Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)
2 Л Е НИНС К СУК 3 Н А МЯ 1 авреся 1970 г., № 79 (12 6301 В. И. Ленин в Кремле беседует с итальянскими делегатами конгресса Коминтерна. 1920 г., не ранее 23 июля, не позднее 6 авгус та. Москва. (Архив Института марксизм а-ленинизма при ЦК КПСС). (Фотохроника ТАСС). < Т А М , Г Д Е БЫВАЛ ИЛЬИЧ КОПЕНГАГЕН, ОСЕНЬ 1910 ГОДА В. И. Ленин был в датской сто лице всего один раз. Осенью 1910 года он принимал участие в Копен гагенском конгрессе II Интернацио нала. С живым интересом Ленин следил за дискуссиями, и хотя не выступал в прениях, но провел большую работу в комиссии по во просам кооперации, где изложил точку зрения РСДРП. В 47-ом томе пятого издания Пол ного собрания сочинений В. И. Ле нина был впервые опубликован до кумент. относящийся к этому вре мени. Он написан на бланке с гри фом социалистического конгресса. Дело в том, что в Копенгагене В. И. Ленин вместе с другими това рищами написал письмо руководст ву немецкой социал-демократической партии. Причиной появления этого письма послужила анонимная ста тья, опубликованная в немецкой га зете «Форвертс». Автор анонимки в самых мрачных красках рисовал картину революционного движения в России, клеветал на руководящих деятелей РСДРП, грубо нападал «а все ее центральные органы. В пись ме за подписями Ленина, Барского и Плеханова (двое последних пред ставляли на конгрессе центральный орган РСДРП — газету «Социал- демократ») говорилось, что «такая статья в центральном органе гер манской партии, анонимный автор которой имел целью удовлетворить только- чувство мести за какую-то мелкую* личную обиду, повредит ин тересам социал-демократического движения в России: она представ ляет собой беспримерное нарушение интернациональной солидарности и братства по отношению к русской социал-демократии». Позднее выяснилось, кто был ав тором анонимной статьи в «Фор- вертсе»: ее сочинил Троцкий, он сам признал это в своих воспоминаниях. В Королевской библиотеке Влади мир Ильич расширял и углублял свои познания в аграрном вопросе. Он поппосил русского революционе ра М. Кобецксго (впоследствии пер вого советского посла в Дании) до стать две книги, изданные в Копен гагене в 1909 году. Одну — Функа о производственных условиях в кре стьянских молочных хозяйствах и вторую — сборник датской статис тики. По вечерам Ильич возвращался в скромную комнатку на Вестербругэ- де, где продолжал работу над свои ми рукописями. Ленин выступил также на собра нии русских революционеров. бе жавших из России от преследова ний царского правительства и посе лившихся в Копенгагене. Здесь он сделал обзор партийной жизни в России и современного положения. Выступление Ильича имело боль шое значение не только для рус ских революционеров, но и для всех тех левых социал-демократов Д а нии. которые были с ними связаны. Во время двухнедельного пребы вания в Копенгагене Владимир Иль ич имел возможность ознакомиться с различными течениями в рабочем движении Дании. Его оценка поли тики правых лидеров местной соци ал-демократии была точной и рез кой. Ленин познакомился также с Гер- сопом Триером, находившемся в оп позиции к реформистскому руковод ству Местной социал-демократии. В свое время Триер переписывался с Фридрихом Энгельсом, поддерживал тесные связи с руководителями ра бочего движения ряда стран Евро пы. Ленин не раз ссылался на про грессивные высказывания и взгляды Триера. Это оказывало существен ное влияние на выработку позиции левой социал-демократической груп пы и создание Социалистической партии — предшественницы Комму нистической партии Дании. Альфред ЕНСЕН, член ЦК Компартии Даний. (АПН). Копенгаген. НА ТРЕТЬЕМ КОНГРЕССЕ Мы сидим в кафе на бульваре Лемонье. Мой собеседник, бельгий ский коммунист, рассказывает о Фе ликсе Кунене — одном из старей ших деятелей Коммунистической партии Бельгии. Многие гоДЬг отдал он борьбе за интересы рабочего класса. В годы фашистской оккупа ции руководил подпольным изда тельством газеты бельгийских ком- мччистов «Ярапо ру Ж». С 1944 по Ю50 год Феликс Кунеи — Член По литбюро КПБ. Сейчас он на пенсии. Кунен участвовал в ряде конг рессов Коммунистического Интер национала, видел и слышал Ленина, — Вот товарищ Феликс, — гово рит мой собеседник, поднимаясь на встречу пожилому человеку. Мы знакомимся. Хотя Кунену уже 74 года, пожатие его руки крепко. Он подсаживается к нашему столику и тут же вступает в разговор. Речь заходит о гошизме (леваче стве) в коммунистическом; движе нии. Я вспоминаю, что на ТП конг рессе Коммунистического Интерна ционала, в частности, борьбе с этой болрзнью В. И. Лениным было мно го уделено внимания. — Именно там я и видел Ленина, — замечает Кунен. — Это было в 1921 году в Москве. Ехал я на III конгоесс более или менее нелегаль но. В то время было довольно слож но добраться от Бельгии до Моск вы. Социалистическая революция по бедила в России, но в других стра нах Европы революционное движе ние рабочих и солдат было жестоко подавлено или подавлялось импери алистами не без помощи правых вождей социал-демократии. Однако в коммунистическом движении на ходились люди, которые, не счита ясь с исторической и политической ситуацией, утверждали, что, несмот ря на это, нужно повсюду перехо дить в наступление, вести наступа тельные бои. — На конгресс собралось много «левых». Я тогда тоже ходил в «ле ваках», — улыбается Кунен. — Мы спорили в комиссиях и на пленар ных заседаниях. «Левые» вели сло весные атаки против сторонников ленинской тактики. Лёнин в то бремя был чрезвычай но занят. Он работал чуть ли не 24 часа в сутки. Надо иметь в ви ду, что Советская Россия в то вре мя испытывала чрезвычайные труд ности: последствия иностранной ин тервенции, голод, проблемы про мышленного развития и т. д. Это было время начала нэпа. Естествен но, что Ленин, как глава Советского государства, был очень занят и утомлен. Тем не менее он много ра ботал на конгрессе. Я пбмйю, как Ленин выступал на одном из заседаний конгресса. Он говорил по-французски. Речь его не была броской по форме, как у ряда популярных ораторов, наоборот, она была очень простой. но поражала своей аргументированностью. Это был блестящий ум, проникавший в сущность политической ситуации в целом и видевший перспективы ми рового революционного движения. Я вижу, как под очками Кунена загораются веселые огоньки. Он вспоминает чтб-то забавное. — Помню, как на конгрессе вы ступил бывший тогда тоже «левым» итальянец Террачини. Он яростно нападал на сторонников Ленина. В своем выступлении Владимир Иль ич подверг беспощадной, но убеди тельной критике выступление Терра- чи'й'й. Он разобрал его тезис за те зисом так, что под конец Террачини был буквально раздавлен ленинской аргументацией. Улыбаясь, Кунен доказывает, как выглядел итальянский товарищ к концу выступления Ленина. — Но, будучи нетерпимым в по литическом и идеологическом плане, — добавляет Кунен, — Ленин был прост и откровенен в отношениях с товарищами. И если он резко поле мизировал с кем-нибудь из делега тов во время выступления, то в ку луарах конгресса был очень друже ствен со всеми участниками. Кунен задумывается. — Безусловно, — Продолжает он, — III конгресс Коминтерна явился поворотным пунктом в международ ном революционном движении. В отличие от «левых» Ленин призвал всех его участников к тщательной подготовке революции; это не име ло ничего общего с левацкими ло зунгами. Подготовка революции оз начала на деле призыв к созданию и развитию повсюду крепких ком мунистических партий, авангарда ре волюционного движения, к укрепле нию и расширению их связей с ра бочим классом. Только такая кро потливая работа’ и гарантирует ус пех мировому революционному дви жению. Сила ленинской мысли была на столько велика, что. несмотря на разногласия, участники конгресса одобрили ленинские тезисы и мно гие из них впоследствии отошли от «левачества» и сами активно боро лись против него. В. НЕДБАЕВ, соб. корр. АПН. Брюссель. Социализм, как говорил В. И. Ленин, нуждается в образованных работниках больше, чем любой предшествовавший ему строй. По тому что цели этой прогрессивной общественно-экономической формации предсказаны наукой о развитии общества, а средства их достижения — широкое использование открытий науки и техники, научнав организация общественной жизни. После Октября партия поставила задачу не только обучить грамоте миллионы людей, но и выковать народную интеллигенцию, культурных, высококвалифици рованных специалистов. И эта задача была решена. За годы Совет ской власти количество интеллигентов в нашей стране увеличилось в 25 раз. Каков же он, современный советский интеллигент! Оче видно можно с относительной полнотой сформулировать ответ на этот вопрос. Мыже, не претендуя на полйоту ответа, расскажем в этом и следующих номерах газеты о нескольких человеческих су дьбах, о месте, которое каждый по-своему нашли наши герои в общем строю. в любую пору суток и он азартно сражался с электроникой. Года через три, когда начали строить конверторный цех, вызвал начальник ЦЗЛ: —1 Если бы закончил институт, то... — и ткнул пальцем в сторону котлована нового цеха. — Можешь рассчитывать 'на интересную работу. А если нет, то пойдешь на рабо чее место. Рабочее место испугать человека, привычного к труду, не могло, зар плата же по высшему разряду там могла быть и больше. А начальник его действительно пугал. * По двум причинам: во-первых, на заводе про водилась кампания, мыслимая толь- распиленную пополам пробу несут в спектрографическую. В просторной светлой комнате пощелкивает анали тическая установка. Вставляют про бу. Щелчок, и вычислительное уст ройство само выдает проценты — железа, углерода, серы, кремния и других элементов. Непосредственно на анализ уходит 20 секунд. И внеш не никакой спешки. Теперь надо бы стро сообщить данные анализа в цех. Там ждут у наклоненного конзерто- ра — потребуется вводить добавки и надо точно знать, чего и сколько. Австрийцы у себя на предприятии передают результаты анализа из ла боратории в цех по телетайпу. За трачивают «всего со всем» 5 минут. К АК ЗАРОЖДАЕТСЯ в мае- тере страсть к своему делу? Отвечая на этот вопрос, забираемся мы, газетчики, в глу бины детства своего героя и ищем там дядю-артисТа (если он артист), или соседа-силача (если он спортсмен), или несчастный случай (если он врач). А тут, понимаете, какое дело: че ловек стал приличным специалистом по электронному оборудованию, но отец его до революции батрачил и грамоте учился уже будучи взрос лым, мать кое-как сама выучилась писать письма, электронного дяди не было. Так каю—искать истоки этой страсти в селе Добром Добровского района? Телевизоров, которые позво ляют нынешним мальчишкам в сво ей избе запросто судачить о самых невероятных материях, тогда, после войны не было. Даже приемники бы ли редки. По родственной линии, прямой путь ему в музыканты. «Музовцы»— таким неуклюжим самодельным сло вом в родном селе Каликино про звали Овчинниковых за их любовь к гармошкам и баянам. Но была шко ла. Обыкновенная советская средняя школа. А в ней физический кабинет. Зашел туда случайно белокурый шестиклассник, заглянул ему в гла за учитель физики и понял, что на душе у парня. А дальше все пошло обычным путем: физический кружок, приборы, в которых хотелось получ ше разобраться, а для этого надо было их разобрать. Наверное, быва ли и «лишние» детали при последу ющей сборке, но у какого настоя щего мужчины не было за плечами таких подвигов? Стали любимыми предметами фи зика и математика, а дальше дорога лежала в институт, а еще дальше... Лучше остановимся. Дальше была такая дьявольская штука, как кон курс. Поступая на физмат универси тета, подцепил «трояк» по любимо му предмету (не подсказывай на приемных экзаменах) и неожиданно для себя самого оказался в инже нерно-строительном институте: нель зя же терять год! А потерял два: поучился и бро сил: хорошее дело — строительство, но не лежит к нему душа. Уехал в Москву к родственникам, поступил на работу. Весь вопрос — куда? В лабораторию радиотехники авиаци онного института, лаборантом. Это была отлйчнай практика. Помимо чистой радиотехники научился ра ботать иа станках по металлу, изу чил слесарные работы. Потом учился в этом институте на стационаре, да по молодости Подза пустил занятия, а когда взялся за ум и Принялся наверстывать, забо лел. Взял академический отпуск. Го да полтора терапевты в Москве и Воронеже колдовали над ним. При ехал к матери в Липецк — она жи ла в семье брата — и понял, что надо начинать жизнь сначала. место в СТРОЮ НАРОДНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ-^^— мигивает: знаем-де мы этих умных да разумных — папа вел за ручку, мама под локоток поддерживала, только ноги переставляй по гладко му асфальту. Человек делал свою жизнь сам. Сам ошибался, набивал шишки, сам их лечил. Жили на Соколе у родных. Под ходящих специальностей для того, чтобы применить навыки и знания на заводе, не было. Нужны слеса ри-сантехники в ЖКО. Пошел. На вопрос »об образовании не выдер жал, опрометчиво похвалился за четкой. Ему пояснили: нельзя даром рас трачивать образование, хотя и не законченное. Так и сказал началь ник отдела кадров. С горя пошел, сдал на права шо фера — в Москве, в институте учил ся этому. Заметьте: горя не на пился, не связался с какой-нибудь темной компанией, как это делают иногда много понимающие о себе юнцы, а приобрел еще одну специ альность. И не успел еще подумать о том, что предпринимать дальше, в «Ленинском знамени» прочитал объ явление: Новолипецкому заводу для работы в цехе холодного проката требуются водители мотороллеров и магнитометристы. Измерение магнитных свойств — это уже знакомое по институтской лаборатории дело. И если там, как он говорит, мог раскидать и собрать радар, то и тут особых затруднений при работе с приборами лаборато рии в период пуска цеха холодного проката не испытывал. Э^о заметили и сразу с четверто го разряда рабочего предложили на выбор: нлн седьмой разряд и 1200 рублей (в старых деньгах) или пер вую категорию лаборанта в ЦЗЛ и 850 рублей зарплаты, К электронике ближе стояли лаборанты. Пошел на 850. Строился завод, появлялись новое оборудование и новые проблемы. В электросталеплавильном налажива ли квантометр-аналитическую уста новку по определению химического- состава стали. Она и теперь работа ет и считается «дедушкой» (пра вильнее, наверное, «бабушкой»?) ны нешних установок, хотя дело было, всего 7 лет назад. Устанавливали И налаживали «дедушку» ленинград ские специалисты и Овчинников. Полгода, можно сказать, жили в цехе. Пустили. Ленинградцы уехали, Валентин Иванович успел жениться, а установка ничего этого признавать не хотела и время от времени при- Вся эта история для тех, кто под- нималась колбасить. "Его вызывали ко на советском предприятии: от всех требовали повышать образова ние, вели учет, и надо было поста вить «птичку», во-вторых, начальник понимал: жаль будет, если такой способный и жадный до работы че ловек не использует все Свои воз можности. Да и просто он знал, по надобится начальник лаборатории в новом цехе. И Валентин Иванович достал ста рую зачетную книжку студента с отметками о сданных дисциплинах и отправился в Воронеж, на радиотех нический факультет политехническо го института. Учился заочно. Учил ся с необыкновенным удовольстви ем; и в юности хотел учиться, но не было такой жадности к поглощению знаний, не было такого устойчивого интереса. Особенно здорово было формулировать положения, которые на практике выработались интуитив но. Вспоминая это время, он говорит о настоящем: — Мы в лаборатории железное правило ввели: хочешь Серьезно работать, учись — в любую бригаду переведем, лишь бы помогало заня тиям. Это диктует производство. Но Ва лентину Ивановичу самому, как и каждому взрослому человеку, кце- что в жизни испытавшему, хочется помочь молодежи, чтеюы молодые не спотыкались на тех же кочках и не набивали те же шишки. Веаь его тоже от них оберегали — сначала учитель, потом ученые на кафедре в институте, где работал. Он пригля дывался к хорошим людям, ему нравились обходительность и добро желательность. Когда он закончил институт, с за вода послали в группе специалистов в Австрию — изучать конверторное производство. ’ Вернулся, его ввели в штаб по строительству цеха. Выпускал «мол нии», участвовал в воскресниках, следил за монтажом оборудования в лаборатории. Словом, что называет ся, построил Овчинников лаборато рию и стал ею руководить. Когда несведущий человек идет в экспресслабораторию, она представ ляется ему так: столы, на них про бирки и приборы, за ними лаборан ты. .Каждый делает свою узкую опе рацию, движения отшлифованы до автоматизма, руки мелькают, как спицы в велосипедном колесе. Ведь правдоподобно, а? На самом деле ничего похожего. Шипит воздух в трубке, идущей из цеха: в лабораторию по пневмопоч те мчится проба металла или шлака. Шлепнулась — дошла. Ее достают. Звучит мотсф с режущим диском и В нашей экспресслаборатории при, менили микрофон и мощный дина мик. У человека возле конвертора заняты руки и глаза, но это не ме шает ему слушать. Так выиграли почти две минуты. Правда, телетайп тоже передает свое, дублирует. Быстрота анализа, «экспресс» тут достигается за сче^ безотказного действия приборов. Вот это главное, чем занимаются инженеры лабора тории, специалисты по электронике. Тут два основных направления: во- первых, профилактика, во-вторых, усовершенствование приборов. Вто рое направление это почти чистое радиолюбительство. Ведь электрони ка — основа радио и многих при боров. — Наш «Поливах», — смеясь го ворит Валентин Иванович о спектров графе, — это тот же телевизор, толь ко без экрана. Производственная необходимость тесно переплетается со страстью ра диолюбителя. И Валентин Иванович и другой инженер Виктор Иванович Малютин, который начал «карьеру* еще в кружке Задонского Дома пио неров, всласть просиживают вечера в лаборатории. Схема приемника или телевизора — это для них ис пытательный полигон по проверке технических идей и тренинг: специа листу по электронике надо поддер живать форму, чуткость пальцев; паять, паять и паять контакты. Тог да в случае выхода из строя какого- либо из приборов (а в них десятки тысяч контактов) можно все сде лать в привычном темпе. Постепенно с «полигона» перехо дят на приборы. Так заменили оте чественными все импортные элек тронные лампы, потом то же сдела ли с транзисторами. У Овчинникова, как говорят его товарищи, необыкновенная способ ность заражать подчиненных рабо той. Причем он никого не заставля ет, не подгоняет. И еще способность — сохранять спокойствие в любых случаях. Любому крикуну он пред ложит свою спокойную, вежливую манеру разговора, доброжелатель ную интонацию и без заметных уси лий, ничего не навязывая, вынудят держаться в рамках. Конечно, наша жизнь способство вала тому, чтобы сельский паренек с хорошей страстью к радиотехнике стал специалистом, а вот чтобы стать настоящим интеллигентом, т. е. творческим работником, человеком широких знаний и интересов, челове ком безукоризненно воспитанным — надо уметь и самому себя шлифо вать, не ссылаться на отсутствие бонн и гувернанток в своем детстве. А. ВОЛНИН. Наступил ап рель. Теперь уже скоро дойные гурты будут пе реведены на па стбища. Летние лагеря надо выбирать с учетом близко располо женного водопоя. Если такое место вбобше нельзя подобрать, то коров следует поить из передвижных пои лок ПАП-ЮА, или же .для этой це ли приспосабливают поилки ПА-1, которые монтируются временно. Во да в них подается из установленной здесь же цистерны (она системати чески пополняется привозной водой). Особо важное значение в связи с переводом коров на пастбищное со держание приобретает организация механического доения. В ряде колхозов и совхозов на пастбищный период в летних лагерях монтируются стационарные доильные установки. В тех же хозяйствах, где нет стационарного оборудования, для доения применяют передвижные установки УДС-3, которые, хорошо зарекомендовали себя. Однако их не всегда можно приобрести. Выход один — самим хозяйствам оборудовать летние лагеря доильны ми установками, используя аппара туру и вакуумные насосы со стацио нарных установок. Для этого в лет нем лагере изготавливают доильные станки из дерева. При определении количества нх, следует учесть, что в ЭТО МОЖНОСДЕЛАТЬ В КАЖДОМ ХОЗЯЙСТВЕ ' время доения стада не должно пре- ^ * ’ вышать двух с половиной часов, что- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ бы качество молока не снизилось. МбХЯНИЗЯЦИЯ Д06НИЯ КОрОВ В леТНИХ л я г е р я х ^то обстоятельство обусловливает Ф Ф 4 определенное количество доярок, не обходимых для обслуживания ме ханизмов. восьми станках за 2,5 часа можно подоить 100—120 коров. Над доиль ными станками делается навес. Станки параллельные, проходы оборудованы выходными дверцами и откидной дугой, которой фиксируют коров в станке. На дверцах прикреп лены кормушки с концентратами для подкормки коров. Вдоль станков на столбах прикреплен вакуум-провод с доильными кранами на каждый ста нок. Для создания вакуума используют ся вакуумные насосы РВН-40/350, имеющиеся в стационарных установ ках. Вакуумные насосы монтируются на общей передвижной раме. Для. привода вакуумных насосов, подогрева воды и электроосвещения можно использовать передвижные электростанции мощностью 12— 30 кет. Если их нет, можно исполь зовать двигатели внутреннего сгора ния Д-37, УД-2 и другие. Установленное электроосвещение позволит доить коров й с наступле нием темноты. Перед доением животных держат на преддоильной площадке, затем ко ров по очереди направляют в станки, где нх доят и подкармливают кон центратами. После окончания доения коров направляют на последойльные площадки. Доение производят при помощи аппаратов «Волга» и «Майга». Поскольку в летних лагерях нет возможности охлаждать молоко, Молоко во флягах доставляется на пункт сбора продукции и охлажде ния. При разбросанности пастбищ в хо зяйстве можно изготавливать доиль ные установки для летних лагерей на восемь станков и ставить их на полозья. Примерный план расположения летнего лагеря с доильной площад кой приводится на публикуемой схе ме. А. КУКОЛЕВ, начальник проектно-конструктор ского бюро областного объедине ния «Сельхозтехника». ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА Шел урок. Учительница, расска зывая о жизни и деятельности В. И. Ленина, включила проигрыватель. И вот в притихшем классе раздался голос Ильича. Дети, затаив дыха ние, внимательно слушали. Применение на уроках грамзапи сей, кино и других технических средств становится обычным явле нием. Теперь трудно найти школу, в которой не было бы киноаппара та, магнитофона, проигрывателя, проекционной аппаратуры. Это уже не новинка и для небольших сель ских школ. Недавно мне при шлось побывать в Нижне-Ломо- вепкой восьмилетней школе Долго руковского района. Несколько лет тому назад здесь о технических средствах обучения знали только по наслышке. Сейчас на многих уроках можно увидеть и киноаппарат, и магнитофон, и диапроектор «ЛЭТИ». Все учителя овладели навыками пользования этими пособиями и охотно применяют нх в учебно-вос питательной работе. Интерес к техническим средствам возрос повсеместно. Опыт энтузиа стов становится достоянием всех педагогических коллективов. Об этом шел интересный разговор на недав но состоявшейся второй областной научно-практической конференции по использованию технических средств и элементов программиро ванного обучения. За два года, прошедших после первой конференции, многое изме нилось в пжолах. Они значительно пополнились учебным оборудова нием, технические средства зани мают прочное место в учебно-воспи тательном процессе, их применение способствует дальнейшему повыше нию качества обучения, помогает школьникам глубже усваивать учеб ный материал, повышает интерес к науке, технике. По общему призна нию, уроки стали более эффектив ными, интересными. В липецких школах №№ 17 и 40, Лебедянской № 3, Усманской №№ 1 и 2, Паленской Становлянского района, в ряде школ Тербунского и Хлевенского . районов иа уроках применяются элементы программи рованного обучения. Хотя в этом направлении делаются только пер вые шаги, но значение и эффектив ность их заслуживает серьезного внимания. Во многих школах ребя та под руководством учителей изго товляют перфокарты, различные самодельные контролирующие и обучающие устройства. Накоплен некоторый опыт по обобщению методики преподавания. Интересны разработки уроков учи телей Задонской средней школы № 2 В. Е. Лазаревой по матема тике и Л. В. Перцевой — по химии. Своим опытом организации учеб ного процесса с применением тех нических средств обучения подели лась на конференции учительница Задонской средней школы № 2 В. Н. Провоторова, завуч Липецкой школь* № 40 Т. П. Суровнкина, за* вуч Усманской школы № 2 В. И. Бодалов, преподаватель Елецкого ГПТУ № 4 В. С. Шаталов. Работа ло семь секций, на которых было заслушано и обсуждено свыше 40 докладов. Участники конференции познако мились с применением технических средств обучения в Липецкой сред ней школе № 40. Здесь в трех клас сных комнатах имеются специаль ные устройства для контроля за усвоением учащимися материала. При помощи их учитель может не только проверять знания учащихся, но и давать задания. Это поз воляет увеличить объем работы, лучше организовать учебный про цесс. Кстати, в этой школе большую помошь в оборудовании оказывают родители учащихся. Обмен опытом и рекомендации, принятые на конференции, будут способствовать дальнейшему улуч шению использования технических средств в учебно-воспитательном процессе, выполнению стоящих пе ред школой задач. В. СЕМЕНОВ. План расположения летнего лагеря для коров. 1—вакуум-провод; 2 — дуга откидная; 3 — электрово донагреватель ВЭТ-200; 4 —вакуумная установка РВН-40/350; 5—цистерна для воды; 6 — доильный станок; 7 — дверца; 8 — кормушка; 9 — кран доильный; 10 — передвижная поилка ПАП-ЮА; 11 —поилка ПА-1; 12 — трубопровод для подачи воды к автопоилкам; 13 — передвижная электростанция ТЭС-30. I — пред- доильная площадка, II — последоильная площадка, III — машинное отделение; IV — доильное отделение; V — моечное; VI — молочная; VII— передвижная электростанция.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz