Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)
9 / Л Е НИНС КО Е З НАМЯ 8 апреля 1970 1 %Л* 82 (12641) ЛЕНИН ДРУГ НЕМЕЦКОГО НАРОДА' Вальтер Ульбрахт Ульбрихт Вальтер (род. в 1893 г.) — видный деятель германского рабочего движения, в ко тором участвует с юношеских лет. Один из создателей Коммунистической партии Германии В 1923 году избирается членом ЦК, а затем — секретарем ЦК КПГ, На III конгрессе Коминтер на был избран кандидатом в члены Исполкома Коминтерна. В настоящее время — первый сек- ретарь Социалистической единой партии Германии и председатель Государственного Совета ..Ленин всегда был тесно связан с немецким рабочий движением. Бу дучи одним из лучших его знатоков, Ланин видел всю глубину опасности ревизионизма и оппортунизма для социал-демократической партии Гер мании. Правые лидеры германской социал-демократии, боясь разобла чения, препятствовали тому, чтобы рабочий класс Германии познако мился с основными теоретическими произведениями Ленина, Я впервые услышал о Ленине пе ред первой мировой войной, будучи еще молодым рабочим. Тогда в гер манской социал-демократии шла ди скуссия о борьбе против германского милитаризма и империализма. В то время группа Носке поддерживала колониальную политику империали стов. Каутский занимал неясную центристскую позицию по отношению к германскому империализму и лишь группа Либкнехта — Люксембург боролась против захватнических за мыслов германской крупной буржу азии. В связи с этой дискуссией на кануне первой мировой войны я и узнал о позиции Ленина на Штут гартском конгрессе II Интернациона ла. Делегация Российской социал- демократической рабочей партии по предложению Ленина внесла не сколько поправок в резолюцию.1) В поправке2) говорилось, что в слу чае, если война вспыхнет, задача всех социал-демократических партий будет состоять в том, чтобы высту пить за ее скорейшее окончание и всеми силами стремиться использо вать вызванный войной экономиче ский и политический кризис для ре волюционной работы в массах, что бы тем самым ускорить крушение господства класса капиталистов. Этой резолюцией были определены задачи и роль социал-демократиче ских партий в борьбе против импе риалистической войны. Несмотря на то. что группа Либк- иехта — Люксембург в германской социал-демократии была полностью согласна с этой точкой зрения Ле нина*. она не сделала из нее никаких практических выводов для партий ной и организационной работы. Поз же Ленин справедливо отмечал, что самое большое несчастье рабочего движения в Германии состояло в том, что оно не смогло порвать с ревизионизмом перед мировой вой ной. Этим страдал весь германский рабочий класс во время длительно го и мучительного периода герман- 1) Имеются в виду поправки к резолюции «Милитаризм и международные конфликты». При обсуждении проекта резолюции, внесен- пого А. Бебелем, В. И. Ленин своими по правками поддержанными представителями польской с.-д., добился коренного изменения проекта в духе революциоиного марксизма. Ред, 2) Автор имеет в виду поправку к поспед- иему абзацу проекта резолюции А. Бебеля. Ред. ской революции после войны. Мы, кто принадлежал тогда к группе Либкнехта, совершили этот разрыв лишь в тяжелы* условиях, во вре мя первой мировой империалистиче ской войны. Из-за отсутствия революционной партии рабочего класса, партии но вого типа, германский рабочий класс в период краха германского импери ализма не имел такого руководите ля, каким может быть только рево люционная партия ленинского типа. Хотя Ленин и критиковал герман ских левых за то, что они вовремя не осуществили организационного разрыва с ревизионизмом, он все же высоко ценил то, что германские ле вые в период первой мировой войны высоко держали знамя пролетарско го интернационализма н тем самым спасли честь германского рабочего класса. Ленин был другом и защитником интересов не только германского Пролетариата, но и всего немецкого народа. После победы Великой Ок тябрьской социалистической револю ции в 1917 году Советское прави тельство во главе с Лениным стре милось помочь немецкому народу выйти из войны. Когда нам стало известно йоззВание Совета Народ ных Комиссаров Советской России о немедленном установлении мира, мы почувствовали прилив новых сил в борьбе против кайзеровских полити ков в Берлине. Когда же капитали стические великие державы отклони ли мирное предложение Советской России, Ленин обратился к немецко му народу с предложением о заклю чении мирного договора. Предложе ние Ленина соответствовало интере сам германского народа, который хо тел немедленного окончания войны. Если бы предложение Ленина было принято, то Германия, поддержан ная Советской Россией, пришла бы к справедливому миру' и силы наро да заставили бы Вильгельма II, Гинденбурга и военных магнатов уйти со сцены. Это означало, что не было бы унизительного Версальского договора. Когда в 1918 году началась Но ябрьская революция в Германии, Ле нин от имени Советского правитель ства предложил социал-демократиче скому правительству Эберта-Шейде- мана заключить между Советской Россией и Германией пакт о дружбе и помочь голодающим немецким тру дящимся поставками зерна. Ленин гово'рил, что при таком положении вещей единственным спасением для Германий является союз с Советской Россией. Даже после реставрации господства крупной буржуазии в Германии, когда капиталистические западные державы хотели затормо зить ее развитие, Советское прави тельство по инициативе Ленина предложило заключить I Рапалльский договор, гарантировавший Гер мании национальную независимость. Благо даря этому договору, заключенному в апреле 1922 года, Германия вы шла из состояния изо ляции. В 1922 году я впер вые увидел Ленина. На IV конгрессе Комму нистического Интерна ционала Ленин высту пал с докладом на те му «Пять лет россий ской революции и перспективы мировой революции»™ Самое сильное впе чатление от этой речи оставило у меня попу лярное, понятное каж дому рабочему и кре стьянину, изложение экономической полити ки партии. Для каждо го, кто слушал эту, имеющую огромное зна чение речь, было ясно, что Ленин мастерски владел большим ис кусством освещения за дач дня с принципиаль ной точки зрения.,. Делегация Коммуни стической партии Гер мании во время конг ресса попросила Вла димира Ильича Ленина при нять ее для беседы. Ленин, всегда готовый оказать помощь ме ждународному рабочему движению, сразу же дал согласие. Эта беседа была посвящена вопросу о создании и характере рабочего правительства в Германии. Ленин сидел, опершись рукой о колено, и внимательно слу шал наши соображения, задавал во просы, чтобы ознакомиться с суще ственными фактами, характеризую щими положение в Германии. Тер пеливо выслушав нас, он разъяснил, как рабочий класс Германии в сою зе с трудящимися крестьянами дол жен вести борьбу за рабочее прави тельство. Ленин указал нам на не обходимость сотрудничества с рабо чими — членами социал-демократи ческой партии и на улучшение рабо. ты в профсоюзах. Он подчеркнул значение планомерной организатор ской работы среди широких масс трудящихся и необходимость соблю дения строгой дисциплины. Ленин обратил наше внимание на работу по привлечению на свою сторону сельскохозяйственных рабочих и трудящихся крестьян. Это указание было особенно важным, так как ра бота среди крестьян у нас* была тогда запушена. От этой беседы у меня осталось в ^ооооооооооооооо<хх> !о<* в > о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о Неузнаваемо изменилось за последние годы лицо наших горо дов. Выросли новые современные кварталы, на месте пустырей появились обширные жилые районы. В этих условиях особое значение приобретает качество строящихся домов. памяти, как Л етш сразу же схва тывал суть дела. Его нельзя было отвлечь второстепенными вопросами. Ничего существенного он не остав лял незамеченным. Ленин разгова ривал с нами с присущим ему тем пераментом, но в то же время тер пеливо и убедительно... Л и ть руководствуясь учением Маркса и Ленина, укрепляя боевую силу партии, мы смогли в 1945 году выполнить задачу уничтожения гер манского фашизма н приступить к созданию нового общественного строя. Учение Ленина об империа лизме показало нам, что ликвида ция господства промышленных и банковских магнатов, а также круп ных помещиков является предпосыл кой для строительства новой жизни. Руководствуясь учением Ленина, мы пришли к выводу о том, что необходимо разбить V, фашистский государственный аппарат н осуще ствить руководящую роль рабочего класса. Из указаний Ленина о но вой экономической политике мы бе рем основные положения для разра ботки задач переходного периода от капитализма к социализму в Гер манской Демократической Республи ке. Основываясь на учении великих интернационалистов Маркса и Лени на, мы укрепляем дружбу с Комму нистической партией Советского Со юза, с коммунистическими и рабочи ми партиями стран народной демо кратии, тем самым создавая усло вия для победы дела мира, демо кратии и социализма во всем мире. В дейниях народов Советского Союза и всех стран социализма, в деяниях рабочего класса и трудя щихся капиталистических стран, бо рющихся против эксплуатации и уг нетения, в деяниях народов, веду щих национально-освободительную борьбу против империализма, жи вет сегодня Ленин. Великая Ок тябрьская социалистическая револю ция была началом того нового, свет лого, которое в победоносной борь бе с темными силами реакции рас пространяется сейчас по всему ми- РУ- (АПН). В. И. ЛЕНИН. (Фрагмент фо тографии «В. И. Ленин и М. И. Ульянова в Горках»), 1922 г., начало августа. Горки. (Архив Института марксизма-ленинизма При ЦК КПСС). (Фотохроника ТАСС). *) И* пятого тома «Воспоминание о В. И. Ленине», подготовленного Институтом марк сизма-ленинизма при ЦК КПСС п Политизда том, $<х>о<кхх><>с><><>о<х><><>с><з О КАЧЕСТВЕ ЖИЛИЩНОГО строительства много говорят я сами специалисты, я люди, вселившиеся в новые дома. Кри тикуют остро, а воз, как гово рится, и ныне там. Качество не улучшается, объекты сплошь и ря дом сдаются в эксплуатацию «на живую нитку», и как результат — здания, которые должны служить людям долгие десятилетия, быстро стареют, ветшают. Чтобы не быть голословным, приведем несколько примеров. Девя- ностоквартиркый дом «Рособувь- торга» в одиннадцатом микрорай оне был сдан в эксплуатацию в декабре минувшего года. На днях вх><х><хх><х><><х>о<ххх>с>^ ная контора Новолипецкого завода медленно, с большим трудом устра няет строительные недоделки. Ус ложняется дело еще и тем, что средств начато, увы, никто не вы деляет. Строительные огрехи госу дарством не финансируются. Серьезный брак был допущен я первым управлением треста «Жнл- строй» при сооружении двух зда ний по улице 9 мая для десятого технического училища. С августа прошлого года ведется прием в эксплуатацию учебного корпуса и бытового блока. Масляная покрас ка столярных изделий выполнена упрощенно. При улучшенной масля ной покраске по дереву необходи- ТАК III Щ Ф О р е з е р в а х ж и л и щ н о г о с т р о и т е л ь с т в а У КАЗОМ Президиума Верхов ного Совета СССР от 24 марта в соответствий с Конституцией страны в нашей об ласти образованы четыре избира тельных округа по выборам в Со вет Союза Верховного Совета СССР. Это — Липецкий № 225. Грязйнский № 226. Елецкий № 227 и Лебедянский № 228. Избирательные округа по выбо рам в Совет Союза создаются на всей территории страны в соответ ствии с нормой представительства, которая установлена ‘•Конституцией СССР — один округ на триста ты сяч населения. В равенстве округов ярко выражен принцип равного представительства, то есть." от оди накового количества жителей изби рается одинаковое число депутатов. Избирательные округа но выбо рам в Совет Национальностей фор мируются иначе. В эту палату каж дая союзная республика посылает тридцать два депутата, автономная — одиннадцать, автономная область — пять, национальный округ — од ного. В пределах республики изби рательные округа также равны по численности населения. В такой ор ганизации округов заложен принцип равенства народов, населяющих на шу Родину, здесь наиболее ярко проявляется торжество ленинской национальной политики и демокра тизм советской избирательной систе мы. Наша область вместе с Тульской и Рязанской входит в 29-й Тульский избирательный округ по выборам в Совет Национальностей. В системе образования избира тельных округов заложен и прин цип прямого избирательного права. ИЗБИРАТ И ОКРУЖНЫЕ ЕЛЬНЫЕ ОКРУГА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИСИ Избиратели округа в день выборов отдают свои голоса непосредственно за кандидата в депутаты соответст вующей палаты Верховного Совета СССР. Причем, округа создаются в нашей стране не только на период избирательной кампании, а на весь срок полномочий депутата Совета, который в течение всего срока сво их полномочий тесно связан с насе лением округа, выполняет наказы, ведет прием избирателей н перио дически отчитывается перед ними. В соответствии со ст. 43 «Положе ния о Выборах в Верховный Совет СССР» в каждом округе из пред ставителей общественных организа ций и коллективов трудящихся, из бранных на общих собраниях, обра зуется окружная избирательная ко миссия. На основании протоколов со браний о выдвижении представите лей в состав комиссий не позднее чем за 50 дней до выборов исполко мы краевых, областных Советов де путатов трудящихся утверждают состав комиссий. Роль окружной комиссий при ор ганизации, подготовке и проведении выборов исключительно велика. Она К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я наблюдает на территории своего из бирательного округа за неуклонным исполнением в ходе выборов «Поло жения о выборах в Верховный Со вет СССР»: рассматривает жалобы на неправильные действия участко вых комиссий и выносит по ним ре шения, следит за своевременным (45 дней до выборов) образованием из бирательных участков, присваивает им номера, за составлением и дове дением до всеобщего сведения спис ков избирателей, регистрирует вы ставленных кандидатов в депутаты (за 30 дней до выборов), снабжает участковые избирательные комиссии избирательными бюллетенями по выборам в Совет Союза по установ ленной форме. Она же производит подсчет голосов и обрабатывает ре зультаты выборов по округу, выдает избранному депутату удостоверение об избрании, представляет в Цент ральную избирательную комиссию делопроизводство по выборам. В связи с тем, что избирательные участки являются общими для выбо ров в Совет Союза и Совет Нацио нальностей, каждый избирательный участок в этом году будет иметь два номера: один, присвоенный ок ружной избирательной комиссией по выборам в Совет Союза, и другой, присвоенный окружной избиратель ной комиссией по выборам в Совет Национальностей. Окружные избирательные комис сии организуют совещания с предсе дателями и секретарями участковых избирательных^ комиссий, инструк тируют их и разъясняют порядок представления данных о ходе изби рательной кампании ■ результатах голосования. Протокол регистрации кандидата в депутаты подписывается всеми чле нами комиссии. Один экземпляр его вместе с заявлением кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу не медленно высылается в Централь ную избирательную комиссию, вто рой — хранится в делах окружной комиссии. Одновременно с этим ок ружная комиссия сообщает теле граммой в Центральную избиратель ную комиссию фамилию, имя, отче ство, год рождения, занятие и Пар тийность кандидата в депутаты. После регистрации кандидата- в депутаты комиссия немедленно при ступает к печатанию бюллетеней. Бюллетени окружные комиссия дол жны изготовить и направить участ ковым комиссиям не позднее, чем за 15 дней до выборов, т. е. до 29 мая 1970 года. После проведения выборов окруж ная избирательная комиссия дает телеграфные сообщения о их резуль татах по округу Центральной изби рательной комиссии и высылает про токолы голосования. Чтобы обеспе чить это, ей необходимо своевремен но получить от каждой участковой комиссии сообщения об итогах вы боров и протокол голосования. По этому необходимо заранее опреде лить порядок их доставки. Успешное выполнение задач, воз ложенных на окружные избиратель ные комиссии по выборам в Совет Союза и Совет Национальностей, за висит от четкой организации их ра боты. Важнейшие вопросы, связан ные с обеспечением мероприятий по подготовке и проведению выборов, рассматриваются на заседаниях ко миссий. Все решения принимаются здесь простым большинством голо сов. В помещении окружной избира тельной комиссии устанавливается дежурство ее членов. Население ши роко оповещается о месте размеще ния комиссий. Окружные комиссии поддерживают регулярную связь с Центральной избирательной комис сией, информируют ее о своей дея тельности. В. АНАНЬЕВ, заведующий оргинструкторским отделом Липецкого облисполкома. его постигла беда. С наступлением весенних дней осели ступени одного из входных крылец. Те перь жильцы вынуждены, прежде чем попасть в свои квартиры, пре одолевать серьезное препятствие. Это обстоятельство, судя по все му, не очень волнует прямых ви новников допущенного брака — строителей СУ-4 треста «Жил- сгрой», которые на сооружении этого здания выполняли работы нулевого цикла. Причина случившегося в том, что строители пренебрегли дейст вующими правилами и нормами производства работ. Основание под фундамент крыльца было вы полнено небрежно. Естественно, что члены государ ственной комиссии, принимая дом, не могут заглянуть в грунт, под фундаменты. ‘Качества таких (ра-) бот должно, очевидно, лежать на совести строителей. Мерзлый грунт и подсыпка под фундаменты таким грунтом (да .еще, возможно, и со снегом) — первопричина происше ствий, подобных тому, какое стряс лось с крыльцом девяностоквартир ного дома. Недавно, при очередной проверке качества работ государственным ар хитектурно-строительным контро лем был обследован восьмой дом в одиннадцатом микрорайоне. Оказалось, что почти вся кровля протекает и подлежит переделке. Новолипецкий металлургический завод имеет огромный жилой фонд. Принимаются дома в эксплуата цию, как правило, с хорошей оцен кой. Н о . через год-два вдруг ока зывается, что дощатые полы тре буют обязательной перестилки, на крышах необходимо сменить ру лонное покрытие, заполнить швы между стеновыми балками водо непроницаемой мастикой и т. д. В только что организовавшейся первой жилищно-эксплуатационной конторе Новолипецкого металлур гического завода выясняем, что в 40 домах, заселенных от двух до восьми лет назад, безотлагательно требуется ремонт. Так, к при меру, швы пропускают влагу в крупноблочном доме № 28/3* по улице Терешковой ■ и в доме № 10/2 по той же улице. Жители та ких квартир годами страдают от сырости, а домоуправление своими силами, без подрядчика, провести заполнение швов не может. В чем же дело? Протекание кро вель наблюдается обычно при на рушении целостности кровельного рулонного покрытия, уложенного по плитам совмещенных крыш. Заделка швов между стеновыми блоками сложным раствором не достигала цели. Заполнение было недостаточно плотным, качество раствора к тому же не обеспечи вало водонепроницаемости. Факти чески швы не заполнялись хоро шим цементным раствором, а «про мазывались». В свое время, при приеме зда ний в эксплуатацию, на качество заполнения швов, как видно, не обращали серьезного внимания. Теперь же, по истечении пятилет него гарантийного срока, подряд чик перестал нести ответственность за плохо выполненную им работу, а домоуправления не в силах исп равить положение. Сейчас жилищно-эксплуатацион- мо произвести по правилам пят надцать операций. Фактически же выполнено всего две. Так можно красить только заборы, но не сто лярку. В местах примыкания к стенам соединительной галереи кровля протекает. Балясники в лестничной клетке не укреплены. Пол в вестибюле выложен из мо заичных плит мрачного колера. Пилястры в проекционной камере спортивного зала искривлены. Вое эти и другие серьезные недоделки подрядчик упорно отказывается уст ранять. — В спортивном зале оконные проемы и светильники на потолке не защищены предохранительными сетками. Мы позвонили в управление ка питального строительства НЛМЗ А. В. Заряниновой. — Никаких защитных устройств, в данном случае сеток, мы делать не будем, — ответили там. — Их в проекте нет. — Но почему все-таки эти сетки нельзя изготовить в комплексе с оконными * переплетами при строи тельстве здания? — Все эти защитные приспособ ления не входят в строительные конструкции, а являются предме тами оборудования, как, например, столы, стулья™ Пусть их приоб ретают сами эксплуатационники. Спрашивается, убедительны ля подобные доводы работников УКСа? Письмо ЦК КПСС, Совета Ми нистров СССР, ВЦСПС и ПК ВЛКСМ призывает всех советских людей, в том числе и строителей, бережно относиться к сырью и ма териалам. Строительные организации, воз водя новые объекты, должны ра ботать без брака, всемерно эконо мя строительные материалы. Это, в свою очередь, удлиняет срок службы конструктивных элементов, удешевляет строительство. Жилищно-коммунальные органи зации, получающие ст строителей новые дома без брака и недоделок, смогут лучше содержать их. От- пускаемые государством средства на текущие и капитальные ремонты могут тогда быть использованы по их прямому назначению, а не на устранение строительных недоделок. Своевременно выполненный те кущий ремонт может удлинить срок службы дома, уменьшить зат раты средств на последующие ре монты, полагающиеся по нормам. Следовательно, и в этом скрыты незаметные, на первый взгляд, ре зервы экономии средств, отпус каемых на содержание жилищ. Эксплуатационникам нужно быть принципиальными при приеме но вого жилья. Они не должны до пускать в эксплуатацию здания с недоделками, е плохим качеством работ. Ж. ПОЛОЗОВА, старший инженер Липецкого городского архитектурно- строительного контроля. Ф. ЧЕРНГ*КОВ, начальник производственно технического отдела жилищно- коммунального управления НЛМЗ. п. МАНУШИН, инженер-строитель, нештатный корреспондент «Ленинского знамени». ГГ О М А Т Е Р И А Л А М 'Л Е Н И Н С К О Г О з н а м е н и > „НЕ ОБЩИЕ ФРАЗЫ, А КОНКРЕТНЫЙ ПОКАЗ” Под таким заголовком в «Ле нинском знамени» 17 марта с. г. была опубликована редакцион ная статья под рубрикой «Обзор печати*. В ней Говорилось о не* удовлетворительном освещении на страницах газеты «Красное знамя» борьбы коллективов елец ких предприятий за экономию и бережливость. Редактор «Красного знамени» А. 1рубников и секретарь парт организации редакции И. Хохлов сообщили, что эта статья обсуж дена на открытом партийном со брании. Критические замечания, содержащиеся в ней, признаны справедливыми. Партийное соб рание приняло решение, в кото ром намечены меры, направлен ные на повышение боевитости и конкретности в освещении соци алистического соревнования. Х ОРОШО помню этот урок литературы в 8-а классе. Вела его учительница 19-й школы Липецка Зоя Георгиевна Ершова. Тема: биография М. Ю. Лермонтова. Рассказывая о семье поэта, о том, как там любили музы ку, учительница незаметно подошла к репродуктору, укрепленному воз ле входной двери, и повернула вы ключатель. И тут же, бук вально через 2—3 секунды, из репродуктора полилась величавая мелодия русской песни. Она то за тихала, то вновь звучала сильно, мажорно, стоголосо. Через несколь ко минут учительница продолжила рассказ. Каждый раз, подходя к выключателю, она, казалось, извле кала из него волшебные звуки. Не знаю, как для ребят, а для меня это было полной неожиданностью. Откуда появляется песня? И как раз та, которая нужна по ходу рас сказа. Сек.рет раскрылся после уро ка. Оказывается, в школе есть такой прибор, который его изобретатели назвали пультом управления радио фикации классов. Находится он в небольшой комнатке—лаборантской. Сюда от репродукторов, установлен ных в каждом классе, подведены провода. Смонтированы они таким образом, что звук от магнитофона нли проигрывателя направляется СТУПЕНЬКИ К МАСТЕРСТВУ З АМЕ Т К И С ВЫС Т А В КИ „ Т ВОР ЧЕ СТ ВО ЮНЫХ" именно в тот класс,' откуда поступил сигнал (на пульте в это время заго рается лампочка и звенит звонок). Можно сделать и так, что песню, концерт или любую другую запись будут слушать в 2—3 классах, где это нужно, или во всей школе. Справляется с этим делом одна лаборантка, в распоряжении кото рой находятся два проигрывателя н магнитоф'он. Учителю в этом случае не надо их тащить в класс, уста навливать на столе. А нередко бы вает так, что прибор закапризни чает — теряется время, нервничает учитель, а главное—нарушается ритм урока. Всего этого можно избежать, когда вам подают музыку с пульта. И вот эта новинка представлена как экспонат на областной выставке «Творчество юных». Внешне она не очень приметна. А как нужна шко ле, учителю! Пульт изготовили восьмиклас сники 19-й школы Саша Орехов и Виктор Складчиков. Конечно, не одни они. Как говорится, руку к этому делу приложили преподава тели физики Сергей Тарасович Ан тонов и Геннадий Иванович Мери нов. Пульт — это только один из многочисленных экспонатов, пред ставленных на выставке. Можно было видеть различные приборы, вплоть до радиопередатчика, срабо танные руками ребят, действующие авиационные модели, самодельные музыкальные инструменты, модели судов, электровозов, паровозов, тракторов, начиная от первенца со ветского тракторостроения «Форд- зона-п-утиловца» и кончая моделью, действующей с помощью электриче ства. Широко были представлены изде лия прикладного искусства: выжи гание по дереву, художественные вышивки. Главная тема выставки — при ближающееся 100-летие со дня рож дения В. И. Ленина — заметна каждому посетителю. И это, пожа луй, естественно: образ великого Ленина вдохновляет школьников на все хорошее, он как бы незримо присутствует в каждой творческой работе. Самые маленькие —- первоклас сники из Грязей—прислали ориги нально выполненные рисунки. Они сделаны не карандашом и не крас кой, а выполнены из зерен риса, пшена, пшеницы. Таковы пятиконеч ная звездочка и просто слово «Ленин» — самое дорогое для де тей. Приклеить каждое зернышко ца отведенное ему место — дело кро потливое. видно, что малыши по старались. ‘ Добротно выполнен макет усадь бы И. Н. Ульянова, отца Ленина: на переднем плане дом семьи Улья новых, дальше надворные построй ки, фруктовый сад. Что и говорить — трудоемкая работа! Но с нею отлично справились учащиеся сред ней щколы № 2 г. Липецка. Макет знаменитого шалаша в Разливе представили на выставку многие ученические коллективы. Ин тересней, чем у других, решена эта тема учащимися Зб-й липецкой шко лы. Ребята городской станции юных техников хорошо сделали карту мест жизни и деятельности Ильича. Электрифицированные карты — во площение ленинской мечты об элек трификации — подготовили учащие ся 22- школы г. Ельца, 16-й—Ли пецка и другие. Всех приятно удивили и порадо вали экспонаты ельчан. Они сдела ны талантливо, на высоком профес сиональном уровне. Прежде всего это относится к 8-й елецкой средней школе. Ультракоротковолновый ра диопередатчик, электропушка, мо дель лазера, самодельные электро гитары и даже цветомузыкальная установка, сопровождающая звук цветом. И все это—дело рук самих ребят, участников школьного радио клуба. Сейчас клуб насчитывает свыше 60 человек. Его руководитель -—Вя чеслав Владимирович Дьяконов. Нельзя не отметить творческие ра боты учащихся школ Тербунекого района. Действующие авиамодели, по единодушному признанию спе циалистов, не уступают моделям этого типа областной станции юных техников. Заслуживают похвалы рисунки по дереву (выжигание). сделанные учащимися школы № 15 г. Липецка, Куринской восьмилетки Хлевен- ского района и других школ. Что касается судомоделей, пред ставленных на выставку Грязин- ъким Домом пионеров, то о них мо жно сказать одним словом: велико лепно! Такие экспонаты достойны выставки всесоюзного масштаба. Наконец, о поделках, непосред ственно связанных с учебным про цессом. Мы их называем наглядны ми пособиями. Учителя часто жалу ются, что их не хватает и достать негде: в магазине «Главснабпроса» нечасто найдешь то, что нужно. Все это верно. Но верно также и то, что очень полезные для учеб- ных целей пособия можно изгото вить силами самих учащихся. Эго доказала выставка. ...Выставка, по общему мнению посетителей, удалась. Об этом же свидетельствуют ^записи учащихся, взрослых. В Книге отзывов посетителей вы ставки есть и такая запись: «Выставку необходимо показать как можно большему числу ребят. Ее значение очень велико, и было бы очень хорошо, еслл бы ее сделать постоянной». Что ж, об этом стоит подумать. Ф. РОМАННИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz