Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)
' ЛЕНИНСКОЕ З НАМЯ I апреля 1970 г„ 76 (12 695) еШ М Ж Ж Ж & Ь /^ Г Г П Л Т П Т 1! И П 1П I !ГГгД И И П Е Р Е Д! ю б и л е ем ! X Сейчас все работают под де- ? визом: «100 дней до ленинского ♦ .'юбилея — 100 трудовых подар- ? ♦ ков Родине». Этот девиз стал ? ♦ основным и в нашей школе. ♦ ♦ Парторганизация и весь педаго- ? гический коллектив готовятся д о -5 стойко встретить 100-летие соф дня рождения В. И. Ленина. Вся ? ► эта работа организуется по пла- ? ну, разработанному партийным? !бюро. ? Мы ставим себе две цели: в о -^ ► первых, на уроках и во внеклас- ♦ Iсной работе пропагандировать ле- ♦ •нинское идейное наследие и, ф во-вторых, изыскивать новые ф средства повышения эффектив- ?ности учебно-воспитательной ра- ♦ боты. $ На школьных линейках члены; ^ партийного бюро рассказали: ^ученикам о задачах коллектива: 5 по достойной встрече 100-летия; ♦ со дня рождения В. И. Ленина.; ♦Комитет ВЛКСМ и совет дружи-; ♦ ны имени Скороходова обсудили: ♦ специальный план мероприятий, ♦ завели книгу, в которой ведется ♦ учет памятных дел ученического ♦ коллектива. Еженедельно во всех ♦ классах проводятся ленинские^ ♦ уроки, на которых учащиеся зна-* ^комятся с трудами В. И. Ленина, $ ♦ читают книги, слушают песни и | стихи о нем. Проведены интерес-; ные классные часы — «Ленин и % музыка», «Ленин в живописи» и | другие. ♦ В школьном кинотеатре «Авро-? ра» по заранее намеченному? плану проходив кинофестиваль ? «Ленин с нами». ? В классах проходят Ленинские* чтения. Тематика их очень раз-* нообразна. Например, в 1-х клас-* сах — «Мы — внуки Ильича», ♦ в 5-х — «Ленина знает весь* мир», в 10-х — «Ленин — вели-* кий учёный нашего времени». ? Сейчас в школе проводятся за ключительные этапы ленинского зачета, итоги которого будут под ведены на юбилейном комсо мольском собрании. Готовясь к? зачету, комсомольцы изучили I 2 целый ряд ленинских работ («О Е2 задачах союзов молодежи», «Го- ХХсударство и революция», «Вели- уХкий почин» и другие). Школьники готовят юбилейную? программу смотра художествен- ? ной самодеятельности. ? В дни каникул проводились п е-; дагогические чтения на тему $ «В. И. Ленин о воспитании под-; растающего поколения». Члены | педагогического коллектива уже* подготовили ряд докладов, в том* числе: «В. И. Ленин о развитии* народного образования в СССР»,* «Ленин о нравственной красоте и» физическом совершенстве совет-* ского человека». ♦ В апреле будут проведены пио-* нерские сборы, торжественные линейки, посвященные подведе нию итогов, встречи со старыми большевиками, с новаторами про изводства. Состоятся юбилейные комсомольское и партийное соб рания. Тема партийного собрания! — «Соблюдение ленинских н орм ; партийной жизни — закон для + каждого коммуниста». ; В дни торжеств проведем ве- $ ч ер коллектива учителей и уча- ^щихся, посвященный 100-летию X со., дня рождения В. И. Ленина. ^ Ко.%ектив школы считает, что ; подготоеГ&а к ленинскому юби л е ю сыграет важную роль в де- ;л е воспитания у учащихся идей- } ной убежденности, преданности X Коммунистической партии и Со в е тск о й Родине. $ И. ОБУХОВА, ♦ секретарь партийного бюро ♦средней школы № I г. Липецка. ? Дорогая редакция! Это случилось в одной из школ Долгоруковского района. Мой сынишка учится там в 7 классе, учится прилежно. Шесть классов окончил на «отлично» и в первой четверти был отличником. В нашей семье случилось не счастье. Умерла бабушка, кото рую мой сын очень любил. Тя жело переживая эту потерю, мальчик дал слово в память о ба бушке учиться еще лучше. А я ему пообещала за хорошую уче бу поездку в Москву с папой. И вот кончилось первое полу годие. Перед Новым годом на родительском собрании директор школы, говоря об отличниках, упомянул и имя моего сына. Я поняла это так, что и он отлич ник. Однако потом, на елке в школе, мальчик узнал, что у него есть одна «четверка». бери чужое, будь честным». А са ми на деле поступают по-иному, Скажем, вчера в семье были гости и помешали ребенку выучить уро ки. Мать говорит: «Скажи учитель нице, что голова болела». Или, не желая посылать сына в колхоз на уборку урожая, мать или отец пишет в школу записку, что он заболел. Сын сообщил матери о предстоя щем родительском собрании. Роди тели не хотят идти, и мать просит сына: «Скажи, что я на работе». Но если родители обманывают, то почему же сыну или дочери не об мануть их, а Заодно и учительницу комсомольскую или пионерскую ор ганизации?.. Каждая мать и каждый отец искренне желают, чтобы их сын или дочь были честными и правдивыми достойными членами общества. Заме чательный советский педагог А. С Макаренко по этому поводу гово' П Р А В Д А ТОЛЬКО ПРАВДА! I •* * * • ■ Как же он переживал! Я на шла его дома всего в слезах. Испорчено было все: и праздник, и каникулы. И вот, чтобы не отравлять ему) отдых, я сходила к классному р у -' ководителю и договорилась ска зать сыну, что в школе просто ошиблись и что он — все-таки отличник. Надо было видеть, сколько радости было в его гла зах! Он прыгал, кувыркался по комнате, кричал «Ура!». И счаст ливый уехал с папой на канику лы. Но меня до сих пор мучает сомнение: а правильно ли мы с классным руководителем посту пили! Прошу ответить на этот воп рос. С искренним уважением Н. П. * * * Уважаемая товарищ Н. П.! Редакция «Ленинского знамени» попросила меня ответить- на вопрос, волнующий Вас, с которым Вы обратились в газету. Ответить мож но коротко. Если руководствовать ся требованиями педагогики и учитывать особенности детской пси хологии, надо сказать: — Вы поступили неправильно! Но такой ответ Вас не удовлет ворит, конечно. Вы хотите узнать, почему я отвечаю так. Глубоко продумав содержание Ва шего письма, я сделала вывод, что обмануть сына Вас заставила сле пая родительская любовь. И тут не вольно вспоминаешь замечательные слова детской писательницы 3. Воск ресенской: «У мамы самые добрые и лас. ковые руки, самое верное н чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остает ся равнодушным...». Это верно. Но любовь к ребенку должна быть разумной. Всем изве стно, что люди не рождаются прав дивыми и честными, так же, как не рождаются они лицемерами Или лгунами. Честность и правдивость— эти черты личности вырабатываются воспитанием в семье и школе. Ни матери, ни отцу никогда нельзя забывать об огромном значе нии личного примера. Родители дол жны быть безупречно чистыми в глазах своих детей, образцом пря моты, искренности, принципиально сти и правдивости. В семье должна быть полная неприязнь ко всякой неправде. Но это значит, что сами родители должны быть всегда на высоте; от их личного примера за висит многое, почти все. Ведь дома за ними наблюдают самые пытли вые и требовательные глаза. Многие родители часто говорят своим детям: «Не обманывай, не рил: «Чтобы добиться успеха в вос питании честности от детей, не нуж но ничего нарочито прятать. Наобо рот, можно оставлять на виду соб лазнительные вещи и приучать ре бенка относиться к ним спокойно, не проявлять жадности». Эти справедливые слова очень подходят и к данному случаю. Пря мое, правдивое и справедливое ро дительское слово много значит для того, чтобы растущий человек был честным, правдивым, принципиаль ным, нетерпимым к недостаткам. И, наконец, правдивость, даже самая нелицеприятная, сближает родитёлей и детей. Детя уважают правдивых и справедливых родите лей, прислушиваются к их веско- му слову. Многие школьники, часто не по думав, не взвесив свои силы и воз можности, дают честное слово. «Честное пионерское слово, я в сле дующей четверти буду учиться только на «пятерки», — говорит ре бенок, хотя и не готов выполнить свое обещание. Ваш сы'н в память о бабушке тоже дал слово быть от личником во второй четверти. А вы в качестве поощрения пообещали ему поездку в Москву. Все это пох вально? •Но Для выполнения поставленной перед сыном задачи Вы сами долж ны были систематически следить за его успехами: повседневно про сматривать егб дневник, тетради, посещать школу, беседовать с учи телями о его успехах, чтобы свое временно помочь мальчику добить ся должных знаний и выполнить свое обещание. Если бы это было так, «предполагающиеся оценки за вторую четверть были бы Вам и сыну известны раньше. И можно было бы принять меры для ис правлений одной четверки. Но пусть даже сын не получил бы «отлично» по всем предметам. Однако Вы видели, что сын очень старался, и это дает Вам возмож ность честно выполнить данное ему обещание и проводить его с отцом в Москву. Детям нужны знания и должное воспитание. Этому и должно быть ссе подчинено в семье. Честность и справедливость помогают нам вы растить их настоящими людьми, до стойными высокого звания членов коммунистического общества. Ошибка, которую допустили Вы, товарищ Н. ГГ., решающего значения, разумеется, не будет иметь. Но ни в коем случае нельзя, чтобы обман вошел в систему, даже в самых благих намерениях. А. КОЗЛОВА, заслуженная учительница школы РСФСР. В дни весенних школьных каникул в Липецкой средней школе № 7 проходила выставка творческих ра. бот школьников. НА СНИМКЕ: пятиклассники под руководством преподавателя по труду Евдокии Кирилловны Матве евой готовятся к конкурсу. На переднем плане Галя Лашина кроит новое платье. Фото Ю. Ардашева. П и с ь м о у ч и т е л ю А память — как небо. В ней все безмятежно ш гладко. И только над сердцем встает непонятная дрожь. Ты — мой капитан. Я спокойно склонюсь над тетрадкой, Когда ты корабль в беспокойное море ведешь. Ты — мой капитан. Не потухнет душевное золото, Схоронятся рифы, отступят огромные льды. Ты — мой капитан... И навстречу плывут горизонты, И звезды морские прозрачно глядят из воды. Так было. Но только... Однажды, как плачущий мальчик, Прощальный звонок прокричал над тобой и затих. И вдруг поняла я, как страшно летит одуванчик Седеющим пухом по лицам питомцев твоих. Прости, капитан: я сейчас не могу возвратиться, Пожать тебе руку, вернуть твоим пальцам тепло. Я в классы вхожу. Меня , жгут любопытные лица, И дрожью колени на пробном уроке свело. Быть может, однажды уйдут вдохновенья приливы, И скептики встанут, и трудно мне будет дышать. Я жечь стану бакен, чтоб прятались рифы пугливо, Чтоб мели не смели мальчишкам в пути их мешать А ты вспоминаешь, как море штурмует стобалльно. И чайками письма легли на твой столик не зря. Нет, я не боюсь, что звучать они будут банально. Держись, капитан! Я в твои уплываю моря. А ТАМБОВСКАЯ. В ТРИДЦАТЫХ годах Глеб Але хин написал наивную и муд рую книгу. Малограмотный рабочий решил одолеть «все го Ильича» и принялся за тридцать ленинских томов. Пересказывать произведение ис кусства ---- занятие крайне неблаго дарное. Но нас в данном случае ин тересуют не художественные досто инства" книги, а сам факт, давший ей жизнь/ факт прозрения человека, его постепенного и трудного, но тем более радостного приобщения к сокровищнице знаний, мыслей Ильича. Книги Ленина сопутствуют нам всю жизнь, ибо свою жизнь мы строим по Ильичу. Основополагаю щие идеи революционной теории сочетаются в его трудах с конкрет ными знаниями, характеристиками, наблюдениями. Каждый читает Ле нина по-своему. Но каждый когда- то — кто раньше, кто позже — бе рет в руки книгу Ильича в первый раз. Многие учителя, идя навстречу желаниям своих воспитанников, на уроках истории, обществоведения, литературы, географии, физики и других предметов не забывают увя зывать очередную тему с каким-ли бо высказыванием или с какой-либо работой Ленина по данному вопро су- Интересно ведет ленинскую тему на своих уроках географ Дуровской средней школы Добринского района А. Н. Клейменов. При изучении раз дела «Охрана природы» он отме тил, что В. И. Ленин с особой лю бовью относился к природе, к рас тительному и животному миру. Учи тель рассказал учащимся поучитель ную историю со срубленной елкой в Горках. Когда Владимир Ильич уз нал, что по распоряжению заведую щего санаторием была спилена ел ка, он потребовал, чтобы этого не радивого руководителя подвергли кратковременному аресту. В. И. Ленин всегда принимал ак тивное участие в разработке зако нов о правильном использовании природных богатств. А. Н. Клейме нов подробно познакомил своих воспитанников с этими законами. — Курсы географии 5—7 классов, — говорит учитель, — не содержат материала, связанного с жизнью и деятельностью В. И. Ленина. И все- таки я в отдельных случаях, излагая ту или иную тему, использую неко торые положения из ленинских ра бот. В пятом классе при изучении раз дела «Глобус и географическая кар- Л Е Н И Н С К А Я ТЕМА НА УРОКЕ та» А. Н. Клейменов подчеркивает, что географическая карта всегда яв лялась предметом внимания Ленина, что он пользовался ею при решении многих вопросов хозяйственного строительства, что под руководством Владимира Ильича была составлена карта электрификации России, а в 1919—21 гг. по его инициативе была начата работа по составлению пер вых советских атласов учебного на значения. При изучении тем «Литосфера» и «Гидросфера» географ сообщает, что вождь революции большое зна чение придавал исследованиям недр нашей страны. И снова учитель зна комит учащихся с историческими до кументами: постановлением Совета Труда и Обороны от 24 августа 1920 года «О разведывании района Кур ской магнитной аномалии», подпи санным Лениным; письмом Владими ра Ильича к своим заместителям по СНК и СТО от 5 апреля 1922 года, где есть такие слова: «Обращаю внимание на исключительную важ ность работ по обследованию Кур ской магнитной аномалии...». Говоря о богатствах нашей Роди ны, А. Н. Клейменов приводит слова Ленина, что «...в России есть все: и железо, и нефть, и хлеб, одним словом все, что необходимо для того, чтобы жить по-человечески». От своего учителя географии пяти классники узнают, что по инициати ве Ленина в тяжелых условиях граж данской войны было начато всесто роннее изучение месторождений железной руды, угля, нефти и т. п., были сделаны первые шаги для пла номерного исследования и освоения Великого Северного морского пу ти. Ленин оказывал полное содейст вие, а зачастую лично следил за ра ботой первых советских северных экспедиций. Шестиклассники на уроках геогра фии знакомятся не только с при родными условиями и богатствами отдельных областей, материков, но и с условиями жизни населения: бытом, хозяйственной деятельно стью, использованием природных богатств, положением трудящихся в капиталистических странах, их борь бой за свою независимость, друж бой народов всех стран, знакомятся с той помощью, которую оказывает Советский Союз развивающимся странам. Все это дает возможность учителю воспитывать у ребят чувст во пролетарского интернационализ ма, социалистического патриотизма, сущность которого хорошо показа на у Владимира Ильича, говоривше го, что «... товарищем русского ра бочего в борьбе против класса ка питалистов является и рабочий не мец, и рабочий поляк, и рабочий француз, точно так же, как врагом его являются капиталисты и русские, и польские, и французские». Далее А. Н. Клейменов, указывая, что для борьбы с капиталистами трудящиеся разных стран должны объединиться, подводит учащихся к пониманию идеи В. И. Ленина: «Капитал есть сила международная. Чтобы его по бедить, нужен международный со юз рабочих, международное брат ство их». Так от урока к уроку, от темы к теме учитель А. Н. Клейме нов постепенно приобщает своих учеников к мыслям и работам Вла димира Ильича. Большую работу на уроках исто рии и обществоведения проводит со своими учениками учитель Н. И. Гаврилов. В шестом классе учащие ся знакомятся с отдельными выска зываниями В. И. Ленина об истори ческих событиях, исторических дея телях. Например, с высказыванием Ильича о Спартаке. В седьмом клас се эта работа усложняется. А девя тиклассники Н. И. Гаврилова уже приступают к конспектированию, не которых ленинских произведений. При изучении вопроса экономиче ского развития России к началу пер вой мировой войны учитель предло жил девятиклассникам дома закон спектировать ленинскую статью «Уро ки кризиса». При проверке выясни лось, что не все учащиеся правиль но умеют конспектировать. Некото рые конспектировали подробно, ,а главный вопрос учителя — в чем вы ражались уроки кризиса? — упусти ли из вида. Н. И. Гаврилову при шлось еще раз вернуться к своему заданию, подробно разъяснив, на что надо обращать внимание при чтении статьи, что выписать в свою тетрадь. При изучении ленинских произве дений Н. И. Гаврилов предлагает учащимся составлять таблицы, ди аграммы, карты и т. д. Облик великого вождя и его вли яние на молодежь учитель раскры вает при ознакомлении учащихся с историей возникновения комсомола* Большую воспитательную ценность представляют материалы о социали стическом строительстве в * годы гражданской войны. 8 них учащиеся узнают о первых коммунистических субботниках, которые были, по вы ражению В. И. Ленина, «...необыкно венно ценны, как фактическое нача- .ло коммунизма». Есть что рассказать о В. И. Ленине и учителям-физикам. На своих уро ках учитель «физики Георгиевской восьмилетней школы В. И. Кузнецов систематически знакомит старше классников с отдельными высказы ваниями Ильича. Он добивается, что бы дети сознательно усваивали мысль вождя,а не только заучивали наизусть ленинские цитаты. В рабо чем плане учителя имеется ряд ленинских произведений, с которы ми должны познакомиться ученики* В. И. Кузнецов поставил перед со бой цель — показать, как глубоко и всесторонне знал В. И. Ленин есте ственные науки, в частности, физику, как творчески использовал и обоб щал в своих трудах естественно-на учные достижения, как гениально предугадал ряд научных открытий. И учитель добился своей цели: все ученики хорошо разбираются в этих вопросах. Физик Павловской восьмилетней школы Д. Ф. Шатских при изучении в восьмом классе раздела «Электри фикация СССР», кроме материала из учебника, дает дополнительные све дения о плане ГОЭЛРО и роли В. И* Ленина в создании этого плана. Из стен советской школы должны выходить не просто образованные люди, а политически грамотные, идейно закаленные строители ком мунизма. Жизнь В. И. Ленина и его книги помогут выпускникам наших школ стать такими. Так что учителя, знакомящие на своих уроках под ростков с основными идеями и мыс лями вождя революции, делают очень нужное и важное дело. Л. СОЛОВЬЕВ. Добринекий район. Поступление ребенка в школу — рьезный экзамен не только для :го самого, но и для родителей, юверка того, правильно ли они ►спитали его, хорошо ли подгото- гли к школе. Нам, учителям, да и родителям, (зумеется, часто приходится на- подать, как первые неуспехи и «удности выливаются у ребенка в •чаяние и горькие слезы. Вспоминается случай в одной из кол Липецкого района. Было нача- э сентября, и все дети в классе уже »еренно выводили первые палочки, олько у двух мальчиков ничего не улучалось: пальцы не слушались, |(чка падала из рук, дети чувство- 1ли себя беспомощными. Оказыва- гся, все ребята в классе уже мно- >е усвоили и узнали еще в 6 лет, эгда приходили в школу на заня- 1Я к своей будущей учительнице, а гих двух детей мамы не водили, онечно, педагог не дал потерять *тям уверенность в своих силах и эмог им. Но мы должны заботить- I о подготовке дошкольника к *ебному труду. То, что это необходимо, ни у ко- ) не вызывает сомнения. Первые 7 ет жизни таят большие возможно го физического, умственного и нравственного развития ребенка, и эти возможности надо использовать. «Разве не тогда я приобрел все то, чем теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю ос тальную жизнь я не приобрел и со той доли того!»— писал Л. Н. Тол стой о времени своего раннего дет ства. Семья многое может сделать: раз вить интерес к природе, познако мить с богатствами родного языка, дать элементарные представления о технике, о труде людей. По природе своей ребенок — су щество любознательное. То, что для взрослого прописная истина, до школьника поражает, удивляет. Свой интерес он выражает в бесчисленных «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» и т. д. «Одна птица вьет гнездо на дереве, а другая лепит его под крышей дома — почему?», «На варежку упала снежинка — она гак красива—отчего?», «Солнышко ушло за гору — на небе сверкают звезды — что это такое?». Неискоренимая любознательность, изумление перед тайнами природы приобретаются ребенком от взрос лых. А его интерес к окружающему зависит от того, как и какие ответы он получает на свои вопросы. От этих ответов зависят кругозор и ум ственное развитие малыша. К сожалению, далеко не все роди тели понимают это. Занятые своими делами, они часто отмахиваются: «Займись чем-нибудь, не мешай. Мне некогда!» И даже ставят в пример товарища сына или дочери: «Вот Славик никогда не пристает к маме с глупыми вопросами, а тебе вечно что-то надо». Подобными ответами мы только гасим детскую пытливость. Расска жите ребенку о своем труде, о тру де товарищей по работе, как созда вали книгу, которую ему читают, как люди вырастили пшеницу, из ко торой изготавливают хлеб и многое другое. Гуляя с ним, знакомьте с явлениями природы, поведением птиц, животных, учите наблюдать, сравнивать — все это расширяет кругозор ребенка, обогащает его речь. Многие учителя, беседуя с детьми перед приемом в школу, замечают, что иногда у дошкольников, пришед ших из семьи и даже детского сада, скуден язык, мал словарный запас, сбивчива речь. А \ведь правильная речь— важный показатель умствен ного развития, ее надо всячески раз вивать с первых лет жизни. Не надо сюсюкать с детьми и уми ляться неуклюжими попытками ма лышей выговорить трудное слово. «Скажи, Вовочка, еще раз «велоси пед»,— предлагают родители и, ус лышав, «силовипед» — смеются. Другие стараются научить ребенка сложным словам и демонстрируют знакомым его «необыкновенные» спо собности. Все это вредно отражает ся на воспитании ребенка. Ребенок воспринимает язык непо средственно от окружающих, и если в семье правильная, культурная речь, малыш научится говорить пра вильно быстрее и легче. Важно, что бы к поступлению в первый класс он чисто произносил все звуки в сло вах. Шепелявость, картавость, дет ский лепет явятся серьезной помехой в учебе. Дети с недостатками речи становятся неразговорчивыми, замк нутыми. К пяти годам ребенок дол жен верно произносить все звуки. При нарушениях следует обратиться к логопеду, который выяснит причи ну неправильного произношения и поможет его исправить. В целях развития речи ребенка очень полезно читать ему вслух рас сказы, сказки, стихи; по содержа нию прочитанного можно с ним по беседовать, предложить пересказать короткий рассказ, небольшую по объему сказку. Таким образом вы уловите, как он запоминает и умеет ли излагать усвоенное последова тельно. Хорошим помощником в воспита нии детей могут быть и передачи для детей по радио, телевидению. Зная заранее об интересной и до ступной пониманию ребенка переда че, родители вместе с детьми по смотрят ее и потом поговорят об увиденном. Часто к 6 годам дети проявляют большое желание научиться читать. Это надо поощрять. Программа дет ского сада рекомендует к выпуску в школу освоить с детьми чтение про стого текста. Как учить ребенка читать? Ответ на этот вопрос можно получить в любой школе, детском саду. Для родителей издано специальное посо бие «Азбука для обучения детей чте нию в семье» (автор А. Воскресен ская). До школы необходимо развивать математическое мышление ребенка, сообразительность, сметливость. На учите его считать до 10—20 на кон кретных предметах: камешках, куби ках, желудях, орехах. Обучение счету можно связать с трудовой деятельностью ребенка. Полезно познакомить будущего школьника с различными видами из мерения. Даже при посещении с ним продуктового магазина нетрудно по казать ему, что сахар, крупу, кар тошку отвешивают на весах, моло ко отмеривают кружкой, а воду, со ки — стаканами. __ ^ Научите его ориентироваться в пространстве, во времени — опре делять”дни недели, не путать поня тия «сегодня», «завтра», «вчера». Многих родителей беспокоит во прос, хватит ли у рих времени на такую глубокую подготовку? Не станет ли это для семьи большой дополнительной нагрузкой? Специ ального времени потребуется не так уж много. Развитие ребенка ^проис- ходит в обычном вашем повседнев ном общении с ним. Беседа с «малы шом может возникнуть при любых обстоятельствах: по дороге в детсад, за шитьем, стиркой, за приготовле нием обеда. Нужно только стре миться к тому, чтобы это привычное общение с ребенком стало чуточку целенаправленнее и глубже, чем обычно. Чтобы подготовить ребенка к школе, мало только сообщить ему знания, чему-то научить: проверьте, способны ли ваши дети сосредото читься над выполнением задания, могут ли быть усидчивы, вниматель ны хотя бы на небольшое время. Воспитанию внимания, усидчиво сти помогут занятия с детьми дома. В течение 25—30 минут ребенок мо жет рисовать, вырезать, конструи ровать, лепить из пластилина. Надо только отвести ему место, где бы он мог сосредоточиться и никому не мешал. Поставьте столик, стул в его утолке, повесьте полочку для книг, игрушек. Он сам будет наво дить таим порядок. Не будет «мелочью» напомнить родителям и такую деталь, как вос питание самостоятельности. Ребе нок, в какой-то мере приученный к самостоятельности, успеет в школе на переменке и руки вымыть, и по завтракать. Он сам аккуратно оде нется и, может быть, вам не нужно будет ежедневно водить его в шко лу и встречать после занятий, а, са мое главное, не придется мучитель но долго усаживать за уроки, тах как приученный к самостоятельно сти он и учение воспримет как свое дело, за которое отвечает сам. Воспитание самостоятельности связано с воспитанием привычки к труду. Уже с 5—6-летнего возраста у ребенка непременна должны быть свои обязанности: уметь обслужи вать себя, одеться, умыться, .засте лить' постель, убрать свой уголок, ухаживать за цветами. Именно е этого должна начаться его трудо вая подготовка к учебе. Данные советы не исчерпывают всех вопросов подготовки ребенка х школе. Хотелось бы, чтобы% радост ная перспектива получения инте ресных знаний в 4 школе ничем не омрачалась. Надо вселить в ребен ка уверенность в свои силы, воспи тать желание учиться и уважение к учителю. ' Г, БОРОВИК. Страница подготовлена нештатным отделом «Ленинского знамени»* школ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz