Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1970 г. (г. Липецк)

' ЛЕНИНСКОЕ З НАМЯ I апреля 1970 г„ 76 (12 695) еШ М Ж Ж Ж & Ь /^ Г Г П Л Т П Т 1! И П 1П I !ГГгД И И П Е Р Е Д! ю б и л е ем ! X Сейчас все работают под де- ? визом: «100 дней до ленинского ♦ .'юбилея — 100 трудовых подар- ? ♦ ков Родине». Этот девиз стал ? ♦ основным и в нашей школе. ♦ ♦ Парторганизация и весь педаго- ? гический коллектив готовятся д о -5 стойко встретить 100-летие соф дня рождения В. И. Ленина. Вся ? ► эта работа организуется по пла- ? ну, разработанному партийным? !бюро. ? Мы ставим себе две цели: в о -^ ► первых, на уроках и во внеклас- ♦ Iсной работе пропагандировать ле- ♦ •нинское идейное наследие и, ф во-вторых, изыскивать новые ф средства повышения эффектив- ?ности учебно-воспитательной ра- ♦ боты. $ На школьных линейках члены; ^ партийного бюро рассказали: ^ученикам о задачах коллектива: 5 по достойной встрече 100-летия; ♦ со дня рождения В. И. Ленина.; ♦Комитет ВЛКСМ и совет дружи-; ♦ ны имени Скороходова обсудили: ♦ специальный план мероприятий, ♦ завели книгу, в которой ведется ♦ учет памятных дел ученического ♦ коллектива. Еженедельно во всех ♦ классах проводятся ленинские^ ♦ уроки, на которых учащиеся зна-* ^комятся с трудами В. И. Ленина, $ ♦ читают книги, слушают песни и | стихи о нем. Проведены интерес-; ные классные часы — «Ленин и % музыка», «Ленин в живописи» и | другие. ♦ В школьном кинотеатре «Авро-? ра» по заранее намеченному? плану проходив кинофестиваль ? «Ленин с нами». ? В классах проходят Ленинские* чтения. Тематика их очень раз-* нообразна. Например, в 1-х клас-* сах — «Мы — внуки Ильича», ♦ в 5-х — «Ленина знает весь* мир», в 10-х — «Ленин — вели-* кий учёный нашего времени». ? Сейчас в школе проводятся за­ ключительные этапы ленинского зачета, итоги которого будут под­ ведены на юбилейном комсо­ мольском собрании. Готовясь к? зачету, комсомольцы изучили I 2 целый ряд ленинских работ («О Е2 задачах союзов молодежи», «Го- ХХсударство и революция», «Вели- уХкий почин» и другие). Школьники готовят юбилейную? программу смотра художествен- ? ной самодеятельности. ? В дни каникул проводились п е-; дагогические чтения на тему $ «В. И. Ленин о воспитании под-; растающего поколения». Члены | педагогического коллектива уже* подготовили ряд докладов, в том* числе: «В. И. Ленин о развитии* народного образования в СССР»,* «Ленин о нравственной красоте и» физическом совершенстве совет-* ского человека». ♦ В апреле будут проведены пио-* нерские сборы, торжественные линейки, посвященные подведе­ нию итогов, встречи со старыми большевиками, с новаторами про­ изводства. Состоятся юбилейные комсомольское и партийное соб­ рания. Тема партийного собрания! — «Соблюдение ленинских н орм ; партийной жизни — закон для + каждого коммуниста». ; В дни торжеств проведем ве- $ ч ер коллектива учителей и уча- ^щихся, посвященный 100-летию X со., дня рождения В. И. Ленина. ^ Ко.%ектив школы считает, что ; подготоеГ&а к ленинскому юби­ л е ю сыграет важную роль в де- ;л е воспитания у учащихся идей- } ной убежденности, преданности X Коммунистической партии и Со­ в е тск о й Родине. $ И. ОБУХОВА, ♦ секретарь партийного бюро ♦средней школы № I г. Липецка. ? Дорогая редакция! Это случилось в одной из школ Долгоруковского района. Мой сынишка учится там в 7 классе, учится прилежно. Шесть классов окончил на «отлично» и в первой четверти был отличником. В нашей семье случилось не­ счастье. Умерла бабушка, кото­ рую мой сын очень любил. Тя­ жело переживая эту потерю, мальчик дал слово в память о ба­ бушке учиться еще лучше. А я ему пообещала за хорошую уче­ бу поездку в Москву с папой. И вот кончилось первое полу­ годие. Перед Новым годом на родительском собрании директор школы, говоря об отличниках, упомянул и имя моего сына. Я поняла это так, что и он отлич­ ник. Однако потом, на елке в школе, мальчик узнал, что у него есть одна «четверка». бери чужое, будь честным». А са­ ми на деле поступают по-иному, Скажем, вчера в семье были гости и помешали ребенку выучить уро­ ки. Мать говорит: «Скажи учитель­ нице, что голова болела». Или, не желая посылать сына в колхоз на уборку урожая, мать или отец пишет в школу записку, что он заболел. Сын сообщил матери о предстоя­ щем родительском собрании. Роди тели не хотят идти, и мать просит сына: «Скажи, что я на работе». Но если родители обманывают, то почему же сыну или дочери не об мануть их, а Заодно и учительницу комсомольскую или пионерскую ор­ ганизации?.. Каждая мать и каждый отец искренне желают, чтобы их сын или дочь были честными и правдивыми достойными членами общества. Заме чательный советский педагог А. С Макаренко по этому поводу гово' П Р А В Д А ТОЛЬКО ПРАВДА! I •* * * • ■ Как же он переживал! Я на­ шла его дома всего в слезах. Испорчено было все: и праздник, и каникулы. И вот, чтобы не отравлять ему) отдых, я сходила к классному р у -' ководителю и договорилась ска­ зать сыну, что в школе просто ошиблись и что он — все-таки отличник. Надо было видеть, сколько радости было в его гла­ зах! Он прыгал, кувыркался по комнате, кричал «Ура!». И счаст­ ливый уехал с папой на канику­ лы. Но меня до сих пор мучает сомнение: а правильно ли мы с классным руководителем посту­ пили! Прошу ответить на этот воп­ рос. С искренним уважением Н. П. * * * Уважаемая товарищ Н. П.! Редакция «Ленинского знамени» попросила меня ответить- на вопрос, волнующий Вас, с которым Вы обратились в газету. Ответить мож­ но коротко. Если руководствовать­ ся требованиями педагогики и учитывать особенности детской пси­ хологии, надо сказать: — Вы поступили неправильно! Но такой ответ Вас не удовлет­ ворит, конечно. Вы хотите узнать, почему я отвечаю так. Глубоко продумав содержание Ва­ шего письма, я сделала вывод, что обмануть сына Вас заставила сле­ пая родительская любовь. И тут не­ вольно вспоминаешь замечательные слова детской писательницы 3. Воск­ ресенской: «У мамы самые добрые и лас. ковые руки, самое верное н чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остает­ ся равнодушным...». Это верно. Но любовь к ребенку должна быть разумной. Всем изве­ стно, что люди не рождаются прав­ дивыми и честными, так же, как не рождаются они лицемерами Или лгунами. Честность и правдивость— эти черты личности вырабатываются воспитанием в семье и школе. Ни матери, ни отцу никогда нельзя забывать об огромном значе­ нии личного примера. Родители дол­ жны быть безупречно чистыми в глазах своих детей, образцом пря­ моты, искренности, принципиально­ сти и правдивости. В семье должна быть полная неприязнь ко всякой неправде. Но это значит, что сами родители должны быть всегда на высоте; от их личного примера за­ висит многое, почти все. Ведь дома за ними наблюдают самые пытли­ вые и требовательные глаза. Многие родители часто говорят своим детям: «Не обманывай, не рил: «Чтобы добиться успеха в вос­ питании честности от детей, не нуж­ но ничего нарочито прятать. Наобо­ рот, можно оставлять на виду соб­ лазнительные вещи и приучать ре­ бенка относиться к ним спокойно, не проявлять жадности». Эти справедливые слова очень подходят и к данному случаю. Пря­ мое, правдивое и справедливое ро­ дительское слово много значит для того, чтобы растущий человек был честным, правдивым, принципиаль­ ным, нетерпимым к недостаткам. И, наконец, правдивость, даже самая нелицеприятная, сближает родитёлей и детей. Детя уважают правдивых и справедливых родите­ лей, прислушиваются к их веско- му слову. Многие школьники, часто не по­ думав, не взвесив свои силы и воз­ можности, дают честное слово. «Честное пионерское слово, я в сле­ дующей четверти буду учиться только на «пятерки», — говорит ре­ бенок, хотя и не готов выполнить свое обещание. Ваш сы'н в память о бабушке тоже дал слово быть от­ личником во второй четверти. А вы в качестве поощрения пообещали ему поездку в Москву. Все это пох­ вально? •Но Для выполнения поставленной перед сыном задачи Вы сами долж­ ны были систематически следить за его успехами: повседневно про­ сматривать егб дневник, тетради, посещать школу, беседовать с учи­ телями о его успехах, чтобы свое­ временно помочь мальчику добить­ ся должных знаний и выполнить свое обещание. Если бы это было так, «предполагающиеся оценки за вторую четверть были бы Вам и сыну известны раньше. И можно было бы принять меры для ис­ правлений одной четверки. Но пусть даже сын не получил бы «отлично» по всем предметам. Однако Вы видели, что сын очень старался, и это дает Вам возмож­ ность честно выполнить данное ему обещание и проводить его с отцом в Москву. Детям нужны знания и должное воспитание. Этому и должно быть ссе подчинено в семье. Честность и справедливость помогают нам вы­ растить их настоящими людьми, до­ стойными высокого звания членов коммунистического общества. Ошибка, которую допустили Вы, товарищ Н. ГГ., решающего значения, разумеется, не будет иметь. Но ни в коем случае нельзя, чтобы обман вошел в систему, даже в самых благих намерениях. А. КОЗЛОВА, заслуженная учительница школы РСФСР. В дни весенних школьных каникул в Липецкой средней школе № 7 проходила выставка творческих ра. бот школьников. НА СНИМКЕ: пятиклассники под руководством преподавателя по труду Евдокии Кирилловны Матве­ евой готовятся к конкурсу. На переднем плане Галя Лашина кроит новое платье. Фото Ю. Ардашева. П и с ь м о у ч и т е л ю А память — как небо. В ней все безмятежно ш гладко. И только над сердцем встает непонятная дрожь. Ты — мой капитан. Я спокойно склонюсь над тетрадкой, Когда ты корабль в беспокойное море ведешь. Ты — мой капитан. Не потухнет душевное золото, Схоронятся рифы, отступят огромные льды. Ты — мой капитан... И навстречу плывут горизонты, И звезды морские прозрачно глядят из воды. Так было. Но только... Однажды, как плачущий мальчик, Прощальный звонок прокричал над тобой и затих. И вдруг поняла я, как страшно летит одуванчик Седеющим пухом по лицам питомцев твоих. Прости, капитан: я сейчас не могу возвратиться, Пожать тебе руку, вернуть твоим пальцам тепло. Я в классы вхожу. Меня , жгут любопытные лица, И дрожью колени на пробном уроке свело. Быть может, однажды уйдут вдохновенья приливы, И скептики встанут, и трудно мне будет дышать. Я жечь стану бакен, чтоб прятались рифы пугливо, Чтоб мели не смели мальчишкам в пути их мешать А ты вспоминаешь, как море штурмует стобалльно. И чайками письма легли на твой столик не зря. Нет, я не боюсь, что звучать они будут банально. Держись, капитан! Я в твои уплываю моря. А ТАМБОВСКАЯ. В ТРИДЦАТЫХ годах Глеб Але­ хин написал наивную и муд­ рую книгу. Малограмотный рабочий решил одолеть «все­ го Ильича» и принялся за тридцать ленинских томов. Пересказывать произведение ис­ кусства ---- занятие крайне неблаго­ дарное. Но нас в данном случае ин­ тересуют не художественные досто­ инства" книги, а сам факт, давший ей жизнь/ факт прозрения человека, его постепенного и трудного, но тем более радостного приобщения к сокровищнице знаний, мыслей Ильича. Книги Ленина сопутствуют нам всю жизнь, ибо свою жизнь мы строим по Ильичу. Основополагаю­ щие идеи революционной теории сочетаются в его трудах с конкрет­ ными знаниями, характеристиками, наблюдениями. Каждый читает Ле­ нина по-своему. Но каждый когда- то — кто раньше, кто позже — бе­ рет в руки книгу Ильича в первый раз. Многие учителя, идя навстречу желаниям своих воспитанников, на уроках истории, обществоведения, литературы, географии, физики и других предметов не забывают увя­ зывать очередную тему с каким-ли­ бо высказыванием или с какой-либо работой Ленина по данному вопро­ су- Интересно ведет ленинскую тему на своих уроках географ Дуровской средней школы Добринского района А. Н. Клейменов. При изучении раз­ дела «Охрана природы» он отме­ тил, что В. И. Ленин с особой лю­ бовью относился к природе, к рас­ тительному и животному миру. Учи­ тель рассказал учащимся поучитель­ ную историю со срубленной елкой в Горках. Когда Владимир Ильич уз­ нал, что по распоряжению заведую­ щего санаторием была спилена ел­ ка, он потребовал, чтобы этого не­ радивого руководителя подвергли кратковременному аресту. В. И. Ленин всегда принимал ак­ тивное участие в разработке зако­ нов о правильном использовании природных богатств. А. Н. Клейме­ нов подробно познакомил своих воспитанников с этими законами. — Курсы географии 5—7 классов, — говорит учитель, — не содержат материала, связанного с жизнью и деятельностью В. И. Ленина. И все- таки я в отдельных случаях, излагая ту или иную тему, использую неко­ торые положения из ленинских ра­ бот. В пятом классе при изучении раз­ дела «Глобус и географическая кар- Л Е Н И Н С К А Я ТЕМА НА УРОКЕ та» А. Н. Клейменов подчеркивает, что географическая карта всегда яв­ лялась предметом внимания Ленина, что он пользовался ею при решении многих вопросов хозяйственного строительства, что под руководством Владимира Ильича была составлена карта электрификации России, а в 1919—21 гг. по его инициативе была начата работа по составлению пер­ вых советских атласов учебного на­ значения. При изучении тем «Литосфера» и «Гидросфера» географ сообщает, что вождь революции большое зна­ чение придавал исследованиям недр нашей страны. И снова учитель зна­ комит учащихся с историческими до­ кументами: постановлением Совета Труда и Обороны от 24 августа 1920 года «О разведывании района Кур­ ской магнитной аномалии», подпи­ санным Лениным; письмом Владими­ ра Ильича к своим заместителям по СНК и СТО от 5 апреля 1922 года, где есть такие слова: «Обращаю внимание на исключительную важ­ ность работ по обследованию Кур­ ской магнитной аномалии...». Говоря о богатствах нашей Роди­ ны, А. Н. Клейменов приводит слова Ленина, что «...в России есть все: и железо, и нефть, и хлеб, одним словом все, что необходимо для того, чтобы жить по-человечески». От своего учителя географии пяти­ классники узнают, что по инициати­ ве Ленина в тяжелых условиях граж­ данской войны было начато всесто­ роннее изучение месторождений железной руды, угля, нефти и т. п., были сделаны первые шаги для пла­ номерного исследования и освоения Великого Северного морского пу­ ти. Ленин оказывал полное содейст­ вие, а зачастую лично следил за ра­ ботой первых советских северных экспедиций. Шестиклассники на уроках геогра­ фии знакомятся не только с при­ родными условиями и богатствами отдельных областей, материков, но и с условиями жизни населения: бытом, хозяйственной деятельно­ стью, использованием природных богатств, положением трудящихся в капиталистических странах, их борь­ бой за свою независимость, друж­ бой народов всех стран, знакомятся с той помощью, которую оказывает Советский Союз развивающимся странам. Все это дает возможность учителю воспитывать у ребят чувст­ во пролетарского интернационализ­ ма, социалистического патриотизма, сущность которого хорошо показа­ на у Владимира Ильича, говоривше­ го, что «... товарищем русского ра­ бочего в борьбе против класса ка­ питалистов является и рабочий не­ мец, и рабочий поляк, и рабочий француз, точно так же, как врагом его являются капиталисты и русские, и польские, и французские». Далее А. Н. Клейменов, указывая, что для борьбы с капиталистами трудящиеся разных стран должны объединиться, подводит учащихся к пониманию идеи В. И. Ленина: «Капитал есть сила международная. Чтобы его по­ бедить, нужен международный со­ юз рабочих, международное брат­ ство их». Так от урока к уроку, от темы к теме учитель А. Н. Клейме­ нов постепенно приобщает своих учеников к мыслям и работам Вла­ димира Ильича. Большую работу на уроках исто­ рии и обществоведения проводит со своими учениками учитель Н. И. Гаврилов. В шестом классе учащие­ ся знакомятся с отдельными выска­ зываниями В. И. Ленина об истори­ ческих событиях, исторических дея­ телях. Например, с высказыванием Ильича о Спартаке. В седьмом клас­ се эта работа усложняется. А девя­ тиклассники Н. И. Гаврилова уже приступают к конспектированию, не­ которых ленинских произведений. При изучении вопроса экономиче­ ского развития России к началу пер­ вой мировой войны учитель предло­ жил девятиклассникам дома закон­ спектировать ленинскую статью «Уро­ ки кризиса». При проверке выясни­ лось, что не все учащиеся правиль­ но умеют конспектировать. Некото­ рые конспектировали подробно, ,а главный вопрос учителя — в чем вы­ ражались уроки кризиса? — упусти­ ли из вида. Н. И. Гаврилову при­ шлось еще раз вернуться к своему заданию, подробно разъяснив, на что надо обращать внимание при чтении статьи, что выписать в свою тетрадь. При изучении ленинских произве­ дений Н. И. Гаврилов предлагает учащимся составлять таблицы, ди­ аграммы, карты и т. д. Облик великого вождя и его вли­ яние на молодежь учитель раскры­ вает при ознакомлении учащихся с историей возникновения комсомола* Большую воспитательную ценность представляют материалы о социали­ стическом строительстве в * годы гражданской войны. 8 них учащиеся узнают о первых коммунистических субботниках, которые были, по вы­ ражению В. И. Ленина, «...необыкно­ венно ценны, как фактическое нача- .ло коммунизма». Есть что рассказать о В. И. Ленине и учителям-физикам. На своих уро­ ках учитель «физики Георгиевской восьмилетней школы В. И. Кузнецов систематически знакомит старше­ классников с отдельными высказы­ ваниями Ильича. Он добивается, что­ бы дети сознательно усваивали мысль вождя,а не только заучивали наизусть ленинские цитаты. В рабо­ чем плане учителя имеется ряд ленинских произведений, с которы­ ми должны познакомиться ученики* В. И. Кузнецов поставил перед со­ бой цель — показать, как глубоко и всесторонне знал В. И. Ленин есте­ ственные науки, в частности, физику, как творчески использовал и обоб­ щал в своих трудах естественно-на­ учные достижения, как гениально предугадал ряд научных открытий. И учитель добился своей цели: все ученики хорошо разбираются в этих вопросах. Физик Павловской восьмилетней школы Д. Ф. Шатских при изучении в восьмом классе раздела «Электри­ фикация СССР», кроме материала из учебника, дает дополнительные све­ дения о плане ГОЭЛРО и роли В. И* Ленина в создании этого плана. Из стен советской школы должны выходить не просто образованные люди, а политически грамотные, идейно закаленные строители ком­ мунизма. Жизнь В. И. Ленина и его книги помогут выпускникам наших школ стать такими. Так что учителя, знакомящие на своих уроках под­ ростков с основными идеями и мыс­ лями вождя революции, делают очень нужное и важное дело. Л. СОЛОВЬЕВ. Добринекий район. Поступление ребенка в школу — рьезный экзамен не только для :го самого, но и для родителей, юверка того, правильно ли они ►спитали его, хорошо ли подгото- гли к школе. Нам, учителям, да и родителям, (зумеется, часто приходится на- подать, как первые неуспехи и «удности выливаются у ребенка в •чаяние и горькие слезы. Вспоминается случай в одной из кол Липецкого района. Было нача- э сентября, и все дети в классе уже »еренно выводили первые палочки, олько у двух мальчиков ничего не улучалось: пальцы не слушались, |(чка падала из рук, дети чувство- 1ли себя беспомощными. Оказыва- гся, все ребята в классе уже мно- >е усвоили и узнали еще в 6 лет, эгда приходили в школу на заня- 1Я к своей будущей учительнице, а гих двух детей мамы не водили, онечно, педагог не дал потерять *тям уверенность в своих силах и эмог им. Но мы должны заботить- I о подготовке дошкольника к *ебному труду. То, что это необходимо, ни у ко- ) не вызывает сомнения. Первые 7 ет жизни таят большие возможно­ го физического, умственного и нравственного развития ребенка, и эти возможности надо использовать. «Разве не тогда я приобрел все то, чем теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю ос­ тальную жизнь я не приобрел и со­ той доли того!»— писал Л. Н. Тол­ стой о времени своего раннего дет­ ства. Семья многое может сделать: раз­ вить интерес к природе, познако­ мить с богатствами родного языка, дать элементарные представления о технике, о труде людей. По природе своей ребенок — су­ щество любознательное. То, что для взрослого прописная истина, до­ школьника поражает, удивляет. Свой интерес он выражает в бесчисленных «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» и т. д. «Одна птица вьет гнездо на дереве, а другая лепит его под крышей дома — почему?», «На варежку упала снежинка — она гак красива—отчего?», «Солнышко ушло за гору — на небе сверкают звезды — что это такое?». Неискоренимая любознательность, изумление перед тайнами природы приобретаются ребенком от взрос­ лых. А его интерес к окружающему зависит от того, как и какие ответы он получает на свои вопросы. От этих ответов зависят кругозор и ум­ ственное развитие малыша. К сожалению, далеко не все роди­ тели понимают это. Занятые своими делами, они часто отмахиваются: «Займись чем-нибудь, не мешай. Мне некогда!» И даже ставят в пример товарища сына или дочери: «Вот Славик никогда не пристает к маме с глупыми вопросами, а тебе вечно что-то надо». Подобными ответами мы только гасим детскую пытливость. Расска­ жите ребенку о своем труде, о тру­ де товарищей по работе, как созда­ вали книгу, которую ему читают, как люди вырастили пшеницу, из ко­ торой изготавливают хлеб и многое другое. Гуляя с ним, знакомьте с явлениями природы, поведением птиц, животных, учите наблюдать, сравнивать — все это расширяет кругозор ребенка, обогащает его речь. Многие учителя, беседуя с детьми перед приемом в школу, замечают, что иногда у дошкольников, пришед­ ших из семьи и даже детского сада, скуден язык, мал словарный запас, сбивчива речь. А \ведь правильная речь— важный показатель умствен­ ного развития, ее надо всячески раз­ вивать с первых лет жизни. Не надо сюсюкать с детьми и уми­ ляться неуклюжими попытками ма­ лышей выговорить трудное слово. «Скажи, Вовочка, еще раз «велоси­ пед»,— предлагают родители и, ус­ лышав, «силовипед» — смеются. Другие стараются научить ребенка сложным словам и демонстрируют знакомым его «необыкновенные» спо­ собности. Все это вредно отражает­ ся на воспитании ребенка. Ребенок воспринимает язык непо­ средственно от окружающих, и если в семье правильная, культурная речь, малыш научится говорить пра­ вильно быстрее и легче. Важно, что­ бы к поступлению в первый класс он чисто произносил все звуки в сло­ вах. Шепелявость, картавость, дет­ ский лепет явятся серьезной помехой в учебе. Дети с недостатками речи становятся неразговорчивыми, замк­ нутыми. К пяти годам ребенок дол­ жен верно произносить все звуки. При нарушениях следует обратиться к логопеду, который выяснит причи­ ну неправильного произношения и поможет его исправить. В целях развития речи ребенка очень полезно читать ему вслух рас­ сказы, сказки, стихи; по содержа­ нию прочитанного можно с ним по­ беседовать, предложить пересказать короткий рассказ, небольшую по объему сказку. Таким образом вы уловите, как он запоминает и умеет ли излагать усвоенное последова­ тельно. Хорошим помощником в воспита­ нии детей могут быть и передачи для детей по радио, телевидению. Зная заранее об интересной и до­ ступной пониманию ребенка переда­ че, родители вместе с детьми по­ смотрят ее и потом поговорят об увиденном. Часто к 6 годам дети проявляют большое желание научиться читать. Это надо поощрять. Программа дет­ ского сада рекомендует к выпуску в школу освоить с детьми чтение про­ стого текста. Как учить ребенка читать? Ответ на этот вопрос можно получить в любой школе, детском саду. Для родителей издано специальное посо­ бие «Азбука для обучения детей чте­ нию в семье» (автор А. Воскресен­ ская). До школы необходимо развивать математическое мышление ребенка, сообразительность, сметливость. На­ учите его считать до 10—20 на кон­ кретных предметах: камешках, куби­ ках, желудях, орехах. Обучение счету можно связать с трудовой деятельностью ребенка. Полезно познакомить будущего школьника с различными видами из­ мерения. Даже при посещении с ним продуктового магазина нетрудно по­ казать ему, что сахар, крупу, кар­ тошку отвешивают на весах, моло­ ко отмеривают кружкой, а воду, со­ ки — стаканами. __ ^ Научите его ориентироваться в пространстве, во времени — опре­ делять”дни недели, не путать поня­ тия «сегодня», «завтра», «вчера». Многих родителей беспокоит во­ прос, хватит ли у рих времени на такую глубокую подготовку? Не станет ли это для семьи большой дополнительной нагрузкой? Специ­ ального времени потребуется не так уж много. Развитие ребенка ^проис- ходит в обычном вашем повседнев­ ном общении с ним. Беседа с «малы­ шом может возникнуть при любых обстоятельствах: по дороге в детсад, за шитьем, стиркой, за приготовле­ нием обеда. Нужно только стре­ миться к тому, чтобы это привычное общение с ребенком стало чуточку целенаправленнее и глубже, чем обычно. Чтобы подготовить ребенка к школе, мало только сообщить ему знания, чему-то научить: проверьте, способны ли ваши дети сосредото­ читься над выполнением задания, могут ли быть усидчивы, вниматель­ ны хотя бы на небольшое время. Воспитанию внимания, усидчиво­ сти помогут занятия с детьми дома. В течение 25—30 минут ребенок мо­ жет рисовать, вырезать, конструи­ ровать, лепить из пластилина. Надо только отвести ему место, где бы он мог сосредоточиться и никому не мешал. Поставьте столик, стул в его утолке, повесьте полочку для книг, игрушек. Он сам будет наво­ дить таим порядок. Не будет «мелочью» напомнить родителям и такую деталь, как вос­ питание самостоятельности. Ребе­ нок, в какой-то мере приученный к самостоятельности, успеет в школе на переменке и руки вымыть, и по­ завтракать. Он сам аккуратно оде­ нется и, может быть, вам не нужно будет ежедневно водить его в шко­ лу и встречать после занятий, а, са­ мое главное, не придется мучитель­ но долго усаживать за уроки, тах как приученный к самостоятельно­ сти он и учение воспримет как свое дело, за которое отвечает сам. Воспитание самостоятельности связано с воспитанием привычки к труду. Уже с 5—6-летнего возраста у ребенка непременна должны быть свои обязанности: уметь обслужи­ вать себя, одеться, умыться, .засте­ лить' постель, убрать свой уголок, ухаживать за цветами. Именно е этого должна начаться его трудо­ вая подготовка к учебе. Данные советы не исчерпывают всех вопросов подготовки ребенка х школе. Хотелось бы, чтобы% радост­ ная перспектива получения инте­ ресных знаний в 4 школе ничем не омрачалась. Надо вселить в ребен­ ка уверенность в свои силы, воспи­ тать желание учиться и уважение к учителю. ' Г, БОРОВИК. Страница подготовлена нештатным отделом «Ленинского знамени»* школ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz