Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

2 Л Е НИНС К СУК 3 Н А МЯ 1 авреся 1970 г., № 79 (12 6301 В. И. Ленин в Кремле беседует с итальянскими делегатами конгресса Коминтерна. 1920 г., не ранее 23 июля, не позднее 6 авгус та. Москва. (Архив Института марксизм а-ленинизма при ЦК КПСС). (Фотохроника ТАСС). < Т А М , Г Д Е БЫВАЛ ИЛЬИЧ КОПЕНГАГЕН, ОСЕНЬ 1910 ГОДА В. И. Ленин был в датской сто­ лице всего один раз. Осенью 1910 года он принимал участие в Копен­ гагенском конгрессе II Интернацио­ нала. С живым интересом Ленин следил за дискуссиями, и хотя не выступал в прениях, но провел большую работу в комиссии по во­ просам кооперации, где изложил точку зрения РСДРП. В 47-ом томе пятого издания Пол­ ного собрания сочинений В. И. Ле­ нина был впервые опубликован до­ кумент. относящийся к этому вре­ мени. Он написан на бланке с гри­ фом социалистического конгресса. Дело в том, что в Копенгагене В. И. Ленин вместе с другими това­ рищами написал письмо руководст­ ву немецкой социал-демократической партии. Причиной появления этого письма послужила анонимная ста­ тья, опубликованная в немецкой га­ зете «Форвертс». Автор анонимки в самых мрачных красках рисовал картину революционного движения в России, клеветал на руководящих деятелей РСДРП, грубо нападал «а все ее центральные органы. В пись­ ме за подписями Ленина, Барского и Плеханова (двое последних пред­ ставляли на конгрессе центральный орган РСДРП — газету «Социал- демократ») говорилось, что «такая статья в центральном органе гер­ манской партии, анонимный автор которой имел целью удовлетворить только- чувство мести за какую-то мелкую* личную обиду, повредит ин­ тересам социал-демократического движения в России: она представ­ ляет собой беспримерное нарушение интернациональной солидарности и братства по отношению к русской социал-демократии». Позднее выяснилось, кто был ав­ тором анонимной статьи в «Фор- вертсе»: ее сочинил Троцкий, он сам признал это в своих воспоминаниях. В Королевской библиотеке Влади­ мир Ильич расширял и углублял свои познания в аграрном вопросе. Он поппосил русского революционе­ ра М. Кобецксго (впоследствии пер­ вого советского посла в Дании) до­ стать две книги, изданные в Копен­ гагене в 1909 году. Одну — Функа о производственных условиях в кре­ стьянских молочных хозяйствах и вторую — сборник датской статис­ тики. По вечерам Ильич возвращался в скромную комнатку на Вестербругэ- де, где продолжал работу над свои­ ми рукописями. Ленин выступил также на собра­ нии русских революционеров. бе­ жавших из России от преследова­ ний царского правительства и посе­ лившихся в Копенгагене. Здесь он сделал обзор партийной жизни в России и современного положения. Выступление Ильича имело боль­ шое значение не только для рус­ ских революционеров, но и для всех тех левых социал-демократов Д а­ нии. которые были с ними связаны. Во время двухнедельного пребы­ вания в Копенгагене Владимир Иль­ ич имел возможность ознакомиться с различными течениями в рабочем движении Дании. Его оценка поли­ тики правых лидеров местной соци­ ал-демократии была точной и рез­ кой. Ленин познакомился также с Гер- сопом Триером, находившемся в оп­ позиции к реформистскому руковод­ ству Местной социал-демократии. В свое время Триер переписывался с Фридрихом Энгельсом, поддерживал тесные связи с руководителями ра­ бочего движения ряда стран Евро­ пы. Ленин не раз ссылался на про­ грессивные высказывания и взгляды Триера. Это оказывало существен­ ное влияние на выработку позиции левой социал-демократической груп­ пы и создание Социалистической партии — предшественницы Комму­ нистической партии Дании. Альфред ЕНСЕН, член ЦК Компартии Даний. (АПН). Копенгаген. НА ТРЕТЬЕМ КОНГРЕССЕ Мы сидим в кафе на бульваре Лемонье. Мой собеседник, бельгий­ ский коммунист, рассказывает о Фе­ ликсе Кунене — одном из старей­ ших деятелей Коммунистической партии Бельгии. Многие гоДЬг отдал он борьбе за интересы рабочего класса. В годы фашистской оккупа­ ции руководил подпольным изда­ тельством газеты бельгийских ком- мччистов «Ярапо ру Ж». С 1944 по Ю50 год Феликс Кунеи — Член По­ литбюро КПБ. Сейчас он на пенсии. Кунен участвовал в ряде конг­ рессов Коммунистического Интер­ национала, видел и слышал Ленина, — Вот товарищ Феликс, — гово­ рит мой собеседник, поднимаясь на­ встречу пожилому человеку. Мы знакомимся. Хотя Кунену уже 74 года, пожатие его руки крепко. Он подсаживается к нашему столику и тут же вступает в разговор. Речь заходит о гошизме (леваче­ стве) в коммунистическом; движе­ нии. Я вспоминаю, что на ТП конг­ рессе Коммунистического Интерна­ ционала, в частности, борьбе с этой болрзнью В. И. Лениным было мно­ го уделено внимания. — Именно там я и видел Ленина, — замечает Кунен. — Это было в 1921 году в Москве. Ехал я на III конгоесс более или менее нелегаль­ но. В то время было довольно слож­ но добраться от Бельгии до Моск­ вы. Социалистическая революция по­ бедила в России, но в других стра­ нах Европы революционное движе­ ние рабочих и солдат было жестоко подавлено или подавлялось импери­ алистами не без помощи правых вождей социал-демократии. Однако в коммунистическом движении на­ ходились люди, которые, не счита­ ясь с исторической и политической ситуацией, утверждали, что, несмот­ ря на это, нужно повсюду перехо­ дить в наступление, вести наступа­ тельные бои. — На конгресс собралось много «левых». Я тогда тоже ходил в «ле­ ваках», — улыбается Кунен. — Мы спорили в комиссиях и на пленар­ ных заседаниях. «Левые» вели сло­ весные атаки против сторонников ленинской тактики. Лёнин в то бремя был чрезвычай­ но занят. Он работал чуть ли не 24 часа в сутки. Надо иметь в ви­ ду, что Советская Россия в то вре­ мя испытывала чрезвычайные труд­ ности: последствия иностранной ин­ тервенции, голод, проблемы про­ мышленного развития и т. д. Это было время начала нэпа. Естествен­ но, что Ленин, как глава Советского государства, был очень занят и утомлен. Тем не менее он много ра­ ботал на конгрессе. Я пбмйю, как Ленин выступал на одном из заседаний конгресса. Он говорил по-французски. Речь его не была броской по форме, как у ряда популярных ораторов, наоборот, она была очень простой. но поражала своей аргументированностью. Это был блестящий ум, проникавший в сущность политической ситуации в целом и видевший перспективы ми­ рового революционного движения. Я вижу, как под очками Кунена загораются веселые огоньки. Он вспоминает чтб-то забавное. — Помню, как на конгрессе вы­ ступил бывший тогда тоже «левым» итальянец Террачини. Он яростно нападал на сторонников Ленина. В своем выступлении Владимир Иль­ ич подверг беспощадной, но убеди­ тельной критике выступление Терра- чи'й'й. Он разобрал его тезис за те­ зисом так, что под конец Террачини был буквально раздавлен ленинской аргументацией. Улыбаясь, Кунен доказывает, как выглядел итальянский товарищ к концу выступления Ленина. — Но, будучи нетерпимым в по­ литическом и идеологическом плане, — добавляет Кунен, — Ленин был прост и откровенен в отношениях с товарищами. И если он резко поле­ мизировал с кем-нибудь из делега­ тов во время выступления, то в ку­ луарах конгресса был очень друже­ ствен со всеми участниками. Кунен задумывается. — Безусловно, — Продолжает он, — III конгресс Коминтерна явился поворотным пунктом в международ­ ном революционном движении. В отличие от «левых» Ленин призвал всех его участников к тщательной подготовке революции; это не име­ ло ничего общего с левацкими ло­ зунгами. Подготовка революции оз­ начала на деле призыв к созданию и развитию повсюду крепких ком­ мунистических партий, авангарда ре­ волюционного движения, к укрепле­ нию и расширению их связей с ра­ бочим классом. Только такая кро­ потливая работа’ и гарантирует ус­ пех мировому революционному дви­ жению. Сила ленинской мысли была на­ столько велика, что. несмотря на разногласия, участники конгресса одобрили ленинские тезисы и мно­ гие из них впоследствии отошли от «левачества» и сами активно боро лись против него. В. НЕДБАЕВ, соб. корр. АПН. Брюссель. Социализм, как говорил В. И. Ленин, нуждается в образованных работниках больше, чем любой предшествовавший ему строй. По­ тому что цели этой прогрессивной общественно-экономической формации предсказаны наукой о развитии общества, а средства их достижения — широкое использование открытий науки и техники, научнав организация общественной жизни. После Октября партия поставила задачу не только обучить грамоте миллионы людей, но и выковать народную интеллигенцию, культурных, высококвалифици­ рованных специалистов. И эта задача была решена. За годы Совет­ ской власти количество интеллигентов в нашей стране увеличилось в 25 раз. Каков же он, современный советский интеллигент! Оче­ видно можно с относительной полнотой сформулировать ответ на этот вопрос. Мыже, не претендуя на полйоту ответа, расскажем в этом и следующих номерах газеты о нескольких человеческих су­ дьбах, о месте, которое каждый по-своему нашли наши герои в общем строю. в любую пору суток и он азартно сражался с электроникой. Года через три, когда начали строить конверторный цех, вызвал начальник ЦЗЛ: —1 Если бы закончил институт, то... — и ткнул пальцем в сторону котлована нового цеха. — Можешь рассчитывать 'на интересную работу. А если нет, то пойдешь на рабо­ чее место. Рабочее место испугать человека, привычного к труду, не могло, зар­ плата же по высшему разряду там могла быть и больше. А начальник его действительно пугал. * По двум причинам: во-первых, на заводе про­ водилась кампания, мыслимая толь- распиленную пополам пробу несут в спектрографическую. В просторной светлой комнате пощелкивает анали­ тическая установка. Вставляют про­ бу. Щелчок, и вычислительное уст­ ройство само выдает проценты — железа, углерода, серы, кремния и других элементов. Непосредственно на анализ уходит 20 секунд. И внеш­ не никакой спешки. Теперь надо бы­ стро сообщить данные анализа в цех. Там ждут у наклоненного конзерто- ра — потребуется вводить добавки и надо точно знать, чего и сколько. Австрийцы у себя на предприятии передают результаты анализа из ла­ боратории в цех по телетайпу. За­ трачивают «всего со всем» 5 минут. К АК ЗАРОЖДАЕТСЯ в мае- тере страсть к своему делу? Отвечая на этот вопрос, забираемся мы, газетчики, в глу­ бины детства своего героя и ищем там дядю-артисТа (если он артист), или соседа-силача (если он спортсмен), или несчастный случай (если он врач). А тут, понимаете, какое дело: че­ ловек стал приличным специалистом по электронному оборудованию, но отец его до революции батрачил и грамоте учился уже будучи взрос­ лым, мать кое-как сама выучилась писать письма, электронного дяди не было. Так каю—искать истоки этой страсти в селе Добром Добровского района? Телевизоров, которые позво­ ляют нынешним мальчишкам в сво­ ей избе запросто судачить о самых невероятных материях, тогда, после войны не было. Даже приемники бы­ ли редки. По родственной линии, прямой путь ему в музыканты. «Музовцы»— таким неуклюжим самодельным сло­ вом в родном селе Каликино про­ звали Овчинниковых за их любовь к гармошкам и баянам. Но была шко­ ла. Обыкновенная советская средняя школа. А в ней физический кабинет. Зашел туда случайно белокурый шестиклассник, заглянул ему в гла­ за учитель физики и понял, что на душе у парня. А дальше все пошло обычным путем: физический кружок, приборы, в которых хотелось получ­ ше разобраться, а для этого надо было их разобрать. Наверное, быва­ ли и «лишние» детали при последу­ ющей сборке, но у какого настоя­ щего мужчины не было за плечами таких подвигов? Стали любимыми предметами фи­ зика и математика, а дальше дорога лежала в институт, а еще дальше... Лучше остановимся. Дальше была такая дьявольская штука, как кон­ курс. Поступая на физмат универси­ тета, подцепил «трояк» по любимо­ му предмету (не подсказывай на приемных экзаменах) и неожиданно для себя самого оказался в инже­ нерно-строительном институте: нель­ зя же терять год! А потерял два: поучился и бро­ сил: хорошее дело — строительство, но не лежит к нему душа. Уехал в Москву к родственникам, поступил на работу. Весь вопрос — куда? В лабораторию радиотехники авиаци­ онного института, лаборантом. Это была отлйчнай практика. Помимо чистой радиотехники научился ра­ ботать иа станках по металлу, изу­ чил слесарные работы. Потом учился в этом институте на стационаре, да по молодости Подза­ пустил занятия, а когда взялся за ум и Принялся наверстывать, забо­ лел. Взял академический отпуск. Го­ да полтора терапевты в Москве и Воронеже колдовали над ним. При­ ехал к матери в Липецк — она жи­ ла в семье брата — и понял, что надо начинать жизнь сначала. место в СТРОЮ НАРОДНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ-^^— мигивает: знаем-де мы этих умных да разумных — папа вел за ручку, мама под локоток поддерживала, только ноги переставляй по гладко­ му асфальту. Человек делал свою жизнь сам. Сам ошибался, набивал шишки, сам их лечил. Жили на Соколе у родных. Под­ ходящих специальностей для того, чтобы применить навыки и знания на заводе, не было. Нужны слеса­ ри-сантехники в ЖКО. Пошел. На вопрос »об образовании не выдер­ жал, опрометчиво похвалился за­ четкой. Ему пояснили: нельзя даром рас­ трачивать образование, хотя и не­ законченное. Так и сказал началь­ ник отдела кадров. С горя пошел, сдал на права шо­ фера — в Москве, в институте учил­ ся этому. Заметьте: горя не на­ пился, не связался с какой-нибудь темной компанией, как это делают иногда много понимающие о себе юнцы, а приобрел еще одну специ­ альность. И не успел еще подумать о том, что предпринимать дальше, в «Ленинском знамени» прочитал объ­ явление: Новолипецкому заводу для работы в цехе холодного проката требуются водители мотороллеров и магнитометристы. Измерение магнитных свойств — это уже знакомое по институтской лаборатории дело. И если там, как он говорит, мог раскидать и собрать радар, то и тут особых затруднений при работе с приборами лаборато­ рии в период пуска цеха холодного проката не испытывал. Э^о заметили и сразу с четверто­ го разряда рабочего предложили на выбор: нлн седьмой разряд и 1200 рублей (в старых деньгах) или пер­ вую категорию лаборанта в ЦЗЛ и 850 рублей зарплаты, К электронике ближе стояли лаборанты. Пошел на 850. Строился завод, появлялись новое оборудование и новые проблемы. В электросталеплавильном налажива­ ли квантометр-аналитическую уста­ новку по определению химического- состава стали. Она и теперь работа­ ет и считается «дедушкой» (пра­ вильнее, наверное, «бабушкой»?) ны­ нешних установок, хотя дело было, всего 7 лет назад. Устанавливали И налаживали «дедушку» ленинград­ ские специалисты и Овчинников. Полгода, можно сказать, жили в цехе. Пустили. Ленинградцы уехали, Валентин Иванович успел жениться, а установка ничего этого признавать не хотела и время от времени при- Вся эта история для тех, кто под- нималась колбасить. "Его вызывали ко на советском предприятии: от всех требовали повышать образова­ ние, вели учет, и надо было поста­ вить «птичку», во-вторых, начальник понимал: жаль будет, если такой способный и жадный до работы че­ ловек не использует все Свои воз­ можности. Да и просто он знал, по­ надобится начальник лаборатории в новом цехе. И Валентин Иванович достал ста­ рую зачетную книжку студента с отметками о сданных дисциплинах и отправился в Воронеж, на радиотех­ нический факультет политехническо­ го института. Учился заочно. Учил­ ся с необыкновенным удовольстви­ ем; и в юности хотел учиться, но не было такой жадности к поглощению знаний, не было такого устойчивого интереса. Особенно здорово было формулировать положения, которые на практике выработались интуитив­ но. Вспоминая это время, он говорит о настоящем: — Мы в лаборатории железное правило ввели: хочешь Серьезно работать, учись — в любую бригаду переведем, лишь бы помогало заня­ тиям. Это диктует производство. Но Ва­ лентину Ивановичу самому, как и каждому взрослому человеку, кце- что в жизни испытавшему, хочется помочь молодежи, чтеюы молодые не спотыкались на тех же кочках и не набивали те же шишки. Веаь его тоже от них оберегали — сначала учитель, потом ученые на кафедре в институте, где работал. Он пригля­ дывался к хорошим людям, ему нравились обходительность и добро­ желательность. Когда он закончил институт, с за­ вода послали в группе специалистов в Австрию — изучать конверторное производство. ’ Вернулся, его ввели в штаб по строительству цеха. Выпускал «мол­ нии», участвовал в воскресниках, следил за монтажом оборудования в лаборатории. Словом, что называет­ ся, построил Овчинников лаборато­ рию и стал ею руководить. Когда несведущий человек идет в экспресслабораторию, она представ­ ляется ему так: столы, на них про­ бирки и приборы, за ними лаборан­ ты. .Каждый делает свою узкую опе­ рацию, движения отшлифованы до автоматизма, руки мелькают, как спицы в велосипедном колесе. Ведь правдоподобно, а? На самом деле ничего похожего. Шипит воздух в трубке, идущей из цеха: в лабораторию по пневмопоч­ те мчится проба металла или шлака. Шлепнулась — дошла. Ее достают. Звучит мотсф с режущим диском и В нашей экспресслаборатории при, менили микрофон и мощный дина­ мик. У человека возле конвертора заняты руки и глаза, но это не ме­ шает ему слушать. Так выиграли почти две минуты. Правда, телетайп тоже передает свое, дублирует. Быстрота анализа, «экспресс» тут достигается за сче^ безотказного действия приборов. Вот это главное, чем занимаются инженеры лабора­ тории, специалисты по электронике. Тут два основных направления: во- первых, профилактика, во-вторых, усовершенствование приборов. Вто­ рое направление это почти чистое радиолюбительство. Ведь электрони­ ка — основа радио и многих при­ боров. — Наш «Поливах», — смеясь го­ ворит Валентин Иванович о спектров графе, — это тот же телевизор, толь­ ко без экрана. Производственная необходимость тесно переплетается со страстью ра­ диолюбителя. И Валентин Иванович и другой инженер Виктор Иванович Малютин, который начал «карьеру* еще в кружке Задонского Дома пио­ неров, всласть просиживают вечера в лаборатории. Схема приемника или телевизора — это для них ис­ пытательный полигон по проверке технических идей и тренинг: специа­ листу по электронике надо поддер­ живать форму, чуткость пальцев; паять, паять и паять контакты. Тог­ да в случае выхода из строя какого- либо из приборов (а в них десятки тысяч контактов) можно все сде­ лать в привычном темпе. Постепенно с «полигона» перехо­ дят на приборы. Так заменили оте­ чественными все импортные элек­ тронные лампы, потом то же сдела­ ли с транзисторами. У Овчинникова, как говорят его товарищи, необыкновенная способ­ ность заражать подчиненных рабо­ той. Причем он никого не заставля­ ет, не подгоняет. И еще способность — сохранять спокойствие в любых случаях. Любому крикуну он пред­ ложит свою спокойную, вежливую манеру разговора, доброжелатель­ ную интонацию и без заметных уси­ лий, ничего не навязывая, вынудят держаться в рамках. Конечно, наша жизнь способство­ вала тому, чтобы сельский паренек с хорошей страстью к радиотехнике стал специалистом, а вот чтобы стать настоящим интеллигентом, т. е. творческим работником, человеком широких знаний и интересов, челове­ ком безукоризненно воспитанным — надо уметь и самому себя шлифо­ вать, не ссылаться на отсутствие бонн и гувернанток в своем детстве. А. ВОЛНИН. Наступил ап­ рель. Теперь уже скоро дойные гурты будут пе­ реведены на па­ стбища. Летние лагеря надо выбирать с учетом близко располо­ женного водопоя. Если такое место вбобше нельзя подобрать, то коров следует поить из передвижных пои­ лок ПАП-ЮА, или же .для этой це­ ли приспосабливают поилки ПА-1, которые монтируются временно. Во­ да в них подается из установленной здесь же цистерны (она системати­ чески пополняется привозной водой). Особо важное значение в связи с переводом коров на пастбищное со­ держание приобретает организация механического доения. В ряде колхозов и совхозов на пастбищный период в летних лагерях монтируются стационарные доильные установки. В тех же хозяйствах, где нет стационарного оборудования, для доения применяют передвижные установки УДС-3, которые, хорошо зарекомендовали себя. Однако их не всегда можно приобрести. Выход один — самим хозяйствам оборудовать летние лагеря доильны­ ми установками, используя аппара­ туру и вакуумные насосы со стацио­ нарных установок. Для этого в лет­ нем лагере изготавливают доильные станки из дерева. При определении количества нх, следует учесть, что в ЭТО МОЖНОСДЕЛАТЬ В КАЖДОМ ХОЗЯЙСТВЕ ' время доения стада не должно пре- ^ * ’ вышать двух с половиной часов, что- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ бы качество молока не снизилось. МбХЯНИЗЯЦИЯ Д06НИЯ КОрОВ В леТНИХ л я г е р я х ^то обстоятельство обусловливает Ф Ф 4 определенное количество доярок, не­ обходимых для обслуживания ме­ ханизмов. восьми станках за 2,5 часа можно подоить 100—120 коров. Над доиль­ ными станками делается навес. Станки параллельные, проходы оборудованы выходными дверцами и откидной дугой, которой фиксируют коров в станке. На дверцах прикреп­ лены кормушки с концентратами для подкормки коров. Вдоль станков на столбах прикреплен вакуум-провод с доильными кранами на каждый ста­ нок. Для создания вакуума используют­ ся вакуумные насосы РВН-40/350, имеющиеся в стационарных установ­ ках. Вакуумные насосы монтируются на общей передвижной раме. Для. привода вакуумных насосов, подогрева воды и электроосвещения можно использовать передвижные электростанции мощностью 12— 30 кет. Если их нет, можно исполь­ зовать двигатели внутреннего сгора­ ния Д-37, УД-2 и другие. Установленное электроосвещение позволит доить коров й с наступле­ нием темноты. Перед доением животных держат на преддоильной площадке, затем ко­ ров по очереди направляют в станки, где нх доят и подкармливают кон­ центратами. После окончания доения коров направляют на последойльные площадки. Доение производят при помощи аппаратов «Волга» и «Майга». Поскольку в летних лагерях нет возможности охлаждать молоко, Молоко во флягах доставляется на пункт сбора продукции и охлажде­ ния. При разбросанности пастбищ в хо­ зяйстве можно изготавливать доиль­ ные установки для летних лагерей на восемь станков и ставить их на полозья. Примерный план расположения летнего лагеря с доильной площад­ кой приводится на публикуемой схе­ ме. А. КУКОЛЕВ, начальник проектно-конструктор­ ского бюро областного объедине­ ния «Сельхозтехника». ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА Шел урок. Учительница, расска­ зывая о жизни и деятельности В. И. Ленина, включила проигрыватель. И вот в притихшем классе раздался голос Ильича. Дети, затаив дыха­ ние, внимательно слушали. Применение на уроках грамзапи­ сей, кино и других технических средств становится обычным явле­ нием. Теперь трудно найти школу, в которой не было бы киноаппара­ та, магнитофона, проигрывателя, проекционной аппаратуры. Это уже не новинка и для небольших сель­ ских школ. Недавно мне при­ шлось побывать в Нижне-Ломо- вепкой восьмилетней школе Долго­ руковского района. Несколько лет тому назад здесь о технических средствах обучения знали только по­ наслышке. Сейчас на многих уроках можно увидеть и киноаппарат, и магнитофон, и диапроектор «ЛЭТИ». Все учителя овладели навыками пользования этими пособиями и охотно применяют нх в учебно-вос­ питательной работе. Интерес к техническим средствам возрос повсеместно. Опыт энтузиа­ стов становится достоянием всех педагогических коллективов. Об этом шел интересный разговор на недав­ но состоявшейся второй областной научно-практической конференции по использованию технических средств и элементов программиро­ ванного обучения. За два года, прошедших после первой конференции, многое изме­ нилось в пжолах. Они значительно пополнились учебным оборудова­ нием, технические средства зани­ мают прочное место в учебно-воспи­ тательном процессе, их применение способствует дальнейшему повыше­ нию качества обучения, помогает школьникам глубже усваивать учеб­ ный материал, повышает интерес к науке, технике. По общему призна­ нию, уроки стали более эффектив­ ными, интересными. В липецких школах №№ 17 и 40, Лебедянской № 3, Усманской №№ 1 и 2, Паленской Становлянского района, в ряде школ Тербунского и Хлевенского . районов иа уроках применяются элементы программи­ рованного обучения. Хотя в этом направлении делаются только пер­ вые шаги, но значение и эффектив­ ность их заслуживает серьезного внимания. Во многих школах ребя­ та под руководством учителей изго­ товляют перфокарты, различные самодельные контролирующие и обучающие устройства. Накоплен некоторый опыт по обобщению методики преподавания. Интересны разработки уроков учи­ телей Задонской средней школы № 2 В. Е. Лазаревой по матема­ тике и Л. В. Перцевой — по химии. Своим опытом организации учеб­ ного процесса с применением тех­ нических средств обучения подели­ лась на конференции учительница Задонской средней школы № 2 В. Н. Провоторова, завуч Липецкой школь* № 40 Т. П. Суровнкина, за* вуч Усманской школы № 2 В. И. Бодалов, преподаватель Елецкого ГПТУ № 4 В. С. Шаталов. Работа­ ло семь секций, на которых было заслушано и обсуждено свыше 40 докладов. Участники конференции познако­ мились с применением технических средств обучения в Липецкой сред­ ней школе № 40. Здесь в трех клас­ сных комнатах имеются специаль­ ные устройства для контроля за усвоением учащимися материала. При помощи их учитель может не только проверять знания учащихся, но и давать задания. Это поз­ воляет увеличить объем работы, лучше организовать учебный про­ цесс. Кстати, в этой школе большую помошь в оборудовании оказывают родители учащихся. Обмен опытом и рекомендации, принятые на конференции, будут способствовать дальнейшему улуч­ шению использования технических средств в учебно-воспитательном процессе, выполнению стоящих пе­ ред школой задач. В. СЕМЕНОВ. План расположения летнего лагеря для коров. 1—вакуум-провод; 2 — дуга откидная; 3 — электрово­ донагреватель ВЭТ-200; 4 —вакуумная установка РВН-40/350; 5—цистерна для воды; 6 — доильный станок; 7 — дверца; 8 — кормушка; 9 — кран доильный; 10 — передвижная поилка ПАП-ЮА; 11 —поилка ПА-1; 12 — трубопровод для подачи воды к автопоилкам; 13 — передвижная электростанция ТЭС-30. I — пред- доильная площадка, II — последоильная площадка, III — машинное отделение; IV — доильное отделение; V — моечное; VI — молочная; VII— передвижная электростанция.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz