нет рядом — занемог- к весне оживают не толь ко воспоминания, но и раны. У ме ня в руках схема, которую Иван Михайлович со школьным старанием вычертил дома. Вот — огневые точки противника, вот квадратик — дом у ветлы, что был бастионом двадцати трех моряков. Стоп! Ветла есть, а дома нет... — Дом тот сгорел, немцы в шепки разнесли, — уточняет схему Рим ма Яковлевна Ромачева, председа тель Белорастовекого сельсовета, ко торая вместе со мной совершает сейчас эту экскурсию памяти. — Хо тите, к хозяйке бывшего дома схо дим? Она все чисто помнит, как бы-, ло дело. Хозяйку бывшего дома Горлову Наталью Федоровну застаем в гос тях у дочери. — Тетя Наташа, — просит Рим ма Яковлевна, — расскажи., как тут моряки воевали... Пожилая женщина прищуривает ся, собирая у глаз морщинки, будто заглянула в далекую даль пережи того. — Коль рассказать, так и дня не хватит, а вспоминать — на всю жизнь досталось... Но вот по ее лицу будто сол нышком: —• Как бой начался, мы — в под пол. Отсидели там самый грохот, вылезаю, и ноги подкосились. Не от страха, какой там... Смотрю, мор- флотец наш стоит, да такой красавец собой. Пхтовицы, что в золоте. Улы бается. «Не бойся, — говорит, — до свадьбы все пройдет»! — и озорно так подмигнул. Тут опять стрелять начали. Мы снова спрятались. Когда уже совсем стихло, вышла я крадучись на улицу. А там — немцев поби тых! Тут я во второй раз увидела того морфлот- ца... И словно туч ка тенью про плыла по лицу Натальи Федоровны. — Убитый лежал морфлотец с флагом в руке. Морской их, видать, флаг — белый с синей полоской». — Тетя Наташа, а что это за док каменный, в который моряк гранату кидал? — Как что за дом? Школа так наша, восьмилетка. Мы стоим у того окна, от которо го когда-то в ужасе отпрянули фашисты, увидев моряка с занесен ной в руке гранатой. В этой комна тушке сейчас размещен школьный музей боевой славы. Здесь висит я копия с картины, изображающей бой за Белый Раст. В папках — десяти* писем с воспоминаниями моряков, освобождавших село. Адрес школы знаком и нынешним морякам-тихоокеанцам. Но .самые до рогие для ребят экспонаты —• бе лый флаг с голубой каймой, военно- морская форма. Она — не только музейный экспонат. В День Победы лучший из лучших учеников удостаи вается чести ее надеть и встать в почетном карауле у памятника по гибшим морякам. Мешковато сидит форменка —• не беда. Зато за спи ной шелестят настоящие матросские ленты. В прошлом году у памятни ка в полной морской форме стоял восьмиклассник Саша Сторогин. И имел на то особое право— его брат служит на флоте, на Тихоокеанском. Так стоит ли удивляться, почему парни из Белого Раста просятся только на флот? Подмосковное село породнилось с океаном. На века. Навсегда. И па мятник морякам посреди Белого Рас га, будто пирс невидимых ко раблей. На мраморной плите — якорь. Настоящий судовой якорь, его привезли сюда тихоокеанцы. Здесь, на взгорке, — сильные ветры, под стать норд-осту. И кажется, что за лесом, за полем — только под нимись повыше —• увидишь океан. Хотя от Белого Раста до Владивос тока — десять тысяч верст. Мальчишка, стоявший рядом, шмыгнул носом и как бы между прочим сказал: — А вы знаете, сюда прилетают чайки... Вот фантазер! Хотя вполне может быть — ведь не так далеко канал.» — Уж не с океана ли? — спросил я. — Конечно, с океана, — твердо сказал мальчишка. В. СТЕПАНОВ, корр. ТАСС, Н о в ы е к н и г и ЛЕНИН, ФЛОТ, РЕВОЛЮЦИЯ Этой теме посвящена книга М. А. Столяренко, вышедшая на днях в свет*). Автор рассказывает об одной из сторон деятельности В. И. Лени на — о его руководстве борьбой военных моряков за победу Вели кой Октябрьской социалистической революции. Победу Великого Октября во мно гом предопределила революционная армия, созданная Владимиром Иль ичей, партией большевиков. Один из мощных отрядов этой армии сос тавляли революционные моряки. Об этом ярко свидетельствуют и собы тия вооруженного восстания в ок тябре 1917 года. Вот как они про текали. С начала октября 1917 года В. И. Ленин, уже возвратившийся в Пет роград, возглавил непосредственную подготовку к вооруженному вос станию. 21 октября Военно-револю ционный комитет начал назначать комиссаров в арсенал и части гар низона, на боевые корабли и круп ные предприятия. В Гельсинфорсе и Кронштадте сразу после получения приказа ВРК о выступлении на защиту ре волюции были приняты решения об отправке кораблей и матросов в Петроград. Всего Балтийский флот предоставил в распоряжение ВРК 11 боевых кораблей и не менее 15 ты сяч бойцов, включая кронштадтских красногвардейцев и солдат. Балтийским морякам принадлежит большая заслуга в выполнении ле нинского плана вооруженного вос- *) М. А. Столяренко «В. И. Ленин и ре волюционные моряки», М., Военмэдат , 1970, )44 стр, с мал . стания в Петрограде. Они активно участвовали в захвате важнейших объектов. Отряд кронштадтцев, высадившись в Ораниенбауме, разоружил офи церские школы и юнкеров в Петер гофе и установил контроль над же лезнодорожной веткой Ораниенба ум—Петроград. Десант Центробалта взял под контроль железную дорогу Гельсинфорс — Петроград. А в это время в столице отряд матросов 2-го Балтийского флотско го экипажа под командованием большевика И. Д. Сладкова занял военный порт с его мощной радио станцией. Моряки отряда В. М. Зай цева овладели зданием Главного Адмиралтейства и взяли под охра ну офицеров морского штаба. К вечеру 25 октября кольцо вок руг Зимнего еще больше сжалось. На Дворец вели наступление отря ды Красной гвардии, революцион ных солдат и матросов. Из 18—20 тысяч бойцов, наступавших на Зим ний, примерно третью часть — 6—7 тысяч человек — составляли балтий ские моряки. В 9 часов 40 минут вечера про звучал исторический выстрел крей сера «Аврора», послуживший сигна лом к атаке на Зимний. После победы восстания в Петро граде началось триумфальное шест вие Советской власти по всей стра не. И в этом далеко не последнюю роль играли революционные моряки Партия большевиков, В. И. Ленин воспитали из военных моряков стой ких и преданных делу партии репо люционеров В грозные дни Вели кого Октября в одной шеренге с восставшими рабочими шли отваж ные моряки. Неувядаемой славой покрыли они свои боевые знамена на фронтах гражданской войны, стойко и мужественно защищая мо лодую республику Советов. Об огромной работе В. И. Лени на, руководимой им партии больше виков по воспитанию революцион ных моряков и рассказывает автор этой небольшой по объему, но ем кой по фактическому материалу книги. Автору удалось всесторонне показать огромную организаторскую и пропагандистскую деятельность партии на флоте, начиная от зарож дения марксистской партии в Рос сии и кончая победой Октября. Одним из важнейших направлений деятельности Ленина, созданной им партии были организация и прове дение партийной работы в старой армии и на флоте. Цель ее: прив лечь солдатские и матросские мас сы на сторону революционного про летариата. превратить их в состав ную часть революционной армии. Следуя указаниям Ленина, партия большевиков создала в армии и на флоте разветвленную сеть партий ных организаций, которые стали вожаками солдат и матросов, су мели порести их за собой. В главе «Между двумя револю циями» показано, как партийные ор ганизации, выполняя указание Вла димира Ильича, успешно сочетая нелегальные формы работы с ле гальными, вели политическую про паганду среди моряков, собирали силы для нового революционного подъема. Глава «Великий флагман» Если у вас есть сад... П О С А Д К А Р А С Т Е Н И И И У Х О Д З А Н И М И V посвящена роли Владимира Ильича в подготовке перехода от буржуаз но-демократической к социалистиче ской революции. В ней рассказы вается о тесных связях вождя с матросскими массами, о его при стальном внимании к работе флот ских большевиков. Через всю книгу автору удалось убедительно провести мысль о тес ных связях В. И. Ленина с револю ционными моряками. Военные мо ряки свято чтят память и заветы великого вождя. Команда линкора «Марат» 13 февраля 1923 года изб рала Владимира Ильича почетным моряком корабля, а слушатели и командный состав Высшего военно- морского училища им, М. В. Фрун зе постановили: «Избрать первым почетным слушателем военно-мор ского училища лучшего командира величайшего в мире дредноута — РСФСР нашего дорогого . вождя Владимира Ильича Ленина». Имя дорогого вождя военные моряки уве ковечили в корабельной Лениниане. Подводные лодки «Ленинец» заме чательно зарекомендовали себя в годы Великой Отечественной вой ны. Имя Ленина носит первый со ветский ледокол-атомоход. Книга М. А. Столяренко еще раз убеждает нас в том, .что револю ционные моряки полностью оправ дали высокое доверие В. И. Ленина. Эта книга сыграет немалую роль в воспитании советской молодежи на славных революционных традициях Коммунистической партии, военных моряков. П, ЗУБЕХИН. С каждым годом на пришколь ных участках и в специально отве денных зонах городов нашей облас ти растет площадь садов? Многих садоводов-любителей и школьников интересует, по какой схеме нужно высаживать плодовые деревья и ягодники, как организовать уход за молодым садом, чтобы яблони, гру ши и ягодники хорошо развивались и своевременно вступали в плодоно шение. _ Рождение сада начинается, конеч но, с посадки саженцев ягодных и плодовых культур. Семечковые в любительских и школьных садах размещаются по схеме 6 x 5 метров, вишни — 4 x 3 метра. Ягодные кус тарники обычно лучшё4всего разме щать в один ряд вдоль заборов с расстоянием между растениями в ряду в один метр. Для закладки сада используют только районированные сорта пло довых и ягодных культур. Напри мер, лучшими из них являются сор та яблонь богатырь, оранжевое, суворовец, антоновка обыкновен ная; черная смородина «память Ми чурина»; крыжовник русский, малина барнаульская и т. д. На предварительно окультурен ных почвах посадку деревьев можно производить по шнуру без предва рительной копки глубоких ям. При этом ямы выкапываются небольшие в соответствии с размером корне вой системы. На таких почвах мож но вести посадку саженцев в глубо кие борозды, которые предваритель но нарезают в тех местах, где дол жны быть ряды деревьев. В любительских садах при обыч ной подготовке почвы (обработка на глубину 30 см без внесения удобре ний) ямы копают шириной 100 и глубиной 65 сад для семечковых культур и, соответственно, для кос точковых — 80 и 60 см. Перед по садкой деревьев в каждую яму за сыпают органо-минеральную смесь: 15—20 кг перегноя, 500—600 г су перфосфата и 120—150 г калийной соли. Эти удобрения надо хорошо перемешать с верхним слоем почвы и внести в ямы. Для посадки ягод ных кустарников ямы кспают шири ной 60 и глубиной 50 см. В каждую из них закладывают органо-мине ральную смесь (в два раза меньше, чем для плодовых). После посадки плодовых и ягод ных растений производят полив из расчета 3—4 ведра на дерево и по одному ведру на растение ягодных кустарников. Вслед за поливом при ствольные круги мульчируют наво зом. а междурядья культивируют. Посадку рассады земляники про изводят в лунки или бороздки, ко торые предварительно поливают из расчета не менее 1 литра воды на растение. После посадки земляники мульчируют почву в рядах перегно ем. Это обеспечивает хорошую при живаемость и развитие растений. В борьбе с вредителями сада большую помощь человеку оказыва ют насекомоядные птицы — синицы, поползни, горихвостки и другие. Из вестно. что одна пара синиц с по томством может сохранить от по вреждения опасными вредителями до 40 плодовых, деревьев. Для при влечения птиц в любительских са дах следует создавать вдоль границ участков живые изгороди из шипов ника, крыжовника и других кустар* никовых пород. Все вышеуказанные мероприятия направлены не только на повышение урожайности, но и на улучшение качества продукции сада. М. ГУЩИН, зав. отделом садоводства Липецкой сельскохозяйственной опытной станции, кандидат сельскохозяйственных наук. Д О С Т И Ж Е Н И Я И Т Е X Н Н А У К И И К И Металл человеку нужен в чи стом виде. Природа же отдает сокровища своих кладовых с не нужной добавкой — пустой поро дой. Оригинальную машину, из влекающую ценный минерал с помощью пены, создали специа листы Государственного проект ного института горной химии. По лезные элементы руды, пропус каемые через пенный слой, оста ются в нем, а пустая порода фильтруется и непрерывно уда ляется. 80—100 тонн руды в час перерабатывает эта машина. При таком способе процесс разделе ния минералов протекает в 60— 100 раз быстрее обычного. При переработке нефти оста ются вредные органические при меси — жидкие . смеси и газы. Чтобы не допускать выброса в атмосферу, их надо сжигать без остатка. Новый способ сжигания примесей в камере разработали ученые Киевского научно-исследо вательского и проектно-конструк торского института нефтеперера батывающей и нефтехимической промышленности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz